Сочинение доктор борменталь в рассказе собачье сердце (9 класс)

Доктор Борменталь — главный персонаж повести Булгакова «Собачье сердце». Произведение писателя стало культовым литературным шедевром, вошедшим в коллекцию мировой классики. В нем автор освещал проблемы современной ему эпохи, отношение к человеческим ценностям и чертам. Характеристика доктора Борменталя в «Собачьем сердце» поможет лучше понять этого персонажа и его роль в повести.

Краткое изложение

Повесть «Собачье сердце» была экранизирована в 1988 году в Советском Союзе. В. Бортко снял двухсерийный художественный черно-белый фильм на киностудии «Ленфильм». Доктора Борменталя сыграл советский актер Борис Плотников (кстати, это частый вопрос в кроссвордах). В то время он часто играл драматические и эмоциональные роли.

История создания

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году. Писатель потратил 3 месяца на создание своего произведения. Он работал в очень сложный период, когда все написанные книги, пьесы и рассказы подвергались цензуре.

У автора не оставалось надежды на то, что его детище будет издано.

Рукопись напечатали, но лишь в 1987 году в журнале «Знамя», когда произошло ослабление цензуры, поэтому история этой книги долгое время была недоступна для читателей.

Сочинение Доктор Борменталь в рассказе Собачье сердце (9 класс)

Повесть много раз переписывалась, переходила из рук в руки среди знакомых и друзей Булгакова. Только через год после написания о ней узнали представители власти во время обыска дома писателя.

В первой редакции изображались политические реалии СССР, даже были отсылки к неким представителям власти. Но повесть сочли неблагонадежной. Запретили ее издание, назвав острым изображением современности.

Сюжет произведения сочетает в себе элементы фантастики и реализма. В повести критикуется власть, показана трагедия народа через конфликт героев, которые не могли обрести взаимопонимание и общий язык.

История ведется от имени одного из главных героев — пса, над которым был произведен эксперимент. События освещаются в дневнике профессора Борменталя.

Сжатый пересказ

Профессор подобрал умирающую дворнягу, которую назвал Шариком. Иван Арнольдович Борменталь был учеником и ассистентом великого учёного Ф. Ф. Преображенского, который занимался изучением и исследованием процесса омоложения человека.

Сочинение Доктор Борменталь в рассказе Собачье сердце (9 класс)

Борменталь был трудолюбивым и способным, он стремился к знаниям. Окончив институт, трудился на кафедре, а затем стал помощником профессора и был очень счастлив, что работает под предводительством талантливого ученого.

Он был небогатым, но очень благодарным своему учителю за оказанную помощь и поддержку во время безденежья в студенческие годы. Доктор был ответственным, безукоризненно выполнял поручения профессора.

В процессе проведения эксперимента над животным он детально записывает все происходящие изменения. Пес неожиданно превратился в человека, что создало ряд проблем в квартире профессора. Животное-человек обладало буйным нравом и имело асоциальные наклонности алкоголика, а также по совеместительству преступника Клима Чугункина, чьи органы были использованы для организма собаки.

Сочинение Доктор Борменталь в рассказе Собачье сердце (9 класс)

Профессор решил, что допустил ошибку, но никак не решался исправить ее. Ему было не под силу справиться с наглым и невоспитанным Шариковым. В это непростое время проявляется твёрдость духа и характера, а также преданность доктору Преображенскому. Борменталь переехал к нему, чтобы защитить от буйного Шарикова. Доктор усмирял подопытного, применяя физическую силу.

Как-то Иван Арнольдович предложил профессору избавиться от продукта неудачного эксперимента, но тот отказался, так как беспокоился за свободу и репутацию своего ученика. Он видел в своем ученике не просто отличного помощника и друга, а одаренного специалиста, именуя его «будущим профессором Борменталем».

Интересные факты

В произведении можно встретить интересные и удивительные моменты. В их числу можно отнести следующие эпизоды:

Сочинение Доктор Борменталь в рассказе Собачье сердце (9 класс)

  1. Профессор всю повесть напевает фразу «От Севильи до Гренады… В тихом сумраке ночей». Это отрывок из романса «Серенада Дон Жуана» Чайковского. Стихи взяты из поэмы «Дон Жуан». Это может быть связано с тем, что автор попытался обыграть род занятий Преображенского, так как герой поэмы был известен своими похождениями, а профессор интересовался омоложением своих пациентов, то есть пытался вернуть им молодость.
  2. Операция над подопытным проводилась с 24 декабря по 6 января — период от католического до православного Сочельника. Само преображение Шарикова осуществляется в Рождество — 7 января.
  3. Шариков — демоническое начало, он ассоциируется с чертом. В каком-то эпизоде подопытный показывает профессору шиш. Значение этого слова — «стоящие волосы дыбом на голове у черта».
  4. Первое слово, которое произнес Шарик после превращения, было «абыр», что при прочтении в обратном порядке означает «рыба», а второе — «Абырвалг» — «Главрыба» (хозяйственный орган, ведавший рыболовными угодьями). Подопытный читал слова справа налево.
  5. Группа «Агата Кристи» написала песню «Собачье сердце», слова были взяты из монолога Шарика.

Описание главного героя

Автор поднимает проблему идей коммунистов, а также необразованности людей, находящихся у власти. Он понимает, что невозможно насильно изменить порядок в истории. Итог операции профессора оказался неожиданным, что показало самые насущные проблемы общества.

Характер и внешность

Сочинение Доктор Борменталь в рассказе Собачье сердце (9 класс)

Доктор Борменталь в «Собачьем сердце» наделен внешней красотой, крепким телосложением, также он имел высокий рост, приятный голос, обладал спокойным нравом и силой, которую применял только в крайних случаях. В его образе прекрасно сочетаются мораль, ум, тактичность, воля и сильная натура.

У героя отсутствует чувство зависти и тщеславия. Он не способен на интриги. Борменталь достойно принимал эмоциональность профессора, его вспыльчивый нрав. Благодаря этому их отношения были гармоничны, герои уважали друг друга. Булгакову удалось показать столкновение двух противоположных образов:

  • интеллигентного Борменталя;
  • грубого Шарикова.

Победить в их противостоянии должен здравый смысл и разум.

Сочинение Доктор Борменталь в рассказе Собачье сердце (9 класс)

Доктор Борменталь — фанат своего дела. Он искренне радуется за профессора, превозносит его дело. Это самоотверженный человек, который ради эксперимента забрасывает личную жизнь. Он защищает профессора от Шарикова, даже переезжает жить к Преображенскому ради этого.

Главный герой решителен. В момент, когда Шариков вышел из-под контроля, что стало опасно для окружающих, доктор решил убить его.

Борменталь честен и порядочен. Он был готов к такому действию. Доктор спас Преображенского от попытки его убийства подопытным.

В поступках Шарикова и Борменталя можно проследить предательство, верность, культуру, наглость, преданность и неблагодарность. Герои фактически являются сыновьями профессору: подопытный — искусственным, доктор — в нравственном плане.

Роль доктора в судьбе гения

Гениальным личностям сложно пробиваться в одиночку. Борменталь является неким ангелом-хранителем профессора. Весь эксперимент держится на нем. Доктор ежедневно самоотверженно отдает себя работе. Он готов подстраховать профессора в любой момент.

Преображенский рассмотрел в своем ученике талант, тягу к знаниям и порядочность. Он устроил его на учебу, а потом сделал своим ассистентом. В благодарность доктор посвятил свою судьбу чужому успеху, хотя его жизни слава не коснулась.

Автор достаточно тонко намекает на то, что человек может чувствовать себя всесильным, но ему неподвластен контроль над плодами его дела. В произведении происходит насильственное изменение общественного строя, что, вероятнее всего, приведет к плохим результатам.

Сочинение Доктор Борменталь в рассказе Собачье сердце (9 класс)

Идея повести в том, что любое искусственное вмешательство, будь то в природу, историю, общество, политику и иные сферы, окажет только негативные изменения.

Проблемы, поднимающиеся в произведении

Темы, которые поднимаются в повести, стали роковыми для автора. Он привлек внимание к острым социальным и политическим проблемам:

Сочинение Доктор Борменталь в рассказе Собачье сердце (9 класс)

  1. Прошла Гражданская война, которая оставила после себя разруху. Страна находилась в плачевном состоянии. В упадке был не только быт, но и граждане. Они потеряли свои жизненные ориентиры, не знали и не понимали, как дальше строить жизнь.
  2. В лице такого персонажа, как Швондер, наглядно представлена бюрократия.
  3. Происходит травля инакомыслия. Яркий пример — Преображеский и домоуправление. В первую их встречу между ними сразу сложились враждебные отношения. Коммунисты понимали, что профессор имеет мировоззрение, противоречащее их точке зрения. Но это вызывает в них такое негодование, что они готовы навредить Преображенскому даже из-за этого. Автор против того, чтобы насильно меняли жизни и убеждения людей.
  4. Облава интеллигенции.
  5. Новая власть не готова организовать жизнь. Царят бардак и беззаконие, отсутствует рука, способная заставить всех исполнять свои обязанности, а не просто требовать права.
  6. Автор раскрывает тему жестокого отношения к животным. Чего только не причинил человек бездомному псу в повести: кипятком обливал, подвергал мучениям во время экспериментов. Раз люди так жестоки к животным, то друг к другу они будут еще безжалостней.

Благоразумие и сдержанность в своих желаниях — вот чему можно научиться из этого произведения. Также произведение учит взаимному уважению не только к людям, но и к братьям нашим меньшим.

Источник: https://na5.club/literatura/sochineniya/harakteristika-doktora-bormentalya-v-povesti-sobache-serdcze.html

Система образов повести «Собачье сердце»

  • Сегодня на уроке мы:
  • ·     разберёмся в системе образов повести «Собачье сердце».
  • ·     подумаем, к чему приводят попытки искусственно создать нового человека и новое общество.
  • Что такое система образов произведения и для чего мы её изучаем?

Система образов – это множество художественных образов, которые связаны друг с другом отношениями разного рода и составляют целостное единство.

С помощью системы образов писатель воплощает художественный замысел.

Система образов – это одно из средств воплощения темы и идеи произведения.

В системе образов чаще всего встречаются такие роли. Главный герой – центральный герой произведения. Герои-антиподы – персонажи, противоположные по характеру и убеждениям главному герою. Герои-двойники и второстепенные персонажи.

Сочинение Доктор Борменталь в рассказе Собачье сердце (9 класс)

В повести Булгакова «Собачье сердце» мы видим две противоборствующие стороны. Первая – интеллигенция. Её представители – это профессор Преображенский и его ассистент доктор Борменталь. Вторая сторона – пролетариат.

К пролетариям условно относятся Швондер и Шариков. Противоборство этих двух сторон отражает раскол общества, который был в России 20-х годов.

Примирение здесь невозможно, потому что все идеи и принципы враждующих лагерей абсолютно противоположны.

Профессор Преображенский – типичный интеллигент. Он учёный и врач. В его образе писатель соединил черты нескольких знаменитых докторов, которые занимались научными экспериментами.

Например, один из прообразов − профессор Иван Петрович Павлов, который получил Нобелевскую премию за работу по физиологии.

Ещё одним прототипом считают Сергея Воронова, который занимался пересадкой органов животных людям для омоложения. Помните, то же самое предлагал Преображенский своей пациентке?

В научных медицинских кругах того времени витала идея о создании нового человека.  Согласитесь, идея не менее революционная, чем создание нового государства.

Филиппа Филипповича Преображенского считают выразителем точки зрения автора. Именно Преображенскому принадлежит монолог о разрухе и знаменитая фраза «Разруха не в клозетах, а в головах».

Филипп Филиппович – талантливый врач. И среди его пациентов есть не только богачи, но и люди из партийного руководства. Один из таких пациентов спасает профессора от жилищного уплотнения. Связи выручают Преображенского, когда Шариков пишет на него донос.

У профессора Преображенского приятная внешность. Вот таким его видит бездомный пёс Шарик: «Он умственного труда господин, с культурной остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей».

Сочинение Доктор Борменталь в рассказе Собачье сердце (9 класс)

Филипп Филиппович очень умён, вежлив, наблюдателен. Он любит искусство. После ужина с доктором Борменталем он едет в театр слушать оперу. Преображенский добрый человек. Он помог доктору Борменталю, когда тот был ещё полуголодным студентом. Стал его учителем и другом, сделал Борменталя своим ассистентом. Филипп Филиппович искренне верит, что насилие недопустимо.

Читайте также:  Роль литературы в жизни человека - сочинение 11 класс

«На человека и на животное можно действовать только внушением», –  говорит он. Профессор Преображенский труженик. Его богатый стол и большая квартира с прислугой – результат упорного труда.

Может показаться, что профессор Преображенский – абсолютно положительный герой, но это не так. Посмотрите, как Булгаков описывает его во время операции: «Нож вскочил ему в руки как бы сам собой, после чего лицо Филиппа Филипповича стало страшным. Он оскалил фарфоровые и золотые коронки и одним приёмом навёл на лбу Шарика красный венец».

Сочинение Доктор Борменталь в рассказе Собачье сердце (9 класс)

В этой сцене несколько раз упоминается, что Филипп Филиппович «положительно страшен». Он оглядывается «зверски», рычит, злобно ревёт, а в конце «отваливается, словно сытый вампир».

Характерно, что в этой сцене писатель демонизирует хирурга, а пса очеловечивает. Он использует слово «лицо» вместо «морда», будто речь идёт не о животном, а о человеке. Профессор Преображенский идёт против закона природы. Он совершает кощунство, за которое потом и расплачивается. А пёс здесь – его невинная жертва.

Кроме того, профессор зарабатывает, омолаживая богачей и делая сомнительные операции.

Ассистент профессора Преображенского – доктор Иван Арнольдович Борменталь.

Сочинение Доктор Борменталь в рассказе Собачье сердце (9 класс)

Он верный соратник и преданный друг. Борменталь трудолюбив и внимателен. Он талантливый хирург и учёный. В нём нет высокомерия по отношению к пролетариату. Возможно потому, что он сам голодал.

Борменталь гораздо оптимистичнее профессора Преображенского. Он спокойнее и проще смотрит на вещи, его мышление более гибкое. Но при этом Борменталь может противостоять открытому хамству Шарикова, тогда как его учитель теряется. Можно увидеть, что в каждой опасной ситуации он появляется рядом с профессором. Фактически, он становится ангелом-хранителем своего наставника.

Председатель домкома Швондер – фигура одновременно смешная и страшная.

Сочинение Доктор Борменталь в рассказе Собачье сердце (9 класс)

Страшны его фанатичность и бестолковое стремление воплотить в жизнь идеалы новой власти. Швондер считает себя пролетарием, но на самом деле он типичный бюрократ. Обратите внимание, что его речь полна казённых штампов и лозунгов. «Документ – самая важная вещь на свете», –  заявляет Швондер. Он упивается своей властью и использует любую возможность, чтобы насолить профессору.

Такие как он способны извратить или довести до абсурда любую идею. Например, нести культуру в массы – отличная идея. Но культура не сводится только к хоровому пению! За домом домком не следит: в парадном воруют, на лестнице грязь.

Он не борется с разрухой, а сеет её. Шариков легко попадает под влияние Швондера. По сути Швондер – такой же Шариков. Его ограниченный ум не в силах вместить мысль о научном открытии.

Поэтому Швондер написал статью в газету, где назвал Шарикова незаконным сыном профессора Преображенского.

Фактически, он становится для Шарикова наставником и опекуном, как профессор Преображенский для доктора Борменталя. Швондер проводит идеологическую обработку Шарикова. Выбивает для него документы, устраивает на работу. По сути, благодаря Швондеру Шариков становится полноправным членом общества. Однако Шариков для Швондера – лишь подотчётная единица.

«Я не могу допустить пребывание в доме бездокументного жильца, да ещё не взятого на воинский учёт милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?».

Профессор Преображенский называет Швондера главным дураком: «Он не понимает, что Шариков для него ещё более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки».

Сначала Швондер помог Шарикову написать донос на профессора, а потом Шариков напишет донос на самого Швондера. Круг замкнётся.

Итак, мы видим, что профессор Преображенский и Швондер – главные антиподы. Между ними пропасть как нравственная, так и интеллектуальная. Их ценности противоположны. Но они оба – создатели нового человека. Шарикова.

Профессор на физическом уровне, а Швондер – на духовном. Ещё важная деталь. Они оба идут против закона мироздания. Преображенский насильственно пытается победить природу. А Швондер так же насильственно переустраивает общество.

Получается, что Швондер не только антипод, но и пародийный двойник профессора. Любопытно, не правда ли?

Есть в этой повести и ещё интересная особенность. Это два персонажа в одном. Дворовый пёс Шарик и созданный профессором человек – Полиграф Полиграфович Шариков. Две разные личности в одном теле, которые сменяют друг друга.

Шарик – это дворовый пёс. Хитрый, озорной и обаятельный. Он воспринимает профессора Преображенского как божество. После голодной уличной жизни псу кажется, что он попал в рай.

Сочинение Доктор Борменталь в рассказе Собачье сердце (9 класс)

Именно глазами Шарика читатель видит Москву в начале. С помощью этого приёма писатель решает сразу две задачи.

Во-первых, Булгаков создаёт образ пролетарской Москвы. В ней тяжело жить и собакам, и людям. Шарик рассуждает о болезнях, голоде, гнилой еде в общепите, человеческой жестокости и горе.

Во-вторых, писатель даёт понять, что Шарик – это личность. Он мудр, умеет видеть людей по глазам.

«О, глаза – значительная вещь. Вроде барометра. Все видно у кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в рёбра, а кто сам всякого боится».

У Шарика есть чувство юмора. Он иронизирует, когда девушка на улице называет его Шариком.

«Какой он к чёрту Шарик! Шарик это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрёт, сын счастливых родителей, а он лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пёс…»

Но самое главное, пёс Шарик гораздо добрее и человечнее человека Шарикова. Булгаков постоянно подчёркивает это, в том числе и на уровне системы образов. Например, с помощью второстепенных персонажей.

Например, в первой главе пёс Шарик сочувствует машинистке, которую встречает в подворотне. Он думает о её бедности, унижениях, о том, что она вынуждена питаться гнильём.

А в 9 главе человек Шариков сам издевается над такой же машинисточкой. Он использует девушку, лжёт ей, отбирает у неё кольцо. А когда она уходит, узнав правду, угрожает сократить её с работы.

Итак, пса Шарика можно назвать положительным персонажем. Но что же  результат эксперимента профессора Преображенского –  Полиграф Полиграфович Шариков?

Получилось ли у профессора создать нового человека? Нет.

Фактически он вернул к жизни Клима Чугункина, чьи железы пересадил дворовому псу. Шариков начал говорить бранными словами. Он играет на балалайке, как и его донор. Привычки, характер и отсутствие воспитания – всё переходит Шарикову от донора.

Он трус, лжец и вор. Быстро учится он только гадостям и подлостям. Потому профессор и говорит, что опаснее всего он для своего учителя – Швондера. «Весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце.

И самое паршивое из всех, которые существуют в природе».

С каждым днём Шариков всё больше наглеет и хамит.

Сочинение Доктор Борменталь в рассказе Собачье сердце (9 класс)

Находиться с ним в одной квартире опасно. Боится он только доктора Борменталя, который может с ним справиться физически. Интересно, что с Шариковым теория профессора о том, что «террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло» даёт осечку. Справиться с Шариковым удаётся только при помощи насилия – повторной операции.

Зачем вообще Филипп Филиппович создал такое существо? Профессор сам признаётся, что работал над улучшением человеческой породы. В начале двадцатого века существовала целая наука об этом. Называлась она евгеникой. Однако эксперимент профессора провалился, а его открытие не стоит ломаного гроша.

 «Доктор, человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год, упорно выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

Но в финале повести становится ясно, что профессор не оставляет своих изысканий.

«Пёс видел страшные дела. Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги. Упорный человек, настойчивый, все чего – то добивался в них, резал рассматривал, щурился и пел».

Таким образом, конец повести – отнюдь не идиллия. Финал можно назвать открытым. Ведь профессор всё так же не оставляет своего желания улучшить человеческую природу путём вмешательства в неё извне.

Изучив систему образов повести, мы можем понять основную мысль повести. Насильственные революционные перемены губительны.

Сочинение Доктор Борменталь в рассказе Собачье сердце (9 класс)

Попытки идти против природы и против социальных законов оборачиваются катастрофой. Но эти катастрофы неизбежны. Ведь всегда найдутся те, кто, выражаясь словами профессора Преображенского, «форсирует вопрос».

Мечтателям и бунтарям, приверженцам революций и всем желающим в одночасье что-либо изменить в обществе стоит вспомнить горькие слова профессора Преображенского: «Вот … что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей».

Источник: https://videouroki.net/video/59-sistema-obrazov-povesti-sobache-serdce.html

Образ и характеристика доктора Борменталя в повести "Собачье сердце": описание внешности и характера

Главная страница

Сочинение Доктор Борменталь в рассказе Собачье сердце (9 класс)
Доктор Борменталь в исполнении Б. Плотников.
«Собачье сердце» (1988)

Доктор Борменталь является одним из центральных персонажей повести «Собачье сердце» Булгакова. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика доктора Борменталя в повести «Собачье сердце»: описание внешности и характера героя.
Смотрите: Все материалы по «Собачьему сердцу»

Полное имя героя — Иван Арнольдович Борменталь:
«…Заметьте, Иван Арнольдович…»

Доктор Борменталь является ассистентом и учеником выдающегося профессора Преображенского:

«…Подпись: ассистент профессора Ф. Ф. Преображенского доктор Борменталь…»
«…я никогда не забуду, как я полуголодным студентом явился к вам, и вы приютили меня при кафедре. Поверьте, Филипп Филиппович, вы для меня гораздо больше, чем профессор, учитель…»
«…хирург ухитрился восемь раз поссориться со своим воспитанником…»
О внешности доктора Борменталя известно следующее:
«…очень красивым, молодым с острой бородкой…»
«…увидел мужскую ногу на белом табурете. Штанина и кальсоны на ней были поддёрнуты…»
«…а Борменталь в рубашке и синих подтяжках…»
«…Ответил Борменталь, не снимая заснеженной шапки…»
«,..своими короткими пальцами…»

О глазах Борменталя автор сообщает следующее: 

«…его сегодняшние глаза. Обычно смелые и прямые, ныне они бегали во все стороны от пёсьих глаз. Они были насторожены, фальшивы и в глубине их таилось нехорошее, пакостное дело, если не целое преступление…»
«…не сводя с пса насторожённых дрянных глаз, высунул из‑за спины правую руку…»

  • У доктора Борменталя приятный голос:
  • Доктор Борменталь является молодым мужчиной:
  • Иван Арнольдович Борменталь — способный врач, хотя и не мировая знаменитость:

«…спросил приятный мужской голос и триковая кальсона откатилась книзу…»
«…Но ведь я же не мальчик и сам соображаю, насколько это может получиться ужасная шутка…»
«…Нет, я не позволю вам этого, милый мальчик…» (Преображенскому 60 лет, поэтому он называет Борменталя мальчиком)

«…И я вас полюбил как способного врача…»
«…своими короткими пальцами, ставшими точно чудом тонкими и гибкими, ухитрился янтарной нитью его там замотать…»
«…Потому что вы‑то ведь не величина мирового значения…»

Доктор Борменталь является не только помощником, но и верным другом профессора Преображенского:
«…сидели двое – сам Филипп Филиппович и верный, привязанный к нему Борменталь…»

Иван Арнольдович безмерно уважает профессора Преображенского и искренне восхищается им:

«…Как это вы успеваете, Филипп Филиппович? – с уважением спросил врач…»
«…Моё безмерное уважение к вам… Позвольте вас поцеловать, дорогой Филипп Филиппович…»
«..«Не имеет равных в Европе… Ей‑богу!», – смутно подумал Борменталь…»

Читайте также:  Анализ «легенда о данко» горький (7 класс)

Известно, что отец доктора Борменталя был судебным следователем:

«…Какой там чёрт! Отец был судебным следователем в Вильно…»
Это был цитатный образ и характеристика доктора Борменталя в повести «Собачье сердце» Булгакова, описание внешности и характера персонажа.

Смотрите: Все материалы по «Собачьему сердцу»

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/02/doktor-Bormental-Sobache-serdce-obraz-harakteristika.html

Доктор Борменталь (Собачье сердце) – характеристика Ивана Арнольдовича — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Одним из главных персонажей в повести М.Булгакова является ученик, ассистент и друг профессора Преображенского Иван Арнольдович Борменталь. Чем же запомнился читателю образ доктора Борменталя “Собачье сердце”? Автор наделил этого человека не только красивой внешностью, но и лучшими качествами – благородством, умом, честностью, высокими моральными принципами.

Внешность доктора Борменталя

В повести не уделено много внимания описанию внешности персонажа. Мы постепенно знакомимся с доктором, его внешние данные чаще открываются в эпизодах. Он “очень красивый, молодой, с острой бородкой”. У молодого ассистента профессора приятный голос, красивые глаза.

Иван Арнольдович наделён физической силой, имеет крепкую фигуру, высокий рост. Именно сочетание ума, сильной натуры и высоких моральных принципов делает образ Борменталя практически идеальным. Кроме того, заботливый ученик, благодарный молодой человек не даёт в обиду профессора своему детищу – Шарикову.

Иногда Борменталь применяет данную ему природой силу, чтобы успокоить Шарикова, который склонен к дебоширству и дракам.

Черты характера персонажа

У Борменталя спокойный ровный характер, он уравновешивает профессора. Его вспыльчивость и эмоциональность никак не отражается на отношениях коллег – доктор удивительно тактичен и культурен. Кроме того Борменталь предан профессору, он восхищается талантом коллеги, всячески поддерживает его. Такие люди, как Иван Арнольдович не умеют завидовать, строить козни, предавать.

Доктор – фанат своего дела, он превозносит гений профессора, искренне радуется за него и их совместное дело.

Самоотверженность молодого доктора поражает, во имя эксперимента он забывает о личной жизни, переезжает к профессору, защищает его от Шарикова, тщательно следит за “развитием” подопытного.

Когда деградация Шарикова становится опасной для окружающих, а особенно для самого профессора, Борменталь принимает решение убить чудовище, которое они “породили”.

Именно он, честный, справедливый, до крайней степени порядочный человек внутренне готов к такому шагу. Борменталь спасает жизнь профессора от попытки шарикова убить своего создателя. Образ доктора Борменталя прямо противоположен главному герою – Шарикову.

Автор сопоставил двух персонажей таким образом, чтобы они показали своими поступками – наглость и культуру, преданность и неблагодарность, верность и предательство.

Оба героя, в каком-то смысле, сыновья профессору: Шариков – искусственно, а Борменталь – в нравственном смысле.

Роль Борменталя в судьбе великого гения

Как известно гениальные люди рассеяны, плохо приспособлены к жизни, им всегда тяжело пробиваться в одиночку. Профессор Борменталь – своеобразный ангел-хранитель Филиппа Филипповича Преображенского.

На нём держится весь экспериментальный процесс: он методично и самоотверженно день за днём отдаёт себя работе, ведёт записи, фиксирует малейшие изменения, подстраховывает знаменитого коллегу в сложных ситуациях.

Когда-то в юности Иван Арнольдович был бедным студентом, ему не хватало средств не только для учёбы, но и для существования.

Профессор разглядел в молодом человеке талант, порядочность и тягу к знаниям, устроил его на кафедру, а позже сделал своим ассистентом.

В благодарность Борменталь посвятил свою жизнь и карьеру чужому успеху. Он очень хороший специалист, но не международного уровня, его не коснулась слава.

Борменталь не тщеславен, он предан общему делу и профессору, который для молодого человека – дорог как отец.

В нашей статье представлена характеристика доктора Борменталя из повести “Собачье сердце”.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20415-doktor-bormental-sobache-serdce-harakteristika-ivana-arnoldovicha.html

Поэзия и проза профессии врача (сочинение по повестям "Роковые яйца" и "Собачье сердце")

Профессия врача является одной из древнейших. В ней человек соперничает с богом, стремясь победить болезни и смерть, желая ощутить себя не венцом творения, а самим творцом. Врач — поэт человеческой природы. Но за поэзией открытий и спасённых жизней следует проза будней, где присутствуют сомнения и ошибки (от них никто не застрахован), где нужно делать выбор, нести ответственность.

Врачи не раз становились героями произведений русских писателей, многие из которых и сами получили медицинское образование. Медики являются главными действующими лицами рассказов, романов, повестей и пьес М.А. Булгакова. Достаточно вспомнить хотя бы цикл его рассказов «Записки юного врача».

Читая описание будней отдалённой сельской больницы, думаешь о подвижничестве людей, избравших профессию, которая требует от человека не только напряжения душевных и физических сил, но и немалого мужества.

В «Записках» тонко переданы переживания молодого врача по поводу первых случаев из его практики, его искреннее стремление помочь всем.

Выбирая врачей в качестве действующих лиц своих произведений, писатель не ограничивается кругом чисто медицинских проблем: он поднимает нравственные, общечеловеческие вопросы.

В связи с этим в памяти возникают образы таких героев, как учёный Персиков (он не врач, но работает в пограничной области, является всемирно известным зоологом), профессор Преображенский и доктор Борменталь в «Собачьем сердце», Стравинский в романе «Мастер и Маргарита».

В ряду этих персонажей доктор Стравинский — исключение. Не ставит профессор никаких рискованных экспериментов над своими подопечными. Психиатрическая клиника Стравинского — единственное место, где герои бессмертного романа находят покой и спасение.

А вот его коллеги Персиков и Преображенский в своих экспериментах совершают насилие над природой, естественным ходом вещей. Один открывает так называемый «красный луч», «луч жизни», который на поверку оказывается лучом смерти, разрушения.

Другой пересаживает гипофиз человека собаке и получает чудовищный результат.

Итак, поэзия — это эксперимент, а проза — последствия эксперимента. Что считать жестокостью и убийством, с точки зрения медицинской этики? Ведь в фашистских концлагерях тоже работали врачи и совершали открытия «во имя науки», используя в качестве подопытного материала живых людей.

С другой стороны, в истории медицины известны такие случаи, когда ценой смерти одного человека (жертвы эксперимента) удавалось спасти многих. Но здесь приходит на память разговор героев Ф.М.

Достоевского — братьев Ивана и Алексея Карамазовых: гармония в мире и счастье людей не стоят слезинки одного замученного ребёнка!

Попав в руки невежд, открытие Персикова погубило многих людей, в том числе и самого учёного: разъярённая толпа творит над ним дикий самосуд. А ведь у тех, кто взял на вооружение «красный луч», были благие намерения!

Филипп Преображенский (говорящая фамилия!) из «Собачьего сердца» считает своим долгом улучшать человеческую природу. Занимаясь пересадкой органов, он надеется продлить период жизненной активности человека. С этой целью он и задумывает невиданную операцию. В каком-то смысле профессор претендует на роль творца.

Но кого он создал? Нового человека? Иметь лишь внешние человеческие признаки недостаточно для того, чтобы называться человеком. Уродством физическим и духовным отмечен получившийся в результате эксперимента Шариков, называющий своего создателя «папашей».

Преображенский едва не был убит этим монстром, которого сам же изобрёл в самодовольном стремлении усовершенствовать человека по своему разумению. Осознав крах своей научной идеи, профессор исправляет ошибку.

Повести М.А. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце» впрямую ассоциируются с историческим экспериментом, который проделали большевики. В них звучит предупреждение об опасности любых экспериментов.

Вмешательство в историю, человеческую природу не должно совершаться революционными, насильственными методами. Будучи по профессии врачом, М.А. Булгаков ратует в своих произведениях не за скачкообразное, а за эволюционное, поступательное развитие человека, общества, истории.

Последствия непродуманного вмешательства в этот процесс оказываются плачевными и для общества, и для самих экспериментаторов.

Исцелить от болезней тело человека, избавить от злобы и ненависти его душу можно только любовью — той, которая пронизывает роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Время показало, насколько прав был в своих суждениях писатель.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bulgakov_m_a/poehzija_i_proza_professii_vracha_sochinenie_po_povestjam_rokovye_jajca_i_sobache_serdce/12-1-0-1825

Анализ повести Булгакова «Собачье сердце» | Литерагуру

О чем книга «Собачье сердце»? Ироничная история Булгакова повествует о неудавшемся эксперименте профессора Преображенского. В чём он заключается? В поиске ответа на вопрос, как «омолодить» человечество. Удаётся ли герою найти искомый ответ? Нет. Но он приходит к результату, имеющему для общества более высокий уровень значимости, чем задуманный эксперимент.

История создания

Киевлянин Булгаков решил стать певцом Москвы, её домов и улиц. Так рождались московские хроники. Повесть писалась в Пречистинских переулках по заказу журнала «Недра», хорошо знакомого с творчеством писателя. Хронология написания произведения укладывается в три месяца 1925 года.

Будучи врачом, Михаил Александрович продолжил династию своей семьи, подробно описав в книге операцию по «омоложению» человека. Более того, известный в Москве доктор Н.М. Покровский, дядя автора повести, стал прототипом профессора Преображенского.

Первое чтение машинописного материала состоялось на собрании «Никитских субботников», что сразу стало известно руководству страны. В мае 1926 года у Булгаковых был произведён обыск, итог которого не заставил себя ждать: рукопись изъяли. Замысел напечатать свой труд у писателя не осуществился. Советский читатель увидел книгу только в 1987 году.

Основные проблемы

Книга не зря обеспокоила бдительных стражей мысли. Булгакову удалось изящно и утонченно, но все же вполне четко отразить злободневные вопросы – вызовы нового времени.

Проблемы в повести «Собачье сердце», которые затрагивает автор, не оставляют читателей равнодушными.

Писатель рассуждает об этичности науки, нравственной ответственности учёного за свои эксперименты, возможности губительных последствий научного авантюризма и невежества. Технический прорыв мог обернуться моральным упадком.

Проблема научного прогресса остро ощущается в момент его бессилия перед преобразованием сознания нового человека.

С его телом профессор справился, но дух контролировать не смог, поэтому Преображенскому пришлось расстаться с амбициями и исправить свою ошибку – перестать тягаться с мирозданием и вернуть собачье сердце владельцу.

Искусственные люди не смогли оправдать свое гордое звание и стать полноценными членами общества. Кроме того, бесконечное омолаживание могло поставить под удар саму идею прогресса, ведь если новые поколения естественным образом не сменят старые, то развитие мира остановится.

Неужели попытки изменить менталитет страны к лучшему совсем уж бесплодны? Советская власть попыталась искоренить предрассудки прошлых столетий – именно этот процесс стоит за метафорой создания Шарикова. Вот он, пролетарий, новый советский гражданин, его сотворение возможно.

Однако перед его созидателями возникает проблема воспитания: они не могут унять свое творение и научить его быть культурным, образованным и нравственным при полном комплекте революционной сознательности, классовой ненависти и слепой веры в правильность и непогрешимость партии.

Почему? Это невозможно: либо дудочка, либо кувшинчик.

Человеческая беззащитность в вихре событий, связанных с построением социалистического общества, ненависть к насилию и лицемерию, отсутствие и подавление оставшегося человеческого достоинства во всех его проявлениях – все это пощечины, которыми автор заклеймил свою эпоху, а все потому, что она не ставит в грош индивидуальность.

Коллективизация затронула не только деревню, но и души. Оставаться личностью становилось все сложнее и сложнее, ведь общественность предъявляла на нее все новые и новые права. Всеобщее приравнивание и уравнивание не сделали людей счастливее, но превратили их в ряды ничего не значащих биороботов, где тон задают самые серые и бездарные из них.

Читайте также:  Тарас бульба - характер, рожденный временем - сочинение (7 класс)

Хамство и глупость стали нормой в обществе, подменили революционную сознательность, и в образе Шарикова мы видим приговор новому типу советского человека.

Из владычества Швондеров и им подобных вытекают и проблемы попрания интеллигентности и интеллигенции, власти тёмных инстинктов в жизни индивида, тотального грубого вмешательства в естественный ход вещей…

На некоторые вопросы, поставленные в произведении, нет ответа и на сегодняшний день.

В чём смысл книги?

Люди давно ищут ответы на вопросы: Что есть человек? Каково его общественное предназначение? Какую роль играет каждый в создании той среды, которая была бы «комфортна» живущим на планете Земля? Какие существуют «пути» к этому «комфортному сообществу»? Возможен ли консенсус между людьми разного социального происхождения, придерживающихся противоположных взглядов на те или иные вопросы бытия, занимающих альтернативные «ступеньки» в интеллектуальном и культурном развитии? И, конечно, важно понять простую истину, заключающуюся в том, что общество развивается благодаря неожиданным открытиям в той или иной отрасли науки. Но всегда ли эти «открытия» можно назвать прогрессивными? Булгаков на все эти вопросы отвечает со свойственной ему иронией.

Человек – это личность, а развитие личности подразумевает самостоятельность, в которой отказана советскому гражданину. Общественное предназначение людей в том, чтобы мастерски делать свое дело и не мешать другим. Однако «сознательные» герои Булгакова только скандируют лозунги, но не трудятся во благо их воплощения в реальность.

Каждый из нас во имя комфорта должен терпимо относиться к инакомыслию и не мешать людям его исповедовать. И опять в СССР все в точности, да наоборот: талант Преображенский вынужден с боем отстаивать свое право помогать пациентам, а его точка зрения нагло осуждается и преследуется какими-то ничтожествами.

Они могут жить в мире, если каждый займется своим делом, но равенства в природе нет и быть не может, ведь с самого рождения все мы отличаемся друг от друга. Невозможно его поддерживать искусственно, так как не может Швондер начать гениально оперировать, а профессор — играть на балалайке.

Навязанное, не настоящее равенство только навредит людям, помешает им адекватно оценивать свое место в мире и с достоинством его занимать.

Открытия человечеству нужны, это понятно. Но не стоит заново изобретать колесо – пытаться воспроизвести человека искусственно, например. Если естественный способ все еще возможен, зачем же ему аналог, да еще и такой трудоемкий? Перед людьми стоит немало других, более существенных угроз, на которые стоит обратить всю мощь научного интеллекта.

Главные темы

Повесть многопланова. Автор затрагивает важные темы, характерные не только эпохе начала двадцатого века, но и являющиеся «вечными»: добра и зла, науки и морали, нравственности, судьбы человека, отношения к животным, построения нового государства, родины, искренних человеческих отношений.

Особенно хочется выделить тему ответственности создателя за свое творение. Борьба амбиций и принципиальности в профессоре закончилась победой гуманизма над гордыней. Он смирился со своей погрешностью, признал поражение и воспользовался опытом, чтобы исправить ошибки.

Именно так должен поступать каждый творец.

Также актуальна в произведении тема свободы личности и тех границ, которые общество, как и государство, пересекать не вправе. Булгаков настаивает на том, что полноценный человек — тот, что обладает свободой воли и убеждений.

Только он может развить идею социализма без карикатурных форм и ответвлений, уродующих замысел. Толпа слепа и всегда ведома примитивными стимулами.

А вот личность способна к самоконтролю и саморазвитию, ей надо дать волю трудиться и жить во благо социума, а не настраивать ее против него тщетными попытками насильственного слияния.

Сатира и юмор

Книга открывается монологом бродячего пса, обращённым к «гражданам» и дающим точные характеристики москвичам и самому городу.

Население «глазами» собаки неоднородно (что соответствует действительности!): граждане – товарищи – господа. «Граждане» отовариваются в кооперативе Центрохоза, а «господа» — в Охотном ряду.

Для чего богатым людям гнилая лошадь? Эту «отраву» получишь только в Моссельпроме.

«Узнать» человека можно по глазам: у кого «сушь в душе», кто агрессивен, а кто «холуй». Последний – самый противный. Боишься – тебя-то и следует «тяпнуть». Гнуснейшая «мразь» – дворники: гребут «человеческие очистки».

А вот повар – важный объект. Питание – серьёзный показатель состояния общества.

Так, барский повар графов Толстых – настоящая личность, а повара из Совета Нормального питания вытворяют такое, что даже собаке непотребно. Если же стал председателем, то активно краду.

Ветчина, мандарины, вина – это «братья Елисеевы бывшие». Швейцар хуже котов. Он пропускает бродячую собаку, заискивая перед профессором.

Система образования «предполагает» москвичей «образованных» и «необразованных». А зачем учиться читать? «Мясо итак пахнет за версту». Но если есть хоть какие-то мозги, вы без курсов выучитесь грамоте, как, например, бродячий пёс. Начало шариковского образования – магазин электрики, где бродяга «отведал» изолированной проволоки.

Приёмы иронии, юмора и сатиры часто используются в сочетании с тропами: сравнениями, метафорами и олицетворениями.

Особым сатирическим приёмом можно считать способ первоначального представления персонажей по предварительной описательной характеристике: «загадочный господин», «богатый чудак» — профессор Преображенский»; «красавец-тяпнутый», «укушенный» — доктор Борменталь; «некто», «фрукт» — посетитель. Неумение Шарикова общаться с жильцами, формулировать свои требования, рождает юмористические ситуации и вопросы.

Если говорить о состоянии прессы, то устами Фёдора Фёдоровича писатель рассуждает о том случае, когда в результате прочтения советских газет перед обедом, больные теряли вес. Интересна оценка профессором существующего строя через «вешалку» и «калошную стойку»: до 1917 года двери парадных не закрывались, так как грязную обувь и верхнюю одежду оставляли внизу. После марта все калоши исчезли.

Основная идея

В своей книге М.А. Булгаков предупреждал, что насилие — это преступление. Всё живое на земле имеет право на существование. Это неписаный закон природы, которому необходимо следовать, чтобы не допустить точки невозврата.

Необходимо на всю жизнь сохранить чистоту души и помыслов, чтобы не потворствовать внутренней агрессии, не выплескивать ее наружу.

Потому насильственное вмешательство профессора в естественный ход вещей осуждается писателем, поэтому ведет к таким чудовищным последствиям.

Гражданская война ожесточила общество, сделала его маргинальным, хамским и пошлым в основе своей. Вот они, плоды насильственного вмешательства в жизнь страны.

Вся Россия 20-х годов – грубый и невежественный Шариков, который вовсе не стремится к труду. Его задачи менее возвышены и более эгоистичны.

Булгаков предостерегал современников от такого развития событий, высмеяв пороки нового типа людей и показав их несостоятельность.

Главные герои и их характеристика

  1. Центральная фигура книги – профессор Преображенский. Носит очки в золотой оправе. Живёт в богатой квартире, состоящей из семи комнат. Он одинок. Всё своё время посвящает работе. Филипп Филиппович ведёт приём дома, иногда здесь же оперирует. Больные называют его «магом», «чародеем». «Творит», сопровождая часто свои действия пением отрывков из опер. Любит театр.

    Убеждён, что каждый человек должен стремиться стать специалистом в своём деле. Профессор – прекрасный оратор. Его суждения выстраиваются в чёткую логическую цепочку. О себе говорит, что он человек наблюдения, фактов. Ведя дискуссию, увлекается, входит в азарт, иногда переходит на крик, если проблема задевает его за живое.

    Отношение к новому строю проявляется в его высказываниях о терроре, парализующем нервную систему человека, о газетах, о разрухе в стране. Заботливо относится к животным: «проголодался, бедняга». В отношении к живым существам проповедует только ласку и невозможность никакого насилия. Внушение гуманных истин – единственный путь воздействия на все живое.

    Интересная деталь в интерьере квартиры профессора – сидящая на стене громадная сова, символ мудрости, так необходимый не только учёному с мировым именем, но и каждому человеку. По окончании «эксперимента» находит в себе мужество признать, что эксперимент омоложения не удался.

  2. Молодой, красивый Иван Арнольдович Борменталь – ассистент профессора, который полюбил его, приютил как подающего надежды юношу. Филипп Филиппович надеялся, что из доктора выйдет в будущем талантливый учёный. Во время операции в руках Ивана Арнольдовича буквально всё мелькает. Врач не просто скрупулёзно относится к своим обязанностям.

    Дневник доктора как строгий медицинский отчёт-наблюдение за состоянием больного, отражает всю гамму его чувств и переживаний за результат проведённого «эксперимента».

  3. Швондер – председатель домкома. Все его действия напоминают конвульсии марионетки, которой кто-то невидимый управляет. Речь путаная, повторяются одни и те же слова, что подчас вызывает у читателей снисходительную улыбку.

    У Швондера нет даже имени. Он видит свою задачу в том, чтобы исполнять волю новой власти, не задумываясь, хорошо это или плохо. Ради достижения своей цели способен на любой шаг. Мстительный, он искажает факты, клевещет на многих людей.

  4. Шариков – существо, нечто, результат «эксперимента». Скошенный и низкий лоб свидетельствует об уровне его развития.

    Использует в своем лексиконе все бранные слова. Попытка обучить его хорошим манерам, привить вкус к прекрасному не увенчалась успехом: пьянствует, ворует, издевается над женщинами, цинично оскорбляет людей, душит котов, «совершает звериные поступки». Как говорится, на нём природа отдыхает, потому что нельзя идти с нею вразрез.

Основные мотивы творчества Булгакова

Многогранность творчества Булгакова поражает. Ты словно путешествуешь по произведениям, встречая знакомые мотивы. Любовь, алчность, тоталитаризм, нравственность – это лишь частички одного целого, «кочующие» из книги в книгу и создающие единую нить.

  • В «Записках на манжетах» и в «Собачьем сердце» звучит вера в человеческую доброту. Данный мотив является центральным и в «Мастере и Маргарите».
  • В повести «Дьяволиада» отчетливо прослеживается судьба маленького человека, рядового винтика бюрократической машины. Этот мотив характерен для других произведений автора. Система подавляет в людях их лучшие качества, и страшно то, что со временем для народа это становится нормой.  В романе «Мастер и Маргарита» в «психушке» держали писателей, творения которых не соответствовали правящей идеологии. Профессор Преображенский рассказывал о своих наблюдениях, когда он давал больным перед обедом читать газету «Правда», то они теряли в весе. Того, что способствовало бы расширению кругозора и позволяло посмотреть на события с противоположных ракурсов, в периодической прессе найти было невозможно.
  • Эгоизм – вот чем руководствуется большинство отрицательных персонажей булгаковских книг. Например, Шариков из «Собачьего сердца». А скольких неприятностей возможно было избежать, при условии, что «красным лучом» воспользовались бы по назначению, а не в корыстных целях (повесть «Роковые яйца»)? Основами этих произведений являются эксперименты, идущие вразрез с природой. Примечательно, что Булгаков отожествлял эксперимент с построением социализма в Советском Союзе, что опасно для социума в целом.
  • Основной мотив творчества писателя — мотив родного Дома. Уют в квартире Филиппа Филипповича («лампа под шелковым абажуром») напоминает атмосферу дома Турбиных. Дом – семья, родина, Россия, о которой у писателя болело сердце. Всем своим творчеством он желал родине благополучия и процветания.

Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-povesti-bulgakova-sobache-serdtse/

Ссылка на основную публикацию