Сочинение на тему совесть (9 класс)

(1)Был мальчишка высок и худ, непомерно длинные руки держал глубоко в карманах. (2)Голова на тонкой шее всегда немного клонилась вперёд. (3)Ребята прозвали его Семафором. (4)Мальчишка недавно переехал в этот дом.

(5)Когда он проходил мимо ребят, то опускал голову ещё ниже. (6)Ребята кричали вдогонку мальчишке разные насмешливые, а подчас и оскорбительные слова.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

(7)Мальчишка только ускорял шаг или смотрел на них голубыми, очень большими чистыми глазами и молча краснел.

(8)Ребята решили, что Семафор для такого хлюпика слишком хорошая кличка, и стали звать мальчишку просто Сима.

(9)Однажды Сима исчез и долго не появлялся во дворе. (10)Прошёл месяц, два… (11)И вот на улице опять появился новенький. (12)Под мышкой он держал чёрный альбом для рисования и направлялся в дальний угол двора, к чужому подъезду.

— (13)Эге, Сима вылез!.. — удивлённо присвистнул Мишка. — (14)Пойдём поговорим с ним!

(15)3аметив надвигающуюся на него армию, Сима поднял голову, как всегда покраснел и улыбнулся робко.

— (16)Ты, — начал Мишка, — куда направляешься?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Анализ произведения «уроки французского» распутина 6 класс

Оценим за полчаса!

(17)Сима прижал к себе чёрный альбом и топтался на месте. (18)Ребята смеялись, а Мишка шагнул вперёд и рванул из Симиных рук альбом. (19)Сима побледнел, вцепился было в Мишку, но его тут же оттеснили ребята, которые везде сопровождали своего вожака.

(20)А Мишка уже раскрыл обложку. (21)На первой странице альбома красивыми цветными буквами было выведено: «Учительнице Марии Алексеевне от Григорьева Коли».

— (22)Подхалимством занимается… (23)Ясно! — Миша произнёс это таким тоном, будто ничего другого и не ожидал.

— (24)Отдайте альбом, — просил за спинами ребят Сима. (25)Он пытался растолкать толпу, но мальчишки стояли плотно.

— (26)Переворачивай дальше, чего ждёшь?.. — сказал Кешка.

(27)Дальше был нарисован парусный корабль — бригантина. (28)Бригантина неслась на всех парусах. (29)Нос её зарылся в кипящую густо-синюю волну. (30)На палубе у мачты, скрестив руки, гордо стоял капитан.

— (31)Ух, здорово!..

(32)Ребята насели на Мишку. (ЗЗ)Каравеллы, фрегаты, крейсеры, подводные лодки шли вперёд. (34)Бушевали акварельные штормы, тайфуны…

(35)Кешка подпрыгивал от восторга. (36)Он толкал Мишку под локоть, просил:

— (37)Мишка, дай картиночку?.. (38)Ну, Мишка же…

(39)Мишка закрыл альбом и посмотрел через головы ребят на художника.

— (40)Ты — подхалим, Сима, слушай… (41)Поступим по чести и совести. (42)Чтобы ты не подлизывался к учителям в другой раз, раздадим твои картинки всем, кто захочет.

(43)Мишка скомкал первую страницу с надписью, принялся вырывать и раздавать картинки. (44)Потом он подошёл к Симе и толкнул его в грудь.

— (45)Проваливай теперь! (46)Слышишь?

(47)Губы у Симы задрожали, он закрыл глаза руками и, вздрагивая, пошёл прочь.

(48)Под лестницей, в излюбленном своём месте, мальчишки снова начали рассматривать рисунки. (49)Один Мишка сидел понурясь:

— (50)Это какая учительница Мария Алексеевна? — бормотал он. — (51)Может, старенькая?

— (52)Да, она уже третий год в школе не работает, на пенсию ушла, — встряла Людмилка, Кешкина сестра. — (53)Сима болел, она узнала и пришла. (54)Два месяца с ним занималась!

(55)Мишка поднялся и стал отбирать картинки у ребят. (56)Он собрал все листы, вложил их обратно в альбом. (57)Первая страница с посвящением была испорчена. (58)Мишка разгладил её на колене и тоже сунул под обложку.

(59)На следующий день, ближе к вечеру, Сима вышел во двор. (60)0н по-прежнему шёл, опустив голову, и покраснел, когда к нему подскочили Мишка с Кешкой.

— (61)Ладно, Сима, мир. (62)Пойдём с нами плотины строить!

(63)Ребята замёрзли, перемазались, когда к ним подошла маленькая старушка в пуховом платке. (64)Она обратилась к Симе:

— (65)3астегнись, Коля! (66)Ты опять простудишься… (67)Спасибо за подарок.

(68)Сима покраснел густо и пробормотал:

— (69)Какой подарок?

— (70)Альбом! (71)«Дорогой учительнице Марии Алексеевне, хорошему человеку».

(72)Сима не знал, куда деться, он страдал.

— (73)Я не писал такого…

— (74)Писал, писал! — захлопал в ладоши Кешка. — (75)Он нам этот альбом показывал с кораблями…

(76)Мишка встал рядом с Симой и сказал глуховато:

— (77)Конечно, писал… (78)Только он, к удивлению, нас стесняется, думает, мы его подхалимом дразнить будем. (79)Чудак!

(По Р. Погодину)

Готовое сочинение 9.3 «Что такое совесть?» 

Совесть — это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. Зачастую, если человек совершил плохой поступок, то его начинает мучить совесть, он переосмысливает свои действия. Докажу это примерами из текста Р. Погодина и из своего жизненного опыта. 

В приведенном отрывке мальчик Мишка поступил подло: отобрал у Коли Григорьева альбом, который он собирался подарить учительнице. Мишка скомкал первую страницу альбома, вырвал из него картинки и раздал их ребятам, а самого Колю обозвал подхалимом.

Но потом мальчишка понял, что поступил плохо, особенно когда узнал, что этот альбом Коля хотел подарить старенькой учительнице в благодарность за то, что она помогала ему с уроками во время его болезни.

В Мишке вовремя заговорила совесть, поэтому ему удалось многое исправить. 

Классическая литература предлагает нам массу примеров того, как у героев просыпается совесть после совершения дурного поступка. Исключением не стал и роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». После дуэли со своим другом Ленским Онегина начинает мучить совесть. Он сожалеет, что лишил жизни молодого, целеустремленного человека. Но, увы, исправить что-либо было уже поздно. 

Таким образом, совесть — это наш внутренний судья, наш внутренний голос, который помогает нам понять, что мы совершили или можем совершить плохой поступок. Главное, вовремя прислушаться к нему, чтобы избежать негативных последствий. 

Источник: http://sdam-rus.ru/sochinenie-9-3-chto-takoe-sovest/

Сочинение рассуждение по тексту.

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол.

(5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.(6)— Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.(8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин — мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный…

(10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

(ІЗ)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (Іб)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

(17)— Санёк, глянь! — толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот.(19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (20)0н посмотрел на нас и вдруг сказал:(21)—    Спасибо за подарок!(22)—    Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.

(23)Колька    испуганно вздрогнул и выронил книгу. (24)Все засмеялись. (25)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.(26)—    Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…

(27)Тридцать    лет прошло с тех пор.

(28)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружают нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку.

Читайте также:  Сочинение по картинам юона

(29)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.(30)А та книга… (31)Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (32)Да мы бы всё тебе отдали… (ЗЗ)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (34)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

(По В. Дроганову )

Вариант 1

Совесть — это некий контролёр, который следит за тем, чтобы плохих поступков в нашей жизни было как можно меньше. Совесть не даёт покоя, если ты соврал, смалодушничал, обидел кого-то. Особенно мучит она, если исправить сделанное уже невозможно.Так, рассказчик в тексте В. Дроганова не позволил Кольке взять книгу (предл.

22), тем самым разрушив надежду одноклассника на то, что эта книга могла быть подарком ему на день рождения (предл. 25-26).Совесть оживила это происшествие в памяти рассказчика, когда стало известно о гибели Кольки, и угрызения этого чувства не отпускают его в течение долгих лет (предл. 34).

Почему-то совесть даёт о себе знать, когда уже нельзя попросить прощения. После смерти моего дедушки я вспомнил немало эпизодов, когда я был с ним груб, невнимателен. Я с болью вспоминаю о них, и совесть не даёт мне покоя.

Поэтому я разделяю предостережение «никогда не жалей того, что можешь дать», ведь отчасти речь здесь идёт не только о не отданной Кольке книге, но и о душевном тепле, щедрости. Угрызения совести очень мучительны.

Вариант 2Мы часто слышим выражение «жить с чистой совестью». Что оно означает? Совесть — это словно тетрадь учёта всех твоих поступков, в которой виднее и ярче всего проступают самые нехорошие, неприятные из них.

Жить с чистой совестью — значит жить без сожалений, без острого желания исправить что-то из своего прошлого.Совесть рассказчика в произведении В. Дроганова нечиста, и он не может простить себе обиды, которую нанёс ни в чём не виноватому однокласснику Кольке (предл. 34).

Зачем он так резко поставил его на место и не позволил взять книгу? Почему причиной неприязни к однокласснику был только его внешний вид и заступавшаяся за него мать? Незаслуженно оскорблённый Колька, гонимый всем классом, погиб на войне, и попросить у него прощения нет никакой возможности.

Недавно на улице меня окрикнул незнакомый человек. Оказалось, я обронил кошелёк. Мужчина мог бы запросто оставить его себе, но не стал этого делать: ему не позволила совесть.

Я считаю, что нужно и важно всем жить по совести, потому что никто не хочет испытывать её муки.

Вариант 3Чувство, не дающее человеку спокойно наблюдать за злом и несправедливостью, а также не позволяющее ему прощать собственное недостойное поведение называется совестью. Она позволяет сохранять человеческие качества в любой обстановке, но если кто-то идёт против неё, то совесть потом мучит его долгое время.

Именно о ней текст В. Дроганова: в течение десятилетий рассказчик не может себе простить унижение, которому он подверг одноклассника, не может жить спокойно, вспоми-ная, как грубо оборвал его, как пожадничал и не нашёл в себе великодушия исправить ситуацию (предл. 28, 34).

Однажды и я зло подшутил над своим одноклассником: выбросил в снег за окно его портфель. Портфель открылся в снегу, и всё его содержимое насквозь промокло. Однокласснику сильно досталось от родителей. Когда я узнал об этом, мне стало очень стыдно. Я понял, как глуп и жесток был мой проступок, и извинился перед одноклассником.

Несмотря на то что он простил меня, я до сих пор чувствую уколы совести.

Действительно, стоит всегда помнить о том, что жизнь коротка и нужно прожить её достойно, по совести, чтобы не было больно и стыдно за совершённые проступки.

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/sochineniya-na-oge/37-oge-15-2-9-klass-sochinenie-na-temu—po-v-droganovu

Сочинение-рассуждение на тему "Совесть"

У каждого человека свои представления о том, как надо жить, а как не стоит. Чаще всего свои поступки люди определяют словами «хочу» и «надо».

Но при этом существует внутри каждого то, что держится на слове «не могу»! Не могу обманывать, не могу предать человека, не могу оставить в беде − не могу! Это чувство помогает сохранять человеческие качества в любой обстановке, при любых обстоятельствах. Оно не позволяет прощать собственное недостойное поведение.

Знакомая всем фраза: «Наконец-то у тебя совесть проснулась!» Человек не так внутренне силён, чтобы поступать только по совести. И тем не менее… Если всегда помнить, что каждый шаг – это поступок по совести или против неё, то постепенно приходит умение общаться с ней. «Совесть − верный советник», — говорит народная мудрость.

Важно прислушиваться, что подсказывает совесть, и не забывать советоваться с ней, постоянно будоражить её, она и не заснёт.

Человек всегда ставит перед собой определённые цели и добивается их. Бывает, что такие достижения идут вразрез с жизненными принципами. И в таком случае необходим выбор: либо исполнение мечты, либо сохранение духовных ценностей. Нужно задуматься, какими будут последствия совершенных поступков. И действительно ли важна та цель, для достижения которой нужно пойти на сделку с совестью?

Спокоен тот, кто живет в согласии с ней. Совесть не спрятать глубоко. Её голос звучит в каждом человеке, даже беспринципном и безнравственном. И хотя такие люди почти никогда не прислушиваются к нему, а стараются это чувство подавить, в один из дней «совесть без зубов, а загрызёт», — так говорят в народе.

Угрызения совести не заметны внешне и об этом не догадываются окружающие. Но внутренняя борьба идёт. Тогда появляются различные оправдания. И оправдываться приходится не перед другими людьми, а перед самим собой, а это намного тяжелее.

Тема совести звучит во многих произведениях литературы, в сценариях фильмов и спектаклей.

Например, в рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» о мальчике, наивностью и простодушием которого пользуются соседские ребята.

Сам того не желая, он обманывает бабушку, чтобы получить от неё в подарок пряничного коня. Чуть позже мальчик осознаёт вину. Его раскаяние − детское, искреннее, со слезами, полными горечи.Тот случай запомнился парнишке на всю жизнь. Много лет прошло, уже и он стал дедушкой, а тот пряничный конь остался в памяти навсегда. Этот бабушкин подарок стал для героя рассказа мерилом совестливости.

Такое же раскаяние, глубокое, с мужской скупой слезой, испытывает Егор Прокудин − герой повести В. Шукшина «Калина красная». Он привык рисоваться, играть роль разухабистого парня, которому всё даётся легко и непринуждённо.

Ему трудно, почти невозможно быть откровенным до конца. Потому настолько силён момент покаяния: «Не могу так больше! Не могу так жить! Тварь я! Тварь подколодная! Господи, прости меня! Ведь это же мать моя! Мать моя!!!».

Не выдерживает человеческая душа такой муки.

Совесть − внутренний закон, за нарушение которого ожидает наказание. Наказание муками совести. И невозможно объяснить, почему она терзает нас, когда мы нарушаем этот свой внутренний закон.

От совести не спрятаться. Она − в глубине человеческой души, а жить без души человек не сможет, как не сможет и без совести.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/writing/sochinenie-rassuzhdenie-na-temu-sovest/

Сочинение по тексту Геласимова А о совести

Совесть – это способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам.

Каждому ли человеку присуща совесть?
Каждый ли способен переживать, если заставил плакать близкого человека? Всегда ли мы способны вовремя исправить свои ошибки? Над этими вопросами заставляет задуматься автор текста А.

Геласимов.

Писатель поднимает, на мой взгляд, важную проблему – проблему человеческой совести.

Текст почти полностью состоит из монолога некоего человека, которого автор называет шефом. Взрослый человек вспоминает случай, произошедший с ним в юности, когда он, будучи студентом, после двухлетней разлуки встретился со своей матерью и не нашел для нее теплых слов: стеснялся, говорил глупости, не решился обнять.

И только после того как они расстались, осознал свое поведение и бросился назад к поезду. Слезы матери он помнит всю жизнь. Они отзываются в нем уколами совести.

Оглядываясь назад, он понимает, что ничего из того, что было в прошлом, уже не изменить, и винит себя в черствости, холодности, не понимая теперь, как можно быть таким бессердечным.
Думаю, что автор прав. Нам, молодым, кажется, что наши родители будут жить вечно. Ведь они нужны нам для нашего блага.

Это они заботятся о нашем здоровье, не спят по ночам, много работают, чтобы у нас было все, забывают о себе, потому что у них есть мы, дети. А дети вырастают и начинают стесняться своих родителей. Воспринимают блага как должное, а то еще и требуя большего.
Я, конечно, на стороне автора.

Проблему считаю острой и злободневной, так как в окружающей жизни вижу много примеров бессовестного отношения детей к своим родителям. Не мучает совесть тех, кто оставляет пожилых людей без помощи и поддержки. Кто выгоняет их из собственной квартиры. Уж не говорю о тех, кто поднимает на них руку.

Вспоминаю родителей Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети». Как плакали они за стенкой, боясь лишний раз помешать своему сыну, а он говорил с ними нарочито грубовато. Любящие родители этого не заслуживали. Но Базарова хоть при этом мучает совесть, как и Николая Ростова.

Несмотря на то, что в семье Ростовых царило взаимопонимание, Николай Ростов своим поступком, думается, вызвал немало огорчения, когда был вынужден просить у отца большую сумму денег, чтобы заплатить долг. Причем говорил он с отцом небрежно, грубовато, а отец не мог ему отказать. И хотя уезжал Николай из дома с намерением рассчитаться с отцом через несколько лет, можно представить, как тяжело было его отцу.

Думаю, что это очень важно – на протяжении всей своей сознательной жизни быть благодарным своим близким, не огорчать их, не делать больно, не заставлять плакать. А уж если вышло так, что совершил ошибку – иметь мужество ее исправить.

Источник: http://gosekzam.ru/2012/03/19/po-tekstu-gelasimova-a/

Аргументы к сочинению по тексту № 21 учебника «ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько»

1) «Война и мир» (Лев Николаевич Толстой)

Долохов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» извиняется перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов.

Долохов проявляет себя как порядочный человек, когда он с другими казаками и гусарами освобождает партию пленных, где будет и Пьер; когда он с трудом будет говорить, увидев неподвижно лежащего Петю.

Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.

Вопросы совести и чести важны для Николая Ростова. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья.

Спустя время, Ростов поступит так же по отношению к отцу, когда вступит в наследство и примет все его долги. Мог ли он поступить иначе, если в родительском доме в нем воспитали чувство долга и ответственности за свои поступки.

Совесть – тот внутренний закон, который не позволяет Николаю Ростову поступать безнравственно.

2) «Капитанская дочка» (Александр Сергеевич Пушкин)

Образцом верности своему долгу, чести и совести является и капитан Миронов. Он не предал Отечество и государыню, а предпочёл достойно умереть, смело бросив в лицо Пугачёву обвинения в том, что тот преступник и государственный изменник.

3) «Мастер и Маргарита» (Михаил Афанасьевич Булгаков)

Проблема совести и нравственного выбора тесно связана с образом Понтия Пилата. Историю эту начинает рассказывать Воланд, а главным героем становится не Иешуа Га-Ноцри, а сам Пилат, который казнил своего подсудимого.

4) «Тихий Дон» (М.А.Шолохов)

Григорий Мелехов в годы гражданской войны руководил казачьей сотней. Он лишился этой должности из-за того, что не разрешал своим подчиненным грабить пленных и население. ( В прошлых войнах грабеж был обычным делом в рядах казаков, но он был регламентирован).

Такое его поведение вызвало недовольство не только со стороны начальства, но и со стороны Пантелея Прокофьевича, отца, который, пользуясь возможностями сына, решил «поживиться» награбленным.

Пантелей Прокофьевич уже проделал это, побывав у старшего сына Петро, и был уверен в том, что и Григорий позволит ему обобрать сочувствующих «красным» казаков. Позиция Григория в этом отношении была конкретна: он брал «лишь съестное да корм коню, смутно опасаясь трогать чужое и с омерзением относясь к грабежам».

Читайте также:  Добрые обычаи моего народа - сочинение

«Особенно отвратительным» казался ему грабеж своих же казаков, даже если они поддерживали «красных». «Своего мало? Хамы вы! За такие штуки на германском фронте людей расстреливали», – бросает в сердцах он отцу. (Ч.6 гл.9)

5) «Герой нашего времени» (Михаил Юрьевич Лермонтов)

То, что за поступок, совершенный вопреки голосу совести, рано или поздно будет возмездие, подтверждает и судьба Грушницкого. Желая отомстить Печорину и унизить его в глазах знакомых, Грушницкий вызывает его на дуэль, зная, что пистолет Печорина не будет заряжен.

Подлый поступок по отношению к бывшему приятелю, к человеку. Печорин случайно узнает о планах Грушницкого и, как показывают дальнейшие события, предотвращает собственное убийство.

Так и не дождавшись, когда в Грушницком проснется совесть и он признается в своем коварстве, Печорин хладнокровно убивает его.

6) «Обломов» (Иван Александрович Гончаров)

Михей Андреевич Тарантьев со своим кумом Иваном Матвеевичем Мухояровым несколько раз совершают беззаконные деяния по отношению к Илье Ильичу Обломову.

Тарантьев, пользуясь расположением и доверием простодушного и несведущего в делах Обломова, предварительно напоив его, заставляет подписать контракт о найме жилья на грабительских для Обломова условиях.

Позднее он порекомендует ему в качестве управляющего имением афериста и вора Затертого, рассказав о профессиональных достоинствах этого человека. Понадеявшись, что Затертый, действительно, толковый и честный управляющий, Обломов доверит ему имение.

Есть что-то пугающее своей обоснованностью и вневременностью в словах Мухоярова: «Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги, не читая, нашему брату можно жить!» (ч.3 гл.10).

В третий раз Тарантьев с кумом обяжут Обломова выплачивать несуществующий долг по заемному письму своей квартирной хозяйке. Как низко должно быть падение человека, если он позволяет себе наживаться на простодушии, доверчивости, доброте других людей. Мухояров не пожалел даже родную сестру с племянниками, заставив их жить чуть не впроголодь, ради своего собственного достатка и благополучия.

7) «Преступление и наказание» (Федор Михайлович Достоевский)

Раскольников, создавший свою теорию “крови на совести”, всё рассчитал, проверил “арифметически”. Именно совесть не позволяет ему стать “Наполеоном”.

Смерть “никому не нужной” старухи вызывает неожиданные последствия в жизни окружающих Раскольникова людей; следовательно, решая вопросы нравственные, нельзя доверяться только логике и разуму.

“Голос совести долгое время остаётся у порога сознания Раскольникова, однако лишает его душевного равновесия “властелина”, обрекает на муки одиночества и разъединяет с людьми” (Г.Курляндская).

Борьба между разумом, оправдывающим кровь, и совестью, протестующей против пролитой крови, заканчивается для Раскольникова победой совести. “Есть один закон — закон нравственный”, — утверждает Достоевский. Поняв истину, герой возвращается к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением.

Лексическое значение:

1) Совесть – категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С.

выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас.

условий жизни и воспитания.

2) Совесть – одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта ), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущее состояние и поведение других людей по отношению к “носителю” совести. Совесть является одним из продуктов воспитания.

3) Совесть – (совместное знание, ведать, знать ): способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. « Дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого» (И. Кант). Совесть – нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков.

4) Совесть – – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.

Афоризмы:

«Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен»». Ч.Дарвин

«Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь». А Шопенгауэр.

«Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен». Овидий

«Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы». А.Эйнштейн

«Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью». Л.Н.Толстой

«Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!» Д.И.Фонвизин

«Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства». Г.Филдинг.

«Без совести и при большом уме не проживешь». М.Горький

«Лишь тот, кто облек себя в броню лжи, нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести». М. Горький

Источник: https://mmv-teacher.ru/l3_arguments/

Сочинение рассуждение на тему что такое совесть с аргументами из жизни

Что такое совесть? Многие люди задаются этим вопросом. Но ведь ответ на него прост и не должен вызывать сложности.
Совесть – это червячок, который живет где – то в душе человека, ожидая пробуждения. А когда он, наконец, проснется, мало не покажется никому.

Потому что совесть – это то качество, которое изнутри “грызет” человека, заставляя прислушиваться к ней. Она просыпается каждый раз, когда мы делаем что – то дурное. Вы забрали у одноклассника ручку и не вернули после уроков? А совесть тут как тут. Забыли про обещание другу? Не переживайте, совесть обязательно напомнит.

Сказали кому – то что – то нехорошее и обидное? Совесть поможет извиниться. У нее обширные связи, она знает все. При этом она будет мучить человека до тех пор, пока он не поймет и не исправит свои ошибки. Ей нельзя просто сказать: “Хватит”. От совести нельзя избавиться, если она уже живет в вашей душе.

Она будет провоцировать бессонницу, голод, но все равно добьется своего.
Так что, можно сказать, совесть – некий регулятор поведения человека. Она не дает совершить ему плохой поступок, обидеть кого – то.

А если все – таки что – то нехорошее случается, совесть заставляет человека пожалеть об этом и исправить ситуацию во что бы то ни стало.
Однако, как бы совесть ни старалась, она есть не у всех людей. Некоторые заранее договариваются с ней, подавляют ее, засовывая в самый темный и дальний уголок своей души. И помогает ведь.

Таких людей совесть не грызет. И они продолжают творить нехорошие дела, не зная ни раскаяния, ни сострадания.
Так откуда же берется совесть? Никто не знает этого. Скорее всего, она появляется в зависимости от воспитания. Если родители с детства объясняли человеку, что такое хорошо и плохо, то у него будет совесть.

Если же воспитанием ребенка не занимались, он вырастет бессовестным и эгоистичным.
Совесть может сделать жизнь человека невозможной. Однако, именно благодаря ей люди все еще поддерживают хорошие отношения между собой. Именно поэтому совесть должна быть у каждого. Иначе какой же это человек?

Подводя итог, можно сказать, что совесть – это один из основных терминов морали, определяющий что такое “плохо” и что такое “хорошо”. Ее нельзя подавлять, нельзя отстранять от души. Ведь совесть может помочь человеку, она поддерживает его чистоту и свет в его сердце.

Образец 4

В карусели событий современной жизни не всегда есть время задуматься о правильности поступков, в основном, при принятии решений люди руководствуются своими эмоциями.
Каждому человеку на протяжении всей жизни приходится сталкиваться с трудностями, преодолевать препятствия.

  Методы решения проблем и преодоления препятствий могут разниться: кто-то делает вся честно и открыто, а кто-то “идет по головам”, предает друзей, обманывает.
Про человека, который, не приносит никому вреда, своими способами достижения целей, не ущемляет чужого достоинства можно сказать, что он живет по совести.

Живущий по совести думает о других, а не только о себе.
Наверное, каждому человеку, поступившему некрасиво, приходится чувствовать неприятное чувство – совесть.

Это чувство помогает нам проанализировать свои поступки и выбрать путь, который будет наиболее этически приемлем, не навредит другим людям, также совесть помогает нам учесть совершенные ошибки.
Совестливый человек никогда не предаст ближнего, даже если когда-нибудь он ошибется, оступится, то сделает все, чтобы этого не повторилось.

Однако не все любят это чувство, не каждому это по вкусу. Многие люди систематически его угнетают, с каждым разом чувствуя совесть все слабее и, в конце концов, перестают его ощущать. Но поступая по совести, мы получаем одобрение окружающих, делаем мир лучше. Также, лучше принимать благодарность окружающих людей, чем ощущать терзания совести.

Иногда есть возможность помочь кому-то, но в то же время лень, особо не хочется затрачивать энергию.  Предстоит выбор, или отдых, собственный досуг, или помощь посторонним, или родным людям.

И если выберешь эгоизм, то будешь чувствовать угрызения совести, но если будешь систематически так поступать, то чувство будет бледнеть, может совсем исчезнуть. Кажется, что не так и плохо, но живя только ради себя, невозможно получить одобрение окружающих, положительную энергию. Выбирая же путь совести, помогая другим, мы делаем мир немного лучше, у людей появляются положительные эмоции, которые передаются человеку, поступающему по совести.

Жизнь по совести не подразумевает то, что интересы других людей в любом случае ставятся выше своих, но в то же самое время, это означает, что в меру своих сил нужно помогать другим, быть отзывчивым и дружелюбным. Нужно замечать свои неправильные, эгоистичные поступки и стараться, чтобы их стало как можно меньше.

Сочинение на тему Жить по совести. Что это значит?

Каждый человек на земле наделён широким спектром чувств:  счастье, страх, любовь, отчаяние. Но особое и очень значимое место занимает совесть.
Совесть – это своего рода диалог человека с самим собой, позволяющий ему определить вектор своих действий. Никто не рождается совестливым.

Это качество закладывается ещё в детстве главным образом на примере родителей и усиливается на протяжении всей жизни. Но далеко не каждый может его сохранить и преумножить. В мире множество людей, которых волнуют только собственные интересы. Они совершенно забывают о таких чувствах как забота и уважение.

Жить по совести – значит уметь оглядываться по сторонам, разделять невзгоды с ближними, находить возможность вовремя подать руку помощи тому, кто в этом нуждается.

В современном мире всё чаще можно услышать мнение о том, что людям эгоистичным и безнравственным жить намного легче: они быстрее адаптируются в изменчивых условиях, быстрее добиваются своих целей. Однако всегда есть обратная сторона медали. Ради своего успеха они готовы идти по головам, продавая и предавая других. Глупо винить таких людей.

Ведь по факту это простой самообман. Они не прислушиваются к тому, что пытается донести совесть и в итоге сглаживают все углы и находят с ней компромисс, ссылаясь на обстоятельства и находя оправдания, которые чаще всего кажутся нелепыми.
Я считаю, что люди должны быть более строгими по отношению к себе и учиться справляться с собственными страхами.

И речь не о боязни высоты или насекомых, а о трусости признания ошибок. Многие считают, что раскаяться в своем поступке – это удел слабых людей. А на самом деле они просто не могут переступить через ступень страха, которая встаёт выше совести и сожаления.

Несмотря на все сказанное, важно понимать, что в мире нет идеальных людей, да и жизнь может подкидывать всевозможные испытания, преодолевать которые приходится, совершая разные, в том числе некрасивые и неблаговидные поступки. Нет необходимости корить себя за проступок до конца своих дней.

Надо научиться с этим жить, попросив прощение не только у кого-то, но и у самого себя.
Если человек порядочен и склонен к добру, то, поступив плохо,  он постарается исправить ситуацию, обернув её во что-то хорошее. Не допускать такие моменты довольно просто. Нужно только не делать по отношению к другим того, чего не желаешь самому себе. Живя по такому правилу, становится гораздо легче и спокойнее и именно так достигается гармония с собой, обществом и окружающим миром.

9 класс ОГЭ 15.3

Источник: https://alphacat.ru/sochinenie-rassuzhdenie-na-temu-chto-takoe-sovest-s-argumentami-iz-zhizni.html

Ссылка на основную публикацию