Сочинение по картине видение отроку варфоломею нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс)

Обучающее сочинение-описание по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею» проводится в 8 классе на двух уроках после изучения темы «Житие Преподобного Сергия Радонежского».

Нестеров+Видение+отроку+Варфоломею.ppt

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Слово учителя: Мы с вами познакомились с житием Сергия Радонежского, знаем основные события его святой жизни, понимаем, почему он был причислен к лику святых. Сегодня мы познакомимся с картинами художника Нестерова, на которых он изобразил жизнь Преподобного Сергия.

Нестеров учился в московском училище ваяния и зодчества, потом в Академии художеств. Он увлёкся религиозным направлением в живописи. Все его картины изображали святых, Иисуса Христа, людей религиозных, религиозные обряды. Вместе с Васнецовым он расписывал Владимирский собор в Киеве, создавал фрески и иконы.

В Москве он расписал Покровский храм в Марфо-Мариинской обители.


 Нестеров глубоко понимал образ «умиротворённого человека». Глядя на его творения, мы поражаемся, с какой верностью самому себе художник воссоздавал свой мир, который не назовёшь иначе, как мир души. Ему была интересна духовная жизнь человека, такие его черты как смирение, умиротворение, погружение в себя.


   Нестеров создал целый цикл картин, изображающих жизнь Преподобного Сергия Радонежского.

  • Демонстрационный слайд
  • Первичное восприятие полотна, которое предстоит описывать.
  • Сегодня мы с вами напишем сочинение-описание по одной из этих картин «Видение отроку Варфоломею».
  • Беседа по картине
  • Какое же событие из жизни отрока Варфоломея, будущего Преподобного Сергия, изображено на этом полотне?

Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс)

Данный слайд нацелен на предупреждение речевых ошибок. Ребята вспоминают приобретённые ранее навыки работы с сочинением по картине.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение по картине над вечным покоем левитана (4, 5, 7, 8 класс описание)

Оценим за полчаса!

Но прежде всего мы должны с вами вспомнить, как надо работать над сочинением-описанием по картине.

ПК (ответы на вопросы)

  • Шедевр, произведение искусства, полотно
  • Мастер, Нестеров, автор полотна, живописец
  • Изобразил, создал

Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс)

На данном этапе урока ребята вспоминают сведения об отличии рисунка от картины. Это необходимо для разграничения понятий и предупреждения лексических ошибок. Ребята не должны использовать в сочинении по картине слова «рисунок», «нарисовал».

Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс)

Этот слайд нацелен на  повторение знаний по технологии написания сочинения. Также по ходу демонстрации слайда ребята начинают коллективно составлять план.

Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс)

Знакомя с этим отзывом Паустовского о полотне, учитель демонстрирует идею работы. Именно эту мысль и надо проводить в сочинении всеми средствами: и композиционными, и языковыми. Эти слова можно использовать как тезис сочинения. Учитель просит ребят написать вступление.

Пример вступления

М. В. Нестеров – прекрасный русский художник конца 19 начала 20 века, которого интересовали религиозные сюжеты. На своих полотнах он изображал странников, божьих людей, святых. Художник создавал иконы и фрески, расписывал храмы в Киеве, Москве. В своём творчестве он создал образ умиротворённого человека.

Глядя на его творения, мы поражаемся, с какой верностью самому себе художник воссоздавал свой мир, который не назовёшь иначе, как мир души. Ему была интересна духовная жизнь человека, такие его черты, как смирение, умиротворение, погружение в себя.

Живописца привлекали люди неординарные, святые страстотерпцы, поэтому он создал целый цикл полотен, изображающих жизнь Преподобного Сергия Радонежского. Одна из этих картин называется «Видение отроку Варфоломею».

На ней мы видим тот эпизод из жизни святого, когда он встретил в поле святого старца, который выслушал горе мальчика о том, что ему трудно читать, и ответил отроку, что дастся ему разумение святого писания не от людей, а от Бога. Эта встреча была знаменательна для Варфоломея, потому что она предсказала, что он избранник Божий.

Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс)

Ребята не только составляют план, но и предупреждают логические ошибки, придумывая переходы-«мостики» от части к части.

ПК

  • Паустовский назвал этот шедевр … (дальше цитата)
  • С Варфоломея
  • Смиренный
  • В глазах, в молитвенно сложенных руках

Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс)

Данный слайд останавливает внимание учащихся на композиционном центре полотна – фигуре мальчика. Подбираем материалы к описанию отрока.

ПК

  • С позы, с рук
  • Молитвенно сложенные руки, вопрошающие голубые глаза
  • Овсяная голова, белая косоворотка, пёстрые шаровары, расписные онучи

Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс)

Данный слайд тренирует умения учащихся излагать мысли в логической последовательности.

Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс)

Теперь описываем фигуру старца

ПК

  • Нет
  • Нимб
  • Это символ святости
  • Ковчежец
  • В рясу с капюшоном
  • Святой старец-черноризец

Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс)

Переносим внимание на задний план полотна

  • Что мы видим на заднем плане полотна?
  • Убегающую вдаль дорогу, которая ведёт к храму, сжатые поля, тонкие берёзки и осинки, покрытые лесом склоны холмов.

Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс)

Рассматриваем его в деталях.

ПК

  • Нехитрый русский пейзаж
  • Своей чистотой, тишиной, неяркостью. Такая природа будит не ликование и радость, а смиренную созерцательность, погружение в себя.

В заключение надо сделать какой-то высокий аккорд, ведь картина действительно проникнута духом святости и тишины осенней Руси.

  • О чём мы напишем в заключении?
  • О своём отношении к этой картине, о тех чувствах и мыслях, которые она будит, о значении этого шедевра в культуре России.

Пример заключения

Этот нестеровский шедевр ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. Он будит в нас раздумья о чистоте и голубиной святости Руси, надежду на то, что русский дух  не выведется вовеки, что никакая сила не пересилит нашу силу.

Это картина – хрустальный светильник, зажжённый художником во славу своей страны.

Не перестанут наши дороги вести к храму, не перестанет над Россией звенеть малиновый звон, не перестанут русские художники и поэты прославлять красоту национального характера.

Демонстрируется образец описания Варфоломея. Это возможно делать в классах со слабой мотивацией. В более сильных классах данный слайд можно скрыть и предложить задание для самостоятельной работы.

ПК

Мостик-переход: Благочестивый, не по-детски смиренный взгляд устремлён на старца-черноризца.

  1. На этом слайде также показан образец описания старца.
  2. ПК
  3. Мостик-переход от старца к пейзажу: Чёрная ряса монаха ярко выделяется на фоне золотистых сжатых полей и пастельных тонов всего пейзажа.

Пейзаж ребята описываю самостоятельно.

ПК

Пейзаж представляет перед нами Россию во всей простой, незатейливой красоте. Убегающая вдаль дорога ведёт к старинному деревянному храму, пропитанному легендами и сказками.

Малиновый звон колоколов разносится по всей округе: и над белыми тонкими берёзками, и над дрожащими осинками, и над синеглазыми реками. В чистом, как ключевая вода, воздухе, виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка.

Это зрелище открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слёзы.

Итак, мы закончили собирать материалы к сочинению. Теперь можно собрать «мозаику» воедино. Переходим к следующему слайду.

Ошибки в сочинении «Видение отроку Варфоломею»

Видение+отроку+Варфоломею+ошибки

Логические (отсутствие связи)

  • Нестеров был товарищем Саввы Мамонтова, поэтому часто гостил в Абрамцеве. Подмосковная природа, близость к святым местам Радонежа и вдохновили его на создание (какого?) полотна.
  • Художник посвящал свои полотна людям святым, людям, нуждающимся в помощи. Одним из них был Преподобный Сергий Радонежский. (Получается, Сергий нуждался в помощи?)
  • Над головой черноризца светится нимб, значит, отрок разговаривает со Святым.

Надо изменить фрагмент так, чтобы появилась связь.

Речевые

  1. Неоправданные повторы слов
  • Перед ним, под большим деревом, предстал странный старец в чёрной длинной ризе. В руках у старца просфора.
  • Крупным планом изображён деревенский мальчик и старец, одетый в ризу. Мальчик молитвенно сложил руки… 
  • Старец человек святой. В руках старец держит ковчежец.

Использовать местоимённую замену, синонимы.

  1. Лексические ошибки (штампы)
  • Нестеров – великий русский художник;
  • красивый осенний пейзаж;
  1. Лексическая ошибка (незнание значения слова)    простотерпец (старстотерпец)
  2. Лексическая несочетаемость
  • разбегается малиновый звон, издававшийся от куполов,
  • колокола создают малиновый звон;
  • тихая осенняя палитра перекликается с персонажами;
  • косоворотку, переплетённую кушаком;
  • благочестный взгляд;
  • его фигура выражается на фоне сжатых полей;
  • рисовал портреты;
  • Он является частью растения (т.е. дуба)
  1. Неверно подобранное слово из ряда синонимов  
  • Картина вызывает сильные чувства: умиротворение, спокойствие, умиление.
  • Красочные картины

Грамматические

  1. 6.       Текст не разделён на предложения. Один предмет – одно предложение!
  • У него овсяная голова, одет он в белую косоворотку, подпоясанную кушаком…
  • Молитвенно сложенные руки на груди, вопрошающие глаза, смотрящие прямо перед собой.
  • Овсяная голова, символизирующая Россию.
  • Белая косоворотка, подпоясанная кушаком.
  • Пёстрые шаровары, заправленные в онучи.
  • У него русые волосы, он одет в белоснежную косоворотку, которая затянута кушаком, пёстрые шаровары надеты на нём, на ногах у него расписные онучи…
  •  Поделить на предложения точками, в каждое предложение добавить сказуемое или заменить причастие глаголом или кратким причастием.
  • … в пёстрых шароварах, заправленные в расписные онучи
  • Написал много картин, который посвятил духовным лицам;
  • ковчежец, из который достаёт просфору…;
  • в чистой, как ключевая вода, воздухе…;
  • косоворотка, подвязанный кушаком;
  • взглядом, устремлённом на старца;
  • на святого старца, помогшему мальчику;
  • Чёрное одеяние, сливающиеся с деревом
  1. В предложении нет основы   Даже само событие, как предсказание.
  2. От этой картины нельзя остаться равнодушным (Картина не оставит никого равнодушным)
  3. Нет сказуемого  Его руки молитвенно сложенные  (Его руки молитвенно сложены)
  4. Пропуски слова  
  • Это зрелище открывает в нас такие глубокие____ любви к своей родной земле…;
  • Над головой у него ____ золотой нимб.
  1. Синтаксические ошибки при построении предложения с деепричастным оборотом.
  • Глядя на это полотно, на душе становится тихо и спокойно. Заменить СПП
  • Глядя на это произведение искусства, в душе воцарилась гармония. Заменить СПП
  1. Нарушение управления  Его лицо не видно
  2. Нестеров, писав эту картину…

Орфографические

  • Ведение отроку Варфоломею, овсянная голова
  • Его пёстрые шаровары заправленны в расписные онучи.
  • Убегающая в  даль дорога
  • Не   хитрый русский пейзаж
  • Исскуство
  •  О житие Преподобного Сергия
  • Варфаламей
  • Буд-то
  • Будующем
  • Так___же мы видим высокий холм
  • И___ так, …

Пунктуационные

  1. Деепричастный оборот    Глядя на такую природу хочется погрузиться в себя
  2. СПП и прямая речь    «Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого  у кого есть сердце»  — говорил К. Г. Паустовский
  3. ССП  
  1. За всю свою жизнь он написал очень много картин  и одна из них в честь Сергия Радонежского
  2. Его руки молитвенно сложены   и глаза смотрят на старца.
  3. Он одет в белую косоворотку, расшитые шаровары   и на ногах у него красные онучи.
  1. Причастный оборот   Видны тонкие берёзки___ стоящие вдоль речек.
Читайте также:  Слово о полку игореве. анализ сюжета и особенностей произведения

Источник: https://www.sites.google.com/a/uvk6.info/ucitelu-russkogo-azyka-na-zametku/razvitie-reci/socineniapokartinam/socinenie-opisaniepokartinenesterovavidenieotrokuvarfolomeu

Нестеров М.В. «Видение отроку Варфоломею». Описание картины

Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс)

1889-90 г. 211 x 160 см. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

 Описание картины Нестерова М.В. «Видение отроку Варфоломею»

Важную роль на картине Нестерова М.В. играет пейзаж, который достаточно эмоционален, соответствует настроению героев. На заднем плане мы видим бледное бело-желтое небо. Основным цветом на картине является желтый, так, что можно предположить, что это ранняя осень.

Вдали изображена деревянная церквушка, два голубых купола которой похожи на васильки, растущие на зеленом лугу. За ней виднеется небольшая деревушка, а за деревушкой – бескрайний простор.

Недалеко от церкви находятся огороды. Темно-зеленые посевы чем-то напоминают капусту. По бокам изображены густые леса, они словно обрамляют картину, придают ей глубину.

Слева изгибами протекает маленькая речка.

На переднем плане автор изобразил отрока Варфоломея и старца. Мальчик с восхищением и огромным вниманием смотрит на игумена. Видна худоба мальчика: истощенное лицо, синяки под глазами.

Его светло-русые волосы гармонично сочетаются с цветами деревьев и поля. Ребенок молитвенно сложил худющие и тоненькие ручки. Спина и колени у него чуть согнуты, он как бы намеревается преклониться перед старцем.

На мальчике простая крестьянская одежда белого цвета. Автор хотел показать чистоту детской души.

Перед отроком стоит старец. Капюшон скрывает его лицо, а также всю голову, видно лишь часть седой бороды старца. Она говорит о том, что перед мальчиком стоит старый мудрец. Вокруг его головы – нимб, который практически растворился в желтом цвете деревьев. В руках старец держит ларчик с просфорой. На нем надет черный плащ и накидка с красными крестами.

Пейзаж на картине реалистичен, но в изображенных фигурах виден мотив сказочности. Произведение вызывает чувство грусти и спокойствия. Автор показал чистоту и красоту русской природы.

Лучшие картины Нестерова М.В.

Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс) Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс) Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс) Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс)
Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс) Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс) Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс) Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс)
Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс)

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/nesterov-m-v/nesterov-m-v-videnie-otroku-varfolomeyu/

Описание картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

Сочинение по картине Видение отроку Варфоломею Нестерова (4, 6, 7, 8, 9 класс)

Один из циклов своих картин Нестеров посвятил жизни и деятельности Сергия Радонежского. Многие русские философы считали основанный Сергием Троице-Сергиев монастырь основой, началом русской духовности.

Одной из лучших работ этого цикла является «Видение отроку Варфоломею». Фигуру Варфоломея художник писал с натуры, но позировала ему девочка, в которой Нестеров сразу распознал так необходимые ему черты. Пейзаж, изображённый на картине, художник рисовал тоже с натуры, в деревне Абрамцево. Нестеров стремился к максимальной реалистичности изображения, и это у него получилось очень хорошо.

В основе сюжета картины лежит легенда. Юному Варфоломею никак не удавалось овладеть грамотой. И вот однажды, когда он разыскивал сбежавших жеребят, явился ему на поле под дубом святой старец. Мальчик не растерялся и обратился к таинственному иноку с просьбой помочь в учении.

Тот, сотворив надлежащую молитву, со словами наставления и благословения достал дароносицу и протянул пастушку кусочек просфоры, после чего старания отрока были вознаграждены: ему удалось постичь «книжную грамоту» и прочесть Святое Писание.

Со временем Варфоломей принял постриг и стал известен под именем Сергия Радонежского.

В картине любовной бережной кистью «вырисован» типичный пейзаж среднерусской природы — холмы, тонкоствольные деревца, высокие травы. В этом ландшафте мальчик-пастух напоминает молодую березку, а таинственная монашеская фигура — темный ствол старого дерева, у которого он стоит. В руках старец держит ковчежец, который по форме очень похож на храм — будущее детище Сергия Радонежского.

Мальчик кажется чуть побледневшим при встрече с ангелом — с непонятным, высшим существом. Но во взгляде его больше почтительного внимания, чем испуга и удивления.

Он послушно сложил ручки, старательно повторяя молитву вслед за своим неожиданным наставником.

С любовью выписанный тихий, пасторальный осенний пейзаж, незатейливая деревянная церковка неподалеку — легко поверить, что это край, в котором святые хоть и редко, но являются детям, и в каждой избе образа — как лица близких людей.

За спиной пастушка в белой рубахе — тонкая молодая белоствольная березка; старец, облаченный в черную ризу, склонил голову, стоя под коренастым вековым дубом с потемневшей от времени корой и пожухшей листвой. Стар и млад, а за ними — два дерева. Символ преемственности, дарования знаний тому, кто пока юн и неопытен, но полон жизненных соков и готов тянуться к свету…

На заднем плане изображена обычная сельская местность, огороды, а фигура Сергия Радонежского максимально приближена к дереву, чтобы внимание зрителя не отвлекалось от мальчика, на глазах которого происходит чудо. Это художник подчеркнул позой и выражением лица Варфоломея.

  • Год написания картины: 1890.
  • Размеры картины: 211 x 160 см.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: религиозная живопись.
  • Стиль: символизм.
  • Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/nesterov-mihail/videnie-otroku-varfolomeyu/

Сочинение по картине Нестерова "Видение отроку Варфоломею" методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Сочинение по картине М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

  • Цели: — помочь учащимся понять идею картины;
  •         — обогатить словарь учащихся историзмами и архаизмами;
  • — формировать гражданские и нравственные чувства старшеклассников.
  •                                 Ход урока:

1. Вступительное слово.

Каким представился вам этот святой, «просиявший в земле Русской»? Человеком нравственной чистоты, мудрым, умным, посвятившим свою жизнь Богу и людям.
Кем было составлено «Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца»? В 1418 году учеником Епифанием.
Преподобный – максимально (очень) подобный высшему идеалу. Преподобными называют святых, которые своими подвигами и святостью жизни достигли высшего нравственного достоинства.
В какую историческую эпоху жил Сергий Радонежский? В 1314-1392гг, во времена нашествия татаро-монгольских полчищ.
Расскажите о семье, в которой воспитывался Варфоломей, будущий Сергий Радонежский? Родители Варфоломея были благочестивы и праведны. Будучи знатными ростовскими боярами, они тем не менее вели жизнь простую, с крепким укладом.
Что огорчало Варфоломея в период обучения его в церковной школе? Не мог постичь грамоту, что огорчало и его самого, и родителей, и учителя.
Сумел ли художник на картине выразить черты характера, свойственные Варфоломею? Да, художник запечатлел в созерцательной позе мечтательного, тихого и скромного мальчика.

2. Рассказ о художнике.

        Михаил Васильевич Нестеров родился в семье, жившей по старинному укладу: ходили в церковь, соблюдали посты, радовались праздникам. Все переживания детства Нестерова, его представления о высшей правде, о совершенной красоте связывались с религиозным чувством, что не могло не отразиться в его художественном творчестве.

В 1877 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Нестеров рано стал самобытным художником, сказавшим свое слово в искусстве. Героями своих картин художник выбрал людей особого склада, натуры, чистые в своих помыслах.

Картиной «Видение отроку Варфоломею» Нестеров начал ряд картин, посвященных жизни и трудам Сергия Радонежского, выдающегося деятеля древней Руси, способствовавшего ее объединению.

Нестеров вспоминал: «Я писал жизнь хорошего русского человека 14 века, лучшего человека древних лет Руси, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Эту прекрасную жизнь я и пытался передать».

В его картинах высказано свое понимание идеи русского народа, русского духа в крутые переломные эпохи истории.

3. Беседа по картине.

Какой момент легенды отражен на картине? Отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания его молитвы.
Что вы видите в глазах мальчика? Душевную чистоту, спокойствие, ожидание, но они печальны.
Как вы думаете, о чем диалог двух встретившихся людей? Варфоломей поведал монаху свою печаль: он не может овладеть грамотой. Монах ему сказал, что теперь, по благословению Божьему, он научится читать и будет мудрым.
Каким изображен старец-монах? Его лицо почти целиком закрыто капюшоном. Он стоит, слегка наклонив голову.
Что можно сказать про пейзаж картины?
  1. Пейзаж в картине тесно связан с человеком, с настроением мальчика.
  2. Изображена осень: нивы сжаты, покраснела рябина, облетают золотые листья берез.
  3. Природа охвачена тишиной, в ней нет ярких красок.

— Нестерова, по его собственному выражению, в искусстве «всегда больше привлекала не внешняя красота, а внутренняя жизнь и красота духа». И в герое его картины угадывается жажда духовного совершенства, готового к испытаниям и лишениям.

4. Работа с текстом.

1. Все знают  картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Для многих этот отрок, этот деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами – белоголовый, худенький, в онучах – кажется олицетворением стародавней России – ее сокровенной тихой красоты, ее неярких небес, нежаркого солнца, сияния ее неоглядных далей, тихих лесов, ее легенд и сказок.

Картина эта – как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России.

Самое замечательное в этой картине – пейзаж. В чистом, как ключевая вода, воздухе видны каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка – березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть.

Это зрелище трав, синеглазых рек, взгорий и темных лесов, что как бы прислушиваются к долетающему вполголоса звону, открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слезы.

Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. В нем выражена прекрасная сущность русского характера. (К. Паустовский. «Заметки о живописи»)

Чем вас заинтересовал текст К.Паустовского? Поэтичность описания картины, безграничная любовь автора к родной земле, язык писателя красив.
Какими художественно-изобразительными средствами языка пользуется писатель для описания картины и своих чувств? Использует эпитеты: хрустальный светильник, синеглазые реки, тихая красота России; сравнения: чистый, как ключевая вода, воздух; девочка-березка; ударяет по сердцу, сдержать невольные слезы – оценочные словосочетания.
К какому стилю речи мы можем отнести этот текст? Художественный стиль с элементами публицистического (обращение к читателям, стремление их убедить, эмоциональность)

— В тексте 154 слова, из них прилагательных – 26, причастий – 4, существительных – 52, глаголов – 9. Исходя из этого, можем сделать вывод, что текст представляет собой описание с некоторыми элементами повествования.

2. «Художник, часто живя недалеко от Троице-Сергиевского монастыря, хорошо знал природу этих мест. В основу будущей картины «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890гг) легло множество пейзажных зарисовок, пронизанных тонким поэтическим чувством.

Маленькая болезненная девочка из деревни Комякина послужила моделью для отрока Варфоломея.

Мягкие очертания холмов, ритмически повторяемые первым и вторым планами, тонкие деревца, покрытые осенней листвой, прозрачный воздух создают особый мир, исполненный созерцательности и тишины.

Хрупкая фигура отрока с молитвенно сложенными руками кажется трогательно-беззащитной.

Но печально-проникновенное выражение глаз, в которых светятся непоколебимая вера и желание служения этой вере, поражают недетской силой убежденности.

Более лаконична фигура монаха. Капюшон почти целиком закрывает его лицо. Легкий наклон головы, тонкие пальцы, держащие ковчег, создают образ, лишенный зримой конкретности, несущей в себе некую отвлеченность, призванную открыть истину тому, к кому он послан.

Картина была экспонирована на 18 передвижной выставке. Она несла идею, которая еще не находила  в русском искусстве этой эпохи своего живописного выражения, идею, заключавшую в себе веру в возможность чудесных нравственных перевоплощений в духовной жизни человека». (П.А.Буевская)

Что нового о картине вы узнали из этого текста? Художник писал картину недалеко от Троице-Сергиевого монастыря. Моделью образа Варфоломея послужила девочка из деревни. Обращено внимание на фигуру монаха.
Есть ли разница в языковом оформлении текстов и в чем она заключается? Язык Паустовского поэтичен; он использует яркие образные средства для описания картины и передачи своих чувств.Текст Буевской менее эмоционален, автор сообщает о содержании картины более спокойно, не выражая открыто своих чувств, впечатлений, поэтому язык ее текста не так красочен.
К какому стилю можно  отнести 2-ой текст? К научно-популярному: популярно и доступно рассказано о картине, использованы искусствоведческие термины.
Какой тип речи присутствует в тексте? Описание и повествование, но преобладает описание.

— В тексте несколько абзацев, разных по объему. Они выделяются по признаку единства и некоторой законченности содержания. Есть повествовательные элементы: в них сообщается о создании картины (используются предложения с причастными и деепричастными оборотами, употребляются глаголы прошедшего времени, много описательных слов)

— Мы убедились, что и писатель Паустовский, и искусствовед Буевская для раскрытия содержания картины и ее изобразительных средства используют описание, но стиль описания различен, поскольку авторы решали различные задачи: один стремился передать свое впечатление, восприятие, чувства, целью другого было раскрыть содержание и смысл картины.

5. Написание сочинения.

        -Приступая к работе, уясните, о чем вы хотели бы рассказать и как, в какой форме (тип, речь, стиль).

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/06/sochinenie-po-kartine-nesterova-videnie-otroku-varfolomeyu

Сочинение по картине Нестерова Видение отроку Варфоломею

Нестеров Михаил Васильевич один из самых знаменитых религиозных художников того времени. Благодаря своей семье и тому воспитанию, в котором он вырос и получил, ему удалось создать множество шедевров на религиозную тематику. Благодаря своему творчеству, он приобрел широкую популярность.

Одной из самых известных картин, посвященных религии есть картина “Видение отроку Варфоломею”. Все свои работы художнику посвящал людям. Данное произведение было посвящено святому Сергию Радонежскому. Этот превосходный холст, как первооткрыватель, как новая страничка в живописи.

После нее вошла волна картин на данную тематику.

Художник изучал жизнь святого с большим интересом. Святой Сергий Радонежский нес в себе надежду, что в скором времени на Руси возродится дух монастырской жизни. Все старались брать пример со святого.

Читайте также:  Когда нужно сдерживать душевные порывы? - сочинение 11 класс

В больших монастырях начали строительство храмом, писались иконы. Художник, когда писал полотно, проживал вблизи самого святого. И мог, более подробно, ознакомится с его жизнью и деятельностью.

На картине изображены два человека. Это один из дней жизни святого в далеком детстве. Тот по приказу отца был в поиске скотины, которая куда-то пропала.

Парень блуждал по долине и встретил странного старца. Он остановился уточнить у него, не видел ли он овец. Тот стоял загадочно под деревом, его лица не видно, видно только седую бороду.

А незнакомый старец, подарил ему дар постижения смысла Священного Писания и премудрости.

Мы видим как молодой мальчишка, одетый в русскую национальную одежду, белая подпоясанная рубашка, синие шаровары, красные сапоги, с кнутом на пояске стоит лицом к старцу, который одет в черный балахон, его голова светится как нимб. Лица мы не видим. Видно только как он что-то держит в руках.

А парень тем временем скрестив руки, внимательно слушает. Они стоят под могучим деревом, в ногах высокая зеленая трава. Как раз разгар лета. За спиной высокие зеленые холмы.

Маленькие соломенные домики с огородами, и высокий храм за домами. Видно не большую синюю речку, которая простирается вдоль всего оврага. Светло-голубое небо спокойно.

В полотне присутствует какая-то загадка и таинственность. Так как в этот момент передается дар постижения смысла Священного Писания и премудрости.

Вариант 2

Один из моих любимых русский художников это Михаил Васильевич Нестеров, посещая выставки, где находятся его картины, у меня всегда возникало огромное количество ярких эмоций и появлялось воодушевленное чувство.

Этот человек действительно заслужил звание деятеля искусств РСФСР .

Художник родился в 19 мая 1862 года в городе Уфе, ему посчастливилось стать сыном интеллигентных родителей, которые дали ребенку хорошее воспитание, образование и окружили любовью.

С самых малых лет Михаил Васильевич начал восторгаться природой, и основным жанром его картины были пейзажи.

Так на картине “Видения отроку Волфоломею” на переднем плане выступают действующие фигуры, на которые и сделан акцент в работе, но стоит взглянуть за спины главных героев, как перед тобой встают необыкновенной красоты пейзаж.

Такую природу мог написать, только по настоящему талантливый мастер, но не только мастерски выполненная работа может оставить впечатление, а и сам сюжет, ведь это первая картина посвященная Сергею Радонежскому.

Смотря на картину, чувствуется вся чистота, святость главного героя и лично мне, после знакомства с этим холстом хочется верить во что-то воистину светлое, доброе и бескорыстное.

Школьное сочинение для 8, 9 класса

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-raznye-temy/sochinenie-po-kartine-nesterova-videnie-otroku-varfolomeyu.html

Сочинение по картине М. В. Нестерова Видение отроку Варфоломею

Сочинение по картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

  • Задачи:
  • Учить передавать свои впечатления от того, что создано художником.
  • Формировать умения высказывать свои мысли связно и логично.
  • Пробудить интерес к живописи.
  • Главное в искусстве — это столкновение с больши­ми мыслями художника, который заставляет и зри­теля подумать о том большом, что хотел сказать художник.
  • Б. Иогансон
  • Ходурока
  • IВступительное слово учителя.

Разные виды искусства взаимосвязаны. Произведения изобразитель­ного искусства нередко предстают перед нами на страницах художествен­ных произведений. Вместе с тем многие работы мастеров изобразительного искусства навеяны литературными произведениями, связанными со словом.

Рассматривая и оценивая художественную картину, зритель неволь­но соединяет в своём сознании изображение со словом. Так возникает, на­пример, научно обоснованная оценка художественного текста, данная ис­кусствоведом, критиком.

  1. Наша с вами задача состоит в том, чтобы мы могли передать свои впечатления от того, что создано художником.
  2. Как вы понимаете слова, взятые в качестве эпиграфа?
  3. Действительно, мы сегодня попытаемся «столкнуться с большими мыслями художника» Михаила Васильевича Нестерова.
  4. II Работа с репродукцией.
  5. Знакомство с художником.

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942), известный живописец, автор талантливых, своеобразных картин, создатель поэтических религиоз­ных образов, связанных с этическими исканиями 1880-1910 годов («Виде­ние…

», «На Руси»), В советское время писал глубокие, острохарактерные портреты деятелей советской культуры «И. П. Павлов», «В. И. Мухина».

Лауреат Государственной премии СССР (1941), заслуженный деятель ис­кусств РСФСР (1942).

  • Внимательно рассмотрите репродукцию картины «Видение отроку Варфоломею».
  • Что изображено на ней?
  • Что вам известно о людях, изображённых на картине?
  • Что вам известно о событии, изображённом на картине?
  • Знакомство с «большими мыслями» художника (замысел картины).

«Видение отроку Варфоломею» (1889-1890) — одна из наиболее ин­тересных работ художника. Замысел картины о юности Сергия Радонеж­ского возник у М. В. Нестерова в Абрамцеве. В XIV в. в этих краях жил Варфоломей (в монашестве стал Сергием и под этим именем вошёл в исто­рию). Сергий Радонежский — один из выдающихся людей своего времени.

Он сыграл большую роль в объединении враждующих русских князей на­кануне Куликовской битвы, основал монастырь, который позже (с 1744 г.) стал именоваться Троице-Сергиевой лаврой. (Лаврами в России называли крупные, наиболее известные монастыри.)

Вот что писал о замысле картины автор: «Интерес картины заклю­чаться должен в поэтичности и простоте трактовки её. Достигну ли я этих, по-моему, главных условий картины, скажет будущее.

Серый, осенний день клонится к вечеру, тихо стоит еловый бор на пригорке, ветер не шелохнёт и листочка молодых рябинок и берёз, раски­нувшихся по откосу сжатого поля, далеко видно кругом, видна и речка, и соседние деревни. За лесом выглядывает погост, на нём благовестят к ве­черне…

Уже давно Варфоломей ходит по полю. Отец послал его искать ло­шадей. Он устал, хотел присесть у дуба, подходит поближе, около него стоит благообразный старец.

Он молится. После молитвы старец любовно подозвал Варфоломея к себе, благословил его, утешил и дал ему частицу тела Господня, а затем вместе с Варфоломеем пошёл в дом отца его…»

  1. Б е с е д а.
  2. — В чём, по мнению автора, должен был заключаться интерес к картине?
  3. — Достигает этого, по-вашему, автор?
  4. — В чём проявилась поэтичность трактовки?

Расскажите, на каком фоне происходит главное событие? Можно прочитать стихотворения Пушкина «В багрец и золото одетые леса…

», Есенина«Молочный дым качает ветром сёла, но ветром нет,есть только тихий звон», Блока «Твои мне песни ветровые, как слёзы первые любви», Алексея Толстого «Благословляю вас, леса», Бунина «Сторона ль моя ты сторонушка, вековая моя глухомань»).

Словарная работа.

Погост — первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Позднее центр округа, крупное селение с церковью и клад­бищем. С XVIII в. погостом называют отдельно стоящую церковь с клад­бищем. Позднее сельское кладбище.

  • Благовестят — от благовест — праздничный колокольный звон, со­вершаемый одним колоколом.
  • Вечерня — одна из христианских церковных служб.
  • Благообразный старец, черноризец — монах.
  • Пресвитер — священник.

Пейзаж — фр. Вид, изображение какой-либо местности. В живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения — природа.

Какое событие явилось основой сюжета картины?

III.Работа над отрывком исторического очерка «Преподобный Сергий Радонежский» Бориса Зайцева. (Автор рассказов, повестей, ро­манов, очерков, пьес, произведений на религиозные темы, с 1922 г. жил за рубежом.)

Запись в тетрадь по развитию речи опорных слов и словосочетаний.

• Исторический очерк «Преподобный Сергий Радонежский» напи­сан на основе древних источников — легенд, преданий, а также жи­тия, составленного Епифанием Премудрым. С очерком вы знакоми­лись в 8 классе. Прочитаем только те отрывки, которые иллюстри­руют сюжет картины М. В. Нестерова.

«Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо, а Варфоломею наука не давалась…

И вот, деревенская картинка, так близкая и так понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать. Наверно, мальчик уже не раз бродил так, по полям, по лесу, быть может, у побере­жья озера ростовского и кликал их, похлопывая бичом, волочил недоуздки…

Теперь он — очень удручённый неудачами — нашёл не то, чего искал. Под дубом встретил старца черноризца, саном пресвитера. Очевидно, старец его понял.

— Что тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слёзы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог одолеть грамоту.

И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей — че­рез плечо недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял час­тицу просфоры (круглая булочка, употреблявшаяся в христианских обрядах), бла­гословил ею Варфоломея и велел съесть.

— Это даётся тебе в знак благодати и для разумения священного Писания. От­ныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.

О чём они беседовали дальше, мы не знаем. Но Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как обычно странников. Старец по­звал мальчика в моленную и велел читать псалмы. Ребёнок отговаривался неумени­ем. Но посетитель сам дал книгу, повторивши приказание.

Тогда Варфоломей начал читать, и все были поражены, как он читает хоро­шо…»

IV. Работа над сочинением.

Прослушивание первых вариантов устных описаний.

Чтение отзыва К. Г. Паустовского.

Сравните свои впечатления от картины с тем, что пишет о ней Пау­стовский.

«Все знают картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Для многих этот отрок, этот деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами -белоголовый, худенький, в онучах, — кажется олицетворением стародавней России — её сокровенной тихой красоты, её неярких небес, нежаркого солнца, сияния её не­оглядных далей, её пажитей и тихих лесов, её легенд и сказок.

Самое замечательное в этой картине — пейзаж. В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка-берёзка. Всё это кажется драгоценным. Да так оно и есть.

Это зрелище трав, синеглазых рек, взгорий и темных лесов, что как бы при­слушиваются к долетающему вполголоса звону, открывает в нас самих такие глу­бины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спо­койному человеку сдержать невольные слёзы.

Картина эта — как хрустальный светильник, зажженный художником во сла­ву своей страны, своей России…

Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. В нём выражена прекрасная сущность русского характера».

— В чём поэтичность этого отзыва?

Домашнее задание.

Написать сочинение по картине Нестерова М. В. «Видение отроку Варфоломею».

Как художник реализовал свой замысел?

Какую оценку картины дал К. Г. Паустовский?

Какие чувства вызывает у вас картина? Поделитесь своим видением картины.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/126195-sochinenie-po-kartine-m-v-nesterova-videnie-o

Три секрета «Видения отроку Варфоломею»

История знаменитой картины полна парадоксами, давайте же углубимся в них.

Фрагмент картины

Полотно Михаила Нестерова, написанное в 1889-90 годах — по его мнению, было главной картиной, созданной в его жизни. И, пожалуй, он прав: картина вошла в сокровищницу русского искусства. А вот несколько странных фактов о ней:

1) Имя главного героя на самом деле — не Варфоломей

Вообще факт тривиальный, но у многих он ускользает из памяти. Главный герой полотна — преподобный Сергий Радонежский, знаменитейший персонаж русской культуры и истории, основатель Троице-Сергиевой Лавры. Именно под этим именем он известен каждому.

А «Варфоломей Кириллович» — это мирское имя, которое он носил до пострига в монахи примерно в двадцать лет. Поскольку картина изображает события до пострига, совершенно верно чисто формально, что она «про Варфоломея».

Кстати, она входит в большой цикл Нестерова, посвященный Сергию (15 работ), и другие картины из него подписаны именно как «про Сергия».

М. В. Нестеров. Юность Преподобного Сергия. 1897. Третьяковская галерея

2) Эта картина на самом деле про еду. Нет, про обучение грамоте

Запутала вас? Давайте обьясню подробно. Очевидно, что на полотне происходит какое-то чудо. А вот какое? Нестеров взял историю из жития св. Сергия. Мальчик родился в приличной семье, был сыном боярина. Его братья легко научились грамоте, а у Сергия наука все никак не шла.

И вот однажды расстроенный отрок бродил по лугам, и увидел под дубом чудесного священника, подобного ангелу. Мальчик пожаловался ему на свою проблему.

И пресвитер дал ему сьесть кусочек просфоры, и после этого предсказал, что Варфоломей с сего момента будет знать грамоту лучше своих братьев и других сверстников. Чудо!

Предварительный эскиз картины

3) Мальчик на картине — на самом деле девочка

Нестеров не сразу нашел проникновенный образ ребенка с огромными глазами, который задает все настроение картине. На первых эскизах Варфоломей выглядел совсем по-другому, намного более простецки.

Фрагмент эскиза

Но однажды в окрестностях Абрамцево (пейзажи которого запечатлены на полотне) Нестерову встретилась девочка, больная чахоткой — болезнью которая заостряет черты лица, придает коже особенную бледность и заставляет глаза как-то по-нездешнему гореть. Именно ее внешность «со скорбно дышащим ртом» оказалась тем, чего недоставало мастеру.

Голова девочки (этюд к картине)

Сам художник вспоминал об этом так: «Ее бледное, осунувшееся с голубыми жилками личико было моментами прекрасно. Я совершенно отождествлял это личико с моим бу­дущим отроком Варфоломеем.

У моей девочки не только было хорошо ее личико, но и ручки, такие худенькие, с нервно сжатыми пальчиками. Таким образом, я нашел не одно лицо Варфоломея, но и руки его».

К сожалению, не известно, как звали эту девочку, и какой была ее дальнейшая судьба.

Вариант картины, проданный на аукционе в Лондоне в 2007 году за 4 млн. долларов

***

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/592e89117ddde8b70fb1ba03/5ba5f6951c5a9600aa6b6b4d

Ссылка на основную публикацию