Сочинение характеристика жилина и его образ (5 класс)

Деятели культуры и искусства остро реагируют на социальные и политические изменения в родных странах. Творчество российских писателей 19 века освещало проблему, возникшую на Кавказе.

Война, длившаяся в этом регионе с 1817 по 1864 год, не давала стране излечиться от многих болезненных вопросов. Регион привлекал поэтов и писателей своей живописностью и экзотикой, а местное население с его менталитетом и нравами казалось непокорным и свободолюбивым.

Лев Николаевич Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», вдохновившись событиями, происходившими на Кавказе.

История создания

Сочинение Характеристика Жилина и его образ (5 класс)Писатель Лев Толстой

Это сочинение Толстого встало в один ряд с романами «Анна Каренина» и «Война и мир», получившими мировое признание. В 1870-е годы писатель отрекся от своих былых произведений и стал работать над развитием неохристианского учения. Он жил по созданным для себя правилам и творил в соответствии с изменившимся мировосприятием. Простота в жизни и творчестве стала его главным направлением.

Толстой написал две книги: «Азбука» и «Новая Азбука». Главным отличием от ранних трудов стали понятность языка и доступность каждому, кто брал издания в руки. Так писатель доносил свои мысли до простого народа. Рассказ «Кавказский пленник» вошел в первую книгу. Произведение основано на личных впечатлениях Толстого, который чуть не оказался в плену у кавказских горцев в 1853 году.

Рассказ опубликовал журнал «Заря» в 1872 году. Сам автор считал это сочинение произведением искусства всемирного масштаба, доступным людям любого происхождения.

«Кавказский пленник»

Сочинение Характеристика Жилина и его образ (5 класс)Жилин

Русский офицер Жилин, главный герой произведения, служит в войсках, занимающихся присоединением Кавказа к Российской империи. Он – выходец из простой семьи, который всего в жизни добивается самостоятельно. Этим персонаж и привлекает симпатии читателей. Попав в плен к горцам, мужчина демонстрирует смекалку и стойкость духа. Он планирует побег. Твердость характера пленника вызывает уважение даже у пленивших его татар.

Жилин оказывается мастером на все руки. Он мастерит куклу для Дины, чинит сломанные вещи. При этом держится смело и не унижается. Его умения помогли герою продержаться в плену: Дина носила ему еду, а татары не подвергали наказаниям. Получив разрешение написать письмо с просьбой о выкупе, Жилин сразу заявляет, что не станет просить три тысячи монет и готов предложить только пятьсот.

Сочинение Характеристика Жилина и его образ (5 класс)Татары наблюдают за работой Жилина

Герой находится в заточении в компании другого русского солдата – Костылина. Последний ценит свою жизнь гораздо выше и готов просить у родственников пять тысяч монет, лишь бы выбраться на волю. Он не делает ничего, чтобы выбраться из плена, только жалуется на судьбу. Пока Жилин роет подкоп для побега, Костылин плачет в ожидании выкупа.

Побег заключенных не удался из-за Костылина. Татары поймали героев, когда свобода была совсем близка. Офицерам пришлось вернуться в заточение и вновь продумывать план бегства. Вместо сарая их поместили в глубокий ров. Жилину помогла сбежать юная Дина, помнящая добро приятеля. Героя спасли казаки, и он продолжил службу. Костылин спасся благодаря выкупу.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Сочинение Характеристика Жилина и его образ (5 класс)Иллюстрация к произведению Толстого «Кавказский пленник»

Основная мысль произведения Толстого заключается в том, что не стоит падать духом и сдаваться, столкнувшись с трудностями. Преодоление трудностей требует веры в себя и большого желания. Эту идею можно транслировать на любую ситуацию.

Размышляя о том, у кого из героев было больше шансов спастись, логично предположить, что ожидавший выкупа Костылин с большей вероятностью оказался бы на свободе.

Но мужество и сила воли Жилина доказали обратное. Он не просит сжалиться, не молит о пощаде, а действует, исходя из обстоятельств.

Близость к народу, честь и порядочность, благородство и простота помогают Жилину остаться в живых в непростых обстоятельствах.

Оба заключенных сидели в сарае, закованные в колодки, но Жилин полюбился местному населению. Мастеровитый и ловкий, он быстро нашел общий язык с дочкой Абдул-Мурата. Мужчина делал Дине игрушки. На прогулках он прикидывал возможные планы побега, а ночами рыл подкоп. Баранина и лепешки, приносимые благодарной Диной, помогли ему и Костылину остаться в живых.

Сочинение Характеристика Жилина и его образ (5 класс)Костылин пишет письмо домой

Жилин и Костылин на протяжении всего повествования противопоставляются друг другу. Мужчины находятся в одинаковом положении, воюя за объединение Кавказа и России. Они попали в плен по дороге домой, причем Жилин ехал повидаться с матерью, находящейся на смертном одре.

Татары заметили русских и схватили их. Храбрый Жилин постоянно оказывался в гибельных ситуациях из-за трусливого и недалекого Костылина. Смекалистый герой нашел подход к мусульманам, не стал платить выкуп и расположил к себе восточных людей.

Костылин же боялся за жизнь и делал все, что ему велели.

Биографии пленников различны, поэтому характеристика их образов демонстрирует контраст качеств, талантов и умений. Жилин был стойким, твердо верил в успех, не жалел сил, чтобы достичь желаемого, прилагал усилия в любом деле, за которое брался. Костылин бездельничал в ожидании помощи, занимал пассивную позицию, зная, что ему помогут из сострадания.

Сочинение Характеристика Жилина и его образ (5 класс)Кадр из фильма «Кавказский пленник» (1975 год)

Костылин не отличался выносливостью. Его пороки дали знать о себе при первом побеге. Он был обузой для Жилина. Второй побег стал для него непосильным испытанием, и Костылин предпочел, сложа руки, ждать финала.

Толстой неспроста назвал рассказ «Кавказский пленник», имея в виду одного героя, хотя речь шла о двух действующих лицах. Для автора и читателей настоящим героем повествования оказался один человек.

Пассивный Костылин был жалким персонажем, мешавшимся на пути Жилина, самостоятельно творившего свою судьбу. Фамилии героев точно описывают их характеры и внешность.

Жилин и Костылин – представители абсолютно разных типов личности, поэтому их судьбы разнятся, а жизненные пути расходятся.

Экранизации

Рассказ Льва Николаевича Толстого впервые был экранизирован в 1975 году режиссером Георгием Калатозашвили. В образе Жилина в кинокартине выступил актер Юрий Назаров.

Сочинение Характеристика Жилина и его образ (5 класс)Юрий Назаров и Сергей Бодров-младший в роли Жилина

Вторая экранизация была презентована в 1996 году. Она основана на лейтмотивах произведения, но действие перенесено в современные реалии. Сергей Бодров-старший описывал происходившее в ходе Чеченской войны, подкрепляя мысль Толстого о том, что его идея актуальна вне зависимости от ситуации и предлагаемых обстоятельств. Роль Жилина исполнил Сергей Бодров-младший.

Цитаты

Источник: https://24smi.org/person/6866-zhilin.html

Сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Сочинение Характеристика Жилина и его образ (5 класс)

В произведении Льва Толстого «Кавказский пленник» речь идет о судьбах двух офицеров. Вот в этом и все сходство, ведь в жизни Жилин и Костылин – полные противоположности. Жизненные дороги героев разные, потому что Жилин мужественный и в то же время добродушный, а Костылин – слабохарактерный трус.

События в рассказе развиваются довольно просто. Оба героя попадают в плен к татарам. И вот во время захвата уже проявляются черты характера каждого из них. Костылин здесь впервые проявляет трусость, когда не прикрывает своего товарища, имея пистолет.

Уже в плену, когда горцы заставляют обеих писать письмо родным с прошением дать за них выкуп, проявляется благородство Жилина. Он жалеет мать. Понимая, что ей негде взять три тысячи монет, он не только сбивает цену до пятисот, но и адресует неправильно конверт. Отважный офицер надеется только на побег.

А вот Костылин сразу пишет близким, чтобы они дали за него выкуп в пять тысяч рублей, и ждет, когда же его отпустят.

К тому же Жилин, когда стает пленником, не ждет чуда, а завоевывает уважение окружающих тем, что делает игрушки и ремонтирует какие-то вещи. Много людей, видя в нем мудрого человека, часто обращаются за советами, а татарская дочка Дина тайно приносит ему что-то покушать. Ленивый Костылин в это время просто ничего не делает.

Противоположность характеров подчеркивает автор и во время первого побега. Нелегко было бежать в колодках, но Жилин терпит боль, старается не унывать. Костылин же сразу проявляет слабодухость. Растерев ноги, он не может терпеть боль, стонет и подумывает о возвращении. Жилин еще какое-то время пытается его тащить на себе, а Костылин в этом эпизоде выглядит очень жалким.

Ведь из-за него им не удалось бежать.

После возвращения в плен Жилина не покидает мысль о побеге. Осуществить его офицеру помогает Дина. Нелегко он проходит этот путь беглеца, но, оказавшись на воле, заботится и о Костылине. Товарищи собирают деньги для его выкупа. Толстой уже в подборе фамилий указал, что эти люди совсем разные. Жилин – подвижный, Костылин – очень тяжелый на подъем.

Источник: http://5klassnik.ru/po-avtoram/tolstoy/106-sochinenie-na-temu-zhilin-i-kostylin-raznye-sudby.html

Учимся писать сочинение. Жилин и Костылин (сравнительная характеристика героев)

В 5-м классе мы начинаем учиться писать сочинения. Первое сочинение в жанре сравнительной характеристики — «Жилин и Костылин» (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). Вместе с ребятами составляем план  и вместе пишем вступление. Предствавляю несколько наиболее удачных работ пятиклассников. 

Жилин и Костылин: сравнительная характеристика героев 

(по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

2.1.   Как ведут себя герои в ситуации смертельной опасности? (Встреча с татарами, когда героев берут в плен)

2.2.   Как ведут себя герои, когда с них требуют выкуп?

2.3.   Как ведут себя герои в плену?

2.4.   Как ведут себя герои во время побега?

2.5.   Как сложилась судьба героев?

3.1.   Как воспитать в себе качества, достойные уважения?

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение?

Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Когда Жилин повстречал татар, он крикнул Костылину: «Неси ружьё!». Но Костылина не оказалось, он сбежал, как последний трус. Тогда Жилин подумал: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!»

В плену они ведут себя по-разному. Жилин делал кукол, чинил вещи и думал, как сбежать. Костылин спал и ничего не делал.

Жилин сразу письмо писать не стал, чтобы не расстраивать родных, ну а Костылин быстро написал письмо и ждал выкуп.

Жилин пытался найти способ сбежать, а Костылин опустил руки и ждал, когда их спасут. К Жилину жители аула относятся с уважением. Отношение к Жилину гораздо лучше, чем к Костылину, потому что Жилин всем помогал, чинил вещи, мастерил кукол, лечил народ, а не лежал и спал.

Характеры у этих героев совершенно разные. Жилин упорный, всегда добивается своего и побеждает, он хотел сбежать – он и сбежал первый, а Костылина выкупили еле живым. Я бы подражала Жилину, так как он смелый, достойный уважения, упорный.

Читайте также:  Сочинение по картине дождь в дубовом лесу шишкина (3 класс)

О Костылине мне читать было не очень приятно, он вечно медлил, ленился , а о Жилине мне читать было приятно: он попался в плен ещё раз из- за Костылина, но даже во второй раз он предлагает бежать с ним, не бросает его.

Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному потому, что у них разные характеры. Одни вызывают уважение, потому что даже в трудной ситуации не теряют гордость и достоинство.

Нужно с детства приучать себя к достоинству, чтобы в трудной ситуации поступить так же, как Жилин.

Чугунова София, 5″А» класс

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

 «Служили на Кавказе два офицера: Жилин и Костылин», — так начинается рассказ.

Однажды они выехали из крепости в сопровождении солдат. Тогда было жаркое лето, а обоз шёл очень медленно. Костылин предложил  Жилину поехать одним, ведь у него было ружьё.

Заехав в ущелье, они увидели татар. Костылин забыл в ту же секунду и про друга, и про ружьё и бросился опрометью в крепость. Он не подумал, что Жилин в большой опасности. Костылин даже не захотел попытаться помочь товарищу. Когда Жилин понял, что не сможет уйти от погони, решил, что так просто не сдастся и хоть одного татарина зарубит шашкой.

Жилина все же пленили. Он уже несколько дней находился в ауле. Татары сразу стали требовать выкуп. Скоро и Костылина привезли в аул. Оказывается, что он уже написал письмо домой, чтобы выслали выкуп – пять тысяч рублей. Жилин же торгуется, потому что он думает о матери, которая не сможет найти таких денег. И адрес на письме он пишет неправильно, так как решил самостоятельно бежать из плена.

В плену Жилин не раскисал. Он делал кукол для Дины и других детей, чинил часы, «лечил» или ходил по аулу. Жилин высматривал путь к побегу. В сарае делал подкоп. А Костылин «только спал или по целым дням сидел в сарае и считал дни, когда письмо придёт». Для своего спасения он ничего не предпринимал.

И вот они сбежали. Костлин постоянно жаловался на боль в ногах, одышку, он не думал об осторожности, закричал, хотя знал, что недавно мимо них проехал татарин. Жилин вел себя по-мужски.

Он не бежал из плена один, а звал  Костылина. Он взвалил себе на плечи ноющего от боли в ногах и усталости Костылина, хотя сам был не в лучшей форме.

Эта попытка бегства все же не удалась из-за поведения Костылина.

В конце концов Жилин спасся из плена. Ему помогла в этом Дина. Костылина же через месяц выкупили чуть живого.

Вот так разные характеры влияют на судьбу человека. Жилин вызывает у меня уважение за свой сильный характер, смелость, выносливость, умение постоять за себя и за товарища, целеустремленность. Костылин же только презрение из-за своей трусости, лени.

Мне кажется, качества, достойные уважения, нужно начинать воспитывать с малого, ведь так мы начинаем воспитывать в себе те качества, которыми обладал Жилин!

Осипова Елизавета, 5″А» класс

Как воспитать в себе качества, достойные уважения? Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин – два офицера, которые служили на Кавказе. Костылин, когда увидал татар, показал свою трусость и бросил товарища в беде: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». Жилин, в отличие от Костылина, проявил себя героически и до конца боролся за свою свободу: « … не дамся же живой». Когда их обоих взяли в плен и начали требовать с них выкуп, Костылин испугался за свою жизнь и сделал все так, как ему сказал хозяин. Жилин не побоялся угроз татар и не хотел платить выкуп, так как планировал сбежать. Костылин целыми днями сидел в сарае, ждал денег. Жилин проявил себя как человек умелый и заслуживающий доверие хозяина. Но когда Жилин ходил по аулу, он пытался придумать план побега. Когда Жилин предложил Костылину бежать, тот пытался его отговорить, боялся, что их заметят. Жилин по звездам узнает, в какую сторону им идти. Но Костылин долго не протянул, он сдается и говорит товарищу, чтобы тот оставил его. Жилин был не таким человеком, как Костылин, и поэтому не мог бросить товарища в беде. Их заметили татары, « …схватили, посвязали, посадили на лошадей, повезли».  Стала жизнь героев еще хуже. Но Жилин даже в такой ситуации продолжал думать о побеге. Когда он предложил это товарищу, Костылин, как мне кажется, совершил единственный человеческий поступок. Он не захотел быть обузой для товарища. Жилин успешно выбрался из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли». Каждый человек в одинаковых ситуациях проявляет себя по-разному. Мне кажется, из-за человеческих качеств. Одни люди думают только о себе, как Костылин. Другие, такие как Жилин, думают и о других: « … не годится товарища бросать». Некоторые люди вызывают уважение, потому что они думают не только о себе, но и о других. Они не отчаиваются, а продолжают бороться, как Жилин: « … не дамся же живой». Другие делают все, что им говорят. И бросают своих товарищей, как Костылин: « А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».  Мне кажется, эти качества воспитываются в семье. Надо преодолевать свои страхи.

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение?Жилин и Костылин — герои рассказа Л.Н. Толстого, офицеры.

Жилин при встрече с татарами проявил смелость, бесстрашие и не хотел сдаваться до конца, а Костылин поступил как трус и предатель. Он бросил своего товарища в беде, а сам сбежал.

Когда с Жилина и Костылина требовали выкуп, наши герои вели себя по-разному. Жилин торговался и не уступал, да к тому же написал неправильный адрес. Он, как настоящий мужчина, рассчитывал только на собственные силы. Костылин же, напротив, не сопротивлялся и написал письмо с просьбой выкупить его за пять тысяч монет.

 В плену Жилин и Костылин проявляют себя по-разному. Жилин старался расположить к себе жителей аула. Он был мастер на все руки: он чинил вещи, мастерил игрушки для детей и многое другое. А Костылин тем временем ничего не делал, спал и ждал выкупа. Жилин верил в себя и надеялся на лучшее, а Костылин показал свою лень, трусость и слабость.

Во время побега Жилин проявил смелость и преданность по отношению к своему товарищу. Жилин был выносливей, чем Костылин, хоть он и устал, но продолжал идти. Костылин был слабым и нестойким. Поэтому их и поймали.

Судьба у наших героев сложилась по-разному. Жилин не потерял надежды и совершил второй побег. Этот побег оказался удачным.   Костылина выкупили через месяц. Он был еле живой.

Таким образом, на протяжении всего рассказа Жилин демонстрирует своё мужество и храбрость, а Костылин – лень и трусость.

Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному, потому что не у всех хватает самообладания и силы духа… Кто-то сильнее, кто-то слабее. Мне кажется, все зависит от характера человека.

Одни люди вызывают у нас уважение, потому что они совершают хорошие и мужественные поступки, а другие – презрение, потому что они трусливы и проявляют плохие стороны своего характера.

Чтобы воспитать в себе качества, достойные уважения, надо стараться преодолевать свои страхи и не боятся иногда рисковать.

Галкина Татьяна, 5″А» класс

Источник: http://www.berestovitskaya.ru/materialy-k-urokam/literatura/uchimsya-pisat-sochinenie-zhilin-i-kostylin-sravnitelnaya-kharakteristika-geroev/

Характеристика героя Жилин, Кавказский пленник, Толстой. Образ персонажа Жилин

Главная>Характеристики героев Кавказский пленник

Харктеристика героя Жилин

Жилин — главный герой повести Льва Толстого «Кавказский пленник», русский офицер, участвующий в войне за присоединение Кавказа к России. Жилин не из богатой семьи, он привык всего добиваться сам. По своим человеческим качествам он вызывает у читателей только симпатию. Попав в плен к татарам, он не раскисает, а думает, как бы вернуться обратно в отряд.

Со временем, даже суровые татары прониклись к нему симпатией. Ведь он мог и куклу из глины для Дины смастерить, и починить сломанные предметы. Вёл он себя в плену смело и уверенно. Когда татары предложили ему написать письмо матери с просьбой о выкупе в три тысячи монет, он сразу же отказался и сказал, что может попросить выкуп только в пятьсот монет.

За это один татарин назвал его «джигитом».

На протяжении всего рассказа ему противопоставляется другой русский солдат, который вместе с ним также оказался в плену — Костылин.

Он, в отличие от Жилина, готов и выкуп за себя запросить, аж в пять тысяч монет, и друга предать. Во время пребывания в плену он только и делает, что хнычет, да жалуется.

Пока Жилин обдумывает план побега и делает подкоп в сарае, Костылин всё ждёт, когда же придёт выкуп.

За смелый нрав и умелые руки, многие татары в ауле стали уважать Жилина. А маленькая девчушка Дина настолько привязалась к нему, что стала регулярно приносить молоко, лепёшки, а иной раз и мясо. За это Жилин делал для неё глиняные куклы.

Даже дворовая собака любила Жилина за то, что он иногда подкармливал её. Когда пришло время бежать, он бросил ей лепёшку, и они с Костылиным смогли незаметно выбраться из аула. Однако побег с первого раза не удался, так как Костылин всю дорогу ныл и отставал. Их заметил один татарин, и они снова оказались в плену.

На этот раз их посадили не в сарай, а в глубокий ров. На помощь Жилину пришла Дина. Она принесла длинную палку, по которой он выбрался из ямы и смог сбежать. Преодолев все препятствия, Жилин был спасён русскими казаками и остался служить на Кавказе.

А Костылин всё-таки дождался выкупа и вышел на волю, правда уже еле живым.

Читайте также:  Сочинение воспитание в семье

­­

Видео краткой характеристики (для тех, кто предпочитает слушать)

  • ­
  • ­
  • см. также:Характеристики главных героев произведения Кавказский пленник, Толстой
  • Краткое содержание Кавказский пленник, Толстой
  • Сочинения по произведению Кавказский пленник, Толстой
  • Краткая биография Льва Толстого

Источник: https://www.sdamna5.ru/zhilin

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — героев рассказа «Кавказский пленник» — Сочинение

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

В рассказе «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой знакомит нас с двумя русскими офицерами — Жилиным и Костылиным. Своё произведение автор строит на противопоставлении этих героев. Показы­вая нам, как они ведут себя в одинаковых ситуациях, Толстой выражает своё представление о том, каким должен быть человек.

В начале рассказа писатель сводит этих героев вме­сте. Мы узнаём, что Жилин решается на опасный по­ступок, потому что торопится к матери, а Косты­лин — только потому, что «есть хочется, да и жара». Жилина автор описывает так: «…хоть невелик ростом, а удал был».

«А Костылин — мужчина грузный, тол­стый, весь красный, а пот с него так и льёт». Такая разница во внешнем описании ещё больше усилива­ется смыслом фамилий героев. Ведь фамилия Жилин перекликается со словом «жила», и героя можно на­звать жилистым человеком, то есть крепким, сильным и выносливым.

А в фамилии Костылин звучит слово «костыль»: и действительно, ему нужны опора и под­держка, а сам он ничего не может.

Жилина писатель изображает решительным, но в то же время очень предусмотрительным человеком: «Надо выехать на гору, поглядеть…». Он умеет оценить опас­ность и рассчитать свои силы. В отличие от него, Кос­тылин очень легкомыслен: «Что смотреть? поедем впе­рёд». Испугавшись татар, он повёл себя, как трус.

Даже к лошади герои относятся по-разному. Жилин называет её «матушкой», а Костылин безжалостно «ожаривает» её плетью. Но ярче всего различие харак­теров героев проявляется тогда, когда они оба оказы­ваются в татарском плену.

Попав в плен, Жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тыся­чи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». Более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. А Костылин, напротив, не­сколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа.

Жилин поставил себе цель: «Я уйду». Он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привыч­ками татар. Герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить лю­дей.

Этим он сумел расположить их к себе и даже за­воевал любовь хозяина. Особенно трогательно читать о дружбе Жилина с Диной, которая и спасла его в конце.

На примере этой дружбы Толстой показывает нам своё неприятие корысти и вражды между наро­дами.

А Костылин «по целым дням сидит в сарае и счита­ет дни, когда письмо придёт, или спит». Благодаря сво­ему уму и смекалке Жилин смог организовать побег и как друг взял Костылина с собой. Мы видим, что Жи­лин мужественно терпит боль, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не бросает его, а несёт на себе.

Оказавшись в плену во второй раз, Жилин всё равно не сдаётся и бежит. А Костылин пассивно ждёт денег и вовсе не ищет выхода.

В конце рассказа оба героя спаслись. Но поступки Костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к Жилину вызывают осуждение. Уважения заслуживает лишь Жилин, ведь он выбрался из плена благодаря своим человеческим качествам.

Толстой ис­пытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством, бесстрашием и чувством юмора: «Вот я и домой съездил, женился!» Можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно Жилину, ведь он назвал его «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники».

Здесь искали:

  • сравнительная характеристика жилина и костылина
  • характеристика жилина и костылина из рассказа кавказский пленник
  • характеристика жилина и костылина

Источник: https://sochineniye.ru/sravnitelnaya-harakteristika-zhilina-i-kostylina-geroev-rasskaza-kavkazskij-plennik/

Сочинение на тему Сравнительная характеристика. Жилин и Костылин: разные судьбы

В рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» показаны образы двух русских офицеров: Жилина и Костылина.

На первый взгляд они похожи: оба военные, служат на Кавказе и попадают там в плен.

Но читая это произведение, понимаешь, что это два совершенно разных человека. Автор неслучайно дает им такие фамилии: Жилин – от слова «жила», человек выносливый, стойкий.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Костылин – от слова «костыль», человек, ищущий опору извне. И с самого начала рассказа можно предположить их дальнейшую судьбу.

Внешность их тоже подтверждает соответствие фамилий и характеров. Жилин – быстрый, смелый, «хоть и не велик ростом, а удал». Костылин – «грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет».

Увидев татар, Жилин пришпоривает коня, думает: «Доберусь до ружья, а сам не сдамся! Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой». А Костылин нарушает договор не разъезжаться и с ружьем в руках «закатился что есть духу к крепости». Но оба попадают в плен.

В плену им приказывают написать письмо о выкупе. Жилин торгуется о сумме выкупа: «Хотите – убивайте, а больше пятисот рублей не напишу». Указывает в письме неправильный адрес, так как жалеет свою бедную мать и думает только о том, как совершить побег. «Смирный» Костылин, больше всего переживая за собственную жизнь, не задумываясь просит прислать пять тысяч монет.

В плену Жилин не падает духом, рукодельничает, а между тем готовит побег, роет подкоп, изучает местность. Костылин же «еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал».

Этот герой совершенно не желает бороться с обстоятельствами, не делает ни одной попытки самостоятельно выбраться из плена. А когда нужно было бежать, «заробел»: «Как же бежать? Мы и дороги не знаем.

Да и не дойдем в ночь».

Но Жилин не намерен отступать и все-таки они бегут. В побеге Жилин находчив, мужественен, стоек и терпелив, не бросает товарища в беде. Костылин слаб, эгоистичен и думает исключительно о себе и собственном удобстве. Не желает переносить никакого дискомфорта. Именно из-за Костылина побег не удается, и герои снова попадают в руки татар.

Жилин, несмотря на то, что ему грозит смерть, не сдается и не смиряется с судьбой, все равно надеется снова убежать. Костылин же совсем теряет надежду. И именно сила духа помогает Жилину добраться до своих и не уронить своей чести. «Костылина же через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».

Таким образом Л.Н. Толстой показывает, насколько судьба человека зависит от его характера, душевных качеств. Человек трусливый, слабый, эгоистичный в трудную минуту не только не способен совершить подвиг, помочь ближнему, но не может даже защитить себя. А человек мужественный, смелый и стойкий в самую трудную минуту не опустит рук, не бросит своего товарища и сохранит свою честь.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id29746

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=29746

Жилин и Костылин — сравнительная характеристика

«Кавказский пленник» — назидательный рассказ Л. Н. Толстого для детей. В нем писатель показал два ярких противоположных образа: смелого и находчивого Жилина и слабого и трусливого Костылина. Контраст между этими людьми усилен экстремальной ситуацией — попаданием в плен.

До плена

Жилин и Костылин — два русских офицера, служащих на Кавказе. Костылин — «мужчина грузный, толстый», поэтому логично предположить, что он больше предпочитает командовать, чем воевать. Да и командир из Костылина никудышный. Он уговаривает Жилина покинуть солдат и продолжить путь вдвоем: «Мочи нет, есть хочется, да и жара». Костылину тяжело выносить даже такие неудобства.

Всю дорогу Костылин думает только о еде, совершенно забывая о возможном нападении горцев. Даже при въезде в ущелье он игнорирует предостережение Жилина: «Что смотреть? Поедем вперед». В этом уже проявляется огромная разница между двумя офицерами.

Жилин — предусмотрительный командир. Он поднимается на гору и замечает горцев. Вдвоем у офицеров были шансы отстреляться, чтобы отступить к обозу. Однако Костылин нарушает уговор, предает боевого товарища и бросается в бегство.

Когда Жилин понимает, что вырваться из ловушки уже не удастся, он принимает мужественное решение: «Не дамся же живой…». Под храбрым офицером убивают лошадь. Жилин до конца пытается отбиться, но, навалившись толпой, горцы берут его в плен.

Снова вместе

Попав в плен, Жилин не приходит в отчаяние. Он с интересом рассматривает аул и запоминает все детали. которые могут пригодиться при побеге.

Жилин безусловно знает о жестокости горцев, однако ведет себя и разговаривает с ними очень смело: «С ними что робеть, то хуже». Даже под угрозой наказания офицер заявляет, что отказывается платить три тысячи рублей. Такое поведение невольно вызывает уважение у врагов: «Джигит урус!».

Во время спора о размере выкупа Жилин вновь встречается с Костылиным. Оказывается, что трус также не смог скрыться. В отличие от Жилина воля Костылина была сломлена еще до плена. Горцы без труда заставили его написать письмо с просьбой заплатить пять тысяч рублей.

Офицеров специально свели вместе, чтобы повлиять на несговорчивого Жилина. Задумка горцев не удалась. Жилин все равно добился снижения выкупа до 500 рублей («Хотите — убивайте, пользы вам не будет»), да еще и вытребовал для себя с товарищем приличное содержание.

Поведение в плену

Костылин полностью смирился с судьбой. Все надежды он возлагает только на выкуп, «считает дни… или спит».

Читайте также:  Сочинение на тему деревья в снегу 6 класс

Жилин надеется на собственные силы. Зная, что старуха-мать с трудом сможет собрать даже пятьсот рублей, он отправил письмо на ложный адрес.

Умелые руки Жилина позволили ему добиться доверия Дины и еще большего уважения хозяина. Со всей округи офицеру на починку приносят разные вещи. Слава мастера была нужна Жилину только для отвлечения внимания. Тайком он начал рыть подкоп в сарае, а однажды, взобравшись на гору, наметил путь к бегству.

Первый побег

Инициатива побега принадлежит исключительно Жилину. Ему даже пришлось уговаривать товарища бежать вместе. Костылин с самого начала стал обузой для Жилина. Он постоянно жаловался на усталость и израненные ноги. В порыве раздражения Жилин пожалел о том, что взял «колоду эту с собой… Один бы я давно ушел».

Негативное отношение к Костылину немного смягчается, когда он просит Жилина бросить его и бежать одному. Но пойти на это офицер не может. Жилин мужественно взваливает толстого Костылина на плечи.

Даже с тяжелой ношей Жилин мог бы уйти от преследователей. Беглецов выдал крик Костылина.

Второй побег

Неудача тяжело подействовала на обоих пленников. Костылин в яме разболелся и уже перестал на что-либо надеяться. Даже Жилин не видел выхода из ситуации.

Помогли Жилину дружеские отношения, установившиеся с Диной. Девочка поначалу подкармливала пленников, а затем решилась помочь им бежать. На вторую попытку у Костылину сил не нашлось: «Уж мне, видно, отсюда не выйти».

Жилину удалось сбежать и добраться до казаков. «Еле живого» Костылина выкупили через месяц.

Итоговая характеристика

Жилин в рассказе — пример для подражания, образец мужественного поведения. Этот офицер никогда не отчаивается и верит в собственные силы. Жилин заботится не только о себе, но и о предавшем его товарище.

Костылин вызывает лишь жалость и презрение. Такому человеку нечего делать на войне. Он представляет собой обозу для армии и легкую жертву для врагов.

Источник: https://spadilo.ru/zhilin-i-kostylin-sravnitelnaya-xarakteristika/

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика. план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

Цели урока:

; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа

  • Регулятивные: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;
  • Личностные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать; с честью выйти из самой трудной ситуации, обучение культуре речевого общения и этикету.
  •                                             Береги платье снову, а честь смолоду.
  •                                              Сам погибай, а товарища выручай.
  •                                                                             Пословицы.
  •                                               Ход урока
  • 1)      Оргмомент.

     3). Устная работа по домашнему заданию  и  цитатному плану, который составил ученик дома.

— Тема и идея художественного произведения;

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

— Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

  1. Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.
  2. Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.
  3. Кульминация – второй побег.
  4. Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.
  5. Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.
  6. -Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.

Основное противопоставление это , конечно, два главных героя. Именно их автор противопоставляет друг другу.

4) Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Слайд 1

1)- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое? Слайд  2

 Два героя рассказа — это два пути поведения в плену.

Иными словами, КАЖДЫЙ «кавказский пленник» может унижаться и ждать, пока его выкупят из плена родные, а может пытаться вырваться на свободу самостоятельно.

То есть, каждый человек (сам по себе, ОДИН! ) делает свой собственный выбор в жизни. А два героя нужны лишь для того, чтобы показать, к чему в итоге это может привести!                              

  •   2)- Что общее у героев и что их различает?
  • Давай найдем в учебнике портретные характеристики Жилина и Костылина. Слайд 3
  •  Слайд  4 Костылин: «Грузный» — тяжёлый
  •                         «Толстый » — полный
  •                         «Красный» — вспотевший.
  • Какой вывод мы можем сделать?
  •   Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа  слайд 5
  •  Слайд 6

   3). Как повели себя офицеры при первой встрече?

  1.    4)Почему Жилин хочет поехать один, а почему Костылин?
  2.    5)Как характеризует поведение героев в плену?
  3.    6)Почему   Костылин   просит   прислать   за   него   выкуп,  а Жилин нарочно пишет письмо так чтобы оно не дошло.
  4. Слайд 7
  5.  7)-  Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения ?       
  6. ( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

 8) А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях.  Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?   

( Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. 

Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.)

  • 9 )найди  в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина:  (запись в тетради)  
  •                   Жилин                                Костылин
  • ходит по аулу                                      спит
  • всматривается                                     скучает
  • выпытывает информацию                   считает дни
  • рукодельничает                                     ждет ответ на письмо

   -Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

  1. 10)  Как завоевывает Жилин симпатию горцев?   
  2. (Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;
  3.             — Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное  колесо;
  4.             — однажды выступил в качестве врача.
  5. 11)Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?    
  6. (Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.)
  7. 12 ) А Костылин?
  8. (Он безвольно ждет решения своей судьбы.)
  9. Слайд  8 Итак, мы видим  как живут два наших героя в плену.
  10. А сейчас мы с тобой заполним табличку , чтобы  еще раз сравнить Жилина и Костылина.
  11. 5)

 . -Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Жилин Костылин
мать дети горцы Дина Костылин мать дети горцы Дина Жилин
  • Благородство
  • Нежность
  • забота
  1. Доброта
  2. Великодушие
  3. любовь
  • Дружелюбие
  • Уважение
  • Мастерство
  1. Внимательность
  2. Забота
  3. Нежность
  4. благородство
  • Великодушие
  • Прощение
  • сострадание
Эгоизмиждивенчество равнодушие Леньнеуважение равнодушие Предательствоиждивенчество

Делаем выводы из наших наблюдений. Слайд  9.

Вывод:  Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

 Посмотри  какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?»

Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

  1. — Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»? Слайд 10
  2. Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий
  3. Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных
  4. Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?
  5. — В чём смысл названия рассказа?
  6.  ( Уже в названии заложено противопоставление – (антитеза ) двух героев Жилина и Костылина. Слайд 11

 В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами.

Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе.

Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

6). Итог урока. Рефлексия.

1. Чему учит рассказ?

2.  Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

— Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

 Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

7).Домашнее задание. Мы  целый урок сравнивали двух героев. И теперь дома, по предложенному плану будем писать сочинение. «Жилин и Костылин: разные судьбы».

Сравнительная характеристика.

             План.

1. Портрет.

2. Поведение героев.

3. Речь.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношение героев.

  6. Отношение автора.

«Жилин и Костылин: разные судьбы».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/08/23/razrabotka-uroka-literatury-dlya-5-klassa-po-rasskazu-l-n

Ссылка на основную публикацию