Сочинения по творчеству радищева

Сочинения по творчеству РадищеваРадищев А.Н.

Радищев Александр Николаевич (1749 — 1802), писатель.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Родился в помещичьей семье. Его детские годы прошли в селе Верхнее Аблязово (ныне Пензенская область). Первыми воспитателями мальчика были крепостные крестьяне: няня Прасковья Клементьевна и обучивший его грамоте дядька Петр Мамонтов.

Они ввели его в мир народного творчества, интерес и любовь к которому писатель сохранил на всю жизнь. В 1762 г. Радищева определили в привилегированное учебное заведение — Петербургский пажеский корпус.

Всем наукам питомцев корпуса обучал один преподаватель-француз, но зато юные пажи дежурили во дворце, прислуживали самой императрице. Здесь и наблюдал Радищев дворцовую атмосферу и придворные нравы.

По окончании корпуса Радищева в числе лучших учеников отправили за границу, в Лейпциг, для получения специального юридического образования.

По окончании университета Радищев возвратился на родину, готовый, по его собственным словам, «жертвовать и жизнию для пользы Отечества». Он рассчитывал принять участие в большой работе по составлению нового законодательства, обещанного Екатериной.

Однако Радищев вынужден был занять весьма скромную должность протоколиста в Сенате. Здесь перед ним прошла целая вереница дел о крепостных: истязания помещиками крестьян, крестьянские бунты и волнения, усмиряемые «мелким ружьем и пушкой».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение соня мармеладова (характеристика и образ) в романе преступление и наказание

Оценим за полчаса!

Через некоторое время он вышел в отставку.

В эти годы Радищев заводит знакомства в литературных кругах, сближается с Н. И. Новиковым.

В примечаниях к переводу книги французского философа-просветителя Мабли он пишет: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние…» Вслед за этим он подчеркивает, что «неправосудие государя» дает народу право судить и карать его как злейшего преступника. Здесь сжато выражена мысль, которую позже писатель разовьет в знаменитой оде «Вольность» (1783).

Воспевая в ней тираноборцев — Брута, Вильгельма Телля, он славит и призывает «грозу царей» — революцию, «глас» которой должен превратить тьму рабства в свет. В то же время «Вольность» Радищева — гимн народу, его труду.

В 1789-1790 гг. одно за другим публикуются четыре произведения Радищева, написанные на разные темы.

Это «Житие Федора Васильевича Ушакова», рассказывающее о жизни в Лейпциге русских студентов; «Письмо к другу…», дающее исторически верную оценку деятельности Петра I; «Беседа о том, что есть сын Отечества», где в праве называться патриотом отказывается большинству представителей дворянского общества, и, наконец, главный труд и подвиг всей жизни Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву».

В «Путешествии…» Радищев поставил задачей показать современную ему русскую действительность. После выхода в свет «Путешествия-» по приказу Екатерины II Радищев был заключен в каземат Петропавловской крепости. Суд приговорил его к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в Сибирь. Проезжая в ссылку через Тобольск, он писал:

Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?

Я тот же, что и был и буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек!..

В ссылке Радищев продолжал работать: изучал местный край и написал историческую работу, посвященную Сибири.

После смерти Екатерины II Радищеву разрешили вернуться в Центральную Россию. До конца дней своих писатель жил под надзором полиции в небольшом калужском имении Немцове. Здесь он продолжал заниматься литературным трудом. В незавершенной поэме «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам» автор «Путешествия…» говорит о будущем, ожидающем его родной народ:

  • О, народ, народ преславный!
  • Твои поздние потомки
  • Превзойдут тебя во славе…
  • Все преграды, все оплоты
  • Сокрушат рукою сильной,
  • Победят… природу даже,
  • — И пред их могущим взором,
  • Пред лицом их озаренным
  • Славою побед огромных,
  • Ниц падут цари и царства…

11 марта 1801 г. произошел очередной дворцовый переворот: Павел I был убит и на престол взошел его сын, Александр I. Радищева пригласили принять участие в работе комиссии по составлению законов, и он принялся за дело. Но ни одному из его проектов не был дан ход. Радищев покончил с собой, приняв смертельную дозу яда.

Скачать оригинальный файл

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-radishtev-a-n

Читать

Александр Николаевич Радищев

Сочинения

Александр Радищев — человек и писатель

Именем Александра Радищева открывается история русского освободительного движения. В. И. Ленин определил роль и место Радищева в истории России как первого революционера, предшественника декабристов и революционеров-разночинцев 70-х годов[1]. Радищев первым осознал коренные противоречия самодержавно-крепостнической России и стал на сторону угнетенного народа.

Как зачинатель революционной поэзии он выступил в оде «Вольность»; как мыслитель-революционер он предстает и в «Письме к другу, жительствующему в Тобольске», и в «Житии Федора Васильевича Ушакова», и в других сочинениях.

Однако с наибольшей силой ненависть писателя к самодержавию и крепостничеству выразилась в «Путешествии из Петербурга в Москву» — произведении, которое раз и навсегда определило место Радищева в истории русского революционного движения и в истории русской литературы.

«Путешествие» вобрало в себя весь разнообразный жизненный опыт писателя, отразило поистине энциклопедический характер его знаний и интересов, подытожило тридцатилетние наблюдения и размышления над самыми разными сторонами российской действительности, событиями мировой и русской истории.

Александр Николаевич Радищев родился 20(31) августа 1749 г. Как и большинство его сверстников, начатки образования он получил в домашних условиях — сначала в деревне, а затем в Москве, в доме дальнего родственника, где его учили профессора и учителя Московского университета. Однако в конце 1762 г. Радищев в возрасте тринадцати лет начал службу при дворе в качестве пажа.

Двадцать восьмого июня 1762 г. в результате дворцового переворота на престол вступила Екатерина II. Свергнув своего мужа Петра III, новая императрица публично, в обнародованных манифестах, осудила его как государя-деспота и противопоставила низложенному царю себя — просвещенную государыню.

Тем самым Екатерина сразу же охарактеризовала свое правление как просвещенную монархию, отличную от государств с деспотическим строем.

С первых манифестов Екатерина заговорила языком указов Петра I, — и это было далеко не случайно, как и насаждавшееся ею демонстративное поклонение Петру, культ Петра: ведь для всей прогрессивной русской общественной мысли, философии, литературы (Кантемир, Ломоносов, Сумароков и др.) Петр I был идеалом просвещенного монарха.

Однако практическая деятельность Екатерины расходилась с широковещательными декларациями. Отнюдь не стремлением к «общему благу», а желанием обеспечить себе поддержку ближайшего окружения и широких дворянских кругов объяснялись изливавшиеся потоками награды, чины, раздача земель с крепостными, денежные пожалования.

С начала правления Екатерина искала опору в среднем дворянстве, а чтобы «опора престола» была прочной, следовало привести в повиновение крестьянство. Бунты же крестьян — крепостных, приписных, монастырских — не прекращались.

Отсюда возникала необходимость активизации государственного аппарата, призванного оберегать интересы привилегированного класса. Ряд изданных в 1760-е годы указов окончательно лишил крепостных крестьян всяких, даже формальных, юридических прав.

«Крестьянин в законе мертв», — с негодованием восклицал Радищев в «Путешествии», и такое положение было закреплено в русском законодательстве в первые годы екатерининского царствования.

О первых программных манифестах Екатерины Радищев узнал из печати: они не только были опубликованы в качестве приложений к обеим русским газетам — «Санкт-петербургским» и «Московским ведомостям», но и многократно переизданы.

О дальнейшей деятельности императрицы и правительства, о жизни двора он мог судить по собственным впечатлениям: во время торжеств в Москве, связанных с коронацией Екатерины II, Радищев 25 ноября 1762 г. был «пожалован в пажи», зачислен в Пажеский корпус.

Главная цель создания этого учебного заведения заключалась в том, чтобы, неся службу при дворе, пажи имели возможность получать образование и воспитание.

За годы пребывания в Пажеском корпусе Радищев приобрел основы разнообразных знаний. Здесь он сблизился с А. М. Кутузовым, А. К. Рубановским, П. И. Челищевым, С. Н. Яновым, познакомился с Д. И. Фонвизиным, брат которого был товарищем Радищева по корпусу.

Здесь приобщился к просветительской философии и литературе, знакомство с которыми в эту эпоху было своего рода признаком светской образованности. Вместе с тем Радищев имел возможность наблюдать постоянную борьбу между придворными группировками, между отдельными лицами за возможно более высокие места в дворцовой иерархии, за влияние на императрицу.

Оценивая дворцовые нравы с просветительских позиций, Фонвизин вынес приговор всей системе екатерининского самодержавия в «Недоросле».

Еще резче дворцовые нравы были охарактеризованы в фонвизинской «Всеобщей придворной грамматике» — произведении, которое при жизни писателя опубликовано не было, но разошлось в огромном количестве списков.

На одну из рукописей (может быть, прочитанную у самого Фонвизина) сослался Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву».

Хотя издание журнала «Друг честных людей, или Стародум» было запрещено цензурой, Радищев, бесспорно, читал сочинение выдающегося просветителя, близкого ему по критической настроенности и повлиявшего на него как писателя. Радищев в разных произведениях использовал мотивы и образы «Недоросля».

Круг жизненных наблюдений Радищева в годы пребывания в Пажеском корпусе не ограничивался дворцовыми впечатлениями.

Бывая вне службы на Васильевском острове, где находился его дом, он имел возможность знакомиться с бытовым укладом и представителями самых разных слоев населения столицы — вельможами и купцами, ремесленниками и чиновниками, церковниками и учеными, русскими мастеровыми и мастерами-иноземцами (ведь в 60-е годы Васильевский остров сохранял еще традиции петровского «всесословного» заселения). Видел он и «бурлаков» — крестьян, приходивших из деревень на заработки в Петербург, наблюдал жизнь крепостных селений, расположенных в «низких и болотных местах» Ямбургского уезда Петербургской губернии, когда со своим другом Андреем Рубановским ездил в Онстапель, имение В. К. Рубановского, на дочери которого Радищев впоследствии женился.

В середине 60-х годов особенно остро встал вопрос о необходимости приведения в порядок российского законодательства. Последний общерусский свод законов — Уложение — был принят еще в XVII в., в царствование Алексея Михайловича.

Для разработки нового свода законов Екатерина решила созвать Комиссию по составлению нового Уложения, в которую должны были войти выборные представители от различных сословий (кроме крепостного крестьянства), местностей, национальных меньшинств.

Нужны были и квалифицированные юристы, люди с хорошим европейским образованием.

В числе других наук пажам преподавали начала юриспруденции, латинский и немецкий языки, а потому, когда встал вопрос о том, кого отправлять в Лейпциг для получения юридического образования, императрица остановила свой выбор прежде всего на пажах. В конце сентября 1766 г. вместе с друзьями отправился в Лейпцигский университет Радищев.

За годы пребывания в Лейпциге (1767–1771 гг.) помимо юридических наук Радищев занимался естествознанием, химией, медициной и т. п.

Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли сочинения французских философов-просветителей — Вольтера, Монтескье, Руссо, Мабли, Гольбаха, особенно Гельвеция, по книге которого «Об уме», по словам Радищева, он и его товарищи «мыслить научалися».

По немецким газетам и рассказам проезжавших через Лейпциг соотечественников, по доходившим в Германию печатным источникам Радищев следил за горячими дебатами в Комиссии для составления нового Уложения, где наиболее острые споры шли вокруг крестьянского вопроса.

После завершения работы Комиссии крестьянская проблема стала одним из предметов бурной полемики между сатирическими журналами Н. И. Новикова «Трутень», Ф. А. Эмина «Адская почта» — с одной стороны, и официозным еженедельником «Всякая всячина» — с другой.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=174276&p=1

Творческий путь А.Н.Радищева

  • Творчество Радищева Александра Николаевича, первого русского писателя-революционера было подготовлено знаменательными событиями, происшедшими в XVIII веке в России и за рубежом и теснейшим образом связано с традициями русского и европейского Просвещения.
  • Находясь у истоков русского освободительного движения, Радищев предвосхитил возникновение идей декабристов, намного опередив своих предшественников и современников в последовательности и смелости революционных выводов.
  • Уже первое литературное выступление Радищева, перевод книги Мабли «Размышление о греческой истории», свидетельствовало о самостоятельности и зрелости его политических взглядов.

«Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние»,- пишет в х к тексту Мабли переводчик.

В «Письме к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего», посвященном открытии памятника Петру в Санкт-Петербурге, Радищев раздумывает о том, каким должен быть великий государь. В Петре он видит «мужа необыкновенного», человека, «обновившего Россию», и одновременно «властного самодержца», который «истребил последние признаки дикой вольности своего государства».

В 1783 была написана знаменитая ода «Вольность». Автор приветствует в ней американскую революцию, но главной темой оды становится вольность — «бесценный дар» человека. Радищев утверждает, что рабство держится на насилии и обмане: государство и церковь «союзно общество гнетут».

Законы, созданные самодержавием и освященные церковью, отняли у народа свободу и дали ему в удел рабство. Главной идеей стихотворения становится идея революционного мщения тиранам. Радищев приветствует народное восстание, он считает, что задача поэта- «прорицать вольность».

Впервые в русской литературе революционная мысль нашла воплощение в поэтической форме.

Автобиографическая повесть «Житие Федора Васильевича Ушакова»- воспоминание о годах, проведенных в Германии. Главный герой повести- друг Радищева по университету, ставший идейным вдохновителем студенческого бунта против самоуправства и произвола майора Бокума. Радищев стремится создать образ положительного героя, гражданина, подвижника, готового во имя идеи к самоотречению и подвигу.

Проблема героя времени поставлена и в «Беседе о том, что есть сын Отечества». По мнению писателя, истинным сыном Отечества может быть только свободный гражданин, действующий в соответствии со своими убеждениями и нравственными принципами.

С середины 1780-х годов Радищев приступил к написанию главного труда своей жизни — «Путешествия из Петербурга в Москву», в котором нашли отражение его политические взгляды, своеобразие его личности и особенности его художественного метода.

В посвящении Кутузову, другу по Лейпцигскому университету, есть фраза, ставшая «ключом» к пониманию всего содержания книги: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала.» Действительно, «Путешествие..

» охватывало самые различные стороны жизни России и показывало деспотизм самодержавия, и развращенность и лицемерие вельмож, и продажность корыстолюбивых чиновников, и чудовищное угнетение и унижение русского народа.

Это произведение стало главным творческим достижением Радищева.

Информация взята из Справочника школьника под общей редакцией Соболевой (Москва, Аст-Пресс, 2004).

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Источник: http://ege-ruslit.ru/?p=930

Творчество Радищева А.Н. (конспект лекции)

1. Характеристика творчества А.Н. Радищева

  • 2. Литературные труды Радищева
  • 3. «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • 4. Художественный метод Радищева
Читайте также:  Анализ произведения дефо робинзон крузо

1. Характеристика творчества А.Н. Радищева

Творчество Александра Николаевича Радищева явило собой образец преемственности революционной мысли и революционного действия, отразило традиции подлинного демократизма в России и оказало сильнейшее влияние на развитие русской культуры конца XVIII — начала XIX вв.

, и в частности на развитие русской литературы. Творчество и деятельность Радищева, наряду с творчеством Державина, подготовили тот революционный переворот в русской литературе, который был осуществлен Пушкиным в начале XIX в.

Радищев проповедовал в своем творчестве следующие идеи:

  1. ✓      призыв к борьбе против крепостничества и действующего правительства;
  2. ✓      призыв к народной революции;
  3. ✓      демократизм.
  4. Философскими основами творчества Радищева и как мыслителя, и как литератора являются:

✓      учение французских просветителей, и в частности Ж.-Ж. Руссо, ориентация на традиции французской литературы;

  • ✓      английская литературная традиция;
  • ✓      германская философия, на основе которой усложняется и развивается механистическая система французского энциклопедизма.
  • Значение литературного творчества Радищева заключается в следующем:
  • ✓      через свои художественные произведения, выражающие его политические революционные идеи, оказал влияние на формирование движения декабризма;

✓      повлиял на творчество А. С. Пушкина, в частности его ода «Вольность» имеет много параллелей с радищевской «Вольностью»;

✓      явил собой пример революционной литературы и показал, что литература может и должна бороться за передовые идеи развития общества и государства.

2. Литературные труды Радищева

  1. Творчество Радищева разнообразно и включает в себя следующие литературные труды:
  2. ✓      ранние произведения, среди которых:
  3. •        «Отрывок«, в котором уже закладывались революционные идеи автора;
  4. •        перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории«;
  5. •        перевод военного сочинения «Офицерские упражнения«;
  6. ✓      «Путешествие из Петербурга в Москву» (1789), принесшее ему известность революционера;
  7. ✓      анонимная брошюра «Житие Федора Васильевича Ушакова«, которая имела следующие особенности:
  8. •        содержала в себе описание жизни друга Радищева Ушакова, рассказы о жизни студентов в Лейпциге, переводы философских и юридических трудов Ушакова;
  9. •        явилась вызовом феодальной литературе «житий»;
  10. •        проповедовала революционные мысли Радищева через описание жизни молодых студентов и их борьбу с тиранией преподавателей, и в такой форме давала характеристику русской жизни и призывы к революционной борьбе против царского самодержавия и крепостничества;
  11. ✓      поэма «Песни древние», построенная отчасти на изучении «Слова о полку Игореве», и поэма «Песнь историческая» (1800), которые также явили собой выражение революционных идей Радищева через художественное поэтическое описание исторических событий Древней Руси;
  12. ✓      поэма «Бова«;
  13. ✓     ода «Вольность» — второе по величине и значению после «Путешествия» произведение, принесшее Радищеву славу и отражавшее его революционные идеи, и в нем автор осуждает и проклинает монархию.

3. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Огромное значение для русской литературы имело его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву, выразившее его революционные идеи. «Путешествие» имеет ряд особенностей, которые отличают его от литературы предыдущих этапов, придают ему важнейшее значение для развития русской литературы. «Путешествие» имеет следующие такие особенности:

  • ✓      демонстрирует мировоззрение автора, а именно:
  • •        отражение концепции философского и социально-политического мировоззрения;
  • •        выражение истинно народного протеста и гнева без примеси буржуазности;
  • •        решение основной, глобальной задачи — борьбы с крепостничеством;
  • •      отражение основного социального противоречия — противоречия крестьянской массы и помещиков, которое разрешается с позиции революционного народа;
  • ✓      имеет тематическое многообразие, когда под одним углом зрения рассматривается множество проблем, среди которых:
  • •        социально-политические проблемы: крепостное право, помещичество, монархия, революция;
  • •        тема народа;
  • •        проблемы философии и права;
  • •        проблемы морали;
  • •        бытовые проблемы;
  • •        вопросы воспитания;
  • •        искусство и литература;
  • ✓      использование множества художественных средств для демонстрации реальности российской жизни, в частности ужаса крепостничества;
  • ✓      проводит следующие главные идеи:
  • •        использование правовой и экономической аргументации в доказательстве неправомерности крепостничества;
  • •        отрицание, критика и ненависть по отношению к монархии, которая превращает жизнь крестьян в ад;
  • •        крестьянская революция — единственный способ спасти народ от тирании помещиков и царя, оправдание революции с точки зрения закона;
  • •        проведение мысли о том, что развращенность помещиков основана на их рабовладельческом, крепостном праве;
  • •        отрицание наличия у дворянства каких-либо добродетелей, а существование у них только лишь пороков, отравляющих все общество;
  • •        восторженная оценка народных достоинств как противопоставление деградации класса помещиков и дворянства, и это выражается в следующем:
  • —        положительные образы крестьян;
  • —        наделение крестьян различными психологическими характеристиками и добродетелями;
  • —        описание несчастных судеб и историй героев-крестьян;
  • ✓      признание народной поэзии высшей ценностью, что отличает творчество Радищева от более ранних авторов, которые также стремились использовать фольклорные традиции, но с целью допущения этих явлений в круг высоких эстетических явлений, тогда как у Радищева народная поэзия сама по себе имеет ценность и является основой подлинного искусства;

✓      рассуждение и анализ пугачевского восстания, сочувствие по отношению к этому, что было новаторством, так как данная тема вообще не поднималась в русской литературе конца XVIII в. по причине ее запрета.

4. Художественный метод Радищева

А.Н. Радищев является выдающимся мастером слова, выдающимся художником-писателем, литературный и художественный стиль которого имеет свои особенности и новаторство. Новаторство и особенности художественного метода Радищева заключаются в следующем:

  1. ✓      преодоление мистической эстетики, классицизма и зарождение черт реализма, что обеспечивалось следующим:
  2. •        историзм в понимании Радищевым общества и его социальное понимание человека;
  3. •        использование народной речи как высшей ценности национального творчества;
  4. •        революционность мировоззрения, обеспечивающая максимальную точность и правдивость изображения действительности;
  5. •        номинальная принадлежность творчества Радищева к течению сентиментализма, которое на Западе подготовило появление в литературе реализма;
  6. ✓      рассмотрение человека в контексте сентиментализма в его социальном функционировании, что отличало Радищева от западных коллег;
  7. ✓      полное преодоление схем классицизма через отрицание в творчестве Радищева самой возможности использования каких-либо схем и рецептов;
  8. ✓      понимание эстетических критериев произведения не как его закономерности, а как наличия в нем субъективной характерности, когда произведение выражает неповторимость и индивидуальность момента, который творится данной конкретной личностью в данных исторических условиях;
  9. ✓      своеобразие и новаторство жанровых форм, зародившихся в основном в недрах сентиментализма, и это новаторство и своеобразие заключаются в следующем:
  10. •        попытки дать углубленный анализ психологических состояний героев, и психологизм Радищева имеет следующие особенности:
  11. —        гипертрофированность переживания, что отражает черты сентиментализма;
  12. —        хаотичность, постоянное изменение переживаний, впечатлений и настроений героя, что давало возможность без внешних средств сюжетности обеспечить движение в произведении, и эта особенность ярко проявилась в литературе критического реализма;
  13. •        разрушение за счет широкого психологического описания личности героя жанровых форм и рамок классицизма, где человек показан в плоскости одной-двух черт;
  14. •        связь «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева с популярным в Европе жанром путешествия, и этот жанр со многими его техническими приемам прививается в русской литературе именно благодаря Радищеву;
  15. ✓      исследование и интерес к социальной среде героя и рассмотрение его психологии именно в этом контексте;
  16. ✓      описание отдельных явлений, фактов, событий и людей не самих по себе, хотя при этом используется индивидуальный подход, а как характерных проявлений общественной структуры;
  17. ✓      описание человека через индивидуальные характеристики, но эти характеристики выражают принадлежность этого человека к социальному типу, который, в свою очередь, понимается по-новому;
  18. ✓      описание быта, основанное на реализме и призванное сорвать последние покровы и показать реальность во всей ее правдивости и часто неприглядности;
  19. ✓      поддержание позиции идейной направленности литературы, ее открытости и активности, которая активно развивалась в западной литературе того времени;
  20. ✓      введение литературы в число факторов социальной борьбы за счет развития и освещения в произведениях таких тем, как публицистика, политика, философия, идеи о воспитании;
  21. ✓ новаторство и своеобразие литературного языка и стиля, которое выражается в следующем:
  22. •        придание литературному языку важнейшей функции — передачи новых философских и политических идей и понятий, что невозможно без введения и поиска новых словесных форм и выражений;

•        разнообразие литературного языка как в разных произведениях, так и в пределах одного произведения, и это зависит в первую очередь от темы и предмета описания, например в описании быта используются простые разговорные обороты, в рассуждениях о политике, философии — возвышенные библейские обороты и т. п.;

•        использование различных языков в зависимости от роли и социального статуса персонажа.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. — М.: А-Приор, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_18_veka/radishhev_a_n/tvorchestvo_radishheva_a_n_konspekt_lekcii/111-1-0-2230

Что дало русской литературе творчество Александра Радищева?

Радищев пять лет прожил в Лейпциге, будучи студентом университета, и уже тогда произошло первое его столкновение с олицетворением самовластья. Отсюда будущий защитник прав крестьян вынес для себя две основные истины: «Глад, жажда, скорбь, темница, узы и самая смерть мало его трогают. Не доводи его токмо до крайности», «Ничто, сказывают, толико не сопрягает людей, как несчастие».

Ранние произведения Радищева — это одни из первых сентиментальных произведений в русской литературе. Но чем дальше, тем все большую социальную окрашенность

приобретает его творчество. Автор нередко высказывал свое негативное отношение к самодержавию и объяснял, за что народ может судить своего государя как преступника.

Далее следовало показать, как же это должно произойти, и автор создал оду «Вольность», воспевающую народную революцию. Поводом к ней послужил успех в борьбе американского народа за независимость и пугачевское восстание в России.

Однако Радищев объективно оценивал российскую действительность, понимая, что в стране еще не время для революции:

  • Но не приспе еще година,
  • Не совершилися судьбы;
  • Вдали, вдали еще кончина,
  • Когда иссякнут все беды!

Он уделял также большое внимание проблеме воспитания нового человека, гражданина и патриота, борца с угнетателями. Эти идеи им высказываются в «Житии Ф. В. Ушакова». Для появления такого человека необходимо воздействие обстоятельств и высоконравственные наставники.

Вот из таких идей возникло «Путешествие из Петербурга в Москву» — произведение о современной автору России, положении ее народа и его будущем. В нем Радищев убедительно доказывает, что освобождение народа может произойти только революционным путем, и это неизбежно должно случиться.

Чем же так запомнилось «Путешествие из Петербурга в Москву»?

В нем впервые был осуществлен анализ и оценка важнейших государственных институтов с политической, экономической, юридической и моральной сторон.

Разоблачению антинародной сущности самодержавия и крепостного права посвящено большинство глав «Путешествия из Петербурга в Москву», чего автор добивается с помощью противопоставления крестьян и помещиков, а также выявлением настоящего лица государя, то есть опять же антитезой — идиллической картины с истинным положением вещей.

Он считал, что изменения должны начинаться с «низов», именно за народом — инициатива перемен. Но при всем этом Радищев отрицает пользу стихийного бунта, считая, что он приносит «паче веселие мщение, нежели пользу сотрясения уз».

Радищев впервые столь откровенно ратовал за народную революцию, так ярко рисовал картину самодержавно-крепостнического гнета в России; при этом автор не ограничивался пустыми высказываниями, он рассуждал и о средствах ликвидации этого гнета.

Главным героем «Путешествия из Петербурга в Москву» он сделал русский народ, крепостного крестьянина, в первую очередь. И он не забит и дик, а талантлив и обладает высокой нравственностью. Радищев затронул и вопрос женской красоты, и музыкальность народа. Он глубже всех писателей XVIII в.

постиг качества национального характера.

Что же выделяет это произведение из ряда других?

Радищев подготовил утверждение реализма в русской литературе, благодаря сатирическому изображению действительности.

Вообще же, в литературе последней трети XVIII в. развивались одновременно романтические и реалистические тенденции, что можно наглядно увидеть на примере творчества Радищева.

Кроме того, Радищев больше других писателей подготовил утверждение реализма в русской литературе, но его творчество можно назвать просветительским реализмом; исследователи, утверждающие, что в русской литературе XVIII в.

присутствовал просветительский реализм, считали его наивысшим проявлением творчество Радищева. Но оно обладало и рядом особенностей — психологизм, лиризм, связь с фольклором.

То есть литературное творчество Радищева выходило за четкие рамки какого-либо направления, было самобытно.

(No Ratings Yet) Что дало русской литературе творчество Александра Радищева?

Источник: https://home-task.com/chto-dalo-russkoj-literature-tvorchestvo-aleksandra-radishheva/

Что дало русской литературе творчество А.Н. Радищева?

А.Н. Радищев был первым писателем в XVIII в., кто понял «существо социальных противоречий», рассмотрел «дух самой истории, прежде всего народных движений» и перешел к «созданию концепции революционно развивающейся действительности». В.Г. Базанов

Радищев пять лет прожил в Лейпциге, будучи студентом университета, и уже тогда произошло первое его столкновение с олицетворением самовластья (в лице наставника студентов).

Отсюда будущий защитник прав крестьян вынес для себя две основные истины: «Глад, жажда, скорбь, темница, узы и самая смерть мало его [человека] трогают.

Не доводи его токмо до крайности», «Ничто, сказывают, толико не сопрягает людей, как несчастие».

Ранние произведения Радищева – это одни из первых сентиментальных произведений в русской литературе. Но чем дальше, тем все большую социальную окрашенность приобретает его творчество.

Автор нередко высказывал свое негативное отношение к самодержавию и объяснял, за что народ может судить своего государя как преступника («Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего»). Далее следовало показать, как же это должно произойти, и автор создал оду «Вольность», воспевающую народную революцию.

Поводом к ней послужил успех в борьбе американского народа за независимость и пугачевское восстание в России. Однако Радищев объективно оценивал российскую действительность, понимая, что в стране еще не время для революции:

Но не приспе еще година, Не совершилися судьбы; Вдали, вдали еще кончина, 

Когда иссякнут все беды!

Он уделял также большое внимание проблеме воспитания нового человека, гражданина и патриота, борца с угнетателями. Эти идеи им высказываются в «Житии Ф.В. Ушакова». Для появления такого человека необходимо воздействие обстоятельств и высоконравственные наставники.

Вот из таких идей возникло «Путешествие из Петербурга в Москву» – произведение о современной автору России, положении ее народа и его будущем. В нем Радищев убедительно доказывает, что освобождение народа может произойти только революционным путем, и это неизбежно должно случиться.

Чем же так запомнилось «Путешествие из Петербурга в Москву»?

В нем впервые был осуществлен анализ и оценка важнейших государственных институтов с политической, экономической, юридической и моральной сторон.

Разоблачению антинародной сущности самодержавия и крепостного права посвящено большинство глав «Путешествия из Петербурга в Москву», чего автор добивается с помощью противопоставления крестьян и помещиков, а также выявлением настоящего лица государя, то есть опять же антитезой – идиллической картины с истинным положением вещей.

Он считал, что изменения должны начинаться с «низов», именно за народом – инициатива перемен. Но при всем этом Радищев отрицает пользу стихийного бунта, считая, что он приносит «паче веселие мщение, нежели пользу сотрясения уз».

Радищев впервые столь откровенно ратовал за народную революцию, так ярко рисовал картину самодержавно-крепостнического гнета в России; при этом автор не ограничивался пустыми высказываниями, он рассуждал и о средствах ликвидации этого гнета.

Главным героем «Путешествия из Петербурга в Москву» он сделал русский народ, крепостного крестьянина, в первую очередь. И он не забит и дик, а талантлив и обладает высокой нравственностью.

Радищев затронул и вопрос женской красоты (отдав предпочтение «сельским Нимфам» перед светскими красавицами), и музыкальность народа (с каким вниманием слушают слепого старика, поющего народную песню!). Он глубже всех писателей XVIII в. постиг качества национального характера.

Что же выделяет это произведение из ряда других?

Радищев подготовил утверждение реализма в русской литературе, благодаря сатирическому изображению действительности.

Вообще же, в литературе последней трети XVIII в. развивались одновременно романтические и реалистические тенденции, что можно наглядно увидеть на примере творчества Радищева.

Кроме того, Радищев больше других писателей подготовил утверждение реализма в русской литературе, но его творчество можно назвать просветительским реализмом; исследователи, утверждающие, что в русской литературе XVIII в.

Читайте также:  Сочинение сравнение татьяны и ольги лариной

присутствовал просветительский реализм, считали его наивысшим проявлением творчество Радищева. Но оно обладало и рядом особенностей – психологизм, лиризм, связь с фольклором.

То есть литературное творчество Радищева выходило за четкие рамки какого-либо направления, было самобытно.

Источник: http://vsesoch.ru/a-n-radishhev/22-chto-dalo-russkoj-literature-tvorchestvo-an-radishheva.html

Александр Николаевич Радищев

Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 г.

Как и большинство его сверстников, начальное образование он получил в домашних условиях — сначала в деревне, а затем в Москве, в доме дальнего родственника, где его учили профессора и учителя Московского университета. Однако в конце 1762 г.

Радищев в возрасте тринадцати лет начал службу при дворе в качестве пажа.Двадцать восьмого июня 1762 года в результате дворцового переворота на престол вступила Екатерина II.

Свергнув своего мужа Петра III, новая императрица публично, в обнародованных манифестах, осудила его как государя-деспота и противопоставила низложенному царю себя — просвещенную государыню. Тем самым Екатерина сразу же охарактеризовала свое правление как просвещенную монархию, отличную от государств с деспотическим строем.

О первых программных манифестах Екатерины (указы от 1760-х гг. окончательно лишили крепостных крестьян всяких юридических прав) Радищев узнал из печати.

О дальнейшей деятельности императрицы и правительства, о жизни двора он мог судить по собственным впечатлениям: во время торжеств в Москве, связанных с коронацией Екатерины II, Радищев 25 ноября 1762 года был «пожалован в пажи», зачислен в Пажеский корпус.

Главная цель создания этого учебного заведения заключалась в том, чтобы, неся службу при дворе, пажи имели возможность получать образование и воспитание.За годы пребывания в Пажеском корпусе Радищев приобрел основы разнообразных знаний. Здесь он сблизился с А.

М.Кутузовым, А. К.Рубановским, П.

И.Челищевым, С. Н.

Яновым, познакомился с Д. И.Фонвизиным, брат которого был товарищем Радищева по корпусу.

Здесь приобщился к просветительской философии и литературе, знакомство с которыми в эту эпоху было своего рода признаком светской образованности.

Вместе с тем Радищев имел возможность наблюдать постоянную борьбу между придворными группировками, между отдельными лицами за возможно более высокие места в дворцовой иерархии, за влияние на императрицу.Круг жизненных наблюдений Радищева в годы пребывания в Пажеском корпусе не ограничивался дворцовыми впечатлениями.

Бывая вне службы на Васильевском острове, где находился его дом, он имел возможность знакомиться с бытовым укладом и представителями самых разных слоев населения столицы — вельможами, купцами, ремесленниками, учеными.

Видел он и «бурлаков» — крестьян, приходивших из деревень на заработки в Петербург, наблюдал жизнь крепостных селений, ездил в Онстапель — имение В. К.Рубановского.

В числе других наук пажам преподавали начала юриспруденции, латинский и немецкий языки, а потому, когда встал вопрос о том, кого отправлять в Лейпциг для получения юридического образования, императрица остановила свой выбор прежде всего на пажах.

В конце сентября 1766 года Радищев вместе с друзьями отправился в Лейпцигский университет.

За годы пребывания в Лейпциге (1767-1771 гг.) помимо юридических наук Радищев занимался естествознанием, химией, медициной.

особую роль в формировании его воззрения сыграли сочинения французских философов-просветителей — Вольтера, Монтескье, Руссо, Мабли, Гольбаха, особенно Гельвеция, по книге которого «об уме», по словам Радищева, он и его товарищи «мыслить научилися».

По возвращении в Россию в 1771 году Радищев был назначен протоколистом в Сенат — высшее административное учреждение страны, «хранилище законов», по определению Екатерины.

Но роль пассивного регистратора в этом «хранилище» Радищева привлекала мало, и в 1773 году он перешел на должность обер-аудитора (юридического советника) штаба Финляндской дивизии в Петербурге.

К этому времени относится начало литературной деятельности Радищева. В 1772 году в журнале «живописец» был анонимно опубликован «Отрывок путешествия в *** И*** Т***».

Автором произведения, имевшего ярко выраженный антикрепостнический характер, был Александр Радищев.

В 1775 году Радищев выходит в отставку по семейным обстоятельствам — женитьбе на Анне Васильевне Рубановской. Пробыв в отставке 2 года, Радищев в 1777 году вновь вернулся на службу, на этот раз — в Коммерц-коллегию.

С 1780 года он — помощник управляющего, с 1790-го — управляющий крупнейшей в России Петербургской таможней; одновременно Радищев принимал участие в деятельности Комиссии о коммерции, был членом казенной палаты Петербургского губернского правления.

А вне службы этот видный чиновник чрезвычайно много занимается философией, историей, юриспруденцией и другими науками, но особенно — литературой.

Просветительские воззрения Радищева на исторический процесс обусловили огромный интерес его к проблемам воспитания, а в результате разработки этих проблем в различных аспектах Радищев явился основоположником русской революционной педагогики, этики и эстетики.

В решении проблем общественного развития, объяснении причин исторического процесса Радищев, как и другие философы-просветители, был идеалистом. Полагая, что «мнения правят миром», особую роль в истории он придавал слову — прежде всего революционному слову — и личности.

Обобщением исторических и политических концепций Радищева стала ода «Вольность» — первое произведение русской революционной поэзии, в основе которого лежат общепросветительские теории естественного равенства людей, естественного права и общественного договора, переосмысленные Радищевым в революционном духе.

С середины 80-х годов Радищев работал над итоговым своим произведением — «Путешествием из Петербурга в Москву», в которое ввел ряд сочинений, написанных ранее («Творение мира», «Вольность», «Слово о Ломоносове» и др.). Завершив первую редакцию произведения в середине 1788 г., Радищев дополнял и расширял книгу до апреля 1790 года.

Приобретя печатный станок, он завел домовую типографию, в которой напечатал в начале 1790 года «Письмо к другу…», а в конце мая — «Путешествие».Уже через три недели после появления книги в продаже она попала в руки полиции, а затем и Екатерины II. Началось следствие. Им фактически руководила сама императрица, по словам которой Радищев — «бунтовщик хуже Пугачева».

30 июня 1790 года писатель был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Суд приговорил его к смертной казни, которую императрица заменила лишением чинов и дворянства и Ссылкой в Илимский острог в Сибирь.

При Павле I, в 1797 году, Радищев был переведен в ссылку под надзором полиции в одно из имений отца — село Немцово Калужской губернии. Ни следствие, ни суд, ни ссылка не сломили писателя.

Вскоре по прибытии в Илимск он начал работу над своим крупнейшим философским сочинением — трактатом «О человеке, о его смертности и бессмертии».

В годы ссылки Радищев создал ряд экономических и исторических трудов, поэтических произведений, начал писать статью «Памятник дактилохореическому витязю», заложившую основы научного стиховедения в России.

После воцарения Александра I Радищев был «прощен» и определен на службу в Комиссию составления законов. В юридических работах и законодательных проектах 1801-1802 гг.

Радищев проводил прежние идеи, требуя уничтожения крепостного права, сословных привилегий и т. д.

Возникла угроза новой ссылки, и писатель-революционер, реализуя просветительскую идею о праве человека на самоубийство как форме протеста, отравился. Скончался он в ночь с 11 на 12 сентября 1802 года. А. Н.Радищев в Тобольске

Источник: http://www.sochuroki.com/aleksandr-nikolaevich-radishhev/

Жизненный подвиг а. н. радищева : сочинения – готовая работа, скачать бесплатно

ЖИЗНЕННЫЙ ПОДВИГ. Конец XVIII века. Эпоха важнейших событий в мировой истории. По всей Европе и Америке прокатились буржуазные революции. Свершилась Великая французская буржуазная ре­волюция. И только в России сохраняется и достигает своего расцвета крепостное право. Вот в такой обстановке молодой дворянин Александр Радищев в 1762 году поступает в Петер­бургский Пажеский корпус. Родители Александра были доб­рыми людьми. Они по-человечески относились к крестьянам. За это хозяев любили, Жизнь в поместье была первым столк­новением Радищева с крепостным строем.

Окончив Пажеский корпус, Радищев служил во дворце, познакомился с дворцовой жизнью. Затем в числе лучших учеников его направляют в Германию, Огромное впечатление произвели на Александра жестокие нравы помещиков-крепо- стников, произвол невежественных военных. В его душе за­рождался протест, который потом вылился в замечательное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».

«Путешествие…» явилось результатом многолетних наблю­дений, протестом Радищева против системы крепостничества. Он был первым, он начинал. За ним пришли декабристы, Гер­цен. Радищев понял и показал, что все беды проистекают не от отдельных помещиков, и даже не от царя, а от существую­щего строя.

Он показал крепостное право таким, каким оно было на самом деле: жестоким, несправедливым, во всей его отвратительной наготе. С беспощадной правдивостью показы­вает Радищев господствующий класс» крепостников; «Чуди­ще обло, озорно, огромно, стозевно». Помещики заботятся только об увеличении своих имений, об умножении богатств и развлечениях.

Они хотят превратить крепостных в послуш­ные машины, ставят их наравне и даже ниже скота. Но писа­тель сам верит и заставляет поверить других в то, что это не так. Крестьяне — это прежде всего люди, люди с их радостя­ми и печалями. Они умны, справедливы, и будущее принад­лежит им.

Радищев верит в великую силу народа, верит, что такой народ не сломить, что он будет бороться и победит.

В то время широко распространились идеи просветителей. Радищев также придавал им большое значение. Но, главное, он считал, что «бурлак многое может решить доселе гадатель­ное в истории российской», то есть совершить революцию, Он гениально предсказал, что руководителями революции ста­нут «великие мужи» из народа. Это подтвердилось временем.

Писатель понимал, какими последствиями чревато издание книги. 0-ч издал ее сам, в своей типографии на Грязной улице, тиражом всего 650 экземпляров, но книгу читали везде и все — дворяне, купцы, крестьяне. Когда книга дошла до Екатерины II, она сказала, что автор «бунтовщик, хуже Пугачева», а книга «явно и ясно бунтовская, где царям грозятся плахою».

Радищев был схвачен и посажен в тюрьму. Автору «Путе­шествия» был вынесен смертный приговор. Но в виде «мило­сти» он был заменен ссылкой в Сибирь, в далекий Илимск. Но писатель и там не сложил оружия. Он писал гордые, гнев­ные стихи, обличающие самодержавие, изучал культуру, быт, фольклор, учительствовал.

Сменялись цари, начал править царь Павел I. Радищеву разрешили вернуться в столицу. Но смена царей не привела к изменению самой сущности крепостничества. Радищев это понял. Писатель был надломлен, подавлен. Он принял яд. Это был последний способ общественного протеста.

Велико значение творчества Радищева. Хотя было продано всего 50 экземпляров, книга переписывалась от руки, размно­жалась в тайных типографиях. Сбылись надежды Радищева относительно Сибири.

Источник: https://sochinenya24.ru/zhiznenny-j-podvig-a-n-radishheva/

Радищев Александр Николаевич

Дата рождения — 31 августа — 1749 Дата смерти — 24 сентября — 1802 Писатель, философ Родился 20 (31) августа 1749 в Москве в семье богатого помещика. Детские годи провел в подмосковном имении отца селе Немцове, затем в Верхнем Аблязове Кузнецкого уезда (нине село Радищево Пензенской обл.Грамоте обучил его крепостной крестьянин Петр Мамонтов.

1756 — живет В Москве. 1762-66 — учится в Пажеском корпусе. 1767-71 — для изучения юридических наук отправлен в Лейпцигский университет, где занимается также естественними науками 1771 — по возвращении в Россию Радищев назначен протоколистом В Сенат 1773 — служит обер-аудитором (юридическим советником) штаб Финляндской дивизии в Петербурге.

К етому времени относится начало его литературной деятельности.

1771-1773 — Радищев виполняет ряд переводов; наиболее интересен изданний Н. И. Новиковим в 1773 перевод сочинений Г.

Мабли «Размишления в греческой истории» с примечаниями Радищева 1775 — виходит В отставку. 1777 — поступает на службу в Коммерц-Коллегию, руководителем которой бил либеральний вельможа А.

Воронцов, оппозиционно настроенний к Екатерине II, приблизивший к себя Радищева и в 1780 рекомендовавший его для работи в столичной таможне (с 1790 Радищев становится ее директором).

В 1780-е годи Радищев поддерживает бурно развернувшуюся деятельность русских просветителей: Новикова, Фонвизина, Кречетова.

С интересом следит за собитиями войни за независимость в Северной Америке ( 1775-1783), в ход которой образовалась новая республика — Соединенние Штати Америки В ети годи Радищев активно занимается литературним трудом. Пишет «Слово в Ломоносове», «Письмо к другу…

«, заканчивает оду «Вольность». 1784 — в Петербурге бившими воспитанниками университета создается «Общество друзей словесних наук», в которое вступает и Радищев, мечтая подчинить целям революционной пропаганди журнал общества «Беседующий гражданин». В етом журнале публикуется статья Радищева «Беседа в том, что есть син Отечества» (1789). 1788 — Радищев пишет «Житие Ф.

В. Ушакова». Сюжетом повести является биография вторая юности Радищева и рассказ в бунте русских студентов В Лейпциге. С середини 80-х гг. Радищев работает над главним своим произведением — «Путешествием из Петербурга в Москву», в которое вводит ряд сочинений, написанних ранее.

Приобретя печатний станок, Радищев печатает в начале 1790 «Письмо к другу», а в конце майя того же года — «Путешествие… «. Уже через 3 недели после появления книги начинается следствие, которим руководит Екатерина II, назвавшая автора «бунтовщиком, хуже Пугачева». 30 июня 1790 — Радищева заключают в Петропавловскую крепость.

Суд приговаривает его к смертной казни, которую императрица заменяет лишением чинов и дворянства и ссилкой на 10 лет в Илимский острог в Сибири. Находясь в ссилке, Радищев изучает по поручению графа А. Воронцова сибирские промисли, економику края, бит крестьян. В письмах к нему вон делится мислями об организации експедиции по Северному морскому пути.

В Илимске написани «Письмо в китайском торге» (1792), философский труд «О человеке, в его смертности и бессмертии» ( 1792-1795), «Сокращенное повествование в приобретении Сибири» ( 1791-96), «Описание Тобольского наместничества» и др. 1797 — при Павел I Радищева переводят под надзор полиции в родовое имение Немцово.

1801 — после воцарения Александра I Радищев получает полную свободу, и его определяют на службу в Комиссию составления законов. В юридических трудах и законодательних проектах 1801-02 вон проводит прежние идеи, требуя уничтожения крепостного права и сословних привилегий.

12 (24) сентября 1802 — в ответ на угрозу новои ссилки, реализуя мисль в правое человека на самоубийство как форму протеста (в чем сам писал в «Путешествии…» и др. соч. ), Радищев покончил жизнь самоубийством, принявяд.

Основние сочинения Радищева находились под запретом до 1905, однако они распространялись в списках (известно около 80 списков «Путешествия» и 9 — «Вольности») Основние произведения: Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. — Спб, 1992. «Путешествие из Петербурга в Москву» ( 20-я половина 1780-х, опубл.

1790, запрещено, большая часть тиража уничтожена, распространялось в списках; вновь опубл. 1858, Лондон; в России с цензурними изятиями 1868; полностью 1905) Поезия: Ода «Вольность» (ок. 1783, распространялась в списках; частично включенная в «Путешествие»; полностью опубл. 1906) Поема «Бова» (незаконч., кон. 1790-х, опубл.

1807) «Песни, петие на состязаниях в честь древним славянских божествам» (незаконч. , опубл. 1807) «Песнь историческая» (опубл. 1807) Стихотворения: «Ти хочешь знать: кто я? что я? Куда я еду?» (1791, опубл. 1884) «Почто, мой друг, почто слеза из глаз катится» (опубл. 1807) «Осьмнадцатое столетие» (опубл. 1807) «Ода к другу моему» (опубл.

1807) Проза: «Дневник однои недели» ( 80-е гг, опубл. 1811) «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске… » (1790) «Житие Ф. В.Ушакова» (1789) Философские и публицистические сочинения: «Слово в Ломоносове» (1780, включено в «Путешествие») «Беседа в том, что есть син отечества» (1789) «О человеке, его смертности и бессмертии» (в ссилке; опубл.

1809) Литературно-Критическое сочинение «Памятник дактилохореическому витязю…» (1801, опубл. 1811) Дневники «Записки путешествия в Сибирь» (опубл. 1906) «Записки путешествия из Сибири» (опубл. 1907) Труди по законодательству. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. — Спб, 1992. Журавли 8Путешествие из Петербурга в Москву 2Идиллия 9Сафические строфи18013Молитва 10Творение мира17824Ода к другу моему 11Ти хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? 5Осьмнадцатое столетие 12Время преблаженний17976Песня 13епитафия (ОБ! если то не ложно)17537Почто, мой друг, почто слеза из глаз катится 14

Источник: http://soshinenie.ru/radishhev-aleksandr-nikolaevich/

Ссылка на основную публикацию