Характеристика автора в поэме слово о полку игореве

В данной статье представлено краткое содержание «Слова о полку Игореве» с попутными ми, касающимися образов главных героев произведения. Эта статья может быть полезна школьникам для подготовки к урокам литературы.

Тема «Слово о Полку Игореве» изучается в девятых классах общеобразовательных школ. Также в статье приведены мнения разных учёных по поводу возможности установления авторства этого произведения и некоторые предположения насчёт того, кем может являться предполагаемый автор.

Эти материалы даны после краткого содержания «Слова о полку Игореве».

Начало произведения

Автор говорит о цели написания поэмы. Он хотел передать исторические события как можно лаконичнее, обращая внимание только на существенные факты. Автор противопоставляет свой литературный стиль стилю древнего сказителя Баяна, язык которого был чересчур вычурным.

Характеристика автора в поэме Слово о полку Игореве

В первой части «Слова о полку Игореве» князь Игорь ожидает прибытия князя киевского Всеволода с войском. Два брата решили, объединив силы, нанести удар по половцам.

Образ русской земли в «Слове о полку Игореве», в том числе образ природы является одним из действующих персонажей произведения. Уже на первых страницах повести природа играет роль заботливой матери, предостерегая князей от опасной военной операции: случается солнечное затмение.

Это природное явление воспринималось русским народом как плохая примета. Однако упрямый Игорь не замечает этого грозного предостережения.

Поход Игоря

На протяжении всего пути войско сопровождают дурные знамения – вой лесных животных, пронзительный крик птиц, разразившаяся внезапно гроза.

Первая атака на половцев увенчалась успехом – войско неприятеля было разбито. Русские воины увели в свой стан много пленённых половецких девушек. Войско князя Игоря расположилось на ночлег в степи.

В это время для сражения с ними были направлены новые половецкие войска.

Характеристика автора в поэме Слово о полку Игореве

Их движение сопровождалось диким воинским кличем. Здесь можно провести параллель с воем диких зверей, который раздавался на всём протяжении похода к месту сражения.

Говоря о характеристике автора «Слова о полку Игореве», можно согласиться с предположением академика Лихачёва о том, что создатель поэмы являлся профессиональным поэтом.

Мастерское использование образов природы очередной раз доказывает это утверждение.

Новое сражение

Русские воины перегородили дорогу идущей на них неприятельской рати. Рассвет, своим алым цветом напоминавший цвет крови, предвещал трагический исход сражения. Здесь автор делает философское отступление, высказывая своё сожаление по поводу того, что новое поколение русских людей плохо знает историю родной страны.

Характеристика автора в поэме Слово о полку Игореве

В качестве нравоучения он приводит пример из истории, когда многочисленные междоусобные войны, развязываемые в былые времена князем Олегом Вещим, принесли Руси огромные страдания, так как ослабили её, позволив врагам совершать успешные набеги на Русь.

И на этот раз сбылись пророчества, которые совершала природа, предостерегая русских воинов от неудачи на бранном поле.

После жестокой кровопролитной битвы войско Игоря и Всеволода оказалось разгромленным, а сами главные герои «Слова о полку Игореве» попали в плен.

Итоги поражения

Поражение русского войска тяжелее всего переживали жёны воинов. А русские князья, обескураженные поражением своих соотечественников, перестали предпринимать походы на другие народы.

Теперь они решались воевать только друг с другом.

Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» проявляется и в этом эпизоде через описание русской природы: деревья скорбно наклонили свои ветви, степь стояла в печальном молчании.

Характеристика автора в поэме Слово о полку Игореве

Киевский князь Святослав собирает бояр и просит растолковать ему его дурной сон. В поэме «Слово о полку Игореве» образ автора, а точнее его точка зрения выражается в речи Святослава, который критикует Игоря за безрассудство, а других князей за то, что не пришли к нему на помощь, позабыв в междоусобицах о братской любви.

Плач Ярославны и спасение Игоря

Ещё одним значимым лицом среди героев «Слова о полку Игореве» является Ярославна – жена Игоря, которая плачет по пленённому мужу. Она обращается к силам природы с упрёком: как они могли не защитить князя? В этот момент происходит чудо – один из половцев способствует побегу Игоря из плена.

Ликующий образ русской земли в «Слове о полку Игореве» автор воплощает опять же через различные проявления живой природы: не слышен был крик ворон и галок, только поющие птицы своими голосами прославляли князя. Он возвратился домой, к своей жене. Его путь сравнивается автором с полётом птиц и с бегом диких животных.

Можно сказать, что в «Слове о полку Игореве» тема связи человека с природой является одной из главных наряду с темами семейных отношений, греховности тщеславия и погони за славой.

Автор произведения

Литературный анализ «Слова о полку Игореве» и сведения, которыми на данный момент располагают историки, лингвисты и литературоведы, не позволяют установить человека, которому принадлежит авторство этого уникального памятника древнерусской литературы. Не представляется также возможным установить имя автора и в обозримом будущем.

Поэтому остаётся говорить только о его литературном мастерстве и стилистических достоинствах созданного им шедевра.

На основании многих анализов этого произведения, проведённых как отечественными, так и зарубежными учёными, можно сделать вывод, что человек, написавший «Слово», был потрясающе развитой с точки зрения познаний в области культуры, широты кругозора и богатства лексического запаса личностью.

Характеристика автора в поэме Слово о полку Игореве

Характеристика автора «Слова о полку Игореве», проведённая академиком Лихачёвым, содержит следующие предположения. Дмитрий Сергеевич считает, что автор данного произведения не был человеком, имеющим отношение к исторической науке, так как его повествование об исторических событиях не содержат конкретных дат и цифр.

Автор предполагает, что его творение будут читать люди уже в той или иной мере знакомые с русской историей.

Его цель – это именно поэтическое изложение этих событий, представление главных героев как образов, чьи внутренние качества могут быть основой для нравственных поучений, которые автор, пусть не прямым образом, но даёт своим читателям.

