Темное царство в пьесе гроза — сочинение

    Свою пьесу А.Н.Островский закончил в 1859 году, накануне отмены крепостного права. Россия находилась в ожидании реформы, и пьеса стала первым этапом в осознании грядущих перемен в обществе.

    В своем произведении Островский представляет нам купеческую среду, олицетворяющую «темное царство». Автор показывает целую галерею отрицательных образов на примере жителей города Калинова. На примере горожан нам раскрывается их невежественность, необразованность, приверженность к старым порядкам. Можно сказать, что все калиновцы находятся в кандалах старинного «домостроя».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

    Яркими представителями «темного царства» в пьесе являются «отцы» города в лице Кабанихи и Дикого. Марфа Кабанова истязает окружающих и близких ей людей упреками и подозрительностью.

Она во всем опирается на авторитет старины и ждет того же от окружающих. Про ее любовь к сыну и дочери и говорить не приходится, дети Кабанихи полностью подчинены ее власти. Все в доме Кабановой держится на страхе.

Пугать и унижать — вот ее философия.

    Дикой гораздо примитивнее Кабановой. Это образ настоящего самодура. Своими криками и руганью этот герой унижает других людей, тем самым как бы поднимаясь над ними.

Мне кажется, что это способ самовыражения для Дикого: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»; «изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил.

Вот оно, какое сердце-то у меня!».

    Беспричинная брань Дикого, лицемерная придирчивость Кабанихи — все это от бессилия героев. Чем реальнее перемены в обществе и людях, тем сильнее начинают звучать их протестующие голоса. Но в ярости этих героев нет смысла: от их слов остается лишь пустой звук.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение описание картины родина фельдмана для 9 класса

Оценим за полчаса!

«…А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу», — пишет Добролюбов о пьесе.

    Дикому, Кабанихе, да и всему городу противопоставляются образы Кулигина и Катерины. В своих монологах Кулигин пытается образумить жителей Калинова, открыть им глаза на происходящее вокруг. Например, все горожане находятся в диком, природном ужасе от грозы и воспринимают ее как кару небесную.

Один лишь Кулигин не боится, а видит в грозе естественное явление природы, прекрасное и величественное. Он предлагает построить громоотвод, но не находит одобрения и понимания окружающих. Несмотря на все это, «темное царство» не сумело поглотить этого чудака-самоучку.

Среди дикости и самодурства он сохранил в себе человека.

    Но не все герои пьесы могут противостоять жестоким нравам «темного царства». Тихон Кабанов забит, затравлен этим обществом. Поэтому образ его трагичен. Герой не смог сопротивляться, с детства он во всем соглашался с матерью, никогда не перечил ей. И только в конце пьесы перед телом мертвой Катерины Тихон решается противостоять матери и даже обвиняет ее в смерти своей жены.

    Сестра Тихона, Варвара, находит свой способ выживания в Калинове. Сильный, смелый и хитрый характер позволяет девушке приспособиться к жизни в «темном царстве». Для своего спокойствия и ради избежания неприятностей она живет по принципу «шито да крыто», обманывает и ловчит. Но, совершая все это, Варвара лишь пытается жить, как ей хочется.

    Катерина Кабанова – светлая душа. На фоне всего мертвого царства она выделяется своей чистотой и непосредственностью. Эта героиня не погрязла в материальных интересах и устаревших житейских истинах, как другие жители Калинова. Душа ее стремится освободиться от гнета и удушья этих, чужих ей, людей.

Полюбив Бориса и изменив мужу, Катерина находится в страшных муках совести. И грозу она воспринимает как кару небесную за ее грехи: «Всякий должен бояться! Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами…».

Набожная Катерина, не выдержав давления собственной совести, решается на самый страшный грех — самоубийство.

    Племянник Дикого, Борис, тоже жертва «темного царства». Он смирился с духовным рабством и сломался под гнетом давления староукладцев. Борис соблазнил Катерину, но у него не хватило сил спасти ее, увезти из ненавистного города. «Темное царство» оказалось сильнее и этого героя.

    Еще один представитель «Темного царства» — странница Феклуша. В доме Кабанихи она пользуется большим уважением. Ее невежественные небылицы о дальних странах внимательно слушают и даже верят им. Только в таком темном и невежественном обществе никто не может усомниться в историях Феклуши. Странница поддерживает Кабаниху, чувствуя ее силу и власть в городе.

    На мой взгляд, пьеса «Гроза» — произведение гениальное. В ней раскрыто столько образов, столько характеров, что хватило бы на целую энциклопедию отрицательных персонажей. Все невежество, суеверность, необразованность вобрало в себя «темное царство» Калинова.

Читайте также:  Описание картины весна. большая вода левитана сочинение

«Гроза» показывает нам, что старый уклад давно изжил себя и не отвечает современным условиям жизни. Перемены уже стоят на пороге «темного царства» и вместе с грозой пытаются пробиться в него. Неважно, что они встречают огромное сопротивление со стороны диких и кабаних.

Прочитав пьесу, становится ясно, что все они бессильны перед грядущим.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/ostrovskij-a-n/groza/5405-temnoe-tsarstvo-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza

Сочинение на тему «Темное царство в пьесе Островского Гроза»

Судьба Катерины — это трагедия человека, оказавшегося не в своей среде. Находясь среди чуждых ей людей, не проявлявших к ней ни капли понимания, она изо дня в день чувствует страшное, щемящее душу одиночество.

Эта история — одна из сотен, если не тысяч.

Брак не по любви, родные мужа, которым так и не суждено будет стать родными для самой Катерины, и каждый новый день, как две капли воды похожий на предыдущий… Вряд ли с высоты нашего времени хоть один из нас мог бы в полной мере осознать, через что на самом деле пришлось пройти Катерине, через что приходилось проходить каждый день. Минута за минутой. Час за часом. День за днем.

«Темное царство» — это лишенные индивидуальности обезличенные люди, в окружении которых Катерина проводила свои дни.

Мало ли было таких, как она, обреченных на одиночество и канувших в лету? Островский обессмертил её — и, пожалуй, благодаря ей мы вправе задуматься о том, сколько было таких «темных царств» и «лучей света».

«Лучей света», которые с каждым новым днем гасли все больше и больше, тускнели, бледнели, чтобы в конце концов насовсем исчезнуть в этой затянувшейся петле времени. И им на смену тут же приходили другие…

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Меньше всего понимания Катерина, безусловно, нашла в лице Кабанихи, своей собственно свекрови.

Властный, почти деспотичный характер этой женщины, ее желание тотально контролировать жизнь собственного сына и невестки страшно унижают главную героиню.

Та чувствует, что несмотря на свой статус жены, она по-прежнему не имеет права голоса в этой семье, с ней не считаются, на нее смотрят свысока и не желают считать своей.

Муж Катерины — в общем-то неплохой и добрый человек, который, однако, находится во власти собственной матери и не смеет ни слова сказать ей наперекор.

Поэтому в его лице она не может найти то главное, что ей так необходимо — защиту от собственной свекрови, ласку и заботу, ощущение того, что она нужна и любима. Но ничего этого нет.

Только и остается, что утешаться, разговаривая с Варварой — сестрой мужа Катерины.

Именно Варвара в итоге сподвигла Катерину на то, чтобы хоть ненадолго убежать из «Темного царства», к Борису, который кажется самой Катерине смутной, призрачной надеждой на светлое будущее.

Она и сама понимает, насколько зыбкая эта надежда, но невозможно жить, питаясь одним лишь собственным светом в этой кромешной тьме. Порой так нужно еще немного света, другого света!..

Этим светом и стал для нее Борис, для которого она нашла место в своем сердце.

Понимала ли Катерина в глубине души, что не сможет вырваться из «Темного царства», что надеется на будущее, которому не суждено будет воплотиться в жизнь? Ведь при всей горячности своей натуры, она остается совестливым человеком. Это ее долг — жить с нелюбимым, не понимающим ее мужем, о чем ей постоянно напоминает собственная совесть.

У каждого, особенно самого отчаянного поступка есть и будут последствия. К сожалению, Катерина, все-таки поправ свой долг, не смогла справиться с муками совести. В глубине души она была готова к тому, чтобы на всю жизнь остаться в «Темном царстве», смирилась с этим.

Каким страшным палачом может стать надежда, которую ей так неосмотрительно подарил Борис! Не будь этой встречи, кто знает, может, Катерина жила бы так и дальше — ведомая долгом быть верной, уважать тех, кто не уважает ее, быть с теми, кто ей чужд. Увы, один раз поправ то, что она считала своей обязанностью, она уже не смогла с этим жить.

Едва поняв, что за пределами «Темного царства» есть жизнь, частью которой она никогда не сможет стать, Катерина не смогла уже пережить мысли о том, что ей предстоит вернуться туда, откуда ей случайно удалось хотя бы ненадолго вырваться.

Один раз познав вкус другой жизни, в которой могло бы счастье, которого Катерина никогда не знала, она должна была снова вернуться к той тоске, с которой жила годами. Не просто к тоске — к голосу своей совести, который никогда бы не дал ей больше жить спокойно. Был ли способ сбежать из «Темного царства»? Только один. Ей предстояло выбрать смерть. И свой выбор она сделала.

Источник: https://sochinyalka.ru/2016/12/temnoe-carstvo-v-pese-ostrovskogo-groza.html

Сочинение на тему «Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» для 10 класса

Перед вами сочинение для 10 класса по творчеству А. Н. Островского, а точнее сочинение по его нетленному произведению «Гроза». Тема сочинения: «Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза».

На сайте также есть похожее сочинение на тему «Город Калинов» по пьесе А. Н. Островского, где затрагивается аналогичная тематика, так как город Калинов и есть «темное царство».

Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу.

Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму.

Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен.

Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной публике мир купечества, о повседневной жизни которого русское общество имело поверхностное понятие.

Купцы на Руси обеспечивали торговлю товарами и продовольствием, их видели в лавках, считали необразованными и неинтересными.

Островский показал, что за высокими заборами купеческих домов в душах и сердцах людей из купеческого сословия разыгрываются почти шекспировские страсти. За это Островского называли Колумбом Замоскворечья.

Способность Островского утверждать прогрессивные тенденции в русском обществе в полной мере раскрылась в пьесе «Гроза», опубликованной в 1860 году. В пьесе нашли отражения непримиримые противоречия между личностью и обществом. Драматург поднимает острый в 1860-е годы вопрос о положении женщины в русском обществе.

Действие пьесы происходит в небольшом приволжском городке Калинове, где проживает в основном купеческое население. В своей знаменитой статье «Луч света в темном царстве» критик Добролюбов так характеризует жизнь купцов:

«Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли… изменяться – обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни – наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности».

Островский на фоне прекрасного пейзажа рисует безрадостную жизнь обывателей Калинова. Кулигин, который в пьесе противостоит невежеству и произволу «темного царства», говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Термин «самодурство» вошел в обиход вместе с пьесами Островского. Самодурами драматург называл «хозяев жизни», богачей, которым никто не смел перечить. Таким в пьесе «Гроза» изображен Савел Прокофьевич Дикой. Островский не случайно наградил его «говорящей» фамилией.

Дикой славится своим богатством, нажитым обманом и эксплуатацией чужого труда. Ему не писан никакой закон. Своим вздорным, грубым нравом он наводит страх на окружающих, это «жестокий ругатель», «пронзительный мужик».

Его жена вынуждена каждое утро уговаривать окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!» Безнаказанность развратила Дикого, он может накричать, оскорбить человека, но это касается только тех, кто не дает ему отпор. Полгорода принадлежит Дикому, но он не расплачивается с теми, кто на него работает.

Городничему он объясняет так: «Что ж тут особенного, я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается». Патологическая жадность затмевает его разум.

Прогрессивный человек Кулигин обращается к Дикому с просьбой дать денег на установку в городе солнечных часов. В ответ слышит:

«Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, расположен ли я тебя слушать, дурака, или нет. Так прямо с рылом и лезешь разговаривать».

Дикой совершенно разнуздан в своем самодурстве, он уверен, что любой суд будет на его стороне:

 «Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все… Что же ты, судиться, что ли, со мной будешь?.. Так знай, что ты – червяк, захочу – раздавлю».

Другой яркой представительницей нравов «темного царства» является Марфа Игнатьевна Кабанова. О ней Кулигин отзывается так: «Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабанова единолично правит домом и своей семьей, она привыкла к беспрекословному повиновению.

В ее лице Островский показывает ярую защитницу диких порядков домостроя в семьях и в жизни. Она уверена, что только страх скрепляет семью, не понимает, что такое уважение, понимание, доброе отношение между людьми.

Кабаниха всех подозревает в грехах, постоянно жалуется на отсутствие должной почтительности к старшим со стороны молодого поколения. «Не очень-то нынче старших уважают…», – говорит она.

Кабаниха всегда прибедняется, изображает из себя жертву: «Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, с дураков, и взыскивать».

Кабанова «чует сердцем», что старым порядкам приходит конец, ей тревожно и страшно. Родного сына она превратила в бессловесного раба, который не властен в собственной семье, поступает только по указке матери. Тихон с радостью уезжает из дому, только чтобы отдохнуть от скандалов и гнетущей атмосферы родного дома.

Добролюбов пишет:

 «Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему… Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».

Читайте также:  Причины преступления раскольникова

Показывая жизнь русской провинции, Островский рисует картину крайней отсталости, невежества, грубости и жестокости, которые убивают вокруг все живое.

Жизнь людей зависит от произвола Диких и Кабаних, которые враждебны любым проявлениям свободной мысли, чувства собственного достоинства в человеке.

Показав со сцены жизнь купечества во всех ее проявлениях, Островский вынес суровый приговор деспотизму и духовному рабству.

Надеюсь, сочинение «Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» для 10 класса помогло вам в подготовке к урокам.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-izobrazhenie-zhestokih-nravov-temnogo-tsarstva-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza-dlya-10-klassa/

Жертвы темного царства в пьесе “Гроза”

Во многих своих драмах Островский изображал социальную несправедливость, человеческие пороки и негативные стороны.

Бедность, алчность, бесконтрольное желание быть при власти – эти и многие другие темы можно проследить в пьесах “Свои люди сочтемся”, “Бедность не порок”, “Бесприданница”.

“Грозу” также следует рассматривать в контексте вышеперечисленных произведений. Мир, описанный драматургом в тексте, критики назвали “темным царством”.

Оно представляется неким болотом, из которого невозможно найти выход, которое засасывает человека все сильнее, убивая в нем человечность. Таких жертв “темного царства” в “Грозе” на первый взгляд совсем немного.

Первая жертва “темного царства” – Катерина Кабанова. Катя частая и честная девушка. Ее рано отдали замуж, но полюбить мужа ей так и не удалось. Несмотря на это, она все же старается найти в нем положительные стороны, чтобы сохранить налаженные отношения и сам брак. Катю терроризирует Кабаниха, одна из ярких представительниц “темного царства”.

Марфа Игнатьевна оскорбляет невестку, всеми силами стараясь сломить ее. Однако не только противостояние характеров делает Катерину жертвой. Это, конечно же, и обстоятельства. В “темном царстве” честная жизнь априори невозможна. Здесь все строится на лжи, притворстве и лести.

Силен тот, у кого есть деньги. Власть в Калинове принадлежит богачам и купцам, например, Дикому, чья моральная планка очень низка.

Купцы обманывают друг друга, воруют у простых жителей, стремясь к собственному обогащению и увеличения своего влияния. Мотив лжи часто встречается и при описании бытовой жизни.

Варвара говорит Кате, что только ложь скрепляет семью Кабановых, а Борис удивлен желанием Кати рассказать Тихону и Марфе Игнатьевне об их тайных отношениях.

Катерина часто сравнивает себя с птицей: девушка хочет вырваться из этого места, но возможности нет. “Темное царство” найдет Катю где угодно, ведь оно не ограничивается рамками вымышленного города. Выхода нет. Катя принимает отчаянное и окончательное решение: либо жить честно, либо никак. “Живу, маюсь, просвету себе не вижу.

Да и не увижу, знать!” Первый вариант, как говорилось ранее, невозможен, поэтому Катя выбирает второе. Девушка совершает самоубийство не столько потому, что Борис отказывается брать ее в Сибирь, сколько потому, что понимает: Борис оказался такой же, как и другие, а жизнь, полная упреков и позора больше продолжаться не может.

“Вот вам ваша Катерина.

Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!” – с этими словами Кулигин отдает тело девушки семье Кабановых. В этой реплике важно сравнение с всевышним судьей. Оно заставляет читателя и зрителя задуматься о том, насколько прогнил мир “темного царства”, что даже Страшный Суд оказывается милосерднее, чем суд “самодуров”.

Жертвой в “Грозе” оказывается и Тихон Кабанов. Очень примечательна фраза, с которой Тихон появляется в пьесе: “Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!” Жертвой его делает деспотизм матери. Сам по себе Тихон добрый и, в некоторой степени, заботливый. Он любит Катю и жалеет ее. Но авторитет матери непоколебим.

Тихон – безвольный маменькин сынок, которого чрезмерная опека Марфы Игнатьевны сделала зибитым и бесхарактерным. Он не понимает, как можно противиться воли Кабанихи, иметь собственное мнение или прочее. “Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!” – так Тихон отвечает матери. Тоску Кабанов привык топить в алкоголе.

Его характер подчеркивает имя. Тихон не в состоянии понять силу внутреннего конфликта своей жены, не может ей помочь, однако, желание вырваться из этой клетки у Тихона есть. Например, он рад своему отъезду на коротких 14 дней, ведь все это время у него есть шанс быть самостоятельным.

Над ним не будет “грозы” в виде контролирующей матери. Последняя фраза Тихона говорит о том, что мужчина понимает: лучше умереть, чем жить такой жизнью, но на самоубийство Тихон решиться не может.

Кулигин показан как мечтающий изобретатель, ратующий за общественное благо. Он постоянно думает о том, как бы улучшить жизнь города, хотя прекрасно понимает, что никому из жителей Калинова это не нужно.

Он понимает красоту природы, цитирует Державина. Кулигин образованнее и выше простых обывателей, однако, он беден и одинок в своих стараниях.

Дикой лишь смеется над ним, когда изобретатель говорит о пользе громоотвода.

Савл Прокофьевич не верит, что деньги можно заработать честным путем, поэтому открыто издевается и угрожает Кулигину. Возможно, Кулигин понимал истинные мотивы самоубийства Кати. Но он предпринимает попытки смягчить противоречия, найти компромисс. Перед ним нет выбора либо так, либо никак.

Молодой человек не видит активного способа противостоять “самодурам”.

Жертвами в пьесе “Гроза” выступают несколько персонажей: Катерина, Кулигин и Тихон. Бориса нельзя назвать жертвой по двум причинам: во-первых, он приехал из другого города, а во-вторых, по сути, он такой же лживый и двуличный, как и остальные жители “темного царства”.

Приведенным описанием и списком жертв “темного царства” могут воспользоваться ученики 10 классов при написании сочинения на тему “Жертвы темного царства в пьесе “Гроза”.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/zhertvy-temnogo-carstva-v-pese-groza/

Темное царство в драме «Гроза» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

«Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени.

«Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно.

«Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли изменяться… – обитатели городка Калинова будут себе существовать по‑прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни – наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы…находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований… Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности».

Страшна и тяжела для каждого попытка идти наперекор требованиям и убеждениям этой темной массы. Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни.

В своем непререкаемом, безответственном темном владычестве, давая полную свободу прихотям, ни во что не ставя всякие законы и логику, «самодуры» жизни начинают ощущать какое‑то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему.

Они ожесточенно ищут своего врага, готовы напуститься на самого невинного, на какого‑нибудь кулигина: но нет ни врага, ни виновного, которого могли бы уничтожить: закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут… Они не хотят уступать, хлопочут только о том, как бы на их век стало…

Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила, говоря о крахе устоявшегося мира: «И хуже этого, милая, будет», и в ответ на слова странницы: «Нам бы только не дожить до этого». Кабаниха веско бросает: «Может, и доживем». Она только тем и утешается, что еще как‑нибудь с ее помощью простоят старые порядки до ее смерти.

Кабановы и дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжить прежнее. Они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; вот почему они так упорны.

Образ Катерины – важнейшее открытие Островского – открытие рожденного патриархальным миром сильного народного характера с просыпающимся чувством личности. Отношения Катерины и Кабанихи в пьесе не бытовая вражда свекрови и невестки, их судьбы выразили столкновение двух исторических эпох, что и определяет трагедийный характер конфликта.

В душе вполне «калиновской» по воспитанию и нравственным представлениям женщины рождается новое отношение к миру, чувство, еще не ясное самой героине: «Что‑то со мной недоброе делается, чудо какое‑то! Точно я снова жить начинаю, или уж и не знаю».

Проснувшуюся любовь Катерина воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе не допускает компромисса.

Уже осознав свою любовь а Борису, она изо всех сил противится ей, но не находит опоры в этой борьбе: «точно я стою над пропастью и меня кто‑то туда толкает, а удержаться мне не за что». Не только внешние формы домашнего обихода, но даже и молитва делается ей недоступна, так как она почувствовала над собой власть грешной страсти.

Она чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, неразделимо слившимся в ее сознании с любовью: «Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Сознание греха не оставляет ее в момент упоения счастьем и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось.

Катерина кается всенародно без надежды на прощение, и именно полное отсутствие надежды толкает ее на самоубийство, грех еще более тяжкий: «Все равно уж душу свою погубила».

Полная невозможность примирить свою любовь с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, к неволе убивают Катерину.

Катерина жертва не кого‑либо персонально из ее окружающих, а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней‑то и живет патриархальный идеал.

Источник: https://resoch.ru/temnoe-carstvo-i-ego-zhertvy/

Ссылка на основную публикацию