Сочинение по пьесе на дне горького

  • Особенности
  • Сюжет
  • Лука
  • Сатин
  • Основной конфликт

Сочинение по пьесе На дне Горького

Действие пьесы разворачивается в ночлежке Костылева – помещении, больше похожем на душный тюремный подвал, чем на жилую комнату. Жители ночлежки – люди, потерявшие свою семью, работу, репутацию и, в общем-то, достоинство. Они живут в атмосфере бесконечных пьянок, споров, издевательств, унижений и разврата.

Сюжет

Одновременно в пьесе развивается несколько сюжетных линий – отношения Костылева, его жены Василисы, Васьки Пепла и Натальи, сестры Василисы. Другая сюжетная линия раскрывает отношения слесаря Клеща и его умирающей от чахотки жены Анны. Отдельные линии описывают отношения Насти и Барона, Актера, Бубнова и Сатина. Таким образом М. Горький очень подробно описывает жизнь социального «дна».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Лука

В беспросветную жизнь ночлежников входит праведник Лука – странствующий старец. Его образ крайне неоднозначен. С одной стороны, он милосердный утешитель, а с другой – просто обманщик, успокаивающий ночлежников ложью.

Одни исследователи творчества Горького обвиняли Луку в бездействии, в нежелании дать отпор существующему миропорядку. Другие утверждают, что именно сострадательная ложь дает героям толчок к дальнейшему действию. Кто из них прав – сложно сказать.

Но в результате его действий и внезапного исчезновения лишается жизни один из ночлежников – Актер повесился на заднем дворе ночлежки, узнав, что все сказанное Лукой – ложь.

Сатин

Другой важный персонаж – Сатин – пьяница и шулер сейчас и образованный человек, телеграфист в прошлом. Он нигилист, атеист, отрицающий существование бога и всем существом верующий в силу человека. Он произносит длинные и пылкие монологи о величии человека, о его способности переменить мирозданье, но в реальности остается тем же бездействующим ночлежником, маргиналом.

Основной конфликт

Основной конфликт пьесы выражается не в столкновении персонажей, а в столкновении их взглядов, мыслей и позиций. Так М. Горький поднимает вопросы правды и лжи, места человека в этом мире. Главной проблемой автор отмечал сопоставление истины и сострадания.

Своей социально-бытовой драмой, имеющей успех не только в России, но и за рубежом, Горький пытался поднять вопрос о воле человека, об его ответственности за собственную жизнь. Он пытался разбудить «спящих» в бездействии людей своего времени, подтолкнуть их к движению вперед. На мой взгляд, пьеса не потеряла актуальности и сегодня.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение про зимний день

Оценим за полчаса!

Сочинения по пьесе Горького «На дне»

Источник: https://spadilo.ru/analiz-pesy-na-dne-m-gorkogo/

Сочинение для 11 класса «Тема гуманизма в пьесе Горького «На дне»

Сочинение по пьесе На дне Горького

Перед вами небольшое сочинение по произведению Максима
Горького «На дне». Сочинение предназначено для учеников 11 класса.

Тема гуманизма в пьесе Горького «На дне»

Одно из самых ярких и сильных драматических произведений М. Горького начала 90-х годов –  пьеса «На дне». Вначале пьеса была запрещена цензурой, и лишь после долгих хлопот ее разрешили к постановке. Пьеса была поставлена на сцене МХАТа и имела большой успех. Она быстро обошла театры России и многих зарубежных стран.

К маю 1906 года только в одном из берлинских театров пьеса выдержала пятьсот представлений. Какова была причина большого успеха этого произведения? Причина успеха заключалась в том, что пьеса «На дне» проникнута протестом против бездушных порядков капиталистического общества и призывом к другой, справедливой и свободной жизни.

Главный конфликт, положенный в основу пьесы «На дне», — это противоречие между людьми «дна» и порядками, которые опускают человека до трагической участи бездомного бродяги.

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение невыносимого зла. Уже один вид ночлежки свидетельствует об угрюмой и страшной жизни «дна» – «подвал, похожий на пещеру.

Потолок — тяжелые, именные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой».

В этом подвале, похожем на пещеру, оказались люди самого разного характера и социального положения. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде; Васька Пепел — вор, жаждущий правильной жизни. Здесь и актер, он поглощен воспоминаниями о своем былом успехе. Среди них Настя, рвущаяся к большой, настоящей любви.

Все они достойны лучшей участи. Судьба обитателей ночлежки — грозный обвинительный акт против капиталистического строя. Горький не дает подробного описания судеб героев. В немногих словах рисуется судьба Анны. «Не помню — когда сыта была…».

Рабочий Клещ говорит о своей безысходной доле: «Работы нет… силы нет!»

И здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы капиталистической эксплуатации. Вызывает омерзение фигура содержателя ночлежки Костылева, готового из несчастных и обездоленных постояльцев высасывать последнюю каплю крови. Отвратительна его молодая жена Василиса — «гадюка ядовитая»

Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома звучат торжественным гимном слова о человеке. Сатин восклицает: «Человек — это правда! Все в человеке, все для человека!»

Горький в пьесе «На дне» призывает любить
человека, уважать его. И осуждает тех, кто убивает душу человека.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-dlya-11-klassa-tema-gumanizma-v-pese-gorkogo-na-dne/

Сочинение — рассуждение по пьесе М.Горького "на дне"

Нужна ли правда человеку?

Нужна ли правда человеку? Вопрос из разряда риторических. Каждое поколение до нас задумывалось над этим с одной стороны сложным, а с другой – простым вопросом. Сейчас и я постараюсь разобраться, высказав свое суждение, обратившись к пьесе Максима Горького «На дне».

Драматург в своем произведении затрагивает два аспекта: социально-бытовой и философский, предлагая читателю проследить жизненный путь героев произведения и задуматься: какой «правды» придерживается каждый из них.

Темное, убогое место – ночлежка, напоминающая мрачный подвал, схожий с пещерой, собирает разновозрастных героев с самого дна социума: бедняки, воры, проститутки, чернорабочие. Горький называет их «бывшие люди», то есть люди без твёрдого социального статуса, а также работающие, но бедняки, для которых смысл жизни по разным причинам «потерялся».

Костылевы, содержатели ночлежки, давно забыли о добрых и чутких отношениях: Михаил Иванович, в силу своего возраста и покладистого характера, свыкся с бранью и вечным недовольством жены, для него правдой жизни было просто ежедневное существование на этой земле, а любовь и эмоции давно ушли в прошлое.

Василиса Карповна, вдвое моложе своего мужа, и это, скорее всего, подтолкнуло молодую женщину к жажде страсти на стороне. Это новая любовь? Нет, героиня говорит, что не любит Ваську Пепла, а, угрожает ему полицией и подбивает его на кражи, а после — и на убийство своего мужа, чтобы стать единственной хозяйкой всего быта.

Для этой женщины, на мой взгляд, ничего святого не существует: она не щадит чувства родной сестры Наташи, избивает ее, обливает её кипятком в порыве ревности, получается, что и все жители ночлежки для неё только доход и не иначе.

А правда жизни для неё и самой до конца не понятна: наверное, это вера в изменение быта, но она сама ничего не сделала для того, чтобы что – то сдвинулось с «мертвой точки».

Еще одним темно — светлым пятном пьесы служит семья Клеща Андрея Митрича, слесаря.

Он старается зарабатывать своим слесарным инструментом; а его жена Анна, добрая и понимающая женщина, всю жизнь старалась быт мужа сделать как можно лучше, «отрывая от себя последний кусок хлеба», вскоре серьезно заболевает и нуждается в лекарствах.

Должного внимания и ухода со стороны мужа она не видела никогда, и болезнь не открыла Клещу глаза, мужчина черств и беспечен.

Я перечитывал несколько раз страницы пьесы, пытаясь понять суть взаимоотношений этих героев: может это просто внешнее безразличие или просто напускная гордость со стороны Андрея Митрича? Хочется верить, что где – то глубоко в душе мужчины теплился огонек сострадания и доброты, но, скорее всего, вся обстановка напрочь испепелила все чувства, мужчина ненавидит всех людей, в том числе и себя, об этом свидетельствует конец пьесы — Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно». Для этих героев правда умерла.

Сатин, картёжник и шулер, доверяет только самому себе, у него своя правда. Актёр, бывший театральный актёр, сожалеет о прошлом времени, о несостоявшейся карьере, а все потому, что пристрастился к алкоголю и потерял веру в себя.

Барон, дворянин, промотавший всё состояние, живет, как во сне, не видя и не понимая смысла жизни.

Бубнов считает, что люди часто обманывают, чтобы «душу подкрасить», сам он не видит смысла врать, ему лучше «валить всю правду, как она есть!»

Горький показывает совершенно опустившихся и надломленных людей, которые в силу разных обстоятельств «опускались на дно», они потеряли веру в себя, поэтому алкоголь, драки, азартные игры стали правдой их жизни.

Драматург старается в эту темную ночлежку впустить лучик солнца, надежды в образе Луки, который видит духовное опустошение, нравственное падение практически всех постояльцев.

Мужчина жалеет и успокаивает жильцов, обещает несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье, Актёру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков.

Лука предлагает Ваське Пеплу и Наталье уйти из ночлежки и искать своё светлое будущее в стороне от этого «гиблого места».

В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое потеряло веру в Бога, но ещё не обрело веры в самоё себя. Отсюда всеобщее чувство безнадёжности, отсутствия перспективы.

Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям, он — человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер» и обнажилась Пустота. Иного взгляда на мир придерживается Лука, он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку.

Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и учёном, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет, этот старик не просто обычный странник, утешитель, но и философ.

По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин постоянно спорят. Я считаю, что Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки об этом свидетельствует его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента.

Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. «Человек — это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека».

Есть такое высказывание Горького: «Правда — бог свободного человека». Но если говорить о героях пьесы «На дне», то о них нельзя сказать, что они свободные люди и что у них вообще есть какая-то правда. Эти люди не свободны, хотя они и босяки. А для Горького герой — босяк, цыган и тому подобный — герой свободный.

Но персонажи пьесы «На дне» сами не хотят свободы. Им не нужна эта правда «свободного человека». В пьесе нет ни одного явного лозунга, но в ней все с начала и до конца подводит к тому, что в таком мире нельзя жить. Мне кажется, что эту пьесу нельзя однозначно трактовать.

Сегодня довольно часто можно услышать такое словосочетание как «ложь во благо». Оно означает, что мы хотим отгородить человека от правды, которая может причинить ему вред. Таких случаев очень много. Мы сами часто выбираем молчание и не желаем открыто во всем признаться.

Я считаю, что, какой бы правда ни была, ее нужно говорить. Ведь жизнь в иллюзиях не может быть вечной. Когда ложь сталкивается с реальностью, то она разлетается в щепки, а ситуация становится еще сложнее.

Читайте также:  Сочинение аксинья астахова в романе тихий дон (образ и характеристика) шолохова

Из всего вышесказанного получается, что человек, который говорит правду, обладает особым даром. Он не ищет оправданий, а заботиться о каждом, кто его окружает. Также этим даром обладает тот, кто спокойно принимает правду и ценит ее. Давайте стараться не делать ничего плохого, чтобы человек не стоял перед выбором: спасающая ложь или горькая правда!

Источник: https://multiurok.ru/files/sochinieniie-rassuzhdieniie-po-p-iesie-m-gor-kogho.html

Сочинение по пьесе Максима Горького "На дне"

Сочинение по пьесе Максима Горького «На дне»

Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений.

Среди них и социально — философская пьеса М. Горького «На дне». Главное в ее сюжете — столкновение жизненных позиций и взглядов разных людей. В «На дне» автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни.

Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека. Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту произведения. «Подвал, похожий на пещеру». Затхлый и душный воздух.

Каменные закопченные своды, нары, грязь, и люди, живущие в атмосфере беспробудного пьянства, грабежей, ругани и разврата. Вот, что мы видим с первых страниц пьесы. Большего «дна» и представить себе трудно. Спустя некоторое время в ночлежке появляется Лука, который несет с собой «ласковое» слово для каждого ее обитателя. Именно доброго к себе отношения так не хватало им.

Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел и утешил бы их.

Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Им было просто не обойтись без Луки, который говорил: «Христос всех жалел и нам так велел.»

Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают окружающие.

Возможно, он вновь приобретет уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество.

Главное — не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом.

Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, можно лишь смягчить боль утешительной ложью. Он с самого начала наметил себе ложный курс. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а лишь утешал и жалел их.

Лука сразу стал относиться к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была лишь такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить. «Ты — с радостью помирай, без тревоги..» — говорил он умирающей.

Другое ей уже не помогло бы. Но даже с этой задачей старик не справился, и несчастная умерла в беспокойстве. Что уж говорить о «здоровых» людях! Свою «утешительную» философию он примерил и к ним. Своими сладким пилюлями Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий.

Пожилой странник, призывавший к терпению и примирению, еще больше воспитывал в ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же, по-моему, своим ложным гуманизмом еще больше навредил, «связав» окончательно им руки и ноги.

«Ты — надейся! Ты — верь!» — внушал он им. Человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется услышать горькую правду, которая «всегда поднимается над ложью, как масло над водою».

Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям! Ведь «кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью». Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения.

Он выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки — ложный гуманизм. Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге терпит поражение. Художественное развенчание ее сопровождается развалом ночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьба Наташи…

Иначе говоря, автор больше симпатизирует теории Сатина. Ведь «ничто так не радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь». Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать.

Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. А ложь — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек.

В этом я, безусловно, соглашусь с Константином Сатиным.

Но к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалось недостаточно. Он тоже ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей «дна И, возможно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не поднялись бы со «дна». Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих.

Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не стоит на месте, меняются обстоятельства жизни, меняются люди. Каждое последующие поколение решает для себя эту проблему в соответствии с нравственными идеалами времени. Поэтому пьеса Горького актуальна во все времена, и сейчас можно говорить о современности спора о гуманизме.

Источник: https://mirznanii.com/a/353381/sochinenie-po-pese-maksima-gorkogo-na-dne

Роль рассказчика в ранних произведениях М. Горького, — читать школьное сочинение на УкрЛибе

Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли. Важную роль в этом раскрытии играет образ рассказчика.

Благодаря образу рассказчика такие произведения, как «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», становятся «рассказами в рассказе», у них возникает своеобразная «рама», которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения.

Например, в «Песне о Соколе» описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М.

Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.

Еще более важную роль играет рассказчик в «Старухе Изергиль». Во вступлении читаем: «Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

А затем возникает зловещая внешность старухи, которая «точно говорила костями «, голубой свет луны, облако, о котором Изергиль сообщает, что это Ларра, а далее следует сама сказка — одна из славных сказок, сложенных в степях.

Так вступление настраивает читателя на чудесное, эмоционально подготавливает к легенде о Ларре.

Но роль обрамления не только в этом. Вводя нас в сказку, оно вместе с тем напоминает о современности. Вначале рассказчик четко определяет место действия: «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу». С другой стороны, место действия легенды о Ларре определено так: «Далеко за морем, на восход солнца, есть старая большая река…»

В отличие от обеих легенд, рассказ Изергиль о себе насыщен реальными названиями, бытовыми подробностями, даже политическими событиями (Польское восстание, восстание в Венгрии). Так обрамление рассказа, слово рассказчика создает связь между сказочным и реальным, прошлым и настоящим.

Очень важно, что образ рассказчика здесь обрисован достаточно четко. С одной стороны, это думающий, критически относящийся к жизни человек.

Он жадно вслушивается в слова Изергиль, они его волнуют, с горькой иронией говорит о земле, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, «отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой». Ему же принадлежит упрек обывателям — «живым мертвецам».

Но одновременно вырисовываются и другие черты рассказчика. Во вступлении Изергиль не случайно укоряет его в пассивности, в отсутствии любви к жизни: «У!.. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны… Боятся тебя наши девушки».

Новые подробности о рассказчике мы находим во второй главе — здесь его образ приобретает некоторый сатирический оттенок. Это своеобразная маска, которая необходима писателю для разоблачения морали «живых мертвецов». Но тем самым устанавливается еще одно звено связи между легендой и реальностью.

Осторожность и инертность таких как рассказчик должны уступить место дерзанию и «безумству храбрых».

Итак, образ рассказчика в ранних произведениях М. Горького играет огромную роль: он создает живые и разнонаправленные связи между легендой и реальностью, прошлым и настоящим. Можно сказать, что благодаря ему в этих романтических произведениях возникает реалистическое начало.

Источник: https://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=15&bookid=6

Люди дна характеры и судьбы по пьесе На дне Горький А.М

Спор о возможностях человека и о смысле его жизни лежит в основе пьесы «На дне» Максима Горького. Действие пьесы происходит в месте, оторванном от мира людей – ночлежке Костылевых.

Почти все обитатели ночлежки прекрасно осознают, что их положение нельзя назвать нормальным, ведь между ними и остальным обществом оборваны все важнейшие связи (духовные, социальные, профессиональные, семейные). Самих ночлежников между собой тоже ничего не связывает: эти люди случайно сошлись в одном месте и ничего не желают знать друг о друге.

У каждого из них своя история и своя правда жизни. Герои пьесы – это люди, оказавшиеся на «дне» жизни. Можно ли им помочь? А если можно, то каким образом? В этом споре особую роль играют три позиции – Луки, Бубнова и Сатина.

Бубнов – фаталист. Он уверен, что человеку не по силам что-либо менять в своей судьбе. В мире торжествуют безжалостные законы, которые управляют людьми и господствуют над ними. Все люди, как щепки, плывут по течению и полностью зависят от внешних обстоятельств. Такова правда Бубнова.

Лука – один из самых сложных образов в произведении. С ним связан главный философский вопрос пьесы: «Что лучше: сострадание или истина?» Стоит ли сострадание доводить до того, чтобы приходилось пользоваться ложью, как это делал Лука.

Лука является в пьесе носителем идеи сострадания. Он понимает: есть «люди», а есть «человеки». «Люди» — существа слабые, им нужна поддержка, они не могут обходиться без веры и без надежды на светлое будущее. Ведь именно надежда и вера – самые мощные стимулы человеческих деяний.

Лука помогает Анне облегчить муки последних минут жизни. Актеру и Пеплу он вселяет надежду на то, что жизнь можно изменить к лучшему. Правда, после исчезновения Луки, надежда, обретенная людьми, превращается в иллюзию. Герои пьесы осознают суровую реальность жизни, и это приводит их к катастрофе.

Сильные духом люди («человеки») находят опору в себе самих, им не нужны жалость и сострадание, а, тем более, они не нуждаются в успокоительной лжи. «Человеки» творят свою судьбу сами, в их руках собственное счастье и несчастье.

Философия Луки объединяет в себе чуткость к чужому горю, христианское долготерпение и трезвый реализм. Она обращена к светлому и доброму, что есть в душе каждого человека.

Сатин выражает совсем другую жизненную позицию: человек – самое главное существо на Земле, а все остальное – творение его рук и мозга. Человека нужно уважать, а жалость может только унизить.

Однако сам Сатин живет заведомой ложью, занимается шулерством, равнодушен к людям и презирает ближних своих. Образованный и умный Сатин вполне мог бы подняться со «дна» жизни, но делать этого не хочет.

Он невольно становится идеологом зла, оправдывая свою форму существования на планете.

Слова о том, что человек – это звучит гордо, автор вложил в уста Сатина лишь потому, что в пьесе не было другого, такого сильного и гордого человека, достойного озвучить эту мысль.

В своей пьесе Горький выражает уверенность в том, что только истина может спасти человека, а также понимание того, насколько значимо сострадание в жизни людей.

Источник: http://www.litra5.ru/gorkij/sochinenie-ljudi-dna-haraktery-i-sudby-na-dne/

Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Писатель долгое время не мог подобрать точного названия. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Без солнца» и, наконец, «На дне». В самом названии уже заложен определенный смысл.

Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема «униженных и оскорбленных» не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже «уже некуда больше идти». Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров.

Только Горьким он показан еще более страшно и реалистично.

В пьесе Горького зрители впервые увидели мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди с различными характерами, индивидуальными чертами и разного социального положения.

Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честной труде, и вор Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение.

Люди, живущие в подвале, похожем на пещеру, — трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.

Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, точно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. «Не помню, когда я сыта была, — говорит она. — Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась…

как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь». Рабочий Клещ говорит о безысходной своей доле: «Работы нет… силы нет… Вот — правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!»Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе.

Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, покончил с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до предела. И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы «дна».

Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из «хозяев жизни», который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его безнравственная жена Василиса.

Читайте также:  Сочинение петр i в поэме медный всадник (образ и характеристика)

Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек.

Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и красоте: «Человек — вот правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!»

Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл.

Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел.

Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому накладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/sochineniya-po-gorkomu-m/3497-obitateli-dna-po-pese-m-gorkogo-na-dne

Сочинения на тему Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» по литературе

Пьеса «На дне» величайшего писателя Максима Горького – это произведение, имеющее глубокий философский смысл. В нем рассматриваются множество проблем, которые свойственны современному русскому обществу. Главной проблемой в пьесе является истина. Сразу возникает вопрос, что лучше: «жестокая правда или сладкая ложь?». Именно этот вопрос находится в центре сюжета произведения.

С первых страниц в пьесе «На дне» назревает конфликт, когда появляется Лука. Этот образ наиболее сложный и противоречивый. Его появление в «спокойной» жизни обитателей ночлежки, так называемых людей со дна, довольно неожиданное.

Кто является этими обитателями? Здесь и слесарь Клещ, его жена Анна, которая всю жизнь терпела побои, ворюга Пепел, Настя – девушка легкого поведения, картузник, бывший барин, алкоголик Актер и многие другие.

Все они уже давно оставили свои надежды на светлое будущее и являются отчаявшимися в жизни людьми.

Но Лука в каждом из этих людей видит необыкновенную ценность. «Мне все равно. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха» – он сразу заявил, когда появился. Для Луки не имеет значение прошлое человека и то, что с ним происходит сейчас. Самое важное для него заключается в вере в будущее.

С приходом Луки в жизни обитателей ночлежки происходит разлад. Он уверяет Настю, что в ее жизни все будет прекрасно, и она встретит настоящую любовь. Для Актера также есть прекрасная новость.

Ему сообщают, что есть лечебница, которая поможет вылечить его проблему с алкоголем, при этом она бесплатная. Анне, которая уже была на последних вздохах жизни, он обещает, что ее загробная жизнь будет светлой и спокойной.

Но несмотря на это, многие герои пытаются противостоять Луке. Они не верят ему, уверяют, что он шарлатан и врун.

Я считаю, что многие герои просто не понимали, в чем заключается простая истина. Им было тяжело понять, что для человека, а особенно обитателя «дна», не нужна правда, а он по-настоящему нуждается в утешении, надежде и сострадании.

После ухода Луки становится ясно, что именно он был единственным лучом света в темноте «дна». У всех жизнь заканчивается не лучшим образом. Актер укоротил себе жизнь самоубийством.

В драке Пепел убивает Костылева и   попадает в тюрьму. Все вновь возвращается на свои места. Все вокруг печально, тоскливо и преобладает чувство непонимания того, что можно все изменить.

Лишь те, которые боролись за правду и доверяли Луке, одержали победу.

Я считаю, что образ Луки – это воплощение особой истины «сладкой лжи» вместо «горькой правды». Несмотря на всю хитрость и лицемерие, Лука все-таки для меня положительный персонаж.

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/262

Без имени – нет человека — сочинение по пьесе Максима Горького На дне

«Без имени – нет человека» — сочинение по пьесе Максима Горького «На дне»

Пьеса «На дне» — одно из самых значительных произведений Горького. Её успеху сопутствовало то, что автор, как и его обездоленные герои, прошёл суровую школу труда, вместе с ними, простыми мужиками, ремесленниками, босяками, медленно, но упорно пробиваясь «к свободе, к свету».

Уже тогда он видел, как люди с нижних этажей жизни, разутые и раздетые, голодные и лишённые всех прав человеческого существования, мучительно ищут ответы на социальные и этические вопросы, вплоть до смысла жизни и назначения человека. И одной из блистательных сторон творчества Горького стало художественное воссоздание процесса этих великих исканий.

В его пьесе герои , один другого униженнее, разорвавшие все связи с обществом и начисто отвергнутые им, ведут нескончаемые споры о таких категориях, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность. Своеобразие этого произведения состоит в тесном переплетении двух линий – обличительной и философской.

Жизнь обитателей ночлежки, безысходность их положения и трагичность судьбы – это обличение социальной действительности.

Философское содержание пьесы заключается в главном вопросе, который поставил автор: «Что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Пожалуй, этот вопрос так же сложен, как и сама жизнь. И вместе со своими героями Горький стремится найти такую истину, которая даст человеку реальный выход из тупика.

Действие пьесы происходит в ночлежке Костылёвых, которая напоминает собой тюрьму. Автор рисует нам настоящую трагедию раздавленных жизнью людей, у которых ничего нет, всё отнято, потеряно, втоптано в грязь. Настоящее этой ночлежки ужасно. Голод, болезни, нищета и пьянство – вот её характерные черты.

Обитатели пришли сюда разными путями из всех слоёв общества. Барон был дворянином, Актёр играл на сцене, Бубнов имел красильную мастерскую, а Клещ был простым рабочим. Путь этих людей на «дно» индивидуален, но закономерность этого пути одинакова.

В трудный момент общество не поддержало их, отвергло, растоптало их души, их личности, превратило в босяков, обрекло на гибель. В каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем. И на самом «дне», продолжают действовать неумолимые законы общества.

Здесь существуют свои короли и подданные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники, но их взаимоотношения гораздо обнажённее, чем там, на верху жизни. В таких условиях у людей проявляются самые низменные черты характера: ненависть к окружающим, чёрствость, бессердечие, А ведь когда-то они знали и другую жизнь.

«Нет у меня здесь имени…Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? » — с горьким чувством восклицает Актёр. И в этом возгласе отчаяния слышится нестерпимая боль, обида человека, выброшенного за борт жизни. У этих людей отобрали всё, даже имя, но веру в будущее не смогли отнять.

Несмотря на своё положение, они не теряют надежду найти в жизни какую-то опору, дающую силы выдержать всё.

В труде пытается отыскать выход из тупика Клещ, в любви ищет свою защиту от реальности Настя, к Богу обращено сердце Анны, спившийся, потерявший своё имя Актёр живёт надеждой на возвращение утраченного таланта. О тайных своих желаниях эти люди говорят редко, сбивчиво, с трудом подыскивая слова.

Но автор с удивительной чуткостью относится к их мечтам, вносящим некоторое чувство одухотворённости в столь безрадостное существование. Правда, в пьесе присутствует и другой тип характеров. В чём-то близки друг к другу Бубнов, Сатин, Барон.

Они смирились с положением босяков, откровенно занимаются шулерством, цинично издеваются над несчастьями и чудачеством ближних, равнодушны к преступлениям. Но ,одновременно, эти люди верно и глубоко судят о жизни и о человеке. Природный ум, обречённый на бездействие, — вот противоречие их исходной позиции.

Все герои пьесы , конечно, достойны лучшей участи. Но рисуя обитателей ночлежки и подчёркивая в них человеческие черты, вызывающие чувство сострадания, Горький вместе с тем показывает их полное бессилие. Они живут надеждами, но сделать что-нибудь, изменить своё положение не могут, да и не пытаются.

И тут появляется в пьесе новый, неведомо откуда взявшийся персонаж – Лука. Кто он такой? Бродяга, прошедший через все жизненные трудности и невзгоды, но сохранивший при этом доброту и интерес к людям. Он принёс с собой то, чего так остро не хватало этим несчастным: желание понять другого человека и помочь ему сочувствием.

И, действительно, очень скоро Лука начинает понимать всех обитателей ночлежки и каждого в отдельности. Оценки старика точны, остроумны, образны. Но его влекут загадки и более широкого свойства: он стремиться постичь человеческую природу. На этом нелёгком пути Лука приходит к ряду мудрых наблюдений: «Есть – люди, а есть иные –человеки».

«Есть земля неудобная для посева…и есть урожайная земля…что ни посеешь на ней – родит», — смело говорит старик Костылёву, чем, естественно, вызывает гнев кровопийцы-хозяина. С его появлением в тёмной, грязной, сырой ночлежке становится намного светлее.

Лука – это утешитель, старающийся поднять человека в собственных глазах или же примирить его с безрадостным, рабским, нищенским существованием. В речах старца слышатся добрые слова, адресованные всем обитателям ночлежки. Он утешает умирающую Анну, вселяя в неё веру, что в ином мире она обретёт покой и счастье.

Спившемуся Актёру дарит надежду на скорое излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков. А Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Лука убеждён, что главное – пробудить в человеке стремление изменить свою жизнь, и неважно, что для этого предложить. Именно в этом смысле в его речах нет границы между правдой и ложью.

Но реальная жизнь опровергает «теорию» Луки. Всплеск ложных иллюзий заслоняет истинное положение вещей от несчастных обитателей ночлежки.

И в этой ослабленной перед жестокой действительностью позиции они терпят полный крах своих надежд, начинается цепная реакция: Василиса избивает Наташу, Пепел убивает в драке Костылёва, за этим следует его арест, испытывает глубокое потрясение всё потерявший Клещ.

А потом происходит более страшная трагедия: так и не сумев найти ответы на волнующие его вопросы, обрывает свою жизнь Актёр. Утешительная ложь Луки стала опасной игрушкой в руках обречённых людей. Она всего лишь на время подарила им успокоение, лишь на мгновение увела их от тяжёлой и грязной действительности в сказочный мир надежд.

Поясняя своё отношение к героям пьесы, Горький не раз утверждал, что Лука – жулик, обманщик. Он, собственно, ни во что не верит. Но не следует воспринимать эти высказывания буквально. Ведь ложь не приносит Луке никаких выгод. Просто он видит, как страдают и мечутся люди, и ему очень жалко их. Конечно, его доброта оказывается бессильной перед сложными проблемами общества и человеческих отношений. Примиряя людей с жизнью, рисуя им лучшее будущее, он сам не знает каким путём его достигнуть. В образе Луки воплощается идея мнимого гуманизма, который призывает жалеть человека, выражая ему лишь внешнее сочувствие.

Автор пьесы выступает не на стороне проповедников лжи и сострадания, а на стороне тех, кто стремится к истине. И как бы горька и печальна эта истина ни была, она нужнее и лучше самой красивой лжи.

Высокое назначение человека состоит в том, что он должен не примиряться с существующей жизнью, а активно бороться против всего чуждого правде, против окружающей несправедливости. Подлинный гуманизм воплощается в образе Сатина. Как и все его сотоварищи по несчастью, он лишён идеалов и цели в жизни.

Но в то же время Сатин единственный, в чьи уста Горький смог вложить свои мысли. Из всех ночлежников только он способен сказать: «Я знаю, я читал».И только он понимает, что Лука лжёт из жалости к людям. Начиная, казалось бы, с защиты старика, Сатин развенчивает его философию. Ложь, по его мнению, — преступление.

Он называет её «религией рабов и хозяев», считая, что следует не примирять человека с действительностью, а поставить её саму на службу человеку.

Именно таков высокий смысл слов Сатина: «Человек – вот правда! Всё – в человеке, всё для человека! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Этот монолог звучит с самого дна жизни, звучит как вызов обстоятельствам, породившим нищенское существование народа в ночлежках, подобных ночлежке Костылёвых. И всё-таки речь Сатина о «человеке – правде» бледна. Горький сам чувствовал, что такое выступление неорганично для характера героя. Однако, кроме Сатина её некому сказать ярче и лучше. Эта речь не воспринимается как прямой революционный призыв, потому что обитателям дна не присуще чувство протеста, чувство, заставляющее народ подниматься на борьбу. Но зато она вызывает ненависть к несправедливости и злу и заставляет думать.

Вопрос об утешительной лжи и беспощадной правде решается в пьесе как категорическое требование уничтожить всю ложь, разрушить социальную почву, на которой она возникает.

Что делать, чтобы миллионы людей честного труда не скатились «на дно», а стали достойны великого имени — Человек? Ответ на этот вопрос сам Горький нашёл не сразу. Ему пришлось пройти суровую школу.

И пребывание на дне жизни, среди «отбросов общества», породило у него, кроме испепеляющей ненависти к существующему строю, непоколебимую веру в исключительную талантливость простого человека.

Он открыто прославляет людей независимых, дерзких, умеющих брать от жизни полной мерой, способных на героизм в любви, дружбе. Добро, отзывчивость, человечность, тоску по необыкновенному и, вместе с тем, ненависть ко лжи, лицемерию, эгоизму – вот что видит Горький на дне тогдашней жизни.

Максим Горький На дне Сочинение Пьеса Школьная программа

Источник: http://vse-provse.ru/literature/22/

Ссылка на основную публикацию