Был ли автор непосредственным участником событий?

На этот счёт тоже нельзя найти точного ответа ни в одном научном труде, посвящённом характеристике автора «Слова о полку Игореве». Исследователи лишь строят некоторые предположения.

Согласно одним из них, автор действительно являлся непосредственным участником похода князя Игоря, по другим же версиям, он мог почерпнуть информацию об этой военной компании из рассказов очевидцев.

Этим очевидцем мог вполне быть и сам Игорь или князь Святослав.

Характеристика автора в поэме Слово о полку Игореве

Характеристика автора «Слова о полку Игореве», которую дают некоторые из специалистов по древнерусской литературе, содержит предположение, что автор «Слова» был жителем Киева. Они обосновывают это тем, что автор склонен осуждать черниговского князя Игоря за его неудачный поход. Святослава же, киевского князя, он, наоборот, восхваляет.

Соответственно, гипотеза о том, что человек, написавший данное произведение, жил в Киеве, вполне оправдана. Следует помнить и о том, что в те времена летописи, как правило, писались по заказу того или иного правителя. Поэтому вполне логично, что в произведении, написанном по заказу, заказчик должен быть представлен в выгодном для него свете.

Монах или нет?

Многие летописи создавались в средние века иноками. Предположение о том, что и «Слово о полку Игореве» тоже было создано в монастырских стенах, вызывает сомнения из-за отсутствия каких-либо цитат из священных книг. Символика произведения, состоящая в основном из образов природы, может быть рассмотрена, скорее, как языческая, чем как христианская.

Сам тон произведения, местами неистовый и возмущенный, вряд ли можно приписать православному монаху. Скорее всего, он был всё же человеком мирским и к тому же довольно знатным, который мог себе позволить критику в сторону высокопоставленных особ.

Глубокие познания автора в сфере военного дела наводят на мысль о его причастности к военному сословию. Автор разбирается не только в отечественном оружии и обмундировании, но и в зарубежном. Это видно из описания воинов русской и половецкой армий.

В заключение

Создатель на протяжении всего произведения стремится во всех смыслах приподнять читателя над землёй и духовно, и физически (в воображении, конечно). Он использует чаще всего образы птиц и охоты с соколами. Созданные автором «Слова о полку Игореве» образы помогают читателю увидеть землю с высоты птичьего полёта.

Характеристика автора в поэме Слово о полку Игореве

Хотя перспективы относительно возможности определения личности автора не являются оптимистичными, тем не менее можно смело утверждать, что талант, которым обладал этот литературный деятель, позволил создать бессмертный шедевр.

Его творение и сегодня, спустя много столетий после создания, не потеряло своей актуальности.

Оно всегда будет волновать читателей, поскольку темы любви к родине, мира в семье, безрассудства кровопролитных конфликтов, происходящих между представителями одного народа, а также слепого стремления к власти и богатству всегда останутся актуальными.

Источник: https://www.syl.ru/article/347055/slovo-o-polku-igoreve-harakteristika-avtora-glavnyie-geroi-kratkoe-soderjanie-analiz

Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования

Выдающийся памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» обладает множеством идейно-художественных достоинств,которые нераздельно связаны с образом автора поэмы.

Многочисленные исследования, ведущиеся на протяжении многих десятилетий, до сих пор не установили с полной достоверностью, кем был автор. Он так и остается безымянным. Однако текст замечательного произведения дает возможность сделать некоторые выводы о его личности.

Характеристика автора в поэме Слово о полку Игореве

Каково же отношение автора «Слова» к князю Игорю? Какие особенности текста поэмы дают нам возможность судить об этом?

Отношение это нельзя определить однозначно. С одной стороны, автор показывает в образе Игоря многочисленные княжеские доблести. Мы видим, что это благородный, мужественный человек, готовый отдать свою жизнь за родную землю. Таким образом, первое, что ставит автор в заслугу своему герою, — это патриотизм, любовь к родной земле.

Во-вторых, автор дает высокую оценку личным качествам воина и человека, проявленным князем. В походе Игорь показывает исключительное мужество и отвагу, он исполнен «ратного духа», дорожит воинской честью, горит желанием «испить шеломом Дону Великого».

Так, когда в самом начале похода грозное предзнаменование — солнечное затмение — ставит войско перед выбором: продолжить поход или повернуть назад, князь Игорь принимает мужественное решение: «Лучше убитыми быть, чем полоненными», — заявляет он.

С одобрением выделяет автор и такое человеческое качество князя Игоря, как любовь к своим родным и близким. Он испытывает глубокие братские чувства к Всеволоду и готов ради спасения брата пожертвовать собственной жизнью. Автор «Слова» дает нам понять, что Игоря с его женой Ярославной соединяет глубокое чувство любви, поддерживающее его, когда князь томится в плену у половцев.

Характеристика автора в поэме Слово о полку Игореве

И все же положительная оценка личности князя Игоря у автора преобладает. И это подчеркивается финалом произведения, в котором князю удается, рискуя жизнью, совершить смелый побег из плена. Он вышел из перенесенных испытаний еще более закаленным и помудревшим.

Он готов и дальше стоять на страже Русской земли. Игорь приходит к выводу, который особенно важен и для самого автора. Вывод этот заключается в том, что для успешной борьбы с внешними врагами русским князьям необходимо внутреннее единство.

И эту оценку автор доносит до читателей своей поэмы, живущих многие столетия спустя после описываемых событий.

Характеристика автора в поэме Слово о полку Игореве

Источник: https://slovo-igoreve.ru/kakovo-otnoshenie-avtora-slova-o-polku-igoreve-k-glavnomu-geroyu-povestvovaniya/

Образ Бояна в “Слове о полку Игореве”: характеристика героя, описание для сочинения

Меню статьи:

Данное произведение – один из самих значимых исторических и литературных текстов периода Киевской Руси. Существование текста и его точное содержание стали причиной споров и дискуссий.

Причиной многих из них стал вопрос о подлинности текста, оригинал, приобретенный графом И.А. Мусины-Пушкиным, сгорел во время пожара 1812 года в Москве.

Читайте также:  Сочинение на тему защитники отечества

До нас пошли только переводы, сохраненные в поздних списках. Одним из предметов для спора является образ Бояна.

Кто такой Боян

Из текста мы узнаем, что он был песнописцем, жившим до автора «Слова». Но существовал ли действительно такой человек или его образ – это всего лишь плод воображения сказителя? Первоначально образ Бояна воспринимался как обобщенный, собирательный.

Характеристика автора в поэме Слово о полку Игореве

Предполагалось, что в нем были собраны черты и нескольких певцов. Согласно последним данным, Боян – это реально существующий песнописец. Его деятельность припадала на ХІ век и составляла около 40 лет. Боян, скорее всего, не был народным, а придворным певцом, однако, несмотря на это его произведения пользовались популярностью.

В тексте «Слова» также указывается временной промежуток, в который Боян вел активную литературную деятельность.

Исходя из информации, поданной в тексте «Слова». Вначале стихи Бояна были посвящены «старому Ярославу», затем «храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими»(эти князья соперничали между собой). Последние стихи Бояна были посвящены «прекраcному Роману Святославичу».

Характеристика автора в поэме Слово о полку Игореве

Иными словами, начал он свою литературную деятельность при правлении Мстислава и закончил при Романе Святославовиче (исходя из данных о годах правления и жизни упомянутых князей).

Так как князья Мстислав Владимирович Храбрый и Роман Святославович владели Черниговским княжеством и зависимым от него Тмутараканским, а Ярослав Мудрый всей территорией Руси – это дает возможность выдвинуть гипотезу о том, что Боян был уроженцем этих земель, либо же проживал там в зрелом возрасте.

Зачем Боян упоминается в «Слове»

Имя древнего песнописца неоднократно встречается в тексте, но при этом он не выступает как действующее лицо ни в прямом действии по отношению к остальным героям и автору повествования, ни косвенно.

Это наталкивает на мысль, что этот образ можно было бы безболезненно удалить из «Слова», но, на самом деле, его функция важна. В первую очередь, сравнивая манеру изложения материала и способ выражения мысли свою и Бояна, автор обращает внимание на то, что его рассказ основан на реальных событиях и не является хвалебным произведением (какими, вполне вероятно, были стихи Бояна).

Д.Лихачев – один из исследователей «Слова» и переводчик текста на современный язык утверждает, что современный песнописец перерос Бояна, он находится уровнем выше него.

Это не значит, что сказатели прошлого были менее талантливы или то, что их слава не заслужена, просто требования к ним были другими.

Да и в целом они были первопроходцами, а современники, такие как автор «Слова», наученные их трудами могут усовершенствовать свои умения и пойти дальше.

Характеристика образа

Несмотря на то, что позиция в песнопении автора «Слова» и Бояна существенно отличается, автор не отзывается о нем негативно. «О Боян, соловей старого времени» – обращается к нему автор. Он благосклонно характеризирует его как «внука Велеса». События, о которых планирует рассказать автор «Слова» была бы идеальным поводом для произведения Бояна:

Вот бы ты походы эти воспел, скача, соловей, по мысленному древу.

Рассказ Бояна был бы отличен по способу изложения. Автор в подражательной манере подает фрагменты произведения таким образом, кабы «Слово» написано самим Бояном.

Поэтическая манера Бояна состоит в противопоставлении.

Для демонстрации принципа автор использует такие противопоставляющиеся выражения: буря соколов – стаи галок; кони ржут – звенит слава; трубы трубят – стоят стяги.

В первом случаи использован принцип сопоставления предметов рассказа, исходя из противоположных характеристик, во втором и третьем наблюдается усиление эффекта, благодаря схожести некоторых характеристик.

В целом же стиль Бояна полон образности и эмоциональности.

Песни Бояна не состояли исключительно их похвалы, в своих произведениях он пытается с философской точки зрения оценить порой даже самые обыденные, поддающиеся законам природы, вещи. В аргументацию этому автор приводит слова Бояна, с характеристикой его умственных способностей:

«Ни хитрому, ни умелому, ни птице умелой

суда Божьего не миновать!»

Время Бояна прошло, и взгляды на принципы песнопения поменялись, поэтому вести повествование автор будет уже не таким образом как Боян, сейчас в обиходе принципы сказания уже другие.

Таким образом, Боян – реально существующий исторический персонаж. Он занимал важное место в процессе развития культуры и литературы Древней Руси.

Песни Бояна высокопатетичны. Его поэтическая манера заключалась в ярком противопоставлении, образности и эмоциональности.

Тексты, написанные ним, не сохранились до нашего времени об этом человеке, его стиле и манере мы можем судить исходя из воспоминаний о нем в других текстах, цитирования их.

Со временем, требования к литературе поменялись, и на первое место выступает не патетика, а умение достоверно передать информацию о том или ином событии, но это не уменьшает значения произведений Бояна для культурного развития Руси.

Анализ и значение произведения для русской литературы

«Слово о полку Игореве» окружено множеством мистификаций, однако все равно по праву считается выдающимся памятником древнерусской литературы. «Слово…» датируется XII веком. Иногда это произведение называют дружинным эпосом. В основе повествования – реальные события.

Это рассказ о том, как правитель Новгород-Северского княжества Игорь отправился в поход против половцев. Кстати, позже этот сюжет творчески обыграет Стравинский, создав прекрасное музыкальное произведение, с уклоном в авангард. «Слово…» напоминает летопись. Однако это лишь поверхностное, первое впечатление.

Внутреннее же содержание говорит скорее о том, что автор стремился не холодно изложить хронологию событий, а выразить искреннюю скорбь о родной земле, о Киевской Руси.

Итак, согласно сюжету, русское войско вступает в сражение с половцами и побеждает врага. Однако воинов Игоря ожидает и вторая битва, которую выигрывают половцы. Князья оказываются в плену.

В процессе развертывания событий описывается также сон, который снится князю Святославу (племяннику Игоря): это не просто сон, а видение, предзнаменование.

Русских воинов ожидают беды, но Святослав, при всем желании, не способен помочь князьям, потому что те, вероятно, не поддержат родственника.

«Слово…» содержит патриотические, исполненные эмоциональности призывы не сдаваться врагам, сопротивляться до последнего вздоха, защищать родную землю. Отдельное место занимает так называемый плач Ярославны, которая поднимается на стену в городе Путивль, откуда жалобно обращается к природе, к реке, к солнцу и другим стихиям. Этот фрагмент отличается великолепным лиризмом.

Анонимность «Слова о полку Игореве» и фигура Бояна

Авторство «Слова…» установить не удалось, но исследователи считают, что авторов произведения выступил сказитель или летописец, который присутствовал в походе Игоря. Автор, кем бы он ни был, уделяет внимание одной личности, которая, между тем, не является князем или великим воином. Это певец по имени Боян.

Боян наделен такими характеристиками, как «вещий» и «соловей старого времени». Проигрыш битвы половцам знаменует, вероятно, окончание этого старого времени, а Боян – тот, кто способен увековечить его в литературе. Стоит сказать, что автор, при рассказе о Бояне, говорит, что певец «растекался мыслью по древу».

Однако эта фраза вовсе не значит, что Боян уходил от содержательности в своем тексте.

Наоборот, автор желает сказать, что певцу удалось представить картину похода на половцев со всех сторон: как белка бегает по дереву, так и Боян успел «обежать» все стороны и аспекты битвы, чтобы потомки, читатели сумели составить полное впечатление об этих событиях.

«Слово…» – это грустное произведение, потому что, как мы уже говорили, автор намекает на окончание старых и, по-видимому, неплохих времен. Впереди – период кровопролития и междоусобиц, когда брат идет войной на брата… Таким образом, автор «Слова…» делает вывод, что в центре проблем Киевской Руси – княжеская междоусобная война.

Однако автор латентно критикует Бояна – за то, что тот позволяет себе фантазировать и украшать действительность.

Поэтому автор «Слова…» желает уйти от подхода Бояна к изложению событий, и составить собственную картину половецкого похода. Боян – лицо не мифическое. Это личность, которая существовала реально.

Боян, разумеется, был не единственный сказитель, поэт Киевской Руси, однако, благодаря «Слову о полку Игореве» именно Бояну удалось остаться в памяти поколений.

Источник: https://r-book.club/shkolnoe/harakteristika-geroev/slovo-o-polku-igoreve-boyan.html

Слово о полку Игореве

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Слово о полку Игореве» — один из древнейших памятников русской книжности, образец русского эпоса (это что?), в котором соединяются черты воинской повести и притчи (это как?).

Ни одно другое произведение отечественной литературы не вызывает столько споров, сколько эта уникальная поэма.

Для успешного написания сочинения по «Слову о полку Игореве» в 9 классе, недостаточно простого знакомства с кратким содержанием «Слова о полку Игореве».

Необходимо внимательно прочитать текст в любом из существующих переводов (например, «Слово о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачёва или Р.Якобсона), познакомиться с историей изучения документа и разными взглядами на вопрос его происхождения.

План сочинения: «Слово о полку Игореве»

Чтобы составить план по «Слову о полку Игореве» для написания сочинения в 9 классе, необходимо выделить ключевые моменты произведения:

  1. История происхождения памятника, проблема его подлинности.
  2. Жанр «Слова о полку Игореве».
  3. Образ автора в «Слове о полку Игореве».
  4. Поход князя Игоря в половецкую степь.
  5. Гибель войска и пленение князей русских.
  6. Плач Ярославны.
  7. Главные герои «Слова о полку Игореве».
  8. Образ природы.
  9. Идейный смысл произведения.

Для сочинения на тему «Ярославна – главная героиня «Слова о полку Игореве»» понадобится дополнительный анализ кульминационного (это какого?) момента произведения – плача Ярославны.

Загадочный автор и история создания

История создания «Слова о полку Игореве» весьма таинственна. Существует несколько версий происхождения памятника.

  1. «Слово…» было написано в период раннего Средневековья, а затем переписано более поздним автором, после чего обнаружено и обнародовано графом А.Мусиным-Пушкиным в 90-х годах 18-го века.
  2. «Слово о полку Игореве» не является оригинальным произведением древнерусского искусства, а представляет собой стилизацию, созданную в новое время для поддержания авторитета русской литературы в ряду национальных европейских литератур.

Основанием для столь противоречивых гипотез (это что?) стал тот факт, что произведение дошло до потомков в единственном экземпляре, обнаруженном А.Мусиным-Пушкиным, который состоял обер-прокурором Синода и, предположительно, получил его вместе с другими документами из Кирилло-Белозерского монастыря.

Рукопись оригинала хранилась во дворце вельможи в Разгуляе и, согласно официальной версии, погибла во время московского пожара в 1812 году.

Некоторые исследователи приписывают авторство «Слова…» А.Мусину-Пушкину, однако, для этого нет очевидных оснований: граф, при всей своей учёности, не отличался литературными талантами. Есть и другие предположения.

Со временем спор о подлинности документа приобрёл идеологическую окраску: те, кто считал «Слово…» настоящим документом, именовались патриотами (это кто?), те же, кто видел в произведении искусную поделку, приравнивались чуть ли не к врагам России.

Если оставить в стороне эмоции и обратиться к содержанию памятника, очевидным станет тот факт, что автор слова создавал своё творение в эпоху, когда главный герой повествования Игорь Всеволодович был ещё жив, княжил.

Академик А.А.Зализняк, специалист по языку памятников древнерусской литературы, проанализировал языковые особенности старославянского текста (наличие двойственного числа, следы «цоканья» и др.) и сделал вывод о том, что «Слово…» не могло быть написано позднее 11 и ранее 14 века.

Исследователь А.Н.Ужанков называет точную дату: поздняя осень – зима 1200-го года. Автором учёный считает одного из монахов Выдубецкого монастыря под Киевом, лично принимавшего участие в походе.

Читайте также:  О чем мечтал маленький принц?

Автор произведения противопоставляет свой язык языку «вещего Бояна», повествует о делах недавних и давно прошедших, прекрасно знает и цитирует Евангелие (оно в то время ещё не было переведено на старославянский и читалось по-гречески).

Отношение древнерусских книжников к литературной известности далеко от современных представлений. Книжники не стремились приписать подвиг сочинительства себе, они исполняли его как послушание, боговдохновенный труд, для которого они были лишь орудиями, посредниками.

Вот почему имя автора не дошло до нас. Вопрос о том, кто написал слово о полку Игореве, остаётся открытым.

Краткое содержание и анализ произведения

Сюжет произведения (это как?) описывает событие, произошедшие в 1185 году: поход новгород-северского князя Игоря в земли половецкого хана.

Если передать краткое содержание «Слова о полку Игореве» несколькими предложениями, речь в нём идёт о походе, предпринятом русским князем в 1185 году для утверждения своей власти над южными границами Руси.

Этот поход не являлся оборонительным, его целью было освоение нового пространства. Князь хотел «скорой славы» и мыслил добиться победы хитрым неожиданным нападением.

Краткий пересказ «Слова о полку Игореве» не сводится к фабуле (это как?).

Рассказчик (а образ автора в «Слове о полку Игореве» очень важен, заметен, овеян нотами ностальгии (это как?) по былым временам) выстраивает композицию «Слова о полку Игореве» таким образом, что становится ясно: поход Игоря выходит за рамки существующего уклада жизни, переворачивает основы древнерусского мировидения, нарушая религиозные и этические нормы. Так, важные события в жизни Игоря происходят в пятницу, день Крестных страданий Христа.

Начиная сочинение на тему «Слово о полку Игореве», необходимо составить цитатный план и проследить, как меняется отношение повествователя к описываемым событиям.

Автор даёт свою оценку действиям Игоря. Он сравнивает его поход с предыдущим походом князя Всеволода Большое Гнездо, деда Игоря. Прежний поход был оборонительным, старый князь защищал отечество и не посягал на чужие территории.

Он вышел в путь после исповеди и Причастия, получил благословение, бил тёмные силы на протяжении всего Великого поста и к Пасхе с победой вернулся домой. Игорь же, напротив, выходит в поход на пасхальной неделе, без благословения, тайком от противника.

Весь путь его окутан мраком. Образ затмения передаёт не столько явление природы, сколько внутреннее состояние героя, его духовную растерянность.

Лишь попадая в плен к половецкому хану и бесславно спасаясь бегством, Игорь начинает раскаиваться в своей гордыне и получает Божью помощь: звери, птицы, природа, сам Господь указывают ему путь домой.

Плач Ярославны, напоминающий молитву, очищает князя от всех его ошибок.

В завершение автор Слова обращается к русским князьям с призывом опомниться, прекратить кровавую вражду и снова стать единой семьёй.

Анализируя «Слово о полку Игореве», герои которого находятся в состоянии с самими собой и друг другом, нельзя не отметить, как ведёт себя природа в произведении.

В произведении оживают реки, поля, овраги, каждое растение и животное чувствует тревогу, предсказывает гибель войска. Князь нарушил законы справедливого жития – покусился на чужие границы, и это не принесёт ему славы. Зато обратный путь овеян духом радости, смиренного прощения, приятия.

Характеристика героев «Слова о полку Игореве»

Главные герои «Слова о полку Игореве» – князь Игорь Святославович, князь новгород-северский, его брат Буй Тур Всеволод, отец, князь Святослав, супруга Ярославна.

Характеристика Игоря. С одной стороны, князь честолюбив, хитёр, решителен в достижении целей, с другой – смел, грозен в бою. Сначала его речь и поступки не вызывают симпатии, но после возвращения из плена всё живое сочувствует герою.

Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» становится светлее, когда о нём вспоминает опечаленная жена. Князь нужен русской земле, как Ярославне – её супруг.

Ярославна – героиня «Слова…», ставшая символом всего русского народа в его женской ипостаси. Образ Ярославны в произведении представлен через мотив любви.

Словно «зегзица на юру», любящая жена князя просит природные стихии вернуть ей любимого.

Образ Ярославны — это идеал русской женственности, абсолютной любви и верности. Плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» — центральный эпизод раскрытия образа.

Женщина желает обернуться кукушкой и полететь в далёкие земли, чтобы вернуть к жизни дорогого мужа, омыть его кровавые раны. Характеристика Ярославны лаконична, сосредоточена не на внешнем облике женщины, а на её внутренней красоте.

В походе участвует брат Игоря князь Всеволод. Он полон мужества, отважен, собственная рана печалит его меньше, чем поражение в бою. Как и Игорь, Всеволод попадает в плен.

Князь Святослав – отец Игоря и Всеволода, олицетворяет мудрость старшего поколения. Святослав мечтает о прекращении междоусобиц, хочет видеть сыновей дружными.

Характеристика Святослава в «Слове о полку Игореве» даётся не прямо, а через речь героя, его наставления потомкам.

Главная идея произведения

Автор поэмы выступает за идею объединения русских земель, воспевает духовное братство русских князей как единственное средство преодолеть раздробленность и сохранить русскую землю сильной и единой.

«Слово о полку Игореве…» — это сочинение о духовном смысле русской жизни, гимн покаянию, миру и любви.

  • Основная идея — стремление к высшей правде, духовным законам жизни, согласно которым брат не идёт войной на брата, а люди в случае беды становятся единой общностью, готовой отразить любые атаки недругов.
  • Завершая разговор, кратко заметим, что произведение требует более глубокого знакомства с историческим материалом, погружением в атмосферу русского средневековья, знакомства с другими памятниками древнерусского эпоса.
  • Только тогда это произведение откроется во всей полноте своего замысла и прояснит родословную многих последующих сюжетов русской классической литературы.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Характеристика автора в поэме Слово о полку Игореве

  1. * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  2. Подборки по теме
  3. Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/slovo-polku-igoreve-plan-sochineniya-obrazy-geroev-istoriya-analiz.html

Образ автора Слова о полку Игореве

Образ автора «Слова о полку Игореве»

Древнерусская литература

Существует множество предположений о том, кто был автором «Слва о полку Игореве». Им мог быть монах, так как в то время самыми образованными людьми были монахи, или приближенным князя.ю потому что полон горести, сожаления.

Также автором мог быть храбрый дружинник, потому что так ярко и точно может описать сражения только тот, кто сам принимал участие на них.

Но кем бы ни был автор, монахом или смелым вонином, он является выдающимся гениальным человеком своего времени, имеющим здравые взгляды на Русь в сложной обстановке.

Автор писывает не только сам поход на половцев, но и отношение князей друг к другу. Ему больно осозновать то, что происходит в стране, поэтому он призывает всех «братиев» закончить все эти войны:

Ярослав и правнуки Всеслава!

Преклоните стяги! Бросьте меч!

Вы из древней выскочили славы,

Коль решили честью пренебречь.

На мой взгляд, это главные строки, выражающие основную мысль произведения. Такие слова мог сказать только настоящий патриот.

Помимо патриотизма к Родине, автори обладает широкими историческими познаниями т политическими взглядами. В данном случае поэтическая идея поэмы выражена в «Златом слове» Святослава. Через речь передана мысль о единении княжеств в крепкое государство. Автор вспоминает:

  • А ведь было время — без щитов,
  • Захватив щиты из голенища,
  • Шли они на полчища врагов,
  • Чтоб отмстить за наши пепелища.

Но в «Слове» также есть и лирические отступления. например, плач Ярославны. В этом отрывке проявялется тема личной судьбы Игоря. Показав нам свои чувства и мысли, автор предстает перед нами как тонкий психолог. Он точно передает [нам] переживания любящей жены, князя Игоря перед побегом.

Поэтому «Слово» можно отнести к роду лирики. Но с уверенностью это утверждать нельзя, потому что здесь есть и исторические мотивы. Тогда произведение можно отнести к роду эпоса. так к какому же роду и жанру принадлежит «Слово»? Такое смешание не присуще к произведениям 12 века. Вот такое новаторство проявил нам автор.

После того, как мы назвали автора настоящим патриотом, человеком с широкими историческими познаниями и политическоми взглядами, тонким психологом и новатором, нам не стала известна его личность. Назвать его монахом трудно, потому что монахи должны писать строго по канонам.

Также с уверенностью сказать, что он приближенный князя нельзя, так как описания сражений он не может так точно передать. И потому я больше склоняюсь к тому что автор «Слова о полку Игореве» — дружинник. Не просто храбрый воин, а образованный, разностороннеразвитый воин.

Я еще раз повторю, что кем бы ни был автор «Слова», он является гениальным человеком, создавшим памятник древнерусской литературы, и прекрасным скзаителем Баяном.

Источник: https://mirznanii.com/a/358383/obraz-avtora-slova-o-polku-igoreve

Сочинение: Образ автора в «Слове о полку Игореве…» | Литрекон

(370 слов) Многие произведения русской древности относятся к памятникам устного народного творчества. Такой способ передачи содержания сказаний, былин и сказок имеет основную проблему для современных исследователей: личность автора.

Тождественным вопросом задаются ученные и при изучении героической поэмы «Слово о полку Игореве…» Именно к этому произведению приковано больше всего внимания и интереса литературоведов.

В сочинении-рассуждении мы попробуем определить, каким мог быть автор великого памятника истории. 

Благодаря активному вмешательству автора в ход повествования истории в виде лирических отступлений, можно проследить личностные качества неизвестного писателя, его мнение о событиях, отношение к князьям и многое другое.

В тексте автор не упоминает ни своего происхождения, ни имени, ни возраста, но все же он является основным действующим лицом повести. В арсенале зацепок исследователей фигурирует факт грамотности писателя. В те времена мало людей умели читать, а писать — лишь единицы.

Обычно к такому слою населения относились священнослужители, монахи. Нельзя не отметить красноречие творца, его умелое использование художественных оборотов — метафор, олицетворений и эпитетов: «Серым волком по полю кружил…», «Игорь-князь, могучий внук Траянов…», «Копие хочу я преломить в половецком поле незнакомом…».

Но эта теория в произведении опровергается, поскольку писатель ни раз использует образы языческих богов для описания событий, что противоречит христианской вере. 

 Существует другая теория о том, что автор мог быть дружинником Игоря, воином.

Поскольку в произведении уточняются детали происходящего, битв, даже описание оружия и внешнего вида войска князя: «Луки их натянуты, колчаны отворены, сабли их наточены, шеломы позолочены.

» Такие тонкости мог знать только приближенный к князю человек, либо участник этих событий. Но сразу же возникает вопрос. Рискнул бы дружинник Игоря критиковать его в своей повести, ведь ни раз автор указывает на гордыню князя, слепоту и желание славы? 

Без сомнений, автор был истинным патриотом. На протяжении всего произведения он искренне переживает за Игоря и его войско, сочувствует Святославу и поддерживает мысль о необходимости объединения русских земель.

Писатель намеренно выбирает Святослава в качестве героя-резонёра для передачи собственных мыслей и волнений. Благодаря этому автор предстает перед читателем борцом за мир и противником междоусобных войн.

Выбрав главную тему повести – поражение Игоря в борьбе с половцами, писатель демонстрирует последствия, к которым приводит разобщенность русских князей.  

Таким образом, тайна личности автора великого произведения, наверное, никогда не будет раскрыта. От этого ценность древнерусского текста не теряется, а, напротив, с каждым годом обретает пущую значимость в истории литературного творчества. 

Читайте также:  Сочинение на тему предательство 9 класс 15.3

Полина Борискина

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obraz-avtora-v-slove-o-polku-igoreve/

Установлен автор «Слова о полку Игореве»

Известно его имя и место работы.

Во всяком случае, именно о такой научной сенсации недавно объявил профессор, доктор филологических наук Александр Ужанков, представивший результаты своих исследований широкой публике.

Точная дата

Для начала он предложил новую дату написания текста. Ранее годом создания «Слова» считался 1185 г., но Ужанков доказывает, что поэма появилась на свет на 15 лет позднее.

Метод установления даты был следующим: ученый смотрел, какие исторические события в тексте упомянуты, а какие — нет. Если какой-то исторический факт упоминается, значит, поэма написана позже, если не упоминается, значит, вероятно, еще до него.

В интервью газете «Культура» Ужанков объясняет, что последним событием, о котором, по его мнению, явно знал автор «Слова», был поход Романа Галицкого на половцев в «октябре-ноябре 1200 года». При этом эпическое произведение, видимо, вышло из-под пера еще до кончины самого Игоря Святославича, случившейся после лунного затмения 22 декабря 1200 года.

Таким образом, по словам Ужанкова, можно с точностью до месяца назвать дату создания текста – это был декабрь 1200 года.

Кто же был автором?

Среди «подозреваемых» в авторстве «Слова» были граф Мусин-Пушкин, нашедший памятник, сам князь Игорь или другой участник его похода.

У графа уже давно есть надежное «алиби» — подтвержденная учеными древность литературного памятника.

Ужанков же считает, что автором является участник злосчастного похода Игоря, позже принявший монашеский постриг, и с уверенностью называет имя поэта.

Автор «Слова о полку Игореве», на заднем плане второй слева. Или нет.

Ученый полагает, что перед тем как написать поэму, ее автор составил статью о походе в Киевской летописи, позднее вошедшей в Ипатьевский летописный свод. Особенности текста указывают на то, что и летописная статья, и поэма были написаны одним и тем же человеком.

А личность автора Киевской летописи с 1187 по 1199 годы ни у кого не вызывает сомнений — это игумен Моисей. Отметим, что Моисей — монашеское имя. В миру (во время похода) его звали иначе, и Ужанков даже говорит, что у него есть догадки, как именно, но пока ученый их не раскрывает.

Подробное описание боя от первого лица является доводом в пользу того, что древнерусский поэт был участником событий.

«Описывая в Киевской летописи главное сражение с половцами, игумен Моисей замечает: «Во день святого воскресения наведе на ня (нас) Господь гневъ свои, в радости место наведе на ны (нас) плачь…» То есть он сам был участником этой битвы! Он же сообщает, что из всей княжеской дружины остались в живых 15 человек, которые бежали. Сравниваю этот эпизод со строками «Слова» и обнаруживаю: «Что ми шумить, что ми звенить далече рано предъ зорями? Игорь плъкы заворочаетъ». И там, и там описывается «с натуры» один и тот же кульминационный эпизод битвы, причем оба раза употребляются личные местоимения первого лица», — объясняет Ужанков.

Еще одним доказательством своей теории он считает тот факт, что автор использует обращения «княже» и «господине». «Такая форма была свойственной именно духовным лицам, нет ни одного случая подобного обращения князя к князю в рукописях XI–XII века. Можно предположить, что этот Игорев дружинник дал Богу обет оставить мир, если спасется», — говорит ученый.

В интервью он рассказывает о своих доводах куда более подробно, а к концу года обещает представить собственную книгу «Слово о полку Игореве» и его автор».

Самое известное в мире

Ужанков в прессе и публичных выступлениях подчеркивает религиозный аспект древнерусского литературного памятника. Так, он доказывает, что, по сути, «Слово» — это духовная литература, рассчитанная на обычного читателя, и в этом смысле похожа по своим задачам на «Преступление и наказание» Достоевского.

«Преступление Игоря в том, что его обуяла гордыня (за славой пошел на половцев), наказание — плен, наконец, раскаяние (в повести из Ипатьевской летописи есть потрясающий монолог Игоря!) — покаяние, и только после этого идет прощение и освобождение», — рассказывает Ужанков.

Не все учёные разделяют гипотезу о религиозном характере «Слова». Впрочем, древнерусский шедевр тем и хорош, что дает исследователям простор для творчества и интерпретаций. Например, другой филолог, Андрей Чернов, считает, что это и вовсе рифмованная поэма.

А Ужанков утверждает, что «Слово» является «самым известным художественным произведением в мире». «О нем написано более 15 тысяч работ. Ни об одном другом столько нет», — заявляет он.

По теме: Сколько стоит «Слово о полку Игореве»?

Мой инстаграм — @istoki_slova

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d306ee123371c00aff9bf3a/5db6fee895aa9f00b15631d2

Образ русской земли в произведении «Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы, открывающий перед читателями мир культуры, истории Древней Руси, традиции и события того времени.

В каждой строке этого незабвенного произведения мы чувствуем любовь к Русской земле. Мы не знаем, кто был автором древней поэмы, но отчетливо видим его преданность родине, его любование русской природой.

Мир природы в «Слове…» вторит потребностям и желаниям человека. Природа олицетворяется автором, становится внутренним голосом автора, убегающего от бед и призывающего к единству.

Главный герой «Слова…»

Перед читателями раскрывается образ русской земли во всей ее красе. Главным действующим лицом поэмы выступает не отдельно взяты человек, а именно родина, со всеми ее необъятными просторами, с ее многострадальным народом.

В представлении автора русская земля – центральный образ, главный организм, живущий по своим законам. Автор вводит в произведение огромные пространства: моря, реки, большие города – вся страна перед глазами читателя.

Величайшая ценность земли русской

Родные просторы рек и озер, городов и их жителей противопоставляются в повествовании земле половецкой, ее горам и топям, болотам и грязи.

Русская земля в представлении автора – это, несомненно, не только почва, не только реки, леса, города, но и народ, который ее населяет. Автор повествует о прерванной из-за войны с половцами работе простых крестьян, о судьбе русских женщин, ждущих мужей с поля боя, оплакивающих погибших близких, об общем горе русского народа, скорбящего после разгрома войска князя Игоря.

История в «Слове о полку Игореве»

Для автора «Слова…» большое значение имеет история Русской земли. Давая описание похода Игоря, автор обращается к событиям прошлых лет. Он вспоминает события за последние полтора века, его рассказ постоянно обращается от современности к прошлому и наоборот, так автор сопоставляет происходящие события, приводя в пример славное прошлое родины.

Под пером автора «Слова…» русская земля словно оживает. В поэме предстает вся Русь – ее народ, ее просторы, ее история. Образ страдающей Родины помогает автору вызвать сочувствие у читателя, заставить его ощутить ненависть к ее недругам, призвать его к защите земли русской.

Заключение

Главная тема «Слова о полку Игореве» — любовь к Родине. Автор призывает людей русских, в особенности князей, к объединению во благо земли Русской. Тема патриотизма сделала произведение бессмертным.

В нашей современности национальные и социальные конфликты тоже имеют место быть. Я думаю, что «Слово…» это своеобразное завещание давно живущего поколения поколениям будущим.

«Золотое слово» Святослава никогда не утратит уникальности, оно учит каждого бережно и заботливо относиться к родине, хранить ее честь перед лицом других государств.

Источник: https://spadilo.ru/obraz-russkoj-zemli-v-slovo-o-polku-igoreve/

Сочинение: Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?

Выдающийся памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» обладает множеством идейно-художествен­ных достоинств. Все они нераздельно связаны с образом автора поэмы.

Многочисленные исследования, ведущиеся на протяжении многих десятилетий, до сих пор не установили с полной досто­верностью, кем был автор. Он так и остается безымянным. Однако текст замечательного произведения дает возможность сделать некоторые выводы о его личности.

Прежде всего каждая фраза, каждый образ «Слова» свиде­тельствуют об авторе как о патриоте Русской земли.

Знание и достоверное изображение всех подробностей похода князя Игоря позволяют высказать предположение, что автор был непосредственным участником описываемых событий.

И, на­конец, неравнодушное отношение автора к главному герою своего повествования говорит о том, что он, вероятно, был одним из его сподвижников.

Каково же отношение автора «Слова» к князю Игорю? Какие особенности текста поэмы дают нам возможность су­дить об этом?

Отношение это нельзя определить однозначно. С одной стороны, автор показывает в образе Игоря многочисленные княжеские доблести. Мы видим, что это благородный, муже­ственный человек, готовый отдать свою жизнь за родную зем­лю. Таким образом, первое, что ставит автор в заслугу своему герою, — это патриотизм, любовь к родной земле.

Во-вторых, автор дает высокую оценку личным качествам воина и человека, проявленным князем. В походе Игорь пока­зывает исключительное мужество и отвагу, он исполнен «рат­ного духа», дорожит воинской честью, горит желанием «испить шеломом Дону Великого».

Так, когда в самом начале похода грозное предзнаменова­ние — солнечное затмение — ставит войско перед выбором: продолжить поход или повернуть назад, князь Игорь принима­ет мужественное решение: «Лучше убитыми быть, чем поло­ненными», — заявляет он.

С одобрением выделяет автор и такое человеческое каче­ство князя Игоря, как любовь к своим родным и близким. Он испытывает глубокие братские чувства к Всеволоду и готов ради спасения брата пожертвовать собственной жизнью. Автор «Слова» дает нам понять, что Игоря с его женой Ярославной соединяет глубокое чувство любви, поддерживающее его, когда князь томится в плену у половцев.

С другой стороны, автор видит не только достоинства, но и недостатки своего героя. Так, он ясно дает понять, что пора­жение, которым закончился поход, имело своими причинами отсутствие у князя ясного представления о необходимости еди­нения и совместной борьбы против врага, стремление к личной славе.

Не случайно, в уста киевского князя Святослава вложе­ны автором слова осуждения в адрес Игоря и Всеволода, гово­рящие о том, что их поход не принесет чести самим братьям и всей Русской земле. Ведь целью Игорева похода было завоева­ние в Половецких степях богатой добычи.

Потому-то, вопре­ки собственным гордым словам о предпочтительности гибели на поле боя плену, и попадает князь в руки своих врагов.

И все же положительная оценка личности князя Игоря у автора преобладает. И это подчеркивается финалом произведе­ния, в котором князю удается, рискуя жизнью, совершить сме­лый побег из плена. Он вышел из перенесенных испытаний еще более закаленным и помудревшим.

Он готов и дальше сто­ять на страже Русской земли. Игорь приходит к выводу, кото­рый особенно важен и для самого автора. Вывод этот заключа­ется в том, что для успешной борьбы с внешними врагами рус­ским князьям необходимо внутреннее единство.

И эту оценку автор доносит до читателей своей поэмы, живущих многие сто­летия спустя после описываемых событий.

На этой странице искали :

  • каково авторское отношение к князю игорю
  • сочинение слово о полку игореве образ игоря
  • сочинение на тему ярославна героиня слова о полку игореве
  • каково авторское отношение к князю игорю по слову о полку игореве
  • отношение автора к князю Игорю

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-kakovo-otnoshenie-avtora-slova-o-polku-igoreve-k-glavnomu-geroyu-povestvovaniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector