Бунин темные аллеи анализ рассказа 9 класс

Конспект урока  И. А. Бунин «Темные аллеи»»

  • Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизни И.Бунина,
  • определить особенности изображения темы любви в рассказе «Темные аллеи»
  • Ход урока

1. Организационный момент. Целевая установка.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

1)Что вы можете рассказать о жизни И. Бунина

3. Работа с раздаточным материалом. Ученикам предложен отрывок из статьи Вл.Смоленского « И.Бунин».

« Умер Иван Алексеевич Бунин. Потеря эта для России огромна. Он любил жизнь и оставил нам её в своих книгах. В этом его победа над смертью. Был он  прост и таинственен.

Казалось, что Бунин имел в жизни все, что человек на земле может желать: долголетие, талант, красоту, славу.

Он много знал, много страдал и многое возлюбил. Был он Поэт и, пытаясь возвышать и преображать жизнь, платил за все дорогою ценой,» -писал, откликаясь на кончину Бунина, последовавшую в ночь на 8 ноября 1953 года в Париже, замечательный русский поэт Владимир Смоленский.

26 января 1920 года, на французском пароходе, Бунин навсегда покинул Россию, чтобы никогда больше не возвратиться – мучительный процесс выживания и вживания в совершенно новую и враждебную действительность для него  равносильно отказу от себя самого – от человеческого достоинства.

 Россия отодвигалась от него, и Бунин спустился в каюту. «Конец» и «погибель» — любимые слова в записях этих лет. «уже почти три недели со дня нашей погибели», — записывал  12 апреля. «как будто хоронил я — всю прежнюю жизнь, Россию…» — зан в дневник 6 мая 1921 года. ,,И всему конец! И все это было ведь и моя жизнь!» —  через месяц.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Характеристика семьи мармеладовых в романе преступление и наказание

Оценим за полчаса!

 Именно на расстоянии с наибольшей полнотой ощутил от то, что потаенно и глубоко жило в нем: Россию.

 Ни крах первой, самой страстной любви, ни смерть маленького сына, отнятого у него красавицей женой, ни даже кончина матери еще не потрясли и не перевернули его.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)— одно из самых ярких имен русской литературы. Писатель – реалист, хотя себя не относил ни к одному литер. направлению.

  1. Прекрасный язык, образность, точность, умение передать язык разных слоев
  2. общества, сила воображения, живописность, психологизм — некоторые черты его творчества.
  3. Бунин гордился своим происхождением: он был старинного дворянского рода,
  4. «давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в

области искусства». ( к роду Буниных принадлежал Василий Андреевич Жуковский.)

  • Гордился писатель и тем, что все его предки «были связаны с народом и землей, были
  • помещиками». Эта связь традициями культуры, с одной стороны, и связь с «народом и  землей», с другой, своеобразно отразились в творчестве Бунина, сделав его стиль
  • неповторимо обаятельным и живописным.  1933-Нобелевская премия
  • Бунин никогда не брал на себя роль пророка; его произведения, проникнутые тревогой за судьбу России, — это честный, глубокий анализ

. «Я не касался в своих произведениях политической и общественной злободневности; я не принадлежал ни к одной литературной школе, не называл себя ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом; … я мало вращался в литературной среде.

Я много жил в деревне, много путешествовал по России и за границей: в Италии, в Турции, на Балканах, в Греции, в Палестине, в Египте, в Алжире…

Я, как сказал Саади, «стремился обозреть лицо мира и оставить в нем чекан души своей», меня занимали вопросы психологические, религиозные, исторические…», — писал он. 

Любовь, существуя с незапамятных времён, сопутствует человеку всю жизнь: лелеет в колыбели руками матери, звучит в совете преданного друга, светится во взгляде любимых, остаётся в воспоминаниях после ухода человека…Она является, надевая разные маски: страсти, нежности, дружбы, ревности, преданности.

Неисчерпаемость, многоликость темы любви объясняет интерес к ней обычных людей, таких, как мы с вами, и, конечно же, поэтов и писателей. И каждый способен воспринимать это чувство по-разному.    Сегодня на уроке мы постараемся  осознать, что такое любовь в понимании известного русского писателя И.А. Бунина.

В конце своей жизни И. Бунин создал «Тёмные аллеи» — сборник рассказов о любви.

По его собственному признанию, он «написал 38 раз об одном и том же» — и всё же эти рассказы можно перечитывать вновь и вновь, каждый раз открывая для себя что-то новое.

Читаешь «Тёмные аллеи» и проникаешься сладкой завистью к человеку, который оставался влюблённым в жизнь в своём немолодом возрасте.  От этих рассказов исходит такая мощная энергия, что совершенно забываешь: человеку, писавшему их, было за 60.

В «Тёмных аллеях» Бунин пишет о любви – чувстве, которое оставляет глубокий след в человеческой душе. Одноимённый рассказ, написанный в 1938 году, открывает книгу, задавая общий эмоциональный настрой, тематику и проблематику всему циклу.

Эпиграф (слова И.А. Бунина )«Всякая любовь -великое счастье».

Почему цикл, в котором Бунин воспевает такое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»?

(Люди, которые любят друг друга, по каким-либо причинам расстаются, автор как бы выражает свой взгляд на запутанные, мрачные стороны любви, не все так гладко складывается в жизни, влюбленные расстаются)

— Вы правы, на самом деле о героях Бунина нельзя сказать: «Они жили долго и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя — как бы сильно герои не любили друг друга, финал всех рассказов печален.

II. Анализ рассказа «Темные аллеи». Беседа по восприятию и оценке рассказа.

— Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?  — К какому жанру относится это произведение? 

— Каков сюжет новеллы?

  1. — Выявим основные темы новеллы (любовь, предательство, расплата).
  2. — Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

— Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат).

— Открывает  произведение пейзажная зарисовка. Давайте прочитаем её.  (Чтение) На что сразу настраивает читателя этот мрачный пейзаж? (На трагический исход истории любви, о которой пойдёт речь). 

— На фоне этого «холодного» пейзажа мы видим старика с «белыми усами», «седыми волосами». Это главный герой – Николай Алексеевич. Герой попадает в тёплую горницу хозяйки постоялого двора. Автор очень подробно описывает обстановку в ней 

(текст).  «Как чисто, приятно у тебя», — сразу замечает Николай Алексеевич. Множество деталей упоминает автор в этом описании (у Бунина деталь имеет особое значение).   — Что хочет показать автор? ( через деталь автор показывает трудолюбие, чистоплотность и хозяйственность бывшей крепостной крестьянки.)   — Почему Надежда показана в обстановке чистой, уютной горницы, а Николай Алексеевич в дороге?    — Центральное место в новелле отведено собственно диалогу главных героев. Сейчас мы с вами станем свидетелями этого трудного, но столь необходимого для обоих разговора. (Чтение фрагмента по ролям).  — Как ведут себя персонажи на протяжении разговора? Какова роль авторских ремарок в изображении переживаний героев? О чём свидетельствует синтаксический строй речи каждого из них? — Все восхищает Бунина в героине, он любуется ею: «Темноволосая…красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с тёмным пушком на верхней губе и вдоль щёк, лёгкая на ходу…»  Надежде удалось сохранить не только былую красоту, но и остаться верной своему чувству. «Все проходит, да не всё забывается», — утверждает она в ответ на слова офицера, который уже успел о многом позабыть: «Всё проходит, мой друг… Любовь, молодость – всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит… Как о воде протекшей будешь вспоминать». Иная Надежда. Вода эта превращается для неё в вечно бьющий ручей любви, которую она пронесла через всю свою жизнь. «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело», — говорит героиня.  — Вспомните, какое признание сделал Николай Алексеевич перед отъездом? Как расценила этот поступок Надежда? Каково значение этого эпизода в новелле?  Как видим, неожиданная встреча сыграла в жизни героя большую роль: она побудила его задуматься  (кто знает, может, впервые за шестьдесят лет!) о счастье, об ответственности за свои поступки, заставила подвести некоторые жизненные итоги.   Известно, что Бунин тщательно подбирал заглавия к своим рассказам, следуя принципу: ничего не объяснять, не помогать читателю, чтобы тому было над чем поломать голову.Характеристика героев.

—  расскажите о главных героях до момента расставания.

I группа: Надежда главная героиня рассказа «Темные аллеи» -воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, «прилично себя держать» и при гостях, и при хозяевах. Была она скорее всего хороша собой, чиста, опрятна.

Такая она и теперь (портрет Н.). Иногда, при добрых помещиках, такие девушки, благодаря молодым барышням дочерям господ, становились членами этой семьи. Можно предположить, что господа к ней не плохо относились. Узнав о ее романе с их сыном, господа решили избавиться от нее.

А чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.

П группа: Николенька… Так скорее всего звали любимого сыночка. Свое любимое чадо господа. Был он отменно хорош собой, подтянут, но с годами приобрел важность и строгость (портрет Н.С.). Для своего сыночка родители выбрали военную карьеру.

Иногда он приезжал домой навестить своих родителей — господ, нянюшек, бабушек, тетушек. В один из приездов вдруг в доме он обнаружил очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили лучшие минуты жизни, он читал ей стихи Н.

Огарева «Обыкновенная повесть»

Была чудесная весна

Они на берегу сидели…

Узнав об увлечении своего сына служанкой, господа немедленно отослали его в полк.

Вопросы

— Как сложилась судьба Надежды после расставания?(Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

— Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день?

(Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, несколько раз хотела руки на себя наложить от обиды).

— Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами?

— Почему такая женщина не вышла замуж?

— Как сложилась судьба Николая Алексеевича? (Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).

— Помнил ли он о своей первой любви?(Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).

— Что понял герой после разговора с Надеждой?(Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей…).

.- Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?

(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).

4. — Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?

(Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

— А как вы можете представить эту осень? ( создает мрачное и печальное настроение).

— А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?(Для героев жизнь как бы уже пройдена . Это закат жизни, закат любви).

5. — Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, желто светило на поля)

— О чем это говорит? (Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).

— Значит, любовь — это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.

Таким образом, мы пришли к пониманию бунинской философии любви как о «неком высшем напряженном моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека.

6. — Обратимся к поэтике названия рассказа. Можно подчеркнуть и метафоричность названия. А смогли бы вы подробнее раскрыть эту метафору?

(Темные аллеи — название рассказа — мыслится как символ. Это не темные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви.).

7. — Ребята, вы наверно согласитесь, что любовь героев «Темных аллей трагична, но все же будем помнить, что «всякая любовь великое счастье…», что любовь — это закон мироздания. Об этом и стихотворение современника великого прозаика К. Бальмонта «Люби»:  «…Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он».

Согласны ли вы этим утверждением?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/04/25/konspekt-uroka-po-literature-i-bunin-temnye-allei

Анализ рассказа Бунина «Темные аллеи» (9 класс)

Иван Бунин в книге «Темные аллеи» представил несколько интересных историй о любви. Каждый рассказ повествует о печальном опыте, который согревает сердце приятными воспоминаниями. Данное произведение лучше всего демонстрирует отношение писателя к амурным делам.

Сначала человек испытывает удар молнией, яркая вспышка полностью озаряет душу, наполняет сердце счастьем. Но разочарование не заставляет себя долго ждать. Достаточно быстро приятное чувство покидает человека, выжигая все на своем пути.

В душе образуется огромная черная пустота.

Сюжет основного рассказа

Иван Бунин в своей работе показывает, что прошлого не вернуть. Нельзя возобновить потерянные возможности. Линия судьбы в любом случае останется неизменной.

Один рассказ повествует о встрече двух людей преклонного возраста. Когда-то они страстно любили друг друга. Сначала мужчина приезжает в постоялый двор. Затем показывают его встречу с той, которая когда-то перевернула его мир.

После отъезда Николай Алексеевич еще долго размышляет о жизни.

Сначала писатель акцентирует внимание на описании пейзажей, характеров, внешности, обстановки. Автор подчеркивает социальное неравенство главных героев. Затем Иван Бунин концентрируется на основе сюжета. Возлюбленные встречаются спустя многие годы.

Есть возможность ознакомиться с тем, что они испытывают. Они больше не думают о своем социальном неравенстве, кажется, это больше не имеет значения. Женщина все еще любила генерала, но простить предательства она была не в силе. Николай оправдывает свой поступок. Он хочет усыпить свою совесть.

Но незримая пустота в душе постоянно омрачает его жизнь.

Когда генерал уезжает, то писатель достаточно ярко описывает его чувства и размышления. Он все еще думает о социальном неравенстве.

Интересно, что даже любовь, которую он пронес сквозь всю жизнь, не смогла исправить этого факта. Он не хочет испытывать этих чувств.

Ему стыдно, что он предполагает, что у них с Надеждой могла получиться семья. Он представляет, как любимая женщина становится хозяйкой в его доме.

Особенности восприятия любви

Произведение подкреплено воспоминаниями героя. Благодаря этому удается ярче передать обыденные вещи. Читатель имеет возможность вместе с героем пережить все трагические моменты. Любовь выступает небольшим мгновением, которое ярко освещает всю жизнь. Обыденность играет новыми красками благодаря этому прекрасному чувству.

Прошлое всегда будет иметь власть над будущим. Именно эту идею и проповедует писатель. Всего одно событие определяет всю судьбу человека.

Читатель имеет возможность наблюдать, как люди по-разному смотрят на любовь. Женщина более лояльно относится к своим эмоциям, она хранит прекрасные чувства в своем сердце.

А вот мужская душа покоряется обстоятельствам. Эта история становится фундаментом последующих рассказов.

А вам понравился Анализ рассказа Бунина «Темные аллеи» , если да то вы так же можете прочитать и следующие сочинения

Сочинение по произведению «Мастер и Маргарита»

Сочинение на тему актуальность повести «Собачье сердце»

«Любовь в произведениях Бунина и Куприна»

Источник: https://RuMozg.ru/sochineniya/po-proizvedeniyu/analiz-rasskaza-bunina-temnye-allei.html

Анализ рассказа Бунина "Темные аллеи"

Сборник «Темные аллеи» открывает нам цикл любовных рассказов Бунина. Отличительной чертой каждого из них является печальный оттенок этого чувства, ни одна из историй не имеет счастливого конца.

В этом проявляется отношения автора к любви в целом.

Она, по его мнению, неразрывно связана с разочарованием, яркой мгновенной вспышкой, которая несет сначала всеобъемлющее счастье, а потом выжигает дотла и оставляет пустоту.

Небольшой рассказ «Темные аллеи» иллюстрирует невозвратимость прошлого, потерянные возможности и разбитые судьбы. В его основе лежит история о встрече двух пожилых людей, некогда любивших друг друга. Композиция рассказа состоит из трех частей: приезд Николая Алексеевича на постоялый двор, встреча с бывшей возлюбленной, размышления генерала после отъезда.

В первой части преобладают портретные характеристики, описания погоды, окружающей обстановки и социального неравенства героев. Вторая часть – это ключевой момент повествования. В ней мы наблюдаем встречу героев. Автор щедро описывает чувства и эмоции.

Разница в социальном положении уже не так важна. Заметно, что Надежда осталась верна своему чувству, хоть и не может простить предательства. Генерал же пытается одновременно и оправдаться, и заключить сделку со своей совестью.

Читайте также:  Сочинение цыфиркин в произведении недоросль фонвизина (образ и характеристика)

Он осознает пустоту своей жизни.

В третьей части писатель показывает нам мысли и чувства Николая Алексеевича после отъезда. Он не может перебороть себя, даже высокое, прошедшее через всю жизнь чувство не стирает в нем социальных границ. Генерал стыдится своих чувств и откровений, но также и рассуждает о том, что было бы, если бы Надежда вошла в его дом в столице как хозяйка.

Бунин строит свой рассказ на воспоминаниях героя, чтобы ярче изобразить обыденные вещи, позволить читателю лучше понять и прочувствовать трагедию персонажа. Сама структура произведения заставляет нас воспринимать воспоминания о былой любви как яркую мгновенную вспышку, озаряющую обыденность и придающую ей контраста.

Автор демонстрирует нам власть прошлого, значение единственного момента, который меняет всю последующую жизнь. Основная идея «Темных аллей» состоит в различии понимания высокого чувства каждым из героев. Женская душа хранит и помнит его, в отличие от скованной условностями мужской. Первый рассказ закладывает мотивы на весь цикл.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

Источник: https://sochinyai.ru/i-a-bunin/785-analiz-rasskaza-bunina-temnye-allei

Иван Бунин, «Темные аллеи»: анализ | Литерагуру

И. А. Бунин – первый из русских писателей, получивших Нобелевскую премию, достигший популярности и известности на мировом уровне, имеющий поклонников и соратников, но… глубоко несчастный, ведь с 1920 года он был оторван от Родины и тосковал о ней. Все рассказы периода эмиграции проникнуты чувством тоски и ностальгии.

Смысл названия рассказа «Темные аллеи»

Вдохновившись строками стихотворения «Обыкновенная повесть» Н. Огарева: «Кругом шиповник алый цвел /Стояла тёмных лип аллея», Иван Бунин выносил в себе замысел написать цикл рассказов о любви о тонких человеческих чувствах. Любовь разная, но всегда это сильное чувство, меняющее жизнь героев.

Рассказ «Темные аллеи»: краткое содержание

Рассказ «Темные аллеи», одноименный циклу и являющийся главным, был опубликован 20 октября 1938 года в нью-йоркском издании «Новая земля». Главный герой, Николай Алексеевич, случайно встречается с Надеждой, которую он соблазнил и бросил много лет назад.

Для героя тогда это была лишь интрижка с крепостной девушкой, зато героиня серьезно полюбила и пронесла это чувство через всю жизнь. После романа девушка  получила вольную, стала зарабатывать себе на жизнь сама, в настоящем владеет постоялым двором и «дает деньги в рост».

Николай Алексеевич разрушил жизнь Надежды, но был наказан: любимая жена бросила его также подло, как когда-то он сам поступил, а сын вырос подлецом. Герои расстаются, теперь уже навсегда, Николай Алексеевич понимает, какую любовь он упустил.

Однако герой даже в мыслях не может преодолеть общественные условности и представить, что было бы, если бы он не бросил Надежду.

Бунин, «Темные аллеи» — аудиокнига

Слушать рассказ «Темные аллеи» необыкновенно приятно, ведь поэтичность языка автора проявляется и в прозе.

http://literaguru.ru/wp-content/uploads/2017/05/Bunin-I.-Temnye-allei-rasskaz.mp3

Образ и характеристика главного героя (Николая)

Образ Николая Алексеевича вызывает антипатию: этот человек не умеет любить, видит только себя и общественное мнение. Он боится себя, Надежду, как бы чего не вышло.

Зато если будет все внешне пристойно, можно поступать как угодно, например, разбивать сердце девушке, за которую никто не заступится. Жизнь наказала героя, но не изменила его, не прибавила твердости духа.

Его образ олицетворяет привычку, обыденность жизни.

Образ и характеристика главной героини (Надежды)

Гораздо сильнее Надежда, которая смогла пережить позор от романа с «барином» (хоть и хотела наложить на себя руки, но вышла из этого состояния), а также сумела научиться зарабатывать самостоятельно, причем  честным путем.

Кучер Клим отмечает ум и справедливость женщины, она «дает деньги в рост» и «богатеет», но не наживается на неимущих, а руководствуется справедливостью. Надежда, несмотря на трагичность своей любви, сохранила ее в сердце на много лет, простила своего обидчика, но не забыла.

Ее образ – душа, возвышенность, которая не в происхождении, а в личности.

Главная идея и основная тема рассказа «Темные аллеи»

Любовь в «Темных аллеях» Бунина — трагичное, роковое, но от этого не менее важное и прекрасное чувство. Она становится вечной, ведь навсегда остается в памяти обоих героев, это было самое дорогое и светлое в их жизни, хоть и ушедшее безвозвратно.

Если человек хоть раз любил так, как Надежда, он уже пережил счастье. Даже, если эта любовь кончилась трагически.

Жизнь и судьба героев рассказа «Темные аллеи» были бы и вовсе пусты и серы без такого горького и больного, но все же потрясающего и яркого чувства, которое является своеобразной лакмусовой бумажкой, проверяющей человеческую личность на предмет силы духа и нравственной чистоты.

Надежда эту проверку проходит, но Николай – нет. В этом и заключается идея произведения. Подробнее о теме любви в произведении Вы можете прочитать здесь: Сочинение на тему: Любовь в рассказе «Темные аллеи»

Тема любви соединяет российский и эмигрантский период. Как герои вспоминают ушедшей любви, так и автор тоскует об оставленной Родине, любит ее, но не может принять те перемены, которые в ней произошли.

Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/ivan-bunin-temnye-allei-analiz/

Бунин Темные аллеи анализ рассказа 9 класс

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • Анализ рассказа Темные аллеи

Рассказ «Темные аллеи» из одноименного цикла И. А. Бунина — это одна из его многочисленных историй о любви. Портреты главных героев складываются из элементов их внешнего описания.

Благодаря таким деталям Бунин подчеркивает их связь с прошлой жизнью. Через них автор умело представляет на суд читателю те события, которые происходили около тридцати пяти лет назад. Надежда «тоже еще красива», Николай Алексеевич имел «красивое удлиненное лицо с темными глазами».

Все это подтверждает их былую привлекательность, которая с годами сохранилась.

Дальнейшее знакомство с героями раскрывает более важные факты, необходимые для понимания основной мысли рассказа. Это причина, из-за которой влюбленные когда-то расстались.

Короткая встреча дает понять, что молодые люди были во власти любви и страсти. Об этом в открытую утверждает Надежда, которая так и не смогла простить мужчину, покинувшего ее.

Положение, которое главные герои занимали в обществе, их социальное неравенство стало причиной расставания («Ведь при господах выросла»). Он, как представитель высшего света, не мог поступить иначе.

Подобные предрассудки оказались выше настоящих чувств.

В этом произведении И. А. Бунин остается предан своим взглядам на любовь, которая со временем приводит либо к привязанности, привычке, либо заканчивается в силу каких-либо обстоятельств, зачастую трагедией. Однако автор в очередной раз доказал, что настоящая любовь — это неискоренимое чувство.

На примере отношений со стороны Надежды, которая не скрывает, что продолжает любить Николая, он говорит о чистых, верных чувствах, сохраненных на всю жизнь. Поведение мужчины также говорит о том, что он остался неравнодушен.

Но из-за предательства совесть его мучает, поэтому он стремится покинуть постоялый двор как можно быстрее, где теперь она была не прислугой, а хозяйкой.

  Нравственный выбор — сочинение-рассуждение 9 класс

Несомненным спутником героев в рассказе является природа.

Дождливая погода будто сопровождает военного на пути в гостиницу, предвещая душевные переживания после долгой разлуки, бурю эмоций. Представитель светской моды на фоне «размытой дороги» осеннего ненастного дня не выглядит довольным.

На обратном пути «лошади ровно шлепали по лужам». Погода осталась неизменной, она будто разделяла его печаль, стыд, сожаление.

Композиция рассказа прозрачна, представляет понятную последовательность действий. Изображение главного героя в начале и конце произведения тесно связано с образом русской дороги, которая не просто приводит его к воспоминаниям о прошлом, но обращает внимание на внутренний мир, в котором нашлось место для предательства и лжи. После момента раскаяния он вновь едет по той же дороге.

Любовь в рассказе Бунина играет большую роль. Она показала сущность каждого героя, помогла увидеть ошибки, которые, возможно, помогут измениться в лучшую сторону.

Октябрьская революция и эмиграция

Октябрьскую революцию Бунин воспринял отрицательно, как социальную драму. Он эмигрировал в 1920 году во Францию.

Здесь им были написаны, кроме других произведений, цикл новелл под названием «Темные аллеи» (анализ рассказа с одноименным названием из этого сборника мы проведем чуть ниже). Главная тема цикла — любовь.

Иван Алексеевич открывает нам не только светлые ее стороны, но и темные, о чем говорит и само название.

Судьба Бунина была и трагичной, и счастливой. В своем искусстве он достиг непревзойденных высот, первым из отечественных писателей получил престижную Нобелевскую премию. Но он вынужден был тридцать лет прожить на чужбине, с тоской по Родине и душевной близостью с ней.

Тема

Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве.

Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы.

Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.

Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит – всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.

Посетители Хлестакова – о чем просят, их поведение в таблице

Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к молодой девушке.

Вывод очевиден: счастье состоит в том, что бы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа.

Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь.

Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.

Взгляд Бунина на любовь

У Бунина был отличный от других, свой собственный взгляд на это чувство. Финал его был одним — смерть или расставание, независимо от того, как сильно герои любили друг друга.

Иван Алексеевич считал, что это чувство похоже на вспышку, но именно этим и прекрасно. Любовь с течением времени сменяется привязанностью, которая постепенно превращается в быт. Герои Бунина лишены этого.

Они переживают лишь вспышку и расстаются, насладившись ею.

Рассмотрим произведение «Темные аллеи». Анализ рассказа, открывающего одноименный цикл, начнем с краткого описания фабулы.

Композиция

Рассказ делится на три логических части: главный герой приезжает на постоялый двор, ведёт разговор и уезжает.

  1. Первая часть содержит в себе экспозицию, которая показывает нам главных героев и рассказывает предысторию.
  2. Вторая часть отведена под завязку и кульминацию, герои начинают разговор, вспоминают прошлое, это оживляет в них, казалось бы, давно умершие чувства.
  3. В третий части происходит развязка, а за ней финал: герои прерывают разговор и прощаются навсегда.

Сюжет рассказа «Темные аллеи»

Сюжет его незамысловат. Генерал Николай Алексеевич, уже старик, приезжает на почтовую станцию и встречает здесь свою возлюбленную, которую не видел около 35 лет. Надежду он узнает не сразу. Теперь она — хозяйка постоялого двора, в котором однажды произошла их первая встреча. Герой выясняет, что все это время она любила лишь его.

Рассказ «Темные аллеи» продолжается. Николай Алексеевич пытается перед женщиной оправдаться за то, что не навещал ее столько лет. «Все проходит», — говорит он. Но очень уж неискренни, неуклюжи эти объяснения.

Мудро отвечает Надежда генералу, сказав о том, что молодость проходит у всякого, а любовь — нет.

Женщина укоряет возлюбленного, что тот бросил ее бессердечно, поэтому она много раз хотела наложить на себя руки, но сознает, что теперь уже поздно укорять.

Остановимся подробнее на рассказе «Темные аллеи». Анализ произведения показывает, что Николай Алексеевич как будто не чувствует раскаяния, но Надежда права, говоря о том, что забывается все-таки не все. Генерал тоже не смог забыть эту женщину, свою первую любовь. Напрасно просит он ее: «Уходи, пожалуйста». И говорит, что лишь бы Бог простил его, а Надежда, видно, уже простила.

Но выясняется, что нет. Женщина признается, что не смогла этого сделать. Поэтому генерал вынужден оправдываться, извиняться перед своей бывшей возлюбленной, говоря о том, что никогда не был счастлив, но жену свою любил без памяти, а она бросила Николая Алексеевича, изменила ему. Сына обожал, возлагал большие надежды, а получился из него наглец, мот, без чести, сердца, совести.

Жанр

Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.

Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжетов – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания.

Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина.

Автор имеет уникальную способность – в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном.

Художественные средства, которые использует автор всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.

  • Предыдущая
  • Сочинения«Антоновские яблоки» анализ произведения Бунина – проблематика, особенности, план, смысл названия рассказа
  • Следующая
  • Сочинения«Анна Снегина» анализ поэмы Есенина – план, проблематика, история создания, жанр произведения

Сохранилась ли старая любовь?

Проанализируем произведение «Темные аллеи». Анализ рассказа показывает, что чувства главных героев не угасли. Нам становится понятно, что сохранилась старая любовь, герои этого произведения любят друг друга по-прежнему.

Уезжая, генерал признается себе в том, что женщина эта дала ему лучшие моменты жизни. За измену своей первой любви мстит герою судьба. Не обретает счастья в жизни семейной Николай Алексеевич («Темные аллеи»). Анализ его переживаний доказывает это.

Он осознает, что упустил дарованный когда-то судьбой шанс.

Когда генералу рассказывает кучер о том, что хозяйка эта дает деньги под процент и очень «крута», хотя и справедлива: не вернул вовремя — значит, пеняй на себя, Николай Алексеевич эти слова проецирует на свою жизнь, размышляет о том, что было бы, если бы он не бросил эту женщину.

Вариант 3

Кастовые различия всегда существовали в обществе. В Индии до сих пор многие ориентируются на кастовую систему. В России раньше был специальный табель о рангах, который разграничивал социальный статус людей, были крепостные и были владельцы деревень и людей.

Трудно однозначно сказать о преимуществах или недостатках подобной системы. Бунин пишет совсем не об этом, он пишет о людях, которые являются яркими представителями этой системы, яркими штрихами в рассказе Темные аллеи он описывает противоречивость представителей так называемого высшего и низшего света.

С одной стороны перед нами военный Николай Алексеевич, с другой дворовая девка Надежда, которая со временем, как говорится, выбилась в люди, стала владелицей собственной гостиницы.

Они любили друг друга в молодости, если следовать фактам указанным автором, то, тогда Надежде было около 18 лет, Николаю Алексеевичу около 30.

Они снова встречаются спустя 30 лет, военный оказывается проездом в гостинице Надежды.

Узнав друг друга, вспоминают молодость. Оказывается Надежда до сих пор любит этого человека и никогда не была замужем. Она рассказывает о собственных душевных страданиях, крепком чувстве.

Бунин подчеркивает простоту ее речи и восприятия мира: «читал стихи про какие-то темные аллеи», но также указывает и не глубокую, народную мудрость: «молодость у всех проходит, а любовь – другое дело». Надежда проста и искренна.

В Николае Алексеевиче в свою очередь угадываются черты пресыщенного интеллигента, часто характеризуя различные жизненные ситуации, он произносит «пошло». Для него все «пошло» и обыденно, бытие – бренный феномен, который исчезает «как вода протекшая». Тем не менее, факт остается фактом, именно он сбежал и бросил Надю в молодости.

Более того, как читатель узнает из завершения рассказа, главный герой не мог представить себе именно то, как эта простая девка будет хозяйкой его петербургского дома, его супругой. Наверно, для него подобное тоже выглядит пошло.

Читайте также:  Краткая характеристика главных героев романа война и мир

Только вот на фоне этой «пошлости» контрастирует фигура Надежды, которая отдала ему лучшие годы, всю красоту и осталась преданной до полувека и, пожалуй, продолжит его любить (безответно любить и без корысти) до скончания века своего.

Эти факты заставляют читателя усомниться в благородстве главного героя. Конечно, увлечения юности, разные социальные классы – многое следует понять. История действительно проста и банальна, но за ней есть подлинные и настоящие чувства, отдельная судьба.

Когда они расстаются (тепло и ласково), Надежда смотрит в окно, так проявляется ее преданность, которая не поменяется, а Николай Алексеевич вспоминает те самые стихи: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…». Он ценит красоту стихов и может декламировать красивые рифмы, но почему-то не способен воспринять красоту этой преданной любви.

Что помешало счастью главных героев?

В свое время сословные предрассудки помешали соединить судьбу будущему генералу с простолюдинкой. Но любовь из сердца главного героя не ушла и мешала стать счастливым с другой женщиной, воспитать достойно сына, как показывает проведенный нами анализ. «Темные аллеи» (Бунин) — это произведение, которое имеет трагический оттенок.

Надежда также пронесла любовь через всю жизнь и в итоге тоже оказалась одна. За причиненные страдания простить героя она не смогла, поскольку он остался в ее жизни самым дорогим человеком.

Николай Алексеевич оказался неспособен нарушить установленные в обществе правила, не рискнул действовать против них. Ведь, женись генерал на Надежде, он встретил бы презрение и непонимание окружающих. А бедной девушке не оставалось ничего, как покориться судьбе.

В те времена невозможны были светлые аллеи любви между крестьянкой и барином. Проблема эта уже общественная, а не личная.

Драматичность судеб главных героев

Бунин в своем произведении хотел показать драматичность судеб главных героев, которые вынуждены были расстаться, будучи влюбленными друг в друга. В этом мире любовь оказалась обреченной и особенно хрупкой. Но она осветила всю их жизнь, навсегда осталась в памяти лучшими мгновениями. Романтично-прекрасна эта история, хотя и драматична.

У Бунина в произведении «Темные аллеи» (анализ рассказа этого мы сейчас проводим) тема любви является сквозным мотивом.

Пронизывает она и все творчество, связывая тем самым эмигрантский и российский периоды.

Именно она позволяет писателю соотнести с явлениями внешней жизни душевные переживания, а также приблизиться к тайне души человеческой, исходя из влияния на него объективной действительности.

На этом завершаем анализ рассказа Бунина «Темные аллеи». Любовь каждый понимает по-своему. Это удивительное чувство до сих пор не разгадано.

Тема любви будет актуальна всегда, поскольку она является движущей силой многих человеческих поступков, смыслом нашей жизни. К этому выводу приводит, в частности, проведенный нами анализ.

«Темные аллеи» Бунина — рассказ, который даже своим названием отражает мысль, что чувство это нельзя понять до конца, оно «темное», но в то же время прекрасное.

История создания

В “Темных аллеях” анализ будет неполным без истории создания произведения и знания некоторых подробностей биографии писателя. В стихотворении Н.

Огарёва “Обыкновенная повесть” позаимствован Иваном Буниным образ темных аллей. Эта метафора настолько впечатлила писателя, что он наделил её своим особым смыслом и сделал названием цикла рассказов.

Все они объединены одной темой – яркой, судьбоносной, запоминающейся на всю жизнь любви.

Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937-1945), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина.

Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силу автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческой карьере Бунина.

Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.

Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по литературе? Наши профессиональные репетиторы помогут вам сдать ЕГЭ на 80+ баллов!

Узнать стоимость

В самые страшные времена написаны самые лучшие, тонкие, пронзительные рассказы о любви – цикл “Тёмные аллеи”.

В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые “дорогие” переживания.

Именно такие “тёмные аллеи” имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу. Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании “Новая земля”.

Источник: https://memblog.ru/stihotvoreniya/temnye-allei-glavnye-geroi.html

Разработка открытого урока по литературе по рассказу И.А. Бунина "Тёмные аллеи"

Открытый урок литературы на тему

«Тайна любви в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи»».

  • 9-й класс
  • Теляшова Екатерина Владимировна,
  • учитель русского языка и литературы

Дата: 04.04.2019 г.

  1. Тип урока: урок открытия нового знания.
  2. Цели урока:
  3. Содержательные:
  • разобраться, в чём состоит загадка любви по И.А. Бунину;
  • проанализировать рассказ «Тёмные аллеи» И.А. Бунина (содержание, образы, язык, идея).

Деятельностные:

  • формирование ассоциативного мышления;
  • обучение навыкам целеполагания;
  • развитие исследовательских навыков;
  • обучение навыкам групповой работы;
  • развитие навыков смыслового чтения;
  • обучение анализу и синтезу;
  • формирование навыков рефлексии;
  • обучение высказыванию собственного мнения.
  • Технологии и методические приёмы: подбор ассоциаций, мини-исследование, анализ эпизода рассказа, тест, ИКТ, технология развития критического мышления, буктрейлер.
  • Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, колонки, карточки с «потерянным» текстом, карточки для групповой работы, тест.
  • Ход урока

1. Этап. Приветствие, знакомство с учениками (0,5 мин)

-Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня с вами познакомиться. Сегодня урок литературы буду вести у вас я. Зовут меня Теляшова Екатерина Владимировна, я учитель русского языка и литературы Китовской средней школы, участник регионального конкурса «Педагог года». А вы сегодня являетесь моими помощниками. Поможете мне? (Спасибо).

  1. Давайте улыбнёмся и с прекрасным настроением начнем наш урок!
  2. 2.Этап мотивации (4 мин)
  3. (Слайд 1, 2)

-Я хочу, чтобы вначале вы послушали фрагмент известной баллады и определили её ключевое слово. Пожалуйста, послушаем!

Когда вода всемирного потопаВернулась вновь в границы берегов,Из пены уходящего потокаНа сушу тихо выбралась Любовь -И растворилась в воздухе до срока,А срока было — сорок сороков…

И чудаки — еще такие есть -Вдыхают полной грудью эту смесь,И ни наград не ждут, ни наказанья, -И, думая, что дышат просто так,Они внезапно попадают в тактТакого же — неровного — дыханья.Пусть поют во сне и наяву!..

Я дышу, и значит — я люблю!

Я люблю, и значит — я живу!

-Итак, вы, конечно, узнали уникальный голос барда Владимира Семёновича Высоцкого. И, я думаю, без труда определили ее ключевое слово. Какое? (Любовь)

-Конечно же, любовь. Верно. (На слайде № 3 появляется слово ЛЮБОВЬ, написанное на изображении розы)

– Какие ассоциации возникают у вас при этом слове? (Дети называют слова-ассоциации). Напишите на листах-лепестках. (Пишут)

– Давайте разместим их на ваших столах. (Собирают лепестки).

– Есть ли в этом понятии нечто, что человек не может узнать, но всегда стремится разгадать? (Да).

-Как называется такое явление? (Тайна)

(Под розой появляется слово ТАЙНА).

-Домашним заданием у вас было прочитать рассказ Бунина «Тёмные аллеи». Опираясь на ключевые слова, сформулируйте тему урока. (Тайна любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи»)

На слайде № 4появляется тема урока «Тайна любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи».

3. Этап актуализации и целеполагания (1,5 мин)

– Любовь – чувство непостижимое, неподвластное научному анализу. Это вечная тема в литературе. В последней книге Ивана Алексеевича она стала доминирующей. «Тёмные аллеи» — сборник рассказов, в котором первый рассказ имеет одноимённое название.

Когда книга увидела свет, и читатели были потрясены «вечной тайной» любви, писатель в одном из писем признавался: «Она говорит о многом трагичном и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».

— Ребята, какие же цели необходимо поставить нам сегодня на уроке?

На слайде № 4: цели урока добавляют ученики:

1. Разобраться в чём состоит загадка любви по Бунину
2. Проанализировать рассказ (содержание, образы, язык, идея)
3. Высказывать собственное мнение по отношению к произведению и его героям.

4. Этап первичного закрепления с проговариванием в устной речи (15 мин)

-Ребята, так как дома вы внимательно прочитали текст, сейчас мы должны его проанализировать. Сегодня вы работаете группами:

группа 1— «Тёмные аллеи», которая работает над текстом произведения, размышляет над его названием. Задания лежат на столе. Работа серьезная.

группа 2— «Николай»,

группа 3 – «Надежда». Предлагаю сейчас вам вспомнить только яркие моменты рассказа. В этом нам поможет буктрейлер. Буктрейлер — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной форме о каком-либо произведении.

  • -Первая группа готовится, а мы начинаем с групп «Надежды» и «Николая».
  • РАБОТА С ГРУППАМИ 2 и 3
  • 1. Проблемные вопросы:

– Кто является главным героем рассказа? (Он и она, мужчина и женщина, Надежда и Николай).

– Что произошло на постоялом дворе? (Встретились два человека, которые в юности любили друг друга).

– Что стало основной причиной расставания? (социальное положение, она бедна, он богат).

2) Мини-исследование:

Предоставим слово нашим двум группам. Они расскажут о наших героях в пору их юности и нежных отношений, т.е. до момента расставания.

(Слайд 5)

I. Надежда – главная героиня рассказа. Она воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, учили «прилично себя держать» при гостях и господах. Была она, наверное, хороша собой. Можно предположить, что господа к ней неплохо относились. А потом, чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.

II. Николай Алексеевич. Скорее всего, родные называли его Николенька, может быть, на французский манер Nikola. Он точно был хорош собой, подтянут, приобрёл важность и строгость. Родители выбрали для него военную карьеру. Он приезжал навестить их, бабушек, тётушек.

В один из приездов он обнаруживает в доме очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили вместе лучшие минуты.

Он читал ей стихи Огарёва «Обыкновенная повесть»: Была чудесная весна, Они на берегу сидели… Узнав об увлечении своего сына служанкой, родители немедленно отослали своего сына в полк.

Анализ финала рассказа.

(На столах у групп карточки с вопросами).

– Спасибо за ваши рассказы. А теперь перейдём к перекрёстному опросу: группа Надежды задаёт вопрос – группа Николая отвечает, потом группа Николая задаёт вопрос – группа Надежды отвечает. Если посчитаете ответ группы неполным, можно добавить.

Вопросы группы «Николай»
  1. Как сложилась судьба Надежды после расставания? (Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержать постоялый двор)
  2. Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? (Сколько ни проходило времени, она сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, даже руки хотела на себя наложить).
  3. Смогли бы вы простить человека, который поступил таким образом с вами?
Вопросы группы «Надежда»
  1. Как сложилась судьба Николая Алексеевича после расставания? (Он женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, «возлагал на него большие надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести»)
  2. Помнил ли он о своём увлечении молодости? (Он же женат! Он любил жену и, конечно, забыл о Надежде).
  3. Что понял герой после разговора с Надеждой? (Он понял, что именно она дала ему лучшие минуты в жизни. Поэтому что-то грустное входит в его душу с этой встречей)

– А теперь, ребята, вопросы к вашим группам. Вы вместе подумаете над вопросом, посоветуйтесь. Сами определите, кто озвучит ваш ответ.

(Слайд 6)

«Надежда» «Николай»
– Скажите, Надежда, почему Вы не остановили своего любимого, ведь Вы любите и будете продолжать любить его? – Скажите, Николай, почему Вы так быстро уехали, не задержались, не продолжили моменты встречи?
(Она не простила героя, не забыла обиды, но и не разлюбила его. Она живёт воспоминаниями о прошлом.)      (Продлевать минуты встречи всё равно? что продлевать минуты подлого поступка.)

5.Физкультминутка (1 мин)

-Ребята, встаньте, пожалуйста. Послушайте, как стучит ваше сердце. Как вы считаете, когда человек любит, когда он готов на все ради любимого человека, когда ждет той минуты, чтобы снова и снова его увидеть, как у него бьется сердце? (Сильно, трепетно).

Подарите своё сердце окружающим. Спасибо! Присаживайтесь.

РАБОТА С ГРУППОЙ 1

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5 мин)

– Ребята, вы замечательно справились с заданием. Спасибо. И теперь, чтобы до конца разобраться, в чём же состоит тайна любви по Бунину, группа1 поможет нам в этом. Она работала с «потерянным» текстом и должна была восстановить текст: на месте пропусков, вписывая «выпавшие» слова.

(Слайд 7)

«Обратим внимание на природные__________рассказа. Автор обращает внимание на холодное ________________, на ________________, залитые дождями, на бледное низкое ______________, используя такое средство выразительности, как _______________ ___________ создаёт мрачное и печальное настроение.

Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат ___________, закат ____________.

Однако в ______________рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на __________ поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему________________.

  1. Таким образом, ____________ в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который ___________ светом всю жизнь человека»
  2. – Давайте проверим себя по эталону. (Слайд № 8)

«Обратим внимание на природные реалии рассказа. Автор обращает внимание на холодное ненастье, на дороги, залитые дождями на бледное низкое солнце, используя такое средство выразительности, как эпитеты.

Осень создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат жизни, закат любви.

Однако в финале рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на пустые поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему Надежда.

  • Таким образом, любовь в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который озаряет светом всю жизнь человека».
  • (Слайд 9)
  • На доске по другую сторону от розы появляются лепестки «СВЕТ», «ОЗАРЕНИЕ», «МИГ СЧАСТЬЯ», «ПЕЧАЛЬНЫЙ ФИНАЛ»

-Также ваша группа должна была поработать и над названием произведения. Почему «Темные аллеи?» (Темные аллеи — название рассказа — мыслится как символ. Это не темные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви).

7. Этап включения в систему знаний (1 мин)

– Ребята, вы, наверное, согласитесь с писателем, что любовь героев рассказа трагична, но она же есть «нечто нежное и прекрасное». Любовь – это закон мироздания.

  1. Свежий ветер избранных пьянил,С ног сбивал, из мертвых воскрешал, -Потому что если не любил —
  2. Значит, и не жил, и не дышал!
  3. 8. «Мудрый совет» (2 мин)
  4. -Ребята, а сейчас каждая из групп попробует дать друг другу какой-то мудрый совет, касающийся любви на основе прочитанного произведения. Пожалуйста, подумайте…
  5. 9. Рефлексия, домашнее задание (10 мин)
  6. – О чём заставил поразмышлять рассказ Бунина?
  7. — Цели, которые мы ставили в начале урока, достигнуты?
  8. – Какие приёмы анализа текста давались легко?
  9. – Работу какой группы можно сегодня выделить?
  10. -Оценки получают….
  11. (Слайд 10)
  12. – Попробуйте написать синквейн на тему «Любовь» (группа 2 и 3), «Темные аллеи» (1 группа)
  13. – Напоминаю структуру синквейна:
  1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

  2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.

  3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

  4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

  5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта

Например… (слайд 11)

Дети зачитывают синквейны.

-Ребята, вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. Я надеюсь, что для вас он не прошел бесследно. Я думаю, что тайна любви в рассказе «Темные аллеи» Бунина раскрыта. Жизнь без любви и не жизнь вовсе, если она погибает, то и жизнь становится никчёмной и беспросветной. Но часто от любви, и об этом нам говорит Бунин, приходится ожидать не только радость, но и немало горестных воспоминаний.

Наверное, вы знаете, что символом любви является роза. Вот и сегодня я хочу подарить вам небольшой символ нашего урока – розу: красная – означает глубокую любовь и привязанность, а белая — чистую и невинную любовь; розовая — симпатию и восхищение. Вот и я желаю вам именно такой же любви – чистой, красивой, восхитительной! Кстати, внутри каждой розы – тоже тайна…

Домашнее задание (слайд 12)

  • прочитайте один из рассказов И.А. Бунина из книги «Тёмные аллеи»;
  • напишите собственное понимание этого рассказа;
  • напишите синквейн на тему прочитанного рассказа.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/razrabotka-otkrytogho-uroka-po-litieraturie-po-rasskazu-i-a-bunina-tiomnyie-alli.html

Ссылка на основную публикацию