Сочинение-описание картины утро стрелецкой казни сурикова

В. И. Суриков (1848-1916 гг.) внес большой вклад в развитие исторической живописи России. Он разгадывал работы древнерусских художников, восхищался удивительно красочной гаммой, глубиной созданных образов. Наша статья будет посвящена первой работе живописца — картине «Утро стрелецкой казни».

Несколько слов о биографии художника

Он родился в Красноярске, в казачьей семье. Закончив учебу в уездном училище, юноша стал писцом в управлении губернии и постоянно при этом рисует. Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху. Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Однако муха продолжала сидеть. Разобравшись, в чем дело, глава губернии написал письмо в Петербург и рассказал о способностях молодого писца. Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро. Меценат-золотопромышленник П.

Кузнецов оплатил юноше и дорогу, и обучение.

Закончив учебу в Петербурге в 1875 году, В. Суриков через два года переезжает в Москву, где работает над фресками храма Христа Спасителя. К этому времени у него уже созрел замысел картины «Утро стрелецкой казни», как позже художник ее назовет.

История создания полотна

Во время переезда из Красноярска в Северную столицу В. Суриков на один день остановился в Москве. Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь. В воображении юноши ярко обрисовались жестокие публичные телесные наказания и казни, которые происходили на ней. Он видел внутренним взором мощных, сильных духом, несгибаемых людей, с которыми здесь безжалостно расправлялись.

Сочинение-описание картины Утро стрелецкой казни Сурикова Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча. Она горела днем и показывала художнику, как умирает ее тело, а огонь, исчезнув, присоединяется к Вечности. Две идеи, объединенные в одно целое, не давали покоя мыслям художника, когда он учился в Академии и работал в Москве. Его манила история, Суриков всерьез принялся изучать тему стрелецких восстаний 1682 и 1698 годов. События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны. В них он на физическом уровне чувствовал запах крови. Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей.

Каким было реальное восстание

Пока молодой Петр, уже заточивший сестру Софью в монастырь, но не усмиривший ее бунтарский дух, был с великим посольством в Европе, то его войска, которые участвовали в Азовских походах, разделились надвое. «Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Мой любимый литературный герой - сочинение

Оценим за полчаса!

Они не желали превращаться в солдат и пытались удержать страну в старине: при необходимости воевать, а в мирное время торговать и огородничать на Москве.

Из монастыря Софье Алексеевне удавалось распускать слухи, что в Европе ее брата подменили, что на Русь вернется совсем другой человек, и что ей грозит опасность. Стрельцы, вместо того чтобы идти в Великие Луки, куда их направили из Азова, пошли в Москву.

В ней они укрепились в своих слободах и наладили связь с Софьей, которую собирались защищать. Солдаты Петра выбили их из столицы. Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом. Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка. Восставших взяли в плен.

Физическое уничтожение началась почти сразу. Сто тридцать человек было повешено, сто сорок избивали кнутами и около двух тысяч приготовили к ссылке. К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич.

Новое следствие

Царь морально приготовился к борьбе не на жизнь, а на смерть: стрельцы были олицетворением всего застаревшего, мешавшего стране двигаться вперед к новым преобразованиям, которые он наметил для своего государства.

Когда читал розыскное дело о стрельцах, то находил одни только злые выпады против Лефорта, а значит и против себя самого. В душе царя разгоралась ярость. По Москве начались казни. Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Сначала в четырнадцати застенках Преображенского собрали 1 700 человек — их долго и жестоко пытали. Об этом подробно рассказывает историк С.М. Соловьев. От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство.

А тем временем готовились к казням, повсюду ставились виселицы: в Земляном и Белом городе, у ворот и окон Софьи около Девичьего монастыря.

Казни

Первая казнь была проведена у Покровских ворот, когда на ста телегах привезли сразу 200 стрельцов. Каждый из них держал в руке зажженную свечу. После прочтения указа Петр лично пятерым зачинщикам отрубил головы, но сделал он это в Преображенском. Весь октябрь продолжались казни, кого-то вешали, а некоторых приближенных бояр царь заставлял собственноручно рубить головы.

Опыта у них не было, они только мучили своих жертв не одним взмахом топора, а рубили по нескольку раз. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров. Под окнами кельи Софьи поставили 195 виселиц, чтобы она и все москвичи хорошо запомнили, чем оканчиваются бунты. Повешенных целых пять месяцев не снимали.

В.И. Суриков: описание картины «Утро стрелецкой казни»

Как считает М. Волошин, композиция родилась, когда художник смотрел на горящую свечу, которая отбрасывала на белую стену золотистые отсветы.

Освещенная горящей свечой днем белая рубаха с отблесками просто преследовала и не отпускала художника. В конце концов она воплотилась в белые рубахи обреченных на смерть стрельцов.

В XIX веке свеча, которая горит днем, у каждого вызывала мысль о похоронах, покойнике и смерти. Это для современного человека она имеет иной смысл.

Сочинение-описание картины Утро стрелецкой казни Сурикова

Композиция достаточно сложна. Она опирается на горящие свечи.

Сочинение-описание картины Утро стрелецкой казни Сурикова Они своими огнями ведут нас снизу от старухи, затем поднимаются к середине, делают полукруг, обвивая рыжего стрельца, и, идя слева, пересекают все полотно, чтобы погаснуть под гневным взглядом Петра справа.

Имеется еще один композиционный прием, который применил автор картины «Утро стрелецкой казни». Он сознательно исказил в сторону уменьшения размеры Красной площади, сблизив Лобное место, собор Покрова Богородицы и стену Кремля.

Этим Суриков достиг впечатления на ней огромной толпы. На самом деле скопление людей составляет около 20 человек, а не двух сотен, как кажется, когда бросаешь на полотно первый взгляд.

К тому же он сильно обрезал купол храма Пресвятой Богородицы.

Два главных персонажа картины

Два человека противостоят друг другу – суровый сосредоточенный Петр, который с детства ненавидит этот сброд, и рыжий стрелец со свечой. С него начались первые эскизы к картине. Репин выискал натуру для Сурикова. Это был кладбищенский могильщик. Художник еле-еле уговорил его позировать. В результате получился образ человека с несгибаемой волей.

Сочинение-описание картины Утро стрелецкой казни Сурикова Если все снова повторить, то стрелец, заранее зная, что ему грозит, пойдет против царя, защищая уклад, сложившийся веками. Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм. Царь уверен в себе и спокоен. Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь. Стрелец, закованный в колодки, готов хоть сию минуту вцепиться в горло Петра и уничтожить его со всеми его преобразованиями.

Остальные герои

Мы продолжаем описание картины «Утро стрелецкой казни». Площадь еще накрывает полумгла. На казнь ведут к стоящим в глубине виселицам уже второго человека, покорного и безвольного, подхватив его под руки.

Сочинение-описание картины Утро стрелецкой казни Сурикова В отчаянии причитает его жена, а малыш уткнулся лицом в ее парчовый подол.

Следующим, наверное, будет сидящий в центре горемыка с пшеничными волосами, у которого солдат уже забрал свечу.

Сочинение-описание картины Утро стрелецкой казни Сурикова Он уже отрешился от этого мира, машинально положив натруженную руку на голову дочери, уткнувшейся отцу в колени, и пытаясь приобнять плачущего сына.

Кто пойдет далее — неизвестно…

Сочинение-описание картины Утро стрелецкой казни Сурикова Это может быть черноволосый и чернобородый с орлиным носом, мрачно сдвинувший брови, непокорный стрелец. Его за плечи в наброшенном красном кафтане в последние мгновения приобнимает жена. На ее лице – ужас и скорбь.

А, может быть, это будет поднявшийся во весь рост, кающийся перед народом и Богом стрелец, в которого уже вцепилась рука солдата.

Невозможно выпустить из поля зрения седоволосого старика с серьгой в одном ухе, который сидит к нам спиной. Его взгляд мы не видим, но, наверное, он неотрывно смотрит на истаивающую, как его жизнь, горящую свечу.

Колорит полотна

Темный колорит раннего туманного утра после ночного дождя, когда совершается казнь, подчеркивает трагизм событий. Только-только светает. Туман еще не рассеялся. Среди массы народа ярко выделяются белые чистые рубашки стрельцов, которым предстоит неминуемая смерть без покаяния. Среди толпы нет ни одного священника… Так решил всемогущий государь.

Рассказ по картине «Утро стрелецкой казни»

На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя. Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. Стрельцы в белых рубахах с горящими свечами в руках привезены в колодках на телегах из застенков, где они прошли допросы и пытки.

Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча. Не у всех первая казнь сломила мятежный дух. Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец.

Его лицо полно бессильной ненависти к этому отродью, который хочет изменить слободскую спокойную жизнь на бурную, полную борьбы и преобразований. Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах. Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми.

Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты.

Выставка передвижников

Картина «Утро стрелецкой казни» была выставлена в день покушения на жизнь царя-освободителя Александра II и в день его кончины. Полотно не прошло незамеченным общественностью и сразу поступило в коллекцию П.М. Третьякова.

Источник: https://www.syl.ru/article/322326/kartina-utro-streletskoy-kazni-harakteristika-i-foto

Василий Суриков "Утро стрелецкой казни": история создания, описание картины

Сочинение-описание картины Утро стрелецкой казни Сурикова

«Утро стрелецкой казни» — монументальная картина Василия Сурикова, написанная в стиле исторической живописи. Художник создал ее, находясь под сильным впечатлением от подавления бунта стрельцов, организованного царевной Софьей.

Великому мастеру исторического полотна удалось показать трагическую судьбу народа через переживания приговоренных к казни стрельцов.

Фоном к печальным событиям послужила Москва петровской эпохи, изображенная, к слову, и на других картинах художника.

История создания

По утверждению самого художника, муза пришла к нему внезапно. Однажды он прогуливался у кремлевских стен, и картина казни стрельцов возникла в его мозгу очень отчетливо, изобилуя мельчайшими подробностями. Возможно, поэтому живописец и перенес место действия с села Преображенское, где фактически происходили события, на Красную площадь.

Суриков начал работу над полотном в 1878 году и писал его несколько лет. Он с головой ушел в работу, не отвлекаясь на посторонние моменты. По ночам ему снились казни, покойники, кровь. Автор полностью пережил ужас, доставшийся на долю стрельцов и их семей.

Написанию картины предшествовала большая подготовительная работа. Художником было написано множество эскизов, не сохранившихся до нашего времени.

Описание картины

Художник преследовал цель передать душевное состояние стрельцов, а не показать ужасы расправы над ними. На полотне нет насилия, кровавых сцен; трагизм передан им через выражение лиц, безысходность в глазах, скорбные позы, заламывание рук.

Сочинение-описание картины Утро стрелецкой казни Сурикова

В центре сюжета – молодой царь Петр, восседающий на коне, и рыжебородый стрелец, связанный по рукам и ногам, не опустивший головы и гневно взирающий на монарха.

Приговоренный к смертной казни преисполнен сознания своей правоты. Столь же ярко изображены и другие стрельцы, не покорившиеся Петру, дерзко смотрящие ему в глаза.

Каждый отдельно взятый персонаж написан Суриковым с особой тщательностью.

Сочинение-описание картины Утро стрелецкой казни Сурикова

Вместе с тем, живописец мастерски изобразил противостояние народа и государства.

Взгляните на полотно: за толпой народа – разноцветные нарядные купола собора Василия Блаженного; за спиной Петра – монументальные стены Кремля. Слева – мятущаяся толпа, справа – шеренги солдат.

Сама история смотрит на нас с картины, и мы понимаем, что не личности делают историю, а она сама несет людей, подобно тому как бурный поток двигает огромные валуны.

Сочинение-описание картины Утро стрелецкой казни Сурикова

В противовес существовавшей в исторической живописи «моде», художник всячески старался избегать величия и помпезности. Он изобразил утро перед казнью как оно было, со всей его мрачностью и суровостью. Важное место в картине занимает Москва.

Автор, будучи родом из Красноярска, приехал в Первопрестольную уже в сознательном возрасте. Город произвел на художника грандиозное впечатление, особенно, Кремль. Живописец решил непременно изобразить их на картине.

Во второй половине XIX века исторические сюжеты были весьма популярны в изобразительном искусстве.

Полотно впервые представили широкой публике 1 марта 1881 года на художественной выставке, и картину немедленно купил Третьяков для пополнения коллекции.

Художественные приёмы

Картина была первым большим полотном автора (218 х 379 см), основанном на историческом сюжете. Туманное утро после дождливой ночи было выбрано им специально, чтобы подчеркнуть мрачным фоном трагизм происходящего. Для того чтобы создать впечатление огромной толпы, Суриков искусственно сблизил стену Кремля и Лобное место, уменьшив масштабы Красной площади.

В глазах солдат царя читается сочувствие к осужденным на смерть стрельцам. Живописцу удалось показать, что разделенный историческими событиями народ остается единым, несмотря ни на что.

Источник: https://MoscowChronology.ru/Surikov_Utro_streleckoy_kazni.html

Сочинение по картине В.И.Сурикова "Утро стрелецкой казни"

Подготовка к сочинению по картине В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Цель урока:

  • подготовить учащихся к сочинению по картине, соединяющему описание с элементами повествования и рассуждения;
  • обогатить учащихся необходимыми для работы с исторической картиной фоновыми знаниями;
  • обогатить словарный запас: узнать значения устаревших слов, которые необходимы для понимания и описания исторической картины;
  • способствовать формированию языкового и художественного вкуса учащихся.

Оборудование:

  • портрет В.И.Сурикова;
  • выставка репродукций картин художника; показ репродукций картин через проектор;
  • раздаточный материал с текстами.

Словарь:

Стрельцыв Русском государстве XVI- начале XVIII веков служилые люди, составлявшие постоянное войско. Изначально набирались из свободного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и наследственной. Войско было упразднено Петром I.

  • Непоколебимый – стойкий, надёжный, такой, кого нельзя поколебать.
  • Регент – правитель, заменяющий монарха.
  • Летник – старинная летняя женская одежда с длинными широкими рукавами.
  • Ход урока.
  1. Вступительное слово учителя.

Читайте также:  Образ крестьян в произведении кому на руси жить хорошо

— Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению по картине Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни». Некоторые картины этого автора вам, вероятно, знакомы. (Показ репродукций картин через проектор).

— К какому жанру живописи относятся эти картины? (Их можно отнести к историческому).

— Действительно, каждая из этих картин относится к жанру исторической живописи, мастером которых являлся В.И.Суриков.

— Давайте прочитаем небольшой отрывок, посвящённый этому художнику.

Сочинение-описание картины Утро стрелецкой казни Сурикова

Характер будущего художника и его интерес к истории сформировала все-таки Сибирь. Художник говорил, что он ощущал историю как живую действительность.

Возможно, именно это сыграло свою роль и предопределило творческую судьбу Сурикова как будущего исторического живописца. Как писал художник и историк искусства А.Н. Бенуа, «значение Сурикова для русского общества огромно.

Лишь очень редкие художники, одаренные почти пророческой мистической способностью, могут перенестись в прошлое, разглядеть в его тусклых сумерках минувшую жизнь…».

— Вот и мы с вами попробуем на уроке перенестись мысленно в далёкое прошлое, совершим путешествие во времени, попробуем понять и почувствовать то, чем жили наши предки. А основным нашим путеводителем будет картина В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Сочинение-описание картины Утро стрелецкой казни Сурикова

II. Историческая справка.

Итак, представьте себе: смутный беспощадный XVII век. Первые реформы Петра I, первые нанесённые им удары национальным обычаям создали ему множество врагов. Старая Россия протестовала против насильственных действий смелого преобразователя. Внутри государства – глухое и ожесточённое сопротивление. Стрелецкий бунт, мятеж в Астрахани, восстание казаков – только эпизоды великой борьбы.

Стрелецкое войско (обращение к словарю) было учреждено Иваном Грозным в 1550 году, оно было задумано как царская армия, состоящая на государственном жаловании.

При царе Алексее Михайловиче пользовались большими льготами, теперь же царские реформы во многом стеснили экономические и политические интересы стрельцов. Они болезненно переживали утрату своих привилегий.

К тому же служба при новом царе стала гораздо тяжелее.

Мятеж начался после того, как правительство во главе с князем Ромодановским решило отправить 4 стрелецких полка на охрану польской границы, то есть оторвать от семей, от ремёсел. Стрельцов поддержала царевна Софья, которая была регентом (обращение к словарю) до достижения Петром совершеннолетия, и имела свои интересы. (Пётр находился в Вене).

В отсутствие Петра она отдаёт приказ идти на Москву и уничтожить дворян. Стрельцы двинулись на Москву, собираясь вновь передать власть Софье. На реке Истре мятежников встретили войска регулярной армии под предводительством генерала Гордона и Шеина. Стрельцы, не имевшие единого руководства, были разгромлены.

56 стрельцов были казнены немедленно, бежавшие объявлены в розыск.

Пётр, вернувшись из Вены, нашёл, что генералы и дума поступили очень мягко со стрельцами. Расправа Петра отличалась исключительной жестокостью.

30 октября явилась на Красную площадь первая партия преступников в числе 230, с зажжёнными свечами, за ними бежали их жёны и дети с громкими причитаниями. По прочтении приговора их повесили, некоторым были отрублены головы, «головы пяти мятежникам были отрублены благороднейшею в России рукою». Казни продолжались ещё 7 дней, казнены 1200 человек.

— Итак, мы с вами узнали некоторые факты из жизни и творчества В.И.Сурикова, написавшего картину «Утро стрелецкой казни», узнали об исторических событиях далёкого XVII века. Давайте теперь внимательно рассмотрим картину.

III. Беседа по картине. Собирание рабочих материалов.

— Где происходит действие? Когда?

— Дождливая поздняя осень. Светает. Сумрачный пейзаж картины передаёт тревожное ожидание наступающей трагедии.

— Можно сказать какие краски преобладают? (Нет. Пестрота толпы по замыслу Сурикова должна показать эмоциональное состояние людей.) Последние минуты перед казнью очень ценны для художника.

— Почему? (В них с особой силой раскрываются характеры, мысли, переживания ожидающих казни, их близких)

— В картине нет единого центра, она состоит из нескольких композиционных «узлов», взаимодействующих друг с другом. (Работа в группах над лексикой.)

— Рассмотрев картину, мы с вами увидели живых людей, угадали их чувства, настроения, увидели их боль. Как мастерски сумел Суриков передать мгновение прошлой жизни! Недаром, говоря о нём, известный критик Стасов В.В. писал: «…Суриков – просто гениальный человек. Подобной исторической картины у нас не бывало…»

План сочинения

  1. В.И.Суриков – мастер исторического жанра.

  2. Описание персонажей картины:

  1. Непокорный рыжий стрелец;

  2. Стрелец, уводимый на казнь;

  3. Пётр I.

  1. Какие чувства вызывает картина у зрителя?

  1. Работа над текстом сочинения.

— Как вы будете строить вступление?

Можно начать так: В.И.Суриков – мастер исторического жанра… На своих полотнах он отразил многие события русской истории. Самые известные: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком».

  1. Картина «Утро стрелецкой казни» связана с трагическими страницами в истории России.
  2. — О чём будете писать в основной части сочинения?
  3. — О чём будете рассуждать в заключении?

Полотно Сурикова не просто картина, которая открывает перед нами страницу далёкого прошлого. Она заставляет задуматься над сложными вопросами: о людях, которые жертвовали собой ради идеи, о мужестве, о тех чертах, которые свойственны русскому человеку.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/sochinieniie-po-kartinie-v-i-surikova-utro-strielietskoi-kazni

Сочинение по картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Сочинение-описание картины Утро стрелецкой казни Сурикова

Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника. Данный шедевр рассказывает зрителям о неоднозначном и кровавом событии в истории Русского государства. В стране едва не произошел переворот — сестра Петра I Софья, заручившись поддержкой стрелецкого войска, захотела сместить Петра с трона и забрать всю власть в стране в свои руки. После разоблачения заговора и подавления мятежа, Петр I принял жестокое, но необходимое решение: казнить участников вооруженного восстания. Об этом и повествует картина Василия Сурикова. Но художник вместо сцен расправы показывает нам душевное и моральное состояние участников стрелецкой казни.

В центральной части полотна художник изобразил самих стрельцов, ведомых на казнь, и их близких. Множество персонажей, так тщательно прорисованных Суриковым, ведут себя совершенно по-разному.

Например, хорошо одетая женщина, видимо, жена одного из стрельцов, вздымает руки к небу от безысходности, а в её одежды уткнулся маленький мальчик — её сын. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками.

Старая женщина от горя и бессилия опустилась на землю, рядом с ней что-то кричит маленькая девочка в красном платке.

На лицах стрельцов тоже читаются самые разные эмоции. Один покорился обстоятельствам и в отчаянии повесил голову, другой — уже пожилой — не верит в происходящее и смотрит вокруг невидящим взглядом.

Чернобородый стрелец сидит с каменным лицом — он собрал всю свою внутреннюю силу в кулак чтобы не дать себе слабину и с честью выдержать суровые испытания, выпавшие на его долю.

А стрелец с рыжими волосами и красной шапке прямо и с ненавистью смотрит на царя Петра I.

Огромное напряжение чувствуется в позе самого Петра, сидящего на коне и несколько возвышающегося над остальными участниками действия. От него исходит огромная сила и ощущение могущества.

  • Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» показывает противостояние старого и нового, говорит зрителю о том, что для рождения чего-то нового, должно быть уничтожено старое, изжившее себя.
  • Год написания картины: 1881.
  • Размеры картины: 218 x 379 см.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: историческая живопись.
  • Стиль: реализм.
  • Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/surikov-vasilij/utro-streleckoj-kazni/

«Утро стрелецкой казни» — картина В. И. Сурикова

«Утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году.

Сочинение-описание картины Утро стрелецкой казни Сурикова

Сочинение по картине «Утро стрелецкой казни»

Вариант 1

Мастером масштабных полотен в русской живописи считается Суриков Василий Иванович. В своей знаменитой картине «Утро стрелецкой казни» автор впервые обратился к жанру русской истории. Изображение русского народа в переломные моменты истории составляют суть всей его живописи. После того как Василий Суриков окончил Академию художеств, он переехал в Москву на постоянное место жительства.

Именно там, в 1878 году он начал работу над картиной про казнь бедных стрельцов. Автор вспомнил события эпохи правления Петра І. А именно историю, когда возглавляемый царевной Софьей бунт стрельцов был подавлен, а все стрельцы проговорены к казни. Художник не показал саму казнь, а рассказал историю о самом народе во время исторического перелома.

На полотне В. Суриков показывает нам минуты перед самой казнью. Все действия происходят на знаменитой Красной площади в Москве. На дальнем плане картины мы видим храм Василия Блаженного.

Еще не везде растворился утренний туман. На переднем плане большое скопление народа. Сразу и не разберешь где простой народ, где солдаты, где элита.

Но если присмотреться, то по одеянию можно понять, что на коне царь Петр.

В центре двое солдат ведут стрельца на казнь. Еще один закован в кандалы. Простой народ сидит на полу, плачет, печалится. За фигурой Петра виднеются виселицы. Стрельцы прощаются с народом, во взглядах читается ужас и безумие. Женщина в центре обращается с мольбами к царю, но взгляд его не приклонен.

Также в сочетании цветов присутствует некий трагизм. Хотя цвета и красочные, но какие-то тусклые и неяркие. Все мельчайшие детали прорисованы мастерски: большая толпа, разные эмоции, движения, энергетика.

Своим полотном «Утро стрелецкой казни» В. И. Суриков поведал нам целую драму той эпохи. Он показал нам тяжелые будни крепостного народа.

Вариант 2

Картину “Утро стрелецкой казни” В.И. Суриков написал на исторический факт истории России. На картине можно выделить два главных плана: собор Василия Блаженного и народ.

Купола и сам собор слегка скрыты утренней дымкой, поэтому не выглядят ярко. Стены собора кажутся выложенными из серовато — голубого камня. Узоры и мелкие детали собора не просматриваются.

Но в целом вся композиция смотрится устрашающе монолитно, как и царская власть Петра 1. На фоне собора видны виселицы.

Из народной толпы никто не написан крупно, все примерно равноудалены, но у каждого свое место в картине. Стрельцов привезли на казнь в телегах. Они сидят, потому что ноги у них закованы в колодки. Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни.

Свечи горят не ярко на фоне дня. Лица у стрельцов печальные. Один стрелец выделяется из толпы. Он находится в центре полотна. На голове у него одета красная шапка, рыжая борода растрепана, руки у него полусогнуты, как будто он собирается что – то сделать. Взгляд его обращен в сторону царя.

Взгляд злой, с ненавистью.

Царь Петр 1 сидит на коне. Лошадь под ним белая, с богатым седлом. На царе зеленый кафтан, черные волосы зачесаны назад. Взгляд суровый, он смотрит стрельцу прямо в глаза. Рядом с царем стоит его свита. Они одеты в богатые одежды. Сложив руки, они наблюдают за происходящей казнью.

По проходу солдат ведет стрельца на виселицу. Стрелец не сопротивляется, он опустил плечи и идет. Одет он в длинную белую рубаху, подпоясанную веревкой.

Солдат поддерживает его одной рукой, в другой у него шпага, она опущена к земле. На солдате надет сюртук и черные сапоги. За спиной у стрельца стоит женщина с прижавшимся к ней ребенком.

На лице у женщины страх. Одета она в золототканое платье.

Один стрелец стоит на телеге и что – то говорит. Голова у него наклонена вперед, на плечи накинут зеленый стрелецкий кафтан. По его позе можно подумать, что он просит прощения.

Около каждого стрельца находится жена и дети. Одному из них девочка упала на колени и плачет. Он кладет руку ей на голову, второй рукой обнимает сына. У стрельца солдат забрал свечку, значит, сейчас поведет на казнь.

Несмотря на то, что на многих людях надеты яркие одежды, картина вызывает чувство безысходности и страха. На лицах людей горе и ужас.

«Боярыня Морозова», картина Суриков В. И. Данное произведение художника навеяно чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола.

Вариант 3

Услышав название картины, в воображении предстает картина казни стрельцов, но на полотне мы видим не казнь, а только подготовку к ней показывает художник. Перед нами Красная площадь,  куда привезли приговоренных на казнь.  Еще только раннее утро, стоит туман.  Те, у которых сегодня последнее утро одеты в белые рубахи, в руках у них  похоронные свечи, за ними Храм Василия блаженного.

Мы видим много разных людей, тех, кого мы видим,  Суриков писал с натуры, например, длиннобородого человека с красным кафтаном он писал со своего дяди, а рыжебородого стрельца он писал с гробовщика, которого когда-то видел на кладбище.

Он покорил художника своим видом, он не сдавался и был очень силен духом, он всегда боролся с проблемами, выпадавшими на его долю, и никогда не отчаивался, это хорошо читается по его образу.

Справа сам Петр  он горд, величав и приковывает внимание, на лице можно прочитать чувства, которые он испытывает к бунтовщикам. У Петра всплывают детские воспоминания.

Царевна Софья перед приходом к власти удалила Петра в село Преображенское, а перед этим  стрельцы жестоко расправились с родственниками Петра.  Девятилетнего мальчика вывели на крыльцо и на его глазах разбушевавшиеся стрельцы срубали головы, сажали на кол родственников Петра и приближенных людей, которых он знал буквально с ранних лет. Все это Петр припомнил стрельцам.

В 1697 году Петр отправляется в Европу к нему пришло известие, что стрельцы устроили новый бунт и восстание, они несколько месяцев не получают жалование и не довольны реформами,  хотят вернуть на трон Софью.

Петр возвращается назад, к моменту его возвращения восстание было подавлено, но он на этом не упокоился, он снова начинает расследование, начинаются допросы, благодаря выбитым показаниям 700 человек было казнено.

На лицах осужденных ярко изображена боль, печаль и безысходность, они понимают,  что это последние минуты их жизни, кто-то из них прощается с женами, кто-то с детьми.

У многих стрельцов опущены головы,  они в отчаянии, некоторые не скрывают эмоций и плачут, закрывая лицо руками.    Справа изображен государь и его приближенные, на их лицах надменность, осуждение. Им нисколько не жалко этих людей.

Вся картина пропитана скорбью и печалью, на картине преобладают темные и мрачные тона. Картина вызывает сочувствие и жалость к осужденным.

Вариант 4

Картина В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» написана в 1881 году. Это первая из знаменитых исторических картин художника, которая и определила основное направление его творчества — изображение русского народа в роковые минуты своей истории.

Суриков обратился к одному из событий Петровской эпохи — казни участников последнего стрелецкого восстания, устроенной по повелению и в присутствии молодого царя. Художник изобразил на полотне минуты, предшествующие казни, когда состояние участников трагедии достигло наивысшего душевного напряжения.

Казалось бы, парадокс: на картине, посвящённой казни, нет казнённых. Главные её герои — стрельцы, обречённые на смерть, их жёны, матери, дети. Великолепны типы стрельцов.

Встав над толпой спиной к Петру и солдатам, низко кланяясь народу, по обычаю просит прощения чернобородый стрелец. Весь он в великом смирении, но не перед царём — перед народом.

Готовится к казни могучий старик (он слез с телеги).

К нему прильнули женщина и мальчик. Старик их утешает, но его глаза горят живым, грозным огнём. Яростно и непримиримо, словно молния, пронзает картину взгляд стрельца с рыжей бородой. Этот испепеляющий взор устремлён на Петра, который отвечает ему холодным взглядом.

Читайте также:  Описание картины зима шишкина сочинение (2, 3, 4, 5, 6, 7 класс)

Суриков показывает царя преисполненным решимости довести дело до конца. Он изображён в окружении иностранцев и приближённых — они символизируют грядущую Россию. Победа на стороне самодержца. Но и стрельцы, олицетворяющие народ, не сломлены и смело идут на смерть.

Описание картины «Утро стрелецкой казни»

Картина «Утро стрелецкой казни» написана В. Суриковым в 1881 году. В ней он впервые обратился к жанру, составляющему суть его живописи – изображению русского народа в яркие, переломные моменты истории.

На полотне описаны события, происходившие в Москве в 1698 году, в эпоху Петра I, когда был жестоко подавлен Стрелецкий бунт, а стрельцы казнены. Художник тщательно исследовал свидетельства очевидцев, но изобразил событие в соответствии со своим пониманием его исторического смысла.

На полотне мы видим не саму казнь, а полные огромного психологического напряжения минуты перед неотвратимой казнью. Действие происходит в Москве на Красной площади, на фоне храма Василия Блаженного.

Раннее утро, еще не рассеялся туман. В центре композиции два героя – сидящий на коне царь Петр и рыжебородый стрелец в красном колпаке. Стрелец связан, его ноги закованы в колодки, но он не смирился со своей участью. Гневно, с лютой злобой смотрит он на Петра. Такой же непримиримый взгляд видим мы и у Петра.

Столь же эмоционально и выразительно показаны и другие персонажи. Первого приговоренного солдаты уже поволокли к виселице. Как затравленный зверь, озирается вокруг чернобородый стрелец.

Взгляд седого стрельца безумен – ужас того, что сейчас произойдет, помутило его сознание. Стрелец, стоящий на телеге, склонился, прощаясь с народом.

Отчаянно кричит молодая жена стрельца, бессильно опустилась на землю старуха-мать.

Трагизм происходящего подчеркивает тяжелый, темный колорит полотна. Умело выстраивая композицию, живописец мастерски создает впечатление огромной толпы, полной эмоций, энергии и движения. С любовью и вниманием относится Суриков на полотне к мельчайшим деталям, характеризующим историческую эпоху.

Картина «Утро стрелецкой ткани» решена Суриковым как народная драма. Он поведал нам о народе, его мощи, гневе и страданиях в эпоху, полную сложностей и противоречий.

Помимо описания картины В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

Анализ картины «Утро стрелецкой казни»

Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника.

Данный шедевр рассказывает зрителям о неоднозначном и кровавом событии в истории Русского государства.

В стране едва не произошел переворот — сестра Петра I Софья, заручившись поддержкой стрелецкого войска, захотела сместить Петра с трона и забрать всю власть в стране в свои руки.

После разоблачения заговора и подавления мятежа, Петр I принял жестокое, но необходимое решение: казнить участников вооруженного восстания. Об этом и повествует картина Василия Сурикова. Но художник вместо сцен расправы показывает нам душевное и моральное состояние участников стрелецкой казни.

В центральной части полотна художник изобразил самих стрельцов, ведомых на казнь, и их близких. Множество персонажей, так тщательно прорисованных Суриковым, ведут себя совершенно по-разному.

Например, хорошо одетая женщина, видимо, жена одного из стрельцов, вздымает руки к небу от безысходности, а в её одежды уткнулся маленький мальчик — её сын. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками.

Старая женщина от горя и бессилия опустилась на землю, рядом с ней что-то кричит маленькая девочка в красном платке.

На лицах стрельцов тоже читаются самые разные эмоции. Один покорился обстоятельствам и в отчаянии повесил голову, другой — уже пожилой — не верит в происходящее и смотрит вокруг невидящим взглядом.

Чернобородый стрелец сидит с каменным лицом — он собрал всю свою внутреннюю силу в кулак чтобы не дать себе слабину и с честью выдержать суровые испытания, выпавшие на его долю.

А стрелец с рыжими волосами и красной шапке прямо и с ненавистью смотрит на царя Петра I.

Огромное напряжение чувствуется в позе самого Петра, сидящего на коне и несколько возвышающегося над остальными участниками действия. От него исходит огромная сила и ощущение могущества.

Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» показывает противостояние старого и нового, говорит зрителю о том, что для рождения чего-то нового, должно быть уничтожено старое, изжившее себя.

Источник: https://litfest.ru/pokartine/utro-streletskoy-kazni.html

Описание картины Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Картина известного художника В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» является признанным шедевром автора, написанным в жанре исторической живописи. Картина повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны: о расправе царем Петром над стрельцами, составлявшим основу войсковых соединений того времени, расправе жестокой, потому что стрельцы поддержали в борьбе за власть сестру Петра по отцу – царевну Софью. При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту.

В центре композиции фигуры самих стрельцов и их близких. Каждый здесь ведет себя по-разному. Молодая женщина в богатой одежде заламывает руки от горя и безысходности, в ее одежду уткнулся ребенок — мальчик лет пяти. Старуха в бессилии опустилась на землю, рядом с ней девочка лет четырех в красном платке, кричащая что-то невразумительное. Другая молодая женщина закрыла лицо руками.

Один из стрельцов впал в отчаянье и повесил голову, другой – седовласый старик – смотрит на окружающих невидящим взглядом и не может поверить в реальность происходящего.

Лицо стрельца с черной длинной бородой полно внутреннего напряжения, он собрал всю силу воли, чтобы с честью пережить грядущую казнь.

И только рыжеволосый стрелец в красной шапке с ненавистью смотрит в сторону молодого царя.

Сам Петр, изображенный в стороне, также напряжен. Он сидит на коне, как бы возвышаясь над происходящем и наблюдая за тем, как его солдаты и офицеры готовят приговоренных к казни. Однако глаза его смотрят с неистовой силой и напряжением. Он также полон ненависти к стрельцам, но эта ненависть дополняется осознанием своего могущества в эту тяжелую минуту.

На картине столкнулись старая и новая России, и одна должна быть уничтожена, чтобы вторая смогла набрать силу, и это Россия Петра, великого и страшного русского царя-реформатора.

(41 votes, average: 4,54

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-surikova-utro-streleckoj-kazni/

Утро стрелецкой казни. Сочинение по картине Сурикова

Эту картину Суриков писал 3 года, с 1878 по 1881 год. Но идея написания этого шедевра посетила его задолго до начала работы над ней. Подтолкнула его к этому горящая днем свеча. Она показалась ему знаком скорби и трагедии. Главным сюжетом картины является скрещение взглядов рыжебородого стрельца и Петра Первого.

Взгляд Петра полон ненависти и презрения. Он помнит детские обиды и мстит за них. В детстве стрельцы жестоко расправились с его родственниками, прямо на его глазах. И вот пришло время для наказания за содеянное. Мы видим не саму казнь, а последние минуты перед ней.

Сразу и не поймешь, где приговоренные к смерти, где простые люди, а где солдаты. Но если вглядеться, можно увидеть, что стрельцы все в белых рубахах и со свечами в руках. В их глазах не видно раскаяния, они готовы к смерти и не сожалеют о своих поступках.

Утро стрелецкой казни (фрагмент)

На казнь пришли смотреть люди, занимающие разное социальное положение. Женщины плачут, одна из них обращается к царю с мольбой о пощаде, но Петр непреклонен. На их лицах мы видим непреодолимую скорбь, сожаление и тоску. Вообще картина наполнена самыми разными эмоциями – злость, скорбь, ненависть, тоска и даже равнодушие.

Утро стрелецкой казни (фрагмент)

Справа мы видим священника, и его взгляд страшен. Его брови нахмурены, взгляд излучает злость, что странно для священника. Он должен проводить приговоренных в последний путь, но это вряд ли произойдет. По приказу Петра, или он сам не одобряет поступка стрельцов – мы не знаем.

Рядом со священником мы видим солдат. На их лицах мы видим безразличие и полное послушание перед Петром. Весь этот спектр эмоций показывает, насколько ничтожна бывает человеческая жизнь. Кто –то радуется чужой смерти, кому – то безразлично, и лишь родственники скорбят.

Утро стрелецкой казни (фрагмент)

Действие происходит на самой Красной площади. На заднем плане мы видим храм Василия Блаженного. Этим Суриков будто противопоставляет жизнь и смерть. Он хочет показать, как тонка грань между ними. Вот едут люди, живые, полные эмоций, у кого – то планы, какие то надежды.

А через пару минут они погибнут. И все, с ними погибнут и все их планы. От них останется только бездыханное тело и скорбь их родственников. Часть куполов срезана, будто символизирует обезглавленность.

Утро стрелецкой казни (фрагмент)

Суриков не зря показал на картине толпу народа, он хотел показать важность исторического момента – казнь стрельцов и то, что с этого момента ни канут в лету. Взгляд Петра показывает, что только он и есть закон. Самый честный и самый беспощадный. Ему надо подчиняться беспрекословно, и на картине мы видим наказание за ослушание.

В целом картина вызывает неоднозначные чувства. Уважение к Петру, за его твердость, и чувство ужаса перед смертью. И уважение к стрельцам за их решимость и за то, что они не поступятся своими принципами даже перед казнью. Картина сложна и интересна, но смотря на нее, неизбежно портится настроение. Но я считаю, что изучить ее нужно всем обязательно.

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/utro-streleckoj-kazni-sochinenie-po-kartine-surikova.html

Описание картины «Утро стрелецкой казни» В. Сурикова

Художник: Василий Иванович Суриков
Название картины: «Утро стрелецкой казни»
Картина написана: 1881 г.
Холст, масло.

Размер: 218 × 379 см

В.И. Суриков – выходец из тех гордых и вольнолюбивых донских казаков, которые пришли на Дон вместе с Ермаком. Мать художника, что примечательно, тоже происходила из казачьей семьи, история которой насчитывала почти 200 лет. Живописец вырос в суровой Сибири, богатой своеобразной красотой и уникальной историей. Так сформировался его художественный вкус и мировоззрение.

После женитьбы Суриков, умиротворенный и счастливый, обратился к теме стрелецкого восстания 1682 года – история всегда манила его. Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой.

Художник вынашивал замысел картины много лет, пока не увидел храм Василия Блаженного, показавшийся ему кровавым. Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали.

Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым.

Мастер кисти не зря выбрал туманное утро, на котором выделялись одежды осужденных и фанатичный, пугающий взгляд Петра. Именно ранняя пора суток как раз лучше отражала прием сближения – сокращение расстояния между лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлем. Потрясает его эффект движения толпы, хотя на самом деле написаны четко только пара десятков персонажей.

Еще один момент – это проникновенность Сурикова историей Руси, причем довольно трагическими ее моментами. Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт.

Причем стрельцы в ту пору считались элитной армией России, мнению которых подчинялись даже цари. 17 век стал периодом расправы над сторонниками Нарышкиных, из которых происходила мать Петра, и будущий царь ребенком видел все казни, совершаемые стрельцами.

Тогда у него начало дергаться лицо, появился фанатичный взгляд, а казнь стрельцов стала не только способом усмирения бунтов, а и личной вендеттой за потерянное детство.

Суриков запомнил смертников в Сибири на эшафотах, их взгляды, поведение и отношение к палачам, которые впоследствии стали знаковыми для «Утра стрелецкой казни». Самая главная идея картины – и физические изображения лиц людей, которых отправили на смерть, и моральное противостояние рыжебородого стрельца с Петром.

Образ человека с рыжей бородой художник долго не мог написать, пока не увидел могильщика на кладбище – такого же злого, даже яростного и непокорного. Если вы внимательно присмотритесь к свече в его руках, то увидите, что манера ее держать напоминает нож.

Образ Петра исторически достоверен, он не просто уверенно сидит на коне, а вся его фигура выдает нервное монументальное напряжение-ожидание.

Девочка в красном платочке, которая растерялась в толпе – это дочка самого художника, который ждал, пока она подрастет, чтобы написать образ.

Присмотритесь к общей композиции и стилистике полотна. Первого стрельца, не дожидаясь рассвета, уже повели к виселице.

Вокруг собралась толпа зевак из простолюдинов и бояр, а стрелец с черной бородой смотрит вокруг затравленно. Седой обезумел, осознав ужас происходящего, а стрелец на телеге склонился в прощении.

Молодая женщина в отчаянии зашлась криком, ведь казнят ее мужа, а чья-то мать безвольно села на землю.

Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках. Символичны все архитектурные постройки. Кремлевская башня отражает фигуру Петра, одинокую в этой толпе, ближняя башня становится знаковой для фигур зевак, бояр и иноземных гостей. Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля.

Собор Василия Блаженного словно объединяет огромную толпу людей, а купол храма Пресвятой Богородицы срезан в верхней части картины. Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси.

Десять других куполов становятся символом зажженных свечей, одна из которых некогда вдохновила Сурикова.

Присмотритесь к расположению куполов – они по-геометрически строги и правильны. Наклонная линия, которая начинается с левого нижнего угла и проходит через всю картину – это и есть огоньки свечей.

Они пронизывают толпу от человека, который сидит спиной к зрителям, двигаясь через рыжебородого и чернобородого стрельца до самого смертника, который находится в верху и опустил голову, словно уже на эшафоте.

Но присмотритесь к еще одному моменту. Если вы визуально проведете линию сквозь свечу в грязи, через солдата, задувающего огонек, то получится крест, который придавливает толпу бунтовщиков.

В «Утре стрелецкой казни» можно найти и три других креста, но уже на дальних планах композиции.

Посмотрите на стрельца вверху, под дугу в левой части и на пространство позади этого человека – это и есть кресты, которые делят картину пополам.

Такое разделение представляет собой два мира – мир элитности стрелецких войск, которая ушла в прошлое и новый мир Петра, нарушившего все традиции Руси. Человек в мундире стал тем, кто смог перекроить жизнь заново, сделать ее такой, к которой мы привыкли. Он является для Сурикова символом кровавых перемен, а стрельцы – символом душ человеческих, которые не вписывались в новую эпоху.

Символично для картины число 7: горит 7 свечей, 7 стрельцов, которых будут казнить, 7 глав собора Василия Блаженного. Символична и свеча, которая упала в грязь – это душа, растоптанная Петром.

… Царь Петр был не так жесток и фанатичен, как его написал Суриков. Достоверно известно, что когда пришло утро казни, он предложил каждому из 150 стрельцов помилование, но с дальнейшей ссылкой. Лишь трое из них поняли ценность жизни и спокойствия их близких, а царь дал им это. Остальные шли на эшафот, гордо подняв головы и с яростью взирая на молодого Петра.

Есть еще один момент в «Утре стрелецкой казни» — она прекрасна особенной смертельной красотой. Полотно насыщенно яркими нарядами, костюмами стрельцов и башнями Кремля. Это словно отражение того, что и после гибели многих людей остальные будут жить, передавая рассказы о Петре и стрельцах из поколения в поколение.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-surikova-utro-streleckoj-kazni/

Ссылка на основную публикацию