Сочинение описание картины бурлаки на волге репина (5 класс)

Сочинение Описание картины Бурлаки на Волге Репина (5 класс)Сочинение Описание картины Бурлаки на Волге Репина (5 класс)
Сочинение Описание картины Бурлаки на Волге Репина (5 класс)

История создания

По воспоминаниям самого художника, замысел написания «Бурлаки на Волге» возник у него ещё в 1869 году. Тогда он работал над другим холстом. Чтобы сделать этюды, он вместе с другом отправляется на берег реки Невы, и неожиданно там повстречали бурлаков, которые резко контрастировали с той цветущей и радостной природой вокруг.

Сочинение Описание картины Бурлаки на Волге Репина (5 класс)

В тот момент Илья Ефимович не выдержал и сделал первый акварельный эскиз своей будущей картины.

На нём он изобразил не только живописную природу, мрачных и печальных бурлаков, но и дачников, у которых уже было совсем другое настроение. Но увидев эти наброски, Фёдор Васильев тут же их раскритиковал.

Такую картинную композицию он посчитал искусственной, в которой совсем не было жизни.

Фёдор Васильев и Иван Крамской, зная, что Репин на тот момент был очень стеснён в средствах, нашли деньги, чтобы живописец мог поехать на Волгу. В мае 1870 года на пароходе Илья Репин в сопровождении брата Васильева и двух приятелей отправился в путешествие. В этом же году был сделан рисунок карандашом, который теперь хранится в Третьяковской галерее.

Уже весной 1871 года была создана временная картинная версия, которая выставлялась в Санкт-Петербурге, и лишь только через два года Илья Ефимович завершил свою работу над полотном. В настоящее время это одна из известнейших работ русского художника.

Цветовая гамма

При написании сочинения «Бурлаки на Волге» стоит обратить внимание на то, какие краски подбирает художник. Группа бурлаков идёт по берегу реки и у каждого из них на плече накинута чёрная лямка.

Лица у всех героев картины загорелые, тёмные. Такого же тёмного и чёрного цвета у них и руки. Но сквозь прорванную рубаху у молодого парня выступает светлый кусочек тела.

Одет юноша в красную рубаху и тёмные штаны.

  • Ещё один бурлак выделяется на фоне остальной группы, так как он в синей рубашке и в высокой шляпе.
  • Для холста автор использовал множество разных цветов и оттенков:

Сочинение Описание картины Бурлаки на Волге Репина (5 класс)

  • чёрный;
  • серый;
  • синий;
  • красный;
  • голубой;
  • жёлтый;
  • белый.

Бурлаки медленно тянут баржу, на которой развивается сине-белый флаг. Вода в реке голубого цвета, но везде на ней видны зелёные разводы. Несмотря на то что солнце не видно, день всё равно жаркий. Художник изобразил небо ярко-синего цвета. Жара идёт и от жёлтого раскалённого песка.

Значение слова «бурлак»

При разборе и написании сочинения по картине Репина «Бурлаки на Волге» в классе можно столкнуться с тем, что ученики не понимают значение слова «бурлаки», поэтому учитель может кратко познакомить с его этимологией, а также немного рассказать про то, как жили эти люди. Известно, что профессия «бурлак» существовала на Руси в течение четырёх столетий, начиная с шестнадцатого века.

Любое парусное судно не может идти самостоятельно по реке против ветра и течения. Поэтому ему обязательно требуется буксир.

Самым дешёвым его вариантом всегда было на Руси использования бурлаков, которым платили немного меньше. Обычно за день они могли пройти двенадцать километров. Работали бурлаки лишь весной, летом и осенью.

Это была изнуряющая работа, а зимой они возвращались к своим семьям и в свои деревни.

Часто среди них можно было встретить тех, кто бежал от своих хозяев, кто не имел паспорта, или просто не умели по-другому зарабатывать. Были среди бурлаков не только мужчины, но и дети, и женщины.

Сочинение Описание картины Бурлаки на Волге Репина (5 класс)

Картинные герои

  1. Для того чтобы сочинение на тему «Бурлаки на Волге» было подробным, стоит остановиться и на героях картины.
  2. Автор изобразил бурлацкую артель:

Сочинение Описание картины Бурлаки на Волге Репина (5 класс)

  • бригадир;
  • помощники;
  • кабальные;
  • надзиратели;
  • косные.

Обычно бригадиром бурлацкой артели становился тот, кто был опытнее и сильнее. Именно этот человек задавал всему движению ритм. Были у такого бригадира обязательно и помощники, которые шли по обеим сторонам от него. Они отвечали за то, чтобы вовремя закупались продукты и отдавались заработанные деньги. В то время, когда была написана картина Репиным, бурлаки получали примерно тридцать копеек в день, но по тем временам это была довольно приличная сумма.

Сразу за помощниками обычно ставили «кабальных». Так их прозвали за то, что они сразу же тратили все деньги, а потом, понимая, что уже ничего не смогут получить, работая только ради еды, особо не старались.

Поэтому за ними постоянно нужно было приглядывать. Вот за ними следом и шли ответственные бурлаки, которых называли «надзирателями». Замыкали колонну бурлаков «косные».

Это были старые либо больные люди, следившие за тем, чтобы бечева не цеплялась за кусты.

Обычно бурлаки тянули баржу, на которой перевозили товары и продукты питания. Поэтому она весила примерно сорок тонн.

Стоит заметить, что в картине «Бурлаки на Волге» изображены и на корабле люди:

Лоцман — это рулевой, который давал указания бурлакам. Он должен был следить за тем, чтобы судно не село на мель. Водолив отвечал за исправность судна и за сохранение груза, который перевозился.

Секретные символы

При написании сочинения по картине «Бурлаки на Волге» можно будет немного остановиться и на том факте, что Репин непросто написал свою картину, но и постарался донести до зрителя её тайный смысл.

Сочинение Описание картины Бурлаки на Волге Репина (5 класс)

Так, на его полотне есть несколько секретных символов:

  • Вдалеке изображён буксир — это прогресс.
  • Перевёрнутый флаг — переворот.
  • У хозяина судна красная рубашка — государство.
  • Разбитая корзина на берегу — тюрьма.
  • Камень с верёвкой — утопленник.

Зная про эти символические знаки на холсте, можно совсем по-новому взглянуть на картину и оценить мастерство художника.

План для написания работы

Для того чтобы письменная работа была выполнена успешна, можно более детально подойти к изучению картины.

В этом поможет ещё и краткий план:

  1. И. Е. Репин — великолепный художник.
  2. Тяжёлый труд бурлаков.
  3. Судьба картины.

В первой части своего сочинения можно написать о том, чем занимались бурлаки и как тяжёл был их труд.

Образец сочинения

  • Илья Ефимович Репин — величайший художник, который описывал тяжёлую жизнь простого народа.
  • Он написал много великолепных картин, среди которых самыми популярными считаются следующие полотна:

Сочинение Описание картины Бурлаки на Волге Репина (5 класс)

  • «Осенний букет».
  • «Не ждали».
  • «Стрекоза».
  • «Яблоки и листья».
  • «Нищая».

Илью Ефимовича всегда интересовала жизнь простого народа, поэтому он и старался это передать в своих картинах. Одной из лучших его работ считается удивительное и глубокое по смыслу художественное полотно «Бурлаки на Волге». Эта картина бессмертна.

Центральный образ холста — это бурлаки, которые, тяжело ступая по мокрому песку, медленно бредут по раскалённому берегу полноводной Волги.

Они все тянут крепкую верёвку, к которой привязано судно. Их лица суровы и печальны, а тела напряжены и измучены нечеловеческой работой.

На своём холсте живописец изобразил одиннадцать бурлаков, которые различаются и своим внешним видом, и возрастом, и отношением к жизни и труду. Скорее всего, у них разный и характер.

Но все они объединены нищей жизнью, обветшалой одеждой и непосильным трудом. Видно по их измученным и грустным глазам, что в жизни они не видят никакой радости, они покорны своей судьбы.

И у этих людей есть только одно желание — не упасть по дороге, дотянуть лямку и получить деньги, чтобы отправить домой.

Эти мужики уже многое пережили в жизни и повидали. Нечеловеческая работа сломила этих русских богатырей, которые вытягивают из себя последние силы и вытирают пот. Есть среди бурлаков и старики, которые уже по привычке идут работать и пытаются из последних сил устоять, выдержать.

Из всей этой серой печальной бурлацкой массы выделяется юноша в красной рубашке, который ещё высоко держит голову и сердито смотрит вокруг. В его фигуре художник изобразил не только молодость, но и желание вырваться из нищеты, в нём отражается протест и мощная внутренняя сила.

Именно в этом образе автор изобразил всё лучшие качества народа, которые смогли не только быть покорными, отдаваться полностью непосильному труду, но и стать счастливыми, воплотить все свои надежды.

Судьба полотна

Впервые холст Репина был выставлен на художественной выставке весной 1873 года в Санкт-Петербурге. Сразу же появились противоречивые отклики. Многие посчитали, что ранние картины на эту же тему им были написаны намного реалистичнее. Но Стасов и Крамской приняли эту картину очень восторженно, назвав художника национальным гением.

Даже известный писатель Фёдор Достоевский в своём произведении «Дневник писателя», проанализировал это полотно и высказался о нём, как о торжестве правды в искусстве.

Известно также, что на Всемирной картинной выставке этот холст получил бронзовую медаль, а затем её купил князь Владимир Александрович, который повесил её во Владимирском дворце.

Он очень любил эту картину и мог объяснить все её детали.

Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/burlaki-na-volge.html

Сочинение по картине Репина "Бурлаки на Волге"

Сочинение Описание картины Бурлаки на Волге Репина (5 класс)
Бурлаки на Волге

«Бурлаки на Волге» — одна из самых известнейших работ величайшего русского художника Ильи Ефимовича Репина, была написана в 1873 году от впечатлений и зарисовок, собранных во время путешествий по Волге в 1870 году. Бурлаки — это наёмные рабочие в России, просуществовавшие до начала двадцатого века. Работа бурлаков была очень тяжела, поэтому они объединялись в артели (группы). Сама же работа заключалась в том, что они, идя по берегу, тянули судно по реке. В основном пик роботы бурлаков приходился на осень и весну.

На картине изображено одиннадцать персонажей — все бурлаки, кто старше, кто моложе, все они тянут тяжёлую баржу. В помощь рабочим, при попутном ветре поднимали паруса. На картине же, на барже парус не поднят, а это значит, что люди тащат её против течения. Несложно догадаться, что это крайне тяжёлая работа к тому же люди идут по влажному песку, который проседает под ногами, усложняя движение группы. Нередко для координации своих действий бурлаки пели песню и в определённый момент синхронно делали рывок.

На картине Репина изображены нищие бурлаки, которые работают, несмотря на то, что сил у многих уже нет. Но всё же они идут, еле перебирая ногами, болтая в воздухе бессильными руками. Интересно в картине то, что бурлаки изображены в момент рывка, и из-за этого кажется, что они сейчас резко дёрнут и приблизятся к нам.

Рассматривая в наши дни эту картину с трудом верится, что кучка людей способна под палящим солнцем, в потных и грязных рубашках, шагая по мокрому песку, сдвинуть с места тяжёлую баржу. Однако, это так.

Мимо воли начинаешь поражаться и восхищаться силе и упорству простых людей, которым из-за нищеты приходится выполнять тяжелейшую роботу, к тому же за гроши.

А между тем на картине изображён обычный день: свети солнце, течёт река, коряга торчит из песка, но даже только от просмотра картины веет каким-то холодом, и запахом речной воды.

Смысл картины «Бурлаки на Волге» заключается в том, что человек, народ способны на очень многое и этим нужно восхищаться, верить в лучшее и, конечно, бороться за него. Илья Ефимович Репин восхищался простыми людьми и их упорством, и увековечил их в своей картине, которая вызывает у нас и восхищение, и восторг, и веру в свои силы.

Unknown

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/02/sochinenie-po-kartine-repina-burlaki-na-volge.html

Сочинение по картине Бурлаки на волге Репина

Илья Ефимович Репин, является самым известным представителем русской живописи, так как кисти этого мастера, принадлежат многие работы, которые вызывают интерес и удивление и в наши дни. Среди самых известных работ этого художника, мы можем выделить картину «Бурлаки на Волге», так как она занимает особое место в творчестве нашего выдающегося мастера.

Читайте также:  Сочинение софья в комедии «недоросль» (характеристика и образ) 8 класс

История создания этой картины очень интересная, так как художник сам воочию наблюдал за этими людьми, которые выполняют этот нечеловеческий труд.

Именно тогда, ему и пришла идея написать этот шедевр, который сразу осуждали, но по прошествии времени все поняли, что это шаг к милосердию и сострадание, так как с первого взгляда понятно, что художник очень жалеет этих людей, которые обречены на тяжелый труд.

На переднем плане, мы видим людей, которые обвязаны тяжелыми канатами, так как они тянут многотонную баржу, но это их работа, за которую они получают деньги.

Все участники очень измучены, так как на улице стоит невыносимая жара, а это очень усложняет всю их работу, так как достаточно сложно выполнять ее в токую жару. Мастеру удалось очень хорошо передать образы этих бурлаков, так как мы можем видеть их лица и их мимику, которая наполнена болью и разочарованием.

Мастер очень хорошо подобрал краски, которые отражают всю реальность происходящего. Наблюдается очень четкий контраст, который разделяет природу и людей, что подтверждает то мнение, которое существует: художник обладает очень большим талантом, что позволяет ему в точности передавать весь текущий момент.

Второе место, занимает изображение неба, которое имеет голубой цвет и когда мы смотрим на картину, то нам кажется, что мы незримо присутствуем в этом месте. Река очень большая, так как в доли еле, еле виднеется кромка берега, которая плавно уходит за горизонт. Люди устали, и это очень хорошо видно, они скорее хотят закончить свой адский труд, и уйти на отдых.

Их жизнь, сплошные муки, которые они уже привыкли испытывать.

Мастер очень хорошо отобразил всю сущность их жизни, так как при просмотре у зрителя появляется впечатление, что он слышит их стоны и голоса, которые подбадривают друг, друга, и то все, делает эту картину очень привлекательной, так как всегда можно вжиться в этот образ бурлака и пережить те сложные моменты, которые они испытывают.

2 вариант

Одна из самых знаменитых картин И.Е.Репина – это «Бурлаки на Волге». Картина с достаточно интересной историей и большим периодом написания. Эту работу Репин писал с 1869 года по 1873 год.

А основанием было увиденное шествие реальных бурлаков по реке Волге, которое и изобразил на холсте художник. Очевидцы писали, что Илья Ефимович Репин был до слез поражен увиденным шествием бурлаков. Картина существует в двух видах.

Это эскиз-набросок в карандаше и сама картина, написанная маслом. Хранится эта работа в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Что изображено на этой картине? Группа мужчин разного возраста тянут лодку вверх по течению.  Летний, солнечный день и мрачная группа бурлаков.

На самом деле это очень тяжелая работа, на которую шли крепкие мужчины, чтоб заработать, хоть какие-то деньги для содержания семьи. Однако, по всей видимости, человеческий труд был намного дешевле. Ведь можно для этой работы использовать животных – лошадей или быков. Но нет, в упряжку встали люди.

Тяжело, жарко, ноги утопают в мокром песке. Но надо тянуть, нельзя бросать начатую работу.

Как видно, что впереди стоят самые сильные мужчины с крепким телосложением. Они как кони-тяжеловозы берут основную тяжесть на себя. Крепко упираются ногами в землю, несгибаемые, мужественные люди. А вот в конце упряжи стоят более слабые и пожилые мужчины, они лишь придерживают и не дают оступиться впереди стоящим бурлакам.

Смотря на картину в первую очередь, нельзя не остановиться на взглядах бурлаков. Они как бы всматриваются в тех, кто стоит рядом с картиной. Одни бурлаки смотрят с усталой улыбкой, как бы извиняясь за свой внешний вид.

Другие впиваются взглядом со какой-то скрытой враждой или злостью. Именно по глазам можно понять насколько устали мужики и как им не хочется выполнять свою работу. Но работа есть работа и нельзя все взять и бросить.

Картина «Бурлаки на Волге» передает всю историческую сущность того времени. Нехватка механических средств, обесценивание человеческого труда. При этом всем, видно, что корабль, который тянут вверх по  Волге не современный, не имеет мотора, и нет весел.  Зачем он вообще нужен, ведь рядом на реке изображен пароход, который мог бы и эту лодку утянуть и вообще заменить ее.

Картина «Бурлаки на Волге» это произведение искусства и одна из исторических работ, передающая положение дел в то время. Смотря на эту картину можно сказать, что в те времена ничего дешевле и доступнее человеческого труда не было. А люди сами шли на любые работы, чтоб получить, хоть какие-то деньги.

4, 5, 6, 9 класс

Другие:

← Остроухов — Золотая осень↑ По картинамФедотов — Свежий кавалер →

Сочинение Описание картины Бурлаки на Волге Репина (5 класс) Репин — Бурлаки на волге

Сейчас читают:

  • Основной конфликт в комедии «Горе от ума» Грибоедова сочинение
    Грибоедов Александр Сергеевич в 19 веке создал удивительное произведение, конфликт которого до сих пор будоражит умы всего прогрессивного общества. Если взглянуть на суть конфликта, то, на первый взгляд,
  • Сочинение 21 ноября всемирный день телевидения
    День телевидения в нашем государстве отмечают 21 ноября. В 1933 году техник-инженер с русскими корнями Владимир Зворыкин создал трубку, которая в последствии получила название катодной, она служила основной деталью для телевизора.
  • Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце 9 класс
    Уникальный шедевр, который наталкивает на доброе, теплое, так как зима, это самая прекрасная пора года, когда вся природа находится в оцепенении. Все вокруг, как будто замерло и ждет великого пробуждения. В.Г. Цыплаков,
  • История создания Вишневого сада Чехова сочинение
    Пьеса великого писателя А.П.Чехова «Вишнёвый сад» была написана в 19 веке. Однажды зимой 1901 года, посмотрев в театре прекрасную пьесу «Три сестры», Чехов проникся сложными и тяжёлыми чувствами переживания. Пьеса имела грандиозный успех,
  • Сочинение по картине Ромадина Вербы в половодье 5 класс
    Картина Николая Ромадина «Вербы в половодье» написана в тусклых и темных тонах, пасмурное небо, затянутое густыми и тяжелыми облаками, озеро еще не прогретое лучами солнца, от того такое темное и холодное, темная старая лодочка,
  • Сочинение по картине Герасимова После дождя 6 класс
    Удивительная картина «После дождя» Александра Герасимова получила еще одно название — «Мокрая терраса». Неслучайно это полотно, написанное в 1935 году, заняло достойное место в фондах Третьяковской галереи. Можно утверждать, что равной ей по мастерству

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/repina-burlaki-na-volge

Сочинение по картине Репина «Бурлаки на Волге»

Сочинение Описание картины Бурлаки на Волге Репина (5 класс)

Главные герои картины Ильи Репина — это бурлаки, труд которых был тяжел и невыносим. Известно, что бурлаки свои лямку с судами тянули по рекам, начиная с шестнадцатого века. Этот тяжелый труд рабочих на реках с быстрым течением использовался по девятнадцатый век. И только когда появились пароходы, то постепенно стал исчезать этот род деятельности простого русского мужика. Обычно бурлаки вступали в артель, в каждой из которых их могло быть до 150 человек. Но проблема была в том, что суда ходили по Волге лишь только в теплое время года. Например, весной, осенью.

Обычно такой труд оплачивался плохо, поэтому бурлаки, проработав ни один сезон, возвращались домой без денег, а порой даже с долгами. Вот однажды, рисуя картины на берегу реки, Илья Репин увидел бурлаков и был поражен их нелегким трудом.

Вот тогда-то, внимательно наблюдая за бедняками-бурлаками, в голове художника и впервые родился замысел его картины. Вскоре появился первый эскиз его будущего живописного сюжета. Но только первоначально художник еще хотел изобразить и веселых дачников, которым жилось хорошо.

Но потом он все-таки отступил от такого резкого контраста. Работа над этой картиной была окончена художником в 1873 году.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Центральное место в репинской картине занимает артель, которая как бы вырастает постепенно из самой глубины картины и словно движется навстречу зрителю.

Автор полотна продумал свою композицию так, чтобы ни одна из фигур наемных бурлаков не заслоняла товарища по работе. Илья Репин постарался передать каждого своего героя так, чтобы образ каждого из них запоминался и был индивидуален.

Впереди всех идут три невысоких, но коренастых мужиков, которые как бы прокладывают путь остальным, ведут их за собой.

В центре Канин, который некогда был священником, но потом получил отставку и подался от безысходности в бурлаки. Справа от центральной фигуры священника бурлак с бородой и с огромной силой, которую невозможно не заметить.

С другой стороны мужик не только тянет свою лямку, но и его озлобленный взгляд устремлен вперед, словно он пытается доказать всем, что сможет дойти и не умереть до конца пути. Колоритно изобразил художник и остальных героев репинской картины.

Например, один из персонажей его живописного полотна — это старик в потрепанной шляпе.

В его рту трубка, которая, скорее всего, немного его успокаивает и придает силы. Среди этих бурлаков собраны люди самых разных возрастов. Внимание хочется обратить на молодого юношу, который тянет впервые эту лямку и, чувствуя, как тяжело ему, кажется, что вот-вот он сам освободиться от этой непосильной ноши.

У многих персонажей картины изображено не только страдание, но и терпение, которое обычно свойственно русскому человеку. Художник изобразил в конце всей этой колоны еще трех мужиков. Одного практически не видно, поэтому и описывать его сложно. Но образы других двух очень интересны. Один из них мужчина средних лет. Но по сравнению с мужиками он слишком хорошо одет.

У него даже есть сапоги, хотя вся мужики идут или босяком, или в лаптях.

Второй заключающий колоны — настоящий южный человек, у которого черные волосы и смуглое тело. Он все время оглядывается, чтобы взглянуть на того мужика, который немного приотстал. Передвижения ему даются слишком тяжело, и кажется, что скоро он совсем упадет. Всего же на своем полотне художник изобразил одиннадцать человек.

Но контраст художник проводит с тем, что окружает этих бедных людей. Это природа, которая изображена в светлых тонах: нежно-голубое небо, ласкающая и спокойная речная гладь, светло-желтый песок и светлого цвета судно, которое медленно передвигается по реке.

Невероятное печальное и трагическое впечатление производит картина Ильи Репина. Он попытался в своих образах простых мужиков создать обобщенный образ всего русского народа, который страдает и погибает от непосильного и тяжелого труда.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/03/sochinenie-po-kartine-repina-burlaki-na-volge.html

сочинение-описание по картине И. Репина "Бурлаки на Волге" план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

6.  История создания картины «Бурлаки на Волге»

Биография И. Е. Репина (Интересные факты)

Илья Репин родился 24 июня 1844 года в небольшом украинском городке Чугуеве: «Я родился военным поселянином украинского военного поселения. Это звание презренное,- ниже поселян считались разве что крепостные»,- вспоминал художник.

Читайте также:  Нет уз святее товарищества - сочинение (11 класс)

В такой атмосфере возникла у мальчика тяга к искусству. «…Я стал вырезывать лошадей, и мы налепливали их на стекла окон. Мальчишки и даже взрослые люди останавливались у наших окон и подолгу рассматривали наших животных… Вот нехитрое начало моей художественной деятельности»,- рассказывал Репин о своем детстве.

Илья мечтал учиться рисованию, и отец определил его учеником в мастерскую живописца. Почти четыре года Репин со старыми мастерами выполнял роспись церквей, заказные портреты, копии старинных икон. В 1863 годы Репин приехал в Петербург, но в академию художеств его не взяли, потому что он не знал классического рисунка.

Но встреча с художником И. Н. Крамским изменила жизнь Репина. Два месяца Илья учился у Крамского, потом был зачислен вольнослушателем в Академию. Стипендии не полагалось, а за учебу нужно было платить. Репин ходил в поисках заработка.

Он жил на копейки, но так велико было желание учиться, что юноша преодолевал все трудности.

Через восемь лет после поступления в Академию Репин на последнем годовом экзамене получил большую золотую медаль и право на шестилетнюю заграничную поездку за казенный счет.

«Бурлаки на Волге» сыграли огромную роль в формировании Репина — художника. Картина принесла художнику известность в Европе.

За шестьдесят лет неустанного труда в искусстве  Репин создал сотни картин, известных сегодня во всем мире.

Репин учится в Петербурге, в Академии художеств. Здесь, в старинном здании на набережной реки Невы, учились будущие живописцы, скульпторы, архитекторы. Репин очень много работал. От зари до зари не выходил он из мастерской. Однажды в летний погожий день товарищи уговорили его отправиться на прогулку за город.

Поплыли пароходом по Неве. На высоком берегу стояли красивые дачи, к воде сбегали широкие лестницы. Возле домов темнели аллеи старых лип, сквозили берёзовые рощицы, пестрели цветники, поднималась душистая сирень. Всюду гуляли нарядные господа, офицеры, студенты, дамы под разноцветными зонтиками.

Всюду слышались весёлые голоса, беззаботный смех.

Вдруг Репин увидел вдали какое-то тёмное пятно. Будто мрачная туча заслонила солнце.

— Что это движется сюда? Вон то, тёмное? – спросил он у товарища.

— Это бурлаки тянут барку, — отвечал товарищ. Репину прежде не приходилось встречать бурлаков, и он быстро нарисовал их для памяти в своём блокноте.

 Но прогулка больше не радовала его. Перед глазами стояли угрюмые лица, потемневшие от пота лохмотья рубах. Бурлаки. В старину  бурлаки тянули по реке суда с грузом. С судна бросали на берег прикрепленную к мачте длинную веревку – бечевку; за нее цепляли ременные плети- лямки; бурлаки впрягались в эти лямки и тащили судно против течения.

Случалось, месяц и два шли они под палящим солнцем или под проливным дождем, навалясь грудью на лямку. В долгом пути бурлак иногда стаптывал двадцать пар лаптей. Когда жил Репин, по рекам уже ходили пароходы, но богатым промышленникам и купцам было дешевле запрягать в лямки людей. Группа бурлаков называлась артелью.

Любимой песней бурлаков была «Дубинушка»

  • «Эх, дубинушка, ухнем!
  • Эх, зеленая, сама пойдет!
  • Идет, идет
  • Идет, идет,
  • Сама пойдет!»
  • Бурлаки дружно налегали на лямки, крепко упирались ногами в мокрый песок – и вот тяжелое плоскодонное судно, баржа, доверху нагруженная хлебом, солью или известью, нехотя сползала с мели и уже опять качалась на глубокой воде.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/04/27/sochinenie-opisanie-po-kartine-i-repina-burlaki-na-volge

Сочинение по картине И. Е. Репина "Бурлаки на Волге"

Ещё в детстве заинтересовался рисованием, начал обучение под руководством местных иконописцев, немало преуспел, так что вскоре юноша стал получать серьёзные заказы. В 1863 г. приехал в Петербург, где сначала учился в рисовальной школе, а затем в Академии художеств. В 1865 г. получил звание свободного художника.

Однако подлинный успех пришёл к нему позже, и принесла его художнику именно картина «Бурла­ки на Волге». Над этим полотном Репин трудился 3 года. Сейчас картина хранится в Русском музее в Петербурге.

Сейчас, возможно, далеко не все знают, кто такие бурлаки. Так назывались рабочие, которые тянули против течения речные суда при помощи каната. Труд бурлаков использовался с XVI в. и до конца XIX в. Эта тяжёлая профессия полностью исчезла лишь после появления пароходов.

Естественно, что такую рабо­ту выполняли группы людей — артели, численность которых могла достигать 150 человек. Труд был сезон­ным — весной и осенью. Оплата была крайне низкой, иногда бурлаки ничего не зарабатывали, а возвраща­лись домой, ещё и задолжав нанимателю.

Бурлацкие песни, самой известной из которых является «Эх, дубинушка, ухнем», исполнялись рабочими не просто ради увеселения, а для того, чтобы скоординировать силы артели во время выполнения наиболее тяжёлых трудовых задач.

В 1869 г. Репин, который вместе с другим худож­ником, К. А. Савицким, выехал на этюды на Неву, увидел, как работают бурлаки. Репин был потрясён, о чем он позже вспоминал в автобиографии «Далёкое близкое»: «Какой, однако, это ужас (…) Люди вместо скота впряжены!»

Тогда же возник замысел картины. Появился и пер­вый акварельный эскиз картины, на котором кроме бурлаков художник изобразил жизнерадостных дач­ников, контраст с которыми, как и с окружающей природой, произвёл на художника сильное впечат­ление. Однако под влиянием художника Ф. А.

Ва­сильева, раскритиковавшего такую композицию как «искусственную» и «рассудочную», Репин пересмот­рел свой замысел. Художник долго искал наиболее удачную композицию: сохранились карандашный эс­киз и промежуточная версия, выполненная маслом. За неё художник получил приз, однако не остановился в своих поисках.

Окончательный вариант картины был завершён в марте 1873 г.

В итоге, по словам художественного критика В. В. Стасова, современника Репина, картина име­ла целью не «разжалобить и вызвать гражданские вздохи», а показать «виденные типы и характеры».

Артель движется из глубины картины на зрителя. Композиция построена так, что фигуры бурлаков не заслоняют друг друга. Художник запечатлел само­бытную, выразительную индивидуальность каждого, сопоставляет особенности характеров.

Впереди трое «коренников». В центре бывший священник Канин, лицо которого казалось Репину похожим на лицо античного философа. Справа от Ка- нина — бородатый бурлак, который словно олицетво­ряет дикую первобытную силу. Озлобленно смотрит «Илька-матрос», бредущий справа.

Не менее вырази­тель и другие бурлаки. Высокий старик с трубкой флегматично взирает на мир из-под полей потрёпан­ной шляпы. Непривычный к бурлацкой доле юноша словно пытается освободиться от лямки.

Бурлак ря­дом с юношей почёсывает голову, этим жестом точно говоря: «Эх ты, долюшка наша горемычная!..»

На лице пожилого бурлака, идущего следом за юношей, написано бесконечно терпение, глубокое смирение с такой долей. Он опустил голову почти к самому плечу юноши — кажется, что дремлет. За головой этого бурлака виднеется ещё один труже­ник — единственный на картине, чьей фигуры и лица практически не видно за другими.

Следующий — веро­ятно, сельский щёголь. Его товарищи одеты в рваньё, на ногах у них лапти, а он на нём — белая рубаха навыпуск, жилетка, картуз. Но главное — он обут в сапоги, что среди бедняков считалось, да и было особым шиком. Возможно, он здорово потратился на развесёлых гулянках, что и вынудило его пойти в бурлаки.

В числе последних идёт бурлак с выразительной южной внешностью — черноволосый «Грек». Он огля­дывается на замыкающего шествие, который, кажется, вот-вот упадёт.

Последний бурлак в сапогах — навер­ное-, когда-то он знавал лучшие времена, но какие-то затруднительные обстоятельства вынудили его пойти на столь тяжёлую работу, которая ему не очень-то по силам.

Всего на картине 11 бурлаков — весьма небольшая артель.

Как уже отмечалось, Репина потряс контраст меж­ду бурлаками и тем, что их окружает. Хотя первона­чальный замысел претерпел значительные изменения, собственно контраст был сохранён.

Бурлаки изобра­жены на фоне безмятежного голубого неба — небо занимает почти половину картины — полоски речной глади и светло-жёлтого песчаного берега, по кото­рому бредёт усталая артель. Окружающая природа написана в светлых тонах, как и судно, которое тянут бурлаки, и небольшой парусник вдали.

Суда не контра­стируют с пейзажем, они также выполнены в светлых тонах. А вот тёмные рубища, их почерневшие от солнца и тяжёлого труда лица резко выделяются на лениво-благостном фоне.

Впервые картина была выставлена в Петербурге на выставке произведений живописи и скульптуры, которые предназначались для отправки на Всемир­ную выставку, организованную в Вене. «Бурлаки на Волге» вызвали значительный отклик, мнения диа­метрально разделились.

Ряд критиков счёл картину «профанацией искусства», тогда как другие высоко оценили творение Репина. Среди последних были ху­дожник И. Н. Крамской, писатели Ф. М. Достоевский и В. Г.

Короленко, а также великий князь Владимир Александрович Романов, который приобрёл картину.

Великий князь Владимир Александрович — млад­ший брат императора Александра III. Покровитель­ствовал многим художникам, коллекционировал про­изведения живописи. По воспоминаниям современ­ников, колоритная личность, пользовался большим авторитетом в царской семье.

«Надо правду сказать, что великому князю кар­тина эта искренне нравилась.

Он любил объяснять отдельные характеры на картине: и расстригу попа Канина, и солдата Зотова, и нижегородского бой­ца, и нетерпеливого мальчишку — умнее всех своих старших товарищей; всех их знал великий князь, и я слышал собственными ушами, с каким интересом он объяснял всё до самых последних намёков даже в пейзаже и фоне картины» — вспоминал И. Е Репин на страницах автобиографии «Далёкое близкое».

Источник: https://shollklass.ru/sochineniya-po-kartinam/2687-sochinenie-po-kartine-i-e-repina-burlaki-na-volge

Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»

Одно из самых знаменитых творений И.Е. Репина – картина «Бурлаки на Волге». Прежде чем написать это полотно, художник путешествовал сначала по Неве, а потом – и по Волге. Рождению шедевра предшествовало написание этюдов, посвящённых бурлакам, и их портретов. Знакомство живописца с людьми этой тяжёлой профессии состоялось в 1870 году, а спустя три года появилась на свет картина в её окончательном варианте.

Первое впечатление от полотна – группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге – одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи.

По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь.

Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.

Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним – и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.

Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю.

Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя.

Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся по-доброму, с пониманием, что ему тоже нужно чуть-чуть передохнуть.

Вытянувшийся в рост молодой бурлак, похоже, не рассчитал силы, и теперь слишком изнурён, чтобы как следует налечь на лямку. Только центральный персонаж продолжает шагать со знанием дела. Это пожилой бурлак, судя по всему – главный в ватаге.

Он уже точно знает, как рассчитать силы, поэтому ступает ровно. На нём, не смотря на жару, плотная одежда, так как он знает, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе.

Читайте также:  Сочинение на тему осень в лесу (2, 3, 4, 5, 6 класс)

В его взгляде отразились и усталость, и даже некоторая безысходность, но в то же время – осознание того, что дорогу всё же осилит идущий.

Надо сказать, что к картине Репина многие тогда отнеслись критически, но время расставило всё по своим местам: имена критиков вряд ли теперь кто-то вспомнит, тогда как об Илье Ефимовиче знает ещё со школьной скамьи не одно поколение наших соотечественников.

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ili-repina-burlaki-na-volge/

Подготовка к сочинению по картине И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»

Подготовка к сочинению по картине И.Е. Репина

  • «Бурлаки на Волге».
  • Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Бишевской средней общеобразовательной школы Апастовского района РТ
  • Алексеева Галина Юрьевна.

Цели: 1. Познакомить с жизнью и творчеством И.Е. Репина.

  1. Рассмотреть картину Репина «Бурлаки на Волге», вникнуть в её содержание и художественные особенности.

  1. Средствами урока воспитывать в учащихся любовь к трудовому народу и своей Родине.

Оборудование: портрет Репина, репродукции его картин, сборники стихов Н.А.Некрасова («Размышления у парадного подъезда», «На Волге»).

Запись на доске. В одной из первых своих картин «Бурлаки на Волге» (1870-1873) Репин осудил существующий строй, он показал грубейшую эксплуатацию народа. Записаны слова с пропущенными буквами (см. словарную работу).

Эпиграф. С «Бурлаков» началась моя слава по Руси великой.

И.Е. Репин.

  1. Опережающее домашнее задание: найти в стихотворениях Некрасова строки, в которых поэт рассказывает о тяжёлой жизни бурлаков, и выучить их наизусть.
  2. Найти и выписать из толкового словаря значение слов «бурлак», «коренник».
  3. Два ученика готовят к уроку рассказ о художнике.
  4. Ход урока.
  1. Подготовка к восприятию нового материала.

  • Учитель. Вынес достаточно русский народ,
  • Вынес и эту дорогу железную –
  • Вынесет всё, что господь не пошлёт!
  • Вынесет всё – и широкую, ясную
  • Грудью дорогу проложит себе.

Откуда эти строки? Кто их автор? (Эти строки из стихотворения Некрасова «Железная дорога»).

О чём рассказал Некрасов в своём стихотворении? (О каторжной работе тысяч людей, у которых отнято всё, а взамен оставлен лишь изнурительный труд).

Учитель. На уроках литературы мы с вами познакомились с творчеством поэта Некрасова, читали, анализировали его стихи «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда», «На Волге».

Многие поэты и художники обращались к теме тяжёлого крестьянского труда, к теме бурлачества. Н.А.Некрасов, Ф.М.Решетников, А.К.Саврасов, В.В.Верещагин – все они, изображая труд бурлаков, показывали страдания народа, для всех них бурлак был воплощением народной скорби.

Кто такой бурлак? (В старину: рабочий, который вместе с другими тянет на бечеве суда против течения).

  • Ученики рассказывают наизусть строчки из стихотворений Некрасова о тяжёлом крестьянском труде.

Известный русский художник 19 века Илья Ефимович Репин не ограничился таким же решением этой темы, как другие. Герои его картины «Бурлаки на Волге» не только символизируют собой страдания народа, но и заставляют верить в будущее народа, в его творческие способности.

  1. Запись темы урока, чтение эпиграфа.

  2. Рассказ о художнике.

Ученик. Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве, Харьковской губернии, в семье военного поселянина.

«Это звание очень презренное, — писал художник о своём происхождении, — ниже поселян считались разве ещё крепостные». В детские и юношеские годы Репин испытывал нужду и лишения.

Приходилось с детских лет зарабатывать деньги писанием портретов и икон. Юноша поражал земляков своим талантом; не раз его приглашали в соседние сёла расписывать церкви.

В 1863 году осуществляется давняя мечта Репина. Ему удаётся накопить немного денег, и он приезжает в Петербург, чтобы поступить там в Академию художеств. Но перед этим он попадает в Рисовальную школу, где впервые встречает своего будущего друга и наставника Крамского.

За картину «Воскрешение дочери Иаира» Репин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. И всё же всемирную славу он завоевал не этой академической композицией, а картиной «Бурлаки на Волге»

Почти четыре года художник живёт за границей. Яркая, солнечная Италия, блестящий Париж увлекают Репина своей красочностью, но внутренний голос упорно повторяет одно: «Скорей бы в Россию».

Возвращение на Родину было для Репина настоящим праздником: своя природа, свои люди. Вывод, сделанный художником после поездки за границу, может быть выражен словами художника Стасова: «Русскому надо жить и работать в России, надо бросить сочинительство, а изображать жизнь, словом, надо продолжать линию «Бурлаков».

  1. История создания картины.

Ученик. Впервые Репин увидел бурлаков на Неве летом 1868 года. Однажды утром художник отправился на прогулку на пароходе вверх по Неве. Илья Ефимович был в хорошем настроении.

Причиной тому были разодетые барышни, которые высыпали на берег полюбоваться Невой. Но вдруг Репин заметил вдали движущееся «коричневое пятно», тянувшее за собой барку. Это были бурлаки.

Репин присмотрелся к ним и увидел угрюмые, потные лица, грязную оборванную одежду, жилистые загорелые руки.

Репин был поражён контрастом между эти ми «чудовищами» и господами, беспечно гулявшими по берегу. С этого дня он не мог отделаться от образа бурлаков. Он поставил перед собой задачу изобразить их на полотне. В 1870 году Репин вместе с художниками Васильевым и Макаровым предпринял поездку на Волгу.

Целое лето провели художники на берегах великой русской реки, зарисовывая живописные волжские пейзажи, приглядываясь к бурлакам, изучая их характеры. После долгих наблюдений, ему встречается замечательный бурлацкий тип – Канин, который поразил художника философским складом ума, необычной запоминающейся внешностью.

Репин так говорил о Канине: «Боже, как дивно повязана у него тряпицей голова, как закурчавились волосы на шее, и, главное, цвет лица. Что-то в нём восточное, древнее… Была в его лице особая незлобивость человека, стоящего неизмеримо выше своей среды…

» Репин решил поставить его впереди бурлаков, возглавляя им шествие этих измученных людей.

Анализ картины.

Где происходит действие картины? Каков пейзаж? (Действие разворачивается на фоне озарённой солнцем Волги. Широко раскинулись волжские просторы. Ровной линией тянется горизонт. Ветер волнует поверхность воды, волны просятся на берег).

Что на картине оживляет скупой пейзаж? (Одинокий парус и дымящийся у горизонта пароход).

Опишите композицию картины. (По песчаному берегу медленно движется группа оборванных и измученных бурлаков. Их одиннадцать. Они занимают центр картины, идут по диагонали к левому нижнему углу её. Их можно разделить на три группы.

В каждом есть свой центр – персонаж, на который прежде других обратишь внимание. Первая группа – это четыре первых бурлака. Их центр – это Канин. Вторая группа – четыре следующих персонажа. Их центр – юноша в розовой рубахе. Завершают эту ватагу бурлаков третья группа из трёх человек.

В глаза бросается крупный мужчина с чёрной бородой).

Учитель. Сотни вёрст исхожены этими загорелыми, обветренными, привыкшими к зною и стуже людьми, и нет конца их далёкому пути. Но жестокая жизнь не убила в этих людях живую человеческую душу, не согнула их, а, быть может, напротив – закалила в борьбе за существование.

Кто возглавляет эту группу? Опишите его. (Впереди бурлаков идёт Канин – широкоплечий коренник в заплатанной рубахе, с повязкой на голове. Его могучую грудь и плечи опоясывает бурлацкая лямка. Художник с симпатией рисует его доброе лицо с открытым светлым лбом и печальными глазами. Чувствуется физическая сила и стойкость этого человека. Он много пережил на своём веку).

Кто такой коренник? (Лошадь, впрягаемая в оглобли. В переносном значении так говорят об основном исполнителе работы).

Как автор описал бурлака, идущего по правую руку от Канина? (Рядом с Каниным, напрягаясь, тянет лямку бурлак, такой же сильный, как и коренник. На его голове копна густых волос, лицо заросло бородой и усами. Он чуть-чуть улыбается, посматривая на тех, что ближе к нему, может быть, по-доброму подшучивает над ними).

Опишите третьего бурлака. (По левую руку от Канина изо всех сил наваливается плечами на лямку бурлак с бронзовым лицом. Он смотрит прямо на зрителя, в его глазах и злоба, и усмешка. Он похож на индейца, волосы его повязаны тряпкой, одет в лохмотья).

Опишите четвёртого бурлака из первой группы. (Это высокий бурлак в шляпе и с трубкой. За спинами работающих товарищей он не очень старается тянуть свою лямку. Взгляд его не то пренебрежительный, не то безразличный).

Как художник изобразил центральную фигуру второй группы? (Он находится в центре ватаги, выделяется и по цвету: у всех тёмные лохмотья, а его рваная рубаха – розовая. Но главное, он выделяется своим поведением, своей позой.

Все бурлаки тянут лямки покорно, в полном безмолвии, а он не может смириться с лямкой, которая давит грудь и плечи, схватил её руками, как бы стараясь сбросить её.

Кажется, что он всем существом протестует против такого положения).

Опишите бурлаков второй группы. (Справа от юноши ещё крепкий старик привычно тянет лямку и даже набивает на ходу трубку табаком из кисета. С другой стороны, идёт еле-еле больной и измученный старик, вытирающий пот со лба. Двигаться ему невыносимо трудно. Видимо, недолго ему ещё осталось бурлачить).

Опишите бурлаков последней группы. (В последней группе выделяется чернобровый крепкий мужчина. Он недавно стал бурлаком, потому что его ещё не согнула бурлацкая жизнь, не успел он сносить свои сапоги.

Держится этот бурлак гордо и смотрит куда-то вдаль. Одет он в длинную рубаху и жилетку с единственной пуговицей. За ним идёт бродячий грек, беспокойно озирающийся вокруг.

Шествие замыкает бурлак в лаптях, опустивший голову на грудь, отставший от своих товарищей).

Учитель. Художник создал портреты одиннадцати бурлаков с разными характерами и судьбами.

Каков колорит картины? (Колорит картины построен на контрастах светлого и тёмного. Бурлаки в тёмной, рваной одежде выписаны на фоне светлой, широкой Волги. Их грязные ноги вязнут в светлом прибрежном песке. Всё освещено солнцем. Простор и гурьба измученных бурлаков).

Учитель. Контрастное сочетание тёмной, унылой одежды бурлаков, их тягостного, почти душевного состояния и светлых, сверкающих красок природы создаёт потрясающее впечатление и вызывает у зрителя протест против несправедливости.

В заключение прочитать слова В.В. Стасова: «Кто взглянет на «Бурлаков» Репина, сразу поймёт, что автор глубоко проникнут был и потрясён теми сценами, которые проносились перед его глазами… он видел эти лохмотья, эту нужду и бедность, эту загрубелость и вместе добродушие – всё это отпечаталось огненными чертами на солнечном фоне картины».

  1. История создания картины.

  2. Описание места действия картины.

  3. Композиция картины.

  4. Три группы бурлаков и их центры.

  5. Колорит картины.

  6. Настроение от картины.

  1. Идут – бредут, еле передвигаются, следуют.
  2. Усталые – измождённые, измученные.
  3. Одежда – оборванная, грязная, заплатанная, старая, выцветшая.
  4. Взгляд – разочарованный, с усмешкой, испуганный, протестующий, гордый, сердитый.
  5. Волосы – густые, завязанные тряпкой, светлые, нечёсаные.

Тянут лямку (как?) – стараясь изо всех сил, в полную силу, с прохладцей, напрягаясь, наваливаясь плечами.

  1. Словарно-орфографическая работа. Вставить и объяснить пропущенные буквы.

Пр…гнуться, зар…сло б…р…дой, п…вязка на г…л…ве, г…ризонт, п…йзаж, заг…релые лица, выт…рающий пот, хл…бнули горя.

  1. Составление устного рассказа по картине.

  2. На втором уроке ученики пишут сочинение.

Источник: https://infourok.ru/podgotovka-k-sochineniyu-po-kartine-ie-repina-burlaki-na-volge-1852776.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector