Сочинение чацкий и фамусов (сравнительная характеристика)

Сочинение Чацкий и Фамусов (сравнительная характеристика)Сочинение Чацкий и Фамусов (сравнительная характеристика)

Чацкий и Фамусов – два главных героя единственной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Каждый из них представляет свою часть общества, которое разделилось на приверженцев консерватизма и сторонников нового уклада жизни. 

В данной статье приводится анализ поведения героев, дается не только описание с использованием цитат из оригинального текста, но и выясняется, чем отличаются друг от друга герои и есть ли между ними что-то общее.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Сам автор подчеркнул, что в его произведении лишь одного персонажа можно назвать здравомыслящим человеком. 

Сочинение Чацкий и Фамусов (сравнительная характеристика)

Это Александр Андреевич Чацкий, в уста которого Грибоедов вложил собственные убеждения. Он «умён, остёр, красноречив». Остальные, по мнению писателя, слишком глупы, чтобы быть его оппонентами. 

Однако при детальном анализе можно заметить, что его главный противник – Фамусов – не так уж глуп, как кажется. Помещик защищает свои устои, «пример отца», свой «век минувший», в котором ему было комфортно.

Суть общественного конфликта

Основная причина столкновения двух героев – их абсолютно противоположные идеологии. Фамусов представляет «век минувший», он не желает отказываться от своих норм и понятий. 

Сочинение Чацкий и Фамусов (сравнительная характеристика)

Всё новое ему кажется диким, враждебным, угрожающим его беззаботному существованию. 

Чацкий же активно вступает за кардинальные изменения сложившихся устоев. Он за просвещение, за свободу личности, за жизнь, в которой ценится сам человек, а не его положение в обществе.

Поведение

Чацкий не боится иметь своё мнение, высказывать и отстаивать его. Такое поведение Фамусову кажется недопустимым. 

Сочинение Чацкий и Фамусов (сравнительная характеристика)

Фамусовское окружение тоже не готово к резким жизненным переменам. Они считают молодого вольнодумца опасным для общества, пускают слух о его сумасшествии и выживают из Москвы. 

Развязка любовной линии сюжета показывает Чацкому истинное лицо представителей «сливок общества». Он прекращает бессмысленную борьбу с невежеством, подлостью и уезжает.

Взгляды

Взгляды Чацкого и Фамусова, хороши описанные в таблице, расходятся практически в отношении всех сфер человеческой жизни. Помещик упорно не хочет отказываться от своих убеждений и в отношении дочери придерживается таких же методов воспитания, через которые прошёл сам.

Чацкий Фамусов
Понимание слова «ум» Для Чацкого умный человек это тот, который «не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки …вперит ум, алчущий познаний». В понимании Фамусова ум – это способность хорошо устроиться в жизни.
Характер героев Умный, мужественный, благородный, честный молодой человек. О характере Фамусова нелестно отзывается даже его дочь. Автор показывает его как глубоко консервативного, ярого крепостника, уважающего только знатных и богатых людей.
Отношение к людям Чацкий ценит людей не за их материальное положение, а за личные качества. Ему чужды гордецы, такие качества, как обман, подлость, лицемерие. Он уважает в человеке чувство собственного достоинства, смелость в суждениях. Для Фамусова существуют чёткие критерии, по которым он судит людей. Среди них нет достоинства, чести. Чем человек богаче и выше по служебной лестнице, тем более он значим в глазах этого персонажа, и наоборот. Для него не существует таких ценностей, как любовь, семейное счастье. Для дочери он планирует брак по расчёту. «Кто беден, тот тебе не пара», — заявляет он ей.
Отношение к богатству, чинам Главные ценности в жизни – качества человека, его стремления, дела. Для Чацкого высокий чин или толстый кошелёк – не показатели благородства. Чин, богатство и выгодные связи – вот приоритеты Фамусова и ему подобных.
Отношение к службе Чацкий предпочитает служить не людям, а делу. Он переживает за будущее своей страны, своего народа. Не приемлет подхалимства ради карьеры. Служба для представителей «фамусовщины» – это не долг перед родиной, а формальность, возможность получить чин повыше. Причём для продвижения по службе эти люди не брезгуют ничем.
Отношение к крепостному праву Герой к крепостничеству относится отрицательно, выступает за облегчение жизни простого народа. С возмущением он описывает случай, когда людей меняли на породистых щенков. Крепостное право – это гарантия комфортной жизни для Фамусова и его окружения. Им выгоден такой строй. Они не считают прислугу за людей.
Отношение к иностранному Чацкий против слепого подражания чужой культуре. Он с сожалением отмечает, что повсюду «смешенье языков». Фамусов, как и его окружение, благоговеет перед всем иностранным. Он гордится своим званием – «английского клуба почтенный член». В то же время помещики не интересуются родной культурой, пренебрегают своим языком.
Отношение к образованию Чацкий видит благо для страны в развитии науки, искусства, в просвещении граждан. Образование настораживает и пугает Фамусова. В чтении он не видит проку. Излишней учёностью помещик объясняет то, что «безумных развелось людей и дел, и мнений».
Занятия и времяпрепровождение Не признаёт бессмысленного времяпрепровождения, не приносящего пользы ни душе, ни уму. Любит праздность, мотовство, пир.
Идеалы Для Чацкого идеал – свобода мысли, слова и дела, искренность в чувствах и верность правде несмотря ни на что. Во время спора признаётся, что его идеал – дядюшка Максим Петрович, который при необходимости умел сгибаться «вперегиб».

Сравнение главных действующих лиц комедии показывает, что оба они неординарны, оба отстаивают «свою» правду. Автор через ряд монологов и диалогов раскрывает позиции своего любимого героя, он всецело на его стороне. 

Не сумев вытравить «прошедшего житья подлейшие черты», Чацкий сдался. Он проиграл сражение, но ему удалось пошатнуть вековые устои, всколыхнуть общество, а это немало.

Источник: https://nauka.club/literatura/chatskiy-i-famusov.html

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова сочинение

В своей единственной комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов отразил проблему поколения. В произведении он показывает борьбу «века нынешнего» и «века минувшего», сталкивая их ярких представителей: Чацкого и Фамусова.

В своих дневниках автор писал, что в его комедии присутствует всего лишь один здравомыслящий человек. Конечно, он имел в виду Александра Андреевича Чацкого. Писатель вложил в этого герои свои собственные мысли и идеи. Этот персонаж обладает гибким умом. Превыше других ценностей он ставит честь, достоинство и благородство.

Его слова доказывают, что «веку нынешнему» важна в первую очередь личность, а не деньги и служебное положение. Чацкий стремится к построению другого мира, где люди будут не «прислуживаться», а поступать в согласии со своей совестью и сердцем. Александр Андреевич сторонник образования и просвещения.

Он не любит проводить своё время в светских салонах, где можно встретить одно мотовство и веселье.

Фамусов — это представитель консервативного дворянства. Он принадлежит не только «веку минувшего», но и как будто другому миру, где царят свои порядки. Идеалом для него является его дядя Максим Петрович, который ради потехи императрицы несколько раз нарочно падал на землю. «Прислуживание» перед начальниками — это не унижение для него, а хитрый просчёт.

Ведь только таким образом можно достичь высокого положения. Главная ценность для него — это деньги. Поэтому, по его мнению, его дочь должна строить отношения, опираясь не на любовь и чувства, а на богатство и достаток. Однако нельзя назвать Фамусова глупцом, ведь он был воспитан и вырос среди тех идеалов, которые так упорно отстаивал в споре с Чацким.

Отличия Фамусова и Чацкого налицо. Однако, несмотря на симпатию автора к юному герою, он все равно не становится победителем в борьбе со светским обществом. Фамусовские идеалы слишком сильным, чтобы противостоять им.

Сочинение Чацкого и Фамусова сравнительная характеристика

Александр Сергеевич Грибоедов выступил своего рода пророком, когда создал свое бессмертное творение «Горе от ума», которое определило ценности в обществе после военной кампании 1812 года. По этой самой причине русское высшее общество, можно сказать, разделилось на две группы, соответственно, каждая со своими интересами.

Грибоедов это противостояние отразил в комедии на примере главных ее героев – Фамусова и Чацкого.

О своем детище Александр Сергеевич писал, что в ней 25 не очень сообразительных людей на одного, который трезво оценивает жизнь и свое положение в ней.

Читатель же, вникая в канву текста, начинает задумываться над вопросом: «А почему автор не берет в расчет самого Фамусова?» При всех его недостатках этого человека нельзя не назвать здравомыслящим человеком.

Если вдумчиво читать, то следует сделать вывод, что и Чацкий и Фамусов по-своему правы. Это люди, которые обладают живым умом. Правда, его воплощение у каждого героя свое, особенное.

Итак, подробнее рассмотрим взгляды Фамусова. Он, можно сказать, живет прошлым. Для него консерватизм понятен и прост. Все, что не укладывается в рамки привычного и понятного для него, Фамусов скептически воспринимает, можно даже сказать, «в штыки».

 Если же обратиться к образу Александра Чацкого, то нетрудно заметить, что он всеми своими мыслями и отношением к жизни устремлен в будущее. Для него на первом месте человеческие качества людей. Деньги и занимаемая должность его интересуют в последнюю очередь.

Если взглянуть на социальный статус вышеназванных персонажей, то мы увидим, что оба они дворянского происхождения. Только рознит их тот факт, что Фамусова настораживает и пугает образованность, а Чацкий, напротив, на стороне просвещения и просвещенности.

Фамусову очень волнительно, что люди, подобные Чацкому, могут расшатать, а может даже и разрушить, привычный для них уклад.

Кульминацией в противостоянии этих персонажей является спор, который разгорается между ними. Суть его достаточно проста и сводится к простой истине, что служба не должна перерастать в лицемерие и блюдолизание. Истинный дворянин обязан служить делу. А дело для него – это самое важное. Понятно, что Фамусов совершенно не в восторге от позиции Чацкого.

Также важно посмотреть, как для себя определили семейные ценности главные герои пьесы Александра Сергеевича Грибоедова.

Начнем с взглядов Фамусова. Он совершенно искренне считает, что при заключении брака, чувства совершенно не важны и не нужны. Знаменитая его фраза, что бедный не пара его дочери, говорит о том, что материальное положение избранника Софьи – вот залог счастливого замужества.

Чацкий же, напротив, занимает совершенно иную позицию. Он во главе угла семейной жизни ставит искренние чувства. Для него любовь – это основа. Деньги же по сравнению с чувством – ничто.

Ясно, что столкновение взглядов, да и еще таких полярных, просто неизбежно.

Таким образом, вполне закономерен финал произведения: Чацкий пришелся, что говорят «не ко двору», а чтобы от него быстро избавиться, его признают сумасшедшим. Но и при таком раскладе дел он все равно победитель. За ним будущее России.

Сочинение Чацкий и Фамусов (сравнительная характеристика) Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Сейчас читают:

  • Чичиков живая или мёртвая душа и почему сочинение
    В поэме Мёртвые души, Чичиков является главным героем. Автор назвал из-за того, чтобы показать, что у помещиков сердца мертвы. А касается главного героя, то сейчас разберёмся.
  • Сочинение по картине Суриков Степан Разин эссе 6 класс, по обществознанию
    Перед нами одна из картин, которая была написана мастером исторического жанра, так как именно к этому направлению, принадлежит наш знаменитый Суриков, который прославился не только этой известной исторической картиной. Суриков, постоянно изображал
  • Сочинение по картине И.Е. Репина Садко
    Передо мной произведение известного русского художника Ильи Ефимовича Репина. Написал он его еще в 19 веке, в 1876 году. Однако восхищаемся и наслаждаемся данной картиной и сейчас.
  • Сочинение на тему Улица моего детства 7 класс
    Улица моего детства останется в моей памяти на всю жизнь. Именно там, на лавочках, под деревьями и в песочнице прошла самая беззаботная, самая сокровенная и беззащитная часть моей жизни. Именно об улице, на которой прошло мое детство,
  • Образ Петербурга в романе Преступлении и наказании сочинение
    Каким представлен Санкт-Петербург в романе Ф.М. Достоевсккого «Преступление и наказание»?Перед прочтением романа я слышал, что в этом произведении Достоевский, так сказать, шикарно описал образ Петербурга. Я уже думал, что сейчас моим глазам
  • Хочу и надо сочинение рассуждение 7 класс
    Есть в русском языке два глагола «хочу» и «надо». Они описывают действия человека. С самого раннего детства ребёнок быстро усваивает слово «хочу». Только произнёс его и тут же родители, бабушки и дедушки бегут со всех ног, что исполнить желание ребёнка
Читайте также:  Сочинение по картине айвазовского корабль у берега

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/sravnitelnaya-harakteristika-chackogo-i-famusova

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь.

В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».

В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом.

Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит».

Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий.

Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно».

Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери.

Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье.

Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим.

Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту.

Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/chackij-famusov-v-komedii-sravnitelnaya-harakteristika.html

Сравнительная характеристика Фамусова и Чацкого

Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу “один в поле не воин”.Нет, воин, если он Чацкий… И. А. Гончаров. А. С. Грибоедов-автор бессмертной комедии “Горе от ума”, оказавшей огромное влияние на всю русскую литературу и занявшей в ней особое место. Комедия “Горе от ума” стала первой в истории русской литературы реалистической комедией.

В образах комедии Грибоедов с точностью воспроизвел “великосветское общество” того времени, показал конфликт между двумя противоположными сторонами-Чацким и Фамусовым, представителями “века нынешнего” и “века минувшего”. Павел Афанасьевич Фамусов-яркий представитель “века минувшего”, недалекий управляющий в казенном месте, жестокий крепостник.

Фамусову ничего не стоит унизить достоинство своего слуги или пригрозить сослать своих крепостных неизвестно за что “на поселенье”.Помещики не считают своих крепостных людьми. Например, старуха Хлестова ставит свою служанку наравне с собакой: От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку.

Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение, наука, движение к прогрессу.

Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения: Чтоб наших дочерей учить всему – И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! И сам Фамусов не отличается образованностью и говорит, что в чтении нет проку, а его “соратник”, в “ученый комитет который поселился”, с криком требует присяг, чтоб “грамоте никто не знал и не учился”, да и учителей для своих детей. Фамусов так говорит о свободе мысли: Ученье – вот чума, ученость – вот причина. Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей и дел, и мнений И его окончательное слово о просвещении и образовании в России-“забрать все книги бы, да сжечь”.

Представители “фамусовщины” думают только о чинах, богатсве и выгодных связях. К службе они относятся формально, они видят в ней только средство сделать карьеру. “Мне только бы досталось в генералы”,-говорит полковник Скалозуб, органиченный и грубый человек. Фамусов тоже не скрывает своего отношения к службе: А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Фамусов служит не делу, а лицам. Он не хочет служить родной стране, его не волнует будущее родины и своего народа, служба для него-источник чинов, наград и доходов. Идеалом для Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, “сгибался вперегиб”, “отважно жертвовал затылком”, зато был уважаемым человеком, “пред всеми знал почет”.

Фамусовскому обществу чужда родная культура, русские обычаи, традиции, даже язык. Чацкий с иронией говорит, что в свете “господствует смешенье языков: французского с нижегородским”. Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал, на который равняются представители фамусовского общества.

Сам Фамусов-“Английского клуба почтенный член до гроба”-говорит, что “дверь отперта для званых и незваных, особенно для иностраных”. Но не только иностранцы желанные гости в доме Фамусова. Каждый мужчина, посещающий его дом, рассматривается хозяином как потенциальный жених для Софьи. Для Фамусова брак по расчету-единственный верный способ выдать дочь замуж.

К “кандидату в женихи” предъявляются определенные материальные требования: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых,- Тот и жених.

Конечно, у возлюбленного Софьи Молчалина, безденежного и безродного секретаря Фамусова нет шансов, ведь отец строго наказывает дочери:”кто беден, тот тебе не пара”.А вот полковник Скалозуб-“и золотой мешок, и метит в генералы”.

Чины, мундиры, деньги – это идеалы, которым поклоняется “век минувший”. Женщины “к мундирам так и льнут”, “а потому что патриотки”,-говорит Фамусов.

Главный представитель “века нынешнего”-Александр Андреевич Чацкий-молодой, хорошо образованный, умный, благородный, честный и смелый человек. Чацкий совершенно по-другому относится “к звездам и чинам”.

Он потому и ушел со службы, что “служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Он ненавидит карьеризм и подхалимство: Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали об пол не жалея!… Но между тем кого охота заберет, Хоть в раболепстве самом пылком, Теперь, чтобы смешить народ, Отважно жертвовать затылком…

Чацкий выступает за истинное просвещение, а не за внешний лоск, осуждает стремление “набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле”: Теперь, пускай из нас один, Из молодых людей найдется-враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний. Наиболее остро Чацкий обличает пороки крепостного права.

Он с негодованием осуждает “Нестора недодяев знатных”, который променял своих преданных слуг на борзых собак, и бессердечного помещика, который На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружен умом в Зефирах и Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

Чацкий выступает также за развитие народной культуры, он осуждает слепое подчинение иностранной моде: Воскреснем ли когда от чужевластья мод, Чтоб умный добрый наш народ Хотя по языку нас за немцев.

Чацкий привлекает к себе глубоким и острым умом, независимостью суждений, силой воли, мужеством, благородным желанием помочь родине и изменить мир к лучшему. Мне кажется, Чацкий одновременно и победитель, и побежденный, он “проиграл битву, но выиграл войну”.

Конечно, Чацкий не смог бы за один день изменить фамусовское общество.

Гончаров писал:”Чацкий сломлен количеством силы, нанеся ею в свою очередь качеством свежей силы”.Фамусовское общество понимает, что не сможет всю жизнь зажимать уши и разбегаться в стороны, спасаясь от правдивых речей героя. Но, тем не менее, он сумел нарушить покой размеренной жизни обитателей Москвы, а это значит, что Чацкий уже победил.

Читайте также:  Сочинение про вредные привычки

Источник: https://studentguide.ru/shkolnye-sochineniya/sravnitelnaya-xarakteristika-famusova-i-chackogo.html

Сравнительная характеристика (таблица) Чацкого и фамусовского общества в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" (9 класс)

Л-9. А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Чацкий и фамусовское общество.

  • Толпою окружённый слуг;
  • Усердствуя, они в часы вина и драки
  • И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!»;

«Или вон тот ещё, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

  1. Сам погружён умом в Зефирах и Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе!
  2. Но должников не согласил к отсрочке: —
  3. Амуры и Зефиры все

Распроданы поодиночке!!!»

  • Хлёстова:
  • «От скуки я взяла с собой
  • Арапку-девку да собачку;
  • Вели их накормить ужо, дружочек мой,
  • От ужина сошли подачку»;
  • Хлёстова об арапке:
  • «Представь: их как зверей выводят напоказ,
  • Я слышала, там…город есть турецкий…»;
  • Фамусов:
  • «В работу вас, на поселенье вас.
  • За грош меня продать готовы»
  • Отношение к московским нравам и времяпровождению
  • «Что нового покажет мне Москва?
  • Вчера был бал, а завтра будет два.
  • Тот сватался – успел, а тот дал промах,
  • Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах»;
  • «Да и кому в Москве не зажимали рты
  • Обеды, ужины и танцы?»;
  • «Дома новы, но предрассудки стары.
  • Порадуйтесь, не истребят
  • Ни годы их, ни моды, ни пожары»
  • Фамусов:
  • «На всех московских есть особый отпечаток.
  • Извольте посмотреть на нашу молодёжь,
  • На юношей – сынков и внучат.
  • Журим мы их, а если разберёшь, —
  • В пятнадцать лет учителей научат!
  • А наши старички? – Как их возьмёт задор,
  • Засудят об делах, что слово – приговор…
  • И об правительстве иной раз так толкуют,
  • Что если б кто подслушал их … беда!
  • Не то чтоб новизны вводили, — никогда,

Спаси нас Боже!.. Нет. А придерутся

  1. К тому, к сему, а чаще ни к чему,
  2. Поспорят, пошумят, и … разойдутся.
  3. А дамы? – сунься кто, попробуй овладей;
  4. Судьи всему, везде, над ними нет судей…

А дочек кто видал, всяк голову повесь!..

  • И точно, можно ли воспитаннее быть!
  • Умеют же себя принарядить
  • Тафтицей, бархатцем и дымкой,
  • Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой;
  • Французские романы вам поют
  • И верхние выводят нотки,
  • К военным людям так и льнут,
  • А потому, что патриотки.
  • Решительно скажу: едва
  • Другая сыщется столица, как Москва»
  • Отношение к идеалам
  • «Вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов»;
  • «Теперь пускай из нас один,
  • Из молодых людей, найдётся: враг исканий,
  • Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
  • В науки он вперит ум, алчущий познаний;
  • Или в душе его сам Бог возбудит жар
  • к искусствам творческим, высоким и прекрасным.

Они тотчас: разбой! пожар!

и прослывёт у них мечтателем! опасным!»

  1. Фамусов:
  2. «Вот то-то, все вы гордецы!
  3. Спросили бы, как делали отцы?
  4. Учились бы, на старших глядя:
  5. Мы, например, или покойник дядя,
  6. Максим Петрович: он не то на серебре,
  7. На золоте едал; сто человек к услугам;
  8. Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
  9. Век при дворе, да при каком дворе!

А? как по-вашему? По-нашему смышлён.

Упал он больно, встал здорово»;

Молчалин:

«Как можно! слог его здесь ставят в образец!»

  • Отношение к образованию
  • «А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
  • В учёный комитет который поселился
  • И с криком требовал присяг,
  • Чтоб грамоте никто не знал и не учился?»;
  • «Что нынче, так же, как издревле,
  • Хлопочут набирать учителей полки,
  • Числом поболее, ценою подешевле?
  • Не то, чтобы в науке далеки;
  • В России, под великим штрафом,
  • Нам каждого признать велят
  • Историком и географом!»
  • (Чацкий иронизирует,
  • но для него этот вопрос не решён окончательно)
  • Для Фамусовых образование – основная причина «безумия», которым одержим Чацкий и ему подобные.
  • Фамусов:
  • «Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
  • И в чтеньи прок-от не велик:
  • Ей сна нет от французских книг,
  • А мне от русских больно спится»;
  • «Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,
  • Чтоб наших дочерей всему учить, всему –

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

  1. Как будто в жёны их готовим скоморохам»;
  2. Фамусов:
  3. «Ученье – вот чума, учёность – вот причина.
  4. Что нынче пуще, чем когда,
  5. Безумных развелось людей, и дел, и мнений»;
  6. Хлёстова:
  7. «И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних
  8. От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
  9. Да от ланкарточных взаимных обучений»;
  10. Княгиня Тугоуховская:
  11. «Нет, в Петербурге институт
  12. Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:
  13. Там упражняются в расколах и в безверье

Профессоры!! – У них учился наш родня,

И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастерья.

  • От женщин бегает, и даже от меня!
  • Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
  • Князь Фёдор, мой племянник»;
  • Скалозуб:
  • «Я вас обрадую: всеобщая молва,
  • Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз-два;
  • А книги сохранят так: для больших оказий»;
  • Фамусов:
  • «… уж коли зло пресечь;
  • забрать все книги бы да сжечь»;
  • Загорецкий:
  • «Нет-с, книги книгам рознь.
  • А если б, между нами,
  • Был ценсором назначен я,

На басни бы налёг; ох! Басни – смерть моя! Насмешки вечные над львами! Над орлами!

  1. Кто что ни говори:
  2. Хотя животные, а всё-таки цари»
  3. Отношение к службе

Вопрос об отношении к службе стоял ещё со времён классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству (просвещённому монарху), а декабристы ставили на первое место служение Отечеству.

  • «Служить бы рад, прислуживаться тошно»;
  • «Кто служит делу, а не лицам…»;
  • Фамусов о Чацком:
  • «Не служит, то есть в том пользы не находит,
  • Но захоти – так был бы деловой.
  • Жаль, очень жаль, он малый с головой…»;
  • «Когда в делах, я от веселья прячусь,
  • Когда дурачиться – дурачусь;
  • А смешивать два этих ремесла
  • Есть тьма искусников, я не из их числа»
  • Фамусов:
  • «Боюсь, сударь, я одного смертельно,
  • Чтоб множество не накоплялось их (бумаг)…; …обычай мой такой:
  • Подписано, так с плеч долой»;
  • Фамусов:
  • «Тогда не то, что ныне,
  • При государыне служил Екатерине…»;
  • Фамусов:
  • «При мне служащие чужие очень редки;
  • Всё больше сестрины, свояченицы детки;
  • Один Молчалин мне не свой,
  • И то затем, что деловой.
  • Как станешь представлять к крестишку ли,
  • к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!…»;

  1. Фамусов Скалозубу:
  2. «Вы повели себя исправно,
  3. Давно полковники, а служите недавно»;
  4. Молчалин Чацкому:
  5. «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
  6. И награжденья брать и весело пожить?»
  7. Отношение к иностранному

Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность – идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно.

  • «Как с ранних пор привыкли верить мы,
  • Что нам без немцев нет спасенья!»;
  • «Что ж, он и кавалер.
  • От нас потребуют с именьем быть и в чине,

А Гильоме!.. – Здесь нынче тон каков

  1. На съездах на больших,
  2. по праздникам приходским?
  3. Господствует ещё смешенье языков:
  4. Французского с нижегородским?»;
  5. «Несчастные! Должны ль упрёки несть
  6. От подражательниц модисткам?
  7. За то, что смели предпочесть
  8. Оригиналы спискам?»
  9. (о московских модницах, копирующих иностранную моду);
  10. «Я одаль воссылал желанья
  11. Смиренные, однако вслух,
  12. Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья;
  13. Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой, Кто мог бы словом и примером
  14. Нас удержать, как крепкою вожжой,
  15. От жалкой тошноты по стороне чужой»
  16. «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
  17. Чтоб умный, бодрый наш народ
  18. Хотя по языку нас не считал за немцев…»
  19. Фамусов:
  20. «А всё Кузнецкий мост и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
  21. Губители карманов и сердец!
  22. Когда избавит нас Творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

  • И книжных и бисквитных лавок!»;
  • Фамусов:
  • «Кто хочет к нам пожаловать, — изволь,
  • Дверь отперта для званых и незваных,
  • Особенно для иностранных…»
  • Отношение к богатству и чинам
  • «У покровителей зевать на потолок,
  • Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднять платок»;
  • «Где, укажите нам, отечества отцы,
  • Которых мы должны принять за образцы?
  • Не эти ли, грабительством богаты?
  • Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты,
  • Где разливаются в пирах и мотовстве,
  • И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты»;
  • «Теперь пускай из нас один,
  • Из молодых людей, найдётся: враг исканий,
  • Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
  • В науки он вперит ум, алчущий познаний…»;

«Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту

  1. Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
  2. Их слабодушие, рассудка нищету…»;
  3. «Чины людьми даются,
  4. А люди могут обмануться»
  5. Лиза о Фамусове:
  6. «Желал бы зятя он со звёздами да с чинами,
  7. А при звёздах не все богаты, между нами…»;
  8. Фамусов:
  9. «Что за тузы в Москве живут и умирают!»;
  10. Фамусов о Скалозубе:
  11. «…Известный человек, солидный,
  12. И знаков тьму отличья нахватал;
  13. Не по летам и чин завидный,
  14. Не нынче-завтра генерал.
  15. Пожалоста, при нём веди себя скромненько…»;
  16. Фамусов:
  17. «Будь плохенький, да если наберётся
  18. Душ тысячки две родовых,
  19. Тот и жених»;
  20. Молчалин:

«Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом

  • Чиновные и должностные –
  • Все ей друзья и все родные…»;
  • Молчалин:
  • «Ведь надобно ж зависеть от других»
  • Отношение к кумовству, протекции
  • «Где, укажите нам, отечества отцы,
  • Которых мы должны принять за образцы?
  • Не эти ли, грабительством богаты?
  • Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…»;
  • «Не тот ли, вы к кому меня ещё с пелен,
  • Для замыслов каких-то непонятных,
  • Дитёй возили на поклон?
  • Тот Нестор негодяев знатных…»
  • Фамусов:
  • «Покойник был почтенный камергер,
  • С ключом, и сыну ключ умел доставить…»;
  • Фамусов:
  • «Нет! Я перед роднёй, где встретится, ползком;
  • Сыщу её на дне морском.
  • При мне служащие чужие очень редки;
  • Всё больше сестрины, свояченицы детки;
  • Один Молчалин мне не свой,
  • И то затем, что деловой.
  • Как станешь представлять к крестишку ли,
  • к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!..»

  1. Отношение к любви, браку, счастью
  2. «Что нового покажет мне Москва?
  3. Вчера был бал, а завтра будет два.
  4. Тот сватался – успел, а тот дал промах,
  5. Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах»;

«Но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та?

  • Чтоб кроме вас ему мир целый
  • Казался прах и суета?
  • Чтоб сердца каждое биенье
  • Любовью ускорялось к вам?
  • Чтоб мысли были всем, и всем его делам

Душою – вы? вам угожденье?

  1. Сам это чувствую, сказать я не могу;
  2. Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит,
  3. Не пожелал бы я и личному врагу»;
  4. Чацкий Софье:
  5. «Подумайте, всегда вы можете его
  6. Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
  7. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, Высокий идеал московских всех мужей»
  8. Лиза:

«Грех не беда! Молва не хороша!»;

  • Лиза:
  • «Ну, люди в здешней стороне!
  • Она к нему, а он ко мне.
  • А я … одна лишь я любви до смерти трушу!
  • А как не полюбить буфетчика Петрушу!»;
  • Молчалин:
  • «И вот любовника я принимаю вид
  • В угодность дочери такого человека…»
  • Отношение к свободе суждений
  • Чацкий Молчалину:
  • «Помилуйте, мы с вами не ребяты,
  • Зачем же мнения чужие только святы?»;
  • «А судьи кто? – За древностию лет
  • К свободной жизни их вражда непримирима,
  • Сужденья черпают из забытых газет
  • Времён Очаковских и покоренья Крыма…»
  • Молчалин:
  • «В мои лета не должно сметь
  • Своё суждение иметь»
  • Отношение к смыслу слова «ум»
  • «И точно, начал свет глупеть,
  • Сказать вы можете, вздохнувши;
  • Как посравнить да посмотреть
  • Век нынешний и век минувший»;
  • Чацкий о Молчалине:
  • «А чем не муж? Ума в нём только мало;
  • Но чтоб иметь детей,
  • Кому ума не доставало?»;
Читайте также:  Образ и характеристика зарецкого в романе евгений онегин сочинение 9 класс

«Как платья, волосы, так и умы коротки!..»

  1. Софья:
  2. «Ах! если любит кто кого,
  3. Зачем ума искать и ездить так далёко?»;
  4. Фамусов:
  5. «Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,
  6. Пускай себе разумником слыви,
  7. А в семью не включат, на нас не подиви…»;
  8. Софья:
  9. «Конечно, нет в нём этого ума,
  10. Что гений для иных, а для иных чума,
  11. Который скор, блестящ и скоро опротивит, Который свет ругает наповал,
  12. Чтоб свет об нём хоть что-нибудь сказал;
  13. Да эдакий ли ум семейство осчастливит?»;
  14. Репетилов:
  15. «Да умный человек не может быть не плутом…»

Подготовила: Н.Д. Пронина, учитель русского языка и литературы

Источник: https://infourok.ru/sravnitelnaya-harakteristika-tablica-chackogo-i-famusovskogo-obschestva-v-komedii-asgriboedova-gore-ot-uma-klass-1808980.html

Чацкий и Фамусов. Сравнительная характеристика героев

Мы говорим о бессмертии комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это не красное словцо. Комедия действительно бессмертна. Вот уже несколько поколений нас, читателей и зрителей, вовлекают в неравнодушный диалог с ее героями, который звучит и взволнованно, и современно.

На мой взгляд, столь же современно и сравнение двух главных персонажей, так как это позволяет не только глубже понять идейно художественные особенности произведения, но и лучше понять значение образов героев для раскрытия вечных ценностных смыслов жизни.
Разумеется, у нас есть основание для сравнения двух самых ярких персонажей комедии – Чацкого и Фамусова.

В чем его суть? Да в том, что оба живут в одну переломную эпоху в развитии русского общества, оба по своему социальному происхождению относятся к аристократическим верхам, то есть оба образа типические и социально обусловленные.
Казалось бы, что может объединять столь несхожие персонажи! И все таки у Фамусова и Чацкого есть некоторое сходство.

Вдумаемся: и тот, и другой являются типичными представителями своей среды, оба имеют свой жизненный идеал, оба имеют чувство собственного достоинства.
Однако различий в этих персонажах, конечно, гораздо больше, чем сходства. В чем же оно проявляется ярче всего? Присмотримся к героям попристальнее.
Да, Чацкий умен.

«Он не только умнее всех прочих лиц, – замечает Гончаров в статье «Мильон терзаний», – но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием». Ум Чацкого сверкает в его пылких монологах, в его метких характеристиках, в каждой его реплике. Правда, мы в основном убеждаемся в вольномыслии Чацкого, а о других сторонах его ума можем лишь догадываться.

Но это вольнодумие и есть то главное, что ценит в нем Грибоедов.
Умный человек Чацкий противопоставлен глупцам, дуракам и в первую очередь Фамусову не потому, что тот глуп в прямом, однозначном смысле этого слова. Нет, он достаточно умен. Но ум его противоположен уму Чацкого.

Он реакционер, а значит, глупец с общественно исторической точки зрения, ибо защищает старые, отживающие, антинародные взгляды. Он глупец, потому что его не коснулось просвещение с его высокими идеями добра, гуманизма, облагораживающего влияния знаний на человека.

Что касается «свободомыслия» Фамусова, то его хватает лишь на брюзжание в адрес «побродяг» учителей, а также модников – закономерная деталь всей его барской, патриархальной сути.
Чацкий и Фамусов. Чем же еще разнятся эти персонажи? Да хотя бы тем, что оба героя имеют идеалы, но сколь они противоположны!
Идеалом Чацкого является все новое, свежее, несущее перемены.

Это образ, в котором достоверно воплощены черты личности гражданского склада.
Каков же у Фамусова идеал человека? Идеалом для него является дядя Максим Петрович – вельможа екатерининского времени. В те времена, по выражению Чацкого, «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным барином, ел на золоте, «езжал то вечно цугом»; «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Именно таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и «пенсии давал» при дворе Екатерины II.

Фамусов восхищается и Кузьмой Петровичем:

  • Покойный был почтенный камергер,
    С ключом, и сыну ключ умел доставить;
  • Богат, и на богатой был женат…

Таким людям Фамусов стремится подражать, их способы получения чинов и денег он считает самыми верными.
Отличает главных персонажей и их отношение к деятельности, к службе, рабской морали.

Чацкий, несомненно, из породы деятелей. Он служил. Сфера его недавней деятельности вызывает у Молчалина зависть, у Фамусова – сожаление, возможно, некоторую даже зависть.

Ведь Чацкий попал туда, в Петербург, ближе к «министрам», куда, не исключено, хотел бы в свое время попасть и Фамусов. Кредо Чацкого в этом вопросе таково: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Чацкого возмущает служба лицам, а не делу, чинопочитание, семейственность.

Чем же является служба для Фамусова? Выполнением гражданского долга? Нет, служба для него – только средство получения наград, чинов и денег.

Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг.

Как типичного бюрократа, Фамусова не интересует содержание этих бумаг, он смертельно боится только одного: «Чтоб множество не накоплялось их».
Хвастаясь своим «обычаем», он говорит:

А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Фамусов нисколько не смущен тем, что свел все служебные обязанности к подписыванию бумаг. Наоборот, он самодовольно хвастается этим.
Разное у героев и отношение к просвещению. Чацкий – гуманист. Как патриот, он хочет видеть свой народ просвещенным, свободным.

  1. Для Фамусова же просвещение – это опасность, угрожающая привычным устоям жизни. Фамусов говорит с ненавистью:
  2. «Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
  3. Безумных развелось людей, и дел, и мнений…»

Антикрепостническая идеология Чацкого проявляется в высокой оценке характера, нравственных качеств закрепощенного народа.

В противовес клеветническим утверждениям помещиков крепостников о крепостном крестьянстве, Чацкий говорит о бодром, умном, то есть, во фразеологии декабристов, свободолюбивом народе.
Фамусов же заядлый крепостник.

Он ругает слуг, не стесняясь в выражениях, «ослами», «чурбанами», называет не иначе, как Петрушками, Фильками, Фомками, не считаясь ни с возрастом, ни с достоинством человека.
Еще раз задумываюсь над характерами главным персонажей комедии.

В чем же смысл сравнения Чацкого и Фамусова? Почему они противопоставлены друг другу в пьесе?
Думается, что сравнение – великолепный прием, с помощью которого раскрываются идейно художественные особенности произведения, становится гораздо понятнее замысел автора и его отношение к героям.

Конечно, в какой то мере и Фамусовы необходимы в жизни, ибо они вносят в общество здоровый консерватизм, устойчивость, традиции, без которых обойтись нельзя.

Но цветом общества всегда является интеллигенция, которая будоражит общество, взывает к его совести, будит общественную мысль, жаждет нового.

Таким дворянским интеллигентом, человеком декабристского круга, и был Чацкий – герой, завещающий нам любовь к Отчизне, благородное стремление к правде, свободолюбие и стремление служить людям.

Источник: https://sochineniya-na5.ru/chackij-i-famusov-sravnitelnaya-xarakteristika-geroev/

Чацкий и Фамусов (по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова)

Чацкий близок людям декабристского склада, Фамусов — главный его противник, защитник самодержавно-крепостнических порядков. Уже из 1-го действия комедии становится ясно, насколько это разные люди.

В после­дующих эпизодах Фамусов высказывает свое мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Лизой понятно, что Фамусов, «как все московские», ценит в людях лишь чины и богатство, да и сам он говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара».

Все это создает определенное представление о Фамусове.

Совсем иным видится Чацкий. Искренний, оживленный свиданием с Софьей, остроумный, он посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает московских дворян, их жизнь и времяпрепровождение.

Так намечается идейный конфликт между Фамусовым и Чацким, ко­торый во 2-м действии наступает. В их споре проявляется несогласие решительно во всем.

Фамусов пытается поучать:

Именьем, брат, не управляй оплошно.А главное — поди-тка послужи.

Он раскрашивает свои поучения воспо­минаниями о порядках екатерининских времен, когда его дед Максим Петрович лестью и низкопоклонством снискал расположение императри­цы, и убеждает Чацкого служить, «на старших глядя». «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — отвечает Чацкий на это предложение. Он пре­зирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок,Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,Подставить стул, поднять платок…

Чацкий считает, что нужно служить «делу», а не «лицам», и одобряет тех, кто «не торопятся вписаться в полк шутов». Фамусов объявляет его опасным человеком, не признающим властей, и угрожает ему судом.

Фамусов — защитник самодержавно-крепостнического строя и восхи­щается старыми порядками и устоями жизни. Такие, как Чацкий, опасны, они посягают на жизнь, которая является основой его благополучия.

Фамусов — крепостник — считает законным право помещика рас­поряжаться людьми так, как ему угодно. Он не видит в крепостных человеческого достоинства.

Чацкий же высказывает уважение к простым людям, называет русский народ «умным, добрым». Против таких, как Фамусов, и направляет Чацкий свой удар в монологе «А судьи кто?..

» Он возмущен, что «отечества отцами» в обществе признаны жестокие крепостники. Эти люди «сужденья черпают из забытых газет».

Когда гости Фамусова «всем хором» объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первым сделал это открытие:

Попробуй о властях — и невесть что наскажет!Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,Хоть пред монаршим лицом,Так назовет он подлецом!

Причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в науке, в просве­щении: Материал с сайта //iEssay.ru

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,Что нынче пуще, чем когда,Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Различие во взглядах и культуре ярко проявляется в речи Чацкого и Фамусова. Чацкий — человек образованный, его речь логична, образна, отражает глубину мысли. Он мастер афоризмов, едких эпиграмм. Его сло­во — разящее оружие.

Речь Фамусова — это речь человека не очень образованного, но неглу­пого, хитрого, властного, привыкшего считать себя непогрешимым. Он спо­рит, отстаивая свои взгляды, даже проявляет остроумие.

В разговоре со Скалозубом проявляется вкрадчивость, подобострастие, в словах ласкательные суффиксы («в петличке орденок»), он даже прибав­ляет «-с»: «Сергей Сергеич, к нам сюда-с». Со слугами же он всегда груб, ворчлив, он обзывает их, называя не иначе как Петрушками, Фильками, Фомками, не считаясь с возрастом.

Так Грибоедов противопоставляет «век нынешний» «веку минувшему».

На этой странице материал по темам:

  • времяпрепровождение фамусова
  • сомов о фамусове
  • характеристика фамусова в цитатами
  • чацкий был близок к людям декабристского склада
  • чацкий и фамусов таблица с цитатами взгляды на ум

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/g/griboedov/sochineniya/gore-ot-uma/chackij-i-famusov-po-komedii-gore-ot-uma-a.-s.-griboedova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector