Сочинение на тему господа головлевы салтыкова-щедрина

М. Салтыков-Щедрин вырос в помещичьей среде, поэтому знал ее изнутри. С юных лет писатель видел, что семьи помещиков опутаны сетями лжи и порока. Это впечатление угнетало Михаила Евграфовича, а позже нашло место в творчестве.

Роман «Господа Головлевы» показывает истинное лицо баров. Произведение также позволяет проследить за тем, как человек разрушает самого себя. Изучают роман в 10 классе. Предлагаем узнать о нем больше, ознакомившись с анализом произведения.

Сочинение на тему Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина

Год написания – 1875-1880.

История создания – Изначально М. Е. Салтыков-Щедрин хотел написать цикл рассказов «Благонамеренные речи». Он даже опубликовал несколько небольших произведений в журнале «Отечественные записки». Постепенно писатель настолько вдохновился работой, объединил рассказы, превратив цикл в роман.

Тема – Главная тема произведения – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте нее развивается мотив духовного и физического разрушения человека.

Композиция – Роман организован так, что все его элементы, сюжетные и несюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.

Жанр – Социально-психологический роман.

Направление – Реализм.

История создания произведения связана с личными и культурно-историческими обстоятельствами жизни писателя. Михаил Евграфович вырос в семье помещика.

Став взрослым, он так отзывался о помещичьей среде: «Очень уж подла была среда, в которой я провел большую часть своей жизни…». Это впечатление усилило наблюдение за тем, как после отмены крепостнического права крестьяне боролись за свои земли.

В этот период в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина более громко звучат антикрепостнические идеи.

Анализированное произведение «выросло» из цикла рассказов «Благонамеренные речи». Их писатель публиковал в журнале «Отечественные записки». Первый из них – «Семейный суд» (1875) – получил положительный отклик И. Тургенева, что стало толчком к созданию следующих рассказов.

Постепенно вырисовывалась целостная история семьи: отдельные произведения объединялись темой и героями. Превращая цикл рассказов в роман, писатель внес в отдельные части правки. Роман был завершен только в 1880 г., в общем, работа над ним длилась на протяжении пяти лет.

Изначально автор хотел назвать роман «Эпизоды из жизни одного семейства», но сам же отклонил его.

В «Господах Головлевых» анализ следует начинать с характеристики основной проблемы.

В произведении можно выделить две основные темы – жизнь накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте широкой историко-культурной темы развивается вечная моральная проблема – физическое и духовное разрушение человека. Обе они были актуальны в русской литературе второй половины ХIX века и до сих пор подталкивают читателя к важным выводам.

В центре романа семья помещиков Головлевых. С ее членами мы знакомимся в части, описывающий семейный суд. С первых глав читатель узнает, что глава этого семейства Арина Петровна.

Ее муж был несерьезным, даже в солидном возрасте не смог избавиться от ребячества. Таким образом, забота об усадьбе легла на плечи женщины. У Головлевых было четверо детей: Степан, Порфирий, Павел и Анна.

Между собой они не дружили, так как каждый переживал, кому достанется наследство.

Души Головлевых-младших были развращены богатством, жадностью, тягой к алкоголю и глупым развлечениям. Из-за этого ни один из героев не узнал, что такое счастье.

Читатель наблюдает, как сначала разрушаются души Головлевых, а потом наступает гибель физическая. На судьбу братьев и сестры достаточно сильно повлияло воспитание. Головлевых-старших жизнь тоже не жаловала.

В сюжетных линиях героев постепенно формируется проблематика произведения.

Содержание произведения дает понять, что смысл названия «Господа Головлевы» иронический. Автор подсмеивается над несоответствием оболочки помещичьих семей и того, что видим изнутри.

Особенность композиции романа М. Салтыкова-Щедрина в том, что все ее составляющие, сюжетные и несюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Последовательность сюжетных элементов несколько нарушена. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.

План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. Жанр «Господ Головлевых» – социально-психологический роман.

Это большое произведение, в котором развивается несколько сюжетных линий, основная проблема остается открытой. Главные проблемы – социальные и психологические.

Направление – реализм, так как в произведении отображены реальные события конкретной эпохи.

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 34.

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/gospoda-golovlevy/analiz-proizvedeniya-saltykova-schedrina.html

Помогите Написать сочинение Салтыков Щедрин"Господа Головлевы". — Школьные Знания.com

Среди произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина вы­дающееся место принадлежит социально-психологическо­му роману «Господа Головлевы» (1875-1880).

Основой сюжета этого романа является трагическая история помещичьего головлевского рода. Перед читателями проходят три поколения Головлевых.

В жизни каждого из них Щедрин видит «три характеристические черты»: «праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой.

Первые две приводили за собой пустословие, тугомыслие, пустоутробие, последний являлся как бы обя­зательным заключением общей жизненной неурядицы».

Открывается роман главой «Семейный суд». В ней — завязка всего романа. Здесь еще заметна жизнь, живые страсти и стремления, энергия.

Центром этой главы явля­ется грозная для всех окружающих Арина Петровна Голов-лева, умная помещица-крепостница, самодержица в семье и в хозяйстве, физически и нравственно целиком погло­щенная энергичной, настойчивой борьбой за преумноже­ние богатства.

Порфирий здесь еще не «выморочный» человек. Его лицемерие и пустословие прикрывают опре­деленную практическую цель — лишить брата Степана права на долю в наследстве.

Сильным укором головлевщине является Степан, его драматическая смерть, которой завершается первая глава романа. Из молодых Головлевых он самый даровитый, впечатлительный и умный человек, получивший универси­тетское образование.

Но он с детских лет испытывал по­стоянное притеснение со стороны матери, слыл постылым сыном-шутом, «Степкой-балбесом».

В результате из него получился человек с рабским характером, способный быть кем угодно: пропойцей, даже преступником.

В следующей главе — «По-родственному» — действие происходит десять лет спустя после событий, описанных в первой главе.

Но как изменились лица и отношения между ними! Властная глава семьи, Арина Петровна, преврати­лась в скромную и бесправную приживалку в доме млад­шего сына Павла Владимировича в Дубравине. Головлев-ским имением завладел Иудушка — Порфирий.

Он теперь становится почти главной фигурой повествования. Как и в первой главе, здесь тоже речь идет о смерти другого пред­ставителя молодых Головлевых — Павла Владимировича.

Последующие главы романа повествуют о духовном распаде личности и семейных связей, об «умертвиях». Третья глава — «Семейные итоги» — включает сообщение о смерти сына Порфирия Головлева — Владимира. В этой же главе показана причина наступившей позже смерти и другого сына Иудушки — Петра. Рассказано в ней о духов­ном и физическом увядании Арины Петровны, об одича­нии самого Иудушки.

В четвертой главе — «Племяннушка» — умирают Арина Петровна и Петр, сын Иудушки. В пятой главе — «Недозволенные семейные радости» — нет физической смерти, но Иудушка убивает материнское чувство в Евпраксеюшке.

В кульминационной шестой главе — «Выморочный» — речь идет о духовной смерти Иудушки, а в седьмой насту­пает его физическая смерть (здесь же говорится о само­убийстве Любиньки, о предсмертной агонии Анниньки).

Особенно кратковременной оказалась жизнь самого младшего, третьего поколения Головлевых. Показательна судьба сестер Любиньки и Анниньки. Они вырвались из проклятого родного гнезда, мечтая о служении высокому искусству. Но сестры не были подготовлены для суровой жизненной борьбы ради высоких целей. Отвратительная, циничная провинциальная среда поглотила и погубила их.

Наиболее живучим среди Головлевых оказывается самый отвратительный, самый бесчеловечный из них — Иудушка, «набожный пакостник», «язва смердящая», «кровопивушка».

В первых главах романа Иудушка находится в состоя­нии запоя лицемерного празднословия. Оно является характернейшей чертой натуры Порфирия. Своими елейны­ми, лживыми словами он терзает жертву, глумится над человеческой личностью, над религией и моралью, святос­тью семейных уз.

В следующих главах Иудушка приобретает новые черты. Он погружается в опустошающий душу мир пустя­ков, мелочей. Но вот все вымерло около Иудушки. Он остался один и замолчал.

Пустословие и празднословие потеряли свой смысл: некого было усыплять и обманывать, тиранить и убивать. И у Иудушки возникает запой одино­кого праздномыслия, человеконенавистнических помещи­чьих мечтаний.

В своей бредовой фантазии он любил «вымучить, разорить, обездолить, 'пососать кровь».

Герой приходит к разрыву с действительностью, с реальной жизнью. 

Образ Иудушки Головлева стал мировым типом пре­дателя, лгуна и лицемера.

М.Е.Салтыков-Щедрин великолепно знал Россию. Правда его могучего слова пробуждала и формировала самосознание читателей, звала их на борьбу. Писателю не были известны реальные пути к счастью народа. Но его напряженные искания подготавливали почву для будущего.

Источник: https://znanija.com/task/21183081

Хроника, каковой является роман «Господа Головлевы» первоначально не была самостоятельным произведением. Она входила в цикл сатирических очерков «Благонамеренные речи».

Критики называли Салтыкова-Щедрина «великим мастером смеха», но, читая его роман-хронику «Господа Головлевы», мы не смеемся, потому что тяжелое, гнетущее чувство пронизывает это произведение от начала и до конца.

У Салтыкова-Щедрина представлены картины безжалостной и суровой природы, увядающего дворянского быта, и все говорит о безысходности и вымирании. Его «дворянское гнездо» не овеяно высокой, благоуханной поэзией.

Свой роман «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин озаглавил: «Эпизоды из жизни одной семьи».

Действительно, каждая глава представляет собой законченный рассказ, но в целом роман являет собой единое художественное произведение о трагической судьбе «выморочного семейства», о деградации и гибели отдельных его членов.

Каждая из глав романа, а всего их семь, имеет название, намекающее на семейные узы, семейные отношения. На самом же деле их нет, они давно распались. А потому название глав можно воспринимать как сатирические. Нет семейных уз, а есть только слова, пустые по своему содержанию.

Головлевы и внешне вроде бы представляют собой семью: они говорят друг другу теплые, ласковые слова, но настоящей теплоты и ласки за ними не ощущается, потому что все это уже превратилось в ритуал.

Так, участливость, доброта, сердечность и внимание Иудушки к окружающим – это, в сущности, всего лишь ритуал, бессодержательная, мертвая форма. В каждой главе («Семейный суд», «По-родственному», «Выморочный», «Расчет» и других) рассказывается о смерти, точнее об умерщвлении кого-то из представителей головлевского рода. Постепенно, от главы к главе, из жизни уходят все представители головлевского семейства. В итоге Иудушка остается один.

Семейство Головлевых обречено на гибель: здесь все ненавидят друг друга и каждый жаждет смерти ближнего, чтобы поскорее стать наследником, и потому весь род Головлевых – «выморочный». Всей их жизнью движет страстное стремление к наживе. Глава «семейства» – человек легкомысленный, вечно пьяный, ведущий самый низкий образ жизни.

Владимир Михайлович Головлев сорок лет ненавидит жену, Арину Петровну, да и сама она «преисполнена презрительной ненавистью к мужу-шуту». И, видимо, ненависть эта передавалась по наследству всем близким родственникам Головлевым, несмотря на то что здесь говорили друг другу «тетенька» и «дяденька», «сестрица» и «братец».

В действительности же «дяденька» ел из одной миски с псом Трезоркой, а «тетенька» и вовсе умерла от «умеренности» (то есть от голода).

На протяжении всего романа перед читателями предстает галерея умирающих родственников: умирает «Степка-балбес»; кончает жизнь самоубийством Любинька; о смерти Анниньки мы узнаем в конце; схоронена Арина Петровна, «желающая всем добра»; найден закоченевший труп Головлева-барина (Иудушки-Порфирия), закончившего свою жизнь в грязи у дороги не лучше бездомной собаки.Само поместье Головлевых – своего рода государство, т. е. крепостническая Россия в миниатюре. Родственные и деловые отношения в семье – это общественные отношения.Главный стимул семейства Головлевых – это накопительство и стяжательство, и именно из-за этого здесь разыгрывается трагедия: родственники, поправшие нравственные и семейные устои, гибнут один за другим. Умирают все по-разному, но почти у всех смерть постыдная и мучительная. «Головлевы – это сама смерть, вечно подстерегающая новую жертву», – пишет сатирик. Над семьей Головлевых словно висит злополучный дамоклов меч. На глазах у кровожадного Иудушки умирают все, и причины этого во многом кроются в прошлом семьи, деды и прадеды которой были «озорливые, пустомысленные и никуда не годные пьянчуги».

Беспомощность, лень и непригодность делу воспитывались у всех представителей рода Головлевых изначально: они презирали труд, считая его уделом «подлых людей» (т. е. простого народа). Единственное, что умели делать Головлевы, – морально калечить и унижать свою прислугу и близких. В семье Головлевых царят тусклая атмосфера жизни, полнейшая бездуховность, пустословие. Так что постепенно все они гибнут, становясь жертвами разврата и преступлений других, либо кончают жизнь самоубийством, прожив жизнь впустую.

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/12360-sochinenie-saltykova-shchedrina-gospoda-golovlevy-kak-popytka-sozdaniya-semejnogo-romana

Сочинение Салтыкова-Щедрина “Господа головлевы” как попытка создания “семейного” романа”

Хроника, каковой является роман “Господа Головлевы” первоначально не была самостоятельным произведением. Она входила в цикл сатирических очерков “Благонамеренные речи”.

Критики называли Салтыкова-Щедрина “великим мастером смеха”, но, читая его роман-хронику “Господа Головлевы”, мы не смеемся, потому что тяжелое, гнетущее чувство пронизывает это произведение от начала и до конца.

У Салтыкова-Щедрина представлены картины безжалостной и суровой природы, увядающего дворянского быта, и все говорит о безысходности и вымирании.

Его

“дворянское гнездо” не овеяно высокой, благоуханной поэзией.

Свой роман “Господа Головлевы” Салтыков-Щедрин озаглавил: “Эпизоды из жизни одной семьи”.

Действительно, каждая глава представляет собой законченный рассказ, но в целом роман являет собой единое художественное произведение о трагической судьбе “выморочного семейства”, о деградации и гибели отдельных его членов. Каждая из глав романа, а всего их семь, имеет название, намекающее на семейные узы, семейные отношения.

На самом же деле их нет, они давно распались. А потому название глав можно воспринимать как сатирические. Нет семейных уз, а есть только слова, пустые по своему содержанию.

Головлевы и внешне вроде бы представляют собой семью: они говорят друг другу теплые, ласковые слова, но настоящей теплоты и ласки за ними не ощущается, потому что все это уже превратилось в ритуал.

Читайте также:  Характеристика автора в поэме слово о полку игореве

Так, участливость, доброта, сердечность и внимание Иудушки к окружающим – это, в сущности, всего лишь ритуал, бессодержательная, мертвая форма.

В каждой главе (“Семейный суд”, “По-родственному”, “Выморочный”, “Расчет” и других) рассказывается о смерти, точнее об умерщвлении кого-то из представителей головлевского рода. Постепенно, от главы к главе, из жизни уходят все представители головлевского семейства.

В итоге Иудушка остается один.

Семейство Головлевых обречено на гибель: здесь все ненавидят друг друга и каждый жаждет смерти ближнего, чтобы поскорее стать наследником, и потому весь род Головлевых – “выморочный”. Всей их жизнью движет страстное стремление к наживе. Глава “семейства” – человек легкомысленный, вечно пьяный, ведущий самый низкий образ жизни.

Владимир Михайлович Головлев сорок лет ненавидит жену, Арину Петровну, да и сама она “преисполнена презрительной ненавистью к мужу-шуту”.

И, видимо, ненависть эта передавалась по наследству всем близким родственникам Головлевым, несмотря на то что здесь говорили друг другу “тетенька” и “дяденька”, “сестрица” и “братец”.

В действительности же “дяденька” ел из одной миски с псом Трезоркой, а “тетенька” и вовсе умерла от “умеренности” (то есть от голода).

На протяжении всего романа перед читателями предстает галерея умирающих родственников: умирает “Степка-балбес”; кончает жизнь самоубийством Любинька; о смерти Анниньки мы узнаем в конце; схоронена Арина Петровна, “желающая всем добра”; найден закоченевший труп Головлева-барина (Иудушки-Порфирия), закончившего свою жизнь в грязи у дороги не лучше бездомной собаки.

Само поместье Головлевых – своего рода государство, т. е. крепостническая Россия в миниатюре. Родственные и деловые отношения в семье – это общественные отношения.

Главный стимул семейства Головлевых – это накопительство и стяжательство, и именно из-за этого здесь разыгрывается трагедия: родственники, поправшие нравственные и семейные устои, гибнут один за другим.

Умирают все по-разному, но почти у всех смерть постыдная и мучительная. “Головлевы – это сама смерть, вечно подстерегающая новую жертву”, – пишет сатирик.

Над семьей Головлевых словно висит злополучный дамоклов меч.

На глазах у кровожадного Иудушки умирают все, и причины этого во многом кроются в прошлом семьи, деды и прадеды которой были “озорливые, пустомысленные и никуда не годные пьянчуги”.

Беспомощность, лень и непригодность делу воспитывались у всех представителей рода Головлевых изначально: они презирали труд, считая его уделом “подлых людей” (т. е. простого народа). Единственное, что умели делать Головлевы, – морально калечить и унижать свою прислугу и близких. В семье Головлевых царят тусклая атмосфера жизни, полнейшая бездуховность, пустословие.

Так что постепенно все они гибнут, становясь жертвами разврата и преступлений других, либо кончают жизнь самоубийством, прожив жизнь впустую.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-saltykova-shhedrina-gospoda-golovlevy-kak-popytka-sozdaniya-semejnogo-romana/

Своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (1), — читать школьное сочинение на УкрЛибе

Сказка — малый эпический жанр, истоки которого коренятся в устном народном творчестве. В основе сказки лежат вымышленные, фантастические или авантюрные события, а финал чаще всего оптимистический: добро побеждает зло. Как и большинство других эпических жанров, сказка параллельно существует в фольклоре и в форме авторского литературного творчества.

Форму народной сказки использовали многие писатели. Их литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Одним из ярчайших образцов жанра русской литературной сказки стал цикл фантастических миниатюр М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Призванием М.Е. Салтыкова-Щедрина была политическая сатира, основным оружием — бичующий смех, социальным идеалом — общество равноправных, свободных, счастливых людей.

Для сатиры Салтыкова-Щедрина были обычны приемы художественного преувеличения (гипербола, гротеск), фантастики, иносказания, сближения обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира.

Эти приемы приводили сначала к появлению сказочных эпизодов внутри произведений, а затем и к первым самостоятельным сказкам как к жанру. Именно сказки стали итогом многолетних жизненных наблюдений и размышлений писателя.

В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, в них широко используется гротеск и гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. Но в отличие от народных сказок, сказки Салтыкова-Щедрина всегда острополитичны, в них ставятся самые животрепещущие вопросы современной ему жизни.

Каждая из сказок Щедрина — законченное и совершенное произведение. Но целостное представление о замысле и идее возникает только после знакомства со всем сказочным циклом.

К жанру сказки Салтыков-Щедрин обратился еще в 60-е годы XIX века, создав три замечательных произведения: «Дикий помещик», «Пропала совесть» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Большинство же сказок цикла, состоящего из тридцати двух произведений, было написано в 80-е годы. Все сказки объединяются в цикл общими идеями и темами.

Основной смысл цикла — в развитии идеи непримиримости классовых интересов в эксплуататорском обществе, в стремлении поднять самосознание угнетенных, пробудить в них веру в собственные силы. Не случайно сборник сказок М. Е.

Салтыкова-Щедрина издатели-подпольщики назвали «Сказками для детей изрядного возраста», то есть для взрослых, вернее, для тех, кто не только размышляет о жизни, но в ком пробуждается осознание своего человеческого достоинства.

Почему писателем был избран именно этот жанр? Во-первых, для едкой обличительной сатиры хороша была аллегорическая форма, ведь иносказания — любимая сфера мастера эзопова языка.

Во-вторых, любая сказка заключает в себе или откровенное назидание (как мораль в басне), или фокусирует народную мудрость, идеальные представления.

В-третьих, язык сказок необыкновенно ярок и образен, что позволяет наиболее точно донести до читателя идею произведения.

По своему содержанию сказки Салтыкова-Щедрина больше всего похожи на бытовые или плутовские, но действующие лица в них (как в баснях или сказках о животных) — звери, птицы, рыбы…

С волшебными сказками щедринские роднит использование традиционных зачинов, присказок: «жили да были» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), «в некотором царстве, в некотором государстве» («Дикий помещик», «Недреманное око»), «в старые годы, при царе Горохе» («Дурак») и другие; «ни в сказке сказать, ни пером описать», «по щучьему велению, по моему хотению» и тому подобное; встречаются и троекратные повторы.

А дальше начинаются новаторские введения: в основе сатирической фантазии Щедрина лежат народные сказки о животных, и каждое животное наделено устойчивыми качествами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел беспросветно туп, а медведь глуповат и неуклюж.

Герои-животные вроде ведут себя, как им положено, но вдруг проскользнет что-то, присущее человеку, да еще принадлежащему к определенному сословию и живущему в то или иное историческое время («премудрый пискарь», например, просвещенный, умеренно-либеральный, в «карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»).

Кроме всем известных по народным сказкам трусливого зайца, туповатого медведя, хищной щуки писатель придумывает новые обобщающие образы-аллегории: карась-идеалист, орел-меценат и другие.

Язык сказок Салтыкова-Щедрина тоже не совсем сказочный: фольклорные обороты в нем смешиваются с канцеляризмами, книжная лексика сменяется просторечием (причем как в речи персонажей, так и в авторском повествовании).

Это создает комические эффекты несоответствия, например, положения в обществе — умственному кругозору (Орел-меценат, если понимал что-то, произносил одно слово: «Имянно»).

Излюбленные художественные приемы Щедрина — ирония, гипербола и гротеск, которые усиливают горестные впечатления от столкновения с «чудесами» русской жизни.

Так, например, генералы, откормленные мужиком («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), сделались «веселые, рыхлые, сытые, белые». Такое перечисление неоднородных определений как однородных звучит издевательски: только сытое тело может развеселить генералов.

В «Диком помещике» почти те же эпитеты еще больше усиливают обличение паразитизма «русского дворянина» — «тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».

Сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на несколько основных тематических групп. Это сатира на правительственные верхи, эксплуататорские классы: «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Обличение поведения и психологии обывательски настроенных интеллигентов: «Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла».

Изображение трудолюбивых, талантливых, могучих и вместе с тем покорных своим угнетателям народных масс: «Коняга», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Богатырь». Пропаганда новой морали: «Дурак», «Христова ночь».

В сказке «Медведь на воеводстве» разворачивается беспощадная критика самодержавия в любых его формах — в лесу царствуют трое воевод-медведей, разных по характеру: злого сменяет ретивый, ретивого — добрый, но эти перемены никак не отражаются на общем состоянии лесной жизни.

Зло заключается не в частных злоупотреблениях отдельных воевод, а в звериной природе власти. В сказке «Орел-меценат» Щедрин показывает враждебность деспотической власти просвещению, а в «Богатыре» история российского самодержавия заключена в образе гниющего богатыря и завершена полным его распадом и поражением.

Обличению паразитической сущности господ посвящены сказки о диком помещике и двух генералах. Между ними много общего: и в том и в другом случае писатель оставляет господ наедине, освобожденными от кормильцев и слуг. Но перед «освобожденными» от мужика господами открывается один-единственный путь — полное одичание.

В сказке «Карась-идеалист» писатель развенчивает драматические заблуждения русской и западноевропейской интеллигенции, примыкающей к социалистическому движению.

Карась-идеалист исповедует высокие социалистические идеалы и готов к самопожертвованию ради их осуществления, он верит в достижение социальной гармонии через нравственное перерождение, перевоспитание щук.

Но дело совсем не в «злых» и «неразумных» щуках: сама природа хищников такова, что они проглатывают карасей непроизвольно—у них тоже «комплекция каверзная».

С негодованием и болью пишет Салтыков-Щедрин о трудящихся, жизнь которых можно приравнять только к каторге («Коняга»).

«Работой исчерпывается весь смысл его существования, для нее он зачат и рожден, вне ее он не только никому не нужен, но как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб».

Писатель возмущен пассивностью народа, каким-то врожденным холопством: умный мастеровитый «мужичина» в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» не только беспрекословно служит генералам, но и всячески унижается перед ними: им нарвал спелых яблок, а себе взял одно кислое; по требованию «хозяев» сплетает себе веревку и сам же себя привязывает, «чтоб не убег». Это предел абсурдности холопского поведения, но в этом проявляется и главная особенность сказок Щедрина — сочетание смешного и трагического.

Тем не менее, вера Салтыкова-Щедрина в свой народ, в свою историю остается неизменной. Свою надежду на счастливое преображение жизни, на неизбежность справедливого возмездия писатель воплотил в сказке «Христова ночь». Вначале мы видим тоскливый серый пейзаж.

На всем лежит печать сиротливости, все сковано молчанием, задавлено какой-то грозной кабалой. Но раздается звон колоколов, и мир оживает. Совершается великое чудо: воскресает поруганный и распятый Христос.

Воскресает, чтобы словами «Мир вам!» к народу, не утратившему веры в торжество правды, клеймить «мироедов», но все же открывает им путь к спасению — суд их совести беспощадный, но справедливый. Только предателей не прощает Христос, обрекая их на вечное странствие.

На наших глазах совершается страшный суд, но не в загробном мире, а на земле, где много оступившихся, забывших христианские идеалы. Это, конечно, всего лишь утопия, но писатель верил в нее, потому что без такой веры жить невозможно.

«Я люблю Россию до боли сердечной», — писал Щедрин. И все его творчество, вся жизнь — яркое тому доказательство.

Источник: https://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=6&bookid=23

Сочинение: «Господа Головлевы»

Обычный «семейный роман» по форме, по содержанию это неоднозначная, сложная, тяжелая картина действительности, увиденная уже не писателем-сатириком, а скорее человеком, который устал смеяться.

«Господа Головлевы» – одно из самых мрачных произведений Салтыкова-Щедрина. В романе не раз встречается пейзаж села Головлева. Он оставляет впечатление безысходности: «Все глядело сумрачно, сонно, все говорило об угнетении».

Словно мрачная тень головлевской усадьбы падает на окружающий мир.

Когда же автор приводит нас в огромный помещичий дом, нас охватывает «мертвая тишина», которая «ползет из комнаты в комнату». Везде «пустынно, неприютно», пахнет «отчуждением, выморочностью», «отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали умертвия». Недаром одному из братьев Головлевых родовое их имение представляется гробом.

И автор начинает рассказывать историю большой семьи.

Здесь жили Арина Петровна Головлева – фактическая глава семьи, очень властная и жадная женщина; ее муж, неудачник, пьяница, искренне ненавидевший свою супругу; постылые Степка-балбес и Пашка-тихоня, как называла их мать, ласковый Порфиша (мать, впрочем, его всегда побаивалась) и Аннушка, которая потом бежала из дому с корнетом и вскоре умерла, брошенная супругом, оставив родственникам своих дочерей – Анниньку и Любиньку; были сыновья и у Порфирия.

Но проходят годы, и дом пустеет. Стоя на пороге смерти, перед лицом пробудившейся совести, в тоске повторяет Порфирий Головлев: «Что такое! Что такое сделалось?! Где… все…»

Роман «Господа Головлевы» состоит из ряда глав, повествующих о различных семейных событиях, но неизбежно каждая глава кончается гибелью одного из членов семьи. Причем с каждой смертью все большее состояние концентрируется в руках Иудушки – Порфирия Головлева, а вместе с тем растет и растет его одиночество.

В романе рассказывается о том, как в Головлеве умер больным и нищим «постылый» Степка-балбес; как умер Павел, оставив все состояние Порфирию; как трагически сложилась жизнь Анниньки и Любиньки; как умерла Арина Петровна, как сломал жизнь своим сыновьям Порфирий Головлев и т. д. История семьи Головлевых – это история бесконечных смертей, смертей, которым даже никто не огорчался. В этой «семье» на такое не обращали внимание.

Центральная проблема романа – проблема семьи (как и в «Анне Карениной» Толстого, в «Братьях Карамазовых» Достоевского, создававшихся примерно в те же годы). Не случайно в центре внимания выдающихся писателей оказалась именно эта проблема. В середине XIX в. в России институт семьи переживал кризис. В обществе, основанном на стяжании и расчете, нет места чистым человеческим отношениям.

В романе рисуется мрачная история распада семьи, распада человеческой личности, потонувшей в пошлых пустяках, в атмосфере пустомыслия, пустословия и праздности. В интересах семьи Арина Петровна начала накапливать имущество, экономила каждую копейку, держала детей в строгости и чуть ли не в голоде. Это убивало любовь к матери. к семье, приводило всех детей Арины Петровны к жизненному краху.

Только Порфирий Головлев сумел «приспособиться». Еще в детстве брат, Степка-балбес, прозвал его Иудушкой, «кровопивушкой». Обстановка деспотизма и приниженности создала из Порфирия монстра. Недаром, когда он был еще ребенком, мать смотрела на него с сомнением.

Читайте также:  Анализ рассказа «медведь на воеводстве» салтыков-щедрин

«И сама понять не могу, что у него за глаза такие, – рассуждала она иногда сама с собою, – взглянет – ну, словно вот петлю закидывает. Так вот и поливает ядом, так и подманивает!» К Порфирию Владимирычу приезжает сын Петенька. Он умоляет отца о помощи – речь идет о жизни или смерти.

Но слышит отказ. Петр Порфирьевич стреляется.

Деньги, точнее – неумеренная жадность до денег, губит семью Головлевых, губит семьи, в которых каждый стремится к собственному благополучию, пренебрегая интересами близких, пренебрегая любовью.

Уход любви и взаимопонимания из семейных отношений – общая тенденция, которую отразил Салтыков-Щедрин в своем великом романе.



Источник: http://vsekratko.ru/sochinenie/new/sochinenie_gospoda_golovlevy_saltykov-cshedri.html

Сочинения по произведению "Господа Головлевы" (Салтыков-Щедрин М.Е.):

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

Page 2

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

Page 3

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

Page 4

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

Page 5

/ Полные произведения / Салтыков-Щедрин М.Е. / Премудрый пискарь

  Скачать полное произведение

    Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку да
    полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. «Смотри, сынок, — говорил старый пискарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»
     А у молодого пискаря ума палата была.

Начал он этим умом раскидывать и видит: куда ни обернется — везде ему мат. Кругом, в воде, все большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может. Да и не понимает: зачем глотать? Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха — в хребет впиться и до смерти замучить.

Даже свой брат пискарь — и тот, как увидит, что он комара изловил, целым стадом так и бросятся отнимать. Отнимут и начнут друг с дружкой драться, только комара задаром растреплют.
     А человек? — что это за ехидное создание такое! каких каверз он ни выдумал, чтоб его, пискаря, напрасною смертью погублять! И невода, и сети, и верши, и норота, и, наконец…

уду! Кажется, что может быть глупее уды? — Нитка, на нитке крючок, на крючке — червяк или муха надеты… Да и надеты-то как?.. в самом, можно сказать, неестественном положении! А между тем именно на уду всего больше пискарь и ловится!
     Отец-старик не раз его насчет уды предостерегал.

«Пуще всего берегись уды! — говорил он, — потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пискарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишься — ан в мухе-то смерть!»
     Рассказывал также старик, как однажды он чуть-чуть в уху не угодил.

Ловили их в ту пору целою артелью, во всю ширину реки невод растянули, да так версты с две по дну волоком и волокли. Страсть, сколько рыбы тогда попалось! И щуки, и окуни, и головли, и плотва, и гольцы, — даже лещей-лежебоков из тины со дна поднимали! А пискарям так и счет потеряли.

И каких страхов он, старый пискарь, натерпелся, покуда его по реке волокли, — это ни в сказке сказать, ни пером описать. Чувствует, что его везут, а куда — не знает. Видит, что у него с одного боку — щука, с другого — окунь; думает: вот-вот, сейчас, или та, или другой его съедят, а они — не трогают…

«В ту пору не до еды, брат, было!» У всех одно на уме: смерть пришла! а как и почему она пришла — никто не понимает. Наконец стали крылья у невода сводить, выволокли его на берег и начали рыбу из мотни в траву валить. Тут-то он и узнал, что такое уха. Трепещется на песке что-то красное; серые облака от него вверх бегут; а жарко таково, что он сразу разомлел.

И без того без воды тошно, а тут еще поддают… Слышит — «костер», говорят. А на «костре» на этом черное что-то положено, и в нем вода, точно в озере, во время бури, ходуном ходит. Это — «котел», говорят. А под конец стали говорить: вали в «котел» рыбу — будет «уха»! И начали туда нашего брата валить.

Шваркнет рыбак рыбину — та сначала окунется, потом, как полоумная, выскочит, потом опять окунется — и присмиреет. «Ухи», значит, отведала. Валили-валили сначала без разбора, а потом один старичок глянул на него и говорит: «Какой от него, от малыша, прок для ухи! пущай в реке порастет!» Взял его под жабры, да и пустил в вольную воду.

А он, не будь глуп, во все лопатки — домой! Прибежал, а пискариха его из норы ни жива ни мертва выглядывает…
     И что же! сколько ни толковал старик в ту пору, что такое уха и в чем она заключается, однако и поднесь в реке редко кто здравые понятия об ухе имеет!
     Но он, пискарь-сын, отлично запомнил поучения пискаря-отца, да и на ус себе намотал.

Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить — не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, — сказал он себе, — а не то как раз пропадешь!» — и стал устраиваться.

Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в нее было можно, а никому другому — не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке. Наконец, однако, выдолбил на славу. Чисто, аккуратно — именно только одному поместиться впору.

Вторым делом, насчет житья своего решил так: ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят — он будет моцион делать, а днем — станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть все-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полден, когда вся рыба уж сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит.

А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.
     Так он и поступал. Ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днем забирался в нору и дрожал.

Только в полдни выбежит кой-чего похватать — да что в полдень промыслишь! В это время и комар под лист от жары прячется, и букашка под кору хоронится.

Поглотает воды — и шабаш!
     Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и все-то думает: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»
     Задремлет, грешным делом, а во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл. Не помня себя от восторга, перевернется на другой бок — глядь, ан у него целых полрыла из норы высунулось…

Что, если б в это время щуренок поблизости был! ведь он бы его из норы-то вытащил!
     Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит рак. Стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза. Только усы по течению воды пошевеливаются.

Вот когда он страху набрался! И целых полдня, покуда совсем не стемнело, этот рак его поджидал, а он тем временем все дрожал, все дрожал.
     В другой раз, только что успел он перед зорькой в нору воротиться, только что сладко зевнул, в предвкушении сна, — глядит, откуда ни возьмись, у самой норы щука стоит и зубами хлопает. И тоже целый день его стерегла, словно видом его одним сыта была.

А он и щуку надул: не вышел из коры, да и шабаш.
     И не раз, и не два это с ним случалось, а почесть что каждый день. И каждый день он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: «Слава тебе, господи! жив!»
     Но этого мало: он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья.

Он рассуждал так: «Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас, мелюзгу, не зарились. А хотя однажды он и попал было в уху, так и тут нашелся старичок, который его вызволил! А нынче, как рыба-то в реках повывелась, и пискари в честь попали. Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»
     И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет.

Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто.

В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!»
     Даже щуки, под конец, и те стали его хвалить: «Вот, кабы все так жили — то-то бы в реке тихо было!» Да только они это нарочно говорили; думали, что он на похвалу-то отрекомендуется — вот, мол, я! тут его и хлоп! Но он и на эту штуку не поддался, а еще раз своею мудростью козни врагов победил.
     Сколько прошло годов после ста лет — неизвестно, только стал премудрый пискарь помирать. Лежит в норе и думает: «Слава богу, я своею смертью помираю, так же, как умерли мать и отец». И вспомнились ему тут щучьи слова: «Вот, кабы все так жили, как этот премудрый пискарь живет…» А ну-тка, в самом деле, что бы тогда было?
     Стал он раскидывать умом, которого у него была палата, и вдруг ему словно кто шепнул: «Ведь этак, пожалуй, весь пискарий род давно перевелся бы!»
     Потому что, для продолжения пискарьего рода, прежде всего нужна семья, а у него ее нет. Но этого мало: для того, чтоб пискарья семья укреплялась и процветала, чтоб члены ее были здоровы и бодры, нужно, чтоб они воспитывались в родной стихии, а не в норе, где он почти ослеп от вечных сумерек. Необходимо, чтоб пискари достаточное питание получали, чтоб не чуждались общественности, друг с другом хлеб-соль бы водили и друг от друга добродетелями и другими отличными качествами заимствовались. Ибо только такая жизнь может совершенствовать пискарью породу и не дозволит ей измельчать и выродиться в снетка.
     Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят.
     Все это представилось до того отчетливо и ясно, что вдруг ему страстная охота пришла: «Вылезу-ка я из норы да гоголем по всей реке проплыву!» Но едва он подумал об этом, как опять испугался. И начал, дрожа, помирать. Жил — дрожал, и умирал — дрожал.
     Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?
     И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто».
     Он жил и дрожал — только и всего. Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает, из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде, ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнет. И он лежит в этой сырой мгле, незрячий, изможденный, никому не нужный, лежит и ждет: когда же наконец голодная смерть окончательно освободит его от бесполезного существования?
     Слышно ему, как мимо его норы шмыгают другие рыбы — может быть, как и он, пискари — и ни одна не поинтересуется им. Ни одной на мысль не придет: «Дай-ка, спрошу я у премудрого пискаря, каким он манером умудрился с лишком сто лет прожить, и ни щука его не заглотала, ни рак клешней не перешиб, ни рыболов на уду не поймал?» Плывут себе мимо, а может быть, и не знают, что вот в этой норе премудрый пискарь свой жизненный процесс завершает!
     И что всего обиднее: не слыхать даже, чтоб кто-нибудь премудрым его называл. Просто говорят: «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет?» А многие даже просто дураком и срамцом его называют и удивляются, как таких идолов вода терпит.
     Раскидывал он таким образом своим умом и дремал. То есть не то что дремал, а забываться уж стал. Раздались в его ушах предсмертные шепоты, разлилась по всему телу истома. И привиделся ему тут прежний соблазнительный сон. Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает.
     А покуда ему это снилось, рыло его, помаленьку да полегоньку, целиком из норы и высунулось.
     И вдруг он исчез. Что тут случилось — щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб, или сам он своею смертью умер и всплыл на поверхность, — свидетелей этому делу не было. Скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и «премудрого»?

Читайте также:  Сочинение на тему юрист - моя будущая профессия

     1883

Источник: http://www.litra.ru/composition/work/woid/00032501184773070339

«Господа Головлёвы», анализ романа Салтыкова-Щедрина

Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» был издан отдельной книгой в 1880 г. История его создания начинается в 1875 г., когда в цикле «Благонамеренные речи» в журнале «Отечественные записки» № 10 был напечатан очерк «Семейный суд», ставший потом первой главой романа. Тургенев посоветовал Салтыкову-Щедрину продолжать.

Вскоре были напечатаны пять следующих очерков. В 1776 г. Салтыков-Щедрин задумал объединить эти очерки в сочинение «Эпизоды из жизни одного семейства». Писатель добавил ещё два очерка, значительно переработал материал и изменил название романа. Очерк, который должен был быть концовкой романа, не был закончен.

В романе явственно просматриваются автобиографические черты. Помещица Арина Петровна Головлёва напоминает определёнными чертами характера (властность, склонность к стяжательству) мать Салтыкова-Щедрина. Иудушка Головлёв списан с брата писателя Дмитрия, о чём упоминал и сам Салтыков-Щедрин, называя брата Иудушкой, брат Николай стал прототипом Стёпки-балбеса.

Литературное направление и жанр

«Господа Головлёвы» — роман, в котором описана хроника семейства господ Головлёвых, постепенное вымирание рода, то есть формально это жанр семейной хроники.

Нельзя не принимать во внимание, что роман вырос из очерков, поэтому ему свойственна документальность и обстоятельность. Роман «Господа Головлёвы» социально-психологический.

Социальные причины обусловливают психологическое развитие героев и, наоборот, их поступки являются следствием их психологии. Психология героя раскрывается как раз через поступки, а не через внутренние монологи.

Жанр произведения также определяют как социально-бытовой роман, каковыми обычно бывают романы о семейных отношениях.

Салтыков-Щедрин – писатель-реалист. Сатирические черты, свойственны его творчеству в целом. Излюбленный сатирический приём писателя – гротеск – используется как акцент на недостатках и изъянах описываемого им явления, не искажая пропорций, что свойственно гротеску.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема романа – постепенная деградация, распад и умирание дворянской семьи, разрыв семейных уз. Основная мысль связана с причинами и путями этой деградации: в семье царят отсутствие любви, бездуховность, праздность, отсутствие интеллектуальной деятельности, заменяемое пустословием, невозможность и бесполезность какого бы то ни было труда.

Морально-этические проблемы в романе переплетаются с социальными. Проблема гибели «дворянских гнёзд» была актуальна для русской литературы, но впервые освещалась сатирически, без сочувствия и сожаления. Головлёвская семья гибнет не потому, что обеднела, а потому, что члены её деградировали, духовно оскудели.

Салтыков-Щедрин исследует проблемы, которые приводят к деградации. Во-первых, Это проблемы наследственные: дети и внуки Головлёвых повторяют недостатки родителей, в детях пороки даже усиливаются. Например, Иудушка ещё более подлый и лицемерный, ещё больший стяжатель, чем мать. А его старший и младший брат ещё более безвольные, чем отец.

Другая проблема — способствующий деградации образ жизни Головлёвых. Пьянство и праздность, отсутствие мыслей и деятельности, скудное питание и ограничение общения – всё это сводит в могилу каждого из членов семьи. В основе всех неприятностей детей Головлёвых лежит страсть Арины Головлёвой к накопительству. У неё есть определённый талант: она удесятеряет первоначальный капитал.

Но борьба за деньги и становится причиной вымирания.

Сюжет и композиция

На композицию романа повлияло то, что он вырос из очерков. Каждая глава относительно самостоятельна, каждая заканчивается смертью одного из Головлёвых или событием, которое в дальнейшем повлечёт за собой смерть. Литературоведы называют композицию романа «историей умертвий».

В первой главе «Семейный суд» умирает старший сын Степан Головлёв, промотавший свою часть наследства в Москве и вернувшийся в Головлёво, где жил впроголодь, одетый в старый халат отца и запертый матерью во флигеле, пока не умер от чахотки. Семейный суд фактически предопределил смерть Степана, потому что Иудушка уговорил мать не отправлять Стёпку в дальнюю убогую «деревнюшку» отца, чтобы Степан её не промотал.

События главы «По-родственному» происходят через 10 лет, после отмены крепостного права. В этой главе умирает младший сын Павел в деревне Дубровино, которую переписала на него мать, оставив лучшую деревню Головлёвку Порфирию.

Порфирий выгоняет мать, Павел тоже не особенно рад ей. Он спивается, не оставив завещания, так что Дубровино достаётся Иудушке. Арина с внучками уезжает в нищую Погорелку.

Ирония в названии главы в том, что Головлёв, предавший и прогнавший мать, приглашает мать заезжать «по-родственному».

В главе «Семейные итоги» умирает старший сын Порфирия Володенька. Он застрелился от безденежья, так как Порфирий в наказание за своевольную женитьбу лишил его содержания. Младший сын Порфирия Петенька, проиграв в карты казённые деньги, просит у отца помощи, напоминая о смерти брата от безысходности.

Не получив помощи, Пётр умирает по пути на каторгу. За такую чёрствость Иудушки и отказ сыну мать, наладившая было отношения с сыном после ссоры из-за Дубровина, окончательно с ним рвёт.

Глава начинается с рассказа о том, что внучки Арины Аннинька и Любинька уезжают из глухой Погорелки, чтобы стать актрисами, а бабка скучает в одиночестве.

В главе «Племяннушка» умирает Арина Головлёва. Погорелка достаётся её внучкам Анниньке и Любиньке. Приехавшая оформлять наследство Аннинька сталкивается с сладострастием и приставаниями дяди. Она с облегчением вырывается из деревни, а при прощании сообщает, что не приедет больше, потому что с дядей ей страшно.

В главе «Недозволенные семейные радости» никто не умирает, но Иудушка обрекает на смерть своего незаконнорожденного и непризнанного сына, родившегося у экономки Евпраксеюшки и названного Володькой. Ребёнка отдают в воспитательный дом, и барина заботит только цена сдачи туда ребёнка.

В главе «Выморочный» тоже никто не умирает, но Порфирий Головлёв теряет человеческий облик. Евпраксеюшка в отместку за ребёнка перестаёт заботиться о барине и гуляет с кучером Архипом и конторщиком Игнатом. Иудушка опускается и живёт в мире грёз. Он фантазирует, мечтая об обогащении и представляя в уме, как он отомстит всем за обиды, а обижают его, с его точки зрения, все.

В главе «Расчёт» умирают сразу 2 отпрыска семьи: Любинька и сам Иудушка Головлёв.

Приехавшая в Головлёво слабая и больная Аннинька рассказывает свою печальную историю: они с сестрой вступили в связь с преступниками: Любинька стала любовницей укравшего деньги земского деятеля, а Аннинька – купца-сообщника.

Первый застрелился, а второй был сослан в Сибирь. Обнищавшие сёстры решили отравиться, но Аннинька побоялась выпить яд, который уже выпила Любинька.

В конце романа происходит нравственное перерождение Иудушки: при виде пьющей с горя Анниньки у него пробуждается совесть.

В Страстную пятницу Иудушка просит прощения у Анниньки, а затем в одном халате отправляется к могиле матери, до которой так и не доходит, замерзая на дороге.

Аннинькины дни тоже сочтены, но хищническое отношение к имению сохраняется в образе ждущей кончины последней Головлёвой дальней родственницы.

Герои романа

Арина Петровна Головлёва – 60-летняя властная женщина, «одарённая творчеством», то есть воображением.

Она ещё бодрая, привыкла жить в своей воле: «Держит она себя грозно, единолично управляет обширным головлёвским имением». Головлёва не дружит с соседями, а от детей требует послушания.

Характер у неё «самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый». Никто в семье не может оказать ей противодействие.

Арина Петровна серьёзна и деловита, руководствуется заботами об устройстве семейных дел, но это только «по наружности». К мужу, который  называет её «ведьмою» и «чёртом», она равнодушна.

В детях Арина Петровна видела только лишнюю обузу, называла их «постылыми», из экономии держала впроголодь. Они «не затрагивали ни одной струны её внутреннего существа». Она не любила старшего сына и дочь, была равнодушна к младшему и побаивалась среднего. Как оказалось, не зря. Постылым детям мать «выбрасывала куски» наследства и считала свой материнский долг исполненным.

Её муж Владимир Михайлыч Головлёв – «человек легкомысленный и пьяненький». Его безалаберный и озорной характер унаследовал старший сын Степан. Праздная и бездельная жизнь отца семейства близка его детям.

Его занятия состояли в пении скворцом, петухом и сочинении «вольных стихов». Жену он ненавидел и боялся, она называла его «ветряной мельницей» и «бесструнной балалайкой».

Со временем Головлёв стал пить, развлекался с горничными девками, пока не одичал и не превратился в дряхлого старика.

Старший сын Степан Владимирыч был прозван матерью Стёпкой-балбесом и Стёпкой-озорником. Он был постылым, парией, шутом, таким же проказником, как отец, и его любимцем. Как и мать, Стёпка угадывал слабые стороны людей. Мать частенько грозилась убить его.

Постоянное принижение образовало «характер рабский, не знающий чувства меры и лишённый всякой предусмотрительности». Несмотря на то что Стёпка закончил университет, он 4 года не мог никуда утроиться из-за праздности, пока мать не определила его в Москве в надворный суд, где он прослужил 3 года.

Проев выброшенный кусок – дом в Москве в 12 тысяч – Степан вернулся в Головлёво, где и умер.

Дочь Аннушку мать отправила в институт, чтобы «сделать из неё дарового домашнего секретаря и бухгалтера». Но дочь сбежала из Головлёва с корнетом Улановым.

Повенчавшись без благословения, «как собаки», молодые люди проели выброшенный матерью кусок – 5 тысяч. Осталась деревенька Погорелка в 30 душ.

Через 2 года корнет сбежал, а Аннинька через 3 месяца умерла, оставив на попечении бабушки близнецов Анниньку и Любиньку, которых Арина Петровна называла Аннушкиными щенками.

Порфирий Владимирыч имел 3 прозвища, данные старшим братом: Иудушка, кровопивушка и откровенный мальчик. Он ласкался к маменьке и наушничал, ни разу не был матерью уличен в утаивании. Мать никогда не могла понять, он источает яд или сыновнюю почтительность.

Арина Петровна боялась Иудушку, помня пророчество блаженного Порфирия о рождении сына, в котором она  усматривала опасность для себя.

Образ Иудушки – новый психологический тип в литературе. Он жестокий, лицемерный предатель. Этот образ наиболее полно раскрыт автором. Во-первых, Порфирий единственный, кроме деградации, переживает перерождение, правда, запоздалое и ни во что не воплотившееся. Этим он напоминает библейского Иуду, который не то чтобы раскаялся, но жить с грузом предательства не мог и повесился.

Младший сын Головлёвых Павел – противоположность среднему – «олицетворение человека, лишённого каких бы то ни было поступков». Он не был склонен к учению, играм или общению.

Павел «любил жить особняком, в отчуждении от людей». Повзрослев, он превратился в апатичную и загадочно-угрюмую личность, в человека, лишённого поступков. Его качества (доброта, гостеприимство, ум, честь) никак не проявлялись.

Он был угрюмым, боялся матери, хотя и огрызался.

Художественное своеобразие

Салтыкову-Щедрину удалось создать картину полной безысходности, умирания и угасания рода. Эта идея пронизывает все уровни текста. Она проявляется в поступках и характерах героев, их речи независимо от того, это лицемерные слова Иудушки, недалёкие слова Павла или пустая болтовня Степана. В словах нет жизни, они не приводят к действиям, а если приводят, то только к деструктивным.

Красота и молодость героев быстро угасает, богатые имения приходят в запустение. Кажется, сама земля головлёвского имения убивает своих помещиков. Возвращаясь в Головлёво, Степан называет её постылой, деревня кажется ему могилой.

Чудовищны прозвища, которые дают друг другу герои. Эти точные характеристики программируют их судьбы, потому что не могут постылые дети вырасти хорошими людьми. Уменьшительно-ласкательные формы прозвищ в сочетании с их смыслом – язвительный сарказм.

Особое внимание автор уделяет безбожию героев как последней ступени их падения. Отсюда в романе библейские образы и притчи. Роман начинается с повторения истории о блудном сыне.

И если Степан во всём походит на библейского сына, прокутившего имение, то его родители совсем не напоминают библейского отца.

Писатель сразу указывает на корень проблемы: установки и стереотипы передаются из поколения в поколение, всё усиливаясь.

Смерть Иудушки в конце романа напоминает смерть раскаявшегося уды. Герой пробуждается в страстную пятницу под влиянием чтения Евангелия и умирает, как и Иуда, в субботу.

  • «Господа Головлевы», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина
  • «Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ
  • «История одного города», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина
  • «История одного города», анализ романа Салтыкова-Щедрина
  • «Медведь на воеводстве», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Дикий помещик», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Вяленая вобла», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание
  • «Медведь на воеводстве», краткое содержание по главам сказки Салтыкова-Щедрина
  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, краткая биография
  • По произведению: «Господа Головлёвы»
  • По писателю: Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович

Источник: https://goldlit.ru/saltykov-shchedrin/1396-gospoda-golovlevy-analiz

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector