Свою первую порцию настоящей славы и опалы он получил, написав стихотворение «На смерть поэта». Возможно, об этом произведении долго бы еще ничего не знали, если бы Лермонтов не показал его Раевскому. Печататься он начал, скорее, под давлением друзей, истинных ценителей литературного таланта.
Тема одиночества
Основным мотивом творчества Лермонтова остается одиночество. Эта тема проскальзывает в большинстве его лирических произведений, даже тех, которые посвящены природе, Родине, любви.
Непосредственно одиночеству посвящены стихотворения «И скучно, и грустно», «Одиночество» (Как страшно жизни сей оковы), «Пусть я кого-нибудь люблю…», «На севере диком стоит одиноко» и др.
Природа и природные явления служат поэту декорацией его любимой теме одиночества. Таковы стихотворения «Утес», «Листок», «Парус», «Тучи».
У Лермонтова особое место занимает философская лирика, где он задается вопросами бытия. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», слышится растерянность поэта перед дальнейшей жизнью. Стихотворение написано в 1838 году, а у поэта возникает вопрос: зачем он живет? Философским смыслом наполнено стихотворение «Выхожу один я на дорогу».
Гражданская лирика
Мотив борьбы с самодержавием в лирике Лермонтова проскальзывает, но таких стихотворений немного. Вершиной гражданской лирики можно назвать стихотворение «На смерть поэта».
До этого было написано незавершенное стихотворение «Опять вы, гордые, восстали». Это стихотворение, скорее всего, явилось эмоциональным всплеском поэта. Оно осталось незавершенным и потому оставляет больше вопросов, чем дает ответов:
После поражения декабрьского восстания по стране поползли слухи о казненных вождях, о том, что царь после восстания декабристов дал волю крестьянам, а родные помещики скрывают их, чтобы заставлять крестьян работать на себя. Крестьяне возвели казненных в ранг мучеников, боготворили их. В ряде губерний то здесь, то там, вспыхивали волнения, которые подавлялись силами полиции и армии.
В 1830-31 годах в России вспыхивали так называемые «холерные бунты». Крестьяне, недовольные запретами на передвижение, возмущались и отвечали бунтами. Суворов в свое время подавил восстание Пугачева, поэтому Лермонтов называет Суворова врагом вольности и славы.
В шестнадцатилетнем возрасте Лермонтов написал стихотворение «Предсказание», где предрек падение самодержавия. Некоторые исследователи видят в этом предсказании некое мистическое предчувствие. Но если вспомнить, что стихотворение написано в злополучном 1830 году, когда революции буквально сотрясали Европу, то это предсказание станет вполне логическим выводом из происходящих событий.
Гражданская тема неизменно перекликается с темой Родины. Таковы у Лермонтова стихотворения «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», « Монолог», «Печально я гляжу на наше поколенье». В двух последних стихотворениях слышится тревога поэта в том, что его поколение бездействует, не находит точки приложения своих сил.
Любовная лирика
Любовная лирика в творчестве Лермонтова занимает немного места. В основном, стихотворения о любви приходятся на период взросления. Но в любви он был разочарован. Сначала ветреная Сушкова, потом – таинственная Н.Ф.И – Наталья Федоровна Иванова заставили юного поэта разочароваться в любви. Этим барышням Лермонтов посвятил циклы стихотворений.
Варвара Лопухина была, наверное, самой большой привязанностью поэта. Правда, она вышла замуж за Бахметьева, но это не мешало им сохранять теплые, дружеские отношения до самой смерти Лермонтова. Варваре Лопухиной Лермонтов посвятил следующие стихотворения:
- «Она не гордой красотою…»,
- «Мы случайно сведены судьбою…»,
- «Оставь напрасные заботы…».
Смешанные мотивы
У Лермонтова немало таких многоплановых произведений, перед которыми встаешь в тупик:о чем оно? к какой теме причислить? Например, стихотворение «Спеша на север издалека…». Первая строка вроде о Родине.
Путник стремится скорее попасть в родную сторону, на север. Описание Казбека и Кавказа и обращение к нему напоминает о любви Лермонтова к Кавказу. Затем поэт говорит о своем беспокойстве, в том, что его забыли или помнят.
Это – тема дружбы, взаимоотношений между людьми. Последние строки стиха – одиночество.
Источник: https://LermontovM.ru/zhizn-i-tvorchestvo/osnovnye-motivy-liriki-lermontova
Сочинение. Лирика Лермонтова
Сочинение
Лирика Лермонтова
..
Лермонтов был человеком противоречивым. Одним он казался холодным, мрачным, недоброжелатель-ным, раздражительным. Другим — живым, веселым и жизнерадостным. Бесспорно, что ни с кем не любил он делиться своими переживаниями. Поэтому только в произведениях Лермонтов мог открыть свою «тонкую душу».
Светской черни, не способной понять великого поэта, Лермонтов посвящает стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840 год).
Михаил Юрьевич презирает этих людей, чьи лица более похожи на маски, его раздражает прикосновение «бестрепетных рук», он ненавидит красавиц, не способных ни на любовь, ни на какие-нибудь другие чувства:
- Как часто, пестрою толпою окружен,
- Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
- При шуме музыки и пляски,
- При диком шепоте затверженных речей,
- Мелькают образы бездушные людей…
- Лермонтов был человеком очень страстным, живо реагировал на все события, происходящие в России. Получив известие о смерти Пушкина, он пишет стихотворение «Смерть Поэта» (1837 год), в котором обвиняет представителей придворной аристократии, ставших причиной гибели поэта:
- А вы, надменные потомки
- Известной подлостью прославленных отцов,
- Пятою рабскою поправшие обломки
- Игрою счастия обиженных родов!
- За это стихотворение Лермонтова ссылают на Кавказ. Ответом поэта стало стихотворение «Прощай, немытая Россия…» (1841 год), в котором он высказывает свое неприятие к николаевской России:
- Прощай, немытая Россия,
- Страна рабов, страна господ,
- И вы, мундиры голубые,
- И ты, им преданный народ.
- Лермонтов постоянно размышляет о будущем своего отечества. Об этом его стихотворение «Предсказание» (1830 год), в котором он рассказывает о тех ужасных кровавых картинах будущего России, которые мучили его:
- Настанет год, России черный год,
- Когда царей корона упадет;
- Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
- И пища многих будет смерть и кровь…
Лермонтов не находил взаимоотношений среди своих современников, он чувствовал себя одиноким в жизни и в творчестве. Поэтому, вероятно, основной темой его произведений была тема одиночества.
Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть оглавление любого сборника стихотворений Лермонтова: «Белеет парус одинокой…», «Выхожу один я на дорогу…», «Никто моим словам не внемлет…», «На севере диком стоит одиноко…».
Чувство одиночества постоянно преследовало Лермонтова, потому что он был человеком необыкновенным, он был поэтом-пророком.
- С самого детства он знал о своем предназначении и понимал, что это не подарок судьбы, а тяжелая ответственность перед человечеством и Богом. Это видно из стихотворения «Молитва» (1829 год):
- Но угаси сей чудный пламень,
- Всесожигающий костер,
- Преобрати мне сердце в камень,
- Останови голодный взор;
- От страшной жажды песнопенья
- Пускай, творец, освобожусь…
«Мощь ума» Лермонтова отразилась и в его космическом мировоззрении. Так, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841 год) поэт слышит, как «пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит». Только среди природы Лермонтов находит успокоение и умиротворение, его «тонкая душа», созерцая красоту окружающего мира, «смиряется»:
- Тогда смиряется души моей тревога…
- В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837 год) Лермонтов пишет о том впечатлении, которое произвела на него русская природа. Поэт, словно герой из его стихотворения «Пророк» (1841 год), бежит от людей, презирающих его, в пустыню:
- Посыпал пеплом я главу,
- Из городов бежал я нищий,
- И вот в пустыне я живу,
- Как птицы, даром божьей пищи…
Поэзия Лермонтова отличается глубоким психологизмом, передает чувства, ощущения радости и тревоги, разочарования и надежды. Она обращается к эмоциональному и духовному миру человека, в ней отразились и «мощь сердца», и «тонкость души» молодого Лермонтова.
Скачать Сочинение.
..
..
gdzotvet | 29.09.2012
Источник: https://gdz-otvet.ru/sochin/lermontov/sochinenie-lirika-lermontova/
Сочинение на тему: Лирика М. Ю. Лермонтова
Тема одинокого человека побуждает задуматься о личности гения, о сути его творчества. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, которого ему запрещали видеть, — таковы первые горькие впечатления детства поэта.
Необходимо было иметь большой запас душевных сил, чтобы не покориться обстоятельствам и выйти победителем ш противоборства с ними. Лермонтов хочет рассказать людям о своей боли, но все, о чем он знает, не удовлетворяет его. Чем старше он становится, тем сложнее представляется ему мир.
Почти у каждого поэта есть стихотворение, выражающее его творческое кредо. Для понимания сущности поэтического дара Лермонтова огромное значение имеет знаменитая «Дума».
Лирический герой «Думы» одинок, но его волнует и судьба поколения. Чем зорче он вглядывается в жизнь, тем яснее становится, что лично он не может быть равнодушным к бедам человеческим. Со злом необходимо бороться, а не убегать от него.
Бездействие примиряет с существующей несправедливостью, оно обусловливает одиночество и стремление жить в замкнутом мире собственного «я». И самое страшное — порождает равнодушие к миру и людям. Только в борьбе личность находит себя.
В «Думе» поэт ясно говорит о том, что именно бездействие погубило его современников.
Известно, что многие стихи Лермонтова имеют черновые «зарисовки». Поэт как бы несколько раз подступает к теме, рассматривает ее во всем объеме. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью…» он будто прозревает. Теперь поэт пересматривает свои убеждения. Попробуем проанализировать. Первые строки — это еще рассказ о личном:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
Теперь смотрите, как развертывается строка «Гляжу на будущность с боязнью» в трагическую думу всего поколения:
Печально я гляжу на наше поколенье
Его грядущее — иль пусто, иль темно…
Читаем дальше:
Земле я отдал дань земную. Любви, надежд, добра и зла…
И сразу возникают в памяти «алмазной крепости» строки:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы…
Какой горечью наполнены эти строки! Ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Не сочувствие, а презрение вызывают эти духовные рабы. Читаем дальше:
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя…
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Поэт — один из этой толпы, но он не хочет слиться с ней. Трагический голос поколения звучит в унисон с одиноким голосом поэта. Таким образом, тема одиночества обусловлена не только личной судьбой Лермонтова.
Она отражает состояние русской общественной мысли периода реакции.
Поэтому-то в лирике Лермонтова и занял значительное место одинокий бунтарь, протестант, враждующий с «небом и землей», борющийся за свободу человеческой личности, предчувствующий собственную преждевременную гибель.
Чувством одиночества наполнены стихи о природе.
Одиноко растут сосна и пальма.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…
…Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Вот старый утес… Одиноко
Он стоит, задумался глубоко.
И тихенько плачет он в пустыне.
В лирическом, глубоко взволнованном монологе «Выхожу один я на дорогу…», написанном Лермонтовым незадолго до смерти, поэт ставит мучительные вопросы и отвечает на них:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего?
Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Стихотворение «И скучно и грустно…», названное В. Г. Белинским «похоронной песнью всей жизни», перекликается с романом «Герой нашего времени». Печорин томится жизнью, презирает ее и самого себя и в то же время гонится за жизнью, жадно ловит ее радости.
В стихотворении «И скучно и грустно…» и в романе «Герой нашего времени» поэт, говоря о дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, пытается исследовать причины неудовлетворенности своим назначением.
Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там «мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски».
Печорин — не только упрек всем лучшим людям поколения, но и призыв к гражданскому подвигу.
Борьба — вот та нравственная заповедь, которая должна определять жизнь, поведение, поступки и мысли.
Мы не ошибемся, если скажем, что «Парус» у Лермонтова символизирует сильную и независимую личность, ее одиночество и трудность пути, неустанные поиски цели и смысла жизни. Одинокий парус предстает перед нами как воплощение абсолютной свободы:
Увы! — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Тема одиночества у Лермонтова соприкасается с темой любви. Вот и в стихотворении «Я не унижусь пред тобой…» он говорит:
- Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,
Иль женщин уважать возможно, - Когда мне ангел изменил?
Не то-же ли случилось с Печориным, сделало его жестоким по отношению и к княжне Мери, и к Бэле? Особенностью лермонтовского гения является напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем «я», страстная сила личного чувства. Мы не найдем у Лермонтова той прямой открытости всему задушевному, которая так чарует в поэзии А. С.
Пушкина. Тема горького одиночества, неудовлетворенности собой, безысходности, разочарования явственно звучит в лирике Лермонтова, непревзойденной по красоте исполнения. Каждый раз, читая произведения Лермонтова, я вновь задумываюсь о его судьбе.
Мне становится очень грустно от того, что еще в юности поэт словно предсказал свою судьбу:
- Нет, я не Байрон, я другой
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник, - Но только с русскою душой.
Источник: http://www.uznaem-kak.ru/sochinenie-na-temu-lirika-m-yu-lermontova/
Сочинение на тему: ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА
Художественный мир Лермонтова настолько тонок и многогранен, что вряд ли возможно пронумеровать и разложить по полочкам все темы, им затронутые, и образы, им созданные.
Однако можно выделить основные мотивы, которые красной нитью проходят через все творчество поэта. Среди них — тема родины, свободы, одиночества, поэта и поэзии и, конечно же, тема любви.
Эти темы, безусловно, не новы, но в творчестве Лермонтова они получили своеобразное развитие.
Пожалуй, самой знаковой для поэта стала тема свободы. Она является определяющей во всей его лирике, как бы пронизывая все произведения. Пожалуй, это то, без чего Лермонтов не был бы Лермонтовым. Свобода — это его муза, его идеал.
Окружающий мир, общество с его несовершенством почти всегда — противоположность свободе. Образ тюрьмы, например, в стихотворении «Узник», на мой взгляд, следует трактовать широко: как символ не только физического, но и духовного закрепощения личности.
Лермонтовское свободолюбие стихийно, буйно, безудержно и бесстрашно.
Еще одна отличительная черта лирического героя Лермонтова — вечное одиночество. Мотив одиночества придает стихам поэта нотки таинственной печали, задумчивой, но светлой грусти. Так, например, в стихотворении «На севере диком» одиночество трагично, безысходно.
Оно воплощено в образах сосны и пальмы, которым никогда не суждено сблизиться. Здесь природа как бы повторяет человеческие судьбы. Лермонтов часто использует и прием противопоставления.
В стихотворении «Тучи», написанном перед отъездом в ссылку, он противопоставляет беспечность и холодность тучек тяжелой судьбе человека, которому его изгнанничество приносит душевные страдания. Но, наверное, самое «одинокое» стихотворение Лермонтова — «Парус».
Ощущение уязвимости паруса увеличивается за счет сопоставления с громадным простором моря, в руках которого он не более чем хрупкая игрушка.
Мотив одиночества важен и для гражданственной лирики; герой поэта одинок в обществе, у себя на родине; одинок в своем несогласии с системой.
Тема родины по-разному преломляется в стихах Лермонтова.
С одной стороны, в его гражданственной лирике нередки прямые выпады в сторону несправедливого государственного устройства николаевской России.
Так, например, в стихотворении «Жалобы турка» поэт, проводя параллели между жестким турецким деспотизмом и русским обществом (сравнение отнюдь не в пользу последнего!), с сожалением констатирует:
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! этот край… моя отчизна!
Но, пожалуй, наиболее открыто и дерзко звучит социальный протест в стихотворении 1841 года «Прощай, немытая Россия».
Лермонтов безжалостно обличает «пашей» (снова параллель с турецким деспотизмом), клеймит позором тех, кто этот позор заслужил.
Однако нужно признать, что в этих строках слышится не только оскорбительная ирония, но и глубочайшая скорбь. Поэту небезразлична судьба «страны рабов, страны господ», которая так несправедлива и неблагосклонна к нему.
Лермонтов презирает государство, но не страну. И несмотря на свое часто враждебное отношение к устройству общества, он не может не любить родину. Эту «странную любовь» он выразил в стихотворении «Родина», создав живой, удивительно поэтичный образ России. В начале стихотворения сам поэт определяет, что значит для него любить родину.
Общепризнанные ценности отходят для него на второй план; его привлекают совершенно другие вещи, простые, привычные, но очень близкие душе поэта. Лермонтов не пытается приукрасить, идеализировать русскую жизнь, как это часто делают писатели, считающие себя народными. Поэт просто правдиво изображает то, что находит живой отклик в его сердце.
Сельская жизнь показана здесь такой, какая она есть, безо всякой ретуши, без приторного умиления.
Хоть Лермонтов и говорит, что равнодушен к «славе, купленной кровью», в стихотворении «Бородино» все же явно чувствуется гордость автора за славное прошлое своего народа. Но и здесь Лермонтов выходит за привычные рамки, показав знаменитое сражение глазами простого солдата, дав тем самым объективную оценку историческим событиям, свободную от излишнего пафоса, ханжества и ура-патриотизма.
Тема родины в творчестве Лермонтова тесно переплетается с темой поэта и поэзии, потому что поэт неоднократно подчеркивает социальное предназначение поэта. В произведениях, где затрагивается тема поэзии, звучит позиция Лермонтова относительно роли поэта в обществе: поэт должен быть пророком и борцом за справедливость и свободу.
В стихотворении «Поэт» (1838) Лермонтов осуждает тех своих собратьев по перу, чьи строки, утратив былую остроту и силу, стали ненужным украшением, подобно боевому кинжалу, висящему на стене. Лермонтов убежден, что поэт должен использовать свой талант как оружие, чтобы защитить не только себя, но и весь народ.
Настоящий поэт должен быть непримирим; должен следовать голосу своей совести. Идеалом такого поэта-борца для Лермонтова был Пушкин. Продолжая пушкинские традиции, Лермонтов изображает поэта в образе пророка. Судьба пророка незавидна: его отовсюду гонят, ему не хотят верить.
В бедствиях пророка угадывается судьба самого Лермонтова, да и не только его:
- Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья:
- В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
- Не такая ли участь уготована каждому, кто решится заговорить с людьми на языке правды? Так было и с Пушкиным; его смерть потрясла Лермонтова, и он отозвался на нее одним из самых ярких своих произведений — стихотворением «Смерть Поэта», в котором напрямую обвиняет «Свободы, Гения и Славы палачей» в убийстве того, чья жизнь в тысячу раз ценнее никчемных жизней его врагов:
- И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
Лермонтов в литературе — личность. В своих стихах он выразил свои чувства и взгляды, не боясь навлечь на себя гнев властей.
Но было бы неправильно, характеризуя творчество Лермонтова, не упомянуть его любовной лирики. Пылкое сердце поэта умело любить искренне и нежно. Строки его стихов о любви звучат приглушенно, как будто шепотом. Образ любимой женщины представляется возвышенным, даже идеальным:
- Она поет — и звуки тают,
- Как поцелуи на устах…
- Лермонтов нежен, трепетен и слегка печален, когда говорит о любви… Пожалуй, из всего этого можно составить обобщенный портрет лирического героя Лермонтова. Перед нами бунтарь, свободолюбец, смелый, порывистый, эмоциональный человек с развитым чувством справедливости, не боящийся выступить против и вызвать чье-то неудовольствие; любящий родину, желающий добра ее народу; способный на пламенную любовь и верную дружбу; это человек тонкий и чувствительный, с богатейшим внутренним миром, человек гуманный и честный…
Все творчество Лермонтова — это автопортрет его души. Его стихи звучат искренне; они волнуют и заставляют задуматься. Лермонтовская лирика, с ее многообразием тем, идей и мотивов, — это целый мир, в котором каждый может найти то, что близко лично ему. Поэтому Лермонтов так любим, читаем и почитаем русским народом.
На этой странице искали :
- образы и мотивы любовной лирики Лермонтова сочинение
- оБРАЗЫ И МОТИВЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ Лермонтова
- сочинение на тему родина и природа в поэзии лермонтова
- основные темы лирики лермонтова
- сочинение на тему лермонтова
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-osnovnye-temy-i-obrazy-liriki-lermontova.html
Сочинение на тему “Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова”
В такой обстановке Лермонтову казалось, что распалась связь времен, стало постоянным чувство ненужности обществу и стране. Жизнь проходила напрасно. Эти настроения и определили тематику лирики великого поэта.
В поэтических произведениях юного Лермонтова ярко выражен мотив отрицания. Он отрицает высший свет, презирает толпу, укоряет Бога, создавшего такой несправедливый мир, не верит, что в России возникнет свободное общество.
Лермонтов смело выступал как борец-одиночка. Он жестко и язвительно обвинял царя и вельмож в насилии и деспотизме.
На первый план в его поэзии выдвинуты, по словам Белинского, «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности».
Основная направленность лирики Лермонтова – это бунтарство, протест и трагическое восприятие действительности. Личность мыслящего человека оказалась в конфликте с обществом, в кризисе веры в будущее. Ранняя лирика поэта имеет романтическую направленность, в ней ощущается влияние поэзии Байрона.
У Лермонтова такие же мятежные и гордые лирические герои. Они хотят подвигов, свершений, а обстоятельства обрекают их на бездействие.
Эти мотивы звучат в стихотворениях «Я рожден, чтоб целый мир был зритель / Торжества иль гибели моей…», «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…», «За дело общее, быть может, я паду…» и других.
Молодому дворянину того времени предлагалось жить великосветской жизнью, ездить на балы, собрания, проводить время с друзьями. Лермонтова не устраивает такая пустая жизнь. В его лирике отражено тотальное отрицание «толпы», «светской черни»:
Коварной жизнью недовольный, Обманут низкой клеветой…
Поэт прекрасно знаком с лживой моралью знати, с ее лицемерными нормами жизни:
- Поверь: великое земное
- Различно с мыслями людей.
- Сверши с успехом дело злое — Велик;
- не удалось – злодей.
Мотив духовного одиночества – один из ведущих в лирике Лермонтова. Он уверен в избранности поэта, на которого небеса возложили великую миссию сказать людям правду. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» он пишет:
- …Кто
- Толпе мои расскажет думы?
- Я – или Бог – или никто!
Часто лирический герой пытается вознестись душой в небеса и там попытаться найти ответы на мучающие его вопросы, но тщетно. В лирике Лермонтова прослеживается тяга к миру прекрасного, идеального.
Но чаще герой с горечью говорит о разочаровании в любви, дружбе, отрицает ценности земного тягостного существования.
Ему присуща двойственность сознания, когда он хочет понять и полюбить весь мир и в то же время ясно понимает безнадежность своих благих порывов.
В сложной, интересной, интеллектуальной лирике Лермонтова тесно переплетаются гражданские, философские и личные переживания.
Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-osnovnye-motivy-liriki-m-yu-lermontova/
Сочинение на тему: Основные мотивы лирики Лермонтова
Впервые стихи Михаила Юрьевича мы узнаем примерно лет в двенадцать-тринадцать… Конечно, мы их слышим и до этого, но только в означенном возрасте начинаем немного понимать, вдумываться… А пятнадцати — шестнадцатилетнему подростку художественный мир Лермонтова особенно близок и дорог… Только вслушайтесь в эти строки:
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой.
Что кинул он в краю родном?
В четырех строчках уже названо все то, что составляет основные мотивы лирики поэта. «Одинокий», «ищет», «кинул»… Через любые стихи — будь то любовная или философская лирика поэта — проходят эти понятия. Лирический герой поэта пытается найти цель жизни, отыскать в этой жизни свое место. Герой этот — романтик, и вся поэзия Лермонтова романтична.
Здесь мы ясно видим личность, противостоящую всем остальным, индивидуалистичную и оттого нередко страдающую. Ведь основной конфликт романтизма как понятия — противостояние неординарной личности ординарному миру, и это особенно близко Лермонтову.
