Образ и характеристика русской дружины в поэме слово о полку игореве

Образ и характеристика русской дружины в поэме Слово о полку Игореве Образ и характеристика русской дружины в поэме Слово о полку Игореве

Персонажи „Слова…»

Игорь Новгород-Северский .

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Воин.

Любит родину, он смелый , неустрашимый военачальник. Со своими дружинниками он связан крепкой дружбой . В битве с половцами князь, как и его воины, проявляет выдержку и упорство .

  • Благородный.
  • Воинская честь и чувство личной привязанности не позволяют ему оставить в беде милого брата Всеволода ; выручая своего родича и соратника, он сам попадает в плен
  • Честолюбец.
  • Поход Игоря был вызван не только стремлением защитить Русскую землю от половцев, но и жаждой личной славы .

Образ и характеристика русской дружины в поэме Слово о полку Игореве

Персонажи „Слова…»

Киевский князь Святослав Всеволодович

Мудрый. Безупречный положительный герой, человек глубокого ума . Осознает обстановку в стране. Но не может один посодействовать объединению страны.

«Голос автора». В его уста поэт вложил свою заветную мысль о том, что во имя родины все распри и личные обиды должны быть забыты.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение чартков в произведении портрет (образ и характеристика)

Оценим за полчаса!

Где вы уже встречали подобного героя?

*Стародум (Д.И.Фонвизин «Недоросль»)

Образ и характеристика русской дружины в поэме Слово о полку Игореве

Персонажи „Слова…»

Ярославна

Верная

Её переживания раскрываются в монологе-плаче . Здесь и заклинание стихийных сил природы , и мольба о помощи , и тоска о милом сердцу человеке .

Женственная

По глубине чувства, по задушевности в мелодичности плач близок к лирической народной песне . В плаче Ярославны выражена скорбь тысяч женщин Руси , чья мирная жизнь, счастье, любовь нарушались ужасами войны.

Сердобольная

Тоскуя о любимом муже, она сокрушается и о его храбрых воинах — стойких защитниках родины.

Образ и характеристика русской дружины в поэме Слово о полку Игореве

Русская дружина

Храбрая русская дружина сражается с половцами до последнего человека. Лишь тогда прекратился ожесточённый бой, когда « кровавого вина не доста » (то есть «некому стало проливать кровь»).

Автор укоряет Игоря за то, что он «погубил богатство» и оставил «русское золото» (то есть дружину) на дне Каялы, реки половецкой. Не случайно в конце поэмы воздаётся слава безымянным героям — дружинникам Игорю и Всеволоду.

Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»

Образ и характеристика русской дружины в поэме Слово о полку Игореве

Природа в «Слове…»

В развитии событий «Слова…» деятельную роль играет природа . Она – живое, мыслящее существо , которое страдает или радуется вместе с действующими лицами поэмы, осуждает или одобряет их поступки. Картины природы, то мрачной, опечаленной, то радостной , ликующей, проникнуты любовью автора к родине.

И.И.Шишкин

«Туманное утро»

Образ и характеристика русской дружины в поэме Слово о полку Игореве

Образ родины

Величественный образ Руси . Он объемлет собой и родную природу — поля, леса, степные просторы, и русских людей, и созданные их неустанным трудом села и города.

Образ родины в «Слове…» неразрывно связан с раздумьями поэта о её суровой и славной история, о её настоящем и будущем .

И.Левитан «Над вечным покоем»

Образ и характеристика русской дружины в поэме Слово о полку Игореве

Жанр и поэтический язык „Слова…»

  • Рассказ о событиях переплетается в поэме с лирическими отступлениями.
  • В них автор раздумывает о прошлом, настоящем и будущем своей страны, о своих душевных переживаниях не только за судьбу князя, но и за судьбу простых людей .
  • Это сочетание непосредственного выражения авторских чувств и мыслей (как в лирическом произведении) с изображением событий и характеров (как в эпосе) позволяет отнести «Слово…» к жанру

лиро-эпической поэмы.

Лиро-эпическая поэма – жанр, в котором основной сюжет соединяется с авторскими оценками, чувствами.

Образ и характеристика русской дружины в поэме Слово о полку Игореве

Поэтический язык „Слова…»

  • В тексте произведения неоднократно встречаются народно — поэтические сравнения: битвы — с посевом, который печалью всходит по Русской земле, или со свадебным пиром, где воинам-сватам недостает кровавого вина.

Из народного творчества поэт заимствовал уподобление людей и явлений человеческой жизни явлениям природы.

Образ и характеристика русской дружины в поэме Слово о полку Игореве

Тема и идея „Слова…»

  • Тема: родина. «Слово о полку Игореве»поэтическое обобщение чувств и стремлений народа Руси , воспринявшего поход Новгород-Северского князя как событие общегосударственной значимости.
  • Произведение проникнуто идеей государственного единства Русской земли . И разгром Игорева войска, и тяжкие беды Руси, по которой половцы « рассеялись, словно барсово гнездо », и тревожные раздумья Святослава, и горе Ярославны, и раскаяние Игоря — всё это изображено с целью убедить русичей, что единение общих сил необходимо.
  • Автор поэмы уверен, что сильная и дружная Русь во главе с мудрым правителем сможет дать отпор врагу.

«Слово…» в культуре

  • Писатели и поэты XIX века ( И. Козлов, В. Жуковский, А. Майков), XX века( И. Новиков, Н. Заболоцкий и другие создали многочисленные пе реводы и переложения «Слова…».
  • Образы поэмы нашли зримое воплощение в картинах и иллюстрациях русских художников : В. Васнецова, В. Серова, Н. Рериха, В. Фаворского.
  • Опера русского композитора А. П. Бородина в «Князь Игорь».

Рерих Н.К. «Поход Игоря»

« Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую» В.А. Серов

В. Фаворский (графика)

Домашнее задание:

Написать сочинение на одну из тем:

  • Образ Русской земли в поэме «Слово полку Игореве»
  • Образ князя Игоря в поэме «Слово о полку Игореве».
  • Образ Ярославны (анализ «Плача Ярославны») в поэме «Слово о полку Игореве»
  • «Слово о полку Игореве» как гимн-призыв для русского народа.
  • *Актуальность «Слова о полку Игореве» в наши дни.

Источник: https://multiurok.ru/files/slovo-o-polku-ighorievie-gieroi-obraz-druzhiny-obr.html

Образ русской дружины в Слове о полку Игореве

Русским людям всегда приходилось защищать свои земли. Уж очень много было на них желающих – и половцы, и печенеги, и хазары, и монголо-татары. На Руси всегда уважительно относились к войнам. В дружину набирали людей самых сильных, не только физически, но морально. Дружинники были у князя на постоянной службе. Ничем другим они не занимались.

Князь Игорь собрался в поход против половцев. Он решает объединиться с братом своим Всеволодом. И совместно выступить против хана Кончака. Он, в отличие от русских князей, тот призвал под свои знамёна всех половецких войнов. А русичи погрязли в междуусобных разборках.

Перед походом Игорь выступает перед дружиной. Это сильные ребята, готовые повсюду следовать за своим предводителем – князем Игорем. Они бились до последнего, потеряли в чужой земле многих своих славных товарищей. Природа подсказывает князю, что он зря собрался в поход. Видит это и дружина. Но они подчиняются власти князя.

Дружинники отправляются в поход в полной экипировке. Луки у них натянуты, колчаны полны стрел, сабли наточены. Они отлично ориентируются на местности. Вместе с ними выступают в поход и крестьяне. В бою они стоят плечом к плечу вместе с дружинниками. Народ и армия едины. Русские войны рождаются и умирают под звуки труб.

Полегла доблестная дружина в половецких степях. Из-за амбиций князя, из-за того, что переоценил силы коварного противника. Бой длился 3 дня и 3 ночи. Только крепкие русские парни могли так долго выдерживать натиск противника. Погибли все. И только тогда упали русские знамёна – их просто было некому держать. И хоронить войнов  тоже будет некому.

Только русские войны, зная, что они погибнут, бьются насмерть так, что рассекают половцев одним ударом меча до седла. Почти половину дружины составляют крестьяне. Они привыкли обрабатывать поля, но если нужно, то готовы взять в руки оружие. Не видать крестьянам новой посевной страды. На этом поле брани взойдёт только печаль. И будет вороньё кружиться над русскими войнами.

Создатель «Слова о полку Игореве» описывает русскую дружину словами – русское золото, богатство, безымянные герои. Он специально не называет дружинников по именам.

В отличие от князей, дружинники объединились. Стали плечо к плечу, спина к спине. Если две русские дружины бились насмерть с половцами 3 дня, то, сколько могла бы биться вся русская армия, если бы объединились воедино все русские князья? Идея произведения в том, что перед лицом врача надо бросать свои распри. И объединившись в мощный кулак, ударить по врагам.

← Трагедия народа в Реквиеме Ахматовой
← Природа в Слове о полку Игореве↑ ДругиеАнализ романа Мы Замятина →
Роль пейзажа в Бедной Лизе →

Образ и характеристика русской дружины в поэме Слово о полку Игореве

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/obraz-russkoj-druzhiny-v-slove-o-polku-igoreve

«Слово о полку Игореве» главные герои

Поэма «Слово о полку Игореве» является одним из выдающихся произведений древнерусской культуры. В тематическом отношении, «Слово о полку Игореве» в литературе того периода времени, стоит отдельно от остальных творений народных авторов.

К нему близок по содержанию только рассказ Ипатьевской летописи, который был создан почти одновременно с ним. Еще известны фальсификационные списки «Слова», оригинал же был уничтожен огнем московского пожара, произошедшем в 1812 году. Основная идея произведения актуальна и в наше время.

Никогда не стоит забывать о том, что внутригосударственные распри, ведут к ослаблению и уязвимости всей державы.

Образ и характеристика русской дружины в поэме Слово о полку Игореве

Главный герой «Слова о полку Игореве» – князь Игорь, организатор похода русского княжества против половцев. Храбрый, мужественный русский князь, радеющий за защиту родной земли от врагов. Его горячность и бойцовский характер, не дают ему вести спокойную жизнь. Честолюбивый князь, несмотря на плохие предзнаменования, самоуверенно повел свое войско на половцев. Сложились неблагоприятные обстоятельства, и отважный витязь потерпел поражение, попал в плен к врагу.
Всеволод – брат князя Игоря, вместе с ним отправляется в поход. Сильный, отважный богатырь. Настолько сильна его любовь к родной земле и отечеству, что, когда ведет ожесточенный бой с врагами, забывает обо всем на свете. Он даже не чувствует, что ранен, он не вспоминает ни о жене, ни о чести, ни о богатстве. Как и Игорь, оказывается в плену врага.
Мудрый и справедливый правитель земли русской, отец героев, отправившихся в поход на половцев. Умный и глубоко мыслящий человек, он понимал, какой вред несут междоусобные войны, и стремился к объединению Руси. Святослав осознает, что только сплочение мелких княжеств в единое целое, может создать непобедимое и могучее государство.
Образ Ярославны, жены князя Игоря, заключает в себе весь русский народ, верящий в мудрость и отвагу своих героев, борющихся за свободу и независимость. Ярославна – это общий портрет всех жен и матерей, верно и преданно ждущих с поля боя своих мужей и сыновей. Образ женщины, готовой в любой момент прийти на помощь, самоотверженной и великой. Ее обращение к силам природы, передает весь патриотизм русского народа, его непобедимость.
Мудрый древний сказитель, воспевающий славу и подвиги русских князей. Обладает даром предвидения, он способен предугадывать будущие события. В произведении служит для создания контраста с автором повествования, который, в отличие от его патетического восхваления подвигов, излагает достоверные события.
В «Слове о полку Игореве» героем является и окружающая природа. Кратко можно сказать, что в этой поэме природа играет роль одушевленного существа, которое действует в союзе с человеком.
Герой из вражеского стана, содействующий побегу князя Игоря из плена, бежал вместе с ним.
Образ автора – это образ великого и талантливого патриота своей земли. Ему удалось создать великолепное масштабное произведение, превосходящее все существующие жанры. Его неповторимый и уникальный язык, позволяет назвать эту поэму величайшим памятником древнерусской культуры. Автор – высокообразованный и неординарный человек, с широким историческим кругозором. Талантливо описав поражение русского войска, он сумел передать его силу и могущество.

Это была таблица, где дана краткая характеристика героев из поэмы «Слово о полку Игореве».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/slovo-o-polku-igorevom/glavnye-geroi-harakteristika.html

Характеристика русской дружины (Слово о полку Игореве)

Русская дружина олицетворяла всегда мощь и силу народа. Образ и характеристика русской дружины в «Слове о полку Игореве» несколько иные. Автор любит свой народ, поэтому описание дружины проходит на фоне картин природы.

Войско князя Игоря, объединившись с отрядами брата Всеволода, отправляется против Кончака. Хан в отличие от русских князей объединил все половецкие войска. Русские князья увязли в междоусобных войнах.

Природа подсказывает Игорю, ошибочность его планов видна Всевышнему. Грозное предзнаменование удивительно и в то же время закономерно появляется в тесте «Слова», оно подтверждает, как сильно верит народ в высшие силы.

Дружинники понимают, что не к добру ведет их поход. Князь Игорь не изменяет его решения. Воины подчиняются власти князя. Автор слова восклицает:

«О, Русская земля! Уже ты за холмом!» Сколько стона спрятано за одной фразой. Автор понимает, что многие воины останутся лежать в чужой земле.

Русская дружина в тексте реальна. В ней есть обученные воины, они на конях, вооруженные всем необходимым. Рядом идут обычные крестьяне. В битве воины и крестьяне стоят плечом к плечу. В этом и есть сила единства русского народа.

Всеволод сражается как былинный богатырь. Золотой шлем его пролетает над головами поверженных половцев. Он в битве забывает обо всем. Только победа стоит перед глазами, и к ней он стремится. Всеволод успевает поддержать своих собратьев. Он хвалит их и призывает биться до последнего издыхания. Дружинники Всеволода –

«опытные воины, под трубами повиты (рождены), под шлемами взлелеяны (воспитаны), с конца копья вскормлены, пути им ведомы (отличные знатоки русской местности), овраги известны, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли навострены…».

Автор передает все горе, которое переживала Русь. Полегла дружина в половецких землях. Не принесла славы ни к князю, ни стране.

Бой длится три дня. Описание битвы приближается к легендам, сказкам. Читатель верит, могла русская дружина воевать 3 дня. Стойкие крепкие дружинники выдерживают натиск врагов. Только на третий день они складывают знамена. По словам автора, бой прекратился только потому, что некому стало проливать кровь –

Читайте также:  Сочинение мой любимый предмет математика 5 класс

«кровавого вина не доста». Особые эпитеты подбирает создатель «Слова» дружине:

  • Богатство;
  • Безымянные герои.
  • Удивительно слияние русского человека с природой. Она как будто передает настроение войска. Сначала она пугает – картины солнечного затмения. Рать идет сквозь мрачную темную стену, где рыскают хищники в поисках наживы. Не за ней ли идут русские войска? Нет.

    Они преданы своим князьям, любят Родину и готовы сложить свои головы в бою. Печаль меняется на ликование. Дружинники бьются так, что половцы разлетаются по сторонам, разрубленные пополам. Радость ликования перемешивается с горечью, постепенно покрывающей поле битвы.

    Автор сравнивает битву с посевной – только всходят на полях не хлебные колосья, а скорбная печаль. Почему с посевной? Половина княжеской дружины крестьяне. Им ближе работа на поле, чем битвы за власть и славу, но если требуется, они готовы сменить косы на оружие.

    Битва у автора «Слова» — свадебный пир. Сваты – воины, жаждущие кровавого вина.

    Русская дружина – сильная, мощная, крепкая духом. Она способна на битвы против половцев. Если два отряда бились 3 дня, то, сколько мощи скрывает единство всех князей.

    Автор пытается убедить русских бояр покончить с враждой между собой, встать на защиту границ великой Руси. Поход Игоря – это урок, такая ошибка должна стать последней.

    Мудрый правитель и «дружная дружина» сделают Русь непобедимой.

    Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2118-harakteristika-russkoy-druzhiny-slovo-o-polku-igoreve.html

    Образ и характеристика русской дружины в поэме Слово о полку Игореве

    Под русской дружиной автор понимал огромную силу и дух своего народа. На фоне описания различных природных явлений, он показывает свое отношение к Родине. Например, когда войско Игоря объединяется с группами воинов Всеволода, показывается мрачное и грозное знамение, которое говорит о том, что ничем хорошим данные действа не закончатся.

    Тут показывается и сила сверхъестественного, вера людей в знаки и другие силы. Однако князь Игорь не меняет своих решений, и лишь говорит о том, что «Русская земля уже за холмом». И тут становится понятным то, что в предстоящем побоище полягут многие доблестные  войны, которые являются сильными и смелыми, отчаянными и преданными своему народу.

    Здесь русская дружина иллюстрируется как совокупность могучих и обученных воинов, где с ними бок о бок сражаются простые крестьяне, которое тоже переживают за судьбу своего края.

    Всеволод же проявляет истинную доблесть, демонстрируя качества лидера и бесстрашного человека, мотивируя и побуждая своих людей «биться до конца» и не отступать ни при каких обстоятельствах.

    Его дружина сражается именно так, как говорит им их предводитель.

    Показывает автор произведения и то горе, которое предстоит пережить воинам после битвы. Трехдневное сражение не приносит славы ни Игорю, ни его краю.

    Тут повествование походит на сказочный стиль, в котором говорится о том, что русский человек настолько стойкий и храбрый, что может воевать по нескольку суток без отдыха.

    И бой останавливается лишь потому, что по словам автора — «некому остается проливать кровавое вино».

    Очень тонко и глубинно передается отношение и единство русской дружины и природы. Сначала показывается затмение Солнца, вызывая пугающее настроение, затем демонстрируется мрачная черная стена, за которой дикие звери рыщут свою добычу.

    Тут аллегорично задается вопрос читателю о том, не тем ли самым хищником выступает русский народ. Получая негативный ответ на риторический вопрос, далее читателю иллюстрируется радость того, что воины смогут проявить свою доблесть на поле боя.

    Автор сравнивает битву с процессом сеяния, лишь с той разницей, что вместо хлеба, тут растет печаль и горе.

    Также в произведении говорится о том, что только мудрые и обдуманные решения сулят успех в деле. Героизм, отвага и патриотизм русской дружины, показанные в произведении, говорят о том, что единство является следствием общей цели, которую преследуют как князи, так и воины с простым народом.

    `

    Популярные сочинения

    • Сочинение Воланд в романе Мастер и Маргарита (образ, внешность и характеристика)
      Понятно, что главный герой романа – Мастер. Он создаёт второй (внутренний) роман в книге, он ведь и в названии… Но появляется он только в тринадцатой главе. Он слабый, нервный
    • Анализ произведения «Шинель» Гоголя 8 класс
      История возникновения «Шинели» достаточно интересна – считается, что Н.В. Гоголь услышал канцелярский анекдот о мелкой руки чиновнике, который долго копил деньги на покупку ружья, а впоследствии потерял его
    • Сочинение Дети войны — рассуждение
      Сегодня хочется поразмышлять о детях, которым пришлось проживать свои детские годы во время войны. Эта тема очень серьезная, грустная и всегда актуальная. Особенно об этом задумываются люди, которые являются детьми людей, которые были детьми в то время.

    Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/raznye/obraz-i-harakteristika-russkoj-druzhiny-v-poehme-slovo-o-polku-igoreve

    Образ князя и дружины в произведениях "Повесть временных лет" и "Слово о полку Игореве"

    

    • РЕФЕРАТ
    • На тему:
    • Образ князя и дружины в произведениях «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве»
    • Санкт-Петербург
    • 2012СОДЕРЖАНИЕ
    • ВВЕДЕНИЕ
    • 1.              История возникновения памятников древнерусской культуры «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет»
    • 2.              Историческая эпоха, описываемая в «Слове о полку Игореве» и «Повести временных лет»
    • 3.              Князь и его дружина, их образы и характеристики в «Слове о полку Игореве» и «Повести временных лет»
    • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования. В современной России особенно актуально стоят вопросы патриотического воспитания и формирования концепции национальной идеи. В рассматриваемых памятниках древнерусской культуры —  «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет»  идея патриотизма представлена наиболее ярко.

    Древнерусская литература в лучших своих произведениях стремилась к разрешению важных, насущных задач народной жизни и государственного строительства. Оборона родины, объединение Руси – именно эти идеи пронизывают данные произведения литературы.

    Образы защитников Отечества, их речи и поступки не менее актуальны и для наших современников.

    Целью настоящего исследования является рассмотрение образа князей и и их дружин на основе исследований памятников древнерусской культуры – «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет».

    1.      История возникновения памятников древнерусской культуры «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет»

    Один из замечательных древних памятников русской письменности, является поэма «Слово о полку Игореве». История находки рукописи тоже весьма примечательна: найденная А.И.

    Мусиным-Пушкиным рукопись в списке XVI века была преподнесена Екатерине II, но во время пожара  Москвы в 1812 г. сгорела. До настоящего времени дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушкиным, сделанный в XVIII веке.

    Авторство текста до сих пор не установлено. Несомненно, наиболее основательную попытку установить авторство «Слова» предпринял академик Б.А. Рыбаков[1].

    Проанализировав в своей двухтомной работе колоссальный летописный материал, он высказал догадку, что этим автором мог быть Петр Бориславич, киевский боярин и – предположительно – летописец великого князя киевского Изяслава Мстиславича и его сына Мстислава Изяславича.[2]

    Авторами «Повести временных лет» исследователи называют двух исторических персонажей – Нестора и Никона Печерского.

    Не́стор (ок. 1056 – 1114) – древнерусский летописец, агиограф конца XI – начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря.

    Никон Печерский (? — 23 марта 1088) — древнерусский церковный деятель XI века, игумен Киево-Печерского монастыря в 1078—1088, учёный-летописец, был канонизирован.

    Оригинала рукописи не сохранилось, первая редакция «Повести временных лет» считается в настоящее время утраченной. Вторая редакция присутствует в составе Лаврентьевской летописи (вторая половина XIV века), третья содержится в составе Ипатьевской летописи (Ипатьевский и Хлебниковский списки – XV-XVI век соответственно)

    2.      Историческая эпоха, описываемая в «Слове о полку Игореве» и «Повести временных лет»

    «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет» созданы в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы.

    Множество мелких феодальных «полугосударств» — княжеств — враждуют между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство, втягиваясь в братоубийственные войны во имя эгоистических княжеских интересов. Падает значение Киева как центра Русской земли.[3]

    Обособление отдельных земель как наследственных княжеских владений было признано при Владимире Мономахе на Любечском съезде князей в 1097 г., одно из решений которого гласило: «кождо да держить отчину свою» («пусть каждый владеет землею отца»).[4]

    «…Распадение Руси на уделы было чисто следствием дележа между князьями… но не следствием стремлений самого русского народа, — писал Н. Г. Чернышевский. — Удельная разрозненность не оставила никаких следов в понятиях народа, потому что никогда не имела корней в его сердце: народ только подчинялся семейным распоряжениям князей».[5]

    Главные феодальные усобицы XII в. были связаны с враждою потомства Мономаха и потомства его противника — Олега Святославича (Олега Гориславича «Слова о полку Игореве»). И Мономаховичи, и Ольговичи постоянно пользовались половецкою помощью в своих походах на соседние русские княжества, но особенно часто прибегали к помощи половцев именно черниговские Ольговичи.

    Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью. Кыпчаки, а по-русски половцы, народ тюркского происхождения, заняли степи между Волгой и Днепром еще в середине XI в. Они представляли собой такую мощную военную силу, что не раз грозили самому существованию Византийской империи.

    Последняя (Византийская империя) постоянно обращалась за помощью против половцев к русским князьям. Русским князьям в начале XII в. удается одержать крупные победы над половцами, однако внезапные набеги половцев разоряли мирное население русских сел и городов. Половцы уничтожали сельское хозяйство, грабили города, избивали и угоняли в рабство жителей.

    Особенно усилилось половецкое давление на русские земли в 70-е годы.

    В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты.

    «Повесть временных лет» с ее всемирно-историческим введением, с ее широким стремлением обосновать место русского народа среди других народов мира, с ее особым вниманием к героическому, к военным подвигам, к славе русского оружия вводит нас в атмосферу эпического народно-песенного отношения к русской истории. Перед нами в «Повести временных лет» в значительной мере эпическое, поэтическое отношение к родной истории.

    Исследователи, в частности академик Б. А. Рыбаков, отмечали, что «Повесть временных лет» отражает в своем содержании победу феодального общественного уклада над дофеодальным — патриархально-общинным. Она создана в эпоху, когда феодальная культура была явлением прогрессивным, молодым.

    Летописцы, соединившие свои усилия в создании «Повести временных лет», несмотря на всю свою грусть по утрате былого единства Руси, несмотря на весь свой гнев на начавшиеся раздоры князей, полны оптимизма, они гордятся Русью — ее прошлым и будущим. Это достаточно отчетливо видно на одном примере. Под 1093 г.

    летописец рассказывает об одном из самых ужасных последствий феодальной раздробленности: нашествии половцев.

    Он дает яркую картину страданий русских людей, угоняемых в плен половцами: «стражюще, печальни, мучими, зимою оцепляеми, в алчи и в жажи и в беде, опустневше лици, почерневше телесы; незнаемою страною, языком испаленым, нази (нагие) ходяще и боси, ноги имуще сбодены тернием»[6].

    Летописец сравнил книги с реками: «Се бо суть рекы, напаяюще   вселеную»    («Повесть   временных   лет»   под 1037 г.). Это сравнение летописца как нельзя более подходит и к самой летописи.

    3.      Князь и его дружина, их образы и характеристики в «Слове о полку Игореве» и «Повести временных лет»

    Автор «Слова о полку Игореве» — сторонник сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве. Киевский князь Святослав рисуется ему как сильный и грозный властитель. В “Слове” мы видим образ князя, воплощающего собой идею сильной княжеской власти, с помощью которой должно было осуществиться объединение русских земель.

    Кем же являлся герой «Слова о полку Игореве»?

    Князь Игорь Святославович (в крещении Георгий) был сыном новгородского князя Святослава Ольговича и дочери новгородского посадника. Родился 3 апреля 1150 года в городе Чернигове. Стал князем новгород-северским и черниговским в 1178 году. Имел сильную дружину, которую не раз водил на половцев.

    Был женат на дочери Ярослава Осмомысла Галицкого Ефросинье (вторая его жена). У Игоря было 5 сыновей –  Владимир, Роман, Олег, Святослав, Ростислав – и дочь (имя неизвестно).

    В походе 23 апреля – 12 мая, предпринятом совместно с братом Всеволодом, сыном Владимиром, племянником Святославом Ольговичем и черниговским воеводой Ольстином Олексичем, был ранен, потерпел поражение, попал в плен, из которого позже бежал.

    Летописцы дали неоднозначную характеристику Игорю, но все отмечали его мужество, благородство, воинскую честь. Умер князь Игорь Святославович в возрасте 52 лет в городе Чернигове, в 1202 г.

    Основными чертами главного героя, автор показывает мужество и воинскую отвагу. Князь действительно отважен и храбр, он настоящий воин и готов сложить свою голову в борьбе с врагом «за землю Русскую».

    Так, например,  говорится о том, что во время самого напряженного боя князь Игорь снял шлем для того, чтобы дружинники узнавали его и собирались вокруг него.

    О воинском мужестве князя сказано следующее:

    1. Скрепил ум силою своею
    2. И поострил сердце свое мужеством;
    3. Исполнившись ратного духа,
    4. Навел свои храбрые полки
    5. На землю Половецкую
    6. За землю Русскую.
    7. Именно этими словами безвестный автор «Слова» рисует образ князя Игоря, отмечая, по его мнению основные характеристики образа князя как военачальника.
    8. При изучении летописей «Повести временных лет» исследователи отмечают, что источник содержит портреты и характеристики более сорока русских князей.

    Особенно рельефна в «Повести временных лет» характеристика бесстрашного князя Святослава, всю свою недолгую жизнь проведшего в далеких походах. «Князю Святославу възрастъшю и възмужавшю, нача вой совкупляти многи и храбры, и легъко ходя, аки пардус (как гепард) войны многи творяше».

                  Дружина князя в рассматриваемых произведениях постоянно присутствует, как фон для княжеского портрета. Она составляет опору князя, его ближайшее окружение.

    Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя. Под дружиной следует понимать профессиональных воинов, за которыми признавалась номинальная коллективная собственность на земли, с которых они имели право собирать дань.

    Внутри древнерусской дружины существовало иерархическое деление на «старшую», «среднюю» и «младшую». Внутри каждой определенному социальному слою были присущи только его определенные функции. С течением времени роль дружины в политических делах и ее влияние на князя изменялись.

    • Рассмотрим, как описывают авторы «Слова о полку Игореве» и «Повести временных лет» характеристики воинов княжеских дружин:
    •       Русичи великие поля червлеными щитами перегородили,
    • Ища себе чести, а князю – славы.[7]

          «Уже нам некамо ся дети, волею и неволею стати противу; да не посрамим земле Руские, но ляжем костьми, мертвый бо срама не имам…» («Повесть временных лет», 971 г.).

          «Аще жив буду, то с ними, аще погыну, то с дружиною», — говорит Вышата своей дружине («Повесть временных лет», 1043 г.).

    Таким образом можно сделать следующие выводы.

    Выводы

          постоянное упоминание дружины в связке с князем, на страницах Повести временных лет свидетельствует о том, что дружина являлась таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя;

          под дружиной следует понимать профессиональных воинов, за которыми признавалась номинальная коллективная собственность на земли, с которых они имели право собирать дань;

    Читайте также:  Сочинения по творчеству паустовского

          внутри древнерусской дружины существовало иерархическое деление на «старшую», «среднюю» и «младшую». Внутри каждой определенному социальному слою были присущи только его определенные функции;

          «историзм» литературы Древней Руси был всецело подчинен ее патриотизму. Древнерусская литература в лучших своих произведениях стремилась к разрешению важных, насущных задач народной жизни и государственного строительства.

          настойчивая и отчетливо выраженная патриотическая идея «Слова» была сформулирована К. Марксом: «суть поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ»

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Лихачев Д. С. Великое наследие. –  М., 1997.
    2. Лихачёв Д.С. Слово о полку Игореве: Ист. лит. Очерк. – М.: Просвещение, 1976
    3. Повесть временных лет. Ч.4/ Под ред. Д. Лихачева – М., ЭКСМО, 2009.
    4. Рыбаков Б.А. Русские летописцы и автор „Слова о полку Игореве“ – М., 1972.
    5. Фроянов И.Я. История России от древнейших времен до начала ХХ века – М., 2005.
    6. Чернышевский  Н. Г. Поли. собр. соч.: Т. 3. —  М., 1987.

    4

    [1] Рыбаков Б.А. Русские летописцы и автор „Слова о полку Игореве“ – М., 1972.

    [2] Лихачёв Д.С. Слово о полку Игореве: Ист. лит. Очерк. – М.: Просвещение, 1976

    [3] Лихачев Д. С. Великое наследие. –  М., 1997.

    [4] Фроянов И.Я. История России от древнейших времен до начала ХХ века – М., 2005.

    [5] Чернышевский  Н. Г. Поли. собр. соч.: Т. 3. —  М., 1987.

    [6] Повесть временных лет. Ч.4/ Под ред. Д. Лихачева – М., ЭКСМО, 2009.

    [7] Лихачёв Д.С. Слово о полку Игореве: Ист. лит. Очерк. – М.: Просвещение, 1976

    Источник: https://www.stud24.ru/history/obraz-knyazya-i-druzhiny-v/296390-885857-page1.html

    Образы князей в поэме «Слово о полку Игореве» | Литерагуру

    (351 слово) «Слово о полку Игореве» — произведение, являющееся историческим памятником древней литературы: несмотря на небольшой объем, поэма вмещает в себя описание подвига Игорева войска, пейзажную картину древней Руси и образы князей, правивших в 12 веке.

    В своем произведении автор избегает описания внешности и характера персонажей, но при этом мы четко представляем себе их образы, и  поступки князей для нас понятны. Одним из главных персонажей в «Слове» является Игорь, которому автор явно симпатизирует. Князь Новгород-Северский предстает перед нами в роли доблестного воина, способного пожертвовать многим ради защиты своей Родины.

    Игоря не останавливает даже солнечное затмение, которое на Руси считалось дурной приметой, предвещающей беду или смерть. Но, кроме положительных черт персонажа, автор также уделяет внимание и тем характеристикам Игоря, которые  привели князя к поражению.

    Главный герой самолюбив и тщеславен, он не считает нужным просить помощи у других князей, и идет на половцев лишь со своим братом Всеволодом, потому что не хочет делить славу и награбленные богатства с другими. Но силы двух молодых князей оказывается мало, и они проигрывают ночной бой с половцами, теряя почти всю свою армию.

    Образ Игоря производит на нас двоякое впечатление: мы восхищаемся им во время сражения, при этом осуждая его эгоистичное поведение, проявляющиеся в определенных эпизодах на протяжении всей поэмы.

    Автор также наделяет и брата Игоря, Всеволода, героическими чертами. Мужество и доблесть князя буй-тур Всеволода не может не удивить читателя: во время сражения он, как истинный богатырь, пускает стрелы в своих врагов — защищает Родину, забывая о своих ранах и страхах.

    Можно сказать, что автор, изображая поведение Всеволода в бою, явно прибегает к приему гиперболизации, часто используемому в фольклорных произведениях. Наделяя князя богатырскими качествами, автор на контрасте подчеркивает его эгоизм и самолюбие, свойственные брату.

    Но в поэме «Слово о полку Игореве» все же есть один персонаж, являющийся идеальным, по мнению автора, – князь Киевский, Святослав. Создатель «Слова» изображает его главою целого государства.

    Именно Святослав объединяет всю Русь и заботится о ее интересах: его сильно печалит поведение Игоря и Всеволода, поэтому Святослав созывает князей с просьбой о помощи оказавшимся в беде братьям.

    Его «золотое слово, со слезами смешанное» является важным фрагментом всей поэмы, потому что именно оно выражает идею автора об объединении русских князей.

    Дарья Ситнова

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Источник: https://LiteraGuru.ru/obrazy-knyazej-v-poeme-slovo-o-polku-igoreve/

    Образы русских князей в «Слове о полку Игореве»

    Подробности 29.09.2011

    83.3(2Рос=Рус)я7

    Слово о полку Игореве // Кусков, Владимир Владимирович. История древнерусской литературы: учебник / В. В. Кусков. — 7-е изд. — М. : Высш. шк., 2003. — 334 с. : ил.

    Изображение князей. Большое место в «Слове» отводится изображению поступков Игоря и Всеволода — основных участников похода (о Владимире Игоревиче упоминается лишь в конце, в здравице, а имя Олега Святославича опущено). Автор симпатизирует своим героям и видит в них лучших представителей современного ему поколения князей.

    Игоря отличает необычайное мужество и храбрость. Он доблестный воин, который решил постоять за Русскую землю, «истягнуумь крепо-стию своею и поостри сердца своего мужеством, наплънився ратнаго духа». Ради блага своей земли он готов на любые жертвы и испытания.

    С мужественной и благородной речью обращается Игорь к своей дружине: «Братие и дружино! Луце ж бы потяту быти, неже полонену быти. А всядем, братие, на своим бръзыя комони, да позрим синего Дону…

    Хощу бо, — рече, — копие приломити конець поля Половецкаго; с вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону».

    Свою вдохновенную речь Игорь произносит в момент солнечного затмения, когда видит «тьмою вся своя воя прикрыты». Грозное предзнаменование природы не в силах поколебать страстного желания и решимости князя «искусити Дону великаго», постоять за землю Русскую.

    «Слово» не показывает Игоря в битве на Каяле, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он заворачивает полки, жалея брата Всеволода.

    Доблестным воином является и Всеволод. Он неотделим от своих верных опытных «кметей» (воинов), которые «под трубами повити, под шеломы възлелеяни, конець копия въскръмлени, пути имъ ведоми, яругы имь знаеми, луци у них напряжени, тули отворени, сабли изъострени; сами скачютъ, акы серый влъци в поле, ищучи себе чти, а князю славе».

    Доблесть и мужество Всеволода, проявленные им в бою на Каяле, беспримерны. Подробно русским былинным богатырям, буй-тур Всеволод «прыщет» на врага своими стрелами, гремит «о шеломы мечи харалужными». Своим златым шеломом посвечивая, скачет он по полю брани, поражая врагов.

    Он весь поглощен и увлечен боем, в пылу сражения забывает и о своих ранах, и об отцовском золотом столе, и о ласках милой красавицы — жены Глебовны.

    Изображая гиперболически поведение Всеволода в бою, перенося на него подвиг дружины, автор «Слова» следует художественным принципам фольклора.

    Автор «Слова» прославляет воинскую доблесть князей «Олъгова хороброго гнезда», тесно связанных со своими «храбрыя плъкы», храбрыми русичами. Эту доблесть высоко ценит великий киевский князь Святослав. «Ваю храбрая сердца в жестоцем харалузе скована, а в буести закалена», — говорит он, мысленно обращаясь к потерпевшим поражение на Каяле князьям.

    Прославлению князей служат и образы-символы «солнца», «света», «соколов», которые даны в резком контрасте с «тьмой», «тучами», «галками», «черным вороном» — символами врагов-половцев.

    «Чръныя тучя с моря идут, хотят прикрыты 4 солнца».

    «Темно бо бе в 3-й день: два солнца померкоста; оба багряная стлъпа погососта и с нима молодая месяца, Олег и Святъслав, тьмою ся поволокоста»,— к этой символической картине поражения северских князей обращаются бояре, разъясняющие Святославу значение его «мутного сна».

    «Нареце на Каяле тьма свет покрыла». Но это торжество «тьмы», «великого буйства» врагов временно. И как только Игорь возвращается в Киев, «солнце светится на небесе, Игорь князь в Руской земли». Ведь как, говорит автор, тяжело телу без головы, так Русской земле без Игоря.

    Деятельность князей в «Слове» оценивается с народных позиций. Игорь и Всеволод осуждаются за жажду личной славы. Решив «поыска-ти града Тьмутороканя» — старой черниговской вотчины, захваченной половцами, эти «соколы» самовольно слетели «с отня стола злата» и «нечестно одолели, нечестно кровь поганых пролили».

    И «соколома крыльца припешали поганых саблями, а самою опуташа в путины железны». Они рано «начали Половецкую землю мечи цвелити» (терзать), т. е. не дождавшись коалиционного похода, который организовывал Святослав киевский. Они свели на нет результаты предыдущего успешного похода князей. Своим поражением «тии бо два храбрая Святъславлича…

    уже лжу (раздоры) убудиста, которою ту бяше успил» великий киевский князь Святослав.

    Автор «Слова» подчеркивает, что поражение русских войск на Каяле принесло огромный ущерб не только северским князьям, но и всей Русской земле, обратив «на ниче ся годины». Поэтому Игоря, пересевшего из золотого седла в седло раба, и проклинают немцы и веницианцы, греки и моравы.

    За стремление к личной славе автор «Слова» осуждает Игоря и Всеволода. Обуреваемые жаждой личной славы, они сказали: «Мужа-име ся сами: переднюю славу сами похитим, а заднюю си сами поделим!» Нельзя ставить личную княжескую честь и славу выше чести и славы Русской земли, говорит поэт-гражданин.

    Поэтому он и заставляет бежавшего из плена Игоря идти сразу в Киев, т. е. признать свою вину перед Русской землей.

    Всем ходом изложения событий, их оценкой автор призывает князей к неукоснительному исполнению своих вассальных обязательств перед великим киевским князем, в котором воплощается честь и слава всей Русской земли.

    В то же время автор глубоко сочувствует северским князьям. Вместе с русской природой, русскими женами, Ярославной поэт выражает свои чувства жалости и скорби по поводу поражения Игоря, Всеволода и их храбрых полков.

    Вместе с киевским князем Святославом автор не может допустить, чтобы находящийся «в мытех» сокол дал свое гнездо в обиду, и для поэта-гражданина «раны Игоревы» становятся символом сплочения всех сил Русской земли для борьбы с внешними врагами.

    В Святославе «великом, грозном киевском» автор «Слова» не отражает черты реальной исторической личности, а воплощает свой идеал мудрого, могущественного правителя Русской земли, хранителя ее чести и славы. Образ Святослава в «Слове» идеализирован.

    Согласно историческим данным, Святослав Всеволодович не играл существенной роли в политической жизни Руси того времени.

    Являясь ставленником более могущественного и деятельного князя Рюрика Ростиславича, он владел только Киевом, и власть его подчас носила чисто номинальный характер.

    «Слово» прославляет победу, одержанную Святославом над половцами в 1184 г., когда он своими храбрыми полками «наступи на землю Половецкую, притопта хлъми и яруги, взмути рекы и озеры, иссуши потоки и болота. А поганаго Кобяка из луку моря, от железных великих плъков половецкых, яко вихр, выторже: и падеся Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святъславли».

    Победу Святослава прославляют и воспевают немцы, венецианцы, греки и моравы, так как эта победа обеспечила безопасность торговых путей Руси с юго-западной Европой.

    Образ Святослава раскрывается в «Слове» в его «мутном» сне и «золотом слове». Здесь перед нами мудрый правитель, скорбящий о своих безрассудных вассалах- «сыновцах», горько сокрушающийся по поводу того, что князья-вассалы не помогают ему, своему сюзерену. «Се ли створисте моей сребреней седине!» —горестно восклицает он.

    «Золотое слово» Святослава наполнено гражданской скорбью по поводу розни между князьями, отсутствия между ними единства, а главное, по поводу забвения ими своих обязанностей по отношению к «отню злату столу», Русской земле.

    Это и дает возможность автору «Слова» легко переключить «золотое слово» в публицистически страстный призыв, обращенный к наиболее могущественным князьям Руси выступить «за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»

    Трезво оценивая политическую обстановку своего времени, автор «Слова» обращается к тем князьям, от которых зависит судьба родины. Это прежде всего князь владимиро-суздальский Всеволод Большое Гнездо. Могущественный князь, он только что совершил удачный поход против камских булгар, дружина его может Волгу «веслы раскропиши, а Дон шеломы вылъяти!».

    Называя его великим князем, автор как бы напоминает Всеволоду о его обязанности по отношению к Киеву, ко всей Русской земле «отня злата стола поблюсти». Слова эти, возможно, содержали в себе и тонкий политический намек. В памяти современников живы были события 1169 г.

    , когда брат Всеволода III Андрей Боголюбской подверг Киев жестокому разграблению (так берегли суздальские князья золотой стол!). «Аже бы ты был, то была бы чага по ногате, а кощей по резане»,—говорит в своем обращении к Всеволоду автор «Слова», гиперболически подчеркивая, что если бы Всеволод был в Киеве, то рабыня бы стоила одну ногату, т. е. 50 коп.

    (гривна — 10 руб., содержала 20 ногат, или 50 резан), а раб — 20 коп. (согласно «Русской Правде», стоимость раба равнялась 35 руб.).

    Если же Всеволод и «не мыслит» «прилететь» в Киев, то у него, подчеркивает автор, есть возможность «посуху живыми шериширы стреляти, удалыми сыны Глебовы». Он может послать против половцев своих вассалов —«живые копья» —рязанских князей и выполнить свой долг перед «отним златым столом».

    Учитывая заинтересованность в делах Киева и южной Руси князя Рюрика Ростиславича и его брата Давыда Смоленского, храбрость их воинов, которые «рыкают, аки тури, ранены саблями калеными на поле незнаеме», автор «Слова» к этим князьям обращается с прямым призывом выступить в поход — вступить «в злата стремена за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»

    Трезво оценивается в «Слове» и могущество галицкого князя Ярослава Осмомысла. «Своими железными плъки» он закрывает путь на Русь венгерскому королю, его войска принимают участие в крестовых походах «стрелявши с отня злата стола салтани за землями».

    Могущество его простирается далеко на юго-запад вплоть до Дуная, даже Киев находится в зависимости от галицкого князя, и он открывает ему ворота.

    Автору «Слова» хорошо известно, что Ярослав всю свою жизнь пробыл в Галиче и не принимал непосредственного участия ни в одном военном походе, поэтому он и просит Ярослава послать свои войска против Кончака, а не самого выступить в поход.

    Обращается автор и к князю Роману Мстиславичу Волынскому, прославившемуся своей храбростью и мужеством, с призывом прийти на помощь родине и вместе с князьями луцкими и пересопницкими Ингварем и Всеволодом загородить «полю ворота».

    Так автор «Слова» в своем обращении к князьям оценивает возможности каждого княжества и, призывая князей сплотить свои силы вокруг Киева и Русской земли, вовсе не выдвигает задачи создания централизованного государства, а лишь стоит за строгое соблюдение уже утраченных норм феодальных отношений, верности вассалов своему сюзерену — великому князю киевскому. А к чему приводит нарушение этих обязанностей, автор показывает на исторических примерах Олега Гориславлича и Всеслава Полоцкого, на горестной судьбе «нынешняго Игоря».

    Значительной художественной победой автора «Слова» является созданный им обаятельный образ русской женщины — верной подруги своего мужа, Ярославны. В ее образе обобщены лучшие черты характера древнерусской женщины. Автору чужд религиозно-аскетический взгляд на женщину.

    Нет, женщина не «сосуд дьявола», не источник всех бед и несчастий мужчины, как учила церковь, а верная и преданная помощница, горячо любящая своего «ладу» и силой своей любви помогающая ему вернуться из плена. В своем лирическом плаче-заклинании, своеобразном заговоре, языческой молитве, Ярославна обращает думы свои не только к мужу, но и к его воинам.

    Ее скорбь о поражении Игоря — это скорбь всех жен и матерей русских, обобщенных в едином образе, прекрасном и величественном!

    Источник: http://www.ol-cbs.ru/51-other/slovo/486-slovo-o-polku-igoreve-obravy-rus-knyazej

    Ссылка на основную публикацию