Анализ произведения бежин луг тургенева

Очерк И.С. Тургенева «Бежин луг» был опубликован в 1851 г. в журнале «Современник», был включен в сборник «Записки охотника». Очень скоро после опубликования произведение попало в школьные учебники. Получается, что школьники читают «Бежин луг» уже около 170 лет.

Литературоведы относят «Бежин луг» к жанру очерка — разновидностью малой эпической формы, отличительными признаками которой являются отсутствие конфликта и обилие описательных элементов.

Главного персонажа в очерке нет. Рассказчик, от лица которого ведется повествование, о себе не сообщает практически ничего, ограничиваясь ролью наблюдателя за пятью крестьянскими мальчиками-пастухами­, с которыми случайно встретился в ночной степи. Автор детально описывает внешность и характеры мальчиков, а также истории, которые те рассказывают друг другу, коротая время у костра.

Произведение имеет необычную композицию. Экспозицией является картина солнечного июльского дня. Затем следует знакомство с автором и описание ночной природы — завязка сюжета. Кульминацией стало знакомство с мальчиками. Развитие действия представляет собой рассказывание ребятами своих историй. При этом каждый рассказ имеет собственную композицию.

Действие продолжается описанием того, как ночной пейзаж преображается в рождение нового дня. Автор прощается с мальчиками. В эпилоге сообщается о судьбе одного из них — Павлуше.

Основное место действия — сам луг, именем которого и назван рассказ. А центр действия — два костра, вокруг которых расположились люди, собаки, подальше — кони, еще дальше — река, обрыв, лес, холмы.

Автор описывает окружающее пространство: луг, обрывы, холмы, а также чистое звездное небо, на котором, по выражению Вани, «звездочки, что пчелки, роятся». Сам охотник говорит о небесных светилах так:

Анализ произведения Бежин луг Тургенева

И.С. Тургенев — мастер пейзажа. В очерке «Бежин луг» он рисует природу в развитии. Так, перед рассветом,

Анализ произведения Бежин луг Тургенева

Но не только красками передана красота мира. Благодаря таланту Тургенева читатель, словно наяву, слышит звуки и чувствует запахи природы.

На лугу автор встречает пятерых деревенских мальчиков: Федю, Павлушу, Ильюшу, Костю и Ваню. Четверо из них — крестьянские дети. Федя — из богатой семьи. Каждый герой с разной степенью подробности описан.

Ребята рассказывают друг другу былички. Быличка — это рассказ о чем-либо фантастическом, необычном. Часто автор былички сам был участником или свидетелем событий. В каждой быличке наряду с правдой есть доля вымысла. Но если сегодня все эти истории показались бы сказкой, то в XIX в.

, когда люди не могли научно объяснить многие природные явления (большая часть населения была необразованной), в потусторонние силы верили. И только Павлуша пытается некоторые загадочные явления объяснить рационально, что говорит о его природном уме, развитости души. Печально то, что ему не суждено было вырасти и выучиться.

Падение с лошади и внезапная смерть помешают этому.

Иван Сергеевич Тургенев рисует крестьянских детей с нежностью и любовью, открывая нам их богатый внутренний мир, умение тонко чувствовать красоту природы. Автор стремится пробудить в читателе не только любовь и уважение к крестьянским ребятишкам, но и заставляет задуматься над их трудной судьбой.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2724937-analiz-rasskaza-bezhin-lug-kak-sdelat.html

Анализ рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг"

Анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

…мрак боролся со светом…

За окном зима, а нам предстоит окунуться в магию летней ночи, встретить яркое летнее утро. Ребята, вы прочитали рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» из книги «Записки охотника». Сегодня мы будем работать над анализом данного художественного произведения, постигать его своеобразие.

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду – имена его предков встречались в описаниях исторических событий со времен Ивана Грозного. Мать писателя – богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. Будущего писателя занимала природа, охота, рыбная ловля.

До конца жизни Тургенев сохранял «барские» повадки коренного русского дворянина. Сам внешний облик выдавал его происхождение обитателям европейских курортов, несмотря на безукоризненное владение иностранными языками. Но в то же время он стал рано замечать несправедливое отношение к крепостным крестьянам.

И русский дворянин, барин, дал себе клятву, бороться с крепостничеством до конца.

И вот 1852 году в свет выходит книга, принесшая Тургеневу всемирную известность. Это книга «Записки охотника». Охотник побывал во многих местах Орловской, Калужской губерний, встречался с людьми разных сословий и делится с читателем личными впечатлениями от увиденного.

В «З.о.» Тургенев выступает против крепостного права. За эту книгу Тургенев был выслан в собственное имение Спасское-Лутовиново Орловской губернии, 1852 год, без права появления в Москве и Петербурге в течение двух лет. Он не только выказывает сочувствие лишенным свободы крестьянам, а показывает, как много интересных, талантливых, душевных людей среди них.

В 1864 году Тургенев был приглашен на официальный обед в честь третьей годовщины освобождения крестьян от крепостного права. В речи сановника Н. Милютина было сказано: «Государь лично объявил, что чтению «Записок охотника» Тургенева он обязан в сильной степени своей решимостью отменить крепостное право».

  1. Почему ходить в ночное – это большой праздник для крестьянских ребятишек? Для многих крестьянских ребятишек игры заканчивались очень рано, и они начинали трудиться наравне со взрослыми, потому что большие семьи нуждались в помощи даже таких маленьких, но уже рабочих рук. На протяжении всего дня ребята помогали в работе родителям. Не было времени на разговоры, праздные прогулки. Поэтому выход в ночное, где есть возможность покататься на лошади, прилечь отдохнуть и просто пообщаться со сверстниками – это праздник для крестьянских детей.

В рассказе Тургенева Ильюша рассказывает о том, что работает. Где работает Ильюша вместе со своим братом? «Мы в лисовщиках состоим». Как к этому отнеслись другие ребята? Мы видим реакцию Павлуши, который говорит с уважением: «Вишь, ты – фабричные!»

  1. Начнем с характеристики мальчиков. Ориентируемся на данные вам вопросы. О чем говорит внешность мальчика, на какие портретные детали обращает внимание автор. Как характеризует героя его манера рассказывать. Каково авторское отношение к герою, в чем оно выражается. Кто из мальчиков вам понравился больше всего и почему?

Федя. Единственный из ребят, кто выехал в поле не по нужде, а для забавы, потому что принадлежит к богатой семье. Это видно по одежде. Пестрая ситцевая рубаха, новый армячок, сапоги его …были точно его сапоги, не отцовские.

Внешне красив и статен, кроме того, он старший, сознает сове превосходство и значимость, ведет себя соответственно, об этом нам говорят авторские замечания.

Федя деловито управляет разговором – «сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство», «с покровительствующим видом сказал Федя».

Костя:мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, ….

Автор обращает особое внимание на глаза Кости: «странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, по крайней мере, — не было слов».

Почему автор обращает особое внимание на глаза Кости? Взгляд характеризует мальчика как очень интересного человека, в его глазах скрыта какая-то тайна.

Ильюша внешне непримечателен. «Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно». Но Ильюша самый талантливый рассказчик, «лучше других знал все сельские поверья».

Ваня обращает внимание на красоту ночного неба, а до этого так долго молчит:

«-Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, …гляньте на божьи звездочки, — что пчелки роятся!». «Он выставил свой свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза». Самый маленький мальчик острее всех чувствует красоту природы. Ваня добрый мальчик: отказывается от предложенного Федей гостинца для сестренки, ценит, что она добрая.

Павлуша: «Садясь на землю, уронил он руку на мохнатый затылок одной из собак, и долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на Павлушу». Дальше автор называет мальчика Павлом, что говорит о его уважении к мальчику. И ТОЛЬКО О ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ сообщает Тургенев.

В Павле есть рискованное начало.

«Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Русское слово храбрость не равнозначно слову героизм. Это удаль, а удаль – это храбрость в широком движении. Добрый человек в русском представлении удалой, а не просто смелый или отважный, т.е.

не расчетливо идущий на смелый поступок, а тот, кто личным выбором решается на рискованный шаг.

Тургенев обращает внимание на то, что Павел – удалой наездник, найдите в тексте слова, которые подтверждают эту мысль: «Внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с неё Павлуша».

Павел действительно смелый мальчик: «Ну, ничего, пущай! – произнес Павел решительно и сел опять, — своей судьбы не минуешь». Он один не испугался поехать за собаками, которые подняли лай. «Я думал, волк, — прибавил он равнодушным голосом, проворно дыша всей грудью».

Манера рассказывать мальчиков.

Говорят больше всего Илюша (очень эмоционально):

-Варнавицы?.. Ещё бы! ещё какое нечистое! Там не раз, говорят, старого барина видали….. «с уверенностью подхватил Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья…», «с жаром подхватил Ильюша».

Костя, который действительно верит в то, что рассказывает. Костя очень выразительно рассказывает о горе Феоктисты, у которой сын утонул, сочувствует её горю: «уж как же она его любила, Васю-то!».

Павел немногословен, делает наблюдения, что происходит за пределами узкого круга ребят, изредка интересуясь предметом разговора «Вишь как! …Чего же он [домовой] раскашлялся?». Павел деловит. В то время, как Илья с жаром рассказывает про Тришку, несколько раз повторяя одно и то же: «такой удивительный человек», Павел: «продолжал своим неторопливым голосом».

  1. Проанализируем пейзажные зарисовки. Посмотрите, какие картины природы вдохновляли Тургенева. Это места его родовой усадьбы Спасское-Лутовиново. Наша задача – понять, какую роль играют описания природы в рассказе. Для этого нам нужно знать функции пейзажа в художественном произведении. Давайте их вспомним.

Ф

психологическая

пейзаж помогает автору передать душевное, психологическое состояние героя

ункции пейзажа в художественном произведении.Анализ произведения Бежин луг Тургенева

В начале и в конце рассказа автор дает описание утра. Между ними – описание ночи. 5. Задание: 1 Первый ряд выписывает те слова и словосочетания, которые показывают цветовую гамму утра в начале рассказа.

2 Второй ряд выписывает слова и словосочетания, характеризующие цветовую гамму утра в конце рассказа.

3 Третий ряд работает с описанием ночи. Выписываете цветовую гамму ночи, ночные образы и звуки.

  • Цветовая гамма утра:
  • Нежно-розовый, золотистый, блеск кованого серебра, серебристо-янтарный.
  • Цветовая гамма другого утра:

Алые, красные, золотые потоки молодого горячего света, лучистыми алмазами, по зазеленевшим холмам. Мерно всплывает (солнце) и «свет лился потоком».

Чем отличается цветовая гамма первого утра от цветовой гаммы второго утра? Краски первого утра приглушенные, спокойные, слабо мерцающие, краски второго утра яркие, насыщенные, наполнены энергией и жизненной силой.

Какой цвет, в первую очередь, говорит об этом? красно-алый цвет вызывает у человека состояние активности, смелости; является воплощением радости, пульсирующей энергии, жара.

Это самый яркий цвет, цвет мужества, волевой, жизнеутверждающий.

6. Почему автор, описывая утро в начале и в конце рассказа, рисует контрастную картину? Первый пейзаж мы видим до встречи охотника с мальчиками, а второй – после встречи, которая о многом заставила задуматься и охотника, и читателя. Второй пейзаж – жизнеутверждающий, поэтому в нем так много живого, яркого света, он побеждает ночной мрак.

С каким героем вы бы ассоциировали красный цвет? С Павлушей. Какому герою больше подходит серебристый мерцающий звездный свет? Ване, который восхищается красотой звезд.

7. Ночь приближалась и росла, как грозовая туча, отовсюду лилась темнота. Всё кругом быстро чернело и утихало. С каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак, небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука.

Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Какими запахами наполнена русская летняя ночь?

Каково душевное состояние охотника с наступлением темноты?

«Вошел, точно в погреб», «жуть», «чувство таинства», «угрюмый мрак», «отчаянно устремился», «немо», «уныло висело небо», «пискнул жалостно». Охотник очутился над бездной.

Как меняется описание ночи, когда охотник присаживается к костру крестьянских мальчишек? Почему?

Детский костер является теплым, живым островком в необъятном мраке ночи. «Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом».

«торжественно и царственно сияла ночь; бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»

Мы видим красоту и величие природы, которые доступны любому человеку, независимо от сословия, над нами всеми огромное небо с бесчисленными звездами.

8. Давайте сделаем вывод и определим функции пейзажа в рассказе «Бежин луг».

    1. Эстетическая. Тургенев показывает красоту природы, используя выразительные средства языка. Например, много эпитетов: чудесный, золотой, томительный запах, кротким румянцем.

    2. Функция контраста. По контрасту строится описание первого утра и второго. И в целом описание пейзажа – день и ночь, мрак и свет.

    3. Функция психологическая, когда мы видим душевное состояние охотника с наступлением ночи.

    4. Культурологическая. Автор продолжает пушкинские традиции в описании русского самобытного пейзажа, показывая его бинарность, двойственность – кротость и буйство (приглушенность красок и их яркий разлив в утреннем небе), печаль и просветленность (угнетенное состояние с наступлением ночи и победу света в финале рассказа).

    5. Философская функция.

Обращаем внимание на эпиграф к уроку. Мрак боролся со светом. Объясните, пожалуйста, прямой и переносный смысл противопоставлений в тексте – день и ночь, мрак и свет.

В прямом смысле – свет огня и свет утра борются с мраком ночи. В переносном смысле огонь – одна из стихий, символ защиты. В рассказе будто звучит голос духа природы.

Читайте также:  Школа будущего - сочинение (5 класс по обществознанию)

Происходит борьба добра и зла, побеждают добрые силы, мы видим это по жизнеутверждающему финалу рассказа.

В рассказе Бежин луг все движется от мрака к свету, от тьмы к солнцу. Источником этого движения является природа. В жизни есть темная сторона и светлая сторона. Любовь и ненависть. Забота о ближнем и жестокость, крепостное право. Жизнь и смерть. В конце рассказа автор сообщает нам о гибели Павлуши.

9. В жизни крестьянских ребятишек, о которых рассказывает Тургенев есть и печали, и радости. Какие это радости и какие печали?

Печали

  • Тяжелая работа
  • Частые болезни
  • Недоедание
  • Отсутствие возможности учиться

Радости:

  • Возможность выходить в ночное, общаться со сверстниками, с природой.
  • богатоевоображение
  • поэтическая сторона жизни
  • ребята проходят настоящую школу жизни, учатся быть добрыми, сильными, не бояться трудностей.
  1. 10. О чем вас заставил задуматься рассказ Тургенева?

Домашнее задание. Составить кинокадр по одному из эпизодов рассказа.

6

Источник: https://multiurok.ru/files/analiz-rasskaza-i-s-turghienieva-biezhin-lugh-1.html

"Бежин луг" — анализ произведения

«Бежин луг» — это произведение Ивана Тургенева, входящее в известный цикл «Записки охотника», начавший публиковаться в 1847 году. В произведениях этого цикла присутствуют не только яркие краски природного наследия России, но и проводится анализ характеров тех или иных персонажей, а кроме того Тургенев создал замечательные сюжеты. Поэтому сейчас мы рассмотрим краткий анализ «Бежин луг».

Пейзажные зарисовки

Сразу отметим важную деталь анализа: Тургенев буквально пропитал повесть «Бежин луг» чувствами любви и восторга по отношению к родным краям, их природе.

Мы встречаем красочное представление летнего дня, в разгар июля, в то время как охотник, являющийся главным героем, ходит по лесу. Здесь Тургенев с удивительной простотой для читателя, но глубоко передает палитру красок клонящегося к завершению дня.

Анализируя эти краски, видно как меняется настроение автора — темные и мрачные оттенки неспешно поглощают отблески и восторженность светлых тонов.

Проводя анализ повести «Бежин луг», становится видно, какими основными принципами в своем творчестве руководствовался Иван Тургенев.

Описав то или иное природное состояние, он замечательно мог передать настрой души, он показывал взаимосвязь — тесную и прочную — между душевным состоянием и природой.

Например, по ходу того как сгущаются краски и наступает ночь, у рассказчика все больше нарастает тревога и волнение. Потерявшись в лесу, главный герой набредает на совершенно чужую ему поляну, на которой расположились деревенские мальчишки.

Анализ повести «Бежин луг» — особенности

Анализ произведения Бежин луг Тургенева

Охотник решает переночевать здесь, поскольку уже поздно и возвращаться в лес нет никакого смысла. Он устраивается у горящего костерка, наблюдая за мальчишками – у каждого из них своя особая внешность и уникальный характер, интересующий рассказчика.

Чем так интересны эти персонажи в повести «Бежин луг» Тургенева? Герои произведения непосредственны, просты и открыты. Да, они простые деревенские ребята, и автор очень умело создал их образы. Старший из них – Фёдор.

Это лидер среди мальчиков, он, скорее всего, из состоятельной семьи, потому что со вкусом и опрятно одетый. Павлуша хоть и кажется неловким, на самом деле отличается смелостью и силой. Илюша замыкается в себе, молчалив.

Костя тоже не очень словоохотлив – что-то печалит его и заставляет думать о своём. Наконец, младшего Ваню одолел сон, поэтому он не участвует в беседе.

Делая анализ «Бежин луг», обязательно учитывайте характеры этих деревенских ребят, подумайте, почему именно так они себя ведут.

Что вызывает особый интересен в повести «Бежин луг»

Одна из самых драматичных частей повести – это рассказы мальчишек о своих страшных выдумках, где они, пытаясь произвести впечатление и напугать друг друга, включили в свои истории разные детали языческих обычаев и верований. Тут еще более зловеще выглядит природа леса. Ребята и так напуганы своими же рассказами, но Тургенев добавляет красок, потому что мы как будто слышим странные лесные шумы, какие-то крики и чью-то возню.

Вспоминается как Павлуша кинулся по следам убежавших собак, которые почуяли неподалеку волка – вот где проявилась отвага и смелость Павлуши, о которой упоминалось выше. Лишь к утру мальчиков склоняет сон, поскольку они никак не могут остановиться, выдумывая всё новые страшные истории.

И совершенно нельзя опустить характеристику самого рассказчика, раз мы делаем анализ «Бежин луг», потому что хотя он сам дворянского рода, он тянется к простым труженикам, обычным людям.

Рассказчик сам исполнен доброты и отзывчив, он любит и чувствует природу, ему нравится наблюдать за мальчиками из деревни и слушать их.

Выводы из повести также очень ясны: Тургенев побуждает читателей любить и уважать деревенских мальчишек, а также задуматься над их дальнейшей судьбой.

Вы прочитали краткий анализ «Бежин луг», и познакомились с характеристикой его главных персонажей. Предлагаем вам прочесть также краткое содержание повести и биографию Ивана Тургенева.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/bezhin-lug-analiz-proizvedeniya

Тургенев И.С., "Бежин луг", краткий анализ

«Записки охотника» по праву можно назвать одним из наиболее значимых произведений Тургенева.

Написанный в традиционной для «натуральной школы» форме быто-, нравственно-описательных очерков, цикл приобрел художественно-философскую глубину и масштаб, став отражением целостной картины русской жизни, увиденной и представленной автором в различных смысловых и пространственно-временных ракурсах. Цикл затрагивает самые различные аспекты жизнедеятельности русского общества:

  • общесоциальные;
  • культурные;
  • конкретно-сословные;
  • нравственно-психологические;
  • религиозные;
  • природно-географические;
  • бытовые;
  • экономические;
  • этнографические.

Замечание 1

Рассказчик, охотник, путешественник не просто познает космос национальной жизни, но и открывает его читателям.

В «Бежином луге» перед читателем – незримое «иномирье», процесс познания охотником природы родной страны. Сама охота представлена как процесс «добычи» новых знаний.

В центре внимания автора – история охотника как представителя пограничного мира, сформировавшегося на столкновении мира природы и мира цивилизации, познающего тайны человеческой судьбы.

Автор познает индивидуальные и национально-исторические судьбы, судьбы мировой истории в целом, стремится к осознанию логики движения судьбы общенациональной, народной через судьбы индивидуальные.

Анализ произведения Бежин луг Тургенева

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Природа в произведении

О природных образах произведения написано много. Большинство исследователей сходятся на понимании того, что природное пространство в рассказе приобретает миромоделирующий статус, становится пространством, в котором господствуют природные стихии.

Уже первый пейзаж рассказа обращает на себя внимание чередой повторяющихся образно-знаковых деталей, направленных на создание идеалистического мира, наполненного гармонией, абсолютным комфортом для человека: Здесь доминируют образы тепла, света, свежести, ясного прозрачного неба и плодородной земли:

«В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости…»

Перед читателем предстает идеализированный образ природы. Прибегает Тургенев и к изображению других деталей, которые не укладываются в логику «натуральной школы», позволяя создать иллюзию абсолютной, неправдоподобной гармонии.

В результате особенностей вербализации перед читателем формируется пространство, в котором у рассказчика-охотника рождается странное, иррациональное мировосприятие.

Рассказчик начинает задумываться об исконном, изначальном предназначении человека в мире этой абсолютной гармонии.

Уже следующий абзац вносит дисгармонию в рассказ:

«Я нашел и настрелял довольно много дичи; наполненный ягдташ немилосердно резал мне плечо.»

Тургенев намерено нарушает гармоническую общности жизни человека и природы. Перед нами уже не человек, который стремится жить в гармонии с окружающим миром, но охотник, причем, охотник, которому удалось настрелять слишком много дичи.

Утрата гармонии воспринимается как утрата жизненных ориентиров, ценностей, «белой церкви», которую рассказчик теряет из виду. Свет сменяется тьмой, тепло – холодом, прозрачная ясность – странностью и загадочностью происходящего.

Вместо белой церкви перед рассказчиком неожиданно возникает подобие языческого капища:

«Странное чувство тотчас овладело мной.»

Охотник оказывается в состоянии абсолютной пустоты, неизвестности:

«Я всё шел и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной.»

Образы в произведении

Возвращением к гармонии, в мир людей становится для охотника встреча с пятью мальчиками:

  • Федя — отличается аристократизмом, несмотря на его крестьянское происхождение. Его черты, мимика, позы, жесты, манера говорить напоминают, скорее, образ молодого юноши-дворянина, чем крестьянина: это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Федя – социокультурный лидер, он практически не участвует в беседе, однако именно он направляет ее ход. Он старший среди мальчиков, пользуется заслуженным авторитетом «по праву», а не по формальному статусу.
  • Павлуша – «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Образ мальчика Тургенев создает подчеркнуто грубоватым, но при этом наполненным силой, энергией, решительностью, абсолютным бесстрашием. Если Федя – аристократ, то Павлуша изображен как воин, обладающий объективно-трезвым взглядом на мир. Павлуша – единственный, кто не боится идти к реке, без тени сомнений, вскочив на лошадь, он пересекает границу света и тьмы. Как всякий воин Павлуша готов сражаться как с реальными, так и вымышленными врагами. Но именно самому отважному и сильному мальчику уготована необъяснимо-случайная смерть.
  • Илюша – мальчик, в образе которого воплощается облик рабочего, крестьянина.
  • Костя – поэт, творческие силы русского народа, мыслитель, интеллигенция.
  • Ваня – в этом образе Тургенев воплотил образ праведника, человека, живущего духовными ценностями и ориентирами, отрешенного от земной прагматики и суеты.

Замечание 2

В образе мальчиков Тургенев отображает практически все социальные слои русского общества, выделяет их наиболее значимые качества, личностные свойства.

Символичен и возраст детей – они все в возрасте от 7 до 14 лет. Перед нами – образ человечества-подростка, которое находится на этапе своего развития, формирования, переживает кризисный этап своего становления.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что рассказ Тургенева выходит далеко за рамки быто-описательных очерков, приобретая глубокий философский подтекст, заставляя задумываться над наиболее важными, значимыми проблемами жизни и смерти.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/turgenev_i_s_bezhin_lug_kratkiy_analiz/

«Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева

«Бежин луг» — это рассказ классика русской литературы И. С. Тургенева, неизменно входящий в состав программных школьных произведений. Это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, «Бежин луг» является частью большого и многолетнего цикла малых по форме произведений писателя, объединённых общим названием «Записки охотника». А сам цикл известен в русской литературе как выдающийся и по своим художественным средствам, и по тематике.

Первым из всех русских писателей Тургенев вывел на авансцену большое количество разнообразных типов крестьян и описал их так подробно и с такой симпатией, что его современники, можно сказать, наконец-таки открыли для себя сословие, которое ранее редко рассматривалось как достойное изображения в художественной литературе. Важно и современному читателю знать особенности жизни и быта своих предков.

Во-вторых, в каждом рассказе, представлены удивительные описания природы. Это всегда стихия, живущая по своим собственным таинственным законам. Но одновременно и часть жизни человека, а часто и прямое отражение его внутреннего состояния. В рассказе «Бежин луг» пейзаж меняется много раз в зависимости от ситуации.

Удачная охота проходит во время безмятежной погоды, в лучах солнца и ласкового тепла. Но когда герой к вечеру сбивается с пути, картины природы приобретают зловещие черты.

А такие образы, как пустырь, заросший кустарниками и высокой травой, и бездна, в которую едва не проваливается охотник, передают читателю чувство тревоги и неопределённости.

Во всех рассказах цикла присутствует один и тот же персонаж — лирический герой, в котором читатель узнаёт самого писателя, страстного охотника, странника, открытого и общительного человека, любителя природы и собирателя житейских историй.

Композиция рассказов имеет общие черты: начинаются они с небольшого описания обстоятельств, при которых автор отправился в очередной раз на охоту со своей верной собакой. Затем он попадает в необычные обстоятельства или вполне узнаваемые, но с любопытными персонажами. И дальше читатель вместе с автором наблюдает за этими персонажами — их внешностью, поведением, разговорами.

Заканчиваются рассказы из цикла «Записки охотника» раздумьями автора, его впечатлениями, эмоциями и описанием того, как он покидает место, где происходили основные действия.

Из подробных портретных характеристик в «Бежином луге» можно узнать и о достатке человека, и о его образе жизни.

В тексте встречаются историзмы: «армячок», «онучи», «свитка» — и просторечия: «откентелева», «эвто», «зачнется», «авось», «напредки», «дескать».

Последнее обстоятельство не удивительно, ведь автор много внимания уделяет разговорам героев сюжета — крестьянским мальчишкам. Всего их пятеро: Ильюшка, Павлуша, Костя, Федя и Ваня.

Все они, кроме Вани, который тихо спит под рогожкой, с удовольствием у костра рассказывают друг другу различные страшные истории. Одни из рассказов навеяны реальными событиями, другие — деревенскими слухами.

Но, как водится во время ночных бдений со «страшными историями», любой неожиданный звук в темноте становится поводом для новой щекочущей нервы фантазии. Так, вдруг начинают от тревожных звуков волноваться кони, которых выгуливают на лугу мальчишки, и Павлуша без промедления кидается в ночь их успокаивать.

А по возвращении говорит, что всё в порядке: он думал, там волки, но их не оказалось. Именно этого мальчика автор отмечает особенно.

Портрет Павлуши строится на контрасте: внешне он самый непривлекательный из всех ребят, есть в его пропорциях какая-то асимметрия, но зато у него умные глаза и замечательный характер. Павлуша — смелый, самостоятельный и ответственный мальчишка.

Читатель невольно вместе с писателем проникается к нему симпатией, и тем более становится обидно за этого мальчика, когда весёлый тон повествования заканчивается оговоркой автора о том, что Павлуша, к сожалению, умер в тот же год, упав с лошади.

Эта последняя фраза вполне укладывается в стилистику «страшной истории» как жанра разговорной речи. Она часто заканчивается трагическим событием, которому было предвестие. И природа этого события загадочна и необъяснима. Так, в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» соединяются черты реализма и романтизма.

  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева
  • «Накануне», краткое содержание по главам романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бирюк», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • По произведению: «Бежин луг»
  • По писателю: Тургенев Иван Сергеевич
Читайте также:  Образ и характеристика раисы петерсон в повести поединок куприна

Источник: https://goldlit.ru/turgenev/685-bezhin-lug-analiz

План-конспект занятия по литературе (6 класс): Анализ рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг". | Социальная сеть работников образования

Урок разработан  

учителем русского  языка и литературы

 Крутиковой С.И.

Урок литературы 6 класс. Роль природы в  рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

  • Цель: развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблему с разных точек зрения.
  • Технологии: мастерская, технология креативного мышления.
  • Ход урока:
  • I Стадия вызова.
  • О чём рассказ «Бежин луг»?

Обратимся к началу рассказа. С чего начинается рассказ? С описания природы.

Слайд 2,3

Найдите в тексте описание природы. Заполните данную таблицу примерами из текста.

Краски     Звуки Запахи     микрообразы
День
  1. Лиловый
  2. Золотисто-серый
  3. Бледно-лиловый
Исчезают (тихо)Спокойно (тихо)
  • Полынью
  • Сжатой рожью
  • Гречихой
  1. Заря
  2. Солнце
  3. Облака
ночь
  • Неясно белело
  • Угрюмый мрак
  • Синева ночи
  • Всё чернело
  1. Перепела кричали
  2. Неслышно пролетела
  3. Глухо отдавались
  4. Жалобно пискнул
  5. Не слышалось почти никакого шума
  6. Иногда плеснёт рыба
  7. Слабо зашумит тростник
СыростьюСвежесть Земля, бездна, пустота

Во второй части экспозиции появился человек — рассказчик. Он смело “окунулся” в эту, не им созданную стихию. Природа будто отторгает чужое, инородное: всё становится мрачным, грозит гибелью. С другой стороны, возникает ощущение, что день — торжество Божественного промысла, а ночь — разгул дьявольской стихии.

Это подчёркивается долгим плутанием рассказчика: “До сих пор я всё ещё не терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно…” Кульминацией этого вторжения человека в природу становится угроза падения в бездну: “…как вдруг очутился над страшной бездной.

Я быстро отдёрнул занесённую ногу…”

Экспозиция, построенная на антитезе (день–ночь, свет–мрак, жизнь–смерть, шум–тишина, многообразие — унылое однообразие, покой–тревога), звучит как предупреждение: человек бессилен перед тайной природы, она таит в себе так много неизведанного, непонятного, смутного, что вторгаться надо осторожно…Это фон, на котором разворачиваются события.

Всё, что днём было ясно, вечером становится иным. Картины вечера и наступающей ночи нагнетают чувство беспокойства.

  • Природа становится участником.
  • II Стадия осмысления.
  • Слайд 4,5

Кто рассказывает истории? Деревенские мальчики.

Какие истории  рассказывают мальчики у костра?

Случайна ли эта антитеза, имеет ли она своё смысловое, идейное развитие в основном сюжете? Разделить текст на крупные фрагменты, ребята обязательно предложат цепочку “страшных” рассказов мальчиков, находящихся в ночном.

Таких эпизодов шесть (Илья — о домовом; Костя — о русалке; Илья — об оборотне, покойниках; Илья, Павел — о Гришке; Костя, Илья — о лешем; Костя, Илья — об утопленниках). Потрясающие результаты получили мы с ребятами, пронаблюдав, как структурированы эти шесть эпизодов.

Оказалось, что все они построены одинаково.

  1. Общая схема эпизода
  2. Рассказ мальчика о нечистой силе.
  3. Молчание.
  4. “Божий знак”.
  5. Насмешливая реакция Павла.
  6. Таким образом, в каждом эпизоде повторяется структура экспозиции: столкновение света и тьмы; более того: эта антитеза “уточняется” как противостояние христианского и языческого.
  7. Вот как выглядят схемы каждого из шести эпизодов.
  8. Рассказ Ильи о домовом — “все помолчали” — “а вон звёздочка покатилась”.

Павел: “Вишь как! Чего ж он раскашлялся”.

Рассказ Кости о русалке — “все смолкли” — “здесь место чистое, вольное”, “с нами крестная сила”.

Павел: “Эх вы, вороны! Чего всполохнулись? Посмотрите-ка, картошки сварились”.

  • Рассказ Ильи об оборотне, покойниках — “все опять притихли” — “вдруг откуда ни возьмись белый голубок — налетел прямо в это отражение, пугливо повертелся на одном месте, весь обливаясь горячим блеском, и исчез, звеня крылами”.
  • Павел бросается в темноту на волков; голубь — просто отбился от дому (Костя предположил, что это “праведная душа летела на небо”).
  • Рассказ Ильи о Тришке (антихристе) — “все мальчики засмеялись и опять приумолкли на мгновенье” — “бесчисленные золотые звёзды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути…”
  • Павел: комическая история об ожидании Тришки (антихриста), который оказался мужиком со жбаном на голове.
  • Рассказ Кости, Ильи о лешем — “настало опять молчание” — “гляньте-ка, ребятки, гляньте на Божьи звёздочки, — что пчёлки роятся!”

Павел: “А зачем эта погань в свете развелась? Не понимаю, право!”

  1. Рассказ Кости, Ильи об утопленниках — “мальчики приутихли” — “притча о рае”:
  2. “— Это кулички летят, посвистывают.
  3. — Куда ж они летят?
  4. — А туда, где, говорят, зимы не бывает.
  5. — А разве есть такая земля?
  6. — Есть.
  7. — Далеко?
  8. — Далеко, далеко, за тёплыми морями”.

Павел ходит за водой; без трепета рассказывает, что слышал голос из реки, однако воды зачерпнул. “Своей судьбы не минуешь”.

Рассказ завершается пейзажем, который можно назвать “гимном утру”. И лишь небольшой авторский постскриптум о гибели Павла нарушает эмоционально приподнятый финал.

Наши наблюдения за структурой рассказа необходимо проинтерпретировать. Предложим учащимся ответить на ряд вопросов.

— Как устроен мир в представлении мальчиков?

— Какие силы движут этим миром?

— Почему автор “убивает” Павла? Как мальчики объяснили бы эту смерть?

  • — Чья жизненная позиция вам ближе: Павла или других мальчиков?
  • — Что же побеждает, по мысли автора, — свет или мрак?
  • В итоге мы приходим к следующим выводам.
  • Слайд6,7,8,9
  • III Стадия рефлексии.

Заданный в экспозиции конфликт “свет/тьма — человек” начинает разворачиваться в сюжете. Тьма реализуется через образы нечистой силы в рассказах мальчиков и таинственные звуки природы.

Свет робко пробивается сквозь этот мрак: звёздочка покатилась, голубок пролетел, Млечный Путь заблестел… И свет, и мрак рождает сама природа. Где же мальчики? Они верят в тайные, мрачные силы природы, но верят и в силу света, поднимают взоры к небу, крестятся. Земной путь, уверены, должен завершиться раем на небесах.

Дети просты, незлобивы, естественны. Их души цельны, в их взгляде на мир есть твёрдое основание — вера, а значит — победа света над тьмой.

Так ли видит мир рассказчик? На первый взгляд, замыкая круг повествования светлым утренним пейзажем, он близок к мальчикам. Но кольцо композиции “разрывается” небольшим постскриптумом о смерти Павлуши. Что это? Сбылось мрачное предзнаменование? Но Павел не утонул — убился, упав с лошади.

С одной стороны, можно всё правдоподобно объяснить: Павел отличался бойким, живым характером, бесшабашной смелостью. Но с другой стороны, в общем смысловом движении рассказа эта смерть символична. На наш взгляд, автор пессимистичен относительно будущего русского народа.

Павел — единственный из мальчиков оторвался (или готов оторваться) от языческих корней, самостоятелен, индивидуален (в отличие от общинной скученности остальных), деятелен, готов к поступку.

Но замкнутость, традиционность крестьянского уклада, по мысли автора, порождает иной характер, иную систему ценностей, в которой Павел “чужой”.

Домашнее задание:  Ж. Санд писала, что И.С. Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов «Записок охотника». Что именно помог открыть в России «Бежин луг»? Ответить письменно.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/02/25/analiz-rasskaza-i-s-turgeneva-bezhin-lug

"Бежин луг": краткое содержание и анализ

В цикле «Записки охотника» автор только один раз попытался дать художественное изображение крестьянских детей, окутав их всеми поэтическими прелестями летней русской ночи. Речь идет о рассказе «Бежин луг», краткое содержание и анализ которого мы предлагаем вашему вниманию.

Стеречь всю ночь табун лошадей — большой праздник для деревенских мальчиков. Вот на такую группу ночных сторожей-детей и набрел автор. Дело было ночью. Они сидели вокруг горящего костра.

Над ними висело темное чистое небо. Кругом тишина, прерываемая лишь внезапным всплеском большой рыбы в ближайшей реке, или прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной…

Тихонько потрескивали огоньки костра.

Среди этого ночного безмолвия, слабо освещаемые мерцающими звездами на ясном небе, сидят эти мальчики и тихо беседуют меж собой на самые для них захватывающие темы.

Здесь, в тиши, на лоне природы, они чувствуют себя свободно и независимо, и могут, не боясь окриков старших, поведать друг другу, что у них у каждого таится в душе, что давно и непрерывно стучится в их детские умы. События, нарушившие деревенское однообразие, толки и беседы взрослых по поводу этих явлений, своеобразно отлагались в детских душах.

И вот теперь автор подслушал их ночной разговор, обвеянный страхом суеверий и таинственностью самих фактов, которые проносятся в воображении мальчиков из рассказа «Бежин луг».

Краткое содержание их беседы следующее. Прежде всего речь заходит о домовом, которого, по словам Илюши, видеть нельзя, а слышать можно, и он рассказывал о том, как они с товарищами напугались, слыша, как домовой по плотине ходил, а доски под ним так и гнутся, слышал даже, как он кашлянул и, по догадке рассказчика, от сырости, вероятно. Призадумались мальчики и помолчали.

А Павлуша услышал: «Вишь, плеснула — должно быть, щука… А вон звездочка покатилась». Домового сменила русалка, которая повстречалась плотнику Гавриле в лесу: с тех пор он все и молчит. Об этом эпизоде рассказывает уже другой мальчик, Костя.

И на предположение одного мальчика, что Гаврила, герой этого рассказа, понравился, видно, ей, Илюша уверенно отрицает это: «Защекотать она его хотела».

После этого все смолкли и вздрогнули, когда в отдалении вдруг раздался звенящий, протяжный звук. Вдруг собаки с судорожным лаем кинулись прочь от огня. Мальчишки перепугались. Павлуша бросился во тьму на лошади и скоро вернулся. «Ничего, — сказал он.

— Я думал, волк», — прибавил он равнодушным голосом. В это мгновенье он был очень хорош. Некрасивое лицо мальчика горело твердой решительностью и смелой удалью.

Как перетрусили бы на их месте городские барские дети, а он, Павлуша, без хворостинки даже в руке, ночью, нимало не колеблясь, один поскакал на волка.

Ну, теперь можно и о лешем вспомнить по поводу раздавшегося крика цапли за рекой. Илюша возражает Косте, что это не леший кричит, потому он немой, он только в ладони хлопает да трещит. А тут вдруг из-под рогожи выставил свое свежее личико Ваня и детским голосом обратил всех внимание на «Божьи звездочки, что пчелки роятся».

Помолчали, залюбовались небом, и опять принялись за страшные вести, как Акулина с тех пор и рехнулась, как в воде побывала, где ее, красавицу, водяной испортил. Автор видел эту самую Акулину, страшно худую, покрытую лохмотьями, с черным лицом, помутившимся взором и оскаленными зубами, словно дикий зверь. Случившееся с нею будило пытливую фантазию суеверных мужиков.

И вот здесь, у костра, эти крестьянские дети, словно эхо, вторят мнениям и толкам взрослых.

Уж раз речь зашла о водяном, то дети кстати вспомнили о другой его жертве, мальчике Васе, любимце матери, которая с тех пор и помешалась, как Вася ее утоп. А тут и Павлуша вернулся с реки и поведал неладную весть, что он слышал Васин голос из реки, звавший его, Павлушу.

«Ах ты, Господи! Ах ты. Господи!» — проговорили мальчики, крестясь. И на предложение Феди, что эго водяной звал Павлушу, последний решительно заявляет: «Ну, пущай! Своей судьбы не минуешь». Слова его глубиной своей и правдой произвели на мальчиков глубокое впечатление.

И последняя заманчивая правда, которую они узнают от того же Павлуши — это та, что есть земля, где зимы не бывает, что она далеко, далеко за теплыми морями. И с этой мыслью мальчики улеглись у костра и вскоре уснули. Но недолги летние ночи.

Вот уже и восток заблестел и заря осветила горизонт, и скоро все зашевелилось, проснулось, зашумело, заговорило. Скоро промчался, погоняемый знакомыми мальчиками, отдохнувший табун.

Так заканчивается рассказ «Бежин луг», краткое содержание которого вы только что прочитали.

Рассказ «Бежин луг» художественно передает наивную прелесть детской психологии, питающейся народными поверьями, живым чувством природы, не чуждой присущего мужику здравомыслия.

Нужно было обладать даром проникновения в тайны народной души, чтобы увидеть, как она проявляется в детях.

Нужна была проникновенность, чтобы по глядеть на природу глазами этих крестьянских наблюдателей, для которых вся природа полна живых, творческих сил, вмешивающихся постоянно в жизнь людей, и чаще всего на пагубу последних всюду пугливое сердце чует леших, русалок, домовых. Весь этот невычитанный романтизм живет в душе этих юных детей природы и народа, и почувствовать слияние этого духа, постигнуть и художественно воспроизвести эту народную романтику значило дать родной литературе одно из лучших откровений.

Источник: Пишем сочинения по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника». М.: «Грамотей», 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/bezhin_lug_kratkoe_soderzhanie_i_analiz/41-1-0-223

Главные герои «Бежин луг» характеристика персонажей рассказа Тургенева

В своем рассказе «Бежин луг», Тургенев повествует о своей случайной встрече с деревенскими мальчиками. Все они – главные герои «Бежина луга», являются крестьянскими детьми, которых писатель описывает в своем произведении с огромной любовью и нежностью.

Каждому он дает свою характеристику, описывая внешность героев, имена которых Ваня, Костя, Ильюша, Павлуша, Федор, и их сказки, услышанные у костра.

Этот рассказ входит в тургеневский цикл, под общим названием «Записки охотника», и раскрывает богатый внутренний мир детей.

Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по литературе? Наши профессиональные репетиторы помогут вам сдать ЕГЭ на 80+ баллов!

Узнать стоимость

Мальчики в рассказе Тургенева Бежин луг

В рассказе «Бежин луг» Тургенев ведется рассказывание от третьего лица охотника Ивана Петровича. Время шло уже к позднему вечеру, Иван Петрович заблудился, и случайно наткнулся на Бежин Луг, там он встретил пять обычных мальчиков из деревни. Он слушал, о чем говорят ребята, и для себя определил, что у каждого из них что – то есть.

Мальчик Костя, обратил на себя внимание охотника, он был грустный, и погруженный в свои мысли, глаза были черные, и блестели. Лицо у него худощавое, а сам он среднего роста.

Он очень мнительный, верит, что русалки и водяные существуют, об этом он рассказал своим друзьям. Костя поскорее хочет вырасти, он произносит в своей речи «братцы мои». Тургенев, называет его боягузом, за боязнь волков.

Читайте также:  Сочинение рисование - мое любимое занатие, хобби

Этот мальчишка добрый, жалостливый, очень бедно одет.

Иван Петрович делает акцент на мальчика Павла, он готовит картошку стоя на коленях. Он был внешне не красивым, можно сказать, что он выглядит невзрачно: большая голова, не расчесанные волосы, очень светлое лицо, несуразное телосложение.

Охотнику он понравился за его смелость, храбрость, и твердость характера. Он без нечего ночью не побоялся волка и никогда этим не гордился.

Выделяет же охотник его талант: выглядел этот мальчик здравомыслящий, и прямым, а голос у него очень уверенный и можно услышать силу этого человека. На вещи, в которых был одет Павел, Тургенев делает акцент в последнюю очередь. Он был одет в обычную рубашку, и портки.

Он, из всех ребят ведет себя намного смелее и безмятежный, он очень сообразительный, не глупый, и спокойный. Любит слушать по ту сторонние истории, и вещать их потом своим друзьям.

Самый взрослый из всех ребят, которых встретил охотник это Федор. Ему уже 14лет. Федор вырос в деревни в самодостаточной семье. Так как для остальных ребят ночной поход для того чтобы заработать каких то денег то для Феди просто развлечение. И вещи у него совсем не такие как у товарищей.

Рубашка ситцевая с каемкой на нем, сапоги его личные , у него даже была расческа которая была редкостью у остальных ребят. У этого парня красивое телосложение, у него симпотичные черты лица, светлые вьющиеся волосы. У него на лице всегда улыбка. Он своим товарищам демонстрировал всегда свое преобладание.

Во время диалогов с ребятами он ведет себя очень по-деловому, по важному будто бы разрешает своим товарищам высказывать свои мнения, и рассказывать истории. Он их очень сосредоточенно слушает, но не подает виду, и показывает, что им не верит. Наверное он получил в домашних условиях какое то образование.

Поэтому если его товарищи сидят все наивные, то ему эта черта характера не приемлема.

Илюша, Костя и Ваня

Илюша обладал лицом незначительным, он постоянно щурился на огонь и натягивал на почти желтые волосы шапочку. Одет он был опрятно в новые лапти и онучи и черную свитку. Костя, печальный и худощавый, как будто что-то хотел рассказать, но казалось, что ему не хватало слов.

Ваня, лежавший на земле и укрытый до кудрявой головы рогожкой, как потом окажется, был поэтичным и добрым мальчиком. Вот все главные герои. Бежин луг объединил разных мальчиков этой ночью. Они все до единого любили слушать страшные рассказы, которые больше всех рассказывал Илюша.

Главные герои («Бежин луг») Тургенева — дети с неодинаковыми характерами. Сейчас мы подробно рассмотрим каждого из них.

Вариант 3

Рассказ «Бежин луг» является частью литературного цикла «Записки охотника». В произведении Иван Тургенев проводит яркий анализ характеристик героев. Помимо этого, автор наполнил повесть чувствами любви к родным краям и природе.

Сюжет завязывается тогда, когда охотник обнаруживает в лесу поляну, на которой вокруг костра расположились деревенские мальчишки. Они не похожи друг на друга: ни чертами характера, ни внешностью. Но все они открыты и непосредственны.

Охотник, Иван Петрович, внимательно слушал рассказы ребят, наблюдал за их поведением.

Самым старшим из мальчиков был Федя. На вид ему было около четырнадцати лет, не меньше. Охотник сразу подметил, что он был из состоятельной семьи. Его выдавали не только манеры, но и опрятная одежда. Федор был стройным и симпатичным.

Автор часто упоминает о том, что мальчик всегда улыбался и был «полувеселым». Даже во время бесед проскальзывала его деловитость: он не стеснялся задавать вопросы и демонстративно показывал, что не очень сильно верит в рассказы и «байки» других ребят.

Было понятно, что мальчик достаточно образован для своего возраста.

Еще одни мальчиком, которого встретил охотник на лугу, был Павлуша. Ивану Петровичу он пришелся «по душе». Внешне Паша казался неуклюжим. Его взъерошенные темные волосы и бледное лицо никак не выдавали его смелость и решимость.

Его не пугали истории, которые рассказывали ребята. Наоборот, он старался всех успокоить и подбодрить. Лишь в саамы последний момент, рассказчик замечает простую одежду Павлуши.

Жаль, что произведение заканчивается описание гибели Паши, его погубила врожденная храбрость.

Третий мальчик – Илюша. Его особенностью было то, что он умело рассказывал страшные истории. Внешне он был ничем не примечателен, наоборот, его лицо казалось немного» туповатым и болезненным». Однако это не помешало Илюше рассказать семь «страшилок», которые когда-то приключились с ним и его друзьями.

Описывая десятилетнего Костю, рассказчик ярко описывает его внешность, особенно взгляд. Его задумчивое лицо, покрытое веснушками, прекрасно гармонировало с черными глазами.

Стоит отметить, что многие истории производили на маленького мальчика сильное впечатление.

Но было видно, что внутри него имелся некий «стержень», ведь он сам тоже рассказал несколько жутких историй, которые когда-то услышал от отца.

Самым маленьким слушателем «страшилок» был Ваня. Ему было всего семь, или около того, лет. Он не рассказывал истории, он был наблюдателем. Несмотря на юный возраст, в его мыслях было нечто философское: Ваня, молча, любовался и восхищался прекрасным звездным небом.

Тургенев оставляет место для размышлений. «Бежин луг» помогает проникнуться уважением к каждому из мальчишек, невольно задумываясь над дальнейшей судьбой ребят.

Федя и Павлуша

Федя — самый старший мальчик, стройный и красивый, с белокурыми кудрявыми волосами и светлыми глазами, явно рос в богатой семье. Одежда на нем была красивая и новенькая, а сапоги принадлежали ему самому, а не его отцу. Он выехал в ночное для забавы.

Его положение обязывало держаться значительно. Павлуша со всклокоченными волосами и серыми глазами был приземист и неуклюж. Его рябое лицо было умное, да и голос звучал значительно. Одеждой он похвастаться не мог, но не это было в нем основное.

Вот так выглядели главные герои. Бежин луг, на котором они находились, ночью стал таинственным. Особую роль в рассказе будет играть Павлуша. Четырех других мальчиков (они тоже главные герои, «Бежин луг») И. Тургенев охарактеризует не столь ярко, как Павлушу.

  Краткое содержание антоновские. Антоновские яблоки

Характеристика Илюши

Илюша — ровесник Павла, он тоже хорошо знает местные поверья, но рассказывает их сиплым слабым голосом.

Рассказ Илюши об утопленнике также захватывает воображение мальчиков, и они слушают его с неослабевающим вниманием, потому что история оборачивается появлением барана-оборотня, который умеет говорить на человеческом языке. Илюша с удовольствием готов поведать рассказ о восставшем покойнике, который по ночам ищет разрыв-траву.

Его с удивлением расспрашивают об этой истории и вообще, когда можно увидеть покойников. Он даже знает, как можно разведать, кто умрет в этом году. Все поражены. А вообще-то Илюша, в отличие от всех ребятишек, уже работает вместе с братом на фабрике. Это вызывает уважение детей, как и его глубокие познания. Вот такие они — главные герои («Бежин луг») Тургенева.

Второстепенные персонажи

Это небольшое описание персонажей рассказа «Бежин луг» герои, обыкновенные деревенские мальчишки которого, дают общее представление о нелегкой крестьянской жизни.

Отсутствие образования способствует укреплению веры детей в потусторонние силы, а заботы о куске хлеба приводят к их раннему взрослению.

По мнению современников Тургенева, типы русских крестьян составляют новое сословие, достойное их подробного описания в литературе.

Тест по произведению

Повесть И. С. Тургенева о поверьях крестьянских детей, которые и есть главные герои рассказа «Бежин луг», впервые была напечатана в журнале Н. А. Некрасова «Современник» в 1851 году.

Костя и Ваня

Костя — слабенький и худенький мальчик, на вид даже болезненный, тонким голоском рассказал историю с русалкой, которую он слышал от отца. Плотник из слободы Гаврила заблудился в лесу, и ему встретилось диво дивное: серебристая русалочка с зелеными волосами покачивается на ветке и зовет его к себе.

Гаврила уж совсем хотел к ней подойти, да положил на себя крест. А рука была тяжелая, еле-еле поднялась. Русалочка опечалилась и сказала Гавриле, что и он теперь будет всегда мрачный, и исчезла. Так и ходит Гаврила вечно печальный. Но вообще Костя трусоват. Он бы не решился, как Павел, поехать разгонять волков, да и крики цапли над рекой его испугали.

Самый младший и незаметный — кудрявый Ваня. Он пролежал всю ночь, не вставая, так, что автор его сначала не увидел.

Говорит он, слегка картавя, совсем детским голоском. Он только слушает своих старших товарищей, а сам ничего не рассказывает. Когда ему предлагают гостинец, то он, добрый и заботливый мальчик, просит отдать его сестре, потому что Анюта хорошая девочка.

Вот и описаны все главные герои рассказа «Бежин луг». Характеристика показывает нам душевную красоту детей с их маленькими слабостями. И. Тургенев, вероятно, первый из русских писателей, кто так подробно остановился на теме детской психологии.

И. С. Тургенев, дворянин по происхождению, имел превосходное барское воспитание. Между тем, известность ему принес цикл рассказов «Записки охотника», главными героями которого стали простые крестьяне.

Его издание в 1852 году стало причиной изгнания Тургенева в родовое имение Спасское-Лутовиново.

Причина довольно проста: писатель показал, насколько интересны, душевны и талантливы были многие представители низших слоев, что стало необычным явлением в русской литературе. В состав сборника вошел и рассказ «Бежин луг».

Повествователь, возвращавшийся с охоты, заблудился и долго бродил по окрестностям. Уже в сумерках он вышел на Бежин луг и различил невдалеке два огонька. Выбора не оставалось, и рассказчик направился — как он полагал — к гуртовщикам, суетившимся у костра.

Однако перед ним оказались пятеро крестьянских ребятишек, вышедших в ночное сторожить табун лошадей. Немного поговорив с новыми знакомыми, рассказчик прилег чуть поодаль и сделал вид, что уснул.

Сам же наблюдал за ребятишками, которые, чтобы скоротать время, стали рассказывать «былички». Неторопливый детский разговор лишь однажды нарушил лай собак, и один из мальчиков, Павлуша, бросился вслед за ними в темноту.

Вскоре он вернулся, ловко спрыгнул с лошади и на вопрос, что там, махнул рукой: «Я думал, волки…» Лишь к утру ребятишки уснули крепким сном, а рассказчик отправился дальше.

Тургенев завершает произведение «Бежин луг» сообщением о смерти одного из мальчиков: Павлуша в том же году упал с лошади и разбился.

Значение рассказа

Крестьяне — талантливые, самобытные, тонко чувствующие природу, — это люди, заслуживающие уважения. Именно на это обращает внимание в рассказах цикла «Записки охотника» И. С. Тургенев.

«Бежин луг» выделяется из их числа тем, что в нем взор писателя обращен к удивительному миру детей, эмоциональных, чистых, искренних.

Но, к сожалению, восторженное состояние от общения с героями сменяется и для рассказчика, и для читателей тревожными мыслями об их непростом будущем.

, Федя,

Образы крестьянских детей описаны в произведении со всем присущим автору мастерством. На протяжение всего повествования писатель всячески проявляет свою симпатию к простому русскому народу. Образы детей, описанные в повести «Бежин луг», не стали исключением.

По сюжету произведения рассказчик-охотник, вышедший на охоту в погожий летний день, заблудился. И надвигающаяся ночь застала его врасплох. Совершенно случайно рассказчик увидел свет от костра.

Так он и попал на огромный луг, называемый в народе Бежин. У костра сидело пять деревенских мальчуганов. Детвора вышла в «ночное», чтобы пасти коней. Устроившись на ночлег, рассказчик притворился спящим.

И это обстоятельство даёт возможность мальчикам вести себя непринуждённо.

Самым старшим мальчиком в этой компании был Федя

. По его внешнему виду и поведению его можно было охарактеризовать как мальчика из зажиточной семьи. Он старше всех присутствующих и всячески это подчёркивает. Ему не было нужды ехать на пастбище. Просто он увязался за всеми ради скуки.

За простой и непривлекательной внешностью Павлика

угадывается сильный характер. Он на два года моложе Феди, но не по годам рассудительный. Нельзя отказать ему и в смелости. Он не верит в поверья и предрассудки. Зато слепо верит в судьбу.

Следующим мальчиком был ровесник Павлуши – Илья

. Мальчик с лицом, отмеченным какой-то озабоченностью. Обладающий невзрачной внешностью, этот мальчуган умел заинтересовать слушателей своими необыкновенными историями. Историй Илюша знал несметное количество.

Илья уже познал тяжесть физического труда. Вместе со своим братом он трудился на производстве, изготавливающем бумагу. Этот, совсем недетский труд, требовал большой ответственности.

И это придавало ему серьёзности в глазах рассказчика.

Маленьким и щуплым был Костя

. На его болезненном, как бы измождённом личике, отдельной жизнью жили только глаза. Все остальные черты лица были ничем не приметны. Десяти лет от роду, он, как и все, слушал и рассказывал свои истории. Рассказы о домовых, русалках и леших пугали его.

Самым маленьким участником событий был Ванечка

. Неприметный и тихий, он спал, укрывшись с головой. Когда он проснулся и увидел над головой звёздное небо, он выразил свой восторг. И он поделился своим впечатлением со своими друзьями.

Цикл рассказов «Записки охотника» Тургенева И.С. были изданы в 1852 году. В этот цикл вошло и произведение «Бежин луг».

Пребывание писателя в родовом имении Спасское-Лутовиново нашло своё отображение в повести. Рассказчик, от имени которого ведётся повествование, как бы перекидывает мосток между действующими лицами повести и самим читателем.

Популярные сочинения

  • Недоросль — проблематика произведения Произведение поднимает тему воспитания и нравственного упадка. Автор знакомит читателя с нездоровой семьёй, в которой главой является женщина. Мужчина не проявляет силу и власть
  • Сочинение Цыфиркин в произведении Недоросль Фонвизина (Образ и характеристика) Фонвизин в своем произведении показал образ Цыфиркина очень ярко и интересно. Он представлен в образе учителя Митрофанушки. Автор использовал прием «говорящей фамилии», так что с самого первого знакомства с этим персонажем
  • Роль личности в истории — сочинение-рассуждение 11 класс Это на первый взгляд, кажется, что один человек не может повлиять на ход истории. А если глубоко задуматься и поразмышлять, то окажется – может. Самый яркий тому пример – Юрий Гагарин, день рождения которого 9 марта

Источник: https://memblog.ru/analiz-proizvedenij/harakteristika-malchikov-iz-bezhin-lug.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector