Сочинение по картине над вечным покоем левитана (4, 5, 7, 8 класс описание)

Сочинение по картине Над вечным покоем Левитана (4, 5, 7, 8 класс описание)

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» — это третья работа художника в драматической трилогии, куда входят еще картины «У омута» и «Владимирка». Это полотно отличается появлением в нем философской составляющей, которая не менее важна, чем любование природой. Работа наполнена одиночеством и глубокой тоской, что подчеркивается тщательно продуманным выбором ракурса.

Работа художника-пейзажиста поразила многих своей эмоциональностью. Перед зрителями открывается грандиозная панорама: высокий мыс берега, бескрайние водные просторы озера и огромное небо с грозовыми облаками.

Мыс кажется плывущим, но невольно зрители устремляют свой взор вперед по направлению его движения к маленькому островку, к синим далям на горизонте и затем вверх на небо. Три стихии — земля, вода и небо — охватываются разом, одним взглядом, они изображены обобщённо, большими, четко очерченными деталями.

И именно обобщенностью изображаемого этот пейзаж отличается от предыдущих — художник создает величественный, монументальный образ природы.

Здесь, как и на других полотнах Левитана, природа живет. В этой картине психологизм, свойственный всем картинам автора, приобретает новое качество: и здесь природа тоже живёт, но собственной жизнью, протекающей помимо воли человека. Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах.

Зритель видит здесь не просто поверхность воды, в которой отражается окружающее, как это привычно нам, он ощущает ее как единую массу, которая колышется в громадной чаше и светится единым белесо-свинцовым цветом.

Небо тоже объято движением, величественные действия развертываются на нём: движутся беспорядочно громоздящиеся, клубящиеся, сталкивающиеся друг с другом облака, более темных, свинцово-фиолетовых, тонов и более светлых, более тяжелых и более легких.

И только небольшое розовое облачко, выходящее из возникшего между тучами просвета, облачко, очертания которого напоминают островок в озере, спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет.

Отметим также и земную часть картины — мыс с приютившейся на нем старой церквушкой, деревьями, раскачиваемыми ветром и покривившимися могильными крестами. Земная жизнь включается в вечную жизнь природы.

Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти человека, о бессмертии, о беспредельности жизни рождает это полотно.

Левитан писал в одном из писем: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!».

«Картина «Над вечным покоем» заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью. В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», — говорил об этой картине сам художник.

  • Год написания картины: 1894.
  • Размеры картины: 150 x 206 см.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: пейзаж.
  • Стиль: реализм.
  • Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/levitan-isaak/nad-vechnym-pokoem/

Над вечным покоем. Сочинение по картине Левитана

Сочинение по картине Над вечным покоем Левитана (4, 5, 7, 8 класс описание)

Фотография — современное искусство, которое может заменить живопись. Зачем, как Александр Андреевич Иванов писать «Явление Христа народу» 20 лет? Можно просто сфотографировать и дальше бежать по своим делам. Но только живопись может отразить в одном мгновении целую вечность.

Доказательством данного тезиса служит один величайший шедевр.
«Над вечным покоем» — одна из известнейших картин великого русского художника Исаака Левитана, написанная им в 1894 году. Тогда Художник находился на пике своей карьеры, картина имела ошеломительный успех.

Давайте присмотримся поближе.

Небольшая церковь, огромное свинцовое небо, крохотное кладбище и бесконечный водяной простор. Эскиз полотна и по сегодняшний день находиться в Третьяковской Галерее. Посетитель, невольно останавливаясь перед картиной, задумывается о жизни, о себе, о своем месте в этом огромном быстротечном мире, ощущая себя лишь песчинкой в этом необузданном мире.

Размер картины составляет 150×206 см, что тоже говорит о её монументальности, она немного вытянута по горизонтали и такое соотношение пропорций позволило художнику добиться панорамности и ,самое главное, -глубины полотна.

Если говорить о цветовой гамме — то она достаточно мрачная, хотя эскиз картины, который был положен в основу полотна, написанный в 1893 году, является еще более мрачным. Цвета в картине преобладают, в основном холодные, но и присутствуют теплые цвета, создавая контраст.

На переднем плане церковь и кладбище являются единственным упоминанием о присутствии человека на полотне, мыс отчетливо выделяется на переднем плане, а на заднем разливается огромное озеро и сумасшедшее тяжелое небо. Но наш посетитель не разделяет картину на планы и не думает о цветовой гамме и тонах, у него есть время, чтобы вспомнить и коснуться вечности.

Сама картина отражает период жизни художника с 1888—1890г., его нахождение в городе Плёс на протяжении трех летних сезонов и отражает его тоску и одиночество на тот момент.
Кладбище с покошенными крестами, маленькая церковь, взятая с этюда «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца» наводят на грустные мысли, но лишь маленький огонек в этой церквушке дает надежду.

Здесь смешаны : и страх, и величие природы, и уход от суеты этого мира, и неизбежность повторения сценария человеческой жизни — все снова и снова.
В одном из писем к П. М. Третьякову Левитан писал о своей картине: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!»
Нельзя точно сказать, лето это или поздняя весна.

Сумерки и маленький огонек в церкви во всем этом величии и страхе одновременно направляет человека к Богу.
Во всей суете мирской, давлении обстоятельств, даже самых страшных бедах, всегда остается лучик и тоненькая тропинка к Всевышнему, за помощью, советом. И даже в самом страшном и диком одиночестве человек все равно не один.

Именно об этом кричит картина. Но вот наш посетитель уже убегает, окунаюсь в суматоху проблем и дел нашей скоротечной жизни.

Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/nad-vechnyim-pokoem-sochinenie-po-kartine-levitana/

Сочинение по картине Левитана «Над вечным покоем»

Порою человек мнит себя творцом природы, возвышает себя над остальными живыми существами, но такое господство носит относительный характер. Перед напором стихии и всемогущей природы человек кажется маленькой козявкой, которую легко прихлопнуть одним движением руки. Такие мысли вызвала в моем сознании картина Левитана «Над вечным покоем».

На картине изображен утес, на котором притаилась маленькая церквушка. За ней выросли огромные деревья, а немного поодаль художник показал нам старое кладбище, которое всеми забыто и никому не интересно.

Заброшенное кладбище вызывает весьма мрачные мысли о быстротечности жизни, о том, что ход времени не остановить. Люди, погребенные в этом уединенном месте, когда-то любили и были любимыми.

Они жили и наслаждались своей жизнью, а сейчас даже за покосившимся крестом присмотреть некому.

Читайте также:  Сочинение описание картины утро яблонской для 6 класса

Внизу раскинулось озеро, которое сливается с небом. Они образуют огромное белое пространство, в котором просто не будет места для людей. Чтобы подчеркнуть величественность природы, художник изобразил и озеро, и небо белыми красками.

Картина Левитана «Над вечным покоем» производит тяжелое впечатление. В первый же миг хочется убежать от нее вдаль, чтобы не видеть этого холодного и пустого пространства, которое безмолвно и холодно наблюдает за жизнью, но не становится ее частью.

Сочинение по картине Над вечным покоем Левитана (4, 5, 7, 8 класс описание)

Среди множества прекрасных, ярких и красочных полотен Левитана Исаака Ильича, есть такие произведения, которые раскрывают душу художника. Они показывают, насколько ничтожна жизнь человека в целом. Его полотно «Над вечным покоем» писатели сравниваю с криком немой души.

Мы видим небольшой зеленый утес. На самом его краю расположилась старенькая, уже прогнившая от времени церквушка. За зарослями кустов виднеется заброшенное кладбище.

Если бы нестоящие кресты на фоне воды, то оно и вовсе было бы незаметным. Весь этот и без того маленький кусочек жизни окружает огромное холодное озеро и небо с массивными свинцовыми тучами.

Всей своей силой они показывают превосходство над человеческой жизнью. Насколько она мала и ничтожна.

Стихии автор показал холодными оттенками, предавая им вид тяжести и сокрушения. Озеро кажется спокойным, но от этого становится еще мрачнее. И только маленький проблеск света в окне церквушки придает картине жизнь. Показывает, что еще не все потеряно, что есть кому противостоять мрачным силам природы.

Картина приводить зрителя в раздумья. Дает почву для размышления и переосмысления собственной жизни. Показывает, насколько эта жизнь коротка и непредсказуема. Она как бы приказывает добавить красок, теплоты и яркости, но это уже должен решать каждый для себя.

источник

Источник: http://porusskomu.net/sochinenie-po-kartine/levitan/po-kartine-550

«Над вечным покоем» Левитана – философский шедевр

Сочинение по картине Над вечным покоем Левитана (4, 5, 7, 8 класс описание)Картина «Над вечным покоем» — пейзажное полотно Исаака Левитана, принадлежащее Государственной Третьяковской галерее. Выполнено маслом на холсте размером 150 х 206 см.

Автор картины

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) – великий русский художник, мастер поэтических пейзажей. Родился в Литве в образованной, но бедной еврейской семье, переезд которой в 1870-х годах в Москву позволил детям, в том числе Исааку, получить хорошее образование.

В Московском училище живописи, ваяния и зодчества преподавателями Исаака были Перов, Поленов, Саврасов. По воспоминаниям современников художника, Левитан с юных лет с упорством и большой выдержкой работал, овладевая художественным искусством, хотя учение давалось ему легко.

Диплома художника так и не получил, что никак не помешало ему создать сотни ярких и проникновенных полотен, которые выставляются в лучших музеях мира.

Пейзаж «Над вечным покоем», пожалуй, самый серьёзный и глубокомысленный из всех.

История возникновения замысла и начало работы

У Левитана было много друзей и знакомых, увлечённых живописью и с удовольствием предоставляющих художнику свои усадьбы в Тверской, Владимирской губерниях, где он мог жить и работать. На летние этюды художник также часто выезжал на «дачу» — снимал в хозяйских усадьбах комнаты.

В деревне одного такого владельца имения, Ушакова, в самой глубинке Тверской земли на озере Удомля в 1893 году художник и нашёл потрясающий и величественный вид, который поразил его так, что предпочитающий лирические пейзажи Левитан не мог ни откликнуться. С воодушевлением и одержимостью он погрузился в работу.

Натурные наброски потребовали всего несколько дней. Затем, закрывшись в комнате-мастерской помещичьей усадьбы, художник с головой ушёл в свой труд.

По воспоминаниям биографа и исследователя Левитановского творчества Евдокимова, обитатели усадьбы даже стали тише ходить и говорить — так чувствовалась важность, значительность работы мастера.

Дуэт кисти и фортепиано

У чуткого и вдумчивого зрителя картина «Над вечным покоем» рождает музыкальные ассоциации. Интересно, что художник работал над картиной под звуки симфоний: он просил свою спутницу Софью Кувшинникову непрерывно аккомпанировать ему – музыка давала дополнительное вдохновение.

В одной из двух снимаемых ими комнат усадьбы стоял старинный, но хорошо звучавший клавесин – на нём муза художника часами играла Листа, Шопена. Но чаще всего звучала Героическая симфония Бетховена, некоторые части которой своим эмоциональным накалом доводили впечатлительного гения до душевных страданий и слёз.

Предельная обострённость чувств помогала художнику передать их посредством кисти на полотно и отразить в нём особенный драматизм.

Грандиозная работа закончена

Всё лето 1893 года с утра до позднего вечера Левитан работал над полотном. Было создано несколько эскизов и этюдов к картине. Осенью холст перевезли в Москву. По завершении работы в начале 1894 года художник поставил автограф, и началась выставочная жизнь полотна, сразу приобретённого Павлом Третьяковым для своей галереи. Сам Левитан был очень горд и счастлив этим фактом.

Описание картины «Над вечным покоем»

Будто птица в полёте бросила взгляд – под таким ракурсом художник открывает зрителю широкую панораму. Значительную часть полотна занимает небо: его свет и голубизна всё более вытесняются клубами грозных, суровых туч, которые сгущаются, предвещая скорую бурю. Вдалеке у горизонта их напряжение уже пролилось дождём.

Залиты дальние луга и поля. В тех же свинцовых переливчатых тонах изображена водная стихия, что усиливает величественность и суровость картины. Поверхность воды только холодной рябью выдаёт своё настороженное ожидание неминуемой бури.

Растущий хаос в небе приносит неспокойность и на землю: ветер склоняет деревья, заставляя их неистово размахивать ветвями.

И среди этого столкновения трёх стихий – воздуха, воды и земли – явно возникает ощущение обречённой печали и безвыходности. И приходит понимание хрупкости человеческой жизни, её незащищённости перед волей стихий. Вот и покосившиеся от времени кладбищенские кресты напоминают, что исхода нет, и усиливают ощущение безразличия природы к человеческим страстям.

Сам мастер в минуты отчаяния остро чувствовал эту безысходность и приходил в ужас от безжалостного и равнодушного хода времени, когда в вечности тонут и тонут поколения за поколениями.

Но всё же картина «Над вечным покоем» не о беспросветности. Оптимизм и надежду вселяет старая деревянная, потемневшая от времени церковь, которая возвышается на зелёном холме, нависающем над водой. К намоленной церквушке, внутри которой теплится заветный живой огонёк, ведёт светлая тропинка, и небо здесь светлое. Так и душа человека тянется к свету и побеждает темноту и ужас перед смертью.

Читайте также:  Сочинение коровьев в романе мастер и маргарита (образ и характеристика)

Давняя задумка художника

Есть несколько версий зарождения идеи полотна. Левитан «Над вечным покоем» задумал за несколько лет до воплощения проекта в жизнь. Возможно, свою роль сыграл каждый факт:

  • Подобная картина есть у его наставника Алексея Саврасова. Это «Могила на Волге» (1874) с изображением высокого берега над рекой и широких далей за ней. В центре внимания старый покосившийся крест;
  • Впервые ощущение грандиозности и мощи небесной шири и бескрайнего водного пространства захлестнуло художника в Крыму в 1886 году на берегу Чёрного моря, о чём он признавался в письме Чехову, с которым дружил;
  • Левитан православие не принимал, но любил церковное богослужение, особенно в малых храмах. Огни лампад и тихое пение пробуждали в его душе возвышенные чувства, побуждающие его браться за кисть и писать храмы Руси на фоне разных проявлений природы.

По признанию самого художника, именно в этой картине он весь, целиком, со всей своей психикой и содержанием. Именно потребность полного самовыражения, возможно, и стала главным импульсом создания полотна.

Дополненная реальность пейзажа

Приступая к работе, Левитан всегда рисовал с натуры этюды, уже в мастерской что-то дорабатывал, менял композицию, цвет, тональность, освещение. Так он сочинял все свои пейзажи. Не стала исключением и «Над вечным покоем», картина отточенной композиции и с удивительным отражением в природе чего-то неземного.

Панорама у озера была великолепна, но Левитана не впечатлил храм: не хватало гармонии, он был слишком неказистым. Вот тут пригодился собственный этюд «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца», сделанный в поездке художника по Волге. Эта церквушка Петра и Павла отлично вписалась в нужный пейзаж.

Судьба плёсской церкви

Приволжский холм, где стояла старинная деревянная церковь в древнем Плёсе, перенесённая кистью мастера на Тверские земли к озеру Удомля, и сейчас называют горой Левитана. Но стоит там совсем другая церковь, сохранившаяся с 1699 года. Её в 1982 году перевезли сюда из заброшенной деревни на место сгоревшей в 1903 году той, левитановской церкви.

Через пейзаж о жизни и смерти

Почти весь ХХ век плёсская гора Левитана, обдуваемая ветрами, зарастала травой, погост и церковная зола всё более утопали в вечности, которая так страшила художника, время от времени погружая его душу на дно отчаяния.

И только человеческое тепло и дружеская забота помогали ему отойти душой и избавиться от хандры. Так и свет в окошке старой церкви, олицетворяя надежду человека, символизирует его возрождение.

По словам Льва Толстого, «Над вечным покоем» — «молитва немой души», которая бессловесно, только красками и талантливой кистью слагает мольбу о спасении.

Источник: https://TopKartin.ru/kartiny/nad-vechnym-pokoem

Сочинение по картине Левитана «Над вечным покоем»

Полотна Исаака Левитана просты, понятны, но в то же время ярки и притягательны. Зритель привык видеть на них буйство красок, движение или же некое понимание того, что все вокруг живет и дышит.

Но есть у художника одна картина, которая занимает в его творчестве особое место. Это полотно «Над вечным покоем». В нем Левитан не старался использовать притягивающие взор цвета. Он хотел, чтобы картина, в первую очередь, привлекала своим смыслом.

Это произведение буквально вывернуло наизнанку душу автора.

Сочинение по картине Над вечным покоем Левитана (4, 5, 7, 8 класс описание)

Впервые в своих работах художник выбрал для изображения природы исключительно холодные оттенки. Благодаря этому зритель может ощутить некую тяжесть и сокрушение. Озеро спокойно и тихо. Но из-за этого его безмолвия делается еще мрачнее.

Кажется, что над картиной висит образ смерти. Но слабый огонек в окне церквушки придает полотну жизнь. Он доказывает, что всегда есть выход. И даже в тех, ситуациях, когда уже опускаются руки, стоит верить, что не все еще потеряно. Всегда нужно верить и стремиться вперед.

Да, жизнь быстротечна, ход часов не остановить.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Те люди, что погребены в этом забытом теперь месте, некогда жили здесь, трудились, создавали семьи, рожали детей любили и были любимыми.

Они наслаждались своей жизнью, а ныне здесь почти никого не осталось — некому толком присмотреть за их последним пристанищем.

Остался лишь тот, кто зажег свет в окне церкви, и пока он жив, будет жива и память о тех людях, и будет каждый день загораться свет в память об ушедших.

Картина заставляет переосмысливать собственные поступки, размышляя о том, какой след останется после тебя в этом мире.

Смотря на безграничное небо и вековое озеро, противопоставленные почти исчезнувшим от старости с лица земли церквушке и крестам, понимаешь, что важно не сколько ты прожил, ведь в рамках Вселенной это всего лишь миг, а то как, что смог оставить о себе в пользу иных поколений.

Ведь именно память об уже ушедшем человеке будет незримо летать над крестами таких сменяющих друг друга со временем церквей у облаков такого же вечного неба.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/03/sochinenie-po-kartine-levitana-nad-vechnym-pokoem.html

Сочинение по картине Левитана «Над вечным покоем»

Полотно с казалось бы на первый взгляд неброским названием «Над вечным покоем», написано в 1894 году небезызвестным художником И.

Левитаном – оно представляет собой одно из наиболее значимых и пропитанных глубиной произведений, вышедших из под кисти мастера.

Эта картина в некотором роде абстрагируется от ряда других работ художника, представляющих собой по большей части изображения пейзажей, завязанных на терзаниях человеческой души.

Перед нами открывается сцена, в которой явственно видны попытки художника, создать некое противопоставление торжественной и одновременно с тем зыбкой вечности природы бренности и незначительности человеческого бытия. Рядом с грозной и вечной в своей ипостаси природой, в силах которой обернуть время вспять и поглотить собой абсолютно всё, человеческие страсти кажутся до смешного низменными и не имеющими смысла.

Работа написана в холодных тонах. Тяжёлые, будто налитые свинцом облака, повисли над землёй с явной угрозой. Ветхая, разваливающаяся на глазах деревянная церковь располагается на крутом и высоком утёсе, а рядом с ней – всеми забытое кладбище с заброшенными могилами и крестами, участь которых состоит лишь в том, чтобы и дальше пребывать в забвении.

Читайте также:  Сочинение данко и ларра сравнительная характеристика по рассказу старуха изергиль горького

Неугомонный и ярый ветер раскидывает во все стороны недовольные облака, с одной лишь целью: добраться до озера и коснуться его прозрачной глади, разбавить её тихой рябью. И среди всего этого, один лишь слабый и притихший огонёк, мелькающий в окне церквушки говорит о том, что борьба с мрачными силами природы ещё не окончена.

Как можно, рассматривая эту картину, не задуматься о быстротечности и незначительности нашего земного существования? Земля и небо, как огонь и вода, они противопоставлены друг другу, как четыре стихии, свойственные людской суете, порокам и страстям. Эти извечные стражи жизни увлекают за собой всех до единого, кому довелось придти в этот мир и коснуться его необъятной силы. Как перед всем этим, не расстаться с собственной душой?

Данное полотно Левитана несомненно рождает в душе зрителя множество разных чувств и мыслей, выразить которые не так просто.

Одних это толкает на размышления касательно спасения собственной души, пребывающей в жестоком и суетном мире. Других охватывают думы о бренности и незначительности человеческого бытия и жизни в целом.

А для кого-то эта картина – просто печальная песнь, повествующая о загубленных надеждах и мечтах.

Но один факт, мы однозначно можем отметить: картина «Над вечным покоем» — выстрадана множеством тяжёлых размышлений и переживаний, являясь при этом прямым отражением царящей бури в душе художника.

Источник: http://vip-gdz.ru/sochinenie-po-kartine-levitana-nad-vechny-m-pokoem/

Над вечным покоем. Философия Левитана

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 152 х 207.5 см. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Исаак Левитан (1860—1900) считал, что в картине «Над вечным покоем» отражается его сущность, его психика.

Но знают эту работу меньше, чем «Золотую осень» и «Март». Ведь последние включены в школьную программу. А вот картина с могильными крестами туда не вписалась.

Время познакомиться с шедевром Левитана поближе.

Где написана картина «Над вечным покоем»

Озеро Удомля в Тверской области.

У меня особое отношение к этой земле. Каждый год всей семьёй отдыхаем в этих краях.

Именно такая здесь природа. Просторная, напитанная кислородом и запахом травы. Здесь звенит в ушах от тишины. И так насыщаешься простором, что потом с трудом узнаешь квартиру. Так как нужно вновь втиснуть себя в стены, покрытые обоями.

Пейзаж с озером выглядит иначе. Вот этюд Левитана, написанный с натуры.

Исаак Левитан. Этюд к картине «Над вечным покоем». 1892. Третьяковская галерея.

Эта работа как будто отражает эмоции художника. Ранимый, склонный к депрессии, тонко чувствующий. Это читается в мрачных оттенках зеленого и свинцового.

А вот сама картина уже создавалась в студии. Левитан оставил место эмоциям, но добавил размышления.

Смысл картины «Над вечным покоем»

Русские художники XIX века часто делились замыслами картин в переписке с друзьями и меценатами. Левитан не исключение. Поэтому смысл картины «Над вечным покоем» известен со слов художника.

Художник пишет картину как будто с высоты птичьего полёта. Мы смотрим сверху на кладбище. Оно и олицетворяет вечный покой уже ушедших из жизни людей.

Этому вечному покою противопоставлена природа. Она в свою очередь олицетворяет вечность. Причём вечность устрашающую, которая поглотит всех без сожаления.

Природа величественна и вечна по сравнению с человеком, слабым и недолговечным. Бескрайний простор и облака-великаны противопоставлены маленькой церквушке с горящим огоньком.

Исаак Левитан. Над вечным покоем (фрагмент). 1894. Третьяковская галерея, Москва.

Церквушка не выдумана. Художник запечатлел ее в Плесе и перенёс на простор озера Удомля. Вот на этом этюде она вблизи.

Исаак Левитан. Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца. 1888. Частная коллекция.

Мне кажется, эта реалистичность прибавляет веса левитановскому высказыванию. Не абстрактная обобщенная церквушка, а самая настоящая.

Вечность не пощадила и ее. Она сгорела 3 года спустя после смерти художника, в 1903 году.

Исаак Левитан. Внутри Петропавловской церкви. 1888. Третьяковская галерея, Москва.

Ничего удивительного, что такие мысли посещали Левитана. Смерть неотступно стояла за его плечом. У художника был порок сердца.

Но не удивляйтесь, если картина вызовет у Вас другие эмоции, не похожие на левитановские.

В конце XIX века было модно размышлять в духе «люди — песчинки, которые ничего не значат в огромном мире».

В наше время мировоззрение другое. Все-таки человек и в открытый космос выходит, и в интернет. И роботы-пылесосы бороздят наши квартиры.

Роль песчинки человека современного решительно не устраивает. Поэтому «Над вечным покоем» может вдохновлять и даже успокаивать. А страх и вовсе не почувствуете.

В чем живописное достоинство картины

Левитан узнаваем по утонченным формам. Тонкие стволы деревьев безошибочно выдают художника.

Исаак Левитан. Весна — большая вода. 1897. Третьяковская галерея, Москва.

В картине «Над вечным покоем» деревьев крупным планом нет. Но тонкие формы присутствуют. Это и узкое облако поперёк грозовых туч. И чуть заметное ответвление от островка. И тонкая тропинка, ведущая к церквушке.

Главный «герой» картины — пространство. Вода и небо близких оттенков разделены узкой полосой горизонта.

Горизонт здесь выполняет двойную функцию. Он настолько узкий, что создаётся эффект единого пространства. И в то же время достаточно виден, чтобы «втягивать» зрителя в глубину картины. Оба эффекта и создают природную аллегорию вечности.

А вот недружелюбность этой вечности Левитан передал с помощью холодных оттенков. Эту холодность легко увидеть, если сравнить ее с более «теплой» картиной художника.

Справа: Вечерний звон. 1892. Третьяковская галерея, Москва.

«Над вечным покоем» и Третьяков

Левитан был очень доволен тем, что «Над вечным покоем» купил Павел Третьяков.

Не потому, что тот платил хорошие деньги. А потому, что он первым разглядел талант Левитана и начал покупать его картины. Поэтому неудивительно, что свою эталонную работу художник хотел передать Третьякову.

И этюд к картине, тот самый, с мрачным зелёным лугом и холодным свинцовым озером, Третьяков тоже купил. И это была последняя купленная картина в его жизни.

  • Оксана Копенкина
  • Перейти на главную страницу

Источник: https://arts-dnevnik.ru/levitan-nad-vechnym-pokoem/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector