Сочинение по картине сирин и алконост. песнь радости и печали васнецова (описание)

  • То мне птица Гамаюн Надежду подаёт…
  • Первое, что пишет по поводу птицы Гамаюн «Википедия» — своим падением эта птица предвещает смерть государственных деятелей.
  • Интересно, когда Владимир Высоцкий писал свои «Купола» в 1975-м (если не ошибаюсь) году, имел ли он в виду что-либо подобное?

Это я, собственно, к тому, что Третьяковская галерея извлекла из своих запасников и повесила в экспозиции картину Виктора Васнецова «Сирин и Алконост». С обозначением «дар великой княгини Елизаветы Федоровны».

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

Так что начинать приходится с птицы Гамаюна, да. Да еще с того, что Виктор Васнецов был хорошо знаком (слово «приятельствовал», наверно, не слишком уместно, хотя и напрашивается) с великой княгиней Елизаветой Федоровной. С Елизаветой Александрой Луизой Гессен-Дармштадтской, да.

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

Обычно говорят о религиозности великой княгини, но гораздо меньше — о ее увлечении историей и фольклором. На чем, собственно, она и познакомилась с художником Васнецовым — вскоре после переезда в начале 1890-х из Петербурга в Москву, где ее муж занял пост генерал-губернатора.

По васнецовским эскизам для великокняжеской четы изготавливались киоты для икон, некоторые свои работы художник предоставлял для благотворительных мероприятий.

В 1894 году Елизавета приобрела в качестве рождественского подарка мужу написанного Васнецовым «Спаса Нерукотворного» (местонахождение этой работы неизвестно).

А еще через некоторое время сама получила в подарок от дам, участвовавших в организации ее благотворительных базаров, вышитую по рисунку Виктора Васнецова хоругвь с изображением птицы из славянского фольклора. И вот изображение пусть не самой хоругви, но этого эскиза отыскать удалось.

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

Через пару лет Васнецов пишет уже большую картину на эту тему, и ее приобретает Елизавета Федоровна (эта работа уцелела, и сейчас находится в Дагестанском музее изобразительных искусств в Махачкале — не спрашивайте, как она там оказалась, но надо полагать, уже в советское время).

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

Работа не оставалась скрытой от публики — ее предоставляли на выставки. Так что изображение быстро стало известным и даже вдохновляло поэтов. Вспомним блоковское:

На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных. Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых… Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!..

И отметим подпись под стихотворением: «23 февраля 1899 (Картина В. Васнецова)».

У других авторов, впрочем, возникали иные ассоциации. Вот Ахматова (1910 год):

«Я смертельна для тех, кто нежен и юн. Я птица печали. Я — Гамаюн. Но тебя, сероглазый, не трону, иди. Глаза я закрою, я крылья сложу на груди, Чтоб, меня не заметив, ты верной дорогой нашел…» Так пел Гамаюн среди черных осенних ветвей, Но путник свернул с осиянной дороги своей.

А у Сергея Есенина (в стихотворении «Табун») это вообще синоним певца, без особых аллегорий:

Погасло солнце. Тихо на лужке. Пастух играет песню на рожке. Уставясь лбами, слушает табун, Что им поет вихрастый гамаюн. А эхо резвое, скользнув по их губам,

Уносит думы их к неведомым лугам.

Но нам пора к Сирину с Алконостом. Написанным Васнецовым в 1895 году. С добавлением к названию — «птицы радости и печали». Кстати, если само слово «гамаюн» имеет, по мнению лингвистов, персидское происхождение, то уж «сирин» и «алконост» — вполне греческие.

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

Имя «Сирин» для нас прозрачно — вспомним сирен древнегреческой мифологии. А они ой как двояки. Да, сладкоголосы, да, обещают блаженство и счастье. Но…

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

Но двояк Сирин — «сирена» — и у Васнецова. Если взглянем на мощные когти, которыми птица оперлась на ветку.

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

С Алконостом еще интереснее. Само слово — от греческого ἀλκυών, «зимородок». И в русском сначала имело логичную форму «алкион». И мне лично нравится гипотеза, что искажение возникло при переписывании известного на Руси с XI века «Шестоднева» Иоанна Болгарского, где попросту слились соседние слова во фразе «алкион есть птица морская»… Ну, а дальше без труда еще немного исказилось.

Алконост у Васнецова ничего не обещает, а только печалится. Не ожидание рая, а рыдание об утраченном.

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

И эта картина, как и предыдущая, вдохновила Блока. Не удержусь, приведу стихотворение полностью (это 1915 год):

Густых кудрей откинув волны, Закинув голову назад, Бросает Сирин счастья полный, Блаженств нездешних полный взгляд.

И, затаив в груди дыханье, Перистый стан лучам открыв, Вдыхает всё благоуханье, Весны неведомой прилив… И нега мощного усилья Слезой туманит блеск очей… Вот, вот, сейчас распустит крылья И улетит в снопах лучей! Другая — вся печалью мощной Истощена, изнурена… Тоской вседневной и всенощной Вся грудь высокая полна… Напев звучит глубоким стоном, В груди рыданье залегло, И над ее ветвистым троном Нависло черное крыло… Вдали — багровые зарницы, Небес померкла бирюза… И с окровавленной ресницы

Катится тяжкая слеза…

Как же оказалась картина в Третьяковке? Это действительно был дар Елизаветы Федоровны. Только уже в 1908 году, когда она, после убийства мужа, создает Марфо-Мариинскую обитель и отходит от светской жизни. Работы же из семейного собрания безвозмездно передает ряду музеев, в том числе Третьяковской галерее.

Добавим, что именно Виктор Васнецов сделал проект поклонного креста, который был установлен в Кремле на месте гибели Сергея Александровича.

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

В личном архиве Виктора Васнецова сохранилось письмо Елизаветы Федоровны: «Не нахожу слов, достаточных выразить вам, как глубоко и сердечно благодарна вам за ваши труды по составлению проекта рисунка памятника-креста… Вы поработали для того, кто так искренно вас всегда уважал, ценил и восхищался вашим талантом. Искренне уважающая вас, Елизавета».

Крест был снесен в 1918 году. Что описано в целом ряде мемуаров — обратимся, пожалуй, к Бонч-Бруевичу: «1 мая 1918 г. члены ВЦИК, сотрудники ВЦИК и Совнаркома собрались в 9.30 утра в Кремле, перед зданием Судебных Установлений. Вышел Владимир Ильич. Он был весел, шутил, смеялся… — Хорошо, батенька, все хорошо, а вот это безобразие так и не убрали.

Это уже нехорошо, — и указал на памятник… — Я мигом… принес веревки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник… Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, Крупская, Дзержинский, Шиваров, Агранов, Эльберт, Маяковский, сестра Ленина и почти все члены ВЦИК и Совнаркома, сколько хватило веревок, впряглись в веревки. Налегли, дернули, и памятник рухнул на булыжники.

Долой его с глаз, на свалку! — продолжал распоряжаться Ленин В. И.»

Крест в Кремле относительно недавно восстановили. Судить о том, насколько он соответствует прежнему виду, сложно. Да и собственной фотографии у меня нет — памятник находится в закрытой зоне Кремля. Вот официальное фото из открытых источников.

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

Возвращаясь к картине «Сирин и Алконост». Она находилась когда-то в экспозиции Третьяковки. Потом на каком-то повороте оказалась в запасниках. И вот вновь перенесена в экспозиционный зал. Где сейчас к ней добавлена «мультимедийная презентация».

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

  1. А закончим все-таки Высоцким:
  2. Птица Сирин мне радостно скалится, Веселит, зазывает из гнёзд, А напротив тоскует-печалится, Травит душу чудной Алконост. Словно семь заветных струн Зазвенели в свой черёд — То мне птица Гамаюн
  3. Надежду подаёт!

Источник: https://diletant.media/blogs/67288/38161634/

Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний.

О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру?

Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока.

Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы.

По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя.

Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах.

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

Сирин и Алконост. Худож. В.Васнецов

Птица Сирин

Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен.

В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.

Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове. Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине.

Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей.

Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами.

Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

Сирин на виноградном дереве 1710г

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти.

В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия.

А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.

Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

Алканост

Птица Алконост

Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает.

Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней.

Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.

Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись.

Читайте также:  Евгений онегин - энциклопедия русской жизни сочинение

В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах.

Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает.

А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода.

Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода.

Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев — Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли защитными свойствами растения, животных и птиц.

Среди птиц особым почитанием пользовались Птица-Солнце — сильная птица с распростертыми крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка — древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед.

Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.

С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на предметах быта и одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в Днепр.

Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время еще были чужды славянам.

Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же, нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки.

Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств.

Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса.

Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике.

Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е.

божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже.

Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.

Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира.

В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле.

Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста.

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

Вещие птицы, рожденные в глубине веков и сохраненные памятью народа, вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год).

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

Птица гамаюн

Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник Бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

Ее имя происходит от слова «гам» или «кам», что означает «шум», отсюда слова — «камлать», «шаман». В белорусском языке слово «гаманiць» означает «говорить», «разговаривать». В древнерусской традиции птица Гамаюн служила Велесу, Крышню, Коляде и Дажьбогу, она же «пропела» и «Звездную Книгу Вед».

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

Картина Васнецова

Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью.

Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов.

Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».

  • Встревоженность и печаль этой птицы переданы Васнецовым в картине «Гамаюн — птица вещая» (1897 год). Эта тревога, волнение и пророческий дар вещей птицы, глядящей с картины, вдохновили Александра Блока на создание одноименного стихотворения:
  • Гамаюн — птица на дереве На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет,
  • Не в силах крыл поднять смятенных…

Источник: https://veles.site/news/ptitsy-solnechnogo-sada-sirin-alkonost-gamayun

Песня вещих птиц. Выставка картины В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»

До 01.03.2018 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Основное здание.

Выставка Третьяковской галереи, организованная при поддержке Сергиевского мемориального фонда, посвящена 170-летию со дня рождения художника В.М. Васнецова и 100-летию со дня гибели великой княгини Елизаветы Федоровны.

Впервые за долгие годы в постоянной экспозиции Третьяковской галереи вновь представлена картина В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», традиционно хранящаяся в запасниках музея.

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)В.М. Васнецов «Сирин и Алконост» 1896 Собрание Государственной Третьяковской галереи

  • Этот проект продолжает серию выставок-фокусов, которые привлекают внимание к избранному произведению искусства, меняют привычную экспозицию и дополняют представление посетителей о русском искусстве прошлых веков.
  • Экспонирование знаменитого полотна сопровождается мультимедийной программой с показом документов, эскизов, рисунков, фотографий и предметов, раскрывающих историю взаимоотношений художника Виктора Васнецова и великой княгини Елизаветы Федоровны.
  • Жизненный и творческий путь Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) во многом связан с судьбой великой княгини Елизаветы Федоровны (1864–1918), причисленной Русской православной церковью к лику святых.

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)Елизавета Фёдоровна и Сергей Александрович

Урожденная принцесса Гессенская, Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея Александровича (1857–1905), приняла православие и переехала в Москву, где ее муж занял пост генерал-губернатора. Знаток и покровитель искусства, великий князь часто общался с художниками, оказывая им поддержку, и приобщил супругу к русской культуре.

Личное знакомство великокняжеской четы с В.М. Васнецовым произошло в 1893 году. Художник не раз бывал в доме Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, дарил им свои рисунки и акварели, а также изготовленные по его эскизам киоты для икон.

Позднее он пожертвовал великой княгине копии некоторых своих произведений на благотворительные нужды. Виктора Михайловича и семью генерал-губернатора сближала православная вера, им одинаково были дороги народные традиции, русская история и национально-романтическое направление в искусстве.

В 1894 году Елизавета Федоровна купила мужу в качестве рождественского подарка работу Васнецова «Спас Нерукотворный», а год спустя её кабинет украсил вышитый по рисунку Васнецова стяг с изображением фантастической вещей птицы из славянского фольклора.

Через два года мастер по тому же эскизу написал картину «Птица Гамаюн» (Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой), приобретенную великокняжеской четой.

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)В.М. Васнецов «Птица Гамаюн. Эскиз к торжественному панно-хоругви» 1895 Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)В.М. Васнецов «Птица Гамаюн» 1897 Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала

В 1895 году художник приступил к работе над большим полотном «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896, ГТГ). Оно создавалось в контексте тех же размышлений автора, отразившихся в картине «Птица Гамаюн».

Здесь та же тревога, то же предчувствие трагизма грядущего ХХ века. Но если в картине «Птица Гамаюн» звучит пророчество предстоящих ужасов, то композиция «Сирин и Алконост» символизирует двоякость бытия, единство его светлой и темной сторон.

Образы птиц с женскими ликами почерпнуты художником из славянской мифологии. На протяжении столетий они получали различную трактовку.

В русских духовных стихах роли Сирина и Алконоста схожи.

Сирин представал райской птицей, чье пение на земле зачаровывало людей, но, даже разгоняя тоску и обещая блаженство, он оставался опасным существом, способным погубить человека.

Алконост — райская птица, прилетавшая, согласно легендам, с берегов Евфрата. Ее пение так же прекрасно и так же небезопасно, как пение Сирина. Оно считалось утешительным и ассоциировалось с тихой печалью.

Васнецов впервые противопоставил этих птиц друг другу, наделив их принципиально разным значением, которое подчеркнул на полотне живописными средствами.

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)В.М. Васнецов «Сирин и Алконост» 1896 Фрагмент – Сирин

Фактически художник создал новый миф о Сирине и Алконосте. Его белая птица наполнена счастьем, она улыбается. Черная олицетворяет горе, подчеркнутое темным цветом оперения и увядающими листьями вокруг. Сирин полон ожидания обещанного рая, Алконост оплакивает рай, потерянный и невозвратный.

Читайте также:  Анализ произведения невский проспект гоголя

Картина «Сирин и Алконост» была закончена 16 января 1896 года, и уже через два дня ее доставили в дом великого князя Сергея Александровича. Спустя три года владельцы предоставили полотно на первую персональную выставку Васнецова.

Елизавета Федоровна занималась благотворительностью все годы, проведенные в России, и возглавляла общественные организации.

Основав знаменитую Марфо-Мариинскую обитель и покидая светскую жизнь, Елизавета Федоровна безвозмездно передала произведения искусства из семейной коллекции крупнейшим музеям России. Среди картин, подаренных Третьяковской галерее, было и полотно «Сирин и Алконост», переданное в 1908-м году.

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)В.М. Васнецов «Сирин и Алконост» 1896 Фрагмент — Алконост

Информация (на 21.11.2017):

  1. Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание, зал 26.
  2. Адрес: Лаврушинский переулок, дом 10.
  3. Ближайшая станция метро – «Третьяковская».
  4. Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.
  5. Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей, льготные категории – 200 рублей.

Источник: http://cultobzor.ru/2017/11/viktor-vasnetsov-sirin-i-alkonost-gtg/

«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»

Впервые за долгие годы в постоянной экспозиции Третьяковской галереи вновь представлена картина В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», традиционно хранящаяся в запасниках музея.

Виктор Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» 1896;
холст, масло. 164х297 см; Государственная Третьяковская галерея, Москва.Виктор Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» 1896;холст, масло. 164х297 см; Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Жизненный и творческий путь Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) во многом связан с судьбой великой княгини Елизаветы Федоровны (1864–1918), причисленной Русской православной церковью к лику святых.

Урожденная принцесса Гессенская, Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея Александровича (1857–1905), приняла православие и переехала в Москву, где ее муж занял пост генерал-губернатора.

Знаток и покровитель искусства, великий князь часто общался с художниками, оказывая им поддержку, и приобщил супругу к русской культуре.

Личное знакомство великокняжеской четы с В.М. Васнецовым произошло в 1893 году. Художник не раз бывал в доме Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, дарил им свои рисунки и акварели, а также изготовленные по его эскизам киоты для икон.

Позднее он пожертвовал великой княгине копии некоторых своих произведений на благотворительные нужды.

Виктора Михайловича и семью генерал-губернатора сближала православная вера, им одинаково были дороги народные традиции, русская история и национально-романтическое направление в искусстве.

В 1894 году Елизавета Федоровна купила мужу в качестве рождественского подарка работу Васнецова «Спас Нерукотворный», а год спустя её кабинет украсил вышитый по рисунку Васнецова стяг с изображением фантастической вещей птицы из славянского фольклора.

Виктор Васнецов «Гамаюн, птица вещая», эскиз к торжественному панно-хоругви, 1895; картон, акварель, бронзовый порошок, графитный карандаш. 46х33 см; Частное собрание.

Через два года мастер по тому же эскизу написал картину «Птица Гамаюн», приобретенную великокняжеской четой.

Виктор Васнецов «Гамаюн, птица вещая» 1897; холст, масло. 200х100 см; Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой.

В 1895 году художник приступил к работе над большим полотном «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». Оно создавалось в контексте тех же размышлений автора, отразившихся в картине «Птица Гамаюн».

Здесь та же тревога, то же предчувствие трагизма грядущего ХХ века.

Но если в картине «Птица Гамаюн» звучит пророчество предстоящих ужасов, то композиция «Сирин и Алконост» символизирует двоякость бытия, единство его светлой и темной сторон.

Образы птиц с женскими ликами почерпнуты художником из славянской мифологии. На протяжении столетий они получали различную трактовку. В русских духовных стихах роли Сирина и Алконоста схожи.

Сирин представал райской птицей, чье пение на земле зачаровывало людей, но, даже разгоняя тоску и обещая блаженство, он оставался опасным существом, способным погубить человека. Алконост — райская птица, прилетавшая, согласно легендам, с берегов Евфрата. Ее пение так же прекрасно и так же небезопасно, как пение Сирина.

Оно считалось утешительным и ассоциировалось с тихой печалью. Васнецов впервые противопоставил этих птиц друг другу, наделив их принципиально разным значением, которое подчеркнул на полотне живописными средствами. Фактически художник создал новый миф о Сирине и Алконосте.

Его белая птица наполнена счастьем, она улыбается.

Черная олицетворяет горе, подчеркнутое темным цветом оперения и увядающими листьями вокруг. Сирин полон ожидания обещанного рая, Алконост оплакивает рай, потерянный и невозвратный.

Виктор Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» 1896; холст, масло. 164х297 см; Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина «Сирин и Алконост» была закончена 16 января 1896 года, и уже через два дня ее доставили в дом великого князя Сергея Александровича. Спустя три года владельцы предоставили полотно на первую персональную выставку Васнецова.

Елизавета Федоровна занималась благотворительностью все годы, проведенные в России, и возглавляла общественные организации.

Основав знаменитую Марфо-Мариинскую обитель и покидая светскую жизнь, Елизавета Федоровна безвозмездно передала произведения искусства из семейной коллекции крупнейшим музеям России.

Среди картин, подаренных Третьяковской галерее, было и полотно «Сирин и Алконост», переданное в 1908-м году. 

Подписывайтесь на наш канал в TelegramКартинные Истории

18.02.2018

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a74c00de86a9ebfce7c1b11/5a8818719b403cb2b366a7bb

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали — В. М. Васнецов

Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

Традиционными славянскими символами радости и печали считались две райские птицы: Сирин и Алконост. В православных бестиариях о «сиринах» говорится, что это полулюди-полуптицы, обоеполые, поющие настолько сладкие песни, что слышавший их теряет рассудок, идет на голос, не замечая пути, падает в воду и умирает. По другой версии: забывает жизнь свою, уходит в пустыню и, заблудившись, умирает.

Сирины или вилы — духи водяных источников, умеющие летать. Впоследствии это племя в русском лубке превращается в одну единственную птицу. В легендах Западной Европы птица Сирин считается воплощением несчастной души.

Имя ее легко соотнести с греческими «сиренами», легенды о которых могли быть привезены в Древнюю Русь торговым людом, ходившим по рекам от самой Византии и Греции.

Сирены — хищные красавицы с головой и телом прекрасной женщины и с когтистыми птичьими лапами.

Они дочери владыки пресных вод Ахелоя и одной из муз. От отца они унаследовали дикий и злобный нрав, а от матери — божественный голос. Своим волшебным пением сирены заманивали на свой остров мореходов — те разбивали корабли о прибрежные рифы, а сами гибли в водоворотах или в когтях искусительниц. Сирен в древности часто изображали на надгробных памятниках и называли Музами Загробного мира.

Об Алконосте, в православной традиции, сообщается, что это птица, которая выкладывает свои яйца в морскую глубину посреди зимы, а яйца эти ПРАЗДНЫ — не портятся и наверх всплывают, как только приходит срок.

Алконост не сводит взгляда с поверхности воды и ждет всплытия, потому очень трудно выкрасть яйцо Алконоста.

Если это удается, то такое яйцо люди вешают под паникадилом в церкви, что является символом целостности и единения всего приходящего в нее народа.

Птица Алконост — пример Божьего Милосердия и божественного промысла, потому в те семь дней, когда Алконост своих деток высматривает, море спокойно. Корабелы эти дни ценят и называют Алконостскими или Алкионовыми.

Последнее наименование позволяет соотнести происхождение Алконоста с греческой легендой о царице Алкионе.

Дочь Бога ветра Эола, супруга царя Кеика, царица Трахины, Алкиона тщетно пытается отговорить своего мужа от морского путешествия-паломничества к святилищу Аполлона Кларосского в Малую Азию.

Кеик попадает в бурю и погибает вместе со всеми своими спутниками.

Алкиона долгие месяцы ждет своего мужа на берегу, к которому и выносит его труп. После этого Алкиона поднимается на утес и бросается с него в море. Боги смилостивились над Алкионой и воды коснулось не женское тело, а маховые перья с крыла зимородка. Алкиона и значит «зимородок».

Эта птица несет яйца и высиживает птенцов зимой, гнезда строит на морском берегу. Пение Алконост радостно, поскольку она обещает Рай. Пение Сирин, как указывают средневековые источники, щемяще, Сирин тоскует о потерянном Рае, просит о возвращении на небо.

В современной культуре Сирин и Алконост нерасторжимы, это устоявшиеся символы Горестного и Радостного пения.

(1

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/vasnecov-viktor/sirin-i-alkonost-pesn-radosti-i-pechali-v-m-vasnecov/

В.М. Васнецов

Главная — Художники — Васнецов В.М. Сочинение по картине Сирин и Алконост. Песнь радости и печали Васнецова (описание)

Сирин и Алконост. Песнь радости и печали

1896г, холст, масло, 133 x 250 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Две верных подруги – Любовь и Разлука – не ходят одна без другой».

Булат Окуджава

Традиционными славянскими символами радости и печали считались две райские птицы: Сирин и Алконост. В православных бестиариях о «сиринах» говорится, что это полулюди-полуптицы, обоеполые, поющие настолько сладкие песни, что слышавший их теряет рассудок, идёт на голос, не замечая пути, падает в воду и умирает.

По другой версии: забывает жизнь свою, уходит в пустыню и, заблудившись, умирает. Сирины или вилы – духи водяных источников, умеющие летать. Впоследствии это племя в русском лубке превращается в одну единственную птицу.

В легендах Западной Европы птица Сирин считается воплощением несчастной души. Имя её легко соотнести с греческими «сиренами», легенды о которых могли быть привезены в Древнюю Русь торговым людом, ходившим по рекам от самой Византии и Греции.

Сирены – хищные красавицы с головой и телом прекрасной женщины и с когтистыми птичьими лапами. Они дочери владыки пресных вод Ахелоя и одной из муз (Мельпомены или Терпсихоры). От отца они унаследовали дикий и злобный нрав, а от матери – божественный голос.

Своим волшебным пением сирены заманивали на свой остров мореходов – те разбивали корабли о прибрежные рифы, а сами гибли в водоворотах или в когтях искусительниц. Сирен в древности часто изображали на надгробных памятниках и называли Музами Загробного мира.

Об Алконсте, в православной традиции, сообщается, что это птица, которая выкладывает свои яйца в морскую глубину посреди зимы, а «яйца эти ПРАЗДНЫ – не портятся и наверх всплывают», как только приходит срок.

Алконост не сводит взгляда с поверхности воды и ждёт всплытия, потому очень трудно выкрасть яйцо Алконоста. Если это удаётся, то такое яйцо люди вешают под паникадилом в церкви, что является символом целостности и единения всего приходящего в неё народа.

Птица Алконост – пример Божьего Милосердия и божественного промысла, потому в те семь дней, когда Алконост своих деток высматривает, море спокойно. Корабелы эти дни ценят и называют Алконостскими или Алкионовыми.

Последнее наименование позволяет соотнести происхождение Алконоста с греческой легендой о царице Алкионе. Дочь Бога ветра Эола, супруга царя Кеика, царица Трахины, Алкиона тщетно пытается отговорить своего мужа от морского путешествия-паломничества к святилищу Аполлона Кларосского в Малую Азию.

Кеик попадает в бурю и погибает вместе со всеми своими спутниками. Алкиона долгие месяцы ждёт своего мужа на берегу, к которому и выносит его труп. После этого Алкиона поднимается на утёс и бросается с него в море. Боги смилостивились над Алкионой и воды коснулось не женское тело, а маховые перья с крыла зимородка.

Читайте также:  Сочинение-описание по картине единородный сын слово божие васнецова

Алкиона (Алциона) и значит «зимородок». Эта птица несёт яйца и высиживает птенцов зимой, гнёзда строит на морском берегу.

Пение Алконост радостно, поскольку она обещает Рай. Пение Сирин, как указывают средневековые источники, щемяще, Сирин тоскует о потерянном Рае, просит о возвращении на небо.

В современной культуре Сирин и Алконост нерасторжимы, это устоявшиеся символы Горестного и Радостного пения.

Kартины Третьяковской галереи

Источник: https://museumsworld.ru/vvasnetsov/tsirin96.html

«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»

Описание картины В. М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»

Виктор Михайлович Васнецов известен своим стремлением выражать мысли посредством обращения к древней языческой славянской символике, народным преданиям, былинам и сказкам. Ярким проявлением такого символизма является картина «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», написанная автором в 1896 году. В древние времена считалось, что в своём пении Алконост обещает Рай. Сирин, наоборот, тоскует об утраченном рае и умоляет о возращении на небо. Васнецов по древней традиции изобразил их виде полулюдей-полуптиц, только в отличие от обычного изображения, эти мифические персонажи представлены с головами прекрасных девушек, увенчанных короной, хотя по легенде они были обоеполыми.

У Алконоста перья разноцветные, на румяном лице играет радостная улыбка, она как будто размахивает крыльями в такт своей радостной песне. По легенде, пение этой птицы способно утешить страждущего, возвещает светлое будущее. Васнецов передал настроение этой птицы: когда Алконост поёт, то она не чувствует сама себя.

Сирин же, являясь воплощением несчастной души, покрыта опереньем чёрного цвета. Вся её поза говорит о скованности горем. Её голова в тоске опущена вниз, чёрные волосы беспорядочно развеваются по ветру, отчаянным жестом она подпирает крылом свою голову. Мертвенная бледность её лица, темные синяки под глазами подчеркивают её скорбь.

Обе райские птицы изображены сидящими на одном дереве, но по разные стороны от его ствола. Задний план усиливает ощущение контраста между двумя мифическими персонажами: рядом с Сирин листья пожухли, стали редкими и чёрными, а вокруг Алконост они зеленеют пышным цветом жизни.

Как и в других своих произведениях, Васнецов чётко передает гармонию между миром животных, людей и окружающей их природы.

ГАМАЮН, ПТИЦА ВЕЩАЯ.А. Блок на картину В. ВаснецоваНа гладях бесконечных вод,Закатом в пурпур облеченных,Она вещает и поет,Не в силах крыл поднять смятенных…Вещает иго злых татар,Вещает казней ряд кровавых,И трус, и голод, и пожар,Злодеев силу, гибель правых…Предвечным ужасом объят,Прекрасный лик горит любовью,Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!..

Источник: https://alindomik.livejournal.com/2304705.html

Самые известные картины Васнецова Виктора Михайловича

Русское искусство — это настоящий кладезь талантов и гениев своего дела — будь то архитектура, классическая музыка, балет или живопись. Сегодня мы остановим свой взор на творчестве великого русского живописца, иконописца и иллюстратора сказочных сюжетов — Васнецове Викторе Михайловиче.

Немного о художнике…

Родился будущий художник в маленькой деревушке под названием Лопьял в Вятской губернии в 1848 году.

С детства художник видел зеленые луга и красивые, небесно-голубые озера, густой, почти волшебный лес и огромные поля желтой пшеницы, все эти волшебные пейзажи впоследствии он изобразил на своих полотнах.

Заметили ли вы, что у этого живописца очень много изображений сказочных сюжетов? Это говорит о том, что Виктор Михайлович всю жизнь верил в чудеса, и любил сказки. А теперь давайте отправимся в путешествие по сказочным (и не только) сюжетам великого художника.

1

«Книжная лавочка» (1876)

В этой работе художник показывает нам, что в те времена необразованному крестьянину не чуждо было интересоваться литературой и наукой. Мы видим, что у книжной лавки собралось много народа, который с неподдельным интересом рассматривает книги и образа, которыми увешана лавка.

А рабочий с топором на спине даже решает купить один из образов. Даже старец с внуком выбирают книгу мальцу для общего развития и, так сказать, познания науки.

Таким образом Васнецов возвышает русский народ, говорит о его душевности, умению развиваться и постигать что-то новое, неизведанное, словно веря в свой народ, как идола.

2

«С квартиры на квартиру» (1876)

Как по мне, пожалуй, в коллекции художника эта картина является самой печальной и пессимистической. Автор любил сказки, но и видел все, что его окружает в реальности, поэтому старался через свои картины обратить на это внимание властей. Сюжет картины достаточно красноречив.

Здесь мы видим, как, немолодая пара ищет не такого дорогостоящего убежища, потеряв свое уютное жилье по каким-то причинам. Серый снег и скромное убранство людей делает этот сюжет еще более удручающим и трагичным. За их спинами зимний Санкт-Петербург. О самых красивых парках Северной Столицы у most-beauty.

ru есть интересная статья!

3

«Царь Иван Васильевич Грозный» (1879)

Благодаря данному историческому портрету Васнецова, мы именно таким себе и представляем этого первого, очень мудрого и очень грозного владыку Всея Руси — Ивана Васильевича Грозного.

Портрет получился очень глубоким, живым, проникновенным и исторически достоверным, ведь историки и искусствоведы подтвердили, что наряд царя выполнен с педантичной точностью того времени.

В этом и весь Васнецов, он всегда рисовал исторически точные картины, ничего не додумывая, что нельзя сказать о его сказочных сюжетах. Вот тут-то он давал ход своей бурной фантазии.

4

«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)

Эту историческую битву мы знаем еще со школьной скамьи благодаря «Повести временных лет» и Нестору Летописцу, который записал исторический ход тех древних событий в своей летописи, слух о которых дошел и до нас.

Любитель русской живописи и фольклора Виктор Васнецов не смог обойти эту тему, ведь защищая свою территорию и честь, богатыри не боялись ни мощного врага грозного войска половского, ни смерти, что не может не восхищать современного человека. Именно смерть является главным сюжетом картины.

Автор возвышает ее в глазах зрителя тем самым говоря о том, что умереть, защищая свою Родину, детей и жен — это настоящая честь и гордость.

5

«Ковер-самолет» (1880)

Все мы в детстве мечтали попасть в сказку, прокатиться на ковре-самолете, да отведать лакомый кусочек из скатерти-самобранки. Ведь в этом волшебном мире сбываются все заветные желания, чего не скажешь о суровой реальности, где часто всё так мрачно и непредсказуемо.

Именно эту мысль хотел донести нам, художник, когда создавал свою очередную сказочную картину под названием «Ковер-самолет». На красивом ковре-самолете над рекою летит Иван-богатырь, да не один, а с жар-птицей, подаренной ему Бабой Ягой.

Он спокоен и уверен в себе, ждут его новые приключения, а ведь в сказке по-другому нельзя.

6

«Алёнушка» (1881)

Самое интересное это то, что изначально Васнецов написал картину об обычной деревенской девушке по имени Аленушка, которую он увидел однажды и решил изобразить у озера в Ахтырке.

Ее печаль и боль так ошарашила мастера кисти, что он запомнил ее и написал.

А люди уже сами отнесли этот сюжет к сказке думая о том, что это сестрица Аленушка печалится о своем братце Иванушке, лежащем на дне озера.

7

«Крещение Князя Владимира» (1893)

Это историческое событие в становлении современной России, а тогда еще Киевской Руси, автор пропустить просто не смог. Ведь с крещением князя Владимира на наших землях появилось и закрепилось христианство. Тема религии очень близка автору работы, ведь его отец был священнослужителем.

Царь решил первым принять крещение и показать своим подданным пример. Этот момент крещения и запечатлел Виктор Васнецов, разумеется перед этим он много читал и проштудировал летопись «Повесть временных лет».

Хотя, когда смотришь на полотно, кажется, что он лично присутствовал на этом таинстве — так правдоподобно и живо все нарисовано.

8

«Палата царя Берендея» (1885)

Эти царские хоромы Вам ничего не напоминают? Да-да, очень похоже на искусный терем царя Гвидона в знаменитой «Сказке о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина.

Дело в том, что Виктор Васнецов был еще очень умелым, талантливым декоратором и после очередной работы над декорациями ему в голову пришла эта картина. Его работа вышла очень яркой и красочной.

А еще она очень хорошо рассказывает о развитии зодчества в Киевской Руси.

9

«Иван-царевич на Сером Волке» (1889)

Сюжет этой картины знаком каждому ребенку, ведь это один из эпизодов русской народной сказки «Иван царевич и серый волк», в котором Иван царевич и Елена Прекрасная верхом на волке спасаются от погони.

Мастер кисти обожал русский народный фольклор. Особенно сказки, поэтому картин с изображением сказочных сюжетов у него очень много, и именно его сказочные иллюстрации вошли во многие литературные издания.

10

«Песнь радости и печали» (Сирин и Алконост) 1896

Очень часто художник обращался к древнеславянской языческой тематике, которой интересовался и, по-моему, даже в нее верил. Вот к ней и относится это замечательное творение. Из давних времен мы знаем о двух силах, вечно противостоящих друг другу, и имя им: добро (Алконост) и зло (Сирин).

Именно их изобразил автор на своем полотне в виде двух красивых и немного мистических полуптиц с человеческими головами разной окраски, белая — это добро, а черная — зло. Они сидят на ветвях одного дерева и поют свои замечательные песни.

Алконост утверждает о вечном Рае, а вот Сирин наоборот говорит, что Рай утрачен и всех ждет вечная тьма, а кому из них верить каждый выбирает сам. А я все же соглашусь с белой птицей, Рай — он таки существует…

11

«Богатыри» (1898)

Я помню эту историческую и как мне раньше казалось сказочную картину с детства, ведь она висела в прихожей моей бабули и думаю еще в огромном количестве домов и квартир.

Кто же не знает легендарных богатырей русских: Илью Муромца, Алешку Поповича и Добрыню, которые на своих скакунах верных выехали в поле осмотреть свои владения, и поглядеть нет ли рядом врага нечестивого, и не нуждается ли люд добрый в их помощи.

Очень красивая картина, которую Васнецов писал целых двадцать лет, а в данное время ее можно увидеть в Москве в Третьяковской галерее.

12

«Снегурочка» (1899)

Картина Виктора Васнецова «Снегурочка», несмотря на внешнюю зимнюю суровость, пронизана сказочным теплом и волшебством. Невольно вспоминаешь рождественские вечера и бабушкины сказки у камина. На полотне изображена Снегурочка, робко бредущая по ночному лесу. Она кажется испуганной и осторожной.

Деревья и все, на что ни глянь, усеяны белоснежным снегом. Лес таинственный и молчаливый. Что ждет ее впереди она не знает, но недоброе предчувствие отображается на ее лице. Сказочный сюжет таит в себе вполне реалистичный подтекст — ощущение неизбежной беды.

Но остается надеяться, что и эта сказка с добрым концом.

13

«Гусляры» (1899)

На этом полотне мы видим трех мужей в белых рубахах, сидящих на лавке где-то в тереме, поющих песни и искусно перебирающих свои гусли.

Здесь автор рассказывает и показывает нам историю русской музыки, ведь гусляров очень любили и уважали в древней Руси.

Васнецов любил свою Родину и свой народ, и по этой причине в каждой работе пытался показать всю необъятную, безграничную красоту, и самобытность русской культуры, а также тяжелую жизнь простых крестьян.

14

«Прощание Олега с конем» (1899)

Эта работа создана как иллюстрация к известному нам по школьной программе стиху Пушкина. Узнав от волхва о том, что смерть ему принесет верный конь Олег решает с ним расстаться, именно это горькое прощание родных душ изобразил Васнецов.

Очень трогательное и душевное зрелище — воин в кольчуге и с мечем на боку прильнул к коню со слезами на глазах, а конь белогривый, словно чувствуя разлуку, нагнул свою голову и загрустил вместе с хозяином. Как всегда, картины Васнецова очень красочны, глубоки и точны.

Смотреть на них — одно удовольствие.

К слову, на нашем сайте most-beauty.ru Вы можете посмотреть на фото самых красивых пород лошадей в мире.

15

«Царевна-лягушка» (1918)

На картине этой изображена никто иная, как сама Василиса Премудрая. Она же и есть заколдованная царевна-лягушка, которая демонстрирует батюшке-царю свои волшебные возможности. Эта чудесная картина является иллюстрацией к сказке А.С.

Пушкина «Царевна-лягушка» и выполнена она очень умело. Глядя на это изображение, все мы знаем, что произойдет дальше.

Прекрасная девушка в изумрудном платье, извиваясь в танце, махнет левой рукой и сотворит озеро, а когда взмахнет правой, на озере появятся два прелестных белых лебедя.

Жаль, что мы не видим лицо Василисы, а только ее грациозный стан и шикарные густые волосы, но по лицам гусляров и их подтанцовывающим движениям можно понять, что они восхищаются ее красотой. На картине также изображен быт, яства и музыкальные инструменты, характерные данному периоду.

В заключение

Виктор Михайлович Васнецов один из самых любимых моих русских художников, думаю и не только. Наверное, потому, что его картины известны мне с детства, ведь очень много он рисовал сказочных сюжетов.

Благодаря ему русская живопись обрела новый виток и это — иллюстрация. Качественная, красивая и очень сказочная.

Художник каким-то волшебным образом заставляет зрителя оказаться среди его сюжетов и проникнуться теми давними событиями.

Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/samye-izvestnye-kartiny-vasnetsova.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector