Анализ «белые ночи» достоевский 9 класс

Анализ «Белые ночи» Достоевский 9 класс

Каждому обязательно нужно изучить книгу «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, краткое содержание которой представлено далее.

Это одно из выдающихся произведений автора, написавшего множество важных и актуальных по своей сути романов и повестей, с каждым из которых следует непременно познакомиться.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Это поможет узнать мотивы действий героев, проанализировать рассказ и сделать анализ конкретного отрывка. Рассмотрим далее произведение в сокращении, историю создания, характеристику героев и дадим небольшой анализ.

О повести «белые ночи» ф. м. достоевского

«Белые ночи» легендарное произведение, которое автор написал в 1848 г. (год написания и издания).

Анализ «Белые ночи» Достоевский 9 класс

Фёдор Михайлович Достоевский (1821 — 1881) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Классик русской литературы и один из лучших романистов мирового значения.

Это повесть, которая была создана автором во время дружбы с поэтом А. Плещеевым и общения с другими писателями в литературном кружке. В октябре того же года цензура приняла повесть на публикацию и ее впервые напечатали в 12 номере Отечественных записок.

В последующее время ее многочисленно переделывали под рамки цензуры. Так, были убраны сентиментальные фразы, противоречивые монологи, добавлены пушкинские образы.

Окончательно повесть была отредактирована в 1860 г. На вопрос, сколько страниц осталось после редакции, можно ответить – 20 страниц.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Трагедия печорина, ее сущность и причины - сочинение (9 класс)

Оценим за полчаса!

Стоит отметить: сформированный в сюжете образ главного героя автобиографичный. Многие критики утверждают, что создавая мечтателя, Достоевский описывал себя.

В эти годы писатель чувствовал себя одиноким и мечтательным, утверждал, что призрачный вид жизни грешен, поскольку направляет человека не в том направлении, далеко от истины.

С иной стороны, она подчеркивает ценность настоящей творческой жизни.

В целом, это детище критики называют идиллической утопией о людях и тем, кем они могли бы стать, если бы проявляли все позитивные качества. Но такое невозможно, поэтому мечты остаются грезами и не становятся отражением действительности.

Главные герои и их характеристика

В центре внимания три героя и множество второстепенных персонажей.

Анализ «Белые ночи» Достоевский 9 класс

Каждый из них раскрывается читателю отчетливо, показывается во всем проявлении, поэтому составить подробную характеристику несложно:

  1. Мечтатель действующий герой произведения. Точный возраст, имя и конкретные сведения об образовании и работе неизвестны, но понятно, что он является молодым петербуржцем, которому примерно 30 лет. Хорошо образован, работает мелким чиновником в каком-то государственном учреждении. Имеет низкое жалование и незначительную должность. Ему ничего не интересно. Все существование построено на мечтах. Он мечтает о лучшей жизни, где все наполнено смыслом, о любви и друзьях.
  2. Настенька абсолютная противоположность мечтателя. Она семнадцатилетняя красавица, имеющая жизнерадостный и бойкий характер. Смотрит на жизнь такой, какая она есть. Живет с бабушкой, но желает уйти из домашнего плена, который ей она устроила. Девушка строит планы, цели и стремительно движется к ним. Так, Настенька встречает молодого парня, нового жильца и влюбляется в него. Все силы устремляет на то, чтобы стать женой. Напор пугает парня и когда девушка съезжает к нему сама, то теряется и уезжает. После такого действия героиня решается стать женой мечтателя, однако любит не петербуржца.
  3. Новый жилец — молодой человек, внешне приятен и интеллигентен. Живет под одной крышей с Настенькой. Ему нравится девушка, но жилец старается выглядеть тактичным. Вначале предлагает ей почитать, затем пару раз зовет Настю с бабушкой на спектакль. После ненавязчивых ухаживаний, Настя переезжает к нему без приглашения. Вскоре герой изъявляет желание отправиться в командировку в столицу на год и обещает сделать ее своей женой, если она дождется. Но по истечении срока ожидания, не желает отвечать на письма.

Второстепенные персонажи

Анализ «Белые ночи» Достоевский 9 класс

Второстепенными героями картины являются:

  1. Бабушка пожилая, слепая представительница обедневшего дворянского рода. В молодости имела деньги и власть, а теперь питается и живет с внучкой Настенькой за счет сдачи комнат в доме. Мечтает, чтобы внучка выросла высоконравственным и образованным человеком и вышла замуж за порядочного мужчину. Поэтому не пускает ее гулять, не дает ей читать плохую литературу, обучает французскому и учит хорошим манерам.
  2. Господин во фраке законопаченный мужчина средних лет. Способствует знакомству мечтателя с юной девушкой Настенькой, когда та гуляет поздней ночью одна. Он решает с ней познакомиться, но этому мешает мечтатель, который ударяет его палкой.
  3. Матрена служанка мечтателя. Старая дама, не отличающаяся качествами хорошей служанки. Занимается наведением чистоты в доме.
  4. Фекла глухая домработница бабушки.

Краткий пересказ

В центре внимания рассказа одинокий мечтатель. В культурной столице страны в период действия белых ночей главный герой встречается с обаятельной красавицей Настенькой и начинает испытывать к ней чувства.

Анализ «Белые ночи» Достоевский 9 класс

Она рассказывает о том, что все детство провела рядом с бабушкой, которая не выпускала девочку гулять. Из-за этого девушка была невеселой. Однако все изменилось после приезда постояльца. Через год знакомства парень покинул девушку, но обещал вернуться.

История Настеньки была печальная, поэтому мечтатель пожалел девушку и решил помочь встретиться влюбленным, передав письмо возлюбленному красавицы. При этом сам начал испытывать чувства влюбленности к девушке.

Ее возлюбленный не ответил. Решив, что постоялец ее бросил, Настенька решает его забыть и отвечает чувствам мечтателя, когда тот признается в любви. Но внезапно видит своего бывшего и убегает, написав прощальное письмо.

В свою очередь юноша продолжает любить Настеньку, поскольку она стала самым запоминающимся моментом в его существовании. Осознав, что любовь не возвратится, герой становится одиноким.

Краткий анализ произведения

Повесть «Белые ночи» Достоевского является красивой утопией и мечтой о счастье двух влюбленных людей, честности и бескорыстности намерений и чувств. Это детище в творчестве автора самое поэтичное и романтичное. Благодаря красоте описанных ночей создается невероятная утопическая атмосфера повести.

Анализ «Белые ночи» Достоевский 9 класс

Центральной темой произведения является одиночество, поиск смысла существования, любовь и неразделенные чувства, а также жизнь молодых людей, которые существуют в мире иллюзий и нуждаются в невыдуманных чувствах.

По композиции повесть включает в себя пять глав. Четыре главы именованы петербургскими ночами, а конечная утром. По жанру это роман направления сентиментализма, но по структуре повесть.

Названы главы не случайно ночами и утром. Ночью мужчина жил бесплодными мечтами, нереальными чувствами и иллюзорной любовью, а на утро герой будто бы отрезвел, поняв, что потерял свою возлюбленную и ему вновь суждено жить в иллюзорном мире.

На утро исчезает то волшебство, которое происходило с героем ночью. Он вновь становится одиноким и несчастным, но уже с разбитым сердцем. Глава «Утро» является своеобразным эпилогом или аннотацией, которая полна драматизма с надеждами на лучшее будущее.

Интересно, что несмотря на предательство, мечтатель прощает девушку и не чувствует обиды с разочарованием, будто бы благословляя ее на счастье.

Отдельное место в повести занимает городской образ старинных улочек и скверов. Описанию этих красивых мест посвящена большая часть повествования, поэтому город по праву можно даже считать отдельным персонажем. Четких мест не было названо, но аура города передана хорошо.

Заключение

В целом, повесть Достоевского или ее отрывок обязателен для анализа, чтобы сделать последующее школьное и выпускное сочинение. Для лучшего анализа, авторского анализа и составления собственного мнения, ее нужно обязательно читать самостоятельно в оригинале.

В повести, как и в фильме с соответствующим названием, поднимаются актуальные темы и проблемы современного общества, поэтому произведение так ценится и изучается в школе.

Источник: https://tvercult.ru/literatura/belyie-nochi-kratkoe-soderzhanie-i-analiz-povesti-dostoevskogo-f-m

Анализ «Белые ночи» Достоевский

Одной из ярких литературных работ, принадлежащей раннему творчеству Ф. М. Достоевского, является повесть «Белые ночи».

Сам же автор отнес свое детище к жанру «сентиментального романа», раскрыв тем самым описываемую в нем проблематику любви, одиночества, смысла жизни.

Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку по литературе.

Анализ «Белые ночи» Достоевский 9 класс

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Белые ночи.

Год написания – 1848 год.

История создания – Сразу после написания роман был опубликован в журнале «Отечественные записки». Посвящен близкому другу писателя – Алексею Плещееву.

Тема – Любовь, одиночество, поиск смысла жизни. Однако центральной является тема так называемых «мечтателей» – одиноких молодых людей, живущих в иллюзорном мире, но при этом нуждающихся в реальных событиях и невыдуманных чувствах.

  • Композиция – Произведение состоит из пяти глав: четыре из них представляют собой нумерацию петербургских ночей, в то время как последняя названа «Утро».
  • Жанр – Повесть.
  • Направление – Сентиментализм.

К написанию романа Федор Михайлович приступил в конце 1847 года, и уже в 1848 году произведение было опубликовано в литературном журнале «Отечественные записки».

В раннем творчестве Достоевского отслеживается явный интерес писателя к теме «петербургских мечтателей». Именно ей посвятил он в 1847 году несколько своих фельетонов, вошедших в сборник «Петербургская летопись».

Однако эти статьи были опубликованы Федором Михайловичем практически анонимно, поскольку подписывал он фельетоны одними лишь буквами – «Ф. М.». Позже выяснилось, что часть материала из сборника была использована писателем во время работы над романом.

В частности, это были характеристики героев и описание быта.

Свой роман Достоевский посвятил близкому другу – писателю и поэту Алексею Плещееву.

Центральная тема произведения – одиночество в большом городе. Подобное состояние было весьма распространено в Петербурге образца середины XIX века, чему способствовала нестабильная социальная ситуация в городе. Как следствие, большинство молодых людей чувствовали себя одинокими и глубоко несчастными, утратившими смысл жизни.

Настенька и Мечтатель – типичные представители «маленьких людей». Они живут простой, скромной и безыскусной жизнью. Круг их общения чрезвычайно узок: Мечтатель общался лишь с сослуживцами, а Настенька – с бабушкой и жильцами. Чтобы уйти от серой реальности и на время позабыть о насущных проблемах, молодые люди перешли в разряд «мечтателей», с головой погружаясь в собственные фантазии.

Тема любви раскрывается в произведении сквозь призму чувств Настеньки к ее возлюбленному, и безответную любовь Мечтателя к хрупкой девушке.

Последний не злится на Настеньку, обвиняя ее во всех своих бедах, когда та оставляет его в полном одиночестве. Напротив, он приходит к выводу, что нужно быть благодарным даже за те минуты счастья, которые она ему подарила.

Он с бережностью вынашивает свою идею счастья – пусть в его жизни будут лишь крупицы истинного блаженства, но он навсегда сохранит их в своей душе.

Основная мысль произведения – оторванность «мечтателей» от реального мира, их неспособность жить среди людей и получать радость жизни от простых, обыденных вещей. Предпочитая витать в облаках, они неизбежно обрекают себя на одиночество.

Особенность композиции романа заключается в интересном построении сюжета: первые четыре из пяти глав посвящены петербургским ночам, в то время как последняя глава называется «Утро». Это как нельзя более точно отражает динамику развития сюжетной линии – от сна к пробуждению.

Построение носит символически характер. На фоне романтических белых ночей Петербурга читателю открываются все стадии влюбленности главного героя в Настеньку, все его мечты и душевные переживания.

Но, в итоге, неизбежно наступает «утро» – момент прозрения, которое становится для Мечтателя личной драмой. Он уже обрел любовь, пусть и неразделенную, но такую сладостную.

И теперь он вынужден распрощаться с ней навеки – безжалостное утро рассеивает пустые фантазии, но вместе с тем дарит надежду на светлое будущее.

Произведение наполнено различными художественными приемами и средствами. Так, Федор Михайлович искусно использует метод параллелизма: практически каждая глава начинается с детального описания природы, которое дает невольную подсказку на то, как закончится данная глава – весело или печально.

Помимо двух главных героев – Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу.

Это – Петербург, выступающий в роли собеседника и старого приятеля рассказчика.

Город чутко отзывается на внутренние переживания Мечтателя, создавая непередаваемо прекрасный антураж к его романтическому настроению и оправдывая смысл названия произведения – «Белые ночи».

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Белых ночей».

Проводя в «Белых ночах» анализ произведения, следует отметить, что оно написано в жанре повести. Но сам автор настаивал на его принадлежности к сентиментальному роману.

Специфика направления сентиментализма заключается в том, что в центре внимания оказываются душевные переживания, эмоции и чувства главных героев. Они могут быть вполне реалистичными, поскольку образы Настеньки и Мечтателя как нельзя более точно подходят под описание любимой писателем категории «маленьких людей». Однако в романе они показаны излишне идеализированными, их отношения утопичны.

В романе Достоевского «Белые ночи» герои не находятся в конфликте с окружающей средой: она их не подавляет и не вынуждает направлять все свои силы на сопротивление. В центре внимания – внутренний мир персонажей, их душевные порывы и чувства.

Кроме того, терзания Мечтателя не приводят к трагической концовке. Напротив, даже потерпев неудачу на любовном фронте, он благодарен судьбе даже за призрачный намек на счастье, которое ему выпало. Герой находится в полной гармонии с самим собой, что еще раз доказывает принадлежность романа к направлению сентиментализма.

Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 142.

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/belye-nochi/analiz-proizvedeniya-dostoevskogo.html

9 класс. «Белые ночи»

Последняя зимняя неделя для девятиклассников — время проходить повесть «Белые ночи», где есть всё, за что мы ценим Ф. М. Достоевского: достоверные психологические портреты, глубокие размышления о жизни, таинственный Петербург и, конечно, любовь

Ольга Разумихина *
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Конец мая — начало июня — время, когда в Санкт-Петербурге начинаются белые ночи: это природное явление, при котором даже в полночь или перед рассветом небо остаётся светлым, то есть на улице не темнеет, как осенью или зимой. Конечно, во время белых ночей не так светло, как в полдень, но света достаточно, чтобы читать. Вот как об этом писал А. С. Пушкин в поэме «Медный всадник»:

  • Люблю тебя, Петра творенье,
    Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
    Когда я в комнате моей
    Пишу, читаю без лампады,
    И ясны спящие громады
    Пустынных улиц, и светла

  • Адмиралтейская игла…

Белые ночи — явление не такое уж и редкое: «безлунные» недели выдаются не только в Питере, но и в Архангельске, Петрозаводске, Сургуте и многих других городах. Но именно в Санкт-Петербурге разворачивается действие произведения Ф. М. Достоевского «Белые ночи», и именно в эту пору встречаются два безнадёжных романтика — двадцатишестилетний Мечтатель и семнадцатилетняя Настенька.

Он и она

«Белые ночи» — произведение не особенно большое: при средней скорости чтения его можно одолеть часа за два — два с половиной. Поэтому напомним только основные сюжетные моменты.

Мечтатель — молодой человек, живущий со служанкой Матрёной в съёмной комнатушке; целыми днями он блуждает по городу, «общается» с домами, наблюдает за прохожими, а приходя домой, отправляется в мир грёз. Вот один из типичных сюжетов, которые он себе воображает:

Верите ли вы, что действительно он [вымышленный Мечтателем молодой человек] никогда не знал той, которую он так любил в своём исступлённом мечтании? Неужели и впрямь не прошли они рука в руку столько годов своей жизни? Неужели не она, в поздний час, когда настала разлука, не она лежала, рыдая и тоскуя, на груди его, не слыша бури, разыгравшейся под суровым небом, не слыша ветра, который срывал и уносил слезы с чёрных ресниц её? Неужели всё это была мечта — и этот сад, унылый, заброшенный и дикий,   и этот странный, прадедовский дом, в котором жила она столько времени уединённо и грустно с старым, угрюмым мужем, вечно молчаливым и желчным? И, боже мой, неужели не её встретил он потом, далеко от берегов своей родины, в дивном вечном городе, где она, узнав его, так поспешно сняла свою маску и, прошептав: «Я свободна», задрожав, бросилась в его объятия…

Очевидно, что Мечтатель, как и Евгений из той же поэмы Пушкина «Медный всадник», — обедневший (и почти обнищавший) дворянин, скорее всего — сирота. Такова же и Настенька, оставшаяся после смерти родителей с бабушкой, которую она «всё-таки немножко любит».

Бабушка целыми днями не отпускает внучку от себя, пристёгивая её юбку к своей при помощи булавки, и сбежать девушка может только ночью, когда опекунша спит (по крайней мере, сбежать в прямом смысле этого слова: в мир фантазий бедолага уносится при первой же возможности).

Но бродить одной по тёмному городу небезопасно и сейчас, а в XIX в., и подавно.

Неизвестно, чем закончилось бы для Настеньки преследование пьяного прохожего, если бы не случайно появившийся рядом Мечтатель и не «превосходная сучковатая палка, которая случилась на этот раз в его правой руке».

Случайно столкнувшиеся Мечтатель и Настенька изумлены, обнаружив, насколько хорошо они понимают друг друга: это настоящие родственные души.

(В английском языке есть отличное обозначение для человека, который буквально читает мысли другого, — soulmate: почти как «вторая половинка», но не обязательно в романтическом контексте.

) Вот и Настенька воспринимает Мечтателя как друга и даже запрещает ему в себя влюбляться, но в силу неопытности не понимает, что выдвигает ему невыполнимое требование. Тем более что о женихе (любимом, кстати, женихе!), который вот-вот приедет в Петербург, девушка новому другу поначалу не говорит.

И вот четырёх ночей оказывается достаточно, чтобы Настенька погрузилась в пучину уныния и затем, сама уже того не ожидая, оказалась на седьмом небе от счастья, — и чтобы хрупкий, нежный Мечтатель вернулся с разбитым сердцем в свой «угол», выйти откуда ему уже, кажется, не суждено.

Форма и содержание

Запомнить сюжет произведения и разобраться в характере главных героев — вполне достаточно, чтобы получить на уроке твёрдую «четвёрку».

Но если вы мечтаете об отличной оценке или и вовсе собираетесь сдавать ЕГЭ по литературе, уделим внимание литературоведческим вопросам.

Например, действительно ли «Белые ночи» — это «сентиментальный роман», как подписал произведение автор? Разбираться придётся и с первым, и со вторым словом.

Сентиментализм или реализм?                             

Начнём с «сентиментального». Прилежные ученики знают, что литературные произведения — как русские, так и зарубежные — не существуют просто так, в вакууме: каждый художественный текст (по крайней мере, если речь идёт о произведениях XVIII в. и более поздних) принадлежит к тому или иному направлению. Вот они все:

  • классицизм (весь XVIII — начало XIX в.);
  • сентиментализм (вторая половина XVIII в.);
  • романтизм (вторая половина XVIII — начало XIX в.);
  • реализм (весь XIX в.);
  • модернизм (первая половина ХХ в.);
  • постмодернизм (вторая половина ХХ в.);
  • метамодернизм (начало XXI в.)

Классицизм — это направление, которое подразумевало строгие правила — относительно как формы, так и содержания. Например, если в начале XVIII в.

кто-то писал пьесу, то в ней обязательно должно было соблюдаться «единство времени, места и действия», то есть все события должны были происходить с одними и теми же главными персонажами в течение 24 часов в одном и том же доме (как, например, в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»).

Читайте также:  Образ и характеристика русской дружины в поэме слово о полку игореве

Мораль классицистов была очень строгой: они призывали читателей соблюдать Божественные заповеди, уважать государя, почитать старших — как по возрасту, так и по чину, — а также всегда быть совестливым, честным, надёжным.

Но главное — эти писатели учили, что нужно руководствоваться в первую очередь умом, а не чувствами. Сердечные порывы, по их мнению, могли довести до греха, поэтому — рассудительность и ещё раз рассудительность!

Неудивительно, что столь строгая мораль во многих вызывала отторжение. Как же это так, возмущались писатели и читатели в России и за рубежом, — всё время жить умом, а не чувствами? Поэтому во второй половине XVIII в. сформировалось другое направление — сентиментализм.

Персонажи этих произведений, напротив, свободно влюблялись, радовались общению с близкими и природе, и даже труд им был не в тягость. Чаще всего героями таких пьес или стихов были пастухи и пастушки; иногда в их компанию «приходили» древнегреческие и древнеримские божества.

Так что, конечно, «Белые ночи» никак нельзя назвать произведением, написанным в духе сентиментализма.

Достоевский — даже не романтик, а уже реалист. Во-первых, он написал историю Настеньки и Мечтателя в 1848 году, и даже эпиграф взят из текстов другого реалиста — И. С. Тургенева. Во-вторых, его герои — вовсе не беззаботные пастушки на лоне природы, а сложно устроенные, внутренне надломленные, ищущие и страдающие горожане.

В произведении затронуты сугубо реалистические проблемы: Достоевский рассуждает о социальном неравенстве, проблеме отцов и детей, одиночестве и эскапизме (стремлении сбежать от насущных проблем в свой воображаемый мир). Почему же «Белые ночи» названы «сентиментальными»? Очевидно, потому, что и Мечтатель, и Настенька переживают настоящую бурю чувств.

Недаром сейчас слово «сентиментальный» имеет значение «трогательный, наивный, слезливый».

Роман или повесть?

Ученику, знакомому с основами литературоведения, покажется также странным определение «роман». И эти сомнения будут небезосновательны. Ведь типичные отличия романа от повести таковы:

  • объём (в повести в среднем — от 20 до 100 страниц, в романе — 100 и больше);
  • количество сюжетных линий (в повести читателю предлагается пристально следить за двумя персонажами, в романе — за тремя и более);
  • проблематика (персонажи повести размышляют в основном об одной проблеме, а остальные захватываются мимоходом, тогда как герои романа высказывают суждения о самых разных материях);
  • главный герой: в повести это — типичный представитель своего поколения и/или сословия, в романе — уникальная личность.

В произведении «Белые ночи» 55 страниц, то есть по объёму это, скорее всего, повесть. Однако, может быть, перед нами просто очень короткий роман? Ведь из любого правила бывают исключения. Не будем спешить — разберёмся с остальными критериями.

Количество сюжетных линий у Достоевского определить просто: их две, и это, конечно, линия Настеньки и линия Мечтателя. Кто-то заметит, что есть и Настенькин жених, и мы до последнего не знаем, что с ним происходит.

Резонно, вот только внутренний мир этого персонажа автор не раскрывает.

Сюжетная линия — это не только действия («пришёл», «рассказал», «убежал»), но и работа мысли, а «залезть в голову» Настиному жениху автор читателю не позволяет.

Основная проблема, затронутая в повести, также одна: любовь.

Может ли человек запретить себе влюбляться? Существует ли любовь с первого взгляда, а если нет, то сколько времени должно пройти, чтобы можно было с уверенностью понять, что ты по-настоящему полюбил другого? Чем отличаются любовь и влюблённость? Любовь — это счастье или наказание? И нужно ли бороться за любимую, если её сердце принадлежит другому, — либо следует благородно отказаться от притязаний на её руку? Это далеко не все вопросы, которые составляют тайну любви, — и именно они волнуют героев. Да, в «Белых ночах» идёт речь и о социальном неравенстве (и Мечтатель, и Настенька, повторимся, живут очень бедно), и об отношениях между членами семьи (ох уж эта бабушка с её булавкой!), но подробно они не разбираются.

Наконец, главный герой повести — Мечтатель — сам называет себя «типом» и сам даёт себе соответствующее прозвище.

Услышите вы, Настенька , что в этих углах проживают странные люди — мечтатели? Мечтатель — если нужно его подробное определение — не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода.

Селится он большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от дневного света и уж если заберется к себе, то так и прирастет к своем углу, как улитка Как вы думаете, отчего он так любит свои четыре стены, выкрашенные непременно зелёною краскою, закоптелые, унылые и непозволительно обкуренные? Зачем этот смешной господин, когда его приходит навестить кто-нибудь из его редких знакомых, встречает его, так сконфузившись, так изменившись в лице?

Увы, Мечтателя нельзя назвать по-настоящему уникальной, «пробивной» личностью. Сильные люди идут наперекор всему, что мешает им жить в соответствии с собственными принципами и идеалами, и на этом пути либо сокрушают все препятствия, либо… погибают (в прямом или переносном смысле — не столь важно).

Мечтатель же только и делает, что прячется в своём углу. Он никогда ни с кем и ни с чем не боролся: он не может справиться даже с единственной служанкой Матрёной, которая никак не сметёт паутину.

Это вовсе не значит, что мы должны относиться к герою с осуждением! Все мы разные: кто-то рождён для подвигов, а кто-то — для жизни тихой и мирной, и это хорошо.

Каково было бы жить в мире, где каждый мнит себя супергероем? И всё же типический характер Мечтателя — лишний аргумент в пользу того, что истинное жанровое определение «Бедных людей» — повесть. Авторское же определение «сентиментальный роман» — и «обманка» для читателя, и одновременно подсказка, как будут вести себя влюблённые герои.

Использованные источники

Шихонин Р. И. Планы-конспекты уроков литературы в 9 классе

* Анализ «Белые ночи» Достоевский 9 классОльга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

26.02.2020

в помощь школьнику литература в школе школьная программа

Просмотры: 0

Источник: https://godliteratury.ru/events-post/9-klass-belye-nochi

Урок по повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи". план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Урок по повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи».

  •                                                                  Мечтанье -есть душа поэтов.
  •                                                                                                            К.Батюшков      
  • Цель урока:  дать более полное представление о повести  .
  • Задачи урока:      
  • — познакомить ребят с творчеством писателя 40-х годов   ;
  • — рассмотреть жанровое своеобразие и композиционные особенности повести;

— прикоснуться к теме Петербурга в творчестве   Ф.М.Достоевского ;

  1. — особое внимание уделить образу главного героя ;
  2. — познакомить с еще одним вариантом интерпретации повести;
  3. — проследить , как тема «маленького человека» раскрывается в творчестве писателей первой половины XIX века .
  4. Оборудование к уроку:    
  5.  портрет писателя    ;
  6. книги разных изданий   ;
  7.   интерактивная презентации ( программа Microsoft Office Power Point)  .  
  8. Реквизиты  : диск с записью  музыкальной  пьесы  Р. Шумана « Грезы»;
  9.  костюмы Настеньки и Мечтателя.
  10. Ход урока:
  11. Слово учителя.

Сегодня    мы вновь обращаемся к повести   Ф.М.Достоевского «Белые ночи» и ее героям.

Подобно тому , как увертюра  является вступлением к опере или балету , вступлением к нашему уроку будет музыкальное произведение Р.Шумана «Грезы».

  • После прослушивания  ребята отвечают на вопросы :
  • — Какое настроение владеет вами сейчас?
  • — Как вы думаете , какие чувства ,  в этой пьесе  хотел выразить  композитор?

— Что вы слышите ? Здесь звучит  тема одного или нескольких героев?    

  1. (  В этой музыкальной пьесе слышится светлая грусть , милые сердцу воспоминания, устремленность в будущее ,  надежда   и … лиризм, пронизывающий все произведение.)    
  2. Думаю,  все согласятся с тем ,  что  эти два произведения  обладают несомненной близостью характеров.
  3. А теперь поговорим о художественном своеобразии повести.  
  4.  Смысл названия  повести «Белые ночи»?  

(В период белых ночей встречаются в Петербурге Мечтатель- главный герой этого произведения и Настенька .    В этом городе , по словам Н.В.Гоголя :  «Все обман , все мечта , все не то , чем кажется…»  )

А подзаголовок  «Сентиментальная повесть» указывает на то , что речь здесь пойдет прежде всего о чувствах.  

 Композиция    ее состоит из 4 глав  — 4 ночей, 5 глава называется «Утро» ; Вторая ночь содержит  историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом.  

 Повествование   ведется от 1-го лица , от лица героя , который сам называет себя Мечтателем. Перед нами   рассказ- исповедь.   

Сюжет прост:  во время одной из своих прогулок Мечтатель встречает девушку , знакомиться с ней . Уже во время второго свидания Настенька рассказывает свою историю любви .

Мечтатель сочувствует Настеньке , от всей души  старается помочь, желает счастья, но скоро  понимает,  что сам   влюблен в нее.

Признание состоялось , хотя в самом начале знакомства Настенька предупреждала , что влюбляться в нее нельзя.

На исходе 4 ночи , когда счастье уже было так возможно , за Настенькой   

является ее избранник. А Мечтатель остается один.

Да , конечно. Потеря была велика, потому что в Настеньке наш герой нашел воплощение своей мечты, и что еще важнее, нашел доброго друга.

  • Читаем отрывок  со слов … «Знаю вас, и приглашаю вас завтра… У меня тоже никого нет…, у кого можно было совета спросить… , я вас так знаю, как будто уже мы двадцать лет были друзьями».  
  • — Почему у героев складываются почти что сразу дружеские , доверительные отношения?  
  • ( Они оба молоды , чисты душой , добры и искренни, а еще они живут с ожиданием чуда…, с надеждой на счастье
  • Они сдружились из-за схожести характеров).

Настенька рассказывает подробно о своей жизни. А вот у героя своей истории нет…И на вопрос: « Кто же вы такой ?»  Герой отвечает:

« …я тип — это оригинал, такой смешной человек!»                

 Характер этот , этот тип сформировался в Петербурге, про который сам автор позже скажет , что это « единственный и самый фантастический город в мире».

Образ Петербурга занимает значительное место в творчестве Ф.М.Достоевского .В 1838 году писатель впервые приезжает в этот город и ощущает  его  как среду ,  глубоко воздействующую на человека.

Во всех произведениях Достоевский создает  образ Петербурга , холодного, бездушного , равнодушного к судьбе человека.  

Слушаем сообщение заранее подготовленного ученика на тему

 « Петербург в творчестве Ф.М. Достоевского»

Этой  темы мы будем касаться при изучении романов Ф.М.Достоевского, а пока хочется обратить ваше внимание на то , что образ мечтателя  все- таки освещен в повести мягким светом белых ночей.

Пейзаж — описание места , где происходят те или иные события .Это важный художественный прием.

  1. В творчестве Достоевского городской пейзаж несет большую художественную нагрузку и всегда   связан с  внутренним миром героев.
  2. В повести есть пейзаж, но нет портрета Мечтателя – еще одного художественного приема.
  3. -Как вы думаете , почему ?
  4. ( Вероятно , это происходит потому, что сам герой рекомендует себя как тип…)
  5. — Каковы функции пейзажа в этой повести?

(Пейзаж создает настроение каждой главы . Почти каждая глава начинается с описания природы, и мы можем предугадать , как закончится эта глава : весело или печально).

  • Сам герой в своем рассказе  признается , что мечтам иногда приходит конец.
  • «В комнате потемнело; на душе …  пусто  и грустно; целое царство мечтаний рушилось вокруг…, рушилось без следа , без шума и треска, пронеслось , как сновидение , а он и сам не помнит, что ему грезилось…»
  • — Так почему и о чем мечтает наш герой ?

(Ответ в тексте повести: «Посмотрите на эти волшебные призраки… Посмотрите , какие разнообразные приключения…Вы спросите , может быть, о  чем он мечтает? К чему это спрашивать! да обо всем…»

  1. (Мечты героя –это попытка уйти от действительности, в которой так мало светлого и радостного).
  2. Мечтатель закончил…,а Настенька с робким участием спросила:
  3. — Неужели и в самом деле вы так прожили всю свою жизнь?
  4. — Всю жизнь , Настенька, — отвечал я,- всю жизнь и, кажется, так и окончу!
  5. — Нет, этого нельзя… это вовсе нехорошо так жить!

-Знаю, Настенька, знаю! — …и теперь знаю больше , чем когда- нибудь , что я даром потерял все свои лучшие годы!

Именно теперь, потому что  Бог послал мне вас…, а впереди … опять одиночество.

Итак, мечтатель. Этот тип, этот характер возникает во многих произведениях писателя 40-х годов.

До появления романа « Бедные люди» , повести « Неточка  Незванова », « Белые ночи» Достоевский публикует ряд фельетонов под общим названием « Петербургская летопись» , в которых попытался объяснить причину появления мечтателей в жизни.

Писатель  считал, что мечтательность возникает на почве неудовлетворенности окружающей действительностью слабых и забитых людей. Не чувствуя в себе достаточно сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний.

Но наш герой тянется к жизни , откликается на малейшее участие к своей судьбе со стороны других людей . Встреча с Настенькой всколыхнула в нем целый рой надежд, мечтаний , чувств. Он готов теперь уже  отказаться от несбыточных фантастических грез и радоваться своему маленькому счастью.

Мечтатель признается Настеньке  в своих чувствах. И сейчас мы станем свидетелями их разговора.

( Сцена на скамейке со слов: « Я не хочу молчать!»)

В конце Настенька  сама говорит , что любит Мечтателя , она признает его доброту и благородство.

Для нашего героя Настенька стала воплощением мечты . Но она ушла из жизни так же внезапно , как и появилась . Он не смог удержать ее.

  • — В  опережающем домашнем задании вы должны были  написать эссе  и решить , кто виноват в несчастье Мечтателя?
  • — Закономерен ли финал повести ?
  • Вот , что я прочитала: « Настеньку  нельзя обвинять в том  , что она снова оставила Мечтателя  наедине со своими  чувствами и мыслями».( Соня )
  • — Вы согласны с этой точкой зрения?

( Настенька- верная и преданная девушка. Весь год она любила своего избранника и жила надеждой на счастье.  Мы не знаем , как сложится ее судьба. Но видим , что с Мечтателем она была бы окружена любовью и заботой.)

Мечтатель снова остается один , но все же благословляет Настеньку.

 Читаем  конец повести: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья , которое ты дала другому одинокому, благодарному сердцу!

Боже мой! Целая минута блаженства! Да развеем этого мало  хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

Теперь вернемся к музыкальной пьесе , с которой начался  наш сегодняшний разговор.

В ней вы все услышали тему одного героя  —  Мечтателя . Состояние души всегда можно выразить в музыке , а ведь музыка и литература , как и все виды искусства , являются отражением жизни.

 Мне кажется,  вам будет интересно познакомиться с еще одной интерпретацией повести Ф.М.Достоевского « Белые ночи».Это фрагмент искусствоведческой работы А.А. Гозенпуда «Достоевский и музыка»:

      « В «Белых ночах» музыка создает всю атмосферу действия .Разумеется, Достоевский не пытался воспроизвести музыкальную структуру и форму , но он следовал принципу проведения и развития мелодии.

« Белые ночи» — это поэма с наплывающими и возвращающимися темами .

Музыка возникает в памяти героев, ибо и Мечтатель , и Настенька живут воспоминаниями  и ожиданием. Достоевский сам указывает на связь этих мыслей – образов с музыкой. Мечтатель , описывая свое утро, говорит:

 « Когда я проснулся, мне казалось , что какой-то музыкальный мотив, давно знакомый ,  где-то прежде слышимый , забытый и сладостный, теперь все вспоминается мне. Мне казалось, что он всю жизнь просился из души моей».

   Это мелодия памяти о прошлом и надежды на счастье.

Музыкальность«Белых ночей »  выражается в изменениях или переходах из тональности в тональность душевного состояния героев и в восприятии ночного Петербурга…

Это и ночь предчувствия радости , которое его не обманывает. В его жизнь входит Настенька.

В структуре повести отчетливо даны вступление ( все , что предшествует появлению Настеньки, чей образ является « главной партией»), четыре части или эпизода и постлюдия « Утро» , в которой Настеньки уже нет.

      « В «Белых ночах» два героя . И хотя рассказ ведется от лица Мечтателя и мы видим все его глазами , центральным действующим лицом является Настенька .Настенька- видение и реальность , олицетворение белой петербургской ночи.

  1. Несомненно, к воплощению образов этой гениальной лирической повести не раз будут обращаться музыканты.»
  2. — Согласны ли вы с мнением исследователя о том , что именно Настеньке принадлежит «главная партия» ?
  3. (Думается , это не совсем так, хотя , конечно , именно благодаря ей нам ближе и понятней становится сам Мечтатель).
  4. Сочувствуя герою , многие из вас в своих отзывах задавались вопросом: «Почему Мечтатель не проявил настойчивость и не попытался остановить Настеньку?»
  5. И отвечали : « Мечтая об идеальной любви, герой слишком пассивен ,- а некоторые добавляли,- горд…»
  6. — Только ли гордость удерживает Мечтателя от решительных действий?
Читайте также:  Сочинения по картинам решетникова

( Нет. Он искренне желает счастья Настеньке. Ею был сделан выбор , и наш герой не посмел ему противиться.)

Но он тоже, как вам кажется ,  имеет право на счастье.

«Он должен был проявить хоть каплю настойчивости , он имел на это право.., он это заслужил…»( Женя)

Мечтатель терпит поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве  с судьбой за свое крошечное счастье.

— Как изменится Мечтатель после ухода Настеньки ?

— Изменится ли он вообще?

( Скорее всего нет, потому что тип Мечтателя уже сформирован окружающей действительностью, полной противоречий ,  горестей и несчастий .Сам герой неспособен противостоять этой действительности , не проявляет он ни настойчивого желания, ни достаточной энергии . Он уходит в себя , замыкается в фантастическом мире отвлеченных мечтаний).

Именно поэтому неоднозначно и наше отношение к нему . Мы чувствуем жалость и сострадание , но при этом заканчиваем чтение повести с чувством недоумения и даже некоторого разочарования.

А ведь эти чувства мы уже испытывали к героям ранее изученных произведений А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя . Это , конечно, Самсон Вырин  из

 « Станционного смотрителя» и Акакий Акакиевич  из  повести « Шинель».

Эти авторы названы не случайно , поскольку Ф.М. Достоевский стал продолжателем традиции изображения типа « маленького человека»  в русской литературе первой половины XIX века.

А одним из  первых к этой теме   обратился А.С. Пушкин. ( Слушаем доклады заранее подготовленных учеников. )

Итак , Самсон Вырин, Акакий Акакиевич и наш Мечтатель – герои разных произведений, у каждого из них свои жизненные обстоятельства, свои  интересы, своя судьба.

— Между тем, у них есть некоторая общность. В чем же она?

( 1. У них отнюдь не высокое социальное положение.

2. Все они вызывают жалость и сострадание к своей судьбе.

3.Каждый из героев переживает личную трагедию , теряя самое дорогое , что было у них в жизни: Самсон Вырин — горячо любимую дочку Дуняшу, Акакий Акакиевич- шинель, Мечтатель- Настеньку.

4. Именно эта утрата и ее последствия заставляют нас по –новому взглянуть на героя. С этого момента он становится нам по-настоящему интересен.

5. Одиночество- то , что составляет их жизнь , почти совсем лишенную радости.

6. Наконец , их сближает совершенная неспособность на какие-то решительные действия.

С.Вырин , не сумев вернуть дочь, вернулся домой, смирился с потерей, начал пить и умер от горя и тоски.

    Акакий Акакиевич, не дождавшись справедливости, заболел и умер.

   Как сложится судьба Мечтателя , мы не знаем,  но предположить можем.

  7.Все герои оказываются в Петербурге. Этот город олицетворяет государство, которому, до « маленького человека» нет никакого дела.  

8. Во всех трех произведениях авторы используют реалистичный взгляд на героев и происходящие с ними события.)

Реализм — верность жизни , стремление увидеть и изобразить ее такой , какая она есть.

А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский —  все эти писатели  встают на защиту «маленького человека» , их произведения проникнуты беспредельной

любовью к нему, болью за его безрадостное существование. А мы, читатели,  чувствуем сострадание к ним , вспоминая слова внутреннего монолога Акакия Акакиевича : « Я брат твой!»

А почему для этих писателей  тема « маленького человека»  была так важна ? Ответ на этот вопрос нам еще предстоит найти .

Домашнее задание :

Письменно ответить на вопрос: « Что нового открылось мне в  образе Мечтателя  на сегодняшнем уроке?

 Соотнести содержание повести  Ф.М.Достоевского « Белые ночи»  со словам Н.В.Гоголя из повести « Невский проспект» :  «Все обман , все мечта , все не то , чем кажется…»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/22/urok-po-povesti-fm-dostoevskogo-belye-nochi

"Белые ночи": краткое содержание и анализ повести Достоевского

Эта повесть была написана автором в 1848 г. Впервые она появилась в журнале «Отечественные записки». Писатель посвятил свое произведение А.Н. Плещееву, другу молодости. Повесть состоит из 6 глав.

«Белые ночи»: краткое содержание повести Достоевского

Герой «Белых ночей», от имени которого ведется повествование, — это молодой человек, мелкий чиновник, годового жалованья которого размером всего в тысячу двести рублей недостаточно для того, чтобы позволить себе жениться.

Вот такой бедный служивый человек, у которого нет в Петербурге ни собственности, ни связей, является типичным для Достоевского интеллигентом. Достоевский и сам какое-то время вел жизнь мелкого служащего — когда работал чертежником в Санкт-Петербургской инженерной команде.

За свою жизнь Федор Михайлович написал около тридцати художественных произведений, в трети из них главным героем выведен чиновник — наверное, оттого, что это был типаж, наиболее известный писателю.

«Бедные чиновники» Достоевского — это люди низкого статуса, их работа неинтересна и скучна. Никто из них не любит ее, они ждут окончания рабочего дня, словно школьники.

Вместе с тем эти бедные чиновники — подобно самому Достоевскому и его друзьям — не лишены в душе поэтического чувства, они находятся во власти прекрасных и несбыточных снов, и им нужны понимающие друзья, которым они могли бы излить душу.

Начиная с мелкого чиновника Макара Девушкина, героя первого произведения Достоевского «Бедные люди», который мечтает стать поэтом, эта парадигма не меняется. Герой «Белых ночей» тоже «мечтатель», он ненавидит службу — спит и видит, как бы сбежать с нее.

После службы он бродит допоздна в полном одиночестве и без всякой видимой цели по летнему Петербургу, над которым стоят белые ночи, — он мечтает обрести друга, который бы выслушал его заветные мысли. Дома при этом оживают, от тех, с кем он в приятельских отношениях, герой слышит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят второй этаж»; «Как ваше здоровье? а меня завтра в починку» и т. д. Вот такие «разговоры» ведет молодой человек в глубине своей души.

В этом типаже одинокого мечтателя, слоняющегося по городу, тогдашние читатели — молодые российские интеллигенты — узнавали самих себя, и он возбуждал их сочувствие.

И вот однажды вечером этот молодой человек, изголодавшийся по разговору с «другом», вдруг случайно знакомится на берегу канала с Настенькой — семнадцатилетней девушкой, чистой и прекрасной, которой тоже требуется «друг».

В том же месте и в тот же вечерний час они встречаются и на другой день, и на следующий. Молодой мечтатель, которому прежде не доводилось встретить человека, который бы выслушал его, с воодушевлением и без устали повествует о своих мечтах, мыслях и чувствах. Настенька же, будто бы растворяясь в этом монологе, позабыв обо всем на свете, сочувственно выслушивает его признания.

В конце концов и она сама начинает рассказывать о себе. Она живет вместе со своей слепой бабушкой. Какое-то время назад в их доме снимал комнату молодой жилец, который пообещал жениться на ней.

Однако по каким-то делам ему пришлось уехать в Москву на год. Он пообещал сразу по возвращении связаться с ней.

И вот год прошел, ей точно известно, что он в Петербурге, но он не появляется у нее в доме и даже не дает знать о себе.

Мечтатель, хоть он и страстно влюблен в Настеньку, словно старший брат своей младшей сестры, соглашается доставить письмо Настеньки ее возлюбленному. Однако ответа от него все равно нет.

И тогда на четвертый вечер Настенька, вроде бы порывая с ним, предлагает Мечтателю поселиться в их доме в качестве нового жильца. Счастью Мечтателя нет границ. Но в эту самую минуту рядом с ними проходит, словно черная тень, этот самый молодой человек.

И тогда Настенька немедленно бросается ему в объятья.
В самом конце повествования Мечтатель, находясь в своей комнате и пребывая в самом мрачном расположении духа, получает послание от Настеньки, в котором она называет Мечтателя своим другом и братом.

Мечтатель же обещает молиться за ее счастье и вспоминает счастливые минуты, проведенные подле нее. «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?» — восклицает он.

«Белые ночи»: анализ повести Достоевского

«Белые ночи» — это полное высокой лирики повествование, которое хочется назвать городским вариантом «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Это еще и прогулка по Петербургу, это еще и «признание в любви», свойственное молодому Достоевскому.

В «Белых ночах» нет привкуса быта; хоть это и любовная история, здесь отсутствуют сомнения и ревность. Это словно руководство по тому, какой должна быть горячая и чистая любовь и бескорыстная дружба. Если посмотреть на грязные любовные эмоции, описанные в «Братьях Карамазовых», то задашься вопросом: а одному ли человеку принадлежит авторство этих двух произведений?

Любовь, представленная в «Белых ночах», — это та самая идеальная любовь, о которой мечтали молодой Достоевский и его современники — бедные образованные юноши.

Ради любимой женщины ты готов быть мальчиком на побегушках, ты готов принести себя в жертву и издалека молиться о ее счастье — вот такая любовь, как будто списанная с романов для девушек, и представала в качестве идеала любви.

Советский литературовед Комарович, отвечая на вопрос, почему Достоевский преклонялся перед таким слащавым идеалом, анализирует идейный фон того времени.

В 40-х годах XIX в.

российская интеллигентная молодежь, включая и самого Достоевского, была увлечена французскими утопистами, ядро убеждений которых состояло в том, чтобы стать прекрасными жертвователями, готовыми отказаться от себя ради любви к другим людям; они полагали, что принесение себя в жертву есть высшее проявление любви. Эти идеи глубоко запали в душу Достоевского, они и определили тот свойственный ему тип любви, которому он оставался верен начиная с молодости и до конца жизни (см.: В. Л. Комарович. «Юность Достоевского»).

После сибирской ссылки Федор Михайлович написал «Униженных и оскорбленных». В этом произведении он вывел писателя, который, несомненно, является его автопортретом.

И здесь тоже Достоевский предоставил писателю роль жертвователя, который прилагает все силы для того, чтобы сложились отношения между женщиной, которую он сам любит, и другим мужчиной, т.е. своим соперником.

Оттого, что он приносит себя в жертву, писатель испытывает особую тайную сладость. Получается, что принесение себя в жертву является доказательством чистоты любовного чувства.

В Сибири Достоевский влюбился в Марию Исаеву, которая была замужем. Впоследствии они сочетались браком, но в течение какого-то времени их отношения развивались в рамках указанной любовной парадигмы. Федор Михайлович совершенно серьезно отказывался от нее в пользу молодого учителя Николая Вергунова, который ухаживал за ней.

В «Зимних заметках о летних впечатлениях» Достоевский несколько занудно пишет о психологических аспектах любви и подчеркивает, что никем не понуждаемая жертвенность есть высшее проявление любви, что нельзя допускать ни малейшего проявления эгоизма.

Поразительно, что, несмотря на ужасную десятилетнюю ссылку и два брака, Федор Михайлович все равно остался верен своему юношескому идеалу жертвенной любви. Причиной такого постоянства является, по всей вероятности, то, что душа Достоевского любила страдание, что и предполагает преклонение перед жертвенной любовью.

Как явствует из «Слабого сердца», он преклонялся перед идеалом прекрасной любви-дружбы, но боялся ее осуществления, он страдал некоей «фобией» по отношению к реализации мечты. Когда Мечтатель стоит на пороге своего счастья, является черная тень, и Настенька покидает его.

Что это, как не боязнь реализации? Достоевский хотел счастья, но он не хотел, чтобы оно сбылось.

Достоевский не был практическим человеком, который имеет определенную цель, и под влиянием опыта и обстоятельств переделывает себя наново. Нет, у него с самого начала есть некая мечта или идея, он видит мир только через призму своей мечты, и эта навязчивая идея влечет его.

Мечтатель из «Белых ночей» преклоняется перед прекрасной дружбой-любовью, и он обретает друга в лице Настеньки. Но это же самое преклонение заставляет его принести себя в жертву, и он остается один. Он — пленник своих представлений о дружбе и любви, и из этой западни он выбраться не может.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/belye_nochi_kratkoe_soderzhanie_i_analiz_povesti_dostoevskogo/66-1-0-934

«Белые ночи», анализ повести Достоевского

Повесть «Белые ночи» написана Федором Достоевским осенью 1848 года и вскоре была опубликована в журнале «Отечественные записки».

Кроме названия, писатель дал своему произведению два подзаголовка. Словосочетание «белые ночи» указывает место действия – Петербург, а также символизирует некую фантастичность, нереальность происходящих событий.

Первый подзаголовок «Сентиментальный роман» определяет как традиционный жанр произведения, так и его сюжет. Второй подзаголовок «Из воспоминаний мечтателя» сообщает читателям, что изложение событий пойдет от первого лица.

Но можно ли в этом вопросе стопроцентно доверять мечтателю?

В качестве эпиграфа автор употребил цитату из стихотворения Ивана Тургенева «Цветок»:

…Иль был он создан для того,Чтобы побыть хотя мгновенье.

В соседстве сердца твоего?..

Здесь есть одна неточность: в оригинале звучит утверждение, а не вопрос. Намеренно ли ошибся Достоевский? Без сомнения. В новой интерпретации эпиграф перекликается с финалом повести и задает тон сюжетной линии, заставляя читателя задуматься о судьбе главного героя. Такая многоплановость характерна для всего творчества Достоевского.

Выбрав повествование от первого лица, писатель придал произведению черты исповеди, размышлений автобиографического характера. Не зря ведь некоторые литературоведы в образе главного героя узнают молодого Достоевского. Другие считают, что прототип мечтателя — поэт А. Н. Плещеев, с которым Федора Михайловича связывала крепкая дружба.

Характерно, что главный герой повести не имеет имени. Такой прием усиливает его ассоциацию с автором или близким другом писателя. Образ мечтателя всю жизнь волновал Достоевского. Федор Михайлович планировал даже написать роман с таким названием.

Главный герой – образованный и полный сил молодой человек, но называет себя робким и одиноким мечтателем. Он погружен в романтические грезы, которыми постоянно подменяет действительность. Мечтателю не интересны повседневные дела и заботы, он выполняет их по необходимости, между прочим и ощущает себя чужим в окружающем мире.

В произведении нет подробных упоминаний о герое: где он служит, каким родом деятельности занят. Это еще больше обезличивает главного персонажа. Живет без друзей, никогда не встречался с девушками. Такие нюансы делают героя объектом насмешек и неприязни окружающих. Сам мечтатель сравнивает себя с помятым грязным котенком, который с обидой и враждой смотрит на все вокруг.

Достоевский считает, что призрачная жизнь грешна, она уводит из мира реальности: «человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода». В то же время мечтания имеют творческую ценность: «он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».

Мечтатель – своеобразный тип «лишнего человека». Но его критика обращена исключительно внутрь себя, он не презирает общество как Онегин и Печорин. Герой испытывает искреннюю симпатию к незнакомым людям и даже домам. Мечтатель-альтруист готов прийти на помощь, служить другому человеку.

Склонность к мечтам о чем-то ярком и необычном была присуща многим современникам молодого Достоевского.

В обществе еще явно витали отчаяние и разочарование, вызванные поражением декабристов, а подъем освободительного движения 60-х годов пока не созрел.

Сам Достоевский смог отказаться от пустых мечтаний в пользу идеалов демократии. Но герой «Белых ночей» так и не вырвался из сладкого плена грез, хоть и осознал пагубность своего мироощущения.

Герою-мечтателю противопоставлена активная девушка Настенька. Автор создал образ утонченной и романтичной красавицы, «родственной души» героя, но в то же время ребячливой и немного наивной.

Уважение вызывает искренность чувств Настеньки, желание бороться за свое счастье. Она способна бежать с возлюбленным, использовать в своих целях случайного знакомого.

В то же время девушка и сама постоянно нуждается в поддержке.

Композиционное построение повести «Белые ночи» достаточно традиционно. Текст состоит из пяти глав, четыре из которых названы «ночами», а последняя – «Утро». Белые романтические ночи сильно изменили мировоззрение главного героя.

Встреча с Настенькой и любовь к ней спасли его от бесплодных мечтаний, наполнили жизнь реальными чувствами. Любовь мечтателя к девушке чиста и бескорыстна.

Он готов пожертвовать для Настеньки всем и помочь устроить ее счастье, даже не задумываясь о том, что при этом сам теряет возлюбленную.

Последняя глава «Утро» – своеобразный эпилог, полный драматизма и надежды. Лучшие моменты в жизни героя заканчиваются с наступлением дождливого серого утра. Исчезает волшебство прекрасных белых ночей, герой снова одинок. Но в его сердце нет обиды и разочарования. Мечтатель прощает Настеньку и даже благословляет ее.

Отдельно следует отметить образ Петербурга. Город занимает в произведении так много места, что по праву может считаться действующим лицом. При этом автор не описывает конкретных улиц и переулков, но мастерски воссоздает удивительную ауру Северной Пальмиры.

«Белые ночи» — красивая утопия, мечта о том, какими могут быть люди, если они честны и бескорыстны в своих чувствах. Это произведение Достоевского одно из самых поэтичных в его творческом наследии. Фантастичность белых ночей создает волшебную романтическую атмосферу повести.

Литературные критики считают «Белые ночи» Достоевского одним из лучших произведений «сентиментального натурализма». Трогательная история мечтателя и Настеньки не утратила значения до сих пор. Она живет на театральных подмостках и в многочисленных экранизациях, в том числе зарубежных режиссеров. Последняя телеверсия, где действие перенесено в наше время, создана в 2009 году.

  • «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского
  • «Преступление и наказание», анализ романа
  • «Идиот», анализ романа
  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского
  • «Бедные люди», анализ романа Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского
  • «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского
  • «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
  • «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Бесы», анализ романа Федора Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • По произведению: «Белые ночи»
  • По писателю: Достоевский Федор Михайлович

Источник: https://goldlit.ru/dostoevsky/585-belye-nochi-analiz

Ссылка на основную публикацию