Сочинение хозяйка медной горы (образ и характеристика персонажа рассказа бажова)

Сочинение Хозяйка Медной горы (Образ и характеристика персонажа рассказа Бажова)

Одним из основных персонажей произведения является Степан Петрович, представленный писателем в образе уральского рабочего человека.

Степан описывается в сказании как молодой мужчина, отличающийся могучим телосложением, работающим на хозяйском руднике по добыче малахитовых камней.

Характерными чертами мужчины являются его бескорыстие, честность, смелость и трудолюбие. Несмотря на царящую несправедливость хозяина по отношению своим крепостным работникам, Степан добросовестно выполняет свою непростую работу, теряя на ней постепенно драгоценное здоровье, что отражается в его зеленого оттенка глазах.

Однажды отправившись в лес, Степан встречает на своем пути сказочную девушку в образе ящерицы, которая является Хозяйкой Медной горы. Хозяйка демонстрирует Степану имеющиеся у нее богатства в виде драгоценных камней и просит его передать хозяину рудника ее требование о закрытии шахты.

За выполнение ее просьбы Хозяйка обещает Степану стать его супругой. Однако юноша отказывается от брака с волшебной девушкой, поскольку уже обручен с деревенской сироткой Настенькой.

На память об их встрече Хозяйка дарит Степану несколько изумрудных камней и наказывает ему забыть о ней навсегда.

Степан передает просьбу Хозяйки барину, но хозяин настаивает на продолжении работ в руднике и требует от Степана добыть малахитовые глыбы для изготовления церковных столбов. Выполнив приказ барина, Степан получает вольную для себя, и для невесты. Затем молодые люди женятся, выстраивают дом и рожают детишек.

Однако счастливая семейная жизнь у Степана не ладится, поскольку он не может забыть о Хозяйке Медной горы. Молодой человек начинает болеть от тоски, не в состоянии радоваться обычным житейским будням.

В один из дней Степан, захватив ружье, отправляется в лес к месту его давней встречи с Хозяйкой Медной горы.

Там у большого валуна и находят Степана умершим, а возле его тела замечают плачущую зеленую ящерку.

В руках у покойного Степана обнаруживают горсть драгоценных камушек, которые мужчина втайне ото всех хранил долгие годы, не продав ни один экземпляр, в память о любимой Хозяйке Медной горы.

Сочинение Степан – главный герой рассказа Медной горы Хозяйка

Сделав одним из главных героев произведения крепостного мастерового с уральских заводов, писатель показал свое видение трудящихся дореформенного времени. Взаимоотношения Степана и Хозяйки Медной горы в иносказательной форме показывают восприятие человеком того времени природы и окружающего мира.

Автор сказов изобразил своего героя крупным молодым человеком, находящимся в зависимости от господ в силу несправедливости социального порядка. Массивная фигура мужчины как бы демонстрирует потенциальную силу горнозаводских рабочих. О том же может сказать и тяжелое воздействие на него вредной работы с камнем, крошки которого оседают в легких.

Однако тяжкий труд и вредные условия производства не сломили Степана духовно. Бажов подчеркивает, что он смелый человек. Своей внутренней духовной крепостью он и приглянулся сверхъестественному персонажу, владеющему Медной горой и ее рудными богатствами.

Хозяйка горы испытывает храбрость Степана, посылая его передать свое требование оскорбительного характера приказчику. Герой Бажова делает то, что она просила, но просто из своей смелости, не польстившись на богатства Хозяйки.

Женитьбе на Малахитной женщине мастеровой предпочел брак с сиротой Настенькой, которой он обещал сделать это. Автор произведения подчеркивает, что Малахитница не только богаче, но и красивее невесты Степана.

Целью такого упоминания служит стремление Бажова показать бескорыстие рабочего человека, предпочитающего обычную жизнь, к которой он привык с детства туманным перспективам и надеждам «выбиться в люди».

В сочетании со смелым поступком, когда он доказал и Хозяйке горы и себе и другим бесстрашие, выразившееся в выступлении против социальной иерархии, это демонстрирует величие его, как олицетворения простого народа. 

Степан поставлен выше мира бар и господ, но природа все же оказалась сильнее его. Женившись, он не может забыть Владычицу горы. Его находят мертвым, сжимающим в руке драгоценные камни – слезы Хозяйки горы.

Природа оказывается сильнее даже такого человека как Степан. Он слишком связан со своей профессией и поэтому Малахитница, олицетворение заводского мира, где он живет сильнее его.

История Степана

Крепостной Степан – мастер рудника. Он идет в лес и видит там Хозяйку Медной Горы. Она пришла к нему из сказки, охраняет Уральские горы и их богатство – ее владения. Выглядит хозяйка как ящерица с головой девушки. Она превращается в прекрасную девицу. У нее длинные черные волосы, заплетенные в косу и она пленит странников своими чарами и красотой.

Хозяйка нередко встречается на пути странникам и путает их своими заданиями. Она подвергает их разным испытаниям, проходя которые можно добраться до даров. Местные жители знают об этом существе и всячески избегают его. Она может погубить тех, кто не прошел ее испытания. Она выдает приказы своим подчиненным – малахитовым ящеркам.

Степан, увидев Хозяйку, рассказал местным жителям о ее просьбе покинуть рудник. Ему не поверили. Кроме того, его наказали, посадив на цепь и заставив добывать малахит. За его смелость, Хозяйка стала помогать Степану. Она всегда щедро вознаграждает тех, кто ей симпатизирует.

Она намекает, что готова выйти замуж за Степана, но тот остается верен своей невесте. Его невеста Настенька. Кроткая и нежная девушка. Сирота. Хозяйка дарит Степану свои изумруды (слезы), а Настеньке – свою шкатулку из малахита. Они продают это богатство и получают вольную.

В конце сказки Степан и Настенька женятся, строят дом, у них рождаются дети, но Степан не чувствует себя счастливым. Он не в состоянии забыть Хозяйку. Степан становится зависимым от своего увлечения, все чаще пропадает в лесу.  В итоге его находят там мертвым. А в кулаке он держит слезы Хозяйки Медной Горы.

Образ Степана собирательный. Он символизирует силу и мужество с одной стороны, и слабость характера с другой. Он любил Настеньку, но не смог устоять перед чарами Хозяйки, тем самым подвергнув себя на тяжелые душевные муки и физические страдания.

В конечном итоге погиб, ведь Хозяйка несет только беды встречей с собой. Даже вольная не подарила этой паре счастья. Степан – честный человек и он не в состоянии был обманывать Настеньку и Хозяйку.

Он храбрый и проворный, но так и не смог совладать со своими чувствами.

Когда Степан умер и его тело нашли в лесу, возле него обнаружили небольшую ящерицу. Это была Хозяйка Медной Горы, которая оплакивала своего возлюбленного. Хозяйка Медной Горы тоже имела чувства, хоть и была жестока со всеми встречающимися на своем пути.

Даже такой смелый и честный человек, как Степан, не сумел совладать со своими эмоциями и поддался колдовским чарам Хозяйки, зная, что обрекает себя и свою семью на страдания.

← Образ Рахметова в романе Что делать Чернышевского← Образ и характеристика Снежной королевы↑ ДругиеРита Осянина в повести А зори здесь тихие Васильева →О-90 в романе Мы Замятина →

  • Васенька Весловский в романе Анна Каренина Толстого сочинениеВасенька Весловский является одним из второстепенных персонажей повествования Льва Николаевича Толстого под названием «Анна Каренина».
  • Анализ рассказа Студент ВампиловаНаверное, каждый из нас был студентом. Вот об этом и решил написать Вампилов в своем произведении «Студент». Как все уже поняли, что речь идет про одного студента, которому сегодня не очень-то хотелось отправляться на занятия
  • Сочинение Варя в рассказе Разгром Фадеева (характеристика и образ)У Чехова имеется очень интересное произведение «Вишневый сад». Среди них одной из главных героинь является Варя. Ее совсем маленькой удочерила Любовь Раневская. За все это время девушка не знала о том
  • Сочинение Тема любви в рассказах Чехова (в творчестве)Антон Павлович Чехов — изумительный сатирик, высмеивавший человеческие пороки, но, однако, тема любви раскрывается во многих его произведениях и является одной из важнейших в его творчестве. Любовь в его рассказах разная
  • Сочинение на тему Русский характер (характер русского человека)Описать русский характер можно не только любовью к Родине, но еще и любовью к ближнему. Из литературы, фильмов, учебников по истории мы знаем, как самоотверженно девушки-медсестры выносили на своих хрупких плечах раненых солдат с поля боя

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/harakteristika-i-obraz-stepana-v-skaze-mednoj-gory-hozyajka

Хозяйка Медной горы

Сочинение Хозяйка Медной горы (Образ и характеристика персонажа рассказа Бажова)

Фольклорный персонаж, хозяйка Уральских гор из горняцких легенд. Дух гор, хранительница ценных минералов. Принимает различные образы.

В антропоморфной форме предстает как красивая невысокая девица с зелеными глазами и черной косой, перевитой медными лентами, которые тонко позванивают.

На Хозяйке – каменное малахитовое платье, которое со стороны выглядит как шелк, отливает алмазами и медью. Богатый облик Хозяйки символизирует красоту ее владений — рудников с драгоценными камнями и металлами.

Хозяйка Медной горы может выглядеть и инфернально – как нечисть с головой женщины и телом зеленой ящерицы. Способна являться и в виде бесплотного духа. В этом случае проявляет себя только голосом, звонким, но часто неразборчивым, говорит со смешками, веселится.

Хозяйка Медной горы

Хозяйка Медной горы покровительствует рудокопам, простым и смелым работягам, а к «администрации» обычно враждебна. Приказчика Северьяна Хозяйка превращает в «пустую породу», а тем, кто находится в поиске, героиня помогает.

Владелица богатств, скрытых в земных недрах, распоряжается ими по своему усмотрению. Любая разработка возможна только с ее согласия, Хозяйка может «увести» ценные минералы и не позволить их добыть. Хозяйке Медной горы подчиняются ящерицы и бурая кошка с огненными ушами, которая бродит под поверхностью земли. Хозяйка хранит секреты мастерства обработки камня.

История создания

Писатель и фольклорист первой половины ХХ века Павел Бажов литературно обработал уральский рабочий фольклор и написал ряд сказов, которые опубликовал в сборнике «Малахитовая шкатулка». Среди прочих персонажей там присутствует и Хозяйка Медной горы.

Портрет Павла Бажова

В 30-ые годы изучение рабочего фольклора было поставлено как задача после ряда дискуссий, которые прошли в Ленинграде и Москве. Решено было издать сборник, в который войдет дореволюционный уральский фольклор.

В декабре 1935 года сборник должен был выйти, но первый редактор не смог найти тот самый «рабочий фольклор». Новый редактор сборника вошел в контакт с Павлом Бажовым — и дело пошло.

Позже Бажов сам оказался на должности редактора этого сборника и написал для него три сказа, среди которых оказалась и «Хозяйка Медной горы».

мысль сказа: красота природы воодушевляет человека и подталкивает того к творческим поискам.

Легенды уральских горняков

Множество горняцких преданий Бажов слышал в детстве, которое прошло в городе Сысерть. Там на металлургическом заводе трудился отец писателя. Позже отец перевелся на медеплавильный завод в Полевском.

  • Павел Бажов познакомился там со старым шахтером, в пересказе которого узнал фольклорные предания.
  • Этот шахтер, который работал на дровяном складе сторожем и пересказывал горняцкие легенды детям, стал прототипом бажовского персонажа дедушки Слышко.
  • Девка-Азовка

Прообразом Медной горы стал Гумешевский медный рудник, где добывали малахит и медную руду. Образ Хозяйки Медной горы прочно связан с локальным фольклором города Полевской, где та предстает духом места, «хозяйкой» Гумешевского рудника.

Есть схожий фольклорный образ, связанный с горой Азов, расположенной в 10 километрах от рудника. Это девка-Азовка, дух горы, хранительница клада, спрятанного в пещере разбойниками или «старыми людьми». Азовку связывали также с золотым прииском, который располагался в низовьях горы.

Хозяйка Медной горы – арт

Оба фольклорных персонажа созданы в одной и той же среде и могли повлиять на формирование образов друг друга.

Экранизации образа

В 1946 году вышел фильм-сказка «Каменный цветок» режиссера Александра Птушко, экранизация сразу двух сказок Павла Бажова — «Горный мастер» и «Каменный цветок». В роли Хозяйки Медной горы выступила актриса Тамара Макарова, а роль Данилы-мастера исполнил актер Владимир Дружников.

Хозяйка Медной горы завлекает в собственные владения Данилу-мастера, который с детства обучен искусно обрабатывать камень, но стремится к еще большему мастерству. Данила неудовлетворен собственным творчеством, хотя окружающие неизменно восхищаются его работой.

Тамара Макарова в образе Хозяйки Медной горы

В подземное царство Хозяйки Данила приходит, чтобы там создать каменный цветок, который невозможно будет отличить от живого.

Хозяйка Медной горы рассчитывает покорить сердце Данилы несметными богатствами горных недр, собственной красотой и творческими возможностями, которые открываются перед мастером в ее владениях. Но это не срабатывает.

Данила не забывает мир людей, и Хозяйке приходится отпустить его обратно. у мастера уже разыскивает его возлюбленная – Катенька. Разгадав тайну камня, Данила возвращается к ней.

В 70-ые годы ХХ века вышла серия кукольных мультфильмов по мотивам сказов Бажова, снятая режиссером Олегом Николаевским на Свердловской киностудии. Хозяйка Медной горы присутствует в двух из них.

Первый мультфильм — «Медной горы хозяйка» — вышел в 1975 году. А в 1977 году тот же сюжет был обыгран повторно в другом мультфильме серии — «Каменный цветок».

  1. Хозяйку Медной горы здесь озвучивает Татьяна Юшкова.
  2. Кадр из мультфильма «Медной горы хозяйка»

Сценарий тот же: искусный резчик по камню Данила не может найти покоя и в поисках мастерства отправляется в царство Хозяйки Медной горы, оставив в «мире людей» невесту Катю. В недрах горы Данила доводит свои навыки до совершенства, а Хозяйка мечтает оставить мастера при себе и заставить того забыть прошлую жизнь.

В 1976 году на киностудии «Ленфильм» вышел фильм-сказка «Степанова памятка». В основу сценария легло сразу несколько сказок Бажова. Роль Хозяйки Медной горы исполняет актриса Лариса Чикурова. Режиссер фильма — Константин Ершов.

Читайте также:  Тема былины садко 7 класс

Лариса Чикурова в образе Хозяйки Медной горы

Сюжет таков: Степан, знаток рудного дела, влюбляется в Хозяйку Медной горы — та открыла перед ним «душу камня». Под влиянием любви к этой фольклорной даме Степан преображается и в итоге гибнет.

У Степана остается дочь Танюшка, которая получила от отца в наследство талант, упрямство и гордый нрав. В детстве к Танюшке приходит под видом странницы Хозяйка медной горы, останавливается в доме и учит девочку вышивать шелком и бисером.

Став взрослой, девушка отправляется в Петербург с молодым барином, который желает на ней жениться. Танюшке нужно увидеть Малахитовую комнату, созданную Степаном.

В 1978 году на студии «Союзмультфильм» вышел мультфильм «Горный мастер» по мотивам сказки «Каменный цветок». Режиссер – Инесса Ковалевская.

Книга «Медной горы Хозяйка»

В 2016 году в издательстве «Речь» вышло новое издание сказов Бажова — книга «Медной горы Хозяйка» с иллюстрациями художника Вячеслава Назарука.

Цитаты

«Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало».

Фото

Источник: https://24smi.org/person/3619-khoziaika-mednoi-gory.html

Источник: https://obrazovane.ru/sochineniya-po-xozyajke-mednoj-gory-bazhova.html

Павел Бажов «Хозяйка медной горы». Блог. online-knigi.com

Сочинение Хозяйка Медной горы (Образ и характеристика персонажа рассказа Бажова)

Уникальное во всех отношениях произведение писателя советской эпохи. Не смотря на народный стиль изложения, сказка «Хозяйка медной горы», современное произведение. Павел Бажов имеет в арсенале богатую биографию. Павел родился в конце 19 века и прошел через революцию, Великую Отечественную войну и донес до нас старинные предания горнорабочих Урала. Публикации, литературно адаптированных, уральских сказов Бажова появились в 30-х годах 20-ого века.

Первое знакомство с произведением происходит в школьном возрасте, и дети с широко раскрытыми глазами, слушают немного грустную историю про мастера Степана, приказчика и ящерку, превращающуюся в красавицу. Язык, которым написана сказка, кажется непривычным, слушать легко, читать сложно.

Когда уже в зрелом возрасте попадается книга в руки, то всегда появляется легкая ностальгическая улыбка: да, помню, хорошая сказочка. А в этот момент в глубине шевелятся какие-то смутные воспоминания от которых веет теплом и уютом. Хочется перечитать еще раз.

Образ хозяйки медной горы

В простом описании медной горы, хозяйка передает мудрость уральских жителей. Суровые и величественные горы Урала, образ Матери-Богини, которая хранит духовные сокровища и является источником жизни, защитницей от темных сил, божественным покровителем. Яркий, многогранный персонаж народного фольклора.

Сказка «медной горы хозяйка» краткое содержание

Основные герои сказки: Крепостной горный работник Степан, приказчик, медной горы хозяйка. Встреча Степана с хозяйкой сулит ему невзгоды и испытания. Смелость и бескорыстность покоряют хозяйку, и она, помогает ему. Получив в награду малахитовую шкатулку, Степан обретает вольную со своей невестой.

Сказка содержит множество моментов, которые дают богатую пищу для размышлений. Каждое прочтение открывает все новые и новы образы. Наиболее простые и знакомые нам:

  1. Алчность и безмерное потребление не насытит человека в этом мире.
  2. Материальные блага не обеспечат истинного счастья. 
  3. Чистое сердце, твердость собственным убеждениям, сострадание. 
  4. Судьба человека в его собственных руках.

Финал сказки неоднозначен и дает повод самостоятельно осмыслить судьбу героев и сделать выводы. Чтобы проделать этот путь самостоятельно, читайте «Хозяйка медной горы» онлайн бесплатно, без регистрации.

Категории:

Источник: https://online-knigi.com/blog/67/pavel-bazhov-xozyaika-mednoi-gory

Хозяйка Медной горы — litmuzei

Мы отправляемся в путешествие на Урал к Хозяйке Медной горы.  Мы попробуем заглянуть в горные сокровищницы Урала и поразмышляем о героях сказа Бажова.

Могучий горный хребет вдоль границы Европы и Азии, протянувшись с севера на юг более чем на 2000 км от берегов студеного Карского моря до сухих казахстанских степей, растянулась огромная горная страна – Урал.

Урал – край удивительной красоты, сказочных природных богатств, а Уральские горы в своих недрах хранят несметные сокровища: золото и самоцветы, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре первом здесь в 15 веке основали первые солеварни и рудники.

С тех далеких времен на Урал хлынул поток русских крестьян, бежавших от непосильного феодального гнета из центральных областей России.

Самым ярким образом сказа является сама хозяйка Медной горы. Она хранительница сокровищ, а еще покровительница смелых и мужественных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью.

Что роднит эту героиню со сказочной царевной? Необыкновенная красота, ее чудесные помощницы ящерки, которые выполняют все ее распоряжения. Живет она в подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания. Хозяйка Медной горы не только владеет природными богатствами и охраняет их. С теми, кто стремиться превратить ее богатства в прибыль и деньги, превращает труд рабочих в рудниках и шахтах в «подземную» каторгу, она сурова и беспощадна.

Дворец Малахитницы – сокровищница Урала, и мы сейчас заглянем в недра этого дворца и узнаем, какие месторождения там находятся, какие минералы добываются.

Малахит – это минерал, который образуется в зоне окисления медных месторождений, поэтому он ярко- зеленого цвета с различными оттенками. Насколько малахит был ценным минералом подробно описано в сказе. Из него в камнерезных мастерских «творили» прекрасные изделия, посмотрите фотоиллюстрации, на которых запечатлены изделия из малахита.

                     Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями. Допустив Степана в свои владения, она щедро его одарила: удачей в работе; малахитовой шкатулкой для Настеньки, невесты Степана, камешками.

Встретиться с Хозяйкой суждено не каждому, но тот, кто ее встречает, кому она оказывает свое покровительство, толкает на новые поиски, поселяет в их душах вечную творческую неудовлетворенность. Человек живет трудом.

Как хранительница природных богатств, она наказывает, гневается за варварское отношение людей к природе. В Гумешках «…все богатство ровно пропало…, а потом их и вовсе затопило».

Не смог Степан забыть Малахитницу, все тосковал, ходил к Красногорскому руднику, там и нашли его мертвым.

О чем заставляет задуматься читателя этот сказ? 

Это сказ учит любить и уважать труд, быть упорным, смелым и честным человеком, не нарушать данных обещаний. Любить природу, получая доступ к природным богатствам человек должен знать меру, должен беречь и охранять природу.

Источник: https://www.sites.google.com/site/litmuzei/zal-geroev-skazov/hozajka-mednoj-gory

Очень краткое содержание П. П. Бажова "Медной горы хозяйка" |

По преданиям уральских горняков рудниками и шахтами управляет владычица Уральских гор, неземной красоты девица. Называют они ее Хозяйкой медной горы. На основе этих сказаний Павел Бажов написал свое самое известное произведение.

В жаркий летний день крепостной работник горного завода Степан вместе с другом отправился на сенокос. Устав в пути, они прилегли вздремнуть.

Очнувшись, Степан увидел, что над ним склонилась черноволосая девица в переливающихся зеленых одеждах, рисунок которых напоминал рисунок малахита, горного камня. Девица завела разговор со Степаном о том, чтобы он передал приказчику ее просьбу – покинуть Красногорский рудник.

Еще девица пообещала Степану выйти за него замуж, если он не побоится передать эту просьбу. Да только была уже у Степана невеста. И звали ее Настей.

Боязно было парню сказать о просьбе красавицы жестокому и злому приказчику. Но все — таки он решился. За такие дерзкие речи приказано было Степана выпороть. А еще его отправили в самый бедный рудник, в котором ничего невозможно было добыть. Отправили и приказали нарубить такую меру малахита, которую и в богатом-то руднике найти невозможно.

Степан опустился в шахту и обнаружил, что малахитового камня там в избытке. И добыл Степан всю меру, которая была ему назначена. Появилась перед ним девица, которую он встретил накануне.

Степан уже догадался, что это и есть Медной горы Хозяйка. Слуги ее – ящерки сняли со Степана оковы. И повела Хозяйка парня в свои роскошные чертоги.

Пока они шли, платье на Хозяйке переливалось и меняло цвета, а залы были один краше и богаче другого.

Накормила красавица парня и дала ему в подарок для его невесты дорогую малахитовую шкатулку, наполненную драгоценностями. А как только стал уходить от нее Степан, так заплакала она горючими слезами.

Что ни слезинка, то драгоценный камешек. Собрала она камешки в руку и передала Степану. Велела подороже продать, чтоб разбогатеть. Ящерки проводили гостя обратно в рудник и снова заковали его в цепи.

Разозлился ненасытный приказчик и отправил Степана в другой рудник, а меру малахиту назначил собрать еще больше. Тогда и заподозрил верный слуга приказчика, что связан Степан с какой-то нечистой силой. Тогда приказано было парню добыть стопудовую глыбу. Если выполнит он задание, то дадут ему вольную. То есть освободят от крепостного рабства.

Степан и это задание выполнил, да только не дают ему вольную. Тут приезжает из столицы барин. Он узнает о Степане и приказывает добыть такой малахит, из которого можно изготовить столбы в 5 сажен.

Но теперь уж Степан требует сначала вольную подписать для себя и Настеньки, а потом идет добывать необычный камень. Малахит тот увозят в Санкт — Петербург, в самую главную церковь. Степан становится вольным, а все драгоценные камни, которые он добыл для рудника, исчезают под землю.

Степан и Настя сыграли свадьбу, обзавелись домом и хозяйством. Казалось бы, жить да жить. Да только загрустил молодой муж. Стал чахнуть, задумываться. Купил он себе ружье и стал ходить на рудник, вроде как на охоту. А добычи никакой не приносит.

И вот однажды ушел Степан и очень долго не возвращался. Пошли его искать, а он возле рудника лежит мертвый. А рядом – зеленая ящерка. В кулаке покойного нашли драгоценные камешки. Это и были слезки Медной горы Хозяйки, которые сберег Степан, не продал.

Вот она какая – Хозяйка медной горы. И доброму человеку с ней встретиться худо, и злому.

Учит нас сказ Павла Бажова беречь родную природу и ее богатства и не верить в потусторонние силы, а жить свои трудом и не ждать ниоткуда богатств.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/ochen-kratkoe-soderzhanie-p-p-bazhova-mednoj-gory-xozyajka/

Тема урока: Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова

Тема урока: «Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова»

Цель: создание эмоционального настроя для восприятия сказа П.П.Бажова “Медной горы Хозяйка” и условий для усвоения отличительных черт образа Медной горы Хозяйки с использованием мультимедийных средств.

Задачи:

Обучающие:

1.Раскрыть нравственные особенности образа Хозяйки медной горы, истоки происхождения, связь с литературными образами.

  • Развивающая
  • Развивать образное восприятие, творческое мышление,терминологический аппарат;
  • Воспитательная
  • Воспитывать мыслящего читателя, способного понимать прекрасное
  • Фаза вызова: Начало урока. Дается фрагмент из художественного фильма “Каменный цветок” Слайд №1
  • Беседа по вопросам:
  • Ребята, вы смотрели этот кинофильм?
  • Как он называется?
  • По мотивам какого произведения он поставлен?
  • Кто является автором сказа “Каменный цветок”?
  • Кто из героев сказа представлен в данном фрагменте?
  • Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить на уроке?
  • Учащиеся делают вывод о том, что тема сегодняшнего урока – образ Медной горы Хозяйки.
  • Фаза осмысления
  • Слайд презентации №2

Как вы думаете, почему не “Хозяйка медной горы”?Какое слово здесь главное и почему?

  1. А как вы думаете, Хозяйка – это положительный персонаж сказа или отрицательный?
  2. Приём составления «дерева предсказаний» (на доске)
  3. Х
  4. О
  5. З
  6. Я
  7. Й
  8. К
  9. А
  10. Положительная Отрицательная
  11. М
  12. Е
  13. Д
  14. Н
  15. О
  16. Й

Аргументы? Аргументы?

  • Г
  • О
  • Р
  • Ы

Ребята, а хотели бы сами встретиться с хозяйкой? Сегодня вам представится такая возможность.

  1. Слайд презентации №3
  2. Приём театрализации
  3. Заходит ученица в костюме Хозяйки.

-Здравствуйте, ребятишки! Что же на девичью красу даром глаза пялить? За погляд-то ведь деньги берут. Давайте лучше поговорим маленько. Да для начала поглядите на моё войско, только осторожней, не раздавите, вон они у меня какие маленькие.

(показывает камешки из шкатулки).

-Ну, теперь признали меня? Да не пужайтесь, худого я вам не сделаю. Помните, что я Степану приказчику сказать велела? Ну, я вам напомню:

«Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть».

-Поняли ли, ребятишки? Ну так объясните, как поняли.

Учащиеся объясняют, что Хозяйка в очень нелестных выражениях (душной значит дурно пахнущий) приказывает прекратить добычу руды на Красногорском руднике, иначе на другом руднике она спрячет всю медь.

Хозяйка:

— Да, смелый мне встретился паренёк, Степан-то Петрович. И как он на мою красу не позарился? А красивая я, ребята? Читали ли вы обо мне? Как обо мне сказитель, Павел Бажов пишет? Найдите в его сказе моё описание.

Приём «Чтение с остановками»

Слайд презентации №4

…на грудке руды у большого камня женщинакакая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать — девка. Косассиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине.На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этакпозванивают, будто листовая медь.Дивится парень на косу, а сам дальше примечает.

Девка небольшого росту,из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Впереднаклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тотбок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опятьнаклонится. Однем словом, артуть*-девка.

Слыхать — лопочет что-то, апо-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все.Весело, видно, ей.Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.»Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу неприметил?Отвела глаза косой-то своей».А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь.

Х.: Так почему же Степан испугался меня?

Учащиеся объясняют, что Хозяйка -тайная сила.

Хозяйка: А вы откуда знаете? А знаете ли, откуда срисовал писатель мой образ?

Прием «Исследовательский проект»

Выступление учеников:

1.Общий в сказах волшебный персонаж, главный образ в сказах — Хозяйка, или Малахитница. Интересно её происхождение.

Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа.

В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.

Слайд презентации №5

2.Такие фантастические предания былиоченьраспространены среди уральских рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на «подземной каторге», в рудниках и шахтах. Стремление объяснить непонятные явления природы вызвало их к жизни, жажда справедливости, желание видеть удачу труженика и наказание угнетателя определили их содержание.

Слайд презентации №6

3.Бажов использует, развивает и дополняет фольклорные традиционные мотивы. Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Детали красочного портрета намекают на связь ее с миром природы.

Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Не только необыкновенная красота, но и чудесные помощники, выполняющие все ее распоряжения, — разноцветные яшерки. Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и герой волшебной сказки.

Слайд презентации №7

4.Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другим — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.

Слайд презентации №8

5.Возможно, самый близкий по красоте ей персонаж русских литературных сказок — МертваяЦаревнаПушкина.

Но Бажовская Хозяйка сохранила главное, что выдает ее генетическое родство с языческой прародительницей – нехристианскую, неправославную этику.

Не случайно в сказе говорится: Говорили, что это Хозяйка огневалась за столбы-то, что их в церкву поставили. А ейэто вовсе ни к чему.

Это только в нынешнее время автор романа-фэнтезиберети выдумывает каких-нибудь своих собственных, «самодельных» богов или чудовищ. В старину религиозная традиция сохранялась очень прочно. Все, что не было православным и мусульманским, «автоматически» оказывалось принадлежащим местным языческим народам.

Слайд презентации№9

Х.: Вот Степан Петрович и смелый был, и мастер отменный, а все ж не долго прожил, погиб у Красногорского рудника. Какие он два испытания выдержал, а с третьим не справился?

Учащиеся отвечают, что Степан передал приказчику слова Хозяйки, не предал свою невесту, не позарился на богатства Хозяйки, но не выполнил последний наказ хозяйки – не продал её слёзы, т.е. не забыл её, как она наказывала.

«Степан тоже счастья в жизни не поимел. Женился он, семью завёл, дом обстроил, все как следует. Жить бы ровно да радоваться, а он невесёлый стал и здоровьем хезнул. Так на глазах и таял. Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И все, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит».

Слайд №10

Приём «Составление кластера»

Х.:Я Даниле-мастеру поручила сделать каменный цветок. Вот и вам, ребятишки, я задам подобную работу. Только украсьте мой каменный цветок моими качествами, чтобы я о хорошем помнила, но и об опасном не забывала.

Учащиеся составляют кластер  качеств Хозяйки — подставляют лепестки к сердцевине.

На каждом лепестке написаны нравственные и физические качества Хозяйки

Обведите те лепестки цветка, которые обозначают скорее отрицательные, чем положительные качества. Какой вывод можно сделать об образе Медной горы хозяйки?

Это противоречивый образ. Медной горы хозяйка испытывает героя, стремясь подчеркнуть у него лучшие качества, и немилосердно наказывает, если он в чем-то проявил слабость. Вывод записывается на древе предсказаний.

Слайд презентации №11

Хозяйка забирает Цветок и уходит, сказав:

— Ну, прощайте, ребятишки! Да смотрите не забывайте обо мне! Это моё вам испытание будет!

Итог урока:

После сегодняшнего урока появится ли у вас желание читать другие сказы П.Бажова?

  • Рефлексия.
  • Приём «Составление синквейна» по парам
  • Хозяйка медной горы
  • Строгая, справедливая
  • Одаривает, испытывает, наказывает
  • Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало.
  • Колдунья
  • Чтение синквейнов.
  • Д/з: Нарисовать иллюстрацию к сказу или написать сочинение на тему «Образ Хозяйки Медной горы»

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/252882-tema-uroka-obraz-hozjajki-mednoj-gory-v-skaze

Анализ произведения «Медной горы Хозяйка» П.П. Бажов

«Медной горы Хозяйка» П.П.Бажов.

  • Павел Петрович Бажов
  • «Медной горы Хозяйка»
  • Класс: 5 класс
  • Жанр: сказ
  • Год написания: 1936;

Год издания: 1939. В мировой истории год памятен вторжением гитлеровской Германии в Польшу и началом Второй Мировой войны. В Советском Союзе в это время проходили массовые аресты и репрессии. Сам П.П. Бажов не был репрессирован, напротив, активно занимался творчеством и журналисткой деятельностью, проживая в Свердловске.

  1. Действие произведения происходит в о вторую половину XVIII -первую половину XIX веков, на что указывает упоминание крепостного права и фамилия заводчика Турчанинова.
  2. Герои
  3. Главными героями произведения являются горнорабочий Степан – молодой, сильный, смелый человек, не побоявшийся передать приказчику слова Хозяйки Медной горы.

Вторым действующим лицом является сама Хозяйка Медной горы, она же Малахитница. Бажов представляет в образе незамужней девушки (носит косу) с иссиня-черной косой, на конце которой лента из листовой меди, платье темно-зеленого цвета, похожего на малахит шелкового сорта.

Иногда она предстает в образе ящерки с короной на голове, либо ящерки с женской головкой.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Хозяйка Медной горы самолюбива, уверена в своей силе, насмешлива. Она сочувствует простым горнорабочим: «…тому, который с тобой, ничего, смотри, не говори. Изробленный он человек, что его тревожить да в это дело впутывать. И так вон лазоревке сказала, чтоб она ему маленько пособила».

Назвать ее доброй нельзя, скорее, справедливой, т.к. каждый при встрече с ней получает то, что заслужил. У Хозяйка можно поучиться уверенности в себе, честности. Для Степана эти качества также характерны.

Надо отметить, что Медной горы Хозяйка встречается не только в этом, но и в ряде других сказов Бажова.

Сюжет произведения следующий: в пору сенокоса два парня, работающих на горнодобывающем заводе, пошли траву смотреть. Один из них – Степан – увидел Медной горы Хозяйку, которая велела ему передать приказчику приказ убираться с Гумешковского рудника. В награду пообещала выйти за него замуж.

Степан передал приказчику слова Малахитницы, за что был прикован в забое и обязан добыть большое количество малахита. Хозяйка вызволила его из забоя и повела смотреть свое «приданое» — подземные богатства. После чего спросила, берет ли Степан ее замуж . Степан отказался, объяснив, что обещал жениться на другой.

Хозяйка Медной горы обрадовалась и подарила его невесте малахитовую шкатулку с украшениям, а Степану дала горсть изумрудов – своих слез. Последним наказом Хозяйки было забыть ее .

Через несколько лет после женитьбы Степан начал тосковать, чахнуть. Однажды ушел в лес и не вернулся. Его нашли мертвым близ рудника, над ним плакала ящерка. В руке были зажаты изумруды, которые при прикосновении рассыпались в прах.

Мое мнение

Сказы П.П. Бажова о Медной горы Хозяйке, в частности, данный сказ, являются одними из моих любимых произведений. Рассказ приоткрывает перед читателем мир уральских горнорабочих той поры, показывает их традиции, быт, мировоззрение. Здесь нет места идеализации, характеры людей выведены правдоподобно, у каждого есть хорошие и плохие черты.

Язык сказа «Медной горы Хозяйка» (как, впрочем, и всех остальных сказов) ярок, образен, богат диалектизмами, передает местный говор. Читая сказ, словно слышишь живой рассказ человека с богатым жизненным опытом, много повидавшего на своем веку. Он любит свою землю, свой край, людей, который там живут.

И через свои рассказы он пытается показать, что несмотря на все тяготы жизни люди должны быть добрыми, честными, справедливыми.

Полезный материал по теме:

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/mednoj-gory-xozyajka-pp-bazhov

Уральский сказитель – Павел Петрович Бажов. Жанровое своеобразие и герои сказа “Медной горы Хозяйка»

  • Аннотация
  • Проблемно — диалогическая технология способствует обеспечению актуализации предметных знаний и умений учащихся, развития критического мышления, формирования коммуникативной культуры.
  • Применение информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения приемам анализа текста, созданию проблемно — диалогической ситуации, формированию исследовательских умений младших школьников.
  • Полноценное диалогическое общение на уроке возможно при соблюдении следующих условий:
  •  — равенство личностных позиций учителя и ученика;
  •  — приобретение нового знания в процессе рассуждения;
  •  — предоставление возможности определить собственную позицию при наличии различных точек зрения;
  •  — стимулирование самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
  • Результатом урока являются глубоко осмысленные выводы учащихся, полное раскрытие замысла автора, высокий эмоциональный подъём и выход на нравственные ценности, составляющие духовность личности, её образовательную среду.
  • Урок представлялся на районный семинар заместителей руководителей по УВР, а также вышел в финал Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок».
  • Цель урока: формирование основ читательской культуры как части общей культуры человека.
  • Задачи урока:
  • 1. ввести (учащихся) в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать ею сходства и различие со сказкой;
  • 2. провести наблюдения над языком художественного произведения;
  • 3. продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода;
  • 4. развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы;

5. на материале сказа показать стремление писателя донести до читателя мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства – в руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа.

  1. Оборудование: портрет писателя, слайд — программа, тексты произведений писателя и иллюстрации к ним.
  2. Ход урока:
  3. Приветствует учащихся.
  4. Читает наизусть стихотворение (способствует созданию эмоционального настроя)
  5.  — Урал!
  6. Завет веков и вместе —
  7. Предвестье будущих времен.
  8. И в наши души, словно песня,
  9. Могучим басом входит он –
  10. Урал!
  11. Опорный край державы,
  12. Её добытчик и кузнец,
  13. Ровесник древней нашей славы
  14. И славы нынешней творец.
  15. Как вы думаете, почему мы сегодня говорим об Урале?

Урал – колыбель российской тяжелой промышленности. По приказу Петра Первого в целях укрепления экономической и оборонной мощи нашей державы там стали создаваться железоделательные, чугунно — и медеплавильные заводы. Они были как государственными, так и частными.

Чтобы обеспечить предприятия рабочей силой, к ним приписывали тысячи крепостных крестьян. Император разрешил купцам покупать целые деревни к заводам. Династия первых крупных горнопромышленников – Демидовы. К концу 18 века в их руках было сосредоточено 55 заводов.

Урал — батюшка издавна славится своими самоцветами. Горный хрусталь и яшму, гранит и мрамор, кварц и слюду, бирюзу, малахит и множество других ценных минералов извлекали из недр Уральского горного хребта. Активно развивалась здесь и золотодобыча.

 Но главное богатство Урала – люди: старатели, рудокопы, литейщики. Все они великие труженики, талантливые умельцы. Во многом благодаря Бажову стали известны имена крепостных мастеров — камнерезов, сумевших постичь «душу» камня, вдохнуть жизнь в «мертвую» горную породу.

Один из них – Иван Бушуев, замечательные работы которого можно увидеть в Оружейной палате Кремля. Гордость Урала составляют и мастера слова. Одаренные и самобытные сказители хранили в памяти и передавали молодому поколению старинные легенды.

С Уралом связаны жизнь и творчество Павла Петровича Бажова.

 Предлагаю посвятить сегодняшний урок разговору об этом писателе и его произведении «Медной горы Хозяйка».

Давайте попробуем, используя начало фраз, сформулировать цель нашего диалога:

 — будем размышлять о. . . (прочитанном: о героях, поступках);

  •  — поучимся высказывать… (свои мысли, своё мнение);
  •  — постараемся выразить… (свои чувства, настроение, отношение к прочитанному);
  • Давайте попробуем вместе наметить план наших основных действий, порядок работы: поработаем с текстом сказа, попробуем высказать свое мнение, определить художественное своеобразие произведения.

Смолоду полюбились Бажову уральские сказы за красоту слова, за справедливость. Позднее он собрал эти сказы, обработал и выпустил книжку “Малахитовая шкатулка”. Он и другие книжки написал, но эта стала самой знаменитой.

 — Почему сказы получили такое название? Вот как об этом говорит сам писатель:

“Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища”.

 В течение 15 лет он записывал рассказы о народной жизни. Самым известным стал его сказ “Медной горы Хозяйка”.

Читайте также:  Образ поэта в лирике пушкина сочинение

Постановка проблемы.

 — Можно ли произведение П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» назвать сказкой? Почему вы так думаете? (слайд № 2)

 — Почему Хозяйка Медной горы щедро наградила Степана, несмотря на то, что он отказался взять её в жёны? Легко ли ей отпускать от себя Степана?

 — Обычно сказки имеют счастливый конец: добро торжествует, зло наказано. У Бажова герой тоже получает награду за смелость, мужество и верность. Однако финал сказа счастливым назвать нельзя: «Степан тоже счастья в жизни не поимел.

Женился он, семью завёл, дом обстроил, всё как следует. Жить бы ровно да радоваться, а он невесёлый стал и здоровьем хезнул. Так на глазах и таял».

Почему это происходит? Только ли встреча с волшебной силой тому виной? Можно ли всё объяснить с позиций реальной жизни? (слайды 9, 10)

 — «Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало». Какая мысль заключена в этих словах сказителя?

 — «. . . Хозяйка эта. . . любит над человеком мудровать». Как вы понимаете смысл этой фразы?

 — Что олицетворяет собой образ Хозяйки горы?

Организует работу с учебником.

 — Что в сказке волшебного и что реального? Почему это произведение нельзя назвать сказкой?

Весь материал — смотрите документ.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/uralskiy-skazitel-pavel-petrovich-bazhov-zhanrovoe-svoeobrazie-i-geroi-skaza-mednoy-gory-khozyayka.html

Образовательный портал

Методическая разработка урока  литературы в 5 классе

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка». Сказ как жанр литературы

  • Парфенова Любовь Алексеевна, учитель русского языка и литературы
  • ГБОУ гимназии №159 «Бестужевская» Санкт-Петербурга
  • Цель урока: раскрыть понятие сказа как жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.
  • Задачи:
  • —  познакомить с особенностями сказа как эпического жанра;
  • —  развивать критическое мышление, умение анализировать и делать выводы, аргументировать свою точку зрения, работать с текстом, навыки оценки и самооценки;
  • — воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
  • Технологии:
  • Проблемно — диалогическая технология способствует обеспечению актуализации предметных знаний и умений учащихся, развитию критического мышления, формированию коммуникативной культуры.
  • Применение информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения приемам анализа, созданию проблемно — диалогической ситуации, формированию исследовательских умений школьников.

Оборудование: Мультимедиа-проектор, учебник.  рабочая тетрадь по литературе, рабочая карточка учащегося.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Мы познакомились со сказом «Медной горы хозяйка».
  2. Один из исследователей творчества Бажова сказал:
  3. «Молчаливые уральские люди в его сказах заговорили, и оказалось, что язык их странен, но по-своему красив и выразителен» (Елена Харитонова)

— В чем же особенность языка сказов Бажова? Именно об этом вы должны были подготовить рассказ.

Ученик:

Сказ ведется от первого лица. Повествователем является простой рабочий человек,  свидетель описанных в сказе событий. Поэтому и язык сказа напоминает устную разговорную речь.

  • Бажов допускал просторечные элементы в сказы, но такие, которые не создавали бы впечатления языковых грубостей: видать (видно), слыш-ко, малость, даровщина, своротить (повернуть) в сторону, цельный (целый), , хворый, обробеть, зазорно, вдосталь.
  • Встречаются слова с суффиксами, характерными для разговорного стиля речи, в том числе с суффиксом –ТО:  «думка-то», «ящерки-то», «в лесу-то», «траву-то», «чаша-то», «чертежу-то»,  », «малахитом-то», «жена-то», «языком-то»)
  • Действие происходит на Урале и в сказе много диалектных слов: «шибко» — то есть очень; «нарядить» — отправить на ученье; «худо» — плохо; «выгораживать»  — защищать, отговаривать; «сперва» — сначала; «протча» — прочее; «взъедаться» — возражать, сердиться; «маленько» — немного; «ровно» — словно; «чисто» — словно; «привечать» — жалеть )
  • Действие сказа происходит во времена крепостного права, поэтому мы встречаем много устаревших слов: приказчик, нарядить (назначить), оказать (обнаружить), урок (работа).

Повествователем и героями сказа являются рабочие люди, горные мастера, поэтому много слов, обозначающие горные породы: малахит, медь , алмаз. Но среди названий камней есть и русские разговорные слова: слюдка, желтяка, серебряка,змеевик, королёк, лазоревка.

В сказе простой разговорный язык переплетается с языком приданий и легенд, поэтому  много  народно-поэтических слов: дума горькая, запечалиться, молвить, не минучей, пол узорчатый, пташки поют — радуют, родимый, сине небушко, скорёхонько и другие.

Язык сказа – живой народный язык.

III. Объявление темы: «Сказ как жанр литературы».

Изучая литературу, посвящённую творчеству П.П.Бажова, можно заметить, что в некоторых критических статьях Бажова называют чудесным сказочником, а в других – сказителем. Так кто же П.П.Бажов — уральский сказочник или сказитель? Что необходимо сделать, чтобы ответить на данный вопрос? ( сопоставить сказ и сказку)

— Что нам необходимо сделать, чтобы сопоставить сказ и сказку? ( выявить сходства и различия)

Цель урока: раскрыть понятие сказа как жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.

IV. Работа по теме урока.

1. Словарная работа. Сказ и сказка…  Насколько близки эти жанры литературы и чем они отличаются?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к глаголу «сказывать», полноту значений которого прекрасно объясняет В.И.Даль.

(На карточках: Ска́зывать, сказа́ть что кому, говорить или объявлять устно, изъяснять, извещать, молвить или баить; рассказывать, сообщать, повествовать.)

Обратите внимание на корни слов «сказ» и «сказка». Сделайте вывод.

Таким образом, «сказ» и «сказка» однокоренные слова, однако есть существенные отличия у этих терминов.

2. Формулировка определения.

Мы хорошо знакомы с таким жанром, как сказка. Сопоставим уже знакомый нам жанр сказки со сказом, используя сказ «Медной горы хозяйка». И начнем с определений.

  1. — Что такое сказка?
  2. Давайте попробуем сформулировать определение сказа (опора на схему).
  3. Сказ – это ____________ жанр, сочетающий элементы ___________ и ______________.

К какому роду литературы относится данный жанр? О каких событиях говорится в сказе? Все ли герои и события сказа реальны?

Запись определения: Сказ – это эпический жанр, сочетающий элементы реальности и народных преданий.

3. Составление таблицы.

Сравнивая место действия в данных произведениях, образы   повествователей, героев, язык, мы убеждимся, что сказ и сказка, имея определённое сходство, очень отличаются друг от друга.

П. П. Бажов говорил, что в основе его сказов — «быль с элементами сказочного».

сказка сказ
вымысел «быль с элементами сказочного»

Кто является автором сказок?  Какой можно сделать вывод

Высказывания П.П.Бажова показывают, были ли его сказы только «восстановлением по памяти» или всё же созданием автора.

Например, о сказе «Серебряное копытце» писатель говорил: «Рассказы о том, что есть такой козёл с серебряным копытцем, я слышал от Булатова, охотника».

Когда Павла Петровича спрашивали о «Огневушка-?»: «А сюжета в таком виде, как в Вашем сказе, Вы не встречали?» Бажов отвечал: «Пожалуй, нет. Подобные сказы я, может быть, и слыхал, но не могу сказать, когда и где».

— Какой вывод можно сделать об авторстве сказок и сказов?

авторство
народные и авторские

Образы повествователей

— Кто является рассказчиком сказки? ( сказка передается «из уст в уста»)

В сказке повествователь не свидетель и не участник повествования. Он рассказывает о «делах давно минувших дней, преданьях  старины глубокой».

— Каким вы представляете повествователя в сказе? (Это старый опытный человек, который хорошо знает рудное дело, всю жизнь живёт и работает на том месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, с вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей).Какие слова сказа позволяют нам сделать это вывод?

Сделайте вывод, в чем же отличие повествователя сказки и сказа?

повествователь
не является свидетелем или участником повествования свидетель или участник действий
  • —  место действия
  • — Вспомните, как обычно в сказках описывается место действия.
  • «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь»
  • «За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею»
  • «За морями, за горами…»
  • Действие в сказках происходит в вымышленной волшебной стране, в далеком от реальности .

— Как об этом говорится в сказе? Прочитайте.

О месте действия в сказах Бажова мы упоминали — это окрестности существовавших  медеплавильных заводов — Полевского и Сысертского   (Екатеринбургский уезд Пермской губернии), знаменитое медное месторождение Гумешки.

Сообщение ученика: Гумешки – старейшее на Урале месторождение меди и богатейшее месторождение малахита, открытые крестьянами- рудознатцами в 1702г.

В сказах, когда говорится о Медной горе, имеется в виду Гумешевский рудник, который приобрёл всемирную известность как основной поставщик изумительного по красоте и рисунку зелёного поделочного камня — малахита.

Именно этим малахитом отделаны залы Зимнего и Версальского дворцов, Исаакиевского собора. Месторождение до наших дней остается действующим.

-Сделайте вывод.(Где происходит действие в сказке? В сказе?)

место действия
Фантастическое, нереальное окрестности уральских заводов, месторождение Гумешки.

— время

—  Теперь постарайтесь самостоятельно устно заполнить данный пункт таблицы.

—  Что в сказках говорится о времени событий? («Давным — давно», « Жил когда-то», «долго ли,  коротко ли», « однажды…») Можем ли мы определить время действия?

Такое неопределенное время называется абстрактным.(работа со словарной статьей на карточке)

— В какие времена происходит действие сказов? Докажите(отрывки сказа).

Ученик:Сказы переносят читателя во времена крепостного права, когда люди не могли распоряжаться своей судьбой и всецело находились во власти помещиков, владельцев рудников и заводов. Приказчики, руководившие подневольным трудом рабочих, жестоко обращались с рабочими.

время
абстрактное Конкретное: времена крепостного права

Физкультминутка

Герои

— Герои сказок очень разные. В сказке мы можем встретить  крестьянина и царя, Баба Ягу и Кощея Бессмертного, говорящего ворона и колобка. Что их всех объединяет? (это вымышленные герои)

  1. -Какими качествами обладают главные герои сказок, побеждающие злодеев?
  2. Положительные герои всегда являются воплощением народных представлений о морали, добре и  справедливости.
  3. -Кто является главным героем сказа?

— Какими качествами характера он отличается? Аргументируйте свой ответ. ( Честность, искренность, смелость, верность)(Чтение эпизодов)

Сделайте вывод. Чем отличаются герои? Что общего?

герои
Вымышленные герои реальные люди
нравственные качества
  • Вывод: в сказке и в сказе наиболее ценными представляются такие человеческие качества, как честность, верность, искренность, трудолюбие.
  • Фантастические образы
  • -Какие фантастические существа вам встречались в сказках?
  • — На какие две группы их можно разделить? ( Положительные-отрицательные)
  • -Что олицетворяют? (добро-зло)
  • — Есть ли фантастические существа в сказе?
  • Вывод: наличие этих фантастических существ, вмешивающихся в жизнь человека, скорее роднит сказ со сказкой, нежели служит отличительной чертой.

— Можем ли мы разделить волшебных героев сказа на положительных и отрицательных? Почему?  Какую роль играет в сказе образ Хозяйки Медной горы? Многие боятся её, почему? Для кого она страшна прежде всего? К кому она добра? Почему встреча с ней не делает человека счастливым?

(Хозяйка Медной горы в сказе Бажова выступает как хранительница природных богатств, тайн, красоты. С теми, кто стремиться превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. С мастерами, для которых её сокровища – материал для искусства, она милостива и добра.

Самым упорным и талантливым она оказывает своё покровительство, вдохновляет на новые поиски. Однако после встречи с малахитницей у одарённых людей остаётся вечная тоска по совершенству и красоте.

Хозяйка Медной горы – поэтический образ, в котором воплотилась сама уральская природа, вдохновляющая человека на творчество.)

— Как помогала Хозяйка Степану? Прочитайте.

-Что олицетворяет? Справедливость.

— В чем отличие волшебных персонажей сказа?

Ученик: Сказы Бажова тоже «населены» фантастическими существами, «ответственными» за сохранность земных недр. Например, сокровищами Медной горы ведает могущественная чародейка, которую так и именуют  —  по месту обитания — Хозяйкой Медной горы.  Всё золото Урала находится во власти огромного змея — Великого Полоза.

Они воплощают несказанную мощь и богатство природы с её бесчисленными загадками и тайнами. Лишь немногим дано понять «душу» природы, только избранные способны «говорить» с грозной стихией на её «языке» и получить «доступ» к ее сокровищам.

Фантастические образы
Добро-зло Справедливость, мощь и богатство природы, хранители недр

Получившаяся таблица.

сказка сказ
вымысел описание реальных событий, но с элементами фантастики.
авторство
народные и авторские
повествователь
не является свидетелем или участником повествования свидетель или участник действий
место действия
Фантастическое, нереальное Реальное географическое место: окрестности уральских заводов, месторождение Гумешки.
время
абстрактное Конкретное: времена крепостного права
герои
Вымышленные герои реальные люди
нравственные качества
Фантастические образы
Добро-зло Справедливость, мощь и богатство природы, хранители недр
финал
язык

4. Выделение общих черт жанров.

  1. — авторство
  2. — волшебство
  3. — фантастические существа
  4. — нравственные идеалы

V. Итог урока.

Продолжите высказывание:  Сказ- это…… Сказ и сказка имеют много…… Но в отличие от сказки….

— Так кто же П.П.Бажов — уральский сказочник или сказитель?

— Какова была цель урока?  Достигнута ли она?

-Что вызывало наибольшие затруднения на уроке?

Выставление оценок (самооценка).

VI. Домашнее задание.

1. Заполнить разделы таблицы «Финал», «Язык».

2. Подготовить устный рассказ о сказе как о литературном жанре.

3. По желанию:

— Нарисовать иллюстрацию к одному из сказов П.П.Бажова, подготовиться к ее защите.

— Подготовить устный рассказ о героях одного из сказов П.П.Бажова.

Рабочая карточка учащегося.

Сказ как жанр литературы

СКАЗЫВАТЬ — сказа́ть что кому, говорить или объявлять устно, изъяснять, извещать, молвить или баить; рассказывать, сообщать, повествовать

Сказ – это ______________________ жанр, сочетающий элементы ___________________ и

_________________________________________.

АБСТРАКТНЫЙ слишком общий, неопределённый, лишённый конкретности, жизненности.

Сравнительная таблица

сказка сказ
авторство
повествователь
место действия
время
герои
фантастические образы
.
финал
язык

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/107-literature/7476—qq-q-q.html

Ссылка на основную публикацию