Сочинения по творчеству куприна

Александр Иванович Куприн — замечательный русский писатель, творчество которого, к сожалению, долгое время не было по достоинству оценено.

Мастер рассказа и короткой повести, тонкий психолог, Куприн обладал блестящим писательским дарованием, и все его произведения проникнуты бесконечной любовью — к Родине, природе, человеку, ко всему окружающему миру.

Даже после прочтения повести, преисполненной печалью и трагизмом, на душе остается светлое чувство, как это всегда бывает в моменты приобщения к миру высокого искусства.

Трудно сегодня объяснить, почему Куприн в прежние годы был всегда в тени Чехова, Горького и других русских писателей, а его произведения были включены лишь в список дополнительной школьной литературы. Но, тем не менее, писателя всегда в России помнили, любили, читали и перечитывали, и лучшие режиссеры ставили фильмы по мотивам его чудесных рассказов.

Романтика и любовь к жизни

Судьба большинства русских писателей драматична, и Александр Куприн не является исключением. Но годы бедствий, лишений и скитаний помогли ему лучше узнать и понять русского человека, его характер, надежды и устремления.

Несмотря на нелегкую жизнь и, подчас, нищенское существование, писатель делает вывод, что «человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья». В центре его внимания представители разных сословий, люди бедные и богатые, талантливые и бездарные, великодушные и эгоистичные.

Их взаимоотношения, мечты, стремления изменить жизнь или погружение в полное отчаяние не может оставить равнодушным никого из читателей.

Отражение социальных проблем в произведениях Куприна

Трудно без слез читать «Белого пуделя» или «Поединок», но именно сострадание делает человека лучше, чище и добрее. Нужно отметить, что Куприн — первый русский писатель, глубоко затронувший проблемы армии и людей, ведущих асоциальный образ жизни. В «Поединке» мы узнаем о бессмысленных буднях офицеров, их душевной опустошенности, отсутствии веры в будущее.

Бесконечные однообразные вечера, пьянство, беспросветная бедность, долги — так видит автор армию, и это доставляет ему самому нравственные страдания. Продолжением темы является повесть «Яма» — первое искреннее произведение о продажной любви и отвергнутых обществом людях.

Знаменитый «Гранатовый браслет» — возвращение к теме неразделенной любви, которая возвышает человека, делает его сильным и самоотверженным.

От романтики к реализму

Помимо этих произведений, наиболее часто предлагаемых к изучению и анализу, у Куприна есть множество не менее значимых и интересных зарисовок о любви и природе.

Описание городских и сельских пейзажей вызывает восхищение виртуозным легким слогом — читателю кажется, что он переносится в мрачноватые чащи Полесья, или на улицы южного морского города, улицы которого наполняются вечерами пряным ароматом белой акации.

Будучи романтиком и жизнелюбом по натуре, писатель глубоко переживает события, происходящие в России. В повести «Молох» правдиво показана жизнь рабочих, их бесправное положение, безразличие интеллигенции к народу, ее оторванность от реальной жизни.

Знакомство с Куприным на сайте InternetUrok.ru будет полезно всем, кто желает познакомиться с творчеством писателя в пределах школьной и факультативной программы. 

Источник: https://interneturok.ru/article/tvorchestvo-pisatelya-a-i-kuprina

Проблема коллективного творчества в литературе… По А. И. Куприну

Проблема коллективного творчества в литературе. И. П. Цыбулько 2020. Вариант № 18 («Несомненно, Дюма останется ещё на многие годы любимцем…»)

Допустимо ли коллективное творчество в литературе? Существует ли в коллективном творчестве свой «архитектор»? Именно эти вопросы возникают при чтении русского писателя А. И. Куприна.

Раскрывая проблему коллективного творчества в литературе, автор даёт оценку французскому писателю и драматургу Александру Дюма. Он отвергает расхожее мнение о том, что все романы написаны подёнщиками от литературы, которых нанимал Дюма, а сам только подписывал чужие произведения.

Куприн убеждает своих читателей в том, что это не правда, так как, хотя у Дюма и были помощники, но главным архитектором выстроенного литературного здания был именно он. Вспоминает автор и Чарльза Диккенса, которого называет «самым христианским из писателей».

Диккенс не брезговал содействием литературных сотоварищей. Прекрасный рассказчик Диккенс передавал за дружеской беседой нить какой-нибудь пришедшей ему в голову истории курьёзного или трогательного характера, намёк на тему разделял на несколько частей и давался каждому из соавторов.

Затем отдельные части повести он вплетал в своё произведения, сглаживая швы.

Оба эти примера, дополняя друг другу, свидетельствуют о том, что в литературном творчестве можно прибегать к сотрудничеству, к помощи других литераторов, но главным «конструктором» произведения всегда остаётся один.

Авторская позиция заключается в следующем: коллективное творчество относится «к чрезвычайно сложным, запутанным и щекотливым литературным вопросам» и «имеет множество видов, условий и оттенков». Тем не менее в коллективном творчестве есть свой «архитектор», чьё имя будет высечено на фасаде дома.

Мне близка позиция автора.

Действительно, у писателя часто не хватает времени просиживать часами в библиотеке, бегать по музеям, рыться «в хронологической пыли» архивов, делать выписки из исторических книг, и тут незаменимую помощь в этой кропотливой работе могут оказать сотрудники, соавторы. Но всё же в этом коллективном творчестве есть главный автор, наиболее талантливый и узнаваемый по своему стилю, выделяющийся яркой писательской индивидуальностью.

В заключение хочу подчеркнуть, что мы узнаём истинного писателя по его характерным особенностям: по искусству диалога, по остроумию, по яркости портретов, по внутренней доброте.

Текст А. И. Куприна

(1)Несомненно, Дюма останется ещё на многие годы любимцем и другом читателей с пылким воображением и с не совсем остывшей кровью. (2)Но, увы, надолго сохранится и убеждение в том, что большинство его произведений написаны в слишком тесном сотрудничестве с другими авторами. (3)Повторять что-нибудь дурное, сомнительное, позорное о людях славы и искусства было всегда лакомством для критиков и публики. (4)Помню, как в Москве один учитель средней школы на жадные расспросы о Дюма сказал уверенно: — Дюма? (5)Да ведь он не написал за всю жизнь ни одной строчки. (6)Он только нанимал романистов и подписывался за них. (7)Сам же он писать совсем не умел. (8)И даже читал с большим трудом. (9)Конечно, всякому ясно, что выпустить в свет около пятисот шестидесяти увесистых книг, содержащих в себе длиннейшие романы и пятиактные пьесы, — дело немыслимое для одного человека, каким бы он ни. был работоспособным, какими бы физическими и духовными силами он ни обладал. (10)Если мы допустим, что Дюма умудрялся при титанических усилиях писать по четыре романа в год, то и тогда ему понадобилось бы для полного комплекта его сочинений работать около ста сорока лет самым усердным образом, подхлёстывая себя неистово сотнями чашек крепчайшего кофе. (11)Да. (12)У Дюма были сотрудники. (13)Например: Огюст Маке, Поль Мерис, Октав Фейе, Е. Сустре, Жерар де Нерваль, были, вероятно, и другие… …(14)Но вот тут-то мы как раз и подошли к чрезвычайно сложным, запутанным и щекотливым литературным вопросам. (15)С самых давних времён весьма много было сказано о вольном и невольном плагиате, об использовании чужих, хотя бы очень старых, хотя бы совсем забытых, хотя бы никогда не имевших успеха сюжетов. (16) Коллективное творчество имеет множество видов, условий и оттенков.
(17) Во всяком случае, на фасаде выстроенного дома ставит своё имя архитектор.
(18) А не каменщик, и не маляры, и не землекопы. (19) Чарльз Диккенс, которого Достоевский называл самым христианским из писателей, иногда не брезговал содействием литературных сотоварищей, каковыми бывали даже и дамы-писательницы: мисс Мэльхолланд и мисс Стрэттон, а из мужчин — Торкбери, Гаскайн и Уилки Коллинз. (20)Особенно последний, весьма талантливый писатель, имя и сочинения которого до сих пор ценны для очень широкого круга читателей. (21) Распределение совместной работы происходило приблизительно так: Диккенс — прекрасный рассказчик — передавал иногда за дружеской беседой нить какой-нибудь пришедшей ему в голову или от кого-нибудь слышанной истории курьёзного или трогательного характера. (22)Потом этот намёк на тему разделялся на несколько частей, в зависимости от количества будущих сотрудников, и каждому из соавторов, в пределах общего плана, предоставлялось широкое место для личного вдохновения. (23)Потом отдельные части повести соединялись в одно целое, причём швы заглаживал опытный карандаш самого Диккенса, а затем общее сочинение шло в типографский станок. (24)Эти полушутливые вещицы вошли со временем в полное собрание сочинений Диккенса. (25)Сотрудники в нём переименованы, но вот беда: если не глядеть на фамилии, то Диккенс сразу бросается в глаза своей вечной прелестью, а его сотоварищей по перу никак не отличишь друг от друга. (26)В фабрике Дюма были, вероятно, совсем иные условия и отношения. (27)Прежде всего надо сказать, что если кто и был в этом товариществе настоящим работником, то, конечно, он, сорокасильный, неутомимый, неукротимый, трудолюбивейший Александр Дюма. (28)Он мог работать сколько угодно часов в сутки, от самого раннего утра до самой поздней ночи, иногда и больше. (29) Из-под пера так и падали с лёгким шелестом бумажные листы, исписанные мелким отличнейшим почерком, за который Дюма обожали наборщики (кстати, и его восхищённые первочитатели). (30)Говорят, он пыхтел и потел во время работы, ибо был тучен и горяч. (31)По его бесчисленным сочинениям можно судить, какое огромное количество требовалось ему сведений об именах, характерах, родстве, костюмах, привычках действующих персонажей. (32)Разве хватало у него времени просиживать часами в библиотеке, бегать по музеям, рыться в пыли архивов, разыскивать старые хроники и мемуары и делать выписки из редких исторических книг? (33)Если в этой кропотливой работе ему помогали друзья (как впоследствии Флоберу), то оплатить эту услугу было бы одинаково честно и ласковой признательностью, и денежными знаками или, наконец, и тем и другим. (34)Правда, Дюма порою мало церемонился с годами, числами и фактами, но во всех лучших его романах безошибочно чувствуется его собственная, хозяйская, авторская рука. (35)Её узнаёшь и по характерному искусству диалога, по грубоватому остроумию, по яркости портретов и быта, по внутренней доброте… (36)Правда и то, что очень часто, особенно в последние свои годы, Дюма прибегал к самому щедрому и самому бескорыстному сотруднику — к ножницам. (37)Но и здесь, сквозь десятки чужих страниц географического, этнографического, исторического и вообще энциклопедического свойства всё-таки блистает прежний Дюма, пылкий, живой, увлекательный, роскошный. (38) Огюст Маке заявил публичную претензию на Дюма, которому он чем-то помог в «Трёх мушкетёрах». (39)Оттуда и пошёл разговор о помощниках. (40)Но после первого театрального представления одноимённой пьесы, переделанной из романа и прошедшей с колоссальным успехом, Дюма, под бешеные аплодисменты и крики, насильно вытащил упиравшегося Маке к рампе, потребовал молчания и сказал своим могучим голосом: — Вот Огюст Маке, мой друг и сотрудник. (41)Ваши лестные восторги относятся одинаково и к нему, и ко мне.
(42)И у Маке потекли из глаз слёзы.

Читайте также:  Сочинение деньги добро или зло?

(По А. И. Куприну)

Источник: https://vopvet.ru/news/problema_kollektivnogo_tvorchestva_v_literature_po_a_i_kuprinu/2019-11-28-8228

Сочинение на тему : Тема любви в творчестве Александра Куприна, — Сочинения по литературе

«ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ» (ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. КУПРИНА)

А. И. Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви, подарившим читателям три повести — «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь», — объединенные прекрасной темой.

Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, «зоологических» проявлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков («Суламифь»), забираясь в лесную глушь Волынской губернии («Олеся»), заглядывая в коморку влюбленного отшельника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире («Гранатовый браслет»).

Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого «высшего сословия». Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь.

Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений.

Присланный неизвестным влюбленным подарок — гранатовый браслет — вызывает бурю негодования брата княгини, товарища прокурора Булат-Тугановского. Он готов растоптать, уничтожить «плебея», осмелившегося оказывать знаки внимания потомственной дворянке.

Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком, и только старый генерал Аносов, с которым любит откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: «А почем знать?».

Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины». Любовь «маленького человека» заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших душ, герой повести погибает.

Стихотворение австрийского поэта первой половины ХIХ в. Николая Линау имеет связь с содержанием повести «Гранатовый браслет «:

Молчать и гибнуть… Но милей, Чем жизнь, волшебные оковы! Свой лучший сон в очах у ней Искать, не проронив ни слова! —  Как свет застенчивый лампад Трепещет пред лицом Мадонны И, умирая, ловит взгляд, Небесный взгляд ее бездонный!..

«Молчать и гибнуть» — вот духовный обет влюбленного телеграфиста. И все-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силу переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти.

Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твое». Так что же все-таки любовь? В повести Куприна старик-генерал Аносов ратует за сильную любовь, которая «заключает весь смысл жизни — всю вселенную!» Любовь не может быть изолированной.

Она проявляется во всем спектре человеческой жизнедеятельности. Истинная любовь, по мысли Куприна, является основой всего земного. И не только земного. Возможно, поэтому влюбленные часто обращают свои взоры к звездному небу.

Великий итальянский поэт Данте Алигьери не случайно заключительным стихом каждой из трех частей «Божественной комедии» сделал слова: «Любовь, движущая солнцем и прочими звездами».

Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: «Любовь должна быть трагедией.

Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Любовь, по Куприну, должна основываться на высоких, возвышенных чувствах, на взаимном уважении, симпатии, доверии, верности, искренности, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.

«Вы видели когда-нибудь такую любовь, дедушка?» — тихо спросила Вера. Ответ старика был отрицательным. Таким образом, мы говорим о любви, которую надо нести в себе всю жизнь, следовать ей, не предаваясь мимолетным страстям и увлечениям, о которых, кстати, и вспоминал генерал.

Куприн вскрыл духовную ограниченность представителей «высшего сословия», проявляющуюся перед лицом чистой, бескорыстной любви.

Повесть «Гранатовый браслет» — подтверждение того, что Куприн ищет в реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен.

Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Он утверждает: «Любовь — это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте…, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».

Эта мысль писателя получила воплощение в другой его повести — «Олеся» (1898).

Сочинение на тему любви в прозе Александра Куприна

Написана повесть сразу после знаменитого «Молоха», в котором Куприн показал жестокий мир капитала со всеми его ужасами и пороками.

События, изображенные в ней, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от которых бежит герой повести — Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с «дочерью природы» — полесской девушкой Олесей.

Красота «больших, блестящих темных глаз, кото рым тонкие, надломанные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности», «гибкий, по движный ум», «первобытное и яркое воображение» Олеси покорили сердце Ивана Тимофеевича.

Все ли так безоблачно в повести? Невежество, стяжательство, ложь успели свить гнездо и в этой полесской деревушке. Свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным поселянам, считающим ее колдуньей. Они ненавидят ее и преследуют. Противостояние очевидно.

В полярных отношениях, несмотря на взаимную любовь, находятся, кроме всего, Олеся и Иван Тимофеевич. Его характеристику Куприн подает устами героини повести. Во время гадания Олеся говорит Ивану Тимофеевичу: «Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин.

Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, а подчиняетесь».

Выросший в «царстве жестокого Молоха», Иван Тимофеевич отравлен его порочным дыханием. Он не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир «дочери природы» и его собственный. Он понимает невозможность совместного счастья. Понимает это, а вернее, догадывается и Олеся. «Наивная, очаровательная сказка» любви заканчивается разлукой.

И виной тому, как уже говорилось, не только невежественные селяне, но и Иван Тимофеевич. Что хотел сказать Куприн, что предложить, от чего предостеречь? Только вдали от цивилизации, от капиталистического города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно.

Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства. Завершается повесть удивительно. Иван Тимофеевич после поспешного исчезновения Олеси и ее бабки находит в опустевшей хате оставленную ему на память нитку красных бус.

Этот простой, бесхитростный подарок не столько память о «нежной, великодушной любви» Олеси, сколько символ ее чистого, естественного чувства, символ ее негаснущей любви. Каждая бусинка, как огонек этой любви. Есть что-то общее между Олесиными «кораллами» и гранатовым браслетом, подаренным телеграфистом Желтковым княгине Вере.

Естественное чувство любви воспето Куприным еще в одной повести — «Суламифь» (1908), созданной по мотивам библейской книги «Песнь песен».

В ней рассказывается о взаимной любви Суламифь и царя Соломона. Прекрасная Суламифь — воплощение чистой и жертвенной 183 любви — противопоставлена злой и завистливой царице Астис, отвергнутой Соломоном. Царь-мудрец покорен чистой любовью безродной девушки.

Читайте также:  Женские образы в произведении герой нашего времени

Горячие и нежные чувства не принесли счастья возлюбленным: любовь заканчивается трагически. Меч убийцы лишает жизни Суламифь. Но даже смерть не может победить ее любовь.

Пораженная мечом Элиава, которого подослала коварная Астис, Суламифь говорит своему возлюбленному: «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику… Никогда не было и не будет женщины счастливее меня». Эти слова напоминают сказанное чиновником Желтковым в «Гранатовом браслете»: «Да святится имя Твое».

Да, связь между повестями «Гранатовый браслет» и «Суламифь» очевидна. Все вместе они — гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовной и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству. Все три повести имеют глубоко общечеловеческий характер, поднимают проблемы, которые будут вечно волновать человечество.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-tema-lyubvi-v-tvorchestve-aleksandra-kuprina/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       К теме любви обращались многие писатели и поэты русской литературы. Исключением не стал и А.И. Куприн, который подарил миру прекрасные произведения «Олеся» и «Гранатовый браслет».

Любовь здесь играет ведущую, основополагающую роль. Но не просто искреннее чистое чувство стремился показать читателю автор, главное для Александра Ивановича было отразить всю полноту трагизма и горечи, к которым приводит больная любви.

Наша задача, рассмотреть это более подробно и тщательно.

       Как мы уже поняли, любовь в произведениях А.И. Куприна, несомненно, обрекает героев на душевные страдания, терзания и тяжелые муки. Так, к примеру, случилось с героями повести «Олеся», которым не суждено было быть вместе всю жизнь.

Юная девушка Олеся, которая жила с бабушкой-ведьмой в дремучем лесу вдали от цивилизации, обладала исключительными, на мой взгляд, качествами характера. Ей были присущи искренность, доброта, прямодушие, верность и преданность. Она умеет не просто любить, а отдавать всю себя ради светлого чувства.

Олеся бросается в омут с головой, несмотря на то, что прекрасно знает, каковы будут последствия, насколько тяжело ей будет пережить данный период жизни. К сожалению, подобного нельзя сказать о её возлюбленном, Иване Тимофеевиче. Его смело можно отнести к типу нерешительных, даже в какой-то степени слабых людей.

Конечно, душа героя полна искренних порывов, но всё это перечеркивается эгоизмом по отношению к окружающим людям. Иван Тимофеевич, несомненно, любит Олесю, девушка привлекает его своей необычность, неординарностью.

Это доказывает следующая цитата, непосредственно взятая из текста: «Также привлекал меня к Олесе и некоторый ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности — эта гордая уверенность в своих силах, сквозившая в немногих обращенных ко мне словах».

Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что девушка прельщает героя исключительно на лоне природы, но никак не в цивилизованном обществе. Городской интеллигент внутри себя колеблется на этот счет. Отсюда и рождается нерешительность.

Конечно, Иван Тимофеевич в порыве страсти делает предложение руки и сердца Олесе, но ставит молодую девушку перед непростым выбором: либо старая бабушка, либо он. Я считаю, это говорит о малодушии и низменности. Кроме того, именно главный герой предлагает Олесе посетить церковь, что приведет в итоге к трагедии судьбы девушки. Впрочем, и сам молодой человек не в состоянии забыть прекрасную дикарку, воспоминания о тех счастливых днях ранят его сердце. 

       Трагизм повести очевиден, судьба героев не сложилась. Но каким образом разворачиваются события в другом произведении А.И. Куприна, «Гранатовый браслет»? В рассказе автор открывает перед нами завесу искреннего романтичного чувства.

Да, несомненно, на любовь Желткова Вера Николаевна не отвечает взаимностью, княгиня просто во время не разглядела истинного теплого чувства. Впоследствии, она очень жалеет об этом.

Желтков на протяжении долгого времени любит Веру Николаевну, эта любовь отличается преданностью и бескорыстность, он ничего не требует взамен. Гранатовый браслет – это символ его высокого чувства, единственная память о нём после смерти.

«Да святится имя твоё» — данные слова говорят о том, что, даже лежа на смертном одре, влюбленный юноша не забывает о княгине, напоследок благословляет её.

       Мне хотелось бы закончить своё сочинение цитатой из вышеупомянутого рассказа: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» На мой взгляд, это поистине великие слова, которые не нуждаются в комментарии.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/silver-age/67-sochinenie-na-temu-tema-tragicheskoj-lyubvi-v-tvorchestve-kuprina-olesya-granatovyj-braslet.html

Сочинение на тему: "О творчестве А. И. Куприна"

О творчестве А. И. Куприна

В чем смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»?

Почему А. И. Куприн воспринимает любовь как трагедию? (По повестям «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь»)

Когда закрываешь последнюю страницу повести Куприна «Поединок», возникает ощущение нелепости, несправедливости случившегося. Сухие строки рапорта по-канцелярски точно и бесстрастно излагают обстоятельства смерти подпоручика Ромашова, погибшего в результате дуэли с поручиком Николаевым. Просто и буднично обрывается жизнь юного, чистого и честного человека.

Внешняя канва повести вроде бы объясняет причину этой трагедии. Это любовь Юрия Алексеевича к замужней женщине, Шурочке Николаевой, вызвавшая законную и понятную ревность мужа и его желание защитить поруганную честь.

Но к этой любви примешивается подлость и корыстный расчет Шурочки, которая не постыдилась заключить циничную сделку с влюбленным в нее человеком, ставкой в которой стала его жизнь. Кроме того, создается впечатление, что гибель Ромашова предопределена теми событиями, которые происходят в повести.

Этому способствует общая атмосфера жестокости, насилия, безнаказанности, которая характеризует офицерскую среду.

Значит, слово «поединок» является выражением конфликта между общечеловеческими нравственными нормами и беспределом, который творится в армии.

Юный подпоручик Ромашов приезжает на место службы с надеждой найти здесь свое призвание, встретить честных, мужественных людей, которые примут его в свою дружную офицерскую семью. Автор вовсе не идеализирует своего героя. Он, что называется, средний, даже заурядный человек со смешной привычкой думать о себе в третьем лице.

Но в нем, несомненно, чувствуется здоровое, нормальное начало, которое вызывает в нем чувство протеста против уклада армейской жизни.

В начале повести этот протест выражается в робкой попытке Ромашова высказать свое несогласие с общим мнением сослуживцев, одобряющих дикие поступки пьяного корнета, врубившегося в толпу евреев, или офицера, застрелившего, «как собаку», штатского, который посмел сделать ему замечание.

Но его сбивчивая речь о том, что культурные, порядочные люди все-таки не должны нападать с шашкой на безоружного, вызывает лишь снисходительную ответную реплику, в которой сквозит плохо скрытое презрение к этому «фендрику», «институтке». Юрий Алексеевич чувствует свою отчужденность среди сослуживцев, наивно и неловко пытаясь преодолеть ее.

Он втайне восхищается удалью и силой Бек-Агамалова, пытаясь стать похожим на него. Однако врожденные доброта и совестливость заставляют Ромашова вступиться за солдата-татарина перед грозным полковником. Но простое человеческое объяснение того, что солдат не знает русского языка, расценивается как грубое нарушение воинской дисциплины, которая оказывается несовместимой с принципами гуманности и человечности.

Вообще в повести Куприна много «жестоких» сцен, рисующих унижение человеческого достоинства.

Они характерны прежде всего для солдатской среды, среди которой особенно выделяется обезумевший, замордованный солдат Хлебников, пытавшийся броситься под поезд, чтобы положить конец ежедневным истязаниям.

Сочувствуя этому несчастному солдату, защищая его, Ромашов тем не менее не может спасти его. Встреча с Хлебниковым заставляет его еще острее почувствовать себя изгоем в офицерской среде.

В представлении героя постепенно выстраивается целая шкала унижений, когда генерал грубо обращается с командиром полка, тот в свою очередь унижает офицеров, а те — солдат. На этих покорных, бессловесных существах офицеры вымещают всю свою злость, тоску от бессмысленности, идиотизма армейских будней и досуга.

Но герои купринской повести вовсе не отпетые негодяи, почти в каждом из них есть какие-то проблески человечности. Например, полковник Шульгович, грубо и резко отчитав офицера, растратившего казенные деньги, тут же помогает ему. Значит, в общем-то, неплохие люди в условиях произвола , насилия и беспробудного пьянства теряют человеческий облик.

Читайте также:  Сочинение на тему путешествие

Это еще сильнее оттеняет глубину нравственного падения офицеров в разлагающейся царской армии.

Образ Ромашова дается писателем в динамике, развитии. Автор показывает в повести духовный рост героя, который проявляется, например, в его изменившемся отношении к обществу офицеров, которое командир полка называет «целой семьей». Ромашов уже не дорожит этой семьей и готов хоть сейчас вырваться из нее и уйти в запас.

Кроме того, теперь он не робко и сбивчиво, как раньше, а ясно и твердо высказывает свои убеждения: «Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить головы. Это стыдно».

Если раньше Ромашов нередко находил забвение в пьянстве или пошлой связи с Раечкой Петерсон, то к концу повести он обнаруживает твердость и силу характера.

Может быть, в душе Юрия Алексеевича тоже совершается поединок, в котором борются честолюбивые мечты о славе и военной карьере с тем возмущением, которое охватывает его при виде бессмысленной жестокости и полнейшей духовной опустошенности, пропитавших всю армию.

И в этом бескровном поединке одерживает победу здоровое нравственное начало, гуманное стремление защитить униженных, страдающих людей. Взросление юного героя сочетается с его духовным ростом. Ведь зрелость не всегда означает стремление к совершенству. Об этом свидетельствуют образы офицеров, людей, свыкшихся с гнетущей обстановкой, приспособившихся к ней.

Да, в них иногда прорывается тоска по иной, нормальной жизни, которая обычно выражается всплеском злобы, раздражения, пьяным разгулом. Возникает какой-то замкнутый круг, из которого нет выхода. По-моему, трагедия Ромашова в том, что, отрицая однообразие, идиотизм и бездуховность армейской жизни, он все же не имеет достаточной силы, чтобы противостоять ей.

Из этого нравственного тупика возможен для него только один выход — смерть.

Повествуя о судьбе своего героя, его исканиях, заблуждениях и прозрении, писатель показывает общественное неблагополучие, которое охватило все сферы российской действительности начала века, но ярче и отчетливее проявлялось в армии.

Таким образом, название повести Куприна можно понимать как поединок добра и зла, насилия и гуманизма, цинизма и чистоты. В этом, по-моему, и заключается основной смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок».

Произведениям замечательного писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь. Его повести и рассказы продолжают волновать людей разных поколений.

В чем же их неиссякаемая чарующая прелесть? Наверное, в том, что они воспевают самые светлые и прекрасные человеческие чувства, зовут к красоте, добру, гуманности.

По-моему, самые трогательные и проникновенные произведения Куприна — это его повести о любви «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь». Именно любовь окрыляет героев, дает им ощущение высшей полноты жизни, возвышает их над серым безотрадным бытом.

Любовь раскрывается писателем как сильное, страстное, всепоглощающее чувство, всецело завладевшее человеком. Оно позволяет героям выявить лучшие качества души, озаряет жизнь светом доброты и самопожертвования. Но любовь в произведениях Куприна часто оканчивается трагедией.

Такова прекрасная и поэтическая история чистой, непосредственной и мудрой «дочери природы» из повести «Олеся». Этот удивительный характер сочетает в себе ум, красоту, отзывчивость, бескорыстие и силу воли. Образ лесной колдуньи овеян тайной. Необычна ее судьба, жизнь вдали от людей в заброшенной лесной избушке.

На девушку оказывает благотворное влияние поэтичная природа Полесья. Оторванность от цивилизации позволяет ей сохранить цельность и чистоту натуры. С одной стороны, она наивна, потому что не знает элементарных вещей, уступая в этом интеллигентному и образованному Ивану Тимофеевичу.

Но с другой, Олеся обладает каким-то высшим знанием, которое недоступно обыкновенному умному человеку.

В любви «дикарки» и цивилизованного героя с самого начала чувствуется обреченность, которая пронизывает произведение грустью и безнадежностью. Слишком разными оказываются представления и взгляды влюбленных, которые приводят к разлуке, несмотря на силу и искренность их чувства.

Когда заблудившийся в лесу во время охоты городской интеллигент Иван Тимофеевич в первый раз увидел Олесю, его поразила не только яркая и оригинальная красота девушки. Он почувствовал ее непохожесть на обычных деревенских «дивчат». Во внешности Олеси, ее речи, поведении есть что-то колдовское, не подлежащее логическому объяснению.

Наверное, это и пленяет в ней Ивана Тимофеевича, в котором восхищение незаметно перерастает в любовь.

Когда Олеся по настойчивой просьбе героя гадает ему, то с удивительной прозорливостью предсказывает, что жизнь у него будет невеселая, никого он сердцем не полюбит, так как сердце у него холодное и ленивое, а, наоборот, принесет много горя и позора той, которая полюбит его. Трагическое пророчество Олеси сбывается в финале повести.

Нет, Иван Тимофеевич не совершает ни подлости, ни предательства. Он искренне и серьезно хочет связать свою судьбу с Олесей. Но при этом герой проявляет нечуткость и бестактность, которые обрекают девушку на позор и гонение.

Иван Тимофеевич внушает ей мысль о том, что женщина должна быть набожной, хотя прекрасно знает, что Олесю в деревне считают колдуньей, а следовательно, посещение церкви может стоить ей жизни. Обладая редким даром предвидения, героиня ради любимого человека идет на церковную службу, ощущая на себе злобные взгляды, слыша издевательские реплики и брань.

Этот самоотверженный поступок Олеси особенно подчеркивает ее смелую, свободную натуру, которая контрастирует с темнотой и дикостью жителей деревни. Избитая местными крестьянками, Олеся уходит из своего дома не только потому, что опасается их еще более жестокой мести, но и потому, что прекрасно понимает несбыточность ее мечты, невозможность счастья. Когда Иван Тимофеевич застает опустевшую хату, то его взгляд притягивает нитка бус, которая возвышалась над кучами сора и тряпок, как «память об Олесе и ее нежной, великодушной любви».

Сильное и прекрасное чувство связывает и таких разных и по возрасту, и по положению людей, как мудрый царь Соломон и бедная девушка с виноградников в повести «Суламифь». Эта библейская легенда воспринимается как гимн любви, мудрости и красоте.

Любовь помогает героине преодолеть страх смерти. Истекая кровью, она называет себя самой счастливой женщиной на свете и благодарит возлюбленного за его любовь, красоту и мудрость, к которой «она прильнула, как к сладкому источнику».

Ревность царицы Астис смогла погубить юную соперницу, но она бессильна убить любовь, светлую память царя Соломона об «обожженной солнцем Суламифи».

Трагический отсвет любви, озарившей жизнь мудреца, заставляет его продиктовать глубоко выстраданные строки: «Крепка, как смерть, любовь, и жестока, как ад, ревность: стрелы ее — стрелы огненные».

Безответная любовь дает бедному телеграфисту Желткову из повести «Гранатовый браслет» высшее блаженство и острую сладкую тоску. Весь мир сосредоточился для него в любви к княгине Вере Николаевне Шеиной, замужней женщине, занимающей высокое положение в обществе.

Его наивные, трогательные письма, дышащие любовью и обожанием, становятся постоянным источником насмешек и острот благородного княжеского семейства.

Но подаренный ко дню именин Веры гранатовый браслет, в котором благодаря удачному освещению «вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни», нарушает, по мнению Николая Николаевича, брата княгини, всякие границы благопристойности.

Заботясь о добром имени князей Шеиных, этот сухой и черствый человек начинает поиски этого ничтожного «Ге Эс Же», чтобы возвратить ему подарок и положить конец его преследованиям княгини Веры.

Тягостный и бессмысленный разговор заканчивается обещанием Желткова больше не напоминать о себе, хотя он искренне признается Василию Львовичу в том, что никогда не сможет разлюбить его жену. Эта встреча оставляет у князя Шеина, доброго и порядочного человека, странное чувство, что он присутствует «при какой-то громадной трагедии души». Княгиня Вера тоже предчувствует, «что этот человек убьет себя».

Герои купринской повести много говорят об этом чувстве, мечтают о бескорыстной, самоотверженной любви, для которой «совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость», но не замечают, что именно такая любовь пересекла жизненный путь Веры. Связанный обещанием, данным мужу и брату княгини Шеиной, Желтков кончает жизнь самоубийством, так как не в состоянии разлюбить Веру.

В разных произведениях писатель обращается к разным эпохам, изображает непохожих героев, принадлежащих к одной социальной среде. Но общим в этих повестях является любовь — самоотверженная, верная, исполненная благородства, преданности и всегда трагичная.

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-o-tvorchestve-a-i-kuprina

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector