Характеристика семьи курагиных в романе война и мир толстого

Искусство и развлечения 5 мая 2016

В этой статье мы будем говорить о романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Особое внимание уделим русскому дворянскому обществу, тщательно описанному в произведении, в частности, нас будет интересовать семья Курагиных.

Роман «Война и мир»

Характеристика семьи Курагиных в романе Война и мир Толстого

Роман был окончен в 1869 году. В своем произведении Толстой изобразил русское общество эпохи войны с Наполеоном. То есть роман охватывает период с 1805 по 1812 год. Писатель очень долго вынашивал идею романа. Изначально Толстой задумывал описать историю героя-декабриста. Однако постепенно писатель пришел к мысли, что начать произведение лучше всего с 1805 года.

Впервые начал публиковаться отдельными главами в 1865 году роман «Война и мир». Семья Курагиных уже появляется в этих отрывках. Читатель почти в самом начале романа знакомится с ее членами. Однако поговорим более подробно о том, почему такое большое место в романе занимает описание высшего общества и дворянских семей.

Роль высшего света в произведении

В романе Толстой занимает место судьи, который начинает процесс над высшим обществом. Писатель в первую очередь оценивает не положение человека в свете, а его нравственные качества. И важнейшими добродетелями для Толстого стали правдивость, доброта и простота.

Автор стремится сорвать блестящие покровы светского лоска и показать истинную сущность дворянства. Поэтому читатель с первых страниц становится свидетелем низких поступков, совершенных дворянами. Вспомнить хотя бы пьяный разгул Анатоля Курагина и Пьера Безухова.

Семья Курагиных среди других знатных родов оказывается под пристальным взглядом Толстого. Каким же писатель видит каждого члена этой семьи?

Общее представление о семье Курагиных

Толстой видел в семье основу человеческого общества, поэтому придавал такое большое значение изображению дворянских родов в романе. Курагиных писатель представляет читателю как воплощение безнравственности. Все члены этой семьи лицемерны, корыстны, готовы совершить преступление ради богатства, безответственны, эгоистичны.

Среди всех семей, изображенных Толстым, только Курагины руководствуются в своих поступках исключительно личным интересом. Именно эти люди разрушали жизни других людей: Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского и т. д.

Даже семейные узы Курагиных отличаются. Членов этой семьи связывает не поэтичная близость, родство душ и забота, а инстинктивная солидарность, практически круговая порука, которая больше напоминает отношения животных, нежели людей.

Состав семьи Курагиных: князь Василий, княгиня Алина (его жена), Анатоль, Элен, Ипполит.

Василий Курагин

Характеристика семьи Курагиных в романе Война и мир Толстого

Князь Василий – глава семейства. Впервые читатель видит его в салоне Анны Павловны. Он был одет в придворный мундир, чулки и башками и имел «светлое выражение на плоском лице». Говорит князь на французском языке, всегда напоказ, лениво, словно актер, играющий роль в старой пьесе. Князь был уважаемым человеком среди общества романа «Война и мир». Семья Курагиных вообще довольно благожелательно принималась другими дворянами.

Князь Курагин, со всеми любезный и ко всем благодушный, был приближенным императора, его окружала толпа восторженных поклонниц. Однако за внешним благополучием скрывалась непрекращающаяся внутренняя борьба между стремлением казаться нравственным и достойным человеком и реальными мотивами его поступков.

Толстой любил использовать прием несовпадения внутреннего и внешнего характера персонажа. Именно им он воспользовался, создавая образ князя Василия в романе «Война и мир». Семья Курагиных, характеристика которой нас так интересует, вообще отличается от других семей этим двуличием. Что явно говорит не в ее пользу.

Что же касается самого графа, то его истинное лицо проявилась в сцене борьбы за наследство умершего графа Безухова. Именно здесь показана способность героя к интригам и бесчестным поступкам.

Анатоль Курагин

Характеристика семьи Курагиных в романе Война и мир Толстого

Анатоль также наделен всеми теми качествами, что олицетворяет семья Курагиных. Характеристика этого персонажа в первую очередь основывается на словах самого автора: «Простой и с плотскими наклонностями». Для Анатоля жизнь – непрерывное веселье, которое ему все обязаны устраивать. Этот человек никогда не думал о последствиях своих действий и об окружающих людях, руководствуясь лишь своими желаниями. Мысль о том, что за свои поступки надо отвечать, Анатолю никогда даже в голову не приходила.

Этот персонаж совершенно свободен от ответственности. Эгоизм Анатоля почти наивен и добродушен, исходит из его животного начала, именно поэтому он абсолютен. Этот эгоизм является неотъемлемой частью героя, он внутри его, в его чувствах.

Анатоль лишен возможности задумываться над тем, что будет после сиюминутного удовольствия. Он живет только настоящим. В Анатоле крепко убеждение в том, что все вокруг предназначено только для его удовольствия. Ему неведомы муки совести, сожаления или сомнения.

При этом Курагин уверен в том, что он является прекрасным человеком. Именно поэтому в самих его движениях и облике столько свободы.

Однако свобода эта проистекает из бессмысленности Анатоля, так как он чувственно подходит к восприятию мира, но не осознает его, не пытается осмыслить, как, например, Пьер.

Элен Курагина

Характеристика семьи Курагиных в романе Война и мир Толстого

Еще один персонаж, воплощающий в себе двойственность, что несет в себе семья Курагиных. Характеристика Элен, как и Анатоля, отлично дается самим Толстым. Писатель описывает девушку как прекрасную античную статую, которая пуста внутри. За внешностью Элен нет ничего, она бездушна, хоть и прекрасна. Не зря в тексте постоянно встречаются сравнения ее с мраморными статуями.

Героиня становится в романе олицетворением порочности и безнравственности. Как и все Курагины, Элен — эгоистка, не признающая моральных норм, она живет по законам исполнения своих желаний. Отличным примером этого является ее брак с Пьером Безуховым. Элен выходит замуж только для того, чтобы улучшить свое благосостояние.

После вступления в брак она нисколько не изменилась, продолжая следовать только своим низменным желаниям. Элен начинает изменять мужу, при этом у нее нет никакого стремления завести детей.

Именно поэтому Толстой оставляет ее бездетной.

Для писателя, считающего, что женщина должна быть предана своему мужу и воспитывать детей, Элен стала воплощением самых нелицеприятных качеств, которые только могут быть у представительницы женского пола.

Ипполит Курагин

Характеристика семьи Курагиных в романе Война и мир Толстого

Семья Курагиных в романе «Война и мир» олицетворяет разрушительную силу, которая причиняет вред не только окружающим, но и ей самой. Каждый член семьи является носителем какого-то порока, от которого в итоге страдает и сам. Исключением является только Ипполит. Его характер вредит только ему, но не разрушает жизнь окружающих.

Князь Ипполит внешне очень похож на свою сестру Элен, однако при этом он совершенно дурен собой. Лицо его было «отуманено идиотизмом», а тело слабо и худощаво. Ипполит отличается невероятной глупостью, но из-за уверенности, с которой он говорит, все не могут понять, умен он или непроходимо туп. Он часто говорит невпопад, вставляет неуместные замечания, не всегда понимает, о чем рассуждает.

Благодаря покровительству отца Ипполит делает военную карьеру, однако среди офицеров он слывет за шута. Несмотря на все это, герой имеет успех у женщин. Сам князь Василий отзывается о своем сыне как о «покойном дураке».

Сравнение с другими дворянскими семьями

Как отмечалось выше, дворянские семьи имеют большое значение для понимания романа. И не зря Толстой берет сразу несколько семей для описания. Так, основными героями становятся члены пяти дворянских родов: Болконские, Ростовы, Друбецкие, Курагины и Безуховы.

Каждый дворянский род описывает различные человеческие ценности и грехи. Семья Курагиных в этом отношении сильно выделяется на фоне других представителей высшего света. И не в лучшую сторону. Кроме того, как только курагинский эгоизм вторгается в чужую семью, он тут же вызывает в ней кризис.

Семья Ростовых и Курагиных

Характеристика семьи Курагиных в романе Война и мир Толстого

Как отмечалось выше, Курагины – это низкие, черствые, развратные и эгоистичные люди. Они не испытывают друг к другу никакой нежности и заботы. А если и оказывают помощь, то только из корыстных соображений.

Отношения в этой семье резко контрастируют с атмосферой, что царит в доме Ростовых. Здесь члены семьи понимают и любят друг друга, они искренне заботятся о близких, проявляя теплоту и участие. Так, Наташа, увидев слезы Сони, также начинает плакать.

Можно сказать, что семья Курагиных в романе «Война и мир» противопоставлена семье Ростовых, в которой Толстой видел воплощение семейных ценностей.

Показательны и отношения в браке Элен и Наташи. Если первая изменяла своему мужу и совершенно не желала заводить детей, то вторая стала олицетворением женского начала в понимании Толстого. Наташа стала идеальной женой и прекрасной матерью.

Интересны и эпизоды общения братьев и сестер. Как непохожи задушевные дружеские беседы Николеньки и Наташи на холодные фразы Анатоля и Элен.

Семья Болконских и Курагиных

Характеристика семьи Курагиных в романе Война и мир Толстого

Эти дворянские семьи также очень непохожи друг на друга.

Для начала сравним отцов двух семейств. Николай Андреевич Болконский – незаурядный человек, ценящий ум и деятельность. В случае необходимости он готов послужить своему Отечеству.

Николай Андреевич любит своих детей, искренне заботится о них. Совсем не похож на него князь Василий, который думает только о своей выгоде и совершенно не волнуется о благополучии своих детей.

Для него главное — деньги и положение в обществе.

Кроме того, Болконский-старший, как и позднее его сын, разочаровался в обществе, которое так манит всех Курагины.

Андрей является продолжателем дел и взглядов своего отца, в то время как дети князя Василия идут своей дорогой. Даже Марья наследует строгость в воспитании детей от Болконского-старшего.

А описание семьи Курагиных однозначно указывает на отсутствие какой-либо преемственности в их роду.

Таким образом, в семье Болконских, несмотря на видимую строгость Николая Андреевича, царят любовь и взаимопонимание, преемственность и забота. Андрей и Марья искренне привязаны к отцу и испытывают к нему уважение. Отношения между братом и сестрой долго были прохладными, пока общее горе – смерть отца — не сплотило их.

Курагиным же чужды все эти чувства. Они не способны искренне поддержать друг друга в сложной ситуации. Их удел — только разрушение.

Заключение

В своем романе Толстой хотел показать, на чем строятся идеальные семейные отношения. Однако ему нужно было и представить самый худший вариант развития родственных уз. Именно этим вариантом стала семья Курагиных, в которой воплотились наихудшие человеческие качества.

На примере судеб Курагиных Толстой показывает, к чему может привести нравственное падение и животный эгоизм. Никто из них так и не обрел столь желанного счастья именно потому, что думал только о себе.

Люди с таким отношением к жизни, по мнению Толстого, не заслуживают благополучия.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/122334/

«Мысль семейная» в романе. Ростовы – Болконские – Курагины. Видеоурок. Литература 10 Класс

Известна фраза Толстого: «Мне теперь так ясна моя мысль, — говорил Толстой Софье Андреевне в 1877 году, заканчивая работу над романом. — …Так в “Анне Карениной” я люблю мысль семейную, в «Войне и мире» любил мысль народную, вследствие войны 12-го года…»

Важно, что «Война и мир» не только не исключает мысли семейной, но во многом строится на этой мысли. Мысль народная и мысль семейная связаны с заглавием книги и ее смыслом. Семья – это единица общности, которая, разрастаясь, превращается в народ. Семья для Толстого олицетворяет отдельный мир и интересует его гораздо больше, чем какие угодно политические преобразования.

Вспомним начало третьей части второго тома.

Толстой рассказывает нам о том, как сближаются два повелителя мира – Наполеон и Александр; рассказывает о преобразованиях в Российской империи, а дальше пишет: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований».

Можно сделать вывод, что для Толстого то, что происходит в частной жизни человека, гораздо важнее того, что творится в политической сфере.

Читайте также:  В жизни всегда есть место подвигу - сочинение-рассуждение

В «Войне и мире» три основные семьи: Курагины, Болконские и Ростовы. В каждой семье есть отец, сын или сыновья и есть дочь. Собственно, книгу можно прочесть как роман об отношениях семей. Важным фактом является отсутствие в семье Болконских матери, уже из-за этого семья в какой-то мере ущербна.

В семье Курагиных мать есть, но Толстой особого значения ей не придаёт, важными являются лишь два эпизода, когда он говорит о зависти княгини к дочери Элен. Курагины олицетворяют разлад, эгоизм и войну (рис. 1).

Характеристика семьи Курагиных в романе Война и мир Толстого

Рис. 1. Дети Курагиных

Неслучайно после происшествия с Наташей и Анатолем Пьер говорит Элен, что там, где она, там разврат и зло. Как и всегда, для Толстого важны семейные черты.

Так, на вечере у Анны Павловны Шерер Толстой описывает старшего сына Курагиных Ипполита: «Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой, неизменной улыбкой и необычайной, античной красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо».

То, что семья Курагиных несет в себе разлад, ясно из эпизодов с Анатолем. Его поведение при сватовстве к княжне Марье Болконской и в случае с Наташей Ростовой говорит о том, он делает все что угодно ради своего удовольствия и выгоды, не считаясь с чужими чувствами.

Званый вечер, на котором решилась судьба Пьера, устроил князь Василий, который был уверен, что Пьер объяснится с Элен.

«Среди тех ничтожно мелких, искусственных интересов, которые связывали это общество, попало простое чувство стремления красивых и здоровых молодых мужчины и женщины друг к другу. И это человеческое чувство подавило все и парило над всем их искусственным лепетом».

В этой фразе нет и намека на духовную близость между Пьером и Элен. «Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движением головы перехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением. “Теперь уж поздно, все кончено; да и я люблю ее”, — подумал Пьер.

— Je vous aime!— сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя».

Пьер с его требовательным нравственным чутьем понимает, что не любит Элен, что брак с ней – это не то, чего он хочет. И после дуэли с Долоховым он будет себя упрекать в том, что солгал, признаваясь ей в любви. Непросто так Пьер признается Элен на французском, так ему легче соврать.

Князь Николай Болконский и княжна Марья

Для Болконских имение в Лысых Горах имеет такое же значение, как Ясная Поляна для Толстого (рис. 2).

Характеристика семьи Курагиных в романе Война и мир Толстого

Рис. 2. В доме Болконских. Лысые Горы

Лысые Горы для этой семьи – их крепость, в которой Николай Андреевич Болконский является абсолютным владыкой. Он устроил в поместье свой собственный мир, живущие в нем следуют его правилам. Толстой намеренно подчеркивает в князе независимость и аристократизм.

Болконских отличает гипертрофированное ощущение собственного «я», они мнят себя центром вселенной. Например, князь Болконский, отпуская Андрея на войну, больше беспокоится не о том, чтобы сын остался в живых, а о том, чтобы вел себя достойно своей фамилии и не опорочил ее.

Гордость княжны Марьи проявляется, когда в 1812 году Бурьен предлагает ей покровительство французского генерала: «Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями!но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами».

Внешние аристократические черты, присущие всей семьи Болконских, связывают их еще более крепкими узами.

Об отношениях Марьи и ее отца Толстой пишет много и очень настойчиво: «Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его.

Разве мог бы он быть виноват перед нею и разве мог отец ее, который (она все-таки знала это) любил ее, быть с ней несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: справедливость.

Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе – в законе любви и самоотвержения, преподанном нам тем, который с любовью страдал за человечество, когда сам он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала».

Еще одной очень яркой сценой, характеризующей отношения отца и дочери, является сцена перед смертью князя.

«Душенька… или дружок… – Княжна Марья не могла разобрать; но, наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил.

– Зачем не пришла?

“А я желала? желала его смерти!” – думала княжна Марья.

Он помолчал.

– Спасибо тебе… дочь, дружок… за все, за все… прости… спасибо… прости… спасибо!.. И слезы текли из его глаз».

И даже в такие напряженные минуты княжна не может перестать заниматься самоанализом, признаваясь себе вновь, что желала смерти отца.

Книга заканчивается свадьбой княжны Марье и Николая Ростова (рис. 4).

Характеристика семьи Курагиных в романе Война и мир Толстого

Рис. 4. Николай Ростов и Марья Болконская в Воронеже

Тут не стоит забывать о Соне, эта героиня во многом напоминает нам Мармеладову из «Преступления и наказания». Прежде всего она готова на самопожертвование, что для Достоевского – высшая характеристика личности, а для Толстого – нет.

Непросто так в разговоре Наташа Ростова говорит княжне Марье, что Соня – пустоцвет, вспоминая строки из Евангелия. У Сони слишком мало своего, а тем, что есть, она готова пожертвовать.

И тут Толстой снова напоминает важную для себя истину: кто счастлив, тот и прав.

Когда Толстой пишет об отношениях княжны Марьи и Николая Ростова, он подчеркивает, что Николай во многом не понимает духовной высоты, на которой находится его жена. Он чувствует, что она выше него.

Когда княжна приходит к нему после ссоры, Николай говорит ей:

«– Ах, какая ты смешная! Не по хорошу мил, а по милу хорош. Это только Malvina и других любят за то, что они красивы; а жену разве я люблю? Я не люблю, а так, не знаю, как тебе сказать. Без тебя и когда вот так у нас какая-то кошка пробежит, я как будто пропал и ничего не могу. Ну что, я люблю палец свой? Я не люблю, а попробуй, отрежь его…

– Нет, я не так, но я понимаю. Так ты на меня не сердишься?»

Следует отметить, что книга как начиналась образом сироты Пьера Безухова, так и заканчивается сном сироты Николеньки Болконского, у которого такой же лучистый взгляд, как у княжны Марьи и князя Андрея, и для которого отец – божество\

Пение Наташи

Пение Наташи встречается нам в романе дважды. И пение, и танец в толстовском изображении человека необычайно важны, поскольку в них есть ритм (рис. 5).

Характеристика семьи Курагиных в романе Война и мир Толстого

Рис. 5. Танец Наташи

Первый раз писатель описывает пение Наташи после эпизода с игрой в карты, когда Николай возвращается домой, проиграв значительную сумму денег.

«“И вот охота заставлять ее петь! Что она может петь? И ничего тут нет веселого”, — думал Николай.

Пулю в лоб — одно, что остается, а не петь, — подумал он. — Уйти? но куда же? Все равно, пускай поют!

Соня с Наташей почувствовали, что с Николаем что-то происходит, но нарочно обманули себя, чтоб не портить веселье.

“И чему она радуется! — подумал Николай, глядя на сестру. — И как ей не скучно и не совестно!” Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение.

Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.

“Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать”, — говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос.

В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.

“Что ж это такое? — подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. — Что с ней сделалось? Как она поет нынче?” — подумал он.

И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: “Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два три… раз.

Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор… а вот оно — настоящее… Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка!.. Как она этот si возьмет… Взяла? Слава Богу”.

— И он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. “Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!” — подумал он.

О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым…»

В Наташе есть врожденная полнота бытия, которая заставляет ее так трагически переносить разлуку с князем Андреем, говорить толстовскими фразами о земной жизни, верить, что люди не ниже ангелов. Автор подчеркивает, что девушка от природы наделена чувством народного духа.

Как и само пение, так и музыка имеет большое значение в произведениях Толстого. Так, писатель говорит в «Крейцеровой сонате»: «И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю.

Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, — вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом.

Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу»

Наташа в эпилоге

«Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она страстно желала и теперь сама кормила.

Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности.

В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно.

Читайте также:  Сочинение соня ростова в романе война и мир

Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».

В этой фразе Толстой отображает и свое отношение к женщине, к ее месту в жизни семьи. Также он касается современного вопроса эмансипации женщины, против которой был настроен и спорил в романе. «Война и мир» – однозначно произведение полемическое, но полемика в нем не самое главное. Главное – выражение собственного взгляда автора на мир, на человека, на смерть, на Бога, на семью.

Больше чем через двадцать лет после «Войны и мира» Толстой пишет послесловие к чеховской «Душечке» – рассказу о женщине, которая несколько раз вступала в брак и меняла свои воззрения в зависимости от мужа, но счастье обрела, лишь воспитывая чужого ребенка, которой становится смыслом ее жизни.

Начинает Толстой послесловие с библейского сюжета о пророке, которого подкупили и сказали проклясть израильтян. Пророк взошел на гору с этим намерением, но Бог помешал ему проклясть народ и, наоборот, заставил его благословить.

И тоже произошло с Чеховым, который хотел высмеять душечку, но вместо этого показал ее широкую душу и огромное сердце. У Оли есть любовь, и в данном случае совершенно неважно, по отношению к кому она испытывает это чувство, ведь любовь свята сама по себе.

Автор говорит нам о том, что без женщин-телеграфисток и секретарей мы обойдемся, но без женщин-матерей, которые умеют любить, нет. Женщина может делать все, чем занимается мужчина, но он не сможет выполнять ее работу.

Так, уже в эпилоге «Войны и мира» Толстой описывает счастье Наташи, которая нашла себя и обрела семью. Он описывает ее отношения с Пьером: «Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекали его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом» (рис. 6).

Характеристика семьи Курагиных в романе Война и мир Толстого

Рис. 6. Наташа Ростова и Пьер Безухов

Тема семейного счастья всегда интересовала писателя, он написал «Семейное счастье», «Анну Каренину», повесть «Дьявол».

«— Ты знаешь, о чем я думаю? — сказала она, — о Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?

Пьер нисколько не удивлялся этому вопросу. Он понял ход мыслей жены.

— Платон Каратаев? — сказал он и задумался, видимо, искренно стараясь представить себе суждение Каратаева об этом предмете. — Он не понял бы, а впрочем, я думаю, что да.

— Нет, не одобрил бы, — сказал Пьер, подумав. — Что он одобрил бы, это нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас».\

Список рекомендованной литературы

1) Литература. 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч. Лебедев Ю.В.

2) Маартен М. Проблема семьи в творчестве Л.Н. Толстого, 1850–1870-е гг. М.: МГУ, 2000. – С. 211.

3) Шкловский В.Б. Материал и стиль в романе Льва Толстого «Война и мир».

  • Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
  • 1) Интернет-сайт levtolstoy.ru (Источник)
  • 2) Интернет-сайт LiveJournal.com (Источник)
  • 3) Интернет-сайт school-city.by (Источник)
  • Домашнее задание

1) Написать развернутый ответ на тему «Семья в творчестве Л. Толстого».

2) Нарисуйте иллюстрацию, изображающую одну из семей (Курагины, Ростовы, Болконские).

3) Подумайте, как отношения в семьях героев повлияли на их браки (например, семья Наташи Ростовой и ее брак с Пьером).

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/10-klass/l-n-tolstoy-2/mysl-semeynaya-v-romane-rostovy-bolkonskie-kuraginy?konspekt

Семья Курагиных в романе «Война и мир»

Характеристика семьи Курагиных в романе Война и мир Толстого

Во всех больших произведениях Л. Н. Толстого семейная тема проходит красной нитью, но, пожалуй, только семья Курагиных в романе Война и мир вызывает столько отрицательных эмоций у читателя.

Поистине, автор был беспощаден в изображении этих персонажей.

Характеристика и описание семейства Курагиных в романе Война и мир

Рассмотрим по пунктам, что представляет собой эта семья, какие у них цели, занятия, интересы, отношения между собой и к окружающим.

Где живут Курагины

Характеристика семьи Курагиных в романе Война и мир Толстого

Немыслимо представить, чтобы они жили где-либо еще, как не в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Кроме Анатоля Курагина, который «отослан» отцом в Москву за то, что тот стоил ему слишком многих денег сорок тысяч рублей в год. В Москве Анатоль жил скромнее, в конно-гвардейских казармах.

Автор не указывает, где располагался дом Курагиных в столице, не описывает его интерьеров, возможно, подчеркивая этим духовную неосновательность их семейства.

Отношения в семье Курагиных между детьми

Младшее поколение князей Курагиных представляет собой тип светских, испорченных богатством и знатностью молодых людей. Они веселы и легки в общении, ими можно увлечься, но даже между собой они не способны на высокие чувства.

Анатоля и Элен связывает притяжение двух красивых, здоровых животных. Они симпатизируют друг другу и порой помогают «по-братски» в достижении своих страстей, связанных с похотью и деньгами. Каждый из них по-своему успешен: Анатоль – знаменитый в высшем обществе повеса, Элен – красавица и светская львица.

Они любуются друг другом и чувствуют практическую пользу – роль одного усиливает роль другого. Их взаимная симпатия даже вызвала нелицеприятные толки в свете (возможно, не без оснований, как намекает автор), отчасти из-за этого Анатоля и отправили в Москву.

Старшему сыну Ипполиту в романе уделено меньше внимания. Он изображен дегенератом, не способным на какие-либо искренние чувства. Все в нем напоказ, с самым уверенным видом он произносит совершенные глупости. Впрочем, это не мешает ему занимать дипломатический пост.

Его брат и сестра вполне довольны Ипполитом просто потому, что он Курагин, один из них. Они готовы были бы и посодействовать ему в карьере, если бы это потребовалось, потому что все Курагины должны жить хорошо и иметь приличное положение в обществе, иначе просто не мыслимо. К тому же брат и сестра ценят его за то, что он безвредный дурак, он им не опасен, как конкурент.

Проблема отцов и детей Курагиных

Характеристика семьи Курагиных в романе Война и мир Толстого

Дети считают практицизм и бездуховность родителей нормой, они с полуслова понимают отца и способствуют всем его начинаниям.

Как это ни парадоксально, проблемы отцов и детей в семействе Курагиных нет. Здесь царит почти полная гармония. Почти потому что, хотя нет идеологических противоречий между ними, но есть противоречия интересов на уровне богатства, знатности, удовольствий.

Княгиня Курагина (редко появляющийся в романе персонаж) мучается завистью к дочери, когда Элен вступает в «блестящий» брак с Пьером Безуховым. Анатоль злится на отца, когда тот не дает ему денег.

Отношение к слугам Курагиных

Для князей Курагиных слуги – это просто слуги, почти неодушевленные существа, призванные обеспечивать их комфорт. Князья не вступают с ними в человеческое общение, это «не комильфо».

Тон отношений с ними барски-презрительный. Это утвержденная форма общения, переступать за которую – табу.

Отношение к войне и Наполеону у Курагиных

Любые политические или религиозные взгляды во вселенной Курагиных не столь важны в сравнении с их личными интересами. Князь Василий в силу своего общественного положения высказывает некоторые политические воззрения, всегда близкие к общему направлению мыслей его окружения. Даже во время войны он ищет только собственную выгоду.

Ипполит способен рассказать патриотический анекдот, возвышающий его Государя над другими европейскими владыками. Перед войной он презрительно отзывался о Бонопарте, считая его недостойным выскочкой. Анатоль и Элен, младшие дети Курагиных, совершенно не интересовались политикой.

Когда началась война 12-го года, это коснулось всех русских людей. Но Курагины в ней хотели только выжить, что не всем удалось. Анатоль был ранен в битве при Бородино, ему ампутировали ногу, после чего он скончался. Элен сбегает за границу и впоследствии умирает от постыдной болезни.

Авторское отношение к Курагиным

Характеристика семьи Курагиных в романе Война и мир Толстого

По глубокому убеждению Толстого, в семье должно быть теплое, человеческое начало, основанное на взаимной любви, терпении, бескорыстной помощи ближнему. Только такой союз можно называть истинной семьей.

Анализируя судьбы своих героев, Толстой приходит к выводу, что жизненная философия Курагиных ведет к гибели их самих и несет вред окружающим.

Анатоль соблазняет юную наивную Наташу, будучи сам женат, тем самым разрушив ее будущий брак с Андреем Болконским. Распутное поведение Элен приводит Пьера на грань жизни и смерти, а затем к глубокому духовному кризису.

Сравнительная характеристика семей Болконских, Ростовых, Курагиных

Драматично и трогательно описаны семейные отношения Болконских. Старый грозный князь, которого и боятся, и искренно любят его дети. Трепетная Мари, обожающая своего брата.

Когда Андрей Болконский осознает, что желает славы, людского почитания, он, пройдя суровые испытания, раскаивается в этом, меняет свою жизнь. Анатолю рефлексия вообще не свойственна.

Он не только о других людях, но и о себе не задумывается.

Семейство Ростовых Толстой описал с особенным вниманием. Здесь царит любовь. Пылкая, обаятельная Наташа – душа этой семьи. Ее обожают даже слуги, несмотря на ее капризы.

Когда Николай, старший из детей Ростовых, проигравшись в карты, небрежно просит отца оплатить его долг, тот, смутившись, быстро соглашается. Через минуты, устыдившись своего поступка, Николай со слезами просит прощения. Такая сцена немыслима в семействе Курагиных.

Цитатная характеристика семьи Курагиных

Словами Пьера Безухова автор дает краткий диагноз всем Курагиным: «О, подлая, бессердечная порода!».

Об Элен он говорит: «Где вы — там разврат, зло».

Глава семьи, князь Василий, так говорит о своих отпрысках: «Мои дети — обуза моего существования. Это мой крест». Ипполита он характеризует «покойным дураком», а Анатоля, младшего сына, — «беспокойным».

Цитата Элен из романа говорит сама за себя: «Я не такая дура, чтобы иметь детей».

Источник: https://tvercult.ru/literatura/semya-kuraginyih-v-romane-voyna-i-mir

Отношения в семье курагиных. Семья Курагиных в романе «Война и мир. Отношение к слугам Курагиных

Семья Курагиных в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является самой отталкивающей и непредсказуемой своими действиями и поступками.

Как известно, семья Курагиных состоит из отца – князя Курагина , матери – Алины Курагиной, дочери Элен , сына Анатоля и сына Ипполита.

Эта семья не похожа на нежную и любящую семью Ростовых, не походит она и на чужих друг другу Болконских.

Этих людей действительно можно назвать семьей, потому что они помогают друг другу и вместе достигают поставленных целей (правда, пути их достижения не всегда правильны и благородны).

Конечно же, особого внимания заслуживает глава семейства – Василий Курагин
. Он – один из первых персонажей, с которым знакомится читатель у Анны Павловны. По виду ему около пятидесяти лет.

Князь очень уважаем в обществе и имеет влиятельные связи. Он пышно одет, лицо его намыто и чисто, однако душа пуста и скудна. Однако самоуверенности его можно позавидовать.

Именно он устраивает семейную жизнь своей дочери Элен.

О жене его – княгине Алине Курагиной
известно мало. Известно лишь, что она пышна формами. Отмечается так же, что в молодости княгиня славилась красотой, за что и была выбрана Василием.

Самым привлекательным членом семьи является единственная дочь Василия Курагина – Элен
, или же просто Елена. В начале повествования автор представляет ее как девушку на выданье. Славится молодая княжна своей необыкновенной красотой. Каждый, кто видел ее на балах или званых вечерах восхищался ее красотой до глубины души.

Читатель видит, как яростно добивается Элен свадьбы с Пьером Безуховым. Не без помощи отца она достигает поставленной цели и вскоре становится завидной графиней Безуховой.

Читатель понимает сразу, что брак этот только лишь ради денег, любви здесь места нет. Элен делает Пьера несчастным. Из-за нее открывается внутренний мир Пьера, происходит исцеление его души.

Из-за нее он стреляется на дуэли с Долоховым, подвергая свою жизнь опасности.

Читайте также:  Сочинение аксинья астахова в романе тихий дон (образ и характеристика) шолохова

Сама же Элен была глупа и развратна. Но за ее аристократичными манерами и безупречным внешним видом мало кто мог разглядеть подлинную натуру. Кончает свою жизнь Элен так, как наверное заслужила. Болезнь привела к потери красоты, что было настоящим ударом, а позднее к смерти.

Участь Анатоля Курагина
не завидна так же, как и участь сестры. Сам Анатоль был так же красив, как и его сестра. Восхищению придворных девушек не было предела. Он был высок, потому выделялся из толпы. Автор наделил его прекрасными большими глазами, которыми он мог играть в определенной ситуации.

Был он офицером, что, конечно же, является заслугой князя Курагина. Слыл Курагин однако не красотой, а легким поведением, распутством, пьянством и глупостью. Как и другие члены семьи, он не отличался добротой и честностью. Именно этот человек стал причиной разрушения всех мечтаний Наташи Ростовой, спланировав ее побег.

Должно быть за это он должен был расплатиться смертью на поле боя, перенеся боль и физические страдания.

Ипполит Курагин
– еще один сын князя и княгини был некрасивым, можно даже сказать дурным внешне. Однако, некоторые черты брата всё-таки он унаследовал. Он был так же глуп, необразован и самоуверен. Служил он в посольстве в Австрии дипломатом. Более об этом человеке ничего подробно не говорится. Или же его образ затмили брат и сестра.

В конце романа читатель видит, как разрушилась семья Курагиных. А старый князь остался безутешен, потеряв двух детей.

Описание членов семьи Курагиных

Семья Курагиных занимает особое место в произведении «Война и мир». Л.Н. Толстой стремится познакомить читателя с жизнью семей высшего света, показать их быт и проблемы взаимоотношения друг с другом.

Курагины имеют немалый вес и влияние в высшем обществе, что достигалось ни одним поколением семьи, нынешних же представителей этой семейства мало волнует поддержание статуса, они используют то, что имеют сейчас.

Глава семьи Курагиных- князь Василий Сергеевич

, мужчина в возрасте пятидесяти лет, многого добившегося будучи чиновником. Он лично знаком с императрицей и другими важными людьми государства. Свои знакомства князь поддерживает из чувства корысти, просчитывая, какую выгоду можно извлечь из них в дальнейшем.

Василий Сергеевич легко завоевывает доверие собеседника, умеет расположить к себе, имеет талант убеждения, что применяет на всех окружающих его людях, кроме его семьи. На них он не может оказать влияние, и князь часто теряет контроль над детьми. Василий Сергеевич человек светский, привыкший вращаться в высшем свете.

Обладает хорошей памятью и быстротой соображения.

О внешности князя трудно судить, можно лишь сказать о том, что князь имел лысину и гладко брил щеки. Несмотря на свой возраст Василий Сергеевич двигался с легкостью и грацией. Разговаривал басисто с покашливанием, лениво и монотонно. Самоуверенный, равнодушный, позволял насмешливый тон в отношении к другим. Л.Н. Толстой описывает его как болтуна и пустого человека.

Особой любви к своим детям князь Василий не испытывал, называя их обузой, своим крестом. Своих сыновей он считал дураками.

Княгиня Алина Курагина

мало описана Л.Н. Толстым. Известно, что она не обладает привлекательной внешностью и имеет крупное телосложение. Это представительная женщина, некогда привлекательная. К своей красавице- дочери Елене, княгиня Алина испытывает сильное чувство зависти, которое мешает ей вести полноценную жизнь.

Ипполит Васильевич Курагин

— старший сын Василия Сергеевича. В отличие от Элен и Анатоля этот представитель семьи Курагиных не обладает красивой внешностью. Он проживает в Петербурге и ведет светский образ жизни. Одевался нелепо, что его совершенно не смущало. На его лице часто можно было наблюдать гримасу брюзгливости и идиотизма. Телосложение имел худощавое и некрепкое.

Л.Н. Толстой описывает Ипполита, как человека глупого, самоуверенного, плохого собеседника. Любит принимать участие в беседах, хотя совершенно не умеет их вести, сначала говорит потом думает, часто отвечает невпопад и произносит глупости.

Многие высмеивали его манеру общения, Ипполит же, не осознавая, что смеются над ним, поддерживал смех собеседников.

Он обладает спокойным нравом, он довольно неловок, как в разговоре, так и в движениях, несмотря на свою глупость, он не приносит вреда другим.

Несмотря на отсутствие привлекательной внешности, глупость и нелепость, Ипполит Васильевич пользуется у женщин популярностью, заставляя мужей ревновать своих жен.

Благодаря своему отцу во время войны, Ипполит делает неплохую карьеру в посольстве, однако несмотря на это, офицеры, несшие службу вместе с ним, считают его шутом, не воспринимая всерьез.

Анатоль Васильевич Курагин

— головная боль семьи: дебошир, любитель постоянных гуляний и выпивки, очень азартен, часто проигрывал в карты. В романе его возраст не указан, Л.Н. Толстой описывает его как человека молодого, высокорослого чернобрового красавца.

Анатоль человек светский, дамский угодник. Он на многое готов пойти ради своей выгоды, обладает эгоистичным характером, труслив, подхалим. Несмотря на данное ему образование, Анатоля можно назвать человеком глупым.

Молодой человек мечтает блистать в светском обществе, он не пропускает ни одной попойки и под действием алкоголя часто ведет себя агрессивно. Разгульный образ Курагина требует не мало финансовых средств, а так как Анатоль не умеет правильно распоряжаться финансами, денег молодому человеку часто не хватает.

Курагин часто занимает деньги, не стремясь оплачивать долги и вскоре его отец, которому надоело такое положение вещей, отказывается расплачиваться по долгам сына.

Анатоль человек самоуверенный, с завышенной самооценкой. Не любит предателей и подлецов, хотя по поступкам его можно легко можно причислить и к тем и к другим. В образе этого героя трудно найти положительные черты.

Анатоля Васильевича можно назвать человеком бесчестным, несмотря на то, что он состоит в браке с польской девушкой, он обольщает Наташу Ростову и строит планы их побега за границу. Все раскрывается в ночь побега, и Наташа пытается покончить жизнь самоубийством.

Анатоль потаканием своим слабостям приносит много бед и несчастий окружающим его людям. По совету Пьера Безухова Анатоля изгоняют из столицы. Далее о нем ходят разные слухи, но больше в романе он читателю не встречается.

Элен Курагина.

Красавица, обладающая тонким станом. Ею восхищаются мужчины и завидуют женщины. Писатель скупо описывает внешность Элен, читатель может составить о ней представление, основываясь на реакцию других персонажей на героиню. О образовании, полученном ею, тоже судить сложно, но знакомые убеждены, что она обладает умом и разносторонне развита.

Обладая уникальной красотой, Элен Курагина умеет вести себя в обществе, она любит бывать в свете. Героиня выглядит жизнерадостной, часто улыбается, очень общительна, но при этом сдержана и спокойна.

Элен корыстна, она стремится жить в богатстве. Для нее замужество лишь шаг на пути к обогащению, для нее не имеет значение возраст и внешность мужа. Замужество с Пьером не сказывается на образе жизни героини, она также частая гостья на светских вечерах. В новом доме она часто устраивает приемы. Наряды Элен стали еще более откровенными и вычурными.

Брак Пьера и Элен был обречен с самого начала, уж очень они разные по характеру и взглядам на жизнь. Графиня Безухова не желает даже задумываться о возможном материнстве, сама мысль о беременности приводит ее в ужас, ведь это помешает ей получать удовольствие от светской жизни.

К тому же Пьер не вызывает у нее нежных чувств, скорее героиня испытывает к нему отвращение.

«Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма. Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей.

  • Двоекуров в романе История одного города характеристика образ сочинение

    Глупов — именно так Салтыков-Щедрин озаглавил свой город, в которым живут до абсурда глупые люди, а правят ими до абсурда глупые правители.

  • Россия – сильнейшая в мире держава! — так нам внушают с самого детства. Однако последние события на международной политической арене говорят об обратном. Но надо признать, что сейчас Россия в трудном положении

  • Характеристика семей в произведении Тихий Дон Шолохова

    Роман-эпопея под названием «Тихий Дон» написан известным русским писателем по имени Михаил Шолохов. В центре внимания произведения находятся судьбы нескольких семей. Характеристика каждой из них представлена в данной статье.

  • Анатоль Курагин, один из героев романа Л. Толстого «Война и мир» занимает значительное место в произведении. Это интересный образ, который выполняет очень важную роль – помогает в раскрытии других образов романа.

    Анатоль — сын князя Василия Курагина, офицер, брат Ипполита и Элен. Как и все члены семейства Курагиных, Анатоль эгоистичен и испорчен.

    Все Курагины используют других людей в своих целях, для удовлетворения своих собственных желаний. Элен открыто изменяет мужу, не щадит его самолюбия.

    Элен, зная, что Наташа является невестой Андрея Болконского, нисколько не задумываясь, сначала устраивает для брата и Наташи свидания, а потом помогает Анатолю похитить девушку.

    Пьер пытается объяснить Анатолю неправильность его поведения: «… кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, … вы губите целую жизнь из-за того, что вам хочется веселиться». Князь Василий называет своего сына «беспокойным дураком», который приносит ему много хлопот: «… этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год…»

    Внешняя характеристика Анатоля Курагина довольно привлекательна. Это высокий красавец, имеющий добродушный и «победительный вид», «прекрасные большие» глаза и русые волосы.

    Но такое описание уже настораживает читателя. Познакомившись с другими героями, мы обращаем внимание, что самые любимые герои Толстого некрасивы внешне, но имеют богатый внутренний мир.

    За внешней красотой Анатоля ничего не скрывается, там пустота.

    Он щеголеват, глуп, нагл, развращен, «зато у него была и драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Его жизнь проходит в непрерывных кутежах, он живет лишь для своего удовольствия и увеселения.

    Героя не заботят взаимоотношения с другими людьми: «Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка».

    Женщины вызывают у него презрение, он чувствует свое превосходство над ними, поскольку привык нравиться, но сам при этом не испытывал ни к одной из них серьезных чувств.

    Князь Василий пытается женить сына на княжне Марье Болконской. Анатоль и на нее поначалу произвел впечатление, однако его недалекость, а также порочность спасают княжну от этого брака.

    Курагин отсылает Анатоля из Петербурга в Москву, рассчитывая, что там сын вступит в должность адъютанта главнокомандующего, а также постарается составить хорошую партию. Только самые близкие люди знали, что Курагин два года назад был женат.

    Когда его полк стоял в Польше, Анатоль вынужден был жениться на дочери одного помещика, однако «Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека».

    Наташа Ростова тоже поддалась обаянию героя и уже была готова бежать с ним. Лишь узнав о том, что Курагин женат, она отказывается от своей мысли, но эта история нанесла ей глубокую душевную травму.

    Роман Наташи с Анатолем стал ударом и для Андрея Болконского, который желает отомстить обидчику, вызвав его на дуэль. Но встречается князь Андрей с Курагиным лишь будучи тяжело раненным, видя в таком же состоянии Анатоля, которому ампутировали ногу.

    Болконский прощает Курагина, и на этом мы тоже прощаемся с этим героем. Он выполнил свою роль в романе, больше ему нет места среди героев.

    Анатоль – привлекательный внешне, совершенно пустой внутри, тем не менее выполняет важную роль в романе. Через его образ проходят другие герои произведения и получают жизненные уроки, которые помогают им в своих духовных исканиях найти правильный путь.

    Источник: https://mode-house.ru/otnosheniya-v-seme-kuraginyh-semya-kuraginyh-v-romane-voina-i-mir/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector