Анализ произведения война и мир толстого

«Война и мир» — это знаменитый роман-эпопея русского писателя Льва Николаевича Толстого. Литературная ценность этого романа превосходит все другие его произведения. Писатель работал над этим романом на протяжении семи лет. Считается, что официальной датой начала работы над этой масштабной книгой был сентября 1863 года.

Первоначально отправной точкой романа Толстой хотел сделать 1856 год, позже он решил начать повествование с восстания декабристов 1825 года, однако в последствии он снова перенес дату, так как хотел рассказать о ранних годах жизни своего героя, которые совпадали с событиями 1812 года. В итоге повествование романа начинается в 1805 году.

Замечание 1

Название романа так же неоднократно менялось. Первоначальное нго название было — «Три поры».

Начало эпопеи далось Толстому нелегко. Началу произведения он посвятил всю осень и начало зимы 1856 года. Сохранилось 15 вариантов начала романа. Несколько раз Толстой также хотел отказаться от идеи написания столь масштабного произведения, объясняя это тем, что он не может передать весь своей замысле на страницах текста.

Анализ произведения Война и мир Толстого

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Когда Толстой работал над написание этого романа, в первую очередь он задавался вопросом, о том какую роль человек играет в развитии истории. Основной послужило не мало документальных материалов о событиях 1812 года.

Для Толстого особой сложностью было то, что характеристики главных деятелей того времени Александра I и Наполеона не были однозначными, поэтому Толстой принял решение не отражать чью-то субъективную оценку, а отразить в романе свою собственную оценку тех событий.

Писателю пришлось работать с огромным количеством исторических документов, именно они помогли сформировать ему свою независимую точку зрения.

Для того чтобы глубже понять события тех времён, он два дня провел недалеко от деревни Бородино. Для писателя крайне важным было посетить именно это место, он делал зарисовки этой местности в разное время суток.

Посетив место Бородинского сражения, писатель смог по-новому ощутить дух тех событий, эта поездка вдохновила его на дальнейшее написание романа.

Писатель проделал колоссальный труд: роман содержал 5200 станиц рукописного текста.

Основные герои романа

  • Андрей Болконский – князь, сын Николая Андреевича Болконского, небольшого роста, красивый молодой человек, имеет сильную волю, умирает в результате ранения при Бородино.
  • Мария Болконская – дочь Николая Андреевича Болконского, сестра Андрея, была некрасива лицом, но имела удивительно красивые глаза, имела болезненный вид, набожна, принимала у себя различных богомольцев, живет под гнетом отца, особую роль в ее жизни сыграл Николай Ростов.
  • Наташа Ростова – дочь графа Ростова, черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с возрастом она становится обаятельной и чуткой девушкой, эмоциональна, естественна, ведет себя непосредственно, помогает ближним. В конце Наташа и Пьер Безухов вступили в брак.
  • Пьер Безухов — сын графа Кирилла Безухова, добрый человек с сильным характером, хочет оказать влияние на масштабное событие, считал, что он должен был стать убийцей Наполеона, однако у него ничего не вышло, он попал на 4 недели в плен, первая жена изменяла Безухову, в конце он женится на Наташе Ростовой.
  • Элен Курагина — дочь князя Курагина, очень красива, вышла замуж за Пьера Безухова, изменяла мужу, умерла в результате неудачного аборта.
  • Николай Ростов — сын графа Ростова и брат Наташи. «Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица», весел, открыт, доброжелателен, защитник отечества и продолжатель рода Ростовых, женится на Марии Болконской.
  • Анатолий Курагин — сын князя Василия Курагина, брат Элен, светский человек, дамский угодник, увлекается Наташей Ростовой, заставил ее влюбиться в себя, он был женат на полячке, однако срывал это, Наташе же он предлагал бежать вместе с ним заграницу, к счастью побег не удался.

Сюжет романа

Роман «Война и мир» является масштабным произведением. В нем освещены 16 периодов российской истории. Повествование начинается с 1805 года, а заканчивается в 1821 году. В произведении всего около 500 персонажей.

В романе представлены две сюжетные линии: историческая и личная каждого из героев романа. В содержании романа есть описание исторических событий: Аустерлицкого, Шенграбенского, Бородинского сражений; взятия Смоленска и сдача Москвы.

Основным решающим историческим событием романа является Бородинское сражение 1812 года, это сражение занимает около 20 глав.

Параллельно Толстой рассказывает о личной жизни своих героев. Толстой описывает в романе самых разных персонажей, герои противопоставляются друг другу, таким образом Толстой показывает разницу в характерах персонажей.

Герои Толстого с течением времени меняются, становятся старше, мудрее, определенные события их личной жизни оказывают влияние на формирование их характера и мировоззрения.

В первом томе описаны события 1805 года. Писатель рассказывает читателям об основных персонажах романа. Толстой описывает такие военные события как Аустерлицкая и Шенграбенская битвы. В первом томе раскрывается как эти военные события повлияли на жизнь героев.

Во втором томе описана жизнь главных героев с 1806 по 1811 годы. Андрей Болконский начинает испытывать любовные чувства к Наташе Ростовой. Наташа Ростова отказывает ему в женитьбе. В конце романа имеет место быть грозное предзнаменование серьезных потрясений – появление кометы.

Третий том романа посвящен в основном военным событиями, в нем идет описание вторжения французов, сдача Москвы, Бородинское сражение. На поле боя встречаются основные мужские персонажи романа. Третий том заканчивается тем, что Пьера Безухова берут в плен за неудавшуюся попытку убить Наполеона.

В четвертом томе описана победа русских войск над французами, партизанская война после 1812 года.

Умирают такие герои как Андрей Болконский и Элен Безухова, между Николаем Ростовым и Марией Болконской вспыхивают чувства, начинаются отношения Наташи Ростовой и Пьера Безухова.

В конце тома главным героем становится простой русский солдат Платон Каратаев. Он является олицетворением лучших качеств простого русского народа — малограмотного, но добродушного.

В эпилоге рассказывается как изменилась жизнь главных героев через семь лет после Бородинского сражения. Наташа и Пьер живут счастливо, у них четверо детей, сложилась судьба Марии и Николая Ростова. В конце романа Толстой рассуждает над тем как каждая личность способна влиять на ход истории и как история влияет на судьбы людей.

Идея, тема, проблема произведения

В этом невероятно масштабном произведении прослеживается несколько главных проблем:

  • проблема поиска смысла жизни (на примере судьбы Андрея Болконского)
  • проблема счастья (на примере поиска счастья Пьера Безухова)
  • проблема главнокомандующих и народа (на примере Кутузова)
  • проблема настоящего и фальшивого патриотизма (на примере простых русских солдат, графа Растопчина).

Для Толстого самым главным было показать величие человека и государства, величие которого не может быть без доброты, простоты и справедливости. Для Толстого величие — это народ. Толстой гордится каждый храбрым простым солдатом.

Именно это принесло истинную славу нашей стране и помогло выиграть сражение и войну. В романе Толстой проводит параллель между Кутузовым и Наполеоном.

У Наполеона очень шаткая слава, он возвышается над своими солдатами, в то время как Кутузов является по-настоящему народным полководцем.

Замечание 2

Духовность, патриотизм и справедливость победили и в войне 1812 года, и в жизни: герои у которых были высокие моральные качества стали счастливы.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/tolstoy_l_n_voyna_i_mir_kratkiy_analiz/

«Война и мир»: описание романа, анализ

Роман великого русского писателя Льва Толстого «Война и мир», краткое содержание которого вы найдете в статье, является обязательным к прочтению в школе. Не каждому старшекласснику хочется провести лето, изучая несколько томов пусть и познавательной, но сложной литературы. Поэтому простое и краткое описание основных моментов поможет понять суть романа.

ru.m.wikipedia.org

«Война и мир»: краткое содержание

Благодаря общим ценностям, которые не подвластны времени, Льву Николаевичу Толстому удалось передать народный дух в романе «Война и мир». Краткое содержание по главам переполнено деталями, которые непросто запомнить. Чтобы облегчить задачу, мы разбили описание по томам:

Том 1

Эта книга разделена на три части, в каждой из которых писатель раскрывает события и жизнь людей в мирное и военное время. Ищете краткое содержание? «Война и мир» не самое маленькое по объему произведение. Однако перед читателем открываются интересно созданные талантливым Толстым характеры основных персонажей: князя Андрея Болконского, семьи Ростовых, княжны Марии и других.

Первая часть (1805 год) больше посвящена мирному времени. Собравшись у фрейлины Шерер, гости активно обсуждают Наполеона, и общество делится на два лагеря. Князь Андрей Болконский собирается воевать, а сын вельможи Пьер Безухов гуляет и кутит. Оба они поддерживают Наполеона перед хозяйкой.

В доме помещика Ростова праздник в честь именин дочери и супруги. Параллельно граф Безухов находится при смерти. Он оставил завещание, в котором передал наследство внебрачному сыну Пьеру.

Во второй и третьей частях описываются военные действия во время сражения русских с французами под Аустерлицем. Русской армией управляет Кутузов и пытается сделать так, чтобы солдаты не участвовали в сражениях. Армия отступает вплоть до Аустерлица.

Параллельно автор рассказывает о службе гусара Николая Ростова. Во время Шенграбенского сражения его ранят, а позже награждают орденом. Князь Андрей готовится к встрече армии Наполеона под Аустерлицем. Его задача — прославиться и принять главную роль в сражении.

В итоге Наполеон наступает, а русские войска бегут. Князь Андрей вместе с батальоном бросаются навстречу врагам, его ранят, а позже отправляют к местным жителям.

Том 2

Интересует «Война и мир»? Сколько томов создал писатель? Всего их четыре. Второй рассказывает о мирной жизни и изменении мировоззрения населения.

После размолвки с женой Пьер уехал в Петербург и стал размышлять о смысле жизни. Случайный попутчик познакомил его с масонством, и Пьер принял веру. Члены братства призывают героя помириться с женой, но тот не готов вернуться.

Позже Пьер отправился в гости к Андрею Болконскому. После возвращения с войны тот проживает в Лысых Горах и воспитывает сына. Его жена умерла при родах. Пьер заметил изменения, произошедшие с другом. Пока он гостил в Лысых Горах, смог оценить всю важность дружбы и семьи.

Далее автор романа-эпопеи «Война и мир» повествует о Николае Ростове, который вернулся в полк. Он старается улучшить жизнь солдат и проведывает друзей в больнице. Вскоре Николай узнает о подписании мирного договора и задумывается о том, зачем были все эти смерти.

В канун Нового года вельможи проводят бал, куда отправляются Ростовы. Наташа танцует с Андреем Болконским, а тот просит ее руки. Она соглашается, но свадьба откладывается на год. В отсутствие Андрея за Наташей начинает ухаживать Анатоль и даже собирается ее похитить. Это разрушает узы между Андреем и Наташей.

Кадр из фильма «Война и мир»

Том 3

Описываются военные действия 1812 года. Войска Наполеона наступают, и в Лысых Горах становится небезопасно. Об этом Князь Андрей сообщает отцу, но тот не желает выезжать из поместья. Начинается бомбардировка Смоленска. Старый князь до последнего защищает дом, в итоге умирает от удара. Андрей Болконский возвращается в полк.

Далее описываются события Бородинского сражения, где Болконский встречается с Пьером. Во время сражения Андрея смертельно ранят, и на перевязочном пункте он видит Анатоля, которому ампутируют ногу.

В это время Пьер смело сражается с французами и приходит в ужас от вида мертвых тел. Во время Бородинской битвы Наполеон приказывает показать портрет сына своей гвардии. В результате французы терпят нравственное поражение. Кутузов поддерживает боевой дух солдат, но понимает, что они не в силах защитить Москву. Он дает приказ об отступлении.

Роман «Война и мир», содержание которого весьма интересно, рассказывает, что французы вступают в Москву, но она пуста.

Во время сборов Наташа Ростова нашла раненого Андрея Болконского, который оказался среди других солдат. Она ухаживает за ним и прощается. Пьер остается в Москве и пытается убить Наполеона. Его планы проваливаются, и Пьера арестовывают.

Том 4

После отступления из Москвы Кутузов получает предложение мира от Наполеона, но не дает согласия. Царь Александр приказывает организовать Тарутинское сражение. В результате французские войска отступили и стали таять на глазах. Параллельно Николай Ростов задумывается о женитьбе на Марии, а его помолвка с Соней расторгнута.

Арестованного Пьера ведут на допрос, а затем на расстрел. Пятерых убивают, Пьера оставляют пленником до тех пор, пока русские партизаны не освобождают всех. После возвращения домой Пьер сильно болеет, сказываются лишения. Вскоре он встречает Наташу Ростову, между ними возникает любовь.

В эпилоге Пьер и Наташа женятся, Николай берет в жены княжну Болконскую, и вскоре они переезжают в Лысые Горы. Позже Наташа с семьей гостит у брата, где мужчины обсуждают недовольство нынешним правительством.

Читайте также:  Любовь в жизни гринева и швабрина 8 класс сочинение

«Мертвые души»: краткое содержание и анализ произведения

«Война и мир»: анализ произведения

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого переносит читателей во времена наполеоновских войн и рассказывает о жизни народа в тот непростой период. Великое творение писателя уже много лет изучается в школах и переводилось на несколько языков.

Работа над романом продолжалась с 1863 до 1869 года. Сам автор относился к нему скептически, как и ко многим своим книгам. Он не считал, что сотворил нечто грандиозное, а в одном из дневников написал, что общество любит его за такие пустяки, как «Война и мир».

Вот что необходимо знать о таком выдающемся произведении, как «Война и мир»:

Изначально Толстой задумывал образ главного героя как декабриста, вернувшегося после войны в 1856 году. Постепенно он понял: чтобы лучше разобраться в характере героя, нужно начинать с его молодых лет. Поэтому ему пришлось еще дальше перенестись во времени — в 1812 год. Конечно, подробное раскрытие персонажа потребовало введения дополнительных героев. В романе четко отслеживаются три поры:

  1. Молодость декабристов.
  2. Восстание 1825 года.
  3. Возвращение героев домой после ссылки.

Лев Толстой, «Война и мир» которого гениальное произведение, решил сделать упор на первую часть. Даже описание этих фактов и подробностей потребовало огромных усилий.

В романе прослеживается жанровое многообразие: здесь сочетаются исторические сводки, просматривается психология и многогранная характеристика личностей. Благодаря красочным эпизодам читатель может погрузиться в историю России, а также разобраться в отношениях персонажей. Толстой собирал информацию, обращаясь к мемуарам участников.

Кадр из фильма «Война и мир»

  • Проблематика романа, жанр.

В анализе «Войны и мира» важное место занимает проблематика. В романе пересекается множество сюжетных линий, связанных с судьбами людей. Полностью охватить проблематику сложно, но мы выделили основные моменты:

  1. Семейные взаимоотношения и родственные связи. На примере нескольких совершенно разных семей Лев Николаевич высказал свое мнение о том, какой на самом деле должна быть семья. Явную симпатию писателя вызывают Ростовы и Болконские. Первые живут в обстановке любви и гармонии, во всем поддерживают друг друга. Вторые чтят традиции, честь и отвагу. Явная противоположность — Курагины, для которых нет ничего святого, они запросто могут предать близкого человека.
  2. Народ и личность. Народ в понимании Толстого — это главная движущая сила истории. Писатель ценил честность, порядочность, отвагу. Поэтому в романе описываются патриоты и лжепатриоты. Одни помогали друг другу, рискуя жизнью. Другие отсиживались в штабах, стараясь улучшить свое положение.
  3. Человеческие поступки. Не зря в романе показан тяжелый путь героев, которые постепенно понимают смысл жизни. Один из ярких примеров — Пьер Безухов. Проблемы с женой, дуэль, образ жизни приводят Пьера к серьезным последствиям. Переломный момент наталкивает героя на размышления о смысле жизни, он находит себя в масонстве и помощи народу.
  4. Влияние личности на историю. Наиболее яркими и значимыми личностями в романе являются Наполеон и Кутузов. Оба управляли массами. Но если Кутузов заботился о солдатах и жил интересами народа, то Наполеон видел и слышал только себя, что и привело к поражению французского войска.

По жанру «Война и мир» — роман-эпопея. От других жанров его отличает:

  • большой объем произведения;
  • масштаб отображаемых событий и проблематики.

«Война и мир» представляет собой сложное произведение с характерными чертами исторического, социально-бытового, философского, батального романов, а также мемуаров и хроник.

Кадр из фильма «Война и мир»

Нравится писатель Лев Толстой? «Война и мир» в основном рассказывает о народе. Писатель критикует войны и считает их причиной проблем в социуме. Люди, вырванные из привычной жизни, должны убивать друг друга, терпеть лишения. Здесь подключается и описание личности многих героев, которые в сложные времена разделились на два лагеря: одни поддерживали народ, другие заботились только о себе.

При изучении романа обязательно нужно учитывать композицию. Можно заметить, что каждая часть — это отдельная история. Все сюжеты и жизни персонажей переплетаются, а каждый том соответствует определенным событиям. Итак:

  1. Первый том описывает события и жизнь героев до и во время войны.
  2. Второй том отражает все сложности, с которыми сталкиваются персонажи на пути к свободе.
  3. Третий том описывает военные действия.
  4. Четвертый том — мир и возвращение героев домой.

В эпилоге заключены основные факты и дальнейшая судьба главных героев. Батальные сцены в описаниях поражают реалистичностью. Четко показаны характеры таких героев, как Кутузов и Наполеон. Толстой изобразил их не просто великими полководцами, но и показал, какими они были людьми.

Кадр из фильма «Война и мир»

Нельзя обойти стороной и центральных персонажей, ведь их личности описаны так ярко и правдоподобно. Вот они:

  1. Андрей Болконский. Волевой и благородный князь, мечтающий о военной славе. Показан как человек с высокими моральными принципами, который чтит свой долг. После смерти жены он влюбляется в Наташу Ростову, но погибает на поле брани.
  2. Пьер Безухов. Внебрачный сын графа, он становится законным наследником. Доверчивый молодой человек женится на Элен Курагиной, но вскоре разочаровывается. Она помогает ему понять смысл жизни. Вернувшись домой, он женится на Наташе Ростовой.
  3. Наташа Ростова. Талантливая и богатая графиня, обладающая легким и беззаботным характером. Но ее надежды рушит война. После неудачной любви к Болконскому Наташа выходит за Пьера.
  4. Николай Ростов. Отважный и энергичный молодой человек, который ценит свою семью. Долг зовет его на военную службу, где он проявляет себя достойно. После окончания войны женится на Марии Болконской.
  5. Соня. Племянница графа Ростова, она обладает тихим и мягким характером. Героиня влюблена в Николая, но, узнав о его чувствах к Марии, отпускает его.
  6. Анатоль Курагин. Бесчестный, но столь же красивый Анатоль любит пить и кутить. Он пытается похитить Наташу и обвенчаться с ней. Во время военных действий лишается ноги.

Вот такое содержание романа «Война и мир». Если вы еще не читали произведение в полном объеме, возможно, уже пора к этому приступить. Анализ сюжета позволяет понять, чем руководствовался Лев Толстой при создании эпопеи.

«Капитанская дочка»: краткое содержание по главам произведения

Источник: https://www.nur.kz/1845874-vojna-i-mir-kratkoe-soderzanie-i-analiz.html

Анализ романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир"

Л.Н.Толстой утверждал, что «Война и мир» (1863— 1869) — не роман, не поэма, не историческая хроника.

Ссылаясь на весь опыт русской прозы, он хотел создать и создал литературное произведение совершенно необычно­го типа. В литературоведении укоренилось определение «Войны и мира» как романа-эпопеи.

Это новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распростра­нение в русской и мировой литературе.

  • Пятнадцать лет истории страны (1805-1820) запечат­лены писателем на страницах эпопеи в следующем хроно­логическом порядке:
  • I том — 1805 г.
  • IIтом — 1806-1811 гг.
  • IIIтом — 1812 г.
  • IV том- 1812-1813 гг.
  • Эпилог — 1820 г.

Толстым созданы сотни человеческих характеров. В романе изображена монументальная картина русской жизни, насыщенная событиями огромного исторического значения.

Читатели узнают о войне с Наполеоном, которую русская армия вела в союзе с Австрией в 1805 году, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 году и Тильзитском мире.

Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова глав­нокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы.

Писатель изображает события, свиде­тельствовавшие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, погубившего французское нашест­вие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.

В романе отражены крупнейшие явления политичес­кой и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Спе­ранского, зарождение в стране декабристского движения).

Картины великих исторических событий сочетаются в романе с бытовыми сценами, нарисованными с исключи­тельным мастерством. В этих сценах нашло отражение то существенное, чем характеризуется социальная действи­тельность эпохи. Толстой изображает великосветские при­емы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых.

Картины антикрепостнических преобразований Пьера Безухова в деревне, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения московских ремесленников раскры­вают перед читателем характер отношений помещиков и крестьян, жизнь крепостной деревни и городских низов.

Действие эпопеи развивается то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события, о которых рассказывается в I томе, происходят за границей, в Австрии. События Отечественной войны (IIIи IV тома) происходят в России, причем место действия зависит от хода военных операций (Дрисский лагерь, Смо­ленск, Бородино, Москва, Красное и т.д.).

В «Войне и мире» отражается все многообразие рус­ской жизни начала XIXвека, ее исторические, социальные, бытовые и психологические особенности.

Главные действующие лица романа — Андрей Болкон­ский и Пьер Безухов — заметно выделяются среди героев русской литературы нравственной незаурядностью, интел­лектуальным богатством. По складу характера они резко различны, почти что полярно противоположны. Но в путях их идейных исканий есть общее.

Как и многие мыслящие люди в первые годы XIXвека, и не только в России, Пьер Безухов и Андрей Болконский заворожены комплексом «наполеонизма». Бонапарт, толь­ко что провозгласивший себя императором Франции, по инерции сохраняет ореол великого человека, расшатываю­щего устои старого феодально-монархического мира.

Для русского государства Наполеон — потенциальный агрес­сор. Для правящей верхушки царской России он дерзкий плебей, выскочка, даже «Антихрист», как именует его Анна Павловна Шерер.

А у молодого князя Болконского, как и у незаконного сына графа Безухова, полуинстинктивное тяготение к Наполеону — выражение духа оппозиции по отношению к обществу, к которому они принадлежат порождению.

Потребуется долгий путь исканий и испытаний, прежде чем оба былых почитателя Наполеона ощутят свое единство с собственным народом, найдут себе место среди сражающихся на поле Бородина. Для Пьера потребуется и еще более долгий и трудный путь, прежде чем он станет деятелем тайного общества, одним из будущих декабрис­тов. С убеждением, что и его друг, князь Андрей, будь он жив, оказался бы на той же стороне.

Образ Наполеона в «Войне и мире» — одно из гени­альных художественных открытий Толстого. В романе им­ператор французов действует в тот период, когда он пре­вратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя.

Дневниковые записи Толстого в период рабо­ты над «Войной и миром» показывают, что он следовал сознательному намерению — совлечь с Наполеона ореол ложного величия. Писатель был противником художест­венного преувеличения как в изображении добра, так и в изображении зла. И его Наполеон не Антихрист, не чудо­вище порока, в нем нет ничего демонического.

Развенча­ние мнимого сверхчеловека совершается без нарушения житейской достоверности: император просто снят с пьедес­тала, показан в свой нормальный человеческий рост.

Образ русской нации, победоносно противостоящей наполеоновскому нашествию, дан автором с беспримерной в мировой литературе реалистической трезвостью, прони­цательностью, широтой.

Причем широта эта — не в изо­бражении всех классов и слоев русского общества (Толстой сам писал, что и не стремился к этому), а в том, что картина этого общества включает множество типов, вариантов че­ловеческого поведения в условиях мира и условиях войны. В последних частях романа-эпопеи создается грандиозная картина народного сопротивления захватчику.

В нем уча­ствуют и солдаты и офицеры, героически отдающие свою жизнь во имя победы, и рядовые жители Москвы, которые, несмотря на призывы Ростопчина, покидают столицу, и мужики Карп и Влас, не продающие сено неприятелю.

Но одновременно в «жадной толпе, стоящей у трона», идет обычная игра интриг. Толстовский принцип снятия ореола направлен против всех носителей неограниченной власти. Принцип этот выражен автором в формуле, навлекшей на него гневные нападки верноподданнической крити­ки: «Царь есть раб истории».

В романе-эпопее психологические характеристики от­дельных персонажей отличаются строгой определенностью нравственных оценок.

Карьеристы, стяжатели, придвор­ные трутни, живущие призрачной, ненастоящей жизнью, в дни мира еще могут выходить на авансцену, вовлекать в орбиту своего влияния людей наивно-благородных (как князь Василий — Пьера), могут, как Анатоль Курагин, очаровывать и обманывать женщин.

Но в дни всенародного испытания люди, подобные князю Василию, или офице­ры-карьеристы, подобные Бергу, стушевываются и неза­метно выбывают из круга действия: они не нужны повест­вователю, как не нужны России. Исключение составляет лишь повеса Долохов, чья холодная жестокость и безогляд­ная отвага оказываются кстати в экстремальных условиях партизанской борьбы.

Война сама по себе для писателя как была, так и есть «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Но в определенных исторических усло­виях война в защиту родной страны становится суровой необходимостью и может содействовать проявлению луч­ших человеческих качеств.

Так, невзрачный капитан Тушин своей храбростью решает исход крупного сражения; так, женственно-обая­тельная, щедрая душою Наташа Ростова совершает под­линно патриотическое дело, уговаривая родителей пожер­твовать имуществом семьи и спасти раненых.

Читайте также:  Сочинение на тему ответственность (15.3 огэ - 9 класс)

Толстой первым в мировой литературе показал посред­ством художественного слова важность морального факто­ра в войне.

Бородинское сражение стало победой русских потому, что на армию Наполеона впервые «была наложена рука сильнейшего духом противника».

Сила Кутузова как полководца основана на умении чувствовать дух войска, поступать в согласии с ним. Именно чувство внутренней связи с народом, с солдатской массой определяет образ его действий.

С Кутузовым прямо связаны философско-исторические размышления Толстого.

В его Кутузове раскрывается с полной ясностью и разум, и воля испытанного полковод­ца, который не поддается стихии, мудро учитывает и такие факторы, как терпение и время.

Сила воли Кутузова, трезвость его ума проявляются особенно ярко в сцене совета в Филях, где он — наперекор всему генералитету — принимает ответственное решение оставить Москву.

С высоким новаторским искусством дан в эпопее образ войны.

В разнообразных сценах военной жизни, в поступках и репликах персонажей раскрывается настро­ение солдатской массы, ее стойкость в боях, непримиримая ненависть к врагам и добродушно-снисходительное отно­шение к ним же, когда они повержены и взяты в плен. В военных эпизодах конкретизируется мысль автора: «Под­нимается новая, неведомая никому сила — народ, и наше­ствие гибнет».

Особое место в кругу действующих лиц эпопеи зани­мает Платон Каратаев. В наивно-восторженном воспри­ятии Пьера Безухова он — воплощение всего «русского, доброго и круглого»; деля с ним несчастья плена, Пьер по-новому приобщается к народной мудрости и народной доле.

В Каратаеве как бы сконцентрированы свойства, выработанные в русском крестьянине веками крепостной зависимости, — выносливость, кротость, пассивная покор­ность судьбе, любовь ко всем людям — и ни к кому в особенности. Однако армия, состоящая из таких Платонов, не могла бы победить Наполеона.

Образ Каратаева в из­вестной мере условен, отчасти соткан из мотивов пословиц и былин.

«Война и мир», итог долголетней исследовательской работы Толстого над историческими источниками, пред­ставляла собой в то же время и отклик художника-мысли­теля на те наболевшие проблемы, которые ставила перед ним современность.

Социальные противоречия России того времени затрагиваются автором лишь мимоходом и косвенно. Но эпизод крестьянского бунта в Богучарово, картины народных волнений в Москве накануне прихода туда французов говорят о классовых антагонизмах.

И впол­не естественно, что действие завершается (не «развязыва­ется») вместе с развязкой главного сюжетного конфлик­та — поражением Наполеона.

Развертывающиеся в эпилоге резкий политический спор Пьера Безухова с его шурином Николаем Ростовым, сновидение-пророчество юного Николеньки Болконского, желающего быть достойным памяти отца, — все это напоминает о новых потрясениях, которые суждено пережить русскому обществу.

Философский смысл эпопеи не замыкается рамками России. Противоположность войны и мира — это одна из центральных проблем всей истории человечества. «Мир» для Толстого понятие многозначное: не только отсутствие войны, но и отсутствие вражды между людьми и народами, согласие, содружество — та норма бытия, к которой надо стремиться.

В системе образов «Войны и мира» преломляется мысль, гораздо позже сформулированная Толстым в днев­нике: «Жизнь — тем более жизнь, чем теснее ее связь с жизнью других, с общей жизнью.

Вот эта-то связь и уста­навливается искусством в самом широком его смысле».

В этом — та особая, глубоко гуманистическая природа толс­товского искусства, которая отозвалась в душах основных героев «Войны и мира» и обусловила притягательную силу романа для читателей многих стран и поколений.

Главной в сегодняшнем чтении Толстого остается его волшебная сила, о которой он писал в письме в 1865 году: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчис­ленных, никогда не истощимых ее проявлениях.

Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неос­поримо установлю кажущее мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы».

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/378-roman-epopeya-ln-tolstogo-voyna-i-mir.html

Анализ романа "Война и мир" Толстого (конспект лекции)

  • 1. Творческая история романа
  • 2. Историзм
  • 3. Тематика
  • 4. Художественное своеобразие

1. Творческая история романа

  1. Роман-эпопея «Война и мир» — центральное и наиболее значимое произведение Толстого, составившее целую эпоху в истории русской литературы.

  2. Этапы создания романа:
  3. ✓      первоначальная идея выражалась в следующем:
  4. •        желание автора написать роман было обусловлено интересом к декабристам;
  5. •        целью автора было дать иную оценку этих событий и предложить иные — ненасильственные способы борьбы с самодержавием и произволом, основанные на стремлении всех членов общества к нравственному усовершенствованию;
  6. •        автор желал описать судьбу декабриста, вернувшегося из ссылки;
  7. ✓      вторая идея романа, когда Толстой изменил творческий замысел и перенес акцент с настоящего на прошлое, поставив задачу осветить героические события 1812 г. и войну с Наполеоном;
  8. ✓      третья идея романа, в которой автор делает акцент на следующем:
  9. •        освещение не только героических событий, но и неудач русских войск;
  10. •        раскрытие причин неудач через осмысление особенностей, психологии и нравственных идеалов русского народа;
  11. •        расширение характеров и создание не одного, а множества героев, которые должны были пройти через испытания и события 1805, 1807, 1812, 1820 гг.;
  12. ✓      предшествование роману сборника «Севастопольские рассказы»;
  13. ✓      влияние на создание и характер романа Крымской воины и ее неудач, которые необходимо было осмыслить.
  14. Творческая история создания романа имеет следующие особенности и замыслы:
  15. ✓      тщательное изучение автором множества исторических источников, документов, воспоминаний участников;
  16. ✓      поездка в сентябре 1867 г. на Бородинское поле, где произошла великая битва русского народа с французами;
  17. ✓      изменение ориентации романа, который теперь становится народным и пишется как история русского народа, и ведущей, определяющей темой становится изображение подвигов русского народа;
  18. ✓      общее количество персонажей — 569, из которых около 200 — исторические деятели;
  19. ✓      прослеживание судеб главных героев, связывание их различными узами родства, женитьбы, деловых отношений, дружбы, общим участием в грандиозных исторических событиях;
  20. ✓      психологическая убедительность в описании характеров, судеб героев;
  21. ✓      наличие у многих персонажей (граф и графиня Ростовы, княжна Марья, Николай Ростов, князь Андрей, Наташа Ростова и др.) реальных жизненных прототипов, которыми являлись предки и ближайшие родственники самого автора, например образ графа Ростова имеет черты деда писателя графа Андрея Андреевича Толстого, но при этом роман не сводится к автобиографическому;
  22. ✓      общее количество сохранившихся рукописей романа — свыше 10 тысяч страниц.

2. Историзм романа «Война и мир»

Роман «Война и мир» отразил в себе значительный по насыщенности событиями пласт русской истории и потому может быть назван историческим. Историзм романа выражается в следующем:

✓      освещение 15 лет исторических событий в России начиная с 1805 г. и заканчивая 1820 г.;

  • ✓      распределение событий по томам в четкой последовательности:
  • •        1-й том — 1805 г.;
  • •        2-й — 1806-1811 гг.;
  • •        3-й-1812 г.;
  • •        4-й — 1812-1813 гг.;
  • •        эпилог — 1820 г.;
  • ✓      реалистическое изображение всех исторических событий указанного периода, отображение мельчайших деталей не только военного, но и мирного времени, описанных в романе, что обеспечивалось кропотливой работой автора по собиранию и изучению обширного исторического материала;

✓      подробное и широкое описание и освещение в романе таких эпизодов русского быта и жизни, как функционирование петербургских салонов, светские приемы, балы, званные обеды, дуэли, визиты, развлечения, охота, рождение, любовные увлечения и романы, праздники (святки, именины и т. п.), бунты крестьян, жизнь дворянства, ритуалы масонов, законодательная деятельность Сперанского, зарождение декабризма, и все это делает роман «Война и мир» энциклопедией русской жизни в прозе;

✓      рассмотрение и анализ психологии, характеров и духовных исканий героев на широком историческом фоне.

3. Тематика романа «Война и мир»

  1. Роман «Война и мир» освещает обширную тематику:
  2. ✓      описание мирных событий и жизни различных слоев и общества;
  3. ✓      изображение поместного дворянства;
  4. ✓      изображение жизни петербургской и московской знати;
  5. ✓      описание, осмысление военных событий, народного сопротивления французскому нашествию;
  6. ✓      портреты полководцев двух армий;
  7. ✓      духовные искания героев и их нравственное развитие и самосовершенствование.
  8. Образ Наташи Ростовой в романе является центральным и занимает одно из важнейших мест, так как выражает этический и эстетический идеал автора, и этот образ и связанный с ним идеал можно охарактеризовать следующим образом:
  9. ✓      имеет реальный прототип — Татьяну Андреевну Берс-Кузьминскую, связь с которым выражена в следующем:
  10. •        общий психологический склад героини романа и ее реального жизненного прототипа;
  11. •        жизненные перипетии и любовные увлечения;
  12. •        внешний облик;
  13. ✓      взят из реальной действительности, но при этом носит обобщенный, а не индивидуальный характер;
  14. ✓      большое внимание уделяется внешнему облику героини, через который вырисовывается ее натура и характер;
  15. ✓      героиня имеет следующие ярко выраженные черты характера:
  16. •        эмоциональность, ориентация в поведении на чувства и непосредственные впечатления;
  17. •        душевная широта и цельность;
  18. •        проницательность и чуткость по отношению к людям;
  19. •        способность к преданной любви и самоотдаче;
  20. •        чувство правды, поэзии и красоты;
  21. •        способность на подвиг, патриотизм, любовь к родине;
  22. ✓      образ отражает своеобразие облика и черт русской женщины, наделенной такими качествами, как женственность, эмоциональность и страстность натуры, преданность, сила и задатки к подвигу.
  23. Изображение петербургского светского общества и знати в романе имеет следующие особенности:
  24. ✓      использование образов Анны Павловны Шерер и Элен Безуховой и описание их салонов;
  25. ✓      введение в роман различных светских персонажей (Анатоль Курагин, Элен Безухова, князь Василий Курагин, Анна Друбецкая и др.) и приписывание им характеристик, которые отражают негативные стороны светского общества;

✓      сатирическое изображение высшей знати и обличение их недостатков и пороков, среди которых автор выделяет интриганство, притворство, ложь, стяжательство, беспринципность, карьеризм и бездеятельность и т. п.

  • Изображение поместного дворянства в романе имеет следующие особенности:
  • ✓      отличается от изображения знати и светского общества столицы;
  • ✓      имеет черты патриархальности, стремление сберечь память и связь с предками, с природой;
  • ✓      раскрывается через изображение семьи Ростовых и Болконских, которым автор отдает свои симпатии.
  • Изображение войны в романе имеет следующие особенности:
  • ✓      изображается как длительная, жестокая, кровавая и в то же время священная для русского народа, так как связана со свободой России;
  • ✓      тесно связана с личностями главных героев, раскрывает качества их натуры, способствует их духовному росту и самосовершенствованию;
  • ✓      изображается реалистично и правдиво, без идеализации;
  • ✓      народ показывается как основной участник войны, отвергается толкование войны как схватки двух правителей — Наполеона и Александра I;
  • ✓      ярко и исторически достоверно изображаются реальные военные события, например Бородинская битва.

4. Художественное своеобразие романа «Война и мир»

  1. Роман-эпопея «Война и мир» представляет собой уникальное литературное произведение второй половины XIX в. Художественное своеобразие романа заключается в следующем:
  2. ✓      глубокий психологизм;
  3. ✓      жанровое многообразие;
  4. ✓      своеобразие композиции.

  5. Глубочайший психологический анализ проявляется в следующем:
  6. ✓      повествовании автора;
  7. ✓      передаче внутренних монологов героев, их мыслей, рефлексии;
  8. ✓      снах, которые выступают формой воспроизведения подсознательных душевных переживаний героев;
  9. ✓      богатых красках и тонах, используемых для описания чувств и переживаний героев и раскрытия их эмоциональных состояний (например, было установлено, что в романе присутствует 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки);
  10. ✓      портретах героев, своеобразие которых проявляется в том, что используемые для характеристик персонажа детали разбросаны на большом художественном пространстве;
  11. ✓      пейзажных описаниях, которые помогают понять обстановку жизни героя, его состояние, ход мыслей.
  12. Жанровое своеобразие романа «Война и мир» заключается в следующем:
  13. ✓      является романом-эпопеей с элементами очерков нравов и истории народа;
  14. ✓      имеет следующие особенности жанра:
  15. •        динамичное развитие сюжета;
  16. •        важная роль любовной интриги;
  17. •        становление и изменение характеров;
  18. •        взаимосвязь героев со средой и бытом;
  19. •        взаимосвязь героев с тем временем, в котором они были рождены и сформированы;
  20. ✓      содержит в себе черты исторического романа, так как описывает события прошлого, которые являются историческими событиями;
  21. ✓      к жанру эпопеи относятся и следующие черты произведения:
  22. •        изображение народа и народной жизни;
  23. •        передача воинского эпоса и событий войны, которые обогащаются сценами мирной жизни;
  24. •        широкий социальный охват русской жизни;
  25. •        эпическая форма повествования, которую выражают:
  26. —        сложность композиции;
  27. —        спокойный ритм;
  28. —        величавость языка.
  29. Своеобразие композиции романа заключается в следующем:
  30. ✓      принцип антитезы (Кутузов — Наполеон, Ростов — Курагин, Наташа — Элен);
  31. ✓      чередование военных и мирных сцен;
  32. ✓      переход массовых сцен в повествование о жизни отдельных героев;
  33. ✓      философские и исторические рассуждения самого автора.
Читайте также:  Когда нужно сдерживать душевные порывы? - сочинение 11 класс

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. — М.: А-Приор, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tolstoj_l_n/analiz_romana_vojna_i_mir_tolstogo_konspekt_lekcii/64-1-0-2252

Помогите пожалуйста краткий анализ романа "Война и Мир" — Школьные Знания.com

Роман «Война и мир» заслуженно считается одним из самых впечатляющих и грандиозных произведений мировой литературы. Роман создавался Л. Н. Толстым, на протяжении долгих семи лет. Произведение имело большой успех в литературном мире.

Само название романа носит весьма двойственный характер.

Сочетание слов «война» и «мир» можно воспринимать в значении войны и мирного времени. Автор показывает жизнь русского народа до начала Отечественной войны, ее размеренность и спокойствие.

Далее идет сравнение с военным временем: отсутствие мира выбило с колеи привычный ход жизни, заставило людей изменить приоритеты.

Также слово «мир» можно рассматривать как синоним слова «народ». Такая интерпретация названия романа гласит о жизни, подвигах, мечтах и надеждах русской нации в условиях военных действий.

Роман имеет множество сюжетных линий, что дает нам возможность вникнуть не только в психологию одного конкретного героя, но и увидеть его в различных жизненных ситуациях, оценить его поступки в самых разноплановых условиях, начиная от искренней дружбы, заканчивая его жизненной психологией.

С непревзойденным мастерством автор не только описывает трагические дни Отечественной войны, но и смелость, патриотизм и непреодолимое чувство долга русского народа.

Роман насыщен множеством сюжетных линий, разнообразием героев, каждый из которых, благодаря тонкому психологическому чутью автора, воспринимается как абсолютно реальная личность вместе со своими духовными поисками, переживаниями, восприятием мира и любви, что так свойственно всем нам.

Герои переживают сложный процесс поиска добра и правды, и, пройдя его, постигают все тайны общечеловеческих проблем бытия. Герои обладают богатым, но довольно противоречивым внутренним миром. 

В романе изображается жизнь русского народа в период Отечественной войны.

Писатель восхищается несокрушимой величественной мощью русского духа, который смог противостоять нашествию наполеоновской армии.

В романе — эпопее мастерски совмещены картины грандиозных исторических событий и жизни русского дворянства, которое так же самоотверженно боролось с противниками, пытавшимися захватить Москву. 

В эпопее также неподражаемо описаны элементы военной теории и стратегии. Благодаря этому, читатель не только расширяет свой кругозор в области истории, но и в искусстве военного дела. В описании войны, Лев Толстой не допускает ни одной исторической неточности, что является очень важным в создании исторического романа. 

Роман «Война и мир» в первую очередь учит находить разницу между настоящим и ложным патриотизмом. Герои Наташи Ростовой, князя Андрея, Тушина – истинные патриоты, которые, не задумываясь, жертвуют многим ради своей Родины, при этом не требуют за это признания. 

Каждый герой романа путем долгих исканий, находит свой смысл жизни. Так, к примеру, Пьер Безухов, обретает свое истинное призвание только во время участия в войне. Боевые действия открыли ему систему настоящих ценностей и жизненных идеалов – то, что он так долго и бесполезно искал в масонских ложах.

Роман, благодаря своему глубокому смыслу и широкому сюжетному охвату,  завоевал своих поклонников во многих странах мира. Для русского человека, это произведение является своеобразным библейским историческим повествованием, которое не позволяет забывать о минувших подвигах народа.

Источник: https://znanija.com/task/9350354

Анализ романа-эпопеи "Война и мир" Л.Н. Толстого

Роман-эпопея «Война и мир» (1863-1869) сначала замышлялся Л.Н. Толстым как роман о декабристе, вернувшемся из ссылки в обновленную реформами Москву. Изменение первоначального замысла: Толстой от эпохи настоящего невольно перешел к 1825 году — «эпохе заблуждений и несчастий … героя … . (…) Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком.

Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с славной для России эпохой 1812 года». Далее Толстой объясняет, что ему не хотелось писать о торжестве России, не упомянув о ее поражениях. Цель его — показать сущность русского национального характера, который проявлялся как в эпоху неудач, так и в эпоху торжеств нации.

Так, герои и героини романа прошли через события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов.

Основа романа — исторические события в художественном преломлении. Огромное число действующих лиц, в том числе исторических. Особое понимание Толстым истории. Споры вокруг жанровой принадлежности романа «Война и мир». Жанровая особенность — роман-эпопея.

Основные черты романа-эпопеи: изображение событий большого исторического масштаба; основа содержания — общая жизнь; показ русского национального быта. Композиция: отсутствие единой сюжетной линии, новое качество эпизода.

Эпизод по-прежнему является звеном в цепи событий, он, как и раньше, связан причинно-следственными отношениями (логически вытекая из предыдущего эпизода, он является предпосылкой последующего).

Но в романе «Война и мир» эпизоды вступают еще и в особую связь, которую сам Толстой назвал «сцеплением»: друг с другом связаны эпизоды, разделенные большими массивами текста — например, из разных частей и томов (эпизод из первого тома. в котором рассказывается о встрече генерала Мака в штабе армии Кутузова, и эпизод из третьего тома — встреча парламентера Александра Первого генерала Балашова с маршалом Мюратом), История — способ постижения современности.

Изображение великосветского общества в романе (вечер в салоне А.П. Шерер). Разоблачение фальши и неестественности общества. Конфликт Андрея Болконского и Пьера Безухова с обществом.

Сцены из жизни московского высшего общества (сцены борьбы за наследство графа Безухова). Развлечения «золотой» молодежи (история с квартальным). Портрет героя как средство характеристики его внутреннего мира.

Анализ фрагментов: т.1, ч.1, гл. 1-6, 12-13, 18-25.

Семья Ростовых и Болконских.

Интересы молодежи семьи Ростовых. Домашняя обстановка. Развлечения и обычаи Ростовых. Обстановка за обедом на именинах, ее отличие от вечера в салоне А.П. Шерер. Отношение к войне. (т.1, ч. 1, гл. 7-11, 14-17). Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах. Нравственные ценности семьи. (т.1, ч. 1, гл. 22-25). Сходство и различие семьи Болконских и Ростовых.

Историческая конкретность, многогранность изображения, Показ ненужности и неподготовленности войны. Значение Шенграбенского сражения. Эпизоды: Подготовка и смотр русских войск в Браунау. Отступление русской армии. Задача.

поставленная Кутузовым перед генералом Багратионом. Сражение под Шенграбеном и его подлинные герои. Мечты князя Андрея о «Тулоне». Князь Андрей заступается за Тушина. (т1, ч.2., гл. 2. 14, 3, 12, 15, 20.

21 — анализ эпизодов), Утверждение Толстым бессмысленности и бесчеловечности войны.

Аустерлиц.

Изображение Аустерлицкого сражения. Влияние природы на ход сражения. Бегство. Подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах. Причины поражения русских войск в сражении русских (отсутствие нравственного стимула для ведения войны, вмешательство Александра 1 в командование армией). Николай Ростов в Аустерлицком сражении. Анализ эпизодов (т.1., ч.3, гл. 11-19).

Эволюция взглядов на жизнь: мечта о славе и ее крушение (война 1805 г.), разочарование в жизни (после Аустерлица), стремление к общественной жизни, деятельности и разочарование в ней (работа со Сперанским); решение жить для любви и новое разочарование в жизни (измена Наташи); служение Отечеству (1812 г.

); признание бесполезности прожитой жизни в предчувствии неминуемой смерти (перед сражением на Бородинском поле); предсмертные мысли «всех любить» (после ранения, перед смертью). Значение образа Андрея Болконского в произведении: поиск преодоления личного и общественного распада, стремление к гармонии.

Переломный момент в жизни Андрея Болконского — Аустерлицкое поле (столкновение мечтаний с реальностью войны; Болконский видит героя в скромном капитане Тушине, который совсем не обладает «героическим» обликом и амбициями). Неорганичность, искусственность бюрократической деятельности А. Болконского открывается ему благодаря встрече с Наташей Ростовой на балу.

Но и «земное» счастье не суждено Андрею. 1812 год — Болконский понимает причины побед и поражений (не количество пушек, а человеческий фактор). Страстный порыв любви к жизни в момент смертельного ранения.

Неподготовленность России к войне (недостаточное количество войск, отсутствие плана ведения войны); отступление, сдача Смоленска, бунт Богучаровских мужиков: назначение Кутузова; Бородинское сражение; военный совет в Филях; сдача Москвы и отступление к Калуге: размах партизанского движения; изгнание Наполеона и гибель его армии (анализ эпизодов т. 3).

Философия истории в романе «Война и мир››:

Убеждение в невозможности объяснить происходящие исторические события поступками отдельно взятых людей, так как большую роль в историческом процессе играют массы. Народ — творец истории. Фатализм Толстого.

Образ Наполеона и Кутузова в романе.

Отражение в образе Кутузова исторического фатализма Толстого: пассивность и созерцательность Кутузова, признание Кутузовым бессилия человека изменить ход событий. Полководческое искусство и патриотизм Кутузова: мудрость и воля, спокойствие, неторопливость, храбрость; близость к народу.

Роль Наполеона в истории — гениальный полководец, замечательный государственный деятель, человек исключительного ума и воли, но самолюбивый диктатор. Наполеон в войне 1805 года, его полководческое искусство. Наполеон в Тильзите. Наполеон в войне 1812 г.

: начало войны — пресыщение славой, равнодушие к людям, самовлюбленность, раздражительность; на Бородинском поле — актерство, недоумение, подавленность: Наполеон при отступлении из России — трусость, озлобленность, бездарность.

Причина враждебного отношения Толстого к Наполеону.

Суть противопоставления Кутузова Наполеону: Кутузов как символ обьединяющего (народного) и «мирного» начала, Наполеон как символ культа личности, философии разъединения — «человек войны».

Эволюция взглядов на жизнь: внешнее бездумное отношение к жизни, стремление отмахнуться от серьезных вопросов (дружба с Анатолем, кутежи, женитьба на Элен); стремление к самосовершенствованию и исправлению «рода человеческого» (увлечение масонством).

бессознательный вывод о том, что жить стоит для «красоты и любви» (разочарование в масонстве и увлечение Наташей): стремление к героическому подвигу (мысль об убийстве Наполеона); разрушение веры «в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога» (потрясение.

вызванное видом смертной казни). 1812 год — переломный момент в жизни Пьера. Стремление к объединению с людьми, каратаевское примирение с жизнью (влияние каратаевского миропонимания: понимание смысла жизни, любовь к Богу, который и есть жизнь). Солдаты принимают Пьера, он становится «своим».

Пьер во главе тайного общества. Обретенное счастье, семья.

Говоря об Отечественной войне 1812 года, Толстой подчеркивал: «Причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска», а также: «Я люблю мысль народную вследствие войны 12 года». Отношение к «мысли народной» — важный критерий для Толстого.

Путь нравственных исканий любимых его героев (Пьера, Наташи, Болконского) так или иначе, подводил этих героев к сближению с народом. Русский человек всегда сможет понять душу другого русского человека, даже если он принадлежит к другому сословию.

Пьер сближается с Платоном Каратаевым — источником народной мудрости и жизненной философии, носителем идей патриархального крестьянства. Наташа «…умела понять все, что было …во всяком русском человеке…»

Изображение партизанской войны. Тихон Щербатый — тип человека из народа. В нем живет любовь к родной земле, дух бунтарства, все самое привлекательное и смелое, что наблюдал Толстой в крепостных крестьянах.

Тихон — в каком-то смысле антипод Платону Каратаеву. Каратаев — краткий, добрый, проповедует идею всепрощения, которое Тихону неведомо. Тихон и Платон — две стороны русской души. Народ — носитель лучших человеческих качеств.

Ведущая роль народа в истории. Анализ эпизодов т.4, ч.3,4.

Спор с историками по поводу царствования Александра. Разорение семьи Ростовых. Смерть графа. Жизнь Николая с матерью и Соней. Женитьба Николая на княжне Марье. Его хозяйственная деятельность в Лысых Горах. Наташа замужем за Пьером. Деятельность Пьера. Рассуждения об историческом процессе и исторической науке.

Эпилог — гимн семье, которая является высшей формой единения людей.

Семья Николая Ростова и графини Марьи Болконской: Николай преклоняется перед «ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена», Марья испытывает любовь «к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его». Прекрасна и гармонична также семья Пьера и Наташи. В общем же семейство, поселившееся в лысогорском доме, символизирует единение всех лучших сил нации в эпоху Отечественной войны. Именно 1812 год снял многие сословные преграды и ограничения, позволил людям общаться на новом уровне, привел к возникновению новых и более сложных семейных миров.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2013/08/blog-post_5.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector