Сочинение на тему чацкий и фамусовское общество (9 класс)

Александр Сергеевич Грибоедов в своей сатирической комедийной пьесе «Горе от ума» наглядно описывает общество дворянин начала XIX века.

В образе главного героя, Александра Андреевича Чацкого перед читателями предстает молодой благородный человек, который в силу своей честности и свободомыслию хочет изменить окружающее общество, сделать его современным, отличным от общества прошлых веков.

Автор представляет его противообразом не только всем другим персонажам комедии, но и самому фамусовскому обществу, с его устоявшимися традициями, порядками и правилами.

Фамусов Павел Афанасьевич является типичным московским чиновником, бюрократом, для которого все поставленные цели несут исконно финансовую прибыль. Фамусов повяз во взяточничестве, лишен любой нравственности.

Павел Афанасьевич служил Родине лишь ради будущего звания и положенному доходу.

В отличие от Фамусова, Чацкий по-настоящему служил своей Родине, старался быть полезным для любых обществ и народа в целом, всеми силами выступал против крепостного права и за свободу каждой отдельной личности.

В общество Павла Фамусова входило множество схожих по характеру и нраву личностей, которых объединяло лишь одно – единый взгляд на существующую жизнь. Для них были в приоритете невежество, постоянное безделье, крепостное право и чинопочитание.

Общество жило лишь ради распространения сплетен и обсуждения всех окружающих «инакомыслящих» людей. Именно поэтому Чацкий выступал против фамусовского общества, ведь в нем не было его единомышленников.

Критикуя его, Чацкий не мог понять, почему люди не хотят жить по-новому, жить лучшей жизнью, чем есть сейчас, но его никто не хотел слушать.

Фамусов является ярким представителем «минувшего века», Чацкий же единственный персонаж «нынешнего».

Но как бы не старался главный герой, конфликт фамусовского общества он так и не смог развязать, поэтому Фамусов одержал победу, но нрав Чацкого не сломлен, он смог одержать моральную победу над миром дворянства, со всей ее патриархальностью.

Чацкий верит, что время должно расставить все по своим местам, что должны найти люди, которые смогут его поддержать и стать истинными сторонниками.

Вариант 2

Грибоедов написал комедию «Горе от ума» в то время, когда в высшем русском обществе передовое дворянство стало противостоять старым консервативным нравам. Главным представителем прогресса в комедии является Чацкий, а оппозицией к нему выступает фамусовское общество.

Вначале кажется, что это лирическая комедия, где главной темой является любовь главных героев: Александра Андреевича Чацкого и Софьи Павловны Фамусовой. Чацкий ни на минуту не может себе представить, что Софья может увлечься таким ничтожеством, как Молчалин.

По сути в комедии лишь единственный персонаж, а это Чацкий, противостоит невежеству и лести. Начало конфликта происходит после фразы Александра Андреевича, что прислуживать не желает (тошно). На это заявление Фамусов приводит пример своего дальнего родственника, который не гнушался изображать из себя шута, лишь бы услужить и продвинуться по служебной линии вышестоящим господам.

Чацкий приезжает к Фамусовым просить руки Софьи, но получив отказ, в полном недоумении, заметив, что над ним смеются, он произносит свой известный монолог «А судьи кто?». Он смело обличает крепостное право, издевается над пристрастием людей высшего света разговаривать на французском языке. Александр Андреевич высоко ценит свой русский народ, его смекалку и религиозность.

Фамусов же полностью показывает себя ограниченным человеком. Он халатно относится к своим обязанностям, не любит развиваться. Даже запрещает читать дочери, считая, что в книгах написано много вредного как для души, так и для глаз.

Такие как Фамусов, преклоняются только перед богатством. Для дочери он нашел подходящего жениха в лице Скалозуба, который и богат и продвигается в обществе («метит в генералы»).

Его не интересуют чувства дочери и Чацкого, кажется, он вовсе не замечает как глуп Скалозуб (имя говорит за себя).

Александр Андреевич Чацкий поступает смело. Несмотря на насмешки, он обличает фамусовское общество, его тупость, жадность, невежество. Поговорка, что люди смеются над тем, чего не понимают, полностью оправдывается в данном случае. Фамусовское общество вполне себе потешается над прогрессивным человеком. С легкой руки Софьи, его называют сумасшедшим и Чацкий вынужден уйти побежденным.

И хотя в комедии главный герой проигрывает в споре с представителями «века минувшего», по сути он выходит победителем в моральном плане. Его единомышленников становится все больше и больше. Скоро закончится спокойная жизнь фамусовского общества, на смену им придут люди свободные, лишенные предрассудков.

Сочинение на тему Чацкий и Фамусовское общество (9 класс)

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/griboedov-a.s/chackij-i-famusovskoe-obshchestvo

Чацкий и фамусовское общество в комедии Горе от ума сочинение

Чацкий возвращается в Москву ради своей любви, но сталкивается с непониманием, осуждением и упрёками своих идей и своего образа жизни.

Чацкий сообщает о своём отказе от службы «служить бы рад — прислуживаться тошно» и тут же слышит недовольство в свой адрес, которое проявляется в монологе Фамусова «Вот то-то, вы все гордецы» Но Чацкому есть, что ответить, он готов объяснить свою позицию и делает это в ответном монологе «А судьи кто?».

Он осуждает таких людей, как Фамусов, говорит о необходимости перемен и новых взглядов на жизнь, отмене крепостничества, реформах на государственном уровне и в головах людей.

Ему противостоит фамусовское общество, которое живёт «веком минувшим», не принимает новых взглядов Чацкого, судит людей по их чину и богатству. Просветительские идеи и реформы для них — пустой звук, они делают вид, что это невозможно и их не касается. На светских вечерах у них принято обсуждать других людей, считать деньги и смеяться с анекдотов.

Борьба, начавшаяся между Чацким и Фамусовым, всё более разрасталась и обострялась. На сторону Фамусова перешли все гости его дома, Чацкий же был одинок в своих суждениях. И если вначале Фамусов был готов принять Чацкого и даже отдать за него Софью, если тот послужит, то позже Чацкий становится нежелательным гостем и вовсе сумасшедшим в доме Фамусова.

Так кто же победил в этом противостоянии? С одной стороны, Чацкий был вынужден уехать и остался ни с чем, так как Софья ему отказала, а фамусовское общества не потерпело никаких изменений, каждый в нём остался при том же мнении и, наверняка, приятно провёл вечер, шутя и смеясь. С другой стороны, правда осталась на стороне Чацкого, он не прогнулся под фамусовское общество, ни в детстве, ни сейчас не заразился его пагубным влиянием. Он остался верен себе, разочаровавшись в Софье и своей любви.

9 класс кратко рассждение

Сочинение Чацкий и фамусовское общество

В пьесе Грибоедова «Горе от ума» предстает перед читателем типичное светское общество начала 19 века. Действие происходит в Москве.

Представителем этого общества, в котором собраны его пороки, является Фамусов. Отсюда и термин «фамусовское». Очень ярко и выразительно на примере его семьи и людей, с которыми они общаются, показаны автором недостатки консервативно настроенного дворянства. Общество их он назвал, устами Чацкого, «веком минувшим».

Эти люди живут по устоявшимся правилам и законам, которые отнюдь не идеальны и добропорядочны. Важным для них является общественное мнение, которому они далеко не всегда соответствуют. Помимо этого, ценят они не только свое положение, но и состояние и карьеру. Причем, для дворян вовсе не важно, каким путем все это достигнуто.

Обществом «минувшего века» руководят жажда и стремление к личной выгоде и обогащению. А чаще всего достигалось это раболепным преклонением перед более высокопоставленными людьми. Гнуть перед ними спины и угождать ради положения в свете, чужого мнения и материальных выгод – это необходимая стратегия их существования.

Из героев пьесы так живет не только Фамусов. В таком же духе он воспитывает и свою дочь. Этих же правил придерживается и Молчалин. И, хоть и названы такие люди «веком минувшим», это отнюдь не говорит о том, что речь идет о старшем, уходящем поколении.

Много и молодых людей следуют примеру старших. Например, путь Молчалина – это путь покорности и услужливости. Только ради своей выгоды ухаживает он за дочерью Фамусова. На самом же деле, ему нравится не она, а служанка Лиза. Но именно отношения с Софьей могут помочь ему добиться положения в обществе и карьерного продвижения.

Таких людей было на то время не мало. Но, продолжать свое существование эти нелепые устои не могли. Они уже изжили себя. И, постепенно эпоха страха и покорности начинала уходить в прошлое, уступая место новому.

А представителем этого нового общества, идущему на смену, и выступает в пьесе Чацкий. Он умен и образован. На все имеет он свое мнение и гнуть спину перед кем-то – это не в его правилах. Он готов служить делу, но не выслуживаться перед высокопоставленными чинами.

 Чацкий имеет свои взгляды и планы, независимо от мнения о нем общества. Именно поэтому так и не любят его закоренелые консерванты. В свете даже поговаривают, что он не в себе.

Вернувшись в Москву, Александр Чацкий посещает дом Фамусова и понимает, что ему не место среди этих людей. С горечью осознает он, что и Софья для него не пара, так как руководствуется теми же принципами в жизни, что и ее отец. Да и сам Фамусов не дал бы согласия на ее брак с Чацким. Ведь он так отличается от них и не желает следовать их законам.

Столкнувшись с этим обществом, Чацкий прекрасно понимает, что оно доживает свое последнее время и то, что новое, все же, вскоре сменит его. Представителей этих новых взглядов пока что еще не так много, и очень уж еще крепко стоит на ногах устаревшее общество, в котором таким, как он, места нет. Но, все эти устои уже начали рушиться, так как перемены нужны, и они неизбежны.

Другие:

← Образ маленького человека↑ По литературеФамусовское общество →

Сочинение на тему Чацкий и Фамусовское общество (9 класс) Чацкий и фамусовское общество

Сейчас читают:

  • Сочинение Орёл — мой город
    В Орле всё просто. В середине шестнадцатого века Иван Грозный приказал построить крепость, заградившую южные рубежи страны от набегов татар. Сказано – сделано. Так что дата основания города не просто задокументирована
  • Роль пейзажа и описание природы в поэме Мцыри сочинение
    Поэма «Мцыри» Михаила Юрьевича Лермонтова была написана в тысяча восемьсот тридцать девятом году, в эпоху позднего творчества поэта. Главной идеей его поздней лирики является тема одиночества. Поэт, через призму своего творчества, пришел
  • Образ и характеристика Катерины в пьесе Гроза сочинение
    Молодая девушка Катерина становиться самой главной героиней всей пьесы. Именно её автор выделяет с самого начала, обратив внимание читателей на эту молодую, красивую девушку. Он делает всё возможное, чтобы каждый читатель, который будет проводить
  • Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6, 7 класс
    Картина витязь на распутье кисти художника В. М. Васнецова является одной из самых известных картин данного художника . Картина была создана в 1882 году .
  • Сочинение Самая лучшая школа 5 класс
    Думаю, каждый считает, что его школа лучше других, и я — не исключение. Помню, как впервые зашла в это здание ещё совсем маленькой, когда едва могла понимать, чего от меня хотят взрослые «тёти» и «дяди», находящиеся здесь.
  • Сочинение Махачкала — мой город
    Я живу в солнечной столице Дагестана. Здесь проживают самые радушные и добрые люди. Каждого путешественника здесь всегда рады видеть. Люди здесь всегда готовы помочь.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/chackij-i-famusovskoe-obshhestvo

Чацкий и фамусовское общество

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатиру на общество московских дворян начала 19 века.

В ней представляется наметившийся к тому времени раскол в дворянской среде, суть которого заключается в исторически закономерном противоречии между старыми и новыми взглядами на многие общественные вопросы.

В пьесе сталкиваются Чацкий и фамусовское общество – «век нынешний» и «век минувший».

Московское аристократическое общество представляют Фамусов, управляющий в казенном доме, его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб, второстепенные и внесценические герои. Этому довольно многочисленному лагерю консервативных дворян противостоит один главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий.

Конфликт Чацкого и фамусовского общества возникает, когда главный герой пьесы возвращается в Москву, где отсутствовал в течение трех лет. Когда-то Чацкий воспитывался вместе с Софьей, семнадцатилетней дочерью Фамусова. Между ними была юношеская влюбленность, которая до сих пор пылает в сердце Чацкого. Затем он отправился за границу «ума искать».

Читайте также:  Первый снег попова - сочинение-описание по картине 7 класс

Его возлюбленная теперь питает нежные чувства к Молчалину, живущему в их доме. Но Чацкий об этом не догадывается. Любовный конфликт перерастает в социальный, заставляя выступить Чацкого против фамусовского общества по самым острым вопросам.

Их споры касаются воспитания, семейных отношений, крепостного права, государственного служения, взяточничества, чинопоклонничества.

Вернувшись в Москву, Чацкий обнаруживает, что здесь ничего не переменилось, никакие общественные проблемы не разрешились, а дворяне продолжают проводить свое время в веселье и праздности: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». Нападки Чацкого на Москву, на уклад жизни помещиков заставляет Фамусова его опасаться.

Консервативное дворянство не готово поменять свои взгляды на жизнь, свои привычки, не готово расстаться со своим комфортом. Поэтому Чацкий для фамусовского общества – «опасный человек», потому что «он вольность хочет проповедать».

Фамусов даже называет его «карбонари» – революционером – и полагает, что таких людей, как Чацкий, опасно даже близко подпускать к столице.

Какие идеи защищает Фамусов и его сторонники? Больше всего в обществе старомосковских дворян ценится мнение света. Ради завоевания хорошей репутации они готовы на любые жертвы. При этом не важно, соответствует ли человек тому впечатлению, которое производит. Фамусов считает, что лучший пример для его дочери – пример отца. В обществе он «монашеским известен поведеньем».

Но, когда за ним никто не наблюдает, от нравственности Фамусова не остается и следа. Перед тем, как отругать дочь за то, что та была в комнате наедине с Молчалиным, он заигрывает со своей служанкой Лизой, делает ей недвусмысленные намеки.

Читателю становится понятно, что Фамусов, читающий мораль дочери, сам живет по аморальным принципам, главный из которых – «грех не беда, молва не хороша».

Таково и отношение фамусовского общества к службе. Здесь также преобладает внешняя атрибутика над внутренним содержанием. Чацкий называет московское дворянство страстным к чинам и считает, что мундир прикрывает «их слабодушие, рассудка нищету».

Когда Чацкий обращается к Фамусову с вопросом о том, что бы отец Софьи ответил на его возможное сватовство к его дочери, Фамусов гневно отвечает: «Поди-тка послужи». Чацкий «служить бы рад», но вот «прислуживаться» он отказывается. Для главного героя комедии это неприемлемо. Чацкий считает это унижением. Он стремится служить «делу, а не лицам».

А вот Фамусов искренне восхищается умением «подслужиться». Здесь читатель со слов Фамусова узнает о Максиме Петровиче, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и «на золоте едал». На одном из приемов у императрицы Максим Петрович оступился и упал.

Но, разглядев улыбку на лице Екатерины, он решил обратить этот казус себе во благо, поэтому упал еще несколько раз специально, чтобы повеселить двор. Фамусов вопрошает Чацкого: «…Как по-вашему? По-нашему – смышлен». Но честь и достоинство Чацкого не могут позволить ему «вписаться в полк шутов».

Зарабатывать себе положение в обществе за счет чинопоклонничества и подхалимства он не собирается.

Если Фамусова возмущает нежелание Чацкого служить, то карьеризм полковника Скалозуба, у которого «не по летам и чин завидный», вызывает подобострастный трепет у этого героя. Скалозуб, по словам Софьи, так глуп, что «слова умного не выговорит сроду».

Но именно его Фамусов хочет видеть своим зятем. Ведь все московские дворяне хотят обзавестись родней «с звездами и чинами».

Чацкому остается только сокрушаться о том, что это общество гонит «людей с душой», что личные качества человека не имеют здесь никакого значения, а ценятся только деньги и чины.

Даже Молчалин, на протяжении всей пьесы немногословный, в диалоге с Чацким хвалится своими успехами по службе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Он, несмотря на свой молодой возраст, привык, как и старые московские дворяне, заводить знакомства исходя из личной выгоды, ведь «надобно зависеть от других», пока сам не имеешь высокого чина.

Поэтому жизненное кредо этого персонажа: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Выходит, что молчаливость этого героя – всего лишь маска, прикрывающая его подлость и двуличие.
Отношение Чацкого к фамусовскому обществу и к тем принципам, по которым это общество существует, резко отрицательное. В нем высот достигают лишь те, «чья чаще гнулась шея». Чацкий же дорожит своей свободой.

Дворянское общество, изображенное в комедии «Горе от ума», боится перемен, всего нового, что под влиянием исторических событий проникает в сознание русского дворянина.

Ему удается одержать победу над Чацким только благодаря тому, что в этой комедии он совершенно одинок. В этом и заключается своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом.

Однако аристократы испытывают неподдельный ужас от слов Чацкого, ведь он бесстрашно обличает их пороки, указывает на необходимость перемен, а значит, угрожает их комфорту и благополучию.

Свет нашел выход из сложившейся ситуации. На балу Софья в разговоре с одним из гостей бросает фразу о том, что Чацкий «не в своем уме». Софью нельзя отнести к представителям «века минувшего», но бывший возлюбленный Чацкий угрожает ее личному счастью.

Эта сплетня мгновенно разносится среди гостей Фамусова, ведь только сумасшедший Чацкий не представляет для них опасности.
К концу дня, в который разворачивается действие комедии «Горе от ума», развеиваются все надежды Чацкого. Он «отрезвился… сполна».

Только ощутив на себе всю жестокость фамусовского общества, он понимает, что его пути с ним разошлись окончательно. Ему не место среди людей, которые проживают свой век «в пирах и в мотовстве».

Таким образом, Чацкий в комедии «Горе от ума» вынужден отступить перед лицом фамусовского общества только потому, что в одиночестве у него нет шансов одержать победу. Но время все расставит на свои места, и сторонники Чацкого внесут в среду дворян дух свободы и ценности личных качеств человека.

Описанное своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом поможет ученикам 9 классов воссоздать противостояние двух миров в своём сочинении на тему «Чацкий и фамусовское общество»

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/chackiy-i-famusovskoe-obschestvo.html

Сочинение на тему: Чацкий против Фамусовского общества

Школьное по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. В комедии Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” изображена жизнь общества в России первых двух десятилетий девятнадцатого века. Грибоедов ярко и полно показал борьбу старого с новым, борьбу нового поколения со старыми крепостническими устоями общества.

Главным персонажем, который представляет новое поколение является Александр Андреевич Чацкий, который практически в одиночку пытается противостоять так называемому “веку минувшему”. Чацкий – яркий представитель

поколения, которое после окончания Отечественной войны 1812 года создавало новые политические ячейки, общества, тайные революционные кружки. Общество требовало перемен и требовало нового героя, которым в литературе того времени и стал Чацкий. Он во всем отличался от представителей “века минувшего”: взглядами, убеждениями, характером, душой, умом.

Грибоедов своим персонажем создал образ нового положительного героя.

И неизбежным является конфликт такого человека с обществом, боящимся и не желающим перемен – фамусовским обществом. Фамусов является одним из ярчайших представителей “века минувшего”, когда крепостное право переживало в России свой расцвет. Грибоедов в своем произведении называет это время веком “…покорности и страха”, веком “…лести и спеси”.

Чацкий полностью отвергал раболепство, угодничество. Он был свободной личности, желающей честно, верой и правдой служить обществу. Чацкий говорит: “служить бы рад, прислуживаться тошно”. В этом и состоит его жизненная позиция.

Его оппоненты, Фамусов, Молчалин и Скалозуб, напротив, считают, что служба должна приносить лишь личную выгоду, то есть служить надо не делу, а конкретному лицу.

Чацкий хочет служить науке, просвещению, а обществу Фамусова выгоден безграмотный народ.

Слова Чацкого очень точно отражают отношение “века минувшего” к образованию: “Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас: разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем опасным…”. В комедии также затронут вопрос развития национальной культуры.

Фамусов и его окружение во всем пытаются подражать культуре зарубежной, при это забывая о культуре своей страны. Несомненно, нужно черпать лучшее из зарубежья, но и развивать свое. Примерно так считает Чацкий, а “фамусовское общество” бездумно подражает всему иностранному. Разнятся взгляды представителей “века минувшего” и нового поколения в оценке человека.

Если первые, судят о каком-либо человеке только лишь исходя из его происхождения и наличия крепостных душ, то Чацкий считает, что главное в человеке образование, ум, мораль и духовность.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-chackij-protiv-famusovskogo-obshhestva/

Чацкий и фамусовское общество — вариант 9

    Я прочитала замечательную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Эта комедия высмеивает глупое, тупое и подлое общество. Она была написана в 1824 году. В комедии автор изображает правдивую картину из жизни московского дворянства, нуждавшегося в обновлении. Свое сочинение я хотела бы начать с цитаты, характеризующей образ жизни этих дворян:

    В любви предателей, в вражде неутомимых, 

    Рассказчиков неукротимых,     Нескладных умников, лукавых простаков,     Старух зловещих, стариков,     Дряхлеющих над выдумками, вздором…

    Грибоедов описывает московское дворянство, состоящее из Фамусовых, загорецких, скалозубов. Они не принадлежат к высшему свету. Это люди, которые никогда не служили при дворе.

Это разные болтуны и мошенники типа Загорецкого, которые готовы унизиться перед богатыми, чтобы попасть к ним в милость. Это — фамусовское общество. Богатство и знатность — главное требование в нем.

Представитель этого общества — Фамусов, имеющий уже взрослую дочь. Идеал Фамусова — это его дядя:

    Упал он больно, встал здоров. 

    И об отношении к делу он говорит так: 

    …Подписано, так с плеч долой.

    Молчалин не смеет возразить своему начальнику. Он тих, робок, лжив. Молчалин не любит Софию, которая этого не знает. Он ухаживает, потому что ей это нравится. Молчалин не имеет своего мнения. Он угодничает тем, от кого зависит. 

    Скалозуб — друг Фамусова:

    И золотой мешок, и метит в генералы.

    О н добивается наград, ждет момента, когда кто-то уйдет в отставку или будет убит на войне. 

    В третьем действии мы узнаем других друзей Фамусова. Это Загорецкий — лгун и угодник, Хлёстова — невежественная и ворчливая старуха, всезнающий Репетилов, князь Тугоуховский, подыскивающий своим дочерям богатых и знаменитых мужей. Круг забот этих людей — обеды, ужины, поиски связей, помогающих продвинуться по службе. Для них повышение по службе можно получить без особых заслуг:

    ..Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы…

    Ради наград они готовы унижаться, быть шутами. Отношения в мире Фамусовых держатся на страхе и подчинении вышестоящим. Для них неважно, умен тот или глуп:

    По отцу и сыну честь.

    Предмет разговора — сплетни. Главная задача для родителей — это как бы поудачней выдать замуж или женить своих детей. И в этом ничтожном обществе появляется благородный, честный, образованный, смелый и остроумный Чацкий. Чацкий — единственный положительный герой в этой комедии.

Когда-то он жил в доме Фамусова, дружил с Софией. Постепенно его дружба переросла в любовь, но потом он уехал странствовать. Вот, спустя три года, он возвращается, полный надежд. Но София уже не любит Чацкого и оказывает ему холодный прием. Она стала совсем другой. Она холодна, высокомерна.

Чацкий, пытаясь выяснить, кто избранник Софии, вступает в конфликт со всем фамусовским обществом. Это общество боится Чацкого, потому что он несет с собой новые взгляды на жизнь, новые порядки. Но московское дворянство ничего не хочет менять и объявляет Чацкого сумасшедшим.

Читайте также:  Почему «мертвые души» это поэма?

Фамусов тоже боится Чацкого, потому что главный герой умен, остер. Он отличается независимостью суждений и смелостью высказываний. Он обвиняет фамусовское общество во лжи, клевете, услужливости, притворстве, лицемерии, глупости, невежестве, за что общество отвергает его. В конце Чацкий уезжает.

Но кто он — побежденный или победитель? Чацкий — победитель, потому что он не один! Где-то есть похожие на него, которых с каждым днем становится больше. 

    Комедия Грибоедова мне очень понравилась, потому что автор, выступая в роли Чацкого, не боится обвинить московское дворянство во лжи и клевете. Хотелось бы, чтобы в нашем обществе не было “горя от ума”.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/griboedov-a-s/3161-chatskij-i-famusovskoe-obshchestvo-variant-9

Сочинение на тему: Чацкий и Фамусовское общество Грибоедов, Горе от ума

Главная>Сочинения по произведению Горе от ума

Чацкий и Фамусовское общество

В сатирической комедии Александра Сергеевича Грибоедова описывается дворянское общество 10-20 годов XIX века. Главный герой произведения Александр Андреевич Чацкий — молодой, благородный, честный и свободомыслящий человек. В комедии он противопоставлен не только отдельным персонажам, но и всему фамусовскому обществу, которое жило по традициям «века минувшего».

Фамусов, в доме которого развивались события, типичный московский барин, чиновник — бюрократ, крепостник, лишённый нравственности. Он не любил службу, служил только ради денег, чинов и наград.

Даже не знал суть своей работы: «Подписано, так с плеч долой», а что подписывает его не интересовало. Чацкий же наоборот: служил Родине, хотел приносить пользу народу, боролся за отмену крепостного права и свободу личности.

Он был очень умным и образованным.

В доме Фамусова жил и работал Алексей Степанович Молчалин. Он ухаживал за Софьей, но не любил её, а просто надеялся с её помощью лучше устроиться в жизни, сделать карьеру. Для этого он ни перед чем не останавливался: обманывал Фамусова и перед всеми заискивал.

Вся его любезность наигранна, просто он хотел казаться тем, кем его хотели видеть окружающие.­ Его девиз: угождать всем от кого он зависит. В обществе Молчалина принимали, хотя он всего лишь мелкий дворянин. Чацкий колко о нём отзывался, считал его глупым и нелепым.

Он с презрительной усмешкой говорил о Молчалине: «Он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Ещё одним представителем фамусовского общества был Сергей Сергеевич Скалозуб. Полковник, всю жизнь провёл в казармах, самодовольный карьерист. Он продвигался по службе за счёт умерших или уволенных сослуживцев. Скалозуб тоже рассматривал службу, как источник личных выгод.

Его мечта — дослужиться до генеральского звания, при этом не затратить никаких сил. Фамусов мечтал о таком зяте, ведь их мировоззрения одинаковы.

Чацкий не понимал, как можно жить рядом с такими мелкими людьми, которых ничего не интересовало кроме денег и власти, которые так пренебрежительно относились ко всему народному и ценили человека только по происхождению и количеству крепостных.

В фамусовское общество ещё входили: князь и княгиня Тугоуховские, супруги Горичи, Загорецкий, властная барыня Хлестова. Всех их объединяли одинаковые взгляды на жизнь. Все они поддерживали чинопочитание, невежество, крепостное право и безделье. Их основные занятия сводились к развлечениям и распространением сплетен. Чацкий критиковал это общество, он не мог найти в нём единомышленников.

Он не понимал, почему они не хотят менять свою жизнь к лучшему, и даже не прислушиваются к его суждениям. У Чацкого совершенно другие взгляды на образование и воспитание, на службу, гражданский долг, общественные порядки, отношение к людям. Он не вписывался в фамусовское общество, и поэтому уехал из Москвы. Ему стало ясно, что у них ещё крепко удерживается верность идеалам «века минувшего».

  • см. также:Другие сочинения по произведению Горе от ума, Грибоедов
  • Характеристики главных героев произведения Горе от ума, Грибоедов
  • Краткое содержание Горе от ума, Грибоедов
  • Краткая биография Александра Грибоедова

Источник: https://www.sdamna5.ru/chatskij_i_famusovskoe

Сочинение: Чацкий против фамусовского общества (по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума")

Комедия «Горе от ума» дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.

Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Андреевич Чацкий.

Это передовой человек «века нынешнего», точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества.

Чацкий в литературе 20-х годов XIX века — это типичный образ «нового» человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.

Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею — с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — крушением его надежд на личное счастье. Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими.

Если Фамусов — защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве.

В монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества.

Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, «века покорности и страха — века лести и спеси».

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.

Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он.

Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но трудно в этих условиях самодержавно-крепостнического строя: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас:-разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем опасным…

Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской — «химик и ботаник».

Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам «искал ума» во время пребывания на Западе, но он против «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам. Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом.

Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценит человека за его ум, образованость, его духовные и моральные качества.

Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего — «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!» Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужие только святы?» Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.

Духовные качества его выявляются в подборе слов, в построении фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя — это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека. По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/

Источник: http://dodiplom.ru/ready/99430

Сравнительная характеристика (таблица) Чацкого и фамусовского общества в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" (9 класс)

Л-9. А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Чацкий и фамусовское общество.

  • Толпою окружённый слуг;
  • Усердствуя, они в часы вина и драки
  • И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!»;

«Или вон тот ещё, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

  1. Сам погружён умом в Зефирах и Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе!
  2. Но должников не согласил к отсрочке: —
  3. Амуры и Зефиры все

Распроданы поодиночке!!!»

  • Хлёстова:
  • «От скуки я взяла с собой
  • Арапку-девку да собачку;
  • Вели их накормить ужо, дружочек мой,
  • От ужина сошли подачку»;
  • Хлёстова об арапке:
  • «Представь: их как зверей выводят напоказ,
  • Я слышала, там…город есть турецкий…»;
  • Фамусов:
  • «В работу вас, на поселенье вас.
  • За грош меня продать готовы»
  • Отношение к московским нравам и времяпровождению
  • «Что нового покажет мне Москва?
  • Вчера был бал, а завтра будет два.
  • Тот сватался – успел, а тот дал промах,
  • Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах»;
  • «Да и кому в Москве не зажимали рты
  • Обеды, ужины и танцы?»;
  • «Дома новы, но предрассудки стары.
  • Порадуйтесь, не истребят
  • Ни годы их, ни моды, ни пожары»
  • Фамусов:
  • «На всех московских есть особый отпечаток.
  • Извольте посмотреть на нашу молодёжь,
  • На юношей – сынков и внучат.
  • Журим мы их, а если разберёшь, —
  • В пятнадцать лет учителей научат!
  • А наши старички? – Как их возьмёт задор,
  • Засудят об делах, что слово – приговор…
  • И об правительстве иной раз так толкуют,
  • Что если б кто подслушал их … беда!
  • Не то чтоб новизны вводили, — никогда,

Спаси нас Боже!.. Нет. А придерутся

  1. К тому, к сему, а чаще ни к чему,
  2. Поспорят, пошумят, и … разойдутся.
  3. А дамы? – сунься кто, попробуй овладей;
  4. Судьи всему, везде, над ними нет судей…

А дочек кто видал, всяк голову повесь!..

  • И точно, можно ли воспитаннее быть!
  • Умеют же себя принарядить
  • Тафтицей, бархатцем и дымкой,
  • Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой;
  • Французские романы вам поют
  • И верхние выводят нотки,
  • К военным людям так и льнут,
  • А потому, что патриотки.
  • Решительно скажу: едва
  • Другая сыщется столица, как Москва»
  • Отношение к идеалам
  • «Вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов»;
  • «Теперь пускай из нас один,
  • Из молодых людей, найдётся: враг исканий,
  • Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
  • В науки он вперит ум, алчущий познаний;
  • Или в душе его сам Бог возбудит жар
  • к искусствам творческим, высоким и прекрасным.

Они тотчас: разбой! пожар!

и прослывёт у них мечтателем! опасным!»

  1. Фамусов:
  2. «Вот то-то, все вы гордецы!
  3. Спросили бы, как делали отцы?
  4. Учились бы, на старших глядя:
  5. Мы, например, или покойник дядя,
  6. Максим Петрович: он не то на серебре,
  7. На золоте едал; сто человек к услугам;
  8. Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
  9. Век при дворе, да при каком дворе!

А? как по-вашему? По-нашему смышлён.

Упал он больно, встал здорово»;

Молчалин:

«Как можно! слог его здесь ставят в образец!»

  • Отношение к образованию
  • «А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
  • В учёный комитет который поселился
  • И с криком требовал присяг,
  • Чтоб грамоте никто не знал и не учился?»;
  • «Что нынче, так же, как издревле,
  • Хлопочут набирать учителей полки,
  • Числом поболее, ценою подешевле?
  • Не то, чтобы в науке далеки;
  • В России, под великим штрафом,
  • Нам каждого признать велят
  • Историком и географом!»
  • (Чацкий иронизирует,
  • но для него этот вопрос не решён окончательно)
  • Для Фамусовых образование – основная причина «безумия», которым одержим Чацкий и ему подобные.
  • Фамусов:
  • «Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
  • И в чтеньи прок-от не велик:
  • Ей сна нет от французских книг,
  • А мне от русских больно спится»;
  • «Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,
  • Чтоб наших дочерей всему учить, всему –
Читайте также:  Сочинение на тему защитники отечества

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

  1. Как будто в жёны их готовим скоморохам»;
  2. Фамусов:
  3. «Ученье – вот чума, учёность – вот причина.
  4. Что нынче пуще, чем когда,
  5. Безумных развелось людей, и дел, и мнений»;
  6. Хлёстова:
  7. «И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних
  8. От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
  9. Да от ланкарточных взаимных обучений»;
  10. Княгиня Тугоуховская:
  11. «Нет, в Петербурге институт
  12. Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:
  13. Там упражняются в расколах и в безверье

Профессоры!! – У них учился наш родня,

И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастерья.

  • От женщин бегает, и даже от меня!
  • Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,
  • Князь Фёдор, мой племянник»;
  • Скалозуб:
  • «Я вас обрадую: всеобщая молва,
  • Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз-два;
  • А книги сохранят так: для больших оказий»;
  • Фамусов:
  • «… уж коли зло пресечь;
  • забрать все книги бы да сжечь»;
  • Загорецкий:
  • «Нет-с, книги книгам рознь.
  • А если б, между нами,
  • Был ценсором назначен я,

На басни бы налёг; ох! Басни – смерть моя! Насмешки вечные над львами! Над орлами!

  1. Кто что ни говори:
  2. Хотя животные, а всё-таки цари»
  3. Отношение к службе

Вопрос об отношении к службе стоял ещё со времён классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству (просвещённому монарху), а декабристы ставили на первое место служение Отечеству.

  • «Служить бы рад, прислуживаться тошно»;
  • «Кто служит делу, а не лицам…»;
  • Фамусов о Чацком:
  • «Не служит, то есть в том пользы не находит,
  • Но захоти – так был бы деловой.
  • Жаль, очень жаль, он малый с головой…»;
  • «Когда в делах, я от веселья прячусь,
  • Когда дурачиться – дурачусь;
  • А смешивать два этих ремесла
  • Есть тьма искусников, я не из их числа»
  • Фамусов:
  • «Боюсь, сударь, я одного смертельно,
  • Чтоб множество не накоплялось их (бумаг)…; …обычай мой такой:
  • Подписано, так с плеч долой»;
  • Фамусов:
  • «Тогда не то, что ныне,
  • При государыне служил Екатерине…»;
  • Фамусов:
  • «При мне служащие чужие очень редки;
  • Всё больше сестрины, свояченицы детки;
  • Один Молчалин мне не свой,
  • И то затем, что деловой.
  • Как станешь представлять к крестишку ли,
  • к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!…»;

  1. Фамусов Скалозубу:
  2. «Вы повели себя исправно,
  3. Давно полковники, а служите недавно»;
  4. Молчалин Чацкому:
  5. «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
  6. И награжденья брать и весело пожить?»
  7. Отношение к иностранному

Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность – идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно.

  • «Как с ранних пор привыкли верить мы,
  • Что нам без немцев нет спасенья!»;
  • «Что ж, он и кавалер.
  • От нас потребуют с именьем быть и в чине,

А Гильоме!.. – Здесь нынче тон каков

  1. На съездах на больших,
  2. по праздникам приходским?
  3. Господствует ещё смешенье языков:
  4. Французского с нижегородским?»;
  5. «Несчастные! Должны ль упрёки несть
  6. От подражательниц модисткам?
  7. За то, что смели предпочесть
  8. Оригиналы спискам?»
  9. (о московских модницах, копирующих иностранную моду);
  10. «Я одаль воссылал желанья
  11. Смиренные, однако вслух,
  12. Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья;
  13. Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой, Кто мог бы словом и примером
  14. Нас удержать, как крепкою вожжой,
  15. От жалкой тошноты по стороне чужой»
  16. «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
  17. Чтоб умный, бодрый наш народ
  18. Хотя по языку нас не считал за немцев…»
  19. Фамусов:
  20. «А всё Кузнецкий мост и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
  21. Губители карманов и сердец!
  22. Когда избавит нас Творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

  • И книжных и бисквитных лавок!»;
  • Фамусов:
  • «Кто хочет к нам пожаловать, — изволь,
  • Дверь отперта для званых и незваных,
  • Особенно для иностранных…»
  • Отношение к богатству и чинам
  • «У покровителей зевать на потолок,
  • Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднять платок»;
  • «Где, укажите нам, отечества отцы,
  • Которых мы должны принять за образцы?
  • Не эти ли, грабительством богаты?
  • Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты,
  • Где разливаются в пирах и мотовстве,
  • И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты»;
  • «Теперь пускай из нас один,
  • Из молодых людей, найдётся: враг исканий,
  • Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
  • В науки он вперит ум, алчущий познаний…»;

«Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту

  1. Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
  2. Их слабодушие, рассудка нищету…»;
  3. «Чины людьми даются,
  4. А люди могут обмануться»
  5. Лиза о Фамусове:
  6. «Желал бы зятя он со звёздами да с чинами,
  7. А при звёздах не все богаты, между нами…»;
  8. Фамусов:
  9. «Что за тузы в Москве живут и умирают!»;
  10. Фамусов о Скалозубе:
  11. «…Известный человек, солидный,
  12. И знаков тьму отличья нахватал;
  13. Не по летам и чин завидный,
  14. Не нынче-завтра генерал.
  15. Пожалоста, при нём веди себя скромненько…»;
  16. Фамусов:
  17. «Будь плохенький, да если наберётся
  18. Душ тысячки две родовых,
  19. Тот и жених»;
  20. Молчалин:

«Татьяна Юрьевна!!! Известная, — притом

  • Чиновные и должностные –
  • Все ей друзья и все родные…»;
  • Молчалин:
  • «Ведь надобно ж зависеть от других»
  • Отношение к кумовству, протекции
  • «Где, укажите нам, отечества отцы,
  • Которых мы должны принять за образцы?
  • Не эти ли, грабительством богаты?
  • Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…»;
  • «Не тот ли, вы к кому меня ещё с пелен,
  • Для замыслов каких-то непонятных,
  • Дитёй возили на поклон?
  • Тот Нестор негодяев знатных…»
  • Фамусов:
  • «Покойник был почтенный камергер,
  • С ключом, и сыну ключ умел доставить…»;
  • Фамусов:
  • «Нет! Я перед роднёй, где встретится, ползком;
  • Сыщу её на дне морском.
  • При мне служащие чужие очень редки;
  • Всё больше сестрины, свояченицы детки;
  • Один Молчалин мне не свой,
  • И то затем, что деловой.
  • Как станешь представлять к крестишку ли,
  • к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!..»

  1. Отношение к любви, браку, счастью
  2. «Что нового покажет мне Москва?
  3. Вчера был бал, а завтра будет два.
  4. Тот сватался – успел, а тот дал промах,
  5. Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах»;

«Но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та?

  • Чтоб кроме вас ему мир целый
  • Казался прах и суета?
  • Чтоб сердца каждое биенье
  • Любовью ускорялось к вам?
  • Чтоб мысли были всем, и всем его делам

Душою – вы? вам угожденье?

  1. Сам это чувствую, сказать я не могу;
  2. Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит,
  3. Не пожелал бы я и личному врагу»;
  4. Чацкий Софье:
  5. «Подумайте, всегда вы можете его
  6. Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
  7. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, Высокий идеал московских всех мужей»
  8. Лиза:

«Грех не беда! Молва не хороша!»;

  • Лиза:
  • «Ну, люди в здешней стороне!
  • Она к нему, а он ко мне.
  • А я … одна лишь я любви до смерти трушу!
  • А как не полюбить буфетчика Петрушу!»;
  • Молчалин:
  • «И вот любовника я принимаю вид
  • В угодность дочери такого человека…»
  • Отношение к свободе суждений
  • Чацкий Молчалину:
  • «Помилуйте, мы с вами не ребяты,
  • Зачем же мнения чужие только святы?»;
  • «А судьи кто? – За древностию лет
  • К свободной жизни их вражда непримирима,
  • Сужденья черпают из забытых газет
  • Времён Очаковских и покоренья Крыма…»
  • Молчалин:
  • «В мои лета не должно сметь
  • Своё суждение иметь»
  • Отношение к смыслу слова «ум»
  • «И точно, начал свет глупеть,
  • Сказать вы можете, вздохнувши;
  • Как посравнить да посмотреть
  • Век нынешний и век минувший»;
  • Чацкий о Молчалине:
  • «А чем не муж? Ума в нём только мало;
  • Но чтоб иметь детей,
  • Кому ума не доставало?»;

«Как платья, волосы, так и умы коротки!..»

  1. Софья:
  2. «Ах! если любит кто кого,
  3. Зачем ума искать и ездить так далёко?»;
  4. Фамусов:
  5. «Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,
  6. Пускай себе разумником слыви,
  7. А в семью не включат, на нас не подиви…»;
  8. Софья:
  9. «Конечно, нет в нём этого ума,
  10. Что гений для иных, а для иных чума,
  11. Который скор, блестящ и скоро опротивит, Который свет ругает наповал,
  12. Чтоб свет об нём хоть что-нибудь сказал;
  13. Да эдакий ли ум семейство осчастливит?»;
  14. Репетилов:
  15. «Да умный человек не может быть не плутом…»

Подготовила: Н.Д. Пронина, учитель русского языка и литературы

Источник: https://infourok.ru/sravnitelnaya-harakteristika-tablica-chackogo-i-famusovskogo-obschestva-v-komedii-asgriboedova-gore-ot-uma-klass-1808980.html

Чацкий и фамусовское общество

Грибоедов А.С.

Комедия была написана накануне декабристского восстания в 1825 году. В комедии “Горе от ума” Грибоедов дал правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В небольшом по объему произведении Грибоедов изобразил только один день в доме Фамусова.

В комедии мы встречаем людей, которые равны по происхождению. Это дворяне, но каждый имеет свои взгляды на жизнь. Их мнения противоречат друг другу.

Между ними возникает некий конфликт, который скрывается от посторонних глаз.

Но в комедии “Горе от ума” этот конфликт четко просматривается и не скрывается — столкновение “Века нынешнего”, представителем которого был Чацкий, с “веком минувшим”, который представляет Фамусов и его окружение.

Одной из наиболее ярких фигур комедии является Фамусов. Фамусов — это влиятельный человек, занимающий значительное место. Кроме того, он богатый помещик. Важная государственная должность и крупное имение создают Фамусову прочное положение среди московского барства. Он не утруждает себя работой, время проводит в праздности:

…Великолепные сооруди палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве…

На государственную службу смотрит как на путь для достижения богатств, чинов. Свое служебное положение он использует в личных целях. На просвещение, новые прогрессивные взгляды Фамусов смотрит как на источник “разврата”. Ученье считает злом:

  • Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
  • Что нынче пуще, чем когда,
  • Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
  • Однако дочери своей дает хорошее воспитание.
  • Гостеприимство для Фамусова — это средство поддержания связей с полезными людьми.

Фамусов — один из наиболее ярких представителей московского барства. Представлены и другие люди: полковник Скалозуб, князья Тугоуховские, графини Хрюмины.

Грибоедов сатирично рисует фамусовское общество. Герои смешны и отвратительны, но не потому, что их такими сделал автор, а потому, что они таковы в самой действительности.

Скалозуб — это человек в возрасте и при деньгах. Служба для него — это не защита отечества, а достижение знатности и денег.

Мир Фамусова состоит не только из крепостников, но и из их прислужников. Молчалин — чиновник, зависящий от фамусовского общества. Молчалина учили угождать влиятельным людям.

За свое усердие он получил три награды. Молчалин страшен тем, что может принять любой вид: и патриота, и любовника.

Несмотря на индивидуальное различие, все члены фамусовского общества являются единой социальной группой.

В этом обществе появляется Чацкий, человек передовых идей, пламенных чувств и высокой нравственности. Он принадлежит к дворянскому обществу, но по образу мыслей он не находит единомышленников.

В этом обществе Чацкий чувствует себя одиноким. Его взгляды вызывают отпор со стороны других. Наиболее острые обличения Чацкого направлены против крепостничества.

Именно крепостничество дает возможность людям фамусовского общества жить грабительством.

Государственную службу Чацкий оставил, так как от него требовали низкопоклонничества:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Он выступает за истинное просвещение, искусства, науки. Чацкий против того воспитания, которое дают детям в дворянских семьях. Он боролся за свободу мыслей, свободу действий. Мне кажется, что это главное отличие Чацкого от фамусовского общества, которое не признавало таких нравов.

Я думаю, что такое великое произведение будет восхищать и удивлять еще не одно поколение.

Источник: https://mirznanii.com/a/358592/chatskiy-i-famusovskoe-obshchestvo

Ссылка на основную публикацию