Влияние воспитания на формирование личности на примере онегина

Человек с начала жизни находится в семье, где и формируется его личность. Он растет под влиянием родителей — основных воспитателей. Развиваясь, изучает мир и себя в нем.

Первые навыки общения готовят его к социуму. Роль семьи в формировании личности весьма значительна. Здесь ребёнок получает первую информацию об окружающей реальности.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Родители могут воздействовать на маленького человека, который находится в зависимости от них.

Влияние воспитания на формирование личности на примере Онегина

Стили семейного воспитания

Члены семьи связаны отношениями родства, что является залогом стабильности в эмоциональной сфере. По сути это малая группа, служащая отправной точкой для личностного роста.

Здесь же закладываются основы личности ребенка, который учится взаимодействовать с окружением, постигает нормы и правила поведения.

Влияние семьи на формирование личности — это совокупность данных факторов, предопределяющий дальнейшую жизнь, в каких бы социальных группах ребенок не оказался. Отношениям в семье и обществе посвящён этот раздел сайта.

Различают несколько типов отношений в семье, связанных с воспитанием.

  • При наличии диктата одни родственники подавляются другими. Систематически уничтожаются инициативы. Если подобная авторитарность проявляется по отношению к детям, формирование личности столкнется с неудачами.
  • Опека: родители трудятся, обеспечивая потребности ребенка. Он огражден от забот, в результате чего по жизни во многом оказывается недостаточно приспособленным, не имеет самостоятельности, инициативности. А также ему затруднительно быть частью коллектива.
  • Влияние семьи на формирование личности, проявленное в стиле невмешательства, касается обеих сторон: детей и взрослых. Это пассивный тип воспитания со стороны родителей.
  • Метод сотрудничества проявляется в общих целях, задачах, совместной деятельности. Индивидуальный эгоизм ребенка при этом успешно преодолевается.

Семья — средство воспитания. В дошкольном возрасте ребенка занимают игры, составляющие его основную деятельность. Дальнейшее обучение формирует усидчивость, умение сосредотачиваться. К этому нужно подготовиться заранее. А именно, научить дитя:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение воспитание и образование в комедии недоросль

Оценим за полчаса!
  • выполнять поручения;
  • быть прилежным;
  • доводить до конца игры или дела;
  • быть упорным, проявлять настойчивость и силу воли.

Рассматривая, как семья влияет на человека в детстве, важно учесть стремление к самостоятельности, вовлечение в бытовую и деятельность, трудовое воспитание. Все это предопределяет успех в учебе, а затем и жизни.

Взаимоотношение родителей и детей в семье

Влияние воспитания на формирование личности на примере Онегина

Роль семьи в развитии личности важна на протяжении первого года жизни малыша и последующих лет. Сначала на родителей возлагаются обязанности по созданию условий для его физического развития. Они обеспечивают питание, условия гигиены. В дальнейшем взаимодействие происходит по следующим этапам.

  • Дети начинают заявлять о потребностях и желаниях. Взрослые должны отличать их от капризов, давая малышу нравственные уроки относительно привычек.
  • На второй год ребенок учится ходить, знакомится с окружающей средой посредством прикосновений, проявляет любопытство. Ему необходимо все объяснять, наглядно показывать, отвечать на вопросы, проводить игры.
  • Наступают моменты, когда ребенка надо приучать к рамкам дозволенного. На примерах героев книг ему объясняют, как следует поступать, а чего делать нельзя. Рассматриваются вопросы нравственных качеств, что именно ценится или подлежит порицанию.

В семье ребенок приобретает первые навыки общения. Задача родителей — воспитывать в нем уважение к старшим, чувство взаимопомощи, стремление помогать сверстникам. На примере взрослых дети получают навык поведения в типичных ситуациях.

Какова роль семьи, нужно рассматривать не только в позитивном аспекте, но и в качестве негативного фактора. Хорошее влияние на личность заключается в достаточной заботе. Но также и максимальный вред может быть нанесен именно родственниками.

Опыт отношений в социуме

Межличностные отношения в семье рассматриваются с точки зрения, относительно которой она представляет собой коллектив, дающий ребенку первый опыт отношений. Роль личности в обществе весьма важна. Дети подражают родителям, приобретая их привычки. Поэтому отрицательные влияния должны быть минимизированы.

Современное общество несколько ослабило влияние семьи. В этом процессе изменились и ее общественные функции. Позиции в социализации становятся утраченными, к примеру, по части организации отдыха и некоторых других сфер.

Но, согласно научному мнению, формирование личности невозможно вне общественной среды. Воспитатели, педагоги, друзья и весь социум подключаются к процессу развития личности не сразу.

Семейственность дает понимание связи поколений при осознании себя частью группы, сопричастности.

Под влиянием общественного окружения маленький человек меняется, при этом родители закладывают основы, а ребенок считает это правильным и авторитетным. Воспитатели программируют чадо к конкретному образу жизни при наличии его доверия. Вырастет он закомплексованным или адаптированным к социуму, во многом зависит от семьи.

Какое же способствующее социализации воздействие на малыша следует оказывать? Необходимо вовлекать его в виды деятельности, что ускорит формирование адаптированной личности. А также весьма универсальна методика развития с помощью хорошего примера, которому можно подражать.

Влияние воспитания на формирование личности на примере Онегина

Преодоление трудностей

Для успешного преодоления проблем нужно выявить социально-психологические факторы, относящиеся к воспитанию. Наибольший эффект может быть достигнут при единении. Между детьми и взрослыми должна быть нравственная связь.

В старшем возрасте формирование личности в семье, как процесс, не может идти само собой. Ребенка нельзя оставлять наедине со своими трудностями. Родственные взаимоотношения, дающие первичный жизненный опыт, также формируют наблюдения и навыки разрешения ситуаций.

То, чему ребенок учится, должно иметь перед собой примеры, не расходящиеся с реальностью.

Межличностные отношения в семье при поддержке взрослых могут оказать значительную поддержку в весьма важном приобретении — навыках общения. Реализуя свои взгляды и убеждения, формируется стиль взаимодействий с окружающими.

Хорошо, если взрослые помогут преодолевать неудачи. Но по окончании детского и школьного периодов семья не сможет оказывать столь решающего влияния. Школа дает социализацию. Уже на этом этапе воздействие оказывают сверстники и учителя.

Может оказаться значимым появление других социальных групп в жизни. Но к школьному возрасту (7 годам) основы личности будут уже заложены. После этого поведение нужно лишь корректировать. Поэтому делаем вывод о наибольшей силе воздействия со стороны семьи при развитии личности. Такое влияние можно назвать основным по значимости.

Личные убеждения и уверенность в себе

Как та или иная семья влияет на формирование личности, уместно рассмотреть относительно формирующейся самооценки. Ребенок дошкольного возраста ориентируется на то, как его характеризуют воспитатели.

Если ожидания родственников расходятся с индивидуальными особенностями, возрастом, он получит неадекватное представление о себе.

Самосознание будет реалистичным, когда родители отмечают детей позитивно, но не считают их уровень чрезмерно высоким по сравнению со сверстниками.

Роль семьи в развитии личности связаны с точностью самооценки. Заниженный уровень представлений о себе (комплексы) — следствие контактов с родителями, которые мало занимаются детьми, но предъявляют повышенные требования.

Ребенок слышит упреки, подвергается наказаниям, от него не ожидают больших успехов в учебе. Результат — недовольство собой.

Завышенная оценка своих способностей и личных качеств образуется, если воспитанника постоянно хвалят, награждают подарками.

Мягкость и редкость наказаний, избегание жесткости, похвалы без восхищения формируют в маленьком человеке адекватное представление о себе. Роль семьи в формировании личности проявляется также при сочетании достаточной требовательности с вниманием к интересам ребенка. Родители интересуются взаимоотношениями с друзьями, вкусами. Результат — довольно высокая самооценка.

Диагностика межличностных отношений в семье показывает, что дети с комплексами сомневаются в себе. При этом может развиться устойчивая тревожность. Такой же результат бывает и при хорошей успеваемости, когда родители ожидают большего.

Моральные ценности

Неуверенность ребенка в себе может привести к бездумному следованию чужим указаниям, действиям по шаблонам, избеганию проявления инициатив.

Если еще и успеваемость в школе падает, родители сосредотачивают на этом все больше внимания. Результатом может стать эмоциональный дискомфорт.

Разорвать замкнутый круг, складывающийся из пониженной самооценки ребенка и реакции на это окружающих, вполне возможно, изменив оценки родителей.

Современная семья приобретает новые функции:

  • безопасность психологической сферы;
  • эмоциональный комфорт;
  • подготовка ребенка к жизни в обществе.

Для реализации этих задач нужна достаточная зрелость чувств и психологическая культура. Высокая интеграция означает знание всеми членами семьи личных особенностей друг друга.

  • Влияние сочетается с взаимопомощью.
  • Сплоченность сопровождается симпатией и доверием.
  • Потребности удовлетворяются при помощи заботы.

Зрелость семьи также включает довольно высокую самооценку, гуманные принципы поведения. Все эти моральные ценности ориентируют на личностный рост. В том числе это проявляется в интеллектуальной сфере. А социальная направленность может быть вполне открыта в связи с ее позитивностью.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания

Рассматривая, какова роль семьи и родителей в формировании личности, нужно признать, что приобретаемое в семье сохраняется далее на протяжении жизни.

Институт воспитания в данном случае имеет несравнимую ни с чем важность. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, а к началу обучения она формируется более, чем наполовину.

Какие семейные традиции оказывают влияние на духовное и нравственное развитие?

  • Успех семейного воспитания зависит от степени подготовки к процессу обоих родителей.
  • Участие в жизни ребенка, причастность к его интересам и общению со сверстниками — важная сторона, помощь в адаптации к окружающему миру. А также ориентации в плане приобщения к деятельности.
  • Пример семейных отношений должен содействовать изучению реальности в позитивном свете.
  • Традиционные цели и задачи семьи — это эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в самореализации. А также подготовка к общественной жизни, ответственности.
  • Психологический климат, в результате которого духовные переживания объединяются, весьма благоприятен. Он формирует успешный настрой на нравственные ценности: сплоченность, защищенность, эмоциональная удовлетворенность, ответственность.

Традиционно правильное воспитание приводит к итогам появления личности, адаптированной к социуму. Качества, убеждения и поведенческие факторы соответствуют успешному процессу взаимодействия с окружением, общения и деятельности.

Сотрудничество образовательных учреждений и семьи

Контакт семьи с общественным окружением весьма важен. При взаимном содействии между преподавателями и родителями знакомство с характером ребенка будет успешнее. Тогда школьник рассматривается с различных сторон во всех имеющихся обстоятельствах. Совместное понимание, развитие способностей, преодоление трудностей в поведении поможет правильно ориентировать маленького человека.

Выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы подобного взаимодействия. Рекомендуется сочетать их следующим образом.

  • В основе — родительское собрание, на котором классный руководитель направляет деятельность родителей.
  • Обмен мнениями, совместное решение проблем дополняется совместной деятельностью по исследованию поведения детей.
  • Затем проводится анализ результатов, работа по преодолению недостатков, закреплению положительных итогов.

Педагоги играют определяющую роль в данном контакте. Поэтому столь важны их профессиональные качества. Создание благоприятной атмосферы взаимодействия объединит усилия. Родители откликнутся на стремление учителя осуществлять взаимовыгодное сотрудничество. А также проявят интерес к совместной деятельности по воспитанию.

Источник: https://myself-development.ru/formirovanie-lichnosti-vliyanie-i-rol-semi/

Образование и воспитание Онегина и Ленского в романе Пушкина "Евгений Онегин"

Влияние воспитания на формирование личности на примере ОнегинаОнегин и Ленский, несмотря на то, что оба принадлежат к дворянскому сословию, получили разное воспитание. Онегин рос в Петербурге под присмотром французских гувернеров, получил домашнее образование.

Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

Чему успел научить «француз убогой» Евгения? Прежде всего, французскому языку, которым он, как носитель языка, владел в совершенстве. Ребенок еще не умел говорить, а к нему приставили французскую Madame, которая, общаясь с ним, обучала малыша французскому.

Родители Евгения: занятый «проматыванием имения» отец, и предпочитавшая ни во что не вмешиваться мать — не уделяли должного внимания сыну, не общались с ним на родном для него языке. Поэтому можно предположить, что Евгений долго не знал русского языка, как, впрочем, и сам Пушкин.

Мосье научил Евгения танцевать мазурку, и вести себя в светском обществе. Этого было достаточно, чтобы произвести впечатление умного и милого молодого дворянина.

Пушкин явно принизил заслуги французского воспитателя. Онегин в определенных пределах своих знаний мог поддержать разговор, а когда чувствовал, что его знаний маловато, то с умным видом предпочитал помалкивать. Способность вовремя промолчать, тоже дана не каждому. Он немного знал латынь, мог процитировать некоторых древнеримских поэтов.

Онегин знал наизусть остроумные эпиграммы, которыми не упускал случая блеснуть перед женским полом, был рассказчиком забавных анекдотов «от Ромула до наших дней».

Евгений совершенно не разбирался в стихотворчестве, «ругал Гомера, Феокрита», вероятно, за тяжелую стихотворную строку. Но увлекался экономическими вопросами, читал Адама Смита.

Наконец, Евгений получил свободу от родительской опеки и гувернеров. Оказавшись в высшем свете, он увидел царившие в обществе лицемерие, лесть, игру в любовь. Он легко принял эти правила поведения и общения.

Но не будем касаться его образования в области «науки страсти нежной», тем более что сфера любовных отношений имеет к его воспитанию довольно отдаленное отношение, а лучше перейдем к Владимиру Ленскому.

В России того времени немного найдется молодых людей, получивших университетское образование. Не было принято у дворян посылать своих отпрысков в учебные заведения. Можно предположить, что после смерти родителей Владимира, его родственники приняли решение отправить ребенка на учебу в Германию, чтобы самим не заниматься его воспитанием.

Как бы там ни было, свое воспитание и образование Владимир Ленский получил в Геттингенском университете, где общался с такими же, как он сам, молодыми людьми, верившими в любовь и дружбу, и готовыми ради дружбы на жертвы. Пылкость и искренность были главными чертами в характере Ленского.

Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

В отличие от Онегина, который не мог отличить ямба от хорея, Ленский разбирался в поэзии, был поклонником Гете и Шиллера, сочинял элегии.

Они были разными – Онегин и Ленский. Различие в возрасте, воспитании и мировоззрениях порождало споры.

И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,

Все подвергалось их суду.

И тем интереснее им было вместе.

Онегин не ездил к соседям. Более того, завидев, что кто-то едет к нему, он требовал коня и просто сбегал из дома. Ленский, в отличие от Онегина, нанес визиты вежливости, но разговоры о «псарне и вине» были ему скучны.

Единственная семья, к которой он ездил с удовольствием почти каждый вечер, была семья Лариных. Там жила его любимая – Ольга. Девушка простая, бесхитростная, но живая, и энергичная. Владимир посвящал Ольге свои стихи, мечтал о женитьбе.

И все предвещало скорый брак между ними.

Но вот чего не хватало Евгению Онегину и Владимиру Ленскому в их образовании и воспитании, так это их увлеченности каким-либо занятием, отсутствие полезности государству и обществу. Если Ленский еще мог применить свои знания на практике – стать неплохим поэтом или журналистом и печататься в журналах, то Онегин был вовсе не приспособлен ни к какому труду. Отсюда его метания, хандра и скука.

Источник: https://PoetPushkin.ru/evgeniy-onegin/onegin-i-lenskij-vospitanie-i-obrazovanie.html

Влияние воспитания на формирование личности на примере Онегина

Евгений Онегин весьма интересен для рассмотрения как личность и как портрет молодого человека его времени. Тем ни менее все его наклонности и особенности есть плоды воспитания и влияния общества. Именно они и сыграли ключевую роль в становлении героя.

В самом начале произведения нам дается представление о характере воспитания и образования Евгения. Его отец был обычным чиновником своего времени, для которого в приоритете было поддержание своего статуса в обществе. Но, вскоре это заканчивается крахом.

За воспитание Онегина отец не отвечал, а предоставил сына, как было общепринято, гувернерам. Француз учил юного Евгения весьма незатейливым образом: он не был строг и не докучал мальчику надобностью образования. Это же касалось и воспитания нашего героя: Онегин был приучен получать все, что ему пожелается без особых на то усилий.

«Когда же юности мятежной пришла Евгению пора», гувернера прогоняют, и герой остается предоставлен обществу, где окончательно формируется его представление о жизни. Высшее общество, принадлежностью к которому стал Онегин, являло собой тоскливую картину для ума: его идеалы были низменны и пусты.

Образование героя – не помеха в продвижении среди знатных господ, обученных схожим образом, поэтому личного обаяния и умения держать себя Евгению достаточно, чтобы завоевать любовь и признательность окружающих.

Это проявляется прежде всего в образе жизни Онегина, присущем всей молодежи его круга:

  • Проснется за полдень, и сноваДо утра жизнь его готоваОднообразна и пестра.
  • И завтра то же, что вчера.

Такое праздное прожигание жизни не может благотворно сказаться на развитии ума; к счастью Онегин вскоре обнаруживает бессмысленность своего существования, но и тут плоды воспитания берут верх над высокими стремлениями души героя.

Евгений пытается приняться за сочинительство, чтение, философию, но все его попытки оказываются тщетны как раз потому, что воспитание не приучило его к усердному труду и усидчивости.

Главное открытие Онегина – глупость общества, становится бессмысленным, так как Евгений не может применить свою мысль на практике, разработать собственную теорию существования. Вместо этого он лишь ищет возможности утопить свое равнодушие в какой-нибудь бессмысленной затее.

Таким образом, на примере Евгения Онегина можно ясно судить о влиянии воспитания на формирование личности. Какой бы потенциал не таил в себе ум Евгения, герой не способен к упорному труду над собой; его основная идея не находит воплощения в сфере искусств или в чем бы то ни было еще. Это кардинальным образом сказывается на существовании Онегина: оно превращается в бессмысленную волокиту.

`

Популярные сочинения

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/pushkin/vliyanie-vospitaniya-na-formirovanie-lichnosti-na-primere-onegina

Сочинение "Влияние воспитания на формирование личности" на примере Евгения Онегина

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое популярное, самое крупное художественное произведение, воплотившее в себе массу важных проблемных вопросов, волнующих не только прошлое поколение, но и нынешнее.

Проблема влияния воспитания, роль книги, проблема мнимой и истинной любви, проблема верности и другие немаловажные проблемы. На мой взгляд, одной из важных проблем этого произведения является влияние воспитания на формирование личности.

Эта проблема актуальна и по сей день, ведь воспитание-это неотъемлемая часть жизни, фундамент, закладывающийся с детства.

Главный герой романа Евгений Онегин — настоящий эгоист, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствии, не умеющий обращать внимание на чужие интересы, чувства, страдания. Губительное воспитание, полученное в детстве, не дало развиться хорошим задаткам его души.

Евгений рос без матери, с легкомысленным отцом, барином-чиновникам, не оказывавшим должного внимания сыну. Воспитание определило основные черты характера Онегина. Он сын богатого помещика, его родственники тоже из состоятельных семей. Онегину не нужно трудиться, по словам Пушкина «труд упорный ему тошен».

Читайте также:  Сочинения по творчеству твардовского

Всё воспитание легло на гувернанток, которые без чопорности относились к шалостям маленького Евгения.

Будучи уже взрослым молодым человеком, герой начинает вести разгульную светскую жизнь: ухаживать за женщинами, ходить с друзьями по ресторанам, посещать театры и балы. Всё больше окунаясь в мир пошлости, грязи, разврата, Онегин опустошает свою душу, теряет нравственность и духовность.

Воспитанный в атмосфере этого общества Онегин видит, что нет настоящей истиной любви, есть только Выгода в таких отношениях, где каждый притворяется, что любит; нет верной дружбы, да нет и понятия «дружба», а есть только «выгодные» и «невыгодные» отношения.

Наблюдая за таким поведением общества с детства, Онегин превращается в такого же бесчувственного, безнравственного, эгоистичного человека.

Его эгоизм проявляется по отношению к другу, с которым стал дружить от скуки («от делать нечего друзья»). Владимир Ленский уговаривает Онегина ехать на именины Татьяны Лариной. По словам Ленского, там должно быть мало гостей, но увидев «пир огромный», Онегин решает отомстить Ленскому и начинает при всех ухаживать за невестой своего друга — Ольгой.

Оскорбленный чувством любви, Владимир вызывает на дуэль Онегина, который, не раздумыва, принимает вызов, хотя прекрасно знает, что это бессмысленно, но боязнь общественного мнения, насмешек, разговоров от других помещиков, которые могли бы посчитать его за труса, пугают Онегина.

Поэтому Евгений едет на дуэль, ничего не пытается разъяснить ветреному и влюблённому романтику Ленскому и, совершенно не думая, что делает, убивает Владимира.

Другой эгоистичный поступок Евгения проявляется по отношению у Татьяне Лариной.

Получив любовное письмо от Татьяны, он, будучи не в состоянии разделить её чувства, решат прямо сказать ей об этом, чтобы сразу убить в ней всякие надежды и тем самым помочь ей освободиться от бессмысленной любви.

После смерти Ленского, после долгих странствий по свету, наш герой возвращался в Санкт-Петербург, где на одном из балов видит красивую, взрослую, уже княгиню Татьяну, и влюбляется в неё до безумства. Впоследствии Онегин повсюду таскается за Татьяной:

Повсюду следовать за вами,Улыбку уст, движенье глазЛовить влюблёнными глазами…И я лишён того: для васТащусь повсюду наудачу;

В своем письме к Татьяне Онегин признаётся почему когда-то так жестоко отверг Татьяну:

Чужой для всех, ничем не связан,Я думал: вольность и покойЗамена счастью. Боже мой!Как я ошибся, как наказан!

Но, по-моему, Онегин до сих пор остался эгоистом. Он пишет:

Когда б вы знали, как ужасноТомиться жаждою любви,Пылать — и разумом всечасноСмирять волнение в крови;

Уж кому, как не Татьяне знать, как «ужасно томиться муками любви»? Чтобы заполучить Татьяну, он ходит за ней повсюду, пишет ей любовные письма, просит её, замужнюю женщину, бросить мужа и бежать с ним. Видимо, Онегин так и остался циником и эгоистом.

Но кто виноват в таком поведении Евгения? Он сам? А может, если копнуть глубже, то это недостача должного воспитания? Губительное воспитание, которое он получил в детстве, убило в нём хорошие черты. Воспитание-фундамент для формирования личности. Человек будет таким, каким его воспитали в детстве: добрым или злым, честными или эгоистичным.

Поэтому с рождения необходимо преподносить своим детям уроки добра, честности, верности, любви, чтобы воспитать достойного человека, с открытым сердцем.

 Симка

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

Источник: http://www.sdam-na5.ru/a-s-pushkin/690-sochinenie-vliyanie-vospitaniya-na-formirovanie-lichnosti-na-primere-onegina

Влияние российской и зарубежной литературы на воспитание современного поколе-ния и становление их личности на примере произведений: Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин» и Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»



Рассмотрено влияние прочтенных литературных произведений на воспитание и становления психолого-личностного портрета студентов и подростков.

Ключевые слова: становление личности, воспитание, литература, педагогика, психология.

Согласно исследованию YouGov, которое провела организация Amnesty International, 50 % опрошенных родителей считают, что книга — лучший способ развить в детях способность к эмпатии.

Более половины из них думают: читая литературные произведения, ребёнок учится представлять себя на месте другого.

Но в современном мире встал вопрос, а актуально ли сейчас чтение книг и приносит ли оно такие же плоды, а именно уроки жизни, обучение ребенка, подготовка его ко вступлению во взрослую жизнь. Именно этот вопрос побудил нас к написанию статьи по данной тематике.

Давайте разберемся в этом. Например, в своем романе Рэй Брэдбери «451 по Фаренгейту» очень многое предугадал, он с ужасом осознал, что его фантастическая выдумка обернулась реальным кошмаром. «Есть ощущение, что книги умирают», — говорил он в одном из своих последних интервью.

Но, проведя исследования, мы все же готовы смело заявить, что книги никогда не утратят свою значимость, ведь они часто бывают толчком к принятию важных решений личности не только детей и подростков, но и людей более зрелого возраста, например студентов.

Ведь не даром большинство родителей пытаются с самого детства привить нам любовь к чтению, показывая нам аналогию между жизненными событиями и ситуациями из произведений.

А затем данный опыт прослеживается и на школьных уроках литературы, где преподаватели пытаются нам донести, что при прочтении работ тех или иных авторов, как российских, так и зарубежных, мы можем предугадать различные жизненные ситуации и, заранее осмыслив их, найти верный выход.

Мы решили разобраться не абстрактно, а на конкретных примерах. Итак, для начала рассмотрим роман в стихах русского поэта Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Он занимает центральное место в творчестве Пушкина.

Это его самое популярное, самое крупное художественное произведение, воплотившее в себе массу важных проблемных вопросов, волнующих не только прошлое поколение, но и нынешнее. Проблема влияния воспитания, роль книги, проблема мнимой и истинной любви, проблема верности и другие немаловажные проблемы.

На мой взгляд, одной из важных проблем этого произведения является влияние воспитания на формирование личности. Эта проблема актуальна и по сей день, ведь воспитание-это неотъемлемая часть жизни, фундамент, закладывающийся с детства. [3]

Главный герой романа Евгений Онегин — настоящий эгоист, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствии, не умеющий обращать внимание на чужие интересы, чувства, страдания. Губительное воспитание, полученное в детстве, не дало развиться хорошим задаткам его души. Евгений рос без матери, с легкомысленным отцом, барином-чиновником, не оказывавшим должного внимания сыну.

Воспитание определило основные черты характера Онегина. Он сын богатого помещика, его родственники тоже из состоятельных семей. Онегину не нужно трудиться, по словам Пушкина «труд упорный ему тошен». Всё воспитание легло на гувернанток, которые без чопорности относились к шалостям маленького Евгения.

Онегин видит, что нет настоящей истиной любви, есть только выгода в отношениях, где каждый притворяется, что любит; нет верной дружбы, да нет и понятия «дружба», а есть только «выгодные» и «невыгодные» отношения. Наблюдая за таким поведением общества с детства, Онегин превращается в такого же бесчувственного, безнравственного, эгоистичного человека.

Кто виноват в таком поведении Евгения? Он сам? А может, если копнуть глубже, то это недостача должного воспитания? Губительное воспитание, которое он получил в детстве, убило в нём хорошие черты. Воспитание-фундамент для формирования личности. Человек будет таким, каким его воспитали в детстве: добрым или злым, честными или эгоистичным.

Поэтому с рождения необходимо преподносить своим детям уроки добра, честности, верности, любви, чтобы воспитать достойного человека, с открытым сердцем.

Проведя небольшой социальный опрос, мы выяснили, что для людей значит этот роман.

Так, например: 1) большинство девушек на примере Татьяны Лариной постигли роль личности в социуме и значение личного мнения, важность правильно уметь расставлять приоритеты (честь выше чувств).

Также многие видят в Татьяне образ идеальной женщины, которой хотят стать в будущем, также на ее примере можно просмотреть то, как чтение книг может воспитать внутри человека стержень, делая его духовно высокой личностью.

2) На примере же Евгения Онегина мы можем четко проследить такие жизненные уроки, как: эгоизм порождает одиночество, богатство не есть счастье, что не нужно переоценивать себя, и не пытаться показать всем чувство собственного величия.

Несмотря на свои амбиции, каждый должен помнить о том, кто дорог тебе и ставить дружбу и даже любовь выше себя, ведь то, что ты делаешь ради близкого гораздо важнее, нужно думать о последствиях совершаемых тобой поступков и каждый раз при желании кому-либо причинить боль, ставить себя на его место.

Также хотелось бы отметить, что большинство сделали для себя и такие выводы как то, что человеку при любых обстоятельствах нужно быть открытым и не бояться показать свои чувства, не зависимо от того, каким будет исход, ведь нельзя свои душевные переживания держать в себе.

3) Также из произведения некоторые люди сделали для себя весьма не счастливые выводы, например, что любовь есть маленькая смерть, а так же, что человеку всегда рядом нужен человек, без него он пропадет, как пропал Онегин.

В наше время люди редко задумываются о самых простых человеческих качествах, меняют их на фальшивые стереотипы и установки, становясь при этом черствыми, грубыми и злыми. Эту тенденцию подметил известный французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери.

Он стремится заставить людей вновь задуматься о том, что на самом деле важно для нас и отражает это в произведении «Маленький принц». Своей светлой, грустной, но поистине мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, стремился сохранить искру любви в душе каждого, дать надежду измученным людям.

В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя художественным его осмыслением, отражением души Экзюпери, в которой непосредственно отразились события тех лет. Произведение достаточно простое в чтении и понимании, несмотря на то, что несёт глубокий смысл.

Анализируя произведение, мы выявляем положительные и отрицательные стороны человечества. Тщеславие, чёрствость, равнодушие — все эти качества раскрываются в произведении «во всей своей красе». В современном мире мы часто закрываем на это глаза и принимаем эти качества в человеке, как должное.

Автор отметил, что важным для взрослых являются лишь собственные дела, деньги и власти, и они настолько увлечены своими заботами, что забывают о том, что происходит вокруг. Дети чаще отмечают в книге положительные стороны и редко акцентируют на отрицательные.

Книга знакомит нас с настоящей дружбой, истинной любовью, верностью и преданностью. Всё это задевает душу ребёнка, заставляя его мыслить, делать выводы, различать плохое и хорошее, правильно поступать.

«Мы в ответе за тех кого приручили» — часто мы слышим эту фразу, а ведь эта цитата взята из книги «Маленький принц». [1] Это выражение призывает проявлять больше ответственности как перед своими близкими и любимыми людьми, так и перед своими питомцами.

«У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах.

Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей» — именно эта цитата показывает всю суть современного человека. Мы совсем забыли об истинной дружбе.

Каждый человек хочет найти себе друга, рисует в своей голове его идеал, при этом редко задумывается о том, каким другом стал бы он сам.

Мы взрослеем и нам всё труднее найти своё истинное призвание, разобраться чего мы хотим, понять себя. «Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут.

Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую… И все напрасно.».. — мы гонимся за модой, за тем, чем интересуются все, при этом не задаваясь вопросом, чего мы хотим по — настоящему.

Человек часто теряет себя в погоне за остальными, но редко понимает, что это напрасно. [2]

В ходе социального опроса мы выявили влияние на воспитание и становление личности также и других литературных произведений. Для начала рассмотрим несколько выводов, которые можно сделать после прочтения произведений российской литературы предложенных в ходе опроса:

«Мастер и Маргарита». Нужно с головой погружаться в сове дело, несмотря ни на что. Жить нужно сегодняшним днем, здесь и сейчас.

«Война и мир». На примере Андрея Балконского можно проследить за его личностным ростом, что и как влияет на становление личности, а на примере семьи Курагиных можем заметить, что жадность и скупость ни к чему хорошему не приведут.

«Господин из Сан-Франциско». Очень поучительное произведение, заставляющее задуматься о жизненных ценностях и расставлении приоритетов. Автор хочет нам показать, что, гонясь за деньгами, можно «проспать» жизнь и, что богатство не всегда есть счастье.

«Старуха Изергиль». Автор данного произведения пытается нам показать нам жизненные ситуации, приводя сказочные примеры, именно это помогает лучше понять некоторые социальные структуры людям различного возраста.

На примере Данко и Ларры можно проследить их полную противоположность, но не менее печальные судьбы. Данное произведение хочет показать нам, что не нужно переходить из крайности в крайность, то бишь не быть слишком добрым или еще хуже, если наоборот.

Нужно знать важность себя, найдя середину в балансе добра и зла.

«Собачье сердце». Данное произведение актуально и по сей день, ведь, как нам попытался донести автор, в наше время остается все так же много «Шариковых» и, что не важно кто ты и откуда ты, важно, чтобы внутри тебя оставался человек.

«50 дней до моего самоубийства». Данное произведение показывает не только подросткам, что нет ничего, что нельзя бы было преодолеть, но и то, что родителям стоит больше уделят внимание своим детям и не устраивать показательные ссоры.

Также в ходе социального опроса были подняты и многие другие произведения, такие как: «Мертвые души», «Лолита», «Игрок», «Человек в футляре», «Анна Каренина», «Тарас Бульба», «Гранатовый браслет», «Преступление и наказание» и другие.

Говоря о зарубежной литературе:

«Гарри Потер». В данном произведение раскрыты понятия истинной дружбы, стойкости духа и привязанности к семье.

«Дневник памяти». Морально очень тяжелое произведение, заставляющее нас подумать о существовании настоящее любви, которая не дает сломаться «внутреннему стержню» человека.

«Мартин Иден». Очень мотивирующее произведение, побуждающего нас устроиться на работа, раскрывающее нам важность образования и саморазвития.

«Робинзон Крузо». Можно надеяться только на самого себя.

«Похождение бравого солдата Швейка». Не всегда за красивой обложкой, находится хорошая книга. Так и с человеком.

Также были предложены многие другие произведения, такие как: «Джейн Эйр», «Жизнь взаймы», «Виноваты звезды», «Бойцовский клуб», «Заводной апельсин», «О, дивный новый мир», «Скотный двор» и многие другие.

Вывод: Входе нашего исследования мы не только проанализировали важность литературы в воспитании и становлении личности современного поколения, но открыли для себя новые произведения, изучив которые, сделали для себя новые выводы. Читать никогда не поздно, для каждого возраста найдется своя литература, будь она поучительной или просто с интересным сюжетом, книги помогают нам в системе непрерывного образования.

Литература:

  1. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький Принц. Сказка. Пер. с франц. и послесл. Н. Галь. — М.: «Дет. лит»., 1978. — 97 c.
  2. Урутина Т. М., Максимова Н. Ю. Воспитательный потенциал произведения «Маленький принц» Антуана де Сент- Экзюпери // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1. — С. 119–121. — URL https://moluch.ru/archive/102/23179/ (дата обращения: 11.12.2017).
  3. Евгений Онегин [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://royallib.com/book/pushkin_aleksandr/evgeniy_onegin.html

Основные термины (генерируются автоматически): произведение, становление личности, автор, чтение книг, формирование личности, современный мир, истинная любовь, истинная дружба, губительное воспитание, воспитание.

Источник: https://moluch.ru/archive/184/47159/

Описание образа онегина в романе евгений. Сочинение "влияние воспитания на формирование личности" на примере евгения онегина

Роман «Евгений Онегин» – это великое творение гениального Пушкина. В бессмертном произведении отражена со всей силой авторского реализма русская жизнь первых десятилетий XIX века.

Поэт описывает все стороны русской действительности, все слои нации, показывает типичных представителей дворянского общества той эпохи.

Таким типичным образом в романе является главный герой – Евгений Онегин, в котором ярко видны черты «страдающего эгоиста», «лишнего человека».

Онегин – дитя светского общества, он получил типичные для молодого дворянина воспитание и образование. Главный герой романа владеет в совершенстве французским языком, хорошо танцует и изящно кланяется, чего вполне достаточно в высшем свете. Онегина считают умным и милым человеком. Пушкин иронично замечает:

  • Мы все учились понемногу
  • Чему-нибудь и как-нибудь,
  • Так воспитаньем, слава богу,
  • У нас немудрено блеснуть.

Евгений ведет жизнь баловня судьбы, сибарита. Он проводит время на бесконечных балах, вечерах, посещает рестораны, театры.

Молодой дворянин прекрасно овладел «наукой страсти нежной», но автор замечает, что любовные интриги занимали «тоскующую лень» Онегина.

Однообразие и пестрота жизни светского общества постепенно надоедают главному герою. Он разочаровывается в пустоте и бесцельности такого существования:

Но рано чувства в нем остыли,

Ему наскучил света шум…

Онегин отличается от других представителей светского Петербурга. Он умен и талантлив, способен правильно оценивать жизнь и людей, которые его окружают. Недаром Пушкин с большой симпатией говорит о своем герое. Евгений – это «добрый… приятель» автора. Что же так мило Пушкину в натуре главного героя? Поэт пишет:

  1. Мне нравились его черты,
  2. Мечтам невольная преданность,
  3. Неподражательная странность
  4. И резкий, охлажденный ум.

Именно эти качества не позволяют Онегину и дальше вести праздную жизнь. Однако трагедия героя в том, что он хорошо понимает неправильность такой жизни, но не знает, как надо жить.

Евгений пытается изменить вялый ход времени, он пробует заняться полезной деятельностью, чтобы как-то расшевелить себя.

Главный герой начинает читать книги, занимается писательским трудом, но это ни к чему хорошему не приводит. Пушкин открывает нам истину:

… но труд упорный Ему был тошен…

Жизнь в высшем свете уничтожает в человеке привычку к труду, желание действовать. Так происходит и с Онегиным. Его душа просто увяла под влиянием света. Евгений откровенно скучает в любом обществе. Он все делает «скуки ради», «чтоб только время проводить». Именно этим объясняются дружба Онегина с Ленским, проведение реформ в имении главного героя.

Читайте также:  Что такое жизнь? - сочинение-рассуждение

Евгений больше всего ценит свой покой, поэтому не хочет ответить взаимностью Татьяне Лариной, когда девушка сама признается герою в любви. Онегин видит, что Татьяна – это самобытная и глубокая натура, но эгоист в Евгении сильнее, чем «добрый приятель» Пушкина.

Онегин наносит душевную рану «милой Тане», он вызывает ревность наивного и пылкого Ленского, а причиной всему служит «тоскующая лень» главного героя. Он эгоист, но эгоист страдающий. Поступки и поведение Онегина приносят несчастье не только окружающим, но и ему самому.

Он слишком долго жил в высшем свете и впитал в себя все пороки того общества, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов». Евгений пытался уйти, порвать со светским Петербургом, но этого ему осуществить не удалось.

Дитя света, он не может возвыситься над окружающим героя убогим поместным дворянством и предпочитает стреляться с Ленским, чтобы не стать объектом насмешек. Понимая что ему нужно помириться с Владимиром, Евгений тем не менее делает роковой для юного поэта выстрел.

После убийства Ленского Евгений страдает, но боязнь сплетен и клеветы оказалась сильнее ощущения собственной неправоты. Онегин испугался мнения тех людей, которых сам же презирал, над кем смеялся в разговорах с Ленским. Эгоизм лежит и а основе отношения Евгения к Татьяне Лариной. Герой пушкинского романа не пожелал ответить на чувства наивной девушки, даже понимая, что она достойна любви. Онегин не захотел менять свои привычки:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас.

Однако Евгений страстно влюбляется в Татьяну, когда та становится знатной дамой, представительницей столичного общества, и Ларина хорошо понимает, что является причиной чувства Онегина к ней. Это любовь эгоиста, воспитанного в светском Петербурге и отлично знающего «науку страсти нежной».

Образ Онегина открывает галерею «лишних людей» в русской литературе XIX века. Без него был бы невозможен Печорин, справедливо названный «младшим братом» пушкинского героя, черты Евгения есть в Обломове, Рудине. Евгений Онегин – это типичный герой эпохи двадцатых годов, «страдающий эгоист», которого таким сделано общество.

Нет похожих записей.

Перед нами восемнадцатилетний молодой аристократ с богатым наследством, которое получил от дяди. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Заботу о тяжелобольном дяде называет «низкое коварство», так как Евгению скучно находиться в деревне и утомительно ухаживать за родственником.

Образование и воспитание Онегина не было серьезным: «сперва Madame за ним ходила», француз «учил его всему шутя». По мнению света, Онегин – «ученый малый, но педант», однако «Имел он счастливый талант… коснуться до всего слегка с ученым видом знатока». А.С. Пушкин говорит об уровне образования дворян 20-х годов 20 века так: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

Но больше всех других дисциплин Онегина занимала «наука страсти нежной». Он мог казаться одновременно равнодушным и внимательным, мрачным, угрюмым и красноречивым, томным, умел забавлять дам, злословить соперников и дружить с мужьями своих возлюбленных.

Только все это игра в любовь, её изображение. «Как рано мог он лицемерить» — говорит автор о чувствах героя. Главные качества, которыми можно описать Онегина по первой главе романа, — безразличие, равнодушие ко всему происходящему, ветреность.

Герою не интересны страдания и переживания других людей.

Большое значение автор придает изображению распорядка дня Онегина: пробуждение после полудня, с приглашениями на светские мероприятия, прогулка по бульвару, посещение театра, бал, возвращение домой под утро.

Для Онегина очень важен его внешний облик, около трех часов в день герой проводит перед зеркалом: «Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет». Герой следит за модой, одевается стильно во всё изысканное и иностранное, в основном английское и французское.

Мода обрекает на поверхностное отношение ко всему, потому, следуя моде, герой не может быть собой.

Театральные постановки Онегина не занимают, он посещает их только ради соблюдения светского этикета: «С мужчинами со всех сторон раскланялся, потом на сцену в большом рассеянье взглянул, отворотился – и зевнул».

Евгения Онегина окружают женщины, друзья, знаменитые люди сферы искусства, и он считает, что так будет всегда.

Потанцевав и устав на балах, Онегин возвращается домой, но завтра повторяется то же самое: сон до полудня, приглашения и балы.

Герой прожил так около восьми лет. С одной стороны, жизнь пестрая, с другой – серая, однообразная и пустая.

И такая жизнь быстро наскучила герою, вскоре охладел и к жизни вообще: «русская хандра им овладела понемногу», «ничто не трогало его, не замечал он ничего».

Таким образом, грамотный незаурядный Онегин не смог изменить свой образ жизни, потому что светское общество сильнее и требует соблюдения этикета.

В первой главе заметно отношение автора к герою: Пушкин называет Онегина «добрый мой приятель» и рассказывает о том, как подружился с ним, проводил время на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями, обсуждали барышень. Однако все положительные качества своего героя Пушкин оценивает с иронией.

Итак, на основе анализа первой главы романа мы можем сделать вывод, что Онегин показан противоречиво: талантливый, незаурядный, но не получивший систематического образования молодой человек, хочет любви, но относится к чувствам легкомысленно, умеет вести себя в обществе и живет активной жизнью, но скучает в свете. Онегин подчинен обществу, но вынужден в нём жить. Привычное притворство надоело, вызывает раздражение. Слова П.Я. Вяземского удачно характеризуют героя: «И жить торопится и чувствовать спешит», но жить истинными ценностями Онегин еще не умеет.

Роман «Евгений Онегин» создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это «взросление» поэта отражено в романе.

Главный герой — Евгений Онегин — так же как и сам поэт взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает.

Как же показаны этапы жизни героя в произведении? Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения.

Онегин — светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы.

Он ведет образ жизни «золотой молодежи»: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Онегин и учился «чему-нибудь и как-нибудь», он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества.

Пушкинский герой — порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему.

Благородство души, «резкий охлажденный ум» выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой: «Нет, рано чувства в нем остыли. Ему наскучил света шум…»

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду («труд упорный ему был тошен») сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет «без цели, без трудов».

В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни. Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связь с людьми.

Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись «шепота, хохота глупцов». В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России.

Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в Столицу и встречает ту же картину жизни светского общества.

В нем вспыхивает любовь к Татьяне — теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина.

Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности. Образ Евгения Онегина открывает целую галерею «лишних людей».

Вслед за Онегиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Лаевского. Все эти образы являются художественным отражением русской действительности.

Задачи и тесты по теме «Образ Евгения Онегина в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин «

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные сравнения, образа действия, меры и степени) — Сложноподчинённое предложение 9 класс
  • Вид, возвратность и переходность глаголов — Глагол 5 класс Уроков: 3 Заданий: 7 Тестов: 1

Главный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — дворянин, аристократ. Он непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами русской действительности и с людьми 1820-х годов. Онегин – знаком с Автором и с некоторыми из его друзей. Но у главного героя нет прототипов. Это позволяет Пушкину оградить его от однозначных характеристик.

Образ Онегина – сложный, противоречивый. Это личность с новыми запросами к миру, к самому себе. Герой ищет смысл в жизни, думает о назначении человека, проходит путь исканий, ошибок. Читатель знакомится с Онегиным, когда тому исполнилось 26 лет. Он еще молод, но уже устал от жизни.

Чтобы объяснить причины душевного разочарования героя, Пушкин описывает его детство и юношеские годы, отмечает факторы, которые повлияли на формирование характера. Это принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для того круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни в течение восьми лет.

Жизнь «свободного» дворянина не обремененного службой, — беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами, — укладывается в один утомительно длинный день.

Проснется за полночь, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

Источник: https://www.bittally.ru/opisanie-obraza-onegina-v-romane-evgenii-sochinenie-vliyanie-vospitaniya.html

Развитие личности главного героя в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (стр. 1 из 4)

Развитие личности главного героя в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.

  • Реферат по Литературе Лопырева Михаила 9 «Г»
  • Воронеж 1998.
  • План.

1.Евгений Онегин — выразитель особенностей содержания жизни русского общества 20-х годов XIX века.

2.Утверждение мысли о влиянии ума, уровня образованности на характер главного героя.

3. Умение различать истинные и мнимые ценности как показатель глубины личности и способности ее к дальнейшему развитию.

4.Проблема личности и среды в романе. Масштаб личности, определяемый как способность подняться над средой, противостоять обыденности, косности.

5.Художественная функция элементов сюжета, направленных на решение проблемы личности героя.

Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна — вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Вот почему я всегда, каждый раз с трепетом открываю ее страницы.

Кто главный герой романа «Евгений Онегин»? Ответ на этот вопрос кажется вполне ясным: конечно, тот, чьим именем назвал Пушкин свою книгу; конечно, Евгений — кто же еще? Даше Татьяна, даже Ленский играют в романе менее важную роль, а уж тем более Ольга, старики Ларины, соседи-помещики, светские денди, крестьяне… И в школьных учебниках мы читаем: главный герой романа — Евгений Онегин, типичный молодой дворянин начала XIX века. Это, разумеется, правильно: без Онегина и романа бы не было.

Вся первая глава, казалось бы, рассказывает об Онегине: его детстве, юности, привычках, развлечениях, друзьях.

Эпиграф к этой главе: «И жить торопится и чувствовать спешит» (Князь Вяземский) — тоже про Онегина, это он «жить торопится»

Но, если прочесть главу повнимательней, мы увидим, что в ней не один, а два героя: Онегин и Пушкин. Им не только уделено почти равное количество строф, мы узнаем о каждом из них очень много — об авторе почти столько же, сколько о герое.

Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу скажет об Онегине: «добрый мой приятель». Но много у них и разного.

Трудно, конечно, сравнивать реально жившего великого человека с другим, созданным его фантазией, а мне все-таки каждый раз, когда я читаю роман, думается: насколько же Пушкин ярче, умнее, значительней человека, которого мы называем «типичным представителем » его эпохи!

В то время, когда он начал писать «Онегина», полагалось начинать большое поэтическое произведение торжественным вступлением, обращаясь к богам. Так, как начал Гомер свою » Илиаду «:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…

  1. Или так, как начал Пушкин свою оду «Вольность»:
  2. Беги, сокройся от очей,
  3. Цитеры слабая царица!
  4. Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица?..

Так полагалось. А Пушкин начинает свой роман

в стихах совсем иначе. Он берет строчку из знакомой каждому его современнику басни Крылова «Осел и мужик»:

Осел был самых честных правил… —

и переделывает эту строчку по-своему.

Сразу, с первой же строки, он смело, весело, молодо бросается в бой против того, что устарело, что мешает развитию литературы, что ему ненавистно: против сковывающих писателя правил и законов — за свободу мысли, свободу творчества. Никого он не боится: ни критиков, ни ученых знатоков, ни даже друзей-писателей, которые, конечно, рассердятся на него за подобное начало.

  • Итак, роман начинается без всякого вступления — мыслями героя, едущего к больному дяде, которого он не знает и не любит, чтобы
  • Ему подушки поправлять.
  • Печально подносить лекарство,
  • Вздыхать и думать про себя:
  • Когда же черт возьмет тебя!

Одобряет Пушкин такое поведение Онегина? Пока мы еще не можем ответить на этот вопрос. Но дальше, читая роман, мы все узнаем: и что думает Пушкин об Онегине, и как он смотрит на принятые в свете родственные отношения, и какие люди ему по душе, кого он ненавидит и за что, над чем смеется, что любит, с кем борется…

Поэт находит самые точные, самые убедительные слова, чтобы объяснить, как несчастливо воспитали Евгения: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато умеет «лицемерить, казаться, являться»; зато, как многие светские люди, умеет скучать, томиться…

  1. Бот как по-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр — «волшебный край», о котором он мечтает в ссылке:
  2. Услышу ль вновь я ваши хоры?
  3. Узрю ли русской Терпсихоры
  4. Душой исполненный полет?

А Онегин «входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам…», едва взглянув на сцену «в большом рассеянье», уже

«отворотился — и зевнул».

Почему так? Отчего Пушкин умеет радоваться тому, что наскучило, опостылело Онегину? Мы еще придем к ответу на этот вопрос. Сейчас мы вместе с Евгением вернулись из театра и вошли в его кабинет.

Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

Что такое энциклопедия? Мы привыкли представлять себе при этом слове многотомное справочное издание — и вдруг: тоненькая книжка в стихах! А все-таки Белинский прав: дело в том, что в пушкинском романе сказано так много, так всеобъемлюще о жизни России в начале ХIХ века, что если бы ничего мы не знали об этой эпохе и только читали «Евгения Онегина» — мы бы все-таки звали многое.

На самом деле, прочтя только двадцать строф, мы уже узнали, как воспитывали молодых дворян, где они гуляли в детстве, куда ездили развлекаться, став взрослыми, что ели и что пили; какие пьесы шли в театре, кто была самая знаменитая балерина и кто самый знаменитый балетмейстер.

Теперь нам хочется знать, что покупала за границей и что вывозила за границу Россия ХIХ века. Пожалуйста: «за лес и сало» ввозились предметы роскоши: «янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза… духи в граненом хрустале» и многое другое, необходимое «для забав, … для неги модной».

Хотим узнать, как одевались молодые люди, как шутили, о чем думали и беседовали — скоро мы все это узнаем. Пушкин подробно и точно расскажет обо всем.

Еще один вопрос: почему так много иностранных словв первой главе? Некоторые даже и написаны латинским шрифтом: Madame, Monsieur I'Abbe, dandy, vale, roast-beef, entrechat…

И слова-то из разных языков: французские, английские, латинские, опять английские, французские…

Может быть, Пушкину трудно обойтись без этих слов, он слишком привык к ним, всегда употреблял их? Вот в строфе XXVI он и сам пишет:

  • А вижу я, винюсь пред вами,
  • Что уж и так мой бедный слог
  • Пестреть гораздо б меньше мог

Иноплеменными словами…

Когда мы начнем читать вторую, третью и другие главы, то убедимся: Пушкину вовсе не нужны «иноплеменные слова», он превосходно без них обходится. А вот Онегину — нужны.

Пушкин умеет говорить по-русски блестяще, остроумно, богато — а герой его говорит светским мешаным языком, где переплетается английский с французским и где не поймешь, такой же родной язык твоего собеседника.

Более того, Пушкин сознательно, нарочно извиняется перед читателем — а вдруг читатель не заметит «иноплеменного» словесного окружения Онегина! Нужно обратить его внимание на эти слова.

Евгений Онегин — определенный этап в развитии русского общественного сознания.

Онегин — воплощение европейского сознания: европейской культуры, образованности, приоритет рационалистического сознания. Подчеркивается его отчужденность от национальной жизни: он без семьи, воспитан иностранным гувернером, засилье иностранных слов в первой главе.

Источник: https://mirznanii.com/a/356264/razvitie-lichnosti-glavnogo-geroya-v-romane-as-pushkina-evgeniy-onegin

Ссылка на основную публикацию