Запорожская сечь в повести тарас бульба гоголя

Вот откуда разливается воля

и казачество на всю Украину!

Н. Гоголь. Тарас Бульба

Свою повесть «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь посвятил борьбе вольного казачества с угнетавшими его польскими панами за национальную независимость.

Поляки угнета­ли крестьян, преследовали все национальное, пытались на­садить свою веру, культуру, чуждый украинцам образ жиз­ни.

Именно в это тяжелое время опорой казацкой вольно­сти, сторожевым постам Украины не только против Польши, но и против турецких захватчиков стала Запо­рожская Сечь.

Н. В. Гоголь долго и кропотливо собирал исторический материал перед написанием повести. Он изучал летописи, народные предания и песни — и вот перед нами развора­чивается яркий и живой образ «колыбели» вольного каза­чества.

Много страниц в повести посвящено описанию За­порожской Сечи и борьбе запорожских казаков против за­хватчиков.

Воинской доблестью, героизмом, бесконечной любовью к родине привлекают к себе внимание могучие характеры, сформировавшиеся в упорной борьбе за родную землю.

Никто не мог устоять перед натиском свободолюбивых казаков. Их приближение наводило на поляков страх и ужас: «. все, что могло спасаться, спасалось. Все подыма­лось и разбегалось. Все знали, что трудно иметь дело с сей закаленной вечной бранью толпой, известной под име­нем запорожского войска. «

Гоголь представляет нам Запорожскую Сечь как во­площение мечты украинского народа о вольной жизни, о настоящей дружбе и братстве. Здесь — царство равенства и свободы, и на протяжении всей повести Гоголь прослав­ляет законы и нравы Запорожской Сечи: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и креп­кие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!»

Главный герой повести Тарас Бульба убежден, что «нет лучшей науки для молодого человека как Запорожская Сечь».

Несмотря на то, что в перерыве между битвами Сечь представляла собой «какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой», здесь цари­ли строгие (и даже жестокие порой), но справедливые за­коны.

Превыше всего ценились в казачьей вольнице чув­ство товарищества и уважение к старшим, поэтому любое преступление против этих добродетелей сурово каралось.

За воровство казака могли забить насмерть у позорного столба, должника приковывали цепью к пушке, пока кто-нибудь из товарищей его не выкупит или не заплатит за него долг. Самая страшная казнь полагалась за смерто­убийство. Материал с сайта //iEssay. ru

В остальном же «Сечь представляла необыкновенное явление». Она состояла из отдельных независимых куре­ней, которых было больше шестидесяти.

Во главе куреня стоял куренной атаман, которого еще называли «батьком» за то, что в его руках были деньги, одежда, питание, топли­во.

Из казаков «никто ничем не заводился и не держал у себя», даже личные деньги отдавались «под сохран» курен­ному атаману.

Во главе казацкого войска стоял выборный старши­на — кошевой, и казаки очень гордились возможностью самоуправления.

Таким образом, Сечь стала домом, родиной, опорой казакам, не жалеющим ни себя, ни врагов, если нужно было отстоять независимость и свободу родной земли. Словно былинные богатыри, запорожцы сумели войти в историю беззаветной храбростью и неистребимой любо­вью к родине, проявленными в героической борьбе с захватчиками.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

Закладка Постоянная ссылка.

Источник: https://zaporozhskaya-sech.ru/zaporozhskaya-sech-po-povesti-n-v-gogolya-taras-bulba/

Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"

Тема повести 
Н. В.

Гоголя «Тарас Бульба» — 
не просто изображение жизни украинского 
казачества в давние времена, не просто экскурс в историю борьбы лучших сынов Отчизны за ее независимость 
— писатель показал нам душу народа, формирование его национального 
самосознания.

Потому и проводит нас автор на Запорожскую Сечь — сердце украинского казачества. Потому и любуется вместе с нами, читателями, ее свободными, смелыми рыцарями, восхищается неколебимыми и справедливыми, хоть и суровыми законами Сечи.

«Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы. Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину», — с гордостью пишет Н. В. Гоголь. Автор показывает нам именно молодых казаков, сыновей славного полковника Тараса Бульбы, чтобы в их лице мы увидели молодую Украину, ее силу и стремления.  

Запорожская Сечь была для них путеводной звездой.

Даже Остап, изнывавший от скуки в 
бурсе и четыре раза закапывавший свой букварь в землю, стал хорошо учиться, как только отец пригрозил 
отдать неуча служкой в монастырь и сказал, что не видать ему Запорожья, как собственных ушей. Остап стал одним из лучших учеников. Андрий жил не столько мечтами о будущем, сколько настоящим, гулял, влюблялся. Сегодня он был бурсаком, а завтра еще не настало.  

Характеры братьев вырисовываются еще во время их учебы в бурсе. Открытый и прямодушный, Остап переносит наказанья за бурсацкие шалости, но не выдает товарищей. Андрий умеет выходить сухим из воды, никогда не подставляя спину под розги, хотя часто руководит каким-либо набегом бурсаков на рынок.

Он кажется более развитым, более чутким, романтичным, чем старший брат, не замечающим ни красивых девушек, ни цветения садов — ничего на свете, все мысли которого о дружеских гулянках и военных доблестях казаков.

Андрий кажется вначале лучшим, чем Остап, более душевным и человечным, способным на более тонкие, нежные чувства и переживания.  

Во время приезда 
братьев домой из бурсы мы видим, что старший никому не позволит смеяться над собой и даже готов драться 
на кулаках с родным отцом, а младший вроде и не слышит насмешки.

Резковатый и даже грубоватый Остап, уезжая на Сечь, жалеет родную мать, думает о быстро промелькнувшем детстве, а «романтичный » Андрий словно отрезал себя от всего, забыл обо всем. Он кажется человеком без «корня», без стержня.

Поведение братьев на Сечи, военные упражнения, занятия верховой ездой и стрельбой оценивает самый требовательный судья — их отец Тарас. Он гордится сыновьями, их мужеством, ловкостью, лидерством среди молодежи, но он же замечает и разницу в их поведении.

Андрий «весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». Он не знает, что значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы; то есть любит битву ради самой битвы, видит на поле боя только себя, хочет развлечь себя, показать себя.  

Остап же, прежде всего, «в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться с тем, чтобы потом вернее преодолеть ее». Тарас понимает, что из старшего сына выйдет «добрый полковник».

Именно затем, чтобы испытать сыновей в битве, чтобы воспитать их в лучших традициях казачества, он требует выступать в поход. Поход и осада Дубно действительно станут важной вехой жизненного и воинского пути братьев.

Когда погибнет атаман Бородатый, уманцы единогласно выберут куренным атаманом Остапа, хоть он самый молодой среди них. Казак не будет отговариваться, потому что поймет: его час настал. Он сразу же проявит себя хорошим организатором, разумным командиром.

Много эпизодов последнего боя связано именно с Остапом. Его даже победить могут чуть ли «не восьмеро разом».  

Андрий же, едва увидев любимую прекрасную полячку, не просто совершает гуманный поступок — дает хлеб для умирающей от голода матери девушки, он изменяет самым 
близким, самым родным: «Что мне 
отец, товарищи, отчизна! Отчизна моя 
— ты! Все, что есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Человек без чувства родины, без верности дружбе перед смертью одинок. Никто не даст ему силы выстоять перед карой, никто не встанет рядом, чтобы разделить последние мучения, поддержать. Мы видим испуганного, побледневшего Андрия, в последний раз стоящего перед отцом, — и не видим отца и сына. Тарас убивает сына собственной рукой, ибо это единственное, по его мнению, что он может сделать, чтобы избежать позора. Даже мертвому сыну он откажет в последних почестях — похоронах руками товарищей. Бульба вырвет изменника из своего сердца. Бросивши убитого на опушке, Тарас поскачет к товарищам, которые зовут его — атамана — батькой, потому что они его дети «по душе, а не по крови».  

Зато к Остапу, окруженному врагами, Тарас будет пробираться до последнего, пока сам не упадет без сознания.

Несмотря ни на что он поедет в самое пекло — в столицу врага Варшаву, предлагая за освобождение сына какие угодно деньги, а когда ничего не сможет сделать, не бросит его в последнюю минуту, придет на площадь, где будут казнить запорожцев. Даже в страшном горе Тарасу есть чем гордиться за сына.

Остап во вражеском стане ощущает себя частицей украинского казачества, командиром, что должен быть примером для товарищей. Тарас понимает, что воспитал прекрасного сына, настоящего товарища, родного не только по крови, но и по душе. Они достойны друг друга.

Последние слова Остапа на площади показывают совсем не слабость героя, а сильного человека, который на миг, перед смертью, попросил дружеской поддержки. Отцовское «Слышу!» прозвучит тем приветом из Сечи, с Украины, словом самой высокой дружбы и любви.  

Автор целиком 
разделяет это уважение и любовь героя, даже «поминки по Остапе» поэтому не выглядят слишком жестокими, ведь мы понимаем отца и разделяем его горе. А об Андрии автор, как и Тарас, больше не вспоминает, потому что он не стоит того.

Мне же, читателю, Остап нравится не только как воин, атаман уманцев, но и просто как человек сильного характера, умеющий любить мать, отца, товарищей, родную землю — все то, из чего складывается Родина.

То, что защищает человек не только из чувства долга, а и по велению сердца.

Источник: https://www.freepapers.ru/9/zaporozhskaya-sech-v-povesti-n/6717.60478.list1.html

Анализ "Быт и нравы Запорожской Сечи". (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Быт и нравы Запорожской Сечи.

(по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).

«Тарас Бульба» — одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Писатель работал над этой повестью около 10 лет. Она была любимым его детищем.

В повести нарисована широкая картина жизни людей Запорожской Сечи, которая являлась своеобразной сторожевой заставой на южных и юго-восточных границах Украины. И быт, и административное устройство, и нравы – все было необычно и своеобразно в Сечи. Запорожская Сечь – это вооруженный лагерь, в котором жили молодые и старые люди без семей.

Ни одна женщина не смела показываться даже в предместье Сечи, находившейся за полверсты от нее самой. Предместье, одевавшее и кормившее Сечь, «было похоже на ярмарку»: здесь жили и работали кузнецы, «сильные кожевники» возделывали «своими дюжимы руками бычьи кожи», торговцы (крамари) продавали кремни и порох, армяне – дорогие платки и т.д.

В Сечи же козаки жили просто. «Нигде не видно было забора или тех низеньких домиков с навесами на низеньких деревянных столбиках, какие были в предместье. Небольшой вал и засека, не хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность». Только стояло «насколько курений, покрытых дерном, или, по-татарски войлоком. Иные уставлены были пушками».

Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой.

Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали, но большая часть гуляла с утра до вечера… Веселость была пьяна, шумна, но при всем том это не был черный кабак, где мрачно – искажающим весельем забывается человек; это был тесный круг школьных товарищей…»

Сечь принимала под свое крыло всех: бурсаков, не вытерпевших академических лоз и не вынесших из школы ни одной буквы; офицеров; опытных партизанов, «которые имели благородное убеждение мыслить, что все равно где бы ни воевать, только бы воевать, потому что неприлично благородному человеку быть без битвы».

В Сечь приходили как в «свой собственный дом», и она принимала любого верующего «во Христа» и в «Троицу святую», ходившего в церковь и умеющего креститься.

«Вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании».

Сечь состояла из шестидесяти с лишком курений, которые очень походили на отдельные, независимые республики, а еще более походили на школу и бурец детей, живущих на всем готовом. Никто ничем не заводился и не держал у себя.

Каждое землячество возглавлялось выборным куренным атаманом, который подчинялся выборному главному начальнику коша, или общины, — так называемому кошевому атаману. Куренного атамана называли «батька». Все было у него на руках: одежда, еда, топливо. Ему отдавали и деньги под «сохрану».

Читайте также:  Крылатые выражения героев горе от ума (по персонажам)

Дело, точнее правота дела, часто доказывалось кулаками. Даже кошевой атаман не всегда мог усмирить козаков, так как «разъярившаяся, своевольная толпа» могла прибить насмерть и кошевого, несмотря на чин.

В особо важных случаях, когда необходимо было созвать всех козаков Сечи, били в литавры, привязанные к столбу. Это означало сбор. «И тогда все козаки стекались на площадь.

Кошевой и старшины снимали шапки и раскланивались на все стороны козакам, которые гордо стояли». После чего начинался совет.

В Сечи были свои законы, которые кажутся даже слишком строгими среди такой своевольной республики».

«Если козак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось уже поношением всему казачеству: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, которую всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть.

Не платившего должника приковывали цепью к пушке, где должен был он сидеть до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей не решался его выкупить и заплатить за него долг». Самым страшным наказанием являлась казнь за смертоубийство».

Перед приговоренным вырывали яму, затем живым его туда опускали, ставили сверху гроб, в котором находилось «тело им убиенного», а затем засыпали их землею. Вот в таких условиях и по таким законам жила Запорожская Сечь в перерыве между битвами.

Как только начинались военные действия, то вмиг запорожское войско преобразовывалось. Вот как описывает Гоголь:»Кошевой вырос на целый аршин. Это уже не был тот робкий исполнитель ветреных желаний вольного народа; это был неограниченный повелитель.

Это был деспот, умевший только повелевать.

Все своевольные и гульливые рыцари стройно стояли в рядах, почтительно опускали головы, не смея поднять глаз, когда кошевой раздавал повеления, раздавал он их тихо, не вскрикивая, не торопясь, но с расстановкою, как старый, глубоко опытный в деле козак, приводивший не в первый раз в исполненье разумно задуманные предприятия». «Вся Сечь сразу отрезвилась, козаки сразу принялись за дела. Перед походом в деревянной церкви священник совершает молебен, затем окропит всех святой водой, а затем, поцеловав крест, козаки двинутся в поход».

Запорожцы – суровые, жестокие воины. Все, кто могли, разбегались и спасались от них. С козаками трудно иметь дело. Никто не мог уйти от их суровой сабли. Жалости козаки не испытывали. «Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, — пишет Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» — которые пронесли везде запорожцы.

Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног ипо колена у выпущенных на свободу…» где бы не проходили козаки, то везде оставляли после себя выжженные, разграбленные деревни. Но запорожские козаки не только жестокие воины, им присущи и другие черты: мужество, решительность, смелость, верность и любовь к своей родине, чувство товарищества.

Это мы видим в сцене казни Остапа и Тараса Бульбы. В последний миг жизни Остап хотел увидеть твердого мужа, который бы разумными словами освежил его и утешил при кончине. А у Тараса Бульбы рука не дрогнула убить своего родного сына за предательство, а на костре, он думал не о себе, а о своих товарищах.

И не зря Гоголь восклицает: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Источник: https://multiurok.ru/files/analiz-byt-i-nravy-zaporozhskoi-sechi-po-povesti-n.html

Тарас Бульба Запорожская Сечь | Инфошкола

Из различных мест повести можно составить довольно определенное понятие об устройстве Запорожской Сечи, быте запорожцев в мирное и военное время. Сечь находилась в нижнем течении Днепра, на одном из многочисленных островов ниже порогов, которыми в этом месте усеяно русло реки.

Остров этот назывался Хортица; впрочем, запорожцы несколько раз переносили местопребывание Сечи с одного острова на другой; она состояла из двух частей: собственно Сечи и предместья, находившегося на расстоянии полуверсты от последней.

Сечь состояла из обширной площади, по краям которой были разбросаны крытые дерном курени. В куренях жили, т.е. ели и спали запорожцы; на площади они собирались для совещаний разного рода. За куренями находился небольшой земляной вал и засека, которые никем не охранялись. Вот и все внешнее устройство Сечи.

Ничего грозного, воинственного она, по-видимому, не представляла, если не считать, что на крышах некоторых куреней, а всего их было около шестидесяти, стояли пушки, а посреди площади находился высокий столб с привязанными к нему литаврами, палки от которых хранились всегда у довбиша.

Никаких укреплений и строений на Сечи больше не было. Перед Сечью лежало в полуверсте предместье, попасть в которое можно было прямо с парома, плававшего по толстому канату между островом Хортицей и правым берегом Днепра. При въезде в предместье было расположено штук двадцать пять кузниц, из которых оглушительно раздавались удары тяжелых молотов.

Само предместье имело вид длинной и широкой улицы, вдоль которой были расположены лавки кожевников, оружейников, шинкарей.

Встречались также переносные лотки мелких торговцев, у которых можно было получить положительно все, что угодно: кремни, огнива, порах, платки и даже готовое съестное.

Предместье было необходимо для Сечи, так как запорожцы сами почти ничего не делали, а только умели «пить да палить из ружей».

Предместье одевало, поило и кормило Сечь; без него она ни в коем случае не могла обойтись. Естественно, что в предместье Сечи должны были жить и работать люди других национальностей, коль скоро сами казаки ничем почти не занимались.

Так оно и было. Там можно было найти людей почти всех национальностей: татар, армян, турок, евреев и т.п.   Не было там только женщин, им под страхом смерти было запрещено показываться в предместье Сечи.

Вообще Сечь имела характер и производила впечатление военной суровой организации, или братства со строгими правилами, при помощи которых и можно было поддерживать относительный порядок и лад среди запорожцев.

Все члены этого многолюдного братства были в мирное время абсолютно свободны и равны между собой. Власть кошевого и старшин была чисто номинальной; в любую минуту запорожская рада могла сменить их всех разом.

Пример этого мы имеем в самой повести. «Подговоренные Бульбой запорожцы в один миг собрали раду и с ругательствами приказали ему положить палицу, знак его достоинства, а прочиевласти оставили на местах».

Составляя род военного братства, целью которого была защита православной религии и народной самобытности от чьих бы то ни было посягательств, запорожцы ничем и не занимались, кроме войн, которые были почти беспрерывны.

Естественно, что и организация строго соответствовала цели этого братства. Все запорожцы делились на курени, Т. е. на более мелкие военные единицы, во главе которых стоял куренный атаман, заведовавший всеми делами куреня.

Члены куреня обыкновенно у себя ничего не держали; ели из одного котла все, для чего и держали кашевара; казаки одевались из общего запаса платья и оружия; только оно одно ценилось казаками и составляло их гордость и предмет алчных исканий.

Состав этого военного братства был до чрезвычайности разнообразен.

Здесь были те люди, которые от притеснения евреев — арендаторов бросили свой дом, свое хозяйство и убежали на Сечь искать воли, здесь были и бурсаки, не вытерпевшие академических лоз и не вынесшие из школы ни одной буквы, но были и такие, которые хорошо знали произведения Цицерона, Горация и других классиков, было также много офицеров, которые потом отличались в королевских войсках, были и просто записные вояки, которые имели благородное убеждение мыслить, что все равно, где бы не воевать, только бы воевать, потому что неприлично благородному человеку быть без битвы.

Много было и таких, которые пришли на Сечь с тем, чтобы потом сказать, что они были на Сечи и уже закаленные рыцари.

Кого тут только не было! Охотники до военной жизни, до золотых кубков, богатой парчи, дукатов и реалов во всякое время могли найти здесь работу.

Условиями поступления в число членов Сечи были следующие требования: нужно было верить во Христа, в Святую Троицу и уметь креститься; удовлетворивший этим требованиям мог поступать в какой ему угодно курень.

Власти на Сечи все были выборные; они были следующие: кошевой, знаком достоинства которого была палица; судья, У которого хранилась войсковая печать; писарь с необходимыми принадлежностями своей должности — чернильницей и пером, и есаул с жезлом; за ними следовали куренные атаманы.

Самого ничтожного повода иногда было достаточно, чтобы сменить все власти, и в мирное время обыкновенно старшины низко кланялись пред «радою казацкою» и заискивали у нее.

Все важнейшие дела решались на «раде», причем часто доходило до рукопашной и даже до убийств. Ввиду этого казакам запрещено было являться на «раду» вооруженными, но и это не помогало. Своевольная толпа очень часто убивала кошевого, вздумавшего ей противоречить и не заслужившего ее доверия.

Сечь была очень похожа на демократическую республику, не управляемую никакими законами. Законов, действительно, никаких не было, но были обычаи, имеющие, однако, силу закона.

Обычаи эти были суровы до чрезвычайности, но только такими мерами можно было удержать эту своевольную и разношерстную толпу. За воровство, например, у своего товарища по обычаю назначалась медленная смертная казнь, состоявшая в том, что провинившегося привязывали к столбу на площади и клали возле него дубину.

Всякий проходящий мимо должен был нанести привязанному  удар по мере сил своих, и таким образом несчастного заколачивали до смерти. Казака, не отдавшего долга своему товарищу, обыкновенно приковывали к пушке и в таком положении он оставался до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей не выкупал его.

Казака, убившего своего товарища, присуждали быть закопанным живым вместе с гробом убитого. В военное время все преображалось. Власть кошевого и старшин становилась неограниченной, а сам он становился как бы на аршин выше.

Казаки в поход брали с собой очень немного. Все нужное находилось в обозе. Обыкновенно брали по два коня на человека и оружие. Обоз, состоящий из многочисленных крытых телег, тащили волы.

В случае неожиданного нападения казаки составляли возы в два или три замкнутых круга так, что получался род крепости, взять которую почти не было никакой возможности, так как казаки с возов и из-за них открывали беспрерывный огонь из самопалов; в промежутках между возами ставились пушки, которые заставляли держаться неприятеля на почтительном расстоянии от казацкого табора.

Точно таким же образом поступали казаки  с осажденными ими городами — с той только разницей, что в середине казацких возов оказывались городские стены. Следует заметить, что запорожцы вообще не любили осаждать городов.

Если не удавалось взять город с первого же приступа, то казаки бросали его и появлялись в той местности, где их меньше всего ожидали. Быстрота их передвижений, несмотря на многочисленный и тяжелый обоз, была поразительна и приводила в изумление иностранных офицеров.

Казаки были почти неуловимы. Путь их похода обоз начался пожарами и трупами. Над ними  чинили зверства, и казаки платили своим поработителям той же монетой и не знали пощады.

Женщины, старики и даже дети были безжалостно избиваемы. Особенно жестокая расправа была всегда с евреями. В жестокостях с ними казаки доходили до виртуозности.

Если поход был морской, то казаки готовили челны, смолили их, конопатили, стягивали крепкими канатами, привязывали к бортам их пучки тростника для большей устойчивости и в таком виде совершали набеги на самые отдаленные берега Черного моря, путь к которым был уже давно проложен морскими походами первых киевских князей, о чем казаки отлично знали.

Само собой разумеется, что военная тактика казаков в этом  случае была совершенно иная, чем в сухопутном походе. В повести, впрочем, о морских набегах казаков упоминается слегка, и трудно по ней создать себе ясное представление об их действиях на море.

Из повести видно, какие страны и государства подвергались нападениям казаков. То была Польша почти вплоть до Карпатских гор. Тарас Бульба почти дошел до Кракова со своим полком. Южная часть Литвы тоже подвергалась казацким нашествиям, но особенно часты  они были на Турцию и на крымских татар.

Читайте также:  Почему некоторые книги люди перечитывают? - сочинение

Источник: https://info-shkola.ru/taras-bulba-zaporozhskaya-sech/

  • Шолаксорская средняя школа
  • Жекина Гульнар Кенжебаевна
  • Учитель русского языка и литературы
  • Пояснительная записка

Урок  по литературе по теме «Отображение исторических событий в повести. Запорожское казачество в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба.

Повесть «Тарас Бульба» предназначена  для учащихся 8 класса  (I полугодие ). Презентацию, предложенную к данному уроку  можно использовать как основной и дополнительный материал  при изучении жизни и творчества  Н.В.

Гоголя  в 5-9 классах и во внеклассной работе (предметная неделя по литературе). Уроки могут носить характер ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, повторения и обобщения полученных знаний.

Урок интегрированный  ( литература + история )

Интегрированный урокодно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.

  По своей сути, школьный предмет «Литература » является интегрированным.

Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни

Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Преимущества интеграции на уроке

1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

4. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких  В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.  Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

Литература на этом является ведущим предметом

  На протяжении урока  учитель истории и литературы чередуются своими выступлениями, заданиями  разного характера ( беседа с учащимися, работа в группах, работа со словарями , кроссворд)

Интегрированный урок литературы и истории «Отображение исторических событий в повести. Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

  1. Цель урока: актуализация и интеграция знаний, полученных на уроках литературы и истории.
  2. Задачи урока: 
  3. Оборудование: Иллюстративный материал,  выполненный  в программе «Поуэр Пойнт»;
  4. Межпредметная связь –литература и история
  5. Педагогические технологии:
  6. Словарная работа (со словарями)
  7.  Презентация (слайды)
  8. Групповая работа по заданиям  учителя
  9. Выразительное чтение текста и работа с цитатами
  10. Беседа по содержанию текста
  11. Работа по развитию речи (монологическая речь, письменные высказывания)
  12. Индивидуальные задания (рассказ о художнике и составление кроссворда по повести).
  13. Ход урока

1. Формирование бережного отношения к истории и традициям своего народа. 2. Определение характера исторической эпохи; знакомство учащихся с атмосферой повести «Тарас Бульба». 3. Формирование представления об исторической истине и художественных задачах писателя. 4. Осмысление героико-патриотической темы произведения, идеи подвига во славу Отчизны. 5. Развитие ключевых компетенций учащихся.

I. Мотивационный этап .Этап «включения» в урок. Психологический настрой . ( учащимся раздаются треугольники разных цветов, ученики выбирают в соответствии настроению, желают друг другу удачи.

  • Образовательные задачи : нацелить учащихся на усвоение материала, определить основные задачи урока.
  • Время : 1 мин
  • II. Проверка домашнего задания
  • Образовательные задачи : проверить пройденное  за прошлый урок
  • Время :  2 мин
  • Сравнительная характеристика Остапа и Андрия ( диаграмма Венна)
  • III. Актуализация знаний учащихся
  • Образовательные задачи : актуализировать ранее приобретённые базовые знания
  • Время :  3 мин
  • Работа в тетради.

Вам нужно восстановить авторский текст.

Так вот она, Сечь! Вот то (гнездо), откуда вылетают все те гордые и крепкие , как (львы)! Вот откуда разливается (воля) и козачество на всю Украйну. — Как вы поняли значение пропущенных слов: гнездо, львы, воля?

  1. IV. Формирование новых знаний
  2. Образовательные задачи: развитие личности учащегося , его способности, интересы, научить учащихся анализировать, делать выводы
  3. Время : 15  мин
  4. Вступление учителя.

Сегодняшний урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» мы посвящаем теме «Запорожское казачество вповести»

Работа в тетради.

Вам нужно восстановить авторский текст.

Так вот она, Сечь! Вот то (гнездо), откуда вылетают все те гордые и крепкие , как (львы)! Вот откуда разливается (воля) и козачество на всю Украйну. — Как вы поняли значение пропущенных слов: гнездо, львы, воля? Учитель литературы  -Экскурсия по Запорожской Сечи.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» входит в сборник «Миргород», появившийся в печати в 1835 году.

Миргородский цикл состоит из разнообразных повестей, объединенных скорее по принципу противоположности: пошлой и серой жизни обитателей усадеб и провинциальных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне. Повесть «Тарас Бульба» выделяется из цикла. В ней писатель обращается к иной сфере жизни, к историческому прошлому.

 В 15-17 веке Украина вела освободительную войну с поляками, турками и татарами. Эту борьбу возглавляло казачество. Казаками назывались вольные люди, жившие в степи и не подчинявшиеся государству и его законам. Нередко ими становились беглые крепостные. Центром казачества была Запорожская Сечь.

Называлась она так потому, что находилась за днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). В «Тарасе Бульбе» нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда — с абсолютной уверенностью сказать нельзя.

Время, изображенное в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: XV — XVII века.

Ни одного определенного исторического факта в повести нет, то есть Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать точную картину исторического прошлого, так как ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические. Именно поэтому «Тарас Бульба» является скорее не исторической повестью, а эпической. 

Учитель истории — Сообщение учителя с элементами беседы, работа с картой.

Хотя события, происходящие в ней, должны были происходить или в конце XVI, или в первой половине XVII века.

Именно тогда войны противпольского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью.

Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища — со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.

  • V.Закрепление
  • Образовательные задачи: умение работать с текстом, находить главное
  • Время :  10 мин
  • Беседа по содержанию 1, 2 главы.
  • Запишите в тетрадь цитату, восстановив ее:
  • «Ваша нежба — чистое ( поле) да добрый (конь).
  • (Сабля) — вот ваша матерь!

(Запорожье) — вот где наука, так наука! Там вам школа!

Ответьте на вопросы, используя знание текста 1-2 глав: — Кому принадлежат эти слова? (Их сказал Тарас своим сыновьям). — Что является главным для казака Тараса Бульбы? (Главные атрибуты настоящего казака: чистое поле, где он сможет развернуться, добрый конь, который никогда не бросит казака и матерь –сабля, которая защитит.) — В чем видит он смысл своей жизни? (В служении своему отечеству, в защите Родины.) — Почему старый Тарас отправляет своих сыновей в Запорожье? (Он считает Запорожье школой возмужания.)

— О чем думал Тарас и его сыновья по дороге в Запорожскую Сечь? Зачитайте цитату. (Каждый думал о своем. Цитата.)

Учитель литературыСообщение учителя с элементами беседы. В повести Гоголь изображает эпические богатырские характеры: Тараса, Остапа, других запорожских «рыцарей». Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере.

Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства. Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей веры.

Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь — и это не фантазия автора, потому что в те времена украинцы чаще называли себя, свой язык, веру словом «русские». Понятие «Русь» связано с украинскими землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России: именно украинские земли были ядром Киевской Руси.

Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем.

Работа в группах (5 минут).

1  группа – работает с текстом 2-3 главы. Главные герои Запорожской Сечи. Ответить на вопросы, используя текст, привести цитаты, выразительно зачитать их.

  1. Что представляла из себя Сечь, когда наши герои подъезжали к ней?
  2. Занятия запорожцев, их внешность, одежда.
  3. Как Остап и Андрий влились в новую жизнь?
  4. Почему Тарасу не нравилась праздная жизнь?

  2  группа —работает со словарями. Объяснить значение слов и написать на доске. Атаман – предводитель войска Брань – битва, сражение Гетман – главнокомандующий казацким войском Курень – шалаш, подразделение войска Кошевой – предводитель стана Казак – вольный поселенец

Учитель историиРассказ об устройстве, географическом положении и укладе жизни Запорожских казаков. 

Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство — Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести.

Запорожские казаки жили на днепровских островах, где сформировалась своеобразная казацкая республика (свободное военное братство во главе с выборным кошевым и куренным атаманами). Ядром этой республики был островХортица. В Сечь принимали всякого, кто приходил; не спрашивали — кто он, откуда пришёл; как и чем прежде жил, лишь бы он был не еврей и не католик.

Каза­ки были народ вольный, долгое время они только номинально считались подданами великих князей литовских, выбирали своих гетманов, воевали с кем хотели.

3 группа —  работает с текстом 3 главы. Законы Запорожской Сечи.

Выразительное чтение эпизода «Нравы и обычаи Сечи».

Прокомментируйте их.

Считаете ли вы их жестокими? Почему? Аргументируйте свой ответ.

  • VI.Контроль
  • Образовательные задачи: проверить усвоение знаний
  • Время:  5 мин
  • Кроссворд из 10 слов или викторина. (Индивидуальное задание)
  1. Он был из числа коренных старых полковников…(Тарас Бульба)
  2. Остров, на котором располагалась Сечь? (Хотрица)
  3. С кем отец бился на кулаках? (Остап)
  4. Кого Тарас назвал мазунчиком? (Андрий)
  5. Речка, впадающая в Днепр. (Татарка)
  6. Как называлось духовное училище? (Бурса)
  7. Подразделение запорожского войска. (Курень)
  8. Как назывался атаман? (Кошевой)
  9. Мучная похлебка. (Саламата)
  10. Каша с салом. (Кулиш)

VII. Вывод по уроку. Рефлексивная деятельность учащихся.

Образовательные задачи: узнать затруднения по данной теме

Время :  5 мин

Автор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи — такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Н В. Гоголь создает поэтическую картину казачьего общества, показывая его жестокость, стихийность. Сильные и могучие характеры — это следствие уклада жизни, сформировавшей эти характеры.

Тарас — сын своего времени, и его дикость и необузданность — результат дикости этой эпохи. Но Бульба одновременно велик, велик как человек Сечи, защищающий свободу и независимость своего народа. Велик и Остап, и другие запорожцы.

Чувство коллективизма делает героев повести «Тарас Бульба» сильными, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей — чувством любви к родине.

Какая же она, Запорожская Сечь? Чему она нас учит?

-Какие задания у вас вызвали большой интерес или затруднения?

Сочинение –эссе « Какая же она, Запорожская Сечь? Чему она нас учит?»

VIII. Домашнее задание.. Письменно в тетради: «Письмо турецкому султану» (от 1 лица).

 IX.Подведение итогов урока. Поощрение, выставление оценок

Источник: https://bilim-all.kz/jospar/1368-Otobrazhenie-istoricheskih-sobytii-v-povesti-Zaporozhskoe-kazachestvo-v-povesti-NVGogolya—Taras-Bul_ba-

Сочинение на тему: Запорожская Сечь: её нравы и обычаи в повести Тарас Бульба, Гоголь

Главная>Сочинения по произведению Тарас Бульба

Читайте также:  Конструктор лего сочинение 5 класс

Запорожская Сечь: её нравы и обычаи

Повесть «Тарас Бульба», написанная Н. В. Гоголем, описывает события происходящие, в среде запорожских казаков. Запорожская Сечь представляется казацкой республикой со своими порядками и обычаями.

Это своеобразное царство свободы и равенства. Автор на протяжении всей повести прославляет законы этой земли.

Он называет Сечь «гнездом», откуда появляются гордые и крепкие воины, а также местом, откуда на всю Украину распространяется воля и казачество.

Запорожская Сечь в повести описана как место праздного существования. Здесь все время проходят пиршества и гуляния, но при этом сохраняются строгие и справедливые законы.

Казаки считались народом вольным и разгульным, и место, где они могли по-настоящему чувствовать себя как дома, было именно в Запорожье. Сюда со всей Украины приезжали казаки в поисках приюта.

Старые казаки приезжали провести время со старыми друзьями. А молодые здесь могли набраться опыта у старшего поколения.

Так поступили и главные герои пьесы – Тарас Бульба с сыновьями Остапом и Андрием. Старый казацкий полковник давно не видел давних боевых товарищей и очень соскучился по ним. Для сыновей же он считал Запорожье лучшей «школой жизни».

Сечь встретила их дружелюбно трудовыми буднями. Сразу при въезде они увидели более двадцати кузниц, откуда издавался оглушительный стук кузнечных молотов. Это и понятно.

Ведь для того, чтобы обмундировать сотни тысяч казаков требовалась работа многих кузнецов.

Помимо кузнецов на улицах встречались и кожемяки, мывшие своими сильными руками воловьи шкуры. Были и добытчики руды, и торговцы порохом, и строители судов. Сам же город представлял собой суровую крепость, где готовили молодых воинов. Здесь не давалось много времени на обучения.

Молодые казаки сразу приступали к сражениям, которые здесь почти не прекращались. В перерывах они не любили браться за учебные дисциплины, только за стрельбу и иногда за лошадиные гонки.

К тому же им нужно было овладеть саблей, меткой стрельбой, рукопашным боем и прочими полезными умениями.

Запорожская Сечь отличалась суровыми нравами и законами. Так, например, за кражу казака могли забить насмерть, за долги могли приковать цепями, пока кто-нибудь из товарищей не выкупит или не отдаст долг. Однако самое страшное наказание было предусмотрено за смертоубийство.

За это казака могли заживо похоронить с гробом убитого им человека. Считалось, что такие суровые законы учили молодых воинов уважать друг друга, быть мужественными и стойкими. Именно эти качества были необходимы настоящему казаку. Жестокое наказание ждало и изменника веры и родины.

По этой причине Тарас Бульба собственноручно убил своего младшего сына Андрия.

В наше время Запорожская Сечь ассоциируется с былинными богатырями, вошедшими в историю своей храбростью и преданностью родине. Всем известно, как героически они проявляли себя в борьбе с захватчиками. В какой-то мере именно казачество повлияло на формирование национального менталитета. Многие казацкие обычаи не мешало бы восстановить, так как они являются достойным примером наследования.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Тарас Бульба, Гоголь
  • Характеристики главных героев произведения Тарас Бульба, Гоголь
  • Краткое содержание Тарас Бульба, Гоголь
  • Краткая биография Николая Гоголя

Источник: https://www.sdamna5.ru/zaporozhskaja_sechj_taras

Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя « Тарас Бульба » и на картине И. Е. Репина « Запорожцы пишут письмо турецкому султану » — презентация

1

2 Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя « Тарас Бульба » и на картине И. Е. Репина « Запорожцы пишут письмо турецкому султану »

3 Цели урока Образовательные: знать историческую основу и сюжет повести Развивающие: развивать чувство слова, умение выразительно читать отрывки повести Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национального самосознания

4 Н.В.ГогольИ.Е.Репин

5 Детство Н.В.Гоголь провел в имении Васильевка. Он с детства усвоил две культуры – украинскую и русскую. В своей повести писатель рассказывает о событиях, происходивших на Украине в XVI-XVIIвв. В книге «… он строил некий общий образ эпической, песенной, героической и идеальной казачьей вольницы».

6 От гнета польских помещиков-панов крестьяне убегали на юг, в степи. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запорожская Сечь, а себя запорожскими казаками.

7 Илья Ефимович Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

8 Эту картину Репин писал тринадцать лет. (6-16 июня 1888 г.) художник приехал на Кубань. В станице Пашковской нашлись типажи для картины. Чубами, усами и повадками околдовали художника жители Пашковского куреня. И. Репин. Прокофий Лебедев-пластун И. Репин. Василь Олешко. 1888

9 Для образа писаря позировал Дмитрий Яворницкий — рассмешить его помог журнал с карикатурами. Яркий, жизнерадостный Иван Сирко – киевский генерал-губернатор Михаил Драгомиров, выдающийся военный теоретик.

Раненый в голову могучий казачина Николай Кузнецов олицетворяет гоголевского Остапа, а стоящий за ним красавчик, соответственно, — Андрия; Войсковой судья в черной шапке и золотистой сорочке – Василий Тарновский; молодой казачок в круглой шапке – его сын.

Полуголый запорожский вояка — приятель Репина и Яворницкого, педагог Константин Белоновский. А владелец обширной лысины — Георгий Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии.

10 В основе сюжета лежит подлинное историческое событие. В 1676 г. турецкий султан Мухаммед IV прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал добровольно и без сопротивления сдаться.

«Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. Султан турецкий Мухаммед IV.»

11 Первый вариант картины «Запорожцы пишут письмо султану». Ныне хранится в Третьяковской галерее

12 Второй вариант картины ( гг.) хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Кто для него позировал, осталось неясно. В центре картины изображен атаман Иван Сирко. Рядом с писарем — зажиточные казаки, о чем свидетельствует их одежда и оружие.

13 А третий вариант (1893 г.) хранится в Харьковском художественном музее. Он уступает по размерам первоначальному, а писарь подан тщедушным интеллигентом в очках.

14

15 Ни одну из своих картин Репин не любил так, как картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Художник восхищался образами запорожских казаков: «Ну и народец же!!! Голова кругом идет от их гаму и шуму, с ними нельзя расстаться – веселый народ. Чертовский народ!»

16 В Запорожской Сечи. Иллюстрация Е. А. Кибрик. Остап. Худ. Е.А.Кибрик Андрий. Худ. Е.А.Кибрик «О, да это будет со временем добрый полковник!.. да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!» (Тарас об Остапе)

17 Мать и сыновья. Иллюстрация Е.А. Кибрик

18 «…думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная вера!» «Прощайте, товарищи!» кричал он им сверху: «Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь, да хорошенько погуляйте!..». А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! Смерть Тараса. Худ. Е.А.Кибрик

19 Во все времена повесть «Тарас Бульба» была тем произведением, которое вдохновляло людей, принадлежавших искусству: композиторами разных стран создано 17 опер по мотивам повести Н. В. Гоголя, художники П. Соколов, М. Нестеров, М. Дерегус, С. Иванов, А.

Герасимов и многие другие неоднократно обращались к теме повести «Тарас Бульба». Итак, что объединяет эти произведения? Запорожцев, удалых, бесстрашных, веселых, сильных духом людей объединяет в повести Н. В. Гоголя и на картине И.

Репина братское родство, родство «по духу».

20 К С СТ БО Г Кроссворд Герои повести «Тарас Бульба»

21 КК С К АСРАТ УБЕОКН О В Т Ю Г П А Т С Г У

22 Домашнее задание: Письменная работа: Описание картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Источник: http://www.myshared.ru/slide/904614/

Сочинение 7 класс.

В центре «Тараса Бульбы» — героический образ народа, борющегося за свою свободу и независимость. Никогда ещё в русской литературе так полно и ярко не изображались размах и раздолье народной жизни. Каждый из героев повести, сколь бы он ни был индивидуален и своеобразен, чувствует себя составной частью народной жизни.

В беспредельной слиянности личных интересов человека с интересами общенародными — идейный пафос этого произведения. Подлинно эпического размаха достигает изображение Гоголем Запорожской Сечи — этого гнезда, «откуда вылетают все те гордые и крепкие как львы!.. откуда разливаются воля и казачество на всю Украину».

Созданный художником поэтический образ Сечи неотделим от ярких могучих характеров, её населяющих.

С сочувствием и симпатией рисует Гоголь картину общественного устройства Сечи с характерной для неё атмосферой демократии и своеволия, суровой дисциплины и анархии, с её «немногосложною управой» и системой, в которой «юношество воспитывалось и образовывалось… опытом». Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств.

Отношения между кошевым и казаками основаны на принципах гуманности и справедливости. Власть кошевого отнюдь не влечёт за собой необходимости слепого повиновения ему. Он не столько хозяин общества, сколько его слуга.Он руководит казаками на войне, но обязан выполнять все их требования в мирное время.

Любой из запорожцев мог быть избранным в кошевые атаманы, и каждый атаман в любой момент мог быть смещён. Узнав от гонца о набеге врагов на Сечь, казаки собрались на совет: «Все до единого стояли они в шапках, потому что пришли не с тем, чтобы слушать по начальству атаманский приказ, но совещаться, как ровные между собою».

Запорожская Сечь в изображении Гоголя — это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные, мужественные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, чем свобода и независимость отчизны. Конечно, в этой патриархальной демократии есть свои слабости.

Гоголь не мог не видеть присущую казакам отсталость, относительно невысокий уровень их культуры, а также власть рутины, проникавшей а различные сферы их быта и общественной жизни. Всё это не могло не свидетельствовать об известной ограниченности «странной республики» и заложенных в ней серьёзных противоречий, исторически ускоривших её гибель.

Будучи верным правде жизни, Гоголь ничего этого не скрывает. Он далёк от идеализации Сечи. Прославляя бессмертные подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не приукрашивает их, не скрывает того ,что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью.Таково было время, таковы были правы.

«Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы», — пишет Гоголь. Но пафос его изображения — всё-таки в другом. Запорожское казачество для Гоголя — это пример справедливого и здорового общественного устройства, основанного на принципах человечности и братства.

Своей идейной устремлённостью повесть вступала в резкий контраст с теми нормами общественной морали, которые насаждала современная писателю официальная Россия.Историческая проблематика повести приобретала чрезвычайно злободневное звучание. Резкими и выразительными штрихами рисует Гоголь героев Сечи.

Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху; Бовдюг, страстно призывающий к товариществу; Шило, преодолевающий неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь; Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут ещё лучше, чем мы», — этим людям свойственна одна общая черта: беззаветная преданность Сечи и Русской земле.

В них видит Гоголь воплощение лучших черт национального русского характера. Всю повесть пронизывает мысль о нерасторжимом единстве двух братских народов — украинского и русского.

Гоголь называет казачество «широкой разгульной замашкой русской природы». В этой русской природе отразилась душа русского и украинца.

Отстаивая свою национальную независимость и свободу, казаки перед лицом иноземного врага называют себя русскими.

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/sochinenie-po-proizvedeniyu/taras-bulba-gogol-n-v/5180-zaporozhskaya-sech-i-ejo-geroi-v-povesti-taras-bulba

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector