Произведения, созданные Антоном Павловичем Чеховым, заслуженно вписаны в перечень сочинений, составляющих основу классической драматургии. Пьеса «Вишневый сад» присутствует в репертуаре большинства драматических театров и считается одной из часто выбираемых для постановки на сцене.
Произведение представляет читателю характерных персонажей, свойственных философии Чехова. На фоне героев первого плана выделяются и второстепенные действующие лица. К таковым относится камердинер Фирс.
История создания
Писатель Антон Павлович Чехов
Старик служит в доме Раневской более полувека. Он олицетворяет собой прошлое России, так как его биография тесно связана с давно прошедшими временами. Фирс был слугой при дедушке главных героев, когда деревья вишневого сада были молодыми. Старый уклад жизни формирует взгляды камердинера, потворствующего старым порядкам. Прототипом образа Фирса можно считать Ипата, лакея, описанного Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Равно как и Фирс, Ипат отрекся от личной свободы после отмены крепостного права и предпочел роль слуги, к которой привык за годы работы в доме князя.
Подобно Ипату, Фирс вспоминает юность своих господ, их прихоти и навязчивые идеи. Вопреки сатирической характеристике Ипата, Фирс получает поддержку от автора. Чехов понимает своего героя и благоволит ему. Из уст камердинера вырываются фразы, описывающие мысли драматурга и идею пьесы.
Фирса отличает любовь к порядку, проявляемая в действиях и в быту. В престарелом возрасте он анализирует окружающую его атмосферу в стране и в доме и понимает, что привычный уклад вещей пропал, что все пришло в разрозненное состояние. Нестабильность ощущают и другие герои произведения.
Фирс
Автор устами Фирса называет его и других персонажей «недотепами», людьми, неспособными принять жизнь. Это отчетливо изображается в описании отношения к вишневому саду. Фирс видит его молодым, как в прошлом, Гаев – возможностью козырнуть, а Лопахин вырубает деревья, пытаясь спасти. Аня и Петя задумываются об устройстве новых садов, а не о сохранении старого.
Судьба Фирса крепко связана с усадьбой. Чехов описал его верным слугой. Такой тип героя встречается в произведениях «Недоросль» Фонвизина, «Евгений Онегин» Пушкина, «Обломов» Гончарова. Представитель старой России, ее духа, культуры, традиций и веры, многогранный глубокий персонаж сравнивается с героями, провозглашающими идеалы нового времени.
Пьеса «Вишневый сад»
Иллюстрация к пьесе «Вишневый сад»
Поклонник крепостничества, старый Фирс демонстрирует неразрушимую, веками лелеемую связь слуги и барина. Отмена привычной кабалы разрушает его жизнь, так как теперь он становится лишним и ненужным в обществе, где еще недавно на него опирался весь быт. Поэтому вокруг мужчины царит непонятный ему хаос. Фирс выступает своеобразным хранителем семейного гнезда, следит за хозяйством, остается нянькой для выросших на его глазах барчуков, продолжая следить за их внешним видом. Несмотря на отстраненность от жизненных реалий, Фирс сохраняет способность рационально мыслить.
Привязанность к хозяевам связана у героя с искренними переживаниями, так как он потратил на них свою жизнь. Поэтому он трогательно плачет при встрече с Раневской и продолжает оправлять одежду Гаева.
Оставшись в запертом на зиму доме, перед смертью Фирс не думает о своих нуждах, хотя к этому располагает обретенная свобода. Его больше волнует то, как чувствуют себя его подопечные, которые забыли о нем.
Раневская и Гаев
Контрастно выглядит непутевый франт Яша, состоящий при недалекой барышне Раневской, на фоне основательного Фирса. Старик погибает без внимания, потому что до него никому нет дела, хотя окружающие видят его состояние.
Чехов проводит своеобразные параллели между хозяевами и слугами. В сравнении с Дуняшей и Яшей, копирующими нравы господ, Фирс олицетворяет качества, которых не хватает нынешним дворянам. Мудрый, верный своему делу и дорогим людям, преданный и добрый Фирс вызывает уважение автора и читателя.
Экранизации
Пьеса «Вишневый сад» востребована среди театральных постановщиков. Каждый режиссер рано или поздно обращается к творчеству Чехова, таящему в себе идеи, актуальность которых не теряется с течением времени.
Философия драматурга интересна и кинопостановщикам, поэтому произведение часто экранизируют. «Вишневый сад» можно было увидеть на экранах с 1936 года. Первым режиссером, обратившим внимание на пьесу, стал Тиэко Хагиясяма.
Затем коллеги из Британии и Германии предлагали вниманию публики многосерийные телевизионные проекты по мотивам пьесы.
Первые полнометражные работы по мотивам произведения Чехова появились во второй половине 20 века.
Игорь Ильинский в роли Фирса (кадр из фильма «Вишневый сад»)
Актер Игорь Ильинский воплотил образ старого камердинера в картине 1983 года. Он же выступил режиссером фильма. Пол Карран сыграл роль слуги в ленте 1991 года.
Александр Граве выступил в образе Фирса в ленте 1993 года Анны Чернаковой «Вишневый сад. Фантазии на тему». В фильме Михалиса Какояниса 1999 года Фирса сыграл Майкл Гоф.
Игорь Ясулович изобразил камердинера Гаева и Раневской в картине «Сад» Сергея Овчарова, снятой в 2008 году.
Цитаты
Из уст старого Фирса вырываются фразы, характеризующие его мировоззрение и образ. Он потерял ориентиры после отмены крепостного права, поэтому мир камердинера находится в состоянии хаоса и неразберихи:
«Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего».
Фирс остро ощущает необходимость своего присутствия в доме, где прошла его жизнь.
«Раньше вишню сушили»
Он не может покинуть усадьбу из-за привязанности к повзрослевшим хозяевам. Его значимость преувеличивается героем, но хозяйственность и основательность, с которой он следит за бытом, подтверждают точку зрения Фирса:
Источник: https://24smi.org/person/6267-firs.html
Вишнёвый сад анализ произведения, история создания
В своем произведении «Вишневый сад» автор описывает Россию в целом. Он показал ее прошлое, нарисовал умирающее настоящее и заглянул в далекое будущее. Чехов выразил свое собственное отношение к происходящим в стране событиям.
Он предсказал надвигающиеся перемены, ожидающие страну, хотя самому ему уже не суждено было их увидеть. Это последняя пьеса автора, написанная незадолго до смерти и занявшая почетное место в классике русской литературы.
Ниже дан краткий литературоведческий анализ произведения выдающегося драматурга.
Краткий анализ
- Год написания — 1903
- История создания — Личный пример отца писателя, вынужденного продать свое родовое поместье, подсказал писателю сюжет пьесы.
- Тема — В произведении автор раскрывает тему времени, вырождение старого общества и развитие будущего.
- Композиция — Композиция пьесы состоит из 4-х действий.
Жанр — По признанию самого автора, он писал комедию. С точки зрения современности, жанр «Вишневого сада» более относим к жанру трагедии.
Направление — Реализм.
История создания
Из письма Чехова к своей жене известно, что работу над своей новой пьесой автор начал в 1901 году. Стимулом к созданию этого произведения послужила личная семейная трагедия писателя. Жизненные обстоятельства сложились так, что отцу Антона Павловича пришлось продавать свое родовое поместье, чтобы выпутаться из долгов.
Возможно, вам также будет интересна статья: Пьеса Островского «Бесприданница» — анализ
Писателю были близки и понятны те чувства, которыми он наделил героев пьесы. И такое случалось не только в его семье. Повсюду, по всей великой России шло вырождение дворянства как класса. Разорялись зажиточные крепкие хозяйства, огромное количество бывших когда-то богатейших имений шло с молотка. Так начиналась новая веха в истории страны.
Весь этот разрушительный процесс не мог оставить в стороне гения русского писателя, и из-под пера автора вышла его последняя пьеса, ставшая вершиной творчества драматурга. Во время создания этого шедевра русской классики писатель был уже тяжело болен, работа двигалась не так быстро, как хотелось, и была завершена только в 1903 году.
Тема
Основная тема пьесы — продажа имения Раневской. И именно на этом примере писатель описывает происходящую в России ситуацию.
Все действие в пьесе разворачивается вокруг вишневого сада, в это понятие автор вкладывает очень глубокий смысл. Образ вишневого сада Чехов олицетворяет с Россией. Во времена дворянства фактически все имения были окружены садами, это был их отличительный признак.
С ними сравнивается и ситуация в стране: в прошлом все было благополучно, было буйство садов и зелени. Вишневый сад расцветает, наполняя все вокруг своим благоуханием. И страна поднялась и расцвела. Но сады в цвету стоят не более недели, приходит время, и цвет облетает.
Так и в России все начинает рушиться.
Приходит время, когда появляется другое поколение. Оно готово безжалостно вырубить эти сады. Начинается вырождение целого класса, умирает дворянство. Имения продаются с молотка, деревья вырубаются. Последующее поколение еще стоит на распутье, и что оно выберет, неизвестно.
С продажей родовых гнезд уничтожается и память о прошлом, нарушается связь поколений. Настоящее полно неизвестности, а будущее — страшит. Грядут перемены, но что они несут, трудно понять.
Разрушается связь поколений, рушатся памятники, хранящие историю рода, а без прошлого будущего не построишь.
Система образов в пьесе Чехова подразделена на три категории, на примере которых описывается жизнь страны. Ее прошлое символизируют Раневская, ее брат Гаев, старый слуга Фирс. Это то поколение, живущее, не задумываясь о завтрашнем дне.
Они пришли на все готовое, не прилагая к этому никаких усилий и не делая попыток что-либо улучшить или изменить. Получилось время застоя, которое неизбежно привело их к разорению и обнищанию.
Обнищанию не только материальному, но и духовному, когда история рода уже не имеет для них никакой ценности.
Возможно, вам также будет интересна статья: Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
Героем настоящего страны является Лопахин. Это слой населения, выбившийся в люди с самых низов человеческого общества, разбогатевших собственным трудом. Но и это поколение бедно духовно. Их цель жизни — сохранить и приумножить свой достаток, накопление материальных ценностей.
Будущее России олицетворяют представители молодого поколения. Дочь Раневской Аня и Петя Трофимов мечтают о будущем, которое видят светлым и счастливым. Эти герои стоят на распутье, они не готовы изменить что-то сами. Есть вероятность, что они пойдут методом проб и ошибок. Впереди у них целая жизнь, и, может быть, они сумеют построить счастливое будущее.
Композиция
Пьеса разделяется на четыре действия. Экспозиция — обитатели имения ожидают приезда своей хозяйки из-за границы. Все что-то говорят, совершенно не обращая внимания друг на друга, не слушая собеседника. Таким образом Чехов показал многоликость разобщенной России.
В первом действии происходит завязка — наконец-то появляется хозяйка имения Любовь Андреевна Раневская и окружающим становится известно, что имение находится на грани разорения. Уже нельзя ничего предпринять.
Лопахин, бывший крепостной, а теперь разбогатевший помещик, предлагает хоть как-то спасти имение. Суть его предложения заключается в том, чтобы вырубить вишневый сад, а освободившиеся участки сдать в аренду.
Во втором действии продолжается развитие сюжета. Все так же идет обсуждение судьбы имения. Раневская не принимает никаких решительных действий, она ностальгирует по безвозвратно уходящему прошлому.
Кульминация происходит в третьем действии. Любовь Андреевна устраивает прощальный бал в имении, которое на торгах приобретает бывший крепостной Раневских, нынешний купец из семьи Лопахиных, Ермолай.
В четвертом действии пьесы история приходит к развязке. Любовь Андреевна вновь покидает родную страну. Планы ее недальновидны и бестолковы. Она промотает последние сбережения, и больше ей не на что надеяться.
Бывшая хозяйка имения настолько безответственна и легкомысленна, что она забывает старого и преданного слугу Фирса в доме. Никому не нужный и забытый всеми слуга остается в заколоченном доме, где и умирает.
Прощальным аккордом по уходящему прошлому звучит одинокий стук топора о вырубаемые деревья вишневого сада.
Возможно, вам также будет интересна статья: «Дама с собачкой» — смысл произведения
Жанр
Трудно определить жанр этого произведения. Сам автор признавал, что начинал писать комедию, а она превратилась в фарс. Когда пьеса вышла на сцене театра, ей дали определение «драма». С точки зрения современности, ее легко можно причислить к жанру трагедии.
До сих пор нет однозначного ответа на этот вопрос. Чехов размышлял о судьбе России, думал о том, что ее ожидает. Философская направленность этого произведения каждому дает возможность определить это со своей точки зрения. Главное, что пьеса никого не оставит равнодушным.
Каждого она заставляет задуматься и о себе, и о смысле жизни, и о судьбе своей Родины.
Источник: https://factstore.ru/vishnyovyy-sad-analiz-proizvedeniya/
Характеристика Фирса в «Вишневом саде»
Характеристика Фирса в пьесе «Вишневый сад» Чехова вовсе не так однозначна, как может показаться.
По трёхчастной схеме он, несомненно, относится к героям «прошлого», как по возрасту (Фирс самый старший среди действующих лиц, ему восемьдесят семь лет), так и по своим взглядам и мировоззрению — он убеждённый сторонник крепостного права, и эта ситуация на самом деле не столь парадоксальна, как кажется с первого взгляда.
Крепостное право с его тесной связью мужика и барина для Фирса воплощает идеальную стройную систему устройства общества, скреплённую взаимными обязательствами и ответственностью. Фирс видит в ней воплощение надёжности и стабильности.
Поэтому отмена крепостного права и становится для него «несчастьем»: разрушается всё то, что скрепляло «его» мир, делало его стройным и целостным, а сам Фирс, выпав из этой системы, становится в новом мире «лишним» элементом, живым анахронизмом. «…всё враздробь, не поймёшь ничего» — такими словами описывает он ощущаемый им хаос и бессмысленность происходящего вокруг.
С этим тесно связана также и своеобразная роль Фирса в «Вишневом саде» — одновременно «духа усадьбы», хранителя никем давно не соблюдаемых традиций, хозяйственника-распорядителя и «няньки» для так и не выросших «барских детей» — Раневской и Гаева.
Хозяйственность и «взрослость» подчёркиваются самой речью старого слуги: «Без меня тут кто подаст, кто распорядится?» — говорит он с полным осознанием важности своего места в доме. «Опять не те брючки надели» — обращается он к пятидесятилетнему «ребёнку» Гаеву.
При всей своей далёкости от реальной жизни с давным-давно изменившимися культурными и социальными обстоятельствами, Фирс, тем не менее, производит впечатление одного из немногих героев в пьесе, способных рационально мыслить.
Герои-слуги в системе образов пьесы «Вишневый сад», помимо своих собственных характерных функций, являются также «зеркалами» хозяев.
Однако Фирс в данном случае, скорее, «антизеркало»: если в образе Дуняши можно увидеть косвенную параллель с Раневской, а Яши — отражение дворянства в целом как класса, то в образе Фирса в пьесе «Вишневый сад» автор подчёркивает те черты, которыми как раз обделены Гаев и Раневская: основательность, хозяйственность, эмоциональная «взрослость». Фирс выступает в пьесе олицетворением этих качеств, в разной степени недостающих практически всем героям.
Каждый в пьесе так или иначе связан с главным объектом, вокруг которого разворачивается конфликт, — с вишневым садом.
Что же для Фирса вишневый сад? Для него это такой же воображаемый хронотоп, как и для всех прочих, но для старика-слуги он олицетворяет «старую» жизнь, «старые порядки» — синонимы стабильности, упорядоченности, «правильно» функционирующего мира.
Как неотъемлемая часть этого мира, Фирс в своей памяти продолжает жить там; с разрушением прежней системы, гибелью старого порядка умирает и он сам — «дух усадьбы» погибает вместе с нею самой.
Образ преданного слуги в пьесе «Вишневый сад» отличается от подобных в других произведениях русской классики. Схожие персонажи мы можем видеть, к примеру, у Пушкина — это Савельич, бесхитростный, до добрый и преданный «дядька», или у Некрасова — Ипат, «холоп чувствительный».
Однако герой пьесы Чехова более символичен и многогранен, поэтому не может быть охарактеризован исключительно как довольный своим положением «холоп». В пьесе он — символ времени, хранитель уходящей эпохи со всеми её недостатками, но также и добродетелями.
Как «дух усадьбы» он занимает в произведении очень важное место, которое не следует недооценивать.
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/vishnyovyj-sad/firs-harakteristika-obraza-v-pese.html
Характеристика Фирса (Вишневый сад)
Среди персонажей пьесы А.П.Чехова старый слуга Фирс может показаться незаметной фигурой. Гениальность авторской позиции в том, что он сумел этим образом показать многочисленные недостатки общества. Образ и характеристика Фирса в пьесе «Вишневый сад» открывают проблемы пережитков крепостного права, дают пути их разрешения.
Убеждения героя
Фирс – это старшее поколение слуг. Они прожили при крепостном праве и считают, что такое устройство общество идеально. В крепостном праве для Фирса много положительного:
- Взаимные обязательства слуг и господ;
- Понятно, что в таком устройстве есть и отрицательные стороны, но они воспринимаются лакеем как должное, обычное, неоспариваемое положение крестьянина в доме господина:
Фирс Николаевич не принял отмены крепостного права. Он остался слугой. Возможно, уже тогда лакей не понимал, что может быть другая жизнь. Добившись чина старшего камердинера, он не согласился стать вольным.
Мужчина не смог жениться: собирались хозяева женить, да забыли. Несчастье для Фирса – отмена права. Сама природа выступала, по мнению старика, против воли для крестьян: «сова кричала»…,«самовар гудел» без причины.
Фирс считает, что на нем держатся устои и традиции имения. Дети, за которыми он ухаживал, так и не стали взрослыми. Дух вишневого сада умирает вместе со старым лакеем.
Внешность прислуги
Автор дает точное описание внешности персонажа. Фирс – не просто старый, а древний старичок. В конце пьесы он сам называет себя недотепой. Что в этом слове? Обида, равнодушие или смирение. Возможно, все вместе. Строгие требования старых хозяев приучили слугу к порядку: он чист, аккуратен, точен. Внешность героя:
Лакей ходит торопливо, как будто боится что-то не успеть, вовремя не поднести. Возраст сказывается во внешности: ходит, опираясь на палочку, плохо слышит, бормочет под нос. Сейчас ему уже 87 лет, стал заметно стареть три года назад — с 85 лет. Значит, старик крепкий по здоровью. Он не впадает в беспамятство, рассуждает рационально, в отличие от многих других персонажей пьесы.
Комизм и трагизм персонажа
Есть в словах Чехова по отношению к Фирсу любовь, заметна и некоторая насмешка. Образ трагичен и комичен одновременно.
Комичность проглядывает уже в имени – Фирс. Греческое происхождение имени с удивительным переводом. Фирс – жезл Диониса (тирс), бога виноделия, урожая, производительных природных сил.
Увенчанный цветами старец далек от божественного статуса. Он занимает самую низшую ступень – лакей. Но в нем заложены те производственные силы природы, которыми одарен человек: преданность, трудолюбие, терпение.
Классик подчеркивает этим дисгармонию устройства общества.
Фирс Николаевич помнит родителей теперешних хозяев имения. Он пережил уже не одно поколение господ, но не изменился. Готов прислуживать им, заботиться и переживать за чужие судьбы, забыв о себе.
Фирс искренне вжился в роль слуги, он любит Раневскую, ухаживает как за ребенком за ее братом Гаевым. В каждой фразе трагизм и комизм положения старика. Ему 87 лет, а он подкладывает под ножки подушечки:
Плачет от радости: «Барыня моя приехала!».
Чистит щеткой брюки Гаева: «Опять не те надели!».
Подбирает пальто:
«…на нем легкое, демисезонное…». Хозяин может простудиться.
Плачевен итог такого отношения – о нем забывают. Старик остается один в пустом заколоченном доме. Он болен, стар и сильно устал, но тех, из-за кого он потерял здоровье, тех, о ком так заботился, нет рядом.
Тихий скромный старик-слуга остается один в пустом доме. Он будет слушать, как падают вековые деревья, вспоминать красоту их цветения. Фирс и вишневый сад можно считать однотипными персонажами. Их можно было еще сохранить, помочь, но никто не хочет даже поразмышлять над такими возможностями. Сад пошел под топор, а слуга умирает в одиночестве. Некому принести старику стакан с водой.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2038-harakteristika-firsa-vishnevyy-sad.html
Герои пьесы Чехова «Вишневый сад» | СуперСоч
Марина Владимировна (репетитор-практик)
04.02.2020
Антон Павлович Чехов всегда уделял большое внимание персонажам, тщательно прорабатывая детали их образа. В его произведениях нет ни одного «лишнего» героя, который не нес никакой смысловой нагрузки.
Каждый персонаж рассказов и пьес Чехова неизменно занимает свое место, позволяющее лучше понять взаимоотношения героев, общий замысел произведения.
Чтобы лучше понимать, что хотел сказать автор, необходимо детально проанализировать каждого героя, которого он ввел в пьесу.
Список героев
- Раневская Любовь Андреевна, помещица.
- Гаев Леонид Андреевич, родной брат Раневской.
- Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
- Аня, родная дочь Раневской.
- Варя, приемная дочь Раневской.
- Трофимов Петр Сергеевич, студент.
- Шарлотта Ивановна, гувернантка.
- Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
- Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
- Дуняша, горничная, Яша, молодой лакей.
- Фирс, старый лакей.
- Начальник станции.
- Прохожий.
- Почтовый чиновник.
- Гости, прислуга.
Главные герои пьесы
- Раневская Любовь Андреевна – некогда богатая и влиятельная помещица, привыкшая жить на широкую ногу. Брак героини оказался не слишком удачным. Она не любила мужа, который испытывал страсть к алкоголю, в итоге погубившего его. Настоящей личной драмой для Любови Андреевны стала трагическая смерть младшего сына, утонувшего в реке.
Спасаясь от тяжелых воспоминаний, героиня отправилась во Францию. Она по-прежнему вела беспечную жизнь, хотя финансы ее подходили к концу. Во Франции женщина вступила в связь с альфонсом, который обокрал ее и бросил. Раневской не оставалось ничего иного, как вернуться в Россию, в родовое гнездо. Она мечтала начать новую жизнь, но этого не произошло.
- Аня – семнадцатилетняя дочь Раневской, беспечная, живая, энергичная девушка, которой не терпится войти во «взрослую» жизнь. Она неопытная и наивна, но жизненная энергия Ани настолько сильна, что буквально захлестывает через край. Юная девушка влюблена в учителя Петра Трофимова, в котором видит идеал прогрессивного человека.
Его жизненные идеи увлекают Аню, которая стремится во всем соответствовать своему возлюбленному. Она готова отправиться за ним хоть на край света.
- Гаев Леонид Андреевич – брат Любови Андреевны, который прожил свою жизнь, по большому счету, зря. У него нет ни семьи, ни даже сердечной привязанности.
Леонид Андреевич беспокоит лишь один человек – он сам, и его переживания сводятся лишь к тому, чтобы ничто не нарушало его комфортное существование. Привыкший всю жизнь паразитировать на других людях, он не представляет, что такое труд, преодоление жизненных трудностей.
Гаев – это классический образец настоящего эгоиста, который не знает, что такое ответственность. Круг интересов героя весьма узок – игра в бильярд да пустословие. Жизнь Леонида Андреевича пуста и никчемна.
- Лопахин Ермолай Алексеевич – купец, который смог достигнуть материального благополучия лишь благодаря своему трудолюбию и целеустремленности. В прошлом был крепостным у Гаевых, однако память о низком происхождении не мешает ему уверенно двигаться вперед и общаться на равных с семейством помещиков.
Он даже искренне пытается помочь Любови Андреевной, предлагая вырубить вишневый сад и устроить на его месте дачный поселок. Лопахин – настоящий трудоголик, который привык работать в поте лица. Он начисто лишен зависти, скупости, жестокости, однако в погоне за состоянием он утратил духовное начало, стремление к культуре и просвещению.
- Трофимов Петр Сергеевич – студент, учитель сына Раневской. Так и не сумел окончить университет, но это никак не повлияло на его образованность и широту кругозора. Жизнь Петра трудна и полна лишений, однако он старается не терять достоинство. Это совершенно бескорыстный, трогательный молодой человек, который искренне верит в светлое будущее.
Персонажи и их роль в произведении
- Раневская Любовь Андреевна – эмоциональная, чувствительная женщина, живущая лишь собственными чувствами и переживаниями. Слабая, мягкая, не способная постоять за себя, абсолютно не приспособлена к жизни. Как следствие, окружающие часто пользуются ее добротой и бесхарактерностью.
Героиня – совершенно незрелая личность, не готовая брать ответственность за собственные поступки. Она по-детски легко выражает эмоции, ласково называет любимых людей. Но вместе с тем, точно так же ласково она называет и предметы мебели, не делая тем самым разницы между людьми и вещами.
Забота о близких ее весьма поверхностна, ее совершенно не беспокоит судьба слуг, которые верой и правдой служили ее семье много лет. Так, Любовь Андреевна никак не реагирует на известие о смерти своей старой нянюшки, продолжая пить кофе. А о старом лакее Фирсе она вовсе забывает, оставляя его умирать в одиночестве в покинутом всеми доме.
Несмотря на то, что Раневская является владелицей поместья, мало кто считает ее настоящей хозяйкой. Писатель раскрывает все грани этого женского образа, демонстрируя все его неоднозначность. С одной стороны, Раневская – абсолютная эгоистка, думающая исключительно о собственных чувствах. Она беспечно уехала в Париж, оставив семью, где завела любовника.
С другой стороны, это добрая, отзывчивая женщина, готовая оказать бескорыстную помощь тем, кто в ней нуждается.
- Аня – родная дочь Раневской, семнадцатилетняя девушка. Это очень добрая, нежная девушка с большим любящим сердцем. Она старается во всем видеть прекрасное, и даже неустроенность собственной жизни не огорчает ее.
Аня умеет черпать вдохновение, любуясь природой, слушая пение птиц. Она замечает все ошибки матери, но не порицает ее, а, напротив, жалеет. Девушка мечтает, чтобы рядом с матерью был настоящий верный друг, способный защитить ее от всех житейских бурь.
- Варя – приемная дочь Раневской. Девушка строгая, дисциплинированная, очень ответственная, настоящая труженица.
Добровольно взвалив на себя бремя заботы о поместье и домочадцах, он немного очерствела душой. Варя – человек глубоко верующий. Возможно, именно по этой причине она не предпринимает никаких действий, чтобы как-то изменить свою жизнь в лучшую сторону. Ей всего двадцать четыре года, но многим она не по душе из-за своего занудства.
- Гаев Леонид Андреевич – старший брат Любови Андреевной. Абсолютный эгоист, равнодушный к судьбам людей, даже своих близких. Человек с ограниченным мировоззрением, озабоченный лишь удовлетворением собственных желаний и интересов. Он очень любит ораторствовать, но никто из близких уже давно не обращает внимание на его бесконечные монологи.
Его совершенно не волнует дальнейшая судьба вишневого сада, но вместе с тем он привязан к старым вещам, с которыми связывает комфорт своей жизни. Совершенно не приспособленный к жизни, Гаев видит решение проблемы в выгодном замужестве Ани или же получении наследства. Решить проблему собственными силами он попросту не в состоянии.
- Лопахин Ермолай Алексеевич – богатый купец, который благодаря настойчивости, трудолюбию и бережливости смог пробиться «в люди». Родители Лопахина были крепостными крестьянами в семье Раневской. Образец истинного дельца, чьи мысли посвящены исключительно сделкам. Не обучен хорошим манерам, не способен ухаживать за барышнями и проявлять себя галантным кавалером.
Рациональный, адекватный, приземленный человек, твердо стоящий на ногах.
- Трофимов Петр Сергеевич – студент, который так и не смог окончить университет. Молодой человек, неухоженный, малосимпатичный, ходит в поношенном студенческом мундире. Мечтает о счастье и свободе, говорит высокопарные красивые речи, но не предпринимает никаких решительных действий.
Петру Сергеевичу нравится Аня своей живостью, но самое главное – то восторженностью, с которой она слушает его речи.
- Симеонов-Пищик Борис Борисович – помещик, который думает лишь о том, как заработать денег. Его ровным счетом ничего не интересует, помимо прибыли и возможности дополнительного заработка.
Даже когда Трофимов сравнивает его с лошадью, Борис Борисович не обижается, а соглашается со сравнением, говоря, что лошадь всегда можно продать.
- Шарлотта Ивановна – гувернантка. Это одинокая, неприкаянная душа, никогда не видевшая любви и заботы в свой адрес. Она ничего о себе не знает и не понимает, у нее нет ни одного близкого человека, друга.
Шарлотта Ивановна никак не может найти людей, которые бы поддержали ее, указали верный жизненный путь.
- Епиходов Семен Пантелеевич – конторщик, откровенный неудачник, который никак не может определиться – «застрелиться» или «жить». Привык влачить жалкое существование, ничего не делая для того, чтобы изменить жизнь к лучшему. Безответно влюблен в Дуняшу.
- Дуняша – горничная в доме Раневской. Привлекательная незамужняя девушка, отвыкшая от крестьянского труда и простой жизни. Любит Яшу, но не понимает, что он не создан для семейной жизни.
- Яша – молодой лакей, мечтающий о богатой жизни в Париже. Стыдится своего крестьянского происхождения, и по этой причине даже отказывается встречаться с родной матерью. Черствый, грубый, необразованный человек.
- Фирс – старый лакей, привыкший быть рабом у своих господ. Ярый противник отмены крепостного права. Не представляет себе иной жизни, как служить господам.
Характеристика героев
- Раневская Любовь Андреевна – изнеженная, легкомысленная, совершенно безответственная женщина, привлекающая к себе людей добротой и легким характером. Вернувшись домой после пятилетнего пребывания в Париже, она будто вдохнула жизнь в старый родительский дом. В нем вновь поселились уют, тепло, душевная атмосфера.
Однако подобные приятные перемены продлились недолго – они омрачились неприятным известием о вынужденной продаже имения. Писатель недаром сделал образ Раневской нервным, трагичным, с надрывной стрункой – именно в таком состоянии пребывало русское дворянство на рубеже веков.
В нем сочетались избалованность, рафинированность, склонность к предрассудкам с такими замечательными качествами как тонкость чувств, душевная щедрость, образованность и культура.
- Аня – дочь Любови Андреевной.
В силу своего юного возраста Аня полна неуемной жизненной энергии, самых светлых и радужных надежд на будущее, огромного желания любить и быть любимой. За неимением никого более подходящего в своем близком окружении, она находит идеал мужчины в Петре Трофимове.
Не обладая даже ничтожным жизненным опытом, наивная и доверчивая девушка слепо верит всему, что с таким жаром говорит студент. Аня пытается осознать всю многогранность окружающего мира, но это у нее не особенно получается. Она не видит реальных проблем, обрушившихся на ее семью, не понимает всю важность сложившейся ситуации.
Писатель полагал, что будущее Росси – за этой героиней. Но он так и не смог дать точный ответ – получится ли у нее изменить будущее страны или же она продолжит витать в своих грезах.
- Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской. Несмотря на возраст, это абсолютно незрелый, эгоистичный человек, который словно так и не вышел из детского возраста.
Обладает узким кругозором, ничем не интересуется, не готов трудиться и менять свою жизнь. Гаева совершенно не волнует судьба родового гнезда. Куда больше он обеспокоен тем, чтобы не изменился привычный ход его комфортной жизни.
- Лопахин Ермолай Алексеевич – зажиточный купец, человек дела.
Будучи выходцем из простой крестьянской семьи, сумел многого достичь в этой жизни. Он лишен душевной тонкости, тяги к культуре и искусству, однако способен трезво смотреть на жизнь и находить решение многих проблем. Так, он предлагает Раневской реальную помощь, но героиня отказывается.
Когда же Лопахин выкупает имение и прилегающий к нему вишневый сад, он радуется, что теперь от слов можно перейти к делу.
- Трофимов Петр Сергеевич – вечный студент, так и не получивший полноценного университетского образования. Ему всего 27 лет, но выглядит гораздо старше.
Этому способствует его неухоженный внешний вид, потрепанный студенческий камзол, поредевшие волосы. Петр Сергеевич любит с пылом распространять жизнеутверждающие речи, но им уже дано никто не верит, за исключением лишь одной Ани. Его можно ошибочно соотнести с образом революционера, но это не так – Трофимов слишком мягок, нерешителен и бездеятелен для настоящего мятежника. Он попросту не способен выйти за рамки установленных норм и приличий, и ринуться навстречу неизвестному. Кроме того, он ощущает ответственность за влюбленную в него Аню, не собирается подвергать девушку каким-либо серьезным переживаниям и жизненным испытаниям.
Как Чехов относится к своим героям?
В пьесе нет такого героя, к которому бы Антон Павлович относился бы холодно или равнодушно. В каждом из них он видел определенные достоинства, однако ни в одном из героев он не видел будущего России. Даже, казалось бы, такие прогрессивные и одухотворенные молодые люди, как Аня и Петр Трофимов, не внушали доверие писателю.
Антон Павлович изобразил центральных персонажей настоящими страдальцами. Раневская и Гаев как представители уходящей эпохи, молча страдают от безысходности всего происходящего. Они понимают, что их былому величию приходит конец, и все, что им остается – влачить жалкое существование на вырученные после продажи имения деньги.
Страдает и Лопахин, который осознает, что никогда не сможет стать полноценным хозяином выкупленного им имения. По этой причине он решает вырубить прекрасный вишневый сад как символ прошлой жизни, дворянского благополучия, и распродать землю под дачи. В свою очередь, Петя и Аня также не могут быть гарантом счастливой будущей жизни.
Трофимов в силу своего слабовольного характера не способен на решительные поступки. Аня же настолько юна и неопытна, что трудно предсказать, как разовьется ее личность. В отличие от Трофимова, в ней есть внутренний стержень и, возможно, со временем она станет способна на решительные действия.
В настоящий момент, все, на что способна героиня – искренняя вера в лучшее и желание посадить новый сад.
Антон Павлович по-своему сочувствует каждой стороне. В Любови Андреевне он ценит доброту и душевную простоту, в Лопахине – здравый смысл и способность к компромиссам.
Чем похожи все герои пьесы?
Все герои пьесы обладают противоположными характерами и жизненными ценностями. Их разделяет огромная пропасть непонимания, и никто из них не стремится понять другого – каждый зациклен исключительно на собственных чувствах и переживаниях. Но при этом героев объединяет глухое одиночество.
У них нет верных друзей, единомышленников, нет настоящей любви, способной придать смысл жизни. Все они плывут по течению, не ставя перед собой никаких серьезных задач и целей. И каждый из них по-своему несчастлив. К примеру, Любовь Андреевна переживает глубокое разочарование в любви и в целом в собственной неустроенной жизни.
Ее брат с горечью осознает, что дворянское происхождение и прекрасные манеры не являются гарантом финансового благополучия и могущества. Ему тяжело смириться с тем, что Лопахин – вчерашний крепостной – отбирает родовое гнездо, и становится в нем полноправным хозяином, даже не будучи дворянином.
У Анны нет приданого, чтобы достойно выйти замуж, ее будущее весьма туманно. Трофимов страдает от понимания того, что нужно что-то менять, но как это сделать, не имеет ни малейшего представления. У молодого человека нет ни денег, ни связей в обществе, ни внутреннего стержня. Лопахине же осознает свое истинное положение.
Он не чувствует себя ровней господам, хотя и гораздо богаче их.
Источник: https://SuperSoch.ru/ege/analizy-proizvedenij/geroi-pesy-chehova-vishnevyj-sad.html
Сочинение: Образ вишневого сада в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов) | Литрекон
(360 слов) Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» по праву занимает свое место среди шедевров драматургии.
Название произведения говорит читателю не просто о месте действия, но и знакомит его с первым, пусть и неодушевленным, но все же героем пьесы – самим садом.
Вишневый сад – это сложный и неоднозначный образ, объединяющий вокруг себя всех героев, и по этой причине можно сказать, что вишневый сад – такой же полноценный участник сюжета, как и люди.
Для хозяйки сада, Любови Раневской, это место занимает особый уголок в ее душе как напоминание о беззаботном детстве, мечтательной юности, о замужестве и материнстве. Сад – это своеобразный «якорь» для некоторых персонажей произведения, как знак неизменности, постоянства, стабильности.
Сад объединяет в себе несколько знаковых поколений, является средоточием прошлого, настоящего и будущего. Когда Лопахин начинает вырубку деревьев, герои освобождаются, разбредаясь в разные стороны, они как бы «отвязываются» от этого места и идут своей дорогой.
Сад – яркий символ уходящего прошлого и расцветающего будущего.
В пьесе говорится о том, что вишнёвый сад — это вся Россия, прекрасное, но запущенное место, которое требует обновления и нуждается в деятельных, способных людях.
Сад сам по себе также означает красоту и духовность, и если Гаев и Раневская способны чувствовать и всем сердцем любить вишнёвый сад, то Лопахин может только восхищаться, не более, потому как он скорее человек практичный, привыкший действовать, а не рассуждать.
И сад для Лопахина — это новые возможности, прибыль, успешное дело, а не просто красивые цветущие деревья и длинная аллея. Как Раневская никогда не сможет посмотреть на место своей юности с точки зрения расчета, так и Лопахин никогда не достигнет уровня духовности хозяйки сада, не сможет понять глубину ее привязанности и переживаний.
Сад – это также символ великолепия и живописности природы, которую, при всей ее ценности, люди не могут сберечь. В сердце каждого героя пьесы сад занимает особое место, он связывает всех персонажей воедино и является основным сюжетным стержнем, на котором и закручено дальнейшее развитие событий.
Образ вишневого сада имеет большое значение для подачи и восприятия пьесы: именно через отношение к саду мы воспринимаем мотивы и ценности героев и узнаем их судьбу. Судьба вишневого сада печальна и отчасти трагична, но герои с облегчением, пусть и не без доли тоски, отпускают связанные с этим прекрасным местом воспоминания и ищут свой путь.
Анастасия Ретунская
Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obraz-vishnevogo-sada-v-pese-vishnevyj-sad-a-p-chehov/
В чем состоит специфика драматургии а.п. чехова?
Какую роль в системе образов пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» играет Гаев?
Гаев — обломок вырождающегося дворянства, совершенно бесполезное создание, проевшее «все состояние на леденцах». Это фразер и болтун, за словами которого — пустота. Его образом подчеркивается ненужность и историческая обреченность дворянства.
Какую роль в системе образов пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» играет Фирс?
Фирс — порождение крепостного права. Он сохраняет рабскую привязанность к барину Гаеву. Отмену крепостного права и освобождение крестьян он воспринимает как несчастье. Фирс дополняет образ Гаева, и так же, как Гаев, он — устаревшая ненужность. Символично, что его оставляют в заколоченном доме, обрекая на смерть.
Что выделяет Лопахина в ряду других действующих лиц пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»?
Среди неприспособленных к жизни героев Лопахин — единственный умный, предприимчивый, деятельный человек. Он не однозначный делец-хищник, а человек, способный чувствовать красоту природы, стремиться к знаниям, быть искренне привязанным к Раневской и благодарным ей.
- Что значит вишневый сад для действующих лиц пьесы?
- Вишневый сад для Раневской и Гаева — это прекрасное прошлое дворянства, которого уже никогда не будет; для Лопахина — это прагматически-целесообразное настоящее; для Ани и Трофимова — это цветущее, радостное, но неопределенное будущее.
- Что в образе Раневской говорит о нежизнеспособности ее класса?
Раневская, как и ее брат Гаев, расточители, не способные созидать. Ее жизнь пуста и бесцельна. Романтическая восторженность и сентиментальность, безволие, мотовство — те черты, которые обусловливают нежизнеспособность дворянства.
В чем состоит специфика драматургии а.п. чехова?
Чехов создал жанр психологической драмы, в которой немного сюжетного действия, внешней интриги, нарочитой театральности.
Он считал, что на сцене как будто ничего не должно происходить, «люди приходят, уходят, обедают, разговаривают о погоде», а в это время решаются их судьбы. В пьесах Чехова лирическое соединяется с драматическим, комедия с драмой.
Такие контрастные переплетения позволяют избежать монотонности. Большое значение в пьесах имеет подтекст, основанный на намеках, недоговоренности.
На этой странице искали :
- в чем на ваш взгляд заключается понятие футлярность жизни
- Жалобная книга
- особенности драматургии чехова
- Что значит вишневый сад для Раневской
- то значит вишневый сад для гаева
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/v-chem-sostoit-specifika-dramaturgii-a-p-chexova.html
Сочинение на тему: Жизнь и сад (по пьесе Чехова «Вишневый сад») — Сочинение
Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»)
«Вишневый сад» — последнее произведение Чехова. Неизлечимо больной, осознающий свою близкую кончину, писатель мучительно размышляет о судьбе страны, о том, кому можно доверить Россию, ее красоту и богатство.
Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это и конкретный сад, привычный для русских селений, но это и образ-символ. Символ красоты русской природы, национальных традиций, запечатленных в литературе, музыке, живописи.
Это — центральный образ пьесы, который объединяет собой другие персонажи.
На первый взгляд это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье в пору цветения вишневого сада, чтобы решить свои житейские проблемы.
И тем не менее это не случайные люди. Писатель органично соединяет персонажей разных возрастов и разных социальных групп для решения своих творческих задач.
Самый старый человек в пьесе — Фирс. Все его идеалы — в прошлом, до 1861 года, «до воли», которую он считает началом всех бед. Это человек, лишенный личностного начала, вся его жизнь посвящена господам. Но нельзя сказать, что Фирс — человек косный и ограниченный. В старом лакее есть удивительное качество, которым в пьесе наделен он один. Это — преданность.
Фирс искренне, с отцовской нежностью любит своих господ, готов бесконечно их оберегать, в нем очень сильно чувство патриархального единства, цельности.
С Фирсом эта цельность и беззаветная преданность из жизни уйдут, ибо в современном обществе они уже излишни, да и сам Фирс со своим стремлением всех соединить, уберечь от беды не в силах сохранить главное — родное гнездо, сад.
Более молодые герои пьесы — русские помещики брат и сестра Гаев и Раневская. Чехов отдает дань образованности, эстетической развитости русского дворянства. Действительно, Гаев и Раневская — умные, чуткие люди, умеющие ценить красоту. Раневская — добрый человек.
Чехов наделяет ее прекрасной внешностью, которая гармонирует с ее внутренней утонченностью и благородством.
Но при всей своей развитости и душевном богатстве Раневская и Гаев лишены чувства реальности, элементарной практичности и дальновидности, которые столь важны для заботы о близких, детях, стариках, наконец, о самих себе.
Гаев и Раневская безответственны по отношению к окружающим людям и саду — красоте, которую они тонко чувствуют и ценят, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения. Эти герои обнаруживают свою полную нежизнеспособность. В своей беспомощности они жалки и более того — смешны.
Но в пьесе есть и образ очень энергичного человека — Лопахина. Это — русский капиталист, потомок крепостных, хорошо помнящий и своих простых и униженных предков. Лопахин — человек удивительно деятельный.
Он чувствует красоту: его восхищают цветущее маковое поле, сад, «прекраснее которого нет ничего на свете». И в то же время вполне понятен его восторг по поводу удачной продажи мака. Лопахин не злодей, пробравшийся в благородное семейство с недобрыми целями.
Это глубоко порядочный человек, искренне привязанный к Раневской; он пытается научить ее, как спасти сад.
Но его деловитость вытравляет в нем духовность, и он сам это понимает: не может читать книги, не умеет любить… Лопахин спасает вишневый сад, но как? Он его вырубает, чтобы строить там дачные участки, и красота умирает в его цепких и крепких руках.
Очевидно, что автор не на стороне человека, который рубит топором стволы прекрасных деревьев. Лопахин чувствует себя хозяином жизни. В чем-то сродни ему бездушный лакей Яша.
Это единственный герой в пьесе, о котором нельзя сказать ни одного доброго слова. Каким-то неведомым топором в нем вырублены доброта, любовь к матери, чувство привязанности к месту, где родился и вырос.
В этом он прямая противоположность Фирсу, у которого эти качества необычайно развиты.
Чеховские идеалы в пьесе многие связывают с образами молодежи — Пети Трофимова и Ани. Безусловно, эти герои бескорыстны, мечтательны, чисты. Но автор не спешит связать с ними свои надежды на новую жизнь.
Петя олицетворяет собой определенный тип людей: он «вечный студент», «Мы выше любви», — заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Во всем облике этого персонажа сквозит какая-то недостаточность, неглубокость, отсутствие жизненной силы.
Нет в нем того, что во все времена ценилось на Руси, — основательности.
Автор не может доверить ему красоту, да и сам герой не пытается спасти сад. Его не волнует самая важная для Чехова проблема. Петя смотрит на все слишком поверхностно; не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей.
В конце чеховской пьесы стоит не точка, а знак вопроса. Давно отмечена особенность «бесконечных» произведений этого писателя: читатель как бы соучаствует в изображаемом действии, а не остается сторонним наблюдателем.
Чехов как-то сказал, что в человеке все должно быть прекрасно… И, читая «Вишневый сад», размышляя о жизни и поступках его героев, мы задумываемся над судьбой России и ее красоты.
Кто же спасет красоту?
Здесь искали:
- сочинение на тему вишнёвый сад
- сочинение вишневый сад
- вишневый сад сочинение
Источник: https://sochineniye.ru/sochinenie-na-temu-zhizn-i-sad-po-pese-chehova-vishnevyj-sad/
Герои-недотёпы в драматургии А.П.Чехова. Сочинение по пьесе «Вишневый сад»
Пьесу «Вишневый сад» пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия, все герои пьесы несчастны и в той или иной мере – оказываются неудачниками.
Жизнь Гаева и Раневской по-настоящему трагична: старинное родовое имение с роскошным вишневым садом разорено и реализуется за долги с аукциона.
Петя Трофимов – «вечный студент»; Лопахин недоволен жизнью и страдает по причине неразрешимого конфликта с миром:
О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь.
Аня настолько юна и легкомысленна, что не способна осознать, что без прошлого, с которым она так беспечно расстается, нет будущего; а Епиходов с его несчастьями – олицетворение всеобщей нескладности жизни, от которой страдают все герои пьесы. Всех их можно назвать недотёпами.
Именно это слово – лейтмотив пьесы. Оно часто употребляется автором в своем прямом значении. Так говорят о неловком и неумелом человеке. Действительно, настоящий недотёпа конторщик Епиходов, по прозвищу «22 несчастья». Он постоянно оказывается в нелепых ситуациях: то роняет букет, то натыкается на стул, то нечаянно ломает бильярдный кий.
Смешна и нелепа гувернантка Шарлотта с фокусами, которые она неумело демонстрирует. Вызывает недоумение её вид, когда она разгуливает в костюме охотника, с ружьем и фуражкой на голове, или вдруг вытаскивает из кармана огурец и начинает его есть. Петю Трофимова Раневская также называет «недотёпой». С ним, как и с Епиходовым, всё время происходит что-нибудь странное.
Он неловок и неуклюж: падает с лестницы. Петя постоянно занят поисками калош, а они оказываются старыми, грязными. Смешон и недотёпа Симеонов-Пищик, утверждающий, что от медикаментов нет «ни вреда, ни пользы» и выпивающий за один раз все пилюли Раневской. На балу именно он (по нелепому совпадению!) толстый, задыхающийся, в поддевке и шароварах оказывается распорядителем танцев.
В конце пьесы Фирс называет себя недотёпой. Он стар, неловок, еле-еле двигается.
Нелепость героев подчеркивает их речь. Они изъясняются странно, необычно. Гаев пересыпает свою речь бильярдными терминами. Фирс постоянно бормочет себе под нос что-то непонятное, чего никто не может разобрать. Речь Епиходова представляет собой смесь книжного и разговорного стилей.
Герой не знает грамматических правил и произносит нелепицы: «Наш климат не может способствовать в самый раз…», «вы … совершенно привели меня в состояние духа…». Немка Шарлотта говорит на ломаном русском языке, используя немецкие слова и выражения. Высокопарные монологи Гаева и пламенные речи Пети Трофимова насыщены шаблонами и по сути тоже неуместны и нелепы.
В пьесе не случайно постоянно звучит нескладная, комическая речь и так много показано нелепых положений героев, странных ситуаций. Действующие лица недотёпы не только внешне, но и внутренне. Слово «недотёпа» в подтексте пьесы имеет как прямое, так и переносное значение. Это определение несостоятельности, некоторой нравственной ущербности человека.
Герои несчастны и одиноки, потому что разъединены, не слушают и не слышат друг друга. Они во многом сами виноваты, что их жизнь скучна и пуста; сложные проблемы им решить не под силу.
Персонажи поверхностны в своих чувствах, порой бестактны, «неуклюжи» в нравственном отношении. Все центральные фигуры пьесы уязвимы. Гаев – ничего не умеющий, сентиментальный «большой ребенок». Его неприспособленность к жизни усиливается характерной деталью: герой постоянно сосет леденцы.
Он не думает о последствиях своих слов и поступков. Именно Ане он вдруг сообщает свои замечания о Раневской: «… все же, надо сознаться, она порочна …» Аня, с ужасом слушая, защищает мать, а через мгновенье в свою очередь сурово её осуждает: «… едва доехали.
И мама не понимает! Сядем, а она требует самое дорогое».
Раневскую Антон Павлович показывает со всех сторон, не скрывая и нравственных изъянов. Так, героиня очень спокойно воспринимает известие о смерти своей няни. Её сухость поражает.
Ведь до этого сообщения она эмоционально обращалась даже к комнате, признавалась в любви «шкапу», даже целовала его. В память о няне Раневская добрых слов не сказала.
Удивляет, что она даже не расстроилась и не ощутила горького укола в сердце.
Лопахин не способен увлекаться, любить. Герой не может понять душевное состояние других людей. Он заставляет страдать Варю, не хочет с ней искренне объясниться. Он с нежностью признается Раневской:
…вы сделали для меня когда-то так много, что я … люблю Вас, как родную.
И тем не менее именно он становится владельцем её дома, вишневого сада и торопится поскорее уничтожить красоту, не щадя чувств Любови Андреевны.
Недотёпы устраивают бал в то время, когда идут торги имения. Это нелепо, странно. Характерна авторская ремарка: «Варя плачет, танцуя».
Неуместные в день продажи развлечения усиливают впечатление разобщенности героев, их взаимной нравственной глухоты.
Они не только не способны спасти себя, окружающий мир, но даже сделать хоть какое-то конкретное добро: позаботиться о старом больном Фирсе. О том, что верного слугу надо отправить в больницу все только говорили, но никто этого не сделал.
Таким образом, герои пьесы – недотёпы, несчастные существа, потому что не умеют любить и жертвовать собой. Автор не случайно развертывает действие на фоне вишневого сада.
Оказывается, что конфликт в пьесе возникает не между различными поколениями или социальными группами, а между всеми действующими лицами и вишневым садом.
Никто из героев не достоин прекрасного будущего, никто не способен распоряжаться созданными природой и людьми богатствами.
Источник: http://litera.su/learner/all-works/chekhov-a-p/heroic-klutz-in-chekhovs-drama