Сочинение-описание по картине поле куликово ракши 5 класс

Юрий Ракша — известный советский живописец. За свою жизнь он написал более десяти картин. Некоторые из них хранятся в таких престижных заведениях как Третьяковская художественная галерея. Юрий Ракша также смог сделать вклад в кино.

Он был художником постановщиком и подбирал натуру для съемок фильмов.

Триптих, то есть состоящее из трех частей произведение искусства, Юрия Ракши, который получил название «Поле Куликово» — самая известная работа художника.

В нее входят картины «Проводы ополчения», «Благословение на битву» и «Предстояние». На холстах Ю.

Ракша не стал изображать батальные сцены, которые отлично смогли изобразить Михаил Авилов, Александр Бубнов, Валентин Серов и другие выдающиеся отечественные живописцы.

  • Юрий Михайлович решил показать нам не менее драматические моменты, которые происходили еще до битвы.
  • Благодаря высокому мастерству художника нашему взору открываются сцены, которые полны таких разных, но в то же самое время неразрывных между собой эмоций, как горе, чувство единства, вера в высокое.
  • Триптих «Поле Куликово» отлично иллюстрирует духовность нашего народа, его готовность самопожертвования, честь и чувство долга перед Отечеством.

Сочинение по картине Ракши Поле куликово

  1. Поле Куликово (случай из жизни) Спустя два года мы снова вернулись на Поле Куликово. Это было через две недели после юбилейных торжеств, посвященных 600-летию Куликовской…
  2. Сочинение по стихотворению «На поле Куликовском» А. А. Блока У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия — это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами,…
  3. Сочинение по картине Григорьева Вратарь от первого лица вратаря Сегодня отличная погода. Листья уже опадают, временами идут дожди. Осень постепенно вступает в силу. Тем не менее, сегодня солнечный день….
  4. На поле боя с казаками, или как написать сочинение по народным думам Вы, наверное, мечтали побывать в каком-нибудь необыкновенном месте? Например, на поле боя, да еще и с казаками? Представьте, вы гордо…
  5. Сочинение по картине Колокольчики лесные Жолток Картина Жолтока «Колокольчики лесные» поражает обилием цветов, красок, наверное, поэтому, глядя на нее, создается такое приятное ощущение. Вроде бы все…
  6. Сочинение по картине Тихого Аисты Картина художника Ивана Антоновича Тихого изображает отрывок из летнего дня. Этот художник был поклонником Украинской природы. Весь фон окружен красивой…
  7. Сочинение по картине «Первые зрители» Екатерина Васильевна Сыромятникова Сочинение по картине «Первые зрители» — это вариант Сочинения по картине, репродукция которой помещена в учебник русского языка. Однако автору…
  8. Сочинение по картине Н. М. Ромадина Автор сочинения не просто описывает детали картины «Село Хмелевка», но и старается проникнуть в замысел художника. Только истинно любящий свое…
  9. Сочинение по картине СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ Сочинение по картине » Сирень в корзине» — это сочинение по картине известного русского художника П. П. Кончаловского. Автору сочинения…
  10. Сочинение по картине Вести с фронта Ватолиной Нина Николаевна Ватолина стала очень известной благодаря своему труду, терпению в 1943 году. Именно в этом году была написана картина…
  11. Сочинение по картине Остроухова Золотая осень Художник Остроухов выполнил деревья в золотистых нарядных накидках. На переднем плане мы видим, как струится листва кленов, затмевая кроны осенних…
  12. Сочинение по картине Ромадина Первое цветение На первый взгляд, картина кажется серой и унылой. Но стоит лишь повнимательней на нее посмотреть и можно увидеть то, что…
  13. Подвиг Болконского на Аустерлицком поле После Шенграбенского сражения князь Андрей почувствовал, что он может «найти смысл в этих толпах и мысль». Первый месяц на войне,…
  14. Сочинение по картине Перова Голубятник Картина Голубятня, написанная в 1874 году прекрасным художником Василием Григорьевичем Перовым — настоящее произведение русского искусства. Это произведение на данный…
  15. Сочинение по картине Левитана Осень Лиричный пейзаж «Осень» И. И. Левитана повествует о прекрасной листопадной поре. Осень является самым выразительным временем года, способным проиллюстрировать разное…
  16. Почему стихотворения «На поле Куликовом» А. Блока являются лирическим циклом? В литературоведении стихотворным циклом принято называть ряд художественных произведений, печатающихся под общим названием и объединенных лирическим героем, темой, образами и…
  17. Сочинение по картине Отдых после боя Непринцева В основу холста «Отдых после боя» была положена поэма » Василий Теркин». Собственно после того как художник прочел эту поэму,…
  18. Сочинение по картине «Первые зрители» Сочинение по картине «Первые зрители» — это сочинение-описание одного из полотен, выставленных в Третьяковской галерее. Автор Сочинения считает, что главными…
  19. Сочинение по картине Крымова Зимний вечер Невероятным произведением искусства является картина А. Н. Крымова «Зимний вечер». Зима — это, вообще, волшебное время года, а на этой…
  20. Вопросы и ответы к стихотворению Д. В. Давыдова «Бородинское поле» Историческая элегия «Бородинское поле» написана в 1829 году, в период между персидской и польской военными кампаниями, когда молчали «грозы боев»…

Источник: https://ege-russian.ru/sochinenie-po-kartine-rakshi-pole-kulikovo/

Сочинение по картине

План

  • Эта одна из картин триптиха Ракши (Юрия) под название » Поле Куликово».
  • Сочинение лучше и начать с этого вступления.
  • Основная часть сочинения это описание самой картины (причём подробное).
  • На дальнем плане картины мы видим уходящих на войну мужчин, это сыновья, мужья, отцы провожающих их матерей, сестёр, детей, стариков.
  • Опишите весь трагизм ситуации.
  • В центре картины женщина в положении, обязательно опишите её, её газа (взгляд).

В конце сочинения подведите итог увиденного.

  1. 1.

  2. При написании сочинения по картине, автор которой является Юрий Ракшей «Проводы ополчения» нужно подробно описать всё, что мы видим, а так же поделиться своими чувствами.
  3. Юрий Ракша написал её в 1980 году.
  4. Картина посвящена проводам воинов на битве на Куликовом поле.

  5. На заднем плане мы видим стройные ряды мужчин-воинов, которые отправляются на защиту своей Родины и близких.

На первом плане стоят дети и женщины, которые расстроены. Им больно страшно за своих мужей.

Автор передаёт волнительный момент проводов.

2.

Картина «Проводы ополчения» входит в состав триптиха Юрия Ракши, который он назвал «Поле Куликово».

Всё движение на картине происходит на дальнем плане — там, в клубах пыли, уходят на войну сыновья, мужья, братья и отцы тех, кто выведен художником на передний план — в тылу остаются только женщины, дети и глубокие старики, пришедшие проводить своих родных и любимых мужчин. Возможно, они видят их в последний раз.

В ополчение идут все, и представители знати, и простолюдины — горе объединяет людей, и барыня, ожидающая появления наследника, стоит рядом с женщинами из народа, каждая из которых переживает свою собственную, личную боль.

Мудрая пожилая женщина, многое повидавшая на своём веку, смиренно сохраняет спокойствие, бесконечно читая молитвы. Молодые женщины плачут и молятся вслух, одна из них в отчаянии опустилась на колени. Старик что-то кричит воинам, наверное, последние напутствия…

Никогда Россия не нападала на другие государства, и всегда находились те, кто зарился на нашу территорию. Во все времена женщины в России провожали своих мужчин на ратную битву, на защиту Отечества, и данная картина Юрия Ракши, вторым названием которой является «Плач женщин», наиболее остро передаёт вечную драму русского народа, готового сложить головы в битве за каждую пядь родной земли…

3.

Сочинение нужно упомянуть какой период времени изображён на картине,к какому сословию принадлежат люди, изображенные на картине.

Нужно разделить картину на три плана, Особое внимание уделить цветовой гамме, темные тона символизируют трудные времена для Руси, светлые краски дарят надежду.

Читайте также:  Сочинение роль лирических отступлений в произведении мертвые души

В центре беременная женщина, она провожает уходящих мужчин на поле битвы ребёнок выё чреве, это то что будут защищать.

4.

Описание картины Ю. Ракши «Проводы ополчения».

Эта картина — одна из триптиха художника, имеющего название «Поле Куликово».

на первом плане картины женщины и дети, которые остаются дома ждать известий о результатах битвы, на которую идут их мужчины. Они, безусловно, волнуются за своих близкий, но не вправе остановить их на полдороге к сражению. Одной женщине плохо, и она присела на траву. У нее ноги не держат, но уйти не может, потому как, возможно, в последний раз в жизни видит любимого.

В центре стоит беременная женщина, одетая лучше других. Это скорее всего жена князя,Она ждет ребенка, а ее сын, которого она обнимает, опустил вниз глаза — ему стыдно, что он еще сильно молодой для того, чтобы его взяли с собой на битву.

А на заднем плане — идут на бой бесконечный ряды удальцов. Они не смотрят на женщин, их взгляд уже видит пламя боя, который должен решить судьбу страны.

5.

Картина Юрия Ракши выполнена яркими красками, она освещена солнцем, но она отражает скорбь женщин, провожающих своих родных на битву.

На переднем плане полотна «Проводы ополчения» мы видим склон, холм, густо поросший зеленой травой. На нем стоит группа людей. Это женщины — молодые и постарше с детьми.

Они провожают своих отцов, сыновей и мужей и не знают, кто из них вернется живым. У женщины в золотистом одеянии лицо бледное, будто каменное.

Возле нее слева расположились дети, а справа у ее ног стенает молодая женщина с растрепанными волосами. Многие из них видят своих родных в последний раз.

На дальнем плане видна высокая белокаменная стена с воротами, из которых выходят воины. Они отправляются защищать свои родные земли.

Среди них есть и пешие, и на конях , с копьями, знаменами, облаченные в кольчуги. Нескончаемый поток людей, многие из которых не вернутся домой. А вдалеке поблескивает синяя гладь реки.

Красота природы еще больше подчеркивает боль и страдания женщин на переднем плане.

Картина вызывает с одной стороны печаль, хотя люди еще не погибли, но именно так и будет. С другой стороны — гордость, что мужчины смелые и отважные, они — настоящие защитники.

6.Данная картина автора одна из трех на эту тему.Слева на фотографии можно увидеть еще две картины из триптиха,у которого название Поле Куликово.

  • Автор показывает нам жен и матерей,а также малолетних детей,которые пришли проводить своих отцов и братьев на войну.
  • Кто то из женщин плачет,кто то молча смотрит на уходящих и каждая женщина возносит мысленно Богу молитвы,чтобы они вернулись домой живыми и невредимымы.
  • Мы видим боярыню на картине,которая наравне с простыми крестьянками пришла на проводы,рядом с ней ее сынок,рука ее лежит на животике,потому что она ожидает вероятно рождение еще одного ребенка.
  • В картине хорошо просматривается патриотизм женщин,которые понимают,что по другому нельзя и смирились со своей учстью.

Источник: http://zelena685.blogspot.com/2019/11/blog-post.html

Урок русского языка. Подготовка к сочинению по картине Юрия Ракши «Поле Куликово». план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

  • Урок русского языка.
  • Подготовка к сочинению по картине Юрия Ракши «Поле Куликово».
  • 8 класс.
  • И вечный бой! Покой нам только снится…
  •             Александр Блок.
  • Слово учителя.

            Эти вечные и вещие строки стали  так созвучны с темой нашего урока. Они могут быть эпиграфом ко всей недолгой жизни художника.

Рассказ о Юрии Ракше.

Ю. Ракша родился в Уфе в семье рабочих в  1937 году. Пятнадцатилетним пареньком приехал в Москву с фанерным чемоданчиком, полным рисунков, с желанием учиться в Художественной школе.

Опоздал на вступительные экзамены но посмотрели на него, посмотрели на работы, решили взять. Порой неделями не выходил на улицу — любил рисовать вечерами в пустой школе.

А уже в 6 классе его работы попали в учебник по рисунку.

            Когда  встал вопрос, куда пойти учиться, с легкостью решил – во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии) на художественный факультет.

            Учился у Юрия Пименова (театральный художник, график, народный художник СССР). «Тебе обязательно надо писать», —  сказал Ю. Ракше на защите диплома Пименов.

            Пятнадцать лет было отдано работ е в кинематографе. Многие фильмы вошли в советские энциклопедии киноискусства. В 1977 году Ю. Ракша удостоен премии «Оскар» американской киноакадемии киноискусства как главный художник-постановщик К/Ф «Дерсу Узала».

            Кинематограф научи л много и беспрестанно работать. Но Ю. Ракша постоянно искал себя в живописи. «Я искал  точку опоры, тот праобраз, тот художественный язык, на котором можно было бы заговорить собственным голосом. Искал и не находил».

            Создавал картины о земле, о небе, о деревьях, думал о гармонии мира, извечной красоте природы.(«Васильки», «Декабрьский день» и т.д.)

             Но всё же художника неудержимо влекло к человеку. Он хотел разглядеть его, расшифровать, найти своего героя.

            Уже потом Ю. Ракша поймет, что его герой многожителен. Его черты растворены  вокруг: в друзьях, в знакомых и незнакомых, в нем самом. И художник хочет соединить в  многозначном единстве красоту природы и человека. Эта тема многозначного единства мира природы и  близких ему людей – во многих его работах.

            -Кто я? Откуда я? Для чего я? Юрий Ракша задавал себе эти вопросы. Он ответил на них своей жизнью, своим творчеством.

            -С матери, с мамы, с её судьбы в судьбе страны, с жены, дочери, на просторе русских полей начиналась для  него Родина.

Картина «Продолжение».

            Название этой картины символично. Идея картины – эстафета жизни, продолжение духовного начала матери в дочери, но главное  —  продолжение жизни на земле, продолжение души самого художника в  поэтических образах этих женщин, этой земли.

Об истории создания картины «Поле Куликово».

            Ю. Ракша оказался счастливым избранником – ему предложили делать картину о Куликовской битве.

            «Почему я?» —  мелькнула тогда мысль у художника. «Такая ответственность, такая высота задачи!.. Нет, я не готов».

            Три недели раздумывал, ходил сам не свой. Был в библиотеках, музеях. И все стало на свои места. Созрело решение. «Ну, конечно, я берусь». Погружаясь в суть событий, художник всё больше вживался в то время. Оно приближалось к нему. Почудилось, что произошло это только вчера.

Выступления ребят.

(Костюмы  только обозначены).

            1 ученик. Русское воинство стекалось со всех сторон. Явились полки  и дружины – ростовские, ярославские, владимирские, суздальские, костромские, серпуховские; пришла рать и от тверского князя, наконец, должны были подойти полки нижегородские.

            2 ученик.

Князь же Великий, Дмитрий Иванович, поехал в Радонеж    на поклон к отцу своему духовному, старцу Сергию, благословение получить от святой обители… Преподобный Сергий окропил его священной водою и всё христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым – знамением на челе. И сказал: «Поди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником». И добавил ему  тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как и подобает тебе, государь наш».

Читайте также:  Сочинения для 7 класса

            3 ученик. Почти всё войско было конное, что. конечно, давало возможность Дмитрию развивать бо’льшую быстроту движений. Бряцание оружия и трубные звуки не умолкали в Москве.

Среди ратников царило величайшее воодушевление; каждый был счастлив сознанием величия предстоящей борьбы, а в храмах священники и коленопреклоненный народ возносили свои горячие молитвы о ниспослании победы.

            4 ученик. 20 августа 1380 года в прекрасное ясное утро московская рать вступила в поход. Дмитрий усердно помолился и поклонился гробам родителя и деда.

Затем он простился с нежно любимой супругой своей и детьми. Удерживая слёзы . он поцеловал княгиню Евдокию Дмитриевну и сказал ей на прощание: «Бог нам заступник».

Сев на коня, выехал к выступавшему войску, которое благословило духовенство                       

            5 ученик. Полки представляли величественное зрелище. Их доспехи и оружие ярко блистали на утреннем солнце.

            Кольчатые железные брони, стальные панцири из блях. Шлемы с остроконечными верхушками. Продолговатые щиты, окрашенные в красный цвет, тугие луки и колчаны со стрелами, острые копья, сабли составляли вооружение и снаряжение русских воинов.

            Над их рядами во множестве развевались знамена или стяги на высоких древках. Поднятые вверх копья имели подобие целого леса.

            6 ученик. Князья и воеводы отличались наиболее нарядными, большей частью позлащенными доспехами,  а также яркими, наброшенными поверх них плащами.

            Из их среды особенно выделялся сам Дмитрий Иванович. Это был высокий плотный человек, с томной окладистой бородой и большими умными  глазами, в полнром расцвете своих сил:  ему было едва тридцать лет отроду. Далеко виден и его огромный, алого цвета великокняжеский стяг с ликом Нерукотворного Спаса. Дмитрий подъехал к войскам и держал такое слово:

            7 ученик.  «Любезные друзья и братья! Ведайте, я пришел сюда, дабы Русскую землю от пленения и разорения избавить или голову свою за всех проложить; честная смерть лучше плохого живота.

Лучше было бы мне не идти против безбожных татар, нежели, пришед и ничтоже сотворив, воротиться вспять.

Ныне же пойдем за Дон и там  или победим и там всё от гибели сохраним, или сложим свои головы за святые церкви, за православную веру и за братьев наших христиан.

            Братия моя милая, не пощадим живота своего за веру христианскую. За святые церкви и за землю Русскую!       

            8. ВСЕ – Готовы сложить свои головы за веру христову и за тебя, государь великий князь! – отвечали ему из рядов.

Композиция картины.

Слово учителя.

            Изучив исторические материалы, побывав на Куликовском поле, Ю.Ракша долго размышлял: как охватить это событие? Изобразить момент самой битвы – но это скорее удел  кинематографа. Но он скрыл бы за внешним действием глаза героев, характеры.

            Как показать, что заслугой Дмитрия Донского была не только победа на Куликовском поле. Сколько было ещё сделано им! Он впервые заменил деревянные стены Московского Кремля на высокие каменные; объединил вокруг Московского княжества Серпуховское, Новгородское, Суздальское, Ярославское, Владимирское.

А как пройти мимо благословения на битву. Это должно стать частью картины.

А Москва? Выходили ополченцы к Москве-реке в заветный час, оставляя за собой картины мирной жизни.

А как не показать страдание, боль в глазах тех, кто провожает своих родных.

И художник приходит к решению: это будет ТРИПТИХ.

Триптих- композиция из трёх картин, объединенных общей идеей, темой. (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ).

  1. Триптих дает возможность показать события многопланово, в развитии, а главное:  можно показать глаза и лица героев.
  2. В триптихе есть свои законы:
  3. 1.Закон центра (замысел в центре, в центре Дмитрий Донской);
  4. 2.Закон симметрии (Квадрат – идеальная фигура; духовное лицо уравновешивается женским образом , который несет в себе жизнь);
  5. 3. Закон соразмерности;

4.Закон цветовой переклички( в едином колорите, линейное продолжение).

Юрий Ракша увидел это событие по-своему: великокняжеский стяг с золотым образом Спасителя сияет, освещенный лучами осеннего солнца. Художник яркими живыми красками изображает воинов, будто бы предсказывает победу русских в этом бою. Поэтому великокняжеская хоругвь с изображением нерукотворного Спаса именно красного цвета.

(Сравнить с картиной  Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле». В этой картине Спас Нерукотворный черного цвета.)

Каждая часть триптиха самостоятельна, но в то же время связана с целым произведением.

Очень важен пейзаж. Единый для всех горизонт объединяет и Москву, и Радонеж и Куликово поле.

  • Работа над каждой частью триптиха.
  • Центральная часть
  • «Предстояние»

Предстояние перед битвой. Взят момент, когда Дмитрий Иванович, передав великокняжеское облачение одному из своих воевод, остался в одежде простого ратника, вместе со своим воинством разделить победу или гибель в бою. Предстояние. То высокое состояние духа, которое любил в своих героях художник.

О чем все это повествование на холсте? Только ли о поле Куликовом? Может, о предрешенье человека перед лицом всех испытаний? Может быть, здесь стираются все исторические грани?

Левая часть

«Благословение».

Мудрый старец, который провидит будущее, и девочка, светловолосая, голубоглазая, глаза – васильки во ржи – символ извечного женского горя в час прощания, материнское ожидание – сколько было на Руси таких прощаний и ожиданий! – и твердость воина, выходящего на бой- все соединено в повесть о самостоянье народа на своей земле, в истории и в жизни, идущей от века в век.

Правая часть.

«Проводы ополчения».

Тут и сама Евдокия, жена Дмитрия, с малыми детьми у подола, и опять она в ожидании ребенка. Сколько ещё на Руси будут провожать жены мужей и братьев своих? Сколько не вернется их с поля боя? Сколько страдания и горя в лицах женщин и стариков. Но в них и гордость за своих мужей  и вера в их возвращение.

  1. — А теперь попробуем сформулировать главную мысль этого произведения:
  2. Главная мысль: Мужество и стойкость народного характера перед лицом грозного испытания.
  3. Заключение к 1 уроку.
  4. Юрий Ракша писал эту картину до последнего своего часа, словно приказывая себе жить, пока не закончит труд.
  5. В день, когда его не стало, картину привезли в Третьяковскую галерею.
  6. Глядя на эту картину, кажется, что сама фигура художника встала в ряд образов.
  7. Триптих «Поле Куликово» поднял своего художника на такую высоту, с которой стало видно, что сделал этот человек в жизни. Полотно за него ответило:

-Кто я? – Я часть истории.

— Откуда я? – Я с Земли Русской.

— Для чего я? – Я для людей Русских.

Строки А. Блока стали созвучны  мыслям Ю. Ракши.

(Чтение стихотворения А. Блока «На поле Куликовом» 1 часть.)

События и символы стихотворения.

Река раскинулась, течет – движение, жизнь, жизненный путь.

О Русь моя!  Жена моя! Ясен путь – путь свободы (жена – очень ласково)

Тоска, мгла – ее победить. Прошлое и настоящее поколения сменяются, но Россия вечна.

Домчимся сквозь кровь и пыль – в картине очень много красных тонов. Природа сопричастна: « ждут, идут испуганные тучи, закат в крови, из сердца кровь струится» — кровь – символ страдания.

Перекличка разных видов искусства. И раз борьба, значит,  кровь, страдания, смерть. Без крови и смерти битва только с собой. У нас у каждого есть свое Куликово поле.

Читайте также:  Сочинение про пушкина

— Можно ли связать эту картину с современностью? Приведите примеры.

Урок 2.

Итак, мы выяснили, что гл. мысль художника – показать русских людей перед страшным событием – Куликовской битвой. В вашем сочинении всё: последовательность, словарь, какой вы будете использовать,- должно быть подчинено раскрытию главной мысли.

Теперь продумаем последовательность описания картины. Т.к. это триптих, мы можем работать последовательно с каждой частью, начиная с центральной.

Составляем таблицу, заполняя её вместе с учениками, записываем в тетрадь.

План Рабочий материал Словарь
  • Дмитрий Донской и воины
  • Стяги
  • Лошадь, жеребёнок
  • Река Дон
  • Утро
  • Травы
I.Центральная часть.»Предстояние».Надел платье простого воина, освещены первыми лучами солнца, в решающий час предстояния перед битвой.Золотой лик Спасителя на алом стяге, великокняжеская хоругвь, Золотой Спас. Спас Нерукотворный.Чувствует предстоящее сражение, беспокойна. Жеребенок – символ молодой, свободной России.За спиной блестит река, за ней Родина, которую надо отстоять.8 сентября 1380 года. Первые лучи рассеяли утренний туман.Полны росы, высоки.
  1. Тога— плащ.
  2. Кольчуга.
  3. Бердыш— старинное холодное оружие, топор с лезвием в виде полумесяца, на длинном древке.
  4. Хоругвь— полотнище, укрепленное на длинном древке, которое носят при военных походах.
  5. Тога— покрывало, длинный плащ.
  6. Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубахи из металлических колец.
  • Девочка
  • Сергий Радонежский
  • Князь Дмитрий Донской.
  • Храм
II. Левая часть. «Благословение на битву».Светловолосая, голубоглазая – символ вечного женского горя в час прощания.Мудрый старец. Благословил Дмитрия Донского, смотрит вдаль, будто провидит будущее, предсказал победу и потери великие.Коленопреклоненный, благословение укрепило дух. Может быть, это прощание с Родиной, последний поклон.На возвышенности. Символ веры в будущее; обнесен тыном. Радонеж – город в XIV-XVI в.в. ныне Загорск.Тын – сплошной забор из жердей, бревен.
  1. Жена Евдокия
  2. Женские образы
  3. Старик
  4. Ополченцы
  5. Стены Кремля
  6. Река
III. Правая часть. «Проводы ополчения».В ожидании ребенка, обняла своих детей. В глазах горе, но и гордость за мужа, вера в его возвращение.Жены. Матери и сестры в который раз провожают здесь воинов. Кто в слезах, кто уже выплакал все.Душой с ополченцами; рука, грозящая врагу и ободряющая ратников.Выходили к Москве-реке, войско конное. Будто слышны трубные звуки, воодушевлены предстоящей битвой за свободу родной земли. Собрались князья со своими дружинами, понимая силу Москвы; оставили мирную жизнь.Белокаменная Москва, высокие стены, возведенные Дмитрием ДонскимНа отлогих берегах мостки, на которых стирают бабы белье, баньки, суда купцов – все оставили ратники, уходя защищать землю Русскую Посох – длинная палка для опоры при ходьбе.
Горизонт Единый для всех частей горизонт объединяет и Москву, и Радонеж, и поле  Куликово. Все это – Родина.

Работа в группах.

Задание: составить устное сочинение по одной из частей триптиха Ю.Ракши, включив в него элементы описания и повествования. (Группы по жребию выбирают одну из частей триптиха и готовятся в течение 5-7 минут.)

Проверка устной работы каждой группы.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: Написать сочинение-описание по картине Ю.Ракши «Поле Куликово».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/10/24/urok-russkogo-yazyka-podgotovka-k-sochineniyu-po-kartine

Сочинение о Куликовом поле — Сочинения советских школьников

Куликово поле

Из тетради для творческих работ по русскому языку, 8 класс
1980 г.

«Куликовская битва принадлежит … к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди.»
Александр Блок.

Недалеко от нашего города Узловая находится Куликово поле, издавна памятное в народе, как место великой битвы, где 600 лет назад, грудью став за родную землю, одержали великую победу над врагом русские люди. Как замечательный патриотический подвиг, как вдохновляющий пример беззаветного служения Родине, навсегда вошла в сознание народа историческая битва «на поле Куликове, на Непрядве-реке»…

Повседневным и упорным трудом простых русских людей — крестьян и ремесленников — постепенно восстанавливалось и развивалось подорванное завоевателями хозяйство страны.

В сельских местностях занимались ремеслом, развивался обмен, росли связи города с деревней. Разрушенные города поднялись из пепла и развалин, их вновь заселили ремесленники и торговцы.

Так создавались необходимые экономические условия для объединения русских земель. Русские земли объединялись вокруг Москвы.

После поражения на реке Воже хан Мамай двинул свои войска на Москву, но был замечен дозорами из «удалых людей». 23 июля 1380 г. в Москву прибыл гонец, который сообщил, что Мамай «во мнозе силе» стоит близ реки Воронеж. Князь Дмитрий немедленно «разослал по все князи русские, и по воеводы, и по вся люди» гонцов с приказом собирать войска.

Встреча была назначена в Коломне. 26 августа войско Дмитрия выступило из Коломны, а 6 сентября стало на левом берегу Дона, близ современного города Себино. Был созван военный совет, где большинство князей высказались за наступление. Перейдя за Дон, русские войска расположились близ современного села Монастырщины (Кимовский р-он, Тульская область). А.Блок писал:

«Мы, сам-друг, над степью в полночь стали. Не вернуться, не взглянуть назад. За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…» ………… «Опять над полем Куликовым Взошла и расточиласть мгла, И словно облаком суровым, Грядущий день заволокла.» ………. «Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей.»

Великая битва началась утром 8 сентября 1380 г. поединком Пересвета с Челубеем. Разогнав лихих коней, в смертной схватке сшиблись богатыри и пронзенные копьями «спадоша на землю мертви и ту конец прияши оба».

Около 11 часов утра «наехали русские сыны на сильную рать татарскую, ударили харалужными о доспехи татарские на поле Куликовом, на реке Непрядве.» «В первой схватке» смело бился князь Дмитрий и был сильно контужен через доспех.

Пехота понесла большие потери, но лучшие сыны народа совершили свой великий подвиг — сдержали яростный порыв врага. Битва продолжалась с новым ожесточением. В. Саянов писал:

  • «А весь день идет тут побоище:
    Под копытами стоны раненых,-
    Словно дождь в грозу стрелы колнятся
    А мечи блестят словно молнии,
    Люди падают словно скошены,
  • Как солома там копья сломаны.»

Долго длился бой. Уже теснят татары поле левой руки. Татарская конница с воинственными кликами рвется дальше в тыл к переправам, преследуя отходивших русских. И тут Дмитрий Боброк «мудрый воевода и удалой богатырь» сказал князю Владимиру и воинам: «Час прииде и время приближается.

Дерзайте, братья и други! Засадный полк, как «соколы на стада гусиные», стремительно ударил во фланг и тыл татарской коннице. Утомленнх боем татар ужаснуло появление новых русских сил. Они обратились в беспорядочное бегство. Русские войска почти 50 км неотступно преследовали татар.

Победители взяли богатые трофеи «полонища богатства и имение многое».

Князь Дмитрий с братом Владимиром и воеводами осмотрел страшную картину поля битвы. Как стога лежали тела павших: «Дон река три дни кровью текла». Восемь дней хоронили воины боевых товарищей.

Куликовская битва стала героическим примером национально-освободительной войны для всех славян. В русском народе навсегда сохранилась память о великой битве на поле Куликовом.

Советский народ смело и уверенно идет вперед к коммунизму. Мы законно гордимся нашим славным историческим прошлым.

И великий подвиг далеких предков, ставших за Родину на просторах поля Куликова, навсегда сохранится в памяти советского народа.

4/5

Источник: https://sovsoch.ucoz.ru/publ/kulikovopole/1-1-0-13

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector