Сочинение какой смысл названия комедии «недоросль»? (9 класс)

Сочинение Какой смысл названия комедии «Недоросль»? (9 класс)

    Литературная деятельность Фонвизина началась еще со студенческих лет. Уже в его первых произведениях проявилась склонность к политической сатире. Широкую известность автору принесла комедия «Недоросль» (1782 г.

), в которой он высмеял отсталость и бескультурье поместных дворян. 

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

    Слово «Недоросль» образовано от слова «рост», «расти». А «расти» – значит вырастать, возрастать, увеличивать ум, приходить постепенно в возраст.

Как раз все эти качества не присущи главному герою пьесы, в честь которого она названа, – Митрофану Простакову. 

    В праздности Простакова, мать Митрофанушки, усматривает одну из главных привилегий своего сословия. Любимого сыночка она намерена как можно дольше держать в недорослях. Обязательное для дворянских подростков обучение «пристойным наукам» невежественная помещица считает тягостной обузой для Митрофана, хотя и вынуждена нанимать ему учителей. 

    Педагоги недоросля, стараются вбить ему в голову какие-то знания, но Митрофан не проявляет себя ни в грамматике, ни в часослове, ни в географии, ни в какой-либо другой науке. Хотя и сами преподаватели оставляют желать лучшего. Один из учителей юноши и вовсе бывший кучер Стародума, который мастерски нашел себе новую работу. И фамилия у этого персонажа говорит сама за себя – Вральман. 

    При таком воспитании Митрофан, не знающий никаких обязанностей, растет бездельником и черствым эгоистом. Он груб с преданной крепостной няней Еремеевной и с учителями. Бездушно относится главный герой и к собственным родителям. 

    Недоросль, на первый взгляд, персонаж чисто комический. Выходы Митрофана на сцену и его реплики вызывают оживление в зрительном зале.

Люди смеются, когда неуч Митрофанушка, не помня грамматический правил, выдумывает собственные определения частей речи.

Но юноша показан не только бездельником: он уже в пятнадцать лет проявляет себя как бездушный помещик-крепостник, властно командует своими слугами. 

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение алиса в стране чудес

Оценим за полчаса!

    Возможно, «Недоросль» обозначает не только неразвитость и эгоизм отдельного человека, в данном случае – Митрофана, а отсталость всего дворянского сословия. Крепостничество и непросвещенная монархия вызывают у автора резкий протест.

Фонвизин этим словом осуждает всех дворян прошлого: Скотинина, думающего лишь о свадьбах, да о свиньях; Простакову – властную и деспотичную госпожу; ее мужа, не имеющего собственного мнения вообще.

Комедия выступала против таких порядков, когда одни люди являются собственностью других. 

    Фонвизин, несомненно, очень рисковал, когда выразил свои взгляды в этом произведении. Ведь очень многие дворяне могли узнать в Простаковых-Скотининых самих себя.

Однако пьеса все же была сыграна на сцене, и публика пришла в такой восторг, что на сцену летели кошельки с деньгами в качестве награды! Московские актеры долгое время опасались играть «Недоросля», боясь гнева помещиков.

Но, к величайшему негодованию разоблаченных крепостников, произведение Фонвизина прочно утвердилось на русской сцене. 

    Уроки, преподанные Фонвизиным Екатерине II и в «Недоросле», и в «Придворной грамматике», свидетельствуют о большом гражданском мужестве драматурга. А.С.Пушкин высоко оценил благородную деятельность Фонвизина, назвав его «другом свободы». 

    Обличительная комедия «Недоросль» оказала значительное влияние на развитие русской сатирической драматургии.

Источник:

Смысл названия комедии “Недоросль” сочинение

Сочинение Какой смысл названия комедии «Недоросль»? (9 класс)

Словарь дает два определения слову “Недоросль”. Первое – “это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу”. Второе – “глуповатый юноша – недоучка”.

Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля – Митрофанушки, который создал Фонвизин.

Ведь именно Митрофан олицетворяет обличение полрастающих крепостников, которые с головой погрязли в глупости и невежестве.

Мать, которая потакала всем желаниям своего ребенка – воспитала из Митрофана настоящего эгоиста и деспота, не способного отвечать даже за себя и свои поступки. Уже в детстве Митрофан “проявил себя” как мог. Он не разговаривал, он “лаялся”.

Митрофан этого уже не замечает. Для него все так и должно быть.

На словах он смелый. ОБидеть кого-то для него – раз плюнуть. Вот на деле он показывает себя совсем с другой стороны. Митрофан жутко труслив и несамостоятелен. Хотя зачем ему быть самостоятельным? Ведь “под рукой” всегда есть мама, няня или учителя.

Митрофан очень корыстный и эгоистичный. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношение к ним Митрофана. Он живет только по такому принципу.

Даже мать н ежалеет он и теряет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: “Да отвяжись, матушка, как навязалась!”. С этими словами любимый сынотказываетсЯ от матери в тяжелую для нее минуту.

Конечно, мн ежалко героиню Простаковой, но ведь она сама развила и воспиталав Митрофане такое отношение к людям и к себе, в конце концов, она получила то, что заслуживала.

Я думаю, что именно после выхода комедии “Недоросль в свет, имя Митрофана стало нарицательным.

Теперь “митрофанами” мы можем смело назвать глупого, грубого и ленивого человека, а таких в наше время, к сожалению, тоже немало.

Именно благодаря таким “митрофанам “”Недоросль” остается таким популярным и актуальным и в наше время. Это произведение может заставить нас думать и делать выводы. А не являюсь ли таким человеком и я.

Источник: https://alanschool.ru/opisanie/smysl-nazvaniya-komedii-nedorosl-fonvizina.html

Какой смысл названия комедии «Недоросль»?

Сочинение Какой смысл названия комедии «Недоросль»? (9 класс)

До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия (в то время 21-го года). Название произведения не относится напрямую к Митрофанушке – главному герою комедии, а наоборот охватывает целое поколение того времени.

Главными темами данной комедии стали проблемы дворянского воспитания и нравственность дворян того времени.

Так какая же главная идея, заключена Фонвизиным в названии и содержании этого произведения? А она проста.

Автор хотел рассказать читателю, о том, что недоросль так и останется таким необразованным и глупым до конца жизни, и это относится не только к конкретному герою.

  Митрофанушка, это сатирический образ, с помощью которого автор высмеивает молодых дворян того времени. В наши дни, имя главного героя этой комедии стало нарицательным и синонимом слов невежда, глупец и неуч.

При буквальном переводе имени «Митрофан», получается словосочетание «являющий свою мать», что напрямую относится комедии «Недоросль». Автор всеми силами пытался показать нам «маменькиного сынка», выросшего в окружении невежд и глупцов.

Фонвизин подчеркивает то, что мальчик не глуп и способен, но не хочет использовать свой ум для обучения и выполнения домашних работ. Из этого и вытекает второстепенная тема данной комедии: даже если юный дворянин наделен умом, желанием учиться и развиваться, то эти черты будут уничтожены родителями и учителями маленького дворянина.

Фонвизин говорит о том, что дворянских детей нужно воспитывать как граждан своей страны и будущих её деятелей, а не как нахлебников и невежд.

Подводя итог, можно сказать, что название комедии описывает и охарактеризовывает ни конкретно мальчика по имени Митрофанушка, а целое поколение юных дворян того времени.

Но кто виноват? Как с этим бороться? После прочтения произведения, становится ясно, что виной всему окружение и среда, в которой выросли дворянские дети, а решение этой проблемы требует большого количества времени.

Такие «Недоросли» встречаются и в 21-ом веке, что подчёркивает актуальность этого произведения и в наши дни.

Смысл названия комедии Недоросль

Смысл названия, по-моему, вполне прозрачен. Главный герой – Митрофанушка – и есть недоросль. Это значит, что он не дорос до нужного (нормального) уровня. 

Он сын богатой, жадной и злобной барыни, а она в сыночке видит свою единственную радость. Она его избаловала ужасно. Он очень капризный, вредный. 

Митрофан много есть – всяких пирогов, а после ему плохо, но все его жалеют и оправдывают. Всех за него ругают: слуг, учителей… он очень тупой. В смысле, тугой в обучении. За три года не научился ни читать, ни считать. Но говорит, что просто не хочет учиться, но уже хочет жениться. 

Мамочка называет его детинушкой деликатного сложения. Он на таком питании, на воздухе вымахал так, что ни один кафтан не подходит. 

То есть он вроде и вырос телом, но не дорос умом до взрослой жизни. Он ведет себя хуже ребенка! То на няньку, которая так его любит, кричит и ругается, то ее зовет на помощь. Только на него дядя с кулаками, как Митрофанушка орет: “Матушка, защити!” (Это он няньке.)

И еще он говорит маме, что так уж и быть, покажет свои знания, хотя их и нет. Парень-то считает, что пришел час его воли. Что хочу, то и делаю! Круто, но рано. 

От матушки, только ее обвинили в жестокости и подобном, он сразу отказывается. Это для нее страшный удар! Она готова ради него даже убить, а он ее не любит, плюет на нее. 

Про батюшку он, вообще, говорит, что тот – дрянь. Никакого уважения! 

Я б с таким парнем дружить не смог. У него там и нет друзей. Он предаст и обманет. Надеюсь, после всей этой истории он взялся за ум. 

В самом конце произведения решил я, что хорошо, если он и есть просто недоросль. Вот если бы он научился всему, стал вежливым, так он бы таким страшным злодеем мог стать. Он бы всех сумел обмануть! Так и очень хорошо, что он такой ленивый и вредный. Все сразу видят, кто перед ними! 

Не дорос он до хорошего человека, но не дорос и до того, чтоб стать по-настоящему плохим.

Какой смысл названия комедии Недоросль?

Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.

Читайте также:  Сочинение кнуров в произведении бесприданница (образ и характеристика)

Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей.

Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.

Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света.

Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства.

Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод.

Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.

Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей.

  • Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками».
  • Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.
  • Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/fonvizin-d-i/smysl-nazvaniya-komedii-nedorosl
  • Искусство и развлечения 18 апреля 2015

Денис Иванович Фонвизин написал комедию «Недоросль» в эпоху самодержавия. Автор высмеивает систему воспитания и образования, применяемую в дворянских семьях, и создает образы невежественных помещиков.

Значение слова «недоросль»

Итак, попробуем разобраться, что означает слово «недоросль». Смысл названия комедии сложно определить, не понимая его значения.

Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку.

Главный герой комедии, Митрофанушка, является олицетворением молодого человека, погрязшего в невежестве и глупости.

Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.

Проблемы, поднятые в комедии

Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает проблемы воспитания молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.

Фонвизин подобрал очень смелые и оригинальные художественные средства для написания пьесы «Недоросль». Смысл названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.

Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых.

Для контраста автор приводит диалоги положительных представителей дворянского общества, Правдина и Стародума, высказывания которых затрагивают в том числе вопросы, касающиеся нравов в государстве.

  1. Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, – это плачевное состояние моральных устоев общества.
  2. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола.
  3. Как результат – представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.

Так освещена проблема деградации представителей дворянства в пьесе «Недоросль». Смысл названия комедии открывается более полно, если знать изъяны общества того времени.

Вторая проблема, которую поднимает автор, — это вопрос воспитания. Его Фонвизин очень подробно рассматривает в произведении «Недоросль». Смысл названия комедии во многом связан с пробелами в этой сфере. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену экзамена Митрофанушки, является приговором воспитанию Скотининых и Простаковых.

Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого – служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться.

Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.

Идея комедии

Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» станет более ясен, если обратиться к идее, которую заложил автор в своем произведении. Денис Иванович хотел показать, что «недоросль» навсегда останется «недорослем» и никогда не изменится, не будет развиваться нравственно и духовно.

Митрофанушка – это сатирический персонаж, который олицетворяет молодое поколение того времени. Позднее это имя стало нарицательным, но тем не менее стоит узнать, каково истинное значение имени Митрофан.

Значение имени главного героя

Имя Митрофан буквально переводится на русский как «являющий свою мать», а значит, подобен ей. Так и есть. Мать мальчика – лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, сообразительности, но использует эти качества исключительно в собственных интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалованный, вздорный, капризный.

Смысл названия пьесы «Недоросль» открывается в еще большей степени после осознания того, что имя подобрано автором не случайно.

Актуальность проблемы образования

Чтобы понять, насколько актуальна проблема образования, которую поднимает Фонвизин в своем произведении, нужно понимать, что происходит в современном обществе.

Безусловно, школа в наши дни не всегда способна пробудить интерес ребенка к обучению. Кроме того, многие родители стремятся дать образование, потому что так надо, для галочки, нередко донося это понимание до чада.

В результате получается, что и в наше время проблема, обозначенная автором комедии «Недоросль», не потеряла своей актуальности.

Чему комедия может научить ребенка

Выше были изложены основные моменты, которые Фонвизин хотел донести до читателей в пьесе «Недоросль». Характеристика комедии не может быть полной без обозначения того, чему данное произведение может научить ребенка.

На примере Митрофанушки, которого высмеивает автор, ученик восьмого класса может прийти к пониманию, насколько важно учиться, быть самостоятельным, ответственным.

Актуальность данной комедии проявляется в том, что ее часто ставят в театре. Зрители разных возрастов с удовольствием смотрят ее, смеются и, конечно, делают необходимые выводы.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/128209/

Денис Иванович Фонвизин написал комедию «Недоросль» в эпоху самодержавия. Автор высмеивает систему воспитания и образования, применяемую в дворянских семьях, и создает образы невежественных помещиков.

Источник: https://obrazovane.ru/kakoj-smysl-nazvaniya-komedii-nedorosl.html

Как название комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой?

Сочинение Какой смысл названия комедии «Недоросль»? (9 класс)Каким должен быть человек? Каковы принципы достойной жизни? Как нужно воспитывать юношей? Эти вопросы актуальны для любой эпохи. Денис Иванович Фонвизин в комедии “Недоросль” отвечает на них как классицист, которому близки идеи Просвещения.

Название произведения, конечно же, не случайно. В восемнадцатом столетии “недорослем” именовали недоучившегося дворянина. Благодаря Фонвизину это слово обрело новый смысл. Недорослями стали называть невоспитанных и необразованных людей.

Именно таков Митрофан, главный герой комедии. До службы юный дворянин пока “не дорос”, а потому живёт в доме родителей. «Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лёжа, летят себе в чины.

Чем же плоше их Митрофанушка?» — вопрошает в одной из сцен госпожа Простакова.

Но времена переменились: дворянские дети обязаны учиться и только потом поступать на государственную службу, военную или статскую.

Вот и приглашают Простаковы для любимого сына учителей. Правда, поскольку сами невежественны и не видят в учении никакого толка, нанимают наставников по принципу “числом поболее, ценою подешевле”, как скажет грибоедовский Чацкий.

Арифметике обучает Митрофана отставной сержант Цыфиркин, грамоте — семинарист Кутейкин, “по-французски и всем наукам” — бывший кучер Вральман. Мало того, Митрофан не изъявляет ни малейшего желания постигать науки.

“Не хочу учиться, а хочу жениться”, — заявляет юноша…

Герой не отличается хорошими манерами. Он грубит не только Еремеевне и учителям, но и собственному дяде Скотинину. Даже обожающая Митрофанушку госпожа Простакова не дожидается от него ни доброго слова, ни поддержки. В финале неблагодарный сын отталкивает матушку в тот момент, когда так ей нужен. Он эгоистичен, ему неведомы сочувствие и сострадание.

“Недоросль” в комедии не только Митрофан. Так вполне можно назвать его необразованных и невоспитанных родственников — Простакову и Скотинина, которые, несмотря на преклонный возраст, так и “не доросли” до достойного нравственного и интеллектуального уровня и которых Правдин в беседе с Милоном называет “злонравными невеждами”.

Имя Митрофан по-гречески означает “похожий на мать”. Действительно, сын — отражение госпожи Простаковой: по всему видно, что она сама никогда не обременяла себя учением, да и сына не неволит. Помещице неведомы элементарные правила приличия.

Она груба с мужем и братом, но больше всего от неё достаётся крепостным. “По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день”, — такой “платы” удостоилась Еремеевна за многолетнюю верную службу.

Только бранные слова и упрёки слышит от своей госпожи портной Тришка.

Фамилия Скотинин говорящая. Образ этого отрицательного героя демонстрирует нравственную и умственную деградацию человека практически до уровня животного (“скотины”).

Её причина — необразованность и даже неграмотность, а также полное отсутствие желания узнавать что-то новое, учиться.

“Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки”, — говорит Скотинин Простаковой в ответ на просьбу прочитать письмо.

Фонвизин изображает своих “недорослей” сатирически. Его, как человека просветительских взглядов, не могло не возмущать их невежество и “злонравие”. В финале комедии каждый из отрицательных героев получает достойное наказание. В то же время название произведения свидетельствует о масштабах проблемы: увы, не все русские дворяне нравственно и интеллектуально “доросли” до идеалов Просвещения.

Черты нравственного идеала в образе Софьи (по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)

Источник: http://bacenko.ru/gotovyie-sochineniya/kak-nazvanie-komedii-nedorosl-svyazano-s-problematikoy/

Смысл названия комедии Недоросль — Фонвизина

Недоросль – это комедийная пьеса Дениса Ивановича Фонвизина, написанная в 18 веке, в которой автор в сатирической форме высмеивает систему образования и воспитания в семьях дворян, посредством запечатления образов невоспитанных, корыстных и глупых людей. Каков же смысл названия данной пьесы?

Чтобы разобраться в причине, по которой автор назвал свое произведение так, нужно уточнить происхождение данного понятия исторически. Петром I Великим в 1714 году был дан указ о том, что все дворяне обязательно должны проходить обучение до своих 15 лет и иметь соответствующий документ, подтверждающий их образование. Без данного документа дворянам нельзя было вступать в брачные отношения.

Молодых людей, не получивших пока образование, называли «недорослями». Император издал данный указ неслучайно, он выявил закономерность вырождения дворянского сословия, считал, что истинным дворянином должен считаться человек, трудящийся на благо государства. Но как передовому члену общества работать на благо своей страны без должного уровня образования? Об этом и заботился новый закон Петра.

К тому же, образование включает в себя не только учебные предметы, но и знания об этикете, о понятии добра и зла, о правильном и неправильном.

Образование имеет своей целью воспитание дворянствующей молодежи благородной и честной, привитие нравственных принципов и осознания того, каковы интересы общества на данном этапе развития.

Поэтому важность образования для дворянства особенно подчеркнута Петром.

Если обратиться к толковому словарю, «недоросль» имеет значение аналогичное вышесказанному – это личность, не достигшая совершеннолетия и еще не поступившая на службу. Так почему же сейчас, когда мы слышим «недоросль», в голову сразу приходит герой комедии Митрофанушка Простаков, глупый инфант и ленивец?

Смысл названия пьесы открывается, когда приходит осознание, что Митрофанушка – это собирательный образ всей дворянской прослойки того времени. Злонравные, неблаговоспитанные люди, не желающие получать знаний, абсолютно не самостоятельные, жаждущие лишь наживы, почестей и власти.

Митрофан оказывается же «недорослем» в первую очередь потому, что он не знает элементарных вещей, предметов школьной программы, которые преподаются ему достойными учителями (за исключением, конечно, Вральмана).

Хоть, автор подчеркивает, юноша и имеет некоторые умственные способности, применять он их не намерен, в его интересы входит еда и собственное увеселение.

Во время своего многострадального учения Митрофан произносит культовую фразу, ставшую девизом дворянской молодежи тех времен: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Также «недоросль» Митрофан и потому, что его моральный облик не позволяет думать о нем иначе. Он грубит своей кормилице-няне, ругает отца и мать (которая, к слову сказать, его беззаветно любит), дерзит учителям.

Слабовольный тиран, не знающий, чего он хочет, не стремящийся ни к чему, не ценящий заботы родителей, ленивый, предпочитающий шататься по голубятням, чем заняться наукой.

Он кажется читателю не зрелым юношей шестнадцати лет (каковым является в действительности по пьесе), а маленьким неразумным ребенком, отчасти от того, что к нему так постоянно обращается мать, и отчасти от того, что своей глупостью и малодушием он не позволяет себе выглядеть старше в глазах читателя.

Семья Простаковых и Скотининых, по задумке автора, отражает поколение воспитателей таких «недорослей». Семья для ребенка – это главная опора, это среда для жизни и роста. Ребенок впитывает моральные устои семьи, именно родителями воспитывается честь, прилежание к учению, благородство души.

А в такой семье, как у Митрофана, невозможно было вырасти нравственно одухотворенным человеком, что наглядно отображается Фонвизиным в комедии. «Без наук люди живут и жили» — так отзывается об учебе мать семейства Простакова, подчеркивая, что в их семье нет и никогда не было образованных людей.

Стремление таких Митрофанов сделать все что угодно, лишь бы не учиться, покинуть семью и поскорее создать свою, является абсолютно нецелесообразным и даже вредным для общества.

Читайте также:  Проблема человеческого достоинства в драме гроза - сочинение

Какое наследие оставит после себя такой неглубокий, зловредный, глупый человек? Однозначно, поколение таких же невежественных недорослей.

Жизненный опыт Митрофана наглядно показал, что ценится в людях не ум и душа, а высокое дворянское положение, финансовая обеспеченность – его мать, дядя, а впоследствии и он сам, отчаянно лебезили перед людьми, имеющими достаток.

Смысл названия комедии «Недоросль» отражен автором в самом содержании пьесы – выявить и выложить перед читателем недочеты в системе образования такой огромной социальной прослойки, как дворянство, а также показать, что эти недочеты ведут к другим проблемам: нравственным, духовным.

Ведут к проблемам в воспитании, позволяющим невеждам-недорослям недостойно обращаться со своими подданными, со своими членами семьи, в конце концом с самими собой.

Ведут даже к таким серьезным последствиям, как распад государства, ведь вся власть того времени была сосредоточена в руках дворян, а если все дворяне будут такими, как Простаковы и Скотинины? Последствия непредсказуемы и пугающи.

Благодаря комедии Фонвизина, слово «недоросль», как и имя Митрофанушка, стало нарицательным для невежды, неуча, неглубокого человека без стремлений.

Смысл названия лежит в расшифровке понятия, опирающегося на содержание этого сатирического произведения.

Недоросший, недозрелый, недоучка, недовоспитанный, недоброжелательный, недобросовестный – все эти «недо», которые приходит на ум после анализа произведения Дениса Ивановича Фонвизина, являются четкой интеграцией слова «недоросль».

Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-name/smysl-nazvaniya-komedii-nedorosl-fonvizina/

Смысл названия комедии фонвизина «недоросль»

До того, как Фонвизиным была написана комедия «Недоросль», слово, заключенное в названии, не носило ругательный оттенок, а обозначало человека, не достигшего совершеннолетия (21 года).

Фонвизин впервые употребил слово «недоросль» в переносном значении, и после постановки пьесы это слово начало ассоциироваться у многих с Митрофанушкой, главным действующим лицом комедии, а значит, с «маменькиным сынком», невежественным бездельником. 

    Название комедии подразумевает не только Митрофанушку. Оно характеризует целую эпоху и охватывает ряд проблем, поднятых в комедии: прежде всего, проблему дворянского воспитания, а также тему нравов дворянства того времени.

    Идея, заложенная в названии и содержании комедии, такова: Фонвизин через образ Митрофанушки хотел показать, что «недоросль» так и останется «недорослем» в любом возрасте.

Молодой человек, выросший в доме Простаковых в окружении Скотининых, получая образование у Цыфиркиных и Вральманов, никогда не будет учиться уму-разуму, расти нравственно и духовно. Митрофанушка – образ сатирический, характеризующий молодое поколение того времени.

Позже это имя стало нарицательным, синонимом круглого невежды, ничего не знающего и ничего не желающего знать.

    В буквальном переводе Митрофан означает «являющий свою мать», то есть похожий на свою мать. Это яркий тип избалованного «маменькиного сынка», выросшего в невежественной среде крепостнического дворянства. Домашняя обстановка и нелепое, уродливое воспитание духовно погубили и развратили его.

Митрофан не лишен ума и сообразительности, но положительные его качества принимают знак «минус», он использует их не для выполнения заданий по математике, например, а исключительно для собственной выгоды.

Он прекрасно видит, что полновластной хозяйкой в доме является его мать, и он подлаживается к ней, прикидывается нежно любящим ее сыном или пугает ее угрозой утопиться, если не уберегут его от кулаков дядюшки и будут мучить чтением часослова. Лень пронизывает всю жизнь Митрофанушки.

Он не желает учиться, не хочет ничего делать, и даже собственную женитьбу видит как способ избавится от учителей и уроков: «Не хочу учиться – хочу жениться!» — заявляет он маменьке.

    Основная проблема воспитания того времени – недостаток самостоятельности. Будущие взрослые Митрофанушки знают, что все за них сделают родители или родственники: накормят, выучат, женят.

А зачем тогда вообще учиться наукам и думать своей головой? Наиболее точно эту проблему Фонвизин высказывает устами Стародума: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу-крепостному? Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин». К сожалению, даже если дворянский ребенок наделен от природы умом, способностью здраво мыслить и рассуждать, эти качества будут загублены на первых порах взросления усилиями родителей и учителей. Фонвизин ставит тему воспитания как важный общественный и политический вопрос: надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны, а не как нахлебников, невежд и барчуков. 

    Таким образом, название комедии охарактеризовывает целое поколение дворянских детей в лице Митрофанушки, «жертвы» своего времени.

У зрителей возникает закономерный вопрос: кто виноват, что делать? Просмотрев или прочитав комедию, начинаешь понимать, что виновата среда, в которой растут и образовываются будущие дворяне, и решить эту проблему в одночасье невозможно. Взрослые «недоросли», к сожалению, встречаются и в 21 веке.

Однако, выход из этой ситуации прост, на первый взгляд, но сложен в реализации: учиться, не лениться и быть самостоятельным, а не надеяться на помощь со стороны.

Источник: http://dixet.ucoz.com/publ/sochinenija/literatura/smysl_nazvanija_komedii_fonvizina_nedorosl/64-1-0-1073

Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль»

    Литературная деятельность Фонвизина началась еще со студенческих лет. Уже в его первых произведениях проявилась склонность к политической сатире. Широкую известность автору принесла комедия «Недоросль» (1782 г.), в которой он высмеял отсталость и бескультурье поместных дворян. 

    Слово «Недоросль» образовано от слова «рост», «расти». А «расти» — значит вырастать, возрастать, увеличивать ум, приходить постепенно в возраст. Как раз все эти качества не присущи главному герою пьесы, в честь которого она названа, – Митрофану Простакову. 

    В праздности Простакова, мать Митрофанушки, усматривает одну из главных привилегий своего сословия. Любимого сыночка она намерена как можно дольше держать в недорослях. Обязательное для дворянских подростков обучение «пристойным наукам» невежественная помещица считает тягостной обузой для Митрофана, хотя и вынуждена нанимать ему учителей. 

    Педагоги недоросля, стараются вбить ему в голову какие-то знания, но Митрофан не проявляет себя ни в грамматике, ни в часослове, ни в географии, ни в какой-либо другой науке. Хотя и сами преподаватели оставляют желать лучшего. Один из учителей юноши и вовсе бывший кучер Стародума, который мастерски нашел себе новую работу. И фамилия у этого персонажа говорит сама за себя – Вральман. 

    При таком воспитании Митрофан, не знающий никаких обязанностей, растет бездельником и черствым эгоистом. Он груб с преданной крепостной няней Еремеевной и с учителями. Бездушно относится главный герой и к собственным родителям. 

    Недоросль, на первый взгляд, персонаж чисто комический. Выходы Митрофана на сцену и его реплики вызывают оживление в зрительном зале.

Люди смеются, когда неуч Митрофанушка, не помня грамматический правил, выдумывает собственные определения частей речи.

Но юноша показан не только бездельником: он уже в пятнадцать лет проявляет себя как бездушный помещик-крепостник, властно командует своими слугами. 

    Возможно, «Недоросль» обозначает не только неразвитость и эгоизм отдельного человека, в данном случае – Митрофана, а отсталость всего дворянского сословия. Крепостничество и непросвещенная монархия вызывают у автора резкий протест.

Фонвизин этим словом осуждает всех дворян прошлого: Скотинина, думающего лишь о свадьбах, да о свиньях; Простакову – властную и деспотичную госпожу; ее мужа, не имеющего собственного мнения вообще.

Комедия выступала против таких порядков, когда одни люди являются собственностью других. 

    Фонвизин, несомненно, очень рисковал, когда выразил свои взгляды в этом произведении. Ведь очень многие дворяне могли узнать в Простаковых-Скотининых самих себя.

Однако пьеса все же была сыграна на сцене, и публика пришла в такой восторг, что на сцену летели кошельки с деньгами в качестве награды! Московские актеры долгое время опасались играть «Недоросля», боясь гнева помещиков.

Но, к величайшему негодованию разоблаченных крепостников, произведение Фонвизина прочно утвердилось на русской сцене. 

    Уроки, преподанные Фонвизиным Екатерине II и в «Недоросле», и в «Придворной грамматике», свидетельствуют о большом гражданском мужестве драматурга. А.С.Пушкин высоко оценил благородную деятельность Фонвизина, назвав его «другом свободы». 

    Обличительная комедия «Недоросль» оказала значительное влияние на развитие русской сатирической драматургии.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/fonvizin-d-i/9418-smysl-nazvaniya-komedii-fo

Какой смысл названия комедии “Недоросль”?

Денис Фонвизин написал свою комедию “Недоросль” в 1781-1782 годах. Произведение относится к литературному течению классицизма, поэтому особое внимание автор уделил выбору названия пьесы, сделав его “говорящим” и во многом определяющим основную проблематику комедии – вопросы воспитания и просвещения российского дворянства 18 века.

Чтобы понять смысл названия “Недоросль”, необходимо уточнить происхождение и значение этого понятия. Так, в 1714 году Петр I издал указ о том, что все дворяне должны поступать на гражданскую либо военную службу. Однако основным условием продвижения по карьерной лестнице было получения свидетельства об образовании.

Юношей, которые еще учились или только собирались идти учиться официально называли “недорослями”.

В произведении Фонвизина “недорослем” является сын Простаковых – Митрофан. Несмотря на то, что родители все-таки пытаются его чему-то научить, нанимая учителей грамматики и арифметики, он не желает учиться.

Наука ему кажется скучной и бесполезной, тогда как уроки “светской жизни”, якобы преподаваемые Вральманом, ему нравятся, ведь конюх советует ему не искать компании умных людей, а держаться “своих”, а о науке рассуждает: “Как будто бы российский дворянин уж и не может в свете авансировать без российской грамоты! “.

Митрофан – классический представитель целой части молодого российского дворянства той эпохи. Воспитанный необразованной, жадной и грубой Простаковой, он перенимает ее личные ценности и манеру поведения, ценит в людях не ум и честность, а богатство и власть.

Нежелание учиться, но скорая готовность жениться выдает в нем глупость и незрелость. Митрофан, за счет отсутствия образования и правильного воспитания, морально и умственно намного “моложе” своего возраста.

Перед читателем появляется избалованный глупый ребенок, не ценящий своих родителей и не желающий делать что-либо сам, пока не сделают за него.

Митрофан в буквальном смысле “не дорос” до женитьбы и чинов.

После выхода пьесы, смысл названия комедии “Недоросль” Фонвизина кроме исторической трактовки получил второе, ироничное значение. “Недорослями” и “митрофанами” стали называть глупых, ленивых, грубых, невоспитанных молодых людей.

Более 200 лет назад Фонвизин написал пьесу, в которой поднял проблемы, актуальные и сегодня. Каждое поколение, перечитывая “Недоросль”, открывает для себя не только искусный мир авторской иронии и красивого слога, но и перенимает вневременные ценности, важные для становления и самовоспитания настоящего человека.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/kakoj-smysl-nazvaniya-komedii-nedorosl/

Сочинение на тему: Смысл названия комедии Недоросль, Фонвизин

Смысл названия комедии “Недоросль”

“Недоросль” – наиболее известное произведение Дениса Ивановича Фонвизина. Пьеса появилась в 18 веке и носила социально-общественный характер.

Так как в ней большое значение придается любым именам и названиям, и автор выбирал их неслучайно, слово “недоросль” также имеет свой подтекст.

При Петре I недорослями называли дворянских детей, не достигших совершеннолетия и не поступивших на государственную службу. Есть предположение, что именно после книги Д. И. Фонвизина это слово стало нарицательным

и приобрело второй смысл – глуповатый юноша и недоучка. И даже имя Митрофан стало олицетворять подрастающее поколение, погрязшее в глупости и невежестве.

Митрофан – сын помещиков Простаковых. Мать юноши сама довольно невежественна и глупа, при этом обладает деспотичным и злонравным характером.

Вместо того чтобы научиться хоть чему-то и научить своего сына, она часто хвастает своим невежеством, говоря, что ей как истинной дворянке не престало уметь читать.

По ее мнению счастье заключается не в просвещении, а в жадности и власти над крепостными. Простакову отличает безграничная любовь к сыну. Ему

позволено все: оскорблять и унижать окружающих людей, не учиться, сидеть дом без дела и не идти на службу. Она нанимает для Митрофана учителей грамоты, счета и французского языка. Однако это делается не для просвещения юноши, а для того, чтобы не отстать от других дворян.

Поэтому Митрофан не особо напрягает свой ум и может вообще ничего на уроках не делать. В результате он уже несколько лет обучается, а до сих пор не может и двух слов в предложении связать, или проделать простейшие математические упражнения.

Через его поведение и речь автор пытается показать все черты недоразвитости и невоспитанности недоросля. У Митрофана полная моральная деградация. Он не только глуп и ленив, но и не умеет уважать труд и достоинства других.

Так, например, он часто грубит своей няне и кормилице Еремеевне, которая с детства его кормит, одевает и от всего дурного защищает. Очевидно, что он перенял все отрицательные качества своей матушки, о чем свидетельствует имя, данное ему автором. Ведь Митрофан – это древнегреческое мужское имя, обозначающее “матерью явленный”.

Об отце юноши известно лишь то, что он ни в чем не смеет возразить своей супруге и безропотно выполняет все ее приказы. В такой атмосфере формируется деспотичный, безжалостный и корыстный характер Митрофана.

Например, узнав, что их дальняя родственница Софья имеет богатое приданное, он не прочь на ней женится и по велению матушки готов даже выкрасть девушку. Однако когда их план проваливается, и у Простаковой отнимают имение, он спокойно отворачивается от матери и говорит, чтобы та отстала от него. Один из мудрых персонажей в пьесе, Стародум, говорит, что она пожинает плоды своего воспитания.

Актуальность названия пьесы видна и в последних сценах. Когда государственный служащий Правдин объявляет, что Митрофану пора на службу, Стародум отмечает, что толку из него отечеству не будет.

В лице недоросля Митрофана автор показывает моральное разложение дворянского общества 18 века и хочет, чтобы читатели, узнав в юноше своих детей, попытались исправить их и своевременно занялись их воспитанием.

Счастливой развязкой он подчеркивает победу здравого смысла над тупостью и невежеством.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-smysl-nazvaniya-komedii-nedorosl-fonvizin/

Ссылка на основную публикацию