Сочинение по картине битва ивана-царевича с трехглавым змеем васнецова

Сочинение по картине Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем Васнецова

Все мы очень любим читать и слушать сказки народов России, потому что в них всегда добро побеждает зло. Эта тема отражена в картинах многих живописцев. Одним из них является В. М. Васнецов.

У него есть много картин на историческую тему, на тему сказок и былин.

На этой картине художник изобразил картину их боя. Иван-царевич находится на переднем плане, как и положено главному действующему лицу и былинному герою. Он замахивается на злого и коварного Змея своим мечом. Только что Иван-царевич отрубил Змею одну из голов, на что тот очень разозлился. Он не оставляет надежду убить Ивана, но тот успел вовремя защититься щитом.

Судя по виду Ивана-царевича, битва продолжается уже давно, но отступать некуда и он не имеет права на ошибку, ведь за его спиной находится принцесса, которая очень напугана всем происходящим.

Художник нарисовал картину так, что солнце освещает только Ивана-Царевича. Я думаю, что он это сделал для того, чтобы показать всем чистоту и светлость его намерений и действий. Ведь Иван-Царевич мечтает освободить свою родину от непрошенных гостей, от врагов. Он защищает детей, женщин и стариков, которым угрожает Змей.

За змеем, наоборот, изображен мрачный пейзаж, темные горы, красный закат, похожий на кровь.

Ивана-Царевича защищает надежная кольчуга, удобный меч, тяжелый щит. Богатые украшения на щите Ивана показывают, что он будущий царь. Во время боя ему пришлось встать на одно колено, второй ногой он держит Змея и упирается ему в живот.

В нужный момент Иван-Царевич отрубит Змею оставшиеся головы и добра, как и положено, победит, царевна будет спасена, а кровожадный Змей больше не сможет мучить людей.

В своей картине В. М. Васнецов изобразил битву в ее переломный момент и показал силу обоих противников, победу добра и справедливости над злом.

(1

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/vasnecov-viktor/bitva-ivana-carevicha-s-trexglavym-zmeem-viktor-vasnecov/

Сочинение по картине Васнецова Виктора Михайловича «Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем»

Сочинение по картине Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем Васнецова

Васнецов написал много картин на историческую и мифологическую темы. Так же привлекали его темы, почерпнутые из русских сказок и былин. Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая в семье священника и учился в православных духовных учебных заведениях. Видя стремление сына заниматься живописью, отец благословил его на поступление сначала в Рисовальную школу, где Виктор Михайлович учился у Крамского, а затем и в Академию художеств.

Одно время Васнецов был членом Мамонтовского художественного кружка в поместье Абрамцево.

Картина «Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем» написана им на фольклорный сюжет, повествующий о Битве Добра со Злом. Змей похитил царевну и унес ей в своё логово, среди огромных скал, над морем, но богатырь Иван-царевич сумел добраться до Змея и вызвать того на поединок.

На первом плане Иван, припавший на колено, подняв щит над головой защищается от нападения главной, средней головы Змея. Это не огнедышащее чудовище, как часто изображается в сказках. Это огромное, зубастое чудище и от того, что он уже потерял одну голову, он не становится менее опасным. Змей изображен на фоне грозного пейзажа.

Громадные скалы, тревожный закат, изображенный на горизонте служит нам напоминанием о том, что Зло, которое олицетворяет Змей, опасно и коварно. Напоминанием и злобности Змея служат и обломки скелетов и черепов несчастных жертв прожорливого Змея. Эта же судьба была уготована и царевне, но Иван подоспел вовремя.

К скале прижалась несчастная царевна. Она прижала руку к груди, всем сердцем желая победы Ивану. Но хвост чудовища находится совсем рядом и Змей в любую минуту может ударить царевну. Главным героем произведения является Иван-царевич. Он хорошо снарядился для решительного боя.

Кольчуга закрывает его тело, но шлем уже где-то потерян, он поднял окровавленный двуручный меч над головой. Он уже срубил одну из голов, но бой ещё далеко не кончен — огромные зубы Змея вонзились в щит, чтобы оставить героя без защиты. Богатырь уже размахнулся окровавленным мечом, еще мгновение и на другую шею опустится карающий меч.

Змей размахивает своими крыльями, может быть хочет взлететь и обрушиться сверху на своего грозного противника, но пока битва идет на земле.

Мы верим, что Иван-царевич одержит славную победу, спасет царевну и уничтожит Змея, но битва ещё не закончена.

Источник: https://kraidruzei.ru/sochineniya/cochinenija-po-kartinam/sochinenie-po-kartine-vasnecova-viktora-.html

Сочинение по картине В. М. Васнецова “Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем”

В детстве я очень любил слушать и читать русские народные сказки и былины. Особенно мне нравились эпизоды, где главный герой побеждает злого Змея и освобождает похищенную принцессу. Я очень хорошо представлял все детали боя благодаря прекрасным иллюстрациям книги.

Больше всего мне нравилась картина В. М. Васнецова “Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем”.

Талантливый художник до мельчайших подробностей воспроизвел картину боя. На переднем плане Иван-царевич замахивается мечом на коварного Змея. Вероятно, только что он отрубил

своему недругу одну голову: меч Ивана в крови, а у трехглавого Змея одной головы уже нет.

Змей озлоблен неудачей, он разевает пасть в надежде совладать с героем. Однако Иван-царевич успел вовремя прикрыться щитом.

Иван-царевич выглядит немного уставшим: видимо, битва продолжается не первый день. Однако отступать ему некуда – за спиной Ивана, прижавшись к скале, за боем наблюдает принцесса. Ей страшно, и она от всей души желает царевичу победы.

Солнце освещает только участок картины, где изображен Иван-царевич. Этим Васнецов хотел показать чистые намерения героя, его желание освободить родную землю от любых врагов, не дать в обиду женщин, детей и стариков, которых Змей еще может съесть или сжечь, если его не остановить вовремя.

За черными крыльями Змея – лишь темные горы и кроваво-красный закат. Много бед и горя причинил этот Змей русской земле, многих доблестных воинов он погубил. Кости и черепа разбросаны по горам, а мрачные стервятники ждут исхода битвы. Они явно на стороне Змея.

Однако в бою не всегда побеждает сила.

У Ивана крепкий тяжелый щит, удобный меч и надежная кольчуга. Во время боя Ивану пришлось опуститься на одно колено, но зато второй ногой он упирается в живот Змея. По богатой одежде Ивана, по дорогим украшениям на щите сразу видно, что он – царевич.

Царевич – это будущий царь, защитник своего государства. С честью выполнит Иван возложенную на него задачу, хотя для этого ему нужно будет устоять в бою три дня и три ночи. С помощью храбрости, хитрости и уверенности в своей правоте Иван-царевич, изловчившись, снесет чудовищу оставшиеся головы, спасет царевну и избавит свою землю от страшного и кровожадного Змея.

В. М. Васнецов, используя в своей работе “Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем” мотивы народного фольклора, сумел изобразить переломный момент битвы, с одной стороны, демонстрируя напряженность боя и силу обоих противников, а с другой – утверждая победу добра, любви и справедливости над жестокостью и злом.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-po-kartine-v-m-vasnecova-bitva-ivana-carevicha-s-trexglavym-zmeem/

Сочинение по картине В.Васнецова " Иван- царевич и серый волк"

Сочинение по картине В. Васнецова  « Иван- царевич и серый волк».

  На первом плане мы видим как серый волк везёт на спине Ивана- царевича и Елену Прекрасную. Они мчатся от Кощея Бессмертного через темный дремучий лес.

На Елене Прекрасной красивое голубое платье с оранжевым подолом. Волосы от ветра растрепались. Царевич в расшитом золотом камзоле с зеленым кушаком. Он аккуратно  поддерживает Елену за руку.

Царевна устала от долгой дороги и уснула на груди Ивана- царевича.

  На пути волка встречаются заросли колючих кустарников, которые мешают ему бежать. В этом дремучем лесу растут старые огромные деревья. Лучи солнца не могут пробиться через густые кроны, поэтому этот лес видится темным и дремучем.

  Мне очень понравилась.

                                                                    ( Павлище Рита)

  Сказки мы знаем и любим с раннего детства. В сказках действуют отважные герои, которым помогают животные и различные силы природы.

  Вот на этой картине мы видим эпизод из русской народной сказки про Ивана- царевича и Серого волка. Перед нами непроходимая чаща дремучего темного леса. В этом дремучем лесу мы видим старые могучие деревья, сквозь которые еле пробивается солнечный свет. Все сумрачно в лесу. На фоне темного леса художник изобразил Ивана- царевича и его невесту, скачущих на Сером волке.

  Это один из последних эпизодов сказки, когда Серый волк помог Ивану- царевичу и красавице- невесте спастись от погони.

                                                               ( Стригунов  Денис)

  Перед нами картина Иван- царевич и серый волк. На ней изображены: Иван- царевич, Василиса Прекрасная, Серый волк. Они убегают от погони. Художник изобразил лес в темных тонах, чтобы отобразить напряжение погони, их переживание и страх, что их могут догнать.

Иван- царевич оглядывается, чтобы увидеть, что там сзади. Серый волк бежит во всю прыть, поджав уши. Он знает, что от него зависит жизнь всех. Василиса- Прекрасная верит своим друзьям. Лес изображен не совсем темным, сквозь него проглядывает светлое небо.

Это значит, что все закончится благополучно.

Читайте также:  Сочинение любовь - великая сила

  Мне эта картина понравилась.

                                                                  ( Енина Дарья)

  В. Васнецов написал картину к сказке « Иван- царевич и Серый волк».На отрывке этой картины мы видим как Иван- царевич освободил Елену Прекрасную с помощью Серого волка из плена, скачет по темному дремучему лесу. Мы видим, что Елена Прекрасная очень испугана, и прижалась к Ивану- царевичу.

  Толстые стволы деревьев говорят, о том, что лес старый, деревья высокие, поэтому в лесу темно. Серый волк высунул язык. Скачет он давно и ему тяжело везти своих седоков.

  Я читала сказку и знаю, что сказка закончится хорошо.

                                                                   ( Гогина Полина )

  В вековом дремучем лесу стоят огромные сосны. Тёмный лес хранит свои вековые тайны. В лесу много зверей и птиц. На диком волшебном волке едет Иван – царевич с Василисой Прекрасной. Она прекрасна, как первые весенние цветы. Ее волосы как солнечный свет. Среди сосен невидно солнца. И трава, кажется, черно – зеленая. Среди этого черного мрака видна красота царевны.

  •   Мне картина понравилась.  
  •                                                                ( Студенникова Дарья )        
  •                                                                 Листья в поле пожелтели,
  •                                                                 И кружатся, и летят;
  •                                                                 Лишь в бору поникли ели
  •                                                                 Зелень мрачную хранят.
  •                                                                 Зверь, отважный по неволе
  •                                                                 Скрыться где- нибудь спешит.

  Темный дремучий лес. Иван- царевич с Василисой Прекрасной едут в лесу на спине волка. Василиса от холода прижалась к груди Ивана- царевича. Свет рвется сквозь темные заросли кустов и ветви деревьев. От ветра у Василисы развиваются волосы. На земле лежат пожелтевшие листья В лесу холодно.  Седоков пронизывает страх. Поэтому они хотят поскорее выбраться.

  Эта картина немного грустная.

                                                       ( Мазина Полина)

  На картине я вижу Василису Прекрасную и Ивана – царевича, сидящих на усталом волке. Волк даже высунул язык от жажды. Ведь дорога была долгой. На картине Василиса прижалась к груди Ивана- царевича.

Седоки пробираются сквозь мрачный, старый лес. В нем страшно и темно. Сквозь старые деревья пробивается маленький лучик солнца. Он еле- еле освещает путь беглецам.

Василисе тревожно в этом лесу и она хочет поскорее выбраться.

  Я читала сказку и думаю, что все закончиться хорошо.

                                                            ( Бредихина Анастасия)

  На этой картине мы видим как Иван- царевич с Василисой Прекрасной скачут  по дремучему лесу на сером волке. Иван- царевич уверенно сидит на волке, сильно прижав к своей груди Василису Прекрасную. Через некоторое время Василиса заснула. Лес становится все темнее и гуще. На пути царевича встречаются огромные ветки.

Вскоре Василиса проснулась, и ей стало страшно. Она дрожит от холода, потому что сильный, бурный ветер дует им прямо в лицо. Волосы у Елены растрепались волосы. Она не может смотреть прямо, потому что волосы мешают. На Иване- царевиче и Василисе Прекрасной   одета нарядная одежда. Я думаю мчатся они в родные места.

  Я думаю все будет хорошо.

                                                       ( Шапинский Виктор)

  Когда я увидел картину, то сразу узнал героев моей любимой сказки. Эта сказка об Иване- царевиче, Жар- птице, Сером волке.

  На картине изображен самый интересный момент сказки. По темному дремучему лесу, прижав свои острые уши, мчится волк .Все бегут от погони злого царя. На спине у Серого волка сидят Иван- царевич и Елена прекрасная. Волк бежит очень быстро. Это заметно по волосам Елены Прекрасной.

Они развиваются на ветру, цепляются за толстые сучья деревьев. Иван крепко прижимает к себе царевну и внимательно смотрит по сторонам темного, дремучего леса. Елена Прекрасная очень грустная, потому что ей не хочется выходить замуж за злого царя.

И только спокойный и уверенный взгляд Серого волка говорит о том , что конец у этой сказки будет счастливым.

                                                   ( Фармазян  Артем)

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/01/24/sochinenie-po-kartine-vvasnetsova-ivan-tsarevich-i-seryy

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

  • Главная   ›
  • Сочинения   ›
  • Сочинение по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко известны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие другие.

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из которой невольно вспоминаются при просмотре картины:

«Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »

Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя.

Сидя на своём верном друге, Иван-царевич крепко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, красная шапочка на голове и красивые красные сапоги.

У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту.

Рядом с ним сидит Елена Прекрасная — русская красавица с длинными вьющимися русыми волосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею красавицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки.

Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными камнями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сложила руки перед собой.

Образ Елены Прекрасной был написан художником со своей племянницы — Натальи Анатольевны Мамонтовой.

Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото.

Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Видно, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась.

Читайте также:  Сочинение цыфиркин в произведении недоросль фонвизина (образ и характеристика)

Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам.

Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец.

Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.

В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Се­ром Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живописи, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.

«сочинение по картине сочинение по картине иван царевич на сером волке» / Ноябрь 2015

В 1889 году Васнецов написал картину “Иван – царевич на Сером волке”. В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

Вертикальная композиция картины рождает ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг.

Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена.

Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.

«сочинение иван царевич на сером волке» / Ноябрь 2015

В. М. Васнецов — художник, чьё творчество стало одной из вершин русского искусства. Его лучшие работы находятся в Третьяковской галерее. Картина «Иван-царевич на Сером Волке» создана в 1889 году и написана на сюжет одной из самых известных сказок. Перед нами точно широко распахивается окно в волшебный мир.

Художник много внимания уделил главным героям картины. Иван-царевич обнимает Елену Прекрасную, оберегая её, как своё сокровище. Она и вправду похожа на драгоценность: шапочка-тюбетейка, усыпанная каменьями, роскошный парчовый наряд. Когда мы смотрим на полотно, чувствуем тяжесть парчи, золотого шитья, бархата и сафьяна.

Пейзаж в картине очень важен. Ивана-царевича и Елену Прекрасную, которые спасаются верхом на волке, окружают недобрые силы. Непроходимой преградой к счастью встаёт перед ними тёмный дремучий бор. Зловеще сплелись причудливые ветви, они напоминают костлявые руки Бабы Яги.

Вековые деревья-великаны, кажется, надвигаются на беглецов, а их цепкие лапы того и гляди вырвут у царевича его драгоценную ношу. Даже нежные цветы в этой хмурой, мрачной чаще кажутся коварными и пугают своей неожиданной красотой.

Художнику удалось создать волшебный пейзаж, тревожный и таинственный.

Эта картина о Елене Прекрасной и её спасителе, о любви, верности и бесстрашии погружает нас в прекрасный мир русской сказки, помогает поверить в победу добра над злом.

«иван-царевич на сером волке сочинение » / Ноябрь 2015

1 вариант. Глядя на картину, мы словно погружается в волшебный мир, вместе с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя. Волк несётся что есть духу, чтобы его не догнали.

Иван-царевич тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье: Елену Прекрасную, которая доверилась любимому. За спиной у главного героя меч — царевич всегда готов встать на защиту Елены-Прекрасной.

Вид­но, что их путь проходит через старый лес. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Главные герои произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы.

Борьба добра со злом непре­менно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.

2 вариант. Перед нами картина Иван- царевич и серый волк. На ней изображены: Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый волк. Они убегают от погони. Художник изобразил лес в темных тонах, чтобы отобразить напряжение погони, их переживание и страх, что их могут догнать.

Иван- царевич оглядывается, чтобы увидеть, что там сзади. Серый волк бежит во всю прыть, поджав уши. Он знает, что от него зависит жизнь всех. Елена Прекрасная верит своим друзьям. Лес изображен не совсем темным, сквозь него проглядывает светлое небо. Это значит, что все закончится благополучно.

Мне эта картина понравилась. ( Енина Дарья)

3 вариант. Когда я увидел картину, то сразу узнал героев моей любимой сказки. Эта сказка об Иване- царевиче, Жар- птице, Сером волке. На картине изображен самый интересный момент сказки. По темному дремучему лесу, прижав свои острые уши, мчится волк .Все бегут от погони злого царя. На спине у Серого волка сидят Иван- царевич и Елена прекрасная. Волк бежит очень быстро.

Это заметно по волосам Елены Прекрасной. Они развиваются на ветру, цепляются за толстые сучья деревьев. Иван крепко прижимает к себе царевну и внимательно смотрит по сторонам темного, дремучего леса. Елена Прекрасная очень грустная, потому что ей не хочется выходить замуж за злого царя. И только спокойный и уверенный взгляд Серого волка говорит о том , что конец у этой сказки будет счастливым.

( Фармазян Артем)

«мини-сочинение по картине Иван-царевич на Сером Волке 3-4 класс» / Ноябрь 2015

Иван-царевич на Сером Волке — Виктор Михайлович Васнецов. 1889. Холст, масло. 249х187

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» несомненно самое сказочное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — захватывающая народная сказка.

Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. Тревожно всматривается царевич в дремучий лес, уверенно и крепко держит он Елену. Похищенная же полностью покорилась своей судьбе.

Прижавшись к своему похитителю, она старается не смотреть вокруг, напуганная самим похищением, лесом, волком.

Серый Волк вызывает особый интерес у зрителя. У Волка особенные глаза — человеческие. Перед нами оборотень, или волколак, как его называли славяне издревле. Однако, нет в его облике ничего кровожадного или дикого. Его образ полон преданности, отваги, самопожертвования.

Быстро летит Серый Волк по лесу. Если внимательно приглядеться, то видно, что вся группа героев словно парит над лесным болотом, окруженном дремучим и зловещим лесом. Оживляют окружающий пейзаж болотные лилии и цветущая яблоня. Откуда взялась яблоня возле лесного болота? Эта деталь отсылает зрителя к сюжету сказки, в которой именно с яблони, приносящей золотые яблоки, все и началось.

Сказочность сюжета подчеркивает одежда главных героев. Расшитый золотом кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием Елены.

Золотой и голубой цвета в славянской мифологии были крепко связаны с горним миром, магией, чудесами.

Серый Волк отнюдь не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.

«Описание картины Васнецова Иван-царевич на Сером Волке » / Ноябрь 2015

Источник: http://7oom.ru/sochinenya/sochinenie-po-kartine-ivan-tsarevich-na-serom-volke.htm

Сказка на картинах В. М. Васнецова

Сказка на картинах В. М. Васнецова

Маннанова Земфира Зинфритовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОБУ Лицей № 6

 г. Мелеуз

С чего начинать обучение литературному исследованию школьника? Конечно со сказки! С пятиклассниками мы изучаем особенности волшебной сказки, использование средств художественной изобразительности. Находим сказочные элементы в произведениях русских писателей. Пытаемся сами написать сказку. (Э. Шишкова «Необычная встреча в лесу. Зимняя сказка».// «Учитель Башкортостана», № 2, 2013, с.28).

В этом учебном году уже с шестиклассниками мы изучаем сказку по… картинам русских художников. Ведь приходит к нам сказка не только с рассказами мам и бабушек. Она приходит вместе с добрыми мультиками, с красиво раскрашенными детскими книжками. В большинстве случаев именно художники помогают нам прочитать, увидеть сказку. Вспомним картины И. Билибина, М. Врубеля, Н. Рериха, В. Васнецова.

Подлинно русская природа, живой фольклор, впитанные с детства, становятся, как правило, источниками творчества многих поэтов и писателей, художников и композиторов. Таким источником стала для Виктора Михайловича Васнецова Вятская губерния. Свой же главный труд художник назвал «Поэмой семи сказок».

В нее вошли семь картин: «Спящая царевна», «Баба — Яга», «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Царевна — Несмеяна», «Сивка Бурка», «Ковер-самолет». Эти картины создавались художником исключительно для души, и в настоящее время являются украшением Мемориального Дома-музея В.М.Васнецова в Москве.

Так какая же сказка у Васнецова? Начинается она с «Аленушки». Александр Прокофьев пишет об этой картине:

  • Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
  • В ней тростник качается, шумит,
  • А на берегу, совсем как в сказке,
  • Милая Аленушка сидит.
Читайте также:  Сочинение по повести не стреляйте в белых лебедей васильева

Одна героиня в сказках исчезает, т.к. добрый молодец хотел сиюминутного счастья (как в сказке «Царевна – Лягушка», (картина «Царевна – Лягушка»), другая («Спящая царевна») оказывается усыплена колдуньей, и разбудить ее сможет только любящее сердце. Или вообще оказаться в подземном царстве (картина «Три царевны подземного царства»).

Спасти красавицу может только достойный ее сердца герой. Он выходит в путь – дорогу («Богатырский скок») и оказывается на распутье («Витязь на распутье»).

Выбрав дорожку, добрый молодец идет по ней, либо его направляет клубочек. На своем пути добрый молодец обязательно увидит избушку на курьих ножках, а в ней – Бабу – Ягу(картина «Баба-Яга»).

Добро в работах Васнецова кажется хрупким и беззащитным, совсем как юная царевна на картине «Кощей Бессмертный».В подземелье своего дворца Кощей уговаривает прекрасную царевну стать его женой.

Зло может предстать грозным и неодолимым. Цена победы над ним — потоки крови и страшные раны, как на полотне «Бой Ивана — царевича с трехглавым змеем» В ней художник еще раз обратился к теме изображения силы и мужества русского народа.

Разгаданы загадки старой ведьмы, побежден Змей Горыныч, убит Кощей Бессмертный. Героя ожидает награда – любовь девицы и богатство. И вот перед нами картина «Иван-Царевич на Сером Волке».Мчится сквозь темный, страшный лес Серый Волк, спасает от погони Ивана Царевича и Елену Прекрасную.

Ее золотистые волосы развеваются по ветру. Скорость, с которой волк их несет, огромна: даже тяжелый меч Ивана Царевича взвивается в воздух.

Васнецов показывает в картине, как от пылкого чувства в холодном, мрачном лесу происходит настоящее чудо: на ветке яблони, неожиданной здесь, в чащобе, распускаются нежные, как любовь в сердцах сказочных героев, цветы.

А вот еще одна картина. По небу среди мягких ласковых облаков летят на ковре – самолете Иван Царевич и Елена Прекрасная. («Ковер-самолет») Иван на ковре — самолете — олицетворение непреодолимого стремления человечества летать, творить и побеждать.

В подмосковном Абрамцеве (в 1882 году) Виктор Васнецов оформлял декорации к сказке А. Островского «Снегурочка». Появилась знаменитая «Снегурочка».

В Абрамцеве написана и самая известная картина Васнецова – «Богатыри». Перед нами Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. У каждого свой характер. Один – уже готов к бою. Конь Добрыни Никитича будто говорит своему хозяину, что враг близко.

Другой богатырь, Алеша Попович, тоже не подпустит врага – он крепко держит в руках лук со стрелами.

Васнецов мечтал, что картина будет помещена в специальном зале Исторического музея, посвященном Киевской Руси, и поэтому стремился к монументальности и декоративности в ее решении.

При всем разнообразии, а порой и неравноценности картины В.

Васнецова объединяет желание художника раскрыть, прежде всего, подлинную суть русской народной сказки, заключенное в ней понимание добра и зла, воссоздав ту атмосферу переплетения реального и фантастического, которая составляет главное очарование сказки.

Сказка предоставила ему благодатный материал для воплощения своей давней мечты, причем дала возможность как нигде более выразить ее в цельности, объединяющей васнецовское понимание родной природы и русского человека.

Литература

1. Казиева М. Сказка в русской живописи // М. изд.-во Белый город, 2008

2. Мананнова З.З. От чтения — к исследованию // Современные гуманитарные исследования. 2010. №2

Источник: https://infourok.ru/skazka_na_kartinah_v._m._vasnecova-161081.htm

Описание картины «Иван-Царевич на Сером Волке» В. Васнецова

Иван Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони, мчась сквозь дремучие лесные заросли верхом на Сером Волке. С тревогой всматривается Царевич в окружающий лес — если беглецов настигнут, их ждет неминуемая разлука. При этом он уверенно и крепко держит Елену, которая практически покорилась судьбе и испуганно прижимается к своему спасителю, стараясь не смотреть по сторонам…

Краткая история создания

Полотно Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» по праву считается одним из самых сказочных произведений русского изобразительного искусства.

Эта картина была написана художником в 1889 году в период, когда он трудился над росписью Владимирского собора в Киеве. Ради создания картины Васнецов на некоторое время прервал работы в соборе.

За основу сюжета он взял популярную народную сказку «Иван Царевич и Серый Волк».

Главные герои

Поза Ивана Царевича и выражение его лица говорят о том, что он насторожен, но в то же время полон решительности и отваги. Сильный и могучий, не раз одержавший победу в противостоянии с врагом, Царевич внушает уважение и доверие. Он аккуратно придерживает за руку уставшую от долгой и опасной дороги Елену Прекрасную.

Особый интерес у зрителя вызывает фигура Серого Волка. У этого сказочного хищника человеческие глаза, из чего следует, что художник изобразил на картине оборотня или волколака (древнеславянский вариант названия). Взгляд Волка обращен прямо на зрителя. Вместе с тем в его облике отсутствует что-либо кровожадное и дикое.

Напротив, образ сказочного волка полон отваги и преданности. Серый Волк изображен Васнецовым невероятно могучим. Передвигаясь большими прыжками, он несет Царевича и Елену через дремучую лесную чащу, где никогда не ступала нога человека.

Создается ощущение, что вся группа героев словно парит над болотом, окруженным зловещими лесными зарослями.

Волк зорко вглядывается в пространство впереди, выбирая дорогу. Раскрытая пасть и высунутый язык говорят о том, что он с трудом преодолевает усталость и держится из последних сил. Широко раскинуты волчьи лапы, стелется по ветру длинный пушистый хвост.

Сказочность сюжета подчеркивается одеждой главных персонажей. На Иване Царевиче дорогой кафтан из парчи, подпоясанный зеленым кушаком. За его спиной виднеется меч. Украшенный золотом кафтан Царевича прекрасно гармонирует с изысканным одеянием Елены, сшитым из голубого шелка. Сочетание золотого и голубого цветов в славянской мифологии свидетельствует о связи с миром магии и чудесами.

Елена Прекрасная олицетворяет русскую красавицу с длинными русыми волосами. Её шею украшают жемчужные бусы, а на ногах надеты сафьяновые сапожки. На голове у царевны изысканный головной убор, оформленный драгоценными камнями.

Художник мастерски передает живописными средствами материал одежды главных героев. Рассматривая полотно, зритель чувствует тяжесть парчи, бархата, сафьяна и золотого шитья.

Сама Елена печальна, однако её убранство выглядит нарядным и радостным. Этот необыкновенно женственный образ был написан Васнецовым с его племянницы – Натальи Анатольевны Мамонтовой. Главный акцент, как и в случае с «Аленушкой», Васнецов сделал не на внешних чертах, а на душевном настрое и позе героини.

Серый Волк также не изображен в буквальном смысле серым. Его золотисто-коричневая шерсть словно повторяет цвет одежды Царевича, которому он так верно служит.

Анализ композиции

Вертикальная композиция картины вызывает у зрителя ощущение надвигающейся опасности и тревожной неизвестности. Главные герои как будто заключены в красный четырехугольник: красная шапка Царевича, красные ножны, красные сапоги и красный язык волка. Именно красный цвет помогает создать ощущение приближающейся опасности.

Окружающий пейзаж подчеркивает тревожное настроение беглецов.

Действие картины происходит на фоне утренней зари, на переднем плане угрожающе темнеет болото, за густыми ветвями деревьев-великанов едва проглядывает серо-лиловое небо. Дремучий лес выглядит зловеще.

Огромные деревья, поросшие мхом, встают непроходимой стеной, однако перед добрыми персонажами сказки они словно расступаются, помогая уйти от погони.

Оживление в мрачный пейзаж вносят цветущая яблоня и болотные кувшинки. Появление яблони вблизи лесного болота кажется необычным и настораживающим. Однако эта деталь имеет большое значение. Она переносит зрителя к самому началу сказочного повествования. Ведь именно с яблони, приносившей золотые яблоки, началась вся история.

Цветущая яблонька символизирует также начало новой жизни и любви, она вселяет в зрителя надежду, что все завершится благополучно. Серебристо-белые цветы дерева перекликаются с нарядом Елены и связывают в единое целое всю цветовую гамму картины. Полотно наполнено таинственным мерцанием, вызывающим ощущение прикосновения к чуду.

Васнецов в очередной раз доказал, что является непревзойденным мастером исторической и фольклорной живописи. Описать происходящее на картине можно строчкой из русской народной сказки: «Помчался серый волк с Иваном Царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает…».

Художник расположил персонажи по диагонали, благодаря чему создается ощущение движения.

Картина выполнена в контрастных тонах, подчеркивающих извечную борьбу добра со злом. Темные краски, в которых изображен лес, символизируют злые силы, тревогу и опасность. Яркие цвета, доминирующие в облике главных персонажей, подчеркивают их принадлежность ко всему доброму и светлому.

Сказочное живописное полотно о Елене Прекрасной и Царевиче погружает зрителя в мир русского фольклора, помогая поверить в торжество добра над злом. В настоящее время картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-vasnecova-ivan-carevich-na-serom-volke/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector