Сочинение образ и характеристика волкова в произведении обломов

В этой статье описан образ Обломова, Захара, женщин в виде сочинения для 10 класса.

Трагизм образа Обломова состоит в том, что это взрослый человек совершенно неприспособлен к жизни. И хоть сам герой считает, что живет правильно, с точки зрения нормального человека он несчастлив. Кроме этого, он сам загнал себя в этот кокон, в котором пребывает сутки напролет. Поэтому его образ описывали литераторы разных времен, высмеивали критики.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Сейчас по образу этого персонажа дети пишут сочинения в школах и на его примере учатся, как не нужно поступать и жить. Ниже вы найдете несколько сочинений по теме Обломова. Читайте далее.

Образ Ильи Обломова в романе И. А. Гончарова «Обломов» — трагичен ли, образ жизни, характер, характеристика: сочинение 10 класс

Образ Ильи Обломова

Характеристика образа Обломова — он скучный и неинтересный. Но, как говорилось выше, его образ всегда был обсуждаем и литераторами, и критиками, и обычными людьми.

Наверное потому, что в нашей жизни присутствуют такие Обломовы и они даже иногда живут рядом с нами. Вот сочинение для 10 класса про образ Ильи в романе И. А.

Гончарова «Обломов» — трагичен ли, образ жизни, характер, характеристика:

Несмотря на то, что Обломов не идеальный молодой мужчина, в нем есть и положительные качества. К примеру, это ум, доброта, простодушие. Человек с хорошим образованием видит смыслом своей жизни инертное существование, лишенное тех простых радостей, которыми ежедневно наслаждаются все другие люди.

Илья рос избалованным мальчиком. Его никогда не тянуло к труду. Идеальной жизнью герой считает то время, которое остается между сном и приемами пищи. Поначалу молодой человек пытается работать. Но поскольку преодолевать трудности он не привык, то при первой же неурядице открыто заявляет, что по состоянию здоровья больше не может появляться на службе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение маленький принц

Оценим за полчаса!

Каждый день Обломов пролеживает на диване – но свою лень и апатичность оправдывает тем, что мыслит.

 Он думает о «важных» вещах – правда, все эти ситуации могли бы очень легко разрешиться, если бы он начал действовать. Обломов апатичен. Ему не хочется ничего менять в своей жизни.

Мало того, он считает такую жизнь правильной. Персонаж мечтает о счастье, правда эти мечты так и остаются теорией.

Периодически к Обломову приходят гости. Друзей у него нет (кроме Штольца), все это знакомые. Каждый из этих людей имеет свои дела и занятия – кто-то военный, кто-то чиновник, кто-то пишет статьи в местные издания. Все ровесники Обломова ведут активную жизнь и наслаждаются ею.

Он же не видит в суете и беготне ничего позитивного и даже не понимает, зачем это нужно. Но, по сути, Илья Ильич не один такой. Автор говорит о так называемой «обломовщине».

Жизнь многих помещиков такая же инертная и пустая. Все эти люди совершенно бесполезны для общества, ведь не создают никаких материальных благ.

Потому, Обломов не только собирательный образ, он символ целого сословия.

Создание образа Обломова в системе образования: основные моменты, краткий образ

Исследователи полагают, что образ Обломова был создан на основе повести «Лихая болесть», что описывала эпидемию человеческой хандры и апатии.

Те, кто заболевал ею, начинали строить пустые воздушные замки, тешить себя иллюзиями. Это очень похоже на образ жизни Ильи Ильича.

Вот как происходит создание образа Обломова в системе образования — основные моменты, краткий образ:

Вначале была опубликована лишь часть произведения, а именно «Сон Обломова». Свою рукопись Гончаров написал в Симбирске. Однако потом творение неоднократно дорабатывалось.

Долгое время общественность мучил вопрос – с кого же списал Гончаров своего героя? На самом деле, все просто. Он списал его с себя. У писателя и героя есть множество общих черт – Гончаров не раз признавался, что он достаточно ленив и медлителен (к слову, это замечали и его знакомые). Но в то же время, он был не лишен острого ума и мечтательности.

И Гончаров, и Обломов родом из глубинки, но далеко не простого сословия. В системе образования герой трактуется как символ неимоверной лени, обладающий целым набором негативных качеств.

Однако образ Ильи Ильича отчего-то не вызывает неприязни.

Да, читателю заметно, что герой заблуждается, он выработал неверную систему ценностей, по которой сам живет, но негатива по отношению к данному герою не наблюдается.

В школьной программе Обломов играет воспитательную роль.

Несмотря на то, что мало кто задумывается о классе помещиков, на примере главного героя можно понять, что человек не должен влачить бесполезное существование.

Иначе он не сможет чего-то добиться в жизни. Человек, наоборот, должен быть живым и активным, уметь добиваться целей, идти на риск и не пасовать перед трудностями.

«Обломов» И. А. Гончаров — образы героев: Ильи Обломова и Штольца, кратко

Образы героев: Ильи Обломова и Штольца

Несмотря на то, что Обломов и Штольц друзья, они совершенно разные. Причем как внешне, так и по мировоззрению. Вот кратко образы этих героев — Ильи Обломова и Штольца из произведения «Обломов» И. А. Гончаров:

Илья Ильич Обломов из богатой семьи. Кстати, его образ жизни идет из детства. Обломовы издавна ценили только вкусную еду и сладкий сон. Более никаких интересов в жизни у них не было. Они вырастили мальчика изнеженным и неспособным даже самого себя обслуживать. В школу его идти не уговаривали – наоборот, радовались, когда появлялась возможность оставить его дома, в тепле.

Таким человеком он и вырос. Илья Ильич неглуп, но ленив и инфантилен. Он редко покидает диван (а уж тем более, дом), боится менять свою жизнь, обладает нерешительностью. Целей Илья добиваться не привык. Раньше за него все делали родители, а теперь – Захар.

Штольц — это молодой человек, который никогда не страдал от обилия заботы и любви. Ему пришлось пробивать себе дорогу в жизнь самому. Мама обучила его грамоте, развила духовно. А отец-немец приучил к дисциплине и порядку.

И если Обломов – неприспособленная к жизни, апатичная личность, то Штольц это человек, у которого в руках все буквально «горит». Он умеет договариваться с людьми, знает, как решить тот или иной бытовой вопрос, не боится временных трудностей. Работать он привык с раннего возраста.

Штольц — деятельный человек с сильным характером. В произведении он смотрится намного выигрышнее, чем рыхловатый и неуклюжий Илья Ильич. Герой всегда старается что-то предпринять, он не сидит на месте. Пытается он изменить и своего друга, но случай слишком запущенный.

Общим является то, что и Обломов, и Штольц не знают меры. Первый боится двигаться и жить, а второй не может остановиться.

Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов», образ Ольги Ильинской, Катерины, их роль: сочинение 10 класс

Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Любовная тематика в «Обломове» занимает далеко не последнее место.

Мало того, женские образы в творении нужны затем, чтобы показать типы русских женщин того времени.

Вот сочинение для 10 класса про образ Ольги Ильинской, Катерины, их роль, а также описание других персонажей в романе И. А. Гончарова «Обломов»:

Каждая из представительниц прекрасного пола появляется в жизни Ильи в определенный период. Все они любят героя, но каждая по-своему.

Ольге Ильинской около 25-ти лет. Она образована, воспитана, красива. Ольга принадлежит к интеллигенции. Среди ее увлечений — пение, чтение, музыка. Характер спокойный. Но, в то же время, в героине присутствуют самолюбование и гордость. В Обломова она влюбляется страстно.

Но проблема в том, что она любит не настоящего Илью, а этого же человека, но из будущего – того, каким она его хочет сделать. Но практика показывает, что взрослого, уже сформировавшегося мужчину очень сложно изменить. Потому ее затея терпит крах.

 Счастье и любовь она обретает в лице активного, деятельного Штольца, который подходит ей намного больше.

Присутствует в творении еще один персонаж — Агафья Пшеницына. Это дама без образования, из простой семьи. Она даже не обучена грамоте. Вдове 30 лет. Расставшись с Ольгой, Илья снимает у нее комнату. А после, решив не искать лучшего, заключает с ней брак. У них рождаются дети.

Агафья консервативна и привыкла слушаться мужа. Тем не менее, она делает весьма правильный поступок – после смерти мужа отдает сына в семью Штольцев на воспитание. Но делает женщина и глупейшую ошибку – она поощряет инертность Ильи Ильича. В данном случае любовь похожа на материнскую.

Так же как Штольц является антиподом Обломова, так Агафья является противоположностью Ольге. Можно сказать, что автор раскрывает тайны нескольких женских судеб. Все эти девушки мечтали о счастье, но так и не достигли его.

Присутствует в творении и мать главного героя, а также кухарка Анисья. Эта женщина средних лет, она хозяйственная, добрая и ласковая. Она становится женой Захара и счастливо живет с ним, а после умирает от холеры.

Что же касается образа матери Обломова, он посещает Илью Ильича во сне. Мать героя женщина заботливая, но ленивая. Она не следит за хозяйством, а дни напролет бездельничает. В Илюше она души не чает, потому не дает ему стать самостоятельным, постоянно оберегает.

Женские образы в романе раскрывают философские и социальные вопросы. Гончаров раздумывает над судьбой женщины 19 века, что стремится обрести личное счастье. Присутствуют и два типа любви. Они диаметрально противоположны, но ни один из них не является ключом к счастью.

Образы главного героя Ильи Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу сравнения антитезы: детали

Образы главного героя Ильи Обломова и Штольца

Образы Обломова и Штольца кардинально различны. Во-первых, воспитание. В случае со Штольцом оно было строгим, с достаточным количеством самостоятельности.

Мальчика научили трудиться, нести ответственность за свои поступки, принимать решения. Что же касается Ильи Ильича, выбор за него всю жизнь делали другие, работу он считал наказанием, а учился «из-под палки».

 Образы главного героя Ильи Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу сравнения антитезы. Вот описание еще некоторых деталей:

В то время, как Штольц уже подрабатывал, Обломов мечтал, витая в облаках. С годами ничего не изменилось. Со службы он ушел по смешному поводу и целыми днями лежал в поместье, ничего не делая. Обломов кажется неимоверно бесполезным – он не может даже распорядиться, чтобы внесли квартирную плату, а письмо пишет в течение недели.

А вот его друг, Штольц не может сидеть без дела. Он постоянно занят, живет полной жизнью. Если Обломов закрыт от мира, то Штольц с детства умеет общаться с людьми, отлично ведет коммуникацию, может добиться всего, чего только захочет.

Обломов ленив, Штольц активен. Илья нерешителен и медлителен, его друг не боится рисковать и принимать решения. Один хорошо себя чувствует бездельничая, а второй — не может ничего не делать, ему постоянно нужно быть в эпицентре событий.

Порой кажется, что сравнивая этих героев, Гончаров пытается понять, что же лучше – нехватка деятельности или ее избыток. Однако оба случая есть отклонение от нормы. Но, вероятно, Штольц обладает «удвоенной энергией», поскольку его образ компенсирует инфантильность Ильи Ильича.

Штольц и Обломов символизируют активное новое начало и закостенелое, порочное старое. Если первый – деятельный молодой человек новой формации, то второй – это пережиток прошлого, наследник пустой помещичьей жизни со всеми ее «прелестями». Автор также показывает, что человек не может быть полноценным, если станет развивать только одну сторону личности.

Какими бы разными не были друзья, но каждый из них однобок. И это действительно плохо. Нужно уверенно идти в будущее, опираясь на опыт прошлого.

Образ Захара в «Обломове» Гончарова: описание

Образ Захара в «Обломове» Гончарова

Захар — помощник по хозяйству у Обломова. Его образ хорошо прослеживается в произведении. Вот описание образа Захара в «Обломове» Гончарова:

Захар – мужчина с бакенбардами и залысинами. Ему не менее 50-ти лет. Так же, как и его хозяин, он ленив – и делает что-либо, только когда от него этого требуют. Несмотря на то, что он был приставлен к Обломову с малолетства, приказы он выполняет крайне неохотно. Так, словно делает хозяину одолжение.

Также, как и Илья Ильич, он находит оправдания своему бездействию. Захар достаточно неряшлив. Даже находясь в городе, он носит грязноватую старомодную одежду. Однако у него есть и плюсы – он неимоверно предан Обломову. Хоть и любит его в какой-то своей, особой, не всегда понятной манере.

Основное предназначение Захара – сделать жизнь главного героя комфортной. Но так же, как некогда маменька, он проявляет гипертрофированную заботу. Допустим, барин в состоянии сам одеться, но слуга ему все равно помогает.

 Несмотря на то, что Захар лишь прислуга, иногда он может и поворчать на барина – причем, последний не особо будет с ним жесток. Вполне возможно, так происходит потому, что они давно вместе. Слуга сварлив и ленив.

Он нередко «закладывает за воротник» и не особо беспокоится о будущем.

Трагизм образа заключается в том, что если Обломов мог бы изменить свою жизнь (если бы захотел), то Захар – лицо подневольное, он не имеет на это права.

Можно сказать, что слуга Обломова – это отсылка к Обломовке, которая еще до конца не забыта.

Герой также источает апатию и словно тоскует по прошлой жизни, где каждый день был наполнен гармонией и спокойствием.

Образ Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов» Гончарова: сочинение

Образ Агафьи Пшеницыной

Образ Агафьи двойственный – как во времена Гончарова, так и сейчас. Это женщина простого сословия, привыкшая уважать мужа и подчиняться ему. Ее основные черты – жертвенность, любовь и смирение. Вот сочинение на тему «Образ Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов» Гончарова: 

В отличие от Ольги, которая пыталась изменить Илью Ильича, чтобы он стал таким, как нравится ей, Агафью все устраивает – она остается терпимой к недостаткам Обломова. Она самозабвенно любит его, окружает заботой, потакает всем прихотям.

Прогулки и светские развлечения ей не нужны. Агафья считает, что главное — это дом и семья. Аристократизм в образе Агафьи отсутствует. У нее натруженные руки, простой говор. Возможно, именно поэтому ее и привлек человек «из иного мира».

С одной стороны, Агафья выглядит как безвольная крестьянка. Но с другой стороны – это преданная жена, которая все сделает ради возлюбленного.

Что же касается Обломова – с одной стороны, он обрел человека, который не бранит его за недостатки.

С другой стороны, стремление к духовному росту делает Пшеницыну мелкой и серой в сравнении с Ильей Ильичом.

Агафья все прощает и обожает. Герою кажется это выходом из положения. Ведь негативный опыт с Ольгой показал, что активные женщины, которые хотят слепить из мужчины подобие образа, придуманный ими же, Илье не подходят.

Краткое содержание романа «Обломов» Гончарова с отражением образов: видео

Часто бывает так, что нет времени перечитывать произведение полностью. В этом случае помогают видеоролики с кратким содержанием. Благодаря им можно понять содержание, и проследить образы персонажей. Ниже вы найдете видео с кратким содержанием романа «Обломов» Гончарова с отражаем образов.

Видео: Краткое содержание — Обломов

Прочитайте по теме:

Источник: https://heaclub.ru/obraz-ili-oblomova-v-romane-i-a-goncharova-oblomov-sochinenie-opisanie-10-klass

Система образов ОБЛОМОВ Гончарова

Система образов. В соответствии с идейно-тематическим содер­жанием строится система образов романа, в центре которой оказыва­ется главный герой — Обломов. Он получил крайне противоречивые толкования и оценки в критике.

Добролюбовская критическая оцен­ка Обломова, увидевшего в нем символ краха всей крепостнической системы, отражение комплекса «лишнего человека», доведенного до логического конца, за которым возможны только распад и гибель, оспаривалась критиком А.В. Дружининым. Он в статье «Обломов», роман И.А.

Читайте также:  Сочинения по картинам рылова

Гончарова» сходится с Добролюбовым в том, что в образе Обломова отражены существенные стороны русской жизни. Но при этом критик утверждает: плоха «обломовщина», «истоки которой — гнилось и растление»; другое дело — если это «незрелость общества и колебания чистых душою людей перед практицизмом», что бывает в молодых странах, как Россия.

Вывод Дружинина: Обломов достоин не презрения, а любви. Критик даже находил в Обломове черты бы­линного героя, подобного спящему до времени Илье Муромцу, а в Обломовке — утраченный патриархальный рай.

В дальнейшем мнения критиков и читателей Склонялись либо к добролюбовской — критической — оценке, либо к точке зрения, близкой Дружинину, при которой характер Обломова расценивал­ся как положительный. Так, например, русский философ и поэт «серебряного века» B.C.

Соловьев назвал Обломова «всероссийским типом», «равного которому по широте мы не находим ни у одного из русских писателей». Поэт и критик той же поры И.Ф. Анненский, не идеализируя Обломова, утверждает, что герой не лишен эгоизма и мягкотелости, однако «в нем нет самодовольства, этого главного признака пошлости».

В работе крупнейшего философа середины XX века Н.О. Лосского подчеркивается, что объяснение лености Обломова развращающим влиянием крепостного права верно лишь отчасти, во многом она связана с особенностями национального ха­рактера. Эта позиция наиболее близка авторской.

Писатель дает разностороннюю характеристику своему герою с помощью различ­ных художественных средств, одним из которых является сопостав­ление Обломова с другими героями.

Для выявления в нем черт «обломовщины» Гончаров использует «двойников». Это ряд второстепенных образов романа: Захар, слуга Обломова, являющийся его карикатурным отражением; Алексеев, «человек без поступков»; Тарантьев — «мастер говорить», но не де­лать. В то же время каждый из этих образов имеет и самостоятель­ное значение и функцию в романе.

Другая группа — внесюжетные персонажи: это посетители, ко­торые приходят к Обломову в его квартиру на Гороховой улице.

Они призваны показать среду, в которой живет герой, и в то же время представляют собой персонификацию той деятельности, ко­торая захватывает людей этого круга.

Франт Волков — это светский успех, чиновник Судьбинский — карьера, беллетрист Пенкин — «игра в обличительство». Такая «деятельность» не способна напол­нить жизнь Обломова, не может «пробудить» его.

Гораздо более значимо сопоставление Обломов — Штольц, постро­енное по принципу антитезы. Штольц — антипод Обломова. По за­мыслу автора, в нем должны были соединиться разные национально­культурные и общественно-исторические элементы.

Недаром его мать — русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душой — передала Андрею свою духовность, а отец — немец, прививший сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на соб­ственные силы.

Такое соединение, по мысли писателя, должно было создать характер гармоничный, чуждый всякой крайности.

Но реализация замысла внесла свои коррективы, обнаружив опре­деленную ограниченность такой личности.

Действительно, апатии и бездеятельности Обломова противопоставлены энергия и динамизм Штольца, но авторские симпатии все же не на его стороне, так как ра­циональность и практицизм приводит этого героя к потере человечно­сти, а идеал писателя — «ум и сердце вместе».

Недаром, начиная с Доб­ролюбова, критики относились к Штольцу в основном негативно.

Героя упрекали в рассудочности, сухости, эгоизме, да и сам автор с сомнени­ем относился к такому качеству, как практицизм, который с середины XIX века выделяется как отличительная черта русских деловых лю­дей, волевых, предприимчивых, но часто излишне рационалистичных или нравственно неустойчивых. Ведь для писателя, как и для Обломо­ва, важна не просто деятельность сама по себе, а то, к чему она ведет.

Идеал же Штольца слишком прозаичен и приземлен. «Мы не Титаны с тобой, — говорит он своей жене Ольге, — склоним головы и смирен­но переживем трудную минуту».

Такова логика человека, видящего практическую сторону дела и готового сосредоточиться на частных вопросах, не разрешая главного.

Но иное дело — натуры, подобные Обломову, мучимые «общечеловеческим недугом», а потому не удов­летворенные решением частных проблем. Именно они обладают не­постижимой силой воздействия на женские сердца.

Особую роль в романе играют женские образы. Главные из них — Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына — также представлены на основе антитезы. Ольга Ильинская, по мысли автора, близка той гармоничной человеческой норме, о которой мечтал писатель. Ее нравственное формирование было свободно от влияния сословно­ограниченной среды.

В ней соединяется душевная чистота и устрем­ленность к идеалу, красота и естественность, артистичность натуры и здравый ум. Ольга — характер в такой же мере чаемый автором, как и реальный, отсюда его некоторая неопределенность.

Ей удается на какое-то время пробудить Обломова ото сна, но изменить сущно­сти его характера она не в состоянии, а потому их любовь заканчива­ется разрывом. Ольга признается: «Я любила будущего Обломова».

Таким, каков он есть, его принимает другая героиня — Агафья Матвеевна Пшеницына. Она — антипод Ольги во всем. Даже их портретная характеристика резко контрастна.

Подчеркнуто духов­ному облику Ильинской, в чертах которой отражалось «присутствие говорящей мысли», богатство внутренней жизни, противопоставлен портрет Пшеницыной с ее «полными, округлыми локтями», «про­стотой» душевных движений.

Тем удивительнее то, что именно Агафье Матвеевне удалось просто и естественно, не задумываясь, воплотить ту самоотверженность в любви, которая оказалась непо­сильной для Ольги в ее любви к Обломову.

На этой странице искали :

  • система образов в романе обломов
  • характеристика волкова в романе обломов
  • система образов романа Обломов
  • система образов Обломов
  • система образов в обломове

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sistema-obrazov-oblomov-goncharova.html

Роль второстепенных персонажей в романе И. И. Гончарова «Обломов»

Романом «Обломов» И. А. Гончаров показал, как условия помещичьего быта порождают в главном ге­рое безволие, апатию, бездейственность.

Идейную на­правленность своего произведения сам автор опреде­лил так: «Я старался показать в «Обломове», как и от­чего у нас люди превращаются прежде времени в…

кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого об­стоятельства».

В первой части произведения практически нет дви­жения сюжета: читатель видит главного героя лежа­щим на диване в продолжение всего дня. Некоторое разнообразие в сонную атмосферу квартиры Обломо­ва привносят гости Ильи Ильича, в строгом порядке сменяющие друг друга. Автор не случайно ввел в ро­ман таких персонажей, как Волков, Судьбинский и Пенкин.

Их деятельность знакома Обломову, и его рассуждения по поводу судьбы каждого из них еще полнее характеризуют главного героя.

Мы знаем, что Илья Ильич начинал служить коллежским секрета­рем, выезжал в свет, увлекался поэзией, но государст­венная его деятельность закончилась отставкой, «еще холоднее простился с толпой друзей», чтение книг тоже постепенно надоело. В результате «лениво мах­нул он рукой на все юношеские обманувшие или обма­нутые им надежды…

» и погрузился в мысленное со­ставление плана устройства имения, которое он не мог закончить вот уже несколько лет. Появление гос­тей раздвигает пространственно-временные рамки романа и позволяет автору представить различные сферы Петербурга.

Петербург светский представлен Волковым. Это «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здо­ровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами… Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестию лица, белья, перчаток и фрака. По жилету лежала изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков».

Он востребован в светском обществе, поль­зуется успехом у женщин — и в этом находит радость жизни. Обломов же не видит в таком образе жизни ни­чего привлекательного для себя. «»В десять мест в один день — несчастный!.. И это жизнь!..

Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Ко­нечно, недурно заглянуть и в театр, и влюбиться в ка­кую-нибудь Лидию…

она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься — хорошо; да в десять мест в один день — несчастный!» — заключил он, перевер­тываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пус­тых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».

Следующий герой, Судьбинский — бывший сослу­живец Ильи Ильича. Он символизирует собой бюро­кратический Петербург — канцелярский и департа­ментский.

«Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темны­ми, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утружденным, но спокойно сознательным выражени­ем в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой». Судьбинский уже добился должности на­чальника отделения, собирается выгодно жениться.

И все это на фоне Обломова, который малодушно уво­лился из страха, что начальник объявит ему замеча­ние за неправильно отосланные документы. Обломов даже прислал медицинское свидетельство, которое гласило, что «коллежский секретарь Илья Обломов одержим отолщением сердца с расширением левого желудочка оного,…

а равно хронической болью в пе­чени…, угрожающею опасным развитием здоровью и жизни больному, каковые припадки происходят, как надо полагать, от ежедневного хождения в долж­ность…» По поводу Судьбинского у Обломова также есть свое мнение. «Увяз, любезный друг, по уши увяз… И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире.

А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… У нас это называется карьерой! А как мало тут человека нужно: ума его, воли, чувства — зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое…

А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома — несчастный!», — думал он и испытывал «чувство мирной радости, что он с де­вяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, вообра­жению».

Петербург литературный представлен образом Пенкина. Это «очень худощавый, черненький госпо­дин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньол­кой», пишущий «о торговле, об эмансипации жен­щин, о прекрасных апрельских днях,… о вновь изо­бретенном составе против пожаров», сумел при своем посещении затронуть какие-то струны в душе Обло­мова.

Илья Ильич так воспламеняется в споре с гос­тем о предмете изображения в литературе, что даже встает с дивана. И читатель видит, что еще жива душа в нем. «Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же забудь. Где же человеч­ность-то? Вы одной головой хотите писать!.. Вы ду­маете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодо­творяется любовью.

Протяните руку падшему челове­ку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, — тогда я стану вас читать и склоню пред вами голову… Изображают они вора, падшую женщину,… а челове­ка-то забывают или не умеют изобразить.

Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию… Человека давайте мне!.. люби­те его…» Но порыв этот быстро проходит, Обломов «вдруг смолк, постоял с минуту, зевнул и медленно лег на диван». Илья Ильич искренне сочувствует ли­тератору.

«Ночью писать, — думал Обломов, — когда же спать-то? А поди, пять тысяч в год зарабатывает! Это хлеб! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и вооб­ражением, насиловать свою натуру, волноваться, ки­петь, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться…

И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра, праздник придет, лето на­станет — а он все пиши? Когда же остановиться и от­дохнуть? Несчастный!»

Конечно, можно согласиться с Обломовым в том, что работа по ночам, ежедневная суета, продвижение по карьерной лестнице — занятия утомительные. Но все же каждый из героев: и Судьбинский, и Волков, и Пенкин — нашли дело по душе, имеют цель в жизни.

Пусть эти цели подчас и сугубо личные и герои не стремятся «пострадать» во благо Отечеству, но они действуют, огорчаются, радуются — словом, живут.

А Обломов, «как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обду­мывает, не щадя своих сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится от тяжелой работы и когда совесть скажет: довольно сделано сегодня для общего блага».

И самое страшное, что Обломов считает нормальной такую жизнь и несчастными тех, кто не может позво­лить себе жить так, как он. Но иногда все же наступают «ясные сознательные минуты», когда ему стано­вится «грустно и больно…

за свою неразвитость, оста­новку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему». Ему становилось страшно, когда в душе возникало «живое и ясное представление о че­ловеческой судьбе и назначении,… когда в голове про­сыпались… разные жизненные вопросы». Но несмот­ря на мучащие иногда вопросы, Обломов не может и не хочет ничего менять.

Трудно переоценить роль второстепенных персона­жей в романе, ведь они являются одним из средств ха­рактеристики главного героя. Волков, Судьбинский, Пенкин — своеобразные «двойники» Обломова: каждый из них представляет тот или иной вариант воз­можной судьбы Ильи Ильича.

В конце первой части романа автор ставит вопрос: что же победит в главном герое — жизненные начала или сонная «обломовщина»? Прочитав роман, мы ви­дим, что «обломовщина» в итоге побеждает и Обломов тихо умирает на диване, так и не совершив ничего по­лезного и нужного.

Источник: http://5litra.ru/soch/189-rol-vtorostepennyh-personazhey-v-romane-i-i-goncharova-oblomov.html

Образ главного героя в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Илья Ильич Обломов — молодой дворянин, 33-х лет от роду, невысокого роста. На первый взгляд он производил впечатление довольно положительное, однако при более близком рассмотрении можно было заметить полное отсутствие мысли в его лице.

Стиль жизни

Жизнь он вел размеренную, апатичную. Большую часть времени проводил лежа на диване в своем засаленном халате в комнате с нависшей паутиной и с покрывшимися пылью зеркалами.

Перед читателями предстает неоднозначный персонаж. С одной стороны, порабощенный леностью, равнодушием и апатией, а с другой стороны выгодно выделяющийся на фоне своих лживых и лицемерных друзей. Тут уже мы видим его порядочность, доброту душевную, чистоту помыслов и честность.

С целью более полного раскрытия образа Обломова Гончаров сталкивает его с другими значимыми персонажами романа — Штольцем и Ольгой Ильинской.

Окружение

Андрей Штольц — друг детства главного героя — полная противоположность Обломова, его антипод. Он не может сидеть без дела, голова его полна планов и идей, он ценит кипение жизни вокруг, любит быть в центре событий. Такая разница обусловлена различием воспитания героев.

Обломов был единственным ребенком в семье, все его холили и лелеяли. Любое желание маленького Ильи незамедлительно исполнялось, капризам его потакали, оберегали от малейшей опасности и какой-либо деятельности.

Деревня Обломова стала, по словам Добролюбова, родиной такого понятия как «обломовщина».

Подобное отношение воспитало в нем апатичное отношение к жизни и сделало его нравственным калекой, боящимся перемен и неизвестности будущего.

Штольц же воспитывался одним отцом, рос самостоятельным и целеустремленным ребенком. Хорошее отношение Ильи к нему говорит о том, что Штольц способен оказать на него влияние, возродить к истинной жизни и уничтожить «обломовщину», царящую в душе главного героя. Именно такую цель поставил перед собой Андрей, считая своим долгом «спасти» друга.

Перевоспитание

Андрей Штольц заставляет Илью Ильича выходить в свет, посещать званые обеды, где однажды герой знакомится с молодой и энергичной девушкой Ольгой Ильинской.

Ее нельзя назвать красавицей в полном смысле этого слова, красота ее проста и изящна. Самым ценным в ней были ее взгляды на жизнь — свобода мысли, непосредственность, отсутствие лжи в словах и поступках.

Обломов сразу полюбил ее свободолюбивый голос, ее душу, ее характер.

Ольга вместе со Штольцем придумывают план действий, следуя которому Обломов должен активным, деятельным человеком. Она берет на себя роль луча света, указующего путь заблудившемуся Обломову.

И Илья Ильич действительно начал преображаться, а вместе с ним хорошела и росла духовно Ольга.

В конце концов, девушка влюбилась в своего подопечного, что сделало невозможным дальнейшее исполнение плана и обрекло тем самым их любовный союз на гибель.

Дело в том, что и Ольга, и Илья выставляют друг другу невыполнимые требования. Ольга ожидает видеть в Обломове преобразовавшегося человека, хотя бы отдаленно напоминающего Андрея Штольца, но при этом сохранившего в себе лучшие качества Ильи — честность, доброту, правдивость.

Илья же ожидает от Ольги абсолютной любви к себе такому, какой он есть. Но Ольга любит придуманный идеал, имеющий мало общего с настоящим Обломовым. На вопрос девушки :»Кто же проклял тебя?» — Илья отвечает с горечью: «Обломовщина».

Таким образом «обломовщина» побеждает лучшие качества героя окончательно.

Трагедия Обломова

Мне кажется, что главной трагедией Обломова является не «обломовщина» как таковая, а отсутствие в нем стремления бороться с ней. Илья Ильич ставил перед собой множество задач — путешествовать, произвести реформу в управлении имением, жениться, снять другую квартиру. Но сбыться им было не суждено, потому что ни любовь Ольги, ни дружба Штольца не смогли пробудить его от вечной дремоты.

Читайте также:  Анализ рассказа чудесный доктор куприна

Источник: https://spadilo.ru/obraz-oblomova/

Место и роль образа Захара в романе Гончарова «Обломов» — Сочинение

Приступая к ответу на вопрос, обратите внимание на то, что следует вести речь о конкретном герое в системе персонажей романа И. А. Гончарова «Обломов». Сам по себе персонаж не существует в тексте безотносительно чего-либо: он занимает отведённое ему автором место в структуре произведения и выполняет в ней определённую функцию.

Прежде всего необходимо отметить, что Захар играет в романе важную идейно-композиционную роль. Образ слуги усиливает, оттеняет некоторые черты в главном герое.

Подчеркните, что в системе персонажей образы господина и слуги центральные и взаимосвязаны друг с другом.

Захара можно назвать зеркальным отражением Ильи Ильича, поскольку между героями существует глубинное сходство: Захар воплощает одну из худших

черт хозяина — барство, праздность. Покажите это с помощью примеров из текста и прокомментируйте произведение.

Неразрывную связь между героями отмечал ещё Н. А. Добролюбов, комментируя образ Обломова: «Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого».

Образ Захара важен для Гончарова, поскольку, наряду с главным героем, он позволяет раскрыть центральный вопрос романа — суть явления «обломовщина». Автор показывает, что «обломовщина» как особенность мировоззрения, отношения к жизни, порождённая особой социокультурной ситуацией — крепостным правом, характерна не только для представителей господского класса, но и для крепостных.

Подобно Илье Ильичу Обломову, Захар сформировался как личность в уголке, где «всё тихо и сонно», где жизнь течёт размеренно, где все уверены, «что и все другие живут точно так же и что иначе — грех».

Захар — крепостной Обломовых. В молодости служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был произведён в дядьки к Илье Ильичу, позднее, в Петербурге, стал его камердинером.

Однако смена в служебном положении Захара создаёт только видимость деятельности.

Обратите внимание на то, что сформированную «обломовщиной» неприспособленность к жизни Гончаров подчёркивает в своём персонаже несколько гиперболизированной неловкостью.

Всё из его рук падает, всё ломается: «Иная вещь… стоит года три, четыре на месте — ничего; чуть он возьмёт её, смотришь — сломалась».

Его неловкость становится отражением неприспособленности к жизни, которая присуща Илье Ильичу.

С помощью образа Захара Гончаров усиливает изображение беспомощности, характерной для Обломова.

В романе говорится о том, что без Захара Илья Ильич «не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причёсанным и обутым, ни отобедать».

Захар же «не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним».

После смерти Обломова завершается и судьба Захара. Он не может жить в иных домах, не может служить в других местах. Автор показывает, как крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его цели в жизни. В судьбе Захара «обломовщина» также определила драму.

В заключении подведите итоги всего сказанного. Помните, что вывод должен соотноситься с главным вопросом задания.

Здесь искали:

  • какое место в системе персонажей обломова занимает образ захара

Источник: https://sochineniye.ru/mesto-i-rol-obraza-zahara-v-romane-goncharova-oblomov/

Обломов и «обломовщина» в романе Гончарова «Обломов» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Замечательный русский прозаик второй половины XIX века Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» отразил сложное время перехода от одной эпохи русской жизни к другой. Феодальные отношения, усадебный тип хозяйства сменялись на буржуазный уклад.

Рушились веками устоявшиеся взгляды людей на жизнь. Судьбу Ильи Ильича Обломова можно назвать «обыкновенной историей», типичной для помещиков, безмятежно живших за счет труда крепостных крестьян.

Среда и воспитание сделали из них безвольных, апатичных людей, не способных к решительным действиям.

«Почему я такой?» – спрашивает самого себя Обломов. Он, тридцатидвухлетний человек, горестно сознает собственную бесполезность в обществе. В начале романа автор подробно описывает детство героя и жизнь в родовой деревне Обломовке, где основным занятием для господ были еда и сон. Илюшу любили, жалели и кормили, но не готовили к взрослой жизни.

В результате вырос добрый большой ребенок, безответственный, не способный позаботиться о себе. Гончаров рисует своего героя человеком «приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

Мысль гуляла вольной птицей по лицу, <…> пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности».

Переехав в Петербург, Обломов и здесь живет по законам Обломовки. Главный предмет обстановки его квартиры – диван, на котором герой лежит целыми днями в засаленном халате. Кругом пыль, грязь, паутина; старый слуга Захар ленив и распущен.

Барин иногда ругает его, но в действительности они не могут друг без друга: «Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, а Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лгать и в то же время благоговеть перед ним». Он, не задумываясь, умер бы за своего барина, а тому и в голову не могло прийти сменить слугу.

Лежанье не было для Обломова необходимостью, как для больного или уставшего человека. Это было его нормальным естественным состоянием.

Герой и спит, и живет на диване, днем придумывая план усовершенствований жизни крестьян в своем поместье, где не был уже 12 лет. Пользуясь безволием хозяина, староста Обломовки нагло обманывает барина, ссылаясь на постоянные засуху и неурожай.

Малейшие перемены в жизни пугают Обломова. Просто выйти из дому, тем более поехать в деревню и разобраться – выше его сил.

Попытка влиться в общественную жизнь окончилась для него крахом. Кое-как окончив университет, Обломов поступает на службу чиновником, но работа в конторе – бессмысленное перекладывание бумажек – требует от него больших усилий и сосредоточенности. Отправив одно из писем не по адресу, Илья Ильич впал в депрессию, не смог победить чувство вины и больше на службу не являлся.

Обломов – добрый, порядочный, не лишенный ума и способностей человек. Он никогда не согласился бы подличать или лгать ради карьеры. Для него невыносимо изображать кипучую деятельность в конторе, которая не приносит государству никакой пользы. Он не может причинить вреда окружающим, поэтому выбирает безделье как единственный способ существования.

По крайней мере, он не участвует во всеобщем зле, исключив себя из активной жизни. Вредит он только себе. Но главное, он воспитан в традиции, когда труд считался для человека наказанием, мученьем, божьей карой за грехи. Так, родные и слуги с причитаниями провожали Илью в город учиться, как на погибель. За коляской молодого Обломова тянулись возы с продуктами и вещами.

В 32 года он с гордостью заявляет, что никогда сам чулки не надевал!

Иногда к Обломову приходят в гости его знакомые, рассказывают новости, зовут его прогуляться, от чего герой всегда отказывается. Молодой светский щеголь Волков соблазняет Илью Ильича прокатиться на гулянья в Екатерингоф, рассказывает о визитах, перчатках и фраке, об очередной своей влюбленности.

Бывший сослуживец Судьбинский говорит о карьере, выгодной женитьбе, деньгах, квартирах и т. д. Сочинитель газетных статей, «литератор» Пенкин утомляет Обломова перечислением общественных пороков, предлагает почитать его статью «Любовь взяточника к падшей женщине».

Мелкий чиновник Алексеев, «человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией», один приходит просто посидеть с Ильей Ильичом. Гости взахлеб говорят о своем, жалобы Обломова на старосту и необходимость переезда на другую квартиру они не слышат, и только живущий в крайней нищете Алексеев сочувствует хозяину.

Слушая рассказы знакомых об их бурной жизни, Обломов жалеет их, считая глубоко несчастными. Он понимает истинный смысл поступков. Знакомые радуются, тратя себя на пустоту, суету, которую всерьез считают жизнью.

Гончаров талантливо изображает бессмысленность государственной службы (Судьбинский), пошлость и продажность литераторов всех мастей (Пенкин), бесцельность жизни высшего света (Волков), обезличивание мелкого чиновничества (Алексеев).

В образе Обломова сквозит обреченность. Он добровольно заключает себя в пространство четырех стен, видя, что зло вокруг торжествует. По характеру он не борец. Даже понимая, что его грабят (староста Тарантьев), Илья Ильич не в силах сопротивляться или защищаться. Гончаров в тексте романа прямо называет причину бедствий своего героя – это обломовщина.

Именно она вызывает паралич воли, безответственность, страх перед жизнью, привычку надеяться на чудо или на «авось». Обломовщина превратила жизнь Ильи Ильича в жалкое существование, да и род Обломовых, когда-то сильный и богатый, теперь совсем измельчал и деградировал. Впитав эту разлагающую психологию с ранних лет, герой уже не может жить по-другому.

С детства Илью ограждали от суровых законов жизни, в которой безделье для аристократов было главной привилегией правящего класса. Отсюда все несчастья Обломова, его невостребованность обществом – с одной стороны, и неумение сделать что-либо без посторонней помощи – с другой.

Обломовка с ее нравами – его рай, куда он мечтает вернуться и который он обрел наконец в доме вдовы Пшеницыной, где и умер счастливым.

В статье «Что такое обломовщина?» критик Н. А. Добролюбов проанализировал историческую ситуацию в России и дал оценку герою романа и самому явлению.

Обломовщина, этот вечный «сон разума» и воли, калечила души людей, делала их ленивыми и безвольными. Критик указывает на типичность образа Обломова. Он писал, что Гончаров хотел добиться, чтобы случайный образ сделать типичным.

Недаром, пытаясь оправдаться, Обломов восклицает: «Разве я один обломовец? Нас легион!»

Изображая русского барина, Гончаров показывает процесс вырождения дворянства и обращает внимание на характерные черты национального характера. Реализм Гончарова замечателен тем, что вместе с положительными качествами писатель безжалостно показывает и отрицательные черты, присущие герою.

Черты обломовщины до сих пор живы у славян: этакое ожидание молочных рек с кисельными берегами при удобном лежании на печи. Добролюбов не соглашается с концовкой романа Гончарова. Он писал, что Гончаров решился похоронить обломовщину.

«Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век», – говорит он устами Штольца, и говорит неправду. Обломовка – жива, а «ее триста Захаров всегда готовы к услугам». Роман И.

Гончарова пережил свое время и остался в истории русской литературы именно потому, что изживать в себе психологию обломовщины придется еще не одному поколению русских людей.

Источник: https://resoch.ru/oblomov-i-oblomovshhina-v-romane-goncharova-oblomov/

Образ главного героя в романе Гончарова "Обломов" » Сочинение на EraInfo.ru

Иван Александрович Гончаров — один из талантливейших и самобытных писателей 19 века.

Любопытно, что за свою долгую жизнь он написал всего три романа — за что многие крититики его времени, да и современности тоже, называют его «ленивым» автором, хотя и признают его одаренным писателем.

Привычно для себя, Гончаров долго обдумывал замысел, конструировал сюжет и планировал свои произведения, придавая им полноту и завершенность. Такими же зачастую получались его герои.

Илья Ильич Обломов —  центральный персонаж одноименного романа Ивана Гончарова, который увидел свет в конце 50-х годов позапрошлого века.

Опишем образ главного героя словами автора: «Обломов — человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный… тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. Аналогично внешности, неторопливой, размеренной и планированной былью и все жизненное пространство Ильи Ильича. Воспитывала его матушка, считающая, что знания никакой особой пользы не принесут, и что важнее окружать дитя свой всепоглощающей любовью. Мягкости характеру главного героя добавляла и среднерусская природа с неторопливым течением рек, с великим спокойствием полей и безграничных лесов. Таким образом, постепенно жизнь уже взрослого героя превращается в хроническое лежание на кушетке, так удобно придаваться мечтам, строить воздушные замки и  неосуществимые планы. Иллюзорным комфорт и общее благополучие жизни его дома все больше и больше отдают его от реальной жизни, проблем и стремлений обычных людей, их переживаний и волнений. на страницах романа он даже признается своему другу детства Андрею Штольцу, что ему лень жить.

Заметим, что образ Штольца автор вводит как антипод главного героя. Андрей динамичен, целеустремлен, его сознанием владеют идеи. Молодой немец был “весь составлен из костей, мускулов и нервов…”;  Штольц худощав, щек у него почти вовсе нет, цвет лица у него ровный, смугловатый, никакого румянца, глаза — немного зеленоватые. Он весь — человек действия.

Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться.  Он не может обходиться без посторонней помощи и именно этой чертой характера представляет полную противоположность Андрею Штольцу, который с раннего возраста приучен отцом ни на кого ни в чем не рассчитывать. Но следовать рекомендациям друга Обломов не торопится: у них полярно разное представление о труде, и жизни и о приоритетах.

В данном романе писатель развивает образ своего героя до типично российского явления, именуемого обломовщиной. Таким образом, Илья Обломов — типичный представитель своего времени, он такой же, каких много, он узнаем.

Роман был написан и опубликован именно в кризиса самодержавно-крепостнического уклада жизни. Современники Гончарова писали: “Обломов” имел громадный успех у русских читателей.

Он стал сенсацией литературы того времени, когда в воздухе витали мысли против инерции, застоя.

Источник: http://erainfo.ru/obraz-glavnogo-geroya-v-romane-goncharova-oblomov/

И.А. Гончаров. Собирательный образ Обломова

Если разобраться, то Обломов, герой романа Гончарова, это не просто герой-лентяй, который , кстати, довольно точно отображает и нашу современную молодежь. Это собирательный образ, который воплощает в себе многие черты характера, привычки и мышление многих людей.

Проще говоря, он выражает менталитет основной массы людей, у которых нет какой-либо, определенной цели в жизни. И, действительно, читая роман, можно легко подметить, что его главный герой не особо переживает о завтрашнем дне.

Он лениво и инертно течет по течению жизни, абсолютно не задумываясь о том, какова ее основная цель. Яркий тому пример — описание халата Ильи Ильича, который широкий и просторный, и полностью повторяет ленивые действия его хозяина.

Халат, если вдуматься, отображает все вехи и ступени души и сознания героя. То же можно понять, осмыслив пререкания со слугой Захаром.

Несколько вносит разнообразия в жизнь Обломова, любовь к Ольге Ильинской. Это несколько пробуждает Илью Ильича к активным действиям, и он даже «пытается сбросить» свой халат не только с тела, но и с души. И ему это даже удается.

Все-таки, любовь — великое чувство, и халат , на некоторое время, исчезает из поля зрения. К сожалению, этот период длиться совсем не долго. Новая хозяйка Обломовки, Агафья Пшеницына, находит его в чулане и «возвращает к обыденной жизни».

Не трудно догадаться, что все попытки Обломова изменить свою жизнь, терпят жестокое фиаско. Он все так же продолжает коротать свои дни на диване.

Некоторое оживление в жизнь Илью Ильича, вносит очень не приятное письмо от старосты. Далее — следует требование хозяина освободить квартиру. Но и тут Обломов на «своем месте».

Он не может даже себя заставить полностью прочитать и вникнуть в суть письма, а уж, тем более, всеми способами пытается оттянуть поиски новой квартиры.

Из этих двух примеров, можно легко догадаться, что фамилия главного героя романа — Обломов, подобрана автором отнюдь, не случайно.

Но нельзя сказать, что Обломов доволен своим образом жизни. Он великолепно осознает свое убожество и бессмысленное существование. Но, как таковой вины его здесь нет. В первую очередь, это можно понять, прочитав главу «Сон Обломова», где описывается его детство. Там ему даже одеться самому не давали.

Главная же причина — это крепостнический строй Царской России. Там не только простой народ был обречен на жалкое существование и вымирание от голода, а и молодые дворяне обрекались на застой и притупление социального развития. Для этого, Гончаров выставляет полнейшего антипода Обломова — Андрея Штольца.

Это в буквальном смысле — «небо и земля».

Гончаров прекрасно понимал, что развиваясь таким путем, Россия, рано или поздно, придет к экономическому и политическому краху, и такие люди как Штольц, ее спасут и поведут вперед, а такие, как образ Обломова, просто погибнут.

Unknown

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/05/sobiratelnyy-obraz-oblomova.html

Ссылка на основную публикацию