Тамара в поэме лермонтова демон (образ и характеристика)

Главная › Сочинения по рассказам Лермонтова

  • Одним из основных персонажей произведения является Тамара, образ которой противопоставляется главному герою поэмы Демону.
  • Тамара описывается в полуреалистичном образе необычайно красивой женщины, обладающей божественными ножками, влажным, таинственным взором, неуловимой улыбкой.
  • Героиня характеризуется поэтом в образе женской прелести, неискушенности, чистоты, душевной гармонии, детской незащищенности, черты которых полностью отсутствуют в фантастическом образе Демона.

Сюжетная линия произведения выстроена вокруг любви Демона к Тамаре, являющейся представителем иного мира, в котором главный герой не в состоянии существовать в гармонии. Демон увлекается героиней, желая избавиться от чувства горделивой тоски в одиноком холодном мире вечного скитания.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Исполненная Тамарой песня в виде полета ее чистейшей души с обращением к небесам завораживает изгнанного из рая Демона, чувства которого носят пагубный оттенок.

Демон понимает, что его любовь без будущего, но он не имеет сил отказаться от настигшего его чувства, при этом не желая жертвовать собой.

Любовное чувство Тамары изображается поэтом в виде болезни, наваждения, выражающихся как разгоревшийся любовный пожар, заставляющий героиню испытывать болезненное смятенье души, невозможные страдания и рвущиеся мучения.

Финал произведения несет трагический смысл и завершается гибелью Тамары, готовой пожертвовать своей жизнью ради душераздирающих страстей, охвативших все естество женщины. Девушка принимает единственное правильное решение, поскольку ее жизнь не имеет прежнего смысла, поскольку душой овладевает бурная страсть, ставшая как арена в борьбе между темными и светлыми силами.

  1. Изображая упокоившуюся героиню, поэт описывает Тамару в виде ангельски чистой, неиспорченной души, лицо которой сохраняет тепло ярких красок, дремлющий под ресницами взор и улыбкой, напоминающей закатный луч солнца, золотящий ночным вечером снежные горные вершины.
  2. Образ смерти героини представлен поэтом в виде таинственной непостижимости потустороннего мира, связанного с земным существованием романтической любовью.
  3. Раскрывая образ героини поэмы, поэт затрагивает вечную проблему противостояния зла и добра, показывая на примере драматической судьбы Тамары, способность человека на самопожертвование ради истинных всепоглощающих чувств.

Сочинение Тамара в произведении Лермонтова Демон

В произведении Лермонтова “Демон” рассказывается удивительная история, наполненная различными фантастическим событиями, которые заставляют читателя внимательнее вчитываться в произведении, ища скрытые смыслы и посылы. Хоть и персонажей в произведении немного, но автор раскрывает каждого из них по особенному, что даёт каждому из персонажей свой уникальный запоминающийся образ. Одним из таких персонажей стала Тамара.

Тамара – прекрасной внешности женщина, по повествованию ожидающая приезда своего жениха в замке. Замученная тоской по любимому она уходит прогуляться, и во время прогулки встречает демона. Эта встреча оказывается для неё роковой.

Характером Тамара по началу не раскрывается перед читателем, вообще, стоит сказать, что каждого персонажа Лермонтов сделал весьма неопределенным, что затрудняет возможность анализа их личности и образа, но, в тоже время, даёт читателю ясное понимание того, что это фантастическое произведении, так как образы в нём расплывчаты.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение про благородство

Оценим за полчаса!

Но, так или иначе, мы всё-таки знакомимся с характером Тамары намного ближе.

Она весьма мечтательный человек, который мечтает об истинной любви до конца своей жизни, дабы она смогла ощутить эту любовь, с полнотой прочувствовать всё то, о чем так сильно мечтает, что так же в конце произведения выходит ей боком.

Автор создает её образ как некую идеализацию и обобщенность общего образа романтической личности. Она создает впечатление юной влюбленной девушки, которой и должна казаться, поэтому автор отлично выполнил свою задумку.

Также Тамаре присущи другие, более возвышенные черты, например та же храбрость.

Она со всей её волей борется с демоном, не давая ему пройти в свою жизнь, дабы не подвергнуться его уловкам, она не верит ему, несмотря на все его сладкие речи, что показывает нам, что она человек с весьма сильной волей.

Из всего её образа можно сделать вывод, что автор пытался донести её образ так, чтобы он вышел максимально расплывчатым, но в тоже же время понятным для восприятия, что, по моему мнению, у него вышло.

Я считаю, что именно это пытался донести Лермонтов через образ Тамары в своём произведении “Демон”

Образ и характеристика Тамары в поэме Демон

Тамара в поэме Лермонтова Демон (Образ и характеристика)

Несколько интересных сочинений

Встретившись с произведением, Иван Ивана Шишкина «Зима» в выставочном зале или на страницах учебника сразу же ощущаешь всю глубину изображения.

В картине Исаака Левитана «Озеро. Русь» заложен образ родного края. По мнению автора полотна, именно так, несмотря на время года, должна выглядеть наша великая страна – торжественно, ярко

Что представляет собой культура? Какое же определение можно дать этому слову? Я много раз задавался этим вопросом, но лучше всего порассуждать и прийти к конкретному выводу.

Умение прощать, бескорыстно помогать другим, проявлять жалость, называют великодушием. Желание восстановить справедливость называют местью. Нас часто спрашивают, что лучше?

Михей Андреевич Тарантьев первый раз появляется в доме Обломова в самом начале романа. О его предыстории не известно почти ничего. Читатель знает только, что деревня Тарантьева

Образ характеристика Тамара и Демон по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.)

Тамара – главная героиня поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» (1829-1841). Это произведение является самым сокровенным творением автора.

По своей сути «восточная повесть» – это опыт самопознания поэта, а условные герои поэмы и описанные в ней ситуации – способ непосредственного переживания глобальных проблем человеческого бытия.

Сюжет поэмы построен на взаимодействии двух основных персонажей, которые являются представителями взаимоисключающих миров («неба» и «земли»).

Демон – небожитель, он наделен бессмертием. Тамара – земная женщина, которую соблазняет Демон. История этой любви заканчивается смертью героини. Понятно, что Демон – персонаж фантастический, но Тамара, на первый взгляд, кажется вполне реальным лицом. Однако, такое впечатление обманчиво. Ничего индивидуального в портрете героини нет.

Описание ее прекрасной внешности состоит из обобщенных понятий женской красоты: влажный (т.е. глубокий) взор, божественная ножка и т.д. В поэме подчеркивается нематериальность, бесплотность всех проявлений ее образа: ножка «плывет» в танце, улыбка «неуловима».

Именно мотив детской незащищенности, наивности и ясности очень важен в характеристике Тамары, ведь ей противопоставляется образ сумрачного Демона, с его мучительно-сложной натурой. Песня Тамары, которая перевернула судьбу героя, состоит в основном из гласных звуков, многократно в ней повторяется ласкающий звук «л».

Душа девушки абсолютно чиста и прекрасна, она без всяких усилий, легко и непринужденно изливается в потоке нежных летящих звуков. Женское очарование, неискушенность, душевная гармония и чистота – все эти качества Тамары сливаются в один прекрасный, романтический образ женщины, который представляет собой совершенный идеал духовной и физической красоты.

В некотором смысле образ Тамары не намного реалистичнее, чем образ Демона. Впервые услышав песню Тамары, Демон вдруг понимает, что именно этот образ запечатлен был в его душе еще с начала времен, именно это сладкое имя звучало в его сердце.

Имя Тамара в переводе означает – финиковая пальма, это дерево ассоциируется с югом, солнечным светом, теплом, яркими красками и насыщенной разнообразием жизнью. Любовная страсть, которая охватила душу и сердце Тамары такая же горячая и жгучая, как южное солнце.

В поэме описывается состояние девушки с помощью ярких и точных метафор: «пожар любви», «пылает грудь» и прочие. Будто какая-то болезнь поразила юную красавицу, чувство любви настолько сильно проникло в ее суть, что нету даже сил дышать. Поэт подчеркивает невозможность конкретной обрисовки этого состояния, оно выходит за рамки материального и видимого.

Имя героини позволяет сравнить отношения Тамары и Демона с сюжетом стихотворения «На севере диком». В этом лирическом произведении одинокой сосне на севере «снится» прекрасная пальма.

Это классическая модель для поэзии романтизма: противоположности разделены пространством и временем, но стремятся друг к другу для создания единого целого.

В поэме «Демон» одна противоположность олицетворяет собой север, холод, угрюмость, одиночество и глубину познания (Демон), а другая – юг, тепло, солнечный свет, любовь и доверчивость (Тамара).

Поэма заканчивается картиной смерти главной героини.

Тамара, лежащая в гробу, описывается такой же прекрасной, какой она была при жизни, лишь странная и загадочная улыбка, застывшая на ее устах, напоминает о том, что произошло с красавицей.

В эстетике романтизма непостижимая тайна смерти почти всегда была связана с любовью. Эту связь Лермонтов отчетливо передал с помощью изображения загадочной красоты мертвой Тамары.

Кроме того, образ Тамары носит и очень серьезный психологический аспект.

В своем произведении Лермонтов показал, что даже абсолютно чистая и непорочная душа человека не способна защитить себя от Демона, и более того, она даже стремится к нему, притягиваясь, как противоположность.

Вечная тема трагического противоборства Зла и Добра раскрывается в поэме через страдания невинной Тамары, охваченной жгучей страстью к Демону.

Анализ стихотворения Лермонтова Демон

Анализ поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»

Лермонтов писал поэму «Демон» с пятнадцатилетнего возраста, постоянно возвращаясь к ней на протяжении десяти лет. Он менял сюжет, добавляя новых персонажей, детали, обстановку, но образ главного героя оставался неизменным.

Используя в Демоне легенду о злом духе, который был свергнут с неба за то, что взбунтовался против божественной власти и кавказский фольклор о поглотившим девушку-грузинку горном духе Лермонтов придал своей поэме иносказательный характер. Однако, несмотря на фантастический сюжет в поэме заложен глубокий философский смысл. В Демоне с большой глубиной и силой выражен протест против подавляющих личность человека условий.

Писатель рассказывал, что самым сильным тираном мира является Бог, а Демон тут делает все, чтобы навредить всем, поэтому ходит во врагах Бога. Вкладывая свой смысл в понятие добра и зла, Лермонтов противопоставляет свое видение настоящей христианской морали, в которой покорность Богу означает добро, а неповиновение ему – зло.

Для Лермонтова добро – это борьба, а зло – это покорность и смирение. Однако, все это совершенно не значит, что поэт отрицает добро, он просто может красиво вместить в даннои понятии свой смысл.

Присутствие Бога в поэме незримо, хотя он и является действующим лицом. Автора каждый раз посещают воспоминания, как и его персонажей, которые говорят о нем, обвиняя во всех грехах, свершающихся на земле, так как он является творцом преступников.

Азраил, наказанный за мгновенный ропот изгнанник. Он, как и Демон сильный, но побежденный. Демон, же в отличие от него имеет вину страшнее. Он проклят Богом, который сделал его душу мертвой и холодной.

Выгнав его из рая, Бог возложил на него еще и ответственность за все зло на земле. По воле Бога он стал орудием зла и печатью роковой жжет все, к чему прикасается.

В этом заключается страшная трагедия Лермонтовского героя.

Любовь, для Демона стала точкой его возрождения. Тамара словно живой водой напоила его жаждущую пустыню души. И он вновь постиг святыню любви, добра и красоты.

В его воскресшей душе вновь проснулись забытые мечты и чувства. Душа Демона откликнулась на возрождение жаждой жизни, жаждой общения с родственной душой сама, испытывая при этом огромные человеческие чувства.

Любовь к прекрасной Тамаре возродила в нем любовь ко всему живому, позволила ему восхищаться красотой окружающего мира, он ощутил потребность нести добро – все те чувства, которых лишил его Бог, когда проклинал его.

Что же привлекало мятежного Демона в Тамаре? То, что она была очень красива, было бы мало для любви, ведь он повидал немало красавиц, но ни одна не зацепила его душу. В ней он нашел родного человека, который может понять его. Бунтарская мысль ее о судьбе рабыни, был своего рода протест, который он ощутил и познал сполна. Полная гордыни ее душа, как будто специально ждала демонскую печать.

Поэма Демон несет в себе большой социальный смысл. Автор наделил своего героя чертами живых людей, своих современников. В 30-х годах 19 столетия бунтарские настроения передовой молодежи искали выход, они безжалостно подвергали критике самодержавную действительность.

Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/sochineniya-po-rasskazam-lermontova/sochinenie-tamara-v-poeme-demon-lermontova

Литературно-романтический смысл образов Демона и Тамары в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»

  • Калиничева Елена Александровна,
  • учитель русского языка и литературы
  • МОУ Холбонской СОШ
  • Муниципального района
  • «Шилкинский район»
  • Забайкальского края.

Литературно-романтический смысл образов Демона и Тамары в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Творчество великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, проникнутое призывом к свободе и счастью, сыграло огромную роль в развитии русской и мировой литературы. Проблематика произведений М.Ю. Лермонтова весьма разнообразна.[2, с. 3] Одна из наиболее волнующих поэта проблем – демонизм.

Философы 19 века писали о диалектике зла, опасаясь его воцарения в душах людей. Тема бесов, демонизма, мёртвых душ была отнюдь не случайной в то время. Идея сверхчеловека витала в воздухе. Один из идеалов мятежного, беспокойного века – сильная личность, способная подчинить разум и волю людей. М.Ю.

Лермонтов серьёзно разрабатывал проблему демонизма, осознавая в себе самом его признаки. В шестнадцать лет поэт напишет:

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня…[3, с. 13]

Демонизм превращает человека в «сверхчеловека», наделяя его богоборческими чертами вселенской гордости, самолюбия, презрения к миру. Юный Лермонтов ощущал притягательную для людей силу зла, ведь в этом проявилась греховная сущность человека.

Бестианский романтизм в полной мере отразился в поэме «Демон», произведении загадочном и противоречивом. Лермонтов работал над «Демоном» довольно долго, с 1829 г. по 1841г. В его основе лежит библейская легенда о духе зла, низвергнутом с неба за восстание против Бога.

Наряду с этим в фольклоре народов Кавказа были широко распространены предания о горном духе, погубившем девушку-грузинку. Глубокий философский и психологический смысл произведения скрыт под великолепным мистическим сюжетом. Действие разворачивается на фоне поразительного по своей красоте романтического пейзажа.

 Демон, дух изгнанья, полюбил земную женщину, княжну Тамару. Пленённый её красотой, Демон хочет изменить свою жизнь, впустив в своё одинокое и холодное сердце любовь. Но героям не суждено быть вместе. Тамара умирает, а её душу забирает ангел. Демон же опять превращается в бездушное чудовище. Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» является падшим ангелом.

Демон, безусловно, романтический герой.  Он страшно одинок, разочарован, противопоставлен всему божьему миру. Он страдает от того, что является игрушкой в руках сил, неподвластных ему. Демон низвергнут с небес. Ему уготован удел вечного скитальца, ненавидимого всеми и всех ненавидящего. Эпитет «печальный» сразу задаёт тон повествования.

Нет ничего радостного в жизни вечного изгнанника. Лермонтову удаётся создать впечатление неземного величия и исключительности своего героя, так как пейзаж вокруг него поистине космический: кометы, светила, вечные туманы. Особую торжественность придают тексту старославянизмы.

Читайте также:  Сочинение земляника в комедии ревизор (образ и характеристика)

Демон — исключительная и таинственная личность, которая пребывает в необычайных обстоятельствах. Он вынужден творить зло на земле. Таков его удел. Но приносит ли это удовлетворение герою? Ничуть. «Он сеял зло без наслажденья». Почему? Потому что люди охотно поддавались ему, давая волю тёмным сторонам души. И «зло наскучило ему».

Демон теряет смысл существования, он глубоко несчастен. Пролетая над горами Кавказа, демон замечает дикую красоту природы. Возвышенная поэтическая лексика помогает нам увидеть романтический пейзаж глазами художника Лермонтова. Однако герой остаётся равнодушным. Ещё бы! Ведь это творение его врага.

Пейзажи Грузии не менее прекрасны и величественны, нежели всё, что до этого наблюдал Демон. В них есть согревающее присутствие человека. Но что могут люди сделать или сказать такого, что удивило бы Демона? «И всё, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел». И вот Демон замечает красавицу Тамару. Автор рисует поистине божественную красоту:

С тех пор как мир лишился рая,

Клянусь, красавица такая

Под солнцем юга не цвела.[3, с. 101]

Демон взволнован. В его пустой и холодной душе, оказывается, есть место для красоты, добра и правды? Он испытывает бурю эмоций, как слепой, внезапно увидевший великолепие мира:

В нем чувство вдруг заговорило

Родным когда-то языком.

То был ли признак возрожденья?[3, с. 102]

Кажется, герой нашёл путь к возрождению, к возвращению в царство света. Однако далее мы наблюдаем события, которые происходят с женихом Тамары.

Спеша к невесте, он забывает помолиться у часовни и, как следствие, становится добычей злых сил. Жених погибает – Тамара свободна.

Закрадывается сомнение: а так ли уж чиста и бескорыстна любовь Демона? Не он ли, злой дух, преградил путь избраннику княжны? Демон спешит утешить Тамару. Он нашёптывает ей слова утешения:

«Не плачь, дитя! не плачь напрасно!

Твоя слеза на труп безгласный

Живой росой не упадет…»[3, с. 105]

Демон старается обольстить Тамару, вытеснить собой образ возлюбленного из её души, и это ему удаётся. Тамара во власти Демона.

Читатель воспринимает её чувства через ключевые слова: «умер», «смятенье», «печаль», «испуг», «рвала», «огонь», «возмутил», «грустно». Отныне Тамара обречена на страдание.

Поняла ли она, кто был её ночной утешитель? Конечно. Тамара умоляет отца поместить её в монастырь, так как боится Демона:

  1. Меня терзает дух лукавый…
  2. Отдай в священную обитель
  3. Дочь безрассудную свою;
  4. Там защитит меня Спаситель…[3, с. 107]

Тамара находит в себе силы противостоять влиянию Демона. Она тоже сильная натура. Может быть, именно это почувствовал в ней мятежный дух и посчитал её равной себе, способной стать достойной спутницей ангела ада.

В обители Тамара старается молиться, но зерно соблазна уже дало ростки в её душе. Для неё нет божественной благодати. Героиня испытывает мучения, страх, тоску. Разум и самообладание оставляют девушку:

  • Перед божественной иконой
  • Она в безумье упадёт
  • И плачет…
  • Святым захочет ли молиться –
  • А сердце молится ему…[3, с. 109]

Демон симпатичен нам, потому что он симпатичен автору. Мы проникаемся сочувствием к герою, начинаем оправдывать некоторые его поступки. Нечеловеческие слёзы Демона прожигают не только камень, но и сердце читателя. Однако автор предостерегает: зло, даже если оно обольстительно, всё равно губительно для человека. Настораживает фраза:

была минута,

Когда казался он готов

Оставить умысел жестокой.[3, с. 110]

Значит, всё-таки Демон задумал недоброе, значит, зло неисправимо? Какие слова он находит, чтобы соблазнить Тамару! Он бросает к её ногам целый мир, всю вселенную. Демон старается пробудить в душе героини жалость, обвиняя небеса во всех своих бедах.

Он убеждает возлюбленную в том, что зло, которое он творил, было задумано не им, а высшими силами, Богом. Никакие мольбы Тамары не принимаются им во внимание. Он убеждён в своей исключительности и правоте.

Демон считает, что вечность, власть над миром и его любовь – достойная плата за благосклонность героини. Но Тамаре не важны власть и неземные блага. Она, как всякая женщина, мечтает о любви. Героиня любит Демона, но любовь эта греховна, в ней нет ничего от света и добра.

Её необыкновенный возлюбленный испытывает в решающую минуту лишь торжество обладания!

В финале поэмы Демон – «бездны адский дух», который борется за обладание юной душой с силами добра. Он встаёт на пути ангела, уносящего душу Тамары в царство небесное. Погубив Тамару, он больше не испытывает любви к ней. Теперь он стал самим собой:

  1. Каким смотрел он злобным взглядом,
  2. Как полон был смертельным ядом
  3. Вражды, не знающей конца,-
  4. И веяло могильным хладом

От неподвижного лица.[3, с. 122]

И героиня, однажды обманутая им, также прозревает и сопротивляется. Поэма завершается победой Добра над Злом. Демон бессилен перед Творцом:

  • И проклял Демон побежденный
  • Мечты безумные свои,
  • И вновь остался он, надменный,
  • Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!..[1, с.22]

Лермонтов создал, безусловно, прекрасный романтический образ, притягательный и завораживающий. Демон глубок, трагичен, в нём сильны богоборческие устремления. Он бунтарь и романтик, противопоставивший себя Богу.

Личность его обладает притягательностью настолько, что читатель оказывается перед необходимостью оправдания поступков этого сильного героя.[5, с.

 141] Нельзя не согласиться с высказыванием критика Белинского, который утверждал, что «Демон… тем и страшен, тем и могущ, что едва родит в вас сомнение в том, что доселе считали вы непреложною истиною, как уже кажет вам издалека идеал новой истины».[1, с.

64] В произведении можно наблюдать эволюцию образа Демона, связанную с изменением взглядов поэта на проблему демонизма. За 12 лет Лермонтов многое переосмыслил и стал склоняться к общепринятой точке зрения: Бог – это добро, красота, правда, а Демон – лживый, лукавый и злобный дух ада. Поэтому финал поэмы предопределён.

Романтический образ Демона создан гением М.Ю. Лермонтова и останется в литературе сверкающей недосягаемой вершиной, покорить которую пока никто не в силах.

Библиография.

  1. Горелов, А.Н. Мятежный гений /А.Н. Горелов //Очерки о русских писателях. Л.: Советский писатель. – 1984.

  2. Зонов, Д.С. Лермонтов и русская критика /Д.С. Зонов //М.Ю. Лермонтов в русской критике. М.: Государственное издательство русской литературы. – 1955.

  3. Лермонтов, М.Ю. Демон / М.Ю. Лермонтов // Стихотворения, поэмы, Маскарад, Герой нашего времени. М.: Художественная литература. – 1981.

  4. Шер, Н.С. Михаил Юрьевич Лермонтов / Н.С. Шер //Рассказы о русских писателях. М.: Детская литература. – 1982.

Источник: https://infourok.ru/literaturnoromanticheskiy-smisl-obrazov-demona-i-tamari-v-poeme-myu-lermontova-demon-3160489.html

Образ Тамары в поэме Лермонтова «Демон»

Поэму Лермонтова можно смело назвать одним из самых сокровенных творений поэта, ведь ее он создавал на протяжении долгих лет, постоянно изменяя, совершенствуя образы своих героев.

Центральным образом предстает в ней Демон с его духом скепсиса и отрицания, который символизирует собой бесплотную сущность, вторым персонажем, помогающим в полной мере раскрыть сущность главного героя поэмы, перед нашим взором предстает образ Тамары, наделенный чертами детской непосредственности, наивности, неискушенности, их миры противопоставлены друг другу и являются взаимоисключающими.

Сюжетом служит любовь небожителя Демона к представительнице земного мира – Тамаре, которая в финале заканчивается смертью героини, поскольку миры их слишком различны, не могут гармонично существовать.

Образ Демона в поэме предстает как иллюзорный, фантастический, а вот образ Тамары представляется как более реалистичный, но это впечатление несколько обманчиво, поскольку в поэме мы не находим тех конкретных характеристик героини, которые раскрыли бы нам индивидуальность, это больше обобщенный, собирательный романтический образ, который поэт наделяет следующими чертами: влажный взор, божественная ножка и другими. Но при всем при этом Тамара является более осязаемым героем, чем сам Демон.

Песня Тамары, которая заворожила Демона, в поэме М.Ю.

Лермонтова предстает как полет чистой, незамутненной души главной героини, ее обращение к небесам, звуки которой были услышаны не только ангелами, но и даже изгнанным из рая духом, который тут же в нее влюбляется, но любовь и страсть его носят пагубный характер. Он не в силах отказаться от своей любви, не готов к жертвенности и тогда собой жертвует героиня, не в силах противиться душераздирающей страсти, ее душа покидает мир земной.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Этой ситуацией М.Ю.

Лермонтов стремится в художественной форме, используя средства поэтического языка, показать притягательность Зла для человека, искушение поддаться соблазну, когда душа человека, в данном случае Тамары, становится ареной для борьбы темных и светлых сил, когда страсть завладевает полностью каждой частичкой души и уже нет сил ей противиться, но и жизнь после этого теряет свою прежнюю ценность и единственный выход для нее – покинуть мир живых.

Образ Тамары в поэме «Демон» необычайно притягательный и заставляет задуматься о самых глобальных проблемах, приглашает к раздумью о человеческой сущности.

Источник: https://sochinyalka.ru/2014/07/obraz-tamary-v-pojeme-lermontova-demon.html

Анализ поэмы «Демон» (М. Лермонтов) | Литерагуру

Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной карточкой писателя. Здесь мы видим и любимый автором Кавказ, и философские мысли автора относительно добра и зла.

Не лишена поэма и темы невозможности любви, которая была так актуальна для самого Михаила Юрьевича.

Мастерское изображение природы, полные психологизма и романтического пафоса диалоги, многообразие мифологических и фольклорных мотивов – всё это содержит в себе этот шедевр русской литературы.

История создания

Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни.

Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции.

Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Жанр и направление

В эпоху романтизма авторы нередко обращаются к крупной форме поэзии. Интерес к герою-бунтарю, готовому противостоять судьбе, рождает жанр романтической поэмы, к которому относится и «Демон».

Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение.

Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма.

Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.

Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).

Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.

О чём?

В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Главные герои и их характеристика

  • Демон – весьма сложный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем уже авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а существование его будет всегда сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать этой уникальной возможности: с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты, но и это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствие. Но характеристика Демона не может сводиться лишь к отрицательному. Он встречает девушку, сравнимую со сказочной девой, обладающую такой красотой, какую ещё «свет не видывал». Но она прекрасна не только внешностью и нарядами, а ещё и душой.
  • Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира, неслучайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордыней, и все его хорошие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.

Темы

  • Любовь. Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.
  • Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.
  • Одиночество. «Дух изгнанья» уже несколько столетий он скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев — «чистых херувимов». Любовь к смертной чистой девушке заставляет Демона ещё острее чествовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.
  • Вера. Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.

Идея

Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

Проблематика

Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.

Читайте также:  Сочинение по картине девятый вал айвазовского (3, 4, 6, 7, 9, 10 класс описание 9 вал)

Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить.

И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания.

Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

Критика

В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному.

Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г.

Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание. Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту.

Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.

Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.

Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-poemy-demon-m-lermontov/

Урок по литературе в 10-м классе "О! Кто ты?" (М.Ю. Лермонтов. Поэма "Демон») методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Урок по  литературе  в 10-м классе «О! Кто ты?»

 (М.Ю. Лермонтов. Поэма «Демон»)

Цель:

  • Расширить знания о творчестве М.Ю. Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.

Задачи:

  • обучение интерпретации поэтического текста;
  • развитие навыка вдумчивого, внимательного чтения; эстетического, интеллектуального и творческого начала учащихся;
  • воспитание нравственно — духовных ценностей.

Оборудование:

  • портреты М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля;
  • презентация картин М.А. Врубеля по теме «Демон»;
  • текст поэмы «Демон» стихотворения «Мой демон» (1829г.), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.), «Я не для ангелов и рая…» (1831г.), «Ангел» (1831г.).
  • аудиозапись Р. Вагнер « Реквием по мечте»

О вещая душа моя,О сердце, полное тревоги!О, как ты бьешься на порогеКак бы двойного бытия!

Ф.И.Тютчев

Слушаем аудиозапись Р. Вагнер « Реквием по мечте»

– Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращается к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

II. Вхождение в урок

– Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»? Запишите. Прочтите вслух. Выделите общее.

– В творчестве М.Ю.Лермонтова, кроме известных тем поэта и поэзии, Родины, природы, любви, рано появляются мотивы одиночества, страдания, изгнанничества, земли и неба, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношениях с окружающим миром.

Работа в группах

– Предлагаю вашему вниманию 4 стихотворения М.Ю.Лермонтова:

«Мой демон» (1829г.), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.), «Я не для ангелов и рая…» (1831г.), «Ангел» (1831г.).

– Над каждым из них интересно поразмышлять. Выберите себе одно. Запишите (кратко), что можно сказать о выбранном вами стихотворении. (Выписываются отдельные слова, словосочетания, делаются выводы о том, каким увидели лирического героя в этих стихотворениях).

Выступают группы, говорят о своих наблюдениях. Задача остальных – записать отдельные мысли, которые помогут высказать свое мнение об услышанном.

Например:

«Мой демон» (1829г.)

унылый и мрачныйзло – его стихия и т. д.

«Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.)

всесильный – богя – грешник

теснота мира и т. д.

«Я не для ангелов и рая…» (1831г.)

я – чужой для мира (земли) и небеся – зла избранник и т. д.

«Ангел» (1831г.)

соединение души с теломразочарование души на земле – печальные песни и т. д.

Вывод: образ демона настолько захватывает Лермонтова, что проходит через все творчество, начиная с раннего стихотворения «Мой демон» (1829г.) и заканчивая поэмой «Демон». Изучая поэзию Лермонтова, проникаем во внутренний мир поэта. Мир, полный противоречий, страданий, борьбы между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным» и т. д.

Проблема урока: Итак, что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»?

III. Анализ поэмы

Сообщение учеников о поэме «Демон»

1. Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания.

На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте.

Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога.

2. Возможно, что именно пушкинский «Ангел» (1827г.) навел Лермонтова на замысел поэмы о Демоне, разочаровавшемся во зле и потянувшемся к добру.

В дверях эдема ангел нежныйГлавой поникшею сиял,А демон мрачный и мятежныйНад адской бездною летал.Дух отрицанья, дух сомненьяНа духа чистого взиралИ жар невольный умиленьяВпервые смутно познавал.«Прости, – он рек, – тебя я видел,И ты недаром мне сиял:Не все я в мире ненавидел,

Не все я в мире презирал».  А.С. Пушкин

3. Традиционно говорят о западноевропейских корнях «Демона». Исследователи единодушно ведут «родословную» героя от библейского мифа о падшем ангеле, восставшем против Бога. Известны были Лермонтову и многочисленные литературные воплощения этого библейского сюжета: «Потерянный рай» Мильтона, «Фауст» Гете, «Каин» Байрона и др.

4. В 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и очарованность природой и нравами Кавказа остались.

Они окрасили и поэтическое повествование, и образ лирического героя, и возвышенные тона, тем более что впечатление наложилось на интерес к романтизму, на стремление охарактеризовать героя как исключительную личность.

Многие исследователи обнаруживают «предков» Демона среди персонажей кавказских легенд.

5.Не менее интересной и значимой (но менее известной!) является восточная составляющая образа Демона: можно найти параллели между лермонтовским героем и одним из персонажей Корана – сатаной (Иблисом). Лермонтов знал Коран, читал его русский перевод и вполне мог использовать один из его сюжетов в своем творчестве.

Работа над образом главного героя

– Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Заполните таблицу (можно предложить выполнить это задание в парах).

«За»: что положительное «Против»: что отрицательное
— он сеял зло без наслажденья- зло наскучило ему- и входит он, любить готовый и т.д. — лукав и коварен- все благородное бесславил- все прекрасное хулил и т. д.

– Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

– Докажите выше изложенную мысль примерами текста.

1. Демон увидел Тамару, влюбился, но это великое чувство повлекло за собой гибель жениха Тамары:

И вновь постигнул он святынюЛюбви, добра и красоты!…

  • Его коварною мечтоюЛукавый Демон возмущал:…
  • 2. Постигнув тоску любви, Демон плачет, но вместо очистительной слезы течет горючая слеза:
  • Тоску любви, ее волненьеПостигнул Демон в первый раз…

Насквозь прожженный виден каменьСлезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!.. и др.

– Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.

1. Природы блеск не возбудил В груди изгнанника бесплоднойНи новых чувств, ни новых сил;И все, что пред собой он видел,

Он презирал иль ненавидел.

2. И дик и чуден был вокруг Весь божий мир; но гордый духПрезрительным окинул окомТворенье бога своего.И на челе его высоком

Не отразилось ничего.

  1. Вывод: Демон испытывает презрение, ненависть к тому, что видит вокруг.
  2. Образ Тамары (работа по группам)

– С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары? Составьте ее портретную характеристику, рассказ о ее судьбе.

1 группа – портретная характеристика

Вывод: Тамара – воплощение жизни и красоты. По отношению к героине применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая.

2 группа – судьба героини.

Вывод: будущее Тамары не безоблачно, она станет женой-рабыней, войдет в чужую семью, «темнило светлые черты» ожидание уз, плена, потеря свободы. После смерти жениха Тамара «безрассудна», ее разум не может осознать происходящего, она плачет и умоляет отца отдать ее в монастырь, чтобы там обрести покой.

– Есть что-то тайно-скрытое в повествовании, автор не все рассказывает читателю, читатель вынужден томиться вместе с героиней поэмы. Тем самым Лермонтов готовит нас к новому витку в развитии действия.

  • Любовь героев
  • – Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.
  • Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др.

– Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.

Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания.

Тамара ждет встречи с Демоном, слушает его речи, обращенные к ней одной и никому больше не понятные:

Ей часто слышалася речь.Под сводом сумрачного храма Знакомый образ иногда 

Скользил…Манил и звал он…но – куда?…

Тоской и трепетом полна,Тамара часто у окна

Сидит в раздумье одиноком…

Все чувства в ней кипели вдруг;Душа рвала свои оковы! и др.

  1. – Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?
  2. Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

Меня добру и небесамТы возвратить могла бы словомТвоей любви святым покровом Одетый, я предстал бы там,Как новый ангел в блеске новом…Демон даже дает клятву Тамаре, что: Отныне яд коварной лести

Ничей уж не встревожит ум;

  • – Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, предать им вес, использует автор?
  • Автор использует анафору (единоначатие): клянусь, хочу, отрекся:
  • Клянусь я первым днем творенья,Клянусь его последним днем,…
  • Я отрекся от старой мести,Я отрекся от гордых дум;…
  • Хочу я с небом примириться,Хочу любить, хочу молиться,…
  • – Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?

И вечность дам тебе за миг;…И будешь ты царица мира,

Подруга первая моя;…

Я дам тебе все, все земное –Люби меня!.. и др.

Проблемные вопросы (по группам):

1. Может ли Демон обрести гармонию? Почему?

2. Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?

1. Любовь Демона эгоистична. Вместо того чтобы очистить свою душу, он готов погубить бушу Тамары. Так не поступают влюбленные. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства. Чиста жертвенная любовь, а чем жертвует Демон?

Люби меня!..………………………….Могучий взор смотрел ей в очи!Он жег ее.………………………….Увы! злой дух торжествовал! ………………………….

«Она моя! – сказал он грозно, – и др.

Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне:

И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои…

2. Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлен «след проступка», который смывает слезами ангел:

…И сладкой речью упованьяЕе сомненья разгонял,И след проступка и страданья

С нее слезами он смывал.

Это Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном, героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт:

…И вновь остался он, надменный.Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!…

Образ Демона волновал не только поэтов, но и художников, композиторов. Решающую и трагическую роль сыграл он в жизни и творчестве гениального художника к. XIX – нач. XX века М. Врубеля.

IV . Работа с репродукциями картин. (Слайды со 2 по 7)

1.      «Демон сидящий».

– Что вы видите на картине? Какой образ возникает? Какие краски использует художник?

Сидящий Демон молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут.

Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками.

Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного одиночества и кажется, что от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной .

2.      «Демон поверженный». Какой здесь возникает образ?

С этой картиной связывают болезнь художника (сумасшествие). Известно, что когда картина уже была выставлена, Врубель каждый день переписывал её.

Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными. Тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый мрак и голубые струи. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривлённым ртом, хотя в его венце ещё горит розовый отблеск.

Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый – все излюбленные цвета Врубеля образуют здесь феерическое зрелище. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел».

– Какой из Демонов Врубеля не подходит к образу Лермонтова, почему?

Итог урока

– Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора?

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален.

Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило.

Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.

В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

То не был ада дух ужасный,Порочный мученик – о нет!Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!…

Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

Демон — это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями.

Домашнее задание

Что связывает «Демона» Врубеля и Лермонтова? Это тема вашей творческой работы.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/12/17/urok-po-literature-v-10-m-klasse-o-kto-ty-myu-lermontov-poema

Ссылка на основную публикацию