Женские образы произведения преступление и наказание достоевского

В произведении Достоевского «Преступление и наказание» есть немало женских образов. Их целая галерея. Это Сонечка Мармеладова, убитая обстоятельствами Катерина Ивановна, Алена Ивановна и ее сестра Лизавета. В произведении этим образам отведена важная роль.

Женские образы произведения Преступление и наказание Достоевского

Соня Мармеладова – главная героиня

Один из главных женских образов в романе «Преступление и наказание» – Соня Мармеладова. Девушка была дочерью чиновника, который спился и впоследствии больше не мог содержать свою семью.

Из-за постоянного злоупотребления алкоголем его увольняют с работы. Помимо родной дочери, у него есть вторая жена и трое детей.

Мачеха не была обозленной, однако бедность действовала на нее угнетающе, и иногда она винила падчерицу в своих бедах.

Женские образы в романе Достоевского «Преступление и наказание» глубоко трагичны. Судьба Сони не менее драматична, чем путь Раскольникова, хотя они и являются антиподами.

Мачеха толкает Соню на позорное дело ради того, чтобы прокормить детей. У Сони же было только одно достоинство – миловидная внешность. Она необразованна, не имеет талантов.

Поначалу Соня делает попытки честно трудиться, однако потом ее выгоняют, оставив без жалованья.

Женские образы произведения Преступление и наказание Достоевского

Как может быть объяснено поведение Сони?

Наделяя героиню миловидной внешностью, Ф. М. Достоевский подчеркивает чистоту ее внутреннего мира. Ее лицо выглядит практически детским, голубые глаза привлекают внимание. При знакомстве с этим персонажем у читателя может возникнуть ряд вопросов.

Можно ли ходить по краю пропасти так, как это делает она? И может ли человек со здоровым рассудком мыслить таким образом? Возможно ли постоянно затыкать уши, когда указывают на твое положение? На что может надеяться Соня? Все это похоже на признаки человека, который сошел с ума.

И Раскольников решает остановиться на этой мысли. Ведь это объяснение нравится ему больше, чем какое-либо еще.

Если бы главный герой не увидел в Соне этакую сумасшедшую, то, возможно, он и не стал бы ей рассказывать о своей тайне. Поначалу он просто цинично бросил вызов ее смиренности, сказав о том, что убил только ради себя.

Соня ничего не отвечает на его слова до той поры, пока Раскольников прямо не задает ей вопрос: «Что мне делать?».

Женские образы произведения Преступление и наказание Достоевского

Сочетание низкого пути и христианской веры

Роль женских образов в «Преступлении и наказании», особенно Сонечки, нельзя недооценить. Ведь постепенно главный герой начинает перенимать образ мыслей Сони, понимать, что она в действительности является не проституткой – заработанные зазорным путем деньги она тратит не на себя.

Соня искренне верит в то, что до той поры, пока от ее заработка зависит жизнь ее семьи, господь не допустит ее болезни или сумасшествия. Парадоксальным образом Ф. М. Достоевский сумел показать, как в ней сочетается христианская вера с совершенно неприемлемым, страшным образом жизни.

И вера Сони Мармеладовой является глубокой, а не являет собой, как у многих, лишь формальную религиозность.

Школьное задание на дом по литературе может звучать следующим образом: «Проанализируйте женские образы романа «Преступление и наказание». Подготавливая информацию о Соне, нужно сказать, что она является заложницей тех обстоятельств, в которые ее поставила жизнь. Выбор у нее был невелик.

Она могла остаться голодной, наблюдая за тем, как мучается от голода ее семья, или же начать продавать собственное тело. Конечно, ее поступок предосудителен, однако иначе она не могла поступить.

Рассмотрев Соню с другой стороны, можно увидеть героиню, которая готова пожертвовать собой ради своих близких людей.

Женские образы произведения Преступление и наказание Достоевского

Катерина Иванова

Катерина Ивановна – также один из важных женских образов в романе «Преступление и наказание». Она вдова, оставшаяся одна с тремя детьми. У нее гордый и горячий нрав. Из-за голода она оказалась вынуждена выйти замуж за чиновника – вдовца, у которого есть дочь Соня. Он же берет ее в жены только из чувства сострадания. Она всю жизнь пытается найти способы прокормить своих детей.

Окружающая обстановка представляется Катерине Ивановне настоящим адом. Ее очень больно ранит человеческая подлость, которая попадается практически на каждом шагу. Она не умеет молчать и терпеть, как это делает ее падчерица Соня. В Катерине Ивановне хорошо развито ощущение справедливости, и именно оно толкает ее на решительные поступки.

Чем тяжела доля героини

Катерина Ивановна имеет знатное происхождение. Она из разорившейся семьи дворян. И по этой причине ей намного тяжелее, чем мужу с падчерицей.

И этому причина не только повседневные трудности – у Катерины Ивановны нет такой же отдушины, как у Семена и его дочки. У Сони есть утешение – это молитва и Библия; отец ее на некоторое время может забыться в кабаке.

Катерина Ивановна отличается от них страстностью своей натуры.

Женские образы произведения Преступление и наказание Достоевского

Неискоренимость самоуважения Катерины Ивановны

Ее поведение говорит о том, что любовь не могут искоренить из человеческой души никакие трудности. Когда чиновник умирает, Катерина Ивановна говорит о том, что это к лучшему: «Убытку меньше». Но в то же время она ухаживает за больным, поправляет подушки. Также любовь связывает ее и с Соней.

При этом сама девушка не осуждает свою мачеху, которая когда-то толкнула ее на столь неблаговидные действия. Скорее наоборот – Соня стремится защитить Катерину Ивановну перед Раскольниковым.

Позднее, когда Лужин выдвигает Соне обвинение в краже денег, Раскольников имеет возможность понаблюдать, с каким рвением защищает Катерина Ивановна Соню.

Как закончилась ее жизнь

Женские образы «Преступления и наказания», несмотря на разнообразие характеров, отличаются глубоко драматичной судьбой. Нищета доводит Катерину Ивановну до чахотки. Однако чувство собственного достоинства в ней не погибает. Ф. М.

Достоевский подчеркивает, что Катерина Ивановна не была из забитых. Несмотря на обстоятельства, невозможно было сломать в ней нравственное начало.

Стремление ощущать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить дорогие поминки.

Катерина Ивановна является одним из самых гордых женских образов Достоевского в «Преступлении и наказании». Великий русский писатель постоянно стремится подчеркнуть это ее качество: «не удостоила ответом», «с достоинством осмотрела своих гостей». И наряду с умением уважать саму себя в Катерине Ивановне живет еще одно качество – доброта.

Она осознает, что после гибели ее супруга она обречена с детьми на голодную смерть. Противореча самому себе, Достоевский опровергает концепцию утешительства, которая может привести человечество к благополучию. Конец Катерины Ивановны трагичен. Она бежит к генералу, чтобы вымолить у него помощь, однако перед ней закрывают двери. Надежды на спасение нет.

Катерина Ивановна идет просить милостыню. Ее образ глубоко трагичен.

Женские образы произведения Преступление и наказание Достоевского

Женские образы в романе «Преступление и наказание»: старуха-процентщица

Алена Ивановна – это сухая старушонка возрастом около 60 лет. У нее злые глаза и острый нос. Волосы, которые совсем мало поседели, обильно смазаны маслом. На тонкой и длинной шее, которая может быть сравнима с куриной ногой, повешено какое-то тряпье.

Образ Алены Ивановны в произведении является символом совершенно никчемного существования. Ведь она берет чужое имущество под проценты. Алена Ивановна использует тяжелое положение других людей.

Назначая высокий процент, она буквально занимается обкрадыванием других.

Изображение этой героини должно вызвать у читателя чувство отвращения и послужить смягчающим обстоятельством при оценке убийства, совершенного Раскольниковым. Однако, по мысли великого русского писателя, эта женщина тоже имеет право называться человеком. И насилие над ней, как и над любым живым существом, представляет собой преступление против нравственности.

Лизавета Ивановна

Анализируя женские образы в романе «Преступление и наказание», следует упомянуть и о Лизавете Ивановне. Это младшая сводная сестра старухи-процентщицы – они были от разных матерей. Лизавету старуха постоянно держала в «совершенном порабощении». Этой героине 35 лет, по своему происхождению она мещанского рода. Лизавета – нескладная девица достаточно высокого роста.

Характер у нее тихий и кроткий. Круглыми сутками она работает на свою сестру. Лизавета страдает умственной отсталостью, и по причине своего слабоумия она почти постоянно беременна (можно сделать вывод о том, что люди низкой морали используют Лизавету для своих целей). Вместе со своей сестрой героиня погибает от рук Раскольникова.

Хотя она и некрасива, однако у многих вызывает симпатию ее образ.

Источник: https://www.syl.ru/article/365403/analiz-jenskih-obrazov-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Женские образы в романе Преступление и наказание Ф.М. Достоевского

Роль женских образов в литературе всегда была очень велика. Они помогают многим авторам раскрыть важные черты характера главного героя, своей грацией и красотой способны вызвать восхищение у читателя.

Достаточно вспомнить Татьяну Ларину из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Эта женщина близка к русской культуре и природе. Образ Катерины из драмы «Гроза» Островского также заслуживает внимания.

Катерина сравнивается с лучом света, который светит в темном царстве.

В этой статье мы рассмотрим основные женские образы в романе «Преступление и наказание» и их роль в произведении. Это Соня Мармеладова, Пульхерия Александровна, Дуня, Алена Ивановна и Лизавета Ивановна.

Соня Мармеладова

Женские образы произведения Преступление и наказание Достоевского

Безусловно, среди всех вышеперечисленных героинь выделяется Соня. Поэтому именно с нее следует начать, характеризуя женские образы в романе «Преступление и наказание». Краткое содержание произведения вы, надеемся, помните. Из романа можно сделать вывод о том, что эта девушка обладает большой духовной силой, помогающей ей нести добро людям. Федор Михайлович называет Соню блудницей. Однако девушка стала такой вовсе не по своей воле. Она хотела помочь своей семье. Фактически Соня жертвует собой ради других. Она пытается примириться с ничтожным, жалким положением, в котором оказалась эта героиня. Удивительно то, что Соне удается, несмотря ни на что, сохранить непорочность и чистоту собственной души. Безусловно, это говорит о том, что перед нами сильная личность.

Дуня

Женские образы произведения Преступление и наказание Достоевского

Мать Родиона и его сестра — женские образы в романе «Преступление и наказание» Достоевского, которые также играют очень важную роль в судьбе Раскольникова, главного героя. Дуня согласна даже выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы помочь главному герою подняться из нищеты. Дуня, как и Соня, продает себя, чтобы не позволить брату и матери влачить нищенское существование. Однако, в отличие от Сони Мармеладовой, у нее есть возможность выбрать покупателя.

Пульхерия Александровна

Женские образы произведения Преступление и наказание Достоевского

Ф.М. Достоевский создал бессмертные женские образы. В романе «Преступление и наказание», краткое содержание которого легло в основу множества фильмов и спектаклей, представлен целый ряд интересных характеров. Один из них — Пульхерия Александровна. Эта женщина еще молода по современным меркам – ей 43 года. Однако Пульхерии Александровне пришлось многое пережить, как и другим героям романа Достоевского, униженным и оскорбленным. Она говорит Родиону: «Ты наше все, вся надежда, упование наше». В письме к Раскольникову эта женщина выражает всю свою заботу и любовь. Пульхерия Александровна – любящая мать, которая поддерживает своего сына и верит в него, несмотря ни на что.

Лизавета Ивановна

Женские образы произведения Преступление и наказание Достоевского

Очень большую смысловую нагрузку несут женские образы в романе «Преступение и наказание». Интересна в этом отношении и такая героиня, как Лизавета Ивановна. Сестра старухи-процентщицы, в сущности, является олицетворением униженных и оскорбленных. Она отличалась добротой, кротостью, скромностью. Эта женщина не причинила никому боли или зла. Однако Родион убивает ее, чтобы избавиться от свидетеля. Таким образом, героиня становится жертвой обстоятельств. Этот момент оказывается переломным для Раскольникова. Его теория постепенно начинает рушиться.

Алена Ивановна

Женские образы произведения Преступление и наказание Достоевского

Рассматривая женские образы в романе «Преступление и наказание», следует также сказать несколько слов и об Алене Ивановне. Старуха-процентщица с самого начала вызывает у нас отвращение. Автор описывает ее как сухую, крошечную старушонку, около 60-ти лет, с злыми и вострыми глазками, простоволосую, с маленьким вострым носом. Ее мало поседевшие, белобрысые волосы жирно смазаны маслом. Длинная и тонкая шея Алены Ивановны сравнивается с куриной ногой. Эта женщина олицетворяет общественное зло. Раскольников, убивая ее, стремится избавить человечество от горя и страдания. Но оказывается, что лишение жизни даже самого плохого человека не откроет дороги к лучшему будущему. Счастье нельзя построить на пролитой крови.

В заключение

Женские образы в романе «Преступление и наказание», безусловно, удались автору. Каждая героиня произведения индивидуальна, уникальна, обладает своими особенностями мышления и сознания.

Проходят десятилетия, а правда женского характера, которую запечатлел Достоевский, продолжает существовать. Она будоражит умы все новых и новых поколений читателей, приглашает нас или согласиться с писателем, или вступить с ним в полемику.

Читайте также:  Сочинение плюшкин в мертвых душах (образ и характеристика)

Женские образы в романе «Преступление и наказание» и по сей день никого не оставляют равнодушным.

Источник: https://autogear.ru/article/227/673/jenskie-obrazyi-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskogo/

Женские образы в романе "Преступление и наказание" (женские характеры, персонажи)

Главная страницаПреступление и наказание

Женские образы произведения Преступление и наказание ДостоевскогоРоман «Преступление и наказание» Достоевского подарил миру таких ярких персонажей, как бедный студент Раскольников, пьяница-чиновник Мармеладов, подлец Лужин и др. Помимо ярких мужских характеров в романе есть немало запоминающихся женских образов.

Главными и второстепенными женскими образами в романе «Преступление и наказание» являются следующие героини:

Кроме того, в романе есть так называемые «третьестепенные героини», о которых известно гораздо меньше, чем об остальных:

  • Настасья (служанка в доме, где живет Раскольников)
  • Амалия Ивановна Липпевехзель (хозяйка квартиры, где живут Мармеладовы)
  • Дарья Францевна (женщина, содержащая «непристойное заведение»)
  • Пашенька (хозяйка дома, где живет Раскольников)

Краткую характеристику всех героинь в таблице смотрите здесь.

Бедность героинь

Большинство женских образов в романе «Преступление и наказание»- это бедные женщины, оказавшиеся в непростых жизненных ситуациях. Богатыми являются лишь старуха-процентщица и Марфа Петровна (из третьестепенных героинь к богатым можно отнести Амалию Ивановну).

Возраст героинь

В следующей таблице представлены центральные женские образы романа в 3 возрастных категориях:

Молодые женщины Женщины среднего возраста Женщины в возрасте
Соня Мармеладова (18 лет) Катерина Ивановна (30 лет) Марфа Петровна (около 55 лет)
Дуня (21-22 года) Лизавета (35 лет) Старуха-процентщица (60 лет)
Пульхерия Александровна (43 года)

Смерть героинь
К сожалению, по замыслу автора многие героини романа «Преступление и наказание» умирают или погибают в ходе развития сюжета Из 7 основных женских образов — 5 героинь в романе умирают или погибают. На страницах романа смерть настигает:

  1. Катерину Ивановну
  2. старуху-процентщицу
  3. Лизавету
  4. Пульхерию Александровну
  5. Марфу Петровну

Только две молодые героини, Дуня Раскольникова и Соня Мармеладова, остаются в живых к концу романа. Это довольно жуткая статистика, но таков замысел Достоевского. Ниже в таблице представлен более список главных и второстепенных героинь, «погибающих» и «выживающих» на страницах романа:

Героини, чья жизнь обрывается в романе
Старуха-процентщица Жертва преступления Раскольникова
Лизавета Жертва преступления Раскольникова
Марфа Петровна Умирает при странных обстоятельствах (вероятно, по вине своего мужа — Свидригайлова) 
Катерина Ивановна Скоропостижно умирает от чахотки (не имея должного ухода и средств к лечению). Трое ее детей остаются сиротами. 
Пульхерия Александровна Умирает из-за нервного расстройства (так как не может пережить трагедию с сыном Родионом)
Героини, чья жизнь продолжается в романе
Соня Мармеладова После суда над Раскольниковым Соня едет за ним в Сибирь, чтобы вместе начать новую жизнь. Соня уходит из своей «грязной профессии». В Сибири она работает швеей.
Дуня (около 21-22 лет) Дуня Выходит замуж по любви за Разумихина. Вместе с мужем Дуня планирует начать свое дело и через 5 лет переехать в Сибирь ближе к брату.

Источник: https://www.alldostoevsky.ru/2015/01/zhenskie-obrazy-prestuplenie-i-nakazanie.html

Женские образы в «Преступлении и наказании» | Литерагуру

Женщины занимают значимое место в творчестве легендарного русского писателя Ф.М. Достоевского. Во всех его известных произведениях присутствуют глубокие и яркие женские персонажи. Не обошёлся без них и роман «Преступление и наказание».

Первый знаковый женский образ романа — Дуня Раскольникова — сестра главного героя. Любящая дочь и сестра живёт лишь ради своих близких. Желая обеспечить будущее своему брату, она жила в бедности и упорно работала, чтобы достать деньги, необходимые для его обучения в университете.

Прожив трудную жизнь и пережив множество унижений, девушка, наконец, соглашается выйти замуж за нелюбимого ею Лужина. Прекрасно осознавая всю низость и пошлость своего жениха, она, тем не менее, безропотно готова взвалить на себя эту ношу и отказаться от всего, лишь бы он помог её брату.

По такому же пути идёт и её мать — Пульхерия Раскольникова, для которой имеет значение лишь её дорогой сын. В итоге за все свои страдания эти самоотверженные женщины были вознаграждены.

Они получают много денег по завещанию, а Дуня расторгает помолвку с Лужиным и выходит замуж за Разумихина.

Пожалуй, самым любимым персонажем Достоевского является проститутка Софья Мармеладова. Глядя на то, как голодает её семья, она безропотно пошла на панель, чтобы прокормить их, прекрасно зная, что, переступив грань, которая отделяет её от других «порядочных» людей, она навсегда заклеймит себя «падшей женщиной». Но всё равно не отступила.

Совершив великую жертву ради людей, которые даже не были её единокровной роднёй, Соня опустилась на самое дно общества. Но даже в таком положении она сумела сохранить в себе всё человеческое. Опустившись по социальной лестнице, морально она осталась выше всех.

Опираясь на свою неисчерпаемую веру в Бога и добро, героиня продолжает надеяться на то, что её страдания и страдания её близких когда-нибудь закончатся. Не случайно именно её Достоевский назначает спасительницей Раскольникова.

Когда тот сознаётся ей в своём преступлении, она направляет его по пути признания и покаяния, неотступно следует за ним в Сибирь и уже там, несмотря на все трудности, продолжает наставлять его, что в итоге приводит Родиона к духовному перерождению и отречению от своей бесчеловечной теории.

Зеркальной противоположностью Сони кажется Катерина Ивановна Мармеладова. Дворянка по происхождению, она была вынуждена выйти замуж за бедного чиновника Мармеладова. Живя в нищете, каждую секунду заботясь о куске хлеба, Катерина Ивановна не способна смириться со своей судьбой.

Движимая гордостью, она часто конфликтует с окружающими, отталкивая от себя людей и осложняя всем жизнь. Постепенно он разрушает сама себя, двигаясь к безумию. Именно она сказанной в гневе фразой толкнула Соню на панель. Она безжалостно тиранит своих родных и даже радуется смерти мужа, как избавлению от лишнего рта.

Но за внешней грубостью скрывается по-настоящему любящая, но отчаявшаяся женщина. Мать семейства искренне жалеет несчастную падчерицу и других детей, которые обречены на безрадостное существование, она же, несмотря на все несчастья, которые принёс ей Мармеладов, ухаживает за ним до самой смерти.

В конце концов, не в силах выдержать душевные муки, Мармеладова повреждается рассудком, а после умирает, обретая покой в конце своей горькой жизни.

Больше всего Достоевский, стоявший на позициях православного христианства, восхвалял в женщинах искренность и жертвенность, которые в полной мере продемонстрировали Дуня и Соня.

Михаил Щепин

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/zhenskie-obrazy-v-prestuplenii-i-nakazanii/

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» множество образов, которые зачастую противоречат друг другу, являются контрастными. Женские образы также раскрываются по-разному, помогая читателю увидеть общество того времени со всех сторон.

   Центральным и, вне всяких сомнений, самым значимым женским образом в романе является образ Сони Мармеладовой. С этой героиней автор также связывает библейские мотивы, поскольку на протяжении всего произведения евангельские истины рассматриваются через призму личности Сони.

Непорочность, чистота, бескорыстие, самопожертвование ради семьи – вот главные черты, присущие характеру героини, то, что определяет ее отношение к жизни, ее взгляд на мир.

Образ этой девушки вызывает у читателя очень теплые чувства, смешанные с безграничной жалостью к ней. Страшно перечитывать те строки, в которых автор описывает «падение» Сони: «И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла… Тридцать целковых выложила.

Ни словечка при этом не вымолвила… а взяла только… платок… накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке, только плечики да тело все вздрагивают…» Несмотря на то что Соня становится «падшим существом» в глазах общества, в этом «падении» мы видим величайший подвиг ради близких.   Образ Сони помогает нам также раскрыть характер главного героя романа – Раскольникова.

Духовность героини сталкивается с бесчеловечной, антигуманной теорией студента и в какой-то степени направляет его на путь истинный, помогает излечиться от тяжкой болезни. Соня – высокоморальный человек. Если вспомнить текст романа, мы увидим, что именно в ее уста автор вкладывает одну из ключевых фраз произведения.

На слова Раскольникова «Да я вошь убил!» Соня отвечает: «Это человек-то вошь?»   К сожалению, несмотря на ту огромную спасительную роль, которую Соня играет в произведении, мы понимаем, что она греховна. Героиня нарушила одну из самых важных заповедей и несет наказание вместе с Раскольниковым, отправляясь на каторгу.

   Соня Мармеладова, являясь одним из наиболее ярких образов «униженных и оскорбленных», не теряет своей веры, уверенности в возможности спасения, и именно в этом раскрывается сила героини.

   Еще одним значимым женским образом в романе становится сестра Раскольникова Дуня. В ней мы также видим пример самопожертвования ради близких. Дуня собирается выйти замуж за чуждого ей, недостойного человека, ради того чтобы Родион Раскольников не опускался до нищенского существования.

Ее образ очень тесно переплетается с образом матери Раскольникова Пульхерии Александровны. Обе героини безумно любят Родиона и готовы ради него на все.

Об этом мы можем судить из письма, полученного Раскольниковым в самом начале романа: «Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше все, вся надежда, упование наше». Мать и сестра пытаются помочь герою, несмотря на то что самим им приходится очень плохо, – в этом заключается их слепая любовь.

Однако не стоит осуждать ни Дуню, ни Пульхерию Александровну, поскольку мотив самопожертвования с их стороны звучит в романе наравне с подвигом Сони Мармеладовой, раскрывает силу характеров этих женщин.

   Еще одним образом, с которым Достоевский связывает евангельские мотивы, является образ Лизаветы. Тихая, скромная, кроткая, работящая, она никому и никогда не делала зла. Лизавета показана в романе как святая, беззащитная и невинная жертва Раскольникова. Эта героиня была необходима Достоевскому, поскольку она усиливает тяжесть преступления главного героя. Раскольников убивает того человека, ради которого, по его теории, он «переступает черту».   Совершенно противоположным всем проанализированным образам является старуха-процентщица Алена Ивановна. Отвращение к ней просыпается в душе читателя, как только он встречается с ней впервые: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка». Образ старухи отождествляется в романе со злом, несправедливостью, ничтожеством, однако он подтверждает идею о том, что «кровь по совести» невозможна, поскольку даже убийство такого человека заставляет героя страдать.

   Итак, если рассмотреть женские образы в романе «Преступление и наказание», то хочется отметить, что, какими бы контрастными они порою ни были, каждый из них играет огромную смысловую роль в произведении, а потому не может быть пропущен или забыт.

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/11883-zhenskie-obrazy-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Женские образы в произведениях Ф. М. Достоевского

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Разное / Женские образы в произведениях Ф. М. Достоевского

  Скачать сочинение

    В романах Достоевского мы видим множество женщин. Женщины эти — разные. С “Бедных людей” начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины. Чаще всего необеспеченной материально, а потому беззащитной. Многие женщины Достоевского унижены (Александра Михайловна, у которой жила Неточка Незванова, мать Неточки).

И сами женщины не всегда чутки по отношению к другим: несколько эгоистична Варя, бессознательно эгоистична и героиня “Белых ночей”, есть и просто хищные, злые, бессердечные женщины (княгиня из “Неточки Незвановой”). Он их не приземляет и не идеализирует. Одних только женщин у Достоевского нет — счастливых. Но нет и счастливых мужчин. Нет и счастливых семей.

Произведения Достоевского обнажают трудную жизнь всех тех, кто честен, добр, сердечен.
    В произведениях Достоевского все женщины делятся на две группы: женщины расчета и женщины чувства. В “Преступлении и наказании” перед нами целая галерея русских женщин: проститутка Соня, убитые жизнью Катерина Ивановна и Алена Ивановна, убитая топором Лизавета Ивановна.

    Образ Сони имеет две трактовки: традиционную и новую, данную В. Я. Кирпотиным. Согласно первой, в героине воплощены христианские идеи, по второй — она носительница народной нравственности.

В Соне воплощен народный характер в его неразвитой “детской” стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме — в сторону юродивой — недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой.

Читайте также:  Сочинение по рассказу гранатовый браслет куприна

    Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту, незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему человеческому горю и страданию. Ее образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Сонечка выступает от лица всех “униженных и оскорбленных”.

Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира была избрана Достоевским для спасения и очищения Раскольникова.
    Ее внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничная вера в добро и в Бога поражают Раскольникова и заставляют его впервые задуматься над моральной стороной его мыслей и действий.

    Но наряду со своей спасительной миссией Соня является еще и “наказанием” бунтарю, постоянно напоминая ему всем своим существованием о содеянном. “Да неужто ж человек — вошь?!” — эти слова Мармеладовой заронили первые семена сомнения в Раскольникове.

Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, могла выстоять и победить в противоборстве с античеловеческой идеей Родиона. Она всем сердцем боролась за спасение его души. Даже когда сначала в ссылке Раскольников избегал ее, Соня оставалась верной своему долгу, своей вере в очищение через страдание.

Вера в Бога была ее единственной опорой; возможно, что в этом образе воплотились духовные искания самого Достоевского.
    Таким образом, в романе “Преступление и наказание” автор отводит одно из главных мест образу Сонечки Мармеладовой, который воплощает в себя как мировую скорбь, так и божественную, непоколебимую веру в силу добра.

Достоевский от лица “вечной Сонечки” проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.
    В “Идиоте” женщиной расчета является Варя Иволги -на. Но основное внимание здесь уделено двум женщинам: Аглае и Настасье Филипповне. В них есть что-то общее, и в то же время они отличаются друг от друга.

Мышкин считает, что Аглая хороша “чрезвычайно”, “почти как Настасья Филипповна, хотя лицо совсем другое”. При общем — прекрасны, у каждой свое лицо. Аглая красива, умна, горда, мало внимания обращает на мнение окружающих, недовольна укладом жизни в своей семье. Настасья Филипповна — иная. Конечно, это тоже неспокойная, мечущаяся женщина.

Но в ее метаниях преобладает покорность судьбе, которая к ней несправедлива. Героиня вслед за другими убедила себя в том, что она падшая, низкая женщина. Находясь в плену расхожей морали, она даже называет себя уличной, хочет казаться хуже, чем есть, ведет себя эксцентрично. Настасья Филипповна — женщина чувства. Но она уже не способна любить.

Чувства в ней перегорели, и любит она “один свой позор”. Настасья Филипповна обладает красотой, при помощи которой можно “мир перевернуть”. Услышав об этом, она говорит: “Но я отказалась от мира”. Могла бы, но не хочет. Вокруг нее идет “кутерьма” в домах Иволгиных, Епанчиных, Троцкого, ее преследует Рогожин, который соперничает с князем Мышкиным. Но с нее хватит.

Она знает цену этому миру и потому отказывается от него. Ибо в мире ей встречаются люди или выше, или ниже ее. И с теми и с другими она быть не хочет. Первых она, по ее пониманию, недостойна, а вторые недостойны ее. Она отказывается от Мышкина и едет с Рогожиным. Это еще не итог. Она будет метаться между Мышкиным и Рогожиным, пока не погибнет под ножом последнего. Мира ее красота не перевернула.

“Мир погубил красоту”.
    София Андреевна Долгорукая, гражданская жена Версилова, мать “подростка”, — высоко положительный женский образ, созданный Достоевским. Основное свойство ее характера — женственная кротость и потому “незащищенность” против требований, предъявляемых к ней. В семье она все силы свои отдает заботам о муже, Версилове, и о детях.

Ей и в голову не приходит защищать себя от требовательности мужа и детей, от несправедливости их, неблагодарного невнимания к ее заботам об их удобствах. Совершенное забвение себя свойственно ей. В противоположность гордым, самолюбивым и мстительным Настасье Филипповне, Грушеньке, Екатерине Ивановне, Аглае София Андреевна — воплощенное смирение.

Версилов говорит, что ей свойственны “смирение, безответность” и даже “приниженность”, имея в виду происхождение Софии Андреевны из простого народа.

    Что же было для Софии Андреевны святыней, за которую она готова была бы терпеть и мучиться? Святым было для нее то высшее, что признает святым Церковь, — без умения выразить церковную веру в суждениях, но имея ее в своей душе, целостно воплощенную в образе Христа. Свои убеждения она выражает, как это свойственно простому народу, в кратких конкретных заявлениях.

    Твердая вера во всеобъемлющую любовь Божию и в Провидение, благодаря которому нет бессмысленных случайностей в жизни, — вот источник силы Софии Андреевны. Сила ее — не ставрогинское гордое самоутверждение, а бескорыстная неизменная привязанность к тому, что действительно ценно.

Поэтому ее глаза, “довольно большие и открытые, сияли всегда тихим и спокойным светом”; выражение лица “было бы даже веселое, если бы она не тревожилась часто”. Лицо очень привлекательно. В жизни Софии Андреевны, столь близкой к святости, была тяжкая вина: через полгода после свадьбы с Макаром Ивановичем Долгоруким она увлеклась Версиловым, отдалась ему и стала его гражданской женой.

Вина всегда остается виною, но, осуждая ее, надо учитывать смягчающие обстоятельства. Выходя замуж восемнадцатилетней девушкой, она не знала, что такое любовь, исполняя завещание своего отца, и шла под венец так спокойно, что Татьяна Павловна “назвала ее тогда рыбой”.

    В жизни каждый из нас встречается со святыми людьми, скромное подвижничество которых незаметно постороннему взгляду и не ценится нами в достаточной мере; однако без них скрепы между людьми распались бы и жизнь стала бы невыносимой. София Андреевна принадлежит именно к числу таких неканонизованных святых.

На примере Софии Андреевны Долгорукой мы выяснили, какой была женщина чувства у Достоевского.
    В “Бесах” выведен образ готовой к самопожертвованию Даши Шатовой, а также гордой, но несколько холодной Лизы Тушиной. Нового, по сути, в этих образах нет. Подобное уже было. Не является новым и образ Марии Лебядкиной. Тихая, ласковая мечтательница, полу-или совсем помешанная женщина. Новое в другом.

Достоевский впервые с такой полнотой вывел здесь образ антиженщины. Вот прибывает с запада Майе Шатова. Она умеет жонглировать словами из словаря отрицателей, но забыла, что первая роль женщины — быть матерью. Характерен следующий штрих. Перед родами Майе говорит Шатову: “Началось”. Не поняв, тот уточняет: “Что началось?” Ответ Майе: “А почем я знаю? Я разве тут знаю что-нибудь?” Женщина знает то, чего ей можно было и не знать, и не знает того, чего не знать ей просто нельзя. Она забыла свое дело и делает чужое. Перед родами, при великой тайне появления нового существа эта женщина кричит: “О, будь проклято все заранее!”.
    Другая антиженщина — не роженица, а повитуха, Арина Виргинская. Для нее рождение человека есть дальнейшее развитие организма. В Виргинской, однако, не совсем умерло женское. Так, после года жизни с мужем она отдается капитану Лебядкину. Женское победило? Нет. Отдалась-то из-за принципа, вычитанного из книжек. Вот как о ней, жене Виргинского, говорит рассказчик: супруга его, да и все дамы, были самых последних убеждений, но все это выходило у них несколько грубовато, именно тут была “идея, попавшая на улицу”, как выразился когда-то Степан Трофимович по-другому поводу. Они все брали книжек и, по-первому даже слуху из столичных прогрессивных уголков наших, готовы были выбросить за окно все, что угодно, лишь бы только советовали выбрасывать. Вот и здесь, при родах Майи, эта антиженщина, видимо, усвоив из книжки, что детей должен воспитывать кто угодно, только не мать, говорит ей: “Да и ребенка хоть завтра же вам отправлю в приют, а потом в деревню на воспитание, там и дело с концом. А там вы выздоравливайте, принимайтесь за разумный труд”.
    Это были женщины, которые резко противопоставлялись Софии Андреевне и Сонечке Мармеладовой.

    Все женщины Достоевского чем-то похожи друг на друга. Но в каждом последующем произведении Достоевский дополняет новыми чертами уже известные нам образы.

30622 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Разное / Женские образы в произведениях Ф. М. Достоевского

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00021801184864043780

Сочинение на тему: Женские образы в романе Преступление и наказание, Достоевский

­Главная>Сочинения по произведению Преступление и наказание

Женские образы

«Преступление и наказание» — одно из лучших произведений Ф. М. Достоевского. Оно было не раз экранизировано, выходило популярной постановкой в театре.

В своем социально-философском романе автор наилучшим образом передает атмосферу в Петербурге в середине XIX века. Из-за нового режима и перехода на капиталистический уровень взаимоотношений, кругом нищета и разруха.

В таком обществе даже самых адекватных людей посещают только мрачные мысли.

Идею убить старуху-процентщицу Родион Раскольников придумал не сам. Она была им подслушана в трактире. Та комната-шкаф, в которой он жил, тяготила героя.

Добавить к этому постоянное отсутствие денег и невозможность заработать их честным путем, то можно понять, почему герой оказался в таком двусмысленном положении.

Немалую роль Достоевский отвел в своем романе женским образам: Соне Мармеладовой, Дуне, Катерине Ивановне, Марфе Петровне, старухе-процентщице и ее сестре Лизавете.

Описывая их взаимоотношения с героем, он мог в полной мере раскрыть свой персонаж, его достоинства и недостатки.

Центральная роль среди женского контингента, конечно же, принадлежит 18-летней Соне Мармеладовой — дочери Семена Захаровича и Катерины Ивановны.

Из-за бедности и пьянства отца, она была вынуждена пойти «по желтому билету», то есть выйти на панель ради заработка. Кому-то нужно было помогать Катерине Ивановне и младшим детям.

Читая произведение далее, мы видим, что мать девушки вскоре умирает от чахотки и трое детей остаются сиротами. Соня показана автором как сильный персонаж, несломленный.

В конце произведения, получив три тысячи рублей от Свидригайлова на новую жизнь, она едет за Раскольниковым в Сибирь и начинает работать швеей. Еще один женский персонаж, чья жизнь в романе продолжается, это Дуня — младшая сестра Раскольникова.

Девушке 21-22 года. Полное имя героини — Авдотья Романовна Раскольникова.

В свое время ей пришлось работать гувернанткой в богатой семье, где она пережила немало унижений. Самодур Свидригайлов часто издевался над девушкой и доводил ее до отчаянного состояния.

До этого он довел свою жену Марфу Петровну, которая умерла при странных обстоятельствах. Дуне предлагает замужество Лужин из-за того, что она девушка бедная, без приданого, а его человека крайней степени расчетливого это устраивает.

В конце концов, она ему отказывает и выбирает Разумихина.

Подводя итог, можно сделать вывод, что женские образы в произведении Достоевского построены на контрасте. Каждая из героинь имеет свою ярко-выраженную индивидуальность и уникальность. Даже старуха-процентщица со своей сестрой удостоены отдельно описания.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Преступление и наказание, Достоевский
  • Характеристики главных героев произведения Преступление и наказание, Достоевский
  • Краткое содержание Преступление и наказание, Достоевский
  • Краткая биография Федора Достоевского

Источник: https://www.sdamna5.ru/zhenskie_prestuplenie

Женские образы в романе "Преступление и наказание"

Центральное место 
в романе Ф.М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья 
судьба вызывает у нас сочувствие и уважение.

Чем больше мы о ней 
узнаем, тем больше убеждаемся в 
ее чистоте и благородстве, тем 
больше начинаем задумываться над истинными 
человеческими ценностями.

Образ, суждения Сони заставляют заглянуть вглубь себя, помогают оценить то, что происходит вокруг нас.

Из рассказа Мармеладова мы узнаем о несчастной судьбе дочери, ее жертве ради отца, мачехи и ее детей. Она пошла на грех, отважилась на то, чтобы продать 
себя. Но при этом она не требует 
и не ожидает никакой благодарности. Она ни в чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей судьбой.

Читайте также:  Сочинение рассуждение на тему что такое счастье?

А судьба,в свою очередь, жестоко и несправедливо обошлась с ней и ее близкими. Во-первых, Соня потеряла мать, а затем и отца; во-вторых, бедность заставила ее выйти на улицу зарабатывать деньги. Но жестокость судьбы не сломила ее моральный дух. В условиях, казалось бы, исключающих добро и человечность, героиня находит выход, достойный настоящего человека.

Ее путь — самопожертвование и религия. Соня способна понять и облегчить страдания любого, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чужое страдание. Она жалеет Катерину Ивановну, называя ее «ребенком, справедливой», несчастной.

Ее великодушие проявилось уже тогда, когда она спасает детей Катерины Ивановны, жалеет отца, умирающего у нее на руках со словами раскаяния. Эта сцена, как, впрочем, и другие, внушает уважение и сочувствие к девушке с первых минут знакомства с ней. И неудивительно, что глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Софье Семеновне.

Именной ей, а не Порфирию Петровичу, Родион решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия.

Эта необыкновенная девушка, которую он назвал «юродивой», узнав об ужасном преступлении Родиона, целует и обнимает его, себя не помня, говорит, что «нет несчастнее никого теперь в целом свете», чем Раскольников.

И это говорит та, которую бедность семьи обрекла на позор и унижение, та, которую называют «девицей отъявленного поведения»! Неужели заслуживает такой участи девушка чуткая и самоотверженная, тогда как Лужин, не страдая от нищеты, мелочен и подл? Именно он считает Соню безнравственной, развращающей общество девицей.

Пожалуй, ему никогда не понять, что только сострадание и желание помочь людям, избавить их от тяжкой участи объясняют поведение героини. Вся ее жизнь — сплошное самопожертвование. Силой своей любви, способностью самоотверженно претерпевать любые муки ради других девушка помогает главному герою превозмочь себя и воскреснуть.

Судьба Сонечки убедила Раскольникова в ошибочности его теории. Он увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних. Соня, самоотверженная в своей преданности и семье, и любви, готова разделить участь Раскольникова. Она искренне верит, что Раскольников сможет воскреснуть для новой жизни. Правда Сони Мармеладовой — это ее вера в человека, в неистребимость добра в его душе, в то, что сочувствие, самопожертвование, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир.

Соня незаметно 
возникает в романе Достоевского «Преступление и наказание» из арабесок петербургского уличного фона как мысль, как рассказ Мармеладова 
о семье, о дочери с «желтым билетом». Ее облик впервые дается через 
восприятие самого автора в тот миг, когда она предстает у постели 
умирающего отца.

«Из толпы, 
неслышно и робко, протеснилась 
девушка, и странно было ее 
внезапное появление в этой 
комнате, среди нищеты, лохмотьев, 
смерти и отчаяния. Она была тоже в лохмотьях, наряд ее был грошовый, но разукрашенный по – уличном, под вкус и правила, сложившиеся в своем мире, с ярко и позорно выдающейся целью.

Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв о своем перекупленном из четвертых рук шелком, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о свиных ботинках и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной, круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными, голубыми глазами»..

Такой впервые 
предстает Соня Мармеладова перед 
нами. Писатель особое внимание сосредоточил на описании одежды Сони и этим самым 
он хотел подчеркнуть ремесло, которым 
промышляет героиня.

Профессия Сони Мармеладовой – неизбежный результат 
условий, в которых она живет. Но именно стремление помочь Катерине Ивановне и её несчастным детям и заставило Соню преступить через себя, через нравственный закон.Иначе по той же дороге, с тем же концом, пошли бы и Полечка с сестрицей и братцем, которых она поддерживала кое-как своим «золотым» промыслом.

Она пожертвовала собой ради других. «И тут только понял он, что значили для неё 
эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая 
Катерина Ивановна, со своею чахоткой и со стуканием об стену».

Она тяжело переживает, сознавая своё положение в обществе, свой позор и грехи: «Да ведь я …бесчестная…я великая, великая грешница! «, «…до какой чудовищной боли истерзала её, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном её положении».

Не будь судьба её семьи (а Катерина Ивановна и дети действительно были единственной Сониной семьёй) такой плачевной, жизнь Сонечки Мармеладовой сложилась бы по-другому.

Её имя писатель тоже выбрал, как считают, не случайно. Русское церковное имя – Софья, София пришло к нам исторически 
греческого языка и означает «мудрость», «разумность», «наука».

Надо сказать, что имя Софья носят несколько 
героинь Достоевского — «кротких» женщин, которые смиренно несут крест, выпавший на их долю, но верят в конечную победу добра.

Если «София» вообще означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софьи – смиренномудрие.

Соня помимо детской чистой и невинной души обладает огромной моральной стойкостью, сильным 
духом и поэтому она находит 
в себе силы спасаться верой в 
Бога, поэтому она сохраняет свою душу. «Что ж бы я без бога-то была? «

Доказательство 
необходимости веры в Бога было одной 
из главных целей, которые Достоевский 
ставил перед своим романом.

Все поступки героини 
удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все 
ради кого-то: мачехи, неродных братьев 
и сестры, Раскольникова. Образ Сони — образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в 
сцене признания Раскольникова.

Здесь-то мы видим Сонечкину теорию — «теорию Бога». Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо само понятие «необыкновенный человек», так же как неприемлема возможность преступить «закон Божий».

Для нее все — равны, все предстанут перед судом Всевышнего.

Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников, она также 
преступила нравственный закон: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем», — говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого 
человека, а она — через свою.

Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь придти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним.

А зачем, зачем ей это надо? Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать ради человека, который с тобой сух, холоден, отвергает тебя. На это могла пойти только она, «вечная Сонечка», с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям.

Проститутка, вызывающая уважение, любовь всех окружающих, — это чисто по-достоевски, идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановна, и ее дети, и соседи, и каторжники, которым Соня безвозмездно помогала.

Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: «Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере… «[

Создав образ 
Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Рас-кольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.

Соня, которая 
в своей недолгой жизни уже 
перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить 
нравственную чистоту, незамутненность разума и сердца.

Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему человеческому горю и страданию. Ее образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Сонечка выступает от лица всех униженных и оскорбленных.

Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира была избрана Достоевским для спасения и очищения Раскольникова.

Катерина 
Ивановна — бунтарка, страстно вмешивающиеся в несправедливую и враждебную ей обстановку. Она — безмерная гордячка, в порыве оскорбленного чувства идет против здравого смысла, кладет на алтарь страсти не только собственную жизнь, но, что еще страшнее, — благополучие своих детей.

О том, что жена Мармеладова Катерина Ивановна вышла 
за него замуж с тремя детьми, мы узнаём из разговора Мармеладова 
с Раскольниковым.

«Я звериный 
образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, — особа образованная 
и урожденная штаб-офицерская 
дочь…. . она же и сердца высокого, и чувств облагороженных воспитанием 
исполнена…. Катерина Ивановна дама 
хотя и великодушная, но несправедливая…. .

она дерет мне вихры…Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила. . да, дама горячая, гордая и непреклонная.

Пол сама моет и на черном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит. …. Вдовой уже взял ее, с троими детьми, мал мала меньше. Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дому родительского. Мужа любила чрезмерно, но в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер.

Бивал он ее под конец; а она хоть и не спускала ему… И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далеком и зверском… Родные же все отказались. Да и горда была, чересчур горда…

Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая — пошла! Ибо некуда было идти…»[14]

Мармеладов дает жене точную характеристику: «…Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая 
и раздраженная, и оборвет… «[15]. Но человеческая гордость ее, как и 
Мармеладова, попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии 
заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, Катерине Ивановне «некуда идти».

В этой женщине 
показана физическая и духовная деградация. Она не способна ни к серьезному бунту, ни к смирению. Ее гордость столь 
непомерна, что смирение для нее 
просто невозможно. Катерина Ивановна «бунтует», но ее «бунт» превращается в истерику.

Это трагедия, переходящая 
в площадное грубое действо.

Она 
без всякой причины нападает на окружающих, сама нарывается на неприятности и 
унижения (то и дело оскорбляет квартирную хозяйку, идет к генералу «добиваться справедливости», откуда ее также 
с позором выгоняют).

Катерина Ивановна не только окружающих людей обвиняет в своих страданиях, но и Бога. «На мне нет грехов! Бог и 
без того должен простить… Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо! » — говорит она перед смертью.

Алена Ивановна — коллежская регистраторша, процентщица, «…крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом… Бело 
брысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом.

На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась  
вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». Ее изображение должно вызывать отвращение и тем самым как бы отчасти оправдывать  
идею Раскольникова, который носит ей заклады, а затем убивает ее.

 
Персонаж — символ никчемной и даже вредной жизни. Однако, по  
мысли автора, она тоже человек, и насилие над ней как над любым  
человеком, даже во имя благородных целей, является преступлением  

нравственного закона.

Лизавета — младшая, сводная сестра процентщицы Алены  
Ивановны. «…Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не  
идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей,  
работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от  
нее даже побои». Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой  
белья.

До убийства была знакома с Раскольниковым, стирала ему  
рубашки. Была также в дружеских отношениях с Сонечкой  
Мармеладовой, с которой даже обменялась крестами. Раскольников  
случайно подслушивает ее разговор со знакомыми мещанами, из  
которого узнает, что старуха-процентщица в семь часов следующего  
дня останется дома одна.

Немного раньше он случайно услышал в  
трактире фривольный разговор молодого офицера и студента, где речь  
шла, в частности, и о Л. — что она хоть и некрасива, но многим нра- 
вится — «тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все  
согласная» и потому постоянно беременная. Во время убийства  
процентщицы Л.

неожиданно возвращается домой и тоже становится  
жертвой Раскольникова. Именно подаренное ею Евангелие Соня читает  

Раскольникову.

Источник: https://student.zoomru.ru/lit/zhenskie-obrazy-v-romane-prestuplenie/9438.95658.s1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector