Сочинения по творчеству твардовского

Сочинение А. Т. Твардовский.

Александр Трифонович Твардовский — талантливый поэт, который в своих стихах отобразил историю России ХХ века. В его произведениях находим отклик на ключевые исторические события того времени и раздумья поэта над ними.

А. Твардовский начал писать в 20-е годы ХХ столетия. Его ранние стихотворения рассказывают об обновлениях, которые происходят в деревне, о необходимости и важности колхозного строительства. Так, одна из первых поэм писателя называется «Путь к социализму» и воспевает отказ от старых традиций и образа жизни.

Будучи советским поэтом, А. Твардовский запечатлел все этапы построения нового советского государства: коллективизацию, войну и послевоенные годы восстановления державы. Освещая эти события, поэт поднимает проблемы не только гражданского характера, но и всенародные. А.

Твардовский умело употребляет в своих поэмах живую разговорную речь, прибегает к фольклору. Его лирический герой — человек из народа, простой, но мудрый труженик, который способен размышлять о своей судьбе.

Во всех произведениях автор раскрывает сложный внутренний мир лирического героя, его духовный рост в процессе окультуривания.

В конце 20-х — начале 30-х гг. для А. Твардовского начинается сложный период в жизни. В это время происходило его становление как поэта, но внешние обстоятельства не давали автору сосредоточиться на творчестве. Семью поэта раскулачили, и он долгое время переживал внутренние противоречия, которые вылились в поэмах «По праву памяти» и «Страна Муравия».

Наступившая война резко изменила жизнь А. Твардовского. Поэт прошел ее в качестве фронтового корреспондента. В этот период он создает действительно художественно сильные произведения, которые можно назвать хроникой военных лет.

Автор рассказывает о героизме солдат и о реалиях военной жизни, описывая армейский быт («Армейский сапожник»). А. Твардовский воспринимает войну как трагедию, ведь она принесла много горя своему народу.

В это время поэт размышляет о парадоксах жизни и о превратностях судьбы, его творчество приобретает философские черты.

Поэтический язык поэта эмоционален, он пишет образно, но понятно. Главным произведением этого этапа считается поэма «Василий Теркин», в которой воспевается сила духа русского воина.

Герой поэмы — собирательный образ, символизирующий русского солдата.

В образе Василия Теркина автор соединил лучшие народные черты с автобиографическими, а реальность объединил с фантастическими поступками, что характерно для фольклорного жанра.

После окончания войны А. Твардовским написана поэма «Дом у дороги», которая является своеобразным воспоминанием в стихах. Поэт призывает оставшихся в живых помнить ошибки прошлого, не забывать уроки, которые преподала сама жизнь. Автор восхищается силой и мужественностью русского народа, стойкостью его солдат, преданностью любви русских женщин.

В последующих поэмах поэт осмысливает пройденную народом дорогу, чтобы лучше понять настоящее страны. Самым значительным произведением этого периода считается стихотворение «Я убит подо Ржевом». Речь поэта опять-таки обращена к живым.

Он призывает выживших бороться, ведь это единственная отрада для мертвого — знать, что он погиб не зря, что его страна спасена.

Лирическое творчество А. Твардовского отобразило народную жизнь в трагический для России период. Поэт говорил о важности нравственности и поддержания связи между разными поколениями, подчеркивая постоянство человеческих ценностей.

Источник: http://vsesoch.ru/a-t-tvardovskij/1422-sochinenie-tvardovskij-xarakteristika-poezii.html

Жизнь и творчество Твардовского | Инфошкола

Жизненный и творческий путь Твардовского.

Поэт Александр Трифонович Твардовский родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе 3агорье Смоленской губернии в крепкой крестьянской семье. Несмотря на то, что отец Твардовского, Трифон Гордеевич, получил только три класса образования, он имел необыкновенную тягу к знаниям, к чтению.

Эта страсть к слову передалась будущему поэту. После окончания семилетки Александр начинает сотрудничать в смоленских изданиях. Первое напечатанное стихотворение Твардовского появилось в газете « Смоленская деревня» , когда ему исполнилось только 14 лет.

Будущий поэт остро чувствовал недостаток образования, поэтому поставил перед собой задачу: много и упорно учиться. Поступив в Смоленский педагогический институт, он составил для себя план, один из пунктов которого гласил: «перечитать всех классиков и, по возможности,  не классиков». Твардовский упорно добивался поставленной цели.

Уже тогда, в конце 1920-хгодов он интенсивно печатается в местных смоленских газетах и журналах (его стихотворения появились тогда более 200 раз).

Главной темой раннего творчества Твардовского является тема становления советской власти в деревне, пропаганда колхозного движения.

Однако коллективизация сопровождалась жестоким насилием: начались раскулачивания, ссылки, расстрелы. Пострадала и семья Твардовского.

19 марта 1931 года семья поэта была раскулачена и выслана в глухой таежный край северного Зауралья. Твардовский, воспевавший в своих произведениях колхозный строй, попал в двусмысленное положение. Началась травля поэта. Его обвиняли в пособничестве врагам советской власти, называли подкулачником, «кулацким подголоском».

Он был выведен из САППа (смоленское отделение РАППа), ему даже пришлось уйти с третьего курса Смоленского педагогического института. Трудно сказать, что бы стало с поэтом, если бы он, предупрежденный об аресте, не уехал из Смоленска в Москву. Здесь судьба улыбнулась Твардовскому.

В журнале «Октябрь» М. Светлов, которому поэт показал свои произведения, опубликовал его стихи. Кто-то из ведущих и авторитетных критиков их отметил. Так Твардовскому удалось избежать трагической участи многих своих современников.

Первое крупное произведение Твардовского — поэма «Страна Муравия» (1935). Поэма посвящена теме коллективизации. Это оригинальное, самобытное произведение: не поэма-утверждение, а поэма-вопрос, созданная в традициях русской классической литературы. В ней угадываются мотивы поэмы-эпопеи. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Сюжет «Страны Муравия» — это концентрация тех сомнений, которые переживал народ, мучительно прощаясь со старым укладом и врастая в новый. Поэма имела шумный успех и была отмечена правительством: в 1939 году Твардовский был награжден орденом Ленина, а в 1941 получил Сталинскую премию.

  • Когда была опубликована «Страна Муравия» Твардовский уже жил в Москве и учился в МИФЛИ (Московский институт истории, философии и литературы), который закончил в 1939 году.
  • В конце 1930-х годов в печати появились также сборники стихов Твардовского: «Дорога» (1939), «Сельские хроники» (1939), «Загорье» (1941).
  • С первых дней и до конца Великой Отечественной Войны Твардовский прошел вместе с боевыми частями Красной армии как военный корреспондент газеты «Красная Армия»,

В боевых условиях создавались главы, пожалуй, самой знаменитой поэмы Твардовского «Василий Теркин» (1940-1945). Это была не только «книга про бойца», так определил жанр поэмы сам автор, но и для бойца.

Офицеры писали Твардовскому с фронта: «В глубокой траншее переднего края, … в тесной сырой землянке, в домиках прифронтовых деревень, на шоссейных и железных дорогах, ведущих к фронту, на станциях и полустанках в глубоком тылу — всюду читается ваша поэма. Это были свидетельства истинной народности поэмы.

Читайте также:  Сочинения по картинам пластова

Если «Василий Теркин» — широкое эпическое полотно, рассказывающее о буднях войны, то «Дом у дороги» (1946) — это рассказ о трагической стороне войны. Эта поэма — «плач о родине», «лирическая хроника».

В основу сюжета поэмы положен рассказ о трагедии семьи Анны и Андрея Сивцовых. Через судьбу этих героев показана судьба целого народа.

Послевоенные поэмы Твардовского «За далью — даль» (1960)1 «Теркин на том свете» (1963), «По праву памяти» (1969) имеют разную судьбу. Поэма «За далью — даль» — это раздумье о стране, о времени общественного подъема, вызванного «оттепелью».

Эта поэма о первых послевоенных годах и о собственной судьбе поэта. Поэма .Теркин на том свете» (сатирическое произведение) была опубликована при жизни автора только в 1963 году («Известия», «Новый мир»).

Эта поэма долгое время считалась «порочной»  (то есть порочащей советскую власть) и не переиздавалась.

Последняя поэма Твардовского по праву памяти мыслившаяся как одна из дополнительных глав к поэме «За далью — даль», была подготовлена автором к печати в 1969 году, но так и не была опубликована.

Поводом для создания поэмы стали известные слова Сталина: «Сын за отца не отвечает». Это произведение является своеобразной исповедью-покаянием перед своим отцом.

Поэма так и не была опубликована при жизни автора на родине, она получила распространение в списках.

Только через 15 лет после смерти поэта (в период перестройки в 1987 году) поэма появилась в отечественной печати («Знамя», «Новый мир»).

В 1950-60-е годы Александр Трифонович Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир» (он дважды занимал эту должность в 1950-1954, 1958-1970 годах).

Это был самый читаемый и демократический журнал периода «оттепели» (нередко сравнивают «Новый мир» Твардовского и «Современник» Некрасова). Но Твардовскому приходилось работать в нелегких условиях: слишком много было консерваторов, придерживавшихся старых сталинских убеждений.

Немалое мужество нужно было иметь, чтобы опубликовать такие произведения как «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, мемуары И. Эренбурга «Люди, годы, жизнь», «Сотников» В. Быкова и др.

После 1964 года (смещение Хрущева) нападки на журнал стали еще более ожесточенными, цензурный пресс усилился. Но несмотря на такое давление, журнал Твардовского жил и жила вся русская литература. Заслуга «Нового мира» во главе с Твардовским состояла в том, что возврат к прежним временам, к прежней, «картонной» литературе стал уже невозможен.

В конце 1960-х годов нападки на главного редактора «Нового мира» еще более усилились. Началась настоящая травля, завершившаяся отставкой Твардовского 24 февраля 1970 года.

Твардовский умер 18 декабря 1971 года после продолжительной, тяжелой болезни. Похороны поэта прошли в «организованном» властями режиме, некролог, написанный друзьями, был заменен официальным.

Источник: https://info-shkola.ru/zhizn-i-tvorchestvo-tvardovskogo/

Сочинение Твардовский A. T. Общая характеристика творчества

Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в тысяча девятьсот десятом году. Долгими зимними вечерами в семье любили читать вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого. Интерес к литературе, знакомство с классикой рождали в мальчике желание писать самому.

В тысяча девятьсот двадцать пятом году появляются первые стихи начинающего поэта. С тысяча девятьсот двадцать восьмого года Твардовский работает в Смоленске корреспондентом, происходит его становление как поэта.

Для стиля поэта стало характерным говорить просто, доступно, эмоционально и образно. Уже в 1931 году в Москве, в издательстве «Молодая гвардия» вышла поэма «Путь к социализму», первое крупное произведение Твардовского.

1929-1933 годы были наиболее трудными для поэта. Внутренние проблемы собственного становления художника столкнулись с внешними обстоятельствами. Тяжелой была судьба его семьи, раскулаченной в ходе одного из типичных «перегибов».

Душевные переживания этого периода выльются много позже в поэму «По праву памяти» (1966—1969 гг.). А пока юный поэт отстаивает «завет первоначальных дней», его ответом на жизненные испытания стала поэма «Страна Муравия». Она повествует об эпохе коллективизации на селе, о «великом переломе», когда, преодолевая мучительные сомнения, в колхозы пошел середняк.

О чем бы ни писал Твардовский, в центре внимания поэта — образ простого человека-труженика.

В суровые годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг солдат и героизм тыла, когда даже дети не оставались в стороне от этих событий.

Вершиной творчества этого периода является поэма «Василий Теркин» — своеобразный памятник духу русского человека на войне: Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!

Лейтенант всего лишь просит Огоньку туда подбросить. А уж следом за огнем Встанем, ноги разомнем. Что там есть, перекалечим, Переправу обеспечим…

Вскоре после войны Твардовский пишет поэму-воспоминание «Дом у дороги». Это взволнованный рассказ поэта, обращенный ко всем живущим, не забывать прошлого, его уроков.

Эта поэма о силе, стойкости и выносливости русского человека, о любви, подвергшейся тяжелым испытаниям, о святости и чистоте воинского долга солдата.

В следующей поэме «За далью — даль» поэт путешествует не только в пространстве от Москвы до Владивостока, но и во времени, осмысливая путь, пройденный страной и ее народом, вспоминает тревожную юность.

Органическая связь прошедшего и настоящего помогает лучше понять современность.

Поэт скажет: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Поэт отмечает в новейшей истории России три этапа: коллективизацию, войну, послевоенное строительство.

И на каждом из этих этапов муза «тревог и потрясений» с особой поэтической силой и искренностью воплощала самое важное, сокровенное в сознании и чувствах миллионов народных масс. Стихи Твардовского при их кажущейся «простоте и легкости» требуют напряженного внимания.

Лирический герой часто сливается с образом автора, их голоса звучат слаженным дуэтом: На новостройках в эти годы Кипела главная страда: Вставали в заревах заводы, Росли под небо города.

И в отдаленности унылой За той большой страдой село, Как про себя ни гомонило, Уже угнаться не могло.

Поэзия Твардовского — своеобразная поэтическая энциклопедия времени, его лирическая, эпическая, временами драматическая история.

Великие события отразились в его творчестве в форме прямого их изображения и как отдельные переживания, размышления. Земля родная, что же сталось. Какая странная судьба: Не только юность, но и старость — Туда же, в город, на хлеба.

Туда на отдых норовила Вдали от дедовских могил… Давно, допустим, это было, Но ты-то сам когда там был?

Своеобразие пути Твардовского отразило жизнь страны и ее народа в самые драматические периоды ее истории. Перед лицом ушедших былей Не вправе ты кривить душой, — Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой…

Поражает уже в ранних стихах Твардовского их полная самобытность, отсутствие подражания и литературности. Поэзия подъема и трудностей становления государства, духовные искания и переживания личности, культурный и духовный рост простого труженика — все это отразилось в многогранной поэзии Твардовского.

Читайте также:  Любовная лирика пушкина сочинение 9, 10 класс

Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую боль. И чтобы волны Над ней сомкнулись.

Быль — забыть! Произведения Александра Трифоновича Твардовского отличает лиризм, правда жизни и прекрасный, звучный и образный язык.

Автор органически сливается со своими героями, живя их интересами, чувствами и желаниями. Порой трудно понять, где говорит поэт, где — его герой, а где — солдатская масса. Это свидетельствует о большом мастерстве Твардовского, его умении жить интересами страны, ее печалями и радостями.

Поэма «Василий Теркин» является одной из лучших в его творчестве. Произведение правдиво, образно и ярко говорит о самом тяжелом испытании для России — Великой Отечественной войне. Автор добился того, что его поэма стала поистине всенародно известной: ее читали на фронте и в тылу.

А Василий Теркин стал любимцем солдат, ему подражали, верили в реальность такого бойца, страшились услышать весть о его гибели. Кто же он такой? Василий Теркин — «тертый калач», прошедший Финскую войну, умело и задорно воюющий на фронтах Великой Отечественной.

Типичный представитель поколения, вынесшего на плечах все тяготы лихолетий. «Просто парень сам собой он обыкновенный». Теркин ответственно относится к своему делу, беря на себя трудности, не прячась за спины товарищей.

«Если не я, то кто же?» — принцип его жизни. Отправляясь вплавь по ледяной реке, Теркин выполняет ответственное задание.

Дали стопку — начал жить, Приподнялся на кровати: — Разрешите доложить… Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу! Доложил по форме, словно Тотчас плыть ему назад.

— Молодец,— сказал полковник, — Молодец! Спасибо, брат…

Везде герой среди солдат: балагурит или ведет «политбеседу», поддерживает дух воинов. Теркин, Теркин, добрый малый, Что тут смех, а что печаль. Загадал ты, друг, немало.

Загадал далеко вдаль. Многое умея, Теркин не кичится перед товарищами, а старается облегчить фронтовой быт себе и окружающим.

Он мастер на все руки и, когда на дороге случается остановка, не заставляет себя просить, а играет на гармони для бойцов, поддерживая их дух, помогая согреться. И, сменивши пальцы быстро, Он, как будто на заказ, Здесь повел о трех танкистах, Трех товарищах рассказ.

Не про них ли слово в слово, Не о том ли песня вся. И потупились сурово В шлемах кожаных друзья.

Не мудрствуя лукаво, ведет автор своих читателей за героем поэмы по фронтовым дорогам на запад. И чем ближе границы России, тем веселее и задорнее становится рассказ.

Праздник близок, мать-Россия, Оберни на запад взгляд: Далеко ушел Василий, Вася Теркин, твой солдат. Поэма «Василий Теркин» — незабываемая и образная летопись войны, прошедшая испытание временем, остающаяся и для нас неисчерпаемым источником правды о страшных и героических годах военного лихолетья.

Источник: https://www.slavkrug.org/sochinenie-tvardovskij-a-t-obshhaya-xarakteristika-tvorchestva/

Тема памяти в творчестве Твардовского

Думаю, творчество Твардовского ассоциируется, в первую очередь, с темой войны и мира, с темой восхваления русского солдата. Национальным героем стал его Василий Теркин.

Совсем иной характер носят поэмы Твардовского “За далью даль” и “По праву памяти”, так как в них автор делает некий вывод о своей жизни и жизни страны. При этом Твардовский особое место уделяет теме памяти.

Он считает, что нельзя забывать своего прошлого.

Весьма интересно построение сюжета произведения: в центре находится образ поезда, который едет по просторам огромной страны.

Лирический герой размышляет о судьбе своей родины через призму собственной жизни и жизни своих близких. Важно отметить, что образ поезда объединяет временное и территориальное пространство.

Это позволяет видеть ту действительность, в которой живет герой, более точно и с разных сторон.

Сначала Твардовский создает обширные картины природных богатств Родины: И эта лестница из шпал, Пройдя Заволжье, Предуралье, Войдет отлого на Урал. Главный герой не может представить своей жизни без этих “далей”.

Все пейзажные картины за окном поезда волнуют его душу и заставляют радоваться. В эти минуты лирический герой не может не вспомнить войны, в которой миллионы людей кровью заплатили за свободу и счастье своих земляков.

Вспоминает герой и о своем детстве, о том, как сложно было людям сводить концы с концами. И даже в это время власти находили среди простого народа тех, кого называли “кулаками”. Такое клеймо было своеобразным приговором, обрекавшим на вечные несчастья.

В своей поэме обращается Твардовский и к образу Сталина. Он считает его эпоху весьма противоречивой. С одной стороны, это был один из самых жестоких, несгибаемых личностей в мировой истории. С другой – роль Сталина в Великой Отечественной войне была огромна, ибо люди шли в бой с его именем на устах.

В поэме Твардовский обращается и к последующим поколениям, считая, что вступить в будущее можно, лишь зная прошлое.

Но эти знания должны быть объективными: И правда дел – она на страже, Ее никак не обойдешь, Все налицо при ней – и даже Когда молчанье – тоже ложь… Таким образом, по мнению Твардовского, нельзя забывать о прошлом, ибо оно является частью существующей жизни человека, да и всей страны.

К теме памяти Твардовский обращается и в поэме “По праву памяти”: Перед лицом ушедших былей Не вправе ты кривить душой, – Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой… Твардовский говорит правду о тяжелейших годах сталинской эпохи.

Автор вспоминает слова вождя: “Сын за отца не отвечает”. Очень сложно понять смысл этих слов, не зная их исторической основы. Именно во времена Сталина появилось понятие “враг народа”, а позднее – и “дети врага народа”: Но в те года и пятилетки, Кому с графой не повезло, – Для несмываемой отметки Поставь безропотно чело.

Клеймо “враг народа” полностью вычеркивало человека из жизни, делая его никчемным и ненужным.

А самое ужасное в том, что очень часто дети стремились скрывать свое прошлое и старались забыть родителей, вошедших в категорию “врагов народа”: Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую быль, и чтобы волны Над ней замкнулись.

Читайте также:  Анализ сказки маленький принц экзюпери

Быль забыть! Твардовский не может смириться с подобным отношением к прошлому, ибо, по его мнению, забыть то, что было, – значит вычеркнуть из памяти отца и мать, родных и близких.

Поэт считает, что нельзя стремиться к счастью, не помня об уже ушедшем: “Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу…” Твардовский чувствует ответственность перед молодым поколением.

Он хочет верить, что былые ошибки будут учтены, и в новой жизни люди не станут испытывать стыд за прошлое: Зато и впредь как были – будет, – Какая вдруг ни грянь гроза – Людьми Из тех людей, Что людям, Не пряча глаз, Глядят в глаза. Таким образом, А. Т.

Твардовский – из тех людей, которые умеют отвечать за свои поступки.

Он считает своим долгом говорить правду, признавать ошибки прошлого. И в своей оценке он весьма объективен.

Источник: https://studentguide.ru/shkolnye-sochineniya/tema-pamyati-v-tvorchestve-tvardovskogo.html

Сочинение на тему: Лирика Твардовского и Своеобразие творчества

Первые стихи Твардовского появились в печати в 1925 г. Но все, что написано поэтом до 1929 г., сам он считал беспомощным и не включал позже в собрание сочинений.

В первых сборниках “Дорога”, “Загорье”, “Сельская хроника” Твардовский пишет о новой деревне, о людях села. Он обраща­ется к теме крестьянского труда, передает его поэзию. В стихах 1930-х годов Твардовский создает обобщенный образ человека из народа, воплощающего в себе духовную красоту, высокую мораль (цикл стихов о Даниле, “Ивушка”, “Не стареет твоя кра­сота…”).

Уже

в сборниках 1930-х годов проявляется своеобразная по­этическая манера Твардовского.

Основу его поэзии составляют традиции народно-поэтического творчества: установка на раз­говорный язык, не осложненный метафорами и поэтическими фигурами; использование меткого народного слова, пословиц, поговорок, введение в стих устойчивых поэтических оборотов фольклора.

Из народной поэзии вошли в творчество Твардов­ского некоторые постоянные мотивы, например мотив дороги, Дома, испытания героя на пути к счастью или к цели. Можно говорить и о более глубоком влиянии народно-поэтического твор­чества на поэзию Твардовского.

Это сказывается в тех мировоз­зренческих принципах, которые положены в основу образа ге­роя и определяют его характер: традиционные крестьянские ценности, народная мораль, народное отношение к труду. Та­кие качества и определили подлинную народность поэзии Твар­довского.

В поэзии 1930-х годов развиваются такие черты, как повествовательность, событийность, которые позже приведут Твар­довского к жанру баллады (“Отец и сын”, “Баллада о товари­ще”, “Баллада об отречении”). В годы Великой Отечественной войны в поэзии Твардовского сливаются публицистический на­кал, лирическая эмоциональность, эпический взгляд на собы­тия.

Стихи военной поры объединены в сборники “Возмездие” и “Фронтовая хроника”. Военная поэзия Твардовского тематически не отличалась от творчества других поэтов.

Основные темы – непокоренная Родина (“Партизанам Смоленщины”), высокое мужество и патриотизм советского солдата (“Когда пройдешь путем колонн…”, “Граница”, “Новогоднее слово”), священная месть (“Возмездие”).

  • Тема войны, памяти о погибших за свободу Родины остается одной из главных в творчестве Твардовского и в послевоенный период (“Я убит подо Ржевом…”).
  • И у мертвых, безгласных Есть отрада одна:
  • Мы за родину пали,
  • Но она – спасена…

Послевоенные стихи Твардовского наполняются философским осмыслением времени. Поэт говорит о смысле жизни и творче­ства (“Нет, жизнь меня не обделила…”, “Признание”), о чести человека, о связи человека с природой (“Разговор с Падуном”, “Снега потемнеют синие…”).

К концу 1960-х годов Твардовский многое понял и переос­мыслил:

…вольно или невольно Было, вышло не то, не так.

Историю советской страны он воспринимает как суровый опыт, который должны учесть будущие поколения.

Он судит себя и своих сверстников с высоких нравственных позиций, понима­ет, что долг поэта говорить правду, “как бы ни была горька”.

Твардовский считает необходимым, чтобы каждый человек сде­лал все, чтобы исправить ошибки в жизни. В стихотворении “Час мой утренний, час контрольный…” поэт уверен, что можно еще повернуть историю:

  1. Но еще не бездействен ропот Огорченной твоей души.
  2. Приобщая к опыту опыт,
  3. Час мой, дело свое верши.

Введение в Чехословакию в 1968 г. советских танков болью ото­звалось в лирике Твардовского. Он воспринял этот акт как наступ­ление на свободу, как крушение всех надежд (“В чем хочешь чело­вечество вини…”, “Маркс, Энгельс, Ленин, знать бы вам…”).

  • Твардовский ощущает свою трагическую вину за то, что про­исходит в нашей стране. Он лирически анализирует собствен­ную биографию, а через нее – биографию всего поколения, поднимается до философского осмысления “жестокой судьбы”:
  • Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны,
  • В том, что они – кто старше, кто моложе – Остались там, и не о том же речь,
  • Что я их мог, но не сумел сберечь, –
  • Речь не о том, но все же, все же, все же…

Чувство сопричастности общей судьбе было неотъемлемой частью мышления поэта в его поздней лирике. Его стихи – это разговор с самим собой, наедине.

Обобщающие темы позднего творчества – я и мир, я и путь жизни, я и смерть, я и народ. Это опыт познания через самопо­знание. В лирическом цикле “Памяти матери” поэт в воспомина­ниях путешествует с матерью по дорогам ее жизни и всего наро­да.

Мотив связи времен организует весь цикл и сливается с мо­тивом Дома, истоков. Память присуща не только человеку, но и природе. В стихотворениях “Как неприютно этим соснам в пар­ке…”, “Газон с утра из-под машинки…”, “Береза” память при­роды – это метафора связи всего в мироздании, выражение един­ства.

Поэт обостренно чувствует конец личного бытия отдельно­го человека, отмеренность срока жизни. Но общность всего в мире, текучесть времени позволяют преодолеть эту конечность, обрести продолжение в потомках, в шелесте деревьев, в метель­ной круговерти.

Трагизм неизбежного конца просветляется соз­нанием ненапрасности жизни (“Прощаемся мы с матерями…”, “Время, скорое на расправу”).

От констатации фактов социалистического строительства через постижение души народной на войне Твардовский при­шел к философскому пониманию жизни и судьбы человека и страны.

Глоссарий:

  1. – лирика твардовского
  2. – лирика твардовского сочинение
  3. – Своеобразие лирики Твардовского
  4. – сочинение на тему творчество твардовского
  5. – сочинение по творчеству твардовского

(1

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-lirika-tvardovskogo-i-svoeobrazie-tvorchestva/

Ссылка на основную публикацию