Сочинение воспитание и образование в комедии недоросль

Произведение «Недоросль» была написано в 1781 году. Данная комедия является неотъемлемой частью литературы 18 века. Произведение Дмитрия Ивановича Фонвизина несет в себе социальное и политическое значение. Оно рассказывает о том беспорядке, который творился по отношению к безвольным людям. Землевладельцы считали, что отняли у крестьян всё, что могли и больше от них ничего взять.

В Comedy абсолютно точно описывается тема воспитания и образованности. Главным нюансам в личности главного героя было то, что он не получил должного образования. По приказу императора дети дворянских семей должны были обучаться до тех пор, пока им не исполнится 20 лет.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Данный указ касался только лишь юношей. А в случае его невыполнение запрещалось создавать семьи и отдавать долг родине. Главный герой – Митрофан, как и большинство его сверстников, получал мнимое образование. Помимо этого, Митрофан вел фиктивную службу.

Пока он сидел дома, ему присваивались различные звания и он получал незаслуженные награды.

Безусловно, в данном произведении есть и благоприятные герои. К примеру, Правдин и Стародум. По их мнению иметь образование куда важнее, чем быть аристократом. Также они уверены в том, что истинному дворянину должны быть присущи жизненные значимости.

Конечно же, ответственность за то, что Митрофан обладает рядом негативных качеств, лежит на его матери. Она невольно научила сына всем своим недостаткам: невежливости, алчности, бессердечности, горделивости… Женщина объединила в себе немало отрицательных качеств. В ее роду признаком дворянства считалась именно необразованность.

Люди, окружающие Митрофана с самого детства, сотворили из юноши неуча и негодяя. Простакова же избаловала сына, даже не сознавая, что тем самым делает ему только лишь хуже. Педагоги, которые были наняты для Митрофана, не научили его элементарным вещам и нормам поведения.

Наверное, потому что были такими же неучами, как и главный герой.

В завершение комедии хорошо заметны все последствия такого воспитания дворянина. Юноша равнодушно отвернулся от своей матери. Это несомненное последствие того, что дала Простакова сыну.

В настоящее время до сих пор остается актуальным данный вопрос. Многие родители не уделяют своим детям должного внимание. Они не прививают детям тягу к обучению, не показывают им на собственном примере какими нужно быть. В итоге мы видим таких же личностей, каким был Митрофан. Я думаю, что произведение Д.И.Фонвизина может помочь решить эту проблему. Главное, чтобы каждый начал с себя.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинения по творчеству айтматова

Оценим за полчаса!

Так же вы можете прочитать и следующие сочинения

«Путевые заметки»

Сочинение «Мой идеальный день»

«Семейная реликвия»

Источник: https://RuMozg.ru/sochineniya/po-proizvedeniyu/vospitanie-i-obrazovanie-v-komedii-nedorosl.html

Сочинение на тему: Воспитание и образование в комедии Недоросль, Фонвизин

Главная>Сочинения по произведению Недоросль

Воспитание и образование

Комедия Д. И.

Фонвизина «Недоросль» (1781) — это яркое произведение XVIII века, которое открыто повествует о проблемах, существовавших в системе дворянского воспитания и образования того времени, и высмеивает их.

Некоторые фразы героев Фонвизина были настолько злободневны, что цензоры долго отказывали автору в постановке пьесы. Но когда это все же свершилось, произведение имело большой успех у публики.

Какие же проблемы в системе воспитания и образования видит Фонвизин? Прежде всего, это нежелание дворян чему-либо учиться. Причем речь идет как о молодых представителях этого сословия, так и о взрослых.

Главные герои произведения: госпожа Простакова, муж ее, брат Тарас Скотинин — все они люди безграмотные. Они не в состоянии даже прочесть письма, присланного Софье ее дядей Стародумом. При этом Скотинин откровенно признается: «Я отроду ничего не читывал, сестрица!».

Сама же Простакова усердно старается учить сына Митрофана. Но делает она это, лишь следуя светской моде на образование. Как и положено, она приглашает к ребенку учителей и платит им «денежки». Но ее совершенно не волнует профессионализм этих преподавателей. Это уже следующая проблема, на которую указывает читателям и зрителям Фонвизин.

Так, среди учителей Митрофана находится немец Вральман, который на самом деле оказывается кучером. Он был нанят для того, чтобы учить шестнадцатилетнего недоросля «по-французски и всем наукам», но не делает этого, а лишь мешает другим педагогам.

Впрочем, этот подход к воспитанию и образованию ничуть не смущает Простакову, которая не хочет, чтобы «неволили» ее ребенка. Она «нежит» своего «Митрофанушку» до такой степени, что тот превращается в избалованного грубияна.

Образы отрицательных персонажей в произведении на первый взгляд могут показаться неправдоподобными и даже карикатурными, но на самом деле, нет в них ничего карикатурного, так как «всё взято живьём с природы». Именно так о комедии отозвался Н. В. Гоголь.

Грубый, жестокий мир необразованных Простаковых-Скотининых был для России того времени суровой реальностью. Но есть в произведении и положительные персонажи: Софья, Стародум, Правдин, Милон, Цыфиркин. Они воспитаны, учтивы и умны. И правда в комедии на их стороне.

Но несмотря на это, образы положительных героев получились у Фонвизина не столь яркими, как образы отрицательных персонажей. Лучше всего удалось автору показать именно глупость и безнравственность представителей дворянского сословия. Высмеивание этих пороков было для него единственным способом борьбы со сложившейся в России ситуацией.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Недоросль, Фонвизин
  • Характеристики главных героев произведения Недоросль, Фонвизин
  • Краткое содержание Недоросль, Фонвизин
  • Краткая биография Дениса Фонвизина

Источник: https://www.sdamna5.ru/vospitanie_nedorosl

Проблема воспитания и образования в комедии "Недоросль"

/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Проблема воспитания и образования в комедии «Недоросль»

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» была написана в 1792 году, в Эпоху Просвещения. Героями являются представители разных социальных слоев общества того века. Самой актуальной проблемой в пьесе являются проблемы воспитания и образования.
    Эти проблемы очень тесно связаны друг с другом. И на образование и на воспитание прежде всего влияют семья и окружение.

То, как тебя воспитывают и то, как с тобой обращаются, непременно отразится в будущем. Семья Простаковых не образованна. Ни один из них не умеет читать, и родной брат Простаковой Скотинин тоже. Да им это и не нужно — «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Они очень невежественны и грубы.

Их фамилия (говорящая) уже указывает на их простоту, невежество и необразованность. Они – типичные представители своего рода.     Простакова – одна из главных действующих лиц комедии. Её главная черта – безумная любовь её к сыну, она хочет для него всего самого лучшего, и ей неважно, какими способами этого добиваться. Например: она хотела в жены своему сыну Софью.

И ради этого была готова выкрасть её и тайком повести под венец. Простаков же – идеальный муж для Простаковой. Не имеет своего мнения и во всем ей потакает, но его это не угнетает. «Я думал, что тебе так больше нравится», говорит Простаков.     Митрофан не образован.

Его фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» сразу дает нам четкое представление о том, как относиться Митрофан к своему образованию, но соблюдая указ царя ему приходиться. Его мама также потакает ему в этом, Простакова к Митрофану – «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне – перестань».

У Митрофана нет никакой мотивации чтобы учиться. Ему это не надо. Когда он должен был идти на урок, ему становиться плохо, и мама разрешает ему не идти, но вот он уже готов бежать во двор гулять. Он понимает, что ему за это ничего не будет, потому что его мама слишком сильно его любит, для того чтобы ругать. «Не решай эту задачку» — говорит ему мать.

Однако, нежелание Митрофанушки это не единственное препятствие к его образованию. У него не самые хорошие учителя. Кутейкин, к примеру, его уволили из семинарии из-за того, что он не смог освоить курс наук. Цыферкин – отставной сержант, пытающийся научить Митрофанушку арифметике, но тот ничему учиться не желает — «Дал мне бог ученика боярского сынка.

Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет». Вральман – бывший кучер. Пошел работать учителем, потому что не было другой профессии. И учил Митрофанушку «всем наукам», но так ничему и не научил.

И дверь для него это «прилагательное, потому что приложено к своему месту, а вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна»
    Митрофанушка очень глуб, невежественен и ленив.

Он, как и его мать, ни во что не ставит своего родного отца Простакова, издевается над ним, над слугами, но зато мамой он вертит как хочет, потому что та в нем души не чает и он это понимает. В эпизоде, когда мать Митрофана пытается выдать Софью замуж за своего сыночка, на главный план выходят персонажи Митрофанушки и Скотинина.

Скотинин тоже хочет жениться на Софье и на этой почве у них с Митрофаном и с его матерью, его сестрой, возникает вражда и дело даже доходит до драки.
    Отношение Митрофана к своим родителям очень своеобразно. Он не испытывает к ним особой любви, да даже благодарности. Он принимает это как должное. Однако, к матери он относиться гораздо лучше, чем к своему отцу.

Когда Простакова спрашивает его, что ему снилось, он отвечает – «Да дрянь всякая, то ты, матушка, то батюшка. Лишь стану засыпать, то и вижу, как ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль тебя стало, ты так устала колотя батюшку»
    Жадные, грубые, невежественные Простаковы и Скотинин смотрят на своих крепостных как на рабочий скот.

Они для них и хозяива и судьи и палачи, если понадобиться. Они обращаются с ними к с вещью. Простакова очень груба со своими слугами, она их даже не уважает.
    «Поучи нас, как ободрать крестьян» — обращается Простакова к своему брату, Скотинину. Ей нечего больше с них сдирать, она и так уже это сделала, но ей нужно ещё.

Простакова взяла всю власть над крестьянами на себя. Она даже может их ударить, если ей вздумается, и они ничего не смогут ей на это сделать. В комедии автор пытался донести до читателя, то, что жестокость по отношению к людям никогда никогда не сможет принести счастья и что так нельзя делать и нужно решать всё другим путем.
     Комедия заканчивается фразой Стародума «Вот и злонравия достойные плоды». В этой пьесе Стародум является героем-резонером, что означает, что именно через этого персонажа автор, пытается донести до нас свою точку зрения, свою позицию. А именно, что бесчеловечная любовь не может осчастливить не родителей, ни детей. Правдин к Митрофану: «К тебе её безумная любовь довела её до большего несчастья»

    Фонвизин считает что если ты имеешь доброе сердце и душу, то ты будешь человеком во всякое время. «Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище»

Добавил: irequirefob

42381 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00352761414979398796/woid/00044601184773070599/

Проблемы воспитания и образования в комедии Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль" — Сочинения по русскому языку и литературе для 1-11 классов

В своем произведении «Недоросль» Денис Иванович поднимает много социальных проблем, которые можно было встретить в русских семьях конца восемнадцатого века. Самыми острыми проблемами в этом произведении стали две: проблема воспитания и проблема образования.

На протяжении всех действий комедии мы видим жизнь помещичьей семьи Простаковых и их родственников. Верховодит в семействе мать Простакова. Ее мнение не обсуждается, ее побаивается муж. Их сын Митрофанушка ленивый и недалекий подросток. Он хочет только играть, есть, пить и жениться.

С самого начала пьесы становится понятно отношение Простаковой к учебе. Она ругает Тришку за то, что он плохо сшил кафтан для ее сына. Тришка пытается защищаться, говорит, что надо было кафтан у портного заказывать. Простакова его ругает, что он сам должен кафтан шить и учиться этому не надо.

Мать обожает сына, но не видит пользы от наук. Она ругает учителей Цыфиркина и Кутейкина за то, что они перегружают Митрофанушку науками. Когда приходит время заниматься, Митрофанушка старается увильнуть от занятий всеми возможными способами. У него нет желания учиться.

Когда матушка хочет показать образованность сына Стародуму, она просит учителей дать сыну задание. Митрофанушка же требует от Цыфиркина давать задания по пройденному материалу. Учитель говорит Митрофанушке о том, что нельзя повторять только старый материал, толку от этого мало.

Но даже задачи по пройденному материалу Митрофанушка решить не старается. Простакова заявляет, что задания глупые, нечего ребенку ломать над ними голову. Она даже не может понять, что без решения таких задач ее сын в будущем не сможет вести хозяйство.

Потом приходит очередь Кутейкина заниматься с Митрофанушкой чтением. Простакова снова мешает учителю, в чем ее активно поддерживает Вральман.

Вральман в прошлом служил кучером, а в семью Простаковых попал учителем французского языка и других наук. Произошло это из-за необразованности Простаковых, которые не смогли понять уровень знаний этого человека. Вральман конфликтует с Цыфиркиным и Кутейкиным. Он сам не способен ничему полезному научить Митрофанушку и им мешает.

В разговоре между собой учителя выказывают недовольство Адамом Адамовичем. Только они начинают занятия, он приходит и срывает их. Вральман постоянно напоминает о вреде учебы для здоровья. В разговоре с ним Простакова жалуется на то, что стало слишком много умных людей.

Вральман же советует ей не заставлять Митрофанушку учиться, убеждает в том, что необразованных людей намного больше и Митрофанушке лучше общаться с ними.

В противоположность этим персонажам в комедии есть образованные люди. Это учителя Цыфиркин и Кутейкин, чиновник Правдин, Стародум и его племянница, Милон. Эти персонажи понимают ценность образования, они видят всю недалекость семейства Простаковых и Скотинина. Им неприятна их необразованность и грубое поведение.

Учителя Цыфиркин и Кутейкин прекрасно понимают, что не могут обучить Митрофанушку своим наукам. Они жалуются друг другу на глупость ученика и козни Вральмана. В конце концов, они даже затевают драку с Вральманом, чтобы отомстить ему за его козни в обучении.

Стародум тоже ценит образованность, воспитанность и честность. Ему противно само общение с Простаковыми.

Читайте также:  Сочинение-описание по картине сикстинская мадонна рафаэля

Вторая проблема, которую Фонвизин поднял в этой комедии, это проблема воспитания. Простаковы невоспитанны. Мать Простакова привыкла всеми командовать, бить слуг за любую провинность. У нее все вокруг виноваты, только сыночек непогрешим. Ее брат Скотинин тоже не отличается хорошими манерами, да и хорошим отношением к людям. Он готов силой взять Софью в жены. Он ценит свиней больше людей.

Когда Простаковы узнают о возвращении дяди Софьи, они пугаются. Простакова старается заискивать перед Стародумом, но только демонстрирует свою невоспитанность и глупость. Ради выгоды сына она готова идти на преступление.

Сын Простаковых Митрофанушка никого не любит и не уважает. Он издевается над отцом, руководит действиями матери, а в конце комедии отталкивает ее. Он дает матери понять, что они с отцом ему надоели, он ими не дорожит.

На мой взгляд, Фонвизин пытается донести до читателя мысль о том, что только образованный и воспитанный человек достоин уважения, и ценен для общества.

Поделись сочинением с друзьями!

Похожие сочинения:

Источник: https://alfasoch.ru/sochineniya-po-literature/fonvizin-nedorosl.html

Сочинение на тему: проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Комедия Недоросль и сегодня изучается в школе и до сих пор является актуальной. Ведь автор затрагивает разные проблемы, что волнуют людей и в настоящее время. Одна из таких проблем есть проблема воспитания в комедии Недоросль.

Проблема воспитания в комедии Фонвизина

Тема воспитания всегда не давала покоя Фонвизину, который был за просвещение страны, за то чтобы граждане воспитывались по строгим правилам и были достойными гражданами.

Вот Фонвизин и поднимает в своем произведении проблему воспитания, ведь высший свет состоял из дворян, чье воспитание было поставлено дурно. Повсюду было самодурство и вседозволенность.

Закрывать глаза на это было попросту невозможно, вот и поднимается автором проблема воспитания в комеди.

Нам же предстоит сегодня написать сочинение по комедии, поднимая проблему воспитания. Достаточно обратить свое внимание на таких героев как Простакова, которая даже читать не умела, и не считала данное умение необходимым. Да и Скотинин тому пример, который с отроду ничего не читывал.

Раскрывая проблему воспитания истинного гражданина, автор показал два взгляда на воспитание. Это патриархальный взгляд, которого придерживалась Простакова. И здесь результатом ее деятельности и воспитания мы видим Митрофана, которого решили учить грамоте, чтобы пробиться в высшее общество.

Простакова говорит Митрофану, чтобы учился для виду, а он тому и рад, ведь он не хочет учиться, ищет любые поводы, чтобы уйти от учебы.

В итоге, за три года он при упоминании науки истории говорит, что и сам знает несколько историй, а дверь у него может быть как прилагательное, так и существительное. Об арифметике и других науках и вовсе говорить не стоит. Митрофанушка невежда, ничего не знает и не стремится к познаниям.

При этом в Недоросли проблема воспитания и образования заключается и в том, что и сами учителя, которые должны были научить молодого человека наукам, не настаивают на учебе. Да и чему они могут научить, когда один из них бывший кучер.

Цыфиркин дал все, что знал, а это говорит о том, что нужно полностью менять систему образования.

Благодаря таким героям, как Простакова, Скотинин, Митрофан, мы и можем ответить на вопрос, как раскрывается проблема воспитания в комедии.

Именно из-за старых взглядов, из-за лени, из-за отсутствия стремления к познаниям, из-за взрослых, которые являясь примером для подражания, Митрофанушки ведут себя наихудшим образом и будет существовать проблема воспитания.

Но, не все так плохо, ведь Фонвизин при этом рисует и других героев, таких как Стародум, Правдин, которые придерживались других взглядов. Они поддерживали просветительство и развитие.

При этом и среди молодого поколения есть те, кто хочет развиваться, хочет стремиться к лучшему и здесь появляются образы Софьи и Милона. Эти герои были образованными, честными, добрыми и справедливыми людьми. И пока такие люди есть, страна будет двигаться вперед, ну а Митрофанушки, они были, есть и будут, главное, чтобы мы сами не стали их подобием.

Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-problema-vospitaniya-v-komedii-d-i-fonvizina-nedorosl.html

Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

  • Государственное учреждение образования
  • “Гурновщинский учебно-педагогический комплекс
  • детский сад — базовая школа Клецкого района”
  • Урок русской литературы
  • в 9 классе

Тема: Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”

  1. (с использованием мультимедийной презентации)
  2. Подготовила:
  3. учитель русского
  4. языка и литературы

Хавнская Н.В.

  • 2016
  • План-конспект урока русской литературы в 9 классе
  • _______________________

Тема: Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

  1. Цель и задачи:
  2. — создание условий для осмысления проблемы воспитания и образования героев произведения, расширения их кругозора, их жизненного опыта;
  3. — помочь учащимся увидеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий;
  4. — содействовать развитию ряда важных психологических характеристик личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению событий литературного произведения и своего собственного жизненного опыта; способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, выделению противоречий и формулированию проблем;
  5. — воспитывать у учащихся стремление к образованию и самовоспитанию.
  6. Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации
  7. Технология: развитие критического мышления (диалоговое обучение)
  8. Формы работы на уроке: работа в группах, в парах, индивидуальная
  9. Оборудование: мультимедийная презентация, записи на доске, раздаточный материал, словари, текст комедии, эпиграф:
  10. Вот злонравия достойные плоды!

Д.И.Фонвизин

Воспитание начинается с колыбели.

В.А.Жуковский

Оно (воспитание) и должно быть

залогом благосостояния государства.

Д.И.Фонвизин

Ход урока

1. Организационный момент. Введение

— Рада приветствовать сегодня на уроке тех, кто готов рассуждать и анализировать; тех, кто немножко волнуется; тех, кто подготовил дома задание пятого уровня; тех, кто небезразличен к проблемам других. Я надеюсь, что на уроке вы будете, как и прежде, работоспособны и креативны.

  • 2. Мотивация учебной деятельности
  • Презентация «Недоросль» Фонвизина в театре».
  • — Узнали, что это за произведение? (ответы учащихся)

— Правильно. Это комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль».

— Сценическая жизнь комедии началась с 1782 года, когда впервые была поставлена актерами придворного театра. И до сих пор пьеса не сходит со сцены и пользуется большой популярностью.

— Вы видите на слайдах сцены из спектакля Малого театра Г.Москвы. Каждый актер считает большой честью для себя сыграть в этом бессмертном творении Фонвизина.

— Как вы думаете, почему же пьеса, которая не сходит со сцены вот уже более 200 лет, до сих пор привлекает внимание современного зрителя и читателя?

— Задумались? Обратите внимание на эпиграфы, там вы найдёте подсказку! (ответы учащихся)

(В ней освещаются проблемы, актуальные и сегодня: воспитание, образование, проблемы отцов и детей).

3. Этап целеполагания

— Правильно, ребята. А как вы думаете, почему я сейчас у вас это спрашиваю? Да, именно проблема воспитания станет сегодня темой нашего урока, а точнее: «Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

— Передовой человек своего времени, Фонвизин был убеждён в безграничных возможностях просвещения, веря, что с его помощью удастся переустроить общество на началах разума и справедливости. Одним из главных средств осуществления этой программы он считал развитие знаний в дворянской среде в сочетании с воспитанием юношества в духе патриотического служения своей стране.

— Ребята, нам уже известна тема нашего разговора. Давайте сейчас сформулируем цели нашего урока. (Ответы учащихся).

— Давайте опять обратимся к одному из наших эпиграфов «Вот злонравия достойные плоды!».

— Как вы понимаете эти слова, и вспомните, кто их сказал?

(Злой нрав госпожи Простаковой привел ее к краху, а сына она превратила в морального колеку. Стародум)

— Итак, рассмотрим сегодня на уроке, какие же плоды воспитания и образования получила Простакова. И что к этому привело.

4. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания

— Проблема воспитания и образования – одна из центральных в пьесе. Но прежде чем мы выясним авторскую позицию, хотелось бы услышать ваше мнение, выяснить ваше отношение к этому вопросу.

— Как вы понимаете термины воспитание и образование? Дома вы работали с толковым словарем. Дайте толкование этим словам. (воспитание – целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в обществе; образование – обучение, просвещение. Совокупность знаний, полученных специальным обучением.)

1) В ходе беседы все ответы фиксируются в таблице (раздаточный материал).

Работа в парах

Определение понятия «образование» Понятие «образованный человек» Преимущества образования, образованного человека Недостатки образования, образованного человека Взаимосвязь образования и воспитания
  1. — Какого человека можно назвать образованным?
  2. — Что даёт человеку образование?
  3. — В чём недостатки образования?

— Взаимосвязаны ли образование и воспитание? Какое качество важнее для человека и почему? (Ответы учащихся)

2) На пятый уровень вам было предложено выписать из реплик героев комедии цитаты о воспитании и просвещении. Давайте зачитаем, что у вас получилось.

5. Системная актуализация знаний. Работа с текстом комедии

— По сюжету и названию – пьеса о том, как обучали молодого дворянина, «недоросля».

— Давайте вспомним, кого в 18 веке называли недорослем?

— Как вы думаете, ребята, каковы составные воспитания и образования? Что нужно, чтобы получить образование?

  • (записать на доске:
  • Семья
  • окружение (среда, общество)
  • школа (образование, учителя)

— Недаром В.Жуковский говорил, что «воспитание начинается с колыбели». Это наш второй эпиграф. Как вы понимаете эти слова?

— Мне хочется ещё добавить, что для того, чтобы получить образование, нужно желание учиться и хорошие учителя.

— Давайте сейчас и рассмотрим с вами, как учится Митрофан.

— Вспомните, как отвечает Митрофан на заботливые уговоры Еремеевны поучиться «хоть немножко». (Отвечает грубостью, бранью: «Не хочу учиться, а хочу жениться».)

— А каких успехов в учёбе добился Митрофан? Зачитайте из текста. (Цифиркин третий год бьётся с Митрофаном, но тот и «трёх перечесть не умеет». Успехи в грамоте таковы, что «по сесть час, кроме задов, новой строчки не разберёт».)

— Каково отношение к образованию, учению у Простаковой, Скотининых? (Рассказ Простаковой о своих родителях: «прокляну робёнка, который что-нибудь переймёт у басурманов…».

Источник: https://multiurok.ru/files/probliema-vospitaniia-i-obrazovaniia-v-komiedii-d-.html

Тема воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина

Теме воспитания в этом произведении отведена большая роль. На самом деле, все крутится вокруг темы обучения Митрофанушки, его учителей, принципов его родителей и остальных.

Его мама и папа практически гордятся тем, что их ничему не учили. Они считают, что богатство нажить можно и без лишних знаний. Они даже не понимают, когда приехавший дядя спрашивает их об истории и географии.

Первый предмет они воспринимают, как рассказывание анекдотов, а второй… Он нужен, по их мнению, только извозчикам. И все-таки они хотят обучить сына чтению и арифметике.

Нанятые учителя ходят годами к ученику, но он совсем не старается. Ему совсем не интересно учиться. Сами учителя эти – забавные персонажи. Арифметику преподает бывший солдат Кутейкин, который не смог найти другой работы.

Он искренне считает, что не заслуживает денег за такие низкие результаты своего ученика. Второй – бывший семинарист Цыфиркин, который испугался “бездны мудрости”, он жаден, считает, сколько ему не заплатили. И самый главный учитель – Вральман Адам, немец, который на самом деле кучер.

Но он мастер рассказывать истории, делать комплименты, шутить, поэтому его в семье очень любят.

Дядя-миллионер тоже, хотя человек образованный, говорит, что не нужно чужими мыслями набивать голову. Но просто он за то, чтобы развивать душу и сердце. Он верит, что каждый может быть добрым и смелым.

Отвага может проявляться не только на фронте, но на службе, в обычной жизни.

В общем, Митрофанушку учат кое-чему, но очень плохо. На самом деле, и учителя не самые лучшие, а уж ученик – самый ленивый. А о воспитании речи не идет – никакого хорошего примера парню не подают, над добротой смеются. Его не одергиваю, когда он врет и грубит. Митрофан учится только подлизываться и обманывать.

Пусть бы и был неучем, но хотя бы добрым, а тут он агрессивный.

В финале даже мамочка разочаровывается в воспитании своего сына, она видит, что он нехороший человек. Думаю, что у него еще есть шанс исправиться.

Образование и воспитание в произведении Недоросль Фонвизина

Фонвизин написал произведение, которое назвал “Недоросль”. И недаром название комедии именно такое. Именно оно дает подсказку, о чем будет идти речь в произведении.

Много разных тем раскрыл в своем произведении Фонвизин, так как его произведение именно потому и призвано считать очень глубоким текстом, и моральным. Ведь это произведение хоть и скрыто под комедию, но на самом деле – очень моральное, ведь там раскрывается то, что в жизнь очень актуально – как такие качества: глупость, жадность, жестокость, равнодушие и так далее.

Именно потому автор показывает – насколько важно этого избежать в жизни, когда воспитывается собственных детей. И все идет от родителей.

Ведь именно они поначалу направляют своего ребенка, давая ему хороший пример, или же плохой. Хотя и от самого ребенка зависит – как воспринимать все, что дают ему родители.

Автор произведения сильно подчеркивает и как главную выделяет тему – тему о воспитании детей в семье.

И он даже не только ругает самих родителей главного персонажа – Недоросля, так как этих его родителей ведь когда-то воспитывали и другие родители, их самые. А потому он показывает, насколько должны были быть глупыми и жестокими такие родители, если воспитали таких детей.

Фонвизин показывает в комедии – как пытаются воспитать своего ребенка родители. Ведь мать, которую зовут Простакова, и недаром к тому же, хочет найти учителя, который бы хорошо учил ребенка.

Но ей удается найти просто мошенника, который не учит ребенка, который остается невежественным и глупым. А отец грубый и равнодушный к своему чаду в этом случае.

Его больше заботит его положение в обществе, как случай еще большего обогащения.

Одним словом, мать и отец – вовсе не правильно воспитывают парня, который уже достаточно рослый, так как у взрослых просто нет таких навыков и моральных устоев.

Сочинение Тема воспитания в комедии Фонвизина “Недоросль”

Огромную роль в жизни каждого человека имеет воспитание и образование. Именно от этих двух составляющих зависит успех каждого человека в жизни, зависит отношение этого человека к жизни, к окружающему миру и к другим людям.

Проблема воспитания интересует, как государство, так и каждого жителя страны. Много авторов затрагивают эту тему. Одним из таких оказался Д. И. Фонвизин написавший комедию “Недоросль”. Именно в этом произведении остро рассматривается тема воспитания и образования человека.

Название сразу говорит нам, что в произведение речь будет идти не о хорошо развитом и умном человеке, а о недоучке. Митрофан, так зовут главного героя комедии, растет в семье, где не знакомы такие понятия, как доброта, милосердие, сострадание и помощь. Он растет на примере своей матери, которая жестока, обращается с людьми, презирает окружающих, является жадной и злой личностью.

Такой пример заставляет сына поступать также. Митрофан совсем не хочет учиться. Образование ему чуждо.

  • Делает он это только по повелению матушки, а та по велению Петра первого.
  • Читая это произведение необходимо задуматься не только детям, но и их родителям о важности хороших манер, правильных примерах поведения и о важности образования.
  • Сочинение для 8 класса по литературе, 7, 9 класс
Читайте также:  Образ города в поэме медный всадник пушкина

Источник: https://studentguide.ru/shkolnye-sochineniya/tema-vospitaniya-i-obrazovaniya-v-komedii-nedorosl-fonvizina.html

Тема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

После указа Екатерины II «О вольности дворянства» помещики становятся особо жестокими и невежественными. В связи с этим просвещенные люди начинают беспокоиться о будущем страны, так как принципы воспитания дворянства сводятся к невежеству и самодурству. Из сложившейся ситуации Д.И. Фонвизин видит лишь один выход – возвращение к идеям просвещения – добра, чести и долга.

Тему воспитания можно считать центральной в пьесе Фонвизина «Недоросль». Автор раскрывает проблематику на примере воспитания сына Простаковой Митрофана и племянницы Стародума Софьи.

Влияние Простаковой на воспитание сына

Простакова оказывает несомненное влияние на развитие своего сына Митрофана. В переводе имя Митрофан обозначает «являющий свою мать», что полностью отражает его образ.

 Простакова, жестокая с крепостными, с членами своей семьи, руководствуется в жизни лишь собственными желаниями. Подобное поведение уничтожает в ней остатки достоинства и уважения. Так Фонвизин пытается донести до общества, что образ жизни современного поместного дворянства разрушителен.

Так Митрофан копирует манеру поведения матери, особенности ее общения с окружающими. Он без тени сомнения издевается над Еремеевной, относится пренебрежительно к собственным родителям, называя их дрянью.

Воспитание Митрофана

Митрофан избалован, невежествен, ленив и эгоистичен, его интересуют лишь собственные развлечения, ему чужд труд умственный и физический.

Нанятые для его обучения учителя не способны дать ему настоящих знаний, но и тот минимум, который они дают ему, Митрофан не способен усвоить.

Сквозь смех автора над невежеством недоросля Митрофанушки мы слышим отчетливое негодование и тревогу за будущее России – на таких людях будет основываться будущее страны.

Выражение авторской позиции по проблеме воспитания

Фонвизин вкладывает собственное представление о воспитании подрастающего поколения в уста Стародума, который передает личный опыт племяннице Софье. Именно в научении молодого поколения старшим Фонвизин видит идеал становления будущих вершителей судеб родного государства.

Стародум беседует с девушкой на самые разные темы – о благородстве дворянина, которое выражается в количестве совершенных им добрых дел, о богатстве, которым нужно делиться с теми, кто в этом нуждается больше тебя. Семейные отношения, по мнению героя, строятся по принципу: муж должен повиноваться рассудку, а жена мужу. А главное в жизни – ощущать себя достойным тех благ, которыми обладаешь.

Заключение

Проблема воспитания – центральная в комедии «Недоросль». Она неразрывно связана с мыслями о будущем России. Автора пугает, что поместное дворянство превращается в невежественную массу. Основной надеждой Фонвизина становится возвращение к принципам просвещения. Я думаю, что в форме пьесы Фонвизин излагает собственную программу воспитания молодого поколения.

Источник: https://spadilo.ru/tema-vospitaniya-nedorosl/

Проблема образования в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"

Сочинения › Фонвизин Д.И. › Недоросль

Готовые Домашние Задания

Комедия Фонвизина «Недоросль» недаром считается бессмертной. Ее можно поставить в один ряд с такими шедеврами драматургии, как «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, «Свои люди — сочтемся» Островского… Она и по сей день остается любимой читателями и важной в нравственном плане, т. к. поднимает чрезвычайно серьезные проблемы, актуальные и в наше время.

Одной из таких проблем может быть названа проблема воспитания. Вообще, вся комедия по сути есть комедия воспитания.

О воспитании говорят все — начиная с госпожи Простаковой и заканчивая Правдиным и Стародумом. Ведь от воспитания зависит очень многое: будешь ли ты принят в обществе, какое будущее ожидает тебя.

Комедия была написана в 1782г. В это время, в царствование Екатерины II, особенно процветало помещичье самодурство, полная вседозволенность. Стоит вспомнить только печально известную историю о барыне Салтычихе. Крепостное право чрезвычайно развращало и молодое поколение дворян, которые не могли в этих условия получить достойного воспитания.

Тема воспитания всегда волновала Фонвизина. Он неутомимо ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны.

А в том, что воспитание молодых дворян было поставлено чрезвычайно дурно, сомневаться не приходится.

Нам кажется смешным пример воспитания Митрофанушки, чье имя уже давно стало нарицательным для обозначения неуча, невежды и лентяя, но ведь это был отнюдь не единичный случай. Напротив, весьма редкими казались молодые люди, подобные Милону и Софье.

Конечно, Фонвизин здесь не задавался целью изобразить какого-то конкретного Митрофана. Он, как настоящий художник, пошел по пути реалистического обобщения, типизации, поэтому мы и сегодня вполне свободно можем найти такого Митрофана среди нас.

Фонвизин в своей комедии показывает также столкновение двух взглядов на воспитание и образование: патриархального — это Простакова, Скотинин и, как результат их деятельности, Митрофан; и передового, просветительского, представителями которого являются Стародум, Правдин, выразителем идей которых выступают Милон и Софья.

Простакова и Скотинин стоят на весьма консервативных позициях. Простакова заявляет, что не умеет читать, да и вообще, слыханное ли дело, что «к девушкам пишут! Девушки грамоте умеют!» Сама Простакова с гордостью говорит, что она «не так воспитана», то есть она считает, что женщина не должна уметь ни читать, ни писать.

Практически она стоит на позициях «Домостроя». Того же самого взгляда придерживается и Простаков, ее муж, и Скотинин, который тоже «от роду ничего ни читывал». Но уже и Скотинин, и Простакова начинают понимать, что времена меняются, и без образования уже нельзя обойтись.

Конечно, дворянский титул позволит получить какой-нибудь чин, но пробиться в высшее общество вряд ли даже он поможет, необходимы хотя бы какие-то знания. Поэтому они заставляют Митрофана учиться, нанимают ему учителей. Но и это герои делают на свой лад, то есть формально.

Вроде бы и они стоят на пути прогресса, просвещения, но на самом деле ничуть не уделяют ему внимания, а, напротив, стараются всячески уберечь Митрофанушку от учителей и проклятого учения.

Результаты такого обучения мы все прекрасно знаем, вспомните знаменитое митрофанушкино «прилагательно, потому что она [дверь] приложена к своему месту». Мы смеемся, слушая его наивные рассуждения об истории, географии, но ведь на самом деле смешного здесь мало.

Ведь Митрофан не просто невежда, не знающий абсолютно ничего и не желающий ничему учиться. Он еще и злобный, грубый, жестокий и бессердечный человек. Этот герой вырос бездушным эгоистом, совершенно не уважающим ни мать, ни, тем более, отца. И Стародум абсолютно прав, говоря, что это и есть «злонравия достойные плоды».

Только такие люди и могут получиться при подобной системе воспитания.

В противовес Митрофанушке, Фонвизин создает положительный образ молодого человека, воспитанного в прямом смысле слова, честного, благородного, образованного. Это молодой офицер Милон. Фонвизин вкладывает в этот образ определенную идею, ведь он искренне верит, что такие люди могут по-настоящему служить своей родине. И в этом он совершенно прав.

Но, в то же время, в обрисовке образа Милона практически нет наигранности и натянутости, как того можно было ожидать. Ведь, как правило, в таких пьесах положительный герой бывает тупо положителен и только.

Но Милон не таков. Он действует, рассуждая здраво, как любой нормальный человек, в его речах отсутствует всякая напыщенность, т.к. сам Фонвизин был противником любых мишурных украшения, в том числе, и в речи.

Проблема воспитания проявляется также и в образах учителей Митрофана.

Создавая их, Фонвизин, скорее всего, стремился показать, что вряд ли учителя, подобные Кутейкину, который сам не закончил семинарию, «убоявшись бездны премудрости», или Вральману, бывшему кучеру, с голоду занявшемуся учительством, смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека.

Из них один Цыфиркин вызывает нашу симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т.к. ничему не смог научить дубинноголового Митрофана. За свою честность учитель получает достойную награду.

Но все-таки и Цыфиркин со своей арифметикой уже не может дать необходимых знаний, А значит, систему образования надо в корне менять, делать ее более светской (вспомните Кутейкина с его псалтырем), научной и, естественно, доступной и общественной.

За такую систему воспитания и ратовал Фонвизин, о ней высказывался устами Стародума. А результатом должно было стать появление прогрессивных, образованных молодых людей, способных сделать Россию самым передовым государством. Смеем надеяться, что мечты Фонвизина когда-нибудь по-настоящему воплотятся в жизнь.

Сочинения по теме:

  • Характер молодого поколения 18 века в комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина сочинение
  • «Яблоко от яблони недалеко падает» -в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» сочинение
  • Проблемы воспитания раскрытые в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» сочинение
  • Выдающийся драматург и публицист — Д. И. Фонвизин сочинение

Источник: http://1soch.ru/fonvizin-di/nedorosl/problema-obrazovaniya-v-komedii-d-i-fonvizina-nedorosl

Сочинение на тему: ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»

Центральная проблема комедии Д. И. Фонви­зина «Недоросль» — проблема воспитания. Вос­питание рассматривается драматургом как сред­ство формирования гражданского сознания в дво­рянском сословии. Оно должно дать «прямую цену учености», пробудить гуманные, человеко­любивые чувства, способствовать общему улуч­шению нравов.

В комедии все персонажи разделены на две группы — положительные и отрицательные, или же «злонравные» и «добродетельные». Пробле­ма воспитания касается, в первую очередь, пер­сонажей отрицательных.

По степени активности среди них на первое место справедливо ставится сама Простакова, затем следуют Скотинин и Мит­рофан. Простакова — злонравная помещица и плохая мать, проблема воспитания в комедии связана непосредственно с ее образом.

Отноше­ния Простаковой с сыном Митрофаном служат наглядным примером того, как нельзя воспиты­вать детей. Главная проблема Простаковой-воспитательницы, на мой взгляд, состоит в том, что она окружила своего отпрыска непомерной лю­бовью и заботой.

В ее глазах ленивый Митрофа­нушка — самый лучший ребенок на свете.

Одна­ко главная задача родителей состоит не в том, чтобы потакать любым капризам своего непос­лушного ребенка, но в том, чтобы на собственном достойном подражания примере показать, как ему следует противостоять зарождающимся по­рокам и заблуждениям. Простакова же, наобо­рот, взращивает, лелеет и холит уже наметивши­еся в характере Митрофана пороки. Очень точно по этому поводу высказался Стародум: «… наука в развращенном человеке есть любое оружие де­лать зло».

Не совсем понятно, чем занимается Митрофан в свободное время, есть ли у него какие-либо ув­лечения. Домашних обязательств у него нет, он предоставлен сам себе. Перед его глазами яркий пример — деспотичная, неуравновешенная мать и слабый, бесхарактерный отец.

Неудивительно, что в таких условиях воспитание давало очень мало положительных результатов. Впрочем, не­которые критики относились к образу Митрофа­на весьма снисходительно. В.О.

Ключевский ут­верждал, что он размышляет по-своему находчи­во и умно, «только — недобросовестно и потому иногда невпопад, размышляет не с целью узнать истину или найти прямой путь для своих поступ­ков, а чтобы только вывернуться из одной непри­ятности, и потому попадает в другую, чем и на­казывает сам себя за софистическое коварство своей мысли». Такая точка зрения позволяет оп­равдать и ответы Митрофана на импровизирован­ном экзамене, устроенном Правдиным, с его ори­гинальной теорией грамматики, а также «очень бойко и сообразительно изобретенным учением о двери существительной и прилагательной». Та­ким образом, Митрофан совершенно не глуп, яр­лык «дурака» на него навесили добропорядочные взрослые. Чувства и поступки Митрофана вовсе не смешны, а только гадки.

Мог ли получить Митрофан хорошее образо­вание? Скорее всего, ответ на этот вопрос будет отрицательным. Ведь рос он в общей атмосфере невежества. Ветер свободы, вольнодумия был не знаком простаковской усадьбе. Пренебрежение к науке дети получают от отцов.

Такой была судь­ба самой Простаковой, в семье которой было во­семнадцать человек, но в живых осталось только двое. Одних вытащили из бани мертвыми. Трое, «похлебав молочка из медного котлика, сконча­лись». Двое упали в праздничный день с коло­кольни. Остальные были просто больны.

Эти ги­перболизированные художественным воображе­нием драматурга факты свидетельствуют только об одном: в семье Скотининых дети были обузой. Никто, ни батюшка Скотинин, ни матушка «по прозванию» Приплодина, не занимался воспита­нием подрастающего поколения.

Образование Скотинин принимал в штыки: «Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажа­ют, чтобы хоть братца отдать в школу… Бывало, изволит закричать; прокляну робенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет».

Между тем новые обстоятельства заставляют Простакову пересмотреть убеждения, доставши­еся ей в наследство от батюшки. Свой родитель­ский долг она видит в том, чтобы найти учите­лей, которые бы выучили ее Митрофанушку. Только вот большие требования к учителям не предъявлялись: «Порядился учить, чему мы хо­тим, а по нас учи, чему сам умеешь».

«Без наук люди живут и жили» — к этому сводится житей­ская философия Простаковой и других, подобных ей, представителей невежественного дворянства. В руках этого дворянства, далекого от понимания нужд государства, находится воспитание моло­дого поколения дворян. Раскрывая образ Митро­фана, Фонвизин углубляет тему молодого дворян­ства: недаром в композицию «Недоросля» вклю­чены сцены обучения и воспитания молодого дво­рянина.

Проблема воспитания касается и другого об­раза — Скотинина. Рос он в тех же условиях, что и Простакова. Это сказалось на том, что у брата и сестры общие взгляды на жизнь. У Скотинина есть небольшое имение, которым он научился славно управлять.

Иногда он жалуется на сосе­дей, которые его обижают, при этом гордо де­монстрируя, что он не «челобитчик»: «Сколько меня соседи ни обижали… я ни на кого не бил че­лом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду».

Своей науке управления крестьянами Скотинин готов с радостью обучить и сестру, только при одном условии: она сосватает Софью. Женитьба Скотинина не связана с душевной привязанностью: он метит на недвижимое имущество избранницы, его интересуют ее деньги, которые позволят ку­пить крупных свиней.

Отзыв о подобном поведе­нии драматург вложил в уста Стародума, кото­рый называет несчастным тот дом, «где жена не имеет никакой сердечной дружбы к мужу, ни он к жене доверенности, где каждый со своей сторо­ны своротил с пути добродетели».

Дети в такой семье глубоко несчастны, поскольку отец, не имея почтения к своей жене, «едва смеет их об­нять, едва смеет отдаться нежнейшим чувствова­ниям человеческого сердца», а мать, потерявшая добродетель, не может обучить своих детей бла­гонравию, которого в ней нет.

Как видим, про­блема семьи тесно связана с проблемой воспита­ния. Скотинин только мечтал о создании семьи по такому образцу, а Простаковы подобную се­мью создали: отец Простаков едва смел «отдать­ся нежнейшим чувствованиям человеческого сер­дца», в своем сыне он видел только безобидного забавника.

Проиллюстрированные Фонвизиным в коме­дии «Недоросль» приемы воспитания еще раз доказывают, что сложившаяся веками традиция калечила молодые души.

Свое видение проблемы воспитания Фонвизин вложил в уста Стародума: воспитание «должно быть залогом благосостоя­ния государства… Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? »

«Истинное существо должности дворянина» Фонвизин видел в служении отечеству и государ­ству. Только в одном случае дворянин мог устра­ниться от несения государственной службы, «взять отставку»: «когда он внутренне удостове­рен, что служба его отечеству прямой пользы не принесет». Но и уйдя с государственной службы, он должен отвечать назначению дворянина.

Оно в разумном управлении имением и крестьяна­ми, в гуманном отношении к ним. Однако на при­мере поведения героев комедии Фонвизина «Не­доросль» мы видим, что ни о каком гуманном от­ношении к подчиненным речи не могло быть. Ге­рои комедии, дворяне, не могли найти между со­бой общий язык.

Как следствие дурного воспи­тания, в них развились разнообразнейшие поро­ки: невежество, зло, корыстолюбие, злоупотреб­ление властью.

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-problema-vospitaniya-v-komedii-d-i-fonvizina-nedorosl.html

Ссылка на основную публикацию