Анализ романа пушкина дубровский

Сюжет этой повести, скорей всего, родился из одного подлинного документа – дела касательно имения, которое крупный помещик отобрал у мелкого. По-видимому, именно этот документ, который был полностью включен в произведение, и стал главным стимулом к созданию произведения.

В произведении тесно переплелись две основные линии:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Замечание 1

Важно добавить, что, несмотря на то, что в отечественном литературоведении утвердилась мысль о том, что последняя линия вторична, это мнение представляется не совсем оправданным.

Любовная линия в романе

Любовная интрига произведения представлена двумя линиями:

  • отношения Марьи Кирилловны с Дубровским;
  • отношения Марьи Кирилловны с Верейским.

Первые отношения во многом традиционны, литературны. В их основе – таинственная романтическая история, во многом почерпнутая из романов. В описании отношений чувствуется влияние «Барышни-крестьянки», «Метели». Сама Марья Кирилловна представлена как

«…пылкая мечтательница…»

В общении Марьи Кирилловны с Дубровским можно условно выделить два этапа: на первом — Дубровский предстает учителем французского языка, на втором – действует под свои именем.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение два портрета пушкина: кипренского и тропинина

Оценим за полчаса!

Анализ романа Пушкина Дубровский

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

На первом этапе особенности развития взаимодействий между главными героями обусловлены социальным неравенством, которое не позволит им быть вместе.

Увлечение девушки было обусловлено случаем с медведем, благодаря которой Дефорж из категории учителей французского переходит в разряд романтических героев.

Немалую роль в формировании романтического образа имеют светские навыки Дубровского: он – прекрасный танцор, он органичен и естественен в провинциальной светской жизни.

На втором этапе общение между главными героями сводится к трем основным эпизодам: Дуровский открывается Маше, Маша сообщает ему о сватовстве, диалог после венчания на дороге в Арбатово.

Во всех этих случаях Дубровский представлен как ночной гость, как призрак, как жених-мертвец. Автор описывает бледность героя, подчеркивая призрачность персонажа, невозможность, тупиковость отношений между ним и Машей.

Совершенно иначе строится взаимодействие героини с Верейским. Общение с ним интересно и приятно Марье Кирилловне. Он увлекает ее интересными рассказами и историями.

Общение с ним легкое, живое, естественное, разнообразное и одновременно интеллектуально насыщенное. Князь изощреннее, утонченнее чем все, с кем до этого общалась героиня.

День, проведенный в имении князя, стал для девушки настоящим событием.

В результате особенностей взаимодействия между персонажами отражается:

  • невозможность счастливого брака, счастливых отношений между Марьей Кирилловной и Дубровским;
  • тот факт, что брак между Марьей Кирилловной и Верейским не столь вынужден, сколько предопределен, естественен, логичен.

Само произведение приобретает не только социальные, но и психологические измерения, отражая особенности взаимодействий между людьми.

Пространственно-временные категории романа

Останавливаясь на социальной линии произведения, следует, прежде всего, остановиться на пространственно-временных параметрах сюжета. Место действия локализировано тремя барскими усадьбами:

  • Покровское Троекурова;
  • Арбатово князя Верейского;
  • Кистеневка Дубровских.

В усадебное пространство Покровского входит церковь, барский дом, псарный двор, сад и роща:

«…Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением….»

При описании усадьбы акцент смещается на богатство, зажиточность владельца.

Описание контрастирует с описанием Кистеневки:

«….серенький домик с красной кровлею…»

Неоднократно подчеркивается взаимосвязь Владимира с отчим домом, с

«…бедным домом своего отца…»

Замечание 2

Уже в описании имений автор подчеркивает неизбежность противостояния владельцев. Контрастность имений, социального положения подчеркивает контрастность нравственных основ владельцев.

Особенно ярко различия нравственных основ жизни Троекуровых и Дубровских прослеживаются в эпизоде на псарне. Троекуров крайне гордился собственной усадьбой, своим богатством и социальным положением, псарный двор был особым объектом гордости хозяина:

«Что же ты хмуришься, брат или псарня моя тебе не нравится?»

Дубровский – старинный дворянин, жизнь и благосостояние которого неразрывно связано с жизнью крестьян:

«…псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам…»

В данном аспекте прослеживается отображение особенностей русской ментальности, тесная связь народа с родной землей, восприятие земли как одной из главных ценностей россиян.

Внешняя причина конфликта обусловлена социальными причинами, однако сам конфликт намного глубже, выходит в плоскость нравственных проблем.

Все детали изображения жизни в Покровском отражают нрав и «увеселения русского барина». Повседневные забавы русского барина – объезд владений, игра в бостон, псовая охота. Во флигеле заперты 16 горничных. Подробно описывается главная забава владельца имения – втолкнуть гостя в комнату с проголодавшимся медведем. Весь уклад жизни отражает самодурство Троекурова, ограниченность его ума.

Подобные описания отражают глубину конфликта, различия между Троекуровыми и Дубровскими.

Совершенно иной тип усадьбы представляет Арбатово, владелец которого длительное время проводил за границей, однако неизменно получал доход с имения. В усадьбе Верейского крестьяне не изображены, сам барский двор напоминает больше английский замок, отличается безлюдьем, отражая тщеславие и амбициозность своего владельца.

Пространство, в котором протекают события, становится средством характеризации персонажей, подчеркивает глубину социального конфликта между действующими персонажами.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что произведение Пушкина имеет не только социальные, но и психологические измерения, характеризуется глубоким психологизмом, реалистичностью.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/pushkin_a_s_dubrovskiy_kratkiy_analiz/

«Дубровский», анализ романа Александра Пушкина

В начале XIX века в ходу были авантюрно-приключенческие романы. Отдал дань моде и Александр Пушкин.

В 1832 году друг поэта Павел Нащокин рассказал историю о помещике по фамилии Островский, у которого предвзятый суд отобрал поместье. Потерпевший организовал своих крестьян и начал вместе с ними заниматься грабежом.

Этот сюжет из жизни заинтересовал Пушкина. Вскоре поэт написал два первых тома романа о благородном разбойнике.

Но произведение осталось незаконченным и даже не имело названия. Оно было опубликовано уже после смерти Пушкина в 1841 году. Издатель назвал роман по фамилии главного героя – «Дубровский».

Основная идея произведения – защита человеческого достоинства. Из-за личного оскорбления вспыхивает вражда между семьями Троекуровых и Дубровских.

Не выдерживает неравной борьбы за дворянскую честь Андрей Гаврилович Дубровский. Он сходит с ума, а затем умирает. Тогда бороться за фамильное достояние начинает его сын Владимир.

Он не намерен отдавать родовое гнездо врагу и предпочитает сжечь дом, в котором родился.

Даже ступив на путь разбойника, молодой Дубровский остается человеком чести. Он милосерден и справедлив, не притесняет бедных. Урок соблюдения долга преподает нам и Маша Троекурова, которая отказывается бросить нелюбимого мужа, оставаясь верной клятве перед алтарем.

В романе Пушкин поднимает очень важный вопрос семейного бесправия. Маша, как многие девушки того времени, не могла в полной мере распоряжаться своей судьбой. За нее все решал деспотичный отец, не обращая внимания на отчаянные мольбы и слезы дочери. Князь Верейский и вовсе видел в своей невесте лишь богатую и красивую девушку.

Романтический сюжет произведения, как часто бывает у Пушкина, является лишь внешней оболочкой, под которой скрывается содержание.

В таких романах зло традиционно должно быть наказано, а добро непременно торжествует. Но в «Дубровском» добро всегда проигрывает.

Оскорбленная честь Дубровских осталась неотомщенной, Кистеневка отошла к Троекурову, Маша вышла замуж за князя, Владимир вынужден бежать за границу.

«Дубровский» – роман социальный. Главная его мысль: законы в России ничего не значат перед богатством и связями. Все, кроме Дубровского, пресмыкаются перед Троекуровым и прощают ему любые унижения. Даже государственные чиновники – «на побегушках» у помещика. Благородным людям в таком обществе места нет.

Затрагивается в романе и тема народного бунта. Но крестьяне Кистеневки поднимаются против власти Троекурова не ради справедливости или патриархальной привязанности к «своему» барину.

«Достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет», – выражает причину недовольства кучер Антон. Крестьяне беспокоятся о собственном благополучии, поэтому их бунт не наполнен еще идейным содержанием.

Это – не протест против крепостного права, а попытка обезопасить себя от деспота.

Ярко и детально изображена в романе жизнь поместного дворянства. Троекуров и Дубровский представляют два разных типа этого сословия. Кирила Петрович – крупный помещик, который держит в страхе всю округу. Он чувствует себя господином не только над своими крепостными, но и над соседями.

Любого человека, стоящего ниже по социальной лестнице, Троекуров презирает. Он помыкает губернскими чиновниками, как своими слугами, насмерть засек двух учителей. Кирила Петрович любит, чтобы в доме было много людей. Но гости служат ему больше для увеселения.

Троекурову в удовольствие унижать их, грубо и даже жестоко подшучивать.

Самомнение этого необразованного и избалованного барина не знает границ. Он верит, что Дубровский не нападает на его владения исключительно из-за страха перед могуществом Троекурова. Абсолютная безнаказанность, мстительность и властолюбие затмевают у помещика редкие проблески благородства и угрызения совести.

Противник Троекурова Андрей Гаврилович Дубровский – честный, решительный и благородный дворянин, но иногда бывает вспыльчив, завистлив, упрям. Как и Троекуров, он склонен к самоуправству и предпочитает самосуд, а к закону относится пренебрежительно.

Дубровский старший требует выдать для наказания псаря Парамошку, сам расправляется с троекуровскими мужиками, которые воровали у него лес.

Пушкин наглядно показывает в романе, что даже лучшие представители дворянства ставят свое барское своеволие выше морали и права.

Конфликт старшего поколения разрушает судьбы детей. Владимир Дубровский из блестящего офицера превращается в бездомного изгоя. Пушкин представляет нам своего героя в разных ролях: любящий сын, который искренне переживает смерть отца, отчаявшийся мститель, отважный и хладнокровный француз-гувернер, атаман лихих разбойников, пылкий влюбленный.

Дубровский – жертва насилия и его орудие. Владимир не стремился стать разбойником, жить вне закона. Сначала он хотел найти управу на Троекурова «в верхах». Не собирался он убивать и судейских. Это кузнец Архип своим жестоким поступком поставил Дубровского в безвыходное положение. Владимир стал преступником лишь тогда, когда законный путь решения проблемы был для него закрыт.

Любовь к Маше в благородном сердце Дубровского побеждает чувство мести. Он прощает Троекурова, поскольку дом, где обитает его дочь, становится священным. Невольные преступления тяготят душу и совесть молодого человека, а все попытки стать благородным и честным заканчиваются провалом.

Любовь только усиливает страдания Владимира. Он прекрасно понимает, что быть женой убийцы и грабителя – жестокий выбор. Поэтому Дубровский не предлагает Маше бежать с ним.

Он готов дать ей свободу от деспота отца и ненавистного жениха, когда другого выхода уже не будет. Владимир мечтает о семейном счастье с любимой, но может пожертвовать им ради спокойствия девушки.

Он без возражений принимает выбор Маши.

Любит ли Маша Дубровского? Юная девушка скорее видит в нем отважного героя. Ее привлекает ореол таинственности и романтики, окружающий имя молодого разбойника, льстит его восторженное поклонение. Но любовь ли это? Героиня Пушкина сама отвечает на вопрос: «лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».

Критики по-разному восприняли роман. Одни усмотрели в нем много слабых сторон, другие признавали высокие художественные достоинства. «Это одно из величайших созданий гения Пушкина», — писал о романе Белинский. Долгое время произведение входило в школьную программу, было много раз экранизировано. По роману «Дубровский» создана одноименная опера.

  • «Дубровский», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
  • «Вольность», анализ произведения Александра Пушкина
  • По произведению: «Дубровский»
  • По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/777-dubrovskii-analiz

Анализ романа "Дубровский" Пушкина: суть, смысл, идея, темы и проблемы

«Роман «Дубровский» — одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина.

В этом романе отразились многие явления жизни, волновавшие Пушкина и его современников: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, произвол царского суда, разбойничество, возникшее как стихийный протест наиболее отважных и непокорных людей из народа. Тема разбойничества не была новой в русской и мировой литературе.

В 1781 году вышла в свет трагедия великого немецкого поэта Фридриха Шиллера «Разбойники». Эта трагедия положила начало возникновению множества «разбойничьих» драм, поэм, повестей и романов.

Образ свободолюбивого благородного разбойника привлекал многих писателей-романтиков.

Таковы герои романа Вульпиуса «Ринальдо Ринальдини» (1797) — в Германии, романа Шарля Нодье «Жан Сбогар» (1818) — во Франции и поэм Д. Байрона «Лара» и «Корсар» (1814) — в Англии. Эти романтические разбойники вызывали сочувствие потому, что они выступали против несправедливости феодального строя, против насилия угнетателей.

Судьба мужественных и смелых героев «разбойничьих» повестей и романов была таинственна и необычна. Стремительное и неожиданное развитие сюжета безраздельно завладевало вниманием читателей. Интерес Пушкина к разбойничеству объясняется не только литературными источниками.

В течение нескольких веков в России разбой на больших дорогах был широко распространенным явлением. Беглые солдаты и крестьяне, разоренные посадские люди бежали в леса, нападали на обозы с товарами, грабили купцов, разоряли богатые усадьбы. Народ винил не «разбойничков», а тех, кто доводил их до такой отчаянной жизни.

Это глубокое понимание социальных причин разбойничества нашло свое выражение во многих русских песнях, которые Пушкин хорошо знал. В конце 20-х — начале 30-х годов XIX века во многих губерниях России начались холерные бунты, а затем восстания в аракчеевских военных поселениях.

Именно в это время Пушкин задумывает свой новый роман «Дубровский»; напряженное положение в стране не могло не повлиять на его замысел.

Пушкин в «Дубровском» внешне продолжает традиции «разбойничьего» романа: главный герой — молодой дворянин, порвавший со своим классом, вставший во главе шайки разбойников, чтобы мстить за обиду, ему нанесенную. В романе мы видим и излюбленное у романтиков положение: разбойник в доме своего обидчика (Дубровский под именем учителя-француза Дефоржа проникает в дом Троекурова).

Читайте также:  Сочинения про праздники

Любовь молодого разбойника к дочери его врага — тоже характерный мотив для романтического «разбойничьего» романа. Но эту традицию Пушкин продолжил на совершенно новой основе. Он обратился к русской действительности, и из-под его пера вышел реалистический роман. В основу фабулы Пушкин положил истинный случай.

Это было дело «О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельце Новопанском». Правда в этом деле была на стороне Муратова, а сила — у Крюкова; документы же о праве владения имением у Муратова сгорели.

Тяжба длилась несколько лет (1826-1832 годы), и в конце концов суд стал на сторону сильного и присудил имение Крюкову. 

Копию с этого дела Пушкин вставил в рукопись романа целиком, изменив только соответственно фамилии Крюкова на Троекурова, а Муратова — на Дубровского. Первоначально герой романа назывался Островским.

Осенью 1832 года в Москве приятель Пушкина П. В. Нащокин рассказал ему трагическую историю небогатого белорусского дворянина Островского, у которого богатый сосед отсудил отцовское имение, по праву принадлежащее Островскому.

Выгнанный из своего дома, доведенный до нищеты, Островский вместе со своими крестьянами начал мстить судейским чиновникам, ограбившим его; он, в свою очередь, ограбил их, а затем стал грабить и других. Так он стал разбойником, потом его поймали и предали суду. Нащокин видел Островского, когда тот сидел в остроге. Эта история также нашла свое отражение в фабуле «Дубровского».

Не случайно и совпадение имени героя романа в первоначальном тексте (Островский) с подлинной фамилией доведенного до отчаяния белорусского дворянина. 

Предвидя цензурные препятствия, Пушкин перенес время действия из современной ему жизни в недалекое прошлое — в последние годы царствования Алексанра I. Однако в начале 30-х годов XIX века по существу положение народа в крепостной России нисколько не изменилось к лучшему.

Следует отметить сходство романа Пушкина «Дубровский» с неоконченным юношеским романом Лермонтова «Вадим», работа над которым шла примерно в начале тех же 30-х годов…

Вопросы, волновавшие передовых людей того времени, вопросы крепостничества, самодержавия, тяжелого положения крестьян, одинаково занимали и Пушкина и Лермонтова, а волна крестьянских бунтов, прокатившаяся по стране, побудила обратиться того и другого писателя к теме бесправия народа и стихийного протеста, находившего свое выражение в разбойничестве и народных восстаниях.

Крепостная зависимость развращает и помещиков, и их крестьян. Пушкин правдиво нарисовал образ «старинного русского барина» Кирила Петровича Троекурова.

От природы он неплохой человек, его связывают добрые товарищеские отношения с небогатым помещиком Дубровским, ему свойственны человеческие порывы (совесть его мучит: после того как он отобрал поместье у своего бывшего товарища, он едет мириться к нему), он любит свою дочь Машу.

Но безграничная власть над ему принадлежащими людьми превращает его в деспота, самодура. И лучшие человеческие черты Троекурова принимают уродливые формы. 

Троекуров губит Дубровского только из-за того, что тот посмел перечить ему; несмотря на всю свою любовь к дочери, он по прихоти отдает ее замуж за старого князя Верейского. Троекуров — типичный образ барина-крепостника, порочного и невежественного. Крепостной быт развращает и крестьян, привыкающих к рабскому своему положению. Дворовые Троекурова «тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям».

Но не все крестьяне смиряются и безответно сносят свое положение. С особенной теплотой пишет Пушкин о крепостных людях Дубровского.

Характерно, что в изображении Пушкина у более человечного и великодушного барина и крестьяне лучше, человечнее, в них больше чувства собственного достоинства и независимости.

С особенной любовью говорит Пушкин о старой няне Владимира Дубровского Орине Егоровне, во многом напоминающей няню самого Пушкина, Арину Родионовну.

Вместе с взбунтовавшимися крестьянами Егоровна уходит в лес и делит с ними все тяготы их жизни. 

Один из самых живых образов романа — кузнец Архип. В нем в первом просыпается дух мятежа и бунта; он действует независимо от Владимира; не молодой Дубровский, а именно Архип высказывается против несправедливого приговора суда, и он же первый берется за топор. Архип запирает приказных во время пожара, и они погибают по его вине. Но это не бессмысленная жестокость, это справедливая народная месть. А уже в следующем эпизоде Пушкин показывает человечность и душевную красоту этого русского крестьянина: с риском для жизни кузнец Архип спасает кошку, очутившуюся на пылающей кровле.

Почти всегда Пушкин изображает крестьян более привлекательными, чем помещиков. Вспомним сцену с кольцом, когда Саша по просьбе Марьи Кириловны опускает кольцо в дупло и сталкивается с рыжим мальчишкой Митей. Испугавшись розог, маленький барчонок рассказывает обо всем и выдает сестру.

Митя же, которому грозило несомненно более строгое наказание, держится независимо и не выдает доверенной ему тайны.

Возмущение крестьян несправедливым приговором суда, нежелание перейти под власть нового, более жестокого барина приводит к открытому неповиновению; под водительством молодого Дубровского они уходят в лес и становятся разбойниками.

Это именно такие разбойники, о которых поется в народных песнях: они никого не убивают, грабят только богатых, и сочувствие народа на их стороне. Пока они не видят еще иного выхода для своего протеста и гнева. Разбойничество для них — единственно возможный путь.

Иное дело Владимир Дубровский. Разбойником он становится только из-за стремления к личной мести, других причин у него нет. Главная его цель — отомстить Троекурову и всем, кто виновен в разорении и гибели отца. Когда же он влюбляется в Машу Троекурову и уже не может мстить ее отцу, он призывает свою шайку прекратить разбой, а сам скрывается за границу.

Роман Пушкина остался незаконченным. Но по планам, сохранившимся в черновиках, можно догадаться, как должны были развиваться события в ненаписанном третьем томе. Князь Верейский умирает, оставив Марью Кириловну вдовой; Дубровский возвращается в Россию под видом англичанина, и они соединяются.

Работая над «Дубровским», Пушкин задумывал новый роман о крестьянском движении: «Капитанскую дочку». И если в «Дубровском» социальный протест ограничен еще разбоем, то в «Капитанской дочке» Пушкин создал широкое полотно крестьянского восстания. Путь к этому народному историческому роману непосредственно шел от «Дубровского».»

(статья В. Мануйлова и Е. Холшевникова «О романе «Дубровский»» из книги «Дубровский. Роман», 1977 г.)

А. Яцимирский:

«Большинство критиков сходятся во мнениях относительно образа Марьи Кирилловны. Они находят его неудачным, недописанным, бледным и т.п. Это справедливо только в том случае, если смотреть на нее действительно, как на «героиню повести»… Но эти именно отрицательные отзывы критики, на наш взгляд, говорят только о том, что рядом с ярким и цельным образом Дубровского Марья Кирилловна должна быть бледной, недописанной, вялой, невыдержанной. Если бы Пушкин нарисовал ее широкими мазками, во весь рост, словом, так, чтобы она пришлась подстать Дубровскому… получилась бы явная фальшь. Троекурова должна только оттенить собой героя: она — фон, аксессуар, не больше.  И было бы странно даже, если бы автор задумал изобразить Троекурову иной… Вот в этом и заключается ошибка критиков, желавших видеть в ней «героиню»… …создавая образ Марьи Кирилловны, Пушкин очень долго колебался и не знал, что в конце концов выйдет из нее. Он вводит ее постепенно… Чувство Марьи Кирилловны к Дубровскому также развивается и растет постепенно, проходит сначала чрез простое любопытство… На пространстве пяти глав (XII — XVIII) Марья Кирилловна как будто готовится стать в глазах читателя настоящей героиней, особенно местами, и только глава XVIII  в конец разрушает иллюзию… и то обаяние, которым уже окутывался образ Марии Троекуровой, которое уже светилось в ней, сразу же ушло куда-то, навеки стало невозвратимым. Законная жена ненавистного старика, княгиня Мария Верейская сразу же поглотила, вместе с титулом и паспортом, и все то «героическое»,  что складывалось или по крайней мере готово было сложиться в воображении читателя. …если говорить о художественном реализме в «Дубровском», то прежде всего останавливает на себе внимание вполне эпическая, даже скорее скульптурная, чем просто живописная, фигура Троекурова. Генерал-аншеф в отставке, богатый, своенравный, крутой, в сознании своей внешней и внутренней силы, с известной системой в своей безалаберности, не знающий разлада ни с окружающими, ни с самим собой, — какая богатая натура… Тайна изображения Троекурова у Пушкина и заключается прежде всего в том, что он заставляет читателя верить в правдивость каждой мелочи даже в том случае, когда она близка к шаржу. Поражает прежде всего цельность. Цельным человеком проходит пред читателями Троекуров в отношениях к дочери, которую он сильно любит и в то же время в необыкновенной жестокостью выдает за противного ей старого князя. Цельный он и в отношениях к соседям, которых по своему отличает, третирует, наказывает наездами на их усадьбы… Поэтому на вопрос, дурной ли человек Троекуров, нельзя дать никакого ответа. Троекуров — только Троекуров… Он — один из тех помещиков, которым «все дозволено»… В галерее типов повести за Троекуровым следует, бесспорно, старый Дубровский, — такой же цельный человек, несложный, красиво-гордый, с удивительным чувством собственного достоинства, своеобычными повадками, таком, барин с головы до ног. Последняя законченная и живая фигура в повести — князь Верейский, несомненно, целиком списанный с натуры, и оригинал, по-видимому, не трудно будет определить. Старик, поживший, воспитанный, обаятельный в тонком обращении, англоман, с двумя звездами и тремя тысячами душ родового имения — тип новый для эпохи, новый и в жизни, и в литературе. И в нем нет ни тени фальши: в изображении его автор на всем пространстве остается только художником-реалистом. …никто не обратил еще внимания на полное отсутствие идеализации народа у Пушкина в повести. Народ, главным образом, дворовые, обрисован в повести без всяких намеков на идеализацию. Пред читателем проходят такие же живые люди, как и господа, такой же результат социального порядка. …в художественном отношении вся повесть стоит на высоте, всюду — отпечаток свежести, спокойствия, мощи, музыки, красочности. Поразительно красивым спокойствием дышат все описательные части повести, сразу же взятые в верном тоне…»

(А. Яцимирский, статья в книге «Пушкин», из серии «Библиотека великих писателей» под редакцией С. А. Венгерова, 1910 г.)

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/10/analiz-dubrovskij-pushkin-sut-smysl-tema-problemy.html

Анализ «Дубровский» Пушкина

Роман «Дубровский» был написан А. С. Пушкиным в конце 1832 — начале 1833 гг. Замысел произведения связан с реальной историей бедного помещика Островского, который был лишен своего имения и при поддержке крестьян стал разбойником.

Смысл названия

Роман лаконично носит название фамилии главного героя — Владимира Андреевича Дубровского.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — трагическое влияние беззакония на судьбу человека.

Помещики в дореволюционной России не представляли собой единого сплоченного сословия. В этой среде тоже была существенная имущественная дифференциация. Тяжба Троекурова со старшим Дубровским — вполне типичное явление. Богатство первого давало власть, бедность второго приводила к повышенному болезненному чувству собственного достоинства.

Конфликт вспыхнул из-за совершенно пустякового повода, но в противниках «заговорила» дворянская кровь. Всесильному Троекурову имение соседа не особенно было и нужно, просто он не мог стерпеть неповиновения. Позиция Дубровского ясно изложена в одной фразе: «Я не шут, а старинный дворянин».

Троекуров, скорее всего, в любом случае с помощью денег и связей смог бы заполучить имение Дубровского в свои руки. Но добыча сама идет к нему: сгоревшие во время пожара документы фактически лишают Андрея Гавриловича прав на свою собственность. Благодаря изворотливому заседателю Шабашкину судебное решение выносится в пользу Троекурова.

Андрей Гаврилович беден, но благороден. Он не боится встретиться с врагом в открытом бою (в романе упомянуто участие Дубровского в войне с Турцией), но судебный «поединок» становится для него ударом в спину.

Случившийся после вынесения решения припадок сумасшествия предвещает Андрею Гавриловича скорую смерть.

Ему нет места в обществе, где честь и справедливость подменены хитростью, подлостью и ложным толкованием законов.

Гораздо значительнее потеря имения сказывается на судьбе молодого Дубровского — Владимире. К тому же на его глазах при виде Троекурова умирает отец.

В душе Владимира некоторое время происходит внутренняя борьба. Потрясенный молодой человек должен выбрать дальнейший жизненный путь.

Лишившись единственного источника доходов, Владимир обречен на бедность и нужду. Продолжение борьбы с богатым соседом неизбежно поставит его вне закона.

Решающим доводом для Владимира становится беззаветная преданность крестьян Кистеневки и их готовность пойти ради хозяина на смерть.

Молодой дворянин становится во главе разбойничьей шайки под давлением обстоятельств. У него просто не остается другого достойного выхода. Имя Дубровского наводит страх на всю округу. В то же время люди чувствуют невольное уважение к благородному разбойнику, который грабит только богатых, борясь таким образом с несправедливостью.

Шайка Дубровского рано или поздно была бы уничтожена. Главарь прекрасно это понимает, но хочет достойно завершить «карьеру».

Отказавшись от желания уничтожить своего главного врага ради Маши, он находит новую цель — спасти девушку от несчастного брака. Небольшое опоздание становится роковым для Маши, Владимира и всех разбойников.

Дубровский еще успевает отбить приступ солдат, после чего распускает свою шайку и скрывается за границу.

Таким образом, судьба беззаботного молодого офицера из-за шутки холопа кардинально меняется. Он быстро теряет имение, отца и даже первую серьезную любовь. Защищая свою дворянскую честь, Владимир невольно становится преступником. В конце концов, Дубровский вынужден расстаться и со своей Родиной.

Проблематика

Центральная проблема произведения — произвол богатых помещиков. Троекуров в душе был в общем-то не самым плохим человеком. Его испортили богатство и знатность.

Всеобщее уважение и почет развили в Троекурове ложное убеждение в своем непререкаемом превосходстве. Это убеждение постепенно заглушает в душе помещика прежние положительные качества.

Он решительно начинает судебную тяжбу против своего лучшего друга, зная, что это приведет его к разорению и возможной гибели.

Так же деспотично Троекуров относится к своей любимой дочери. Его трогают и приводят в смущение слезы Маши, но упрямство не позволяет переменить уже принятое решение. Выдавая дочь за старика, Троекуров обрекает ее на несчастье.

Композиция

Пушкин разделил небольшой роман на два тома. В первом описана суть трагедии Дубровского, начало его разбойничьей деятельности; появляются главные действующие лица.

Кульминационным моментом, разделяющим роман, становится появление Дубровского в доме Троекурова под видом француза Дефоржа.

Второй том посвящен кратковременному неудачному роману Владимира и Маши, после которого главарь распускает шайку.

Чему учит автор

Пушкин предоставляет читателю самому решить, прав или нет Дубровский. По закону он является преступником, заслуживающим самого строгого наказания. Но согласно понятиям чести и высшей справедливости действия Владимира полностью оправданы. Да и все его преступления не позволяют усомниться в благородстве невольного разбойника.

Источник: https://spadilo.ru/analiz-dubrovskij/

Анализ произведения "Дубровский" Пушкина, образы героев

Роман Пушкина «Дубровский» (1833) написан на основе творческой переработки истории с «псковскими преданиями о бунте крестьян помещика Дубровского в 1773 г.

«, то есть действие должно было происходить на фоне исторических событий, охвативших всю Россию и ставших для нее во многом определяющими в 70-е годы XVIII века.

Однако Пушкин создаёт романтический образ молодого Владимира Дубровского, а само действие романа выносится за рамки эпохи, художественному исследованию которой будет посвящена «Капитанская дочка».

Вместе с тем, «Дубровский» Пушкина не может считаться романтическим произведением, скорее, это реалистический роман с элементами романтизма (образы Владимира Дубровского и Марии Троекуровой), синтез реалистического и романтического начал в произведении, которое может быть названо остросюжетным: драматическая судьба Дубровского-отца, роль «благородного разбойника», которую вынужден избрать его сын, история с мнимым французом-учителем, трагический исход любви героев позволяют говорить об этом. А основной конфликт произведения носит сугубо реалистический характер, он определяется средой, в которой действуют герои, тем местом, которое каждый из них занимает в социальной структуре общества.

В основе системы образов романа лежит противостояние грубого произвола по отношению к человеку (образ Троекурова) и чувства собственного достоинства, не позволяющее человеку превратиться в «холопа» (Андрей Гаврилович Дубровский и его сын).

Кирила Петрович Троекуров назван автором «старинным русским барином», и эта характеристика полностью подтверждается описанием того, как «правит» он в своем имении. Здесь мы видим вариант «барства дикого» («Деревня»), и самым страшным для окружающих является то, что «Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного.

Читайте также:  Сочинение мой класс

Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Забавы» Троекурова поражают своей бессмысленной жестокостью, от которой страдают не только его крепостные, но и гости — чего стоит одна шутка с медведем…

Пушкин показывает, что такое поведение господина развращающим образом действует на некоторых из его «рабов», которые становятся кем-то вроде двойников его, считая, что положение «холопа Троекурова» дает им основания для пренебрежительного отношения к тем, кто такой «чести» не удостоен.

По сути, конфликт Троекурова и Дубровского был спровоцирован поведением «псаря Парамошки», прилюдно оскорбившего дворянина, за что тот, как и положено порядочному человеку, потребовал «удовлетворения».

Вот тут-то и проявилась сполна необузданная натура Троекурова: понимая, что он не прав, он всё-таки упорно стоит на своем, не желая считаться с тем, что его «старинный приятель» «беден и независим»… Правда, когда Андрею Гавриловичу стало совсем «худо», в нем пробуждается совесть: «Кирила Петрович смутился.

От природы он не был корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала». О подлинно глубоких душевных переживаниях героя говорит многозначительная деталь: Троекуров отправился в Кистеневку, «сам правя», как бы оставшись в этой поездке наедине со своей совестью. Однако приезд его стал для Дубровского непосильным переживанием, убившим его, тогда как Троекуров, оскорблённый справедливыми, хотя и гневными, словами своего старого друга, «с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом со двора».

После смерти старика Дубровского Троекуров, наверное, мог бы искупить свою вину перед ним, отказавшись от обманом полученных прав на Кистеневку («говорящее название» деревни — от слова «кистень», означающего оружие разбойников…), он этого не делает, подталкивая тем самым молодого Дубровского на путь мести, хотя, конечно, решающая роль здесь принадлежит крестьянам, не желающим покориться «новому хозяину». С помощью детали Пушкин показывает человечность кузнеца Архипа, не жалеющего приказных, но спасающего кошку – «божия тварь погибает»…

Самодурство Троекурова проявляется не только в его отношении к подневольным ему людям, он даже единственную свою дочь не считает за человека, решает ее судьбу, отдавая замуж за годящегося ей чуть ли не в дедушки («Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее») князя против ее воли.

Здесь автор не скрывает своего резко негативного отношения к такому произволу, авторская позиция в этом случае выражается достаточно прямо: отец не имеет права губить жизнь дочери, руководствуясь только личными, мелкими и корыстными, соображениями.

Можно с высокой степенью уверенности сказать, что образ Троекурова в романе «Дубровский» — это образ негативный, в нём Пушкин показывает, как бесконтрольная власть уродует душу не совсем плохого человека.

Интересно выписан образ Владимира Дубровского. В начале романа он предстаёт молодым человеком, ведущим вполне соответствующий его положению образ жизни, который вполне доволен собой и происходящим.

Внезапное письмо из дому, болезнь и смерть отца, осознание, что «всё кончено» заставляют его проявить свои лучшие качества: смелость, чувство чести, готовность быть достойным сыном своего отца.

Примечательно, что мысль о мести («страшные мысли рождались в уме его») приходит к нему тогда, когда он смотрит на портрет матери, который невозможно отдать на поругание, и эти мысли оказываются созвучны мыслям и чувствам его крепостных, что и заканчивается пожаром, уничтожающим Кистенёвку и её новых «хозяев».

«Благородный разбойник» Дубровский, который, как все ждали, должен был расправиться со своим врагом, оказался человеком, не способным принести горе… отцу любимой им девушки.

В отношении к Марье Гавриловне проявляется рыцарский характер Владимира Дубровского, его благородство, способность быть великодушным и по-настоящему преданным тем, кто ему дорог. И не его вина в том, что судьба распорядилась так, что он не смог быть счастлив вместе с любимым человеком.

В показе поэтического чувства влюбленных большое значение имеют картины природы, на фоне которых происходят и решающее объяснение героев, и последующие важные для них события.

Необыкновенно привлекателен образ Марьи Кириловны Троекуровой, занимающий значительное место в галерее созданных Пушкиным женских образов. Она отличается способностью преодолеть «аристократические предрассудки» и увидеть в учителе, который воспринимался ей вначале как «род слуги или мастерового» и «не казался ей мужчиною», «храбрость и гордое самолюбие …

и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее». Далеко не каждая девушка в ее положении согласилась бы на предложенную учителем встречу, даже если учитывать то, что к этому моменту она уже «давно ожидала признания, желая и опасаясь его».

Далеко не каждая девушка сможет «вручить свою судьбу» тому, кто сделал ей такое «признание», оказаться верной своему чувству тогда, когда в образе любимого человека перед ней предстает «разбойник»…

Наконец, нужно быть по-настоящему сильным человеком, чтобы сказать любимому: «Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною — я буду вашей женой», понимая, что означают такие слова для жизни обоих героев, а после венчания, когда выяснится, что уже поздно что-либо менять, «с твёрдостию» «возразить»: «Я согласилась, я дала клятву …

, князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно». Очевидно сходство образа Марьи Кириловны и Татьяны, любимой героини Пушкина, которые обе оказались верны данному ими Богу слову…

Роман Пушкина «Дубровский», анализ которого мы провели, остался незавершенным, однако нельзя считать его неоконченным.

Сюжетные линии произведения, образы-персонажи, их характеристики, нравственный пафос, нравственно-эстетическая позиция автора, — все эти моменты произведения оказываются разработанными и предстают в достаточно завершенной форме.

Можно сказать, что роман «Дубровский» в прозаическом наследии Пушкина занимает свое, особое место, в нем мы впервые встречаемся с развёрнутой социально-психологической характеристикой образа-персонажа (Троекуров), в нём показана эволюция романтического мировосприятия в сторону реальной оценки действительности (Марья Кириловна), в нем создан интересный своими психологизмом и неоднозначностью образ вроде бы негативного героя (князь Верейский), наконец, в нём создан привлекательный образ человека чести, вынужденного отстаивать её всеми доступными ему средствами и не потерявшего при этом человеческого достоинства (Владимир Дубровский).

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/analiz_proizvedenija_dubrovskij_pushkina_obrazy_geroev/53-1-0-1762

Анализ романа «Дубровский» А.С. Пушкина — Сочинения по русскому языку и литературе для 1-11 классов

Роман «Дубровский А.С. Пушкин начал писать осенью 1932 года, а закончил работу над ним зимой 1933 года. По словам самого автора. В основу романа легли реальные факты из жизни обедневшего белорусского дворянина.

В романе есть несколько основных персонажей: Троекуров, Дубровский-старший, Дубровский-младший, Маша Троекурова.

Троекуров Кирилла Петрович – барин. Он богат, владеет большим имением, гордится своей псарней. Кирилла Петрович очень своеволен, привык командовать всеми, любит лесть, самодур.

Дубровский-старший отставной поручик. Он честен, не богат, владеет небольшим имением, которое досталось ему от отца.

Маша Троекурова дочь Кирилла Петровича. Отец держит ее в четырех стенах. Девушка любит читать французские романы, скромна и боится отца.

Дубровский-младший – это сын Дубровского-старшего. Он был вызван в имение отца, после того, как Троекуров отсудил у того имение.

В романе прослеживаются две сюжетные линии: вражда между Троекуровым и Дубровским-старшим, борьба Дубровского-младшего с богачами.

В первой половине романа Пушкин описал историю вражды между Троекуровым и Дубровским-старшим. Троекуров обиделся на Дубровского-старшего за то, что тот не примчался к нему в имение по первому зову и требовал извинений за слова псаря Кирилла Петровича. Дубровский-старший был оскорблен словами псаря и отказался идти на поводу у Троекурова.

Тогда Троекуров подкупил судью, чтобы забрать имение у Дубровского-старшего. Дело он выиграл, а Дубровский-старший вскоре заболел и скончался. В день его смерти у Кирилла Петровича проснулась совесть, он хотел извиниться перед соседом, но тот велел прогнать его со двора.

После этого Троекуров разозлился еще больше и выселил Владимира Дубровского из имения.

Крестьяне Дубровских не желали переходить к Троекурову и согласились вместе с Владимиром Дубровским организовать бандитскую шайку. Именно жизни Владимира посвящена вторая часть романа.

Из нее мы узнаем о том, что Владимир стал грабить богатеев, которые проезжали через лес недалеко от имения Троекурова. Потом он проник в дом Троекурова под видом учителя французского, чтобы отомстить за смерть отца. Но Владимир влюбился в Машу и отказался от мести.

Он хотел помочь Маше уйти от отца-тирана, но не успел, и отец выдал девушку за своего богатого друга.

В своем произведении Александр Сергеевич поднял несколько проблем. Во-первых, неравноправие разных слоев населения в России. Именно эту проблему Пушкин проиллюстрировал при помощи взаимоотношений Кириллы Троекурова и Андрея Дубровского.

Троекуров привык всегда получать свое, поэтому пошел наперекор закону и совести и отсудил имени у Андрея Гавриловича. Второй проблемной точкой романа стал конфликт Троекурова и его дочери Маши.

Отец решил насильно выдать дочь замуж за старого князя, потому что тот был богат.

В целом роман мне понравился. Он помогает проследить наиболее острые социальные и моральные проблемы первой половины девятнадцатого века. Произведение учит нас тому, что надо отвечать за свои поступки и думать об их последствиях.

Поделись сочинением с друзьями!

Похожие сочинения:

Источник: https://alfasoch.ru/sochineniya-po-literature/analiz-romana-dubrovskij-a.s.-pushkina.html

Анализ романа А.С. Пушкина "Дубровский"

После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года, А.С.Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смерти.

Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя. В рукописи заглавия нет, на первом листе просто сказано: «Том первый. Глава первая». Пушкиным были написаны только два тома.

Как показывают отметки в рукописи, второй том был закончен в феврале 1833 года.

В основу романа Пушкин положил случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время. Поль­зуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него закон­но принадлежащее ему имение.

Об одном таком случае рассказал Пушкину его приятель Нащокин, знавший не­коего помещика Островского, который был разорен своим знатным соседом, лишился имения и вместе со своими крестьянами организовал разбойничью шайку. Писатель заботился о реалистической правдивости своего романа, о приближении его к подлинной действительности.

Реализм Пушкина в этом романе принимает критическую окраску.

Каждое из действующих лиц в «Дубровском» носит признаки своей социальной принадлежности. Например, богатый помещик Троекуров. Его роль в романе «злодей­ская». Но по натуре он совсем не «злодей». У него есть задатки благородства и великодушия.

Несмотря на разницу в богатстве, он уважает и любит своего старого товарища Дубровского, высказывает намерение выдать свою дочь Машу за сына Дубровского Владимира, собирается загла­дить свою несправедливость и вернуть старику Дубровско­му отобранное имение.

Но все эти хорошие задатки гибнут в той атмосфере, в которой он живет: все потакают его капризам, он ни в ком никогда не встречает сопротивле­ния. «Избалованный всем, что только окружало его, — говорится в романе, — он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».

Троекуров — явление типическое, и не только для своего времени. Такие Троекуровы неизбеж­но возникают в обстановке безграничного произвола одних и полного бесправия других.

В старике Дубровском сказывается та же дворянская порода, только в иных формах. Бедность (конечно, отно­сительная) не только не уменьшает, но еще и обостряет дворянскую гордость.

В столкновении с Троекуровым, в сущности, он является нападающей стороной, так как первый задел его: сам охотник, он не мог удержаться от зависти при виде великолепной псарни своего богатого соседа и сказал ему колкость, на которую тот сначала не обратил внимания.

Окончательный разрыв последовал тогда, когда Дубровский, верный своим твердым дворян­ским правилам, потребовал присылки к нему троекуровского псаря для наказания за его дерзкий ответ.

Возникшая из пустяков ссора растет и приводит в конце концов к тяжелым последствиям как для самого старика Дубровско­го, так и для молодых героев романа — Владимира и Маши. Это постепенное развитие вражды, разгорающейся, как костер, описано у Пушкина с величайшим художествен­ным мастерством: все события естественно вытекают одно из другого.

Крестьяне в романе непримиримее и последовательнее в своей ненависти к насильникам, чем их обиженный барин. Поведение их самое решительное: «Умрем, а не выдадим», — говорят они Владимиру. Крестьяне вступают­ся за молодого барина, потому что только в нем и могут найти хоть какую-нибудь защиту.

Они боятся жестокости и произвола чужого господина, особенно такого, как Трое­куров. Кучер Антип говорит: «Во владение Кирилу Петро­вичу! Господь упаси и избави — у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, но и мясо-то отдерет».

Противозаконная передача имения чужому господину служит толчком для восстания. Владимир становится атаманом крестьян. Он поддер­живает дисциплину, осуществляет военное руководство.

В его действиях есть хотя и не совсем ясная, но все же какая-то общая идея: он грабит, например, только богачей, чиновников и казну, а прочих не трогает.

О содержании последнего, третьего тома можно судить только по черновым наброскам, из которых видно, что Дубровский должен был в конце концов соединиться с Машей Троекуровой. Затем следует, как обозначено в плане, «развязка» — очевидно, благополучная.

Текст «Дубровского», не получивший еще окончатель­ной отделки, обладает такими же свойствами, как и вся пушкинская проза вообще: ясностью, простотой и сжатос­тью. Достаточно одного какого-нибудь жеста, движения, слова — и перед нами весь человек.

Вот, например, как сообщает Дубровский дворовым о смерти отца: «Вдруг Владимир явился между людьми и отрывисто сказал: «Не надобно лекаря, батюшка скончался». Сразу виден силь­ный человек, владеющий собой и не привыкший обнару­живать свои чувства, и только быстрый, решительный шаг (он появляется «вдруг») и это «отрывисто» выдают его внутреннее волнение.

Кажется, все так просто и естествен­но, а между тем мало кто мог бы так безошибочно найти нужную деталь, чтобы показать человека.

Незаконченный и оставшийся в рукописи «Дубров­ский» имеет некоторую романтическую окраску «разбой­ничьего» романа. Но в то же время дает широкую социаль­ную картину, написанную с глубоким реализмом.

Все фигуры здесь типичны: и Троекуров, бесцеремонно коман­дующий своими мелкопоместными соседями, и окружаю­щие его подхалимы, вроде Антона Пафнутьевича, и пря­мой, честный старик Дубровский, стоящий на страже своей чести, и приказные, готовые на любое беззаконие для удовлетворения сильного человека, угодливые перед высшими и наглые в обращении с низшими, и крестьяне, упорные в борьбе за правду. Представители разных групп и сословий изображены в «Дубровском» с величайшим художественным совершенством.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/392-roman-as-pushkina-dubrovskiy.html

Ссылка на основную публикацию