Анализ «легенда о данко» горький (7 класс)

Анализ «Легенда о Данко» Горький (7 класс)Анализ «Легенда о Данко» Горький (7 класс)
Анализ «Легенда о Данко» Горький (7 класс)

Третье повествование главной героини — красивая «Легенда о Данко». Анализ сюжета позволяет отнести это сочинение к раннему, романтическому периоду творчества русского Буревестника.

Смерть за други своя

После поездки на юг Российской Империи, в том числе и в Бессарабию, Алексей Пешков, которому тогда едва исполнилось 23 года, был полон впечатлений. Однако изложить их на бумаге сумел лишь 3 года спустя.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Старуха-румынка с экзотическим именем Изергиль многое в жизни видела и помнила, так что было о чём поговорить с молодым собеседником. Её последний рассказ поведал о юном герое, который спас своих соплеменников.

Когда нагрянула беда

Это было очень давно. С трёх сторон те земли были окружены тёмным, мрачным лесом, а с четвёртой простиралась бескрайняя степь. Много лет на равнине жили свободолюбивые и сильные люди, но однажды всё изменилось.

На мирное племя напали враги. Они оказались сильнее и захватили земли. Побеждённые не смогли отстоять родной край, они считали, что не имеют права погибнуть. Аргумент был таков: вместе с ними навсегда исчезнут древние заветы. На основе этих правил строили жизнь не только эти люди, но и их предки.

Пришлось сняться с привычных мест и уйти в дремучий старый лес. Там было сумрачно даже средь бела дня, так плотно сплелись вверху ветви огромных деревьев. Но иногда сквозь этот полог всё же побивался солнечный луч.

Анализ «Легенда о Данко» Горький (7 класс)

Но такое желанное ранее, теперь солнечное тепло стало врагом: луч, прорвавшись вниз, пытался согреть землю. Только её там почти не было. Зато нагревались зловонные болота, и тогда смертельно опасные испарения убивали людей. Одного за другим. Женщины рыдали над умершими детьми и взрослыми.

А ночью становилось ещё страшнее. Чтобы согреться, нужно было жечь костры. Только вот тьма вокруг них, казалось, становилась ещё гуще и непрогляднее, а пляшущие тени в воспалённом воображении превращались в ужасных духов, населяющих лес и зловонную жижу болот. Они словно окружали беженцев и поджидали свою новую жертву.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Анализ «муму» тургенева (5 класс)

Оценим за полчаса!

Люди впали в отчаяние, не видели способа спастись. Многих охватил страх, появились ростки малодушия. Начали даже звучать робкие предложения, мол, не лучше ли вернуться и потерять свободу, но сохранить жизнь.

Трудный путь к свободе

И всё же нашёлся среди этой толпы несчастных и измученных один, который не сдался. Это был молодой и красивый парень по имени Данко.

Он предложил людям встать и идти вперёд, в чащу. Так можно пересечь лес. Ведь нет таких зарослей, которые бы не кончались, а там — опять вольный простор!

Анализ «Легенда о Данко» Горький (7 класс)

Люди воспрянули духом, а мечта вновь оказаться на воле придала сил. Данко повёл этих измождённых детей, мужчин и женщин. Многие на этом пути погибли в болотах. Силы покидали людей, казалось, что чаща становится всё гуще, и выхода нет.

Стало нарастать недовольство. Кое-кто даже говорил, что зря они всё доверились такому неопытному юнцу. Но однажды разразилась сильная гроза:

  • стало ещё темнее;
  • огромные деревья сначала глухо шептали, а потом стали грозно гудеть и шуметь;
  • громовые раскаты и ослепительные всполохи молний ещё больше напугали людей.

В темноте то тут, то там к идущим тянулись ветви. И тогда казалось, что лес ожил и старается схватить, удержать всех в своём плену.

Ослабевшие люди пали духом и ощутили собственное бессилие. Признаться в этом даже себе они не хотели. Тогда чувства переросли в гнев и ярость, обращённые на того, кто по-прежнему шёл впереди, увлекая за собой. В толпе раздавались угрозы, вожака даже хотели убить. А лес торжествующе гудел вокруг.

Подвиг во имя будущего

Отчаявшиеся и потерявшие надежду соплеменники когда-то поверили Данко. Но они пошли за ним бездумно, как это делает стадо овец. Теперь же парень видел перед собой совершенно других людей: озлобившихся и уподобившихся диким зверям, готовых совершить убийство. Надеяться на то, что в их душах проснётся хоть малая толика здравого смысла и былого благородства, не приходилось.

Анализ «Легенда о Данко» Горький (7 класс)

Негодуя, он смотрел на любимое родное племя. Но он всё-таки понимал, что эти люди погибнут, если он не продолжит начатое дело. А ещё Данко было жалко их.

И вдруг в его сердце от сильного желания спасти этих несчастных, обезумевших от отчаяния, загорелся великий и священный огонь. Отблеском этого пламени засияли глаза смельчака, и он, вырвав сердце из своей груди, поднял руку высоко, как только смог.

От увиденного люди сначала окаменели, и лес удивился, зашумел верхушками деревьев. Такого ещё никогда не было: Данко сжимал в ладони собственное сердце, а оно сияло, словно факел, освещая всё вокруг.

И он повёл своё племя вперёд. Только теперь люди не просто шли за ним, они бежали. Некоторые погибали в болотной трясине, но уже никто не жаловался и не плакал. Быстрее, ещё быстрее!

Лес, который казался бесконечно большим, вдруг расступился, и тьма исчезла в сиянии дня. Получилось так, как и говорил Данко.

Анализ «Легенда о Данко» Горький (7 класс)

Под тёплым и ласковым солнцем степные травы стояли, омытые дождём и сияли бриллиантовыми сполохами дождевых капель. Червонным золотом сияли воды реки, отражая зарево заката. Эта красота так очаровала всех, что никто и не вспомнил о своём спасителе.

А Данко был счастлив и горд: он сумел выполнить то, что задумал. Он ещё раз окинул взглядом вольный простор — и упал. Трава обагрилась горячей кровью. Данко умер, но его сердце ещё горело.

И тогда кто-то из тех, кого спас смельчак, испугался. Он подошёл и стал прямо на сияющий огонь. Сердце рассыпалось на мелкие кусочки и угасло. Только иногда в виде голубых искр перед начинающейся грозой эти осколки и теперь можно увидеть в степи.

Кратко «Легенду о Данко» можно выразить в нескольких словах. Это качества, характеризующие героя и сделавшие возможной историю его подвига:

  • любовь к свободе;
  • благородство и доброта́ к соплеменникам;
  • отвага и самопожертвование ради людей без всякой мысли о наградах и почестях.

Особенности художественного произведения

В первый год XX столетия «Старуху Изергиль» и «Легенду о Данко», которая была заключительной, третьей историей в рассказе, издали в Санкт-Петербургской типографии товарищества «Общественная польза».

Тогда это сочинение Горького назвали очерком.

Современные исследователи творчества русского и советского писателя относят эту работу к романтическим рассказам, но при этом подчёркивают, что из-за поучительного повествования «Легенду о Данко» можно отнести и к жанру притчи.

Анализ «Легенда о Данко» Горький (7 класс)

Тема произведения — слабые и безвольные люди как угроза прогрессу и самому существованию общества. Лишь под влиянием сильных и отважных лидеров толпа может сделать шаг к будущему и изменить свою жизнь.

Структуру легенды можно назвать простой, и это совершенно оправданно, ведь это не рассказ самого́ автора. Он только изложил то, что ему у костра поведала старая румынка Изергиль.

Композиция представлена несколькими частями:

  1. Экспозицией является сообщение о смелых и весёлых людях, живших очень давно.
  2. В завязке описано, как степное племя было вынуждено уйти в лес.
  3. Действие развивается в рассказе о страшных потерях и потрясениях, выпавших на долю изгнанников, страданиях людей и желании молодого героя спасти своё племя от гибели.
  4. Кульминацией легенды стала сцена, когда юный герой, вырвав собственное пылающее сердце, освещает путь отчаявшимся людям.
  5. В развязке всё не так однозначно, ведь Данко погибает, а большинство людей, вырвавшихся из страшной тьмы, даже не замечает этого.

Автор не выделяет из толпы хотя бы каких-либо персонажей, подчёркивая, что безвольные и слабые люди безлики. В комфортных для себя условиях они были весёлыми, сильными и даже смелыми, но в сложной ситуации сломались, не выдержали.

Главная мысль

Используя красочные описания для отображения образа храброго юноши, Горький старается донести главную мысль: герой достоин самого искреннего уважения. И достоин народной памяти, даже если он делает это из альтруистических побуждений и не ждёт наград за свой подвиг. И о каждом таком Данко стоит написать повесть.

Особо звучит сцена, в которой кто-то осторожный растоптал пылающее сердце смельчака, спасшего всех. Почему он это сделал? Разные причины могли подтолкнуть к такому шагу.

Возможно, этот человек «мудро» рассудил, что лучше как-нибудь стереть из памяти не самые приятные воспоминания. Например, о том, как всё племя разуверилось, потеряло волю к жизни и стало бессильным, причём не только в физическом смысле.

Или это был тот, кто в будущем станет принижать значение поступка Данко и приписывать себе мифические заслуги перед обществом. Кто знает. Истории известно немало таких случаев.

Источник: https://nauka.club/literatura/analiz-legenda-o-danko.html

«Легенда о Данко»: красота и смыслы романтизма

Меню статьи:

Рассказ, о котором пойдет речь – «Легенда о Данко», – входит в состав более крупного произведения, затрагивающего болезненные для общества темы.

Поэтому анализируемая нами легенда, с одной стороны, кажется обычной красивой историей, но с другой стороны, здесь заложены смыслы призыва к благородству, к высоким, нравственным поступкам.

Данко – это некий идеал, наследовать которого и советует Горький.

Ремарка о рассказе: из истории произведения

Для начала – посмотрим на историю возникновения горьковского текста и ключевые моменты, без которых невозможен наш анализ.

Горький закончил работу над текстом в 1894 году. Кстати, писатель вдохновился на написание рассказа поездкой по Бессарабским краям, совершенной за три года до публикации нашего текста. Колоритные южные места впечатлили Горького, и автор решил обязательно запечатлеть увиденное.

Детали об истории возникновения замысла текста литературоведы находят в корреспонденции писателя с Короленко.

Анализ «Легенда о Данко» Горький (7 класс)

«Легенду о Данко» можно назвать плодом раннего творчества автора, когда тот увлекался романтизмом. В рамках романтизма, собственно, и написан весь текст «Старухи Изергиль». Рассказ опубликовали в «Самарской газете» через год после написания – уже в качестве части более глобального произведения.

По жанру произведение относится к легенде. Мы, впрочем, также усматриваем здесь компоненты притчи.

Тематика «Легенды о Данко»

В этом произведении автор затрагивает несколько тем:

  • Прежде всего, Горький говорит о поколении слабых волей людей, которые боятся взять судьбу в свои руки;
  • Также писатель уделяет внимание благородству второй категории – сильных людей, гуманистически настроенных личностей.

Темы «Легенды…» тесно связаны с проблематикой текста. Какие же проблемы поднимает автор? Это вопрос взаимоотношений человека и социума, гуманизма, обскурантизма и непросвещенной жизни.

Композиционные особенности текста

Горький создает очень простую композицию. Такой выбор связан с потребностями сюжета, с особенностями самого повествования. По сюжету, речь идет об истории, о которой говорит старушка Изергиль.

Повесть «Детство» – это один из составляющих элементов автобиографической трилогии Максима Горького. Предлагаем читателям ознакомиться с историей создания этого произведения.

Рассказ обуславливает линейность повествования. Поэтому элементы, которые выбиваются из этой логики, воспринимаются лишь как второстепенные ответвления.

Анализ «Легенда о Данко» Горький (7 класс)

Рассказ отличается формальностью композиции, где акцент делается не столько на украшательстве и оригинальных приемах, сколько на смысле, на спрятанных в тексте идеях. «Легенду о Данко» писатель поместил в конец произведения о старухе Изергиль – как третий раздел.

О чем рассказывает произведение?

В центре повествования – Данко – главный герой нашего текста. Юноша жертвует собственное сердце другим людям. Данко – типичный идеал Просвещения, однако в образе паренька присутствуют, безусловно, и романтические черты.

Герой призывает людей двигаться к прогрессу, к светлому будущему. Однако – как это часто случается – люди не слушают юношу, не доверяют Данко.

Здесь Горький раскрывает одну из центральных тем романтизма – противостояние человека и общества.

Анализ «Легенда о Данко» Горький (7 класс)

Общество – это коллектив «темных» индивидов, непросвещенной массы. Поэтому герой, конечно, чувствует свою чуждость этим людям. Душа Данко – это выражение благородных порывов, однако герой явно опередил свое время.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию краткое содержание пьесы Максима Горького “На дне”, где автор акцентирует внимание на вопросе: что лучше выбрать – истину или страдание.

Желая исполнить свое предназначение, герой вырвал сердце, чтобы то освещало людям путь своим огнем. Данко – это пример сильного человека, а общество – это, соответственно, слабые люди. В этом кроется и смысл рассказа: благородные порывы рождаются в наших сердцах, и люди должны научиться прислушиваться к тому, что говорит сердце.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/maksim-gorkijj/legenda-o-danko.html

Старуха Изергиль Горького – анализ произведения: о чем рассказ, дата написания, характеристика Данко и Ларра

«Старуха Изергиль» относится к раннему периоду творчества Максима Горького, развивает идеи и элементы романтизма. По мнению самого писателя, эта работа является одной из лучших среди всех написанных. Чему учит нас Старуха Изергиль: анализ произведения….

История создания

В 1891 году (более точная дата неизвестна), Алексей Пешков известный всем под псевдонимом Максим Горький, скитается по южным землям Бессарабии. Весну он проводит в поисках впечатлений, которые впоследствии отразятся в его произведениях. Эта творческая пора в жизни писателя отображает его восхищение личностью, целостностью и единством человека.

Именно с такими романтическими мыслями наполнено рассказ Горького Старуха Изергиль. Его героями являются легендарные люди своего времени, которые сталкиваются с разными жизненными препятствиями, автор ярко показал различные результаты противостояния личности и толпы. Основными рассказами в направлении романтизм являются:

  1. «Макар Чудра»,
  2. «Старуха Изергиль»,
  3. «Девушка и смерть»,
  4. «Песнь о Соколе».

Точных сведений даты написания «Старухи Изергиль» нет. Произведение было опубликовано в 1895 году, а было написано предположительно в 1894-м. Его разместили в трех весенних выпусках «Самарской газеты».

Сам автор высоко оценивал свой рассказ и даже признавался в письмах А.П. Чехову: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».

Название тесно связано с фамилией автора, ведь она является одной из тех, что принесла ему популярность.

Анализ «Легенда о Данко» Горький (7 класс)

Композиция

Принцип построения рассказа весьма необычен. Композиция состоит из трёх частей.

  • Легенда о Ларре,
  • История жизни рассказчицы,
  • Легенда о Данко.

Причём две из них это сказки, рассказанные главной героиней. Отсюда вытекает такой принцип, как рассказ в рассказе. Автор использует этот приём, потому что хочет сделать акцент не только на личности героя, а на его историях, живущих в памяти персонажа и народа.

Главная особенность – это противопоставление легенд по своему смыслу. Очень трудно определить «Старуха Изергиль» это рассказ или повесть, так как границы этих жанров весьма размыты. Однако литературоведы склоняются к тому, что это произведение не повесть, поскольку количество героев и сюжетных линий здесь ограничено.

Через все три главы «Старухи Изергиль» проходит главная тема жизненных ценностей. Автор пытается найти ответ на вопрос, в чем же состоит свобода и смысл жизни. Во всех главах даётся разное толкование и попытка объяснения ответов. Но несмотря на свою непохожесть, они делают этот рассказ единым и цельным произведением.

Анализ «Легенда о Данко» Горький (7 класс)

Во вступлении рассказа молодость главного героя-мужчины, который ведет беседу со старой женщиной, противопоставляется преклонным годам старухи Изергиль и ее усталости от жизни.

Представить образ старухи на фоне моря и виноградников помогает не только описание ее внешности, но и скрипучий голос, которым она поведала свою жизнь и предания, увлекающие читателя своей притягательностью и сказочностью. О чем же рассказ старухи Изергиль?

Легенда о Ларре

Центральной фигурой первого повествования является гордец и себялюбец юноша Ларра. Имея красивую внешность, он был сыном простой женщины и орла. От хищной птицы юноше достался неукротимый нрав и стремление добиваться любых целей, во что бы то ни стало.

Инстинкты лишают его всех человеческих черт, только внешне его невозможно отличить от других людей. Внутри же этот персонаж полностью бездушен. Ценность для него составляет только он сам, удовлетворение своих удовольствий цель его жизни. Поэтому герой с легкостью идет на убийство.

Его убежденность в своем совершенстве и наплевательское отношение к другим жизням приводят к тому, что он лишается обычной человеческой судьбы. За его эгоизм он получает страшнейшую кару – Ларра обречен на вечное и полное одиночество. Бог дал ему бессмертие, однако это нельзя назвать даром.

Имя героя означает «отверженный». Находиться в стороне от людей – вот самое страшное наказание, которое может понести человек, по мнению автора.

Внимание! Принцип жизни этого героя «Жить без людей для себя».

Жизнь старой женщины

Во второй части рассказа можно проследить за поступками старухи Изергиль. Глядя на нее, рассказчику-мужчине трудно поверить, что когда-то давно она была молодой и красивой, как она постоянно утверждает.

На жизненном пути Изергиль многое пришлось пережить. Ее красота ушла, но на смену пришла мудрость. Речь женщины богата афористическими выражениями.

Основной здесь является тема любви – это чувство личное, в отличие от легенд, в которых имеется в виду любовь не к отдельному человеку, а к народу.

Поступки старухи нельзя назвать однозначными, ведь Изергиль жила, слушая свое сердце. Она готова вызволить из плена человека, которого любит, не побоявшись при этом убить другого.

Читайте также:  Сочинение гордость - это хорошо или плохо?

Но, почувствовав фальшь и неискренность, еще, будучи молодой девушкой, могла с гордостью продолжить свой жизненный путь в одиночку.

Находясь в конце жизни, она приходит к выводу, что красивых и сильных людей гораздо меньше в мире, чем когда она была полна энергии.

Это интересно! Роман Мать Горький: краткое содержание

Легенда о Данко

Анализ «Легенда о Данко» Горький (7 класс)

Данко – сказочный персонаж, который пожертвовал собой в страшный миг, чтобы спасти людей. Несмотря на озлобленность других, он чувствовал только любовь к каждому человеку. Смысл его жизни – отдать сердце другим, послужить во благо.

К сожалению, говорит в рассказе Горький, люди не способны отнестись к такой жертве с полным ее пониманием. Мало того, многие боятся такой отверженности.

Все, что осталось от Данко, вырвавшем свое пламенное сердце из груди, это лишь голубые искры. Они продолжают до сих пор мерцать среди людей, но мало кто обращает на них внимание.

Важно! Данко совершил свой поступок безвозмездно, исключительно ради любви. Данко и Ларра две противоположности, но обоими двигало одно и то же чувство.

Чему учит рассказ Горького

«Старуха Изергиль» показывает читателю не только отношение к толпе отдельной личности, в данном случае сравниваются Данко и Ларра, но и любовь людей друг к другу. Для писателя – жить вместе с людьми и для людей – представляется огромной ценностью. Однако даже в таком случае между ними возможно возникновение конфликтов и непонимания.

  • Старуха Изергиль. Максим Горький (анализ)
  • Черты романтизма в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»

Заключение

Проведя анализ произведения и героев «Старухи Изергиль», читатель может прийти к выводу, что в рассказе Горького, действительно, затронуты глубокие проблемы и вопросы отношения к жизни и окружающим. Они заставляют задуматься о главных человеческих ценностях.

Это интересно! Пьеса На дне Горький – краткое содержание по действиям

Источник: https://tvercult.ru/literatura/o-chem-rasskaz-staruha-izergil-analiz-proizvedeniya

Урок литературы на тему "М.Горький "Старуха Изергиль": легенда о Данко (7 класс)

  • Урок литературы в 7 классе
  • М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко»
  • Эпиграф к уроку:
  • «… в жизни всегда есть место подвигам»

(А.М.Горький «Старуха Изергиль»).

  1. Цели: 1) познакомить с понятием романтизм, романтический герой; развивать навыки анализа текста;
  2. 2) развивать устную речь учащихся, тренировать внимание, память, логическое мышление; расширять словарный запас обучающихся;
  3. 3) через анализ легенды воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: самопожертвованию, подвигу, служению людям, добру.
  4. Планируемые результаты: знание понятий «романтизм», «романтический герой», содержания легенды о Данко; владение элементами анализа текста.
  5. Тип урока: урок изучения нового материала (урок изучения художественного произведения)
  6. Оборудование: персональный компьютер, учебник, портрет писателя, карточки со словами, закрепленные на доске.
  7. ХОД УРОКА
  8. I. Организационный момент

— Здравствуйте. Садитесь.

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя

«…Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас…», — так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, — Максим Горький.

Давайте вспомним настоящее имя писателя (Алексей Максимович Пешков), Максим Горький – псевдоним писателя, а что такое «псевдоним»? (Псевдоним — вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего).

Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования.

За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль”(в 1894 году) Горький писал: “Мечтать — не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед.

Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл и жизни и искусства писатель.

И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь.

Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях писатель? (О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему.)

  • 2.Целеполагание
  • — Как вы думаете, какова цель нашего урока?
  • (Будем анализировать легенду о Данко, определим смысл жизни романтического героя, увидим исключительного героя в исключительных ситуациях).
  • 3. Проверка домашнего задания

— Итак, В 1895 году был напечатан рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе, окутанном романтизмом.

  1. Объясните, что такое «романтизм», пользуясь домашними записями в тетради.
  2. (Романтизм – художественное направление в литературе, признаками которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.)
  3. Что является его основными чертами? (Отвечают, используя домашние записи)
  4. Основные  черты романтизма :
  5. -Отклонение от канонов классицизма, вольное  композиционное построение произведений.
  6. -Основа произведения романтизма — конфликт между реальным миром и вымышленным, миром.
  7. -Драматический сюжет-главный герой одинок и несчастен, стремление к идеалу приводит к трагедии сильной личности.
  8. -Использование ярких, средств художественной выразительности, передающих человеческие страсти.
  9. -Авторское отношение к действительности выражено через главного героя-бунтаря.
  10. -Чувства на первом месте, отрицание рациональности, разумности на фоне природных явлений и народных традиций.

4. Аналитическая беседа.

Вы уже прочитали произведение. Докажите, что оно является романтическим. ( Проводят анализ, используя записи в тетради)

  • 5. Терминологическая работа (работа со словарем)
  • Объясните значение слов, записанных на доске.
  • К чему мы обращаемся в случае, когда не знаем значения слова? (К словарям)
  • Подвиг — героический самоотверженный поступок.
  • Самоотверженный — жертвующий своими интересами ради общего блага, героический, благородный
  • Поступок — решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

Трусость — отказ от какого-либо действия (поступка) по причине страха. Предательство — нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.

  1. Самопожертвование — готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей ради интересов других людей.)
  2. Герой — это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью,
  3. Героический — свойственный герою
  4. совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.

Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Старуха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд.

Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига.

Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода.

6. Определение жанровых особенностей произведения

— В произведении мы впервые сталкиваемся с понятием «легенда».Что это такое? Обратимся к словарю литературных терминов. Запишем определение в тетрадь.

(Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)

7.Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.

Составьте словесный портрет человека-легенды. (Смелый, бесстрашный, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг…)

8. Физминутка.

  • Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным органом)
  • Мизинец – активизируем сердце.
  • Большой палец – легкие и печень.
  • Средний палец – систему кровообращения.
  • Указательный палец – зону пищеварительного тракта.
  • Безымянный палец – нервную систему.

Ладонь — в середине ее находится точка повышения активности. Рекомендуется надавливать большим пальцем в центр левой ладони — сердцебиение.

9. Постановка проблемного вопроса

Каким должен быть человек-герой, и как ему жить среди людей?

Этот вопрос поднимали многие писатели, над этим размышлял и М. Горький. Давайте поразмышляем и мы.

10. Анализ легенды о Данко, работа с текстом.

— Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл.)

— Где они жили сначала? (1 предл.)

— Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу?(3 предл.)

  1. — Символом чего является лес? (Страх)
  2. — Почему у таких сильных людей родился страх? (От безысходности и смерти близких)
  3. Что-нибудь сделало племя, чтобы изменить свою жизнь?

— К чему привело бездействие? Что породило? (Трусость, страх)

— К какой мысли привели их трусость и бездействие? (Готовность к рабской жизни)

— И вот появляется Данко. Найдите описание Данко в тексте.

— Смотрите, как красиво сказано: красивые всегда смелые. О какой красоте идет речь? (Внутренней, душевной).

Посмотрим на главного героя Данко. Исключительный герой. Проведите грамматический анализ имени Данко (Дать, дань, данный).

Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них» и доверили именно ему вывести племя? («В очах его светилось много силы и живого огня»)

На какую деталь обращает внимание в образе Данко М. Горький? (Глаза пылают, сердце пылает через глаза).

Какая есть замечательная пословица, отражающая это? (Глаза — зеркало души)

Почему люди готовы идти за ним? (Поверили, хотят обрести свет).

— Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? (Оказалось, что Данко, который шёл впереди них, вызвал раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии». «Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)

  • — За что же он должен был погибнуть? (За то, что им в дороге не было легко)
  • — Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?
  • (Сначала испытывает негодование, но «от жалости к людям оно погасло», «вспыхнул огнём желания спасти их»)

— В чем красота подвига Данко? (Отдать жизнь за людей — вот величайшее счастье, доступное всем. Он принес себя в жертву, чтобы осветить путь людям и вывести их из тьмы и гибели к счастливой жизни)

Зачем наступил человек на еще пылающее сердце Данко? Какова функция эпизода об «осторожном человеке»? (Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о Данко для того, чтобы подчеркнуть исключительность героя.)

Как вы считаете, стоило ли Данко жертвовать собой ради таких людей?

11. Индивидуальное сообщение обучающегося

В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Прослушайте ее и сопоставьте с легендой о Данко. (Доклад ученика)

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско.

Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо.

Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны.

За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле.

Но в это время вождь их Моисей умер.

В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?

 (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? 

(Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

  1. III. Закрепление изученного материала
  2. Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?
  3. — Подвиг и самопожертвование – одно и то же?
  4. — Данко — особенный человек?
  5. А какой человек способен совершить подвиг? (Человек с внутренним желанием помочь, способный пожертвовать собой)
  6. Чем может пожертвовать современный человек? (Деньги, время, условия)
  7. IV. Подведение итогов урока

— Что мы делали сегодня на уроке? (Сегодня мы говорили о легенде о Данко и ее главном герое).

Какова же тема легенды? (Тема — подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.)

Данко – гордый, сильный, свободолюбивый человек, который пожертвовал собой ради людей. Этот яркий герой вырвал своё сердце и отдал его людям. Люди даже не заметили его смерти, а «один осторожный человек» наступил на смелое сердце ногой. Но в настоящем есть следы, оставшиеся от сердца Данко – это голубые искры степи, появляющиеся перед грозой.

  • Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.
  • Горький убеждён, что красивые, сильные, гордые люди никогда не переведутся на земле.
  • V. Рефлексия
  • — Итак, ребята, вам понравилось путешествие по романтическим произведениям Горького?
  • — Скажите, пожалуйста, цели, которые мы ставили в начале урока, достигнуты?
  • — Что нового на уроке вы сегодня узнали?
  • — О чем мы поговорили?
  • Помните: в жизни всегда есть место подвигам!
  • Если я гореть не буду
  • Если ты гореть не будешь
  • Если мы гореть не будем
  • Кто тогда разгонит тьму?
  • (Я читаю выразительно наизусть)
  • VI. Домашнее задание

Осмыслите наш урок и напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем: «Можно ли назвать Данко героем?», «Какого человека можно назвать красивым?», «Почему М. Горький называет Данко «гордым смельчаком»?»

Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-na-temu-mgorkiy-staruha-izergil-legenda-o-danko-klass-3626763.html

Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

    Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему романтическому периоду творчества М.Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к самопожертвованию, к подвигу ради людей. Этим произведением писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. В горьковском романтизме отразилась вера в будущую победу, оптимистические настроения. 

    Сюжет рассказа построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и на легендах о Ларре и Данко. В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям. 

    От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала. 

    Горящее сердце символизирует заключительную фазу подвига Данко. Но начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастья активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».     Писатель наделяет человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Потому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.     Образ Данко воплощает в себе идеал человека–гуманиста и личность большой духовной красоты. Этот образ в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству. 

    Композиционно легенда о Данко стоит в заключении всего рассказа, что позволяет выдвинуть идею подвига, самопожертвования на первый план. Жанр истории о Данко можно определить как легенду, сказочную историю, то есть в повествовании существует момент условности.

Началом (экспозицией) легенды является рассказ о том, что в старину жили веселые люди, но затем их прогнали иные племена (развитие действия). Кульминационным моментом является: «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой».

Развязкой становится повествование о том, что « … еще пылает рядом с трупом Данко его нежное сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце героя…».

Читайте также:  Сочинение дети войны - рассуждение

    Легенда о Данко предваряется словами Изергиль о том, что она не видит больше сильных людей — в этих словах содержится пафос будущего повествования. Затем сюжет уже излагается в прямой хронологической последовательности. В повествовании отсутствуют внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления. 

    Образ Данко создается с помощью нескольких приемов: характеристика героя рассказчиком (косвенное выражение), речь самого Данко. Однако главным все же является характеристика героя посредством его поступков. Внутри же всего рассказа используется прием сопоставления и противопоставления. 

    Речь персонажей взволнованна и напориста. Прием сопоставления (противопоставления) используется также на уровне герой-толпа и выявляет главный идейный смысл произведения. Лейтмотивом характера Данко можно взять строки из другого горьковского произведения: «… безумству храбрых поем мы славу» («Песнь о соколе»).

    Художественное время и пространство легенды условно, а речевая и интонационная организация в целом однородна.

Лексический рисунок насыщен эпитетами («веселые, сильные люди»), метафорами («каменные деревья», «воздушные цветы»), эмоционально-оценочной лексикой («своротить», «душа», «тоска», «роптать»), олицетворениями («ветер бил», «страх родился», «ужас сковал»). Все эти приемы традиционны для романтических жанров и произведений устного народного творчества. 

    Легенда о Данко становится одним из главных произведений в процессе формирования Горьким своей концепции личности, в утверждении писателя, что в жизни есть место подвигам. И свобода человека понимается Горьким как способность к самопожертвованию.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gorkij-maksim/starukha-izergil/2818-analiz-legendy-o-danko-iz-ra

Анализ рассказа «Старуха Изергиль» (Максим Горький) | Литрекон

Самый Зелёный · 04.08.2019

Творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской литературе на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.

Справедливо будет сказать, что Горький – один из величайших русских писателей наравне с Толстым.

Его ранний рассказ, «Старуха Изергиль», проливает свет на мировоззрение писателя в начале его творческой деятельности. Он позволяет нам увидеть тот путь, который писатель прошёл за свою жизнь.

История создания

Первый импульс к созданию рассказа Горькому дало его путешествие по Бессарабии, совершённое в 1891 году. Именно в этот далёкий южный край писатель и перенёс события своего произведения.

В основу рассказа легли и личные переживания автора, его мысли о роли человека в мире и его нравственном долге перед собой и окружающими.

Творческая история рассказа «Старуха Изергиль» началась в 1894 году: именно тогда он был написан, а затем и опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.

Сам Горький до конца жизни считал именно «Старуху Изергиль» свои величайшим творением.

«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».

Замысел рассказа «Старуха Изергиль» витал в вольном и чистом воздухе Бессарабии, где властвовал буйный южный темперамент. Горькому был близок дух свободы и дерзости, которым были пропитаны местные жители, как клубами дыма.

Сам он был молод и готов к новым впечатлениям. Поэтому в качестве направления своего творчества он избрал романтизм — это был бунт против главенствующих тенденций в литературе того времени.

Пока другие писатели акцентировали внимание на реальности, молодой автор изображал новый мятеж личности против толпы: его герой, как и сам Горький, шел против людей, но не ради себя, а ради их же блага.

Данко был метафорическим отражением революционера того времени, а ведь именно к этому кругу принадлежал писатель. Подробнее о его увлечении революцией Многомудрый Литрекон написал здесь.

Род, направление, жанр

Несмотря на поэтичную манеру повествования, перед нами явно эпическое произведение. Основное внимание уделяется событиям и действиям героев, которые и передают авторскую мысль. Жанровые особенности рассказа «Старуха Изергиль» заслуживают отдельного абзаца.

До сих пор не совсем ясно, к какому литературному направлению можно отнести произведение Горького: романтизм или реализм? В рассказе «Старуха Изергиль» явно присутствуют романтические черты. 

  • Местом действия писатель избрал экзотический южный край, которого практически не коснулась европейская цивилизация, населённый простыми, но благородными людьми. 
  • В центре повествования находятся выдающиеся личности, которые вступают в конфликт с обществом. 
  • Сказовая манера повествования в рассказе «Старуха Изергиль» переплетается с фольклорными мотивами, и в повествовании нередко появляются фантастические эпизоды. Это характерно для романтизма.

Однако Горький деконструирует образ такого выдающегося человека, представляя его более приближенным к реальности, что явно отсылает нас к традиции реализма.

По совокупности факторов, можно все-таки решить, что «Старуха Изергиль» — романтический рассказ-притча, ведь в основе авторского замысла лежит просветительская цель: его герои учат, как жить.

Ларра и Изергиль — отрицательные примеры, а Данко — положительный. Такое назидательное начало характерно для притчи.

Жанр «Старухи Изергиль» можно безошибочно определить как рассказ. Прозаическая форма произведения сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.

Композиция и конфликт

Тип композиции рассказа «Старуха Изергиль» — рассказ в рассказе. Молодой путешественник говорит о том, что ему поведала старуха. Произведение состоит из трех частей:

  1. Легенда о Ларре
  2. История жизни старухи Изергиль
  3. Легенда о Данко

Особенности композиции заключаются в сквозной сюжетной линии и противопоставлении каждой части по смыслу.

Рассказы старухи Изергиль связывает между собой одна основная мысль, а именно смысл жизни героев, то, ради чего стоит жить. Ларра жил ради себя вдали от людей, презирая их.

Изергиль жила в обществе, любила окружающих, но также для себя.  И только Данко пришел на помощь окружению и жил ради него.

Главный конфликт, который писатель поднимает писатель на протяжении всего повествования в рассказе «Старуха Изергиль» – это человек и общество.

Он искал место выдающейся личности в современном обществе, и рассуждал о том, на что должна быть направлена деятельность такой личности: на служение людям или самому себе.

Каждый герой ответил по-своему, но лишь один ответ был достоен положительной оценки автора и читателя.

Суть: о чем рассказ?

Автор рассказывает о том, как пребывая в Бессарабии, он познакомился со старухой Изергиль, которая рассказала ему много интересных историй.

Первую историю Изергиль рассказывает о сыне орла и человеческой женщины по имени Ларра. Встретившись с людьми в первый раз, юноша сразу же рассорился с ними и убил девушку, которая отвергла его.

Люди изгнали его, сначала Ларра не воспринял это как наказание, однако со временем его одиночество усиливалось, и в конце концов довело его до отчаяния, заставив искать смерти.

Много веков Ларра скитался в одиночестве по степи, и скитается до сих пор в виде бесплотной тени.

После этого Изергиль повествует нам о своей жизни. С самых юных лет она насыщенный образ жизни, меняя любовников, как перчатки. Она побывала во многих странах от Турции до Польши. В конце концов, она полюбила некого мадьяра и даже вызволила его из русского плена, но он в итоге лишь использовал её. Постаревшая и уставшая Изергиль поселилась в Бессарабии.

Третья история старухи посвящена Данко. Когда-то давно некое племя было вытеснено соседями из хороших мест в тёмные леса, где оно было обречено на вымирание. С ними был и юноша по имени Данко, который пообещал вывести людей в пригодные для жизни места.

Однако долгий поход утомил людей, они озлобились на Данко и захотели убить его. В отчаянии юноша вырвал из груди своё сияющее сердце и, освещая им путь, вывел соплеменников из леса.

Обрадованные люди тут же забыли о своём спасителе, а его сияющее сердце раздавили ногами.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Старуха Изергиль» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:

герои рассказа «старуха изергиль» характеристика
ларра сын орла. красив, силён, ловок, умён и горделив. в людях видит лишь свои игрушки. его жестокость и эгоизм проявляются тогда, когда он попытался силой взять девушку, а потом убил ее за отказ. на вопросы старейшины он отвечал без всякого уважения и раскаяния. он настолько любил себя и высокомерно терпел остальных, что даже не осознал своей вины. не являясь ни орлом, ни человеком, обречён на вечное одиночество, которое превращается в самое страшное наказание для него.
старуха изергиль старая мудрая женщина. добра и ласкова со всеми, любит поговорить. знает множество историй и легенд, имеет за плечами солидный жизненный опыт. в молодости она была красавицей и авантюристкой, много путешествовала и наслаждалась жизнью, но, постарев, стала одинокой и никому не нужной.
данко юноша из изгнанного племени. искренен, отважен и добр. не боится брать на себя ответственность. сила характера отличает его от безвольного окружения. он идет к цели твердым шагом и имеет лидерские качества, которые позволяют ему привлечь за собой остальных людей. он любит своих соплеменников, и любовь эта непоколебима. ради людей данко без колебаний пожертвовал своей жизнью и лучшей наградой для него стало завершение миссии.
образ повествователя это молодой путешественник, который ищет в дальних краях новые впечатления и знания. его неопытность и свежесть противопоставляются умудренной старости изергиль. у него еще все впереди, он может сделать вывод из историй и перестроить свою жизнь, а вот его собеседница уже использовала свой шанс, и теперь может только учить молодое поколение.
люди в рассказе общество раскрыто с разных сторон: видя подлинное величие и жертву, люди проявляют низменные качества, а вот эгоизм и жестокость, напротив, одергивают их и заставляют признать, что такой путь никуда не ведет. данко они воспользовались, а ларра использовал их. но, несмотря на черную неблагодарность людей и их склонность к порокам, горький призывает выбирать дорогу данко, которая достойна уровня исключительной личности.

Темы

Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:

  1. Ведущая тема в рассказе — жизненные ценности и идеалы, ради которых стоит жить. Каждый герой выбирает свою дорогу и пожинает плоды выбора. Данко запомнили, его вклад в жизнь племени всегда будет славным подвигом, достойным уважения потомков. Все, что сделали спасенные им люди, является и его заслугой. Ларра прожил несчастную жизнь и раскаялся в эгоизме, но даже это не помогло ему исправить ошибку. Изергиль также одинока, ее жизнь прошла без следа, потому что и она, и Ларра жили ради себя, а это ничтожная цель.
  2. Цель – Горький показывает нам то, как необходимо для человека жить ради чего-то, стремиться к чему-то. Человек, лишённый цели, по мнению писателя, ничем не отличается от мертвеца. Так и Ларра превратился в тень, хотя мог бы добиться большего, если бы хотел.
  3. Мечта – Писатель демонстрирует нам, что мечта может привести человека как к нравственной победе, так и к полному краху. Мечтавший о благе для людей Данко становится настоящим героем, а Ларра и Изергиль, стремившиеся к удовлетворению лишь собственных желаний, потерпели крах. Значит, лишь глобальная и благородная мечта достойна поклонения.
  4. Любовь – Горький превозносит любовь не в привычном нам понимании, как чувство к конкретному человеку, а как любовь ко всему человечеству и стремление к всеобщему благу. Обычная страсть Изергиль ничтожна по сравнению с ней, ведь влечение проходит, как и красота, а гуманизм и милосердие люди ценят вне зависимости от внешности того, кто ими обладает.
  5. Подвиг – Настоящий подвиг, по мнению автора, заключается в умении пренебречь собственным счастьем ради блага большинства. Идея подвига по смыслу близка к революционной деятельности современников автора. Метафора «вывести к свету» означает попытку просветить народ и вывести его к счастью.
  6. Идеал человека – Примером для подражания Горький представляет именно Данко, как настоящего лидера, готового ради людей отдать даже свою жизнь. Такие, как он, творят историю и двигают человечество вперед.
  7. Роль пейзажа – Действие рассказа разворачивается на фоне бескрайних степей Молдавии, которые равнодушно взирают на ничего не значащие проблемы людей. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» метафорична: неприступный тёмный лес в легенде о Данко означает тьму невежества, в которой гибнет народ, а степь — пустоту жизни для себя. Природа в глазах Горького представляет из себя могучую силу, перед которой человек – ничто.
  8. Судьба – Писатель рассказывает нам, что ничего не предопределено, и люди сами определяют своё будущее. Каждому даётся выбор, и человек волен сам делать его.

Проблемы

Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» столь же многогранна и актуальна. В ней поднимаются интересные нравственные вопросы, характерные для любой эпохи:

  • Эгоизм, для Горького, является самым тяжким пророком, который убивает душу и губит человека. Жизнь для себя в его понимании ведет личность в тупик, где ее ожидает лишь разочарование. Человек в масштабе вселенной очень мал и незначителен, а вот род людской — та громада смысла, которая осветит жизнь смыслом.
  • Равнодушие – писатель решительно осуждает людское равнодушие к человеческим страданиям, на примере Ларры и Изергиль, и безучастность инфантильной толпы, на примере соплеменников Данко.
  • Гордость – Горький демонстрирует нам тонкую грань между гордостью и гордыней. Гордыня губит Ларру, который высокомерно отверг людей и остался в одиночестве. Данко же показан гордым человеком, который готов отстаивать свои принципы и умереть за них.
  • Свобода – Ларра и Изергиль стремились к свободе, однако понимали её примитивно, удовлетворяя лишь свои собственные желания. Данко же обретает настоящую свободу, жертвуя собой ради блага большинства и возносясь над серой массой.
  • Сильная личность – все три героя рассказа представляют собой сильных личностей, во многом превосходящих окружающих. Однако писатель показывает, что мало быть сильным, свою силу необходимо направить свою силу в нужное русло.
  • Жестокость – писатель демонстрирует нам жестокость мира. Ларра, убивающий несчастную девушку, соплеменники Данко, ответившие герою чёрной неблагодарностью. Горький осуждает нравы, царящие в мире, и надеется, что в будущем люди преодолеют свои пороки.

Основная идея

Смысл рассказа «Старуха Изергиль» — в определении смысла жизни и свободы личности. Он показал, что жизнь имеет ценность лишь в том случае, если она направлена на достижение глобальных и общественно важных целей. Горький продемонстрировал читателям два типа свободы.

  • Первый тип свободы подразумевает собой стремление к эгоистичному удовлетворению собственных желаний, которое в итоге приносит лишь вред.
  • С другой стороны, Горький показывает, что есть другой путь к настоящей свободе, и, как ни парадоксально, путь этот лежит через служение обществу, через отречение от самого себя, что в итоге превозносит человека до невиданных высот.

Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что человек должен принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.

Чему учит?

Этот рассказ демонстрирует нам губительность примитивного эгоизма и гордыни. Он показывает нам бессмысленность такой жизни и глубину падения, которое ожидает человека в конце этого пути. Таков нравственный вывод из рассказа «Старуха Изергиль».

Автор превозносит такие добродетели, как доброту, сострадание и жертвенность. Призывает нас обратить свои силы на благие дела, не ради корысти или награды, но ради светлого будущего.

Рассказ заставляет задуматься о том, ради чего мы живем, и к чему это нас приведет: к одиночеству и пустоте, или к признанию и реализации цели? Каждому из нас необходимо сделать правильный выбор.

Такова мораль произведения Горького.

Критика

«Старуха Изергиль» являет собой яркий образец раннего творчества Горького, сочетавшего в себе лучшие традиции романизма и реализма.

Рассказ, как часть серии, в которую входили также «Макар Чудра», «Песня о Соколе» и «Буревестник», был очень тепло встречен такими знаменитыми критиками начала двадцатого века, как Амфитеатров и Чехов, отметивших яркость, чувственность и эмоциональность произведения.

«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)

Но были и такие рецензенты, которые не оценили книгу и упрекали автора в недостаточном образовании и том, что он лишь зарабатывает деньги на литературе. М.О. Меньшиков прямо сказал, что будь у автора обеспеченная семья, он не стал бы так много писать. Также он отметил следующие недостатки:

… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»

Его коллега, Ю. Айхенвальд, тоже упрекал начинающего писателя в манерности и неумении показать реальную жизнь без фальши и пафоса:

«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.) 

Конечно, реакционных критиков можно понять, ведь в эпоху реализма романтизм воспринимался жалким ответвлением от того, что действительно стоит писать. Однако время расставило все на свои места: раннее творчество Горького известно и любимо читателями гораздо больше, чем его поздние произведения, которые так любили критики.

Михаил Щепин

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/staruha-izergil-maksim-gorkij/

Ссылка на основную публикацию