Сочинение яшка — верный товарищ (тихое утро казакова 7 класс)

Главная>Сочинения по произведению Тихое утро

Описание Яшки и Володи

Рассказ Ю. П. Казакова «Тихое утро» о настоящей дружбе и взаимовыручке. Он повествует о жизни в сельской местности и о разнице между сельскими и городскими жителями. Главные герои рассказа Яшка и Володя.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Яшка — типичный деревенский мальчишка, который всегда ходит с босыми ногами и испачканными руками. Старые штаны и рубаха — вся его одежда. Он по натуре прямолинейный и немного резкий. В деревне его считают лучшим среди мальчишек в рыбацком деле. Володя — мальчик из Москвы.

Это типичный городской житель, немного изнеженный и непрактичный. Он более мягкий и уступчивый.

Володя никогда не бывал на рыбалке, но очень мечтал об этом. Зная об этом, Яшка однажды встал с утра пораньше, пока вся деревня спала, накопал червяков и отправился за Володей. Сначала Володя не хотел вставать так рано, но ради рыбалки согласился.

Когда он стал натягивать ботинки, Яшка начал над ним издеваться, ведь у них вся деревня босая ходит. Володе не нравились эти издевки, но ради рыбалки он терпел. По дороге они разговорились. Говорили, в основном, о рыбалке и об охоте. Омут, в котором они собирались рыбачить, оказался зловеще черным.

Сельчане говорили, что купаться в нем нельзя, так как затянет.

Первую рыбу Яшка упустил, но со второго раза поймал леща. Володина удочка тоже зашевелилась. Пытаясь ее удержать, он потерял равновесие и упал в воду. Яшка сначала разозлился, что его друг такой неуклюжий, но, увидев, что Володя тонет, не на шутку перепугался.

Он хотел было бежать в деревню за помощью, но не стал бросать друга одного и сам прыгнул в воду спасать его. С первого раза не удалось вытащить Володю, так как тот чуть не утопил его. Со второго раза с большим трудом Яшка все-таки вытащил друга на берег и привел в чувство. Оба они были здорово напуганы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинения по картинам тутунова

Оценим за полчаса!

Когда Володя пришел в себя, они заплакали, то ли от страха, то ли от радости.

В конце рассказа мальчики поняли, как важны дружба и взаимовыручка. Несмотря на все пререкания, они знали, что каждый из них поступил бы также в такой сложной ситуации. В частности Яшка показал себя с самой лучшей стороны. Хоть он и ворчал на столичного гостя за его изнеженность, а в трудной ситуации он его не бросил. Вот, что значит настоящая дружба.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Тихое утро, Казаков
  • Характеристики главных героев произведения Тихое утро, Казаков
  • Краткое содержание Тихое утро, Казаков
  • Краткая биография Юрия Казакова

Источник: https://www.sdamna5.ru/opisanie_tihoe_utro

Помогите!!срочно нужно сочинение на тему"Яшка-верный товарищ" по рассказу Ю.П.Казакова "Тихое утро"

5-9 класс

План к сочинению:1)каким мы представляем себе Яшку?2)обида и пренебрежение к другу3)дал слово-держи.

4)Яшка добрый человек и верный товарищ.

ЗАРАНЕЕ СПАСИБО!!!

Яшка – типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы.

Мальчик презрительно отнесся к вопросу городского Володи: «А не рано?» Городской мальчик – полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Ребята поссорились из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга.

Но Володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задает лишних вопросов, боясь еще больше рассердить Яшку.

Постепенно благодаря полному восторгу Володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клева на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоемах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке.

Ответить

Den3086 / 07 дек. 2016 г., 0:58:14

Помогите пожалйста, умоляю очень нужно

День был жаркий. В трёх верстах от станции*** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю. «Эй, Дуня! – закричал смотритель, — поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени.

Красота её меня поразила. «Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассматриванием картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель.

Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображенного развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами.

Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние.

На конец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочёл я приличные немецкие стихи.

Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же и горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах.( Станционный смотритель)Задание 6.Определите тип и стиль данного отрывка.Задание 7.Определите род и жанр произведения, литературное направление.Задание 8.Найдите архаизмы в отрывке из текста и объясните значение.

NastyaVasilev / 11 апр. 2015 г., 8:07:13

Сочинение на тему «Моё хобби фотографировать»

Сочинение на тему » Цели и задачи в учебе».Сочинение на тему » Я и моя семья» Сочинение на тему » Моя мечта играть на музыкальном инструменте».

Что сможите помогите пожалуйста!

Вы находитесь на странице вопроса «Помогите!!срочно нужно сочинение на тему»Яшка-верный товарищ» по рассказу Ю.П.Казакова «Тихое утро»«, категории «литература«. Данный вопрос относится к разделу «5-9» классов.

Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «литература«.

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Источник: https://drugoi.neznaka.ru/answer/318951_pomogitesrocno-nuzno-socinenie-na-temuaska-vernyj-tovaris-po-rasskazu-upkazakova-tihoe-utro/

Трудный путь к дружбе и любви истинной. Герои рассказа и их поступки. (Урок в 7 классе по рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»)

  • Анализ текста.
  • — Весёлое утро (раннее утро,»Когда проснулся Яшка»)
  • — Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему?

Какие слова помогают понять это настроение? Зачитать.

Записать в тетрадь о Яшке: добрый, радостный, весёлый в предвкушении рыбалки.

Прочтите описание деревни. Для чего оно дано?

Записать в тетрадь о природе: необычайно красива

«Рано»( Яшка будит Володю, «вся прелесть утра уже отравлена», «Молча, не глядя друг на друга пошли по улице»))

Расскажите, почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? Почему?

  1. — Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки.
  2. — Какие чувства испытывает в этот момент Яшка? Записать в тетрадь о Яшке
  3. — Как Володя реагировал на раздражительное отношение к себе Яшки?
  4. — Как вы объясните оживлённое состояние Володи?
  5. Записать в тетрадь о Володе: не хотелось ссориться, стало стыдно
  6. — Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу?
  7. Записать в тетрадь о Володе: страдал, казался сам себе в эту минуту неловким и жалким, чувство никчёмности
  8. Расскажите, чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?
  9. У колодца (Примирение, «Необыкновенно весело»)
  10. — Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?
  11. — А почему Володя признался упавшим голосом и робко взглянул на Яшку?
  12. — Когда Яшка совсем подобрел?
  13. — Каким стало настроение Володи после этого заманчивого предложения Яшки?
  14. Записать в тетрадь о Яшке: смягчился, подобрел, был доволен, захотелось стать добрым, благородным, сделать приятное, словоохотливый рассказчик
  15. Записать в тетрадь о Володе: не стал спорить, примиряющее улыбнулся, необыкновенно весело

— Итак, между мальчишками наступили мир и согласие, а беседа по дороге к реке стала приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком, а счастливый Володя благодарным слушателем. —Расскажите, какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?

— Каким показан в этом диалоге Яшка?

— И вот наконец река. Найдите описание природы и определите роль пейзажа в этом отрывке.

Записать в тетрадь о природе: стало светло и спокойно

-Что такое омут?О́мут — народное название наиболее глубокого места в озере или русле реки. Дно в омуте обычно углублено течением или высверлено водоворотами.

Рассмотрите картину И. Левитана «Омут», чем заинтересовало художника это место? (Омут таит в себе опасность. Его описание создаёт тревожное настроение)

— Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт?

Записать в тетрадь о природе: мрачность, пахло сыростью, вода чёрная

— Почему каждый раз, когда шумно всплёскивала рыба, лицо Яшки принимало напряжённо-страдальческое выражение?

Рыбалка. Рыба ушла. Лещ (мрачный омут, В бочаге (диалектное слово)

— Почему каждый раз, когда шумно всплёскивала рыба, лицо Яшки принимало напряжённо-страдальческое выражение?

— Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Давайте проследим за этими изменениями.

  • Записать в тетрадь о Яшке: задрожал от ярости, отвечал злобно, стыдно, что упустил рыбу
  • Записать в тетрадь о Володе:
  • — Когда Яшка поймал леща, лицо у него стало счастливое, слово «ле-ещ» он выговорил с упоением.

Падение в воду. Ком земли. (Володя упал в воду, «Тонет ! – с ужасом подумал Яшка. Надо спасать. ( Яшка прыгнул в воду», «Убежать никак нельзя».)

  1. Перескажите, что было дальше.
  2. — Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет?
  3. Записать в тетрадь о Яшке: не думает о смертельной опасности, грозящей товарищу. Яшка приходит в ярость оттого, что Володя рыбу распугал, стало холодно от ужаса
  4. Просмотр видеофрагмента
  5. ВИДЕО ЭпизодаРебята, сейчас мы посмотрим эпизод это пункта плана.

Какие эмоции передали герои кинофильма? Крик, злость, слёзы.

Скажите, является ли риском спасение из воды человека? Да.

-Почему?

— Какие ошибки вы могли заметить в момент, когда Яша подплыл к Володе? Что может произойти?

— Как нужно действовать при спасении утопающих?

-Можно ли ударить утопающего? Зачем? — —Какие выводы вы для себя сделали? (купаться под присмотром старших, купаться на специально оборудованных пляжах, уметь плавать, прежде, чем совершать заплыв, спасать если хорошо умеешь плавать, если тонешь, стараться слушать, что говорит спасатель, иначе тебя ударят.)

  • — Почему, не пробежав и десяти шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что «убежать никак нельзя»?
  • — Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно.
  • Записать в тетрадь о Яшке: убежать никак нельзя, сумел преодолеть страх
Читайте также:  Сочинение мой друг (мой лучший друг)

Небывалый ужас. (Яшка испугался. «Это он, Яшка, ударил, утопил его»)

Когда Яшка понял, что Володя утопит его, что пришла его смерть, дикий небывалый ужас охватил его. Он ударил Володю ногой в живот, вынырнул, сбросил с себя Володю и в ужасе поплыл к берегу.

— Почему после этой сцены даётся описание тихого утра? Перечитаем его.

— Найдите слова, передающие это сверкание утра.

Всё дышало покоем и тишиной. Но не было этого покоя в душе у Яшки. Его мучают чувства страшной вины, раскаяния, сожаления. «…Случилось небывалое – только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его…»

  1. Записать в тетрадь о Яшке: чувства страшной вины, раскаяния, сожаления
  2. Записать в тетрадь о природе: дышала покоем и тишиной
  3. Спасение Володи. («Вылез сам и вытащил Володю»)
  4. — Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
  5. Записать в тетрадь о Яшке: преодолел чувство страха за свою жизнь, сожаление
  6. Володя очнулся «Любовь истинная».

— Перечитаем описание природы в конце рассказа. Какие мысли и чувства оно вызывает?

Записать в тетрадь о природе: помогает писателю передать их эмоцио­нальные переживания.

Рассказ со счастливым концом. Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувства злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла любовь истинная, которая и должна царить в душе человека.

«Истинный друг познаётся в несчастье», — говорил древнегреческий поэт-баснописец Эзоп.

ВИДЕОРОЛИК

— Наша жизнь доказывает, что в неё есть место мужеству, смелости. Дети, ваши ровесники, приходят на помощь. Именно стремление помочь руководит ими. Я предлагаю отдохнуть и посмотреть видеоролик.

  • Пометьте себе имя маленького стародубского героя.
  • Чтение наизусть стихотворения
  • Иван Никитин «Утро».

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

  1. Белый пар по лугам расстилается.
  2. По зеркальной воде, по кудрям лозняка
  3. От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.

  • Чуть приметна тропинка росистая.
  • Куст заденешь плечом, — на лицо тебе вдруг
  • С листьев брызнет роса серебристая.
  • Потянул ветерок, — воду морщит-рябит.
  • Пронеслись утки с шумом и скрылися.
  • Далеко, далеко колокольчик звенит.
  • Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…

  1. А восток все горит-разгорается.
  2. Птички солнышка ждут, птички песни поют,
  3. И стоит себе лес, улыбается.

— Яшка проснулся очень рано, до света, и настроение у него было добрым, радостным, весёлым оттого, что он сумел перебороть себя, преодолев сладкий предрассветный сон, оттого, что предстояла рыбалка и встреча с новым приятелем – москвичом Володей, которому Яшка обещал показать рыбные места, оттого, что утро показалось ему прелестным. Слова «весело затрусил к риге» передают приподнятое настроение Яшки.

— Деревня в предрассветный час необычна. Она, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. «В тумане рыба берёт – успевай таскать!» — скажет позднее Яшка Володе. Природа вызывает у Яшки радостное настроение.

— Вместо благодарности и восхищения он услышал от разбуженного им Володи: «А не рано?». Яшка считался лучшим рыболовом в колхозе, все мальчишки посчитали бы за особую честь пойти с ним на рыбалку. Он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил – и не получил ожидаемого признания.

— «Яшка разозлился», «зло ответил», «с пренебрежением осмотрел Володю с головы до ног», «презрительно спросил», «широкое насмешливо-злое лицо Яшки», «съязвил».

— Злость, раздражение, презрение, пренебрежение, досаду, чувство превосходства, стремление чем-нибудь уколоть, обидеть, унизить.

— На первый злой ответ Яшки и его пренебрежительный взгляд только что проснувшийся Володя никак не отреагировал. Он «выглянул на улицу, лицо его оживилось, глаза заблестели, он начал торопливо зашнуровывать ботинки».

— Он увидел прелесть утра. Ему захотелось побыстрее отправиться на рыбалку.

На презрительный вопрос Яшки: «Ты что, в ботинках пойдёшь?» — Володя ничего не ответил, ему не хотелось ссориться с Яшкой, согласившимся взять его с собой; он покраснел – ему стало стыдно и неловко оттого, что он не может ходить босиком. На злую насмешку и издевку Яшки: «… Забежи домой – пальто возьми», Володя отвечает сквозь зубы, дерзко, с вызовом и ещё больше краснеет – уже от обиды.

— «Володя жестоко страдал. Он сердился на себя за грубые ответы, сердился на Яшку и казался сам себе в эту минуту неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости…он думал, ожесточаясь: «Они меня ещё узнают…». Володю мучило чувство своей никчемности. И в нём возникло стремление самоутвердиться и показать деревенским мальчишкам, на что он способен.

— Яшкиному виду бывалого рыбака, Яшкиному загару и его особенной походке.

— Яшка считал, что лучше воды, чем в том колодце, нигде нет, и заставил Володю выпить колодезной воды.

Володе не хотелось пить, «но, чтобы ещё больше не рассердить Яшку, он послушно припал к бадье». На самодовольный вопрос Яшки: «Ну, как водичка?» — Володя ответил: «Законная».

Яшка ждал этой похвалы и в глубине души был доволен, ног всё же ядовито спросил: «Небось в Москве такой нету?» Володя не стал спорить, примиряющее улыбнулся.

А когда Володя упавшим голосом признался, что никогда не ловил рыбу, и робко взглянул на Яшку, опытный деревенский рыболов смягчился.

— Володя боялся, что Яшка снова будет над ними смеяться или, чего доброго, передумает рыбачить с ним.

— Когда Володя восторженно отнёсся к Яшкиному сообщению о том, что завклубом видел сома. Яшке захотелось стать добрым, благородным, сделать приятное этому неловкому москвичу, и он пригласил Володю на сома и голавлей «на две зари».

— Володе стало необыкновенно весело, ему захотелось помчаться по мягкой дороге во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга! Ему показалось, что это ощущение восторга и счастья знакомо ему, было когда-то с ним.

— Услышав громкий треск в поле, Володя подумал, что это мотоцикл, и вопросительно посмотрел на Яшку. Яшка важно сообщил, что это трактор Феди Костылева, который всю ночь пахал с фарами, чуток поспал и опять пошёл».

Яшка охотно рассказал Володе, что у них водится всякая рыба: караси на плёсах, щука, окунь, плотва, лещ, линь, «толстый, как поросёнок».

Яшка хорошо знал голоса птиц и определил, что «ути летят…чирочки», «дрозды звенят» — «на рябину прилетели к тёте насте в огород», рассказал, как можно поймать дрозда.

— Мальчик хорошо знает деревенскую жизнь, знает природу, рыб, птиц. Он внимательный и наблюдательный.

— Между мальчиками возникли добрые отношения, и красота тихого утра их радует. Они слышат, как тонко заржала в лугах лошадь; замечают седую росу на ёлках и кустах, движение тумана, неохотно открывающего стога сена.

Взошло солнце, и всё вокруг как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело, стало светло и спокойно и на душе мальчишек: злость, раздражение, обида прошли, как туман на лугах. Природа здесь созвучна настроению героев, гармонирует с их чувствами.

— В омуте царила мрачность, пахло сыростью, глиной, тиной, вода была чёрная, «ветлы в буйном росте почти закрыли всё небо», «у воды было сыро, угрюмо и холодно». Ому таит в себе опасность. Его описание создаёт тревожное настроение.

Яшка, округлив глаза, сообщает Володе, что в этом омуте дна нет и никто в нём не купается – «засасывает», но самое страшное – «там осьминоги на дне лежат».

— Яшка – заядлый рыбак. Ему не терпелось поскорей поймать рыбу, и он боялся, что рыба уйдёт в другой бочаг.

— Когда Яшка упустил рыбу, он «задрожал от ярости». На вопрос Володи, может ли рыба в другой бочаг уйти, ответил злобно. Яшке стыдно перед Володей, что он упустил рыбу, и в то же время он чувствует раздражение по отношению к Володе, приписывая свою вину ему: «Тоже мне рыбак! – думает он. – Сидит раскорякой… Один ловишь или с настоящим рыбаком – только успевай таскать»

— У Володи стала клевать рыба, но он не удержал удочку и, потеряв равновесие, упал в омут. В эту минуту Яшка не думает о том, что омут может засосать Володю, не думает о смертельной опасности, грозящей товарищу. Яшка приходит в ярость оттого, что Володя рыбу распугал. Зачитать: «Он вскочил, схватил ком земли, готовясь швырнуть в лицо Володе, как только он вынырнет».

— Вначале у него появилось то томительное чувство, которое испытывает человек во сне, когда вялое тело не подчиняется сознанию. Яшке стало холодно от ужаса, на ум ему сразу пришёл рассказ Мишки о громадных осьминогах.

ПРОСМОТР К/Ф

— поблизости никого не было, и некому было крикнуть о помощи. Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него.

— Яшка бледный стал подкрадываться к омуту. Заглядывая с обрыва в омут, он ожидал увидеть страшное и в то же время надеялся, что всё обошлось. Яшка сумел преодолеть свой страх и прыгнул в воду.

— Природа контрастна по отношению к внутреннему состоянию Яшки. Яшка увидел всё то же тихое утро, прекрасное, полное свежести и сверкающей красоты.

— Ярко светило солнце, листья кустов и ветлы блестели, радужно светилась паутина между цветами; трясогузка блестящим глазом смотрела на Яшку.

— Жить с таким грузом не поправимой вины невозможно. Стремление исправить свою ошибку, надежда на спасение Володи сильнее страха за свою жизнь.

— Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоцио­нальные переживания.

«Никого сейчас не любил…смотрел на Володю…»

Яшка испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли о том, что Володя мог утонуть, жалел его. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.

— стр. 195 (концовка)

Сравнительный анализ описания событий, происходящих с героями, и описания природы.

Делают вывод о том, что эти описания противоположны друг другу. Работа с литературоведческим термином «антитеза».

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/trudnij_put_k_druzhbe_i_lyubvi_istinnoj_geroi_rass_220024.html

Портал педагога | Тема дружбы в рассказе Ю.П. Казакова "Тихое утро"

Рябова Марина АлександровнаДолжность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ «Гимназия 36» Населённый пункт: г. Казань, Татарстан Наименование материала: методическая разработка Тема: Тема дружбы в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» 12.09.2017 Раздел: среднее образование

Тема дружбы в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»

Цели:

Обучающая: кратко познакомить учащихся с творчеством Ю.П. Казакова, отметить

  • мастерство автора в изображении природы, в умении заглянуть в душу человека и
  • рассказать о его переживаниях.
  • Развивающая: совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных
  • характеристик героев, учиться анализировать сложные жизненные ситуации.
  • Воспитывающая: воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, нравственного
  • взросления.
  • Ход урока

Ι. Организационная часть.

ΙΙ. Сообщение темы. (записать в тетрадь)

  1. Эпиграф.
  2. Юрий Казаков – талант очень большой, таящий в себе возможности неограниченные.
  3. Представленные им рассказы поражают силой эмоций, законченностью и стройностью,
  4. это – произведения большой литературы…

В.Ф. Панова

ΙΙΙ. Сообщение о Ю.П. Казакове. Работа консультантов.

  • 1 ученик.
  • Юрий Павлович Казаков — русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в семье
  • рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В автобиографии писал: «В роду
  • нашем,
  • насколько
  • мне
  • известно,
  • не
  • было
  • ни
  • одного
  • образованного
  • человека,
  • хотя
  • талантливы были многие».
  • 2 ученик.
  • С пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на

контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в

  1. 1951.
  2. Профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он
  3. играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на
  4. танцплощадках.
  5. 1 ученик.

В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы,

которые отвергались в редакциях. Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к

писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во

  • время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда
  • отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.
  • 2 ученик.
  • Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы «Тэдди » (1956) и
  • «Арктур
  • гончий
  • пес»
  • (1957),
  • главными
  • героями
  • которых
  • являются
  • животные
  • сбежавший
  • из
  • цирка
  • медведь
  • Тэдди
  • и
  • слепой
  • охотничий
  • пес
  • Арктур.
  • Литературные
  • критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших
  • продолжателей традиций русских классиков.
  • 1 ученик.
  • В 1964 году в набросках автобиографии Ю. Казаков написал о том, что в годы учебы
  • «занимался
  • альпинизмом,
  • охотился,
  • ловил
  • рыбу,
  • много
  • ходил
  • пешком,
  • ночевал,
  • где
  • придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958),
  • будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к
  • путешествиям.
  • Впечатления
  • от
  • поездок
  • воплотились
  • и
  • в
  • путевых
  • очерках,
  • и
  • в
  • художественных произведениях, например, в рассказах «По дороге» (1960), «Плачу и
  • рыдаю» (1963), «Проклятый Север» (1964) и многих других.
  • 2 ученик.
  • Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков
  • «Северный дневник» (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить … в

  1. деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую
  2. руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство,
  3. рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов».

  4. 1 ученик
  5. При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: «По дороге» (1961),
  6. «Голубое и зеленое» (1963), «Двое в декабре» (1966), «Осень в дубовых лесах» (1969) и
  7. др.

    Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове,

  8. поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания
  9. об
  10. учителе
  11. и
  12. друге
  13. К.

    Паустовском

  14. «Поедемте
  15. в
  16. Лопшеньгу»
  17. (1977).
  18. Большинство

замыслов Ю. Казакова осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя

  • были изданы в книге «Две ночи» (1986).
  • Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982 года.
  • Ι
  • V

. Лексическая работа. Работа консультанта.

  1. Рига – крытое строение с печатью для сушки льна или хлеба в снопах; иногда ригой
  2. называют обычный сарай.
  3. Косарь – большой тяжелый нож, который делается из обломков косы и применяется
  4. обычно для щепления лучины.
  5. Бочаг – глубокая яма, залитая водой, или омут в реке; бочагом называют иногда и остаток
  6. пересохшей реки.
  7. Куга (или осока) – болотное растение.
  8. Куга (или осока) – болотное растение.
  9. Выпозки – черви для наживки.
  10. Перекатки
  11. открытое
  12. место
  13. на
  14. реке,
  15. где
  16. из-за
  17. неровностей
  18. ландшафта
  19. волны
  20. перекатываются одна через другую.
  21. Омут – глубокая яма на дне реки, озера.
  22. Лощина – долина с пологими склонами.
  23. V
  24. . История создания рассказа «Тихое утро»
  25. Как правило, в основе произведений
  26. Казакова лежит действительный случай.
  27. То же
  28. можно сказать и о рассказе «Тихое утро» (1954). Писатель предстает перед нами как
  29. тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные души своих героев.
  30. V

Ι. Беседа по вопросам.

  • Расскажите о главных героях рассказа.
  • (Яшка – деревенский мальчик, лучший рыбак среди деревенских мальчишек. Рыбацкие
  • навыки его чувствуются во всем: в умении проснуться рано, когда все еще спят, встать,
  • накопать
  • червей.
  • Удивляет
  • умение
  • Яшки
  • разбираться
  • в
  • людях
  • и
  • давать
  • им

характеристику одной фразой. «Это Федя Костылев. Всю ночь пахал с фарами, чуток

поспал и опять пошел…», — с уважением говорит он о пахаре. И другое отношение к

Мишке Каюненку, который, увидев над омутом щуп осьминога, «аж до самой деревни

бег!»..)

Прочитайте описание деревни. Для чего оно дано?

  1. («Деревня, будто большим пуховым одеялом…Яшкина изба». Природа вызывает у
  2. Яшки радостное настроение.)
  3. Почему рассердился Яшка?
  4. (Яшка обещал Володе показать рыбные места. Он встал на целый час раньше, червяков
  5. накопал,
  6. удочки
  7. притащил
  8. и
  9. не
  10. получил
  11. ожидаемого
  12. признания.
  13. Вместо
  14. благодарности и восхищения он услышал от разбуженного им Володи: «А не рано?»)
  15. Найдите слова, передающие раздражение Яшки.

  • («Яшка разозлился», «зло ответил», «с пренебрежением осмотрел Володю с головы до
  • ног», «презрительно спросил», «широкое насмешливо-злое лицо Яшки», «съязвил»)
  • Как Володя реагировал на раздражительное отношение к себе Яшки?
  • (На
  • первый
  • злой
  • ответ
  • Яшки
  • и
  • его
  • пренебрежительный
  • взгляд
  • только
  • что
  • проснувшийся
  • Володя
  • никак
  • не
  • отреагировал.
  • Он
  • «выглянул
  • на
  • улицу,
  • лицо
  • его
  • оживилось, глаза заблестели, он начал торопливо зашнуровывать ботинки». Ему не
  • хотелось ссориться с Яшкой. На злую насмешку и издевку Яшки: «…Забежи домой –
  • пальто возьми», — Володя отвечает сквозь зубы, дерзко, с вызовом и еще больше
  • краснеет – уже от обиды. После того как Яшка съязвил насчет галстука, Володя еще
  • больше обиделся и, «подрагивая от обиды ноздрями и глядя перед собой невидящим
  • взглядом, вышел из сарая. Мальчик был готов отказаться о рыбалки, разреветься, но
  • желание пойти на рыбалку оказалось сильнее обиды).)
  • Как вел себя в дороге Яшка?
  • (Яшка вел себя как хозяин здешних мест, понимал жизнь природы, различал звук
  • полета чирков, пение дроздов, рассказывал о птицах своему другу. Яшка рассказал
  • Володе, что у них водится всякая рыба. Он заставил Володю выпить колодезной воды,
  • так как считал, что лучше воды, чем в том колодце, нигде нет)
  • Возникла ли в дороге основа для взаимопонимания мальчиков?
  • (Да. Между мальчиками наступили мир и согласие, а беседа по дороге к реке стала
  • приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком,
  • а счастливый Володя благодарным слушателем).
  • Прочитайте описание омута. (Оглядевшись, он поразился мрачности…угрюмо и
  • холодно»)
  • Какое настроение оно создает?
  • (Омут таит в себе опасность, его описание создает тревожное настроение)
  • Что чувствовал Яшка, когда у него сорвалась первая рыбина?
  • (Когда Яшка упустил рыбу, он «задрожал от ярости». На вопрос Володи, может ли
  • рыба в другой бочаг уйти, ответил злобно. Яшке стыдно перед Володей, что он
  • упустил рыбу, и в то же время чувствует раздражение по отношению к Володе,

приписывая свою вину ему: «Тоже мне рыбак! – думал он. – Сидит раскорякой…Один

  1. ловишь или с настоящим рыбаком – только успевай таскать»).
  2. Как автор описывает радость Яшки, когда он поймал леща? Какое чувство
  3. следует за радостью?
  4. («Ле- ещ! – с упоением выговорил Яшка… Повернул к Володе свое счастливое лицо,
  5. сипло
  6. засмеялся».
  7. Увидев,
  8. что
  9. клюет
  10. у
  11. Володи,
  12. Яшка
  13. съежился,
  14. даже
  15. ахнул,
  16. разозлился на него, когда тот упал в воду, схватил ком с земли, готовясь швырнуть в

лицо Володи. Увидев, что мальчик тонет, сильно испугался).

  • Почему, не пробежав и десяти шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись,
  • чувствуя, что убежать никак нельзя»?
  • (Поблизости никого не было, и некому было крикнуть о помощи. Яшка понял, что
  • жизнь Володи зависит от него.)
  • Прочитайте описание природы после первой попытки спасти Володю. Какова
  • роль этого отрывка?
  • («Он
  • оглянулся:
  • ярко
  • светило
  • солнце…утопил
  • его».
  • Природа
  • контрастна
  • по
  • отношению к внутреннему состоянию Яшки. Яшка увидел все то же тихое утро, но не
  • было покоя в душе у мальчика. Мирная картина природы – и небывалое: гибель
  • человека)
  • Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
  • (Жить с таким грузом непоправимой вины невозможно. Надежна на спасении Володи
  • сильнее страха за свою жизнь).
  • Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не
  • было на свете милее бледного, испуганного, страдающего лица Володи?
  • (Яшка испытал страх за жизнь Володи, он ужался мысли, что Володя мог утонуть).

  1. Перечитайте описание природы в конце рассказа. Какие мысли и чувства оно
  2. вызывает?
  3. («Вода
  4. в
  5. омуте
  6. давно
  7. успокоилась…новому
  8. светлому
  9. дню».
  10. Природа
  11. вызывает

радостные светлые чувства. Рассказ со счастливым концом. Яшка не только спас

Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту)

V

Ι. Выводы.

1. Добрые дела помогают человеку подняться на новую нравственную высоту

2. Друзья познаются в беде. Яшка – верный товарищ.

V

ΙΙ. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Одному не под силу – зову товарищей».

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=23416

Читать

Казаков Юрий Павлович

Тихое утро

  • Юрий Казаков
  • Тихое утро
  • Еще только-только прокричали сонные петухи, еще темно было в избе, мать не доила корову и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка.

Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, глаза слипаются, но Яшка переборол себя, спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.

Поев молока с хлебом, Яшка взял в сенях удочки и вышел на крыльцо. Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом.

Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно, и казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте…

Все исчезло, притаилось сейчас, и центром маленького замкнутого мира оказалась Яшкина изба.

Кто-то проснулся раньше Яшки, стучал возле кузницы молотком; и чистые металлические звуки, прорываясь сквозь пелену тумана, долетали до большого невидимого амбара и возвращались оттуда уже ослабленными. Казалось, стучат двое: один погромче, другой потише.

Яшка соскочил с крыльца, замахнулся удочками на подвернувшегося под ноги петуха и весело затрусил к риге. У риги он вытащил из-под доски ржавый косарь и стал рыть землю. Почти сразу же начали попадаться красные и лиловые холодные червяки.

Толстые и тонкие, они одинаково проворно уходили в рыхлую землю, но Яшка все-таки успевал выхватывать их и скоро набросал почти полную банку.

Подсыпав червям свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель — Володя.

Яшка заложил в рот испачканные землей пальцы и свистнул. Потом сплюнул и прислушался. Было тихо.

— Володька! — позвал он.— Вставай!

Володя зашевелился на сене, долго возился и шуршал там, наконец неловко слез, наступая на незавязанные шнурки. Лицо его, измятое после сна, было бессмысленно и неподвижно, как у слепого, в волосы набилась сенная труха, она же, видимо, попала ему и за рубашку, потому что, стоя уже внизу, рядом с Яшкой, он все дергал тонкой шеей, поводил плечами и почесывал спину.

— А не рано? — сипло спросил он, зевнул и, покачнувшись, схватился рукой за лестницу.

Яшка разозлился: он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил… а если по правде говорить, то и встал-то он сегодня из-за этого заморыша, хотел места рыбные ему показать — и вот вместо благодарности и восхищения — «рано!»

— Для кого рано, а для кого не рано! — зло ответил он и с пренебрежением осмотрел Володю с головы до ног.

Володя выглянул на улицу, лицо его оживилось, глаза заблестели, он начал торопливо зашнуровывать ботинки. Но для Яшки вся прелесть утра была уже отравлена.

— Ты что, в ботинках пойдешь? — презрительно спросил он и посмотрел на оттопыренный палец своей босой ноги.— А калоши наденешь?

Володя промолчал, покраснел и принялся за другой ботинок.

— Ну да… — меланхолично продолжал Яшка, ставя удочки к стене.— У вас там, в Москве, небось босиком не ходют…

— Ну и что? — Володя снизу посмотрел в широкое, насмешливо-злое лицо Яшки.

— Да ничего… Забежи домой, пальто возьми…

— Ну и забегу! — сквозь зубы ответил Володя и еще больше покраснел.

Яшка заскучал. Зря он связался со всем этим делом. На что уж Колька да Женька Воронковы — рыбаки, а и те признают, что лучше его нет рыболова во всем колхозе.

Только отведи на место да покажи — яблоками засыплют! А этот… пришел вчера, вежливый… «Пожалуйста, пожалуйста…

» Дать ему по шее, что ли? Надо было связываться с этим москвичом, который, наверно, и рыбы в глаза не видал, идет на рыбалку в ботинках!..

— А ты галстук надень,— съязвил Яшка и хрипло засмеялся.— У нас рыба обижается, когда к ней без галстука суешься.

Володя наконец справился с ботинками и, подрагивая от обиды ноздрями, глядя прямо перед собой невидящим взглядом, вышел из сарая.

Он готов был отказаться от рыбалки и тут же разреветься, но он так ждал этого утра! За ним нехотя вышел Яшка, и ребята молча, не глядя друг на друга, пошли по улице.

Они шли по деревне, и туман отступал перед ними, открывая все новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы… Будто скупой хозяин, он показывал все это только на минуту и потом снова плотно смыкался сзади.

Володя жестоко страдал. Он не сердился на себя за грубые ответы Яшке, сердился на Яшку и казался себе в эту минуту неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости, и, чтобы хоть как-нибудь заглушить это неприятное чувство, он думал, ожесточась: «Ладно, пусть…

Пускай издевается, они меня еще узнают, я не позволю им смеяться! Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!» Но в то же время он с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал на босые Яшкины ноги, и на холщовую сумку для рыбы, и на заплатанные, надетые специально на рыбную ловлю штаны и серую рубаху.

Он завидовал Яшкиному загару и его походке, при которой шевелятся плечи и лопатки и даже уши и которая у многих деревенских ребят считается особенным шиком.

Проходили мимо колодца со старым, поросшим зеленью срубом.

— Стой! — сказал хмуро Яшка.— Попьем!

Он подошел к колодцу, загремел цепью, вытащил тяжелую бадью с водой и жадно приник к ней. Пить ему не хотелось, но он считал, что лучше этой воды нигде нет, и поэтому каждый раз, проходя мимо колодца, пил ее с огромным наслаждением. Вода, переливаясь через край бадьи, плескала ему на босые ноги, он поджимал их, но все пил и пил, изредка отрываясь и шумно дыша.

— На, пей,— сказал он наконец Володе, вытирая рукавом губы.

Володе тоже не хотелось пить, но, чтобы еще больше не рассердить Яшку, он послушно припал к бадье и стал тянуть воду мелкими глоточками, пока от холода у него не заломило в затылке.

— Ну, как водичка? — самодовольно осведомился Яшка, когда Володя отошел от колодца.

— Законная! — отозвался Володя и поежился.

— Небось в Москве такой нету? — ядовито прищурился Яшка.

Володя ничего не ответил, только втянул сквозь сжатые зубы воздух и примиряюще улыбнулся.

— Ты ловил ли рыбу-то? — спросил Яшка.

— Нет… Только на Москве-реке видел, как ловят, — упавшим голосом сознался Володя и робко взглянул на Яшку.

Это признание несколько смягчило Яшку, и он, пощупав банку с червями, сказал как бы между прочим:

— Вчера наш завклубом в Плешанском бочаге сома видел….

У Володи заблестели глаза.

— Большой?

— А ты думал! Метра два… А может, и все три — в темноте не разобрать было. Наш завклубом аж перепугался, думал, крокодил. Не веришь?

— Врешь! — восторженно выдохнул Володя и подернул плечами; по его глазам было видно, что верит он всему безусловно.

— Я вру? — Яшка изумился.— Хочешь, айда вечером сегодня ловить! Ну?

— А можно? — с надеждой спросил Володя, и уши его порозовели.

— А чего… — Яшка сплюнул, вытер нос рукавом.— Снасть у меня есть. Лягвы, вьюнов наловим… Выползков захватим — там голавли еще водятся — и на две зари! Ночью костер запалим… Пойдешь?

Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга!

Что это так странно звякнуло там, сзади? Кто это вдруг, будто ударяя раз за разом по натянутой тугой струне, ясно и мелодически прокричал в лугах? Где это было с ним? А может, и не было? Но почему же тогда так знакомо это ощущение восторга и счастья?

— Что это затрещало так громко в поле? Мотоцикл?— Володя вопросительно посмотрел на Яшку.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=59764&p=1

Ссылка на основную публикацию