Мотивы отверженности всеми, давно пережитых страданий, сильных страстей — особенно в ранней лирике:
Я не крушуся о былом,Оно меня не усладило.Мне нечего запомнить в нем,
Чего б тоской не отравило.
Одиночество также читается в каждом стихотворении поэта. Это не удивительно — всю свою недолгую жизнь Лермонтов был одинок и очень страдал от этого:
И скучно и грустно, и некому руку податьВ минуту душевной невзгоды…
Одиночество пронизывает и всю любовную лирику поэта. Горькие, мучительно-болезненные воспоминания о давней любви — несчастной и не встретившей взаимности — терзают лирического героя. Но и в любовной лирике Лермонтова можно заметить социальный подтекст: что, как не общество, искалечило душу героя, лишив его способности любить и быть любимым:
Пусть я кого-нибудь люблю;Любовь не красит жизнь мою.Она как чумное пятно,
На сердце жжет, хотя темно.
Отвергая признанные обществом ценности, лирический герой Лермонтова ищет свои собственные. Поиск этот приводит к образу Демона — впервые он появляется в ранних стихах (позже поэтом будет создана поэма «Демон»):
Собранье зол его стихия.Носясь меж дымных облаков,Он любит бури роковые,
И негу рек, и шум дубров.
Лермонтов пытается отделить себя от Демона, но ясно, что этот образ — одна из вариаций лирического героя. Кстати, дистанция между автором и лирическим героем у Лермонтова минимальна, а иногда и вовсе отсутствует. И вновь противопоставление себя другим, на этот раз — в мотиве собственного «избранничества», своего особого предназначения:
Нет, я не Байрон, я другой,Еще не ведомый избранник…
Именно избранничество, именно «странная жажда песнопенья» и есть причина отверженности героя. Отсюда и мотив собственной смерти, нередко возникающий в стихах:
Настанет день — и, миром осужденный,Чужой в чужом краю.На месте казни — гордый, хоть презренный,
Я кончу жизнь мою…
Впрочем, все это — лишь одна сторона лирики Михаила Юрьевича. Есть и другие. И если, с одной стороны, у героя — страсти и страдания, то с другой — гармония, покой. Особенно это видно в стихах о природе:
Тогда смиряется души моей тревога.Тогда расходятся морщины на челе,И счастье я могу постигнуть на земле.
И в небесах я вижу бога.
И тогда — новые мотивы: молитва, успокоение, счастливая любовь… Это — основные черты противоречия и сложной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова. Но в его стихах есть бесчисленное множество оттенков. И каждый раз, взяв в руки книгу, мы по-новому понимаем уже знакомые строки. Меняемся мы — и меняется то, что ищем мы в его поэзии…
Источник: http://litera.su/learner/all-works/lermontov-m-y/main-motives-of-lermontovs-lyric
Сочинение на тему: Лирика Михаила Лермонтова
Стих «Смерть поэта» имеет разоблачительный характер, это страстный протест, негодование и гнев, обращенные против убийц ( светских вельмож и самодержца), которые хладнокровно травили «свободный, смелый дар» большого поэта.
Здесь и неутешительное горе друзей, которые не смогли защитить «сердца вольного», и угроза, и приговор «свободы, гения и славы палачам». В этом стихи перед нами возникает во весь рост Лермонтов-бунтар, наследник традиций А. Пушкина. М.
Лермонтов писал стихи и до 1837 года, тем не менее нигде их не печатал. Он хотел, чтобы первым ценителем его поэзий стал А. Пушкина. Они не были знакомыми, тем не менее Лермонтов мечтал о встрече со своим кумиром и готовился показать ему некоторые из своих поэзий.
Среди них «Бородино» — стих, посвященный войне с Наполеоном 1812 года.
Стих «Бородино» — это поэтический памятник русским солдатам, которые ценой тысяч жизней отстояли Родину. «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…». В этих словах увлечения знаменитым и доблестным прошлым русского народа и горечь от осознания того, что современное Лермонтову поколение не способное на большие дела.
В стихах Лермонтова раздумья о своем поколении, о времени, о Родине. Потому что произведения написанные в годы реакции, которая настала после разгрома восстания декабристов, то большинство из них пронизанные печалью, горечью одинокости, осознанием того, что современники живут бесцельно.
Лирика Лермонтова рядом с ранним творчеством Пушкина стала взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой — романтический.
Он борец, страдалец, поэт, повстанец, даже пророк. Но особенно сильной в оскорблении героя Лермонтова есть романтическая тема одинокости.
Одинокость имеет разные черты: это и заключение, и любовная одинокость, и одинокость человека в мире.
За свою короткую жизнь Лермонтов создал огромное количество стихов. Когда читаешь их, тебя охватывает странное чувство. В его стихах такая глубокая горечь и печаль, которая сердце сжимается от боли. Стих «И скучно и грустно…» был написанный Лермонтовым за год к смерти. В этом стихи поэт размышляет об одинокости и трагизме жизни.
Центральный мотив стиха — разочарование, грусть от того, что жизнь не отвечает идеальным представлением героя. Рассмотрим композицию произведения, т. е. выясним, из каких частей составляется стих и как они размещенные. Риторические вопросы и оклики передают взволнованность, неравнодушие, искренность лирического героя, который раздумывает о смысле жизни.
Ему больно от того, что реальную жизнь такое далекое от его идеальных представлений.
В 1841 году Лермонтов вторично был сослан на Кавказ. Перед отъездом поэта его друг В. Одоевский подарил ему записную книжку с надписью: «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книжка с тем, чтобы он возвратил мне ее сам и всю списанную». Г.
Лермонтову, как мы знаем, не судилось возвратить книжку Одоевскому, но он вписал у нее много прекрасных стихов. Давайте послушаем некоторые из них.
Предварительно подготовленные ученики на фоне лирической мелодии декламируют стихи: «Утес», «Листок», «Пророк».
Последнее сочинение, которое вписал Лермонтов в запасник Одоевского, — это поэзия «Выхожу один я на дорогую…» В стихе, который был написан за несколько дней до дуэли и смерти, поэт доверчиво открывает читателям свою незащищенную душу, делится мыслями вслух, высказывает пожелания и искренне радуется красоте природы.
Именно образ могущественного дуба привлекает поэта. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы соорудить над своим последним приютом поэт:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, О любовь мнет сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.
И растет такой большой дуб в Тарханах, на родине М. Лермонтова. Каждого года в день памяти приходят к нему тысячи людей для того, чтобы поклониться праха большого русского гения.
Если бы знал вон в миг смертельной раны, Если бы знал вон, падая в крови, Что родник судьбы его — Тарханы Станут пульсом скорби и любви. Местом, где, склоняясь в молчанье строгом, Будут люди из столиц и сел Вслушиваться в звездную дорогую, По которой Лермонтов прошел.
Сочинение на тему: Лирика Михаила Лермонтова
- Сочинение на тему: Анализ исторической теме в творчестве М. Ю. Лермонтова Время в общественной жизни России, когда довелось жить и творить Михаилу Юрьевичу Лермонтову, называют «безвременьем». Причиной этому послужил назревший конфликт…
- Лирика Лермонтова М. Ю. Боюсь не смерти Лирика Лермонтова М. Ю. Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно. Хочу, чтоб труд мой вдохновенный Когда-нибудь увидел…
- Сочинение на тему «Демон в творчестве Михаила Врубеля» Сочинение рекомендовано как описание картины или описание творчества художника. Михаил Врубель — талантливый и очень сложный художник. Он интересовался творчеством…
- Сочинение на тему: Гражданское звучание лирики М. Ю. Лермонтова Стихи М. Ю. Лермонтова известный литератор В. Ходасевич назвал «… поэзией страдающей совести». Совесть поэта чутко реагировала на все проявления…
- Лирика Лермонтова Вхождение Лермонтова в литературу Лирика Лермонтова Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как…
- «Сашка»;. Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова Душевная жизнь Лермонтова была необычайно сложна и тревожна, и каждое произведение его, на котором лежит отблеск его могучей, феноменальной личности,…
- Тема: Основные темы и мотивы лирики М. Лермонтова Гибель, «солнца русской поэзии» Александра Пушкина вызвала трагедию души у нового русского гения — Михаила Юрьевича Лермонтова. Его музыкальная поэзия…
- Дайте характеристику образа Печорина в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» В основу психологического портрета Печорина Лермонтовым положенная «теория страстей», когда душевные силы, если не найдут положительного выхода, портят хорошую природу…
- Сочинение на тему — Интимная лирика Дмитрия Павлычко Мировая литература знает немало интимной поэзии чистейшей пробы. Припомним сонеты Петрарки, лирику Пушкина, неповторимое «Завядшая листва» И. Франко, поэзию Сосюры….
- Природа в духовной жизни человека (лирика Лермонтова) Одна из ведущих тем его творчества — одиночество. Обычно мы связываем это с мрачной эпохой, в которой ему довелось жить,…
- Сочинение анализ стихотворения Лермонтова на тему: Свободный дух Мцыри О Кавказе Лермонтов написал не одно произведение и упоминание этого края, где живут гордые и свободолюбивые люди, встречается на всем…
- Пейзажные образы в стихотворении Лермонтова «Тучи» В марте 1840 г. за дуэль с Э. де Варантом, сыном французского посла, Лермонтов был переведен из Тенгинского полка и…
- На тему «Лирика А. Блока» Назовите ведущие темы и расположения духа лирики А. Блока. 2. В какой родственной атмосфере рос А. Блок? Как семейные традиции…
- Дайте характеристику женским персонажам романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» Роман Г. Лермонтова «Герой нашего времени» стал важной вехой на пути становления реалистической литературы ХІХ столетие. Цель, которую ставил перед…
- К вопросу о влиянии Марлинского на Лермонтова В самых ранних поэтических опытах Лермонтова заметны яркие следы его увлечения произведениями Марлинского. У последнего есть незаконченная повесть в стихах…
- Литературный анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Стихотворение «Смерть поэта» состоит из двух частей. Первая часть — элегия, а вторая — сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет…
- Урок на тему: Жизнеутверждающая лирика Анакреонта Тема. Жизнеутверждающая лирика Анакреонта Цель : Ознакомить с биографическими сведениями об Анакреонта, учить определять особенности лирики поэта; развивать ассоциативное мышление;…
- Лирика Маяковского Как известно, лирика Лирика Маяковского Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается…
- Урок на тему любовная лирика Сапфо Цель: Заинтересовать личностью Сапфо; ознакомить с творчеством поэтессы; совершенствовать привычки работы с текстом; развивать чувство прекрасного; воспитывать толерантность. Оборудование: Карточки…
- Обреченность поэта на одинокость в условиях высшего мира Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова. Поэты XX столетия воспринимали и сейчас воспринимают М. Ю Лермонтова как своего современника, хотя…
Источник: https://ege-russian.ru/sochinenie-na-temu-lirika-mixaila-lermontova/
Сочинение: Тема одиночества в лирике Лермонтова — Сочинение
Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт, наследник литературной традиции А. С. Пушкина. Но их поэзия во многом не схожа. Если Пушкин в основном жизнерадостен, весел, ярок, то Лермонтов печален, грустен, пессимистичен. Его лирический герои чувствует себя ненужным, брошенным, потерянным. Тема одиночества — одна из основных в лирике поэта.
В «Парусе», одном из самых известных стихотворений Лермонтова, одиночество — душевное состояние, в котором лирический герой пребывает постоянно, — является основным мотивом.
Поэт рисует читателям романтический пейзаж: перед нами парус, качающийся на волнах.
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!..
Но это не просто картина природы: творческий мир Лермонтова намного богаче. Читая строки, мы чувствуем настроение лирического героя. Он одинок, несчастен и потерян, сам не знает, к чему он стремится.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
- Мир, окружающий лирического героя, враждебен, агрессивен, хотя будущее для поэта не так безрадостно, как может показаться на первый взгляд.
- Играют волны — ветер свищет,
- И мачта гнётся и скрыпит…
- Под ним струя светлей лазури,
- Над ним луч солнца золотой…
Лирический герой растерян. Эта неопределённости для него хуже любой опасности, любой преграды.
Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит!
Созданию грустного настроения способствуют слова «одинокий», «туман», «свищет», «мятежный», «буря», несущие мрачную эмоциональную окраску. Трагедия лирического героя в том, что он не понимает, в чём его счастье и что ему нужно для внутреннего спокойствия.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Так и сам поэт, словно его лирический герой, нигде не мог обрести душевного покоя. Он прожил короткую драматичную жизнь, чувствуя себя непонятым окружающими людьми и одиноким.
Подобным же настроением окрашено стихотворение «Утёс», в котором также используется приём олицетворения. Старый утёс, покинутый золотой тучкой, остался совершенно один. В произведении они противопоставлены друг другу. «Утёс-великан» — старый, могучий, сильный, незыблемый, а тучка — легкомысленная, игривая, беззаботная. Они — представители разных природных стихий.
- Лирический герой страдает, тяжело переживает разлуку, ему невыносимо одиночество.
- Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко,
- И тихонько плачет он в пустыне.
Одно из самых известных стихотворений Лермонтова «На севере диком…». На первый взгляд перед нами произведение, рисующее картину природы: сосна, покрытая снегом, обдуваемая всеми ветрами, стоит на вершине горы. Но это только первое впечатление.
Одинокая сосна олицетворяет лирического героя, покинутого, брошенного, оставленного всеми. Фразы и слова «на севере диком», «одиноко», «на голой вершине» создают мрачное настроение. Мы словно чувствуем, как сосне холодно, неуютно, грустно на этой высоте.
Лирический герой тяготится своим одиночеством, мечтает избавиться от него. Сосне снится, что где-то далеко есть такая же одинокая душа
- …В том крае, где солнца восход,
- Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт.
- Одиночество — один из основных мотивов в лирике Лермонтова. Чувство потерянности, непонимания окружающим миром придают его стихам не толь
- ко необыкновенную поэтичность, романтический
- оттенок, но и глубокую, бесконечную печаль.
Здесь искали:
- тема одиночества в лирике лермонтова сочинение
- сочинение на тему одиночество в лирике лермонтова
- одиночество в лирике лермонтова сочинение
Источник: https://sochineniye.ru/sochinenie-tema-odinochestva-v-lirike-lermontova/