Образ крестьян в произведении кому на руси жить хорошо

ПРОДОЛЖЕНИЕ  АНАЛИЗА ПОЭМЫ ЖИЗНЬ НАРОДА И ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН В ПОЭМЕ КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО

При всём многообразии типов, выведенных в Жизнь народа поэме, её главным героем является народ,  —  в поэме Правдиво изооражая тягостное положение, думы и чаяния народных масс, Некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени: кто виноват в народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым?

Положение народа с предельной отчётливостью рисуется уже в начале поэмы названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели. Они — «временно обязанные», «Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож».

Странствуя в поисках счастливого человека, мужики проходят через Испуганную, Подстреленную и Безграмотную губернии, встречаются с жителями деревень: Босово, Адовщина, Столбняки, Дымоглотово, Наготино и т. п. Эти названия говорят сами за себя.

На многих страницах поэмы изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. Деревни — «селенья незавидные, что ни изба — с подпоркою, как нищий с костылём; а с крыш солома скормлена скоту». У мужиков «запасы скудные», на крестьянских полях «всходы бедные», на которые «невесело глядеть». Немудрено, что целые селения «на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут».

Мужицкое «счастье», с горечью восклицает поэт, «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» Счастливых среди крестьян нет.

  • Жизнь народа красноречиво обрисована в песнях  «Барщинная», «Солдатская»
  • Реформа 1861 г. не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:
  • Добра ты, царска грамота.
  • Да не про нас ты писана-

Как и прежде, крестьяне — люди, «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Изменилось только то, что теперь их «вместо барина драть будет волостной».

Безмерны народные страдания. Тяжёлый, изнурительный труд не спасает от вечной нищеты, от угрозы голодной смерти. Но «почва добрая душа народа русского», и как ни страшна крестьянская жизнь, она не убила в народе лучших человеческих черт: трудолюбия, отзывчивости к чужому страданию, чувства собственного достоинства, ненависти к угнетателям и готовности к борьбе с ними.

  1. В рабстве спасённое
  2. Сердце свободное
  3. Золото, золото
  4. Сердце народное!

Только крестьяне помогают отставному солдату, которому «тошен свет», потому что у него «хлеба нет, крова нет». Они же выручают Ермила Гирина, который «бился» с купцом Алтынни-ковым. Крестьяне — «люди… великие» в работе; «привычка… к труду» никогда не покидает мужика.

Поэт показал, как недовольство народа своим положением начинает переходить в открытое возмущение:

…иногда пройдёт Команда.

  • Догадаешься:
  • Должно быть, взбунтовалося
  • В избытке благодарности
  • Селенье где-нибудь!
  • С нескрываемым сочувствием относится Некрасов к таким крестьянам, которые не мирятся со своим бесправным и голодным существованием.

Прежде всего следует отметить семерых правдоискателей, пытливая мысль которых заставила их задуматься над коренным вопросом жизни: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» К числу крестьян, поднявшихся до сознания своего бесправного положения, принадлежит и Яким Нагой, понявший, кому достаются плоды крестьянского труда.

К тому же типу крестьян принадлежит и «непокорный» Aran, который на брань князя Утятина — «последыша» — ответил гневными словами:

Цыц! Нишкни!

  1. ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
  2. Сегодня ты начальствуешь,
  3. А завтра мы последышу
  4. Пинка — и кончен бал.

Особое место в поэме занимают образы борцов за народное дело. Таковы Ермил Г и р и н, попавший в острог за защиту интересов крестьян, Савелий, богатырь святорусский, и разбойник Кудеяр.

Савелий — один из тех крестьян, которые «за вотчину стояли хорошо». Это бунтарь, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Он «гнётся, да не ломится, не ломится, не валится». Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями. Так было и с Савелием, который «в землю немца Фогеля…

живого закопал». «Наши топоры лежали до поры!» — говорит он о себе. До конца своих дней Савелий сохранил твёрдость духа, мужество, сильную волю, ясный ум, нравственное достоинство, гордость и благородство. «Клеймёный, да не раб»,-отвечает он домашним, которые «честят» его «клеймёным», «каторжным».

Савелий — олицетворение лучших черт характера народа: трудолюбия, бодрости, неугасимого стремления к свободе и независимости. Его «слова любимые»: «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть»; «Наддай! Наддай! Наддай!» — звучит призывом к борьбе за народное счастье.

Люди, подобные Савелию, достойны славы, и недаром Матрёне Тимофеевне памятник народному герою Ивану Сусанину напоминает Савелия:

  • Стоит из меди кованный.
  • Точь-в-точь Савелий дедушка,
  • Мужик на площади.

Борцом за униженных и бесправных является и разбойник Кудеяр. Убийство угнетателя, по мнению Некрасова,-святое дело; Кудеяру, убившему угнетателя, пана Глуховского, прощаются все грехи.

Кудеяр убивает пана «богатого, знатного, первого в той стороне».

В сказе «О двух великих грешниках» можно видеть замаскированный призыв не только к паноубийству, но и к цареубийству, ибо «первыми панами» страны были русские самодержцы.

Некрасов видел и теневые стороны крестьянской жизни: суеверие, невежество, пьянство. Они порождены «коепью» и исчезнут, когда исчезнут последние остатки крепостного права.

Не все крестьяне являются протестантами и бунтарями, есть и такие, которые свыклись со своим бесправным положением. Некрасовская муза была «музой мести и печали», и поэта не могло не возмущать долготерпение части народа.

Особенно много таких добровольных рабов среди дворовых:

Люди холопского звания

— Сущие псы иногда…

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

С негодованием рисует Некрасов таких холопов: в главе «Счастливые» — дворового князя Переметьева, в главе «Последыш» — Ипата, слугу князя Утятина. Первый «счастлив» тем, что у князя Переметьева он был «любимый раб». Этому «счастливцу» странники сурово заявляют:

  1. «Проваливай! У нас вино мужицкое,
  2. Простое, не заморское.
  3. Не по твоим губам!»

Образ Ипата, лакея князя Утятина, прекрасно раскрывается его собственными словами: «Я князей Утятиных холоп — и весь тут сказ!» Образ этого «чувствительного холуя», с восторгом вспоминающего об издевательствах барина над ним, вызывает отвращение поэта.

Ипат -один из тех, по выражению Герцена, «фанатиков рабства», о которых Ленин впоследствии писал: «Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам» (В. И. Ленин, Сочинения, т.

13, стр.38).

С особенным гневом писал Некрасов о тех крестьянах, которые способны предать своих братьев по классу. Таков староста Глеб, из корысти согласившийся уничтожить вольную, данную его барином крестьянам:

На десятки лет, до недавних дней,

Восемь тысяч душ закрепил злодей…

«Иудин грех не прощается»,- говорит поэт. С удовлетворением отмечал Некрасов, что сам народ беспощадно расправляется с предателями и шпионами из собственной среды. Так, Егорку Шутова, шпиона, крестьяне, как сквозь строй, прогоняют через четырнадцать деревень. «Гнус-человек!» — говорят мужики о нём и добавляют: «Не бить его, так уж кого и бить?»

Еще по данной теме::

  • ЭЛЕГИЯ Мыслям, высказанным в стихотворении «Поэт и гражданин», Некрасов оставался верен в течени…
  • ТВОРЧЕСТВО Н. А. НЕКРАСОВА   ТВОРЧЕСТВО Н. А. НЕКРАСОВА Отличительной чертой поэзии Некрасова является то, что она служила …
  • ПОЭТ И ГРАЖДАНИН В том же году в глубоком по мыслям стихотворении «Поэт и гражданин», открывавшем…
  • ПОЭМА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» АНАЛИЗ   ПОЭМА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»  АНАЛИЗ Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) — вершин…
  • ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ПОЭТА   ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ПОЭТА Некрасовские стихи становились любимыми песнями молодёжи. «Песня Ер…

Источник: http://Russkay-Literatura.ru/analiz-tvorchestva/56-nekrasov-n-a-russkaya-literatura/295-komu-na-rusi-zhit-xorosho-zhizn-naroda-i-obrazy-krestyan-v-poeme.html

Сочинение на тему Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Великий русский поэт Н. А. Некрасов родился и вырос в сельской глубинке, среди бесконечных лугов и полей. Мальчиком он любил убегать из дома к своим деревенским друзьям. Здесь же он знакомился с простым рабочим народом. Позже, став поэтом, он создал ряд правдивых произведений о простых бедных людях, их быте, речи, а также русской природе.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор рассказывает о семерых мужиках, отправившихся в странствие в поисках счастливого человека.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Об их социальном положении говорят даже названия деревень: Заплатово, Дырявино, Разутово, Неелово, Неурожайко и другие. Об их бедственном положении поведал и встретившийся им поп: «Крестьянин сам нуждается, и рад бы дал, да нечего…».

  • С одной стороны, подводит погода: то постоянно идут дожди, то нещадно палит солнце, сжигая урожай. С другой стороны, большую часть собранного урожая приходится отдать в виде податей:
  • Гляди, стоят три дольщика:
  • Бог, царь и господин
  • Крестьяне у Некрасова – великие труженики:
  • Не белоручки нежные,
  • А люди мы великие,
  • В работе и в гульбе!
  • Одним из таких представителей является Яким Нагой:
  • Он до смерти работает,
  • До полусмерти пьет!

Морщины на лице Якима автор сравнивает с трещинами на высохшей земле. Да и сам он весь похож на землю-матушку: кирпичное лицо, рука древесная, волосы — песок. Так иссушила его тяжелая крестьянская работа.

Другой представитель «людей великих» — Ермила Гирин показан как честный, справедливый, совестливый мужик. Он пользуется уважением среди крестьян. Об огромном доверии к нему соотечественников говорит тот факт, что когда Ермила обратился к народу за помощью, то все скинулись и выручили Гирина. Тот, в свою очередь, вернул все до копеечки. А оставшийся невостребованным рубль отдал слепому.

Находясь на службе, он всем старался помочь и не брал за это ни копеечки: «Худую совесть надобно – крестьянину с крестьянина копейку вымочить».

Однажды оступившись и отправив в рекруты вместо своего брата другого, Гирин мучается душевно до того, что готов свести счеты с жизнью.

В общем образ Гирина трагический. Странники узнают, что он сидит в остроге за помощь бунтующему селу.

Столь же безрадостна доля крестьянской женщины. В образе Матрены Тимофеевны автор показывает стойкость и выносливость русской женщины.

Судьба Матрены включает и тяжелую, наравне с мужчинами, работу, и отношения в семье, и смерть первенца. Но все удары судьбы она сносит безропотно. А когда дело касается ее близких, она заступается за них. Выходит, и среди женщин нет счастливых:

  1. Ключи от счастья женского,
  2. От нашей вольной волюшки
  3. Заброшены, потеряны, у Бога самого!
  4. Поддерживает Матрену Тимофеевну один Савелий. Это старик, некогда бывший богатырем святорусским, но растратившим силу на тяжелой работе и на каторге:
  5. Куда ты, сила, делася?
  6. На что ты пригодилася?
  7. Под розгами, под палками
  8. По мелочам ушла!

Савелий ослаб физически, но вера его в лучшее будущее жива. Он постоянно повторяет: «Клейменый, да не раб!»

  • Оказывается, Савелий был отправлен на каторгу за то, что живым закопал немца Фогеля, опостылевшего мужикам тем, что нещадно издевался над ними и притеснял их.
  • Некрасов называет Савелия «богатырем святорусским»:
  • И гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится…

Уж ли не богатырь?

Показывает автор и крестьян-холопов. Например, Яков Верный – холоп примерный. Или дворовый князя Переметьева хвалится тем, что:

Читайте также:  Анализ рассказа «медведь на воеводстве» салтыков-щедрин

  1. У князя Переметьева
  2. Я был любимый раб.
  3. Лакей князя Утятина Ипат восторгается своим барином.
  4. Об этих крестьянах-рабах Некрасов говорит так:
  5. Люди холопского звания
  6. Сущие псы иногда.
  7. Чем тяжелей наказание,
  8. Тем им милей господа.
  9. На самом деле, психология рабства так въелась в их души, что убила в них полностью человеческое достоинство.

Таким образом, крестьяне у Некрасова неоднородны, как и любое общество людей. Но в большинстве своем они честные, трудолюбивые, стремящиеся к свободе, а значит, и к счастью, представители крестьянства.

  • Неслучайно поэма завершается песней о Руси, в которой слышится надежда на прозрение русского народа:
  • Рать подымается неисчислимая,
  • Сила в ней скажется несокрушимая!

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id19544

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=19544

Сочинение: Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов) | Литрекон

(347 слов) Народ в поэме-эпопее Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – положительный герой. С ним автор связывал надежды на будущее, хотя и осознавал всю слабость крестьянского протеста и незрелость масс для борьбы, революционных действий.

Крестьянство в произведении неоднородно, оно представлено некоторыми группами. Большинство – пассивно, но на их фоне выделяются те, кто осознает ценность свободы, собственную необходимость, кто уважает себя. Такими являются народные заступники: Ермил, который становится на сторону восстающих крестьян, староста Влас и другие герои.

Особенно выделяется среди них Еким Нагой — представитель трудящихся крестьян. Он не похож на забитого темного крестьянина патриархальной деревни. Он горячо защищает свою честь, произносит пламенную речь в защиту народа. Не менее важным образом является Савелий, которого называют богатырем свято-русским. Он олицетворяет стойкость народа.

Когда Матрена рассказывает о Савелии, она иронически говорит: «Счастливец тоже был», — так как знает, что этот человек прожил горькую и полную страданий жизнь, но не зря, ведь он был вольнолюбив, боролся за то, что многие еще не осознали. Савелий вместе с товарищами убил угнетателя Фогеля, который превратил крестьян в истерзанных и загнанных рабов.

За это он отправился на каторгу, но и оттуда несколько раз бежал, не смирившись с несправедливостью. Неслучайно он заканчивает свой путь в монастыре: глубокая духовность героя заставляет его отправиться на поиски истины, которую народ находит в христианской вере.

Так, крестьяне в поэме предстают не невежественными бунтарями, а трагическими героями на уровне Гамлета или Фауста: они не только бросают вызов судьбе, но и ищут правду, благообразие, смысл бытия в жизни, исполненной страданиями.

Наряду с положительными крестьянскими персонажами есть и другие типы, преимущество дворовые – барские подхалимы и предатели.

Например, таков Яков, холоп примерный, раб в душе, способный только на то, чтобы убить себя, отомстить помещику, или же Шутов, шпион из своих, или староста Глеб, согласившийся уничтожить завещание помещика об освобождении восьми тысяч людей ради вознаграждения (глава “Крестьянский грех”). Образы этих крестьян рисуются в тонах сатирического обличения. Автор осуждает рабскую униженность, холопство, духовную нищету подневольных людей. 

Поэтический мир данной поэмы – мир резких социальных контрастов и острых противоречий. Некрасов подчеркивает временный характер темных сторон крестьянского быта, надеется на духовный «рост» людей. Именно в народе он видит достаточную силу, чтобы развить Россию.

Алика Латинская

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obrazy-krestyan-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho-n-a-nekrasov/

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок литературы в 10 классе.

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.

  • Тип урока: урок изучения нового материала
  • Цель: дать представление об истории создания поэмы, ее проблематике и композиции, особенностях жанра, принципе фольклорного восприятия мира в ней; обрисовать образы бунтарей-правдоискателей, выявить средства характеристики персонажей, их роль в раскрытии идейного замысла поэмы.
  • Задачи:
  • сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность обучающихся;
  • обучение умению определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней;
  • обучение умению характеризовать образы героев поэмы, их роль в раскрытии идейного замысла произведения;
  • создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства и пробудить чувство сопричастности со своим народом;
  • пробудить интерес к поэме, побуждающий к ее прочтению.

Оборудование и материалы: проектор, экран, тексты поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», портрет писателя, презентация к уроку, раздаточные материалы.

Используемые технологии: технология проблемного обучения, икт-технологии.

Ход урока:

1.Оргмомент. Цели и задачи.

2.Объяснение  нового материала.

1)Слово учителя.

-Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Наш урок является первым уроком по поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Мы узнаем об истории создания поэмы, ее жанре, композиции, поговорим об актуальности поэмы, проанализируем пролог.

И наш урок позвольте мне начать с вопроса: «Кто такие мы?».

Попытку ответить на этот вопрос  и предпринимает Н.А.Некрасов  в своей последней  поэме «Кому на Руси жить хорошо» (слайды 1-3.) Мы для него –  это народ. И тогда, и теперь желание понять народ, к которому тебе выпало. принадлежать, не исчезает.

В поэме поэт задумал изложить все, что узнал о народе, все сведения, накопленные им по словечку, как он сам говорил, в течение 20 лет, все, что ему пришлось услышать из народных уст. Сам Некрасов определил свою поэму как эпопею народной жизни.

 

  1. 2)Запись в тетрадь определений (слайд 4):
  2. ПОЭМА – лиро-эпический жанр большого объёма.
  3. ЭПОПЕЯ – художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.

-Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.

  • Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата — 1865 год, которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.
  • Даты написания других глав: «Последыш», 1872 год; «Крестьянка», 1873 год; «Пир на весь мир», 1877 год.
  • Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.

Литературный критик В. В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» еще в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке.

Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших до нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки.

Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно».Смерть Некрасова оборвала работу над поэмой. Можно предположить, что если бы Некрасов завершил работу над поэмой, то он мог изменить расположение ее частей.

Вся поэма была опубликована целиком в бесцензурной редакции в 1920 году К.И Чуковским, который предложил такую композицию:

  1. Часть I (пролог и 5 глав)
  2. «Последыш»
  3. «Крестьянка» (пролог и 8 глав)
  4. «Пир на весь мир»(слайды 5-7)
  5. 3.Проблемный диалог с обучающимися:

-В 1921 году П.И.Сокулин предложил другое композиционное решение:

  • Часть I (пролог и 5 глав)
  • «Последыш»
  • «Пир- на весь мир»
  • «Крестьянка» (пролог и 8 глав)
  • 1)Как вы думаете, почему Чуковский согласился с Сакулиным?

2)Какие чувства испытывал к своему народу более века назад русский поэт Н.А.Некрасов? Постарайтесь ответить на этот вопрос, найдите доказательства в «Прологе» поэмы, который был прочитан Вами дома (Любовь к своему народу)

3)Свою любовь поэт выразил в названии поэмы. Вопросительного знака в названии поэмы нет. Почему? Вопрос будет задан в прологе, с которого начинается произведение. Народ всегда тянулся к правде, истине.

4)Народ Руси трудолюбивый Чем были заняты мужики до своего спора?(Все привычные будничные дела оставлены ради одной цели» найти того, «кому живется весело, вольготно на Руси». Обратите внимание, что русский мужик упорен в достижении цели, причем не практической, а именно блажи).

5)Какой синоним вы можете подобрать к слову блажь? (Мечта,истина)

6)Почему же мужики просят у волшебной пташки лишь свой мужицкий скромный прожиточный минимум: хлеб, квас и огурчики? (Им не приходит мысль о даровом богатстве, они привыкли зарабатывать своим трудом пропитание.  И скатерть-самобранка им нужна для того, чтобы добраться до сути человеческого счастья. Скатерть- самобранка – объяснение и оправдание их странствий , не отвлекаясь заботами о хлебе насущном).

7)Кем же становятся семь мужиков к концу «Пролога» (Странниками-правдоискателями)

4.Работа над языком поэмы.

1)Автор испытывает и чувство гордости за народ, которому во владение дан «великий могучий русский язык». Как Некрасову удалось передать богатство и выразительность народного языка?

  1. 2)Как сегодня звучит пословица из пролога поэмы: «Мужик, что бык –втемяшится в башку какая блажь…»
  2. 3)Отгадайте загадку:
  3. Никто его не видывал
  4. А слыхать всякий слыхивал
  5. Без тела — а живет оно, Без языка –кричит.
  6. 4)Продолжите народную примету: Кукушка перестает куковать

5)Язык поэмы народный. Невозможно передать мироощущение народа без знания народной культуры, без обращения к устному народному творчеству.

6)Какие  фольклорные жанры  встречаются в прологе с самого начала?(Сказочный зачин. Он означает, что поэт стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом_ во всем ее историческом значении и географической необъятности. Герои названы по именам. Магическое число семь. Сказочный сюжет. Форма обращения к скатерти.) (Слайды 8-9)

5.Основная идея произведения: боль за свой народ, который не стал жить лучше после отмены крепостного права.

-Посмотрите текст документа, который лежит у вас на столах. Прочитайте его.

Историческая справка (материалы раздать перед уроком)

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика.

Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп — временнообязанными.

За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).

Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок.

Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости.

Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.

Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни.

Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России.

Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.

— Как же воспринял Н.А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения?

Читайте также:  Сочинение забота о людях

 Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати.

Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! — говорил Некрасов. — Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его». Итак, Н.А.

Некрасов еще в день опубликования Манифеста понял, что народ обманут.

6.Анализ текста произведения: (слайды 10-15)

1.Вспомните названия деревень. Перед нами предстает образ Руси, так долго томившейся в рабстве и нищете.

Но разве так бывает , чтобы многовековой уклад, на котором базируется вся экономика, который стал основой психологического склада общества, был отменен за один день? Это процесс, изживавшийся десятилетиями.

Крепостного права в поэме нет уже несколько лет, но о нем все говорят. «Порвалась цепь великая, порвалась, рассочилася», — пишет Некрасов.

2.Символом чего является цепь?( цепь и символ зависимости, и символ связи, соединения. Порвалась цепь — хорошо, потому что пришла свобода, и в то же время больно ударила по тем, кто ее был связан.)

3.Выявление сложности устройства мира и человеческих представлений о нем и лежит в основе некрасовской поэмы. Гнев, ненависть. Почему и эти чувства испытывал к своему народу великий русский поэт?

  • Народ много пьет. Каковы причины пьянства?
  • Реальные мужики начинают пьяную драку, перестающую в побоище, которое потрясает целый лес.
  • Самые разные чувства испытывает к народу Некрасов.
  • Какое же чувство будет самым важным?
  • Почему поэма «Кому на Руси жить хорошо» актуальна и по сей день?

Итоги урока и вывод: Некрасов задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы  — русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи.

Но главное  — это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора.

Композиция поэмы сложна, прежде всего, потому, что на протяжении времени менялся его замысел, произведение так и осталось незавершенным.

Темные стороны – суеверие, пьянство, семейный деспотизм.

Светлые стороны – талантливость, одарённость, стремление и способность осмыслить своё положение, несогласие с существующим порядком.

Оценки и домашнее задание: прочитать I часть поэмы и расшифровать формулу счастья: покой, богатство, честь. Предложите ваше определение  счастья.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/06/14/n-a-nekrasov-poema-komu-na-rusi-zhit-horosho-obrazy-krestyan

Анализ поэмы "Кому на Руси жить хорошо" по главам, композиция произведения

Поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», над которой он работал последние десять лет жизни, но не успел полностью воплотить, нельзя считать незавершённой. В ней есть всё, что составляло смысл духовных, идейных, жизненных и художественных поисков поэта с юности до кончины. И это «всё» нашло себе достойную — ёмкую и стройную — форму выражения.

Какова же архитектоника поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Архитекто́ника — «архитектура» произведения, построение целого из отдельных структурных частей: глав, частей и пр. В этой поэме она сложна. Конечно, непоследовательность в членении громадного текста поэмы и порождает сложность её архитектоники.

Не всё дописано, не всё единообразно и не всё пронумеровано. Однако это не делает поэму менее поразительной — она потрясает всякого, способного чувствовать сострадание, боль и гнев при виде жестокости и несправедливости.

Некрасов, создавая типические образы неправедно загубленных крестьян, сделал их бессмертными.

Зачин поэмы — «Пролог» — задаёт сказовую тональность всему произведению.

Конечно, это сказочное начало: невесть где и когда, неведомо почему сходятся семеро мужиков. И разгорается спор — как же русскому человеку без спора; и мужики обращаются в странников, бредущих по бесконечной дороге, чтобы найти правду, скрытую то ли за следующим поворотом, то ли за ближним холмом, то ли и вовсе не достижимую.

В тексте «Пролога» кто только не появляется, словно в сказке: и баба — почти ведьма, и зайка серенький, и галчата малые, и птенчик пеночки, и кукушка… Семеро филинов смотрят на странников в ночи, эхо вторит их крикам, сова, лисица хитрая — все побывали тут.

Пахом, рассматривая пичужку малую — птенчика пеночки — и видя, что и та счастливей мужика, решает доискаться-таки правды. И, как в сказке, пеночка-мать, выручая птенчика, обещает дать мужикам вволю всего, что они просят с собой в дорогу, чтоб только нашли они правдивый ответ, и указывает путь. «Пролог» — не подобие сказки. Это и есть сказка, только литературная.

Так мужики дают зарок не возвращаться по домам, пока не сыщут правды. И начинается странничество.

Глава I — «Поп». В ней батюшка определяет, что есть счастие — «покой, богатство, честь» — и так описывает свою жизнь, что ни одно из условий счастья к ней не подходит. Бедствия крестьян-прихожан по нищим деревням, разгул помещиков, оставивших усадьбы, запустелый поместный быт — всё это есть в горьком ответе попа. И, низко поклонившись ему, идут страннички далее.

В главе II странники на «ярмонке». Картина села: «дом с надписью: училище, пустой, / Забитый наглухо» — и это в селе «богатом, но грязном». Там, на ярмарке, звучит знакомая нам фраза:

  • Когда мужик не Блюхера
  • И не милорда глупого—
  • Белинского и Гоголя
  • С базара понесёт?

В главе III «Пьяная ночь» с горечью описан извечный порок и утешение русского крепостного мужика — пьянство до беспамятства. Вновь появляется Павлуша Веретенников, известный среди мужиков села Кузьминского как «барин» и встреченный странниками ещё там, на ярмарке. Он записывает народные песни, прибаутки — мы бы сказали, собирает русский фольклор.

  1. Позаписав достаточно,
  2. Сказал им Веретенников:
  3. «Умны крестьяне русские,
  4. Одно нехорошо,
  5. Что пьют до одурения,
  6. Во рвы, в канавы валятся—
  7. Обидно поглядеть!»
  8. Это оскорбляет одного из мужиков:
  9. Нет меры хмелю русскому.
  10. А горе наше меряли?
  11. Работе мера есть?
  12. Вино валит крестьянина,
  13. А горе не валит его?
  14. Работа не валит?
  15. Мужик беды не меряет,
  16. Со всякою справляется,
  17. Какая ни приди.

Этот мужик, что вступается за всех и отстаивает достоинство русского крепостного, — один из важнейших героев поэмы, крестьянин Яким Нагой. Фамилия эта — говорящая. А живёт он в деревне Босове. Рассказ о его немыслимо тяжёлой жизни и неискоренимом гордом мужестве узнают странники от местных крестьян.

В главе IV странники похаживают в праздничной толпе, горланя: «Эй! Нет ли где счастливого?» — а крестьяне в ответ кто усмехнётся, а кто плюнет… Появляются притворщики, зарящиеся на обещанную странниками «за счастье» выпивку. Всё это и страшно, и несерьёзно. Счастлив солдат, что бит, да не убит, с голоду не помер и в двадцати сраженьях выжил.

Но странникам отчего-то этого мало, хоть и в чарке солдату отказать грех. Жалость, не радость вызывают и другие наивные труженики, что смиренно считают себя счастливыми. Истории «счастливых» становятся всё страшнее и страшнее. Возникает даже тип княжеского «раба», счастливого своей «благородной» болезнью — подагрой — и тем, что хоть она сближает его с барином.

Наконец, кто-то направляет странников к Ермилу Гирину: уж если не он счастлив, так кто ж! История Ермила для автора важна: народ собрал деньги, чтоб, обойдя купца, мужик купил себе мельницу на Унже (большая судоходная река в Костромской губернии).

Щедрость народа, отдающего последнее для доброго дела, — радость для автора. Некрасов гордится мужиками. Всё после отдал Ермил своим, остался рубль неотданный — не нашлось хозяина, а деньги собраны были громадные. Рубль Ермил отдал нищим. Следует история о том, как же Ермил завоевал доверие народное.

Его неподкупная честность на службе сперва писарем, потом и барским управляющим, его помощь за многие годы это доверие создали. Казалось, дело ясное — не может такой человек не быть счастливым. И вдруг седоволосый поп объявляет: сидит Ермил в остроге.

А посажен туда в связи с бунтом крестьян в деревне Столбняки. Как и что — не успели узнать странники.

В главе V — «Помещик» — выкатывается коляска, в ней — и впрямь помещик Оболт-Оболдуев. Помещик описан комически: толстенький барин с «пистолетиком» и брюшком. Заметьте: у него «говорящее», как и почти всегда у Некрасова, имя. «Скажи ж ты нам по-божески, сладка ли жизнь помещичья?» — останавливают его странники.

Странны крестьянам рассказы помещика о его «корне». Не подвиги, а безобразия в угоду царице да намерение поджечь Москву — вот памятные дела прославленных предков.

За что же почёт? Как понять? Рассказ помещика о прелестях прежней господской жизни как-то не радует крестьян, да и сам Оболдуев с горечью вспоминает о былом — оно ушло, и ушло навеки.

Чтоб приспособиться к новой жизни после отмены крепостного права, нужно учиться и трудиться. Но труд — не дворянская привычка. Отсюда и горе.

«Последыш». Эта часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо» начинается с картины сенокоса на заливных лугах. Появляется барская семья. Страшен облик старика — отца и деда благородного семейства.

Древний и злобный князь Утятин жив тем, что его бывшие крепостные, по рассказу мужика Власа, сговорились с барским семейством изображать прежние крепостные порядки ради спокойствия князя и ради того, чтоб его семье не отказал он по причуде старческой в наследстве.

Крестьянам пообещали отдать после смерти князя заливные луга. Сыскался и «раб верный» Ипат — у Некрасова, как вы уже заметили, и такие типы среди крестьян находят своё описание. Один только мужик Агап не выдержал и изругал Последыша почём свет стоит.

Наказание на конюшне плетьми, притворное, оказалось для гордого крестьянина смертельным. Последыш же умер чуть не на глазах у наших странников, а за луга крестьяне до сих пор судятся: «Наследники с крестьянами тягаются доднесь».

По логике построения поэмы «Кому на Руси жить хорошо» далее следует как бы её вторая часть, озаглавленная «Крестьянка» и имеющая собственный «Пролог» и свои главы. Крестьяне, разуверившись найти счастливого среди мужиков, решаются обратиться к бабам.

Нет необходимости пересказывать, какое и сколько «счастья» находят они в доле женской, крестьянской.

Всё это выражено с такой глубиной проникновения в женскую страдающую душу, с таким обилием подробностей судьбы, неспешно рассказанной крестьянкой, с уважением именуемой «Матрёна Тимофеевна, она же губернаторша», что временами то трогает до слёз, то заставляет сжимать кулаки от гнева. Счастлива она была одну свою первую женскую ночь, да когда это было!

В повествование вплетаются песни, созданные автором на народной основе, словно шитые по канве русской народной песни (Глава 2. «Песни»). Там и странники поют с Матрёной поочерёдно, и сама крестьянка, вспоминая былое.

  • Мой постылый муж
  • Подымается:
  • За шелкову плеть
  • Принимается.
  • Хор
  • Плётка свистнула,
  • Кровь пробрызнула…

Ах! лели! лели!

Кровь пробрызнула…

Под стать песне была замужняя жизнь крестьянки. Только дедушка по мужу, Савелий, жалел да утешал её. «Счастливец тоже был», — вспоминает Матрёна.

Отдельная глава поэмы «Кому на Руси жить хорошо» посвящена этому мощному русскому человеку — «Савелий, богатырь святорусский». Название главы говорит о её стилистике и содержании.

Читайте также:  Сочинение-описание картины казахский вальс исмаиловой

Клеймёный, бывший каторжный, богатырского сложения старик говорит мало, но метко. «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть», — его любимые слова.

Старик живьём закопал в землю за зверства над крестьянами немца Фогеля — барского управляющего. Образ Савелия собирательный:

  1. Ты думаешь, Матрёнушка,
  2. Мужик — не богатырь?
  3. И жизнь его не ратная,
  4. И смерть ему не писана
  5. В бою — а богатырь!
  6. Цепями руки кручены,
  7. Железом ноги кованы,
  8. Спина… леса дремучие
  9. Прошли по ней — сломалися.
  10. А грудь? Илья-пророк
  11. По ней гремит-катается
  12. На колеснице огненной…
  13. Всё терпит богатырь!

В главе «Дёмушка» случается самое страшное: сынишку Матрены, оставленного дома без присмотра, заели свиньи.

Но и этого мало: мать обвинили в убийстве, и полицейские вскрывали ребёнка у неё на глазах.

И ещё страшней, что невинно виноватым в смерти любимого внука, пробудившего исстрадавшуюся душу деда, был сам Савелий-богатырь, глубокий уже старик, который уснул и недоглядел за младенцем.

В главе V — «Волчица» — крестьянка прощает старика и терпит всё, что ещё осталось ей в жизни.

Погнавшись за волчицей, унёсшей овцу, сын Матрёны Федотка-пастушонок жалеет зверя: голодная, бессильная, с набухшими сосцами мать волчат опускается перед ним на траву, терпит побои, и мальчонка оставляет ей овцу, без того уже мёртвую. Матрёна принимает за него наказание и ложится под кнут.

После этого эпизода песенные причитания Матрёны на сером камне над рекой, когда кличет она, сирота, то батюшку, то матушку на помощь и утешение, завершают рассказ и создают переход к новой године бедствий — главе VI «Трудный год».

Голодная, «Похожа с ребятишками / Я на неё была»,— вспоминает Матрёна волчицу. Мужа её без срока и не в очередь забривают в солдаты, остаётся она с детьми во враждебной семье мужа — «дармоедка», без защиты и помощи. Жизнь солдатки — особая тема, раскрытая с подробностями.

Сынишку её розгами порют солдаты на площади — уж и не поймёшь, за что.

Страшная песня предшествует побегу Матрёны одной в зимнюю ночь (глава «Губернаторша»). Кинулась она навзничь на снежную дорогу и молилась Заступнице.

И пошла наутро Матрёна к губернатору. Упала в ноги прямо на лестнице, чтобы вернули мужа, — и родила. Губернаторша оказалась сострадательной женщиной, и возвращались Матрёна с ребёночком счастливые.

Прозвали Губернаторшей, и жизнь вроде наладилась, но тут пришла пора, и взяли старшего в солдаты. «Чего же вам ещё? — спрашивает крестьян Матрёна, — ключи от счастья женского… потеряны», и не сыскать.

Третья часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», не называемая так, но имеющая все признаки самостоятельной части, — посвящение Сергею Петровичу Боткину, вступление и главы, — имеет странное название — «Пир на весь мир».

Во вступлении некое подобие надежды на дарованную крестьянам свободу, которой ещё пока и не видно, озаряет лицо мужика Власа улыбкой чуть не впервые в жизни.

Но первая её глава — «Горькое время — горькие песни» — представляет то стилизацию народных куплетов, повествующих о голоде и несправедливостях при крепостном праве, то заунывные, «протяжные, печальные» вахлацкие песни о неизбывной подневольной тоске, наконец, «Барщинную».

Отдельная глава — рассказ «Про холопа примерного — Якова верного» — начинается будто бы о крепостном мужике того рабского типа, который интересовал Некрасова.

Однако повествование делает неожиданный и крутой поворот: не стерпев обиды, Яков сперва запил, бежал, а вернувшись, завёз барина в болотистый овраг да и повесился у него на глазах. Страшный грех для христианина — самоубийство.

Странники потрясены и напуганы, и начинается новый спор — спор о том, кто всех грешней. Рассказывает Ионушка — «смиренный богомол».

Открывается новая страница поэмы — «Странники и богомольцы», за ней — «О двух великих грешниках»: сказ о Кудеяре-атамане, разбойнике, загубившем несчётное число душ.

Рассказ идёт былинным стихом, и, словно в русской песне, просыпается совесть в Кудеяре, принимает он отшельничество и покаяние от явленного ему угодника: срезать тем же ножом, которым убивал, вековой дуб. Работа многолетняя, надежда, что до смерти удастся её завершить, слаба.

Внезапно перед Кудеяром появляется на коне известный окрест злодей пан Глуховский и искушает отшельника бесстыдными речами. Не выдерживает искушения Кудеяр: нож в груди у пана. И — чудо! — рухнул вековой дуб.

Крестьяне затевают спор о том, чей же грех тяжелее — «дворянский» или «крестьянский». В главе «Крестьянский грех» также былинным стихом Игнатий Прохоров рассказывает об иудином грехе (грехе предательства) крестьянского старосты, соблазнившегося на мзду наследника и скрывшего завещание хозяина, в котором все восемь тысяч душ его крестьян отпускались на волю.

Слушатели содрогаются. Погубителю восьми тысяч душ нет прощения. Отчаяние крестьян, признавших, что среди них возможны такие грехи, выливается в песне. «Голодная» — страшная песня — заклинание, вой несытого зверя — не человека. Появляется новое лицо — Григорий, молодой крестник старосты, сын дьячка. Он утешает и воодушевляет крестьян.

Поохав и поразмыслив, они решают: Всему виною: крепь!

  • Выясняется, что Гриша собирается «в Москву, в новорситет». И тут становится ясно, что Гриша-то и есть надежда крестьянского мира:
  • «Не надо мне ни серебра,
  • Ни золота, а дай Господь,
  • Чтоб землякам моим
  • И каждому крестьянину
  • Жилось вольготно-весело
  • На всей святой Руси!»

Но повествование продолжается, и странники становятся свидетелями того, как на возе с сеном подъезжает старый солдат, худой, как щепка, обвешанный медалями, и поёт свою песню — «Солдатскую» с припевом: «Тошен свет, /Хлеба нет, /Крова нет, /Смерти нет», и другим: «Пули немецкие, /Пули турецкие, /Пули французские, /Палочки русские». Всё о солдатской доле собрано в этой главе поэмы.

Но вот и новая глава с бодрым названием «Доброе время — добрые песни». Песню новой надежды поют Савва с Гришей на волжском берегу.

Образ Гриши Добросклонова, сына дьячка с Волги, конечно, объединяет черты дорогих Некрасову друзей — Белинского, Добролюбова (сравните фамилии), Чернышевского. Такую песню могли бы петь и они. Едва удалось Грише выжить в голоде: песня матери его, спетая крестьянками, так и названа — «Солёная». Слезами матери политый кусок — замена соли для погибающего от голода ребёнка.

«С любовью к бедной матери /Любовь ко всей вахлачине /Слилась, — и лет пятнадцати /Григорий твёрдо знал уже, /Что будет жить для счастия /Убогого и тёмного родного уголка». В поэме появляются образы ангельских сил, и стиль резко меняется. Поэт переходит к маршевым трёхстишиям, напоминающим ритмическую поступь сил добра, неотвратимо теснящего отжившее и злое.

«Ангел милосердия» поёт призывную песнь над русским юношей.

Гриша, проснувшись, спускается в луга, думает о судьбе родины и — поёт. В песне его надежда и любовь. И твёрдая уверенность: «Довольно! /Окончен с прошедшим расчёт, /Окончен расчёт с господином! / Сбирается с силами русский народ / И учится быть гражданином».

«Русь» — последняя песня Гриши Добросклонова.

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. — М.: Дрофа, 2018

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/nekrasov_n_a/analiz_poehmy_komu_na_rusi_zhit_khorosho_po_glavam_kompozicija_proizvedenija/76-1-0-2220

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Пропустить и перейти к содержимому

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, основной темой творчества которого станет тема народа. Уже в «Элегии» Н.А. Некрасов скажет: «Я лиру посвятил народу своему». Однако поэт иначе подходит к теме народа, он выражает в своем творчестве идеалы демократии.

Да, Некрасов сочувствует угнетённому народу, но не идеализирует его, а даже обвиняет в покорности. Поэт пытается найти народный путь к счастью.

Это и становится главной проблемой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где героем является все многочисленное «мужицкое царство», чего ранее не знала русская литература.

Однако в поэме народная тема развивается и возвышается до темы поиска «народного заступника». Именно герои, которые способны вести за собой других, нужны для того, чтобы найти счастье для всех. Такие характеры Н.А. Некрасов нарисовал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина и, конечно, Гриши Добросклонова.

Яким Нагой — народный правдолюбец, он нищий, как и все крестьяне, но в нем есть непокорность, нежелание мириться с несправедливостью. Этот герой в силах отстоять свои права.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Другой образ — Ермила Гирин. Он любимец народа, который отзывается о нем так:

…он и посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,

И дашь, так не возьмет!

Ермила Гирин небезгрешен: обманным путем освобождает своего младшего брата от службы в армии, от солдатчины, но народ прощает его, потому что видит истинное раскаяние.

Герой имеет обостренное чувство совести, он не может найти покоя и судит себя очень строго: уходит из бурмистров, нанимает мельницу, стремится сделать более лёгким положение крестьян.

Но, несмотря на сострадание, милосердие к народу, он не готов к революционному выступлению, герою достаточно, что он ни перед кем не виноват.

Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает нам ещё один тип русского мужика, «народного заступника». Это образ Савелия — «богатыря святорусского». Он уже действует. Несмотря на то, что был отправлен на каторгу, не смирился он со своей участью: «клейменый, да не раб».

Этот герой является проводником и носителем таких лучших черт характера русского народа, как справедливость, чувство собственного достоинства, любовь к родине и народу, ненависть к их угнетателям. Савелий — это человек, умеющий, если потребуется, сплотить своих товарищей, увлечь их идеей.

Такие, как он, обязательно примут участие, если нужно, в крестьянских бунтах и волнениях.

Всю свою жизнь готов посвятить борьбе, народу человек, который знает его нужды. Это Гриша Добросклонов — наиболее сознательный «народный заступник». Именно за таким, как Добросклонов, по мнению Н.А. Некрасова, будущее России.

Недаром герою «судьба готовила «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Жизненные цели и идеалы этого героя поэт выразил в песнях, которые поет Гриша. Они поистине революционные, в них уже звучит мысль об освобождении народа из рабства.

Образ Гриши Добросклонова — это пример того, что по-настоящему может быть счастлив только тот, кто выбирает для себя дорогу чести и правды.

Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов показывает, что ответ на вопрос, как обрести счастье, могут дать люди, имеющие в себе силы повести за собой народные массы.

Яким Нагой, Ермила Гирин, Савелий — персонажи, которые видят несправедливость по отношению к крестьянину, всю боль крестьянина, но не готовы идти наперекор судьбе, Тогда как Гриша Добросклонов —новый тип русского человека, на мой взгляд, воплощение авторского идеала.

Такой герой способен «сеять разумное, доброе, вечное». Он и есть настоящий «народный заступник»!

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/01/obrazy-narodnyh-zastupnikov-komu-na-rusi-zhit-horosho.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector