Анализ рассказа «юшка» платонова (7 класс)

Презентация на тему: Анализ рассказа «Юшка» Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс) Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)

Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)

Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)

Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)

Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)

Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)

Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)

Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
№ слайда 2

Описание слайда:

Знакомство с творчеством писателя Знакомство с творчеством писателя Комментированное чтение и анализ произведения Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, воспитание чувства милосердия, гуманизма

№ слайда 3

Описание слайда:

«Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф. П. Гааз)

№ слайда 4
№ слайда 5

Описание слайда:

Родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских 1сентября (20 августа)1899 года в Воронеже. Родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских 1сентября (20 августа)1899 года в Воронеже. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской.

С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза) — нужно было поддерживать семью. Первая проба пера — юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922).

В 1918-1921 годах активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте.

№ слайда 6

Описание слайда:

В 1922-1926 годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на строительстве электростанции. В 1927 году Платонов оставляет службу и перебирается с семьей в Москву: писатель в Платонове победил инженера. Вскоре появляется повесть «Епифанские шлюзы», давшая название сборнику рассказов (1927).

№ слайда 7

Описание слайда:

Сотканные из парадоксов угловатые герои, язык, сюжеты Платонова с трудом обретали признание современников. Сотканные из парадоксов угловатые герои, язык, сюжеты Платонова с трудом обретали признание современников.

1929 год, год «великого перелома», принесший ужесточения в области литературной политики, сделал атмосферу вокруг Платонова еще более отчужденной. После публикации очерка «Че-Че-О» и особенно рассказа «Усомнившийся Макар» (1929) писателя перестают печатать — не помогает даже обращение к Горькому.

В 1928 Платонов завершает работу над романом «Чевенгур», однако целиком он увидел свет лишь в 1972 в Париже.

№ слайда 8

Описание слайда:

В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930 он создает один из своих главных шедевров — повесть «Котлован» (впервые опубликована в СССР в 1987) В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова.

В 1930 он создает один из своих главных шедевров — повесть «Котлован» (впервые опубликована в СССР в 1987) Однако социальная атмосфера накалялась. На публикацию «бедняцкой хроники» «Впрок» (1931) — иронического описания коллективизации — следует резкая реакция Сталина, и Платонова перестают печатать.

В середине 1930-х Платонов — писатель, пишущий главным образом в стол.

В 1937 Платонову удается опубликовать сборник рассказов «Река Потудань», который подвергся уничижительной критике, Платонов снова в опале, его положение отягощается еще одним событием — в 1938 по сфабрикованному делу был арестован единственный сын Платонова, пятнадцатилетний подросток.

№ слайда 9

Описание слайда:

В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда».

В последние годы жизни на писателя обрушивается новая волна нападок, он вынужден искать обходных путей — пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой «Ноев ковчег» (не закончена).

Однако приспособиться к послевоенному террору Платонову было не дано: он вскоре умер (5 января 1951 года) от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря.

№ слайда 10

Описание слайда:

«И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей; и из всех людей я знаю каждого, и с каждым спаяно моё сердце.

» «И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей; и из всех людей я знаю каждого, и с каждым спаяно моё сердце.

» «Я — человек, я живу на прекрасной живой земле».

№ слайда 11
№ слайда 12

Описание слайда:

Сострадание Сострадание Сочувствие Милосердие Гуманизм Блаженный Сокровенный Кроткий Смирный

№ слайда 13
№ слайда 14

Описание слайда:

Прочитайте начало рассказа (от слов: «Давно, в старинное время…» до слов: «…вон и Юшка уж спать пошёл»). Прочитайте начало рассказа (от слов: «Давно, в старинное время…» до слов: «…вон и Юшка уж спать пошёл»). Каким человеком предстаёт перед нами Юшка в начале произведения? Где жил и работал Юшка?

№ слайда 15

Описание слайда:

Прочитайте эпизод «Юшка и дети» Прочитайте эпизод «Юшка и дети»

№ слайда 16
№ слайда 17

Описание слайда:

Прочитайте эпизод «Юшка и односельчане» Прочитайте эпизод «Юшка и односельчане»

№ слайда 18

Описание слайда:

Как вы понимаете слова героя: «Они меня без понятия любят… Сердце в людях бывает слепое»? Как вы понимаете слова героя: «Они меня без понятия любят… Сердце в людях бывает слепое»? Как герою удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру? Что помогало Юшке жить?

№ слайда 19

Описание слайда:

Как вы можете прокомментировать эти слова? Как вы можете прокомментировать эти слова?

№ слайда 20
№ слайда 21

Описание слайда:

Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки? Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки? Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить человеку жизни? Почему людям без Юшки стало грустно жить? Кто из героев рассказа умел по-настоящему любить людей? В чём проявлялась его любовь? Случайно ли приехавшую девушку называют «дочерью доброго Юшки»? Почему к Юшке приложимы слова блаженный, сострадание, милосердие?

№ слайда 22
№ слайда 23

Описание слайда:

Назовите имя главного героя (не прозвище) ——————

№ слайда 24

Описание слайда:

Сколько лет главному герою? Сколько лет главному герою? ————————————-

№ слайда 25

Описание слайда:

Где работал Юшка? Где работал Юшка? ——————————-

№ слайда 26

Описание слайда:

«…глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы». ————————————— «…большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами…» —————————————-

№ слайда 27

Описание слайда:

«…Сердце в людях бывает _____________.» «…Сердце в людях бывает _____________.» «…Я жить родителями поставлен…я тоже всему _________________________.» «К телу умершего пришли проститься с ним ______________________…»

№ слайда 28
№ слайда 29

Описание слайда:

Как вы думаете, подходят ли слова доктора Гааза для эпиграфа к нашему уроку? Почему? Как вы думаете, подходят ли слова доктора Гааза для эпиграфа к нашему уроку? Почему? Какие произведения отечественной литературы также проникнуты идеями милосердия?

№ слайда 30

Описание слайда:

Выразительное чтение стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела…» Выразительное чтение стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела…»

№ слайда 31

Описание слайда:

Перекликается ли это стихотворение с рассказом Платонова? Перекликается ли это стихотворение с рассказом Платонова? Какие чувства вызвал у вас рассказ А. Платонова «Юшка»? Над чем писатель заставил задуматься? Кому из вас хочется в конце урока сказать герою произведения: «Прости нас, Юшка»?

№ слайда 32
№ слайда 33

Описание слайда:

Напишите письменный ответ на вопрос: «Нужно ли нам сочувствие и сострадание?» Напишите письменный ответ на вопрос: «Нужно ли нам сочувствие и сострадание?»

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/analiz-rasskaza-jushka.html

"Юшка" — краткое содержание рассказа Андрея Платонова

Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)
Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)

  • Именно о его жизни говорится в повести без прикрас, рассказывающей о взаимоотношениях, несправедливости, оценке людей исключительно по внешности.
  • А поможет проникнуться историей Юшки краткое содержание произведения.

Жанр и сюжет произведения

«Юшка» — произведение гениального автора Андрея Платонова, суть написания которого заключалась в преподнесении повседневности со всеми ее жизненными проявлениями, а название красноречиво говорит о том, что центральную позицию в повествовании занимает человек с такой кличкой. Жанр «Юшки» — повесть. В центре сюжета стоит старик по прозвищу Юшка (на жаргоне это означает немощный или непутевый), кузнец, предоставляющий работу центральному персонажу, и Даша — девочка-сирота, которой помогал главный герой и которая стала врачом.

Довольно сложно уместить все страдания Ефима Дмитриевича (именно так зовут центрального персонажа) и основную мысль повести Платонова «Юшка» в кратком содержании для читательского дневника. Но школьники, проходящие это произведение, должны уметь грамотно составлять сокращенное описание. Для этого необходимо выделить основную сюжетную линию.

Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)

Главный герой по прозвищу Юшка — помощник местного кузнеца с трудной судьбой. В качестве завязки автор решил поведать историю жизни персонажа, рассказать о его работе, родственниках.

Кульминация же повести весьма непредвиденна, ведь жизнь Ефима обрывается из-за простого спора с озлобленным прохожим, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

В качестве развязки автор рассказывает читателям о приемной дочке Юшки, которая была сиротой.

В своих рассказах Андрей Платонов не прибегает к рассуждениям об экстремальных ситуациях или неординарных поступках.

Герои его произведений демонстрируют простые бытовые взаимоотношения, позволяющие заглянуть внутрь человеческой души сквозь призму типичных ситуаций.

Основные проблемы, рассматриваемые писателем:

  1. люди не должны вымещать свою злобу на других представителей общества только потому, что они не такие;
  2. любую боль, жизненные неудачи, накопившуюся злобу нельзя проецировать на человека, отличающегося внешне, неспособного дать отпор;
  3. состоятельность любого человека проявляется не в красивой одежде, модной прическе, а в отношении к людям, требующим сострадания.

Тогда только можно стать богатым, наполнив себя высокими моральными качествами. И ярким тому примером был Юшка, богатый душой, заслуживающий внимания и уважения окружающих. Именно таких людей нужно ценить, беречь, а не губить.

План повести

Несмотря на то что рассказ сам по себе короткий, не разделен на главы, детям, учащимся в 7 классе, порой довольно сложно прочитать полностью столь эмоциональное произведение. Чтобы упростить себе задачу пересказа повести или создания изложения, стоит заранее составить план с выделением основных мыслей.

Условно его можно разделить на несколько частей:

Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)

  • Портрет главного героя Юшки, повествование о его работе и кузнеце.
  • Материальное положение Ефима Дмитриевича.
  • Отношение детей и взрослых к главному персонажу, моральное и физическое давление.
  • Поездки каждое лето в отпуск, никто не знает, куда отправляется ежегодно на месяц Юшка.
  • Плохое здоровье героя, из-за чего он не отправляется в очередную поездку.
  • Трагическая смерть Ефима Дмитриевича.
  • Изменение жизни односельчан после кончины подмастерья кузнеца.
  • Приезд приемной дочери Юшки, которая была обеспокоена отсутствием отца.
  • Рассказ, который заставил измениться злых людей, о доброте главного персонажа.
  • Устройство Даши на работу врачом в том же городе, где раньше жил ее приемный отец.
  • Несение добра людям Юшкиной дочерью.

Придерживаясь каждого пункта такого плана, можно с легкостью написать изложение или краткий пересказ повести, составить отчет для читательского дневника, проникнуться идеей.

Образ Юшки

Центральным персонажем повести является подмастерье местного кузнеца Ефим Дмитриевич, которого по просторечному называют Юшкой. Добросердечный мужчина выглядел как старик, хотя ему было всего сорок лет. Добросердечный Ефим всегда был примером истинной, святой, чистой любви.

По мнению окружающих, вел себя он предельно странно, о чем говорит цитата: «Он склонялся к земле и целовал цветы».

Читайте также:  Сочинение григорий мелехов в романе тихий дон (образ и характеристика)

И поступал он так неспроста, он просто боялся повредить все живое своим дыханием, гладил древесную кору, старательно относил в траву попадающихся на его пути жуков, бабочек, всматриваясь прямо в их глаза, словно ведя беседу с насекомыми.

Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)

Отдыхая душой на природе, Юшка забывал о том, что страдает чахоткой, превратившей его из молодого мужчины в старика.

Без всего живого он испытывает одиночество, ведь люди не могут принять Ефима из-за внешности. Но это не умеряет его любви к людям.

Особенное значение в Юшкиной жизни имеет сиротка по имени Даша, выращенная им как родная дочка.

Она живет в Москве, где учится на врача. Он настолько сильно любил приемную дочь, что сам не пил чай, не ел сахар, лишь бы она могла все это позволить себе.

Краткая характеристика, анализ Юшки из одноименной повести Платонова:

  • У него нет жены, родных детей, друзей.
  • Отличается худощавым телосложением и низким ростом.
  • У Юшки нет густых усов или бороды, просто отдельно растущие волоски.
  • Словно затянутые, как у слепого, белой пеленой глаза.
  • Простая одежда, он всегда носил простую блузу и старые рабочие штаны.
  • Спокойный умиротворенный голос и добродушие в каждом слове звучали из его уст.
  • Безобидность и малая разговорчивость.
  • Спокойствие и невозмутимость, даже если кто-то пытался задеть главного героя словами либо действиями.

Из-за добродушия главному персонажу приходилось терпеть постоянные насмешки. Его мог обидеть не только взрослый, но и ребенок, которому привили презрение к больному односельчанину. Несмотря на это, Ефим не проявляет агрессию к окружающим, он молча терпит оскорбления и избиения.

Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)

Это еще больше злит оскорбителей, предстающих в рассказе в виде детей. Главный герой принимает подобные действия, словно проявление любви к нему, не подозревая, что рядом с ним стоит не друг, а враг.

Работает Ефим в кузнице, куда отправляется с раннего утра, откуда возвращается самым последним. Трудится он здесь, не покладая рук, на протяжении 25 лет.

Но в глазах окружающих он выглядит ущербным человеком, который ничего не достиг в жизни, им даже страшат детей, говоря, что они могут стать как Юшка, если не будут слушаться.

Счастливым главный герой чувствует себя исключительно вдали от города, наедине с травами, реками и их обитателями.

Краткое содержание

Ефима, работающего помощником в кузнице, в народе прозвали Юшкой. На вид слабый мужчина был словно старик, хотя ему недавно исполнилось лишь сорок лет.

Так старо он выглядел из-за чахотки, подкашивающей его с каждым днем все больше. Он так долго работает в кузнице, что местные жители сверяют по нему часы. Когда тот отправляется на работу, то взрослые поднимают детей.

Когда он уходит домой, то приходит для других время ужина и сна.

Горожане обижают Юшку, постоянно осуждают за спиной, бьют, бросают в него камни и землю. Но он не обижается на людей. Детишки, пытающиеся разозлить помощника кузнеца, порой думают, что он не настоящий, наряду с этим сам Ефим считает подобное поведение выражением слепой любви.

Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)

Все заработанные деньги он бережно собирает, а питается только пустой водой. Каждый год летом на целый месяц он уезжает куда-то, но никто из местных не знает, куда и зачем. Некоторые подозревают, что он ездит к дочке, такой же жалкой и немощной как сам отец.

Ежегодно чахотка одолевает больного мужчину все больше. Одним летом он остается дома. Проходя по улице, Юшка встречает пьяного прохожего, задевающего мужчину за живое. Тот не выдерживает и отвечает на злословие веским аргументом, что, раз он появился на свет, значит, он тоже кому-то нужен здесь.

Такие слова не приходятся по вкусу прохожему, он толкает бедолагу в грудь, Ефим падает, теряет много крови и умирает. Все соседи сбежались на похороны подмастерья кузнеца, тело которого мастер нашел на улице. Теперь горожанам не на ком срывать свой гнев и злобу, они начинают скучать по Юшке.

Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)

Однажды в город из Москвы приезжает девушка, ищущая Ефима Дмитриевича. Все принимают ее за ту самую дочку, которая представилась Дашей.

Девушка рассказывает, что покойный не был ее отцом, он просто ухаживал за сироткой, которая была для него как дочка.

Даша училась на врача, она была благодарна опекуну, хотела вылечить его, ведь он заслуживал то, чтобы не болеть, но он не приехал в очередной раз, поэтому ей пришлось отправиться на поиски.

Узнав о смерти приемного отца, девушка остается в его родном городе, где работает врачом, а в народе ее все называют Юшкиной дочкой, хотя сами уже не помнят, кем он был.

Отзывы

Прочитав эту повесть, я поняла, что не стоит обижать и обзывать своих одноклассников, например, тех, кто зациклен на учебе или носит очки. Все мы равны, каждый по своему прекрасен. Нужно принимать окружающих такими, как есть, чтобы потом не ощущать чувство вины. Повесть Юшка прекрасно учит этому.

Задали ребенку прочитать этот рассказ. Скажу честно, короткий, но читается тяжело. Очень сопереживали с сыном главному герою. Жаль, что для него все закончилось трагически, а все поняли, что были неправы поздно. Многое можно переосмыслить благодаря повести Юшка, прочитать однозначно стоит.

Краткое описание достаточно передает все нюансы рассказа. Написано доступно и понятно с выделением основных мыслей, благодаря чему можно составить отличный и детализированный пересказ. Мне понравилось.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/platonov-yushka.html

«Юшка» Платонова и русский космизм: кое-что новое о литературе ХХ века

  • Карточка для любителей вести читательские дневники
  • Ремарка о русском космизме
  • Выдержка из истории создания «Юшки»
  • О событиях рассказа «Юшка»: краткий дайджест
  • Смерть Ефима и приезд загадочной девушки в город
  • О главных идеях – сокровищах, спрятанных среди страниц «юшки»
  • Тема отношений между человеком и природой в произведении Платонова
  • Тема противостояния доброты и жестокости
  • Символика названия рассказа Платонова
  • Андрей Платонов – человек разносторонних интересов. Обычно о Платонове пишут как о литераторе, киносценаристе и журналисте, забывая, однако, что благодаря мощному философскому потенциалу произведений этого русского писателя его можно причислять и к философам, ведущим мыслителям ХХ века. В этой статье нас интересует рассказ Платонова под названием «Юшка».

    Карточка для любителей вести читательские дневники

    «Юшка» появился на свет в 1935 году – не самое легкое время в российской истории. То ли трудность периода, приближающаяся война, то ли какие-то другие причины, но – так или иначе – публикация произведения была отсрочена. Издали «Юшку» лишь в 1966 году на страницах сборника Платонова «Избранное». Тема – это, прежде всего, обращение автора рассказа к доброте и милосердию – нравственным качествам, которые ХХ века с его катаклизмами, войнами и опасными изобретениями поставил под сомнение. Доброте и милосердию противостоит человеческая жестокость. Рассказ композиционно прост, в игры с сюжетными экспериментами автор тоже не играет. Чтобы раскрыть задуманные идеи и донести читателю свое послание, автор изобретает двух персонажей – Юшку и приемную дочку героя. Именно образы, портреты этих действующих лиц помогли Платонову достичь поставленной литературной задачи. Рассказ русского писателя написан в жанре реализма. Простота композиции рассказа все же позволяет выделить в «Юшке» некоторые логически завершенные части. Первый символический раздел произведения повествует о внешности главного героя, о том, как Юшка относится к природе и людям. Вторая часть посвящена разговору между Ефимом и его дочкой, рассказу о здоровье Юшки, о его ежегодных путешествиях. Наконец, третья часть – это история о смерти Ефима. И завершение – рассказ о Даше, приемной дочери главного героя. Главный герой произведения Андрея Платонова Юшка, чрезмерно добрый и совершенно беззлобный человек. Из-за слишком покладистого нрава односельчане считают Юшку дурачком, юродивым. Он много работает, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, ведет очень скромный образ жизни. Не позволяет себе даже чай с сахаром, пьет простую воду, носит всю жизнь одну и ту же одежду. Но не просит помощи ни у кого. И как оказалось все его лишения ради заботы о другом человеке. Вот такое сверхъестественное благородство проявляет бедный, слабый, больной человек. Он не просит взамен за это ничего: ни общественного признания, ни почестей, ни даже простой благодарности.

    Ремарка о русском космизме

    Космизм – отличительная черта русской философии и науки конца XIX – начала ХХ веков. В русском космизме существует несколько направлений. Это, прежде всего, естественнонаучное направление, а также религиозно-философское. Главная идея учения состоит в утверждении факта неразрывной связи космоса и человека, микрокосма и макрокосма. Из идеи о том, что человек и природа едины, а значит человек способен познать природу, исходит желание покорить космос, построить летательный аппарат, чтобы человек в буквальном смысле соединился с вселенной. Родоначальник космизма как направления – Николай Федоров. Но развитие идей, заложенных изначально Федоровым, претерпело множество переосмыслений. Творчество Платонова – это пример литературного, художественного преобразования идей Николая Федорова. Каждый раз писатель размышляет о разных вариациях взаимоотношений человека с природой (и с окружением в целом – в широком смысле). В «Юшке», хоть и с примесью печали, Платоном констатирует, что для человечества не все потеряно, что люди сохранили конструктивное начало. Чело нельзя сказать о произведении Климентова «Потомки солнца», где деятельность человека разрушает природу.

    Выдержка из истории создания «Юшки»

    Кстати, эта тема могла бы послужить основой дипломной или даже диссертационной исследовательской работы, ведь до сих пор никто не брался разбираться в вопросе, как же Платонов создавал «Юшку». Мы располагаем лишь общими догадками, предположениями. В 1935 году Платонову стукнуло 36 лет. Это значит, что Андрей Климентов (именно так звучит настоящая фамилия писателя) уже был сформировавшейся личностью. В том числе и в творческом плане. К этому моменту Платонов накопил опыт работы в различных редакторских коллективах. В 1931 году писателя охватила глубокая депрессия, отголоски которой слышны на страницах этого рассказа. Кроме того, 1930-е ознаменовались массой трагических событий для писателя. Арестовали многих близких друзей и коллег Платонова. Но самое большое потрясение – гибель сына. Это случилось уже после написания «Юшки», но, работая над рассказом, писатель словно предрек некоторые события собственной жизни или же чувства, приближающийся эмоциональный опыт. В 1938 году Платона – сына Климентова – арестовали и осудили на 10 лет лагерей. В 1940-м сына удалось вытащить из ссылки, но здоровье юноши было окончательно и бесповоротно подпорчено. В 1943 году Платон умер от туберкулеза. Также туберкулезом заразился и сам писатель, ухаживавший за сыном. Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс) Климентова также ждали репрессии. Произведения Платонова не публиковали – таков был приказ Сталина. Вождь народа считал тексты писателя опасными для целостности советского режима. Поэтому в 1930-е годы произведения Платонова почти исчезли со страниц журналов. Однако в 1966 году, после публикации «Избранного» писатель удостоился положительных отзывов со стороны литературных критиков.

    О событиях рассказа «Юшка»: краткий дайджест

    Ефиму Дмитриевичу, которого прозвали Юшкой, стукнуло 40 лет. Ведя крестьянскую жизнь, Ефим помогает местному кузнецу, работая так вот уже 25 лет. Несмотря на внушительный стаж, Юшка получает совсем небольшое жалованье. Жизнь главного героя скромная и неказистая. Ефиму свойственна молчаливость, робость. Юшка ведет себя тихо. Образ жизни главного героя во многом исходит из состояния его здоровья: Ефим много болеет, слаб на глаза, а в 40 лет больше похож на старика, чем на мужчину средних лет. Юшку считают чудаком и посмеиваются над несчастным крестьянином. Платоном изображает свойственную детям злость и жестокость: местные ребятишки дразнят Ефима, стараются задеть за живое. Ефим по природе человек добрый, Юшка скорее пожалеет кого-то, даже врага, чем будет злиться на обидчика. По мнению главного героя рассказа Платонова, люди способны на любовь, даже дети, которые стараются разозлить и обидеть слабого человека. Другое дело, что не каждый человек умеет выразить любовь, умеет показать свою доброту. Злобу по отношению к Ефиму проявляют не только дети. Взрослые жители городка тоже не упускают возможности оскорбить, а иногда – даже избить Юшку. Но мудрый и добрый мужчина все прощает.

    Смерть Ефима и приезд загадочной девушки в город

    Здоровье Ефима ухудшается. Раньше каждым летом Юшка совершал поход в одну, расположенную довольно далеко, деревню, чтобы улучшить состояние здоровья. Однако теперь совершать такие путешествия становится сложнее и сложнее. И вот наступило лето, когда Ефим не отправился в деревню, а остался в родном городке. Гуляя по улице, Юшка встретил одного из обидчиков, который оскорбил больного мужчину и пнул. Ефим упал и больше уже не поднялся – умер мгновенно. Как ни странно, похороны Ефима собрали много людей, желающих проводить героя в последний путь. Пришли и обидчики Юшки. Не исключено, что из-за чувства вины. После смерти героя проходит пара месяцев. В городов наведывается девушка, которая разыскивает Ефима. Как выяснилось, девушка – сиротка, рано потерявшая родителей. Добрый Ефим приютил девочку, вырастив как собственную дочь. Кроме того, Ефим давал девушке деньги на проживание, на учебу, помогал, чем мог. Сама же девушка училась на врача, мечтая вылечить приемного отца, больного чахоткой. Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс) И вот, годы учебы закончились, девушка вернулась в родной город. Вскоре она узнала, что Ефим скончался. Дочь Юшки осталась в городке, устроившись на работу в местную больницу. Она посвятила жизнь лечению людей, страдающих чахоткой (разновидностью туберкулеза). Платонов изображает панораму жизни героини: даже в старости, уже немолодая «дочь доброго Юшки» продолжает помогать людям, лечить больных.

    О главных идеях – сокровищах, спрятанных среди страниц «юшки»

    Но что же хотел рассказать своим читателям Андрей Платонов? Просто грустную историю одного несчастного человека или может таким вот образом писатель изливал душу. Жизнь больного туберкулезом человека сама по себе неприятна, а если еще нужно каждый день преодолевать различные препятствия, когда люди вокруг вместо помощи предлагают лишь оскорбления. Как можно выдержать все эти испытания сразу? Одинокий, больной, беззащитный человек в современном обществе подвергается, вопреки законам милосердия и человечности, еще большим страданиям. Почему люди так жестоки к тем, кто не склонен к агрессии и подлости. Но разве можно себе представить, что кто-то просто так, из-за дурного расположения духа, оскорбил человека сильного и властного. Конечно, нет. Гораздо легче унизить более слабого человека, который не сможет противостоять и нанести ответное оскорбление. Грустно, что мир вокруг делают таким жестоким сами люди. Пока герой был жив, Юшка всем мешал, раздражал, казался лишним на этом свете. Но когда его не стало, оказалось, что людям не хватает его доброты и смирения. Оказалось, что именно этот дурачок наполнял их сердца добротой и милосердием. Его жизнь должна бы послужить примером будущим поколениям, так сказать стать образцом порядочности и терпимости к людям. Однако этого не случиться. Искренняя доброта, сочувствие и милосердие воспринимаются обществом как слабость. А если человек слабый, то его можно и оскорбить, и унизить, и даже прибегнуть к физической расправе.

    Тема отношений между человеком и природой в произведении Платонова

    Совсем не случайно Андрей Платонов обращает внимание читателя на отношение Юшки к природе. Как часто, в погоне за какими-то материальными ценностями, мы забываем о том прекрасном мире, который нас окружает. Как часто у нас не хватает времени насладиться просто закатом солнца или прелестью смены поры года. В окружающей нас природе все вокруг идеально прекрасно. Каждый жучок, каждый листик на дереве – это прекрасное создание Природы, впрочем как и человек. Вот только мы привыкли считать себя выше, важнее этого. Мы забыли в вечной борьбе за материальные блага, что являемся частью Природы. Андрей Платонов на примере Юшки хотел напомнить нам о том, насколько сладок пропитанный травами воздух в лесу, как приятно журчит ручей и поют птицы. Смертельно больной Юшка это чувствовал особенно остро. Сам Андрей Платонов, как и его герой, Юшка, тоже был болен туберкулезом. Заразился он этой страшной болезнью, когда ухаживал за своим больным туберкулезом сыном. Нет в мире страшнее утраты, чем потеря ребенка для родителей. Смерть сына для писателя стала непоправимой трагедией. Война, которая в это время уносила миллионы человеческих жизней, не позволила Платонову полностью упасть духом. Но испытания, выпавшие на его долю, позволили несколько смазать черту между пониманием добра и зла. В каждом человеке есть как добро, так и зло. Поэтому каждому человеку под силу стать таким же добрым, чутким, бескорыстным, как Юшка. Однако, чаще всего люди готовы проявить милосердие, когда уже слишком поздно. Своим рассказом Платонов словно пытается достучаться до человечества. Вот он Юшка. Каждый день ходит мимо вашего двора. Он нуждается в помощи, и вы это видите, чувствуете, но все равно не спешите на помощь. Не желаете утруждать себя дополнительными проблемами. А что еще хуже считаете себя выше его, лучше, благороднее. Очень важно в процессе стремительного развития современной цивилизации не потерять человечность.

    Тема противостояния доброты и жестокости

    Ефим – человек не только добрый и милосердный, но также очень ответственный. Несмотря на тяжелое состояние здоровья, мужчина работает в мастерской кузнеца. Юшка собирает деньги. Как читатель узнает позже, деньги герой копил, чтобы помогать приемной дочке. Милосердие – это качество, которое не обязательно выставлять напоказ. Именно такой скрытый посыл можно увидеть сквозь страницы, сквозь строки произведения Платонова. Работа и возраст изнуряют Ефима. Жители города используют слабого Юшку, чтобы сгонять на беззащитном мужчине злость. Это жестокость. Злоба органично живет в человеке, а причины, почему для человека порой совершенно нормально проявлять жестокость и злость, объясняет теория эволюции. Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс) Между тем, Юрий Бородай – российский культуролог, философ – считает, что человечество выжило не благодаря жестокости и инстинктам, но, наоборот, благодаря нравственным принципам и морали. Это значит, что люди не должны оставлять слабых и беззащитных, не должны бросать стариков и детей. Такую идею доносит до читателя в художественной форме и Андрей Платонов. Удивительно, что дочь Юшки – Даша – не понимала, зачем мужчина так мучается, ведь жизнь Юшки с трудом можно было назвать счастливой. Герой же отвечал дочери, что, несмотря на издевательства односельчан, люди умеют любить. А не показывают люди любовь, потому что у них «слепые сердца». Ефиму свойственно почти детское простодушие, когда герой оценивает человеческие жестокие поступки, изо всех сил стараясь найти им оправдание.

    Символика названия рассказа Платонова

    Это момент, на котором следует остановиться отдельно. Платонов – автор, который любит использовать много просторечных, нелитературных выражений в своих текстах. В этом случае писатель не изменил своим традициям и привычкам, озаглавив произведение «Юшка». Казалось бы, это только прозвище главного героя, и таким образом автор сделал дополнительный акцент на фигуре Ефима. Однако слово «юшка» в народе означает также «кровь». Читая рассказ, мы замечаем, что герой часто страдал, когда односельчане избивали его до крови. На самом же деле, вопреки внешней, физической слабости Юшки, Ефим – человек сильный, стойкий, внутри него скрыт колоссальный стержень. Доброта и милосердие мира существуют именно благодаря таким «слабым» людям, как Ефим. Юшка не позволяет миру скатываться в ад жестокости и хаоса.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/andrej-platonov/yushka.html

Сочинение-анализ «Юшка»

Рассказ «Юшка» был написан А. П. Платоновым в 1935 г., а впервые опубликован уже после смерти писателя («Радио-Телевидение». 1966. № 17).

Сюжет

Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс)

Ефим представляет собой очень жалкое зрелище: низкого роста, худой, с белыми, «как у слепца», глазами. На протяжении многих лет он ходит в одной и той же одежде, превратившейся в лохмотья. Юшке всего лишь сорок лет, но выглядит он, как старик.

Юшка — тихий и безобидный человек, чем пользуются все окружающие. Дети дразнят его, бьют и закидывают мусором. Они не могут понять, почему он никак на это не реагирует: «Юшка, ты правда или нет?».

Взрослые, особенно пьяные или чем-нибудь огорченные, также срывают зло на нем. После таких бессмысленных побоев Ефим «долго лежал в пыли на дороге».

Жалеет Юшку лишь дочь кузнеца Даша, но и она часто говорит ему: «Лучше б ты умер… Зачем ты живешь?».

Каждое лето главный герой рассказа куда-то уходит на месяц. Все в городе думают, что он навещает своих родственников. После таких отлучек ему становится немного легче, но в целом здоровье Ефима все больше ухудшается.

Однажды Юшку, как это часто бывает, остановил прохожий и начал над ним издеваться: «Хоть бы ты помер, что ли». Ефим впервые осмелился возразить: «Я тоже всему свету нужен». Прохожий разгневался и сильно ударил его. Юшка упал и уже не смог подняться. Безобидного человека похоронили и вскоре забыли о нем.

Спустя какое-то время в город пришла девушка и стала разыскивать Ефима Дмитриевича. Кузнец даже не сразу понял, кого она имеет в виду.

Оказалось, что Юшка все заработанные деньги тратил на содержание в Москве сироты. К ней он и уходил каждое лето. Девочка выросла, окончила университет и стала врачом.

Она пришла, что помочь своему благодетелю, но опоздала. Девушка осталась работать врачом в городской больнице для чахоточных.

Идея

Главную идею рассказа отражает пословица «Не стоит село без праведника». С обывательской точки зрения, Юшка — странный и глупый человек, юродивый. Абсолютно непонятно, для чего он влачит свое жалкое и нищенское существование, подвергается насмешкам, оскорблениям и побоям.

Дочь кузнеца удивляют слова Юшки: «Меня, Даша, народ любит!». Она не понимает, как можно любить человека, избивая его до полусмерти. Для Юшки в этом нет ничего странного, ведь «сердце в людях бывает слепое».

Лишь после смерти бесполезного юродивого люди стали осознавать, какую важную роль он играл в их жизни. Юшка принимал на себя всю «злобу и глумление». Он сознательно приносил себя в жертву ради счастья ближнего.

Юшка переполнен любовью ко всему живому: «целовал цветы… гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков». Он олицетворяет собой доброту и милосердие.

Забота о сиротке стала для Юшки делом всей жизни, о котором он никогда никому не говорил. Это проявление самой высокой самоотверженной любви, не требующей никакой награды.

Проблематика

Среди миллионов бесчувственных и жестоких людей встречаются единицы настоящих праведников. Доброта и милосердие Юшки, странность и непохожесть на большинство делают его отверженным в человеческом обществе. Ефима Дмитриевича можно сравнить с Иисусом Христом. Городской юродивый также своими страданиями искупает человеческие грехи.

Проблема состоит в том, что оценить значение Юшки люди смогли только после его гибели. Самого Ефима Дмитриевича быстро позабыли, но его доброта и милосердие продолжают жить в самоотверженной врачебной деятельности бывшей сиротки.

Источник: https://spadilo.ru/sochinenie-analiz-yushka/

Анализ рассказа «Юшка» Андрея Платонова

Произведения Андрея Платонова обладают той магической свойственностью, которая заставляет нас задумываться о многих окружающих вещах. Некоторые ситуации, которые описываются в его рассказах, вызывают у нас некоторое недоумение и провоцируют на протест. Тематика и образы рассказов Платонова.

Это и является той сильной стороной его творчества, которая не оставляет читателя равнодушным. Писатель мастерски раскрывает нам сущность красоты и искренности простых людей, которые благодаря своему глубокому внутреннему наполнению изменяют мир к лучшему.

Рассказ «Юшка» — трагедия героя

Главный герой рассказа «Юшка» — человек, который обладает непревзойденным чувством понимания и любви природы. Он относится к ней как к живому существу. Доброта и сердечность его души не имеет границ.

Имея страшный недуг, он не жалуется на жизнь, а воспринимает ее как настоящий драгоценный дар. Юшка обладает настоящим душевным благородством: он считает, что все люди равные и заслуживают на счастье.

 

Трагедия рассказа заключается в том, что окружающие люди не воспринимают бедного Юшку как личность, они потешаются над его юродивостью и всячески оскорбляют при первом удобном случае. Дети, следуя примерам взрослых, бросают в него камни и обижают презрительными словами.

Однако наш герой воспринимает это как любовь к себе, ибо в его мировоззрение отсутствуют понятия ненависти, насмешки и призрения. Единственный человек, который относился ему с благодарностью и любовью, была сирота, которую он воспитал.

Девушка стала доктором и вернулась в родную деревню, чтобы вылечить своего названого отца, однако было поздно Юшка закончил свой нелегкий жизненный путь. Но все — таки она решает остаться в селе, чтобы помогать людям. Таким образом, она продолжает миссию Юшки с одной только разницей: он лечил их души, а она тела.

Только после его смерти, окружающие люди смогли по-настоящему оценить то, каким человеком он являлся. Их осенило прозрение: Юшка был лучше их всех вместе взятых, ведь никто не мог так искренне любить и восхищаться окружающим миром, как он. Советы, которые несчастный юродивый давал при жизни, ранее казавшиеся глупостями, обрели в их глазах настоящую философию и мудрость жизни.

Нравственность как основа характеров героев Платонова

В своем произведении Платонов показывает нам необходимость быть более открытыми окружающему восприятию. В погоне за призрачными целями мы теряем настоящие приоритеты, которые заключаются в любви и понимании.

А вместо того, чтобы прислушиваться к людям, которые пытаются на собственном примере показать всю нравственность и духовность человека, беспощадно отталкиваем их от себя.

Язык эпохи в рассказе: актуальность темы

Ситуация описанная в произведении, весьма характерна для начала XX века, в котором общество забывало абсолютно все ценности, раннее присущи своему народу. Однако, произведение останется актуальным в любую эпоху, ведь даже в современном мире общество преимущественно преследует материальные ценности, совсем забывая о духовности.

В наше время существуют такие же люди, как Юшка, однако, мы продолжаем повторять ошибки наших предшественников и часто злобно потешаемся над ними.

Нужна помощь в учебе?

Анализ рассказа «Юшка» Платонова (7 класс) Предыдущая тема: Странные герои рассказов Платонова, смысл их существования
Следующая тема:   Литература второй половины XX века: поиски и проблемы, новые темы

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/ushka-platonova-nravstvennost-kak-osnova

«Юшка», анализ рассказа Платонова

Рассказ «Юшка» был написан Платоновым в первой половине 30-х гг., а опубликован только после смерти писателя, в 1966 г., в «Избранном».

Литературное направление и жанр

«Юшка» — это рассказ, раскрывающий на нескольких страницах образ мыслей населения целого городка и менталитет человека как такового.

В произведении неожиданный конец, связанный с приездом в город сироты, выученной на врача. Такая концовка делает рассказ похожим на новеллу. Есть в произведении и сходство с притчей, если воспринимать концовку как мораль, показывающую истинное милосердие.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема рассказа – природа добра и зла, милосердия и жестокости, красота человеческой души.

Основная мысль может быть выражена сразу несколькими библейскими истинами: творить добро нужно бескорыстно; человеческие сердца лукавы и крайне испорчены, поэтому люди не ведают, что творят; нужно возлюбить ближнего своего, как самого себя. Проблематика рассказа тоже связана с нравственностью.

Платонов поднимает проблему запоздалой благодарности, презрения и жестокости к непохожим на всех. Одна из важнейших проблем – нравственная мёртвость героев, противопоставленная нравственной живости Юшки, хотя как раз в его живости сомневаются дети.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит «в старинное время». Такая отсылка к прошлому делает рассказ почти сказкой, начинающейся со слов «в некотором царстве жили-были». То есть герой рассказа сразу представлен как универсальный вневременной герой, в котором воплощены нравственные ориентиры человечества.

Помощник кузнеца Юшка, над которым смеются все жители города как над существом кротким и безответным, каждое лето уходит на месяц. По его словам, то к племяннице, то к другой родственнице в деревню или в Москву. В тот год, когда Юшка не пошёл никуда, чувствуя себя очень плохо, он умер, сбитый с ног очередным насмешником.

Осенью в городе появилась сирота, которую Юшка всю жизнь кормил и учил. Девушка приехала, чтобы вылечить своего благодетеля от туберкулёза. Она осталась в городе и всю жизнь посвятила бескорыстной помощи больным.

Герои

Рассказ назван по имени главного героя. Юшка – это не прозвище, как думают многие читатели, а уменьшительно-ласкательное имя, которое в Воронежской губернии образовывалось от южнорусского варианта имени Ефим – Юхим.

Но слово юшка в том же южнорусском диалекте означает жидкую еду наподобие супа, вообще жидкость и даже кровь. Таким образом, имя героя как бы говорящее. Оно намекает на способность героя приспособиться к жёсткому злому миру, как приспосабливается вода к форме сосуда.

А также имя – намёк на смерть героя, умершего от открывшегося кровотечения, очевидно, спровоцированного ударом в грудь.

Юшка – помощник кузнеца. Сейчас человека, который выполняет такую работу, «которую нужно было делать», назвали бы чернорабочим. Его возраст определяется как «старый на вид». Только в средине рассказа читатель узнаёт, что Юшке было 40 лет, а слабым и старым на вид он был из-за болезни.

Рассказ оказался пророческим и для самого Платонова, который умер от туберкулёза, заразившись от сына, попавшего в тюрьму в 15 лет и выпущенного через 2,5 года уже тяжелобольным.

В портрете Юшки подчёркнуты его худоба и невысокий рост. Особо выделены глаза, белые, как у слепца, со стоящими в них постоянно слезами. Этот образ не случаен: Юшка видит мир не таким, каким он есть на самом деле. Он не замечает зла, считая его проявлением любви, и словно вечно плачет о нуждах других.

Юшка похож на блаженного, какими их представлял русский народ. Разница только в том, что блаженных не принято было обижать. Но Юшку унижают и бьют, называя не блаженным, а блажным, непохожим, животным, божьим чучелом, юродом негодным. И требуют, чтобы Юшка был похожим на них, жил, как все.

Юшка считает всех людей равными «по надобности». Его случайно убивает односельчанин как раз за то, что он осмелился равнять себя с ним.

Герой соотносим даже с Христом, который пострадал за народ, претерпев мучения. Когда над Христом издевались римские солдаты, он молчал, не объясняя им ничего.

Но ещё больше похож на Юшку герой романа Булгакова, написанного чуть позже «Юшки», в 1937 г. Иешуа, в отличие от библейского Иисуса, активно оправдывает обидчиков, называя их добрыми людьми.

Так и Юшка называет обижающих его детей родными, маленькими.

Юшка считает, что он нужен и детям, и взрослым. Казалось бы, он ошибочно делает вывод о том, что дети и взрослые нуждаются в нём, потому что любят его. Но через годы становится понятным, что его действительно любили, просто не умея выразить ни любви, ни потребности в нём. А именно так и думал Юшка, которого обижали.

Как и многие блаженные, Юшка обходится малым. Свой крошечный доход (семь рублей и шестьдесят копеек в месяц) Юшка не тратит на чай и сахар, довольствуясь простой бесплатной едой кузнеца – хлебом, щами и кашей. Настолько же проста и одежда Юшки, которая за все годы как будто не изнашивается, оставаясь равномерно ветхой и дырявой, но исполняя своё предназначение.

Народ обижал Юшку, потому что в сердцах людей «лютая ярость», «злое горе и обида». Кротость Юшки противопоставлена агрессии людей, спровоцированной их горем, виновником которого все считают Юшку.

К Юшке добра Даша, дочь кузнеца. Она пытается объяснить Юшке, что его никто не любит, что его жизнь напрасна. Но Юшка знает, зачем он живёт: по воле родителей и для цели, о которой он никому не говорит, как и о своей любви ко всему живому.

Юшка не нуждается в людях, как они в нём, зато, уходя в безлюдные места, Юшка переживал единение с природой. Он чувствовал себя осиротевшим даже от смерти жука или букашки. Именно живая природа исцеляла героя, давая ему силы.

После смерти Юшка разделяет судьбу многих юродивых и святых. Нашедший его труп столяр сразу просит прощения: «Забраковали тебя люди». Проститься с ним пришёл весь народ.

Но потом Юшку забыли, как забывают и обычных людей, и юродивых, и святых. Одинокий Юшка оказался благодетелем, даровав народу ту, что стала заботиться о нём – выращенную и выученную на его деньги сиротку, ставшую врачом.

Её и называют дочерью доброго Юшки, не помня его самого.

Особенности стиля

В рассказе встречаются традиционные для Платонова мотивы. Один из них – мотив смерти. Дети сомневаются в том, что Юшка живой, потому что он не отвечает злом на их зло.

Пейзаж в рассказе раскрывает источник душевных сил героя. В отличие от людей, черпающих энергию из удовольствия обижать слабых, Юшка слабых поддерживал и воспринимал себя как часть природы. Странное платоновское выражение «лица жуков», встречающееся и в других произведениях, показывает, что и природу Юшка воспринимал как равную себе, очеловечивая её.

Платонов создаёт убедительный образ счастья, которое случается с людьми вопреки их злым поступкам. Жизнь писателя во многом была подобна жизни его героя: тяжёлая неблагодарная работа, в которую он вкладывал душу, и преждевременная смерть от болезни.

  • «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова
  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова
  • «Сокровенный человек», анализ повести Платонова
  • «Котлован», анализ повести Платонова
  • «Песчаная учительница», анализ рассказа Платонова
  • «Чевенгур», анализ романа Платонова
  • «Фро», анализ рассказа Платонова
  • «Корова», анализ рассказа Платонова
  • «На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова
  • «Неизвестный цветок», анализ произведения Платонова
  • «Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова
  • «Никита», анализ рассказа Платонова
  • «Усомнившийся Макар», краткое содержание рассказа Платонова
  • «Чевенгур», краткое содержание по главам романа Платонова
  • «Котлован», краткое содержание по главам повести Платонова
  • По произведению: «Юшка»
  • По писателю: Платонов Андрей Платонович

Источник: https://goldlit.ru/platonov/1188-yushka-analiz

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector