Образ и характеристика раисы петерсон в повести поединок куприна

Тема: Русская литература конца XIX – начала XX вв

Урок: А.И. Куприн: «Поединок»

Повесть «Поединок» А.И. Куприна – знаменитое произведение русского классика, в котором он описывает колоритные образы русских офицеров, философские размышления о человеке и великий накал страстей. Написанная во время русско-японской войны повесть Куприна «Поединок» вскрывает болезненные проблемы, назревшие в российской военной среде.

Рис. 1. Куприн Александр Иванович (1870 — 1938) (Источник).

В 1905 году в сборнике «Знание» (№ 6) была опубликована повесть «Поединок», посвящённая М. Горькому. Она вышла в дни цусимской трагедии и сразу же стала значительным общественным и литературным событием.

Герой повести подпоручик Ромашов, которому Куприн придал автобиографические черты, также пытался написать роман о военных: «Его тянуло написать повесть или большой роман, канвой к которому послужили бы ужас и скука военной жизни».

Образ и характеристика Раисы Петерсон в повести Поединок Куприна

Рис. 2. Сборник «Знание»

Художественный рассказ (и вместе с тем документ) о тупой и сгнившей до сердцевины офицерской касте, об армии, державшейся только на страхе и унижении солдат, лучшая часть офицерства приветствовала. Куприн получал благодарственные отзывы из разных уголков страны. Однако большинство офицеров, типичных героев «Поединка», были возмущены.

В повести несколько тематических линий: офицерская среда, строевая и казарменная жизнь солдат, личные отношения между людьми. «По своим… чисто человеческим качествам офицеры купринской повести — люди очень разные,…

почти каждый из офицеров обладает необходимым минимумом «добрых чувств», причудливо перемешанных с жестокостью, грубостью, равнодушием,»- отзывался о повести О.Н. Михайлов.

Полковник Шульгович, капитан Слива, капитан Осадчий — люди разные, но все они — ретрограды армейского воспитания и обучения. Молодых офицеров, кроме Ромашова, представляют Веткин, Бобетинский, Олизар, Лобов, Бек-Агамалов.

Как воплощение всего грубого и бесчеловечного среди офицеров полка выделяется капитан Осадчий. Человек диких страстей, жестокий, полный ненависти ко всему, сторонник палочной дисциплины, он противопоставлен главному герою повести подпоручику Ромашову.

Образ и характеристика Раисы Петерсон в повести Поединок Куприна

Рис. 3. Дубинский Д.А. Иллюстрация к повести А. И. Куприна «Поединок» (1959-60) (Источник).

Образ главного героя повести дан в динамике. Ромашов, пребывая сначала в кругу книжных представлений, в мире романтической героики, честолюбивых стремлений, постепенно прозревает.

В этом образе с наибольшей полнотой воплотились черты купринского героя — человека, обладающего чувствами собственного достоинства и справедливости, он легкораним, часто беззащитен. Среди офицеров Ромашов не находит единомышленников, все ему чужие, за исключением Назанского, в беседах с которым он отводит душу.

Тягостная пустота армейской жизни подтолкнула Ромашова к связи с полковой «обольстительницей», женой капитана Петерсона Раисой. Разумеется, это скоро становится невыносимым для него.

В противоположность другим офицерам Ромашов по-человечески относится к солдатам. Он проявляет заботу о Хлебникове, постоянно унижаемом, забитом; может, вопреки уставу, сказать старшему офицеру об очередной несправедливости, но изменить что-либо в этой системе он бессилен.

Служба гнетёт его Ромашов приходит к мысли об отрицании войны: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам… и вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам». Армия обезличивает людей.

  «Что же такое все эти хитрые, сложенные здания военного ремесла? Ничего..,» — размышляет Ромашов во время ареста.

Ромашов — это тип пассивного мечтателя, мечта его служит не источником вдохновения, не стимулом для непосредственного действия, а средством ухода, бегства от действительности. Привлекательность же этого героя в его искренности.

Ромашов любит мечтать, в них удачлив. Но реальность другая. Ромашов не принимает насилие. Ему скучно и страшно, но он привязан к этому полку. Герой размышляет о том, что главное в жизни. И деньги, и чины – это призраки, придуманные людьми. Цивилизация управляется фикциями, вещам, которым мы сами даем эту власть. Почему продолжается бойня?

Ромашов влюблен в жену своего однополчанина. На фоне опустившихся, грубых офицеров и их жён, погрузившихся в «амуры» и «сплетни», кажется необычной Александра Петровна Николаева, Шурочка. Для Ромашова она идеал. Шурочка — один из самых удачных женских образов у Куприна.

Она привлекательна, умна, эмоциональна, но и рассудительна, прагматична. Шурочка как будто бы правдива по натуре, но лжёт, когда её интересы требуют этого. Николаева она предпочла Казанскому, которого любила, но который не смог бы увезти её из захолустья.

Близкий ей по своему душевному строю «милый Ромочка», любящий её горячо и бескорыстно, увлекает её, но оказывается тоже неподходящей партией.

Образ и характеристика Раисы Петерсон в повести Поединок Куприна

Рис. 4. Дубинский Д.А. Встреча Ромашова и Шурочки (1959) (Источник).

Одним из толчков, которые движут эту трагическую историю, оказывается разрыв с предыдущей возлюбленной, тем самым герой наживает себе злейшего врага (поступают пошлые письма).

Пережив душевный кризис, он выходит на своеобразный поединок с этим миром.

Образ и характеристика Раисы Петерсон в повести Поединок Куприна

Рис. 5. Дубинский Д.А. Иллюстрация к повести А.И. Куприна «Поединок» (1959-60) (Источник).

Подготовка к смотру, Ромашов попадает на разбор полетов. Все расстроены, потому что смотр провален. Ромашов одинок. Он мучается, бродит по городу. Он мечется. Встречает Хлебникова (неудачливого солдата своей роты).

Ромашов видит избитого Хлебникова и понимает, как он (солдат) страдает. Ромашов спасает солдата от самоубийства. Ромашов стал думать о людях, он хочет изменить жизнь. Этот шаг для него страшен, потому что он ничего не умеет.

Офицеры пьют, гуляю, поют, но песня переходит в панихиду. Ромашов после этого срывается.

Дуэль с незадачливым Николаевым, которой завершается повесть, становится частным выражением непримиримого конфликта Ромашова с действительностью. Однако простой, обыкновенный, «естественный» Ромашов, выбивающийся из своей среды, с трагической неизбежностью оказывается слишком слабым и одиноким, чтобы одержать верх.

Образ и характеристика Раисы Петерсон в повести Поединок Куприна

Рис. 6. Д. Дубинский. Дуэль. Иллюстрация к повести А. Куприна «Поединок»

Насилие, скука, отсутствие жизни- все это должно когда-то закончится. Противопоставление сильных и слабых, разрушение старых представлений. Настанет время, где не будет зависти. Людям не хватает внутреннего достоинства, уважения друг другу.

Преданный своей возлюбленной, по-своему очаровательной, жизнелюбивой, но эгоистически расчётливой Шурочке (уговаривает Ромашова принять участие в дуэли), Ромашов погибает.

Жизнь расправляется по-своему с Ромашовым. Реальность побеждает. В повести раскрывается противостояние человека и цивилизации. Армия, которая была создана, она была создана на насилии и унижении. Такая армия не победит.

В 1905 году Куприн стал очевидцем расстрела восставших матросов на крейсере «Очаков», помогал прятать нескольких спасшихся с крейсера. Эти события нашли отражение в его очерке «События в Севастополе», после публикации которого на Куприна было заведено судебное дело — его вынудили в течение 24 часов покинуть Севастополь.

Образ и характеристика Раисы Петерсон в повести Поединок Куприна

Рис. 7. Крейсер «Очаков»

1907—1909 годы — сложный период в творческой и личной жизни Куприна, сопровождавшийся чувствами разочарования и растерянности после поражения революции, семейными невзгодами, разрывом со «Знанием».

Изменения произошли и в политических воззрениях писателя. Революционный взрыв по-прежнему представлялся ему неизбежным, но теперь это немало его пугало. «Отвратительное невежество прикончит красоту и науку..

,» — пишет он («Армия и революция в России»).

Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А.  Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.

2. Агеносов В.В.  Русская литература 20 века. Методическое пособие   М. «Дрофа», 2002

3. Русская  литература 20 века. Учебное  пособие  для поступающих  в вузы  М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

4. Викисловарь.

  • Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
  • Куприн «Поединок» (Источник).
  • «Правила » (Источник).
  • Брем Альфед Эдмунд (Источник).
  • Крейсер «Очаков» (Источник).

Дубинский Д.А. (Источник).

  1. Видео и аудио материал
  2.  Видео о творчестве Куприна  (Источник).
  3.  Повесть «Поединок» (Источник).
  4.  Фильм  «Поединок» (Источник).
  5. Аудиозапись «Поединок» (Источник).
  6. Презентация
  7. (Источник)
  8. Собрание материала (Источник).
  9. Домашнее задание.
  10. Составить характеристику Ромашову.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/11-klass/a-i-kuprin/a-i-kuprin-poedinok?trainers

Краткое содержание повести Куприна “Поединок”

Образ и характеристика Раисы Петерсон в повести Поединок КупринаПовесть “Поединок” увидела свет в 1905 году. Это история о конфликте гуманистического мировоззрения и насилия, процветавшего в армии того времени. Повесть отражает виденье армейских порядков самим Куприным. Многие герои произведения – персонажи из реальной жизни писателя, с которыми он столкнулся во время службы.

Юрий Ромашов, молодой подпоручик, тяжело переживающий всеобщее моральное разложение, царящие в армейских кругах. Он часто бывает в гостях у Владимира Николаева, в чью супругу Александру (Шурочку) он тайно влюблен. Ромашов также поддерживает порочную связь с Раисой Петерсон, женой своего сослуживца.

Этот роман перестал доставлять ему какую-либо радость, и однажды он решился разорвать отношения. Раиса вознамерилась отомстить. Вскоре после их разрыва, кто-то стал засыпать Николаева анонимками с намеками на особую связь между его супругой и Ромашовым.

Из-за этих записок Шурочка просит Юрия больше не посещать их дом.

Однако и других бед у молодого подпоручика хватало. Он не позволял унтерам устраивать драки, постоянно пререкался с офицерами, поддерживающими моральное и физическое насилие над подопечными, чем вызывал недовольство командования. Материальное положение Ромашова также оставляло желать лучшего. Он одинок, служба для него теряет смысл, на душе горько и тоскливо.

Во время церемониального марша подпоручику пришлось пережить самый страшный позор в его жизни. Юрий попросту замечтался и допустил фатальную ошибку, нарушив строй.

После этого случая Ромашов, терзая себя воспоминаниями о насмешках и всеобщем порицании, не заметил, как оказался недалеко от железной дороги. Там он встретил солдата Хлебникова, который хотел покончить с собой.

Хлебников сквозь слезы рассказывал о том, как над ним издеваются в роте, о побоях и насмешках, которым нет конца. Тогда Ромашов стал еще ярче осознавать, что каждая безликая серая рота, состоит из отдельных судеб, и каждая судьба имеет значение.

Его горе меркло на фоне горя Хлебникова и ему подобных.

Образ и характеристика Раисы Петерсон в повести Поединок КупринаНемногим позже в одной из рот повесился солдат. Это происшествие повлекло за собой волну пьянства. Во время попойки между Ромашовым и Николаевым разгорелся конфликт, который повлек за собой дуэль.

Перед дуэлью в дом Ромашова пожаловала Шурочка. Она стала взывать к нежным чувствам подпоручика, говорить, что стреляться они должны обязательно, ведь отказ от дуэли может быть неверно истолкован, однако никто из дуэлянтов не должен быть ранен. Шурочка заверила Ромашова, что ее супруг согласен на эти условия и их договоренность останется в тайне. Юрий согласился.

В итоге, несмотря на заверения Шурочки, Николаев смертельно ранил подпоручика.

Главные герои повести

Юрий Ромашов

Центральный персонаж произведения. Добрый, застенчивый и романтичный молодой человек, которому не по душе суровые армейские нравы. Он мечтал о литературной карьере, часто гулял, погружаясь в размышления, мечты о другой жизни.

Александра Николаева (Шурочка)

Объект воздыхания Ромашова. На первый взгляд, это талантливая, обаятельная, энергичная и умная женщина, ей чужды сплетни и интриги, в которых участвуют местные дамы. Однако на поверку оказывается, что она гораздо коварней всех их. Шурочка мечтала о роскошной столичной жизни, все остальное для нее не имело значения.

Владимир Николаев

Неудачливый муж Шурочки. Он не блещет интеллектом, проваливает вступительные экзамены в академию. Даже его жена, помогая ему готовиться к поступлению, усвоила почти всю программу, а Владимиру это никак не удавалось.

Шульгович

Требовательный и суровый полковник, часто недовольный поведением Ромашова.

Назанский

Офицер-философ, который любит рассуждать об устройстве армии, о добре и зле в целом, склонен к алкоголизму.

Раиса Петерсон

Любовница Ромашова, жена капитана Петерсона. Это сплетница и интриганка, не обремененная никакими принципами. Она занята игрой в светскость, говорит о роскоши, но внутри нее – духовная и моральная нищета.

Читайте также:  Сочинение лесная поляна

Анализ повести

Образ и характеристика Раисы Петерсон в повести Поединок КупринаВ “Поединке” А. Куприн демонстрирует читателю всю ущербность армии. Главный герой, поручик Ромашов, все больше и больше разочаровывается в службе, находя ее бессмысленной. Он видит жестокость, с которой офицеры относятся к своим подчиненным, становится свидетелем рукоприкладства, никак не пресекаемого руководством.

Большая часть офицеров смирилась с существующим порядком. Одни находят в нем возможность выместить на других собственные обиды посредством морального и физического насилия, проявить жестокость, свойственную характеру.

Другие просто принимают реальность и, не желая бороться, ищут отдушину. Часто этой отдушиной становится пьянство. Даже Назанский, умный и талантливый человек, топит в бутылке мысли о безысходности и несправедливости системы.

Разговор с солдатом Хлебниковым, который постоянно терпит издевательства, утверждает Ромашова во мнении о том, что вся эта система прогнила насквозь и не имеет права на существование.

В своих размышлениях подпоручик приходит к выводу, что есть лишь три занятия, достойные честного человека: наука, искусство и вольный физический труд. Армия же представляет собой целое сословие, которое в мирное время пользуются благами, заработанными другими людьми, а в военное – идет убивать таких же вояк, как они сами.

Это лишено смысла. Ромашов задумывается над тем, что было бы, если б все люди в один голос сказали “нет” войне, и необходимость в армии отпала сама собой.

Дуэль Ромашова и Николаева – это противостояние честности и коварства. Ромашова убило предательство. Как в то время, так и сейчас, жизнь нашего общества – это поединок между цинизмом и состраданием, верностью принципам и аморальностью, человечностью и жестокостью.

Образ и характеристика Раисы Петерсон в повести Поединок КупринаТак же вы можете прочитать биографию Александра Куприна, одного из самых видных и популярных писателей России первой половины ХХ века.

Наверняка вас заинтересует краткое содержание самой удачной по мнению Александра Куприна его повести “Олеся”, проникнутой сказочной, или даже мистической атмосферой.

Главная идея повести

Проблемы, затронутые Куприным в “Поединке”, выходят далеко за рамки армии. Автор указывает на недостатки общества в целом: социальное неравенство, пропасть между интеллигенцией и простым народом, духовное падение, проблему взаимоотношений между обществом и отдельной личностью.

Отзывы, критика

Образ и характеристика Раисы Петерсон в повести Поединок КупринаПовесть “Поединок” получила положительный отзыв от Максима Горького. Он утверждал, что это произведение должно глубоко затронуть “каждого честного и думающего офицера”.

А. Луночарский опубликовал в журнале “Правда” статью под названием “О чести”, в которой взывал к чести каждого офицера. По его словам, “Поединок” – это красноречивое обращение к армии.

К. Паустовского глубоко тронула встреча Ромашова и солдата Хлебникова. Паустовский причислил эту сцену к лучшим в русской литературе.

Однако “Поединок” получил не только положительную оценку. Генерал-лейтенант П. Гейсман обвинял писателя в клевете и попытке подрыва государственного строя.

Интересные факты

  • Первое издание повести Куприн посвятил М. Горькому. По словам самого автора, всеми самыми смелыми мыслями, выраженными на страницах “Поединка”, он обязан влиянию Горького.
  • Повесть “Поединок” была экранизирована пять раз, последний – в 2014 году. “Поединок” стал последней серией четырех-серийного фильма, состоявшего из экранизаций произведений Куприна.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-kuprin/poyedinok.html

Ромашов в повести "Поединок" Куприна: образ, характеристика, описание

Главная страницаПовесть «Поединок»

Образ и характеристика Раисы Петерсон в повести Поединок Куприна
Ромашов и Хлебников.
/Художник П. Пинкисевич

Повесть «Поединок» — одно из самых известных произведений выдающегося русского писателя А. Куприна. В этой статье представлен образ и характеристика Ромашова в повести «Поединок» Куприна: описание внешности и характера главного героя в цитатах.
Смотрите: 
Краткое содержание повести
— Все материалы по повести

Главным героем повести «Поединок» является молодой офицер Юрий Алексеевич Ромашов (также его зовут Георгием):

«Здравствуйте, Юрий Алексеич. Новостей нет?»

Ромашов — подпоручик, он командует полуротой солдат в пехотном полку. На службе Ромашов состоит недавно — всего 1,5 года:

«…Бобылев из полуроты Ромашова…»

«…происходят в пехотном армейском полку.»

«…В первый раз за полтора года… он остался наедине сам с собой.»

Возраст Ромашова — 21 год:

«А Ромашову недавно окончился двадцать первый год.»
Ромашов — славный человек и прекрасный офицер:

«Молодой такой, славный, способный мальчик, а без водки не сядете за стол…» 

«Прекрасный офицер… фронтовик и молодчинище…» 

О внешности Ромашова известно следующее:

«Он был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения…» 

«…он не обладал «представительной фигурой».» 

«…без надобности поправляя очки…»

«…бледное лицо, близорукость…» 

«…глаза у него были вовсе не черные, а самые обыкновенные – желтоватые, с зеленым ободком.» 

«…стала… перебирать его мягкие волосы….»

«…тяжелые резиновые калоши в полторы четверти глубиной, облепленные доверху густой, как тесто, черной грязью. Такие калоши носили все офицеры в полку. Потом он посмотрел на свою шинель, обрезанную, тоже ради грязи, по колени, с висящей внизу бахромой, с засаленными и растянутыми петлями, и вздохнул.»

«…с трудом волоча ноги в огромных калошах…»

Подпоручик Ромашов родом из Пензы из Наровчатского уезда:
«Ведь вы, подпоручик, кажется, наш, пензенский?  Наровчатского уезда, кажется?»

Ромашов родился в бедной семье. Известно, что у него год назад болела мать. Больше о его семье ничего не известно: 

«…в детстве – из‑за той бедности, в которой жила его семья…»  

«Говорили что‑то такое о болезни вашей матушки, показывали там письмо какое‑то от нее.» 

Ромашов учился в кадетском корпусе в Москве. Всего он провел в военных училищах 9 лет и собирался посвятить жизнь службе. Но его надежды разбились, когда он начал служить:   

«…все эти тактики и фортификации, на которые он убил девять лучших лет своей жизни…»

«Сначала пансион, потом кадетский корпус, военное училище, замкнутая офицерская жизнь…» 

«В Москве, будучи кадетом и потом юнкером…» 

Подпоручик Ромашов разочарован в военной службе. Армейские будни надоели и опротивели ему:

«Ах, я совсем не то ожидал найти, когда стал офицером.» 

«Мне все это до такой степени надоело и опротивело!..» 

Ромашов нередко чувствует себя одиноким среди сослуживцев:

«Уже не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал он это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей, – это тоскливое чувство незнания, куда девать сегодняшний вечер.»

«Никому это непонятно. Нет у меня близкого человека…»

«…я сам – несчастный, одинокий, убитый человек.»

Однообразие и скука военной службы убивают Ромашова: 

«Что за жизнь! Что‑то тесное, серое и грязное… эта развратная и ненужная связь, пьянство, тоска, убийственное однообразие службы, и хоть бы одно живое слово, хоть бы один момент чистой радости. Книги, музыка, наука – где все это?»

От скуки Ромашов много пьет:

«…мне известно доподлинно, что вы пьете. Это омерзительно. Мальчишка, желторотый птенец, только что вышедший из школы, и напивается в собрании, как последний сапожный подмастерье.»

Также от скуки он встречается с нелюбимой женщиной, женой своего сослуживца — Раисой Петерсон. В конце концов Раиса надоедает Ромашоу и он разрывает с ней отношения:

«…имеет длинную, грязную и скучную связь с полковой дамой…»

«Мы оба играли какую‑то гадкую, лживую и грязную игру, какой‑то пошлый любительский фарс.» (Ромашов — Раисе)
При этом Ромашов нежно и безответно влюблен в жену сослуживца, офицера Николаева — Шурочку Николаеву:

««Шурочка!» – прошептал Ромашов нежно.»

Подпоручик Ромашов — добрый и совестливый офицер:

«Но внимание и доброта офицера понемногу согрели и оттаяли его сердце. С совестливой и виноватой жалостью узнавал Ромашов подробности…»

Ромашов — слабохарактерный, безвольный человек. Он часто сам себя винит за слабость:

«Ромочка, зачем вы такой… слабый! Но зачем вы такой жалкий! О, если бы вы были сильный!»

«И, мысленно браня себя за тряпичное безволие, он вяло поплелся за Веткиным…»

Ромашов — застенчивый, робкий и неуклюжий человек:

«…от большой застенчивости неловок.»

«…свою обычную растерянность и неловкость…»

«Отвечайте же, неуклюжий Ромочка…»  

«И опять, с робко замирающим сердцем, бледнея от внутреннего волнения…»

Ромашов — чистый, нежный молодой человек:

«…вы мне милы всем; своей неловкостью, своей чистотой, своей нежностью.» 

Ромашов — молодой романтик и мечтатель с «неугомонной фантазией»:

«И в нем… закипели мстительные, фантастические, опьяняющие мечты.» 

«Обычная, неугомонная фантазия растворила весь ужас этой мысли…»

У Ромашова есть смешная привычка думать о себе в третьем лице, как в романах:

«…у Ромашова была немножко смешная, наивная привычка, часто свойственная очень молодым людям, думать о самом себе в третьем лице, словами шаблонных романов…»

Ромашов не терпит несправедливости и жалеет слабых. Он заступается за солдата-татарина и за это получает наказание — домашний арест:

«Командир полка делает ему замечание, а он, несчастный прапорщик, фендрик, позволяет себе возражать какую‑то ерундистику.»

«…я подвергаю подпоручика Ромашова домашнему аресту на четверо суток…»

Ромашов против рукоприкладства в армии. Он возмущается, когда офицеры бьют солдат:

«Бить солдата бесчестно. < >Это стыдно!»

Ромашову не нравится грубость и солдафонство в армии. По его мнению, от этого служба превращается в издевательство:

«…это же ведь не служба, это – изуверство какое‑то! – со слезами гнева и обиды в голосе воскликнул Ромашов. – Эти старые барабанные шкуры издеваются над нами! Они нарочно стараются поддерживать в отношениях между офицерами грубость, солдафонство, какое‑то циничное молодечество. < > Ну кому нужно, зачем это подтягивание, орание, грубые окрики?»

Ромашов не понимает, зачем нужна война и зачем люди убивают друг друга:

«А зачем война? Может быть, все это какая‑то общая ошибка, какое‑то всемирное заблуждение, помешательство? Разве естественно убивать?»
В конце концов Ромашов погибает на поединке. Его убивает офицер Николаев, муж Шурочки:

«…поручиком Николаевым, подпоручик Ромашов ранен был в правую верхнюю часть живота. …скончался от внутреннего кровоизлияния.» Это был цитатный образ и характеристика Ромашова в повести «Поединок» Куприна: описание внешности и характера главного героя, Юрия Алексеевича Ромашова, в цитатах.

Смотрите: Все материалы по повести «Поединок»

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/08/obraz-harakteristika-romashova-roedinok-kuprin.html

Характеристика Раисы Петерсон (Поединок)

Центральная сюжетная линия произведения построена вокруг разгоревшегося между двумя офицерами конфликта в итоге приведшего к трагическим последствиям.

Причина ссоры — супруга Николаева, в которую был безнадежно влюблен Георгий Ромашов.

Образ и характеристика Раисы Петерсон в повести Куприна «Поединок» помогут читателю понять, чем руководствовалась эта женщина, когда решила отомстить любовнику.

Раиса Петерсон – любовница Георгия Ромашова. Замужем за капитаном Петерсоном. «Полковая дама». Наиболее отталкивающий персонаж в повести.

Внешность

Раечка была миниатюрной дамой в годах с огненного цвета волосами. Мелковатые черты лица с вечной ехидной ухмылкой на губах производили неприятное впечатление. Обожала опрыскивать себя чересчур сладкими духами, от аромата которых перехватывало дыхание.

«…этот приторный запах, вместе с пошло-игривым тоном письма, вместе с выплывшим в воображении рыжеволосым, маленьким, лживым лицом…»«…худое и губастое лицо Раисы Александровны…»«…говорит так, как будто бы у нее хронический насморк или полип в носу…»«…со злыми зрачками глаз…»

Характеристика

Раиса из тех, кто не обременяет себя никакими принципами. Любимое занятие распускать обо всех сплетни и плести интриги. Занята игрой в светскость. Неравнодушна к роскоши и часто ведет разговоры о ней. Внутри пуста.

Мелкая, ничтожная натура, у которой напрочь отсутствуют нравственные устои.

Полгода у Раечки и Ромашова была тайная связь, опустошившая душу военного. Как только муж за порог, она сразу же пользуясь случаем, устраивала встречи, от которых его тошнило. Женщина видя, что к ней охладели, жутко обиделась, но сдаваться не собиралась.

Читайте также:  Любовь к родине - сочинение-рассуждение

Для нее было слишком унизительно, узнать, что ее бросили, а не она.

«…Я не из тех, кого бросают. Я сама бросаю, когда захочу. Но я не могу достаточно надивиться на вашу низость…»

Она надумала пойти другим путем, начав засыпать возлюбленного угрозами и в открытую шантажировать. Разбитое женское сердце и не на такое способно.

Прознав о влюбленности Ромашова в Александру, Рая начинает слать анонимки Николаеву о том, что у его жены роман с подпоручиком. Она желает скомпрометировать своего бывшего в глазах обманутого мужа. При этом Раиса была абсолютно уверена, в силу своей испорченности, что Григорий и Шурочка состоят в интимной связи.

Черты характера

  • злопамятна;
  • обидчива;
  • легкомысленна;
  • любит флиртовать;
  • склонна к изменам;
  • интриганка;
  • не способна на чистые, светлые чувства;
  • бесстрастная;
  • холодная:
  • распущенная;
  • сплетница;
  • глупая;
  • вульгарная;
  • лживая.
  • Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2159-harakteristika-raisy-peterson-poedinok.html

    Характеристики главных героев произведения Поединок, Куприн. Их образы и описание

    ­Главная>Характеристики героев

    Характеристики главных героев

    Ромашов, Георгий Алексеевич

    Главный персонаж повести, молодой офицер, любящий Шурочку. Вот уже два года он служит в полку и все не может смириться с грубыми нравами полкового быта. По натуре Ромашов очень романтичный, добрый и немного застенчивый.

    В нем органично сочетаются слабость духа и сила воли. Шурочка часто упрекает его в слабости и трусливости. Для нее на первом месте «большое» имя и выгодное положение в обществе, оттого Ромашов считает себя всего лишь «песчинкой».

    Подробнее>>>

    Шурочка

    Александра Петровна Николаева, одна из главных персонажей повести, жена Владимира Ефимыча Николаева, возлюбленная Ромашова. В повести много женских образов, связанных с офицерской жизнью.

    Это и пошловатая Раиса Александровна — жена офицера Петерсона, и Софья Павловна — жена капитана Тальмана, и прочие персонажи. Образ Шурочки отчетливо выделяется на фоне этих пошлых и ничтожных обольстительниц.

    Она наделена умом, обаянием, остроумием. Подробнее>>>

    Николаев, Владимир Ефимыч

    Один из персонажей повести, муж Шурочки и убийца Ромашова, бездарный поручик с тупыми глазами и бычьим упрямством. Он уже в третий раз сдает экзамен в академию, и каждый раз проваливает его.

    Его жена, Александра Петровна, она же Шурочка, всячески пытается помочь ему с поступлением, так как мечтает вырваться из провинциального гарнизона в столицу.

    Она и сама давно усвоила программу экзамену, а у Володи никак не получается. Подробнее>>>

    Назанский, Василий Нилыч

    Один из ярких второстепенных персонажей повести, офицер-философ, который смело высказывает свои рассуждения о жизни.

    Несмотря на его доброту и порядочность, этот герой не находит применения своим силам и талантам. В основном, автор описывает его рассуждения об устройстве армии, о добре и зле, о высшей справедливости.

    Он часто злоупотребляет алкоголем, отчего Шурочка его в свое время отвергла. Подробнее>>>

    Осадчий

    Самый жестокий персонаж из повести, командир роты, который открыто восхищается кровопролитными войнами. В облике этого человека есть что-то от хищного зверя. Он настолько жестоко обходиться со своими солдатами, что ежегодно в его роте происходит, как минимум, по одному самоубийству. Подробнее>>>

    Петерсон, Раиса Александровна

    Второстепенный персонаж, коварная женщина, которая любила совращать молодых офицеров, а когда они от неё уходили, жестоко мстила им. Ромашов также попал в её сети, а когда бросил её, то она начала писать анонимные письма Николаеву, клевеща о связи Ромашова и Шурочки.

    Веткин, Павел Павлыч

    Второстепенный персонаж, поручик, ротный командир, практически единственный друг Ромашова. Ему было около тридцати трех лет, он был лысый и усатый. Любил выпить, играть в карты, а также поболтать и попеть песни. Был секундантом Ромашова на его дуэли с Николаевым.

    Бек-Агамалов

    Второстепенный персонаж, поручик, батальонный адъютант, кавказец.­ Был лихим наездником, умело обращался с шашкой. Однажды чуть не убил женщину в публичном доме. От этого шага его спас Ромашов, после чего, Бек стал относиться к нему с уважением. Был секундантом Ромашова на его дуэли с Николаевым.

    Слива

    Второстепенный персонаж, ротный командир, капитан. Он был представителем старой школы с муштрой и избиением солдат. В своей жизни не прочитал ни одной книги или газеты.

    Хлебников

    Второстепенный персонаж, жалкий и забитый человек, случайно попавший в солдаты. Ещё мальчиком он надорвал живот, из-за этого его рост практически остановился. Он был маленького роста и очень слабый.

    В роте его часто били, отнимали все деньги. Однажды он даже сбежал и хотел то ли покончить жизнь самоубийством, то ли просто убежать. Его случайно встретил Ромашов и вернул в роту, став его покровителем.

    Гайнан

    Второстепенный персонаж, денщик Ромашова, очень преданный ему человек. Он был черемис, по вере — идолопоклонник.

    Шульгович

    Второстепенный персонаж, полковник, полковой командир. Он был высокого роста, полный, носил бороду. У него была оплывшая жиром жена, детей не было. По своему любил солдат и офицеров в своём полку.

    Лбов

    Второстепенный персонаж, подпрапорщик. Он вечно улыбался и знал все анекдоты на свете. Был хорошим гимнастом.

    Олизар

    Второстепенный персонаж, батальонный адъютант. Был высокого роста, но худой. Возраст — «молодой старик». Имел кличку — граф Олизар.

    Лещенко

    Второстепенный персонаж, штабс-капитан, постоянно печальный человек. Ему было сорок пять лет, он никогда не пил и не играл в карты в полку. Несмотря на это, он всегда присутствовал на попойках или играх.

    Арчаковский

    Второстепенный персонаж, поручик. Все его считали карточным­ шулером, но связываться с ним не хотели, так как он был довольно рослым и сильным. Однажды, он так сильно бил своего денщика, что кровь была даже на потолке. Слыл также остряком.

    Диц

    Второстепенный персонаж, штабс-капитан, протестант. Был самоуверенным типом, которого перевели из другого полка за какую-то тёмную историю. Хорошо играл в карты и много выигрывал. Все его не любили, но побаивались. По слухам, был любовником Тальман, а также с молоденькой жены дряхлого бригадного командира. Был секундантом Николаева на его дуэли с Ромашовым.

    Петерсон

    Второстепенный персонаж, капитан, муж Раисы Александровны. Он был худым и лысым, очень любил свою жену. Знал о её романах, но к любовникам относился хорошо. Как только очередной кавалер бросал Раису, он начинал делать против него всякие каверзы по службе.

    • Федоровский
    • Второстепенный персонаж, полковой адъютант, поручик, высокий, щеголеватый офицер.
    • Тальман

    Второстепенный персонаж, капитан, муж Софьи Павловны. Любил играть в карты. Был высокого роста, страдал бронхитом, постоянно кашлял.

    1. Софья Павловна Тальман
    2. Второстепенный персонаж, жена капитана Тальмана, высокая и толстая женщина, возможная любовница Дица.
    3. Васин

    Второстепенный персонаж, поручик. Был секундантом Николаева на его дуэли с Ромашовым.

    Михин

    Второстепенный персонаж, подпоручик, робкий и застенчивый офицер. Был маленького роста, но умел хорошо бороться. Имел двух незамужних сестер.

    • Бобетинский
    • Второстепенный персонаж, поручик, любил говорить по-французски.
    • Лех
    • Второстепенный персонаж, батальонный командир, подполковник.
    • Шаповаленко
    • Второстепенный персонаж, ефрейтор, любил бить солдат.
    • Световидов
    • Второстепенный персонаж, капитан, пьяница, который растратил солдатские деньги.
    • Шарафутдинов
    • Второстепенный персонаж, татарин, за которого заступился Ромашов и получил четыре дня ареста.
    • ­
    • см. также:Краткое содержание Поединок, Куприн
    • Сочинения по произведению Поединок, Куприн
    • Краткая биография Александра Куприна
    • Характеристики героев и персонажей других литературных произведений

    Источник: https://www.sdamna5.ru/poedinok_harakteristiki

    Нравственные искания героев Куприна, на примере героев повести Поединок

    Нравственные искания героев Куприна, на примере героев повести «Поединок»

    Куприн А.И.

    Куприн принадлежит к тем писателям, которых читают везде и всегда. Главный источник вдохновения писателя – жизнь. Герои его произведений не удачливые, не преуспевающие в жизни люди, поэтому они подвержены нравственным исканиям, поискам истины и самих себя.

    В повести «Поединок» наиболее подвергнуты нравственным исканиям два героя: Ромашов и Назанский. Два героя, чьи судьбы еще окончательно не сформировались.

    Перед читателем предстаёт молодой человек, подвластный мнению более сильного, его характер находится в постоянном развитии, он еще только лишь глина, в руках судьбы – это главный герой, офицер Ромашов. Так же мы знакомимся с дерзким философом – пьяницей — Назанским.

    В повести, как только перед Ромашовым появляются нравственные вопросы, происходит встреча этих молодых людей. Причем более юный Ромашов , попадает под влияние философа-теоретика , Назанского.

    Вначале произведения Ромашов, это стандартный офицер. Он не хочет отличаться чем либо от других. Он плохо относится к своим солдатам, пьет, заводит непристойную связь с женой одного офицера. В то же время, этот герой еще молод и может изменить свои повадки и характер. Автор показывает отношения главного героя с остальным офицерством, особенно внимательно описываются встречи с Назанским.

    Уже после первой, освещенной в повести встречи, в душе главного героя начинают зреть и развиваться зерна нравственности. Это и осмысливание вечных вопросов, таких как добро и зло. И,разумеется, переосмысливание отношения к любви и жизни. Благодаря этому духовному движению, рвутся пошлые отношения с Раисой Петерсон.

    И быть может, впервые герой задумывается о себе, ни как о герое французского романа, а как о реально существующей личности. Ромашов лишь теперь понимает, что человек создание эгоистическое, и, что никому кроме себя самого они не нужен, это понимание приходит очень тяжело, меняются отношения с людьми, внутренний мир героя.

    Ко второй встрече в душе героя происходит перелом. Возникает необходимость замены уже не подходящего мировосприятия, на что-то новое, более совершенное.И Ромашов вновь сталкивается с Назанским.

    В результате, у главного героя окончательно формируются некоторые стороны сознания, например, отторжение армии, желание создавать, а не разрушать. Так же мы видим, благодаря Ромашову, всю трагичность, машины под названием армия , ломающей жизни, как простых солдат, так и офицеров.

    Через Ромашова автор показывает удивительное свойство души человека. Вначале восприятие мира сквозь розовые очки, все радует, все удивляет. Затем розовые очки сменяются, чем-то черным и мрачным, но и к этому привыкает человек. И лишь взрослая личность начинает реально оценивать события.

    Ко всему привыкает человеческое сознание, а вот душа противиться многому. Таким образом, появляется дисгармония во внутреннем мире человека. Это тоже нравственное искание, через которое приходится пройти обоим героям.

    Назанский – офицер – философ. Теоретически он все понимает, он со всем смирился. А вот в действительности проявляется конфликт внешнего и внутреннего миров. Это очень умный человек, особенностью которого является возможность анализа. Но только вот проблема, за этим анализом, он забывает жить.

    В той реальности, которая существует, Назанскому жить очень тяжело, он не находит применения своему уму, так же он наталкивается на стену офицерского произвола и вседозволенности, жестокости и низости существующей армии. Поэтому этот герой начинает пить, таким образом пытаясь заглушить разногласия между душой и сознанием. И в результате он становится таким как все офицеры этого гарнизона.

    Но все же Назанский является зеркалом Куприна, именно он направляет главного героя в нравственных исканиях. Так же этот герой отображает , мысли автора о том что такое армия, офицерство, отношения служивых людей.

    Итак, перед нами разворачиваются нравственные искания двух героев. Ромашов, мальчик, который ищет правду, и Назанский, который ,увидев часть ее, избегает нормальной жизни. Оба героя прошли несколько этапов духовного развития.

    Назанский не смог сдвинуться с позиции теоретика, и поэтому действительность его мало интересует, ему более важны размышления о этой действительности. Ромашов, смог больше, он перенес часть теории на настоящую жизнь.

    Читайте также:  Образ и характеристика русской дружины в поэме слово о полку игореве

    Но все же он не сумел устранить дисгармонию своей личности, и как результат его смерть на дуэли, от которой он мог отказаться, но мнение общества для него оказались важнее внутренних чувств …

    «Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем более человек в его человеческом деле.»

    Источник: https://mirznanii.com/a/357942/nravstvennye-iskaniya-geroev-kuprina-na-primere-geroev-povesti-poedinok

    Автор и его герои в повести А. И. Куприна «Поединок»

    / Сочинения / Куприн А.И. / Поединок / Автор и его герои в повести А. И. Куприна «Поединок»

      Скачать сочинение

        Повесть А. И. Куприна “Поединок” появилась в свет в 1905 году. Она сразу привлекла к себе всеобщее внимание и сделала знаменитым ее автора. Действительно, трудно назвать другое произведение, где с такой силой и мастерством показано состояние армии того времени и царящие в ней нравы.
        Материал для “Поединка” дала Куприну сама жизнь.

    Писатель учился в кадетском корпусе и в юнкерском училище, затем почти четыре года прослужил в армейском пехотном полку. Накопленные впечатления и легли в основу повести, позволили писателю правдиво изобразить картины провинциальной армейской жизни и создать целую галерею портретов офицеров и солдат.

        У офицеров N-ского полка есть общие черты, обусловленные сходством службы, быта, условий жизни. Их повседневность складывается из присутствия на строевых занятиях и изучения воинских уставов, посещения офицерского собрания, выпивок в одиночку или в компании, связей с чужими женами, игры в карты.
        Однако каждый из офицеров отличается своеобразием, какими-то своими, характерными чертами.

    Вот перед нами непритязательный, добродушный поручик Веткин. Он привык ни о чем не задумываться, жить будничной жизнью. Несмотря на свою относительную “безобидность”, Веткин производит впечатление легкомысленного и недалекого человека.

    Ротный командир капитан Слива — тупой служака, “грубый и тяжелый осколок прежней, отошедшей в область предания, жестокой дисциплины” — не интересуется ничем, что выходит за пределы роты, строя и устава. Поэтому не удивительно, что во всем мире у него лишь две привязанности: “строевая красота своей роты и тихое, уединенное ежедневное пьянство по вечерам”.

    Поручик Бек-Агамалов никак не может справиться со вспышками диких кровожадных инстинктов; капитан Осадчий прославился своей жестокостью. Он воспевает “свирепую беспощадную войну” и внушает “нечеловеческий трепет” своим подчиненным.

    Продолжают эту галерею портретов меланхоличный и пассивный штабс-капитан Лещенко, “способный одним своим видом навести тоску”; фат и пустышка Бобетинский, воображающий себя изящным великосветским человеком; “молодой старик”, хлыщеватый поручик Олизар и многие другие.

    Искреннюю жалость вызывает нищий вдовый поручик Зегржт, которому не хватает крошечного жалованья, чтобы прокормить четверых детей.
        Спасаясь от скуки и рутины, офицеры стараются придумать себе какое-нибудь занятие, средство уйти от тяжелой бессмыслицы военной службы. Так, подполковник Рафальский по прозвищу Брем отводит душу в домашнем зверинце.

    Среди товарищей он слывет “милым, славным чудаком, добрейшей душой”. Но как-то раз “добрейший человек”, взбешенный тем, что горнист из-за крайней усталости неверно выполнил его приказ, так ударил его, что солдат вместе с кровью выплюнул на землю выбитые зубы.
        Истинным военным по призванию является капитан Стельковский.

    Он заботится о своих солдатах, у него лучшая рота в полку: “Люди в ней были все, как на подбор, сытые, бойкие, глядевшие осмысленно и смело в глаза всякому начальству… В роте у него не дрались и даже не ругались… его рота по великолепному внешнему виду и по выучке не уступила бы любой гвардейской части”.

    Во время военного смотра капитан проявляет себя как отличный командир — находчивый, сообразительный и инициативный. Однако вне службы Стельковский не может похвалиться благородством и высокими душевными качествами: он совращает молоденьких крестьянских девушек, и это стало для него своеобразным развлечением.

        Повесть “Поединок” раскрывает бесчеловечность, душевное опустошение людей в условиях армейской жизни, измельчание и опошление их.
        Армейской среде с ее косной офицерской кастой и доводимыми до одурения солдатами противопоставляются подпоручик Ромашов и его старший друг офицер Назанский. Эти герои олицетворяют гуманистическое начало в повести.
        Ф.

    Левин отмечает, что многие критики и историки литературы считают, что в Ромашове много автобиографических черт Куприна: “Как и сам писатель, Ромашов происходит из города Наровчата Пензенской губернии, у него есть только мать, отца он не помнит, детство его прошло в Москве, учился он в кадетском корпусе, а затем в военном училище. Все это совпадает с обстоятельствами жизни Куприна”.

        Для читателя Ромашов прежде всего обаятельный молодой человек, привлекающий своим благородством и душевной чистотой. Однако именно из-за этих качеств Ромашову трудно ужиться в армейской среде. Он добр и простодушен, обладает ярким воображением, детской мечтательностью. Окружают же его в большинстве своем опустившиеся порочные люди, которые разучились мыслить.

    Не удивительно, что Ромашов чувствует себя чужим и одиноким среди них: “Уже не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал он это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей…” Ему не по душе грубые армейские привычки, карты, попойки, пошлые связи, издевательства над солдатами.

        Особую симпатию читателей вызывает его отзывчивость, сострадание к чужому несчастью. Так, Ромашов вступается за татарина Шарафутдинова, который почти не понимает по-русски и никак не может уразуметь, чего от него хочет полковник. Он удерживает от самоубийства солдата Хлебникова, доведенного до отчаяния издевательствами и побоями.

    Ромашов, в отличие от других офицеров полка, понимает, что “серые Хлебниковы с их однообразно-покорными и обессмысленными лицами — на самом деле живые люди, а не механические величины…


        Человечность подпоручика сказывается и во многом другом: в обсуждении офицерских расправ со “шпаками”, в том, как он относится к своему денщику черемису Гайнану и, между прочим, к его языческим верованиям, в том, как Ромашов, рискуя жизнью, остался один перед обезумевшим Бек-Агамаловым и защитил от него женщину, в том, как мучительно тяготился Ромашов пошлым романом с Раисой Петерсон, в том, наконец, как чисто и самоотверженно полюбил он Александру Петровну.
        Создавая образы героев повести, Куприн проявляет поразительную наблюдательность в описании бытовых подробностей, незаметных, но важных мелочей. Он умеет метким словом так охарактеризовать человека, что сразу его представляешь. Например, Ромашов имеет наивную юношескую привычку думать о себе в третьем лице словами романов, которых он успел начитаться. И вот перед нами как живой возникает образ молодого человека, немного смешного, впечатлительного и неуверенного в себе, который хочет казаться значительным.
        Особое место среди героев “Поединка” занимает Назанский. Это наименее жизненный персонаж повести. По-видимому, писатель вводит его для выражения своих заветных мыслей и мировоззренческих взглядов. Казалось бы, почему их нельзя вложить в уста такого прекрасного человека, как Ромашов? Я думаю, что Куприн считал подпоручика слишком молодым и недостаточно образованным, чтобы стать выразителем такой философии. Вместе с тем Назанский удачно дополняет образ Ромашова.
        В уста Назанского Куприн вложил беспощадную критику армии и офицерства. “Нет, подумайте вы о нас, несчастных армеутах, об армейской пехоте, об этом главном ядре славного и храброго русского войска. Ведь все это заваль, рвань, отбросы”, — говорит Назанский. Я думаю, что истинная трагедия этого человека заключается в том, что он прекрасно понимает всю мерзость окружающей его среды, но не в силах что-либо изменить. Более того, ему не с кем, кроме Ромашова, поделиться своими взглядами на жизнь, потому что его никто не в состоянии понять: “Они смеются. ха-ха-ха, это все философия!.. — Смешно, и дико, и непозволительно думать офицеру армейской пехоты о возвышенных материях. Это философия, черт возьми, следовательно —чепуха, праздность и нелепая болтовня”.
        Поэтому не удивительно, что Назанский чувствует себя счастливым и свободным только в пьяном угаре, когда наступает очередной запой. “И вот наступает для меня это время, которое они зовут таким жестоким именем, — делится он с Ромашовым. — Это время моей свободы …свободы духа, воли и ума. Я живу тогда, может быть, странной, но глубокой, чудесной внутренней жизнью. Такой полной жизнью!”
        Но, несмотря ни на что, Назанский обладает огромным жизнелюбием. Куприн передал ему свое восхищение жизнью, свое преклонение перед ее радостью и красотой. “А посмотрите, нет, посмотрите только, как прекрасна, как обольстительна жизнь! — воскликнул Назанский, широко простирая вокруг себя руки. — О радость, о божественная красота жизни! Герой Куприна искренне убежден в том, что будет прославлять прелесть жизни даже в самые страшные минуты, даже если он попадет под поезд и его внутренности “смешаются с песком и намотаются на колеса”. Это жизнелюбие, полное ощущения радости и красоты были присущи и мировосприятию писателя. Столь же близки ему и вдохновенные слова о любви к женщине, которые произносит Назанский. По его мнению, любовь — самое прекрасное и удивительное чувство, даже если она не разделена. Василий Нилович говорит о счастье хоть раз в год случайно увидеть любимую женщину, целовать следы ее ног, раз в жизни коснуться ее платья. Он воспевает готовность отдать за нее, “за ее каприз, за ее мужа, за любовника, за ее любимую собачонку” и жизнь, и честь, “и все, что только возможно отдать!” Взволнованный Ромашов всей душой принимает эти слова, потому что именно так любит он Александру Петровну.
        Назанский делится с Ромашовым и другими мыслями — о будущем, о “новых, смелых и гордых” людях, о своем идеале. Назанский отвергает евангельское наставление “люби ближнего, как самого себя”. Он утверждает, что на смену любви к человечеству идет новая вера: “Зто любовь к себе, к своему прекрасному телу, к своему всесильному уму, к бесконечному богатству своих чувств… Вы —царь мира, его гордость и украшение… Делайте, что хотите. Берите все, что вам нравится. Не страшитесь никого во всей вселенной, потому что над вами никого нет и никто не равен вам. Настанет время и великая вера в свое “я” осенит, как огненные языки святого духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, ни калек, ни жалости, ни пороков, ни злобы, ни зависти. Тогда люди станут богами”.
        По моему мнению, в такой позиции персонажа чувствуется влияние теории сверхчеловека, сильной личности в духе философии Ницше. Эта теория была очень популярна в начале XX века. По-видимому, не избежал этого увлечения и А. И. Куприн.

        Хотя Ромашов восторженно слушает откровения Назанского и даже хочет назвать собеседника учителем, ему чуждо ницшеанское презрение к слабому. Достаточно вспомнить, как бережно он относится к Хлебникову, как добр к Гайнану.

    Несмотря на ум и блеск Назанского, я нахожу Ромашова гораздо более благородным, по-человечески более привлекательным.

    По-видимому, образом подпоручика Куприн хотел подчеркнуть мысль о том, что честный и порядочный человек всегда выше, всегда остается победителем в духовном плане.

    61043 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Куприн А.И. / Поединок / Автор и его герои в повести А. И. Куприна «Поединок»

    Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00041401184864025686

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector