Сочинение-описание картины портрет ф. и. шаляпина кустодиева (8 класс)

В творчестве русского художника Кустодиева довольно рано показала себя склонность к изображению зарисовок народной жизни.

Художник жил в Петербурге, часто бывал в Москве, а душа всегда звала его в провинциальные города, такие как Кострома или Нижний Новгород. Любил бывать Кустодиев и в маленьких деревушках и селах, расположенных вдоль реки Волги.

Здесь он заряжался положительной энергией, отдыхал от столичной суеты, а главное находил новые сюжеты для своих картин.

Сочинение-описание картины Портрет Ф. И. Шаляпина Кустодиева (8 класс)

Портрет Шаляпина кисти Кустодиева как раз относится к данному периоду. Интересно, что художник, берущий вдохновение из вековых традиций, показал образ человека, дар которого тоже был крепчайшим образом связан с народом. Ведь и сам Шаляпин вышел из низших слоев — его предки произошли от крестьян.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Работа написана в 1922 году, за несколько месяцев до того, как русский талант покинул пределы России и никогда сюда уже не вернулся после.

Задним планом картины является народное гуляние в одном из маленьких городков. Он очень напоминает один из вариантов картины «Масленица» этого же автора. На белом снегу видны расставленные то тут, то там яркие балаганы, мчаться куда-то тройки лошадей, ярмарка собрала десятки людей. Кажется, что отчетливо слышен гул и хохот — все веселятся.

На первый план картины выведена большая фигура Шаляпина, стоящего в полуобороте на снежном пригорке. Он создает впечатление серьезного, степенного человека. Одет Шаляпин в широкое тёмного оттенка пальто с рыжим воротником и в дорогой шапке из бобра.

Шаляпин не застегнул пальто, от чего зритель видит белоснежный воротничок рубашки, бабочку и яркий шарф. Словно показывая свое высокомерие, герой отстранил мизинец на правой руке, на котором надето большое кольцо с драгоценным камнем. На ногах певца —начищенная обувь, которая будто противопоставлена белому снегу.

Весь наряд Шаляпина говорит о том, что он любит отнюдь не дешевые вещи.

Правую руку певец небрежно приложил к пальто, в другой руке он держит трость. Герой стоит, но все его положение выдает скрытое стремление вперед.

У ног Шаляпина автор изобразил маленькую светлую собачку с темным пятном вокруг глаза. Это французский бульдог Ройка, любимый питомец певца, которого он всегда и всюду брал с собой. Хозяина. Собака преданно смотрит на хозяина, словно ожидая его ответа на некий немой вопрос.

Если внимательно приглядеться к заднему фону, то можно заметить вдалеке афишу, которая оповещает жителей городка о начале гастролей Шаляпина.

Можно предположить, что певец посетил некий провинциальный город, чтобы дать концерт.

Занимательно, что слева в отдалении среди множества фигур Кустодиев изобразил дочек Шаляпина, гуляющих в сопровождении друга отца и его секретаря по совместительству.

Создается впечатление, что в судьбе этого талантливого человека все стабильно хорошо. Он уверенно идет вперед, его любят и ждут, им восхищаются. У него есть семья и поклонники, у него есть Россия.

Но в действительности вскоре после написания этой картины все кардинально изменилось как в жизни Шаляпина, так и в стране.

В этом же году появилось СССР, искоренившее многие устои прошлого, давшее начало новому мировоззрению человека, где не было место Масленице, а Шаляпин уедет за границу, где так любимые им русские народные гуляния на долгие годы останутся лишь в его памяти.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/04/sochinenie-po-kartine-kustodieva-portret-shaljapina.html

Описание картины Бориса Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина»

Сочинение-описание картины Портрет Ф. И. Шаляпина Кустодиева (8 класс)

Кустодиев пишет множество портретов, среди которых отдельного внимания заслуживает портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году.

Интересна история создания этой картины. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила».

Эскизы декораций решено было заказать Кустодиеву, и, поскольку, сам художник уже не мог ходить, Федор Шаляпин отправился к нему домой договариваться о работе.

На Шаляпине была надета роскошная теплая шуба, которой с ним недавно расплатились за один из концертов и которая, как подозревал сам Шаляпин, была, вероятнее всего, краденая. Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе.

Шаляпин приходил на сеансы позирования в петроградскую квартиру Кустодиева, туда же с собой он приводил и любимую собаку — французского мопса. При этом, по воспоминаниям сына Кустодиева, чтобы собака замирала в нужной позе, глядя вверх, на шкаф сажали кошку.

Картина написана в характерной для художника манере — Шаляпин изображен на фоне ярмарки, массовых гуляний, в атмосфере традиционного русского праздника. Писать этот щедрый, красочный праздник с натуры Кустодиев уже не мог — ушедшая Русь теперь осталась только в воспоминаниях художника, но из этих воспоминаний он создает удивительно целостный, убедительный образ.

Это огромное, бескрайнее пространство разворачивается на заднем плане, а впереди над праздничным балаганом возвышается фигура великого русского артиста в концертном костюме, лакированных туфлях и с модной в те годы тростью, которая уходит за край холста — певцу будто тесно в рамках изображения. В левом нижнем углу изображены прогуливающиеся дочери Шаляпина, а рядом с ними — театральная афиша, возвещающая о выступлении певца.

Комната-мастерская, где работал художник, была настолько маленькой, что картину Кустодиев писал по частям, практически наугад, перемещая холст с помощью системы противовесов, и увидеть работу целиком, с расстояния, художнику так и не довелось. Уезжая в эмиграцию, Шаляпин увез картину с собой.

  • Год написания картины: 1921.
  • Размеры картины: нет данных.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: портрет.
  • Стиль: модерн.
  • Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/kustodiev-boris/portret-shalyapina/

Сочинение по картине Кустодиева «Портрет Шаляпина»

Борис Кустодиев — автор картины Портрет Шаляпина, с которой мы познакомились на уроке. Теперь нам нужно написать сочинение по картине, сделав небольшой очерк по портрету, выполняя задание номер 107.

Кустодиев: Портрет Шаляпина

Борис Михайлович Кустодиев, народный художник, который в отличие от передвижников, не любил изображать на своих холстах тяжелую жизнь крестьян. В основном, он демонстрировал светлые стороны их жизни, поэтому часто на его полотнах можно увидеть тему ярмарок и крестьянских гуляний.

Да, это художник, который писал пейзажи, был иллюстратором, но наибольший свой талант проявил в портретном искусстве. Его заказчиками были зажиточные семьи, известные люди, дворяне. Самое интересное, что даже во время создания портрета, Кустодиев Борис Михайлович использует фон разных гуляний.

Тому примером является картина Портрет Шляпина, чье описание по картине мы представим в нашем сочинении.

Описание картины

Если посмотреть на картину Портрет Шаляпина Кустодиева, мы увидим не только главного героя — Шаляпина, но и народные гулянья, посвященные празднику Масленицы.

На снегу установлены яркие шатры, длинные лавки с товаром, по дороге бежит тройка запряженных лошадей, а между рядами снуют жители деревни или небольшого городка. Все они изображены сзади слегка размытыми штрихами, ведь это лишь фон работы Кустодиева.

Этот фон привносит картине яркости, веселья, простоты. Все жители вышли на улицу, чтобы весело провести время.

Однако главным героем полотна остается Шаляпин — оперный певец, родом из простого народа. Он изображен на переднем фоне в полный рост.

Одет Шаляпин в теплое пальто с меховым воротником, в меховую шапку и разноцветный шарф. Из-под пальто выглядывает костюм, белая рубашка и бабочка.

Наверное автор нарисовал певца сразу после концерта, который тот давал на празднике Масленицы, развлекая своим репертуаром собравшийся народ.

Одной рукой на портрете Шаляпин придерживает воротник пальто, второй опирается на трость. Певец стоит на какой-то возвышенности и слегка повернул свое лицо. Может кто-то обратил на себя его внимание, а может просто всматривается вдаль, погрузившись в свои фантазии и грезы.

Рядом с Шаляпиным на картине изображен белый пес, который стоит у его ног и верным взглядом всматривается в стоящего перед ним барина.

Работа художника изображена в светлых и ярких цветах, от нее веет доброжелательностью и оптимизмом. К тому же картина является доказательством того, что и простые люди могут стать знаменитыми и популярными. Главное, оставаться в душе человеком и не забывать своих корней, как это делал Шаляпин.

Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-kartine-kustodieva-portret-shalyapina.html

Ответы Mail.ru: Сочинение по картине Б. М. Кустодиева "Портрет Ф. И. Шаляпина"

…Н… ….А… Мыслитель (5898) 8 лет назад Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным».

Художник всячески стремился сделать портрет замечательного артиста живым, праздничным. В композиции картины Б. Кустодиев использовал прием, похожий на тот, что был в его «Купчихе»: высокий первый план, за которым далеко внизу развертывается огромное пространство.

На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, представлено множество мелко написанных человеческих фигурок, мчащиеся санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа — яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку.

Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу) . Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город.

Однако этот город и знаком ему — по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой.

Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся — а не только воротник и шапка — на бобровом меху; мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак.. . Ходить в них по снежным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость.

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа. В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина.

Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной: балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров.. . Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу.. . А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марфу и Марину и его друга И. Г. Дворищина.

И центром, вершиной этого русского мира является человек, в котором широта, размах и талант народа проявились во всей полноте. Может быть, нигде размышления Кустодиева о национальном своеобразии русского народа не нашли такого конкретного воплощения, как в портрете Федора Шаляпина.

жопа фыапрр Ученик (125) 3 года назад Борис Михайлович Кустодиев создает картины, которые четко передают жизнь народа, его радости и тревоги. Однако эта картина стала прекрасным исключением из этого ряда. На ней показан гениальный человек всех времен и народов – Шаляпин. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. шаляпин так же восхищался творчеством художника.Фёдор Иванович Шаляпин] — российский певец (бас), народный артист России. Он родился в Казани, здесь же он провел детство. Отец его был канцелярским служащим. Обладая редким басом, Шаляпин стал оперным певцом. Много выступал в Мариинском театре. Уникальный бас, который сейчас можно услышать в записях, его неподражаемый ар тистизм дали слушателям возможность заново про чувствовать красоту и величие таких классических оперных партий, как «Очи чёрные», «Дубинушка», «Вдоль по питерской». Кустодиев изобразил Шаляпина на фоне ярмарки. Певец вышел на прогулку осмотреться, так как это был новый город. Его высокомерие говорит о том, что он знает себе цену. Пальто не застёгнуто, это позволяет видеть белый воротник рубашки, галстук-бабочку и пёстрый шарф. мизинец его оттопырен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем.. На ногах — модная блестя щая замшевая обувь. Ходить в ней по снегу трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость. Шаляпин любил дорогие, нарядные вещи. Задний план картины заметно отличается от фигуры Шаляпина. Ярмарочное действие изображено яркими красками. А вот сам Шаляпин одет в темную одежду. Однако автор не отделяет Шаляпина от народа, поэтому на заднем плане мы видим торговые ряды и нарядных людей. Рядом с постером «Шаляпин» стоят люди, они остановились посмотреть на своего кумира но не смеют подходить.

Читайте также:  Сочинение цыфиркин в произведении недоросль фонвизина (образ и характеристика)

Это один из наиболее удачных портретов артиста в России.

Илья Малыхин Профи (851) 3 года назад Коля Шевченко Ученик (155) 3 года назад Антон Балютис Ученик (198) 2 года назад Анатолий Шеламагин Ученик (169) 2 года назад gabella Ученик (144) 2 года назад Johannes Lorenz Ученик (193) 2 года назад Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Художник всячески стремился сделать портрет замечательного артиста живым, праздничным. В композиции картины Б. Кустодиев использовал прием, похожий на тот, что был в его «Купчихе»: высокий первый план, за которым далеко внизу развертывается огромное пространство.

На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, представлено множество мелко написанных человеческих фигурок, мчащиеся санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа — яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку.

Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу) . Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город.

Однако этот город и знаком ему — по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой.

Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся — а не только воротник и шапка — на бобровом меху; мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак.. .Ходить в них по снежным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа. В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина.

Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной: балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров.. .Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу.. .А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марфу и Марину и его друга И. Г. Дворищина.

И центром, вершиной этого русского мира является человек, в котором широта, размах и талант народа проявились во всей полноте. Может быть, нигде размышления Кустодиева о национальном своеобразии русского народа не нашли такого конкретного воплощения, как в портрете Федора Шаляпина.

Артём Бойдаков Знаток (335) 2 года назад Борис Михайлович Кустодиев создает картины, которые четко передают жизнь народа, его радости и тревоги. Однако эта картина стала прекрасным исключением из этого ряда. На ней показан гениальный человек всех времен и народов – Шаляпин. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. шаляпин так же восхищался творчеством художника.Фёдор Иванович Шаляпин] — российский певец (бас), народный артист России. Он родился в Казани, здесь же он провел детство. Отец его был канцелярским служащим. Обладая редким басом, Шаляпин стал оперным певцом. Много выступал в Мариинском театре. Уникальный бас, который сейчас можно услышать в записях, его неподражаемый ар тистизм дали слушателям возможность заново про чувствовать красоту и величие таких классических оперных партий, как «Очи чёрные», «Дубинушка», «Вдоль по питерской». Кустодиев изобразил Шаляпина на фоне ярмарки. Певец вышел на прогулку осмотреться, так как это был новый город. Его высокомерие говорит о том, что он знает себе цену. Пальто не застёгнуто, это позволяет видеть белый воротник рубашки, галстук-бабочку и пёстрый шарф. мизинец его оттопырен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем.. На ногах — модная блестя щая замшевая обувь. Ходить в ней по снегу трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость. Шаляпин любил дорогие, нарядные вещи. Задний план картины заметно отличается от фигуры Шаляпина. Ярмарочное действие изображено яркими красками. А вот сам Шаляпин одет в темную одежду. Однако автор не отделяет Шаляпина от народа, поэтому на заднем плане мы видим торговые ряды и нарядных людей. Рядом с постером «Шаляпин» стоят люди, они остановились посмотреть на своего кумира но не смеют подходить.

Это один из наиболее удачных портретов артиста в России.

Анастасия Бугаева Ученик (247) 1 год назад Б. М Кустодиев- один из выдающихся художников. Поражает сила и воля духа Бориса Михайловича. Этот человек с парализованными ногами, испытывающий страшную боль в позвоночнике, всегда трудился по 12 часов в сутки. Портрет Шаляпина написан единым напряжением воли. Два с половиной месяца художник писал эту картину. Кустодиев сам сконструировал приспособление, на потолке блок, через него веревка с грузом, вот и верти полотно в любом направлении, ближе к своему креслу, дальше, в сторону… Приходилось работать, задрав голову кверху. В портрете художник изобразил на только Шаляпина, но и свою страну детства. На переднем плане картины изображен Ф. И. Шаляпин- русский народный певец, который прославился исполнением народных песен. У Шаляпина очень выразительное лицо. Скорее всего он думает о происходящем, смотря на веселый праздник, который происходит на одном из улиц города. Шаляпин выглядит, как барин: одет в пальто подбитое мехом, на голове шапка отороченная также мехом. Под пальто виднеется сценический костюм. На ногах- лакированные сапожки. Руки у певца очень ухоженные, на одном пальце надето кольцо с драгоценным камнем, в другой руке- трость. Около Шаляпина- стоит его верный друг-собака породы мобс. Она предано смотрит на своего хозяина, следит за каждым его движением. Певец стоит на заснеженном пригорке, а внизу шумит, гуляет – Масленица.На втором плане картины изображена цветастая, хохочущая ярмарка. Повсюду стоят лотки с пряниками, леденцами. На одном из шатров развиваются воздушные шары. Празднично одетые люди переходят от одного развлечения к другому. Кто-то завликает посетителей игрой на гармоне, приглашая их на конкурсы. Кто-то катается на санях, а дети собрались около карусели. Масленица изображена яркими, сочными красками. Так и хочется очутиться зрителем этого праздника.Пейзаж на картине изображен светлыми красками. Небо бело-голубовато-розовое, свежее, снег чистый, белый с голубоватым отливом. Кроны деревьев покрыты пушистым снегом, и смотрятся как облака. Пейзаж картины также передает праздничное настроение народного гулянья.

Мне понравилась эта картина, своей атмосферой, яркими сочными красками

Альфина Латыпова Знаток (363) 11 месяцев назад Кустодиев традиционно создает картины, которые четко передают жизнь народа, его радости и тревоги. Однако эта картина стала прекрасным исключением из этого ряда. На ней показан гениальный человек всех времен и народов – Шаляпин. Этот выдающийся человек показан не в хоромах, а на небольшом пригорке. Он смотрится очень солидно в своем костюме и роскошном пальто. Аккуратная трость и небольшой перстень подчеркивают статус этого человека. Однако автор не отделяет Шаляпина от народа, поэтому на заднем плане мы видим торговые ряды и нарядных людей. В целом, атмосфера картины крайне оптимистичная и доброжелательная. При создании этого полотна художник использовал преимущественно светлые тона, которые удачно передают сущность русского человека. Просто в глубине души русские – это чистые и светлые люди. Для контраста Шаляпин изображен более темными красками. Это показывает, что он немного возвышается над простыми людьми, но сохраняет связь с народом.

Картина Кустодиева «Портрет Шаляпина» – это удивительное творение, которое показывает, что обычный человек может пробиться в жизни. Это картина покорила меня своей величественностью и простотой – и подарила надежду.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/72845612

Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина

Борис Михайлович Кустодиев по праву считается самым народным российским художником. Хоть он в отличие от передвижников, не изображал тяжелый быт крестьянства, тем не менее в каждой его картине угадывается наличие нашего духа, нашего менталитета. Борис Кустодиев старался передать в своих картинах лишь светлые стороны жизни простого народа.

Потому этот художник часто обращался к теме народных гуляний, праздников и ярмарок.

Борис Кустодиев черпал свое вдохновение в традиционно русском изобразительном искусстве: народных промыслах,

росписях, парсуне, лубочной графике. Именно отсюда происходит та красочность картин этого художника.

Хоть Кустодиев был отличным иллюстратором и пейзажистом, свое настоящее призвание он нашел в написании портретов. Часто его заказчиками становились дворяне и зажиточные купеческие семьи. Характерной чертой творчества Бориса Михайловича является то, что даже на портретах он изображал картины народных гуляний, которые становились своеобразным фоном.

Одной из самых знаменитых работ Б. Кустолиева является портрет выдающегося российского исполнителя Федора Шаляпина. На картине певец изображен в в дорогой одежде: бобровой шубе, меховой шапке. Шуба несмотря на зимнюю пору распахнута. Под ней виден дорогой выходной костюм – видно певец спешит на свой концерт, о котором нам сообщает афиша на заднем плане.

Обут Шаляпин не по сезону. На нем дорогие лакированные туфли.

О Шаляпине может сложиться впечатление как о щеголяющем перед дамами мужчине, но на самом деле это не так. Об этом говорит простое, слегка отстраненное выражение лица певца.

”Портрет Шаляпина” – отличная картина. Она не только понять изображенного на ней человека, но и окунуться в атмосферу всеобщего новогоднего веселья.

(No Ratings Yet) Loading… Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина« Вопросы и ответы к теме “Романтизм”“Мещане” Горького в кратком содержании »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-po-kartine-kustodieva-portret-shalyapina/

Портретный очерк. Сочинение по картине Кустодиева "Портрет Шаляпина" план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Тема урока: «Урок развития речи. Портретный очерк» 8 класс

Цели:

  1. Дать понятие о портретном очерке и его признаках (повторить понятие о портретном очерке, его признаках).
  2. Подготовить учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка.
  3. Развивать и обогащать речь учащихся.
  4. Вырабатывать навыки взаимодействия в группе; прививать любовь и уважение к родному слову, к искусству; воспитывать чувство патриотизма на примере жизни выдающихся людей; формировать общечеловеческие нравственные ценности: отношение к друзьям, к Родине, к профессии.
Читайте также:  Сочинение когда измену можно простить?

Задачи:

  1. Овладевать указанным речеведческим понятием, знать его признаки.
  2. Овладевать учебными и коммуникативными умениями: обосновывать своё суждение, аргументировать ответ, формировать умение в предложенном материале выделять главное.
  • Ход урока.
  • Эпиграф к уроку:
  • «Осью очерка, по возможности, всегда должны быть
  •        живые  люди…»                        
  •                                         М.Горький
  • — Запишите под диктовку слова и объясните их лексическое значение.
  • Репродукция, искусство, пейзаж, эпитет, портрет, ария, опера, очерк.

Сегодня мы будем говорить о портретном очерке. Эпиграфом нашего урока мы возьмем слова писателя М. Горького: «Осью очерка, по возможности, всегда должны быть живые люди…».

  1. — Словарная работа-
  2. очерк — 1) небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных
  3.                  фактов.
  4.               2) общее изложение какого-нибудь вопроса.
  5. ось —      1) стержень, на котором  держатся колеса.
  6.               2) воображаемая прямая линия, проходящая через геометрическую
  7.                   фигуру, или тело – земная ось.
  8.               3) перен. – то, вокруг чего развертываются события, сосредоточиваются
  9.                    действия.
  10. Итак, ось очерка — это то, вокруг чего развертываются события в небольшом литературном произведении.
  • Какие особенности очерка вам известны?
  • -Документальность, достоверность фактов и событий, о которых идёт речь.
  • -Подлинные имена и фамилии изображаемых лиц
  • -Реальная обстановка, действительные места событий
  • -Указывается время действий
  • -Используются изобразительные    средства
  • Различают очерки
  • Путевой, портретный и проблемный.
  • Мы будем готовиться к написанию портретного очерка.
  • Как вы думаете, кто может быть героем портретного очерка?

Человек.

Отдающий делу все свои силы, знания и опыт.

  • Достаточно ли для очерка знать, что человек выдающийся?

Нет.

— Что надо знать ещё? Слайд по щелчку.

  1. — характер героя
  2. — взаимоотношения с людьми
  3. — его увлечения, интересы

Это называется внутренним портретом героя. Слайд.

  • Можно ли при создании очерка обойтись без описания внешности?

Нет.

  • Что значит внешний портрет?
  • Обязательно ли нам знать о цвете глаз, форме лица и губ, длине волос…?

Нет.

  • А о чём тогда важно сказать при создании внешнего портрета?

Внешний портрет – это не только описание лица, рук, волос, одежды. Это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке; достаточно уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для этого человека.

  • Так что же такое портретный очерк?
  • Это очерк, в котором героем является человек, причем конкретный человек, обладающий теми или другими достоинствами и недостатками.
  • Уроки русского языка – это не только правила и упражнения, это уроки соприкосновения с прекрасным миром искусства, знакомство с теми, кто этот мир творит.
  • Вот и сегодня мы с вами познакомимся с необычным человеком, оставившем яркий след в истории искусства.
  • Мы будем готовиться к написанию портретного очерка.
  • Звук «Куплеты Мефистофеля»
  • — Знаком ли вам голос этого человека?

Ф. Шаляпин. (Подпись по щелчку).

 (Оперный певец, покоривший своим голосом весь мир.)

  • Достаточно ли этих сведений для написания очерка?

Нет.

Образ великого певца запечатлели многие художники мира. Да и сам Шаляпин, движимый любовью к своим поклонникам, с удовольствием позировал портретистам и скульпторам. Автором этого портрета является Б. Кустодиев.

Шаляпин высоко ценил искусство Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Но не только большого мастера ценил в Кустодиеве Шаляпин: он видел в нём человека недюжинного, достойного преклонения.

Кустодиев создал свои полотна, будучи прикованным к кровати неизлечимой болезнью.

Вершиной творчества уже больного, но не сломленного художника стал портрет «Федор Шаляпин».

  • Что вы видите на картине? Какова её композиция?

(высокий первый план; далеко внизу развёртывается огромное пространство: на снежных холмах вовсю идёт народное гуляние; множество мелко написанных человеческих фигурок; мчащиеся сани; лотошники; у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ;

на переднем плане высится величественная фигура Шаляпина).

  • На фоне какого пейзажа вырисовывается фигура Шаляпина?

(Зима, пейзаж яркий, изображено народное гуляние.)

  • Скажите, того, что мы видим на картине, достаточно для создания портретного очерка?

(Нет, мы видим внешний портрет: выражение лица, выражение газ, взгляд, позу, одежду.)

  • А внутренний? (Слайд: внутренний.)(?)

Сейчас, работая в группах, вы будете выбирать материал для создания очерка об этом великом человеке. Вы узнаете много интересного о его жизни, увлечениях, профессии.

2. Работа в группах.

Ребята, помните, что очень важно правильно распределить задания в группах, распределив задания, вы стремитесь к единой цели: собрать как можно больше материалов и сведений из биографии Шаляпина.

Вы будете работать:

  1. С художественными текстами, выбирая их них материал, соответствующий заданию группы.
  2. Работать с эпитетами.
  3. Заполнять таблицы (схемы)

Когда группы отвечают, все остальные заполняют свои таблички, чтобы накопить материал для написания очерка.

1 группа.

1 группа должна была составить внешний портрет Ф. Шаляпина, выбрав из данных им текстов подходящие слова и словосочетания.

  1. Что вас заинтересовало?
  2. (Группа отчитывается, учитель подводит итоги, работая со слайдом.)
  3. Итоги.
  4.  Глаза: наблюдательные, выразительные, изучающие, задумчивые.
  5. Взгляд: внимательный, наблюдательный, пытливый, испытующий, заинтересованный.
  6. Как вы думаете, почему таким внимательным, испытующим взглядом окидывает Шаляпин раскинувшийся у его ног город?
  7. (Это новый для певца город, о его гастролях возвещает афиша, его только предстоит покорить, поэтому и взволнован и внимателен Шаляпин.)
  8. Работа с эпитетами.
  9. Поза: непринуждённая, благородная, величественная, внушительная, гордая.

Одежда: великолепная шуба нарочито распахнута, чтобы показать, что вся она, а не только воротник и шапка – на бобровом меху. на ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и чёрный лак. Ходить в них по заснеженным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость, мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем.

Кустодиев был восхищён Шаляпиным и в картине не преминул подметить какие его черты?

(Самовлюблённость, стремление щегольнуть дорогой одеждой. Не прочь щегольнуть при всём величии.)

  • А теперь мы поговорим о душе нашего героя, что и составляет его внутренний портрет
  • 2 группа.
  • Проанализировав материалы, данные группе,  вы должны были определить, какие черты характера Шаляпина раскрываются в этих свидетельствах.
  • (Группа отчитывается, учитель подводит итоги, работая с1 частью слайда.)
  • Итоги.
  • Работа с эпитетами.
  • Друг: преданный, бескорыстный, надёжный, верный.
  • Какие ещё положительные черты в отношении других людей вы можете отметить?
  • (Благотворительность, помощь людям)
  • Проблемный вопрос.

Можно ли, размышляя о характере Шаляпина, согласиться с высказыванием Ф. Достоевского: «Человек – целый мир, было бы только основное побуждение в нём благородно»?

  1. 3 группа.
  2. Какая черта Шаляпина раскрылась в предложенных вам отрывках из воспоминаний?
  3. (Группа отчитывается, учитель подводит итоги, работая со 2 частью слайда.)
  4. Итоги.
  5. Человек, беспредельно любящий Россию,
  6. Любящий отец.
  7. Работа с эпитетами.
  8. Какими эпитетами можно охарактеризовать его чувство к России?
  9. Любовь к России: беззаветная, горячая, всепоглощающая.
  10. Проблемный вопрос.
  11. Что определяет подлинное величие человека?
  12. (Любовь к родине, взаимоотношения в семье, любовь к детям, отношение к окружающим, способность в любую минуту прийти на помощь.)
  13. 4 группа.
  14. Вы должны были, поработав с данными вам материалами, рассказать о сценической деятельности Шаляпина.
  15. (Группа отчитывается, учитель подводит итоги, работая с3 частью слайда.)
  16. Итоги.
  17. Работа с эпитетами.
  18. Певец, артист: великий, покоривший сердца, поразительный, блистательный, многогранный.
  19. Многогранный, великий мастер перевоплощения.
  20. Вглядитесь в эти фотографии: если бы вы не знали, что это Шаляпин, можно ли было сказать, что это фотографии одного человека?

Слайд с фотографиями Шаляпина, исполняющего разные роли под музыкальное сопровождение «Ария Мефистофеля из оперы Ш. Гуно.

  • Музыка тише… вам известно, кто такой Мефистофель?
  • (Злой дух)
  • Поэтому воплотить этот образ очень тяжело. Леонид Андреев писал: «Чуть ли не два века создавала Европа совокупными усилиями своих народов Мефистофеля и в муках создала его – и пришел Шаляпин и влез в него, как в свой полушубок, просто, спокойно и решительно»
  • Как вы поняли смысл этих слов? О чём они?

(О мастерстве перевоплощения, о величайшей артистичности натуры, о широте души, о безграничности таланта русского человека.)

  • Что позволяло певцу так мастерски перевоплощаться?
  1. (Талант, артистизм, широта души, способной вобрать в себя чувства и переживания героев многочисленных опер.)
  2. Слайд с портретом.
  3. Ещё раз обратите внимание на позу артиста.
  • Как вы думаете, почему он изображён на возвышении?
  • (На подмостках сцены, а у его ног весь мир.)
  • Высказывание Липатова.
  • «Поэму о человеке творящем, воспоминание о детстве, крик преодолеваемой боли, гордость свершения – всё это соединил в себе портрет.

Именно сейчас, в эту минуту, понял суть свою Шаляпин, как в зеркало глянул. Потому и любил именно этот портрет. Он был там самый настоящий, каким подглядели его в одиночестве за кулисами».

Кустодиев говорил о мастерстве портретиста: (Слайд)

«Похожий портрет —  такой портрет,который внутренне похож, который дает представление о душевной сути данного человека. И тут нужно предоставить художнику

выражать свое понимание этой сути. Иначе незачем обращаться к живописцу, а нужно идти к фотографу».

  • Как вы думаете, удалось ли реализовать художнику свой замысел? (Каким он хотел изобразить Шаляпина и что получилось.)

При создании ваших очерков руководствуйтесь этим высказыванием Кустодиева.

Вот таким мы сегодня увидели Ф. Шаляпина. Федор Иванович Шаляпин остался в памяти современников как человек, который любил жизнь во всех ее проявлениях.

Он был личностью мирового масштаба, одним из самых выдающихся певцов, обожаемым многомиллионной толпой почитателей и поклонников. Таким великолепным голосом природа награждает одного из миллиарда.

Нам, живущим сегодня, повезло, что в начале ХХ века уже существовала звукозаписывающая аппаратура, фотография и кинематограф. Благодаря этому Федора Ивановича сейчас можно не только услышать, но и увидеть.

Пришвин сказал, чувства человека к природе ненасытимы. Наверно, так же можно сказать и  об искусстве. У каждого живущего и чувствующего искусство человека найдутся слова для того, чтобы прибавить что – то своё к тому, что уже сказано об искусстве. должны сказать своё слово и вы. Это и была основная цель нашего урока.

Написание очерков

Домашнее задание: закончить работу

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/03/30/portretnyy-ocherk-sochinenie-po-kartine-kustodieva-portret

Сочинение по портрету Ф. И. Шаляпина работы Б. М. Кустодиева

Сочинение по портрету Ф. И. Шаляпина работы Б. М. Кустодиева

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) ро­дился в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Когда он 9-летним мальчиком впервые посетил выставку художников-передвижников, она произвела на него настолько сильное впечатление, что он решил стать художником.

Сначала, правда, он всё- таки выучился в духовной семинарии, после чего по­ступил в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался в мастерской И. Е. Репина, который вскоре обратил внимание на талантливого ученика. В соавторстве они написали картину «Заседание Го­сударственного Совета». В тот же период проявилось мастерство Кустодиева как портретиста.

Интересно, что он работал и как скульптор, создав галерею бю­стов видных деятелей искусства.

В творчестве Кустодиева рано обнаружился ин­терес к национальному быту и истории.

Художник жил в столичных городах, Москве и Петербурге, но любил бывать в живописных провинциальных уголках России, в особенности городах и сёлах, рас­положенных в верховьях Волги — Костроме, Нижнем Новгороде и др.

Здесь он находил сюжеты, красочно показывающие традиции русского народа — ярмарки, масленичные гуляния, и другие праздники, и колорит­ные типажи выходцев из народа — купцов и купчих, дородных красавиц, «русских венер». И краски он выбирал яркие, под стать безудержному народному веселью.

Читайте также:  Сочинение по картине айвазовского корабль у берега

В 1909 г. здоровье художника стало быстро ухуд­шаться, в результате с 1916 г. он был вынужден перемещаться в инвалидном кресле. Но живопись Кустодиева не стала мрачной, напротив, в этот период он создавал произведения, которые в ещё большей ме­ре, чем раньше, полны любви к жизни и восхищения её красотой.

Портрет Шаляпина, признанный одним из луч­ших произведений Кустодиева, относится к этому времени. Примечательно, что художник, черпающий вдохновение в обращении к народным традициям, запечатлел черты певца, дарование которого также имело крепкую, глубинную связь с народным искусством. Да и сам Шаляпин был выходцем из народа — его родители происходили из крестьянских семей.

Родился Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) в Казани, здесь прошли его детство и юность. Буду­щий знаменитый певец побывал подмастерьем у са­пожника, пел в церковном хоре — его способности к пению обнаружились рано. Пробовал себя на сцене в качестве драматического актёра.

В качестве оперного певца Ф. И. Шаляпин дебю­тировал 18 декабря 1890 г. в Городском театре Уфы, в партии Стольника в опере польского композитора С. Монюшко «Галька». После этого Шаляпин высту­пал в Тифлисе (современный Тбилиси), Петербурге и Москве.

В судьбе Шаляпина произошёл кардинальный по­ворот, когда он по приглашению мецената С. И. Ма­монтова вступил в труппу Частной Русской оперы в Москве. Здесь к певцу пришли слава, любовь пуб­лики и деньги.

Уникальный шаляпинский бас, который и теперь можно услышать в записях, его неподражаемый ар­тистизм дали слушателям возможность заново про­чувствовать красоту и величие таких классических оперных партий, как Иван Сусанин в «Жизни за царя» М. И. Глинки, Борис Годунов в одноимённой опере М. П. Мусоргского, Иван Грозный в «Псковитянке» И. А. Римского-Корсакова и др.

Не только русская публика по достоинству оцени­ла дарование Шаляпина. Взыскательные итальянцы пришли в восторг, увидев его на сцене знаменитого Ла Скала в партии Мефистофеля в одноимённой опере А. Бойто.

Шаляпин много выступал, гастролировал за границей.

Несмотря на мировое признание, певец никогда не отказывался петь для простого народа, старался, как мог, помочь простым людям, нередко отдавая в их пользу сборы от своих выступлений.

Большевики признали заслуги и талант Шаляпина: его сделали художественным руководителем Мари­инского театра. Первым в стране он получил звание народного артиста Республики. Но, как видно, при но­вой власти певцу не слишком привольно дышалось на родине. В 1922 г. под предлогом гастролей Шаляпин выехал за границу. В Россию он так и не вернулся, хотя до конца своих дней мечтал об этом.

Портрет Шаляпина работы Кустодиева датирован 1922 г., следовательно, написан незадолго до того, как певец навсегда покинул родину.

Фоном служит зимний праздник — масленичное гуляние, которое было одним из излюбленных сю­жетов Кустодиева. На белом снегу ярко выделяются пёстрые балаганы, тройки, торговые ряды, толпы ве­селящегося народа. Но всё это вдали, внизу, мелким планом. Основную часть картины занимает фигура Шаляпина, который стоит на заметённом снегом при­горке.

Кустодиев изобразил его в облике важного, немного ленивого щёголя в просторном тёмном паль­то на рыжеватом бобровом меху и шапке с такой же оторочкой. Пальто не застёгнуто, это позволяет видеть белый воротник рубашки, галстук-бабочку и пёстрый шарф. На отставленном мизинце правой руки — перстень с камнем. На ногах — модная блестя­щая обувь.

Известно, что Шаляпин любил дорогие, нарядные вещи.

Правой рукой Шаляпин слегка придерживает паль­то, в левой руке — трость. Шаляпин повернул голову в сторону; хотя он стоит на месте, в его позе словно отражается некое внутренне движение.

В правом нижнем углу картины, у ног Шаляпина, изображена небольшая белая собака с чёрным пят­ном вокруг глаза — французский бульдог по кличке Ройка, любимец хозяина, на которого пёс пристально смотрит, повернув к нему голову.

Вдали на афише написано «Гастроли Ф. И. Шаля­пина», из чего можно сделать вывод: певец приехал в какой-то город, возможно, в провинции, чтобы там выступить перед публикой. Интересно, что в нижнем левом углу художник изобразил дочерей Шаляпина, Марию и Марфу, которые гуляют в сопровождении секретаря и близкого друга певца И. Г. Дворищина.

Кажется, ничто не предвещает перемен в судьбе этого нарядного, уверенного в себе человека, облик которого наводит на мысль о типичном русском ба­рине.

Кажется, ничего не изменилось в России — не видно большевистских лозунгов, лишь афиша о при­бытии Шаляпина и нейтральные надписи «Пряники» и «Горы».

Но скоро, скоро всё изменится: Россия останется для Шаляпина позади, надолго прекратят­ся масленичные гуляния, берущие начало в далёкой древности, но не вписывающиеся в структуру нового мировоззрения…

А на картине так навсегда и остался кусочек старой России и Шаляпин посреди весёлой масленицы.

На этой странице искали :

  • сочинение по портрету шаляпина
  • сочинение по картине б м кустодиева портрет ф и шаляпина
  • сочинение по портрету ф и шаляпина
  • сочинение портрет шаляпина
  • портрет Ф И Шаляпина сочинение

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-portretu-f-i-shalyapina-raboty-b-m-kustodieva.html

Описание картины «Портрет Шаляпина» Б. Кустодиева

Художник: Борис Михайлович Кустодиев
Название картины: «Портрет Ф. И. Шаляпина»
Картина написана: 1922 г.
Холст, масло.

Размер: 99,5 × 81 см

Вы, конечно же, знаете о Борисе Кустодиеве как о художнике, который вывел жанр лубочных картин на новый уровень, а еще – как человека величайшей силы воли, рисовавшего даже в инвалидном кресле.

Болезнь позвоночника постигла художника в 1911 году, и буквально через 5 лет он стал инвалидом.

Просто поразительно, как в состоянии ежедневной боли этот человек мог творить и радоваться жизни, писать красочные и живые полотна.

У Кустодиева нет места народным страданиям или философским размышлениям – вы видите ясно-морозные зимы с веселым людом на санях, балаганы, карусели, красочные чаепития, трактиры, торговые ряды.

Его Россия – это Россия бубенцов и маслениц, гуляний и пышнотелых купчих, купцов в роскошных шубах, лихих молодцев и воспоминаний детства.

При одном лишь взгляде на кустодиевские произведения у каждого возникнет ассоциация с чем-то сочным и аппетитным, с крепким сладким чаем и сдобными булочками, с яркими женскими платками и торжеством жизни.

Не исключением стала и картина «Портрет Шаляпина», написанная в 1921 году, которая изначально называлась «Новый город».

Странно, но название этого холста, появившегося в маленькой мастерской при свете плафонов, не прижилось – БСЭ говорит, что он зовется «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» или «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде».

Но, как бы ни называли эту картину, история ее появления сама по себе уникальна.

1921 год, зима. В бывшей Мариинке готовиться к постановке опера «Вражья сила», главным баритоном которой и должен быть Шаляпин. Причем, он сам же эту пьесу и поставил. Послевоенное время и разруха не внушали оптимизм, поэтому декорации к спектаклю решили заказать Кустодиеву, ведь артист испытывал наслаждение от картин художника, называя его человеком с необычайной силой духа.

Кустодиев был прикован к креслу, так что Шаляпин приходил к нему домой, а однажды явился в шикарной бобровой шубе, которую получил в качестве гонорара. Тогда художника осенило – нужно нарисовать гениального певца именно в ней!

Стилистика появившейся в результате сотрудничества двух волжанинов картины – традиционная для полотен Кустодиева: празднично-балаганная толпа на масленичной ярмарке. Мчатся тройки, жарятся блины, веселиться молодежь, разрываются гармошки и баяны, а над всей этой красочной толпой возвышается фигура Ф. Шаляпина.

Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест! – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. На ногах артиста концертные туфли из лакированной кожи, а весь его классический стиль дополнен модными в 20-е года аксессуарами: рубиновым перстнем и тростью.

Певец стоит на пригорке – выходец из народа, гений оперы, разбивавший голосом граненый стакан возвышается над остальной массой.

На певца направлен взгляд его домашнего любимца – французского бульдога Ройки. Говорят, что он никак не хотел смотреть на хозяина, так что пришлось садить на шкаф кошку, и пес следил за ней неотрывно.

В левом нижнем углу картины прогуливаются дочери тенора – Марфа и Мария в компании с другом семьи И. Дворищиным. Там же виднеется театральная афиша, вещающая о скором концерте Ф. Шаляпина.

Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» — высота главного персонажа над остальным миром. Правда, она сидела и пила чай, а Шаляпин выделяется своей шубой и фигурой на фоне голубизны снега и деревьев, укрытых инеем.

Певец озирается вокруг – Новгород для него город незнакомый, здесь будут гастроли, а вот его дочки с головой окунулись в народное гуляние. Если вы внимательно присмотритесь к выражению лица тенора, то увидите, что Новгород ему близок – по своей народной среде, по массовости масленичных гуляний, по быту россиян.

Так что барин в роскошной шубе он только внешне, внутренне он тот же крестьянский мальчишка, который начал петь из-за побоев отца.

Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Она по-прежнему феерична и раскована, что делает ее действо похожим на Венецианский карнавал. Правда, люди тут не носят маски, они живые и гуляют с размахом на заснеженной площади, окруженной березами в нарядах из инея.

Эти деревья – еще один объект на картине, который возвышается над миром, потому что он всегда символизировал русскую душу. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно.

Кажется, что отдельно стоящая пестрая толпа, на фоне желтых домов и сиренево-красных флажков создает настоящий переливающийся калейдоскоп.

Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов.

Ярмарка на полотне Кустодиева – не только самостоятельное событие, она рассказывает еще и о биографии артиста, который когда-то пел на сельских ярмарках, а потом выступал на лучших сценах мира – в Италии и Метрополитен Опере.

Шаляпин связан со своим народом – он хоть и осматривается по сторонам, но находится в своей стихии.

Вы можете увидеть на холсте и современные нравы, и старинный роскошный декор, и ироничность барской шубы, и пафос рубинового перстня с тростью, и философские мотивы, и жизнерадостность лубочного жанра.

Шаляпин, правда, несколько мистифицирован художником, поскольку находится на вершине его концепции мира. Но если вы хоть раз услышите голос, то поймете, что «Портрет Шаляпина» — ни что иное, как памятник величайшему таланту.

Говорят, что в мир артистической среды Шаляпин попал совершенно случайно – заменил в опере «Галька» заболевшего певца. Через 9 лет произошла еще одна случайность – знакомство с Саввой Мамонтовым, который принял певца в свою частную труппу.

Тем не менее, случайности никогда не случайны – еще при жизни тенор стал легендой, которую рисовали и Репин, и Серов, и Пастернак. Самая уникальная работа все же у Б. Кустодиева – в ней показан не только внешний вид гения, а и его душа.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-kustodieva-portret-shalyapina/

Ссылка на основную публикацию