Сравнение «пророка» пушкина и «пророка» лермонтова

Сравнение «Пророка» Пушкина и «Пророка» Лермонтова

Сравнение стихотворений «Пророк» Пушкина и Лермонтова демонстрирует их духовную и тематическую взаимосвязь.

«Пророк» Александра Пушкина явился попыткой поэта осмыслить свое место и предназначение в жизни и на литературном поприще. А с другой стороны стихотворение Пушкина служит призывом к современникам – глаголом жечь сердца людей.

Стихотворение создано в жанре классической оды. В нем использованы возвышенные слова, характерные для этого поэтического жанра. Этим Пушкин хотел подчеркнуть, что ода, как литературный жанр, должна прекратить служить власть предержащим. Это был вызов старой литературной школе, последователями которой были Державин, Ломоносов, Карамзин, отчасти Жуковский.

В «Пророке» Пушкина звучит начало темы. Поэт показывает, как к его герою в пустыне прилетел шестикрылый Серафим, представляющий в христианстве Божьего посланника. Серафим духовно преобразил человека, который стал понимать язык зверей и птиц, слышать ангелов на небесах. Этот сюжет частично взят из библейской Книги Пророка Исайи.

Сравнение «Пророка» Пушкина и «Пророка» Лермонтова

Стихотворение наполнено аллегориями. Под пророком подразумевается поэт, духовно перерожденный, тонко чувствующий страдания, красоту природы, язык зверей. Он видит и слышит не так, как видят и слышат обычные люди.

Сравнительная характеристика стихотворений, показывает, что «Пророк» Лермонтова служит своеобразным продолжением пушкинской темы. Да, он, пророк исполнился волею Божьею и пошел жечь сердца людей. Лермонтов как будто показывает, что стало с пророком годы спустя:

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

  • О библейской теме свидетельствуют и многочисленные старославянизмы (глагол, виждь, внемли, десница и другие), употребление которых воспринимается более логично, если вспомнить, что в XIX веке Библия издавалась, читалась и изучалась на старославянском языке.
  • В своем стихотворении Лермонтов показывает не только себя, он говорит и о том, что стало с Пророком — Пушкиным, которому тоже приходилось, правда, вынужденно, скрываться в «пустыне» — в родном имении Михайловском.

Лермонтов не отступает от пушкинской темы, он показывает, насколько тернист путь всех пророков. Но пророк Лермонтова может быть счастливым, только оставаясь наедине с собой, разговаривая с тварями земными и звездами. Для людей он является изгоем и посмешищем.

Люди превозносят тех, и верят тем, кто говорит то, что они хотят услышать. А если пророк призывает к смирению и служению Богу или Отечеству, значит, он неуживчивый, гордый глупец. В лермонтовском «Пророке» звучит библейская тема из книги Иеремии.

Пророк Иеремия тоже был не понят своими современниками и подвергался гонениям.

Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова «Пророк», указывает и на единство стилей, в которых написаны оба стихотворения.

Стихотворение Пушкина опирается на библейский стиль и библейскую лексику, Лермонтов в своем «Пророке» придерживается той же тематики, в его произведении также встречаются старославянизмы, хотя стихотворение написано в лирическом жанре, и более простым языком, чем «Пророк» Пушкина.

Если вспомнить о том, что стихотворение Лермонтова было написано незадолго до его гибели, то можно предположить, что в своем Пророке он показал и свой тернистый путь. Лермонтов тоже попал в опалу после серии своих стихотворений: «На смерть поэта», «Прощай немытая Россия», «Родина» и др.

В 1840-м году его сослали на Кавказ с приказом посылать его на передовые линии.

Поводом для этой ссылки послужила дуэль с сыном французского посла, а истинная причина крылась в его вольнолюбивых стихах, которые с возрастом и расцветом его таланта становились все более адресными и направленными.

Безверие и уныние, которыми пронизано стихотворение Лермонтова, связаны не только с гонениями его творчества, но и с общими настроениями, царившими в тогдашней Российской среде. Если Пушкинский Пророк, вдохновленный гласом Божьим, идет из пустыни к людям, то пророк Лермонтова, напротив, бежит от людей в пустыню.

Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/grazhdanskaya-lirika/sravnenie-stihotvorenij-prorok-pushkina-i-lermontova.html

"Пророк" А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова — сравнительный анализ

Михаил Юрьевич Лермонтов и Александр Сергеевич Пушкин стали новаторами в ос­мыслении темы поэта и поэзии, именно она поднимается в стихотворениях «Пророк» обоих поэтов.

Несмотря на то, что названия одинаковы, сюжеты произведений разные. Пушкинский сюжет – становление пророка.

Образ поучающего и спасающего свой народ библейского пророка служит для Александра Сергеевича примером, он обращался к «Книге пророка Исайи».

Лермонтов продолжает пушкинскую тему превра­щения поэта в пророка и развивает ее согласно своим убеждениям. Прототипом его пророка является Иеремия, поэтому за помощью Михаил Юрьевич обращался к «Книге пророка Иеремии» и к «Плачу Иеремии».

Пророк – посланник Бога, миссия пророка у Пушкина и Лермонтова – именно пророчествовать, «глаголом жечь сердца людей». В стихотворении Пушкина дана картина сурового и страшного перерождения человека во всевидящего и всезнающего пророка, он терпит муки, но зато ему открывается высшая истина, которую он понесет людям. Он платит своей жизнью за искру таланта.

  • И Бога глас ко мне воззвал:
  • «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
  • Исполнись волею моей,
  • И, обходя моря и земли,
  • Глаголом жги сердца людей».

Спустя 15 лет М.Ю. Лермонтов в своем «Пророке» начинает с того, чем закончил Пушкин:

С тех пор как Вечный Судия    Мне дал всеведенье пророка…

«Пророк» Пушкина построен на использовании церковно-славянизмов, архаизмов, что придает стихотворению торжественность, оно звучит как призыв к великому делу, у Лермонтова в «Пророке» используется современная лексика, поэтому и стихотворение лишено всякой торжественности. Более того, Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание в взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить. Толпа воинственна, ей не нужен «герой», открывающий правду, а старцы пугают им своих внуков:

  1. «Смотрите: вот пример для вас!
  2. Он горд был, не ужился с нами:
  3. Глупец, хотел уверить нас.
  4. Что Бог гласит его устами!
  5. Смотрите ж, дети, на него:
  6. Как он угрюм, и худ, и бледен!
  7. Смотрите, как он наг и беден,
  8. Как презирают все его!»
  9. В меня все ближние мои
  10.                                             Бросали бешено каменья
  11. И только природа понимает поэта:
  12. И звезды слушают меня,
  13. Лучами радостно играя.

У Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Герой полностью разочарован в своем существовании и одинок в людском окружении. Именно эта тема — тема одиночества, изгнанничества прохо­дит через все творчество Михаила Юрьевича Лермонтова.

Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский пророк увидел «Страницы злобы и порока»: он не принят людьми, он изгнан.

“Пустыня мрачная” из пушкинского стихотворения приобретает у М. Лермонтова черты романтической пустыни, освещенной звездами. Она может приютить пророка, защитить его от всей этой воинственной толпы, она  противопоставлена “шумному граду”.

Таким образом, можно сказать, что оба стихотворения имеют общие черты, например, они пронизаны темой поэта и поэзии. Но в то же время сюжеты совсем разные. Пушкин показывает муки становления пророком, а Лермонтов – тяжелую жизнь и изгнание пророка.

Источник: https://dima-melkin.livejournal.com/6450.html

Сравнение "Пророка" Пушкина и Лермонтова

В мае — июне 1841 года Лермонтов пишет свои последние лирические стихотворения, каждое из которых стало драгоценным украшением в сокровищнице русской поэзии. Среди них стихотворение «Пророк» — итог раздумий Лермонтова о роли поэта в жизни и обществе. Вспомним стихотворение «Пророк» Пушкина (1826), его финальную часть:

Как труп и пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

Восстань, Пророк!.. —

  • лермонтовский «Пророк» словно бы продолжает стихотворение Пушкина:
  • С тех пор как вечный судия
  • Мне дал всеведенье пророка,
  • В очах людей читаю я
  • Страницы злобы и порока.
  • Стихотворение Лермонтова, безусловно, развивает лирическую ситуацию пушкинского «Пророка»: поэт, наделённый пророческим знанием, выполняет волю «вечного судии», однако люди его не признают, клянут, гонят и побивают камнями. Этот мотив постепенно усиливался в лирике Лермонтова и был чётко обозначен в стихотворении «Поэт» (1838):

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?..

Мотив «осмеянного пророка», гонимого обществом, является ведущим в теме поэта и поэзии. Он проявился уже в самой ранней поэзии Лермонтова. Однако в 1841 году мотив «осмеянного пророка» изменяется и даже отходит на второй план. Обратим внимание на то, чем отличается лермонтовский герой от героя стихотворения Пушкина.

Во-первых, чтение в людях «страниц злобы и порока» совершенно противоречит «огненной любви» к людям, обретённой поэтом у Пушкина, которому вместо «трепетного сердца» дан «угль, пылающий огнём».

Во-вторых, заповедь «глаголом жечь сердца» не выполняется лирическим героем Лермонтова, «провозглашающего любви и правды чистые ученья».

И конечно, едва ли случайно в первой строфе у Лермонтова рифмуются слова «судия» — «я» и «пророка» — «порока».

Не следует думать, что Лермонтов исказил высокое назначение поэта-пророка у Пушкина, недооценив мысль и пафос пушкинского стихотворения. Лермонтов — поэт другого времени, и он видит, как изменяется общество и духовная атмосфера.

На мотив «осмеянного пророка» в поэзии Лермонтова наслаивается современный мотив «ложного пророчества», вызванного самообольщением и гордыней человека.

Поэтому перспектива развития мысли Лермонтова такова: поэт постигает своё истинное призвание и назначение, смиряясь («посыпал пеплом я главу»), освобождаясь от имущества («из городов бежал я нищий»), живя в отшельничестве («и вот в пустыне я живу»).

Только в послушании, храня Божественный завет, вернувшись к истокам жизни, поэт-пророк обретает мудрость. Важно понять это изменение в нём, поскольку в противном случае мы неточно будем воспринимать многие строки. Например, в стихотворении говорится:

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо…

Можно подумать, что лирический герой боится горожан, — нет, он достиг настоящего смирения, не считая себя достойным привлекать чьё-либо внимание (вспомним гордое — «провозглашать я стал»).

Философская ирония Лермонтова проявляется в том, что теперь люди возгордились, и старцы «с улыбкою самолюбивой» презирают его бедность и ничтожество.

Отличительная особенность стихотворения состоит в том, что оно полностью построено на образах и истинах, к которым Лермонтов, надо полагать, прибегает, чтобы остановить исчезающие в обществе нравственные ценности.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/lermontov_m_ju/sravnenie_proroka_pushkina_i_lermontova/54-1-0-1961

Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина: план, вопросы, сравнительная таблица

Стихотворение «Пророк» Пушкина было написано с использованием особенных изобразительных и литературных средств. Поэтому оно получилось таким впечатляющим и красивым. Подробнее про анализ этого творения великого поэта, читайте в статье.

Стихотворение «Пророк» сразу после написания обрело большую популярность. Многие литераторы и последователи Пушкина воспринимают это творение, как своеобразную программу для действий, руководство в жизни и творчестве. В этой статье вы найдете полезный материал для сочинений по теме данного стихотворения — план, вопросы, основную идею.

План стихотворения «Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина: вопросы

«Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина

Чтобы написать сочинение, нужно сначала составить план или вопросы к материалу. В стихотворении «Пророк» ярко прослеживается философская мысль. На это обязательно нужно обратить внимание. Вот план этой оды:

  1. Вступление: герой бредет по пустыне, он измучен духовной жаждой.
  2. Герою является слуга Господень и касается его глаз.
  3. Герой чувствует изменения, видит иные явления и проявления.
  4. Манипуляции ангела над человеком (могут быть восприняты как в прямом, так и в переносном смысле).
  5. Он лежит в пустыне обессиленный и слышит глас Бога.
Читайте также:  Сочинения по картинам крымова

Вопросы к творению поэта Александра Сергеевича Пушкина:

  1. Кто явился лирическому герою на перепутье?
  2. Чей полет наблюдал лирический герой?
  3. Какие чувства он испытывал?
  4. Почему стихотворение называется «Пророк»?
  5. Что сказал герою Божий глас?

Автор был человеком религиозным, поэтому он был уверен, что свой дар получил от Бога. Во времена Пушкина, его обвиняли, что он восхваляет себя в своих творениях. Но это поверхностный взгляд на произведение. Если вникнуть в его суть, то можно понять, что это совсем не так.

Письменный анализ лирического стихотворения по литературе «Пророк» Александра Сергеевича Пушкина: кратко по плану, 9, 10 класс

«Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина

Пушкин написал данное стихотворение, узнав о смерти своих друзей-декабристов.

Вполне очевидно, что поэт испытывал весьма сильные душевные терзания, поэтому задумывался не только о душевных переживаниях человека, но и о чем-то высоком — духовном.

Вот письменный анализ лирического стихотворения по литературе «Пророк» Александра Сергеевича Пушкина — кратко по плану для 9, 10 класса:

Основной темой можно назвать предназначение поэта в мире, а также происхождение в нем божественного начала, его взаимоотношения с вечностью. Что же касается композиции, творение можно поделить на 2 составные части. Первая повествует о том, как обычный человек стал пророком. Что же касается строф, на них стихотворение поделить невозможно.

Относительно жанровой принадлежности – это элегия. Размером служит уже привычный Пушкину четырехстопный ямб. Пушкин обращается к таким метафорам:

  • «духовной жаждою томим»
  • «внял я неба содроганье»
  • «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык»
  • «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул»
  • «глаголом жги сердца людей»

И эпитетам:

  • «шестикрылый серафим»
  • «горный полет»
  • «дольняя лоза»
  • «грешный язык»
  • язык «празднословный и лукавый»

А также сравнениям:

  • «персты легкие как сон»
  • «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы»
  • «как труп в пустыне я лежал»

Способы стихосложения представлены и употреблены широко – точнее, присутствуют практически все существующие.

Сравнительный, сопоставительный анализ лирического стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина и Лермонтова: таблица

«Пророк» поэта Лермонтова

Пушкина часто сравнивают с Лермонтовым. Их творения похожи, в них много лирики, почти одинаковый жанр и композиция.

Давайте проведем сравнительный, сопоставительный анализ творений А.С.Пушкина и Лермонтова на примере лирического стихотворения «Пророк».

Вот таблица сравнений творений одного поэта и известного произведения другого:

Критерии сравнения Пушкин Лермонтов
Жанр, размер, композиция
  • Использует четырехстопный ямб.
  • Лирическое стихотворение.
  • Герой встречается с Богом.

Композиция: Скитания героя по пустыне – встреча с ангелом – обретение дара – предсмертное состояние – встреча с Богом и его наставления.

  • Использует четырехстопный ямб.
  • Лирическое стихотворение.
  • Герой с Богом не встречается, он словно находится в изгнании.

Композиция: Жизнь героя до уединения в пустыне – одиночество – возвращение в общество, в город.

Характер Повествовательный манер изложения мыслей Информация изложена в тоне исповеди.
Образы и символы Все персонажи нацелены на то, чтобы герой использовал свой дар, «жег глаголом сердца людей». Герой (он же пророк) не признан, напротив общество отвергает его.
Тематика и проблематика Поэт и общество, предназначение поэта.
Пушкин наглядно не представляет читателю проблему поэта и толпы, нюансы их взаимоотношений.
Поэт и общество, предназначение поэта. Творение Лермонтова в большей степени призвано не указать сам факт того, что поэт избранный (в отличие от пушкинского), а вот острота взаимоотношений между гением и толпой показана довольно детально.
Основная идея
  • Пророк – олицетворение поэта.
  • Поэт должен, прежде всего, видеть и слышать.
  • Нужно нести творчество в массы.
  • Пророк – олицетворение поэта.
  • Поэт в толпе всегда одинок.
  • Толпа не желает учиться, развиваться, не желает слышать всего того, что несет им пророк.
Средства художественной выразительности:
Гиперболы + +
Инверсия + +
Анафора + +
Антитеза Жизнь и смерть Любовь и злоба

Полный, подробный анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Пророк» с цитатами для ЕГЭ — написать сочинение: тема, идея, основная мысль стиха, лирический герой

«Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина

Расстрел декабристов очень растрогал поэта. Эта горькая утрата и послужила предпосылкой для создания данного творения.

Ниже вы найдете полный и подробный анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Пророк» с цитатами для ЕГЭ.

С их помощью вы сможете написать красивое сочинение с темой, идеей, основной мыслью стиха и описанием лирического героя.

Иногда кажется, что поэт ассоциирует вольнодумцев, которые погибли, с творениями Всевышнего, бессмертными и особыми.

Над ними не властно время, они опровергают смерть, чья основополагающая миссия – менять мир и людское создание.

Но так же, как Иисус погиб на кресте, за людские грехи, так и декабристы лишились жизни – не только за благое дело, но и потому, что данный путь, путь пророков, был дарован им небесами.

Поднимается вечный риторический вопрос о предназначении творческого человека и творчества. Считается, что источником была глава Корана о пророке Исайе. Однако поэт не стал слепо адаптировать тексты священных писаний, он лишь позаимствовал образы. Но не сюжет.

Образ лирического героя достаточно сложен. Можно сказать, что он включает в себя и описание самого автора. Герой повествует, что после долгих мучительных скитаний он повстречался с ангелом, который оказался божьим посланником. Именно он сделал его пророком.

Стиль поэта высокопарен, присутствует много «украшающих» средств.

«Пророк» был написан в 1826 году после известия о казни декабристов, с которыми Пушкин был дружен.

Темой считается происхождение поэта, его дорога в этом мире. Стихотворение условно делится на 2 части. Это элегия, написанная четырехстопным ямбом.

Что же касается тематической составляющей творения – автор пытается понять, кто творческий человек в этом мире, как он должен жить и что ставить своим главным приоритетом. Делает он это с помощью религиозных образов.

Можно сказать, герой — многогранная личность по натуре своей. Встреча с ангелом становится для него судьбоносной.

Последний, коснувшись его очей, дает ему дар пророка – мужчина начинает слышать голоса небес, птиц и прочих обитателей флоры и фауны.

Стоит отдельно рассмотреть, почему ангел заменил ему язык на жало змеи. Вовсе не потому, что насмехался над ним из-за недостатков внешности.

Если же смотреть глубже, имеет место своеобразный символ человеческой мудрости. А точнее, высшее ее проявление. Это и отличает поэта от иных людей, которые не имеют способностей.

Конечно же, все оканчивается сердцем – поэту представляется вместо него пылающий уголь.

Перевоплотясь, герой чувствует упадок сил. Его спасает Господь. Он велит ему встать и идти, исполнять свою миссию, нести людям вечные ценности («Глаголом жги сердца людей».)

Основная мысль – поэт должен слышать и видеть все явления этого мира, чувствовать глубже. Но дар свой он должен использовать не для самолюбования, не для прославления собственного Эго или самого себя, а для того, чтобы помочь людям. Это своеобразный мессия. Давая поэтический дар, Господь рассчитывает на то, что он будет использован на благо общества.

«Внял я неба содроганье», «духовной жаждою томим», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык» – это метафоры, их в творении довольно много. Присутствуют и эпитеты, такие как «шестикрылый серафим», «горный полет», «празднословный и лукавый».

Нередко Пушкин прибегает к сравнениям:

  • «персты легкие как сон»
  • «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы»
  • «как труп в пустыне я лежал»

Можно сказать, что система образов целиком и полностью зависит от тематики – именно поэтому слог обретает некую «церковность».

Построчный анализ стихотворения «Пророк» Пушкина: изобразительные средства, тропы для презентации

«Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина

В 9-м классе по русской литературе часто задают построчный анализ стихотворения «Пророк» Пушкина. Вот описание изобразительных средств, троп для презентации и построчное анализирование:

  • «Духовной жаждою томим» — метафора, изображающая не только физические, но и моральные страдания и терзания героя во время его блуждания по бескрайней пустыне.
  • «В пустыне мрачной я влачился» — эпитет. По сути, пустыню сложно назвать мрачной (если глядеть внешне), но поскольку для героя она источник мучений, Пушкин «сгущает краски».
  • «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился» — эпитет. Конечно же, читателю не принципиально важно, сколько крыльев было у ангела, важен сам факт его присутствия. Тем не менее, Пушкин прибегает к данному изобразительному средству.
  • «Перстами легкими как сон»– сравнение. Безусловно, движения ангела легки и невесомы. Но именно это легкое касание и передало поэту дар пророка, который он должен использовать на благо людей.
  • «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы» — сравнение, с помощью которого поэт описывает душевное состояние героя и его удивление после обретения дара.
  • «И внял я неба содроганье» — метафора.
  • «И дольней лозы прозябанье» – автор употребляет эпитет.
  • «И вырвал грешный мой язык» – метафора. Конечно же, это событие могло произойти и в переносном смысле. Вряд ли ангел стал бы наносить поэту увечья физического рода.
  • «И празднословный и лукавый» — автор говорит, что вырвав у поэта празднословный и лукавый язык, ангел словно очищает его, избавляет от пороков и дурных привычек. Зато наделяет другими свойствами, более полезными для общества.
  • «И жало мудрыя змеи» — присутствует фигуральный смысл. Заменяя язык героя на змеиное жало, ангел делает его мудрым. Отныне поэт видит больше, чем все остальные, его осознание на порядок выше, чем у обычных людей.
  • «Трепетное сердце» — эпитет (как и «шестикрылый херувим»). Что же касается замены сердца на пылающий огнем уголь, можно считать, что это метафора. Смысл переносный. Имеется ввиду обретение возможности чувствовать более явственно, чем остальные. Ведь поэт должен быть более чувствительным, нежели обыватели.
  • «Как труп в пустыне я лежал» — сравнение. Отображает пребывание героя без сознания, в полном беспамятстве.
  • «Восстань, пророк, и виждь, и внемли» — нетрудно догадаться, что «виждь» — это старославянский вариант слова «вождь».

Разобраны почти все строки стихотворения.

Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»: анализ лексики, стилистические фигуры

«Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина

Такая наука языковедения, как лингвистика, помогает понять, как писал автор, какие использовал приемы. Это очень интересно разбирать стиль творения такого великого поэта, как А.С.Пушкин. Вот лингвистический анализ стихотворения «Пророк» — анализ лексики и стилистические фигуры:

Базис в стихотворении «Пророк» составляют церковные слова устаревшего типа. Также присутствует и специфическая поэтическая лексика, которая в одночасье с иными синтаксическими, метрическими, звуковыми средствами создает возвышенный тон. Это неслучайно и так свойственно Пушкину.

Можно назвать произведение осмысленным, поскольку оно создано в период творческой зрелости поэта. Используется и старославянская лексика, придающая библейский колорит.
Многие слова, допустим «празднословный», «отверзлись», «перепутье», «виждь», более нигде не встречаются. В «духовной жажде» Пушкин отражает страстное желание поэта обрести новые знания, стать мудрее.

А вот в строке «в пустыне мрачной я влачился» проявляется некая двойственность – человек осознает одиночество. С точки зрения Библии – пустыня это место, что покинуто Богом и людьми, то, что она «мрачная» может трактоваться как тьма греховности и неучения, отсутствие духовности.

Слово «влачиться» говорит о том, что описан процесс человеческой жизнедеятельности. Интересно, что Пушкин находит в пустыне перепутье, которого там, по сути, не должно быть. Однако это душевное состояние героя, которое также называют «стоять на распутье» — человек преисполнен сомнений, он терзаем ими и не знает, как поступить.

Литературный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»: вывод кратко

Пушкин видит поэта пророком на протяжении всего своего творчества. Но в стихотворении «Пророк», написанном в зрелый период он рассматривает данную проблему уже с более осмысленной стороны.

Он дает понимание того, что главная задача человека, наделенного даром – это менять мир и дарить свой талант людям.

Также важно заставлять их сердца трепетать и нести в мир свои мысли, которые, в свою очередь, будут помогать обществу встать на истинный путь.

Видео: Александр Пушкин — Пророк. Стихи

Прочитайте по теме:

Источник: https://heaclub.ru/analiz-stihotvoreniya-prorok-pushkina-plan-voprosy-sravnitelnaya-tablica

Сравнительный анализ стихотворения «Пророк» Пушкина и Лермонтова

В поэзии время от времени встречаются произведения разных авторов, связанные единым сюжетом или темой. Часто одно произведение является переводом или вольным переложением другого. К таким литературным парам можно отнести «Пророка» А. С. Пушкина и одноимённое стихотворение М. Ю. Лермонтова. Рассмотрим их сходства и различия и попробуем объяснить, чем они обусловлены.

Начнём с пушкинского «Пророка». Это произведение было создано 8 сентября 1826 года. Впервые его опубликовал журнал «Московский вестник» в 1828 году.

Оно написано одной строфой, в которой сочетаются парные и перекрёстные рифмы. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Речь в произведении ведётся от первого лица.

Поэт описывает свой необыкновенный опыт, который позволил ему духовно переродиться и обрести новую творческую цель.

Своего «Пророка» Михаил Юрьевич Лермонтов написал в 1841 году. Его напечатали в журнале «Отечественные записки» в 1844 году. Критики отмечают, что это стихотворение написано по мотивам произведения Пушкина, но осмысляет образ вещего поэта в контексте его жизни в обществе.

Различия между этими произведениями заметны ещё на уровне композиции. Если речь героя Пушкина течёт неделимым потоком, то Лермонтов разделяет своё стихотворение на части.

Всего в нём семь строф-четверостиший, где преобладает перекрёстная рифма. Только последнее четверостишие имеет кольцевую форму.

Михаил Юрьевич тоже ведёт повествование от первого лица, но как бы выступает и в качестве наблюдателя, рассказывая о лирическом герое, т. е. себе, словами окружающих его людей.

Очевидна разница в лексике. У Пушкина мы встречаем более архаичные выражения, например, «зеница», «десница», «персты». Думается, это связано с большим пафосом повествования. Кроме того, этот «Пророк» богаче на эффектные, иногда пугающие эпитеты («десницею кровавой», «грудь отверстую»).

Отметим общий момент – Лермонтов использует тот же стихотворный размер (четырёхстопный ямб), что и его предшественник. Ещё одно сходство – применение одного синтаксического приёма – анафоры.

У обоих поэтов встречаются строки, начинающиеся с повторяющегося слова. Вот как это выглядит у Александра Сергеевича:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

Вот пример анафоры у Лермонтова:
«Смотрите: вот пример для вас!

  • Смотрите ж, дети, на него:

Что касается сюжета стихотворений, то они относятся друг к другу скорее как начало и продолжение единой истории. Если Александр Сергеевич описывает процесс становления пророка, его инициацию, то Михаил Юрьевич больше внимания уделяет его дальнейшей судьбе.

Пушкин рассказывает о встрече героя с небесным созданием, которое меняет его суть, а затем сам бог напутствует его на выполнение новой миссии.

Лермонтов же рассказывает о божественном даре как об уже свершившемся факте, и рассуждает о жизни поэта в обществе, его осуждении окружающими людьми.

Следует обратить внимание и на декорации, в которых происходит действие обоих стихотворений. Кажется, будто они общие – сюжет «Пророков» разворачивается в пустыне. Но в пушкинском произведении лирический герой начинает здесь свой путь, а поэт Лермонтова приходит в пустыню уже после мытарств по городам.

Не менее важны образы в произведениях. Оба пророка обретают свой дар по велению высших существ. Но героя Александра Сергеевича посещает ангел, описанный эпитетом «шестикрылый серафим», а затем к нему обращается Господь. Лермонтов же использует метафоры «Вечный Судия», «Предвечный», которые отсылают непосредственно к Богу.

Интересна и роль, которую исполняют герои произведений. Михаил Юрьевич повествует о скромной жизни своего лирического героя в пустыне. В этом видится аллюзия на евангельский рассказ об искушении Христа Дьяволом. Возможно, автор проводит параллель между поэтом и Искупителем, показывая, что оба они идут на жертвы ради народа.

Подведём итог. Разумеется, между стихотворениями имеются сходства, например, общая тема и лирический герой, одинаковый стихотворный размер, общее место действия, единый взгляд на происхождение поэтического дара и его назначение.

Однако отличий между ними гораздо больше. Такая ситуация совершенно естественна, ведь речь идёт о произведениях разных по духу авторов, обладавших неодинаковыми интересами и мировоззрением.

Оба «Пророка» имеют высокую художественную ценность и заставляют читателей задуматься на серьёзные философские темы.

Источник: https://pishi-stihi.ru/sravnitelnyj-analiz-stihotvoreniya-prorok-pushkina-i-lermontova.html

Образ пророка в одноимённых стихотворениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова

Образ пророка в одноимённых стихотворениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова

Русская поэзия XIX дала нам три взгляда на мир, три точки зрения на жизнь человека и место его существования, три концепции понимания поэта и поэзии. Наиболее полно эти взгляды выражены в стихотворении А.С.Пушкина «Пророк» и одноимённых произведениях М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова.

Образ пророка – прежде всего образ религиозный, и обращение к нему требует от автора – наряду с верой – чёткой жизненной позиции и особой ответственности за своё слово.

Пророк – человек, возглашающий истину, избранный Богом и устами которого говорит Бог, и цель пророка на земле – нести христианские истины.

Однако, намеренное или ненамеренное искажение автором истинного, христианского понимания пророка, способно привести к возникновению образа лжепророка, несущего совершенно иные, противоположные ценности и истины.

И разница между пророком и лжепророком не только в тех истинах и лжеистинах, которые они несут, но и в самой природе их духа, и если брать шире – в тех силах, которые за ними стоят, которые, в конечном счёте, ведут человека к царству Бога или к царству Антихриста. И на кажущуюся на первый взгляд схожесть, одноимённые стихотворения названных мной авторов имеют разные трактовки образа пророка.

И у А.С.Пушкина, и у М.Ю.Лермонтова, и у Н.А.Некрасова наблюдается проведение параллели между образом пророка и поэтом. Подобно тому, как пророк получает свой дар от Бога и несёт всем людям христианские истины, так и поэт черпает вдохновение свыше и словом способен затрагивать человеческие сердца.

Обратимся к пониманию образа пророка А.С.Пушкиным:

  • ПРОРОК
  • Духовной жаждою томим,
  • В пустыне мрачной я влачился, –
  • И шестикрылый серафим
  • На перепутье мне явился.
  • Перстами легкими как сон
  • Моих зениц коснулся он.
  • Отверзлись вещие зеницы,
  • Как у испуганной орлицы.
  • Моих ушей коснулся он, –
  • И их наполнил шум и звон:
  • И внял я неба содроганье,
  • И горний ангелов полет,
  • И гад морских подводный ход,
  • И дольней лозы прозябанье.
  • И он к устам моим приник,
  • И вырвал грешный мой язык,
  • И празднословный и лукавый,
  • И жало мудрыя змеи
  • В уста замершие мои
  • Вложил десницею кровавой.
  • И он мне грудь рассек мечом,
  • И сердце трепетное вынул,
  • И угль, пылающий огнем,
  • Во грудь отверстую водвинул.
  • Как труп в пустыне я лежал,
  • И бога глас ко мне воззвал:
  • «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
  • Исполнись волею моей,
  • И, обходя моря и земли,
  • Глаголом жги сердца людей».

Стихотворение написано в 1826 году. Лирический герой, томимый «духовной жаждой», находясь на перепутье, т.е. во дни сомнений и поиска себя, встречает серафима, полностью преображающего главного героя и меняющего его взгляд на мир.

Некогда закрытые глаза, как признак духовной слепоты, обретают орлиную зоркость; уши героя стали слышать всё, что не было ему доступно раньше – и дольний мир, и горний; «грешный язык» заменён змеиным жалом, способным жалить и «глаголом жечь сердца людей»; вместо обычного сердца в отверстую грудь входит «угль, пылающим огнём» — новое отзывчивое и горячее сердце.

Теперь к лежащему как труп лирическому герою обращается Бог, называя его пророком и определяя его будущую судьбу и назначение:

  1. «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
  2. Исполнись волею моей,
  3. И, обходя моря и земли,
  4. Глаголом жги сердца людей».

По мнению А.С.Пушкина, настоящий пророк должен иметь «зоркие глаза, чуткий слух, острый язык, трепетное сердце, чтобы видеть, слышать, клеймить несправедливость и чувствовать страдания и боль людей – нести христианские истины, несмотря на трудности и тяготы» [].

Таким же должен быть и истинный поэт, чья лира несёт свет и отдана народу. Как мы видим, А.С.Пушкин создаёт исконное русское понимание образа пророка, вкладывая в него христианское звучание. Многие исследователи, однако, относят это стихотворение А.С.

Пушкина к гражданской лирике и видят в нём революционные настроения, связывая причину написания произведения с вестью о казни декабристов и наполняя образ пророка чертами борца с «гнётом царского режима». Такая позиция, на наш взгляд, не отвечает идее стихотворения.

Пророк, как и поэт, несёт христианские истины независимо от существующей власти, эпохи и каких бы то ни было иных причин, признавая высшим судом только суд Бога.

Образ пророка развивает вслед за А.С.Пушкиным М.Ю.Лермонтов. Стихотворение Лермонтова написано в последний год жизни автора – в 1841 году – и подводит своеобразный итог творческому и жизненному пути поэта.

Известно, что в последние годы жизни в творчестве Лермонтова возникли противоречия – наметился переход от романтизма к реализму, от эгоистического, индивидуального начала к русскому пониманию жизни, о чём свидетельствуют такие произведения, как «Бородино», «Родина» и др.

, но переход этот не был осуществлён окончательно из-за смерти поэта.

В стихотворении «Пророк» Лермонтов развенчивает собственные прежние убеждения, теории мистического богоизбранничества и превосходства пророка и поэта, показывая всю несостоятельность эгоистического начала и жизни только для самого себя. Если в стихотворении А.С.Пушкина показано рождение пророка, то в произведении Лермонтова – его дальнейшая судьба.

  • ПРОРОК
  • С тех пор как вечный судия
  • Мне дал всеведенье пророка,
  • В очах людей читаю я
  • Страницы злобы и порока.
  • Провозглашать я стал любви
  • И правды чистые ученья:
  • В меня все ближние мои
  • Бросали бешено каменья.
  • Посыпал пеплом я главу,
  • Из городов бежал я нищий,
  • И вот в пустыне я живу,
  • Как птицы, даром божьей пищи;
  • Завет предвечного храня,
  • Мне тварь покорна там земная;
  • И звезды слушают меня,
  • Лучами радостно играя.
  • Когда же через шумный град
  • Я пробираюсь торопливо,
  • То старцы детям говорят
  • С улыбкою самолюбивой:
  • «Смотрите: вот пример для вас!
  • Он горд был, не ужился с нами.
  • Глупец, хотел уверить нас,
  • Что бог гласит его устами!
  • Смотрите ж, дети, на него:
  • Как он угрюм и худ и бледен!
  • Смотрите, как он наг и беден,
  • Как презирают все его!»

Как мы видим, судьба пророка в стихотворении трагична. Человек, призванный нести слово Бога, повсюду гоним и презираем. Лермонтов создаёт образ пророка, отошедшего от порученных ему свыше заветов. Пророк не видит ни одного достойного человека вокруг себя, читая в глазах людей лишь «страницы злобы и порока».

В стихотворении появляется противопоставление: пророк (поэт) – народ, толпа.

Гордыня («он горд был, не ужился с нами») ставит пророка в его же собственных глазах на недосягаемую высоту, только с ним говорит Бог, только он может нести истинное слово, и потому выпавшие на его долю тяготы и испытания воспринимаются им как заслуженные страдания, делая его изгнанником и чужим среди людей. Только в пустыне он чувствует силу своего дара:

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Именно потому, что пророк забыл о своём высоком предназначении и противопоставил себя всем людям, живущим на земле, «правды чистые ученья» не приносят добра и не проникают в человеческое сердце.

Так и поэт, по мысли Лермонтова, оторванный от народа, считающий себя выше других и идущий в своём творчестве по пути индивидуализма, не способен нести христианские истины и никогда не будет понят и принят.

Таким образом, Лермонтов в стихотворении создаёт трагический образ пророка, ставшего жертвой собственной гордыни и потому утратившего со стороны людей веру в него. Пророк, как человек, не выдержал возложенного на него дара. Автор показывает всю несостоятельность индивидуалистического взгляда на мир.

Следующее стихотворение, с одноимённым названием «Пророк», было написан Некрасовым в 1874 году, за 3 года до смерти, в период его «Последних песен». По воспоминаниям революционера-народника П.В.Григорьева (Безобразова), на его вопрос о портрете Н.Г.

Чернышевского, Некрасов встал и прочёл стихотворение «Пророк» []. Несмотря на все литературоведческие споры о том, кому всё же посвящено произведение, бесспорным остаётся следующий факт: образ некрасовского пророка приложим к «любому человеку 70-х гг.

, соединившему в себе демократический революционный идеал с очарованием нравственной чистоты и красоты» [].

ПРОРОК

Не говори: «Забыл он осторожность!

Он будет сам судьбы своей виной!..»

  1. Не хуже нас он видит невозможность
  2. Служить добру, не жертвуя собой.
  3. Но любит он возвышенней и шире,
  4. В его душе нет помыслов мирских.
  5. «Жить для себя возможно только в мире,
  6. Но умереть возможно для других!»
  7. Так мыслит он — и смерть ему любезна.
  8. Не скажет он, что жизнь его нужна,
  9. Не скажет он, что гибель бесполезна:

Его судьба давно ему ясна…

  • Его еще покамест не распяли,
  • Но час придет — он будет на кресте;
  • Его послал бог Гнева и Печали
  • Рабам земли напомнить о Христе.

Как мы видим, в лице пророка Н.А.Некрасов представляет нам идеал общественного деятеля 70-х годов XIX века, и этот идеал прямо вытекает из общеизвестной некрасовской формулы: «Поэтом можешь и не быть, но гражданином быть обязан».

Следовательно, любой человек обязан быть гражданином, а если он ещё и поэт – обязан быть вдвойне. По мысли Н.А.Некрасова, существующий режим России не даёт возможности пророку, как и поэту, «служить добру, не жертвуя собой».

Образ некрасовского пророка крайне противоречив: с одной стороны, пророк является настоящим идеалом и носителем христианских ценностей, так как служит добру и готов пойти на жертву ради других, в душе его нет «помыслов мирских» и любит он широко и возвышенно; с другой стороны – нравственная чистота и высокие христианские идеалы приобретают революционный характер, рождая образ пророка-революционера. В данном контексте совсем иное значение приобретают слова «рабы земли»: речь идёт не только о рабах божьих, но и рабах в прямом смысле этого слова, которые не имеют сил или не хотят бороться за свою свободу и торжество справедливости, и эту борьбу принимает на себя пророк, т.е. революционер, гибель которого, в конечном счёте, сравнивается по величине жертвы и чистоте помыслов с жертвой Иисуса Христа:

Его еще покамест не распяли,

Но час придет — он будет на кресте.

Более того, если М.Ю.Лермонтов делает главным виновником трагической судьбы пророка самого пророка, поражённого грехом гордыни, то в стихотворении Н.А.Некрасова виновным в трагической судьбе пророка, пусть если и не прямо, то косвенно, становится народ – «рабы земли», не встающие на путь борьбы, и только собственная жертва пророка-революционера должна им «напомнить о Христе» и свободе.

Таким образом, Н.А.Некрасов тоже показывает дальнейшую судьбу пророка, развивая пушкинское стихотворение,  и создаёт противоречивый образ, в который вкладывает христианское наполнение, соединяя его с революционной патетикой.

Признать возможную революционность пророка – значит соединить христианский образ с кровью и человеческим насилием, так как любая революция, как и любая борьба, невозможна без крови.

В данном противоречии заключается основная, и, наверное, трагическая сторона творчества Н.А.Некрасова. 

Таким образом, созданный А.С.Пушкиным «Пророк» положил начало ещё одним двум одноимённым стихотворениям М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова. Образ пророка (поэта), возникающий в стихотворении А.С.Пушкина, наиболее полно отвечает русскому, христианскому взгляду на мир. И в стилистическом плане стихотворение Пушкина наиболее близко к библейскому образу.

Источник: http://a-m-shagalov.ru/publ/publikacii/nauchno_metodicheskie_publikacii/obraz_proroka_v_odnoimjonnykh_stikhotvorenijakh_a_s_pushkina_m_ju_lermontova_i_n_a_nekrasova/2-1-0-12

4465,Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова — разъясняем со всех сторон

Лирика А. С. Пушкина, равно как и М. Ю. Лермонтова, затрагивает широкую проблематику. Авторы создавали самые разные произведения, раскрывающие многие важные темы.

Разумеется, исключением не стала проблема поэта и поэзии, характерная для творчества обоих поэтов. В двух стихотворениях с одноименным названием «Пророк» А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов дают точное определение поэту: он — прорицатель, дарующий истину.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробнее разобраться в этом и сравнить замечательные работы авторов.

История написания произведений

Сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова следует начинать с истории создания данных творений. А.С. Пушкин принимается за свое бессмертное произведение в 1826 году, узнав о казни восставших на декабрьской площади людей.

Поэт хорошо был знаком с казненными декабристами и считал их честными людьми. Известие о несправедливой гибели своих друзей возмутило А.С. Пушкина и он выражает свое несогласие с произошедшими событиями в строках: «Духовной жаждою томим…» .

Именно духовный смысл жизни заботит автора в этом период более всего.

«Пророк» Лермонтова берет свое начало с места окончания «Пророка» Пушкина: «С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка… ». У Лермонтова все произведение насыщено горечью переживаний и душевной болью. Сравнивая произведения между собой можно прийти к выводу, что одно из них является продолжением другого и между ними существует некая преемственность.

Это интересно: 4461,Спортивная гимнастика доклад

Сравнительный анализ 2 произведений Пророк

Лермонтов восхищался Пушкиным и в чем-то подражал ему, хотел иметь с ним приятное знакомство. Также Лермонтов мог считать себя продолжателем традиции и хотел развить некоторые мысли Пушкина.

Таким образом, сомнений в том чтобы Михаил Юрьевич не знал о пушкинском пророке, быть не может. Является ли мысль, высказанная у Лермонтова, продолжением пушкинской – в этом вопрос. Конечно, довольно красиво было бы увидеть какой-то диалог поэтов или нечто подобное, но не следует, и отвергать возможности просто совпадения названий.

Начнем в хронологическом порядке. Пушкин, по сути, описывает обряд инициации и посвящения человека в область высших знаний. Некоторые исследователи говорят о принадлежности поэта к масонству, другие указывают на тайные знания, которые будто передала Арина Родионовна, помимо этого Пушкин просто был знатоком культуры.

Благодаря этому он довольно точно описывает схематический обряд посвящения, который корнями уходит в самые глубокие традиции, такие как шаманство, где посвящаемый как бы отдает собственное тело духам, и они меняют его части на более новые и ценные. В итоге человек рождается заново в новом более высоком качестве.

В завершение стиха мы видим призыв жечь сердца людей глаголом. Он разносится в пустоте пустыни, эхом.

Эхом, которое далее обрушивает лавину восстания декабристов и, тем не менее, взывает к чему-то новому и истинному.

Эхо утихает и рождает снова пустоту и разочарование. Откликается Лермонтов, который пишет о пророке, который как бы уже вышел в люди, чтобы «жечь сердца людей», но вот только в глаза людей читал «страницы злобы и порока».

Итогом такого чтения становится обратный уход в пустыню.

Пророк побиваемый камнями возвращается в отшельничество, где обнаруживает более высокий смысл чем пребывание в обществе, которое довольно цинично и безразлично реагирует на него.

Когда пророк обливает порок, то он побиваем камнями, когда спешно проходит по городу, то просто подвергается насмешкам, с помощью которых люди хотят себя превознести над ним и выглядеть лучше.

Характерной деталью в стихотворении Лермонтова являются именно старцы (даже не старики, а старцы) которые говорят про пророка как про глупца, который не ужился с людьми, бледен и худ.

Старец в обществе – не только символ преклонных лет, но и эталон мудрости, он хранитель нравственности общества, кладезь традиционных ценностей, образец для подражания, духовная основа.

Лермонтов представляет старцев такого общества, откуда сбегает пророк, они учат насмехаться над посланниками господа и сами порождают насмешки.

Жанр, размер, композиция

«Пророк» А. С. Пушкина, созданный в 1826 году, является лирическим стихотворением по жанровому определению. В центре повествования – описание внутреннего мира героя, его чувств.

Стихотворный размер пушкинского «Пророка» — четырехстопный ямб. Безударный слог сменяется ударным при четырех повторениях – это и есть избранный поэтом размер. Данный критерий анализа снова обнаруживает схожесть между лермонтовским и пушкинским «Пророками»: М. Ю. Лермонтов также использует 4-стопный ямб.

Несмотря на то, что А. С. Пушкин повествуют о судьбе пророка последовательно (линейная композиция), здесь появляются яркие черты кольцевой композиции. Сначала герой видит «шестикрылого серафима», который открывает ему правду, ранее неведомую. К концу же стихотворения путник снова встречается с потусторонней силой – богом, диктующим ему свою волю.

Иначе у М. Ю. Лермонтова: всеведущий пророк оказывается изгнанным из общества. Линейная композиция способствует простоте восприятия, а кольцевая – добавляет новые смыслы. При этом, хотя пророк М. Ю. Лермонтова и не встречается с богом, в тексте стихотворения присутствует явная отсылка к божьей воле (благодаря которой лирический герой и стал гением).

Жанр «Пророка» М. Ю. Лермонтова (1841) (так же, как и пушкинского) — лирическое стихотворение. Однако М. Ю. Лермонтов придает своему «Пророку» черты исповеди. Как и у А. С. Пушкина, лермонтовский герой чувствителен, читатель видит его переживания. Но внутренний мир изгнанника раскрывается глубже за счет исповедального характера повествования, за счет монолога лирического героя.

Композиционно «Пророк» М. Ю. Лермонтова может быть представлен следующим образом. Жизнь героя до уединения в пустыне – одиночество – возвращение в общество, в город.

Композиция стихотворения помогает читателю сконцентрироваться на конкретных проблемах каждой условной части лирического произведения (гений поэта как снизошедший по божьей воле дар, непризнание поэта и его отрешенность от мира людей, отношения поэта и толпы).

О чем данные произведения?

«Пророк» Пушкина и Лермонтова являются одними из ключевых творений в жизни каждого из поэтов. Обоих поэтов постигла учесть людского непонимания и раннего ухода из жизни. В произведении А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова пророки обладают «даром провидения». Прототипами у каждого из них является библейский персонаж: Пушкина на – Исайе, Лермонтов на – Иеремии.

Пушкин своего героя меняет из ужасного во всевидящего. Его пророку открыта высшая истина, необходимая людям. В своем творении Пушкин описывает этапы создания пророка Творцом, наделившим его многими высшими качествами. «Пророк» Пушкина глубоко верит в человеческую личность и справедливость общества.

Источник: https://school1208.ru/raznoe/4465-sravnitel-nyy-analiz-stihotvoreniy-pushkina-i-lermontova.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector