Сочинение лирика тютчева

Человек и Вселенная, смысл жизни, взаимоотношения человека и природы, хаос и Космос, жизнь, любовь… Вечные темы, волновавшие писателей и поэтов во все времена. Волновали они и Ф.И. Тютчева.

Но образы, которые выбирал поэт для воплощения своих мыслей, стиль изложения, глубина и значительность смысла, вкладываемого им в каждую строку, отличают его от всех других авторов. Многие стихотворения Тютчева — это минутные впечатления.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В мгновенных ощущениях он старался выразить всего себя, свои мысли и чувства, свои переживания и тревоги, свое восприятие мира, которое часто строится на параллелях, сравнениях жизни человека и мира природы.

Очарование русской природы вошло в сердце поэта еще в юные, годы, когда он жил в своем родовом имении — селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.

Позже это чувство укрепилось, когда молодой дипломат приезжал из чинного Мюнхена в Россию, когда он окончательно вернулся на родину. Природа навсегда вошла в поэзию Тютчева и стала основным объектом его воспроизведения.

Он не уставал любоваться лесом в осеннюю непогоду или ширью нолей, встречающих раннюю весну…

В русской лирике трудно найти художника, в творчестве которого мир природы занимал бы такое значительное место, но в своих стихах Тютчев стремился не столько к изображению пейзажа, сколько выражал свое переживание в связи с ним, свое неравнодушное отношение к нему. Он постоянно переосмыслял увиденные картины природы.

Произведения Тютчева отличаются особой глубиной, неповторимыми интонациями и оттенками чувств. У него редки зорко увиденные тонкие пейзажные детали вроде «паутины тонкого волоса», который «блестит на праздной борозде», — поэтической подробности, восхищавшей Л.Н. Толстого, но всегда присутствует «осердеченная» мысль, глубокая и сильная.

Одна из таких глубоких и сильных мыслей — суждение о хаосе, заключенном в природе. Этот хаос предстает перед взглядом поэта в виде непостижимой тайны и обнаруживается в бурных природных стихиях.

Например, в раннем стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?..» поэт, вслушиваясь в звуки этой стихии, стремится разгадать тайну, скрытую в хаосе природного мира:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение по картинам юона

Оценим за полчаса!
  • О чем ты воешь, ветр ночной?
  • О чем так сетуешь безумно?
  • Что значит странный голос твой:
  • То глухо жалобный, то шумный?
  • Поэт хочет слиться со «страшными песнями», с тем «беспредельным», что в них ощущается, хочет познать «древний хаос», и в то же время ночное завывание пугает его, обнаруживая страшные силы и бездны:
  • О! бурь заснувших не буди —

Под ними хаос шевелится!..

От этого неистового ветра, воющего ночью, и в человеческой душе рождается подобная буря, хаос, мятежные мысли и страсти.

Все в этом стихотворении соткано из противоречий. Голос ветра «странный», но говорит «понятным сердцу языком»; песни его «страшны», но повесть его «любимая»; хаос ужасен, но он же и «родимый». Но такие противоречия — характерная черта поэзии Тютчева — художественно оправданны: навстречу «ночному ветру» рвется родственная ему «ночная душа» человека.

Поэт обращается к «беспредельному», возвышенному в природе, и язык стихотворения обретает высокое звучание: появляются книжные слова— «хаос», «ветр», «сетуешь», становятся частыми повторы. Эмоциональный подъем отражается в употреблении междометия «о» вопросов, восклицаний, повторяющихся союзов, недоговоренностей…

Тютчеву удается мастерски соединить сжатость своих стихотворений и силу чувства, которая мгновенно охватывает каждого, кто прочитает его строки. Вероятно, в этом и заключается особенность мироощущения автора, который не просто писал стихи, он мыслил поэтическим языком. И поэтому его мысли выливались в такие стройные мелодичные строки:

  1. Святая ночь на небосклон взошла,
  2. И день отрадный, день любезный,
  3. Как золотой покров, она свила,
  4. Покров, накинутый над бездной.

Не случайно, говоря о поэзии Тютчева, И.С. Тургенев отмечал «неподдельность его вдохновения», «поэтическое дуновение, которым веет от его страниц».

В природе Тютчева привлекает ее постоянное обновление.

Он способен искренне радоваться появлению на кустах и деревьях первых листочков, освещенных лучами солнца, чувствовать, как весною «воздух дышит», слышать, как ветер «в поле стебль колышет» и «елей ветви шевелит».

Ярким выражением обновления жизни представляется поэту гроза, когда свет сменяется тьмой, сверканиями молний и потом снова светом, когда жар чередуется со свежестью, а тишина с громовыми раскатами.

Природная стихия в стихотворении «Весенняя гроза» представлена во всей ее слуховой, осязательной и зрительной ощутимости. Мы видим, как «повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит», осязаем брызнувший дождик и летящую пыль; слышим «шум нагорный» молодых раскатов, птичий не умолкающий «гам лесной».

  • Яркие образы в стихотворениях поэта не только сверкают и блестят, они словно поют, проникая не столько словами, сколько настоящей музыкой в наши сердца:
  • Когда весенний первый гром,
  • Как бы резвяся и играя.

Грохочет в небе голубом…

Все фонетические средства языка поэт подчиняет передаче музыки майской грозы: повторяется слог «гро-«: грозу, гром, грохочет; рокочет звук «р»: первый, резвяся, играя; шумит громкое «г», эхом отдаются певучие «о» и «а», которые, по наблюдению поэта Вс. А. Рождественского, передают чувство простора и легкости. Перед нами не просто картина грозы, восхитившая и поразившая тонкую душу, — это передача радостного обновления в природе, победное утверждение весны, торжество молодости и красоты.

Всю свою жизнь поэт не переставал восхищаться окружающей красотой и стремился передать все величие, все великолепие окружающего мира, донести эту красоту до читателей с помощью неповторимых интонаций, мелодичных, поющих и звенящих звуков, тонов и полутонов.

Тютчев любил весну — как выражение красоты и полноты жизни, как торжество нового, сильного, светлого. Такой же идеей пробуждения и обновления в природе пронизано и с детства знакомое нам стихотворение — «Весенние воды» (Весна идет, весна идет!..

), при чтении которого мы невольно проникаемся теми же чувствами, которые испытывает автор.

Тютчев не дает полного и точного описания событий и явлений. Он лишь наводит нас на определенное восприятие происходящего. Его стихотворения заставляют не только задумываться, размышлять, но и чувствовать, переживать, ощущать, погружаясь в волшебный мир звуков, запахов, красок и эмоций.

Тонким переплетением образов, намеков, интонаций Тютчев как талантливый художник слова вводит нас в особый мир скрытого, незримого внутреннего понимания сути. Именно это плавное, незаметное погружение читателя в глубины мира, глубины явлений, иногда даже — самого себя и является одной из важнейших черт поэзии Тютчева.

Вслушаемся в чудесные строки стихотворения «Утро в горах»:

  1. Лазурь небесная смеется,
  2. Ночной омытая грозой,
  3. И между гор росисто вьется
  4. Долина светлой полосой.
  5. Лишь высших гор до половины
  6. Туманы покрывают скат,
  7. Как бы воздушные руины
  8. Волшебством созданных палат.
  9. Как тонко подобраны здесь слова, характеристики, как умело с помощью лишь нескольких штрихов поэт погружает нас в необъятные просторы горных долин и в глубину небесной лазури.

Но стихотворения Тютчева о природе не всегда несут в себе легкий восторг, веселье, беззаботность и умиротворенность.

Творчество поэта вобрало в себя глубокие философские рассуждения о сущности человека, о смысле жизни, о таинстве мира, Вселенной.

И часто чувство тревоги, тоски, страха перед неизвестностью врывается в произведения поэта совершенно иными интонациями, как, например, в стихотворении «День и ночь»:

  • И бездна нам обнажена
  • С своими страхами и мглами,
  • И нет преград меж ей и нами —
  • Вот отчего нам ночь страшна.

Трагическое мироощущение так же характерно для Тютчева, как и упоение жаждой жизни. И это сближает его творчество с творчеством великих композиторов, которые могли в одном произведении отразить и радость весенней капели, и тревоги предчувствия и ожидания чего-то страшного, неотвратимого.

Читайте также:  Сочинение евгений онегин - лишний человек (9 класс)

Эмоциональный мир лирики природы Тютчева так же богат, разнообразен и насыщен, как сама душа человека.

Природа близка и родственна человеку потому, что она и сама одухотворена: она для поэта чувствующее и мыслящее существо, способное не только рождаться, обновляться и умирать, но и переживать, говорить, кричать, негодовать, смеяться и восторгаться.

Этому посвящено стихотворение «Не то, что мните вы, природа…», в котором поэт говорит о полноте бытия в природном мире и богатстве переживаний этого бытия:

  1. Не то, что мните вы, природа:
  2. Не слепок, не бездушный лик —
  3. В ней есть душа, в ней есть свобода,
  4. В ней есть любовь, в ней есть язык.

Тютчев вступает в полемику со скептиками, которые не признают этой полноты природной жизни. А поэт, в отличие от них, способен не только любоваться природой, но и живо ощущать ее тайны, ее негодующие бури, ее демонические «жесты», голоса, «поступки», «чувства».

За внешней назидательностью строк проступает глубокое поэтическое содержание. Художник видит лучи, проникающие в самую душу, ощущает цветение весны, созревание плода, слышит говор леса, беседу звезд, совещание грозы, неземные языки рек.

Пантеизм Тютчева отражается во многих его произведениях о природе и оттого его природа так многоголоса, насыщена красками, звуками, благоуханиями.

Изображение природы неотделимо у Тютчева от философского размышления о ней. Миниатюра «Природа — сфинкс. И тем она сильней…» исполнена мудрого раздумья о сути природы: загадка она, сфинкс, губящий человека, или же «Загадки нет и не было у ней». В таинственности природы кроется ее поэтическая прелесть.

Она и загадочна, и ясна в своей одушевленности, она хаотична и гармонична одновременно. Снова перед нами «осердеченная» мысль, глубокая и сильная, согретая чувством' любви. Прав был В.

Брюсов, подметивший, что «любование многообразными проявлениями жизни природы» представляется Тютчеву «высшим блаженством, доступным человеку».

Источник: https://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=3&bookid=8

Сочинение на тему “Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева”

  • О, как убийственно мы любим,
  • Как в буйной слепоте страстей
  • Мы то всего вернее губим,
  • Что сердцу нашему милей!

У Тютчева в стихах – буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба.

Стихотворение «Я встретил вас…» посвящено первой любви Тютчева, Амалии Лерхенфельд, к которой поэт посватался, когда ей было 14 лет. Родители девочки не согласились на этот брак. Прошло 34 года, Амалия не забыла своего возлюбленного и приехала проведать его. Тютчев уже умирал, и появление Амалии у своей постели воспринял как чудо.

После ее прощального визита поэт написал стихотворение «Я помню время золотое…»:

  1. Как после вековой разлуки,
  2. Гляжу на вас, как бы во сне,
  3. — И вот – слышнее стали звуки,
  4. Не умолкавшие во мне…
  5. Тут не одно воспоминанье,
  6. Тут жизнь заговорила вновь,
  7. — И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

В стихотворении «Близнецы» Тютчев называет близнецами Самоубийство и Любовь.

Автор уверен, что любовь может довести человека до самоубийства.

Знаменитый «денисьевский цикл» Тютчева стал отражением глубокой и страстной любви поэта к молодой учительнице его детей Е. А. Денисьевой. Ей посвящено большое количество стихотворений, которые, собранные в цикл, представляют собой своеобразный дневник их отношений, длившихся 14 лет. Денисьева умерла молодой от чахотки.

В стихотворении «О, как убийственно мы любим…» поэт говорит о том, что любовь нужно беречь, охранять от зла мира, иначе ее можно потерять. Поэт казнит себя за эту любовь, которая принесла его возлюбленной столько страданий:

  • …Судьбы ужасным приговором
  • Твоя любовь для ней была,
  • И незаслуженным позором
  • На жизнь ее она легла…

Общество презирало Денисьеву за связь с женатым поэтом. В начале отношений она была веселой и жизнерадостной девушкой, но потом:

  1. Куда ланит девались розы,
  2. Улыбка уст и блеск очей?
  3. Всё опалили, выжгли слезы
  4. Горячей влагою своей.

Эта любовь поэта закончилась смертью возлюбленной. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:

Любила ты, и так, как ты, любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

В стихотворениях, написанных после смерти возлюбленной, поэт пытается воскресить ее образ, кается в грехах перед ней, вспоминает моменты их общего счастья, продолжает разговаривать с ней:

Вот тот мир, где жили мы с тобою,

Ангел мой, ты видишь ли меня?

Любовная лирика Тютчева полна желанием понять душу женщины, обожествлением и сочувствием. На этой лирике впоследствии формировались таланты Блока, Цветаевой и многих других поэтов вплоть до наших современников.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-tema-lyubvi-v-lirike-f-i-tyutcheva/

Сочинение на тему: Основные мотивы, темы и образы лирики Ф.И. Тютчева

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой.

Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем».

С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.

Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому бо льшую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм» и другие.

Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других.

Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:

Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена — И ваша память от потомства,

Как труп в земле, схоронена.

Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:

…Взойдешь ли ты когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой?

Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:

Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.

Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:

Так связан, съединен от века Союзом кровного родства Разумный гений человека

С творящей силой естества.

Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Из осени поэт перемещается сразу в вечность:

А там, в торжественном покое Разоблаченная с утра, Сияет белая гора,

Как откровенье неземное.

Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье».

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем:

Как поздней осенью порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти.

В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта.

Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:

Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось! О Господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

Источник: https://hopps.ru/sochineniya/tyutcheva-f-i/osnovnyie-motivyi-temyi-i-obrazyi-liriki-f-i-tyutcheva.html

Сочинение на тему: Ф. И. ТЮТЧЕВ. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ

В русской литературе XIX века было много звуч­ных имен, талантливых поэтов. Среди них нам особен­но дорог Федор Иванович Тютчев. Его стихи о плени­тельной красоте природы — одно из самых замеча­тельных явлений русской поэзии.

Этот удивительный поэт начал с простого созерцания природы, но посте­пенно она стала для Тютчева источником философских раздумий, ключом к собственной душе.

Природа в его стихах всегда одухотворена, она мыслит, чувствует, говорит:

  • Не то, что мните вы, природа —
  • Не слепок, не бездумный лик.
  • В ней есть душа, в ней есть свобода,
  • В ней есть любовь, в ней есть язык.

«Душу» природы поэт стремился понять и запечат­леть во всех проявлениях. Так, Тютчев создал незабы­ваемые поэтические картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря, утра в горах. Поэта принято называть певцом природы, тон­чайшим мастером стихотворных пейзажей, которые он рисует с удивительной художественной наблюдатель­ностью и любовью.

Все в природе представляется по­эту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком». Именно в изображе­нии природы проявился романтизм Тютчева: она оче­ловечена, насыщена красками, звуками, запахами, и все в природе правильно, совершенно, идеально. По­эт запечатлел ее постоянно меняющийся облик, непрерывный процесс обновления.

Природа — сложный ме­ханизм, но ее силы, дополняющие друг друга и крепко связанные вместе, тем не менее находятся в противо­борстве. Тютчева всегда интересовали переломные, критические моменты, примером которых можно счи­тать и столкновение природных сил — грозу. Гроза не страшит поэта, напротив, он любуется ею.

Кажется, в каждой строфе стихотворения «Весенняя гроза» зву­чит праздничная музыка весны, создается впечатление веселья, игры и забавы в природе.

Повышенный интерес к противоречивым явлениям природы и жизни — особенность всей лирики Тютче­ва. В природе поэта привлекают гроза, буря, борьба стихий, а в человеческой жизни — борение страстей.

На всей любовной лирике Тютчева лежит печать раз­двоенности: с одной стороны, любовь — это чудесный плен для сердца, чистое, огненное чувство, «союз души с душой родной», а с другой — это разрушительная, губительная сила, неравная борьба двух сердец, «по­единок роковой».

Любовь — это высочайшее счастье, но оно связано с борьбой индивидуальностей, это на­пряженное чувство, несущее человеку страдание. В любви не может быть равноправия и мирного сосу­ществования, но обязательно будет победитель и по­бежденный.

Чаще всего жертвой любовного поединка оказывается женщина. Интимная лирика Тютчева от­мечена драматизмом и трагичностью:

  1. О, как убийственно мы любим,
  2. Как в бурной слепоте страстей
  3. Мы то всего вернее губим,
  4. Что сердцу нашему милей.
  5. И все же лирический герой Тютчева был счастлив в любви, если счастье — не безмятежность, а сила и красота, их постоянство.

Тютчев писал о природе, писал о любви. Но поэта интересовали и другие темы: нравственные, философ­ские вопросы, общественная жизнь. К числу таких дум о современности принадлежит и замечательное стихо­творение «Русской женщине», рисующее беспросвет­ную женскую долю в старой России.

Жизнь русской женщины протекает «вдали от солнца и природы, от света и искусства», в повседневных бытовых заботах. Она протекает незримо «в краю безлюдном, безымян­ном, на незамеченной земле». Тютчев обеспокоен не только угнетенным положением женщины, но и всей судьбой России.

Грустно смотрят на поэта «бедные се­ленья» и «скудная природа», а родной край он называ­ет «краем долготерпенья».

Поэт был свидетелем мно­гих трагических событий в истории своей Родины, над которыми Тютчев размышлял со свойственной ему философичностью и своеобразным обобщением кото­рых явились следующие строки:

  • Умом Россию не понять,
  • Аршином общим не измерить:
  • У ней особенная стать —
  • В Россию можно только верить.
Читайте также:  Добро и зло - сочинение-рассуждение

В философской лирике запечатлены раздумья по­эта о трагизме существования человека и человечест­ва в целом, о кризисе современной цивилизации, об обреченности человека на одиночество и непонимание. Тютчев считает, что человек беспомощен в этой жиз­ни, над ним властвуют судьба и стихии.

Но в то же время поэт восхваляет бесстрашие и мужество чело­века, бессмертие его подвигов. Природа в стихах Тют­чева гармонична, а жизнь человека — нет. Она полна мучительных поисков и противоречий.

Но причина этого кроется в принципах, на которых строится чело­веческое общество: клевета, несправедливость, лице­мерие, «суд людской».

Таков уж свет: он там бесчеловечней,

Где человечно-искренней вина.

Поэзия Тютчева — его своеобразный лирический дневник, зеркало души; она во многом была новатор­ской, предвосхитив некоторые черты поэзии серебря­ного века. Тютчевские строки для многих поэтов и се­годня остаются образцами глубины и силы мысли, фи­лософичности и красоты.

На этой странице искали :

  • сочинение на тему лирика тютчева
  • тютчев летний вечер анализ
  • сочинение на тему тютчев
  • сочинение на тему основные мотивы лирики Тютчева
  • сочинение по лирике тютчева

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-f-i-tyutchev-osnovnye-motivy-liriki.html

Сочинение на тему «Любовная лирика Тютчева»

Пропустить и перейти к содержимому

Любовь… Это слово чувственно замирает на языке. От него веет сладостью, негой. Оно вдохновляет, воодушевляет и будто бы воскрешает всё лучшее, что есть в душе человеческой. Считается, что Гении особенно тонко чувствуют всё, что происходит вокруг.

Их мироощущение в тысячу раз более обострено, чем у обывателя.

Поэты же, как звёздочки из плеяды Гениев, как нельзя больше нуждаются в чувствах, в эмоциях, которые позже выльются на бумагу в виде написанных дрожащей от волнения рукой строчек, с прыгающими буквами, с кляксами чернил на листках…

Любовь — то удивительно чистое, прекрасное чувство, без которого не может жить человек — он лишь существует. Именно поэтому не найдётся, пожалуй, ни одного поэта (даже у строгих классицистов) в лирике которого отсутствовала бы тема любви. Разумеется, у каждого стихотворца она своя: у Лермонтова, к примеру, неразделённая, болезненная, жестокая, а у Некрасова — сложная и многообразная.

Абсолютно всегда любовная лирика связана с моментами биографии поэта. Его личные переживания, эмоции находят выражение в стихотворениях.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Федор Иванович Тютчев, как его называли, «певец природы», не был чужд влюблённости. Этот человек, видимо, как и А.С. Пушкин, нуждался в любви. Однако если «солнцу русской поэзии» важно было именно ощущать любовь в своём сердце, то Тютчев находил упоенье лишь в ответных чувствах зазнобы.

В его жизни было четыре женщины, в которых он был безумно влюблён. С двумя из них он связал себя узами брака.

Любовь к Тютчеву оборачивалась трагедией для трёх из них, но их жертва оказалась не напрасной — благодаря этому были созданы удивительные в своей красоте и тонкости произведения, которыми зачитывались современники поэта и которыми продолжают восхищаться потомки.

В Мюнхене Фёдор Иванович знакомится с красавицей Амалией фон Лерхенфельд. Молодой Тютчев горячо влюбляется в девушку и даже предлагает ей стать его женой, однако её родственники отказывают дипломату и выдают Амалию замуж за другого. Пламенная страсть проходит у обоих.

Поэт посвящает Амалии стихотворения, самым известным из которых становится «Я помню время золотое…». Бывшие влюблённые навсегда сохранят дружеские отношения. К сожалению, это будет единственная женщина в жизни Тютчева, которая не пострадала от его любви. Будучи уже пожилым человеком, он вновь встречает Амалию в Карлсбаде.

В его душе оживают воспоминания о прекрасных чувствах, и он создаёт бессмертное «Я встретил вас — и всё былое…». Это удивительное по силе и красоте стихотворение, в котором проскальзывает нотка о быстротечности жизни, о сладости и чистоте любви.

Лирическая героиня и вовсе предстаёт в стихотворении как неземное существо — пожалуй, как Анна Керн, однажды воскресившая душу поэта, находящегося в ссылке в Михайловском.

В дальнейшем тютчевская лирика будет всё чаще приобретать минорную тональность. Своей первой супруге, Элеоноре Петерсон, он посвятит не так уж много произведений — и все они будут написаны лишь после трагической гибели супруги, не сумевшей справиться с нервным потрясением, которое она получила, спасая детей во время кораблекрушения. К десятилетию её кончины он напишет:

Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой —
И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой…

Элеонора Тютчева вынуждена была погибнуть от любви — да-да, именно так. Она с трудом перенесла предательство мужчины, которого любила всем сердцем, матерью троих дочерей которого она стала. Измены подкосили её здоровье, а продолжающийся на стороне роман окончательно добил слабую влюблённую женщину.

Сложно сказать, был ли Тютчев влюблён в супругу. Однако он уважал силу её духа, её невыразимое достоинство, гордость.

Своим родным он напишет: «Я хочу, чтобы вы, любящие меня, знали, что никогда ни один человек не любил другого так, как она меня… Не было ни одного дня в ее жизни, когда ради моего благополучия она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня» (по В. Кожинову).

Эти слова окажутся страшным пророчеством: первая супруга поэта попытается свести счёты с жизнью, ударив себя кинжалом, чтобы не мучиться самой и, главное, позволить мужу быть счастливым с другой женщиной.

Вторая супруга Тютчева, Эрнестина, повторит судьбу Элеоноры Тютчевой. Выйдя замуж за горячо любившего её поэта, первые годы она будет купаться в его любви, но после в их жизни появится молодая Елена Денисьева, которой, впрочем, Тютчев так и не подарит радостей супружества.

Эрнестине посвящено множество стихотворений. Поэта восхищала красота супруги. Он писал:

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг…

Однако сладость супружеской жизни в его лирике вскоре уступит чувству вины. В период страшного духовного метания между двумя любимыми женщинами, Еленой Денисьевой и законной супругой Эрнестиной, будут созданы стихотворения, в которых любовь по Тютчеву становится страшным пороком, греховной страстью.

Фёдор Иванович осознаёт, какую боль он причиняет и себе, и любимым, поэтому разделённая любовь для него есть проклятие. Он также ощущает безмерную вину перед Эрнестиной и чувствует благоговейный трепет перед её смирением и терпеньем.

После его смерти в гербарии она найдёт написанное для неё стихотворение, в котором будут следующие строки:

Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе-
Стою, молчу, благоговею

И поклоняюся тебе…

Наибольшую известность получил так называемый «Денисьевский цикл» стихотворений, посвящённых любовнице пожилого поэта, своеобразная стихотворная летопись их отношений — и зашифрованный личный дневник Тютчева.

В этом цикле остро проявляется двоякое отношение автора к любви: с одной стороны это сладость отношений с возлюбленной, но с другой — безмерное страдание, осознание неправильности происходящего — и болезненная невозможность отказаться от этих чувств.

Поэт тяжело переживает жертву, на которую идёт Денисьева: от неё отворачивается отец, ей приходится забыть о карьере фрейлины, а многие светские дома демонстративно закрывают перед ней свои двери.

Но несмотря на ужасающую в своей жестокости травлю красавица Елена отказывается от всех жизненных благ ради любви к поэту, ради счастья которого она так легко готова положить на алтарь собственную жизнь. Страдая, Фёдор Иванович посвятит Денисьевой следующие строки:

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

К тому же он остро ощущает окончание своей жизни. Его и пугает, и радует то, что отжившее, как могло показаться, сердце к концу жизненного пути вновь воскресает, может чувствовать. Этой теме посвящено произведение «Последняя любовь».

Елена Денисьева в произведениях Ф.И. Тютчева всегда представлена в обожествлённых образах: она то мученица, с достоинством несущая незаслуженный крест, то ангел, херувим, своей чистотой и невинностью спасающая лирического героя его стихотворений. Благодаря этому отношению к возлюбленной и создаётся такая невероятная одухотворённость и лёгкость любовной лирики Тютчева.

Любовь у Фёдора Ивановича — минорное настроение. Любовь — разрушительная, но притягательная стихия, в которой не получается не погибнуть. Она — борьба, безнадёжность и мучение.

Любовная лирика у поэта невероятно трагична — и она не имеет аналогов ни в русской, ни даже в мировой литературе. Несмотря на то, что выхода из трагедии Тютчев так и не находит, его сердце остаётся открытым для чувств, для внутреннего горения.

А память о своих возлюбленных он и вовсе пронесёт через всю жизнь.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/01/sochinenie-na-temu-ljubovnaja-lirika-tjutcheva.html

Сочинение: Любовь в поэзии Тютчева — Сочинение

Какой предстает любовь в поэзии Ф.И. Тютчева?

Любовь в лирике Тютчева — это всепоглощающее, силь­ное чувство, нередко несущее героям погибель. Никогда не изображает поэт это чувство легким, безмятежным, у героев его нет ощущения счастья, радости, полноты жизни.

Напро­тив, любовь у Тютчева — это борьба, «поединок роковой». Это чувство парадоксально, любовь поглощает душевные силы героев, забирает их жизни. Она требует от них жертвы — отре­чения, страдания, душевной стойкости.

  • О, как убийственно мы любим,
  • Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим,
  • Что сердцу нашему милей.
  • («О, как убийственно мы любим….»)
  • Любовь окружена человеческим судом, поэтому она тра­гична, мучительна для героев:
  • Чему молилась ты с любовью,
  • Что как святыню берегла, —
  • Судьба людскому суеслонью На поруганье предала,
  • Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей,
  • И ты невольно постыдилась И тайн, и жертв, доступных ей…
  • («Чему молилась ты с любовью…»)

В отношениях героев у поэта нет гармонии. Любовная тема неразрывно связана у Тютчева с мотивом судьбы, рока. Страсть нередко становится роковой:

  1. Любовь, любовь — гласит преданье —
  2. Союз души с душой родной —
  3. Их съединенье, сочетанье,
  4. И роковое их слиянье,
  5. И… поединок роковой…
  6. («Предопределение»)

В этом слиянии и противоборстве чувство героини оказы­вается более чистым, цельным и естественным, чем любовь героя. Он осознает безусловное превосходство своей возлюб­ленной. Женщина у Тютчева находит в себе силы и для нерав­ного поединка с обществом, и для борьбы за свою любовь, демонстрируя душевную стойкость и внутреннюю силу.

  • Любовь у поэта не вечна, а преходяща, как и сама жизнь: «Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье». Поэтому человек должен смириться со своей участью:
  • В разлуке есть высокое значенье:
  • Как ни люби, хоть день один, хоть век,
  • Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
  • И рано ль, поздно ль пробужденье,
  • А должен наконец проснуться человек…
  • («В разлуке есть высокое значенье»)

Значим в лирике Тютчева мотив уходящей любви, ос­тавшейся в прошлом («Я помню время золотое», «Я встре­тил вас — и все былое…», «Она сидела на полу..»), мотив по­следней любви («Последняя любовь»).

Большой цикл стихотворений поэт посвятил своей возлюб­ленной, роман с которой длился около 15 лет. На 47-м году жизни Тютчев, будучи во втором браке и имея четырех дочерей и двух сыновей, влюбился в Елену Александровну Денисьеву, которая была намного моложе его. У них родилось трое детей.

Связь эта осуждалась обществом, и Тютчев испытывал глу­бокое чувство вины, горечи, стыда. И эти чувства поэт выра­зил в своих стихах. В «денисьевском цикле» любовь предстает как мучение, «борьба неравных двух сердец», борьбаженщи- ны со светом, с собственной судьбой.

И здесь впервые в рус­ской поэзии главная роль в любовных отношениях отдана женщине, запечатлена сила ее духа и характера.

Шедеврами «денисьевского цикла» являются стихотворе­ния «О, как убийственно мы любим…», «Она сидела на полу..», «Весь день она лежала в забытьи…», «Есть и в моем страдаль­ческом застое…», «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло».

По страстности, смятенности своих чувств Елена Денись­ева напоминала героинь романов Ф.М. Достоевского. Она страдала, оттого что Тютчев не мог порвать со своей законной семьей, что положение ее в обществе было двусмысленным. Денисьева умерла от чахотки, роковая страсть сгубила ее.

Таким образом, любовная лирика Тютчева несет в себе глу­бочайший нравственный смысл. Психологическая конкрет­ность ситуаций в стихотворениях любовного цикла сочетает­ся с вещими откровениями, с сокровенными думами о чело­веческой душе. Это общечеловеческая значимость, глубина идей сближает поэта с Пушкиным и Достоевским.

Здесь искали:

  • любовь в лирике тютчева
  • любовь в лирике тютчева сочинение

Источник: https://sochineniye.ru/sochinenie-lyubov-v-poezii-tyutcheva/

Ссылка на основную публикацию