Русская природа в слове о полку игореве

«Слово о полку Игореве» — это достояние русской литературы, произведение, которое было написано очевидцем происходящих событий. Несмотря, что время средневековое, автор достаточно творчески, ярко показывает произведение, подходит умело, пишет в особенном стиле, необычным языком, в нескольких жанрах, настолько талантливо, что не уступает современным авторам. В «Слове…» есть и элементы фольклора, и исторический сюжет, и военная повесть, и эпическая поэзия.

Произведение не является стихотворением в классическом понимании, но размеренный ритм сказания присутствует.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Роль природы всеобъемлющая: это не только фон для произведения, окружающий мир, в котором происходили события, но практически одно из действующих лиц в повествовании. Природа — это русская земля-матушка с ее красотами, родной край, который покидать не по себе:

Русская природа в Слове о полку Игореве

Природа — это часть событий, она подает знаки войску Игоря Святославовича, что лучше обратно повернуть, не искушать судьбу, солнце — в затмении:

Русская природа в Слове о полку Игореве

В описании природы много метафор, иносказаний. Через природу же передает горе на Руси автор:

Русская природа в Слове о полку Игореве Русская природа в Слове о полку Игореве

Через природу же показывает автор отношение к земле чужой, к войску, которое далеко от родных мест, что даже соловей не поет, птицы затихли. Войско перегородило поле, настолько оно огромно, но по тому, как вокруг тихо, можно видеть, что должно что-то произойти, случиться:

Русская природа в Слове о полку Игореве

Когда же Игорю суждено вернуться, то природа помогает ему спастись из плена, находя туманами, а Дон «подстилает зеленую траву».

Русская природа в Слове о полку Игореве

При всем живо, красиво описывает происходящее, рисует природу автор, применяя эпитеты, редкие и вышедшие из употребления слова, чтобы выразить красоту, величественность родных мест, рек, земли русской.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение лирика пушкина

Оценим за полчаса!

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1710503-rol-prirody-v-slove-o-polku-igoreve-chto-napisat-v-sochinenii.html

Картины русской природы в «Слове о полку Игореве»

  • Вступление.
  • Основная идея и главные темы «Слова о полку Игореве».
  • Природа в «Слове о полку Игореве».
  • Анализ эпизода «Плач Ярославны».
  • Роль природы в «Слове о полку Игореве».

Русская природа в Слове о полку Игореве

«Слово о полку Игореве» – один из самых известных дошедших до нас памятников древнерусской литературы. Произведение было написано в 1185 году (по другим данным – на один-два года позже). Его текст представляет особый интерес для потомков, поскольку рисует живую и яркую картину событий того времени.

Переводом «Слова…» с древнерусского языка на современный в разные годы занимались филологи и литераторы, в том числе поэты В.А. Жуковский, К.Д. Бальмонт, Н.А. Заболоцкий, Е.А. Евтушенко. Далее по тексту отрывки из произведения приводятся в переводе Николая Заболоцкого.

Основная идея и главные темы «Слова о полку Игореве»

Русская природа в Слове о полку Игореве

Вместе с этой мыслью неизвестный автор через века передает нам самое главное из чувств – любовь к Родине, к земле, к народу, к родной природе.

Природа в «Слове о полку Игореве»

Тема природы и играет в повествовании значительную роль. Она очеловечена, одухотворена, именно через нее воспроизводятся все людские переживания. Таким образом, это не просто фон, на котором развиваются события, а активный участник действия.

Так, в самом начале «Слова…» происходит редкое явление, которое могло бы стать поворотным в походе Игоря на половцев – солнечное затмение:

  • Но, взглянув на солнце в этот день,
    Подивился Игорь на светило:
    Середь бела дня ночная тень
  • Ополченья русские покрыла.

Князь не захотел увидеть в этом дурное предзнаменование, поэтому отдал приказ к продолжению пути.

Учитывая испокон веков сложившуюся традицию следования обрядам и верованиям, связанным с природными явлениями, остается только подивиться отваге Игоря Святославовича.

Но чем дальше войско продвигается в степь, тем мрачнее, тревожнее становится пейзаж. Животные, по поверьям более тонко предчувствующие приближение беды, всеми силами стараются предотвратить неминуемое:

  1. Птицы, поднимаясь над дубами,
    Реют с криком жалобным своим,
    По оврагам волки завывают,
  2. Крик орлов доносится из мглы.

И, словно прощальный взмах руки, горько звучат слова:

О Русская земля!
Ты уже за холмом.

«На рассвете, в пятницу, в туманах…» проходит первый бой, который войско Игоря благополучно выигрывает. А вот на следующее утро природа предвещает тяжелую развязку:

  • Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Тучи надвигаются от моря
  • На четыре княжеских шатра.

Сколько крови будет пролито в этом походе, сколько горя наполнит души русского народа! Природа грустит вместе с людьми:

  1. Степь поникла, жалости полна,
    И деревья ветви приклонили…
    И закрылось небо, и погас
  2. Белый свет над Русскою землею.

Анализ эпизода «Плач Ярославны»

А далеко в Путивле с раннего утра не смолкает плач. Это голос Ярославны, жены князя Игоря. Она стала олицетворением всех русских женщин, мужья, сыны и отцы которых – самые дорогие сердцу люди – уже никогда не вернутся домой. В отчаянии спрашивает она у Ветра, который тоже становится полноправным героем повествования:

  • Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
    Что клубишь туманы у реки,
    Стрелы половецкие вздымаешь?
  • Мечешь их на русские полки?

Обращается Ярославна и к Солнцу:

Что ж ты войско князя удалого
Жаркими лучами обожгло?

За риторическими вопросами княгини стоит горькое осознание, что погибших уже не возвратить назад. И Ярославна просит Днепр лишь об одном-единственном человеке, князе Игоре:

Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне.

Природа приходит на помощь, вновь принимая активное участие в действии. Именно под ее прикрытием Игорь сбегает из плена:

  1. Вздрогнула земля,
    Зашумела трава,
    Буйным ветром вежи всколыхнуло…
    Но восходит солнце в небеси —
  2. Игорь-князь явился на Руси.

Роль природы в «Слове о полку Игореве»

Описание природы присутствует в большинстве произведений литературы, и в каждом ей отводится определенная роль. В «Слове о полку Игореве» травы и деревья, реки и степи, животные и птицы, Солнце и Ветер не только проявляют чувства, свойственные человеку, но и стремятся прийти на выручку героям.

Русская природа в Слове о полку Игореве

Солнечное затмение, утренние кровяные зори… Несмотря на то, что русские войска дважды ослушиваются того, что намного мудрее и старше всего рода человеческого, природа все же не карает князя Игоря за непослушание, а помогает его побегу.

Природные богатства нашей необъятной Родины в полной мере нашли свое отражение в замечательном произведении древнерусской литературы – «Слове о полку Игореве». Описание обширных природных просторов раскрывает полноту и мощь, красоту и щедрость русской души, способность к сопереживанию и сочувствию, а также стремление во что бы то ни стало освободить родную землю от посягательств врагов.

Русская природа в Слове о полку Игореве

Источник: https://slovo-igoreve.ru/kartiny-russkoj-prirody-v-slove-o-polku-igoreve/

Природа в "Слове о полку Игореве": образ природы, ее описание и роль, материалы для сочинения

Главная страница»Слово о полку Игореве»

Русская природа в Слове о полку Игореве
Затмение.
«Слово о полку Игореве».
Художник В. Фаворский

В этой статье представлены материалы для сочинения на тему «Природа в «Слове о полку Игореве»»: образ природы, ее описание и роль в произведении.

В статье используются цитаты из текста «Слова о полку Игореве» в переводе Н. А. Заболоцкого.

Смотрите: Все материалы по «Слову о полку Игореве»

Природа в «Слове о полку Игореве»: образ природы, описание и роль в произведении

В отличие от других произведений своего времени, в «Слове о полку Игореве» природа занимает особое место. Здесь природа — это не просто фон. Природа в «Слове» тесно связана с поступками героев, с их жизнью:«…природа предстает в «Слове» лишь в своих изменениях (статичный пейзаж отсутствует), оказывается теснейшим образом связанной с поступками действующих лиц…

» («Энциклопедия «Слова о полку Игореве»» в 5 томах, 1995)Действие «Слова о полку Игореве» с начала и до конца происходит на фоне природы. Основная сюжетная линия «Слова» сопровождается яркими картинами природы, описанием животных, птиц и т.д.

Иногда автор отступает от главной сюжетной линии: говорит о прошлом, передает речь Святослава и т.д.

Но даже в этих отступлениях можно встретить элементы пейзажа.

Автор «Слова о полку Игореве» является знатоком степной природы Руси. Это очевидно по тому, как автор описывает животных и птиц, как употребляет охотничьи термины и т.д.:

«…художественное мастерство автора, опирающееся на совершенное знание степной природы и ее животного мира…» «…Знаток природы, автор „Слова“ представил здесь степных и речных птиц со всеми их своеобразными навыками…» (В. П. Адрианова-Перетц «„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия»)

В начале своего похода князь Игорь Святославич видит солнечное затмение. В Древней Руси затмение предвещало беду и поражение. Игорь не прислушивается к совету самой природы и проигрывает сражение половцам:

«…Подивился Игорь на светило:Середь бела-дня ночная теньОполченья русские покрыла…»Особенно ярко автор описывает природу, когда Игорь бежит из плена. В этом эпизоде собрано множество ярких сравнений, и все они связаны с природой. Автор сравнивает Игоря с белкой, с гоголем (уткой), с соколом, с волком, с ветром:
«…В горностая-белку обратясь,К тростникам помчался Игорь-князь, И поплыл, как гоголь по волне,Полетел, как ветер, на коне. Конь упал, и князь с коня долой,Серым волком скачет он домой. Словно сокол, вьется в облака,Увидав Донец издалека…»Природа сопереживает и помогает князю Игорю во время его побега. Так, например, дятлы своим стуком указывают Игорю дорогу:
«…Дятлы, Игоря встречая,Стуком кажут путь к реке…»В «Слове о полку Игореве» природа выступает как защитница и покровительница. Этот мотив часто встречается также и в русских народных сказках:
«…глубоко реалистическая картина природы в „Слове“ в то же время представляет эту природу живущей одной жизнью с человеком. Такова и в русской сказке природа, защищающая гонимого героя от врагов…» (В. П. Адрианова-Перетц «„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия»)На протяжении всего произведения автор активно использует сравнения с животными и птицами. Например, певец Боян — это соловей, половчин (половец) — это черный ворон, а половецкий хан Гзак — это серый волк:
«…О Боян, старинный соловей!..» «…Будь то черный ворон — половчин…» «…Серым волком рыская чуть свет,Старый Гзак на Дон бежит великий…»Автор сравнивает героев с небесными светилами: солнцем, месяцем (луной). Например, автор называет Игоря солнцем, а Олега и Святослава — месяцами:
«…Но восходит солнце в небеси —Игорь-князь явился на Руси…» «…Два прекрасных месяца затмились —Молодой Олег и Святослав…»Автор «Слова о полку Игореве» — это гениальный мастер в изображении природы. Он воспевает красоту и силу природы, но не превращает всю историю в сказку:
«…Гениальное мастерство автора „Слова“ выразилось в том, что ничего сказочно-фантастического, нарушающего реалистичность повествования, в этих картинах природы нет, они подчеркивают единство настроения в природе и в жизни человека, что характерно особенно для народной лирики…» (В. П. Адрианова-Перетц «„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия»)Это были материалы для сочинения на тему «Природа в «Слове о полку Игореве»»: образ природы, описание и роль в «Слове».

В статье используются цитаты из текста «Слова о полку Игореве» в переводе Н. А. Заболоцкого.

Смотрите: Все материалы по «Слову о полку Игореве»

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/04/priroda-slovo-o-polku-Igoreve.html

Природа в «Слове о полку Игореве» — сочинение

Русская природа в Слове о полку Игореве

Здесь Вы найдете пример сочинение о роли природы в повествовании в «Слове о полку Игореве».

Текст сочинения. 

Природа в «Слове» — не пейзаж, а активное действующее лицо. Она сопровождает Игоря на его пути, к ней обращается Ярославна. Звери, птицы, растения, небесные светила, стихии активно участвуют в действии: предостерегают, печалятся, радуются, сочувствуют, предвкушают.

Князь отказался откликнуться на идущее от природы предостережение, все-таки продолжил поход после солнечного затмения, и она знает о том, что произойдет, еще до самого сражения. «Игорь к Дону войско ведет. Уже беды его подстерегают птицы по дубравам, волки грозу накликают по яругам, орлы клектом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червленые щиты».

У половцев тоже есть свои природные покровители. «Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги говорят: половцы идут от Дона и от моря и со всех сторон русские полки обступили».

Начинается битва — одно сражение в «поле неведомом», — но ее печальные последствия распространяются по всей Руси. «С раннего утра до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле неведомом среди земли Половецкой. Черна земля под копытами, костьми была посеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле!»

Игорь пленен, и вся природа откликается на человеческую драму: «Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось».

Игорь бежит из плена, за ним начинается погоня — и снова ему помогает не только Бог, но опять-таки природа. «То не сороки застрекотали — по следу Игоря рыщут Гзак с Кончаком. Тогда вороны не каркали, галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали. Дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями рассвет предвещают».

Наконец, возвращение князя на родину снова связывается с образом солнца, которое теперь не предсказывает беду, а радуется победе. «Солнце светится на небе — Игорь-князь в Русской земле».

Большинство таких описаний строится на метафорах, в некоторых случаях на развертывании и материализации метафоры (тоска течет, как вода, и разливается по Русской земле; поле засевается костями, поливается кровью и дает всходы в виде горя).

Однако некоторые сюжетные эпизоды (разговор Игоря с Донцом, обращение Ярославны к ветру, Днепру и солнцу) позволяют предположить, что автор «Слова» еще не расстался с мифологическим мышлением, с представлением о том, что природные стихии действительно имеют душу, вступают с человеком в тесные отношения, определяют его судьбу.

«Кликнул, стукнула земля, зашумела трава, задвигались вежи половецкие.

А Игорь- князь скакнул горностаем в тростники, белым гоголем — на воду, вспрыгнул на борзого коня, соскочил с него босым волком, и помчался по лугу Донца, и полетел соколом под облаками, избивая гусей и лебедей к завтраку, и к обеду, и к ужину. Когда Игорь соколом полетел, то Овлур волком побежал, отряхая студеную росу: загнали они своих борзых коней».

Побег Игоря и погоня за ним в исторической реальности происходили на лошадях. Они мимоходом упоминаются и автором «Слова». Но описание так убедительно в своей динамике, что в превращения Игоря и его противника можно поверить.

История побега превращается в поединок персонажей-оборотней: Игорь мгновенно меняет несколько обличий (горностай — гоголь — волк — наконец, сокол), Гзак проигрывает ему, оставаясь только волком.

С волками сравниваются и другие персонажи «Слова»: сам Боян, воины-куряне, князь Всеслав.

Все сочинения по поэме «Слово о полку Игореве»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/priroda-v-slove-o-polku-igoreve-sochinenie/

Сочинение на тему “Русская земля, родная природа в “Слове о полку Игореве”

Действенная роль автора в этом произведении несомненна – он проявляет себя с первых строк «Слова», беседует с читателями, объясняя им, где он будет следовать традиции, а где – идти своим, новаторским, путем.

Читайте также:  Сочинение барон в пьесе на дне (образ и характеристика)

Одно несомненно – автор сохраняет и всячески подчеркивает связь героев своего произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает неизвестному автору выделить главную мысль «Слова» – патриотическую идею, мысль о любви к родине, необходимости заботиться о ее благе.

Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину.

Так, задумав поход против половцев, Игорь обращает свой взор на солнце, а призывая дружину выступить в поход, он торопит их увидеть «синего Дону».

Эта река, таким образом, становится в «Слове» символом Руси: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» И далее, говоря о своих намерениях, Игорь подчеркивает: «Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона».

Но русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:

Солнце дорогу ему тьмой заступило;

Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…

Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен. Однако Игорь, стремясь к славе, никого и ничего не хочет слышать:

  • Уже беда его птиц скликает,
  • И волки угрозою воют по оврагам,
  • Клектом орлы на кости зверей зовут,
  • Лисицы брешут на червленые щиты…

Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.

Природа является предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…»

Природа – активный участник всего, что происходит на русской земле. Так, она участник и битвы с половцами:

  1. Земля гремит,
  2. Реки текут мутно,
  3. Прахи поля покрывают,
  4. Стяги глаголют!

Но помочь Игорю даже природа не в состоянии – слишком непродуманным и неправедным был его поход.

Она лишь, словно родная мать, способна поплакать о погибших славных воинах, пожалеть о том, что сильные и молодые русичи бесславно сложили свои головы, о том, что страшные времена пришли теперь на Русь: «Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла!»

Но все-таки именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец – сам Бог указывал князю правильный путь:

  • Игорю-князю бог путь указывает
  • Из земли Половецкой в Русскую землю,
  • К златому престолу отцовскому.

Автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь – русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» – князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорения, наступает праздник: «Солнце светит на небе – Игорь-князь в Русской земле!»

Таким образом, судьба героев «Слова» неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам.

Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли.

Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-russkaya-zemlya-rodnaya-priroda-v-slove-o-polku-igoreve/

Природа в «Слове о полку Игореве»

Описание природы занимает большое место в «Слове о полку Игореве». В то же время это описание очень далеко от современного представления о реалистическом пейзаже. Для древнерусского автора природа сама по себе, как фон, не представляет особой значимости. Она может быть показана только как непосредственный участник событий, наделенный практически человеческими чертами.

Изображение природы в «Слове» — яркий образец языческого мировоззрения древних славян. В то время человек не отделял себя от окружающего мира. Не только птицы и животные, но даже все природные явления выступают активными участниками действия. Природа в «Слове» событийна и тесно связана с человеческими судьбами.

Добро и зло

Главной темой для автора «Слова» является противостояние Русской земли набегам степняков. Согласно этому взгляду вся природа также резко делится на силы добра и зла.

Природа всячески предупреждает Игоря о гибельности предпринимаемого похода. Происходит затмение солнца, в зловещей темноте пробуждаются птицы и пытаются своим криком остановить князя.

Свист сусликов в степи («свистъ звҍринъ въста») и крик дива (мифологический персонаж) сообщают половцам о начале похода.

Хищные животные ждут добычи после кровопролитного сражения («орли клектомъ на кости звҍри зовутъ»).

После первой победы Ольговичи сравниваются автором с соколом и кречетом, а их противник, «поганый половчин», с «чръным вороном». Половецкий князь Гзак уподобляется «серому волку».

Зловещие предзнаменования происходят в природе накануне роковой битвы: «кровавыя зори», «чръныя тучя», «синии млънии». Наступление половцев образно сравнивается с природными силами: «вҍтри… вҍютъ с моря стрҍлами» (завязавшаяся перестрелка), «земля тутнетъ» (гудит под копытами половецких коней), «рҍкы мутно текутъ» (замутненные половецкой конницей).

В лирическом отступлении автор вспоминает о времени правления родоначальника Ольговичей — Олега Святославича, положившего начало губительным междоусобицам. Раздор между русскими князьями привел к тому, что «часто врани граяхуть, трупиа себҍ дҍляче» (вороны кричали, деля трупы), а галки собирались на кровавый пир («хотять полетҍти на уедие»).

Природа выражает сочувствие поражению войска Игоря. Никнет трава от жалости, преклоняются к земле деревья. Игорь и Всеволод сравниваются с двумя померкшими солнцами, а сыновья Игоря — с погасшими молодыми месяцами. Торжествующие половцы представлены в образе выводка гепардов («акы пардуже гнҍздо»).

Обращаясь к другим князьям с призывом постоять за Русскую землю, автор «Слова» неизменно прибегает к ярким природным образам.

Могущество и сила Всеволода Юрьевича настолько велики, что он может Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.

Храбрая дружина Рюрика и Давида Ростиславичей подобна рычащим турам, рвущимся отомстить половцам. Романа Мстиславича автор сравнивает с парящим в небесах соколом.

Природа принимает непосредственное участие в побеге князя Игоря из вражеского плена. Бог указывает ему приметы, помогающие найти путь из степи в Русскую землю.

Во время бегства Игорь поочередно «превращается» в «бҍлого гоголя» (вид дикой утки), «бусого влъка» (серого волка) и сокола.

Он с благодарностью обращается к реке Донцу, которая облегчала его путь («лелҍявшу князя на влънахъ, стлавшу ему зелҍну траву») и предупреждала об опасности («стрежаще его гоголемъ на водҍ»).

Плач Ярославны

Полное отождествление человека с природой происходит к самом лиричном и образном фрагменте «Слова» — плаче Ярославны на городской стене в Путивле. Убитая горем жена Игоря хочет обернуть «зегзицею» (кукушкой), чтобы долететь до крайних русских границ и облегчить страдания мужа.

Для Ярославны представляется вполне естественным обратиться к природе с укорами и просьбой о помощи. Ее мольба призвана смягчить ветер, дующий навстречу русским полкам, охладить жаркие лучи солнца, заставляющие воинов Игоря страдать от жажды. Центральное место плача Ярославны — просьба к Днепру: «Възлелеҍй [направь], господине, мою ладу [мужа] къ мнҍ».

Для древнерусского автора плач Ярославны — не просто жалоба одинокой женщины. Он твердо уверен в том, что в самой тяжелой ситуации человек может надеяться на сочувствие и помощь природных сил.

Источник: https://spadilo.ru/priroda-v-slove-o-polku-igoreve/

Образ природы в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» является одним из самых значительных произведений древнерусской литературы. В художественной системе «Слова о полку Игореве» образы природы играют огромную роль.

Природа в «Слове о полку Игореве» выполняет двойную функцию. С одной стороны, она живет самостоятельной жизнью, описывая окружающий героев пейзаж, с другой – выступает средством выражения мыслей и отношения к происходящему автора.

В описании природы проявляется поэтическое восприятие мира автором. К природе он относится как к живому существу, наделяя ее качествами, присущими человеку: она воспринимает окружающий мир, реагирует на происходящие события. Природа в «Слове о полку Игореве» выступает отдельным героем произведения, является отражением происходящих событий и дает им оценку.

Так как образы природы служат своеобразным средством выражения мыслей автора, то она как бы является союзницей и сторонницей русских войск. Природа отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим, что она «переживает» за русский народ. После поражения Игоря природа скорбит вместе с ним: «Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось».

Вспомним описание второй битвы. «…Кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучи с моря идут… а в них трепещут синии млънии. Быти грому великому!» В этом описании ощущается эмоциональное напряжение, читатель осознает неминуемость поражения.

За описанием природы мы читаем мысли автора о том, что поражение неизбежно.

Эта точка зрения – результат его политических взглядов, которые состояли в том, что для того чтобы русским войскам победить половцев, нужно объединиться русским князьям, а не действовать в одиночку.

Природа в произведении выступает как некая высшая сила, которая может предсказывать события и управлять ими. Так, перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: «Солнце ему тьмою путь заступаше».

Природа не только отражает происходящие события и свидетельствует об опасности, но и является активным участником событий. К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна.

Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце «светлое и тресветлое», Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь.

Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить «милому ладе».

Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря «врани не граахуть, сорокы не троскоташа», соловьи поют песни, а дятлы путь показывают.

Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: «Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!» Когда Игорь возвращается из плена, «солнце светится на небесе».

Большую роль в описании природы и ее смысловом значении играет символика цвета. Тот или иной цвет, преобладающий в описании данного пейзажа, несет в себе определенную психологическую нагрузку. Восприятие цвета как символа вообще характерно для эпохи Средневековья.

Это очень ярко проявлялось в иконописи и также отразилось в литературе. Черный цвет используется для описания трагических событий, так как он является проявлением зла, символизирует мрак. Синий – небесный цвет, олицетворяющий высшие силы.

Черные молнии и синие тучи в небесах говорят о грядущем мраке и безысходности положения Игоря, синий здесь выступает как знак свыше. Красный цвет символизирует кровь, страдания, поэтому используется в описании образов природы во время битвы и после поражения.

Зеленый – цвет успокоения, серебристый символизирует свет и радость.

Поэтому эти цвета применяются автором в описании побега Игоря из плена.

Изображая природу, автор «Слова о полку Игореве» ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды.

Когда князь решает самостоятельно выступить в поход, природа дает отрицательную оценку этому решению и становится на сторону врагов, когда же Игорь бежит из плена, чтобы, раскаявшись, «принести повинную голову» Святославу в Киев, природа помогает ему и радостно приветствует по прибытии в Киев.

Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 111;

Источник: https://studopedia.net/12_21483_obraz-prirodi-v-slove-o-polku-igoreve.html

21. Образы русской земли и природы в «Слове о полку Игореве»

Автор призывает к
единению и служению общим целям Руси.
Народ – «даждьбожьи внуки».

Русская земля в
Слове – это не только земли князей, что
вышли в тот роковой поход (Киев, Чернигов,
Новг-северск, Путивль, Курск), но и много
других городов. (Смоленск, Владимир,
Вел. Новгород + Тумутаракань). С юга
ограничена Дунаем. С запада – Карпатами,
с востока – Доном…

Могущество Русской
земли из-за деят. «старых» Владимира и
Ярослава. Жаль, сейчас, в тяжелые годы,
их нельзя вернуть. Автор – патриот и
гражданин, считает, что Русь должна быть
единым гос-вом без усобиц с центром в
Киеве. Выразитель интересов крестьян
– осуждающий эгоистов-князей поэт, не
такой как Боян, прославляющий их.

Природа –
самост.персонаж. Автору присуще
народно-поэтич.воспрятие мира
(олицетвор.сил природы), описание природы
– авторский коммент.

Автор – христианин,
но языческ.мифологич.эл-ты присутствуют
(худ.образы). Плохое знамение – солнечное
затмение, вызвавшее волнение животных
(волки, лисицы, орлы + мифич. Див). Ветры
(Стрибожьи) внуки благоприятствовали
половцам – символ. После поражения
русских войск деревья преклонились к
земле.

Ярославна обращается
к Солнцу, Ветру и Днепру помочь Игорю
выбраться из плена. (заклинание природы).
Донец прославляет Игоря и помогает ему.
По время побега сороки притихли, а дятлы
указали путь.

||

/

Силы природы
участвуют в событиях. Отворачиваются
от Игоря, когда тот самовольно пошел в
поход. И помогают ему, когда он раскаялся
и бежал в Киев на суд Святослава.

22.Образ Бояна и автора в «Слове»

В
представлении автора «Слова» Боян —
идеальный певец. Он вещий внук бога
Белеса, т. е. человек, обладающий
божест­венной силой песнопенья. Его
песни подобны трелям соловьиным.

Слагая
славу князю, Боян растекается «мысию
по древу, серым вълком по земли, сизым
орлом под облакы»,
т.
е. речь его образна, мысль его парит.
Вещие персты Боянасами рокочут с лаву
князьям, касаясь живых струн человеческой
души. Он мас­терски умеет «свивать…

оба полы сего времени», т.
е. соединять прошлое с современностью,
обобщать.

Боян воспевал в песнях старого
Ярослава; победителя касожского князя
Редеди храброго Мстислава; красного
Романа Святославича; усобицы Всеслава
Брячеславича, о судьбе которого сложил
он свою «припевку». Все эти данные
позволяют полагать, что Боян жил и творил
в 20—70-е годы XI
столетия.

Автор
«Слова» приводит несколько образцов
поэтической речи Бояна, размышляя о
художественной манере его изложения.
Он пока­зывает, как Боян начал бы свою
песню о походе Игоря: «Не
буря соколы занесе чрез поля широкая,
галици стады бежать к Дону Великому».
Или:
«Комони
ржуть за Сулою, звенишь слава в Кыеве.
Трубы трубятъ в Новеграде, стоять стязи
в Путивле».

Судя
по этим образцам, стиль Бояна строился
на метафорических отрицательных
сравнениях, символических уподоблениях.
Этот стиль был афористичен и образен.
Автор «Слова», восхищаясь этой манерой,
избирает для себя иной путь художественного
изображения.

Источник: https://studfile.net/preview/7330830/page:9/

Сочинение на тему: СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Прекрасным памятником древнерусской ли­тературы является созданное неизвестным авто­ром «Слово о полку Игореве», в котором в ярких аллегорических образах обрисован поход русско­го князя Игоря Святославича против половецких племен. Мы не знакомы с автором поэмы, не зна­ем, кем он был, как оказался свидетелем истори­ческих событий, которые взялся описать.

Но в самом произведении нам во всех деталях и тон­костях открывается богатый душевный мир ав­тора. Мы узнаем его из тех образов, которые были созданы его воображением, из взволнованных, эмоциональных восклицаний.

Но в первую оче­редь, из того фона, на котором разворачиваются события, с которым духовный мир автора «Сло­ва… » словно бы становится единым и неделимым целым.

Существенную роль в раскрытии основной идеи произведения, в самом развитии событий, в отражении чувств и мыслей создателя поэмы иг­рает природа. Через образы окружающего мира автор передает все свои переживания, через них он обращается к героям, через них протягивает невидимую нить к нам, читателям.

Он превраща­ет природу в живое, мыслящее существо, кото­рое страдает и радуется вместе с героями поэмы, осуждает или одобряет их поступки, предупреж­дает об опасности, выражает скорбь, сочувствие, сожаление.

Картины природы, то мрачной, опе­чаленной, то радостной, ликующей, отражают глубокую любовь автора к родной земле, к рус­скому народу.

В поэме описывается поход русского князя Игоря на половцев. Но главной идеей «Слова…» является все же не повествование об этом похо­де, не описание исторических событий, сраже­ний, побед и поражений.

Читайте также:  Красота природы - сочинение (рассуждение)

Автор стремился в сво­ем произведении донести до читателей важную мысль — о том, что в одиночку невозможно побе­дить врага, что только объединив усилия, спло­тив свои силы, можно добиться победы. Эту же мысль призвана выразить в поэме и природа.

Яркими, насыщенными, кричащими об опасно­сти красками предостерегает она русское войско от роковой ошибки:

…кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…

Князь Игорь не обращает внимания на предуп­реждения природы. Ослепленный стремлением к славе, он продолжает вести свою дружину вперед.

Но и на протяжении всего дальнейшего пути его сопровождают мрачные, зловещие предзнамено­вания.

Мы еще не знаем, что русское войско дол­жно потерпеть поражение, но картины природы уже подготавливают нас к чему-то трагическому и неотвратимому. Хищные звери, жаждущие скорой добычи на поле брани, следуют за войс­ком:

Уже несчастий его подстерегают птицы

по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.

К образам природы прибегает автор в стрем­лении предотвратить трагедию русской дружи­ны. Когда же войско, не обратившее внимания на предупреждающие знамения, потерпело пораже­ние и было вынуждено отступать, его отступле­ние снова сопровождают печальные картины при­роды.

Природа страдает вместе с воинами: дере­вья склоняются до земли от горя; трава поникла от жалости; само поле битвы становится похожим на пашню. Последнее имеет глубоко символич­ный смысл: это противопоставление войны и мир­ного труда, разрушения и созидания, смерти и жизни.

Образы-символы природы встречаются на протяжении всего произведения: Игорь оборачи­вается соколом и бьет гусей и лебедей к завтра­ку, обеду и ужину; осуждая необдуманный поход князя, автор восклицает: «О, далеко залетел со­кол, птиц избивая, — к морю…»; Ярославна стре­мится «полететь кукушкою по Дунаю» к своему мужу; во время ночлега укрывает Игоря теплы­ми туманами.

  • К силам природы обращается и жена Игоря, Ярославна:
  • О ветер, ветрило!
  • Зачем, господин, веешь ты навстречу?
  • Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего милого?
  • Именно у родной природы она ищет сочув­ствия и помощи, умоляя помочь ее любимому вернуться на родину:

О Днепр Словутич!..

Прилелей же, господин, моего милого ко мне, чтобы не слала я ему слез на море рано.

Она с горестным плачем обращается к ветру, веющему под облаками, подгоняющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил камен­ные горы сквозь землю Половецкую и помогал Святославу в его славных походах, к солнцу, со­гревающему всех своим теплом, а в сухой степи обжигающему своими лучами русских воинов.

Для автора природа — это, в первую очередь, источник поэтических представлений. Он очень точно и метко подбирает слова, выражения и об­разы для передачи этих представлений. Он опи­сывает явления природы так, что мы не только сами ощущаем происходящее, но и начинаем по­нимать, что означает то или иное явление.

Мы чувствуем, как «уснуло» соловьиное пение; как «трепещут» синие молнии; как «никнет», испы­тывая вселенскую печаль, трава. Солнце «мерк­нет», предвещая неудачный поход, багряные сно­пы лучей и вечерней зари «гаснут», месяц «поволакивается тьмою», наступающая ночь «прикры­вает свет тьмою».

Тоска «разливается» во всей окружающей природе, печаль «течет» посреди всей Русской земли, а веселье «разливается по ковылю». Ветер не просто помогает плыть кораб­лям — он их «лелеет на синем море», и Ярослав­на просит ветер, чтобы он «возлелеял» к ней ми­лого мужа, «лелеючи» помог ему доплыть до Рус­ской земли.

Даже телеги у автора «Слова…» «крычат», как лебеди.

Все сказанное выше является ярким подтвер­ждением того, что автор сам безгранично связан с природой Русской земли, глубоко чувствует и понимает ее.

Чувства создателя поэмы настолько велики, он так близко принимает горе и радость своих героев, что природа просто не может не отреаги­ровать на это.

А он, в свою очередь, не мог бы пе­редать лучше свои эмоции, мысли, идеи, чем че­рез образы окружающего мира.

Автор потому наделяет человеческими чувствами животных, деревья, цветы и даже городские стены, что ис­кренне считает: все эти предметы могут сочув­ствовать добру и ненавидеть зло, испытывать ра­дость и горе.

Чувства и действия природы — солнца, трав, деревьев, животных — искренни и естественны. Также искренни чувства самого автора. Поэтому он соединяется с природой, сливается с ней, что­бы высказать то, что происходит у него в душе. И его чувства и мысли, благодаря состоянию при­роды, значительно усиливаются.

На этой странице искали :

  • роль природы в слове о полку игореве
  • сочинение на тему родная природа в слове о полку игореве
  • Образ природы в Слове о полку Игореве
  • сочинение на тему образ природы в слове о полку игореве
  • сочинение на тему роль природы в слове о полку игореве

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-sliyanie-avtora-i-prirody-v-slove-o-polku-igoreve.html

Автору «Слова о полку Игореве» присуще народно-поэтическое восприятие мира, и наиболее ярко это проявляется в изображении природы.

Природа является самостоятельным героем произведения, но в то же время изображение природных явлений подчеркивает и усиливает авторскую характеристику персонажей и событий.

Характер изображения природы родствен изображению природы в устном народном творчестве: явления природы динамичны, пейзаж постоянно меняется.

В «Слове о полку Игореве» используется прием олицетворения природы, что характерно и для устного народного творчества. Знающего читателя удивляет упоминание в произведении языческих богов, обрядов.

Как известно, Русь была крещена князем Владимиром в 988 году, «Слово о полку Игореве» написано между 1185-м и 1187 годами. За двести лет христианство прочно укрепило свои позиции в общественном сознании русичей.

Можно предположить, что и автор поэмы — христианин, но он обращается к языческой мифологии, которая предоставила ему широкий спектр художественных образов. Он одушевляет природу поэтически, а не религиозно.

В этом плане интересными являются авторские характеристики князей, которые генетически связаны с природой. Так, брата Игоря, Всеволода Святославича, автор называет «буй-туром» или «яр-туром» («буй», «яр» — храбрый, отважный смелый; «тур» — дикий бык — символ силы и мужества).

Изображение природы в произведении служит уникальным источником информации о фауне и флоре Киевской Руси.Перед выступлением князя Игоря в поход родная природа словно предупреждает его о грозящей опасности: «Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди, свист зверин въста: збися Див, кричет връху древа.

Влъци грозу въсрожат по яругах; орли клектом на кости звери зовут, лисицы брешут на чръленыя щиты». Как отмечают исследователи «Слова о полку Игореве», это место — одно из сложнейших для толкования. Неясно, какие звери свистят. Одни ученые считают, что о несчастье князя Игоря предупреждали суслики и сурки.

Под словом «дивъ» ученые понимают либо вещую птицу, либо мифическое существо, похожее на лесовика. Другие ученые склоняются к мысли, что див — это половец-разведчик, который диким свистом оповещал своих о приближении русского войска.

Отметим, что в передаче некоторых образов «Слова о полку Игореве» стирается грань между миром человека и природы, и они выступают как образы мифические. Среди таких образов можно назвать птицу Див, а также языческих богов: Хороса, Велеса, Даждьбога.Символически зловещей картиной природы открывается описание второй битвы: «Кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучя с моря идут…

а в них трепещут синии млънии. Выти грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великаго!» Все это предложение представляет собой нагромождение явлений, предвещающих несчастье. Кровавые звезды предвещают несчастья, черные тучи — образ могучей вражеской силы, синие молнии, гром, дождь из стрел — символы боя. Ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы.

Это подчеркивает трагичность происходящего, является отражением реальной обстановки — во время боя ветер действительно благоприятствовал половцам. Вся природа включается в кровавую схватку русичей с врагами: гудит земля, текут мутные реки, поля покрывает пыль. К окончанию битвы вся земля усеяна костьми павших воинов и полита кровью.

Такую жертву принесли воины благословенной земле: вместо того чтобы мирно растить хлеб и преумножать добро на благо отечества, они вернулись в лоно матери-земли.После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом: «Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось».

В «Слове о полку Игореве» травы и деревья дважды никнут от жалости и горя, наклоняясь в печали до самой земли: когда автор описывает поражение русичей в битве с половцами и когда упоминается гибель молодого князя Ростислава Всеволодовича, которого замкнула в своих водах на дне около темного берега речка Стугна: «Уныша цветы жалобою, и древо стугою къ земли преклонило, а не сорокы втрокоташа».Природа не только предупреждает о несчастьях, но и помогает в случае, когда человек несет несправедливое наказание, когда его помыслы и чувства находятся в гармонии с основными законами мироустройства. Таким образом, природа принимает активное участие в судьбе Игоря, в судьбе Русской земли. Во время бегства русичей из плена птицы умолкают, чтобы не указать преследователям, где прячутся беглецы, дятлы указывают им дорогу, а «соловьи веселыми песнями свет поведают».Интересно, что названия птиц в «Слове о полку Игореве» встречаются 54 раза, названия рек — 23. При этом реки воспринимаются автором как живые существа. Вспомним, например, обращение реки Донца к Игорю Святославичу: «Князь Игорь! Не мало тебе величия, а Кончаку — досады, а Русской земле — веселия!»Олицетворяя природу, автор добивается яркого и поэтического выражения своей политической идеи: самовольно выступив в поход, Игорь нарушил свои обязанности по отношению к Русской земле, и природа отвернулась от него, стала на сторону врагов; когда же Игорь, осознав вину перед родиной, бежал из плена, чтобы принести повинную голову Святославу в Киев, силы природы радостно приветствовали князя и активно ему помогали.К природе обращается за помощью жена Игоря Ярославна. Славяне-язычники верили в то, что природа, все существующие в ней предметы и явления живут своей жизнью, имеют душу. Отсюда и представление о том, что все предметы и явления, а также растения и животные имеют такие же способности, что и люди: «солнышко играет», «задумался месяц», «ой в поле могила с ветром заговорила», «что ты нам, весна, принесла?» Обряды, которым приписывалась чудодейственная сила, способность влиять на людей и силы природы с помощью песен, ритуальных действий, называются магическими. Плача в Путивле-граде, обращаясь ко всей природе, Ярославна выполняла своеобразный магический обряд. В итоге — любовь русской женщины торжествует: она заставляет силы природы служить Игорю, ее милому «ладе».

Мы почти ничего не знаем об авторе «Слова о полку Игореве», но можно с уверенностью говорить о том, что он был всесторонне развитой, талантливой личностью, человеком, который очень хорошо знал устное народное творчество, историю, географию, политику, военное дело.

Он был не только гениальным творцом, но и горячим поборником объединения русских земель.

И то, что в «Слове о полку Игореве» действующими лицами являются и звери, и птицы, и растения, можно объяснить его глубокими патриотическими чувствами: автор настолько остро воспринимает беды и радости своих героев, что у него возникает ощущение, будто все вокруг также по-своему выражает свое сочувствие.

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/kollektsiya-sochinenij-po-russkoj-literature-5-11-klass/9-klass/2602-sliyanie-avtora-i-prirody-v-slove-o-polku-igoreve

Изображение природы автором "Слова о полку Игореве"

В привлечении русской природы как действующего лица своего повествования автор «Слова о полку Игореве» проявил себя как исключительно наблюдательный ее знаток. Вот почему в самой русской природе можно найти довольно точный комментарий ко многим неясным местам этой поэмы.

Внимательный наблюдатель природы, автор с изумительной точностью и правдивостью передает, например, описание берегов Донца как «серебряных». Действительно, Донец несет в своих водах много мела (он прорезывает на своем пути меловые горы). Летом, когда берега Донца обмелевают, отложения этого мела на отмелях и косах блестят, как серебряные.

Наблюдательность автора особенно ярко проявляется в описании бегства Игоря из плена. Игорь хвалит Донец за то, что тот сторожил его. Действительно, Игорю приходилось бежать главным образом ночью, а днем скрываться в густых прибрежных зарослях степных рек. О погоне предупреждали чуткие к приближению человека гоголи, чайки. По их поведению Игорь мог судить о том, все ли кругом спокойно.

Знание степной природы сказывается и там, где автор «Слова» говорит, что дятлы своим стуком указывали Игорю путь к реке. Степную реку, запрятавшуюся в глубокой долине, издали не видно, не видно и деревьев, растущих в степи только по берегам рек, но на присутствие деревьев, а следовательно, и реки, Игорю указывал далеко слышный в степи  тект дятлов.

Хотя природа занимает исключительно большое место в «Слове о полку Игореве», в поэме нет пейзажа самого по себе. Природа – не объект созерцания и любования, а высшее мерило всех ценностей и человека. Природа воспринимается автором только в ее изменениях, она введена в события, она участвует в них, то замедляя, то ускоряя их ход.

Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами. Природа сочувствует русским, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена; у нее ищет сочувствия и помощи Ярославна.

Когда Игорь двинулся в свой несчастный поход, свет солнца померк; ночь, «стонущая грозою», стремится остановить Игоря на его гибельном пути. Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русских. Вместе с половцами надвигаются от моря на войско Игоря синие тучи.

Битва с половцами переносится и в природу, приобретает черты борьбы силы зла с силой добра во всей природе. Трава и деревья отзываются на поражение русских: трава никнет, деревья от горя клонятся до земли или роняют листву. Автор «Слова» отмечает те изменения в природе, которые вызываются в ней ходом человеческой истории.

Междоусобные войны Олега приводят к запустению пашен. В судьбах русского народа принимают участие и реки, то зовущие князя Игоря к победе, то сочувствующие и помогающие ему.

Между природой и человеком стираются границы. Люди постоянно сравниваются с птицами и зверями: с турами, соколами, воронами, кукушкой. Игорь вступает в разговор с Донцом и получает от него помощь. Ярославна ищет сочувствия и помощи у ветра, солнца и Днепра.

Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тес-но слиты. И это слияние, единство людей и природы усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм.

Союз природы и человека, с такою силою развернутый в поэме, – союз поэтический. Природа для автора «Слова» -гигантский резервуар поэтических средств и своеобразное «музыкальное сопровождение», придающее особенно сильное поэтическое звучание его действию.

В «Слове» природа рисуется в обширной перспективе.

В действие введены огромные географические пространства: Половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов – Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Пугивль, Римов и другие – вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.

Чем шире пространства, тем больше могущество героев поэмы.

Масштабы битвы русских с половцами охватывают всю степь благодаря слиянию природы с действиями людей: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого. Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. После поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси.

  • Ярославна в плаче обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял в себе Святославовы насады до Кобякова стана, к солнцу, которое тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
  • Можно было бы значительно увеличить количество примеров, доказывающих глубокое знание автором «Слова о полку Игореве» степной природы.
  • Живая картина древней половецкой степи, донесенная до нас в содержании поэмы, – яркое свидетельство того, что «Слово о полку Игореве» написано ее очевидцем – может быть, участником степного похода Игоря.

Источник: https://school-essay.ru/izobrazhenie-prirody-avtorom-slova-o-polku-igoreve.html

Ссылка на основную публикацию