Сочинение акакий акакиевич в произведении шинель (характеристика и образ)

«Все мы вышли из гололевской «Шинели»» — что значит эта фраза и кто ее произнес? Эти слова часто приписывают Достоевскому, тогда как произнес их французский писатель и дипломат Эжен Мельхиор де Вогюэ.

Характеристика Акакию Акакиевичу Башмачкину автором дана была на первый взгляд однозначная: маленький человек, способный мечтать лишь о новой шинели.

Но почему герой Гоголя стал одним из самых значимый и важных персонажей в русской литературе?

Сочинение Акакий Акакиевич в произведении Шинель (Характеристика и образ)

Повесть «Шинель» была написана на основе «канцелярского анекдота». Некий чиновник долго копил на ружье, потеря которого стала для него настоящей трагедией. «Шинель» — повесть о жалком, забитом чиновнике. В ней есть типичный гоголевский юмор, но вместе с тем это глубокое произведение, пронизанное гуманизмом.

Вечный титулярный советник

Характеристика Акакия Акакиевича Башмачкина дана в первом абзаце повести. Это был ничем не примечательный человек, титулярный советник. Здесь стоит сказать несколько слов о чине Башмачкина.

В дореволюционной России существовала классификация званий. Каждому чину соответствовало определенное значение и статус. Титулярный советник имел немного возможностей продвинуться по карьерной лестнице.

Жалование ему причиталось небольшое. Так, Башмачкин получал в год 400 рублей, чего едва хватало на скудное питание и проживание в скромной петербургской квартире.

Можно сказать, что Башмачкин нищенствовал, как и сотни подобных ему мелких чиновников.

Важнее титулярного советника был коллежский. Беда в том, что этот чин был для Акакия Акакиевича недосягаем. Коллежским советником мог стать человек с дворянским происхождением. Гоголевский герой, по всей видимости, был разночинцем.

Характеристика Акакия Акакиевича Башмачкина: скромный, ничем не примечательный чиновник, не имеющий выдающихся способностей, честолюбия и каких-либо устремлений в жизни. Таких, как он, называли «вечными титулярными советниками». Башмачкин был обречен занимать незначительную должность в департаменте. Но это его отнюдь не огорчало.

Сочинение Акакий Акакиевич в произведении Шинель (Характеристика и образ)

Любимое дело Башмачкина

Акакий Акакиевич с утра до вечера выполнял несложную работу: переписывал бумаги. Он это занятие очень любил, о другом и не мечтал. Башмачкин брал работу на дом. В спешке ужинал, не чувствуя вкуса еды, и снова садился за переписывание бумаг.

Однажды один сердобольный начальник доверил ему более значимое задание. Нужно было не только переписать документ, а еще поменять название и несколько глаголов. Но Башмачкин не справился.

Весь вспотел, перенервничал, затем произнес: «Нет уж, дайте мне что-нибудь переписать».

Характеристику Акакия Акакиевича Башмачкина дополнит описание внешности. Он был небольшого роста, лысоват, с геморроидальным цветом лица. Этот человек очень давно работал в департаменте. Так давно, что молодым чиновникам казалось, что он таким и появился на свет — с лысиной и в вицмундире.

Сочинение Акакий Акакиевич в произведении Шинель (Характеристика и образ)

«Зачем вы обижаете меня?»

Эта фраза стала ключевой в образе Акакия Акакиевича Башмачкина. Характеристику маленького человека первым дал Пушкин в повести «Станционный смотритель». Что это за тип литературного персонажа? Это образ социально незащищенного человека, несчастного, одинокого, жалкого.

В департаменте Башмачкина не уважает даже сторож. Начальники небрежно бросают на стол ему бумаги, даже не удосуживаясь произнести: «Перепишите, пожалуйста». Над гоголевским титулярным советником потешаются молодые чиновники.

Правда, один из них однажды, услышав от Башмачкина фразу: «Зачем вы обижаете меня?», был глубоко поражен. В этих словах он услышал «Я брат твой». Молодой чиновник впредь не позволял себе грубых шуток в адрес Башмачкина.

А образ маленького несчастного человека он еще долго не мог забыть.

В повести Гоголя есть два образа Башмачкина: внешний и внутренний. Первый – замкнутый, нелюдимый чиновник, старательно переписывающих бумаги. Внутренний человек в образе Акакия Акакиевича Башмачкина совсем другой. Он жизнерадостный, открытый. Достаточно вспомнить состояние чиновника после приобретения шинели.

Сочинение Акакий Акакиевич в произведении Шинель (Характеристика и образ)

Цель Башмачкина

Отдельного внимания заслуживает предмет одежды, название которого вынесено в заглавие повести. Шинель здесь не просто вещь, которая, если она сшита хорошо и добротно, спасает от суровых петербургских морозов.

Это образ, символизирующий социальное положение чиновника. У Башмачкина была худая шинель, которая вовсе не спасала от непогоды. Потом он, наконец, решился заказать новую.

Для человека, который получает в год жалованья в размере четырехсот рублей, это совсем непросто.

Описание Башмачкина Акакия Акакиевича, представленное выше, дополнит манера изъясняться. Чиновник был крайне косноязычен. Имел обыкновение выражать свои мысли предлогами и наречиями. Часто совсем не заканчивал фразу, произносил нечто вроде: «это совершенно того… право».

Нечто подобное он изверг в доме Петровича, портного, который уже не раз штопал ему старую шинель. Тот отказал в очередной раз ставить заплаты и посоветовал сшить новую. Так у Башмачкина появилась цель.

Он начал копить на новую шинель. Акакий Акакиевич перестал пить чай по вечерам, не зажигал свечей, ступал осторожнее, дабы не испортить подметки на сапогах, прачке отдавал свое белье все реже. Дома ходил в халате, чтоб не сносить костюма и застраховать себя от возможных трат.

Он так долго мечтал о новой шинели, что всей душою полюбил ее. Еще до того, как накопил на сукно и работу портного. Каждый день он отправлялся к Петровичу, дабы обсудить обновку. Шинель для Акакия Акакиевича Башмачкина стала не просто вещью, а любимой подругой, почти живым существом.

Сочинение Акакий Акакиевич в произведении Шинель (Характеристика и образ)

Счастливый чиновник

Итак, Башмачкин несколько месяцев голодает: копит на новую шинель. Наконец, она готова. Петрович приносит поутру Акакию Акакиевича обновку. Чиновник в совершенно праздничном настроении отправляется в департамент.

Удивительным образом там все узнают о новой шинели Акакия Акакиевичя, о том, что старой, которую, к слову сказать, называли капотом, уже не существует. Башмачкина поздравляют, к нему проявляют внимание, чего за многие годы работы в департаменте никогда не было.

Более того, начальник приглашает Акакия Акакиевич на именины.

Трагедия Башмачкина

Но счастье маленького чиновника было кратковременным. В новой шинели он отправляется на именины к столоначальнику. Здесь его снова поздравляют с обновкой, уговаривают выпить.

После двух бокалов шампанского жизнь Акакию Акакиевичу представляется в радужных красках. Однако он помнит, что уже поздний час, пора домой. Башмачкин незаметно покидает дом столоначальника.

По пути домой встречает грабителей, которые снимает с него шинель.

Сочинение Акакий Акакиевич в произведении Шинель (Характеристика и образ)

Смерть чиновника

На следующий день Башмачкин отправился в департамент во всем известном капоте. Многие его жалели, советовали обратиться к одному значительному лицу: быть может, он поможет разыскать грабителей, которые похитили новую шинель.

Акакий Акакиевич так и поступил. Но значительное лицо было лицом весьма грозным, по крайней мере хотело казаться таковым.

Начальник не стал слушать Башмачкина, напротив, накинулся на него так, что тот едва духа не лишился прямо в его кабинете.

Призрак

Когда чиновника не стало, никто этого не заметил. О его смерти в департаменте узнали лишь спустя четыре дня после похорон. Башмачкины встречались, конечно же, не только среди чиновников XIX века. Подобные люди, загнанные, несчастные, незащищенные, есть и сегодня.

Сочинение Акакий Акакиевич в произведении Шинель (Характеристика и образ)

Гоголь завершил историю фантастическим финалом. Его герой, в награду за неприметную жизнь, после своей смерти еще прожил несколько дней. Вскоре по Петербургу пошли слухи о призраке. Это был мертвец-чиновник, который искал пропавшую шинель.

Он наводил страх на горожан, а исчез лишь после того, как встретил того самого генерала, наведшего на него страх незадолго до смерти. Призрак снял со значительного лица шинель, после чего исчез навсегда.

Начальник, человек, по сути, не злой, еще долго не мог простить себе смерти Башмачкина.

Источник: https://autogear.ru/article/366/489/akakiy-akakievich-bashmachkin-harakteristika-geroya-povesti-n-v-gogolya-shinel/

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны — Акакий Акакиевич и "значительное лицо" в повести Н.В. Гоголя "Шинель

     Гоголь подробно указывает конкретные сроки замены старого капо­та новой шинелью: «Директор назначил Акакию Акакиевичу… целых шестьдесят рублей… Еще какие-нибудь два-три месяца небольшого го­лодания — и у Акакия Акакиевича набралось, точно, около восьмидесяти рублей». Портному понадобилось для работы «всего две недели».

Таким образом, определяется конкретный срок «строительства» шинели — шесть с половиной месяцев.
     Все это время пространство повествования становится все холодней и холодней. Холод имеет не бытовой смысл. Это один из центральных образов повести. «Физическое пространство» холода в повести не соот­носимо с календарным временем.

Петербургский северный мороз ста­новится дьявольским соблазном, какой Акакий Акакиевич не в силах преодолеть.

  С появлением мечты о шинели и новой шинели в жизни Акакия Ака­киевича все меняется. Шинель становится героиней повествования, опре­деляя все перипетии сюжета. Все персонажи оказываются связанными именно их отношением к шинели. Это подчеркивается и заглавием пове­сти.

Вот почему Н. В. Гоголь отказался от названия «Повесть о чиновни­ке, крадущем шинели», заменив его на «Шинель».

  Исследовательская работа с текстом.   Заполните правую часть таблицы в тетради (таблицу см. выше).

Новая шинель становится частью его существования, подругой жизни. Шинель заставляет аскета и затворника Акакия Акакиевича совершить ряд непоправимых роковых ошибок, выталкивая его из блаженного со­стояния замкнутого счастья в тревожный внешний мир, в круг чиновни­ков и ночной улицы. Акакий Акакиевич, таким образом, предает в себе «внутреннего» человека, предпочтя «внешнего», суетного, подверженного людским страстям и порочным наклонностям.

Акакий Акакиевич становится похожим на других чиновников: он едва не допускает ошибки во время переписывания, изменяет прежним при­вычкам и идет на вечеринку, вдруг бежит за незнакомой дамой, пьет шам­панское, ест «винегрет с холодной телятиной, паштетом и кондитерскими пирожками».

                                                                 Сочинение Акакий Акакиевич в произведении Шинель (Характеристика и образ)

                                        Какой эпизод изображён на иллюстрации Ю. Игнатьева?

                                                                    Сочинение Акакий Акакиевич в произведении Шинель (Характеристика и образ)

Какие эмоции испытывал герой во время ограбления? Случайно ли ограбление Акакия Акакиевича?

Это событие происходит как раз тогда, когда Акакий Акакиевич пере­стает быть «внутренним» человеком. Ограбление — это расплата за изме­ну своему поприщу.

 

Герой теряет всю свою тихую кротость, совершает несвой­ственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помо­щи, активно наступает, добивается своего.

Так, Акакий Акакиевич кричит будочнику, «что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят че­ловека», путает хозяйку квартиры «страшным стуком в дверь», отправля­ется к частному приставу, грозит писарю, лжет, что пришел по казенному делу.

Единственный раз в жизни Акакий Акакиевич пропускает присут­ствие. По совету чиновников Акакий Акакиевич отправляется к «значи­тельному лицу».

Образ Акакия Акакиевича тесно связан с другим образом повести, а именно с образом «значительного лица». Несколько упрощая, можно ска­зать, что именно на столкновении этих двух образов и строится «Шинель».

Вспомните, как произошла встреча героя со «значительным лицом». После ухода Башмачкина генерал «почувствовал что-то вроде сожале­ния». Воспоминание о нем тревожило его, и он даже послал чиновника узнать о его делах. Известие о смерти Башмачкина поразило генерала. Он «слышал упреки совести». Какой герой повести испытывает похожие чув­ства, столкнувшись с Акакием Акакиевичем?

  • В повести очевидно сходство внутренних состояний генерала и «одно­го молодого человека», нечаянно обидевшего Акакия Акакиевича в нача­ле повести.
  • Разница между Акакием Акакиевичем и «значительным лицом» на первый взгляд огромна, однако между ними существует связь.
  •   Заполните правую часть таблицы.
  •                                                  Сочинение Акакий Акакиевич в произведении Шинель (Характеристика и образ)
Читайте также:  Моя любимая сказка пушкина сочинение по сказке о рыбаке и рыбке 4-5 класс

  Как бы ни была велика разница между Акакием Акакиевичем и «зна­чительным лицом», она не так велика, чтобы между ними исчезла несо­мненная связь. Несчастье Акакия Акакиевича постигает и генерала, тем самым уравнивая их, две крошечные фигурки, равные перед лицом Все­вышнего. Этой мысли, в частности, служит явная перекличка сцен про­пажи шинели у Акакия Акакиевича и у «значительного лица».

 Неправедный старец является гонителем св. Акакия, находящегося у него в послушании, так и в подчинении у «значительного лица» нахо­дится Акакий Акакиевич, и «значительное лицо» выступает в финале его гонителем.

Как в Житии св.

Акакия происходит пробуждение совести «неправедного старца» под влиянием разговора с умершим послушником Акакием, так и «значительное лицо» после встречи с «живым мертвецом» Акакием Акакиевичем меняется в лучшую сторону.

Жизнь Акакия Акакиевича — это не обычная «жизнь», а «житие». Ака­кий Акакиевич — «мученик 14-го класса». Земное бытие мученика по­смертная молва окружила легендарными подробностями.

Смерть «маленького человека» обретает у Гоголя черты космического катаклизма. Судьба Акакия Акакиевича — судьба человека вообще перед лицом Бога, вселенной.

Его основной и, кажется, единственный талант заключался в способности довольствоваться тем, что у него есть. Это по­могает ему преодолевать все противоречия жизни и в какой-то степени становится проявлением «бесстрастия».

С утратой этого свойства Акакий Акакиевич утрачивает и саму жизнь.

Его поведение перед смертью полностью противоречит смирению. В предсмертном бреду Акакий Акакиевич произносит гневливые, злые слова. Это еще один момент соприкосновения с «Лествицей».

Казалось бы, на примере «Шинели» можно говорить о том, что писа­тель наследует в ней традицию житийного жанра. Однако сопоставление текста повести и текста жития сложнее, чем простая параллель. В случае с Акакием Акакиевичем о святости говорить нельзя.

 Финал повести звучит и как «торжество правды», как изображение посмертного бунта Башмачкина против «значительных лиц», т. е.

как грозная возможность бунта, а не ее реализация, как борьба не героя, а автора против деспотизма сильных мира, как выражение и мести и воз­мездия слабых.

Значение финала исследователи связывали не только с образом Башмачкина, но и с образом «значительного лица». И нередко получалось, что повесть написана лишь для того, чтобы показать раская­ние генерала.

   Итоги урока.

В истории Акакия Акакиевича Гоголь показал не движение к добру, восхождение по «лествице» добродетелей, а обратное движение, вниз по лестнице: от подвижника к «маленькому человеку».

Н.В. Гоголь обращается в «Шинели» к самому процессу порабощения Акакия Акакиевича страстью, проходит с героем по пути, влекущему того к падению. Движение к добру возможно лишь через преодоление искуше­ний зла.

«Значительные лица должны испытывать свою вину за трагическую судьбу Акакия Акакиевича. Вот почему образ его после смерти вырастает во враждебную им, страшную и зловещую символическую фигуру, трево­жащую их совесть».

 Домашнее задание

Написать сочинение на одну из тем: «»Значительное лицо» и А.А. Башмачкин в повести Н.В. Гоголя «Шинель»», «»Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича Башмачкина».

  

Источник: https://gvozdikova.ucoz.ru/index/peterburgskie_povesti_n_v_gogolja/0-215

Образ и характеристика Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Гоголя Шинель

Сочинение Акакий Акакиевич в произведении Шинель (Характеристика и образ)

Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин. Акакий Акакиевич был человеком мало  привлекательным: низенького роста,  с лицом, отмеченным оспинами, с плохим зрением, морщинистыми щеками, землистым  цветом лица.  Видно было, что он не отличался  хорошим здоровьем.  Чинами  он отмечен не был, за долгие годы службы достиг только титулярного советника.

В обязанности  Акакия Акакиевича входило переписывание разного рода бумаг. В то время не то, что ксерокса, не было еще печатных машинок и копировальной бумаги. Все копии переписывались от руки такими вот Акакиями Акакиевичами.  Пройдет еще почти полвека, прежде чем  российские департаменты и учреждения  оснастятся печатными машинками.

Акакий Акакиевич работу свою любил. Когда он переписывал ту или иную бумагу, на его лице выражалось наслаждение. Казалось, работа составляла весь смысл его существования.

  Он не замечал, что его вицмундир из зеленого превратился в мучнисто-рыжий, воротник был короткий и узкий. Даже когда он шел по улице, перед его глазами стояли ровные строчки написанных букв.

 Он не замечал, когда на него наскакивали люди и лошади, падала строительная пыль и прочая дрянь, которую обычно выбрасывали в окна.

Когда он ел, он не ощущал вкуса еды, не видел, что он ест. Съев наскоро свои щи с куском говядины, он даже дома занимался работой, принесенной из департамента.

Акакий Акакиевич не обращал внимания на остроты и шутки молодежи, рассказывавшей про него всякие небылицы.

  Только когда их шутки становились невыносимы и мешали работе, он мог сказать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» В этих словах была настолько трогательная беззащитность, что один чиновник, попытавшийся также подтрунировать над ним, после этой фразы навсегда отказался от злых шуток в адрес Башмачкина и другими глазами стал смотреть на своих коллег.

Он получал всего 400 рублей в год жалованья, был плохо одет. Шинель, которую он носил много лет, уже была штопана-перештопана знакомым портным. И в один прекрасный день портной отказался ее латать и штопать, заявив, что пора шить новую шинель. Сукно начинало расползаться, и новые заплатки стало не на что крепить.

80 рублей за шинель для Акакия Акакиевича была сумма серьезная, можно сказать, что неподъемная. Акакию Акакиевичу пришлось экономить, чтобы накопить на покупку новой шинели:

  • отказаться от чая,
  • экономить на свечах,
  • ходить, чуть ли не на цыпочках по улицам, чтобы подметки изнашивались не столь стремительно.

Повезло,   что начальник выписал премию вместо 45-ти – 60 рублей.  Это ускорило  дело.

Наконец, была собрана требуемая сумма, и Акакий Акакиевич вместе с Петровичем отправился в лавки покупать сукно. Петрович работал 2 недели.  Наконец, шинель была готова. Акакий Акакиевич шел на работу в праздничном расположении духа.

Потеря шинели после вечера у помощника столоначальника надломила жизнь Башмачкина. Он попытался  искать защиты у Значительного лица, которое знало всего несколько фраз, и со всеми людьми разговаривало так, как  говорило с Башмачкиным.  От значительного лица Акакий Акакиевич вышел окончательно уничтоженным и раздавленным.

Гоголь дал подробную характеристику Акакия Акакиевича, стремясь показать беспросветную жизнь таких людей, каким был этот литературный герой.

В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя, до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного.

 (Аполлон Григорьев).

Источник: https://tvercult.ru/literatura/obraz-i-harakteristika-akakiya-akakievicha-bashmachkina

Сочинение на тему “Трагичен или смешон Акакий Акакиевич? (по повести Н.В. Гоголя “Шинель”)”

С одной стороны, Акакий Акакиевич — задавленный жизнью мелкий чиновник, с другой — до решения пошить новую шинель он вел жалкий образ жизни, влачил вялое, бессмысленное существование, а для себя он был полноценным и счастливым более, чем кто-либо, человеком.

Для выражения своей идеи Гоголь прибегает к необычному художественному решению: он использует в сюжете повести элементы житийного жанра, чтобы подчеркнуть величие и значение такого, казалось бы, незначительного человеческого существа, каким был Башмачкин.

Конечно, канонические элементы жанра жития художественно переосмыслены, поскольку это «житие» не святого, а мелкого чиновника, «маленького человека», и Гоголь, постоянно перемежая драматическое и комическое, это подчеркивает. Хотя юмор Гоголя вызывает не насмешку, а сочувствие к герою.

Самая значительная характеристика герою дана автором в его имени: Акакий по-гречески значит «незлобивый», а вместе с отчеством Акакиевич может означать «вдвойне незлобивый» или «бесконечно незлобивый».

Итак, все, что делало героя жалким и ничтожным, может быть увидено с другой стороны.

Например, шутливое, почти насмешливое замечание, что «он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове», означает и то, что Акакий Акакиевич находится на предназначенном ему месте, что так редко бывает с людьми. Заметим, что он безропотно терпит издевательства молодых сослуживцев, пока они не толкают его под локоть,

«мешая заниматься своим делом». А как высока характеристика, данная автором отношению героя к службе: «Мало сказать: он служил ревностно, -— нет, он служил с любовью».

Неспособность Акакия Акакиевича выполнить другую, более сложную работу, чем переписывание, говорит вовсе не о том, что он безнадежно бездарен, а о том, что находится на своем месте, выполняет свою работу, на которой достиг своего мастерства и предела.

Нелепость Акакия Акакиевича, проявляющаяся, скажем, в том, что он вечно уносит на шляпе арбузные и дынные корки, можно понять так, что он их уносит вместо нас — он один из тех людей, кто вечно за всех выполняет роль козла отпущения.

И ел Акакий Акакиевич то, «что ни посылал Бог на ту пору», и опять принимался за переписывание бумаг, потому что любимое дело — лучший отдых для души, и «ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?» Таким образом, если ориентироваться на житийный канон, то Гоголь использует его структуру, то есть показы- вает рождение, наречение, предзнаменование, в дальнейшем благочестивую жизнь, исполненную смирения, послушания и служения.

Читайте также:  Собака - друг человека - сочинение

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-tragichen-ili-smeshon-akakij-akakievich-po-povesti-n-v-gogolya-shinel/

Значение образа шинели в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь) | Литерагуру

(429 слов) Рассказ Николая Васильевича Гоголя «Шинель», как известно, посвящен проблеме «маленького человека». В центре сюжета оказывается совершенно обыденная ситуация.

У мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина окончательно изнашивается единственная старая шинель; ему приходится откладывать деньги на пошив новой, отказывая себе в самом необходимом. Новая шинель привносит и новый смысл в существование Башмачкина, но вскоре чиновника обворовывают на улице и он теряет драгоценное одеяние.

В последствие, Акакий Акакиевич умирает от горя, беспомощности и равнодушия окружающих, превращаясь в призрака и отбирая шинели на улицах Петербурга. 

В контексте кратко обозначенного сюжета становится очевидным, что название рассказа выбрано  не только лишь в соответствии с темой произведения; оно, прежде всего, символично. Шинель становится важным элементом повествования, образом, на котором замыкается смысловое единство всего текста.

Необходимо вспомнить, что шинель – это не просто пальто, а элемент обмундирования государственных служащих.

  Для главного героя служба была единственным интересом в жизни, и, кажется, его старенькая шинель постепенно настолько срослась с героем, что стала его второй кожей, соприкасающейся со всем окружающим миром.

Вместе с тем, она стала  и символом того ограничения, которое социальная роль накладывает на жизнь Башмачкина. 

Как только у героя появляется возможность надеть новую шинель (то есть фактически сменить старую кожу), он будто по-новому начинает осмысливать себя и окружающий мир.

Его мечты и надежды, связанные с ней, позволяют герою вырасти над самим собой, выйти за пределы привычного мира.

Подобное приобретение кажется смехотворно незначительным для окружающих, но для «маленького человека» Акакия Акакиевича это значительный шаг вперед.

У читателя также может появиться вопрос: «Если так вдохновила героя покупка новой шинели, то как же мог бы преобразиться герой, если бы ему выпал шанс на достойное существование?».

Однозначный ответ дать сложно. Шинель – символ по-своему противоречивый. С одной стороны, она олицетворяет то новое начало, способное преобразить жизнь героя, но которое оказывается для него недоступным из-за несправедливости общества.  С другой стороны, образ шинели может быть воспринят как мера ограниченности героя, узости его мира и мышления.

Вдохновленный новой целью и смыслом, Башмачкин мечтает о красивом меховом воротнике, а не о кардинальных переменах в своей душе и жизни. Вся линия развития личности в глазах героя может быть представлена как путь от дешевенькой шинели до шикарного генеральского сюртука (который, к слову, уже в обличии приведения Башмачкин снимает со своего обидчика).

Таким образом, образ шинели в рассказе Гоголя становится одним из центральных. Он является своеобразным связующим звеном между героем и окружающим его миром, обществом. Шинель становится мерой личности «маленького человека», его второй кожей, созданной для него обществом.  

Справедливым кажется утверждение, что у каждого из нас – своя шинель. Читая рассказ Гоголя, мы, в сущности, встречаем собственное отражение, для одного полностью справедливое, для другого – лишь немного искаженное зеркалом времени и личного опыта.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/znachenie-obraza-shineli-v-povesti-shinel-n-v-gogol/

Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель»)

Текст

    Греческий философ Демокрит в 4 веке до н.э. сказал, что “совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”. С этого времени прошло уже более двух десятков столетий, но нередко случается, что жестокие и бессердечные люди оскорбляют достоинство других и выглядят, в конечном счете, более слабыми и ничтожными, чем их жертвы.     Образ одинокого, униженного, недалекого чиновника, но при этом обладающего сердцем и чувствами, создал Гоголь в повести «Шинель». В качестве обидчика выступает окружающее Акакия Акакиевича общество, бездушно насмехающееся над ним и поэтому кажущееся читателю духовно мизерным и жалким.

    Гоголь характеризует Башмачкина как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. Автор так описывает внешность главного героя повести: “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек”.

В жизни Башмачкину отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы.

Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и, в конце концов, приходит к выводу: “Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь”.

    Духовная жизнь Башмачкина такая же ограниченная и односторонняя, как и внешняя. Герой не стремится к невиданной роскоши. Ему просто холодно, да и по чину он должен являться в департамент в шинели.

Мечта сшить шинель на вате становится для героя подобием великой и почти невыполнимой задачи.

В его системе мировых ценностей она имеет такое же значение, как стремление какого-нибудь “великого человека” добиться мирового господства.

    Мысль о шинели наполняет смыслом существование Акакия Акакиевича. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую вещь, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Башмачкин ходит очень осторожно, “почти на цыпочках”, чтобы “не истереть подметок” раньше времени, редко отдает прачке белье. “Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели”, — пишет Гоголь. Накапливание денег на приобретение новой шинели становится для Акакия Акакиевича целью всей жизни. Даже внешность его меняется: “Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность… Огонь порою показывается в глазах его…”

    И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель.

Счастье этого человека длилось только один день: “На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее”. Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к “значительному лицу”, надеясь на помощь.

Этот человек, к которому чиновнику советуют обратиться, “распекает” Башмачкина за неуважение к начальству и выгоняет из своего дома.

    Все неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. Он заболел и вскоре умер. “Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь”, — пишет Гоголь.     Повесть “Шинель”, несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. Одни видели в нем схожесть с Башмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью призрак встретил “значительное лицо” и сорвал с него шинель, напугав до того, что тот “даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка”. После этого случая начальник стал лучше относиться к людям.

    На протяжении всей повести читатель видит, что автор сочувствует судьбе Акакия Акакиевича, «маленькому человеку», как впоследствии был назван этот персонаж. Гоголь показывает, что главный герой не желает никому зла, он не ничтожен, он тоже имеет право на личное счастье.

Просто в силу своей слабохарактерности и замкнутости мышления Башмачкин вынужден вести «маленькую» жизнь с такими же «маленькими» потребностями. И те, кто с первого взгляда кажется сильнее и умнее, кто безжалостно насмехается и издевается над Акакием Акакиевичем, на самом деле еще ниже, еще ограниченнее, чем «несправедливо страдающий» чиновник.

Гоголь призывает нас быть внимательными друг к другу и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды.

Источник: https://4fasol.com/txt/essay/127507

Башмачкин, Башмачкин Гоголь, Башмачкин шинель, Акакий Акакиевич Башмачкин | Инфошкола

Трагедия Акакия Акакиевича Башмачкина (по повести Гоголя «Шинель»)

Повесть «Шинель» — один из последних произведений Гоголя петербургского цикла, написанного в начале 1840-х годов. Петербург Гоголя — это город контрастов. Там «кроме фонаря, все дышит обманом», торжествует пошлость, а таланты гибнут.

Красота роскошных дворцов и гранитных набережных, изысканно одетые дамы и благородные кавалеры, прогуливающихся спокойно городом, — это лишь одно из проявлений Петербурга. Ведь существует и другой, совсем не привлекательный для высшего света Петербург — город мелких чиновников, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и причуд богатых.

 И Гоголь не случайно выбрал для своей повести жизнь незаметного чиновника, история которого является настоящей трагедией «маленького человека», а если шире — целой прослойки тогдашнего общества.

Акакий Акакиевич — маленький сморщенный человек, чиновник низкого ранга в столичном департаменте. Он всегда был тихим, молчаливым, через постоянно становился объектом насмешек и насмешек. В ответ на насмешки Башмачкин только отвечает: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» «Обижают» — так может сказать скорее ребенок, а не взрослый человек, который осознает себя как личность.

Акакий Акакиевич живет переписыванием различных нелепых бумажек. Но живет он?Нет, он служит безмолвно, ревностно, на совесть. Но только за это уважения не заслужишь, даже если всю жизнь ходить в мундире. Важно только, в каком именно мундире. За ним раз и определяют место в обществе.

 А какое место у Акакия Акакиевича, если он «вечный титулярный советник»? Постоянные лишения окружающих Акакия Акакиевича, но он будто не чувствует этого. В Башмачкина была своя «поэзия жизни», так же унизительна, как и все его существование.

 В переписывании бумаг он видел «какой-то свой разнообразный и приятный мир»: буквы он выводил с любовью, при этом наслаждение появлялась на его лице. Иронизируя над духовной ограниченностью Башмачкина, Гоголь одновременно отмечает в нем доброжелательное отношение к людям, трудолюбие, развитое чувство долга.

Читайте также:  Что лучше: истина или сострадание? - сочинение по пьесе на дне горького

 Забрать у Башмачкина работу — все равно что отнять жизнь. С другой стороны, он никогда ничего творческого в работу не вносил и панически боялся даже изменить падежи слов.

Однако повествование в повести построена так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. История Акакия Акакиевича — это прежде всего история постепенной гибели человека под давлением социальных обстоятельств.

Он ходит в старой шинели, которую нельзя починить. Когда у него появляется мечта — новая шинель, он готов выдержать любые испытания (вечером не зажигает свечи, не пьет чая), чтобы только осуществить свою мечту.

 Шинель становится своеобразным символом счастливого будущего, ради которого Акакий Акакиевич готов работать вовсю. Когда шинель была сшита, Башмачкин чувствовал себя абсолютно счастливым.

 Впервые за много лет почувствовал себя не частью работы, а частью города, в котором живет, частью другой, не бумажной реальности. Эта реальность и лишит его жизни. Потеря шинели оказалась потерей всей его жизни.

Шинель дала Башмачкин чувство человеческого достоинства. Когда отняли, его будто вернули в прежний, унижен состояние. И Башмачкин начинает борьбу за возвращение своей шинели. Но силы явно неравны. Государственная машина перемалывает Башмачкина.

Напрасно Акакий Акакиевич искал помощи у пристава, у «значительного лица»: повсюду на него ожидали или полное равнодушие, или пренебрежительное отношение и грозные окрики.

 Подавленное приемом в «значительного лица», Акакий Акакиевич заболел лихорадкой и умер.

 Но показательно то, что, умирая, Башмачкин неожиданно начал «сквернохульничаты» — произносить страшные слова, которые следовали за словами «ваше превосходительство».

Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.

Таким образом, тема человека как жертвы общественной системы доведена до логического конца. Но история жизни Акакия Акакиевича имела «громкое» продолжение после смерти. Умерший Башмачкин превращается в мстителя, что срывает шинели не прохожих, среди которых была и «значительное лицо».

 Это настолько пугает чиновника, что тот даже начинает лучше относиться к людям. С другой стороны, призрак Акакия Акакиевича мстит не одному человеку, а всему миру.

Он срывает шинели всех, в том числе и из такого же, как он, маленький, не способного кому-то противостоять «флейтиста, свистел когда в оркестре».

Как видим, в финале эта маленькая, робкая человек, доведенный до отчаяния, не столько протестует против бездушия, грубости, деспотизма, сколько мстит за некогда растоптанную достоинство. Итак, автор таким завершением повести свидетельствует, что в том мире, где жил Акакий Акакиевич, его герой как личность может существовать лишь после смерти.

По моему мнению, Гоголь сочувствует судьбе своего героя, пробуждая во многих мысль о несправедливости общества, о необходимости другой жизни, других отношений между людьми. Он призывает людей быть внимательными друг к другу и как бы предупреждает, что каждому придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды.

Источник: https://info-shkola.ru/akakij-bashmachkin-sochinenie/

Образ и характер характеристика Башмачкина Акакия Акакиевича по повести Шинель (Гоголь Н. В.)

Акакий Акакиевич Башмачкин является главным персонажем повести об исчезнувшей шинели, написанной Н. В. Гоголем.

Характеристика внешности главного героя невзрачна: “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек”. Акакий Акакиевич служит в департаменте, занимая должность переписчика бумаг.

Характер Акакия Акакиевича обезличен, как и общество, в котором он живет.

Неслучайно в повести постоянно повторяются формулы: “один

день”, “одно значительное лицо”, “один чиновник”. Круг людей, в котором вращается герой, по роду своей трудовой деятельности, холодно-равнодушен или насмешливо-оскорбителен.

Жизнь мелкого чиновника – это непрерывная отчаянная борьба за существование, непрестанно трудясь, он не может обеспечить даже свои минимальные потребности. Башмачкину неоткуда ждать защиты, ведь он живет в мире, где господствуют сильные и знатные, а такие люди, как он, не имеют права голоса.

Однако Акакия Акакиевича полностью устраивает его существование, он считает условия своей жизни вполне естественными и не желает их менять.

Герой безропотно сносит постоянное унижение, которое царит в департаменте: “Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”

Гоголь заставляет нас особенно остро почувствовать приниженность своего героя в те моменты, когда, придя домой, Башмачкин снимает копии с документов, с благоговением читая адрес важного лица, которому адресовано письмо. В эти моменты стираются последние черты личности героя, превращая его в серое и безликое существо.

Образ Акакия Акакиевича характерен для гоголевского времени. Это традиционный для русской литературы образ “маленького” человека, социально униженного, не имеющего ни возможности, ни, что еще трагичнее, желания изменить свою участь.

Автор строит сюжет своей повести таким образом, что образ героя, сначала комический, приобретает трагическую окраску. Башмачкин ходит в старой, истертой шинели, не подлежащей починке.

Он подвергает себя строжайшей экономии, чтобы купить новую шинель: “Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели”.

У героя появляется мечта – новая шинель. Теперь это уже не тот безликий чиновник, ведь у него есть смысл жизни. И вот Башмачкин примеряет новую шинель. Чиновники даже устраивают по этому поводу банкет. Акакий Акакиевич настолько счастлив, что не замечает насмешек чиновников. Но недолгим было счастье героя.

Ночью на него напали грабители и сняли с него шинель. Башмачкин пытается найти помощь в полиции, но там его даже не удостоили ответа, он обращается к “значительному” лицу – но и здесь его ждала неудача.

Только сейчас герой понимает свою ничтожность, он испытывает сильнейшее душевное потрясение, приведшее к болезни и смерти: “Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, оживившей на миг бедную жизнь”.

Никчемная жизнь Башмачкина логически завершается. Но Гоголь дает своему герою второй шанс. Умерший Акакий Акакиевич становится мстителем и срывает шинели с прохожих, а однажды ему посчастливилось завладеть шинелью самого “значительного лица”! Чиновник был настолько испуган, что в нем даже просыпается нечто человеческое.

Образ Башмачкина в повести двойственен. С одной стороны, герой духовно и физически беден, что особенно подчеркивается автором. С другой стороны, в робком и запуганном “маленьком” человеке таится бунтарское, протестующее против произвола и бессердечия окружающих начало.

При этом Гоголь заставляет читателя задуматься о том, что такие люди, как его герой, имеют право на существование. Автор сочувствует своему герою и призывает нас быть внимательнее друг к другу, предупреждая, что за причиненные ближнему обиды в будущем придется ответить.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-i-xarakter-xarakteristika-bashmachkina-akakiya-akakievicha-po-povesti-shinel-gogol-n-v/

Сочинение на тему «Образ Акакия Башмачкина» по произведению Н.Гоголя «Шинель»

Сочинение на тему «Образ Акакия Башмачкина» по произведению Н.Гоголя «Шинель» 4.00/5 (80.00%) 4 votes

Акакий Акакиевич Башмачкин — главный герой повести Николая Гоголя под названием «Шинель».

Все образы этой повести по-своему интересны, но вот это главное действующее лицо наиболее интересно, потому что оно имеет много черт, которые никто не любит даже в реальной жизни, не говоря уже о других персонажей этой повести.

Именно поэтому характеристику этого образа давать настолько интересно, делая при этом собственный анализ этого героя.

Акакий Башмачкин работает чиновником в одном из многочисленных департаментов местной администрации. При этом работа у этого человека самая простая — он просто переписывает документы, то есть выполняет ту функцию, с которой в современной жизни может справиться обычный ксерокс.

При этом, когда Акакия Башмачкина просят сделать что-то, что требует большего участия и собственных мыслей, он немедленно начинает волноваться и переживать, что у него не получится. Все это потому, что он привык во всем слушаться начальства, сам он практически ни на что не способен, даже на простейшие задачи, которые требуют его участия.

Конечно, все вокруг понимали, что представляет собой Акакий Башмачкин, а потому уверенно глумились над ним, издевались и постоянно шутили.

Но даже в жизни такого жалкого человека был определенный смысл. Смысл жизни Акакия Башмачкина был в покупке шинели, которая ему очень нравилась. Этот человек по какой-то непонятной причине постоянно чувствовал холод, а потому был уверен, что, купив шинель, он сможет справиться с этим холодом.

Он долго копил на нее, экономил на всем, даже на самом необходимом, чтобы в конечном итоге иметь возможность обеспечить себе покупку шинели. В конце концов, купить такой желанный предмет одежды ему удалось. Но радоваться такому дорогому приобретению Акакию Башмачкину пришлось недолго.

В первую же ночь после покупки Акакий Башмачкин лишился своего дорогого предмета одежды — из него его просто сняли грабители. Чиновник попытался восстановить порядок и вернуть себе дорогую вещь, но его никто не слушал, потому что просто не воспринимал всерьез.

В конечном итоге, Акакий Башмачкин не смог пережить своей тяжелой судьбе, окончательно разочаровался в жизни и покончил жизнь самоубийством.

Думается, что Николай Гоголь хотел показать всем читателям, что такие люди, которые выглядят скованными, нервными и с внутренним дискомфортом — это тоже люди, и они не плохие.

Акакий Башмачкин не был плохим человеком, он никому не сделал зла, тем не менее, все над ним издевались, смеялись.

Нужно относиться к таким людям более терпеливо и спокойно, ведь у них есть сердце, эмоции и они могут завершить жизнь суицидом.

Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-obraz-akakiya-bashmachkina-po-proizvedeniyu-n-gogolya-shinel/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector