Сочинение настя и митраша в рассказе кладовая солнца

  • Тема: «Настя и Митраша»
  • Цель: выявление свойств характеров героев; определение авторской позиции, роли сказочных мотивов в произведении; формирование навыка составления словесного портрета героев, выразительного чтения по ролям, анализа произведения.
  • Ход урока
  • Здравствуйте, ребята!

Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Я хочу, чтобы сегодня на уроке вы получили огромное удовольствие как от нашей совместной работы, так и от своей собственной!

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. Ребята, послушайте стихотворение Михаила Витальевича Цуранова «Старик» и скажите, о ком рассказывает поэт?
  2.   «Старик»
  3. Всю жизнь бродил он по лесам
  4. Деревьев знал язык,
  5. Птиц различал по голосам
  6. Знакомый мне старик.
  7. Всегда он ведал наперед
  8. Средь сосен и дубрав,
  9. Где слаще ягода растет
  10. И где полно грибов.
  11. Никто не мог так передать
  12. Красы полей и рек,
  13. И так о лесе рассказать
  14. Как этот человек…
  15.                          М. Цуранов
  16. — Совершенно верно, речь идет о Михаиле Пришвине, с жизнью и творчеством которого мы уже познакомились на предыдущих уроках.

3. Работа по теме урока.

— Обратите внимание на эпиграф к уроку, как вы его понимаете? Прочитаем его выразительно.

  • Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
  • сам же только о людях и думаю.
  • М. Пришвин

— Совершенно верно, ведь основная тема творчества Пришвина – Человек и Природа. Их неразрывная связь друг с другом. Речь идет о взаимодействии человеческой души и природы. Писатель в своих произведениях стремился показать взаимоотношение людей друг с другом, их умение слышать голос природы, которая бывает не только доброй, открытой, но и опасной, если не умеешь ее чувствовать и понимать.

— Итак, о каких же взаимоотношениях идет речь в известном уже нам произведении Михаила Пришвина? О каких же людях писатель только и думает, согласно эпиграфу? Назовите имена главных героев произведения? (конечно, это Настя и Митраша).

— Подумайте, как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Совершенно верно, просто «Настя и Митраша». Запишите в тетрадях число и тему урока)

— А какие цели мы будем преследовать на уроке? (я вам подскажу немножко: о чем говорят, характеризуя героев? – Правильно:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение на тему защитники отечества

Оценим за полчаса!
  1. — описание героев; (ваши рисунки)
  2. — выявление их характеров;
  3. — выявление авторской позиции;
  4. — анализ отдельных эпизодов.
  5. Нашу работу я предлагаю начать с блиц – опроса, чтобы определить, как хорошо вы знаете произведение.
  6. БЛИЦ-ОПРОС:
  • В каком году написана сказка – быль « Кладовая солнца»? (1945г.)
  • От чьего имени ведется повествование «Кладовая солнца? (Мы- разведчики болотных богатств)
  • Имена главных героев произведения? ( Настя, Митраша) Рисунки
  • Кто такой Антипыч? (Лесник)
  • Как зовут верного друга Антипыча? (собака Травка)
  • Кто такой Серый помещик (Волк)
  • Название болота, возле которого жили дети? ( Блудово) Почему так названо, от какого глагола – «блуждать». Показать рисунки.
  • Топкое место в болоте, все равно, что прорубь на льду? ( Слепая Елань) Почему слепая? – по виду ее было невозможно узнать, распознать со стороны.
  • По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу? (Палестинка) Рисунки
  • Почему камень Лежачий, да еще и с большой буквы? (В сказках такой камень лежит на перепутье двух дорог. У Лежачего камня дети должны были выбрать свой путь).
  • Как вы поняли выражение « Осиротели двое детей» (потеряли родителей)
  • Что случилось с родителями Насти и Митраши?

— Спасибо, вижу читали внимательно!

— Теперь давайте подробнее поговорим о главных героях, для этого мы продолжим нашу работу в исследовательских студиях. Одна студия называется «Настя» (в нее входят все девочки класса), другая – «Митраша» (соответственно в нее входят все мальчики класса).

— Какое задание давалось студии «Настя»? (составить словесный портрет Насти). Пожалуйста, что у вас получилось?

Портрет Насти

Внешний

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

  • Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.
  • Авторское отношение: с добром, с любовью и нежностью, ласково называет золотая курочка, носик, волосы отливали золотом.
  • — Найдем описание Насти в тексте?
  • Внутренний
  • Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…
  • Деловитая (умелая в работе): хлопоталапо хозяйству до ночи.
  • Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…
  • Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку (как мать перед отцом делала).
  • Любит родителей: все делала как покойная мать.
  • Портрет Митраши
  • Внешний
  • Возраст: десять лет с хвостиком.
  • Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.
  • Авторское отношение: тоже с добром, любовью, ласково называет мужичок в мешочке, носик, золотые веснушки…
  • Внутренний
  • Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.
  • Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.
  • Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос.
  • Любит родителей: вспоминает, как отец наставлял его мать, подражая ему, учит свою старшую сестру; у него отцовский задор.

— Как относятся к детям соседи, родственники? Отдельными фразами скажите, как они их называют? (умненькие и дружные ребята, умные детишки, наши любимцы).

Читайте также:  Сочинение по стихотворению железная дорога некрасова 6 класс

— Ребята, я просила вас найти значение имен Анастасия и Дмитрий? Кто может ответить?

Анастасия – с греч. «воскрешенная к жизни». Как соотнести значение имени с нашей героиней? (Закончилась война, нет родителей, но Настя не растерялась, она продолжает жить и поддерживать брата).

— Скажите, я не оговорилась? Почему Дмитрий, а не Митя, Митраша? (Митраша – это Дмитрий Павлович).

Дмитрий – с греч. «посвященный богине Диметре, богине земледелия и плодородия» (любит крестьянский труд, живет на земле).

СИНКВЕЙН:

— Ребята, чтобы лучше представить литературные портреты Насти и Митраши вам в этом поможет синквейн (Настя, Митраша, дети). Это будет вашим заданием (к доске 3 учащихся).

— Напомните, что такое синквейн?

— Следующее задание: выявить сходство и различие в главных героях, кто может это сделать?

Общее
  1. Внешние сходства
  2. Внутренние
  3. Отношение жителей
  4. Отношение автора
Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.Старались помочь им; наши любимцы.Они были очень милые.
Различие внутреннее
Настя– уступчивая и благоразумная. Митраша – строптивый (упрямый).

ФИЗМИНУТКА

Сочинение Настя и Митраша в рассказе Кладовая Солнца

— Прочитаем по ролям диалог в эпизоде «Настя и Митраша собираются за клюквой». (с. 160 со слов «Настя, начиная собираться,…до слов …где растёт сладкая клюква»). Автор, Настя и Митраша.

— А что это за ягода такая – клюква? Найдите?

— Почему рассказ о приключениях Насти и Митраши на болоте начинается описанием жизни двух деревьев: ели и сосны? Расскажите эту легенду?

— С чем или кем их можно сравнить? (с Настей и Митрашей).

(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга.

Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого.

Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга, как и дети, не только должны все делать вместе, но и прислушиваться к советам друг друга, тогда все будет хорошо).

— Итак, дети отправились за клюквой, а что произошло дальше мы сейчас увидим. Актеры, прошу вас.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ:

Остановимся на эпизоде:«Ссора брата и сестры»

В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь. Но у самого камня довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой: одна, хорошая, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, прямо.

Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая на слабую тропу, сказал:

— Нам надо по этой на север.

— Это не тропа! – ответила Настя.

— Вот еще! – рассердился Митраша. — Люди шли, — значит тропа. Нам надо идти на север. Идем, и не разговаривай больше.

Насте было обидно подчиниться младшему Митраше.

— Кра! – крикнула в это время ворона в гнезде.

Золотая Курочка собралась с силами и попробовала уговорить своего друга.

— Смотри, — сказала она, — какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?

— Пусть ходят все люди, — решительно ответил упрямый «Мужичок в мешочке». – Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.

— Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, — сказала Настя, — и, наверно, на севере вовсе и нет никакой палестинки. Очень даже глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.

  1. — Ну ладно, резко повернул Митраша, я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.
  2. И в самом деле пошел туда, не подумав ни о корзине для клюквы, ни о пище.
  3. Насте бы надо было об этом напомнить ему, но она так сама рассердилась, что, вся красная, как кумач, плюнула вслед ему и пошла за клюквой по общей тропе.

— Кра! – закричала ворона.

— Какую роль в развитии событий играет природа?

(Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Сюда–то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа откликается на происходящее, пытается предупредить об опасности, предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое «как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце».

Тревоги добавляет ветер, из-за которого «сосна простонала», а «ель зарычала»).

— Куда тропка завела Митрашу? (в Слепую елань).

— Как он себя вел, кто его спас?

(Он сначала себя подбадривал, даже напевал, но когда угодил в болото по грудь, то испугался, даже полились слезы). Спасла его собака Травка (жила в это время одиноко, сама по себе, т.к.

ее хозяин умер хотя, они очень любили друг друга, это были друзья: человек и собака), она видела в Митраше нового молодого Антипыча.

Митраша хитро себя спасал: медленно, осторожно подзывая собаку, чтобы она резко не прыгнула к нему и не утопила его и себя; Он ухватился сначала за одну ее заднюю лапу, а потом и за другую).

  • — Что в это время делала Настя?
  • (Она напала на ту самую палестинку, где много было клюквы).
  • — В чем автор ее осуждает?
  • (Настя совсем не думала, «где же был в это время ее брат голодный и как она забыла о нем, как она сама забыла себя и все вокруг).

(Осуждает ее жадность: «Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?»).

— Что явилось прозрением для Насти?

(Змея на черном пне. От испуга она очнулась).

  1. — Как дети встретились друг с другом?
  2. (Митраша, спрятавшись в можжевельнике, увидел там и волка, выстрелил в него, убив наповал, и Настя услышала).
  3. — Какой урок дети получили?
  4. (Слова Антипыча как раз в пору пришлись: «Не знавши броду, не лезьте в воду»).
  5. — Мнение окружающих по поводу случившегося?

Все радовались за детей. Митраша, убив волка, уже не мужичок, а герой.

А Настя совершила благородный поступок: всю свою тяжело доставшуюся ягоду отдала больным детям из детдома.

4.Рефлексия (итог урока):

Вернемся к нашему эпиграфу. Сегодня мы выяснили: соединяя жизнь людей (их взаимоотношения друг с другом) и природу, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен оставаться в любых обстоятельствах человеком и быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

— Ребята, достигли ли мы с вами поставленных целей? Что нам удалось?

Да, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, роль природы в развитии событий.

Чтобы подытожить работу на уроке, я предложу «Метод пяти пальцев» (Метод пяти пальцевне требует специального оборудования. Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты):

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой)– бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние?

— Спасибо, дети, за плодотворную работу. Я надеюсь, вы получили огромное удовольствие от урока, и уйдете с него с хорошим настроением.

— Оценки сегодня у всех отвечающих только положительные:…

Ребята, на предыдущем уроке мы уже затрагивали понятием сказка-быль, поэтому вы без труда справитесь с заданиями.

1. Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были). Это задание для всех.

2. Представьте, что ссоры между детьми не было, как бы разворачивались события, каков был бы финал? Письменно ответьте. Это задание на оценку «5», по желанию.

8

Источник: https://multiurok.ru/files/nastia-i-mitrasha-po-proizviedieniiu-m-prishvina-k.html

Сочинение на тему: Кто прав Настя или Митраша в сказке Кладовая солнца, Пришвин

­Главная>Сочинения по произведению Кладовая солнца

Кто прав Настя или Митраша

Сказка-быль «Кладовая солнца» — одно из интереснейших произведений Михаила Михайловича Пришвина.

В ней писатель, который к тому же был опытным географом и этнографом, подробно рассказал о природе Переславль-Залесского района и о жизни двух детей, оставшихся сиротами в период войны.

Двенадцатилетняя Настя и десятилетний Митраша научились быть самостоятельными. Поначалу им во всем помогали соседи, ну а потом они и сами научились за собой ухаживать.

Настя, которую автор называл «золотой курочкой на высоких ножках», готовила еду, а Митраша охотился и отвечал за их безопасность.

Он ходил с отцовским ружьем, надевал отцовскую куртку и на всякий случай за поясом носил топор. Вот так пришлось этим маленьким детям выживать в суровых условиях жизни.

Лес, куда они часто ходили, был не таким уж безобидным. Нужно было остерегаться как хищных животных, так и некоторых природных явлений.

Однажды, отправившись к Слепой елани за клюквой, дети всерьез повздорили и разошлись по двум разным сторонам. Митраша выбрал короткую, но опасную тропу, а Настя — более долгую, но утоптанную тропу. В итоге, оба были правы.

Эти тропинки вели к той самой обширной полянке, про которую им когда-то рассказывал отец. Однако Митраша по дороге не заметил, как оказался посредине гибельной топи.

Трясина стала его засасывать и выбраться сам он уже никак не мог.

Настя, тем временем, нашла заветную полянку и увлеклась сбором полезной ягоды. Вспомнила о брате она только тогда, когда проголодалась. Она понимала, что он тоже голоден, но где-то заблудился. От бессилия она села и заплакала.

На помощь к ней прибежала собака лесника Антипыча по кличке Травка. Травка вот уже два года жила одна, так как хозяин умер.

Она ужасно по нему скучала, поэтому в других людях пыталась найти ту же заботу, которую он ей дарил, но пока все напрасно.

Почуяв запах еды, она прибежала к Насте. Увидев девочку в слезах, она всячески старалась ее утешить. Но тут она почуяла запах зайца и побежала в сторону елани. Там она и нашла маленького мальчика, застрявшего в болоте.

Митраша понимал, что это его последний шанс спастись. Он ласково подманил собаку, ухватился за ее задние лапы и выбрался из трясины. Тут еще появился Серый Помещик — самый страшный волк в округе.

Мальчик, не мешкая, выстрелили в него в упор.

К утру, дети выбрались из леса с целой корзиной спелых ягод и историей про застреленного волка. Травка с тех пор стала их лучшим другом и перебралась жить к Митраше. В этом десятилетнем герое она почувствовала нового хозяина, такого же доброго и заботливого как Антипыч. А Настя больше не ссорилась с братом. Она долго корила себя за жадность и решила отдать ягоды голодающим детям Ленинграда.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Кладовая солнца, Пришвин
  • Характеристики главных героев произведения Кладовая солнца, Пришвин
  • Краткое содержание Кладовая солнца, Пришвин
  • Краткая биография Михаила Пришвина

Источник: https://www.sdamna5.ru/kto_prav_nastya_ili_mitrasha

6 класс. "Недетская судьба Насти и Митраши" (по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца") — Уроки литературы — Конспекты уроков — Сайт учителя русского языка и литературы

  • Ребята, взгляните на рисунки.
  • — Настя возле черного пня.
  • — Спасение Митраши.
  • — Митраша в Блудовом болоте.
  • — Рогатый великан лось.
Читайте также:  Образ и характеристика раисы петерсон в повести поединок куприна

— Что скажете? Что объединяет все эти рисунки? (Это иллюстрации к одному произведению, созданные такими же учащимися 6 класса)

— Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их характере? (Почти ничего. Перед нами только внешние портреты).

— А можно ли сказать что-нибудь о человеке, взглянув на его портрет? (Только какие-то общие черты. О характере человека мы не можем судить по портрету) 

То есть, чтобы узнать человека, нам необходимо с ним пообщаться.

— Сегодня нам предстоит пообщаться с главными героями «Кладовой солнца» Настей и Митрашей, поговорить об их непростой, недетской судьбе и составить их литературный портрет.

— А что такое литературный портрет? (Литературный портрет – это описание внешности и внутреннего мира героя).

— Чтобы познакомиться с героями поближе, нам необходимо окунуться в строки произведения.

— Начнем с жанра. Михаил Михайлович Пришвин так определил жанр произведения – сказка-быль. Как вы это понимаете? Что такое сказка-быль? Что-то будет в этом произведении сказочного, а что-то и настоящего.

Давайте определим черты сказки и черты были в произведении. Работа по рядам.

1 ряд говорит о чертах сказки, второй – о чертах были.

Сказка Быль
1. Активное участие в жизни детей принимают животные. 2. Образы природы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень. 3. Добро побеждает зло. 1. События имеют реальную основу. 2. Подробное описание жизни детей и их самих.

— Итак, перед нами правдивая сказка.

— Где и когда происходит действие сказки-были? (Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943г)

— Что принесла этим детям война? (Война стала для них трагедией. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне»).

— За счет чего они выжили? (Хозяйство)

— Какое хозяйство осталось у детей? («Изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен»).

— Можем ли мы утверждать, что дети не остались беззащитными перед лицом судьбы? Им помогли односельчане? (Соседи помогали детям: «Вначале, как мы уже говорили, к детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо»)

— Как вы считаете, дети научились жить в суровых условиях военных лет? Докажите строками из текста.

— «Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе».

— «Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, на противотанковых рвах: носики такие задорные».

— «Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».

— «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами».

— А  какие отношения были между детьми?

— Куда решили дети  направиться за клюквой? Почему их мнения разделились?

— Перескажите сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание, как ведет себя природа.

— «Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».

— «Кра! – крикнула в это время ворона в гнезде».

— «Сверху стала надвигаться серая хмарь».

— «Серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали».

— Обратимся к эпизоду «Митраша в беде». Какие качества проявляются у Митраши в этом эпизоде?

— «Приключения Насти в лесу». Что в это время делает Настя? Помнит ли она о брате?

— Итак, много сказано о героях произведения, их поступках. Перейдем к составлению литературного портрета. Работаем в парах и группах.

1 пара – Настя. Внешность героини.

2 пара – Митраша. Внешность героя.

1 группа – характер Насти.

2 группа – характер Митраши.

У нас есть определенный набор цитат из текста. Их нужно распределить в две колонки, в зависимости о того, к какому герою они относятся.

Настя Митраша
Внешность
«Как золотая курочка на высоких ножках» «Десять лет с хвостиком»
«Волосы отливали золотом» «Коротенький, но очень плотный, лобастый»
«Веснушки по всему лицу крупные, как золотые монетки» «Упрямый и сильный»
«Носик был чистенький и глядел вверх» «Мужичок в мешочке»

Давайте продолжим работу над составлением литературного портрета героев. О внешнем облике мы уже составили. А что с характером? Продолжим заполнение таблицы.

Распределите карточки в два столбика в зависимости от того, к кому относится то или иное описание.

Настя Митраша
Черты характера
«Как мать, вставала далеко до солнца, в предрассветный час» «Подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными обручами»
«Растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед» «На нём лежит всё мужское хозяйство и общественное дело»
«Выгоняла своё любимое стадо» «Бывает на всех собраниях, стараясь понять общественные заботы»
«Мало слушает, стоит и улыбается, оглаживает брата по затылку» «Начинает злиться, хорохориться и задирать нос»
«Вздумает, подражая отцу, учить свою сестру»

— Кто вам понравился больше? Настя или Митраша? Почему?

— С детьми происходит много событий  в течение произведения. Помните, как много клюквы набрала Настя. А что она сделает с ней? (Отдаст эвакуированным детям)

  1. Девочка, внутренне переживая свою жадность, таким поступком избавляется от этого груза.
  2. — А вам приходилось совершать добрые поступки, помогать другим?
  3. — Сложно совершить добрый поступок?

— На самом деле совершить добрый поступок не так сложно. Давайте попробуем совершить его вместе. Мы помним, что действие произведения происходит во время войны. А какая птица является символом мира? Нам сейчас предстоит сделать голубя. Я предлагаю вам подарить его с добрыми словами дорогому для вас человеку. Это будет маленький, но добрый поступок.

Делая доброе дело, мы сами становимся чище, добрее. Это добро вернется к вам в многократном объёме.

Сегодня мы вели разговор о двух детях, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Но они не были сломлены. Они выстояли. И вам я желаю все жизненные трудности встречать с высоко поднятой головой. Не опускать руки, а бороться, искать выход, преодолевать самые сложные препятствия.

Источник: http://shepelenko.ucoz.ru/publ/uroki_literatury/6_klass_nedetskaja_sudba_nasti_i_mitrashi_po_skazke_byli_m_m_prishvina_kladovaja_solnca/2-1-0-106

Настя и Митраша (по сказке «Кладовая солнца»)

Сказка-быль «Кладовая солнца» М. М. Пришвина посвящена реальным событиям. В ней описывается жизнь русской деревни в послевоенные годы. Мы видим и трудности деревенских жителей и их необыкновенную сплоченность.

Главные герои сказки-были — Настя и Митраша удивительно чистые, добрые и трудолюбивые дети. Им рано пришлось ощутить на себе все тяготы одинокой сиротской жизни. Мама у Насти и Митраши умерла, а отец погиб на войне. Односельчане всячески старались помочь детям, но брат и сестра быстро научились справляться со всей работой самостоятельно.

Автор пишет о детях: «Они были очень милые. Настя была как Золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее… отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком… Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

После смерти родителей девочке и ее брату пришлось вести все хозяйство. Дети никому не жаловались и ни у кого не просили помощи.

Настя и Митраша с малых лет научились преодолевать большие трудности, и при этом они совсем не считали свою жизнь чем-то из ряда вон выходящим. Так сложились обстоятельства, что мальчику и девочке пришлось вдруг стать взрослыми.

«…Умненькие и дружные ребята», — говорили о них односельчане. «Не было ни одного дома, где жили и работали так дружно, как жили наши ребята».

Настя после смерти матери осталась в доме за хозяйку, так же как и она, вставала девочка еще до рассвета и выполняла всю тяжелую женскую работу по дому. «С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо… растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так лопотала по хозяйству до ночи».

Хоть Митраша и младше сестры, а почитает себя главным в семье, кормильцем. Так приучил его отец. Соседи не бросили сирот на произвол судьбы, как могли помогали. Но Митраша, «мужичок в мешочке», и сам не сидел без дела. У отца он выучился изготавливать деревянную посуду и делал ее по просьбам односельчан.

«Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство», — рассказывает автор. С детства Митраша научился от отца всяким премудростям, которые просто необходимы в лесу. Мальчик умеет определять дорогу по компасу, прекрасно знает все особенности животных и растений.

Это умение теперь пригодилось детям сполна.

Ведь им приходится ходить на охоту, а также собирать клюкву — чудесное средство, помогающее больным и ослабленным людям. И хотя сами дети жили впроголодь, «но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду».

Однажды в лесу брат и сестра поссорились и отправились разными дорогами. Именно из-за их ссоры чуть не произошла настоящая трагедия. Митраша, несомненно, утонул бы в болоте, если бы не его находчивость.

Собака Травка, которая после смерти своего хозяина Антипыча, осталась одна, случайно оказалась рядом. Но ведь собака — не человек. И ей невозможно объяснить, как именно она может помочь утопающему ребенку. А маленькому мальчику Митраше это удалось.

Это говорит о том, что маленький Митраша на самом деле обладал наблюдательностью и рассудительностью взрослого человека. А еще он помнил, что обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружье и компас, без которых, в лесу, одна, Настя может погибнуть.

Он несет ответственность за жизнь сестры.

Потом мальчишке удалось убить огромного волка, долгое время наводившего страх на всю округу. И односельчане долго не верили, что ребенок сумел-таки сделать то, что не под силу даже иному взрослому.

Но это еще раз доказывает, что Митраша — необычный ребенок. Он — полностью сформировавшаяся личность, обладающая твердым характером, находчивостью и мужеством. » — Был мужичок, …да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой». Он и его сестра заслуживают самого искреннего восхищения — как люди, которые могут смело смотреть в глаза любой опасности.

(No Ratings Yet) Настя и Митраша (по сказке «Кладовая солнца»)

Источник: https://home-task.com/nastya-i-mitrasha-po-skazke-kladovaya-solnca/

Ссылка на основную публикацию