Сочинение любовная лирика маяковского для 11 класса

Владимир Маяковский — поэт «серебряного» века, известный своими стихами о революции, участием в создании сатирических плакатов (Окна РОСТА). Его стихи отличаются самобытной структурой.

Сочинение Любовная лирика Маяковского для 11 класса

Задание написать сочинение на тему «Своеобразие любовной лирики Маяковского» может вызвать недоумение. Тонкие грани натуры поэта известны не всем, его поэзия обычно связана с темой протеста со стороны рабочего класса и призывом к революции.

Произведения Маяковского о любви

Яркий представитель когорты авторов «серебряного века» вряд ли мог бы обойти тему любви. По-настоящему узнать творца можно, только рассмотрев разные грани его искусства. Любовная лирика Маяковского, как вершина поэтического самовыражения, находит себя в стихах:

  • «Люблю»;
  • «Письмо товарищу Кострову…»;
  • «Про это»;
  • «Неоконченное»;
  • «Лиличка!» и других.
  • Сочинение Любовная лирика Маяковского для 11 класса
  • Когда в сердце бушуют страсти, едва ли можно довольствоваться только небольшими стихотворениями.
  • В нескольких строфах может быть заключён конкретный момент, порыв или определённость.
  • Для долгих томлений, страданий или анализа ситуации пары строк недостаточно, поэтому тема любви в лирике Маяковского выражена и в больших произведениях:
  • «Облако в штанах»;
  • «Флейта-позвоночник».

Особенность лирических произведений Маяковского в том, что они тоже прошиты напором, но в сочетании с терпеливостью, бурными чувствами в сочетании с преданностью к возлюбленной.

Кратко охарактеризовать особенности его стихов о чувствах к женщинам можно словами «Любовь — это жизнь». Красноречиво это подтверждает уход поэта из жизни по причине невозможности быть вместе с возлюбленной.

В жизни Владимира Маяковского было 4 женщины, 4 музы.

Мария Денисова

С первой девушкой, Марией, он познакомился в Одессе в 1915. Отношения не сложились, так как избранница предпочла поэту более состоятельного жениха.

  1. В лирической поэме «Облако в штанах» Маяковский пишет об этом:
  2. «Вошла ты, резкая, как «нате!»,
  3. Сочинение Любовная лирика Маяковского для 11 класса
  4. муча перчатки замш
  5. сказала: «Знаете —
  6. я выхожу замуж».

Пылко влюблённый поэт сильно переживал разлуку с Марией. На радость или на беду, пришла другая любовь: спустя год (в 1916) поэт влюбился в Лилю Брик, замужнюю женщину.

С Лилей и Осипом Брик поэт познакомился благодаря совместному увлечению литературой.

Лиля Брик

Любовная лирика Маяковского, сочинения которого были адресованы в том числе Лиле Брик, отражена в стихотворении к ней «Лиличка! Вместо письма». Безответное чувство одновременно является плюсом и минусом: смыслом жизни, счастьем и мукой для поэта.

Лиля Брик признавалась: оценивая двух мужчин, если бы встал вопрос непременного выбора, она бы отдала предпочтение мужу, хотя дорожила обоими.

Осип Брик же испытывал к жене сильные платонические чувства, но для интимных отношений выбирал других женщин. Любовь поэта к Лиле Брик прошла сквозь годы и отразилась в его творчестве.

  • Вызолачивайтесь в солнце, цветы и травы!
  • Веселитесь, жизни всех стихий!
  • Сочинение Любовная лирика Маяковского для 11 класса
  • Я хочу одной отравы —
  • пить и пить стихи.
  • Сердце обокравшая,
  • всего его лишив,
  • вымучившая душу в бреду мою,
  • прими мой дар, дорогая,
  • больше я, может быть, ничего не придумаю.
  • Произведение «Флейта-позвоночник» поэт посвятил отношениям с Лилей Брик.

Татьяна Яковлева

Параллельно поэт попытался построить отношения с Татьяной Яковлевой. Они познакомились в Париже в 1928 году. К этому моменту эмигрантка уже 3 года жила во Франции. Поэт предложил Татьяне создать семью и не получил толком отказа или согласия.

  1. Девушка дала понять: она могла бы решиться на брак с поэтом только на условиях проживания в Париже.
  2. Этого Маяковский себе позволить не мог, ведь несмотря на критику российских властей, был истинным патриотом.Вернувшись ни с чем на родину, поэт выслал Татьяне такие строки:
  3. …Оставайся и зимуй,
  4. и это оскорбление на общий счёт нанижем.
  5. Я всё равно тебя когда-нибудь возьму —
  6. одну или вдвоём с Парижем.
  7. Сочинение Любовная лирика Маяковского для 11 класса
  8. При этом в послании к несостоявшейся невесте Маяковский подчёркивает её отличие от парижанок, но понимает, что социалистический быт — совсем не то, что нужно избраннице, и заграницей ей будет комфортнее.

Маяковский всё равно считает Татьяну предательницей по отношению не только к их любви, но и к родине. С сарказмом и в глубине души с пониманием, с разбитым сердцем поэт не оставляет попытки общения с возлюбленной.

Спустя несколько месяцев он не попадает снова во Францию из-за проблем с визой, а вскоре узнаёт о предстоящей свадьбе Татьяны.

Вероника Полонская

В 1929 Осип Брик как будто случайно (чтобы развеять страдания друга по эмигрантке Татьяне) познакомил Владимира Маяковского с Вероникой Полонской. План Брика сработал, друзья нашли друг в друге отдушину: поэт влюбился в актрису театра.

Проблема заключалась в том, что Вероника была замужем и боялась ранить мужа своим уходом. Частые разговоры о невозможности такого нелегального положения сводили обоих влюблённых с ума. В итоге в апреле 1930 года случилось непоправимое.

После очередной ссоры из-за нежелания Вероники уйти от мужа и из театра, Маяковский застрелился.

Тема любви в творчестве Маяковского яркая, страстная, первобытная, граничащая с грубостью и безумием, пронзила всю его жизнь и оборвалась очень рано. Поэт погиб в возрасте 37 лет.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/osobennosti-lyubovnoj-liriki-v-tvorchestve-vladimira-mayakovskogo.html

Конспект урока литературы "Навеки любовью ранен…". Любовная лирика Маяковского"; 11 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ В.В. МАЯКОВСКОГО «НАВЕКИ ЛЮБОВЬЮ РАНЕН…»

Тема. «Навеки любовью ранен…». Любовная лирика Маяковского

Цель. Показать многогранность таланта поэта, его разносторонность, умение передавать словами самые сокровенные чувства, глубину переживаний лирического героя; развивать навыки анализа лирического произведения; воспитывать художественный вкус.

ХОД УРОКА

  • Назовите ранние произведения Маяковского, в которых отразилось своеобразие его творчества.
  • К какому литературному направлению принадлежал Маяковский?
  • В чем проявилось новаторство поэзии Маяковского?
  • Прочитайте наизусть понравившееся стихотворение.

Маяковский писал эпические поэмы, сатирические стихи и пьесы. Но еще есть Маяковский – нежнейший и тончайший лирик, певец, по его собственному выражению, «громады любви». Есть у него сокровенное:

  • Дай
  • Хоть последней нежностью
  • Выстелить
  • Твой уходящий шаг.
  • Есть обращенная к небу «молитва» влюбленного юноши:
  • Всемогущий, ты выдумал пару рук,
  • Сделал,
  • Что у каждого есть голова, —
  • Отчего ты не выдумал,
  • Чтоб было без мук

Целовать, целовать, целовать?!

  1. Лирика поэта – удивительные по чистоте откровения «раненной любовью души».
  2. «Бронзы многопудье» заслонило чувствительную, как нерв, натуру, богатую переживаниями и радостями, умевшую любить и мечтать:
  3. Я знаю –
  4. Солнце померкло б, увидев
  5. Наших душ золотые россыпи!
  6. Говорить о любовной теме Маяковского – это значит в первую очередь говорить о поэме «Про это», которая является, несомненно, не только одним из вершинных творений поэта, но и выдающимся произведением в русской и мировой «песне песней» любви.
  7. Во вступлении к поэме «Про это», говоря о постоянной новизне и жизненной актуальности темы любви, «перепетой не раз и не пять», Маяковский подчеркивает ее нравственно-эстетическую и социальную значимость, непреходящий и общечеловеческий характер.
  1. Чтение учащимися отобранных отрывков из вступления к поэме «Про это»

  2. Комментарий учителя.

Эта поэма автобиографична. В. Маяковский писал ее в своей «добровольной тюрьме»: после долгого, мучительного разговора-размолвки с Лилей Брик, когда оба плакали, он решил не видеться с ней – только ходил под ее окнами и посылал записки, а потом шел к себе, запирался и писал.

В поэме любовь предстает как чувство, истоки которого глубоко скрыты в «тайниках инстинктов». Оно далеко не всегда готово следовать за доводами разума, может взбунтоваться, если его долго сдерживать.

Заключительная часть поэмы «Прошение на имя…» содержит заголовки: «Вера», «Надежда», «Любовь». Поэт уповает на «мастерскую человечьих воскрешений»; он хочет любить, потому что еще «на земле свое недолюбил».

  1. Чтение заранее подготовленными обучающимися глав «Вера», «Надежда», «Любовь» из последней части поэмы

  1. Слово учителя о поэме «Облако в штанах».

В жизни Маяковского было много встреч, разлук, были люди, с которыми он чувствовал себя счастливым, и, когда они уходили, он страдал безутешно и тяжело. С Марией Александровной Денисовой они встретились в декабре 1913 года на московском вернисаже общества художников. Поэт представился ей так: «Некто в черном». Через три недели они увиделись в Одессе.

Как-то в кругу друзей Маяковский читал свою трагедию «Владимир Маяковский». Во время беседы речь зашла о героях произведений Джека Лондона. Мария вступила в разговор: «Там, где деньги, нет любви, нет подлинного чувства. Человек рождается не для денег…». Маяковский вспомнит об этом, когда будет писать «Облако в штанах»:

  • Помните?
  • Вы говорили:
  • «Джек Лондон,
  • деньги,
  • любовь, страсть», —
  • а я одно видел:
  • Вы – Джоконда,
  • Которую надо украсть!

Маяковский видел в Марии живую Джоконду, воплощение совершенной красоты и женственности. Но украсть свою Марию – Джоконду Маяковскому не удалось. Они расстались. Горечь неразделенной любви со всей страстью могучего темперамента выплеснулась в строчки поэмы «Облако в штанах».

  1. Чтение вступления к поэме «Облако в штанах» и 1-й главы подготовленным обучающимся.

Он работал над поэмой почти 2 года. Она начинается и заканчивается разговором с Марией. Маяковский посвятил ей целые страницы.

Заключительная (четвертая) часть самая драматичная: Мария вышла замуж, уехала в Швейцарию.

Об отношении лирического героя к этому событию говорится: «Значит – опять темно и понуро сердце возьму, слезами окапав, нести, как собака, которая в конуру несет перееханную поездом лапу».

  1. Выборочное чтение главы 4

  2. Слово учителя.

«Облако в штанах» поэт закончил в июле 1915 г. В это же время познакомился с Л.Ю. Брик, своей большой, долгой, испепеляющей любовью. Поэма «Флейта-позвоночник» — это страстный монолог, произнесенный обнаженными нервами.

Сюжет ее составляют личные переживания поэта, вызванные чувством к Л. Брик. Первая глава поэмы – это крик неразделенной любви, ее боль и трагедия.

Масштабы человеческой личности героя, «громада» его любви и вызванные ею страдания таковы, что не могут быть объяснены и поняты.

  1. Чтение Пролога и гл.1 поэмы «Флейта-позвоночник»

Во второй главе Маяковский обращается ко всему миру. Любовь, не теряя своего трагизма, поворачивается другой стороной: появляется слово «радость», сила любви, поднятая над всем миром, противопоставлена войнам, власти, золоту.

  1. Чтение третьей главы.

  2. Комментарий учителя.

Автор афористически точно объясняет причину трагедии: «знаю, каждый за женщину платит…». Она – женщина в «шелковом платье», встречающая его в своем доме, пытается скрыть за подчеркнутой холодностью боль расставания.

Дело вовсе не в том, что женщина не любит его, что ему не дано вырвать ее из мира «нарядных». Она пленница в мире вещей и скуки.

И как бы ни хотелось видеть ее «ослепительной царицей», она не может покинуть свой пошлый и равнодушно-рассудочный мир.

  1. В заключительных строчках объясняется, что побудило поэта написать первые две главы:
  2. Я хочу одной отравы –
  3. Пить и пить стихи.
  1. Чтение стихотворения «Лиличка! Вместо письма» и бюеседа:

    • о чем говорит поэт своей возлюбленной?
    • с помощью каких метафор передает переполняющие его чувства?
  1. Рассказ об истории создания стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой».

Последние два года жизни в сердце Маяковского жила Татьяна Яковлева, племянница известного художника-эмигранта Александра Яковлева. Маяковский встречался с ней в Париже. В октябре 1929г. она вышла замуж за виконта дю Плесси.

В доме в Гендриковом переулке, где жили Брики, в столовой собралось несколько человек: провожали Маяковского – он ехал на выступление в Ленинград. Ждали машину. Чемодан стоял на полу упакованный.

В это время принесли письмо от сестры Лили Брик – Эльзы Триоле, которая с 1919 года жила в Париже, была замужем за Луи Арагоном и писала книги. В письме сообщалось, что Татьяна Яковлева выходит замуж за какого-то виконта и венчается с ним в церкви.

Она очень беспокоится, чтобы Маяковский не узнал об этом и не учинил скандал, который может ей навредить. Но письмо было прочитано. Маяковский был мрачен. Взял чемодан и направился к выходу.

14 декабря 1928 г. Татьяна Яковлева пишет матери: «…Познакомились мы так. Ему здесь, на Монпарнасе… Эренбург и другие знакомые бесконечно про меня рассказывали, и я получала от него приветы, когда он меня еще не видел.

Потом пригласили в один дом специально, чтобы познакомить. Это было 25 октября, и до 2 ноября (дня его отъезда) я видела его ежедневно и очень с ним подружилась.

Если я когда-либо хорошо относилась к моим поклонникам, то это к нему, в большой доле из-за его таланта, но еще больше из-за его изумительного, буквально трогательного ко мне отношения.

В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор по нему скучаю… Маяковский… заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться, а главное, вспомнить Россию.

Он всколыхнул во мне тоску по России и по всем буквально, я чуть не вернулась. И сейчас мне все кажется мелким и пресным. Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в душе моей след…».

  1. Чтение стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой»

Для поэм и стихотворений Маяковского о любви характерно:

    • уверенность в том, что любовь спасет человечество;
    • концентрическая композиция, в центре которой – эмоционально возбужденный человек;
    • монологичность;
    • особый стиль: гиперболизм, контрастность;
    • лиризм и эмоциональная выразительность.

Домашнее задание: выучить наизусть полюбившиеся строчки В. Маяковского о любви; написать сочинение-рассуждение «Как вы понимаете слова М. Цветаевой о Маяковском: «И оборачиваться на Маяковского наши дети, а может быть, и наши внуки будут не назад, а вперёд»?

Источник: https://pedsovet.su/load/28-1-0-53348

Тема любви в лирике В. Маяковского

В.Маяковский — поэт-бунтарь, горлан и агитатор. Но одновременно это человек с чуткой и ранимой ду­шой, способный на самые светлые и нежные чувства, на глубокие переживания, на искреннюю любовь.

Читайте также:  Сочинение в чем трагедия печорина? 9 класс

Художественное воплощение эта способность Мая­ковского нашла в его стихотворениях о любви. Они поражают страстной силой выраженного в них чувст­ва. Их лирический герой не может и не хочет освобож­даться от власти любви. Она становится центром ми­роздания.

«Кроме любви твоей мне нету солнца»,— говорит поэт в стихотворении «Лиличке». В письме Л. Брик Маяковский писал, что «любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь — это сердце всего». Любовь — самое зна­чительное, важное в судьбе каждого человека.

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви» адресовано редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал поэт. Стихотворение являет собой лирический монолог, в котором ирония соседствует с серьезностью, просторечие с приподня­тостью. Поэт размышляет о сущности любви. Он ста­вит проблему и последовательно доказывает свое мне­ние, приводя веские аргументы.

Страстное чувство заставляет лирического героя заглянуть в свой внутренний мир, разобраться в своих чувствах. О себе он говорит: «Я ж навек любовью ра­нен — еле-еле волочусь». Маяковский дает собствен­ное определение этому чувству:

  • Любить —
  •                это значит:
  • в глубь двора вбежать
  • и до ночи грачьей,
  • блестя топором,
  •                  рубить дрова,
  • силой
  •            своей играючи.

Свое состояние лирический герой называет экста­зом. А любовь его — «человеческая, простая», совла­дать с ней невозможно, потому что она «ураган, огонь, вода». Подлинное чувство противопоставля­ется в стихотворении «прохожей паре чувств», обы­вательщине.

Иная интонация свойственна стихотворению «Письмо Татьяне Яковлевой». Первоначально оно не предназначалось для печати, а было передано лично адресату.  Поэт противопоставляет свое искреннее, глубокое, горячее чувство «парижской любви», по­шлой и обыденной. Стихотворению свойственна пре­дельная откровенность, оно поражает силой интимно­го чувства.

«Иди сюда, иди на перекресток моих боль­ших и неуклюжих рук », — звучит в нем. «Ты одна мне ростом вровень»,— говорит поэт героине, призывая ее на ответные чувства. Поэт говорит о «собаках озверев­шей страсти», о ревности, которая движет горами, о «страсти кори». Лирический герой настойчив, целе­устремлен.

«Я все равно тебя когда-нибудь возьму — одну или вдвоем с Парижем»,— обещает он.

Стихотворениям Маяковского о любви свойствен­на удивительная душевная открытость, обнажен­ность тончайших переживаний. Любовная лирика по­эта удивляет необычайно яркой и смелой образно­стью, неистовостью чувства. Поразительные, оригинальные метафоры и сравнения придают сти­хам Маяковского неповторимость.

Источник: http://5litra.ru/soch/265-tema-lyubvi-v-lirike-v-mayakovskogo.html

Лирика Маяковского основные темы и мотивы

Лирика Маяковского — это внутренний мир поэта, его собственное я, его переживания. В своих работах писатель отображает чувства и мысли, которые он хочет донести до окружающих.

Он хочет, чтобы его поэзия была нужна народу, вот только многие не понимают его стихов, считая их политической пропагандой.

Но Маяковский продолжает верить, и говорит, что его стихи прорвут громаду, ворвутся зримо и грубо, как в свое время вошел водопровод, что был придуман еще рабами в Риме. Так оно и произошло, поэтому лирику Маяковского изучают и по сей день.

Особенности и своеобразие лирики Маяковского

Особенность и своеобразие лирики Маяковского заключается в ее многогранности и многозначности. Лирика в творчестве Маяковского включила в себя любовь и одиночество, бунт и нежность.

Маяковский не боится нового, поэтому постоянно ищет какие-то неизвестные поэтические решения, которые бы соответствовали его состоянию, и показывали дух эпохи великих перемен.

Для лучшей передачи сюжетной линии, поэт часто использует в своих стихах гиперболические и футуристические метафоры, использует пропуски значимых слов и паузы, придающие стихам Маяковского особую торжественность.

Одной из особенностей лирики Маяковского является еще то, что поэт не боится использовать разговорную лексику. Его стихи насыщены просторечием и неологизмами.

А еще он сам придумывает слова, и вводит новые принципы рифмовки, видоизменяя стихотворные размеры, и используя стиль написания в виде лесенки.

Таким образом, благодаря своеобразию лирики Маяковского, наша литература обрела множество приемов построения стихотворных форм.

Темы и мотивы лирики Маяковского

Творческий путь писателя Маяковского начался в сложный период, во время революций и войн, когда на смену старому миру, приходит новый. Писатель хочет делиться с читателем происходящими событиями, отражая их в своих стихах. В целом, творчество Маяковского можно разделить на дореволюционную лирику, и послереволюционную.

Естественно и темы лирики Маяковского на каждом этапе затрагивались свои. Так, в дореволюционном творчестве писатель раскрывает в основном тематику города, отрицания буржуазной жизни, пишет на тему любви и одиночества. А вот лирика послереволюционная в основном раскрывает тему гражданско-патриотическую, антимещанскую, революционную.

Также Маяковского волнует тема поэта и поэзии, тема поэта и толпы.

Как видим, тематика лирики включила в себя множество мотивов. Но в целом, все свое творчество Маяковский посвящает одной цели — служению народу. Свою же любовь к народу автор называет движущей силой в своей творческой жизни.

Давайте более подробно рассмотрим темы лирики Маяковского, что поднимает поэт в своих стихах.

Ранняя лирика Маяковского

Как известно, Маяковский начинает свой творческий путь, выбрав путь писателя-футуриста. После дебюта в 1912 году, он становится центральной фигурой в русской литературе двадцатого века.

При этом творческий путь поэта начинается бурно, поэтому и ранняя лирика Маяковского отличается резким неприятием действительности. Все стихи раннего творчества поэта — это вечный протест против мироустройства. Язык его стихотворений грубый и изломанный.

В каждой строчке ранней лирики поэта чувствуется протест против обыденности, против толпы и насилия, против серости.

Как писал литературный критик З. Паперный, главной темой ранней лирики поэта был ужас человека, который нужен только себе, ужас одиночества и существования только лишь для себя.

Главная тема раннего творчества поэта заключалась также в поиске друга, товарищества, братства, однако его постоянно преследует тема одиночества. Оно, как проклятие поглотило поэта, и с этим сложно было бороться.

Как говорит Паперный, поэт в своем раннем творчестве стремится к людям, он их любит, но вместо их поддержки, автор наталкивается на стену непонимания. Он видит перед собой не людей, а каких-то безликих и бессердечных существ.

Любовная лирика Маяковского

Невозможно представить лирику в целом без любовной тематики. Может поэтому у каждого писателя в его творчестве имеются произведения, посвященные любви. Раскрывается тема любви и в лирике Маяковского.

Казалось бы, разве может едкий сатирик и горлан писать о прекрасном? Но, знакомясь с творчеством Маяковского, замечаем и другую грань, что раскрывается в стихотворениях, посвященных женщинам. Мы видим здесь ранимого человека, страдающего и любящего.

Здесь он открывается читателю, как нежный и застенчивый герой, трогательный, иногда воинственный, и даже дерзкий.

Примером любовной лирики может быть поэма под названием Люблю, что была посвящена Лиле Брик. Их отношения были непростыми. Он и наслаждался безумной любовью к женщине, и страдал одновременно.

Очень часто Маяковский делает вывод, что настоящая любовь — это всегда страдания, ведь влюбленный воздыхатель готов на все ради любимой. Однако их отношения не были продолжительными.

До нее Маяковский встречался с Марией Денисовой-Щаденко, которой также посвятил немало работ, и среди самых известных можно назвать произведение Это было в Одессе. Но из-за разного социального положения пара не могла быть вместе.

После расставания с Лилей, Маяковский был долгое время одинок, пока не повстречал Татьяну Яковлеву, но и эти отношения завершаются трагично.

Последней избранницей поэта стала Вероника Полонская, хотя многие из окружения писателя говорили лишь об их дружеских отношениях. Несмотря на это, поэт посвятил стих и ей, назвав его Неоконченное.

В целом любовная лирика Маяковского искренняя, душевная. Поэт без стеснения говорит о чувствах, где воспевает оду своим женщинам, и в этом проявляется особенность его любовной лирики. Да, любовь причиняла боль, оставляя раны в сердце, но при этом она заставляла творить. Благодаря любовной лирике читатель смог заглянуть во внутренний мир поэта, который оказался очень нежный и богатый.

Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского

Очень долго выдающегося писателя двадцатого века считали автором, который писал лишь агитационные и революционные листки. Вот только в действительности Маяковский был разноплановым поэтом.

Несмотря на то, что живет он во времена, когда революции сменяют одна другую, когда ликование сменяется репрессиями, пишет писатель и на тему любви, на тему природы, пытается понять в своем творчестве смысл бытия.

А еще в лирике Маяковского затрагивается тема поэта и поэзии.

Очень хорошо данная тематика раскрывается в стихотворении Во весь голос, где писатель обобщает опыт поэта и его размышления о предназначении своего творчества. По мнению Владимира Маяковского назначение поэзии и поэта — это постоянное обращение к разуму человека и его духу.

Писатель считал, что поэзия должна побуждать людей видеть прекрасное даже в обычных вещах, она должна заставлять думать, призывать людей к совершенству мира и себя самих. Как и многие другие писатели, Маяковский продолжает проповедовать важность поэзии и поэта в жизни человека.

Сатирическая лирика Маяковского

Продолжая работу над характеристикой лирики Маяковского, нужно сказать и о сатире, которая присутствует на всех этапах его творчества. Сатира занимает одно из главных мест в его работах.

Сначала это были пародийные гимны, в годы гражданской войны под шаржами и картинками он писал небольшие сатирические подписи из которых сложился цикл сатирических произведений, среди которых такие известные, как Бюрократиада, О дряни, Прозаседавшиеся. Там высмеиваются приспособленцы, бюрократы и подлизы.

В своих сатирических образах поэт затрагивает не только портреты политиков, но и в таких работах, как Сплетник, Подлиза, Халтурщик, раскрывает пороки общества. Чтобы лучше передавать суть, Маяковский применяет такие средства сатиры, как насмешка, сарказм, гротеск.

Революция в лирике Маяковского

Как мы уже говорили, поэт затрагивает разные темы в своих работах, среди которых невозможно не упомянуть тему революции в лирике Маяковского.

Да и возможно ли было пройти мимо нее, когда живешь в эпоху больших перемен? Но если многие не понимали, что несет им революция, то Маяковский верил в наступление светлых дней.

При этом, он верил, что для того чтобы изменилось общество, должны были измениться сами люди. Чтобы прийти к светлому будущему каждый должен был сломать себя изнутри.

В дореволюционных стихотворениях писатель разоблачает пороки общества, он задыхается среди пустых людей, поэтому начинает призывать всех к переменам. А революция 1917 года подарила писателю новую надежду.

Для него переворот был не концом, а началом, поэтому и прославляет писатель революцию, призывая не останавливаться, а продолжать движение вперед.

Так появляется Ода революции, где каждая строка пропитана энергией перемен.

Раскрывая тему революции, поэт рассматривает ее со всех сторон, и главное, он видит не только ту революцию, что происходит на улицах и представлена лозунгами и столкновениями. Маяковский видит революцию, что происходит в душах людей. Этой теме автор посвящает свою работу Приказ по армии искусства.

Конечно, движущей силой всех революций был народ, но чтобы с помощью силы народной вершить революции, людей нужно вдохновлять, чем и должны заниматься поэты и музыканты. И Маяковский на своем примере показывал нужное отношение к революции.

Возможно он слишком сильно превозносил эти события, выдавал желаемое за действительность, но именно благодаря таким людям, как Маяковский, и происходят настоящие революции не только в обществе, но и в сознании.

Источник: https://sochinyshka.ru/lirika-mayakovskogo-osnovnye-temy-i-motivy.html

Сочинение на тему “Особенности любовной лирики В. В. Маяковского”

В ней чувство любви отражается поэтом не так, как в классической поэзии XIX в. У Маяковского любовь – это глубоко личные переживания, не имеющие ничего общего с мнением обывателей о любви.

Первую часть произведения поэт назвал «Обыкновенно так», чтобы противопоставить обыденному восприятию чувства любви свое – поэтическое. В этом основной конфликт лирической по своей жанровой доминанте поэмы.

По мнению Маяковского, любовь дается каждому человеку от рождения, но у обычных людей, которые любят «между служб, доходов прочего», «поцветет, поцветет – и скукожится»:

  • Любовь любому рожденному дадена,
  • — Но между служб,
  • Доходов
  • И прочего
  • Со дня на день
  • Очерствевает сердечная почва.

Поэт протестует против принятого мнения о недолговечности любви. Он любит преданно и верно. История его громадного чувства описывается в последующих четырех главах.

У поэта было сердце, способное вместить все мироздание: «Громада любовь, громада ненависть».

Чувства переполняют поэта, они безграничны, он хочет поделиться своей любовью со всеми, но любовь в обывательском и жестоком мире никому не нужна.

Наконец, лирическому герою встречается женщина, которая

  1. Пришла — Деловито, За рыком, За ростом, Взглянув,
  2. Разглядела просто мальчика.
  3. Взяла,
  4. Отобрала сердце
  5. И просто
  6. Пошла играть —
  7. Как девочка с мячиком.

Конфликт в поэме строится на неразделенности чувства любви. Наиболее высокого напряжения он достигает в главе «Ты». Поэт отдает сердце любимой и счастлив. По его мнению, счастье не в том, чтобы хранить чувства, как капитал в банке, а в том, чтобы подарить их другому человеку, ничего не желая взамен. Любовь бескорыстна, поэтому она вечна.

У Маяковского было твердое убеждение, что «если ты меня любишь, значит, ты мой, со мной, за меня, всегда, везде и при любых обстоятельствах, даже если я неправ, несправедлив, или жесток». Любовь должна быть незыблема, как закон природы. «Не может быть, чтобы я ждал солнца, а оно не взойдет. Не может быть, чтобы я поклонился цветку, а он убежит.

Не может быть, чтобы я обнял березу, я она скажет: “Не надо”». Любви не страшны

Читайте также:  Сочинения по картинам бакшеева

Ни ссоры, Ни версты. Продумана, Выверена, Проверена.

  • Подъемля торжественно стих строкоперстый, Клянусь —
  • Люблю
  • Неизменно и верно.

К любовной лирике Маяковского относятся два стихотворения, созданные в конце 1928 года. Это «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой».

Первое из них адресовано редактору газеты «Комсомольская правда», в которой работал оказавшийся в Париже поэт.

Второе стихотворение не было предназначено для печати – это личное послание, которое было передано любимой женщине. В первом

«Письме…» Маяковский размышляет о сущности любви, ее сокровенном смысле. Поэт хочет разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Любовь настолько сильна, что перевернула в нем все, создала его заново. «Письмо…» представляет собой поэтический монолог. Любовь поэта «человеческая, простая»:

  1. Подымает площадь шум, экипажи движутся,
  2. я хожу, стишки пишу
  3. в записную книжицу.

Любовь дает возможность ощутить единство обычного, земного и прекрасного, высокого, а поэзия – выразить это.

В этом «Письме…» поэт утверждает, что слово влюбленного человека способно подымать, и вести, и влечь, которые глазом ослабли.

«Письмо товарищу Кострову…» – одно из самых лирических произведений В. Маяковского о любви. Поэт говорит о значении любви в своей жизни. Его чувства приобретают «вселенские» масштабы, поэтому для их выражения Маяковский использует метафоры и неологизмы: «Из зева до звезд взвивается светло золоторожденной кометой» или

«Распластан хвост небесам на треть».

В «Письме Татьяне Яковлевой» любовь предстает своей драматической стороной. Почему-то взаимная любовь не принесла счастья влюбленным. Поэт обещает усмирить чувство ревности. Если стихотворение «Письмо товарищу Кострову…» имеет глобальный, даже философский характер, то второе по содержанию более личное. В нем душа Маяковского открыта, в ней рядом страсть и бессилие, ревность и достоинство:

  • Ты не думай, щурясь просто
  • из-под выпрямленных дуг.
  • Иди сюда,
  • иди на перекресток
  • моих больших и неуклюжих рук.
  • Не хочешь?
  • Оставайся и зимуй,
  • И это оскорбление
  • на общий счет нанижем.

Форма монолога сообщает стиху доверительность, придает поэтическому повествованию глубоко личный характер. Предельная откровенность героя проступает в словах о «собаках озверевшей страсти», о ревности, которая «двигает горами», о «кори страсти».

Каждая строка стихотворения наполнена силой чувства, как и вся любовная лирика Маяковского, мощная и страстная. Поэт был навеки ранен любовью. Читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни.

Поэт имел все основания говорить:

  1. Если
  2. я чего написал, если
  3. чего сказал —
  4. тому виной глаза-небеса, любимой моей
  5. глаза.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-osobennosti-lyubovnoj-liriki-v-v-mayakovskogo/

Урок 44 СВОЕОБРАЗИЕ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ МАЯКОВСКОГО | Поурочные планы по русской литературе 11 класс | Русская литература

Урок 44 СВОЕОБРАЗИЕ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ МАЯКОВСКОГО

30.03.2013
18028 0

  • Урок 44
    Своеобразие любовной лирики Маяковского
  • Цели: отметить
    своеобразие любовной лирики Маяковского; проследить эволюцию темы в творчестве
    поэта; развивать навыки анализа поэтического текста.
  • Ход урока
  • И Бог заплачет
    над моею книжкой!
  • Не слова –
    судороги, слипшиеся комом;
  • и побежит по
    небу с моими стихами под
  •                                                 
    мышкой
  • и будет,
    задыхаясь, читать их своим
  •                                                  знакомым.
  • В. Маяковский

I. Вступительное слово.

Учитель. В своих воспоминаниях художник Юрий
Анненков писал о Маяковском: «Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч.

Волосы он то состригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не
слушались уже ни гребенки, ни щетки и упрямо таращились в беспорядке – сегодня
в одном направлении, завтра – в другом. Нижняя челюсть плотоядно выдавалась
вперед.

К этому выражению недружелюбности он любил прибавлять
надменные колкие вспышки глаз…» И тут же художник приводит слова режиссера
Всеволода Мейерхольда: «Грубость Маяковского была беспредельно хрупкой».

Но далеко не всем открывалась эта хрупкость и нежность, скрытая в «этакой
глыбе». По-новому открывается поэт в стихах о любви.

Среди произведений этой
темы («Люблю!», «Про это» и других)
особенно выделяются «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и
«Письмо Татьяне Яковлевой».

Созданная поэтом в октябре – ноябре 1928 года
поэтическая дилогия принадлежит к вершинным произведениям автора. Оба
стихотворения, написанных в сравнительно короткий промежуток времени,
отличаются высокой степенью автобиографичности.

II. Работа с текстами стихотворений.

1. Подготовленные ученики представляют материал (он был
роздан предварительно на карточках).

А) Известно, что место написания стихотворений –
Париж.

Хронология зарубежной поездки такова. 8 октября 1928 года Маяковский
выехал из Москвы в Берлин. 15 октября он – в Париже. 3 декабря выехал из Парижа
в Берлин, 9 декабря 1928 года вернулся в Москву. Во Франции в период с 20 по 25
октября поэт побывал в Ницце.

По возвращении из Ниццы в Париж, 25 или 26
октября 1928 года, Маяковский впервые встретился и познакомился с Т. А.
Яковлевой (1906–1991), молодой модисткой,
недавно (в 1925 году) по ходатайству своего дяди, парижского художника,
перебравшейся из Советской России на жительство во Францию.

Эта встреча
получила и поэтическое отражение: Татьяна Яковлева стала адресатом одного из
стихотворений лирической дилогии.

Б) Исследования литературоведов показывают, что
«парижская» любовная лирика Маяковского связана не только с Татьяной Яковлевой.

У поэта была и иная (для него – очень важная) любовная и бытийная
коллизия, нашедшая отражение в текстах «Писем».

Особенности вопроса стало возможным прояснить лишь в 1990-е годы, когда в
США открыто заявила о себе дочь Маяковского – Хелен-Патриция (Елена
Владимировна) Томпсон, о «виртуальном» существовании которой было известно лишь
узкому кругу лиц. Летом 1925 года Маяковский посетил Соединенные Штаты Америки.

Здесь он встретил и полюбил Элли Джонс (Елизавету Петровну Зиберт, 1904–1985),
из русских немцев, покинувших Россию в первые годы после революции. Все время
пребывания Маяковского в Америке они были вместе. Непростым было их
расставание, Елизавета и Владимир уже знали, что у них скоро будет ребенок.

15 июня 1926 года у Элли Джонс в США родилась дочь Хелен-Патриция.
Сохранилась (не полностью) переписка родителей. Новая встреча Маяковского с
Элли Джонс состоялась в 1928 году уже в Европе. В 20-х числах октября 1928 года
поэт впервые увидел дочь.

Маяковский, которому «30 уже и у 30-ти / пошел
пробиваться хвост» («Домой!», 1925, черновая рукопись, строки не вошли в
окончательный текст), испытывает особый – «Ураган, / огонь, / вода» («Письмо
товарищу Кострову…») – поток эмоций и чувств. Он стал отцом! У него есть
дочь, семья. Впервые после поэм «Люблю» и «Про это» (1922–1923) поэт вновь
возвращается к любовной лирике.

Делает в Ницце первые «заготовки» для стихов,
составивших вскоре поэтическую дилогию «Писем» из Парижа. Сохранилась записная
книжка поэта с этими первыми набросками.

В) По воспоминаниям Элли Джонс, встретившись в
Ницце, они проговорили и «проплакали» всю ночь. В настежь распахнутое окно
гостиничного номера смотрели спящий город, море, горы, ночное небо. В записной
книжке появляются наброски важнейших строк, ключевых смысловых рифм будущих
«Писем» о любви: « пятнится / спит, спит Ницца»; «…

ревность
двигает горами», «брови / с бровью вровень»; «звездочета / звездочета» и
другие. Все эти рифмы, заготовки, строчки созданы и записаны до 25 октября 1928
года, еще до знакомства с Т.

Яковлевой, о существовании которой Маяковский
тогда даже и не подозревал! Очевидно, единственной «вдохновительницей» и
прототипом героини начавшего складываться лирического произведения на этом
этапе могла быть только Элли Джонс, мать его дочери.

25 или 26 октября 1928 года Маяковский вернулся из Ниццы в Париж,
находясь в состоянии активного творческого подъема, и написал письмо в Ниццу: «Две
милые Элли! Я по вас уже весь изоскучился. Мечтаю приехать к вам еще хотя бы на
неделю. Примете? Обласкаете? Ответьте, пожалуйста (…боюсь только, не осталось
бы и это мечтанием)… Целую вам все восемь лап. Ваш вол. 26/Х. 28.»

Надо представить, оценить и состояние Маяковского-человека в эти дни.
Встретившись с «двумя Элли», впервые в свои 35 лет увидев родную дочь, он
испытал обилие новых, непривычных эмоций («Сонм видений / и идей / полон до
крышки…» – «Письмо товарищу Кострову»).

Г) В эти же дни Маяковского знакомят в Париже с
Татьяной Яковлевой. Она становится одним из первых слушателей, а затем,
по-видимому, в отдельных деталях, и объектом – собеседником создаваемых
лирических произведений, к которым поэт вскоре снова обратился.

В этот период прототип лирической героини любовной поэтической дилогии
становится до некоторой степени раздваивающимся – «Моя жизнь какая-то
странная…» (из письма тех дней в Москву). В образную систему лирического
повествования включаются картины, связанные не только с Элли Джонс, но отчасти,
и с Татьяной Яковлевой.

С именем первой связаны образы наиболее эмоционально
насыщенные, лирически иступленные, почти надрывные, метафорически усложненные.
С именем второй – образы более простые, повествовательные, но привязывающие
действие к Парижу.

Глубинные же мотивы появления этого послания, подтексты остаются зашифрованными, неизвестными читателю и непосредственно из текста
стихотворения никак не выводимыми.
Такова, очевидно, и была здесь творческая задача поэта.

2. Выразительное
чтение стихотворения «Письмо товарищу Кострову…».

– Какие художественные средства использует автор для передачи своего
эмоционального состояния?

– Большая часть стихотворения посвящена определению самого понятия любви
как таковой, ее «сущности». Найдите и зачитайте эти определения. /«Любовь не в
том…», «Любить – это значит…», «Любовь – это простынь…», «Нам любовь не
рай да кущи…»

Учитель. По
воспоминаниям встречавшихся с поэтом в ноябре 1928 года в Париже, Маяковский
неоднократно читал это стихотворение
слушателям как в узком кругу знакомых, так и в более широких аудиториях.

Как обычно у Маяковского, в таких устных чтениях текст стихотворения уточнялся,
сокращался и дополнялся.

При этом, по-видимому, «обкатывались» и отдельные
строфы, чуть позднее вошедшие во второе стихотворение лирической дилогии.

Эмоциональное состояние поэта, глубоко личные, скрытые, но
очень важные переживания требовали своего разрешения. И в ноябре 1928 года
Маяковский «доверил бумаге» вторую часть общего лирического замысла, вторую
часть дилогии.

3. Выразительное чтение
стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой».

Работа с текстом.

А) Учитель.

Большинство воспоминаний, впечатлений, «свидетельств современников» о
пребывании Маяковского в Париже в 1928 году, его встречах с Татьяной Яковлевой,
его отношении к Яковлевой являются записями, сделанными по прошествии многих
лет после событий, отнюдь не по «горячим следам». Потому наиболее достоверными
сведениями о тех днях следует признать, по-видимому, несколько сохранившихся
писем Яковлевой матери в Пензу, написанных в декабре 1928 – начале 1930 года,
то есть действительно «по горячим следам» событий.

В декабре 1928 года, вскоре после отъезда в Москву, Яковлева писала
матери: «В. М. (Маяковский) вернулся из Парижа… Очень мне было тяжело,
когда он уезжал.

Это самый талантливый человек, которого я встречала, и,
главное, в самой для меня интересной области», –
Яковлева тоже писала
стихи. «Я думаю, тебе будет интересно послушать стихи, которые называются
«Письмо Татьяне Яковлевой» и «Письмо о любви…» …

Он мне оставил «мои» стихи
в двух экземплярах, посылаю тебе. Пока никому не показывай…»

В письме от 24 декабря 1928 года Яковлева вновь пишет о Маяковском: «…я
видела его ежедневно и очень с ним подружилась. Если я когда-либо хорошо
относилась к моим «поклонникам», то это к нему, в большей доле из-за его
таланта, но в еще большей из-за изумительного и буквально трогательного ко мне
отношения.

В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он
совершенно изумителен. Я до сих пор очень по нему скучаю… Маяковский меня
подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно
подтянуться, а главное, остро вспомнить Россию… Я тоже люблю его последние
стихи.

Раньше лирики такого рода у него почти не было, но, по-моему, она у него
выходит не хуже чего другого. …Стихи его покоряют даже французов, ритмом и
силой читки. «Мои» стихи имели здесь большой успех… Он всколыхнул во мне
тоску по России и по всем вам. Буквально, я чуть не вернулась.

Он такой
колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это
первый человек, сумевший оставить в моей душе след…»

  1. Б) Частичный
    анализ текста.
  2. Что, кроме женской привлекательности, ценит автор в
    лирической героине? (Умение слушать, сопереживать, взаимопонимание):
  3. Ты одна мне
  4.                      Ростом вровень,
  5. Стань же рядом
  6.                      С бровью брови,
  7. Дай
  8.          Про этот
  9.                      Важный вечер
  10. Рассказать
  11.                      По-человечьи.
  12. – Какие строки, по вашему мнению, могли заставить Татьяну
    Яковлеву «остро вспомнить Россию»?
  13. Объединяя отношение к женщине и к родине одним словом
    ЛЮБОВЬ, Маяковский утверждает:
  14. В поцелуе рук ли,
  15.                                 Губ
    ли,
  16. В дрожи тела
  17.                                 Близких
    мне
  18. Красный
  19.                 Цвет
  20.                      Моих республик
  21. Тоже
  22.                 Должен
  23.                      Пламенеть.
  24. Маяковский зовет вернуться Татьяну Яковлеву в Россию:
  25. Я не сам,
  26.                      А я
  27.                                 Ревную
  28. За Советскую Россию.

…вы и нам

  •                      в Москве нужны,
  • не хватает
  •                      длинноногих.

III. Творческое задание.

Напишите небольшое рассуждение на тему: «Лирика любви. В чем ее
нетрадиционность у Маяковского?»

IV. Итог урока.

Домашнее задание. Выучить наизусть и проанализировать
(письменно) одно из стихотворений Маяковского (выбор): «А вы могли бы?»,
«Послушайте».

11 класс, поурочные планы, русская литература

Источник: https://tak-to-ent.net/load/257-1-0-4043

Любовная лирика В.В. Маяковского

8

Тема: Любовная лирика В. В. Маяковского

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

Учитель: Итак, у вас уже сложилось определенное мнение о Маяковском. Сегодня мы посмотрим на него через призму его стихов.

Откройте тетради, запишите число, тему урока: «Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике В. В. Маяковского». Запишите эпиграф к уроку, который перекликается с темой занятия: «Любовь – это жизнь, это главное.

От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего». Владимир Маяковский.

Учитель. Многие видят Владимира Маяковского только как поэта, принадлежащего к когорте революции, и не замечают его потрясающей любовной лирики. Любовь к женщине, любовь к людям, любовь Вселенская… Маяковский – это не громада- ненависть, а громада-любовь. Наш урок посвящён любовной лирике В.

Маяковского. Любовь — вечная тема, и она проходит через всё творчество поэта, начиная с ранних стихов и кончая последним незавершённым стихотворением «Неоконченное».

Сегодня на уроке мы познакомимся с любовной лирикой поэта; постараемся открыть для себя другого Маяковского, ранимого, нежного, глубокого лирика; увидеть тесную взаимосвязь между жизнью и творчеством поэта.

И мне хочется, чтобы сегодня на уроке вам открылась необычайно яркая страница лирики Владимира Маяковского и чтобы вы представили своего Маяковского через его любовную лирику, через его лирическое «я». В. В. Маяковский в своей любовной лирике рассказал нам о себе самое главное, самое сокровенное.

Его лирика — ключ к пониманию личности поэта. Он всю силу своего поэтического таланта отдал служению молодой республике, пропуская через сердце все её победы и поражения. В его любовной лирике мы видим новое восприятие и показ давно известных чувств и переживаний.

Учитель: Перед вами – портретная галерея возлюбленных поэта. О них и пойдет речь. В жизни Владимира Владимировича встречались разные женщины. Но любовь в творчестве Маяковского в основном появилась благодаря трем женщинам – Лилии Брик, Марии Денисовой и Татьяне Яковлевой. В течение урока мы создадим небольшой рассказ, в котором главный герой – Маяковский, любимые им женщины и эпоха

III. Работа над темой урока.

Владимир Маяковский и Лиля Брик. Поэт и Муза.

Кто же она, эта загадочная Лиличка?

1915 год. Эльза Каган привела нового знакомого поэта-футуриста в дом к своей замужней сестре Лиле Брик. Маяковский был сражен этой маленькой женщиной с ярко рыжими волосами и каре-зелёными глазами.

Вот она – его громада любовь, любовь на всю жизнь, любовь, принёсшая столько радости и столько мучений. Маяковский весь вечер был в ударе. Он прочел поэму «Облако в штанах» и тут же попросил разрешения посвятить её Лиле.

Так поэма, в которой фигурировало имя Мария, поэма, на создание которой Маяковского вдохновила одна женщина, была посвящена Лиле Брик.

Лиля Брик – красивая, умная, незаурядная, общительная, пользовалась неимоверным успехом у мужчин. Она – дама элегантная, воспитанная, с прекрасными манерами и, в то же время, она лишена всяких предрассудков, она эмансипированна. Наконец, она – непредсказуемая. Она стала Музой поэта, она преобразила Маяковского, без неё не было бы в истории нашей поэзии чудесных строк о любви-громаде.

  • Пришла – деловито,
  • за рыком,
  • за ростом,
  • взглянув,
  • разглядела просто мальчика.
  • Взяла,
  • отобрала сердце
  • и пошла играть –

как девочка с мячиком. Так возвестил Маяковский о появлении в своей жизни музы и муки – Лили Юрьевны Брик. Эти строчки поэмы “Люблю” предельно ёмко и точно характеризуют “героев” любовной истории и их отношения.

Осень 1918 года. Голодная Москва, коммуналка, холод. Не было овощей, фруктов. Лиля заболела авитаминозом. Маяковский с трудом добывает для неё настоящее сокровище — примитивные овощи.

  1. Не домой,
  2. не на суп,
  3. А к любимой
  4. в гости,
  5. две морковинки
  6. несу
  7. за зелёный хвостик.
  8. Я
  9. много дарил
  10. конфет да букетов,
  11. Но
  12. больше
  13. всех дорогих даров
  14. Я помню
  15. морковь драгоценную эту
  16. И полполена
  17. берёзовых дров.

Немного раньше, в мае 1918 года. В Москве Маяковский и Лиля Брик снялись в фильме «Закованная фильмой» Это история художника, который ищет настоящую любовь. Он видит сердца женщин: в одном – деньги, в другом – наряды, в третьем – кастрюльки. Наконец, он влюбляется в балерину – Лилю Брик.

Но балерина скучает без сцены, без экрана, ей нужны поклонники, ведь она – повелительница сцены. Но, художник ещё верит ей, верит и надеется на взаимную любовь. Так же и поэт клянётся Лиле Брик в вечной любви.

А ведь она запрещает ему выяснять отношения с мужем – Осипом Бриком, запрещает ревновать, говорит, что Осип Брик навсегда останется её официальным мужем, хотя их супружеские отношения давно окончены.

Современники говорили об их отношениях: «Маяковский любил её без памяти, а она не сходила с ума от любви».

В 1922 году поэт пишет поэму «Люблю» – своё самое светлое произведение о любви.  Маяковский тогда переживал пик своего чувства к Л. Брик, потому и был уверен:

  • Не смоют любовь
  • ни ссоры,
  • ни вёрсты.
  • Продумана,
  • выверена,
  • проверена.
  • Подъемля торжественно стих строкоперстый,
  • клянусь –
  • люблю неизменно и верно!
  • Маяковский говорил Лиле Брик: «Ты не женщина, ты – исключение».
  • Марина Цветаева была уверена, что «внушать стихи – больше, чем писать стихи, большой Божий дар, большая богоизбранность».
  • А Борис Пастернак писал:
  • Быть женщиной – великий шаг,
  • Сводить с ума – геройство

Лиля Брик была из тех, кто внушал стихи и сводил с ума. Даже враги не оспаривали её красоту, её интеллект, её умение очаровывать. Лиля Брик – последняя хозяйка литературного салона в 20 веке.

В её салоне говорили только о литературе и искусстве. Лиля Брик была очаровательна даже в возрасте 85 лет. Она получала подарки от известного кутюрье. Ив Сен Лоран специально для неё творил наряды.

Пабло Неруда посвящал ей стихи, а Пабло Пикассо мечтал, чтобы она позировала для его шедевров.

Во время расставаний Маяковский постоянно писал письма Лиле Брик. У него для неё было множество ласковых, нежных обращений: «дорогой мой, милый, ослепительный лисёныш», Лилёк, Кисик, Лисик и т.д.

« Люблю ли я тебя? (05.02.23 г.)

Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему; любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Всё равно люблю. Аминь. Смешно об этом писать, ты сама это знаешь…

Опять о моей любви. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным… Без тебя я прекращаюсь, я мертв.»

Учитель: Биограф Маяковского отмечает, что с Лилей поэта «связывало какое-то мистическое чувство, гораздо более глубокое, чем обычная любовь к женщине… Лиля действительно была для поэта музой, причем не только вдохновительницей его поэзии, но и жизненной опорой.

Ведь Маяковский скорее хотел быть «горлопаном» и «бунтарем» и многим действительно таким и казался, однако в душе он был человеком ранимым и даже не уверенным в себе. Тем, кто слушал выступления Маяковского, кто восхищался его бравадой, громовым голосом, задором, это могло показаться выдумкой.

Его огромная фигура казалась воплощением силы. Но, тем не менее, как и многие люди искусства, в глубине души Маяковский постоянно нуждался в заверениях в своем величии. Лиля Брик слушала поэта, восхищалась им, успокаивала его, внушала уверенность.

Она не играла и не льстила ему, она действительно была уверена в его гениальности. Она вообще обладала талантом слушать людей так, что они вырастали в собственных глазах.

НАИЗУСТЬ «ЛИЛИЧКА!»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

Но поэт и его Муза расстались… А жизнь шла своим чередом. И в этой жизни внезапно появилась еще одна женщина, которой удалось потеснить в его сердце образ Лили. Кто же она?

Владимир Маяковский и Татьяна Яковлева. «Эмигрантка» и «невозвращенка» — так говорили о Татьяне Яковлевой современники поэта. Эта история любви полна трагизма.

Разве лучший советский поэт может влюбиться в русскую эмигрантку? Поэтому и стихи, написанные Маяковским о ней, посвященные ей, долгое время не публиковались. Поэт познакомился с Татьяной Яковлевой в Париже. Она сопровождала его в качестве переводчицы.

Натурльная блондинка, длинноногая, спортивная…Она очаровывала мужчин, среди которых даже был великий Шаляпин.Они были очень красивой парой, вспыхнул новый пожар сердца.

В течение пяти недель они встречались каждый день. При этом все женщины Маяковского не просто знали о существовании Лилии Брик – они обязаны были выслушивать восхищенные рассказы о ней. «Я люблю только Лилю,-признавался он другим женщинам.- Ко всем остальным я могу относиться только хорошо или очень хорошо, но любить я уж могу только на втором месте».

…Хотя письма из Парижа от него для Лилии Брик прекратились…Лиля не на шутку встревожена новым увлечением Маяковского…В стихах, посвященных не ей, она видит измену, предательство..

К сожалению, из переписки Яковлевой и Маяковского сохранились только письма, написанные поэтом. Их Татьяна хранила до конца своих дней. Ее же письма к Маяковскому, как и всех других женщин к нему, уничтожила Лилия Брик, к которой, по завещанию поэта, перешел весь его архив.

НАИЗУСТЬ «ПИСЬМО ТАТЬЯНЕ ЯКОВЛЕВОЙ»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

Маяковский и Татьяна Яковлева были счастливы. Расставаясь с Татьяной, Маяковский не знал, что видит ее в последний раз.

Уже через несколько месяцев Маяковский узнает о замужестве Татьяны Яковлевой…Но, возможно, он предчувствовал что-то недоброе, поэтому оставил в одной из цветочных фирм весь свой гонорар. Чтобы Татьяна не чувствовала себя одинокой.

Так поэт напоминал своей любимой, что он рядом.После отъезда поэта на имя Татьяны Яковлевой несколько лет шли цветы — цветы от Маяковского.

  1. И теперь – то ли первый снег, То ли дождь на стекле полосками – В дверь стучится к ней человек,
  2. Он с цветами
  3. от Маяковского.
  4. Татьяна на много лет пережила Маяковского, а цветы все приносили и приносили…Она и не догадывалась, что поэта давно нет в живых.

Вероника Витольдовна Полонская не стала адресатом любовной лирики Маяковского. Это последняя женщина, которой поэт предложил построить простое человеческое счастье.

Трагедия личной жизни поэта была в том, что он ни с кем не хотел делить любимую: ни с другим мужчиной, ни с другой страной.

Вероника Витольдовна – молодая талантливая актриса, к сожалению тоже не была свободной. Она была замужем. И на категоричное

требование поэта остаться с ним, ответила, что не может так просто расстаться со своим мужем.

12 апреля 1930 года после её ухода Маяковский застрелился. Неправильно было бы сказать, что причина ухода поэта из жизни только в неудачах личных, любовных. Была ещё выставка «20 лет работы», которую проигнорировал союз писателей. Была ещё статья Ермилова в «Правде», в 1930-м году, в которой прозвучало обвинение Маяковского в троцкизме. Маяковский оставил последнее письмо:

«Всем

В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, простите, — это не способ (другим не советую) — но у меня выходов нет. Лиля — люби меня.

Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо. Начатые

стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят — «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете, и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид, Счастливо оставаться. Владимир Маяковский.»

Слово учителя: Итак, наш рассказ завершен.

– Таков ли Маяковский, каким изображает его критика и он сам? (нет)

– Тогда скажите, какой он? (ответы учащихся).

  • Работа в группах над идейно-художественным содержанием стихотворений «Лиличка» и «Письмо Татьяне Яковлевой»
  • Учитель: проанализируем стихотворения, вопросы перед вами.
  • 1 группа «Лиличка!»;

2 группа «Письмо Т. Яковлевой».

Вопросы для анализа стихотворений. 1 группа

1.Какое впечатление возникает от стихотворения? (трогательное, проникнуто глубоким лиризмом).

2.Объясните ситуацию, лёгшую в основу стихотворения («эпизод» очередной размолвки).

3.Хочет ли герой расстаться с любимой? (Нет. Это «последний крик» отчаяния. Перед нами трагедия любви, так как любовь невзаимна.)Что волнует героя нашего стихотворения? (желание выразить то безумное состояние, в которое его повергает расставание).

Вопросы для анализа 2 группе

  1. Каково впечатление от стихотворения? (нет надрывности, безысходности, драматизма; впервые появились светлые, жизнеутверждающие ноты).

  2. Не случайно на протяжении всего «Письма» мы неоднократно увидим, как личное будет сливаться с общественным. Согласны ли вы с утверждением, что они не могут соединиться, и в этом — источник любовной драмы? Приведите примеры из стихотворения.

  3. Выделите элементы стихотворной речи, благодаря которым поэт воссоздаёт накал страсти.

Подведение итогов урока

Что можно добавить к сказанному?

  1. Хочу сказать словами Т. Яковлевой о Маяковском: «Он был поэтом по надобности, но лирическим поэтом по призванию».

  2. Любовь Маяковского носила вселенский характер.

  3. Любовная лирика поэта – сплав глубоко личного, общественного и социального.

Учитель: У Маяковского так и было. Это есть основной штрих к портрету – любовь во всем. Исходя из вышесказанного, предлагаю домашнее задание:

Домашнее задание:

  1. Ответить на проблемный вопрос. В. Маяковский писал: «Любовь – это сердце всего…» Подтвердите примерами из жизни и творчества поэта справедливость высказывания.

Учитель: Надеюсь, Маяковский завоевал ваши сердца, и вы пополните ряды поклонников его таланта. Мы прощаемся с В. Маяковским, чтобы вновь поговорить о нем. А он из далекого прошлого обращается к нам:

  1. Грядущие люди!
  2. Кто вы!
  3. Вот я, весь боль и ушиб,
  4. Вам завещаю я сад фруктовый
  5. Моей великой души…
  6. Да, Маяковский своеобразен. Оказывается, многие его суждения лежат на поверхности, нужно только не полениться открыть томик с его стихами…

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/liubovnaia_lirika_v_v_maiakovskogho

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector