Сочинения по творчеству айтматова

Чингиз Айтматов – одна из самых замечательных фигур современной советской литературы. Это писатель глубоко национальный, но с первых же шагов в литературе он стал известен во всем Союзе. В качестве одного из видных советских писателей он широко популярен за рубежом.

Последние годы он часто выступает там с лекциями, интервью, на различных форумах.

Однако прежде чем к Айтматову пришел успех, он много и напряженно работал: искал свои темы, своих героев, свою собственную манеру повествования.

С самого начала его произведения отличали особый драматизм, сложная проблематика, неоднозначное решение проблем. Таковы ранние повести: “Джамиля” , “Тополек мой в красной косынке” , “Первый учитель” . На последней повести остановимся чуть подробнее.

Сам автор говорил: “… в “Первом учителе” я хотел утвердить наше понимание положительного героя в литературе…

Я постарался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах”.

Образ учителя, изо всех сил стремящегося оторвать детей своих односельчан от невежества, до боли современен. Разве и сегодня жизнь учителей-сподвижников не направлена на то же? И разве не глубоко прав критик В. Панкин, что “уважать учителя – эта наука почему-то дается труднее других”.

Постепенно все шире и глубже становится охват жизни, писатель все больше стремится проникнуть в ее тайны, в суть острейших вопросов современности. При этом проза Айтматова становится более философской; противоречия, коллизии достигают очень большой силы. Усложняются способы повествования.

Часто неразрывно сливаются размышления, внутренние монологи героя с авторской речью. Усиливается роль фольклорных элементов, в рассказ вплетаются лирические песни ,

предания, мифы, легенды . От этого образы приобретают особое, символическое значение, углубляется философская направленность произведений.

Некоторые критики выделяют три периода в творческом развитии Ч. Айтматова. “Джамиля”, “Верблюжий глаз”, “Тополек мой в красной косынке”, “Первый учитель”- произведения первого этапа. Второй образуют повести “Материнское поле” и

“Прощай, Гульсары!” . Третий же начинается с “Белого парохода” . Это также “Ранние журавли”, “Пегий пес, бегущий краем моря” и роман “Буранный полустанок”. “Личность и Жизнь, Народ и История, Совесть и Бытие – вот проблемные пары трех означенных ступеней восхождения Айтматова ко все более глубинным сутям”,- пишет исследователь творчества писателя Г. Грачев.

Не просто отдельные люди с их чувствами и думами, а Человек вообще становится в центре внимания писателя. Он стремится постигать законы бытия, смысл жизни. Так, нет конкретных примет времени, индивидуальности характеров в философской повести

“Пегий пес, бегущий краем моря”. Смысл ее в думах старика Органа: “… перед лицом бесконечности простора человек в лодке ничто.

Но человек мыслит и тем восходит к величию Моря и Неба, и тем утверждает себя перед вечными стихиями, и тем он соизмерен глубине и высоте миров”. Всем своим содержанием эта повесть является подходом к роману “Буранный полустанок” .

Главное в романе – это принципиально новое осмысление времени и пространства, это весь мир наш с раздирающими его противоречиями, мир на грани катастрофы.

Произведение глубоко философично и художественно. Не могут не нравиться и люди труда, вечные труженики, которых с такой любовью изобразил автор.

Критик делил творчество писателя на три периода в 1982 году. Но, кажется, перестройка явилась возможностью для еще более высокого подъема мастерства писателя. С ее началом выходит в свет “Плаха”. Эта книга об отношениях Человека и Природы, о поисках смысла жизни, и о назначении религии в ее лучших проявлениях для нас, и о беде нашего времени – наркомании, и многом другом.

По охвату тем, многоплановости, философскому подходу и глубине символики это произведение превзошло все ранее написанное.

(2 votes, average: 4.50

Источник: https://goldsoch.info/tvorchestvo-ch-ajtmatova/

Сочинение: О творчестве Ч. Айтматова

Путь к бессмертию лежит через экологическое выживание, спасение природы, что невозможно без духовного сближения людей. На какой же нравственной основе возможно это сближение? Писатели XX века дают ответ на этот вопрос, вводя в свои произведения литературный персонаж — образ Иисуса Христа.

Вслед за булгаковским Иешуа Га-Ноцри, вслед за Христом из «Доктора Живаго» в последние годы появляются герои рукописи «Суд над Христом» в «Факультете ненужных вещей» Ю. Домбровского и горячий проповедник Царства справедливости на Земле Иисус Назарянин в «Плахе» Ч. Айтматова.

Почему современные писатели обращаются к этому общеизвестному библейскому образу? Наверное, потому, что Христос давно стал «идеалом человека во плоти». Достоевский определил его как «вековечный идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек».

В ХХ веке была предпринята попытка создать абсолют из человека в его нынешней противоречивой природе. То есть человек был предоставлен самому себе, своему самоутверждению. Он был вместо Христа провозглашен совершенством, то есть лишен христианской нравственной опоры.

Это привело к потере ориентиров в хаосе истинных и ложных ценностей и идеалов. И сейчас литература ищет пути восстановления общечеловеческой христианской морали.

Современный писатель Ч. Айтматов вводит в роман «Плаха» образ Учителя, Иисуса Христа, как образец жертвенной реакции на окружающее зло. Этим он ставит «самый главный вопрос — сможет ли бескорыстие и самоотверженность за ближнего одолеть звериный инстинкт?» В айтматовском романе он одолевается подвигом высшего человека.

Здесь писатель сопоставляет два распятия: великое событие 33-го года нашей эры и то, которое претерпел праведник Авдий Каллистратов, дерзновенно выступивший в одиночку против носителей зла — банды распространителей наркотиков. Этот герой несет в себе новое нравственное сознание, проповедуя которое, он надеется свернуть мир с его гибельных путей.

Бывший семинарист задается вопросом: «Как одолеть словом материю зла?» И находит только одну возможность действовать — нести в мир слово истины. Суть сложных и противоречивых отношений человеческой природы и нравственного идеала замечательно выразил апостол Павел, послания которого изучал в свое время Авдий: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».

Человек противоречив по своей сущности, он как бы «распят на дыбе плоти и духа». Поэтому для победы добра мало одного нравственного сознания, внесенного в природную жизнь. Несмотря на то, что перед человеком есть высокий идеал, он в силу несовершенства своей природной натуры не может осуществить его.

Читайте также:  Сочинение вечер в городе (6 класс)

Айтматова волнует загадка человека, сущность его особой природы, его прошлого и будущего. Поэтому взор писателя обращается в сторону единственных, кроме нас, живых существ — зверей. Зверь — это и дикая природа, и домашняя скотина, и эволюционное прошлое самого человека, и настоящее глубин его натуры. Это и наша пища, и помощник, и враг, и уникальная особь, почти личность.

К такому пониманию приходит Айтматов, в произведениях которого мы видим естественное гармоническое мироощущение единства с четвероногими помощниками и друзьями.

В романе «Плаха» как бы выстраивается три эволюционных уровня бытия: звери, люди и высший человек. Надо отметить, что писателю особенно удаются образы зверей, которых он рисует особенно выразительно и проникновенно. Он действует как чуткий посредник двух миров — зверей и людей. Звери в «Плахе» — это сайгаки и волки.

Акбара и Ташчайнар — это настоящие личности, которых автор раскрывает как бы изнутри. Эти старинные враги человека показаны писателем с глубоким сочувствием и симпатией. Их характеры раскрываются в извечной борьбе за пищу и жизнь, в трагедии потери потомства. Вся гамма истинно человеческих чувств матери, потерявшей детенышей, раскрывается в переживаниях Акбары.

Здесь и боль, и обида, и бессильная ярость, и мольбы, и месть, и апатия. В звере, по мнению автора, есть своя правда естественности и невинности, потому что он не знает понятий добра и зла. Хищник убивает животных для того, чтобы жить. В звериной охоте присутствует некая целесообразность, которая поддерживает необходимое равновесие в природе.

Человек же, изощренный интеллектом, злобной волей, мощными техническими возможностями, оказывается гораздо хуже зверя, когда бездумно и бессмысленно уничтожает природу ради сиюминутных корыстных выгод. Поэтому роман Айтматова воспринимается как отчаянный призыв, обращенный к каждому, одуматься, остановиться, осознать свою личную ответственность за все то зло, что творится в мире.

Писатель стремится постичь проблемы экологические прежде всего как проблемы состояния души человека. Разрушение мира природного оборачивается опасной деформацией личности.

Роман начинается темой волков, перерастающей затем в тему гибели саванны, постигающей Моюнкум по вине человека. Это он врывается в природный мир как преступник, уничтожая все живое. Впечатляет знаменитая сцена расстрела сайгаков с вертолетов и машин. Стада сайгаков и весь животный мир саванны попадает в полосу механизированного «конца света».

Эта истребительно-хищническая охота, которую ведут современные заготовители мяса во главе с Обер-Кандаловым, оборачивается тотальным «геноцидом» меньших братьев. Страшная сцена расстрела сайгаков дается писателем в восприятии волчицы Акбары.

Ее глазам эти подручные Обер-Кандалова представляются жуткими существами с багровыми лицами, черными ртами, орущими в микрофон. Это уже не охотники, а «расстрельщики», это люди-звери, которые сознательно избирают зоологический, антидуховный материал. Они одержимы корыстью, жаждой разрушения.

Это и мясозаготовители, и банда Гришана, распространяющая наркотики, несущая медленную мучительную смерть молодым людям. Они корыстно используют слабости и страсти человеческие, безжалостно давя тех, кто имеет иные идеалы и представления о жизни. Ч.

Айтматов развил в романе «Плаха» мысль Достоевского о том, что каждый человек перед всеми и за все виноват лично, все в мире, «как океан, все течет и соприкасается», в одном месте тронешь — в другом конце мира отдается.

Поэтому честному труженику Бостону, человеку здоровой естественной нравственности, приходится волею обстоятельств расплачивается за чужие преступления перед природой. Волчица уносит его ребенка не из кровожадных побуждений, она хочет заменить им своих украденных детенышей. Но Бостон, современный человек, не мог понять намерений волчицы.

Он думает только о том, как догнать ее и вернуть ребенка. Единоборство волчицы и человека разрешается трагически. Оно одинаково гибельно и для людей, и для зверей.

Убийство волчицы вместе с сыном — это своего рода кара, постигшая человека за вереницу преступлений и конкретно перед этой волчьей парой, и шире — за общий людской грех перед живыми тварями, природой вообще. Ведь мы, условно говоря, хищнически эксплуатируя природу, опустошая собственную среду обитания, тем самым как бы убиваем будущие поколения, лишив их чистого воздуха, земли, воды, отравив натуральные источники жизни. Такова мысль писателя, воплощенная в символическом плане романа. Итак, «Плаха» призывает человека вернуться к здоровой нравственности, убеждает нас сегодня заботиться о сохранении мира природы, выполнить свое предназначение жизни — быть ответственным за все живое на Земле.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.kostyor.ru/

Источник: http://dodiplom.ru/ready/99055

referat5vip.ru

Чингиз Айтматов (род. в 1928 г.) — одна из самых замечательных фигур современной советской литературы. Это писатель глубоко национальный, но с первых же шагов в литературе он стал известен во всем Союзе. В качестве одного из видных советских писателей он широко популярен за рубежом. Последние годы он часто выступает там с лекциями, интервью, на различных форумах.

Однако прежде чем к Айтматову пришел успех, он много и напряженно работал: искал свои темы, своих героев, свою собственную манеру повествования. С самого начала его произведения отличали особый драматизм, сложная проблематика, неоднозначное решение проблем.

Читайте также:  Мое отношение к чичикову - сочинение (9 класс)

Таковы ранние повести: «Джамиля» (1957), «Тополек мой в красной косынке» (1961), «Первый учитель» (1963). На последней повести остановимся чуть подробнее. Сам автор говорил: «… в «Первом учителе» я хотел утвердить наше понимание положительного героя в литературе…

Я постарался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах».

Образ учителя, изо всех сил стремящегося оторвать детей своих односельчан от невежества, до боли современен. Разве и сегодня жизнь учителей-сподвижников не направлена на то же? И разве не глубоко прав критик В.Панкин, что «уважать учителя- эта наука почему-то дается труднее других».

Постепенно все шире и глубже становится охват жизни, писатель все больше стремится проникнуть в ее тайны, в суть острейших вопросов современности.

При этом проза Айтматова становится более философской; противоречия, коллизии достигают очень большой силы. Усложняются способы повествования. Часто неразрывно сливаются размышления, внутренние монологи героя с авторской речью.

Усиливается роль фольклорных элементов, в рассказ вплетаются лирические песни ( «Прощай, Гульсары!»),

предания, мифы, легенды («Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря»). От этого образы приобретают особое, символическое значение, углубляется философская направленность произведений.

Некоторые критики выделяют три периода в творческом развитии Ч.Айтматова. «Джамиля», «Верблюжий глаз», «Тополек мой в красной косынке», «Первый учитель»- произведения первого этапа. Второй образуют повести «Материнское поле» (1963 г.) и

«Прощай, Гульсары!» (1966г.). Третий же начинается с «Белого парохода» ( 1970 г.). Это также «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря» и роман «Буранный полустанок». «Личность и Жизнь, Народ и История, Совесть и Бытие- вот проблемные пары трех означенных ступеней восхождения Айтматова ко все более глубинным сутям»,- пишет исследователь творчества писателя Г.Грачев.

Не просто отдельные люди с их чувствами и думами, а Человек вообще становится в центре внимания писателя. Он стремится постигать законы бытия, смысл жизни. Так, нет конкретных примет времени, индивидуальности характеров в философской повести

«Пегий пес, бегущий краем моря». Смысл ее в думах старика Органа: «… перед лицом бесконечности простора человек в лодке ничто. Но человек мыслит и тем восходит к величию Моря и Неба, и тем утверждает себя перед вечными стихиями, и тем он соизмерен глубине и высоте миров».

Всем своим содержанием эта повесть является подходом к роману «Буранный полустанок» ( другое название «И дольше века длится день» ). Главное в романе — это принципиально новое осмысление времени и пространства, это весь мир наш с раздирающими его противоречиями, мир на грани катастрофы. Произведение глубоко философично и художественно.

Не могут не нравиться и люди труда, вечные труженики, которых с такой любовью изобразил автор.

Критик делил творчество писателя на три периода в 1982 году. Но, кажется, перестройка явилась возможностью для еще более высокого подъема мастерства писателя. С ее началом выходит в свет «Плаха».

Эта книга об отношениях Человека и Природы, о поисках смысла жизни, и о назначении религии в ее лучших проявлениях для нас, и о беде нашего времени- наркомании, и многом другом.

По охвату тем, многоплановости, философскому подходу и глубине символики это произведение превзошло все ранее написанное.

Источник: https://referat5vip.ru/sochineniya-po-literature/ajtmatov-ch/38-tvorchestvo-ch-ajtmatova

Жизнь и творчество Чингиза Айтматова — Школьные сочинения по литературе

Чингиз Торекулович Айтматов — замечательный современный писатель. Работая в литературе более сорока лет, он сумел ярко и правдиво отразить сложные и героические моменты нашей истории. Писатель и сейчас полон творческих планов, работает над очередным романом.

Родился Айтматов в 1928 году в далеком кишлаке Шекер в Киргизии. В 1937 году его отец, крупный партийный работ­ник, был незаконно репрессирован. Именно тогда Айтматов получил урок чести: «На вопрос „чей ты сын?» надо, не опуская головы, прямо глядя в глаза людям, называть имя отца своего. Таков был приказ бабушки, матери отца». Давний урок чести стал принципом жизни и позже — творчества.

После окончания шести классов Айтматов был секретарем сельсовета, налоговым агентом, учетчиком, выполнял и другие работы в колхозе.

После окончания Джамбульского зоотехникума поступил в Киргизский сельхозинститут. Именно в это время в республиканской печати начинают появляться короткие заметки, очерки, корреспонденции, написанные будущим писателем.

Ведет Айтматов в студенческие годы и филологические изыскания, о чем свидетельствуют статьи «Переводы, далекие от оригинала», «О терминологии киргизского языка». В этой ра­боте ему помогает одинаково свободное владение как родным, так и русским языком.

Отработав три года по специальности в опытном животноводческом хозяйстве, Айтматов поступает на двухгодичные высшие литературные курсы в Москве. Первые шаги на писательском поприще Айтматов делает в пятидесятые годы. В 1958 году вышла на русском языке его первая книга «Лицом к лицу». Перевод с киргизского осуществлял А. Дроздов.

Эта небольшая по объему, но яркая по содержанию повесть рассказывает о драматическом периоде нашей истории — Великой Отечественной войне. Она докатилась слезами боли и потерь до далекого киргизского аила. Обожгла Сеиде, главную героиню повести, страшным и позорным словом: «дезертир».

Всесоюзную, а вслед за тем и европейскую известность принесла Айтматову повесть «Джамиля», опубликованная в журнале «Новый мир» в 1958 году и названная Луи Арагоном самой трогательной современной повестью о любви.

После учебы в Москве Айтматов работает в республиканской печати, а затем — в течение пяти лет — собственным кор­респондентом газеты «Правда» в Киргизии.

Читайте также:  Сочинение на тему война глазами детей

В 60-е годы писателем написаны повести «Верблюжий глаз», «Первый учитель», «Тополек в красной косынке», «Материнское поле». Они рассказывают о трудном становлении Киргизии, о преодолении косности и предрассудков, о победе человеческого духа.

В 70-е годы Айтматов продолжает работать в жанре пове­сти. Появляются «Ранние журавли», рассказывающие о труд­ном военном времени, когда подростки, минуя юность, шагну­ли сразу во взрослую жизнь.

Это во многом автобиографическая повесть. Айтматов тоже из этого поколения. «Белый пароход» — трагическая повесть о детстве, разрушенном жестокостью взрослых.

Это одна из лучших повестей автора, написанная в 1970 году.

Философская повесть «Пегий пес, бегущий краем моря» затронула самые актуальные вопросы современности. В 80-е годы Айтматов переходит к жанру романа. Им написаны «И дольше века длится день» и «Плаха» — произведения, предостерегающие людей от самоуничтожения. В них ярко и бескомпромиссно поставлены самые «трудные» вопросы современности: о наркомании, бездуховности, экологии души.

В 90-е годы писателем опубликованы: повесть «Белое облако Чингисхана» к роману «Буранный полустанок», романы «Богородица в снегах» и «Тавро Кассандры». «Одна, но маленькая страсть» одухотворяет все, написанное Ч. Айтмато­вым,— любовь. В любви для его героев — все: и жизнь, и судьба, и надежды на счастье.

А значит — и поле, и космос, и буря, и синяя ночь, и утоление жажды приключений, и встреча-общение с другом на языке мечты и свободы. Именно такие нравственные уроки дает Ч. Айтматов. Каков же необходимый урок? Полюби — и станешь больше человеком. Но не спрашивай: а как полюбить? Слушай свое сердце.

Оно, обновленное чувством восхищения, сострадания и верой в счастье,— а это во многом дается благодаря влиянию прекрасных книг,— даст самый лучший ответ.

Чингиз Торекулович Айтматов не только профессиональный писатель, но и общественный деятель. Он ведет огромную работу по сохранению уникального озера Иссык-Куль и его инфраструктуры, а в последние годы является полномочным рослом Киргизии в Бельгии.

Он полон творческих планов, заканчивает работу над очередным романом, и если первые произведения были написаны на киргизском языке и переведены на русский Дроздовым, то, начиная с повести «После сказки», Айтматов пишет по-русски, затем переводит на киргизский язык.

Абсолютное владение русским языком принесло Ч. Айтма­тову не только широкую читательскую аудиторию и заслуженную любовь миллионов людей, оно поставило его в ряд русских классиков, позволило занять достойное место в ряду современных писателей.

Источник: http://moisoch.ru/ajtmatov/zhizn-i-tvorchestvo-chingiza-ajtmatova.html

Фрагмент сочинения по отрывку из интервью с Ч.Т. Айтматовым

«Книги, открывающие нас»

Проблема Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов.
Первый пример (1)   Автор искренне убеждён в том, что книга — это «важное звено в духовной связи людей».  
Пояснение к первому примеру (2)   Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, связывают единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.
Второй пример (3) Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел».
Пояснение ко второму примеру (4) Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю.
Связь между примерами (5) Оба эти примера, дополняя друг друга, позволя ют автору показать важность книги и чтения.
Позиция автора Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: книга учит мыслить, рассуждать, воспитывает человека, обогащает его внутренний мир.

3. Позиция автора

¾ Автор считает, что …

¾ При прочтении текста становится понятна позиция автора: …

¾ Авторская позиция очевидна: …

¾ В процессе анализа текста я понял, что автор придерживается следующей позиции: …

¾ Позиция автора выражена открыто: …

Свое отношение к позиции автора. Обоснование своего отношения к позиции автора

Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения.

¾ Я разделяю позицию автора. По моему мнению, …(формулировка своей точки зрения – то же самое, но другими словами)

¾ Думаю, автор не прав в своих суждениях. Я считаю, что …

¾ Я думаю, в словах автора есть доля правды. По моему мнению, .

А. Примеры обоснования

¾  факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло);

¾  иллюстрации (наглядно-описательная форма): можно использовать конкретный пример – сообщение о событии (в литературе, в жизни и т.д.) и предположительный пример – рассуждение о том, что могло бы быть при определенных условиях;

¾ опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.);

¾  обращение к традициям, авторитетным мнениям (мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов – экспертов);;

¾ обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.);

 обращение к логике (индукция, дедукция).

Заключение.(вывод)

Вывод может быть любым. Достаточно не уходить от темы. Можно использовать общие фразы. Вывод нужен только для придания сочинению завершенного вида.

Проанализировав проблему, я понял: …

В итоге можно сказать, что …

… очень важно для каждого человека, потому что …

Вывод очевиден: …

Кол-во баллов Кол-во примеров Пояснение Смысловая связь Фактические ошибки
5 2 2 + нет
4 2 1 +
4 2 2
3 2 1
3 1 1
2 2 0
1 1 0
0
  • ü если комментарий не написан вообще;
  • ü если комментарий написан БЕЗ ОПОРЫ на текст;
  • ü если комментарий написан не по той проблеме

Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 1127;

Источник: https://studopedia.net/13_57031_fragment-sochineniya-po-otrivku-iz-intervyu-s-cht-aytmatovim.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector