Сочинение по произведению отцы и дети тургенева

Кажется, что внутренняя борьба между родителями и детьми – это вечная нерешаемая проблема. О ней довольно часто упоминается многими писателями, но особое внимание ей уделил И.С. Тургенев, написав великий роман «Отцы и дети».

В данном произведении художественной литературы очень четко обрисован острый конфликт между двумя поколениями, но не отождествляется только с одной семьей. Данный конфликт интересов является общественным. Он изображает столкновение взглядов на мировоззрение между аристократией и молодыми интеллигентными революционно демократически настроенными людьми.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В романе острая конфликтная ситуация между родителями и детьми описана с помощью главных героев – представителем аристократии Павла Петровича Кирсанова и молодым нигилистом Базаровым.

Тургенев показал данный конфликт даже в описании внешности героев. Базаров Евгений встает перед читателями довольно мрачным человеком, который отстраняется от внешнего мира. Однако внутренний мир героя – это настоящая сила, которая и руководит умом Евгения, толкает его на борьбу.

Павлу Петровичу Кирсанову присущи наоборот положительные черты характера. Он предстает перед нами как «положительный» персонаж, даже, довольно педантичный. Данный герой всегда имеет опрятный вид, старается быть безупречным во всех отношениях. Данному персонажу присущи все черты аристократов. Он не любит работать, но любит получать комплименты.

В отличие от Кирсанова, молодой Базаров пытается быть полезным другим людям. Он решает проблемы, отдавая себя полностью другим. Автор вырисовывает между этими двумя совершенно разными героями, которые не связанные семейной связью, извечную борьбу поколений.

Взаимоотношения между героями романа поднимают извечные вопросы, которые возникают между людьми старой формации и представителями молодежи.

Кирсанов всячески становится на защиту старого режима, свержения которого не желают представители старшего поколения. Евгений наоборот, пытается сломать старый режим, призывая молодежь к восстанию. «…Что же вы все пытаетесь разрушить? Нужно не разрушать, а строить!», – укоряет Павел Петрович Базарова. На что парень отвечает: «…Для того чтобы строить, необходимо все расчистить!».

Также Тургенев вырисовывает картину конфликта Базарова с собственными родителями. Здесь показана и внутренняя борьба героя. Ведь, всем сердцем и душой он искренне любит их, но не воспринимает их «глупая жизнь».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение школьная жизнь (с фразеологизмами)

Оценим за полчаса!

Роман «Отцы и дети» всесторонне раскрывает жизненные позиции героев, заставляя при этом читателей самим сделать правильный и беспристрастный вывод.

Игорь

Источник: https://www.lang-lit.ru/2017/02/sochinenie-po-romanu-ottsy-i-deti.html

Сочинение на тему “Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева”

Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.

Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме.

Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне.

Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.

Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами.

На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения.

Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.

Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции.

В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу).

Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.

Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”.

От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.

При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.

“Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…”

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе.

Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С.

Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения.

Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав.

Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение.

Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-problema-otczov-i-detej-v-romane-i-s-turgeneva/

Устарела ли проблема отцов и детей сегодня?

Произведение Тургенева «Отцы и дети» было написано еще в позапрошлом веке. Но почему его читают до сих пор? В чем секрет этого классического произведения? Ответ прост: проблема отношений между старшими поколениями, так красочно описанная Иваном Сергеевичем Тургеневым, по сей день является актуальной.

Читайте также:  Сочинение дорога в космос

Начнем с того, что образ Базарова вряд ли списан автором с какого-то жизненного персонажа. Скорее всего, в нем обозначены главные черты молодого возраста, которые неподвластны времени и присутствовали в детях всегда. Базаров – это бунтарь своего времени, и он имеет своих «двойников» независимо от года или века.

Например, во времена СССР Базаров запросто мог оказаться молодым стилягой или так называемым «фарцовщиком».

А сейчас, в двадцать первом веке, его характер можно встретить буквально повсюду: многие дети не признают родительского воспитания и стремятся выразить свою индивидуальность самыми различными способами, вступая в конфликт со старшим поколением практически не задумываясь.

Суть в том, что проблема отцов и детей, теоретически, может и не являться проблемой. Скорее, это естественное стремление молодого человека стать независимым. Он присоединяется к движениям и идеям, которые кажутся ему близкими, и при этом переживания родителей для него неважны.

А мнение родителей, как правило, сводится к тому, чтобы любыми способами вернуть ребенка в приемлемую для них линию поведения. Разница между позапрошлым веком и настоящим временем только в том, что во времена Тургенева не была развита такая наука, как психология.

Поэтому произведение «Отцы и дети» можно смело считать первым историческим шагом к попытке разобраться в отношениях родителей с детьми.

Что общего в образе Базарова с представителями сегодняшнего поколения? Во-первых, желание быть индивидуальным, несмотря на мнение окружающих. Вспомните: «волосатый» Базаров не понравился дяде своего друга Аркадия с первого взгляда. Это аналогично тому, что в наше время сын приводит домой какого-нибудь неопрятного хиппи, с растрепанными волосами и пирсингом.

Во-вторых, Базаров дерзок и глух к старшему поколению. Ему несвойственны правила этикета, вежливость и тактичность: скорее, наоборот: он пользуется ими с явным неудовольствием.

Уже на второй день между ним и Павлом Петровичем Кирсановым вспыхивает конфликт.

Такое можно встретить и сегодня: дети вступают в споры с взрослыми, а взрослые, порой, усердно провоцируют детей на проявление эмоций и сарказм.

И в-третьих, Базаров практически не имеет понятия о нравственности. Для него важнее собственное эго, чем желание жить с окружающими в мире и согласии.

Обычное уважение к чужим чувствам ему несвойственно, как оно несвойственно многим современным людям.

И если в произведении Тургенева Базаров спровоцировал дуэль с представителем старшего поколения, то сегодня подобные случаи часто могут вызвать обычное применение силы и кулаков.

Можно смело говорить о том, что проблема отцов и детей актуальна не только в наше время. В том или ином масштабе она присутствовала в древнем мире, в годы жизни Тургенева и будет проявляться в будущем. Вопрос только в том, насколько мы будем понимать суть этого вопроса.

Ведь для того, чтобы не было конфликта, достаточно взаимного уважения и соблюдения правил этикета. Если отцы сумеют поставить себя на место детей, а дети посмотрят на мир глазами отцов – проблема исчезнет сама собой.

И образ Базарова навсегда уйдет в прошлое, как напоминание о нежелании людей прислушиваться друг к другу.

Источник: https://best-language.ru/sochineniya/turgenev/otcy-i-deti/ustarela-li-problema-otcov-i-detej-segodnja

Сочинения на тему Краткое содержание романа Тургенева И.С. «Отцы и дети» по литературе

  Произведение начинается с событий, которые происходили 20 мая 1859 года. Барин Николай Петрович Кирсанов ожидает приезд своего сына Аркадия, который только что закончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но по стопам отца ему не удалось пойти из-за детской травмы. Женился он рано и был счастлив в браке. Но, к сожалению, его жена умерла. Все свое время и силы он посвятил воспитанию сына Аркадия.

При встрече оказалось, что сын приехал не один, а с другом Евгением Базаровым. Аркадий был рад приезду, но не подавал виду. Николай Петрович рассказал все новости, и они отправились в Марьино, где их ждал Павел Петрович, старший брат отца. Между Кирсановым-старшим и Базаровым сразу возникла какая-то неприязнь.

На следующее утро Базаров отправился осмотреть окрестность, а позже с местной ребятней пошел ловить лягушек. В доме Кирсановых все собрались пить чай. В это время Аркадий узнает, что у Фенечки есть ребенок от его отца.

Эта новость его ничуть не огорчила. Далее старшее семейство начинает расспрашивать о Базарове. Аркадий рассказывает, что его друг нигилист – человек, который ни во что не верит, и что для него никто не является авторитетом.

Между Евгением и Павлом Петровичем возникает очередная словесная стычка. Чтобы как-то исправить эти нелепые ссоры Аркадий решает рассказать лучшему другу историю дяди. Кирсанов-старший был офицером и любимцем женщин. Но однажды он влюбился, и эта история закончилась печально. После таких событий в его жизни, он стал жить с братом, мало с кем общался и начал читать английские книги.

Спустя две недели к Базарову все начали привыкать, но относились по-разному: дворовые его любили, Николай Петрович сомневался в его влиянии на сына, а Павел Петрович его просто ненавидел.

Однажды очередные высказывания Базарова относительно семьи Кирсановых привели к обидам и очередным спорам, которые спровоцировали конфликт между старшим поколением и младшим.

Спустя время друзья отправляются в губернский город, где встречаются с другом Базарова Ситниковым. Он приглашает их в гости к Евдокии Кукшиной. Там им не понравилась, так как хозяйка выглядела неопрятно и вела себя неподобающе.

На балу угубернатора они знакомятся с миловидной женщиной Одинцовой, и она приглашаетих к себе в гости. Дома у Анны Сергеевны Аркадию показалось поведение Базарова странным. Он вел беседу с хозяйкой, рассуждал на разные темы. Заинтересовавшись общением, Одинцова приглашает парней к себе в имение, где знакомит с ее младшей сестрой Катей.

Базаров начал влюбляться. Для него это чувство было новым, так как он изначально не признавал его и считал белибердой. Спустя время ему необходимо было отправляться домой. Он решил признаться в своих чувствах, но получил отказ. Друзья отправляются к родителям Евгения, где их хорошо принимают. Дома Базаров погостевал недолго, потому что ему стало скучно.

Евгений с другом вновь отправляются к Кирсановым, по дороге они заезжают к Одинцовой, но там, как оказалось, им были не рады. В доме Аркадия их все ждали с нетерпением. Здесь Евгений проводил опыты над лягушками, а Кирсанов помогал отцу в управлении.

От жары и скуки Базаров начал обращать внимание на Фенечку. Однажды разговорившись в беседке он поцеловал ее в губы. Это увидел Павел Петрович. Обозлившись на парня, Кирсанов решает вызвать его на дуэль.

Домашним они сообщают, что стрельба из-за политических разногласий. Базаров принимает вызов. Дуэль завершается ранением Павла Петровича в ногу. После всех этих событий Базаров уезжает, а Аркадий увлекается Катей.

Изначально они испугались своих чувств, но позже решили пожениться.

Со временем, Евгений рассказывает другу всю правду, которая произошла в Марьино. Во время встречи с Одинцовой, Базаров признает свои ошибки и предлагает остаться просто друзьями. Прощаясь с другом Евгений не сказал ничего доброго, а лишь обвинил его в том, что тот не годится для важных дел.

Базаров живет у родителей, а спустя время начинает помогать отцу лечить больных. Однажды, при вскрытии трупа, он случайно ранит себя и заражается тифом. Перед смертью герой встречается с Одинцовой, сообщает ей о своих чувствах и умирает.

Через полгода отыграли две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой. Дела в семействе пошли хорошо. Кирсанов-старший уехал за границу, а Анна Сергеевна вновь вышла замуж, но уже не по любви.

Жизнь продолжается, на могилу Базарова приходят два старичка и молятся за упокоение усопшей души.  

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/364

Сочинение «Мир Отцов в романе Тургенева Отцы и дети»

Однажды Иван Сергеевич Тургенев заметил, что его роман «Отцы и дети» направлен против дворян как представителей главенствующего класса. При этом автор, по собственному признанию, выбрал из всего дворянства для своего произведения лишь глубоко положительных для того, чтобы их полнейшую несостоятельность.

Дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов, показан Тургеневым как аристократ, человек хорошо образованный, с отличными манерами, следящий за собой. Он является сыном генерала, в прошлом служил в столице, мог сделать блестящую карьеру военного. Однако в свое время пострадал от несчастной любви, которая опустошила его душу и лишила всего.

Разочаровавшийся в жизни Павел Петрович приезжает в далёкое имение Марьино к родному брату и остается там навсегда. Судьба кардинально изменила его окружение, но она не смогла поломать устоявшиеся манеры и сложившиеся привычки поведения.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Во взглядах героя соединилось западничество и славянофильство. Будучи молодым, он считал себя либералом. Русских людей Кирсанов называет патриархальными. Народ, по его словам, почитает предания минувших лет, живет верой и за это заслуживает уважения.

Однако при разговоре с простолюдинами Павел Петрович всегда морщится и начинает нюхать одеколон. Символом его любви к крестьянам является пепельница в виде лаптя, что стоит на его столе. Иными словами, Павел Петрович – любящий себя аристократ, покончивший с былой жизнью. Он не живет, а существует ныне. Тургенев даже написал, что герой ныне стал мертвецом.

Возникновение рядом Базарова, человека с резко противоположными взглядами и стремлениями, привнесло в вялотекущую жизнь «отцов» активность. И это вызвало некое раздражение. Евгений Базаров не воспринимает ценностей дворян, даже активно выступает против них.

Не видит смысла в чтении поэзии, не понимает, как можно наслаждаться пейзажами. Смысл природы он видит лишь в возможности использования ее материалов. Базаров не верит в чувства, в том числе в любовь, воспринимая сие чувство как химическую реакцию.

Поэтому Евгению было невозможным понять боль от былых сердечных мучений героя. Он видит эту историю бессмысленной и даже смешной.

Павел Кирсанов буквально с первого взгляда стал презрительно относиться к Базарову, считая того плебеем и нахалом, не достойным уважения. При этом его нельзя назвать злым человеком. Напротив, он тепло относиться к Фенечке, он уважает брата и любит племянника Аркадия. А после дуэли старший Кирсанов даже отметил мужество Евгения.

Все сказанное Базаровым буквально перечеркнуло прошлую жизнь Кирсанова. Ведь, по мнению Базарова, он старик, который сидит, ничего не делает, а все, что он говорит, только пустые слова.

На это заявление Кирсанов принимается защищать не только себя, но и все дворянство.

И ему удалось отыскать слабое место в философии Базарова: нигилисты все отрицают, ничего не строя взамен, а ведь так можно все разрушить.

Представителем сего поколения является брат Павла Николай Кирсанов. Он очень добрый и тихий человек.

Потеряв жену, он нашел свою любовь и ныне живет в счастье рядом с Фенечкой и маленьким ребенком, у его хорошие отношения с сыном Аркадием. Его жизнь состоит из мелких повседневных забот.

Он старается улучшить имение, но при этом, как и все дворяне показывает абсолютную неприспособленность к жизни.

Аркадий, несмотря на молодые годы, по своим воззрениям относится к поколению «отцов». Он учится вместе с Базаровым в университете, считает его примером для подражания, уважает в нем силу духа и принципиальность.

Аркадий добрый, любит своего отца, он с ранних лет воспринял идеи дворян. Поэтому несмотря на то, что подражает Базарову и называет себя сначала нигилистом, вскоре отходит от всех этих воззрений и находит тихое счастье с Катей Одинцовой.

Он видит свое будущее в создании семьи и жизни в родовом имении. Ему нравится покой и безмятежность.

Трогательными героями показаны в произведении родители Базарова. Они простые люди, живут в деревне, сына своего любят и готовы на все ради его благополучия. Отец его был военным, лично знал некоторых декабристов. Он великий созидатель.

Мать Базарова была вежливой, тихой женщиной. Никогда ни на кого не повышала, только вот сплетничала иногда. Тургенев описывает стариков Базарова с особой любовью.

Эта семья заложила в характер Базарова настоящие нравственности ценности и их нельзя изменить.

Своим романом Тургенев показал важность связи между поколениями. Благодаря этой невидимой нити, связующей представителей одной семьи, удается сохранить все самое ценное и хрупкое и пронести сквозь года.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/07/sochinenie-mir-ottsov-v-romane-turgeneva-ottsy-i-deti.html

Сочинение-рассуждение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

«Размышляя над прочитанным…»

Сочинение-рассуждение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Говоря о восприятии произведения классической литературы, мы понимаем, что восприятие индивидуально. Каждый по-своему понимает классическое произведение, опираясь на неповторимый жизненный опыт. А само произведение всегда сложно и многогранно, поэтому и появляется масса его интерпретаций со стороны читателей и критиков.

Читайте также:  Анализ «легенда о данко» горький (7 класс)

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» является несомненным достоянием русской классической литературы, поэтому он обладает соответствующей смысловой глубиной. В этом романе показано несколько проблем, не утративших своей актуальности. На школьных уроках, как правило, подробно разбирают только одну из них: конфликт поколений в частной и общественной жизни.

Я в своем сочинении хочу посмотреть на роман с другой стороны. Мне видится в нем еще одна проблема: трагедия сильной личности.

Вспомним эпиграф к бессмертной трагедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

  • «Судьба проказница, шалунья,
  • Определила так сама:
  • Всем глупым — счастье от безумья,
  • Всем умным — горе от ума».

В романе И.С. Тургенева «горе от ума» настигает Е. Базарова и П. Кирсанова, а также А. Одинцову. За что же страдают именно эти герои? Неужели их трагедия неизбежна?..

Поговорим о каждом из них и постараемся ответить на эти вопросы.

***

Евгений Базаров является ключевой фигурой романа. Читатели дают этой фигуре противоречивые оценки, но в одном безусловно сходятся: Базаров обладает удивительной силой духа.

Помимо этого, ему присущ редкий ум, благодаря которому он видит все недостатки окружающей его действительности. Но как их исправить, он не имеет ни малейшего понятия. Это угнетает героя.

В десятой главе романа стоит обратить внимание на ответ Базарова Николаю Кирсанову:

«- Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.

— Это уже не наше дело…»

Но «своего» дела герой найти не смог. Трагедия Базарова – это трагедия непонятой души и нереализованного потенциала. Базаров обладает огромной внутренней силой, но не имеет возможности применить ее, и эта сила словно бы разрывает его изнутри. Вот что писал о Базарове литературный критик Д.И. Писарев:

«Ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя он не признает никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа. Впереди – никакой высокой цели; в уме – никакого высокого помысла, и при всем этом – силы огромные…»  

Павел Кирсанов в романе играет иную роль. На первый взгляд, Павел – антипод Базарова. В романе они резко противопоставлены. И тем не менее, мы можем найти сходство у этих героев. Кирсанов ни на йоту не уступит Базарову в силе духа, иначе бы они просто не могли противостоять друг другу.

Но трагедия Павла Петровича все-таки другого рода. Это трагедия сломанной жизни.

Но не сломанной личности! Базаров был неправ, говоря о нем « …человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен…»

Нет, Павел Кирсанов не утратил своей внутренней силы, но, как и Базаров, оказался неспособен ее применить. Несчастная любовь лишила его смысла жизни, и его существование, как и существование Базарова, стало бесцельным.

Третий несчастный герой «Отцов и детей» — Анна Одинцова. Когда я думала о несчастии этой героини, я вспомнила слова Коко Шанель: «Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины, а глупость – чтобы мы любили мужчин».

Трагедия Одинцовой как раз в том, что она умна; более того, она слишком умна для женщины. Этот взыскательный и строгий ум лишает ее способности к слепому самопожертвованию, не дает ей полюбить. А Одинцова хочет любить и страдает от того, что не может реализовать свое женское начало.

В ней развивается сложный внутренний конфликт, который она не может разрешить.

  1. Вспомним диалог Одинцовой и Базарова в семнадцатой главе романа:
  2. «Я несчастлива оттого… что нет во мне желания, охоты жить».
  3. «Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу».
  4. «Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной — длинная, длинная дорога, а цели нет… Мне и не хочется идти».
  5. «— Вам хочется полюбить, — перебил Базаров, — а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье.

Разве я не могу полюбить? — промолвила она.

  • Едва ли!»
  • Базаров чувствует и понимает Одинцову очень тонко. И он же сам говорит ей о причине ее несчастья:
  • «— Притом, вы, может быть, слишком требовательны…

Может быть. По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо.

Что ж? — заметил Базаров, — это условие справедливое, и я удивляюсь, как вы до сих пор… не нашли, чего желали.

А вы думаете, легко отдаться вполне чему бы то ни было?

Не легко, если станешь размышлять, да выжидать, да самому себе придавать цену, дорожить собою то есть; а не размышляя, отдаться очень легко.

Как же собою не дорожить? Если я не имею никакой цены, кому же нужна моя преданность?

Это уже не мое дело; это дело другого разбирать, какая моя цена. Главное, надо уметь отдаться».

Одинцова лишком умна, чтобы «отдаться». Жизнь Анны Сергеевны так же бессмысленна, как и жизнь Базарова и Кирсанова.

Смысл жизни женщины – любить мужчину и заботиться о его детях, а Одинцова не может этого достичь. Одинцова сама, в свою очередь, понимает несчастного Базарова. Они оба – люди без будущего.

Недаром она говорит ему: «Ну, теперь я понимаю, почему мы сошлись с вами; ведь и вы такой же, как я».

Таким образом, общая черта всех трех «сильных» героев романа – отсутствие жизненной цели. Это беда, которая неизбежно губит человека. Человек без цели постоянно мучатся сомнениями, которые изматывают его душу, разрушая ее целостность и гармонию. Являются ли неизбежными страдания сильной личности? Я думаю, да.

Наша жизнь непостоянна. Ни одна опора, ни один ориентир не может вечно существовать человека. «Линия жизни» не может быть прямой. Рано или поздно человек теряет «точку опоры», и тогда он остро нуждается в новой цели, в новом смысле жизни. Но чтобы найти его, человеку нужно приспособиться к изменившимся обстоятельствам, изменить самого себя.

Проблема сильной личности – в устойчивости тех правил, которые она усваивает в самом начале жизни. В неотступном следовании собственным непреложным законом и заключается ее сила. Изменить себя – изменить самим себе – такие люди не могут. Поэтому они подолгу страдают и не могут заново найти себя в жизни. Случается, что до конца жизни так и не находят.

Существуют другие люди, которые к любому толчку судьбы могут быстро приспособиться. Для них не существует большой мечты, сильной любви, глубокого потрясения. Таких «приспособленцев» называют посредственностями. Это не хорошо и не плохо, это основная человеческая масса – масса не штучных, не удивительных, а обыкновенных неглубоких людей.

Наш мир устроен так, что счастливы в нем могут быть только посредственности. Мы видим это в романе на примере Николая Кирсанова и Аркадия.

Все герои романа пережили трагедию любви, но Базаров, Павел Кирсанов и Одинцова томились ей долго, не смогли ее принять, а «приспособленцы» Николай и Аркадий утешились: Николай – с Фенечкой после смерти жены, Аркадий – с Катей, поняв равнодушие Анны.

Сама Анна делает попытку создать семью, но едва ли ей удается достичь своей мечты и полюбить по-настоящему. В конце романа счастливы лишь «приспособленцы». Это показывает нам, что яркий след в жизни окупается ценой незаслуженных страданий, а счастье заслуживается покорностью судьбе.

И здесь я оставлю вопрос, на который сама не могу ответить. Многие из нас грешат честолюбием и непременно хотят надолго остаться в человеческой памяти. Но роман «Отцы и дети» показывает нам, какую цену придется за это заплатить.Так стоит ли игра свеч?..

Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenierassuzhdenie-po-romanu-is-turgeneva-otci-i-deti.html

Отцы и дети в романе И. С. Тургенева

«Отцы и дети» — роман, отразивший противостояние двух об­щественных сил, сложившихся в России к 60-м годам XIX в., — либеральных дворян («отцов») и демократов-разночинцев («детей»). Название имеет двойной смысл: помимо противостояния идейно-­политических сил это и вечная проблема поколений.

Молодое поколение представляют два персонажа романа — Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Но в идеологическом плане к «детям» принадлежит только Базаров. Он воплощает поколе­ние, которое сознательно отрицает и уничтожает то, что, по его мнению, тормозит развитие общества. Это одинокий герой, в целом трагическая фигура.

Тургенев отразил в Базарове многие типические черты раз­ночинцев. Он — человек из народа, помнящий, что его «дед зем­лю пахал». Базаров близок к народу, к нему тянутся простые люди, чувствуя, что он «свой брат, не барин», о чем герой гово­рит «с надменной гордостью». Хотя Базарову иногда кажется, что русский мужик — «таинственный незнакомец», но он знает жизнь народа и уровень его сознания.

Демократизм Базарова отражен в чертах его лица, в одежде, во всем внешнем облике. Базаров привык трудиться. Даже на отдыхе в усадьбе Кирсановых он постоянно чем-то занят. Он увлечен естественными науками, свои занятия считает важной общественной задачей. Основой его мировоззрения является материализм. Базаров — практик. Он стремится во всем найти целесообразность, пользу.

Отсюда его нигилизм в отношении к искусству (Рафаэль «гроша медного не стоит»), к красоте при­роды («природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работ­ник»), к любви (ее он называет «белибердой»).

Тургенев показы­вает, что Базаров склонен из принципиальности и любви к логике доводить свой материализм и практицизм до самых последних ступеней, до вульгарного материализма и даже цинизма.

Образ Базарова полнее всего раскрывается в столкновениях с представителями «отцов». Увлеченный мощью натуры Базарова, Аркадий Кирсанов тем не менее не может быть его соратником; по определению Базарова, он «либеральный барин».

Но, желая идти в ногу со временем, Аркадий пытается найти идеал вне дворянской идеологии, хотя, как оказывается, базаровская ему совершенно чужда. Аркадий прав, отстаивая в спорах с Базаро­вым ценность искусства, поэзии, природы как источника кра­соты.

Но он хранитель традиций «отцов» не только в отношении культуры, а и в идеологии.

Главным идеологическим противником Базарова является Павел Петрович — аристократ, не умеющий говорить с народом (рядом с крестьянами он «морщится и нюхает одеколон»), анг­ломан, человек с «щегольски-сухой душой». Он совершенно ото­рван от народа, от национальной почвы: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя».

Этот лапоть — все, что связывает Павла Петровича с родной землей. Поэтому самоуве­ренно он считает, что верноподданный народ никогда не пой­дет за бунтарями, каким ему представился Базаров. Павел Пет­рович — антагонист Базарова во всем, начиная от привычек, манеры одеваться, отношения к искусству и заканчивая отноше­нием к общественному устройству.

Базаров отрицает все, даже то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить», — крепостное право, религию, самодержавие. В Павле Петровиче много досто­инств и прежде всего — «безукоризненная честность», щедрость, «заступничество за крестьян».

Однако его «принципы» отжили свой век, что особенно ярко показала дуэль (по словам Тургене­ва, «дуэль введена для наглядного доказательства пустоты эле­гантно-дворянского рыцарства»). Материал с сайта //iEssay.ru

Николай Петрович Кирсанов, «красный барин», много тру­дится, чтобы улучшить жизнь крестьян. Он сторонник постепен­ных реформ, типичный дворянин-либерал, думающий, что длин­ными речами можно «вразумить» мужиков.

Николай Петрович пытается понять Базарова, чувствует, что «за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами…».

Воз­можно, романтик и эстет, деликатный и мягкий, Николай Пет­рович понимает, но не хочет сказать, что это «что-то» — жест­кая принципиальность и грубая сила материализма, появление которого было исторически закономерно.

  • Базаров в спорах с «отцами» оказывается победителем, но спора с жизнью некоторые его принципы не выдерживают (лю­бовь к Одинцовой, например).
  • Тургенев писал, что в Базарове ему «мечталась фигура су­мрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».
  • Смерть Базарова — последний трагический аккорд в заверше­нии характера героя, свидетельствующий, что время Базаровых еще не пришло.

На этой странице материал по темам:

  • в чем превосходство е.базарова над «отцами».
  • противостояние отцов и детей в романе тургенева
  • сочинение отцы и дети в романе с планом и эпиграфом
  • сочинение на тему отцы и дети в романе и.с.тургенева
  • иван сергеевич тургенев отцы и дети сочинение

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/t/turgenev/sochineniya/otcy-i-deti/otcy-i-deti-v-romane-i.-s.-turgeneva

Ссылка на основную публикацию